Что нового в налоговой отчетности в году. Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль

  • Важным нововведением является то, что обычные налогоплательщики больше не ведут журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3, 3.1 ст. 169 НК РФ)

Счета-фактуры они теперь регистрируют только в книге продаж и покупок. А журналы ведут только посредники (в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика или не являющиеся налогоплательщиками).

Там они регистрируют выставленные и (или) полученные счета-фактуры при продаже или покупке товаров (работ, услуг) в интересах комитента (принципала). Речь идет о комиссионерах, агентах, транспортных экспедиторах и застройщиках (технических заказчиках).

Таким образом, с 2015 года данные журналы предназначены для регистрации посредниками «чужих» транзитных счетов-фактур, которые не регистрируются ими в книге продаж и покупок.

  • С отчетности по НДС за 1 квартал 2015 года отчитываться необходимо по новой налоговой декларации (утв. приказом ФНС от 29.10.2014г. № ММВ-7-3/558@)

Количество разделов декларации увеличено с 7 до 12. В ее состав вошли разделы, которые включают развернутые сведения из книги покупок и продаж налогоплательщиков, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых посредниками в интересах третьих лиц.

  • При представлении налоговой декларации на бумажном носителе, она не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Большой объем информации практически исключает представление декларации на бумаге. Соответственно ужесточаются нормы, связанные с ее сдачей. Так с 2015 года при представлении налоговой декларации на бумажном носителе, она не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ). Напомним, что штраф за непредставление налоговой декларации составляет не менее 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

  • Срок сдачи декларации и срок уплаты НДС перенесен с 20 на 25 число (ст. 174 НК РФ).
  • Разрешен налоговый вычет НДС по запоздавшим счетам-фактурам, полученным после окончания квартала, но до срока сдачи декларации (ст. 172 НК РФ).

Например, если счет-фактура датирован 30 марта 2015, а получен 20 апреля 2015, то НДС можно включить в вычеты 1 квартала.

  • Уточнен период принятия НДС к возмещению.

Вычеты НДС могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или импортных товаров, ввезенных им на территорию РФ.

  • Исключена норма о восстановлении НДС, ранее принятого к вычету по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям (п. 3 статьи 170 НК РФ).

ЗНАЧИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРВУЮ ЧАСТЬ НК РФ

  • С 1 января 2015 года ужесточается порядок проведения камеральной проверки деклараций по НДС.

Если при данной проверке инспекция обнаружит противоречия и несоответствия, свидетельствующие о занижении НДС к уплате, либо о завышении НДС к возмещению, она вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (п. 8.1.ст. 88 НК РФ).

  • Кроме того, налоговая инспекция теперь вправе проводить осмотр территории и помещений налогоплательщика не только при выездной, но и при камеральной проверке налоговой декларации по НДС в следующих случаях (ст. 92 НК РФ):
  • представлена декларация с заявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявлены определенные противоречия и несоответствия, указывающие на занижение налога к уплате или на завышение суммы налога к возмещению.
  • Введена новая обязанность для налогоплательщиков, представляющих декларации в электронном виде (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

В течение 6-ти рабочих дней со дня отправки налоговым органом в их адрес требования о представлении документов или пояснений, либо уведомления о вызове в налоговый орган в электронной форме налогоплательщики обязаны отправить инспекции соответствующую электронную квитанцию об их получении.

Если налогоплательщик не представит данную квитанцию в течение 10-ти рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи, руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств (п. 3 и 3.1 ст. 76 НК РФ).

  • Вводится новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг. Особенности его проведения содержатся в новом разделе V.2 НК РФ.
  • Вступает в силу новая глава 3.4. НК РФ. В целях налогообложения устанавливаются понятия контролируемой иностранной компании и контролирующего лица, определяются порядок налогообложения и основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании.

Кроме того, вводится обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об участии в иностранных организациях, об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролируемыми лицами.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

  • Из НК РФ исключено понятие «суммовые разницы».

Поправки внесены в соответствующие пункты статей 250, 265, 271 и 272 НК РФ. Разницы от переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте в налоговом учете независимо от валюты платежа теперь называются курсовыми и отражаются также, как курсовые разницы в бухучете (ПБУ 3/2006).

  • Убытки при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу, срок платежа по которому наступил, включаются во внереализационные расходы в полном объеме на дату уступки права требования (ст. 279 НК РФ).
  • Из НК РФ исключен метод списания МПЗ ЛИФО (п. 8 ст. 254 НК РФ).
  • Малоценные МПЗ теперь можно учитывать в расходах частями (ст. 254 НК РФ).

Налогоплательщики получили возможность частями списывать в расход стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, и другого малоценного имущества, не являющегося амортизируемым.

Частичное списание стоимости МПЗ позволит вести налоговый учет аналогично порядку, установленному Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утв. приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н).

Такой учет уменьшит размер налоговых расходов текущего отчетного (налогового) периода и поможет организациям, которые не хотят по каким-то соображениям показывать в налоговой декларации по налогу на прибыль убыток или отсутствие прибыли, «размазать» стоимость малоценки по отчетным и налоговым периодам.

  • Следующая поправка коснулась отражения в налоговом учете безвозмездно полученных сырья и материалов.

С 2015 года указанные МПЗ получат налоговую стоимость. Как известно, организация, безвозмездно получившая имущество, включает его стоимость во внереализационные доходы. Однако до 2015 года при продаже таких активов или списании в производство она была не вправе признать их стоимость в расходах.

Исключение составляли активы, обнаруженные в ходе инвентаризации, а также материалы, полученные при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств. Их стоимость можно было включать в расходы в размере ранее признанного дохода.

С этого года рыночную стоимость безвозмездно полученных материалов организация вправе будет включать в материальные расходы на дату продажи или передачи в производство. Указанные поправки, несомненно, порадуют налогоплательщиков, поскольку позволяют избежать двойного налогообложения доходов при получении такого имущества и при его продаже.

  • Увеличивается ставка с 9 до 13% при получении резидентами дивидендов.

