Аналитика аналитические обзоры. Аналитика аналитические обзоры Инвестиции до заключения контракта

Накануне нового года Правительство Российской Федерации изменило правила заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Новые правила призваны усовершенствовать механизм СПИК с учетом опыта его применения. Поправки вступят в силу 18.06.2018, но ввиду продолжительности инвестиционного планирования и процедуры заключения контракта знать об изменениях полезно уже сейчас.

Обновленные правила более детально регламентируют требования к инвестициям, инвестору и привлеченным лицам, а также к документам, которые потребуются инвестору для заключения контракта. Кроме того, уточняются порядок и сроки рассмотрения заявления инвестора, определяется процедура изменения и расторжения СПИК. С учетом поправок и практики заключения СПИК актуализируется типовая форма контракта. Рассмотрим подробнее ключевые и ожидаемые изменения.

Инвестиции до заключения контракта

По новым правилам контракт можно заключить и в отношении уже начатого инвестиционного проекта. Достаточно, чтобы проект реализовывался в том календарном году, в котором инвестор подал заявление о заключении СПИК. При этом вложения, предшествующие заключению контракта, считаются расходами в рамках проекта.

Регламентировано также право инвестора заключить СПИК в отношении нового этапа длящегося проекта, даже если проект запущен задолго до заключения контракта. Новый этап должен реализовываться не раньше того календарного года, в котором инвестор подает заявление. Но это не единственное условие, которое потребуется выполнить.

В отношении нового этапа необходимо составить отдельный бизнес-план, который предусматривает дополнительные инвестиции в объеме не меньше стандартного "входного порога" для заключения СПИК. При этом в новый этап потребуется инвестировать как минимум 50 % объема инвестиций для реализации всего проекта.

Инвестиции в проект вплоть до заключения контракта ранее не учитывались. Инвесторы также задавались вопросом, можно ли вообще заключать СПИК применительно к дополнительному этапу уже запущенного проекта.

В целом поправки отвечают запросам рынка. Они позволяют начать проект, не дожидаясь рассмотрения заявления инвестора. Кроме того, инвестор получил возможность не останавливать длящийся проект на это время при реализации его нового этапа, что могло бы привести к серьезным финансовым издержкам.

Срок контракта, объем и состав инвестиций

Предельный срок СПИК не изменился, несмотря на поручение Президента России по итогам Петербургского международного экономического форума. Он по-прежнему составляет 10 лет. Впрочем, этот срок нельзя увеличить, изменив только правила заключения СПИК. Для этого потребуется изменить федеральный закон.

Инвестор по-прежнему должен вложить в проект не менее 750 млн рублей (без учета НДС). Тем не менее новые правила допускают, что иной объем инвестиций может быть предусмотрен нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одна из долгожданных новелл состоит в том, что в запланированные расходы в рамках проекта вошли расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проведение клинических испытаний. Вложениями в проект считаются также издержки на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, прав на конструкторскую, техническую документацию. Однако в совокупности расходы по обоим направлениям не должны превышать 25 % процентов объема всех запланированных расходов.

Поправки обошли стороной активно обсуждаемую проблему, которая связана с расчетом показателей СПИК только в денежном выражении. При обсуждении новых правил представители бизнеса предлагали позволить частной стороне рассчитывать объемы произведенной и реализованной продукции в натуральном выражении. На наш взгляд, действующее регулирование нельзя назвать сбалансированным. Оно может отпугнуть потенциальных инвесторов и возложить на них риски, которые они не контролируют.

Требования к частной стороне контракта

Перечень требований к инвестору и третьим лицам, которых тот привлекает для участия в реализации проекта, дополнился и стал более строгим.

Участниками СПИК не могут быть предприниматели и компании, которые зарегистрированы в государстве или на территориях из утвержденного перечня офшорных зон. Причем аналогичный запрет распространяется и на случаи, когда в офшорной зоне зарегистрированы организации, которые контролируют компанию-инвестора. Новелла несомненно нацелена на повышение прозрачности российской экономики и борьбу с уклонением от налогообложения, что вписывается в кампанию по деофшоризации национальной экономики.

Первоначально авторы изменений хотели распространить запрет на регистрацию в любой "низконалоговой юрисдикции". Однако они все же прислушались к деловому сообществу и вместо неоднозначного термина использовали привязку именно к перечню офшорных зон. Замена формулировки заслуживает одобрения, поскольку теперь можно определить конкретные государства и территории, которые попадают под ограничение.

Другое новшество выражается в том, что на момент принятия межведомственной комиссией (МВК) решения о заключении контракта ни инвестор, ни привлеченные лица не должны находиться в процессе реорганизации. При этом правила блокируют все формы реорганизации.

Изменения затронули и состав частной стороны СПИК. Инвестор получил возможность привлекать к участию в реализации проекта не только производителя продукции, но и инжиниринговый центр, дистрибьютора продукции, финансовый центр и других лиц (перечень открыт). Однако правила устанавливают функции и обязанности только применительно к промышленному предприятию. Нюансы участия других привлеченных лиц полностью определяют сами участники контракта.

