Эль кадер. Абд аль-Кадир: биография

Одной из основных сил, противостоявших европейским колонизаторам, были последователи суфийских тарикатов. Во многих регионах исламского мира – в Африке , на Северном Кавказе, в Индии , в Юго-Восточной и Центральной Азии и т. д. – суфии активно участвовали в борьбе с империализмом, зачастую становясь стержнем сопротивления. Среди жителей Алжира знамя борьбы против захватчиков поднял Абд аль-Кадир аль-Джазаири , сын шейха и сам последователь суфизма. В Алжире он является национальным героем, известным не менее, чем легендарный ливиец Омар аль-Мухтар из сануситского тариката.

В 17 лет Абд аль-Кадира как предводителя муджахидов знал весь мир. Но, к сожалению, нам до сих пор мало известно о нем как о поэте, а он автор глубокой по смыслу суфийской поэмы, как о богослове и общественном деятеле.

Будущий руководитель борьбы против французов с детства отличался тягой к знаниям и прилежностью в учебе. Он много изучал Коран , богословские и другие, необходимые и доступные в то время науки, в частности, иностранные языки. Уже в юном возрасте Абд аль-Кадир вместе со своим отцом отправился в Хадж , побывав по пути в разных городах исламского мира, и вернулся на родину за несколько месяцев до начала колонизации.

Высадившись, французские войска встретили ожесточенное сопротивление со стороны местного населения. Одним из лидеров этой борьбы стал вернувшийся из Хаджа Абд аль-Кадир. За его умение и мужество несколько племен провозгласили его своим эмиром (политическим лидером). Он сумел преодолеть раздробленность разных групп населения и попытался создать объединенное государство со столицей в Маскаре. Улемы также подержали его, что было немаловажно в сложившейся ситуации.

В течение нескольких лет алжирцы во главе с шейхом Абд аль-Кадиром сумели полностью блокировать несколько французских гарнизонов, в результате чего в 1834 г. колониальные власти были вынуждены заключить с ними мирный договор. Правда, уже через год французы нарушили соглашение, но вновь были разбиты и признали власть эмира в центральных и западных районах Алжира. К 1838 г. под контролем Абд аль-Кадира находился практически весь Алжир. Это было высшей точкой расцвета его государства.

Понимая, что французы не отступят от своей цели, алжирцы стали усиленно развивать свою военную промышленность. Были созданы сабельные, ружейные, литейные, пушечные и пороховые предприятия, в результате чего алжирская армия стала весьма грозной в техническом отношении. Так, на ее вооружении было около 250 пушек, что, конечно же, играло существенную роль.

За время перемирия Абд аль-Кадиром были предприняты и меры по установлению порядка внутри страны. Он сумел ограничить власть и доходы местных богатеев и провел административную реформу, разделив государство на несколько областей. Также была осуществлена судебная и налоговая реформа. Таким образом, новое государство обладало всеми необходимыми ему признаками, вплоть до выпуска собственной валюты.

Несомненно, что именно благодаря такому грамотному подходу алжирцы сумели противостоять такой грозной силе, как французская армия. Однако силы все-таки оказались не равны – на стороне колонизаторов было не только количественное (их численность доходила до 100 тыс. человек), но и техническое превосходство.

После взятой передышки французские войска овладели городом Константина, который к тому времени не контролировался эмиром. Начались мелкие столкновения, переросшие затем в настоящую войну. Колониальные войска, вовсе не задумываясь о понятиях чести и морали, применяли тактику выжженной земли, уничтожая все на своем пути – от людей до животных.

В течение нескольких лет алжирцы под руководством шейха Абд аль-Кадира противостояли колонизации, но в итоге потерпели поражение. Большая часть государства была оккупирована, а сам он укрылся на территории соседнего Марокко, чьи власти также участвовали в сопротивлении, но, как и соседи, потерпели поражение. В результате этого под давлением французов они были вынуждены согласиться выслать шейха из страны.

Между тем, захват земель вызвал новое восстание, и шейх Абд аль-Кадир был приглашен алжирцами руководить ими. В ответ колониальные войска, к которым постоянно прибывали подкрепления, начали уничтожать целые поселения, никого не оставляя в живых.