Изменения вносятся по налогу на прибыль в статью 284 НК РФ (при получении дивидендов российскими организациями), а также по НДФЛ в статью 210 НК РФ (при получении дивидендов физлицами резидентами РФ).

Ставка 13% применяется к доходам, выплаченным учредителям, начиная с 1 января 2015 года. Несмотря на то, что дивидендные доходы с 2015 года облагаются по ставке 13%, никакие налоговые вычеты в их отношении не представляются.

  • Реконструируемое свыше 12 месяцев имущество, используемое в производственной деятельности, можно амортизировать (п. 3 статьи 256 НК РФ)

До 2015 года из состава амортизируемого исключалось имущество, находящееся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

С 2015 года данная норма была дополнена - если находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев основные средства продолжают использоваться в деятельности, направленной на получение дохода, они могут амортизироваться.

  • Изменен порядок учета процентов по займам (п. 1, 1.1, 1.2 ст. 269 НК РФ).

С этого года отменяется нормирование расходов в виде процентов по долговым обязательствам. Теперь проценты по долговым обязательствам признаются доходом (расходом) в размере фактической ставки. Но по долговым обязательствам, возникшим в результате совершения контролируемых сделок, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ о контролируемых сделках.

Отметим, что изменения не затронули порядок нормирования процентов по контролируемой задолженности, описанный в пункте 2 статьи 269 НК РФ. Он остался прежним.

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

  • Увеличен предельный размер базы для начисления страховых взносов. С 1 января 2015 года для каждого физлица база составит:
  • для взносов в ФСС 670 000 руб.;
  • для взносов в ПФР ОПС 711 000 руб.

Пока размер выплат не превысит указанные пределы, уплата производится по следующим ставкам:

  • в ПФР 22%;
  • в ФСС 2,9%;
  • в ФФОМС 5,1%.

С выплат свыше установленной предельной величины 711 000 руб. в ПФР взимается 10%.

А вот платеж в Фонд обязательного медицинского страхования (5,1% годовой зарплаты) платиться со всего дохода, а не до определенной суммы, как ранее. Таким образом, нагрузка на работодателей возросла.

ТОРГОВЫЙ СБОР

  • Ударом по торговому бизнесу может стать торговый сбор (НК РФ дополнен новой главой 33).

Плательщиками сбора признаются организации и ИП, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества (объектов осуществления торговли).

Периодом обложения сбором признается квартал. Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения. Торговый сбор введен в Москве с 1 июля 2015 года. Ставки установлены Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 «О торговом сборе».

Мы постарались систематизировать основные изменения по налогам с 1 января 2015 года. Аудиторы «Правовест Аудит» всегда готовы помочь и рады ответить на все интересующие Вас вопросы!

Ведущий аудитор Компании «Правовест Аудит»
Ирина Б. Остафий

Приглашаем на круглые столы компании «Правовест Аудит»

Авторские права

(с)ООО "Азбука Бизнеса" 2009-2015.

В случае размещения этого текста на других ресурсах сети Интернет, все ссылки в тексте должны быть сохранены и быть активными. Активная гиперссылка на этот текст обязательна.

Практическое применение

На момент опубликования этой статьи она полностью соответствует действующему законодательству. Однако, законодательство меняется, применимость тех или иных советов может зависеть от Вашей конкретной ситуации. Мы рекомендуем Вам проконсультироваться со специалистами в случае, если Вы собираетесь применять знания, полученные из наших статей.

О некоторых изменениях в области налогового контроля и отчетности, которые начнут действовать в 2014-2015 годах.

Предисловие.

Любой директор, бухгалтер, предприниматель, да и обычный человек настораживается, когда получает запрос по своей деятельности от государственного контролирующего органа. Так как такой запрос может свидетельствовать о том, что впереди нас ждут как минимум тягомотные объяснения, а то и существенные проблемы.

В последние годы произошел явный сдвиг в пользу налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами. Многочисленные разъяснения Минфина и ФНС, положительная судебная практика, внутренняя работа в ФНС по «разворачиванию» инспектора лицом к налогоплательщику сделали жизнь налогоплательщика проще и спокойнее. Сформировалась понятная практика, какие запросы налоговых можно игнорировать, какие документы можно не представлять, куда и как жаловаться, как отбиваться от сомнительных претензий по работе с сомнительными поставщиками, какие ошибки в счетах-фактурах не важны для вычетов и так далее.

ФНС улучшала процедуры досудебного урегулирования , периодически обновляла сборник ответов на вопросы налогоплательщиков, которые [ответы] становились обязательными для применения инспекторами ИФНС.

С 2013 года пропала обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность каждый квартал, что еще больше осложнило текущую работу контролеров.

Мы часто сталкивались в работе с подобными вопросами инспекторов.

Инспектор: А почему Вы нам не представляете вот такие-то документы?
Мы: А мы не обязаны по закону.
И: А как же мы будем Вас проверять?
Мы: Не знаем. Вы же следите за соблюдением нами законов, вот и сами соблюдайте.

Все, что оставалось делать инспекторам в таком случае, это более или менее открыто пугать нас выездной проверкой или проблемами в дальнейшей работе.

Однако, в этом (2013) году, в Налоговый Кодекс РФ (и ряд других нормативных актов), внесено достаточно большое количество изменений, касающихся налогового контроля, которые, на наш взгляд, по крайней мере временно, изменят соотношение сил между инспектором и налогоплательщиком в области налогового контроля.

  • 134-ФЗ от 28.06.2013 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финанасовым операциям.
  • 153 ФЗ от 02.07.2013 О внесении изменений в первую часть налогового кодекса РФ.

Так как изменений много, то мы решили написать статью, в которой выделить основные нововведения в области налогового контроля.

Новости налогового контроля. Изменения в 2013-2015 гг.

В июле этого года двумя федеральными законами (ссылки выше) были внесены многочисленные поправки в Налоговый Кодекс РФ. Какие-то из этих поправок уже вступили в силу, некоторые вступят в силу с нового, 2014 года, некоторые подождут еще год – до начала 2015 года.