Сферы использования контракта

Из названия типовой формы СПИК для отдельных отраслей промышленности исчез исчерпывающий перечень таких отраслей. Рассматриваемый инвестиционный механизм стал применим не только в промышленности в узком смысле, но и в энергетике, в агропромышленном комплексе.

Правительство Российской Федерации установило, что Минэнерго России будет заключать СПИК применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности, а Минсельхоз России - в своей сфере деятельности.

Комплект документов к заявлению инвестора

Расширился перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению о заключении СПИК.

В виде отдельных документов требуется подготовить графики реализации проекта, привлечения средств для финансирования проекта с указанием источников средств, а также график инвестирования средств. На практике такие сведения Минпромторг России запрашивал и раньше.

Помимо перечисленного, инвестор должен предоставить справку с подробным указанием структуры участников проекта, в том числе лиц, заинтересованных в реализации инвестиционного проекта, не являющихся инвестором или привлеченными лицами.

К заявлению также требуется приложить справку о соответствии инвестора и привлеченных лиц требованиям, предусмотренным правилами СПИК. В сущности, справка представляет собой заверение об обстоятельствах (ст. 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому если такой документ содержит недостоверные заверения, это чревато отказом публичной стороны от контракта и необходимостью возместить убытки.

Порядок рассмотрения заявления инвестора

Если документы поданы верно, уполномоченный орган направит их в МВК вместе с проектом решения касательно возможности заключения контракта и проектом самого контракта. Если документы инвестора не соответствуют установленным требованиям, орган вернет их заявителю и обоснует, какие требования нарушены.

Появилось дополнительное основание для отказа в заключении контракта. Использовать механизм СПИК теперь невозможно, если объем инвестиций в проект меньше расходов бюджета на преференции для инвестора.

Общий срок с момента подачи заявления о заключении СПИК и до момента, когда согласованный проект контракта направят инвестору, увеличился и составляет до 90 рабочих дней. Если раньше уполномоченный орган направлял инвестору решение МВК в течение 10 рабочих дней с момента его получения, теперь на эту процедуру потребуется до 15 рабочих дней с момента, когда комиссия приняла решение. При положительном решении комиссии вместе с самим решением инвестор получал проект СПИК на подписание, по новым же правилам проект контракта направляется в течение 30 рабочих дней со дня заседания комиссии.

Процедура и основания изменения, расторжения контракта

Для изменения условий СПИК инвестор должен подать в уполномоченный орган соответствующее заявление. Одновременно с этим потребуется обосновать необходимость изменений, подготовить проект соглашения об изменении контракта и отчет о достижении результатов по действующему контракту. Уполномоченный орган рассмотрит обращение инвестора в течение 30 рабочих дней и подготовит проект решения о возможности изменения, после чего документы будут переданы в МВК.

Комиссия рассмотрит заявление об изменении условий и подпишет соглашение о внесении изменений в заключенный контракт в порядке и сроки, которые предусмотрены для заключения контракта.

Как инвестор, так и Российская Федерация могут инициировать расторжение инвестиционного контракта. В обоих случаях решение о целесообразности такого расторжения принимает МВК. Запрос о необходимости расторжения СПИК с приложением документов в комиссию направляет уполномоченный орган. Срок передачи документов уполномоченным органом в комиссию не регламентирован.

Комиссия рассмотрит поступившие документы в течение 30 рабочих дней со дня, когда уполномоченный орган направил их в МВК. Ее решение послужит основанием для подписания соглашения о расторжении контракта либо для обращения в суд с соответствующим требованием.

Обновленная типовая форма СПИК также устанавливает предельно допустимый уровень отклонения показателей исполнения контракта, чем вносит определенность в отношения сторон. Инвестор и привлеченные лица должны быть готовы к тому, что, если названные показатели отклоняются более чем на 20 % по итогам каждого года, это повлечет изменение или расторжение контракта. Прежняя же форма СПИК конкретные пределы такого отклонения не указывала. В то же время участникам контракта зачастую с трудом удавалось достигнуть баланса частных и публичных интересов в этом вопросе.

См. постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2017 № 1564 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся специального инвестиционного контракта".

Поручение об увеличении предельных сроков действия СПИК опубликовано 14.06.2017 на интернет-сайте президента России – http://www.kremlin.ru .

См. ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".

Минфин России предлагает увеличить данный порог до 1 млрд рублей и при этом не учитывать заемные средства и выручку от реализации инвестиционного проекта. Такие требования предусматривает разработанный министерством законопроект о специальных инвестиционных контрактах (СПИК 2.0).

Перечень офшорных зон утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)".

