До старта новой госпрограммы вооружений остаются месяцы. Доля современных вооружений в сухопутных войсках

Государственная программа вооружения была впервые принята в 2007 году. Документ содержит приоритетные направления закупок военной техники, боеприпасов, амуниции и оборудования. Также ГПВ определяет количество техники, подлежащей ремонту и модернизации.

Госпрограмма вооружения — стержень будущего Гособоронзаказа (ГОЗ), который утверждается каждый год. В документе чётко указаны сроки и объёмы поставок в войска. Последние годы ГОЗ выполняется на 96—99%. В нынешнем году в Минобороны ожидают показателя как минимум в 97%.

С сохранением поставленных задач

Обсуждение ГПВ на 2018—2025 годы продолжается с конца 2016 года. Первоначальные запросы Минобороны составляли 30 трлн рублей. После анонсированного правительством сокращения военных расходов ГПВ урезали до 22 трлн, потом — до 17 трлн рублей.

В ближайшем будущем президент РФ Владимир Путин видит затраты на оборону в пределах 2,7 — 2,8% ВВП (в 2016 году этот показатель был равен 4,7%). При этом поставленные ранее задачи по модернизации Вооружённых сил и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) должны быть выполнены.

Перед Минобороны и промышленностью стоят две стратегические цели. Первая — увеличить к 2020 году долю современной техники в войсках до 70% (в 2016 году этот показатель составил 58,3%.). Вторая — нарастить к 2030 году долю гражданской продукции в ОПК до 50% (в 2015 году — 16%).

Минпромторг РФ прогнозирует к 2020 году рост объёма выпуска гражданской продукции в 1,3 раза. Вполне вероятно, что рывок будет достигнут за счёт масштабного производства пассажирских самолётов различного класса.

Государство делает ставку на выпуск МС-21, Ил-114-300, Ил-112В, Ту-334, Ту-214 и Ту-204. К 2025 году число выпускаемых самолётов должно увеличиться в 3,5 раза, с 30 до 110 единиц.

Основой финансовой стабильности оборонного сектора должны стать не только долгосрочные контракты в рамках ГОЗ. На совещаниях, посвящённым вопросам ОПК, глава государства неоднократно призывал промышленников искать новые рынки сбыта.

В ожидании нового оружия

Между тем повышение доли современной военной техники в войсках предполагает достаточно серьёзные расходы. Российская армия стоит на пороге смены поколений вооружения: ресурс советского оружия, даже его глубоко модернизированных вариантов, подходит к концу.

Из заявлений официальных лиц следует, что государство направит бюджетные средства на разработку и покупку нового оружия и оборудования. Причём замена устаревших образцов не будет равноценной в количественном отношении. Причина в том, что современные средства разведки и поражения намного эффективнее образцов, изобретённых в прошлом веке.

  • Ракетный комплекс "Ярс"
  • РИА Новости

На данный момент со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что в приоритете ГПВ останутся Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), выполняющие функцию ядерного сдерживания США.

В 2019—2020 годах на смену шахтному комплексу «Воевода» с ракетой Р-36М «Сатана» начнёт приходить комплекс пятого поколения «Сармат». Одноимённая межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 будет оснащена гиперзвуковой боеголовкой, известной как изделие Ю-71.

К 2022 году с вооружения РВСН должен быть снят мобильный комплекс «Тополь-М», который начал поступать в ракетные войска ещё в 1980-е годы. С 2011 года Минобороны закупает только РС-24 «Ярс». Кроме того, до 2025 года РВСН может получить несколько железнодорожных комплексов «Баргузин» с облегчённой версией РС-24.

Сухопутные войска и ВДВ ожидают пополнения в виде широкой линейки бронетехники: БРДМ-4М, БТР-МД «Ракушка», машин на платформе «Армата» и около 100 единиц единственного в мире танка третьего поколения Т-14.

  • Владимир Путин осматривает образец современной экипировки для российской армии "Ратник", ОАО "Концерн "Калашников" в Ижевске.
  • РИА Новости

Кроме того, ГПВ до 2025 года приведёт к долгожданной революции в средствах связи и управления войсками. Все пехотинцы и десантники будут носить форму «Ратник», которая повысит уровень кооперации и мобильности.

Командование ВМФ рассчитывает на появление в строю двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Прибой», десятков корветов, фрегатов, вспомогательных судов и субмарин, в том числе атомных.

С 2012 по 2016 год российские верфи заложили пять подводных крейсеров, способных нести ядерное оружие. Очевидно, что часть предусмотренных в ГПВ расходов пойдёт на окончание строительства атомоходов, которые укрепят морской компонент Стратегических ядерных сил РФ.

Ударную мощь российских кораблей и подлодок будут повышать с помощью закупок крылатых ракет семейства «Калибр» и гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон». Береговую оборону РФ усилят комплексы «Бал» и «Бастион».

Текущие планы модернизации Воздушно-космических сил подразумевают пополнение 50 стратегическими ракетоносцами Ту-160, истребителями Су-34, Су-35, модернизированными версиями МиГ-29, а также новейшими Су-57 (ПАК ФА) и МиГ-35. С большой вероятностью авиация получит новые транспортные самолёты, многоцелевые и ударные вертолёты, а также сотни беспилотников, в том числе ударных.

  • МиГ-35
  • РИА Новости

Пожалуй, самым современным звеном российской армии будут части ПВО, которые входят в состав ВКС и Сухопутных сил. Противовоздушным войскам будут переданы модернизированные комплексы «Панцирь» и «Тор», зенитные ракетные системы С-400 и С-500.

Пехота — в приоритете

Важнейший вопрос, который волнует военных и экспертов, — это распределение средств, предусмотренных ГПВ. Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко предполагает, что меньше всего денег получит ВМФ (ожидается 2,6 трлн рублей, 15% от объёма финансирования ГПВ).