На что, по нашему мнению, стоит обратить особое внимание предпринимателям и к чему имеет смысл начать готовиться уже сейчас

Налог на добавленную стоимость (НДС).

Декларации по НДС будут существовать только в электронном виде. Уже с 2014 года отчетность по НДС нужно будет сдавать через спец. операторов по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). На сегодняшний день на сайтах региональных УФНС появились разъяснения, что данная поправка вступает в силу с 01.01.2014, а значит отчетность за 4 квартал 2013 года нужно отправлять в электронном виде через спец. операторов. Сдать декларацию по НДС в бумажном виде не получится – ее просто не примут.

Требование о предоставлении декларации по НДС в электронном виде теперь распространяется и на _не_ плательщиков НДС. Это относится к компаниям (или ИП) на «упрощенке» и тем, кто освобожден от уплаты налога (налоговых агентов). Например, когда они выступают по какой-либо сделке налоговым агентом по НДС и у них появляется обязанность подать декларацию по НДС.

Если вы не являетесь плательщиком НДС, но работаете по агентскому договору, договору комиссии или поручения и перевыставляете счета-фактуры, с 01 января 2014 года у вас появится новая обязанность – вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур. А с 2015 года такие журналы нужно будет в электронном виде подавать в инспекцию.

Можно также ожидать, что в ближайшее время налогоплательщиков, обяжут сдавать в качестве приложения к декларации по НДС книги покупок и продаж в электронном виде.

Об этом прямо свидетельствует формулировка статьи 174 НК РФ с 2015 года:

"5.1. В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.

Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов".

Таким образом налоговые органы получают все больше и больше информации для проведения дополнительного контроля и аналитической работы по выявлению схем уклонения от уплаты налогов.

Учитывая объем информации, который будет предоставляться в налоговые инспекции в электронном виде, уровень автоматизации ФНС, а так же планируемые затраты на строительство новых центров обработки данных можно предположить, что все больше и больше данных будут сверяться в автоматическом режиме. Получив в электронном виде журналы учета выставленных и полученных счетов фактур и данные из книг продаж и покупки, на наш взгляд, ФНС имеет возможность провести в автоматическом режиме встречные проверки всех компаний в России и выявить в автоматическом режиме все расхождения. Дальше лишь остается составить список компаний с расхождениями, отсортировать их по нужным критериям (суммы, количества, что-то еще) и передать в работу инспекторам

За пределами этой статьи находится оценка необходимой вычислительной мощности и времени, для того, чтобы сопоставить все счета-фактуры, выставленные и полученные по всей России за квартал, но думаем, что все это реализуемо, реализовано или будет реализовано в обозримом будущем.

И конечно, внесение исправлений в старые периоды станет сложнее. Например, нельзя уже будет задним числом определять поставщика, от которого пришли услуги в старом периоде, так как информация о его счете-фактуре будет в налоговой инспекции. И да, от поставщика же тоже будет информация в налоговой инспекции о выставленных счетах фактурах.

Камеральные налоговые проверки.

И тут не обошлось без изменений, особенно в части проведения камеральных налоговых проверок.

С 01 января 2014 года у налогового органа появляется два новых основания запрашивать пояснения при проведении «камералки».

1. Убытки в декларации.

Если на сегодняшний день у налогового органа нет законных оснований запрашивать пояснения по убыткам у налогоплательщика, то со следующего года игнорировать такие запросы не получится – придется «пояснять». Новая редакция пункта 3 статьи 88 НК РФ относится не только к декларации по налогу на прибыль. Например, «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», получившие убыток по итогам года, несмотря на уплату ими минимального налога в бюджет, тоже будут обязаны рассказывать про свои убытки. Причем налоговый орган будет запрашивать не просто пояснения, а «пояснения, обосновывающие размер полученного убытка».

2. «Уточненка» с суммой налога к уменьшению.

Если вы подаете уточненную налоговую декларацию к уменьшению, то при проведении КНП налоговая сможет запрашивать пояснения причины уменьшения налога к уплате. Этот пункт относится ко всем налоговым расчетам и декларациям, а не только к НДС или налогу на прибыль.

Несмотря на то, что данная поправка еще не вступила в силу, наши клиенты уже начали получать запросы представить пояснения причины подачи уточненной декларации к уменьшению. Такие неправомерные запросы лишь подтверждают наше мнение о том, что до формирования хоть какой-либо судебной практики по нововведениям, со стороны налоговых органов мы ожидаем массовых запросов и «перегибов на местах».

С 2015 года при подаче «уточненки» к уменьшению за истекшие периоды, превышающие 2 года, налоговый орган будет иметь право потребовать у вас не только пояснения, но и первичные и иные документы, служащие основанием уменьшения суммы налога к уплате или увеличивающие сумму убытка, а также налоговые регистры - статья 88 НК РФ дополнена новым пунктом 8.3.

3. Осмотры при проведении камеральных проверок при подаче декларации по НДС к возмещению.

С 01 января 2015 года при проведении «камералок» по НДС налоговики смогут проводить осмотры, причем не только торговых, складских и иных помещений, но также «документов и предметов». Такие изменения и дополнения внесены в статью 92 НК РФ «Осмотр».

4. Истребование счетов-фактур, первичных и иных документов при выявлении расхождений или несоответствий в декларациях по НДС или журнале учета счетов-фактур.

С 2015 года статья 88 НК РФ дополняется пунктом 8.1, суть которого сводится к следующему.

Налоговый орган получает от налогоплательщика декларацию по НДС с данными из книги покупок и продаж, а также журнал счетов-фактур, то есть фактически _всю информацию_ по сделкам с НДС, и все это - в электронном виде. Далее он проводит проверку и анализ полученных сведений. Не только вашей декларации, данных и сведений, но и деклараций, данных и сведений других налогоплательщиков, проще говоря – ваших контрагентов. Этакая «встречная» проверка сделок с НДС. И если между вашими данными и данными вашего контрагента будут найдены какие-то несоответствия или расхождения – будьте готовы представить подтверждающие документы.