В состав участников проекта могут включаться в числе прочих заинтересованные лица, т.е. лица, которые имеют право на получение более 20 % чистой прибыли инвестора (привлеченных лиц) и (или) которые предоставляют более 20 % общего объема средств для финансирования проекта (кроме финансовых организаций, институтов развития), а также основные поставщики материалов и комплектующих, необходимых для производства продукции, или покупатели продукции, планируемой к выпуску в результате реализации проекта (в случае если соответствующие поставщики и (или) покупатели известны на дату подачи заявления о заключении СПИК).

Специальный инвестиционный контракт (СПИК). Выгоды для инвесторов СПИК

зам. директора департамента консалтинга АФ «АВУАР»

Специальные инвестиционные контракты (далее – СПИК) введены федеральным законом «О промышленной политике в РФ». Фонд развития промышленности выступает оператором по заключению СПИК.
Специальный инвестиционный контракт – это соглашение между инвестором и Российский Федерацией (или её субъектом), в котором фиксируются обязательства инвестора (освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок) и РФ или её субъекта (гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки).
Механизм действия в рамках СПИК в Челябинской области определен и регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 №708 «О специальных инвестиционных контрактах (СПИК) для отдельных отраслей промышленности» и Постановлением Правительства Челябинской области от 20.04.2016 №215-П «О порядке заключения специального инвестиционного контракта, стороной которого является Челябинская область»
Промышленное предприятие может заключить следующие типы СПИК:
- создание или модернизация промышленного производства;
- освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ;
- внедрение наилучших доступных технологий (реализация по факту разработки и публикации 43 справочников НДТ на сайте РОССТАНДАРТ).
Срок действия СПИК равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет, но не более 10 лет.
Минимальный объем инвестиций для заключения СПИК с участием РФ составляет 750 млн. руб.
Минимальный объем инвестиций для заключения СПИК с участием региона составляет 350 млн. руб.
Какие выгоды получает инвестор от заключения СПИК:
- во-первых, это стабильность налоговых и регуляторных условий бизнеса;
- во-вторых, специальные для участников СПИК федеральные и региональные меры стимулирования.

В частности, при заключении СПИК инвестору предоставляются:

1. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ:
- не ухудшение налоговых условий;
- возможность снижения до 0% ставки налога на прибыль;
- возможность снижения ставок региональных и муниципальных налогов (на имущество; на землю и др. в зависимости от регионального и муниципального законодательства)
Налоговые меры стимулирования в рамках СПИК осуществляются в зависимости от стороны контракта – с участием РФ или с участием региона / муниципального образования, а именно:
1.1. Заключен СПИК с участием РФ:
1.1.1. Неприменение положений законодательства о налогах и сборов, ухудшающих условия участников СПИК:
- до даты окончания срока действия СПИК;
- до даты окончания сроков действия налоговых ставок, льгот, порядка исчисления, сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения СПИК.
1.1.2. Возможность применения коэффициента (не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, включенных с 1 по 7 амортизационные группы и произведенных в соответствии с условиями СПИК
1.1.3. Возможность снижения размера ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, до 0% (Применение льготной ставки возможно только для инвесторов, заключивших СПИК с РФ и субъектом РФ).
Пониженная до 0% ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, возможна при соблюдении следующих условий:
- доходы от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК;
- не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении базы налога на прибыль инвестора;
- регистрация юр.лица в РФ – отсутствие обособленных подразделений за пределами субъекта РФ;
- неприменение специальных налоговых режимов;
- инвестор не является: участником консолидированной группы налогоплательщиков; некоммерческой организацией, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией; резидентом ОЭЗ или ТОСЭР; бывшим участником РИП / участником / правопреемником участника реализуемого РИП

1.2. Заключен СПИК с участием региона / муниципального образования
1.2.1. Возможность снижения размера налоговой ставки налога на прибыль, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ, до 13,5%
1.2.2. Возможность освобождение от уплаты налога в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, которое создается, приобретается, реконструируется и модернизируется в ходе реализации СПИК

2. СТАТУС РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. Ускоренная и упрощенная процедура получения статуса российского производителя (в рамках приказа Минпромторга России от 12.11.2015 №3568).

3. УПРОЩЕННЫЙ ДОСТУП К ГОСЗАКАЗУ. Возможность получения статуса единственного поставщика продукции, произведенной в рамках СПИК (участие в госзакупках на внеконкурсной основе) (ФЗ от 03.07.2016 № 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В течение 60 календарных дней с даты заключения СПИК, включающего данную меру, разрабатывается проект акта Правительства РФ об определении участника СПИК единственным поставщиком
3.1. Заключен СПИК с участием РФ
Правительство РФ вправе определить участника СПИК единственным поставщиком товаров для закупок в целях обеспечения для государственных и муниципальных нужд.
Для этого необходимо соблюсти следующие условия:
- СПИК заключен с РФ;
- объем инвестиций превышает 3 млрд. рублей;
- производство товара в РФ будет осуществляться российским юридическим лицом;
- страной происхождения товара является РФ (приказ Минпромторга России от 12.11.2015 № 3568 во исполнение постановления Правительства РФ от 17.07.2015 № 719)
Отлагательные условия:
а) количество товара, поставку которого производитель осуществляет в течение года по контракту, не должно превышать 30% произведенного товара в рамках СПИК, в течение данного календарного года
б) ответственность производителя товара за превышение указанного количества товара в виде штрафа, размер которого составляет 50% стоимости такого превышения
в) обязанность производителя формировать и размещать в единой информационной системе отчет о соблюдении требований подпункта "а" настоящего пункта ФЗ от 03.07.2016 № 365 вносит изменения в Земельный Кодекс РФ

4. АРЕНДА ЗЕМЛИ. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для участников СПИК заключается без проведения торгов.

5. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ ОТ 16.05.2016 №416, №417, №418, №419, №420, №421)
Субсидии для предприятий сельскохозяйственного и специального машиностроения
5.1. Компенсация затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств (до 90% затрат на производство техники и поддержку гарантийных обязательств за вычетом затрат на оплату труда, электроэнергию)
Требования:

- производитель заключил СПИК с обязательством по локализации;
- производитель использует НИОКР по гос. контракту с Минпромторгом России

5.2. Компенсация части затрат на содержание рабочих мест (до 90% затрат)
Требования:
- производитель выполняет необходимые технологические операции;
- производитель заключил СПИК с обязательством по локализации в соответствии с требованиями ПП РФ от 17.07.2015 № 719 или иных нормативных правовых актов

5.3. Компенсация части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями (до 90% затрат)
Требования:
- производитель выполняет необходимые технологические операции;
- производитель заключил СПИК с обязательством по локализации.

6. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ ОТ 27.12.2012 №1432)
Программой предусмотрено возмещение затрат производителей с/х техники на ее реализацию покупателям и лизинговым компаниям со скидкой 15-20% цены продукции (реализуется Минсельхозом России)
Размер субсидии:
- 15% цены с/х техники (без НДС), но не более предельного размера субсидии на единицу техники;
- 20% цены с/х техники (без НДС), но не более предельного размера субсидии на единицу техники (в случае реализации с/х техники производителями Сибирского, Дальневосточного федеральных округов, Республики Крым, г. Севастополя, Калининградской области). Предельный размер субсидии на единицу техники определен Приложением к ПП РФ от 27.12.2012 №1432
Требования к производителям:
- юридическое лицо, налоговый резидент РФ не менее 3 лет, осуществляющее производство с/х техники;
- наличие прав на конструкторскую и технологическую документацию;
- наличие соглашений с расположенными не менее чем в 40 субъектах РФ сервисными организациями по техническому обслуживанию техники. Данное требование относится к тракторам, зерно- и кормоуборочным комбайнам o производитель осуществляет на территории РФ технологические операции, согласно ПП РФ №1432
Исключения в части соответствия технологическим операциям, согласно ПП РФ №1432:
- с/х техника, разработанная в результате выполнения НИОКР, осуществленных по гос. контракту, заключенному с Минпромторгом России;
- с/х техника, произведенная в рамках СПИК, заключенного в установленном порядке с Минпромторгом России и предусматривающего выполнение требований по поэтапному достижению уровня технологических операций, осуществляемых на территории РФ (ПП РФ №719)

7. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ от 26.04.2017 №496)
АО «Российский Экспортный Центр» – агент Правительства РФ по вопросу о предоставлении субсидий, действующий на основании договора с Минпромторгом России.
Требования:
- организация относится к отрасли автомобилестроения, сельхозмашиностроения, транспортного машиностроения, энергетического машиностроения;
- получатель субсидии – производитель или аффилированное лицо, осуществляющее поставки;
- получатель субсидии – юр. лицо, зарегистрированное в РФ;
- понесены затраты по контрактам на поставку продукции;
- транспортировка осуществлялась: не ранее 1 октября года, предшествующему текущему финансовому, от пунктов отправления в РФ автотранспортом экологического класса не ниже 3-го / ж/д транспортом / водным транспортом / своим ходом o в уставном капитале доля юр. лиц, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях, не превышает 50%
Размер субсидии зависит от коэффициента субсидирования:
- 0,8 – коэффициент применяется в случае если организация:
 осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (за исключением организаций автомобилестроения);
заключила СПИК с РФ o осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (акт экспертизы ТПП РФ) и представляет сертификат о происхождении товара на партию колесных транспортных средств;
 осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (акт экспертизы ТПП РФ) и представляет сертификат о происхождении товара на партию колесных транспортных средств* и имеет соглашение о промсборке;
 представляет в отношении товара (кузовов, узлов и агрегатов моторных транспортных средств и автомобильных компонентов) документ о его происхождении в РФ (сертификат о происхождении товара) o является стороной действующего соглашения о промсборке
- 0,6 - коэффициент применяется в случае если организация автомобилестроения:
 осуществляет либо по состоянию на 1 января 2015 г. осуществляла производство колесных транспортных средств, их узлов и агрегатов и (или) автомобильных компонентов в соответствии с соглашением о промсборке;
 осуществляет производство продукции в соответствии с требованиями ПП РФ №719 (акт экспертизы ТПП РФ)

8. ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ (ПП РФ ОТ 06.02.2016 г. № 81). ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ УТИЛИЗАЦИОННОГО СБОРА

Регуляторная мера стимулирования для организаций, включенных в Реестр крупнейших производителей самоходных машин и (или) прицепов (Реестр).