По его мнению, напряжённая ситуация на Украине и в Центральной Азии, а также операция в Сирии диктуют необходимость вкладывать больше средств в Сухопутные силы и ВДВ, где доля современной техники сегодня не превышает 50%.

  • Военнослужащие 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой ордена Кутузова 2-й степени бригады воздушно-десантных войск России
  • РИА Новости

Военный эксперт, старший научный сотрудник Высшей школы экономики Василий Кашин поддерживает идею направления вектора в сторону масштабной модернизации вооружения пехотных и десантных соединений. По его мнению, текущая обстановка в мире создаёт слишком высокие риски возникновения локальных конфликтов.

«Бронетехника России — практически вся советской разработки. И многие её образцы имеют концептуальные недостатки, неустранимые в рамках конструкций, которые были заложены в советское время, исходя из специфических задач, стоявших перед советской армией», — пояснил в беседе с RT Кашин.

При этом эксперт отметил, что предыдущая ГПВ позволила вооружить ракетные бригады Сухопутных сил оперативно-тактическими комплексами «Искандер», беспилотниками различного типа, новыми системами связи и управления войсками.

«Первые годы действия ГПВ будут закупаться ещё модернизированные версии вооружений. Техника нового поколения начнёт поступать в войска через несколько лет. Её предстоит доработать до стадии, когда можно запускать в серийное производство», — уточнил Кашин.

Министерство обороны начало работу над государственной программой вооружений (ГПВ) на период 2018–2025 годов. Об этом заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов в эфире телеканала «Россия 24». По его словам, «ближайшая военно-промышленная комиссия рассмотрит основные прогнозные показатели до 2020 года, которые определят ресурсные возможности государства по обеспечению госпрограммы вооружений 2018–2025 годов».

Таким образом, официально объявлено о сдвиге сроков разработки перспективной госпрограммы вооружений и ее реализации на более поздний срок: ранее речь шла о 2016–2020 годах. Планы изменились из-за ухудшения международной ситуации, роста террористической угрозы и, соответственно, иного уровня сложности задач, которые предстоит решить.

Причины корректировки государственной программы

Разумеется, речь идет о резком обострении обстановки вокруг России из-за событий на Украине, перехода Крыма по решению его населения под юрисдикцию РФ, а также продолжения реализации планов Запада по созданию европейской системы ПРО и наращиванию «мускулов» НАТО в Европе.

Вторая, но не менее важная причина - усиление угрозы со стороны международного терроризма и решение России оказать военную помощь Сирии на ее территории в борьбе с ИГИЛ. Решительные и эффективные действия наших военных вызвали глухое, но весьма заметное раздражение США и других стран - участниц международной антиигиловской коалиции. Действия последней, а на деле лишь способствовавшей его расширению, выглядят весьма бледно на фоне успехов российской группировки. Концентрированным выражением этого недовольства стали абсолютно неадекватные действия Турции. В их числе , всяческие препоны для наших судов , ввод турецких войск на территорию Ирака без его приглашения и др.

Такие взаимоотношения и западные санкции привели к ухудшению политико-экономических связей России с ведущими странами Запада. Закономерный итог - заметное ухудшение общей экономической ситуации в мире, в том числе и в нашей стране.

Главная задача

В нынешней, очень непростой ситуации основная задача разработчиков новой, уже пятой по счету ГПВ-2025 - объединить в одном проекте финансовые возможности государства, желания заказчиков и возможности отечественного оборонно-промышленного комплекса по своевременному их выполнению. По сути, новую госпрограмму вооружений можно сравнить с фронтом боевых действий, результатом победы в которых станет обеспечение надежной безопасности России. В связи с этим для решения этой триединой, многофакторной и очень сложной задачи будет правомерно использовать один из главных военных принципов - концентрация усилий на главном направлении. В данном случае таких направлений несколько.

Базовый фактор при разработке ГПВ-2025 - это возможность государства по финансированию программы. В настоящее время известно, что предполагаемый объем финансирования перспективной госпрограммы вооружений на период 2018–2025 годов оценивается на уровне 30 трлн рублей. С учетом инфляционных ожиданий это примерно соответствует уровню финансирования текущей программы, стоимость которой составляла около 20 трлн рублей.

Морская пехота ВМФ России. Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

Скорее всего, сумма в 30 трлн не окончательная и может быть уменьшена или увеличена. Но уже сегодня должны быть определены основные направления, по которым сумма будет распределена.

Основные направления

При разработке новой государственной программы вооружений первым и главным направлением должно быть поддержание на должном уровне и в постоянной боеготовности стратегических сил сдерживания. Это тот боевой потенциал устрашения, который призван удерживать потенциальных агрессоров от желания начать боевые действия против РФ. Главные его компоненты - средства разведки и ударные средства. Первые должны своевременно распознать угрозу нападения и оповестить руководство страны для принятия соответствующих решений, а вторые - нанести агрессору неприемлемый ущерб и заставить его отказаться от выполнения своих замыслов.

Второе важное направление - область информационного противоборства, значение которого растет не по дням, а по часам. Сегодня информационная война уже идет, и без наличия адекватных средств можно потерпеть поражение уже в мирное время, до начала применения средств вооруженной борьбы.

Третье направление - совершенствование, развитие и создание запасов высокоточного оружия (ВТО). Сегодня именно ВТО наряду со средствами разведки является залогом достижения успеха в обороне и наступлении. Всем понятно, что в условиях применения ядерного оружия победителей не будет. Поэтому высокоточное оружие станет основным аргументом в противостоянии стран, что подтвердил опыт боевых действий в Югославии. При этом надо понимать, что наряду с наличием обычных образцов важно иметь и достаточные запасы «интеллектуального» оружия, а его производство требует немалых финансовых затрат и времени на изготовление. Поэтому создание требуемого запаса ВТО в условиях военного времени может быть не обеспечено.