Заключение.

Перечисленные изменения – это далеко не все, что было принято и подписано в законах. Мы рассказали лишь про те, которые, на наш взгляд, существенно расширяют возможности ФНС в области налогового контроля.

Мы ожидаем, что на некоторое время у всех нас возрастут издержки из-за расширения прав налоговых инспекторов запрашивать документы и информацию и появлению у нас обязанности на эти запросы отвечать и представлять документы. Со временем, конечно, сформируется досудебная и судебная практика, которая резче очертит границы новых прав и обязанностей. Но на первое время мы ожидаем резкого увеличения количества запросов от ИФНС, что уже и сейчас начинает происходить.

Мы думаем, что компаниям с реальным бизнесом, хорошо поставленным документооборотом и учетом нечего опасаться этих изменений. Возможно, стоит еще раз посмотреть на своих поставщиков и подумать, не стоит ли поменять тех, с кем плохой документооборот, на более организованных, так как плохой документооборот у поставщика может привести у вас к проблемам с органами.

Если же у вас плохой документооборот, плохой учет, сомнительные поставщики или операции, будьте готовы, что внесенные изменения приведут к повышенному вниманию со стороны налоговых инспекторов, поскольку у них появляются дополнительные инструменты для анализа и изучения данных. У ФНС так же расширяются права по проверкам вашего бизнеса. У вас появляется обязанность по бОльшему количеству поводов представлять документы и разъяснения в ФНС, ходить на дачу пояснений или комиссии, впускать к себе инспекторов для осмотра помещений и документов.

В любом случае, “предупрежден – значит вооружен”, еще есть время подготовиться к вступлению в силу основных изменений:

  • Посмотреть на своих контрагентов и схемы работы. Возможно, что-то изменить.
  • Привести в порядок документооборот.
  • Привести в порядок учет и отчетность.

Последние пункты давно уже надо было сделать, так как с 2013 года все компании обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность. А значит, у налоговых инспекций появится дополнительная информация о бизнесе компаний на УСН.

Нынешний год будет богат на изменения в налоговом законодательстве и бухгалтерском учете. Посмотрим, какие реформы намерены проводить в этом и следующем году законодатели, и как пойдет дальнейшее сближение российских и международных стандартов бухгалтерской отчетности.

«Дорожная карта» развития налогового законодательства

Правительство РФ утвердило дорожную карту «Совершенствование налогового администрирования», разработанную Агентством стратегических инициатив (распоряжение № 162-р от 10 февраля 2014 г.). Комплекс предложенных мероприятий позволит улучшить налогообложение, сроки оформления документов и налоговый контроль. Кроме того, сократится взаимодействие компаний и налоговых органов.

По плану, к концу 2014 года предстоит упростить процедуры подготовки и предоставления налоговой отчетности в соответствии с методологией Всемирного банка.

Основные практические шаги рассчитаны на начало 2014 года. Разработчики «дорожной карты» ждут быстрого эффекта от предложенных решений.

Первые результаты должны быть достигнуты уже в апреле . В федеральный закон внесут соответствующие изменения по упрощению порядка подтверждения командировочных и представительских расходов и отмене командировочных удостоверений для коммерческих организаций.

К июню обещают ввести новые стандарты бухгалтерского учета, снизить количество претензий со стороны Федеральной налоговой службы к налогоплательщикам, упростить заполнение форм налоговой отчетности и правила представления первичной документации.

В июле планируется перевести процедуру подготовки налоговой отчетности в электронный формат. Благодаря совершенствованию документооборота, к декабрю предполагается сократить количество отчетов, сопровождающих хозяйственную операцию, в два раза.

В декабре в электронном виде проведут сверки расчетов по налогам и сборам, пеням и штрафам между налогоплательщиками и налоговыми органами. Тогда же компании смогут получать данные о других организациях и предпринимателях из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В январе 2015 года обещают перенести взаимодействие с налоговым органом в Интернет, создав личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России.

В итоге изменения должны снизить среднее время на подготовку и подачу налоговой отчетности компанией с 177 часов в 2013 году до 170-ти часов в этом году и 160-ти часов – в следующем.

Сближение РСБУ с МСФО

Новая редакция закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года предусматривает постепенное вытеснение положений по бухучету федеральными стандартами (ФСБУ), ориентированными на дальнейшее сближение с международными стандартами. Но прежде чем появятся ФСБУ, регуляторы должны утвердить программы их разработки. Новые стандарты бухучета обещают публиковать за шесть месяцев до даты начала отчетного периода, чтобы компании могли подготовиться. В случае изменений или нарушений порядка и сроков вступления в силу актов новой формы налоговой отчетности, с налогоплательщиков снимут санкции и продлят срок предоставления документов. Более подробно перспективы раскрыты в плане Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности (приказ Минфина России № 440 от 30 ноября 2011 г.).

В утвержденном плане развития бухгалтерского учета до 2015 года определены меры, которые будут предприняты по национальным стандартам. Та отчетность, которую компании продолжат составлять по этим правилам, будет приближена к МСФО. Переход к международным стандартам будет происходить постепенно. Законодательную базу планируют пересматривать в 2014-2015 годах. Приведение действующих федеральных стандартов аудиторской деятельности в соответствие с международными стандартами аудита запланированы до 2015 года. В 2014 году все силы будут брошены на развитие системы аттестации бухгалтеров на основе международных стандартов.

На данный момент консолидированную финансовую отчетность по МСФО обязаны составлять банковские учреждения, страховые организации и компании, чьи ценные бумаги участвуют в организованных торгах. Последнее не распространяется на тех, кто выходит на торги с облигациями. Компании, которые составляют отчетность по иным признанным международным системам пока не обязаны следовать МСФО. Они перейдут на новые стандарты с 2015 года. К концу 2015 года планируется полный переход всех организаций на МСФО.

При этом не планируется полностью заменять национальные стандарты на международные. «В российской практике будет применяться два комплекта правил – МСФО для консолидированной отчетности и федеральные стандарты для отчетности юридических лиц», – отметил директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Министерства финансов РФ Леонид Шнейдман.