Условия включения в Реестр:

8.1. Соответствие требованиям Приложения 1 приказа Минпромторга России от 18.02.2016 № 406:

Производитель является налоговым резидентом РФ и осуществляет производство самоходных машин и прицепов не менее N лет;

Наличие прав на конструкторскую и техническую документацию в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее N лет;

Наличие в РФ сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание продукции;

Осуществление в РФ N производственных операций.

8.2. Наличие самоходных машин и (или) прицепов, разработанных в рамках НИОКР по гос. контракту, заключенному с Минпромторгом России

8.3. Производство самоходных машин и (или) прицепов на базе самоходных машин и (или) прицепов, изготовленных организацией, включенной в Реестр

8.4. Производитель заключил СПИК с РФ в сфере производства самоходных машин и (или) прицепов

8.5. Производство в РФ не менее 3х лет с использованием сырья, материалов, компонентов, узлов и агрегатов, произведенных в ЕврАзЭс, и наличие соглашений с сервисными центрами, сотрудничающими с производителями не менее 1 года, не менее чем в 40 субъектах РФ

Механизм заключения СПИК с участием РФ следующий:

Шаг 2. Минпромторг России при участии ФРП готовит предварительное заключение и согласовывает его со структурными подразделениями Минпромторга России, региональными ОИВами.

Шаг 3. Межведомственная комиссия (МВК) рассматривает проект и принимает решение о возможности заключения СПИК, его основных параметрах

Шаг 4. Минпромторг России при участии ФРП готовит проект СПИКа, согласовывает со структурными подразделениями Минпромторга России и Минфином России

Шаг 5. Инвестор и Минпромторг в случае согласия инвестора подписывают СПИК.

Механизм заключения СПИК с участием Челябинской области предусмотрен Постановлением Правительства Челябинской области от 20.04.2016 №215-П «О порядке заключения специального инвестиционного контракта, стороной которого является Челябинская область».

Заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров отметил: «Челябинская область в числе первых субъектов РФ утвердила порядок заключения и реализации специнвестконтрактов. Это новая мера стимулирования промышленности, нацеленная на увеличение инвестиционной активности предприятий и создание новых производств, которая не требует дополнительного финансирования из областного бюджета».

9 июля. сайт - Правительство РФ завершило работу над новым механизмом специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0), он будет готов к осени, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Козак на Международной промышленной выставке "Иннопром". "На прошедшей неделе мы в правительстве завершили работу по совершенствованию института специальных инвестиционных контрактов. К осени так называемый СПИК 2.0 будет оформлен в виде соответствующих нормативно-правовых актов и будет нацелен на создание новых технологий, которые еще не имеют применения в России", - заявил Д.Козак. "Здесь очень важно обеспечить открытость и предсказуемость государства для бизнеса, стабильные условия ведения бизнеса, именно на это нацелены специальные инвестиционные контракты, которые мы значительно усовершенствовали. В рамках этого механизма к этой работе будут привлечены региональные, муниципальные власти. Мы намерены обеспечить стабильные, надежные условия деятельности для бизнеса на весь период реализации специальных инвестиционных контрактов", - сказал вице-премьер. Позднее в разговоре с журналистами Д.Козак уточнил, что всю нормативную базу планируется создать до ноября. "Все необходимые решения уже приняты, принципиальные подходы к СПИК 2.0 согласованы. С теми, кто заключил контракты - мы не намерены никого обманывать - все условия, предусмотренные прежними СПИК, будут выполнены", - подчеркнул он. "Что касается новых подходов, то речь идет о технологиях, которые будут поддерживаться. Прежде всего, это технологии, которые не имеют аналогов на территории РФ, с тем, чтобы не создавать недобросовестную конкуренцию для существующих производителей. Мы предусмотрели в этих подходах больше публичности и конкурсных начал заключения СПИК, а также привлечение в эту работу регионов и муниципалитетов. А это региональные и муниципальные налоговые преференции, подключение к инженерным сетям. Чтобы не получилось, что у нас одно министерство промышленности и торговли бьётся за развитие промышленных технологий", - сказал вице-премьер. Как сообщал "Интерфакс" со ссылкой на свой источник, ключевые параметры механизма специальных инвестконтрактов (СПИК 2.0) были определены на совещании с участием помощника президента Андрея Белоусова, первого вице-премьера Антона Силуанова и вице-премьера Дмитрия Козака, которое прошло в правительстве 25 июня. Согласование законопроекта о СПИКах, разработанного Минфином, затянулось из-за ведомственных разногласий. В начале апреля глава Минэкономразвития Максим Орешкин даже предложил прекратить работу над документом: преференции для компаний, включая бюджетные субсидии, освобождение от таможенных сборов, применение налоговых льгот, предоставление статуса единственного поставщика производимой продукции для госнужд на срок до 10 лет, чреваты рисками для конкуренции. Однако уже в середине июня, после обсуждения на совещании у А.Силуанова и Д.Козака, Минфин и Минэкономразвития практически сняли разногласия, писали "Ведомости". Однако, как отмечали источники издания, по итогам совещания было выпущено две версии протокола - аппарата А.Силуанова и аппарата Д.Козака, и некоторые пункты в документах различались. Так, в первой версии предполагалось разрешить заключить СПИК без конкурса, если инициативу проявил инвестор, во второй - конкурс обязателен; в первой версии критерии высокотехнологичности и экспорта применяются лишь к СПИКам, инициатором которых выступает государство, во второй версии - ко всем. По словам источника, за основу на июньском совещании был принят вариант, который предложил Д.Козак: СПИК допускается исключительно по результатам публичного конкурса в отношении проектов по созданию продукции, не имеющей аналогов на территории РФ, а также по созданию и модернизации предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию. Представитель Д.Козака подтверждал "Интерфаксу", что эта позиция должна быть зафиксирована в итоговом протоколе.