Разработка новых и совершенствование существующих видов оружия - еще одно важное направление для сосредоточения основных усилий. Это длительный и достаточно затратный процесс, но без него не обойтись. Применение нового оружия всегда серьезно влияло на боевые действия, вплоть до изменения их форм и способов. Так, работы в США над созданием послужили основой для разработки концепции «глобального удара». В соответствии с ней применение таких средств может обеспечить победу над противником без использования ядерного оружия.

Еще одно основное направление ГПВ-2025 - совершенствование и оснащение новыми образцами обычного вооружения видов и родов войск. После развала СССР процесс переоснащения армии новой техникой остановился. Ресурс многих образцов устаревшей техники исчерпан, она подлежит замене. Сегодня можно говорить, что войска перевооружаются, хотя и не так быстро, как хотелось бы с учетом международной обстановки.

Известно, что в рамках ГПВ-2020 предусматривалось оснастить армию новыми образцами вооружения в соотношении 30% и 70% от общего количества по состоянию на 2015-й и 2020-й годы соответственно. Степень выполнения поставленной задачи оценивать еще рано, но явная активизация в этом направлении и рост количества образцов нового оружия в войсках достаточно заметны.

Известно, что главная причина выполнения любой задачи определяется желанием исполнителей и обеспеченностью. Сегодня желание со стороны руководства РФ повышать боеспособность Вооруженных сил и обороноспособность страны налицо. Относительно же обеспечения следует заметить, что здесь военно-политическое руководство государства должно проявить твердость в решениях и последовательность в достижении целей при поддержке населения. «Во всем свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас», - говорил император Александр III Миротворец. А сегодня ситуация в мире никак не проще, чем в его времена. Это обусловлено самостоятельной политикой России, действия которой не укладываются в определенные для нас США и их союзниками по НАТО рамки.

Не должны стать тормозом в обеспечении требуемой боеспособности наших Вооруженных сил и имеющиеся недостатки в функционировании российского ОПК. При всей их напряженности поставленные перед ним задачи должны быть реальными и выполнимыми. В противном случае перспективы решения этих самых задач достаточно туманны и будут ограничиваться ссылками на «объективные» причины и нехватку финансов.

И последнее. В современных условиях для выполнения госпрограммы вооружений на 2018–2025 годы не следует исключать вариант «затягивания поясов». Такие примеры в истории России были, и, надо полагать, наш народ пойдет на это без ворчания и с пониманием.

В начале июля ожидается передача военными плана государственной программы вооружения на 2018-2025 годы (ГПВ-2025) на рассмотрение в коллегию Военно-промышленной комиссии для его дальнейшего представления на утверждение президенту Российской Федерации. Но уже сегодня в прессу просочились сведения о том, что финансирование программы перевооружения армии и флота будет сокращено на 5 трлн руб.: от запрашиваемых МО РФ 22 трлн. до выделяемых ему 17 трлн. рублей. Вот такой вот секвестр получается.


У всех на памяти, как резко (не стесняясь в выражениях в адрес г-на А. Силуанова) отреагировал С.К. Шойгу, когда узнал о предложении Минфина сократить расходы МО РФ на обновление ВВТ до 12 трлн. рублей. Вслед за этим все мы были просто «очарованы» заявлением вице-премьера правительства РФ Д. Рогозина об отказе от модернизации прежних образцов военной техники в пользу строительства новых, перспективных машин. За этой «лукавой» фразой почему-то сразу же почувствовалась нехватка средств на все направления перевооружения, потому как совсем недавно тот же Дмитрий Олегович убедительно доказывал, что модернизация ничем не хуже строительства новых образцов и приводил в пример модернизацию ТАРКР проекта 1144.

И тому есть серьезные причины. В последние годы ситуация с финансированием всех сторон жизнедеятельности нашего общества постоянно ухудшалась, сказался кризис. Сирия и Украина, развертывание арктической группировки, рост нестабильности в среднеазиатском регионе требовали все больших расходов. На этом фоне иезуитски зазвучали голоса наших доморощенных либералов про "оборонную достаточность" и разумный подход к тратам госбюджета. В пику им ура-патриоты и леворадикалы стали говорить про то, что третья мировая война на пороге, а наши правители нисколько этой ситуацией не озаботились…Более того, сам гарант Конституции предложил магнатам ОПК подумать о конверсионных проектах их отраслей и предприятий. Другие стали петь мантры про "пятую колонну" и ее предательскую политику. Что «слева», что «справа» радетели о благе государства и российского народа бьют себя пяткой в грудь и утверждают, что именно их позиция самая верная и дальновидная… И кому в такой ситуации верить простому обывателю, «куда податься бедному крестьянину»!? (с)

Так что же происходит на самом деле? Почему должностные лица, которые по своему служебному положению, казалось бы, должны были, наоборот, всеми фибрами души заботиться о росте военной мощи государства и его вооруженных сил вынуждены идти на секвестр финансирования программы перевооружения ВС РФ?

Мне кажется, что сегодняшняя программа оснащения армии и флота перспективными образцами ВВТ столкнулась с новой, изменившейся ситуацией, которую никак не могут осознать те, кто по обыкновению своему готовится к «прошедшим войнам». Поэтому-то и возникают требования массового производства «новых», а по сути несколько улучшенных образцов традиционных ВВТ. Которые, бесспорно, тоже нужны. Но они не могут коренным образом повлиять на расклад сил в противостоянии с мировым гегемоном и его приспешниками из НАТО. Нужно кардинально новое решение, выбивающее козыри численного превосходства из рук натовских генералов над нашими ВС...