В целом, РСБУ основана на тех же принципах, что и международная система. Практически каждое российское ПБУ имеет свой аналог в МСФО. Но не каждый международный стандарт имеет свой аналог в РСБУ. И с этим могут возникнуть трудности у компаний.

В связи с новыми стандартами под изменения попадет и план счетов бухгалтерского учета.

Минфин намерен сформировать единый список статей в виде нового плана счетов, где номер счета будет совпадать с кодом статьи бухгалтерской отчетности.

Все изменения в налоговом законодательстве и бухгалтерской отчетности должны помочь России подняться на высокие позиции в международных рейтингах, снизить количество времени для уплаты налогов и сделать ведение бизнеса привлекательнее.


C января 2015 года количество расхождений между налоговым и сократится. Это произойдет благодаря поправкам, внесенным в главу 25 НК РФ Федеральным законом № 81-ФЗ. В частности, будут отменены суммовые разницы и метод ЛИФО, а также скорректирован порядок учета убытков и списания неамортизируемого имущества.

Отмена суммовой разницы в налоговом учете

Действующие правила

Сейчас курсовые и суммовые разницы в бухгалтерском и учитываются по-разному.

В налоговом учете курсовая разница, в числе прочего, возникает в случае, когда поставщик выставляет счет в валюте, и покупатель оплачивает данный счет в той же валюте*. Причиной появления курсовой разницы является изменение официального курса валюты по отношению к рублю (подп. 11 и подп. 5 п. 1 ). Курсовые разницы нужно отражать в налоговом учете в момент оплаты, либо на последнее число отчетного или налогового периода - в зависимости от того, что произошло раньше (п. 8 и п. 10 ).

Помимо этого в налоговом учете существует понятие суммовой разницы. Она возникает в случае, когда поставщик выставляет счет в валюте, а покупатель оплачивает данный счет в рублях. Причиной появления суммовой разницы является несовпадение двух величин. Первая величина - это стоимость поставки, посчитанная в рублях по валютному курсу на дату реализации. Вторая величина - это рублевая сумма оплаты, поступившей от покупателя (подп. 11.1 ст. 250 НК РФ и подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Суммовые разницы нужно отражать в налоговом учете в момент оплаты. Если же оплата была предварительной, то суммовая разница отражается на момент отгрузки (п. 7 ст. 271 НК РФ и п. 9 ст. 272 НК РФ). На последнее число отчетного или налогового периода суммовые разницы не отражаются.

В бухгалтерском учете есть только понятие курсовой разницы, а вот понятие суммовой разницы отсутствует. При этом курсовая разница в бухучете объединяет в себе то, что в налоговом учете подразделяется на курсовую и суммовую разницу. Иными словами, курсовая разница возникает в обоих случаях - когда валютный счет оплачивается в валюте, и когда валютный счет оплачивается в рублях. Отражать курсовую разницу необходимо в момент оплаты, а также на отчетную дату. Это закреплено в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Обратите внимание: ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете курсовые и суммовые разницы на дату предоплаты не отражаются.

Новые правила

Начиная с 1 января 2015 года учет суммовых и курсовых разниц в налоговом и бухгалтерском учетах станет одинаковым. Это произойдет благодаря ряду поправок, которые вводятся комментируемым законом.

В бухгалтерском учете предусмотрены лишь три способа оценки: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости и по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО). Такой метод как ЛИФО в бухучете отсутствует (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Новые правила

Количество методов оценки в налоговом учете сравняется с количеством методов оценки, применяемых в бухучете. Это произойдет из-за отмены метода ЛИФО. Соответствующие поправки будут внесены в пункт 8 статьи 254 НК РФ и в подпункт 3 пункта 1 статьи 268 НК РФ.

Таким образом, и в налоговом и в бухгалтерском учете останутся только три метода: по средней стоимости, по стоимости единицы и метод ФИФО.

Новый порядок списания неамортизируемого имущества

Действующие правила

До конца текущего года спецодежду, инвентарь, измерительные приборы и прочие малоценные объекты в бухгалтерском и налоговом учете нужно отражать по-разному.

По нормам налогового учета стоимость имущества, которое не является амортизируемым, необходимо единовременно в полной сумме включать в материальные по мере ввода в эксплуатацию. Это закреплено подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Списание в течение нескольких отчетных периодов не предусмотрено.

В бухгалтерском учете действуют иные правила. В общем случае инструмент, инвентарь и прочие материально-производственные запасы тоже списываются единовременно по мере ввода в эксплуатацию. Но для спецодежды, специального инструмента, оборудования и специальных приспособлений предусмотрен отдельный порядок. Если срок эксплуатации таких активов не превышает 12 месяцев, их стоимость сразу относится на затраты. Во всех других случаях стоимость погашается в течение всего срока полезного использования одним из двух методов: пропорционально объему выпущенной продукции или линейным способом. Об этом говорится в пункте 21 и пункте 24 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26.12.02 № 135н.

Новые правила

Скоро организации смогут использовать единый подход для отражения неамортизируемого имущества в налоговом и бухгалтерском учете. В январе 2015 года вступит в силу новая редакция подпункта 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Когда это случится, компании получат право решать, как списывать малоценные объекты - единовременно или в течение нескольких периодов. И те, кто выберет второй вариант, будут самостоятельно определять метод списания.

В результате спецодежду и специнструмент налоговом учете можно будет отражать так же, как и в бухгалтерском учете. А именно объекты с маленьким сроком эксплуатации списывать сразу, а остальные объекты - либо пропорционально объему выпущенной продукции, либо линейным способом.

Изменения в порядке учета убытков

Действующие правила

Сейчас у компаний, получивших убытки, неизбежно возникают расхождения между данными налогового и бухгалтерского учета.

Согласно нормам главы 25 НК РФ, посвященной , облагаемая база не может быть отрицательной. При этом убытки текущего налогового периода в общем случае разрешено переносить на будущее в течение дести лет ().