Две идеи, нацеленные на наращивание инвестиций в новом президентском цикле, увязли в межведомственной борьбе на входе в Белый дом. Минэкономики и Минфин спорят о будущем специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0) и инфраструктурной ипотеки, решения о запуске которых может быть принято в апреле-мае 2018 года: у Минфина есть претензии к инфраструктурной ипотеке, у Минэкономики - к СПИК 2.0. За проектами стоимостью в триллионы рублей стоят принципиально разные подходы к стимулированию инвестиций, хотя формально они относятся к разным сферам.


“Ъ” ознакомился с письмом главы Минэкономики Максима Орешкина премьер-министру Дмитрию Медведеву «О проекте ФЗ "О специнвестконтрактах и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"». Документ посвящен критике разработанного Минфином проекта закона, который в ведомстве неформально называют СПИК 2.0. Напомним, механизм специнвестконтрактов введен в РФ Минпромторгом законом о промышленной политике, суть его в заключении бизнесом и органами власти (федеральными или региональными) обязывающих соглашений о предоставлении преференций производителям в обмен на создание новых производств. Оператором СПИК 1.0 является Фонд развития промышленности, в первой версии механизм описан постановлением правительства от 16 июля 2015 года №708.

По данным “Ъ”, проект Минфина разработан по поручению Дмитрия Медведева от 7 февраля и уже согласован всеми участниками его обсуждения, но не публиковался - он должен был рассматриваться на ближайшем заседании правительства. Документ призван «перезагрузить» инвестиционный цикл в РФ за счет расширения числа отраслей, где применяются СПИК: в правительстве констатируют, что нынешний уровень инвестиций в ВВП РФ на 20% ниже, чем в Индии, и на 43% ниже, чем в КНР, а фонды прямых и венчурных инвестиций практически не работают. Собственно, идея Минфина и заключалась в вовлечении фондов в участие в механизмах СПИК, единственным ограничением на входе планировалась сумма - государство готово всерьез относиться к инвесторам, вкладывающим в такие проекты от 1 млрд руб., при этом за счет расширения числа участников СПИК Минфин рассчитывал добиться и некоторого улучшения состояния конкурентной среды в сфере, формируемой этими контрактами.

Именно конкуренция и стала поводом для критики проекта со стороны Минэкономики, при этом письмо господина Орешкина во многом критикует не столько СПИК 2.0, сколько уже действующие специнвестконтракты. Так, в первом же пункте министр констатирует, что «зафиксированный на длительный период льготный режим в отношении отдельного участника рынка повлечет за собой снижение конкурентоспособности его продукции в связи с отсутствием у такого участника стимула к повышению качества» продукции и вложениям в технологии. Также письмо фиксирует формальные противоречия идеи СПИК указу Владимира Путина о развитии конкуренции, отсутствие «конкурсных процедур отбора инвесторов» и констатирует, что проект Минфина «размывает ответственность органов власти за результаты реализации СПИК». В Минэкономики “Ъ” подтвердили претензии к проекту Минфина.

Источник “Ъ”, знакомый с ходом подготовки проекта в Минфине, в свою очередь, отмечает, что разработка ведомства не должна была существенно менять правила игры в области применения СПИК - конкуренция в ней должна поддерживаться отраслевыми нормами, а в заключении контрактов участвуют представители ФАС.

Более того, Минфин как раз впервые предлагал зафиксировать в условиях СПИК возможность привязать выделение господдержки к результатам исполнения контрактов (и определить методику их оценки). До сих пор в рамках СПИК, ОЭЗ и ТОР ни персональной ответственности исполнителей, ни привязки выделения средств к результатам не фиксировалось вовсе.