И вот выступает президент страны и говорит о появлении , действие которого основано на "новых физических принципах". Это лазерное, гиперзвуковое и пучковое оружие. Это весьма дорогостоящее оружие. Поэтому возникает законный вопрос: «Откуда взять средства на это принципиально новое оружие?» Кратчайший путь - перераспределить имеющиеся средства, а если и этого не хватит, то сократить закупку традиционных средств вооружения. Надо признаться, в нашего государства подобное уже было, когда незабвенный Н.С. Хрущев ради становления нового вида ВС (РВСН) пустил под нож корабли и самолеты. Знаменитое сокращение на 1200 тыс. человек ВС СССР. Видимо, по образцу 1961 года и сегодня прошла такая же «пересортица»: от строительства крупных НК отказались (как говорят, до лучших времен), переносится вправо и сокращается закупка ПАК ТА Т-50 и инновационного танка Т-14 на платформе «Армата». Благо остается неизменным решение о продолжении работ по «Сармату», «Баргузину», «Рубежу», продолжится строительство «Бореев-А», «Ясеней-М», «Воронежей», «Неба-У» и других видов вооружения и военной техники, обеспечивающей стратегический паритет с нашими невероятными заокеанскими партнерами.

Но будущее, как отмечал В.В. Путин, за оружием на новых физических принципах, таких, к примеру, как гиперзвук. И здесь, по заявлению заместителя министра обороны Ю. Борисова, мы на 10 лет опережаем наших партнеров из-за лужи.

Так, в ноябре 2016 г. было испытано новое гиперзвуковое оружие - «изделие 4202» или «Ю-71». Оснащенная им МБР стартовала из позиционного района Домбаровский в Оренбургской области. На высоте около 100 км от ракеты отделился аппарат, который на скорости до 15 Махов поразил цель на камчатском полигоне Кура. Перед входом в плотные слои атмосферы аппарат совершил маневр по высоте и по курсу, после чего выполнил «горку» и почти вертикально спикировал на цель. Противозенитный маневр и гиперзвуковая скорость такого боевого блока помимо КСП ПРО гарантирует ему прорыв всех существующих и перспективных систем противоракетной обороны США.

По общему мнению, от секвестра финансирования ГПВ-2025 больше других пострадал ВМФ, который из запрашиваемых 4,7 получит только 2,6 трлн. руб. И это при том, что будет продолжаться строительство "Бореев" и "Ясеней". А что же достанется столь необходимым флоту инфраструктуре и силам общего назначения? Вот тут и вспомнишь слова Д. Рогозина о пополнении флота «мускулистыми фрегатами и корветами», а не кораблями 1 ранга…

Но флот и в этом крайне сложном положении планирует наращивать свои боевые возможности за счет оснащения кораблей принципиально новым, гиперзвуковым, оружием.

Так, 21 апреля 2017 г. министр обороны России заявил об успешном выполнении первой боевой задачи атомной подводной лодкой нового проекта.
Предположительно это атомный подводный крейсер К-560 "Северодвинск" (пр. 885) в период 10-15 апреля 2017 г. из акватории Белого моря произвел первый пуск ГЗПКР «Циркон-С» с морского носителя. Ракета успешно поразила назначенную цель. А совсем недавно появляется сообщение о том, что наше новое изделие 3М-22, больше известное как гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон-С», на испытаниях достигло скорости в 8 Махов. Правда сами разработчики подтвердили только 6 Махов.

Первые комплексы ГЗПКР «Циркон-С» планируется установить на ТАРКР «Петр Великий» в ходе модернизации корабля, запланированной на 2018-2020 годы. В общей сложности крейсер оснастят 10 вертикальными пусковыми установками 3С-14, каждая из которых вмещает по 3 ракеты типа «Циркон». Таким образом, корабль будет нести на своем борту до 30 «Цирконов». Это значительно расширит боевые возможности корабля, повысит его боевую устойчивость, а также позволит существенно расширить спектр выполняемых задач. В свое время бывший главком ВМФ России адмирал В. Чирков заявил, что в составе ВМФ РФ к 2020 году должна быть создана "группировка сил стратегического неядерного сдерживания", оснащенная высокоточным оружием большой дальности. Основу этой группировки составят атомные подводные крейсеры проекта 885М "Ясень", модернизированные атомные подводные крейсеры проекта 949М, тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (http://www.interfax.ru/russia/549055).

Предполагается, что ГЗПКР 3М-22 будут размещаться на новых рпкСН/плаРК типа «Калина» и модернизированных ракетоносцах ТУ-160М2. Так же возможно их размещение и на подвижных береговых ракетных комплексах. Все это должно повысить возможности сил флота решать поставленные перед ними задачи.

Но ракетные комплексы, подобные «Циркону», предъявляют повышенные требования к качеству целеуказания. А на больших дистанциях (ожидаемая дальность действия 3М-22 от 400-500 и до 1000км) и в условиях дефицита времени, эту задачу могут решить только космические средства целеуказания. Ведь ракета, летящая на гиперзвуке, должна получать информацию в реальном масштабе времени, без искажения и помех. А это возможно только при использовании космических линий связи, что и было реализовано в изделии 3М-22.

Недаром именно вопросам развития космических систем было посвящено совещание В.В. Путина с членами Совбеза и представителями «Роскосмоса», состоявшееся 22 мая сего года в Сочи.

Принимаемые меры должны до известной степени нивелировать преимущество надводных сил флотов стран НАТО над силами ВМФ РФ. Но, к сожалению, только в ближней морской зоне. А вот в дальней зоне эффективно противостоять кораблям ВМС США и НАТО смогут только наши атомные подводные лодки четвертого поколения. А их-то у нас не так уж и много.