Для отдельных видов убытков в налоговом учете установлены особые правила. В частности, убытки, полученные при переуступке права требования долга за товар, работу или услугу, отражаются в следующем порядке. Первая половина убытка включается во внереализационные расходы на дату уступки права требования, а вторая половина - по истечении 45 календарных дней с даты уступки (п. 2

Когда будете готовить , не забудьте, что датировать ее надо не позднее 31 декабря 2014 года. На этот раз предстоит поменять положения по бухучету, по налогу на прибыль и НДС. В связи со свежими поправками в законодательстве некоторые правила просто обязаны появиться в тексте налоговой и бухгалтерской конституции вашей компании. Другие положения остаются на ваше усмотрение. Статья поможет вам разобраться, что нужно предусмотреть на 2015 год, что выгодно, а без чего вполне можно обойтись. Также мы приводим готовые формулировки, на основе которых вам будет проще внести изменения в учетную политику или принять новый текст.

Обратите внимание! Учетную политику на 2015 год можно составить одним из способов на выбор: внести изменения в прошлогодний текст или утвердить новый текст.

Бухгалтерский учет

Субсчета по основным средствам. Форма и порядок хранения УПД

В бухгалтерскую учетную политику на 2015 год можно включить два новых пункта. Один упростит документооборот между компанией и покупателями, второй снизит риск ошибок в расчете налога на имущество.

О новых счетах по основным средствам

С 2015 года надо по новым правилам считать налог на имущество с движимых объектов, например оборудования или автомобилей. Теперь 1-й и 2-й амортизационных групп, к примеру компьютеры, не облагаются налогом независимо от того, когда такие активы приняты на учет (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Со стоимости основных средств других амортизационных групп налог можно не платить, если компания поставила их на учет с 1 января 2013 года. Эти объекты подпадают под льготу. Но есть исключение — имущество, принятое на учет в результате передачи между взаимозависимыми компаниями или физлицами, реорганизации либо ликвидации (п. 25 ст. 381 НК РФ). Стоимость этих основных средств облагается налогом. Наглядно это показано в схеме.

В связи с этим компании стоит скорректировать в своем субсчета, используемые для учета основных средств и амортизации. А именно ввести отдельные субсчета к счетам 01 и 02 для основных средств, облагаемых и не облагаемых налогом на имущество, а также объектов, по которым компания использует льготу. Тогда будет проще рассчитать налог и заполнить декларацию, нужно будет лишь один раз настроить бухгалтерскую программу. Кроме того, снизится риск возникновения ошибок. Можете открыть субсчета, которые перечислены в таблице ниже, или придумать свои.

Какие субсчета можно открыть к счетам 01 и 02

Названия субсчетов

Надо ли с объектов на этих субсчетах платить налог на имущество

01-1 «Основные средства 1 и 2 амортизационных групп"02-1 «Амортизация по основным средствам 1 и 2 амортизационных групп»

Налог платить не надо, так как эти активы — не объект для налога на имущество. Если у компании на балансе числятся только такие активы, отчетность по налогу на имущество можно не сдавать (Правила заполнения налогового расчета и декларации, утв. приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895)

01-2 «Основные средства 3-10 амортизационных групп, облагаемые налогом на имущество"02-2 «Амортизация по основным средствам 3-10 амортизационных групп, облагаемым налогом на имущество»

Налог на имущество платить надо. По этим субсчетам отражают объекты:

  • принятые на учет до 2013 года;
  • принятые на учет с 1 января 2013 года в результате сделок с взаимозависимыми компаниями и физлицами, ликвидации или реорганизации

01-3 «Основные средства 3-10 амортизационных групп, принятые на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество"02-3 «Амортизация по основным средствам 3-10 амортизационных групп, принятым на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество»

Налог на имущество платить не надо, так как эти объекты подпадают под льготу. В декларации стоимость таких основных средств нужно указывать отдельно. Это активы, принятые на учет с 2013 года. Исключение — основные средства, полученные по сделкам с взаимозависимыми компаниями, при ликвидации или реорганизации (см. выше, субсчет 01-2)

Если компании принадлежит недвижимое имущество, по которому налог нужно платить с кадастровой стоимости, для таких основных средств также можно ввести отдельный субсчет.

Возможная формулировка.
«Для учета движимых основных средств применяются следующие субсчета.
К счету 01:
01-1 «Основные средства 1 и 2 амортизационных групп»;
01-2 «Основные средства 3-10 амортизационных групп, облагаемые налогом на имущество»;
01-3 «Основные средства 3-10 амортизационных групп, принятые на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество».
К счету 02:
02-1 « 1 и 2 амортизационных групп»;
02-2 «Амортизация по основным средствам 3-10 амортизационных групп, облагаемым налогом на имущество»;
02-3 «Амортизация по основным средствам 3-10 амортизационных групп, принятым на учет с 2013 года, по которым применяется льгота по налогу на имущество».

О форме УПД и порядке его хранения

Сейчас стало проще договориться с покупателями о том, чтобы вместо накладной и счета-фактуры либо акта сдачи-приемки и счета-фактуры оформлять одну бумагу — . Право компании объединять данные счета-фактуры и первички в одном документе с 1 января 2015 года прямо предусмотрено в нормативном акте (п. 9 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 в ред. постановления Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 1279). Поэтому теперь покупателей проще убедить в том, что на основании УПД они могут смело заявлять вычеты и списывать расходы в налоговом учете.

Примечание. Нужно решить, как и где вы храните УПД. И кто за это ответственный

Форма . Компании, которая решила в 2015 году оформлять при реализации товаров, работ или услуг УПД, а при корректировке их стоимости — УКД, нужно утвердить их формы в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Но, возможно, какие-то клиенты будут настаивать, чтобы и в 2015 году получать от вашей компании накладную и счет-фактуру. На этот случай в учетной политике имеет смысл утвердить одновременно товарную накладную № ТОРГ-12 и универсальный передаточный документ. А также прописать, что компания вправе использовать и другие формы первички по согласованию с контрагентом. Аналогично с условием о применении УКД. В учетной политике можно сказать, что при изменении стоимости реализованных товаров, работ или услуг компания вправе использовать как УКД, так и другой документ, например акт на скидку.