Отдельно в письме господина Орешкина отмечается «наделение Минфина несвойственными ему полномочиями» и предлагается «совершенствовать уже существующие механизмы взаимодействия бизнеса и государства (ГЧП.- “Ъ” )», а также формировать новые способы финансирования крупных проектов - механизм инфраструктурной ипотеки, внесенный Минэкономики в правительство 30 марта (к документу, отметим, были существенные нарекания у Минфина, см. “Ъ” от 2 и 29 марта).

Отметим, проект СПИК 2.0, в Минфине курируемый заместителем министра Андреем Ивановым, формально не конкурирует с идеей Максима Орешкина об инфраструктурной ипотеке. Проекты ФРП предполагают индивидуальные льготные условия для новых и расширяющихся предприятий, а идея Минэкономики - в привлечении через квазигосдолг средств на рынке под строительство инфраструктуры, в том числе способной повлиять на принятие инвестором инвестиционного решения,- логистических и энергетических объектов и прочих публичных благ, отсутствие которых удорожает или делает невозможным реализацию инвестпроекта на общих основаниях. Пока ключевой вопрос инфраструктурной ипотеки - механизм отбора проектов для нее: Минэкономики не обнародовало предложений на этот счет, между тем схема отбора, несомненно, будет иметь отношение к вопросам конкуренции и равных условий. Фактически же у СПИК 2.0 и инфраструктурной ипотеки два системных отличия. Специнвестконтракты ориентированы на прямое и практически неотличимое от «ручного» привлечение инвестиций ФРП среди известного круга инвесторов. Инфраструктурная ипотека предполагает поддержку инвестиций в косвенной форме, без прямого предоставления преференций. Кроме того, СПИК финансирует проекты за счет налоговых льгот и тарифных гарантий, ипотека - привлечением ликвидности на рынке.

Идея использования инфраструктурной ипотеки для наращивания инвестиций в промышленные мощности на рынке особой популярности не имеет. Собеседники “Ъ” в автопроме, например, слабо представляют, как они могут поучаствовать в проекте инфраструктурной ипотеки Минэкономики - «нам ничего строить не надо». У локализованных в РФ автоконцернов уже есть свои промплощадки. «Нам все равно, кто решает, главное - в наших интересах»,- говорит источник “Ъ” в одном из концернов.

При этом насущный для участников рынка вопрос подтверждает логику Минэкономики - инвесторов беспокоит отсутствие прозрачности и равности правил нового инвестрежима, которых им не дает СПИК Минпромторга. Уже подписанные в автопроме контракты (Daimler и Mazda Sollers), по словам собеседников “Ъ”, были созданы заранее, «чтобы договориться об индивидуальных условиях». Источники “Ъ” в иностранных концернах с производством в РФ рассказывают: в их штаб-квартирах недоумевают по поводу отсутствия четких правил и сетуют на лоббистские ресурсы конкурентов - именно это, по их мнению, сегодня залог интересного для компании СПИК. Инфраструктурная ипотека, в свою очередь, является более широким инструментом, ориентированным скорее на группы проектов и промышленные кластеры,- различие скорее в том, что бизнес-стороны СПИК сейчас менее заинтересованы в инфраструктуре, работая на существующих промплощадках.

Отметим, велика вероятность, что Белый дом в итоге одобрит оба механизма. Если по проекту Минфина есть поручение премьера, то проект Минэкономики упоминался в последнем послании Владимира Путина федеральному собранию. При этом оба проекта формально находятся в разных предметных плоскостях и претендуют на разные источники финансирования. Предмет спора, таким образом, состоит в идеологических предпочтениях будущего правительства в вопросах господдержки.

Олег Сапожков, Евгения Крючкова, Дмитрий Бутрин, Яна Циноева; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

У Вотспик сразу несколько преимуществ перед конкурентами:

  • шикарный установщик, где можно увидеть описания модов, а также их скриншоты;
  • быстрые обновления, когда авторы фиксят баги или добавляют новые, адаптированные под текущий патч читы;
  • множество настроек таких больших модов, как XVM или P-MOD;
  • раздел со строенным Твикером, где отключаются визуальные эффекты.

Описания читов в модах от Вотспик 1.6.0.4

Сразу замечу, что некоторых модов может не быть в сборке, ибо после каждого патча модмейкеры обновляют свои работы, чтобы они были адаптированы под вышедшее обновление. Возможна и обратная ситуация, с появлением новых читов авторы Wotspeak стараются их быстро включить в свой модпак.