Я специально не затрагивал вопросы оснащения других видов и родов войск новыми видами ВВТ, полагая, что это лучше меня сделают форумчане, отдавшие служению в их рядах лучшие годы своей жизни.

В заключение хочется отметить, что руководство страны и вооруженных сил делает все, чтобы мечты вашингтонских ястребов о безответном «мгновенном глобальном ударе» по центрам военно-политического управления России и ее вооруженными силами разбились о наш асимметричный ответ любителям насильственной демократизации суверенных стран и их народов.

Дмитрий Горенбург, Центр военно-морского анализа; Гарвардский университет

В конце 2017 года президент Владимир Путин утвердил Государственную программу вооружения на 2018-2027 гг. Какие же типы вооружений будут поставлены в российскую армию в течение восьми последующих лет? И какова вероятность того, что российское правительство окажется способным выполнить поставленные задачи? В соответствии с государственными планами, Россия, похоже, готовится обеспечить свое лидерство в некоторых сферах (противокорабельные ракеты, электронная борьба, противовоздушная оборона), сократить отставание в таких областях, как беспилотные летательные аппараты и высокоточные вооружения и смириться с отставанием в нескольких сферах, в частности по надводным кораблям и автоматизированным системам управления.

Область охвата программы

Российская Государственная программа вооружения (ГПВ) на 2018-2027 гг., которая утверждена в конце года, определила приоритеты России в области перевооружения на последующие десять лет. Предыдущая программа, которая будет выполняться до 2020 года, являлась тем планом, в соответствии с которым российские военные модернизировали вооружения начиная с 2011 года Совокупный бюджет данной программы составлял 19,3 триллиона рублей. ГПВ-2027 первоначально рассматривалась как вариант спасения ГПВ-2020, дорогостоящие и рассчитанные на долгосрочную перспективу программы которой были перенесены в следующий десятилетний план. Совокупная стоимость программы-правопреемника составит 19 триллионов рублей. Это говорит о том, что расходы на военные закупки фактически останутся на прежнем уровне. Сумма в рублях остается той же самой, тогда как почти все закупки будут осуществлены у отечественных поставщиков, что защитит объемы сделок от влияния колебаний курса рубля.

Объем программы стал предметом длительного торга между министерствами обороны и финансов. Еще в 2014 году военные запросили финансирование в размерах между 30-55 трлн. руб. на десять лет, тогда как Министерство финансов установило планку в 14 трлн. руб. Поскольку финансовое положение страны в 2015 году начало ухудшаться, принятие ГПВ было отложено до 2017 года, а обе стороны снизили предлагаемые объемы. В 2016 году Министерство обороны запросило 22-24 трлн. руб. на восемь лет, тогда как Министерство финансов соглашалось с выделением не более 12 трлн. В результате продолжительных и временами жестких переговоров, прошлой зимой была согласована сумма в 17 трлн. руб. К настоящему времени данная цифра увеличилась до 19 трлн. руб., а продолжительность программы – до стандартных десяти лет. Как следствие, отложено несколько наиболее амбициозных и дорогостоящих проектов, включая создание новых авианосцев, эсминцев, стратегических бомбардировщиков и истребителей-перехватчиков.

Трения по поводу финансирования военных расходов на этом, однако, не закончились. Хотя общая сумма и была согласована, в Министерстве обороны имел место внутренний конфликт по поводу распределения финансирования закупок между различными подразделениями, подготовившими документы в обоснование важности своей деятельности. Как это отмечается в утвержденной военно-морской доктрине, такого рода документы зачастую мало связаны со сколько-нибудь реальной оценкой военных потребностей или потенциала оборонной промышленности по производству запрашиваемых вооружений и их носителей. Очевидно, что военно-морской флот проигрывает схватку за распределение бюджетных средств. Наивысший приоритет в финансировании закупок отдан сухопутным войскам и модернизации ядерных вооружений, в то время как военно-морским силам, имевшим самый большой уровень финансирования в рамках ГПВ-2020, придется оказаться на дне иерархии распределения средств.

Ядерные силы

Приоритеты развития российских ядерных сил до 2027 года определены. После 2021 года военно-морской компонент ядерной триады будет состоять из шести стратегических атомных подлодок (САПЛ) класса Delta-IV и восьми САПЛ класса «Борей», поровну разделенных между Северным и Тихоокеанским флотами. Это позволит иметь в постоянном распоряжении 12 подлодок, тогда как две будут проходить капитальный ремонт и модернизацию. Авиационный компонент подлежит обновлению, модернизированные версии бомбардировщиков-ракетоносцев ТУ-95 (Bear H ) и одиннадцати ТУ-160 (Blackjack ) получат новые двигатели и электронное оборудование, а также обновленные вооружения. Призванная заменить ракету Х-55 новая крылатая ракета дальнего действия Х-101 в модификации с ядерными боеголовками имеет дальность до 4500 км. Кроме того, российские военные объявили о возобновлении процесса создания нового бомбардировщика ТУ-160С, серийное производство которого, как ожидается, будет восстановлено не ранее 2021 года. Это представляет собой более экономичную и технически осуществимую альтернативу доведению в разумные сроки до серийного производства совершенно нового проекта стратегического бомбардировщика, известного как ПАК ДА.