Порядок хранения . УПД одновременно включает в себя два разных документа — счет-фактуру и накладную (акт). Поэтому не ясно, где этот документ хранить — вместе со счетами-фактурами или вместе с первичкой. В середине декабря ФНС России подтвердила на своем сайте, что компания вправе сама разработать правила хранения универсальных документов (nalog.ru > новость от 12 декабря 2014 года). Ведь в законе не установлен какой-то специальный порядок.

В учетной политике можно, например, предусмотреть, что бухгалтерия подшивает УПД и УКД в папку со счетами-фактурами, в папку по расчетам с контрагентами или хранит их отдельно от других бумаг. Кроме того, имеет смысл назначить ответственного за сохранность этих документов. Условие об этом можно либо также внести в учетную политику, либо утвердить отдельным приказом.

Возможная формулировка.
«Для учета торговых операций применять товарную накладную либо универсальный передаточный документ по формам, приведенным в приложении № 2 к настоящему Положению.
Для учета изменения стоимости реализованных товаров применять универсальный корректировочный документ по форме, приведенной в приложении № 2 к настоящему Положению.
В случае если договор с контрагентом предусматривает составление первичных документов по форме, отличной от установленной в приложении № 2, применять формы первичных документов, установленные в договоре.
Универсальные передаточные документы и универсальные корректировочные документы хранятся в бухгалтерии вместе со счетами-фактурами. Ответственным за сохранность универсальных передаточных и корректировочных документов является главный бухгалтер».

Налоговый учет

Метод списания товаров. Учет процентов

3 метода списания ТМЦ осталось в налоговом учете: по средней стоимости, по стоимости единицы и ФИФО.

С 2015 года вступили в силу несколько изменений по налогу на прибыль, благодаря которым компания может сблизить свой налоговый учет с бухгалтерским. Что поправить в учетной политике, чтобы с выгодой применить эти новшества, — далее.

О методе списания товаров и материалов

С 2015 года в налоговом учете отменили метод ЛИФО (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Поэтому если компания в 2014 году применяла при расчете налога на прибыль этот метод, его нужно изменить на другой. Можно выбрать любой из трех оставшихся: по средней стоимости, стоимости единицы материально-производственных запасов или ФИФО. Но проще всего установить такой же метод оценки материалов или товаров, который компания применяет в бухгалтерском учете.

Возможная формулировка.
«Для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), организация применяет метод оценки по средней стоимости.
При реализации покупных товаров для определения стоимости их приобретения организация использует метод оценки по средней стоимости».

О способе списания малоценки

До 2015 года в налоговом учете инструменты, инвентарь и другое имущество стоимостью не более 40 000 руб. можно было списывать только единовременно при вводе в эксплуатацию. Теперь же это можно делать и постепенно — в течение срока использования имущества или с учетом других экономически обоснованных показателей (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). К примеру, пропорционально объему выпущенной продукции.

Закреплять в учетной политике поэтапный способ списания активов имеет смысл, если аналогичные правила организация использует в бухучете (Методические указания, утв. приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н). Это позволит избежать необходимости учитывать разницы между бухгалтерским и налоговым учетом по правилам ПБУ 18/02.

Кроме того, постепенно включать стоимость таких активов в расходы можно для того, чтобы уменьшить сумму текущих расходов и не показывать убыток в отчетности.

Возможная формулировка.
«Стоимость инструмента, инвентаря и другого имущества, не являющегося амортизируемым (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), включается в состав расходов равномерно в течение срока его использования».

О нормировании процентов

Проценты по займам и кредитам с 2015 года можно учитывать в расходах полностью. Исключением являются только контролируемые сделки (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Раньше проценты можно было списать на расходы только в пределах лимита. В учетной политике нужно было указывать метод, по которому компания нормирует проценты, — исходя из ставки рефинансирования или среднего уровня процентов по сопоставимым долговым обязательствам.

Теперь, чтобы не было путаницы, пункт о нормировании процентов в учетной политике нужно отменить. Можно также прописать, что компания относит проценты на расходы без ограничений. Хотя это необязательно, ведь такие правила прямо установлены в Налоговом кодексе РФ.

Примечание. Исключите из учетной политики пункт о нормировании процентов, чтобы избежать путаницы

Возможная формулировка.
«Проценты по займам и кредитам учитываются в расходах исходя из ставки, установленной в договоре, за исключением контролируемых сделок».

Об учете убытков от продажи долгов

В учетной политике на 2015 год нужно указать, какие проценты компания использует для определения лимита убытка от продажи долга. Речь идет о ситуации, когда компания продает долг покупателя, заказчика либо задолженность по займу или другим долговым обязательствам до срока платежа, который установлен в договоре (п. 1 ст. 279 НК РФ).

В этом случае у организации есть два варианта на выбор. Первый вариант — для расчета лимита организация может использовать максимальную процентную ставку, которая установлена в пункте 1.2 статьи 269 Налогового кодекса РФ. Для сумм в рублях данный показатель составляет 180 процентов ставки рефинансирования Банка России.

Второй вариант — применять ставку процента, определенную по правилам для контролируемых сделок между взаимозависимыми компаниями.

Как упростить работу. Лимит для убытка от продажи долга проще рассчитывать исходя из ставки рефинансирования.

Второй способ гораздо сложнее, ведь нужно будет определять рыночные ставки по сопоставимым сделкам. Поэтому проще рассчитывать норматив исходя из ставки рефинансирования. Для этого можно использовать формулу:

Максимальная сумма убытка от продажи долга, которую можно учесть при расчете налога на прибыль = Доход от уступки права требования Х Ставка рефинансирования Х 180% / 365 Х Количество дней от даты долга до срока платежа

Добавим, что если компания продает долг после срока платежа, то убыток при расчете налога на прибыль можно учесть полностью (п. 2 ст. 279 НК РФ).