  • стали заметнее, изменился также их цвет. Отличный фикс для артиллерии, теперь можно стрелять куда комфортнее, чем раньше.
  • На том месте, где только что один из врагов исчез из засвета, появится тень — темный силуэт машины с ее названием. Особенно эффективно в борьбе с неповоротливыми ПТ-САУ, например, T95.
  • Умный ремонт сломанных модулей и улучшенный алгоритм лечения экипажа. В установщике настраивается приоритет, благодаря чему чит мгновенно вылечит важного члена экипажа.
  • Вне предела круга отрисовки противники будут показываться в виде красных столбов. И по ним можно попытаться попасть! Если виден не только красный цвет, то машина соперника, скорее всего, находится в зоне прострела.
  • Помеченные места выстрела не засвеченной АРТ-САУ. Когда залп произошел, на том месте появляется . С помощью такой информации можно очень быстро лишить команду противника артиллерийской поддержки.
  • 3D-шкурки танков. В игре используется два вида моделей. Первые, два отображения игроку, и серверные упрощенные, с их помощью игра рассчитывает вероятность пробития. Включив упрощенные модели, становится понятно, где у врага наиболее слабые места в бронировании.
  • Попадания, совершенные по танку вне зоны отрисовки, показываются сферой и надписью над панелью снарядов.
  • Фикс для замены режима работы стандартного огнетушителя премиумным вариантом. Представьте, теперь стоящий копейки стандартный огнетушитель будет срабатывать, как автоматический.
  • Можно включить показ перезарядки. Есть два варианта мода. Первый показывает таймеры КД у всех танков, в том числе и союзников, второй пишет на экране время перезарядки только артиллерии.

  • Улучшенные автоприцелы. Стандартный автоприцел совершенно отвратительный, он способен попасть (да и то не всегда) только по стоящему на месте танку. Но читы исправляют эту проблему и добавляют множество возможностей. Например, автоприцел от SAE умеет не только захватывать цель за укрытиями, но и самостоятельно будет брать упреждение, сможет выцеливать самые слабые точки в защите соперника и даже не перестанет следить за врагом, если тот вышел из засвета! Второй вариант доступного на данный момент автоприцела — это лишь небольшой фикс, убирающий ограничение на захват, теперь включить автоприцел можно будет даже в том случае, если противник спрятался, но продолжает светиться.
  • Отображение точек, где противник только что разрушил интерактивный объект на поле боя. Проще говоря — любое поваленное врагом дерево или разрушенный дом отобразится на миникарте даже если соперник не светился. Пользу от такой информации невозможно переоценить, особенно в командных играх на Глобальной карте.
  • Можно отключить прорисовку неба и солнца, чтобы от игры не отвлекали блики и лучи.
  • Несколько вариантов убирания листвы. Во-первых, можно воспользоваться простым скриптом, во-вторых доступен отдельный exe-трейнер, в-третьих есть SpeedTree — аналог Тундры, который меньше просаживает частоту кадров.

Разрешенные моды

Их здесь очень много, чтобы избежать путаницы авторы разделили установку на несколько этапов, во время каждого из них выбираются моды из определенной категории, например, из раздела «Прицелы».

  • Большой список звуковых изменений. Это полноценные озвучки, звуки для лампочки, сигналы пожара, засвета и т.д.
  • , убирающий из игры тяжелые для ПК визуальные эффекты.
  • Ангарные изменения, где можно найти статистику за сессию, иконки для карусели и многое другое.
  • Более заметные платформы, новые текстуры для уничтоженных танков, белые гусеницы и прочие изменения внешнего вида.
  • Раздел с полезностями для боя. Здесь находятся лампочки Шестого чувства, логи нанесенного и полученного урона, информационные и дамаг панели, а также индикаторы направления урона.

  • P-MOD, направленный на оптимизацию интерфейса и работу с зумами. Улучшенная кратность, индикаторы зума, командирская камера, статистика за сессию и другие изменения, в том числе улучшение работы камеры.
  • XVM, самый знаменитый мод для WoT, главный плюс которого заключается в показе статистики всех игроков. Но это лишь одна возможность из нескольких десятков, функционал XVM по-настоящему огромен.
  • Разнообразные прицелы для всех режимов стрельбы.

FAQ

  • Список установленных модов можно найти в файле install.log, который находится в каталоге Wotspeak mod pack в папке с игрой.
  • Если некоторых читов пока в сборке нет, это значит, что авторы их еще не успели обновить к новому патчу.
  • Если нужно удалить какой-то из модов, заново устанавливаем сборку, не забывая отметить галочкой пункт «удалить все моды».
  • Тундру в виде трейнера, а не скрипта, нужно запускать отдельно с помощью нового ярлыка на рабочем столе.
  • В некоторых случаях показ разрушенных объектов не работает в связке с удалением простреливаемых объектов с карты.
  • Статистику игроков в бою нужно активировать отдельно на официальном сайте Оленемера.
  • На частоту кадров могут влиять следующие моды: 3D-шкурки, автоприцел Шайтан, Тундра, Рентген, показ направлений стволов, а также XVM.

Установка модов от Вотспик

  • Запускаем инсталлятор, кликаем по понравившимся модам и не забываем указать папку с клиентом. Дальше установщик проделает всю работу сам. Обратите внимание: в установщике можно увидеть все клавиши, отвечающие за режим работы читов, для этого нажмите на пункт «кнопки».