С наименьшей уверенностью можно рассуждать о перспективах развития сухопутной составляющей российской ядерной триады. В настоящее время реализуется три проекта: российского подвижного грунтового комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) «Рубеж», железнодорожного комплекса с МБР «Баргузин» и комплекса шахтного базирования с МБР «Сармат». Проект «Рубеж» близок к завершению: испытания завершились в 2015 году, а развертывание ожидается в 2017 году. РС-26 «Рубеж» является дальнейшим развитием комплекса РС-24 «Ярс», ракеты которого оснащаются боеголовками независимого наведения, предназначенными для преодоления противоракетной обороны. Ожидается, что «Баргузин» будет готов к летным испытаниям в 2019 году, хотя в 2016 году был период продолжительностью несколько месяцев, когда казалось, что программа будет приостановлена из-за сокращения бюджета. Ожидается, что по дальности и точности «Баргузин» превзойдет прежнюю советскую систему железнодорожного базирования, которая была снята с эксплуатации в 2005 году. РС-28 «Сармат» является МБР шахтного базирования нового поколения. Поначалу предполагалось, что комплекс будет готов к развертыванию в 2018 году, однако неназванные проблемы с его разработкой привели к отодвиганию пусковых испытаний с первоначально планировавшейся даты в 2015 году на дату не ранее июня 2017 года. Как следствие, «Сармат» вряд ли будет развернут раньше, чем в 2020 году, при допущении, что трудности удастся преодолеть и график планируемых испытаний будет выдержан.

Сухопутные войска

После, по большей части, недостаточного финансирования в рамках ГПВ-2020, сухопутные войска, как ожидается, получат наибольшую долю средств ГПВ-2027. Согласно некоторым источникам, на оснащение сухопутных и воздушно-десантных войск будет отведено более четверти общего бюджета программы. Это отчасти объясняется полученным Россией в Украине опытом, который делает все более популярной точку зрения о том, что наземные силы могут понадобиться в будущих конфликтах. По большей части перераспределение средств объясняется, однако, готовностью к серийному производству новых моделей бронемашин и танков. Как ожидается, танки T-90 и T-14 «Армата», боевая машина пехоты «Курганец-25» и бронетранспортер «Бумеранг» поступят на вооружение в течение последующих восьми лет, хотя количество единиц некоторых видов техники, такой как «Армата», может быть ограничено ввиду высокой стоимости производства.

Производство артиллерии и ракет наземного базирования стало для сухопутных войск положительным моментом на общем фоне. Развертывание ракет средней дальности «Искандер» проходит по графику, и все установки должны быть размещены к 2019 году. Новые реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Ураган» и «Торнадо-С» развертываются с 2017 года; ожидается , что во время действия ГПВ-2027 их закупки продолжатся. Поставки самоходной артиллерийской установки (САУ) «Коалиция», которая со временем должна полностью заменить САУ «Мста» советского периода, начались в 2016 году. Также будут закуплены новые системы противовоздушной обороны ближнего действия.

Более проблематична ситуация с тактическими автоматизированными системами управления сухопутными войсками. Первоначально ожидалось, что к 2020 году они будут развернуты в 40 бригадах; но пока они подвергаются полевым испытаниям лишь в одной дивизии. Сообщается, что системы оцениваются военными неоднозначно, и потому они могут прийти к выводу о том, что данные системы нуждаются в улучшении перед широким внедрением. В таком случае, развитие возможностей сетевого управления военными действиями может быть отложено на период после 2027 года. Тем временем, сухопутные силы будут продолжать получать комплексы разведки, управления и связи (КРУС) и комплексы радиоэлектронной борьбы, которые хорошо зарекомендовали себя в Сирии.

Военно-морские силы

Российские военно-морские силы (ВМС) оказались обделенными в ГПВ-2027. В ГПВ-2020 на них было выделено 4,7 трлн. руб., которые ВМС не смогли освоить полностью из-за сочетания проблем в российской судостроительной промышленности, а также влияния западных и украинских санкций. Как следствие, в ГПВ-2027 ожидается сокращение финансирования ВМС до 2,6 трлн. руб. Несмотря на существование грандиозных планов, рассматриваемых в таких документах, как недавно одобренная Военно-морская доктрина, в военном кораблестроении Россия планирует сделать упор на строительство подводных лодок и малых кораблей. В сфере строительства надводных кораблей, основное внимание будет уделено новым сторожевым кораблям нескольких различных типов, отличающихся бóльшим водоизмещением и лучшим вооружением, а также началу долго откладывавшегося серийного производства фрегатов класса «Адмирал Горшков». До разрешения проблем с данным типом кораблей, ВМС продолжат строительство фрегатов класса «Адмирал Григорович» с менее усовершенствованными характеристиками.

Единственный новый класс надводных кораблей, который, как ожидается , будет построен в течение действия ГПВ-2027, - это класс фрегатов «Супер-Горшков» (водоизмещением 8000 тонн), который все чаще рассматривается как более дешевая и практичная альтернатива классу атомных ракетных крейсеров типа «Лидер» водоизмещением 14 тыс. тонн. Ключевой вывод из этого заключается в том, что российский военно-морской флот стремится увеличить размеры своих небольших кораблей для того, чтобы увеличить их боеспособность и выносливость и при этом на неопределенное время откладываются закупки поставок более крупных кораблей, таких как эсминцы, десантные суда и авианосцы.

Что касается подводных лодок, то в ГПВ-2027 несомненно будет предусмотрено финансирование для завершения строительства шести (а возможно и для семи) атомных подводных лодок с крылатыми ракетами «Ясень-М», а также на модернизацию от четырех до шести лодок двух классов - «Оскар» и «Акула», разработанных еще в советский период. Строительство АПЛ пятого поколения (условно относимых к классу «Хаски») начнется в середине 2020 годов. По дизельным подлодкам, основной упор будет сделан на разработку воздухонезависимых энергетических систем для будущих подлодок класса «Калина». Тем временем, будут также строиться подлодки класса «Лада», а также усовершенствованные субмарины класса «Кило».