Возможная формулировка.
«Максимальный размер убытка для целей налогообложения от уступки права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа рассчитывается исходя из максимальной ставки процента, установленной пунктом 1.2 статьи 269 Налогового кодекса РФ, по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг). Положения настоящего пункта также применяются при уступке права требования по долговым обязательствам».

НДС

Нумерация счетов-фактур. Сводные счета-фактуры

Примечание. В учетной политике надо привести цифровые коды допофисов для счетов-фактур

С 2015 года вступили в силу поправки по НДС, в связи с которыми имеет смысл скорректировать учетную политику. Заодно можно учесть и новшества, действующие с прошлого года, если в 2014 году компания не стала из-за них править этот документ.

О нумерации счетов-фактур

Компания, которая реализует товары, работы или услуги через обособленное подразделение, должна после номера счета-фактуры через наклонную черту ставить цифровой код этого допофиса (п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утв. постановлением № 1137). Такие правила действуют с 1 октября 2014 года. Но, возможно, компания, несмотря на эту поправку, присваивала номера счетам-фактурам обособленных подразделений по-другому. Например, вообще не ставила в номере код подразделения. Или ставила, но не после наклонной черты, а через дефис. Тогда стоит скорректировать порядок нумерации счетов-фактур в учетной политике.

Возможная формулировка.
«При реализации товаров, работ, услуг через обособленные подразделения номер счета-фактуры дополняется через «/» цифровым индексом:
для обособленного подразделения в г. Рязани — 1;
для обособленного подразделения в Нижегородской области — 2.
Нумерация счетов-фактур обособленных подразделений производится в порядке возрастания номеров с начала календарного года отдельно по каждому обособленному подразделению».

Об учете при отказе от счетов-фактур

Компания вправе не выставлять счета-фактуры покупателям на упрощенке и ЕНВД. Достаточно письменной договоренности на этот счет (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Но в постановлении № 1137 до сих пор не установлено, какой документ поставщик в этом случае должен регистрировать в книге продаж.

Чиновники считают, что поставщик может либо составлять счет-фактуру в одном экземпляре, либо регистрировать в книге продаж первичку. Например, накладные (письмо Минфина России от 9 октября 2014 г. № 03-07-11/50894). Компании лучше выбрать один из этих вариантов и закрепить в учетной политике. Так будет меньше шансов запутаться и дважды зарегистрировать в книге продаж одну и ту же отгрузку — сначала по счету-фактуре, а потом по накладной.

Возможная формулировка.
«Если организация заключила с покупателем, который не является налогоплательщиком НДС, соглашение о том, что счета-фактуры не составляются, в книге продаж указываются реквизиты первичного документа на отгрузку товаров или акта приемки-сдачи работ или услуг. Если указанный покупатель перечислил аванс, в книге продаж указываются реквизиты платежного поручения на уплату покупателем аванса».

О счетах-фактурах по необлагаемым операциям

Организация вправе составлять счета-фактуры по операциям, освобожденным от НДС. Это в конце прошлого года подтвердили чиновники (письмо Минфина России от 25 ноября 2014 г. № 03-07-09/59838). С 2014 года при реализации товаров, работ и услуг, которые не облагаются НДС по статье 149 Налогового кодекса РФ, счета-фактуры выставлять не надо (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Но запрета на их оформление в законе тоже нет.

Составлять счета-фактуры по необлагаемым операциям может быть удобно компаниям, которые ведут деятельность как облагаемую налогом, так и льготную. Ведь чтобы определить сумму НДС, которую можно принять к вычету или включить в расходы, нужно рассчитать долю облагаемых и необлагаемых операций в общей выручке. Для этого компании раньше зачастую использовали показатели книги продаж, в которой регистрировали счета-фактуры по всем операциям, в том числе льготным.

Обратите внимание! В учетной политике можно предусмотреть, что компания составляет счета-фактуры по льготным операциям.

В учетной политике на 2015 год компания также может зафиксировать условие о том, что она будет составлять счета-фактуры по необлагаемым операциям. Но надо учесть две особенности. Во-первых, нумеровать такие счета-фактуры безопаснее отдельно от обычных. Иначе компания нарушит сквозную нумерацию счетов-фактур по облагаемым товарам.

Во-вторых, счета-фактуры по льготным операциям безопаснее отражать в каком-либо специальном регистре для раздельного учета, а в книге продаж не регистрировать. С 2014 года у компаний нет такой обязанности. А чиновники не разъяснили, можно ли регистрировать эти документы в книге продаж как дополнительную информацию. На сумму налога это не повлияет. Но данные книги продаж начиная с I квартала 2015 года надо включать в декларацию. И пока не ясно, будут ли налоговики предъявлять претензии, если обнаружат в декларации лишнюю информацию.

Возможная формулировка.
«Для целей раздельного учета сумм НДС организация составляет счета-фактуры по товарам, работам и услугам, не облагаемым НДС в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса РФ, и учитывает эти документы в регистре учета стоимости реализованных товаров, работ или услуг (приложение № 5 к настоящему Положению)».

О сводных счетах-фактурах

2 случая когда можно составлять сводные счета-фактуры по посредническим операциям.

С 1 января 2015 года по посредническим сделкам можно выписывать сводные счета-фактуры. В учетной политике необязательно фиксировать, какие счета-фактуры организация будет составлять по таким договорам — обычные или сводные. Но есть две причины добавить это условие в учетную политику. Первая — возможно, компания уже прописала в учетной политике документооборот по посредническим договорам. В таком случае его нужно привести в соответствие с новыми правилами. Вторая — на проверке у налоговиков не возникнет вопрос, почему компания выставляет по посредническим операциям то обычные, то сводные счета-фактуры.

Возможная формулировка.
«При реализации товаров по поручению организации комиссионером или агентом, действующим от своего имени, организация может выставлять комиссионеру или агенту:
сводный счет-фактуру, в котором приведены показатели нескольких счетов-фактур, выписанных посредником на одну дату;
либо отдельные счета-фактуры на каждую отгрузку товаров или поступление аванса».