Осознав, что дальнейшее сопротивление приведет к полному истреблению народа, шейх Абд аль-Кадир принимает нелегкое решение – он идёт на переговоры с французами. Главное условие, которое ставит шейх, – это прекращение преследования гражданского населения, а в качестве уступки со своей стороны он обещает покинуть Алжир и выехать с семьей и ближайшими сторонниками в Египет.

Генерал-губернатор герцог Орлеанский лично обещает соблюсти данный договор, но в последний момент нарушает данное им слово. Муджахида с семьей арестовывают и отправляют во Францию, где он содержится в заключении, сначала в Тулоне, а затем в замке Амбуаз.

Но на этом история шейха не заканчивается. В силу различных обстоятельств, начиная от политического давления Великобритании, соперничавшей с Францией, и заканчивая приходом во власть нового правителя Наполеона III, шейх Абд аль-Кадир получает свободу. В качестве условия с него берется слово, что он больше никогда не ступит на алжирскую землю.

Он поселяется на Ближнем Востоке, куда его лично пригласил султан Османской империи. В этот период шейх занимается в основном творческой деятельностью, путешествует по разным регионам исламского мира, в том числе два раза совершает Хадж . 26 мая 1833 г. душа шейха Абд аль-Кадира покидает этот мир и предстает перед Всевышним .

Одной из характерных черт национального героя Алжира, как ни странно, была его миролюбивость и толерантность. Да, да, – это не обман и не фантазии. В исторических хрониках зафиксирован обмен письмами между шейхом Абд аль-Кадиром и имамом Шамилем . Из них становится очевидным, что даже в разгар военных действий они оба выступали против насилия и жестокости, призывали к мирному диалогу с представителями других конфессий . Несомненно, что данные письма должны стать достоянием общественности, чтобы из них могли почерпнуть для себя много нового те, кто не понимает сущность джихада , полагая, что под ним подразумевается тотальное уничтожение инакомыслящих.

Шейха Абд аль-Кадира также сложно обвинить в трусости или несоответствии духу и букве Ислама – своей борьбой он навечно заслужил звание национального героя Алжира, которого признают и чтят все граждане этой страны без исключения. Если мусульмане хотят быть похожими на таких выдающихся людей, то они должны изучать историю, а не отбрасывать ее в сторону, как не подходящую для их убеждений. Ведь мы на сегодняшний день даже в малейшей степени не можем сравняться с такими людьми ни в их мужестве и отваге, ни в героизме и силе воли, ни в знаниях и богобоязненности.

Свое истинно исламское отношение к представителям других религий шейх Абд аль-Кадир пронес сквозь все невзгоды и трудные времена нахождения в плену. Но особенно это проявилось во время событий в Дамаске, когда начались столкновения мусульман и христиан. Нападению подверглось и российское вице-консульство. Только благодаря вмешательству и заступничеству шейха вице-консул Макеев был спасен от неминуемой гибели. Были спасены и многие другие христиане, за что имам Шамиль , продолжавший переписку с шейхом, поблагодарил его такими словами: «Да примиришься ты с Богом Всевышним! И да благословит Он тебя достоянием и детьми, ибо ты исполнил слова великого Пророка, посланного Богом по милости к человекам, – и не допустил укоренения вражды к нам из-за нашей веры» .

На это шейх отвечал ему: «Насилие торжествует во всех странах, и результаты его постыдны. Однако люди в наши дни искушений теряют голову до такой степени, что им мало что представляется добрым… Сколь же печально видеть столь мало людей религиозных и столь малое количество тех, кто все еще прибегает к власти справедливости. Их столь мало, что невежды начали полагать, что источником веры в Исламе являются грубость, жестокость и отстраненность от всех иноверцев» .

Как актуальны и поучительны эти слова особенно теперь, когда эта проблема заострилась настолько, что требует немедленного решения. Когда место знания занимает невежество, мир погружается во тьму. Когда мусульмане забывают о благонравии, тяжелее которого, согласно хадисам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), «в День воскресения на весах верующего… ничего не будет», исламский мир погружается в пучину. Когда человек лишается милосердия, он становится «злосчастным», и «Аллах не помилует того, кто не проявляет милосердия по отношению к людям». Только когда к мусульманам вернутся эти благородные качества, мы можем рассчитывать на то, что в нашей среде вновь появятся такие выдающиеся люди, как шейх Абд аль-Кадир и имам Шамиль. Да будет с ними милость Аллаха!