Более важным направлением, чем создание новых кораблей и подлодок, для российских ВМС в предстоящие годы будет разработка новых систем вооружения и улучшение существующих. Внедрение ракет «Калибр» придало российскому флоту способность поражать корабли и наземные цели противника крылатыми ракетами на большом расстоянии; в итоге, даже небольшие корабли, пришвартованные вблизи российских портов, могут стать серьезной угрозой для противника, включая страны-члены НАТО. Российские военные оценили предоставляемые этими ракетами преимущества и установили их на большое количество кораблей и подлодок. В течение последующих восьми лет Россия продолжит устанавливать эти ракеты на большинстве новых надводных кораблей и подводных лодок, модернизировать некоторые из действующих единиц флота для придания им способности иметь на борту данные ракеты, а также совершенствовать точность и надежность самих ракет. Военные также работают над созданием новой гиперзвуковой ракеты, которая способна представлять собой еще бóльшую угрозу противникам России в средне- и долгосрочной перспективе.

Военно-воздушные силы

В последние семь лет российские военно-воздушные силы (ВВС) стали получать в значительном количестве современные самолеты и продолжили финансировать разработку новых моделей, таких как недавно получивший свое название истребитель пятого поколения «Сухой СУ-57» (прежде известный как Т-50 или ПАК ФА). СУ-57 не планируется запускать в серийное производство до того, как будут подготовлены модернизированные двигатели, что вряд ли произойдет до 2027 года. В течение восьми последующих лет Россия продолжит закупать небольшое количество данных самолетов для проведения испытаний. Кроме того, она продолжит приобретать истребители СУ-35С (новый контракт на 50 самолетов был подписан в конце 2016 года), а также истребители СУ-30СМ и истребители-бомбардировщики СУ-34 (вероятно в количестве 12-18 самолетов каждого из двух типов в год). В ВВС могут быть поставлены , хотя, вероятно, в небольшом количестве, истребители Микоян МиГ-35. В целом, поскольку российские ВВС теперь обеспечены современными истребителями, их закупки сократятся, чтобы оставить возможность для поставок других типов самолетов. То же самое касается военных вертолетов, поскольку за последние семь лет российские военные уже получили то, в чем они нуждаются. Разработка нового высокоскоростного вертолета начнется не ранее 2027 года.

Одним из основных объектов внимания станет обеспечение транспортными самолетами и заправщиками, которые на протяжении длительного периода являются слабым местом российских ВВС. Ожидается, что серийное производство многострадального Ильюшин Ил-76 МД90А начнется в 2019 года, и что после этого военные будут получать по 10-12 самолетов этого типа в год. В настоящее время разрабатывается легкий транспортный самолет, опытный образец которого планируется представить в 2024 году. Самолет А-100 с системой дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) на базе Ил-76МД-90А предполагалось поставить в 2016 году, однако сроки неоднократно переносились. Тем не менее, поставки этого самолета будут включены в ГПВ-2027. Наконец, в России наблюдается бум производства беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). К 2020 году будут выпускаться боевые БПЛА, а также новое поколение разведывательных БПЛА.

В целях укрепления противовоздушной обороны Россия продолжит развертывание ракет большой дальности С-400 и ракет малой дальности «Панцирь-С». Представляется, однако, все менее вероятным, что система противовоздушной обороны (ПВО) нового поколения С-500 будет скоро готова к серийному производству, хотя в официальных планах все еще значится, что опытный образец будет создан к 2020 году. В первоначальных же планах начало серийного производства С-500 намечалось на 2015 год. Разработка нового поколения систем ПВО ближнего радиуса действия только началась , и она вряд ли будет готова к производству до 2030 года.

Влияние на боеспособность и региональную безопасность

ГПВ-2020 часто характеризуется как первая успешная программа вооружения в постсоветской истории России. Она была разработана для того, чтобы помочь российским военным преодолеть отставание, вызванное длительным перерывом в поставках в связи с экономическим кризисом 1990-х. В течение последних семи лет военные добились больших успехов в сфере модернизации вооружений и техники. По большому счету, новые образцы основаны на обновленных поздне-советских разработках. В настоящее время перед российской оборонной промышленностью стоит гораздо более сложная задача начать серийное производство новых образцов. Это получается успешнее в некоторых сферах, таких как производство ядерных подлодок, ракетных комплексов и БПЛА. Меньший прогресс достигнут в том, что касается боевых кораблей и систем ПВО. Выводы о ситуации с танками и бронемашинами пока не сделаны.

Теперь, когда наиболее серьезные пробелы в основном восполнены, ГПВ-2027 ориентирована на перевод российской армии на более регулярный график поставок. Финансирование будет оставаться относительно стабильным, хотя оно и может корректироваться в зависимости от экономической ситуации. Предыдущая программа показала, что государственный бюджет и оборонная промышленность могут более или менее выдерживать текущий уровень финансирования. Самой большой проблемой станет успешное доведение новых образцов до серийного производства.

Что касается влияния модернизации на военный потенциал, то Россия уже достаточно сильна, чтобы защититься от любого противника в неядерной войне и победить любое соседнее государство кроме Китая. Она также обладает более чем достаточным потенциалом ядерного сдерживания. Поэтому новые закупки по программе будут направлены на то, чтобы страна шла в ногу со своими конкурентами (странами-членами НАТО и Китаем). В некоторых областях, таких как ПВО, противокорабельные ракеты и радиоэлектронная борьба, Россия будет по-прежнему превосходить своих оппонентов. В других областях, таких как БПЛА, высокоточное оружие, танки и бронемашины она, похоже, будет сокращать разрыв. Наконец, в нескольких сферах, включая надводные корабли, военно-транспортную авиацию и автоматизированные системы управления, она по-прежнему будет существенно отставать от США и может начать отставать от Китая.

ГПВ-2025 - государственная программа вооружений на 2018-2025 годы . Именно этот документ определяет, сколько и какой техники должно быть произведено и поставлено в наши вооруженные силы. Естественно, отталкиваясь от этой программы создается направление и дальнейшего развития российских вооруженных сил.

Программа будет утверждаться в июне-июле этого года. Вполне понятно, детали держатся в секрете. Но если проанализировать выступления и интервью людей причастных к этой программе (Дмитрий Рогозин, Юрий Борисов и другие), то уже сейчас можно сделать предварительные выводы.

Основной задачей российского ВПК, как неоднократно заявлялось на самом высоком уровне (Путин, Шойгу), было доведение к 2020 году уровня оснащенности вооруженных сил современной техникой до 70%.

Здесь сталкиваются интересы сразу нескольких ведомств. Это и армия, и предприятия ВПК, и Министерство финансов. В 2015 году, когда начались работы по созданию ГПВ, Министерство обороны запросило на программу 55 триллионов рублей. Позже, в 2016-м, сумма была скорректирована до 30 триллионов. Министерство финансов было готово выделить на программу не более 12 триллионов.

Конечно, санкции, кризисы и прочее сыграли свою роль, и думаю, что в итоге стороны придут к согласию на цифре в 15-18 триллионов рублей.

По времени программа должна была действовать с 2016 по 2025 гг. Но, так как экономическая обстановка у нас действительно оставляет желать лучшего, то стоит вспомнить, что еще не выполнена до конца уже профинансированная часть ГПВ на 2011-2020 годы. И на эту часть было выделено 20 триллионов рублей.

Рогозин говорит, что все неизрасходованные и неосвоенные средства перейдут в следующую программу. Видимо, в подсчетах и вся проблема.

Но уже сегодня можно сделать вывод о том, что денег будет меньше. Даже с учетом того, что не успеют освоить в рамках предыдущей программы. И уже понемногу просачиваются сведения о том, за счет кого будет ужиматься программа ГПВ.

Начну с грустных (для кого-то) известий о том, чего НЕ будет.

Больше всего сокращения затронут флот

Атомных суперавианосцев проекта «Шторм» не будет. Их не просто отложили в долгий ящик, а на «неопределенный срок». Что в наших реалиях можно приравнять к тому, что если авианосцы и пойдут в окончательную разработку, то будет это точно не в ближайшие 10-15 лет.

То же самое относится и к эсминцам проекта «Лидер». В отличие от авианосца, все работы по ним перенесли на срок после 2025 года.

Да, очевидно, что с финансами у нас не очень, поэтому может быть перспективные, но дорогостоящие корабли отложены «на потом».

При этом нельзя сказать, что флот «обидели». В ГПВ-2025 флот получит средств на ремонт, модернизацию и достройку больше, чем какие-либо другие рода войск.

«Бореи» сохранят прежние темпы строительства. Это наше оружие защиты и возмездия, с подводными ракетоносцами все в порядке.

Атомные ледоколы проекта 22220 будут достроены в рамках ГПВ. «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Какое отношение атомные ледоколы имеют к военному флоту? Это легко прочитать. Вообще программа строительства кораблей и судов для Арктики не будет урезана ни на рубль. Так говорят многие, ссылаясь на задание, данное президентом.

В арктической группировке в рамках ГПВ-2025 также будет продолжена работа с ледоколом «Илья Муромец» и универсальными патрульными кораблей арктической зоны проекта 23550.

Ремонты и модернизации

Понятно, что в условиях кризиса и прочих проблем, основная тяжесть работы ляжет на «старичков». В рамках ГПВ будет произведена модернизация «Петра Великого», «Адмирала Кузнецова», «Москвы».

Неплохо было бы, кстати, все-таки закончить ремонт «Адмирала Нахимова».

В целом же флот не пострадает. Да, работы по перспективным авианосцам и эсминцам отложены. Но сегодня у нашего флота есть более значимые задачи, чем авианосцы. «Сирийский экспресс» показал, что у нас налицо недостаток менее дорогостоящих, но более значимых кораблей и судов.

ВКС

Здесь тоже имеются сокращения.

Хотя по ВКС сокращение финансирования сильно не ударит. Упор будет сделан на поставки в авиационные части хорошо проверенных сирийской войной боевых самолетов , Су-35, вертолетов Ми-8АМТШ, и , а также зенитно-ракетных систем С-400.

С-400, которые поставляются в войска в количестве 4-5 полковых комплектов в год, скорее всего, предпочтут перспективным С-500. До более стабильных времен.

То же самое, видимо, постигнет и ПАК ДА. Еще один перспективный, но весьма дорогой проект. Конечно, ПАК ДА будет реализован, но не в ГПВ-2025.

Тем более, что у нас ведется разработка проекта модернизации Ту-160 до модификации Ту-160М2. Скорее всего, Ту-160М2 пойдут в серию до 2025 года и будут служить. Два проекта стратегических бомбардировщиков одновременно - это не все богатые страны могут себе позволить.

А вот первые серийные истребители Т-50 в рамках ГПВ-2025 уже должны оказаться в частях и на аэродромах.

Кроме того, большое внимание уделяется транспортной авиации. Именно в рамках ГПВ-2025 должны начать поступать в войска легкие транспортники Ил-112 и средние Ил-214. Роль тяжелых транспортных самолетов по-прежнему отводится Ил-76 всех модификаций.

Сухопутные войска

Цифра в 70% для новой техники к 2020 году - это серьезно. И темпы должны быть соответствующие. Да, доля тех же новых танков к 2020 году будет составлять 70%. Но не за счет «Армат», а за счет Т-72Б3.

«Армату» в долгий ящик не откладывают, но речь уже не идет о сотнях новых танков, а о более скромных цифрах. 20-30 танков в год - это, скорее всего, именно то количество, которого можно ожидать в условиях «урезки» бюджета.

Тем не менее, это количество танков обеспечит как начальный этап подготовки экипажей и специалистов, так и обкатку новой техники в войсках.