Абд Аль-Кадир (6.9.1808 -26.5.1883), национальный герой Алжира, полководец, учёный, оратор и поэт. Принадлежал к влиятельному феодальному роду. В 1832-1847 годы возглавлял восстание против французской оккупации Алжира (см. Абд алъ-Кадира восстание). В 1832 восставшие племена провозгласили Абд Аль-Кадира правителем Западного Алжира (вскоре он принял титул эмира). В 1847- 1852 был в плену во Франции, в 1853- 1854 жил в Бурсе, с 1855 в Дамаске, где занимался богословием. Во время христианского погрома в Дамаске в 1860 г. выступил за прекращение вражды между друзами и маронитами, раздувавшейся французскими колониальными властями.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Абд аль-Кадир (1808-1883) - национальный герой Алжира и с 1831 вождь борьбы алжирского народа против французских колонизаторов. Родился в Вадиаль-Хаммам близ города Маскара на западе Алжира в семье Махи ад-Дина, шейха племени Хашим и главы (мукаддама) военно-религиозного братства Кадырийя. Получив религиозно-философское образование в Алжире, совершил вместе с отцом в 1825-1828 поездку по странам арабского Востока. С 1831 принимал участие в сопротивлении вторгшимся в Алжир французам. В ноябре 1832 избран племенами Зап. Алжира эмиром и создал государство, существовавшее до 1847. А. аль-К. дважды (в 1834 и 1837) вынуждал французов заключать с ним мир. Одаренный поэт, оратор и тонкий знаток арабо-исламской литературы, собиратель ценных книг и рукописей. В 1847-1852 жил в плену во Франции, в 1853-1855 в Брусса, в Турции, а затем до конца жизни - в Дамаске, занимаясь литературой и богословием. Вел переписку с Шамилем, сосланным в Калугу. В 1860 спас от смерти тысячи христиан Дамаска во время вспышки религиозной розни, за что получил награды множества стран, включая Россию. Пользовался значительным авторитетом как в мусульманском мире, так и в Европе. Вокруг него сформировалась в Дамаске многочисленная алжирская диаспора, издавал газету «Аль-Мухаджир» («Эмюрант»),

P. Г. Ланда.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 23.

Абд-Аль-Кадир, Насир-ад-дин ибн Мухиддин аль-Хасани (1808-26.V. 1883), - руководитель освободительного борьбы алжирского народа против французских колонизаторов, национальный герой Алжира. Принадлежал к влиятельному феодальному роду. Родился в местечке Гетна, близ Маскары (Алжир). Получил религиозно-философское образование. В 1832 году племена Западного Алжира провозгласили Абд-Аль-Кадира султаном (вскоре он принял титул эмира). Талантливый полководец, умный и энергичный политик, Абд-Аль-Кадир в 1832-1847 годы возглавлял восстание против французской оккупации Алжира (см. Абд-аль-Кадира восстание). Абд-Аль-Кадир - ученый, оратор и поэт, способствовал созданию в Алжире народных школ, собрал библиотеку редких книг и рукописей. В 1847-1852 годы находился в плену во Франции; затем жил в Дамаске, где занимался богословием. В 1860 году, во время христианского погрома в Дамаске, спровоцированного агентами Франции, выступил за прекращение вражды между друзами и маронитами и спас жизнь 1,5 тысяч христиан, за что получил от французского правительства большой крест Почетного легиона, а от русского - орден Белого орла.

А. И. Мальцева. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Сочинения: Rappel а l"intelligent, avis а l"indifférent, trad. par G. Dugat, P., 1858.

Литература: Azan P., L"émir Abd el-Kader, P., 1925; Бу Азиз Яхья, Батль аль-кифах аль-амир Абд-аль-Кадир аль-Джазаири (Боевой герой эмир Авд аль-Кадир аль-Джаааири), Тунис, 1957.

Абд-эль-Кадер (1808-1883) - арабский политический и военный деятель, вождь национальной борьбы за независимость Алжира против Франции. В 1832 году Абд-эль-Кадер был избран эмиром племён западного Алжира. Сплотив эти племена в единый союз, Абд-эль-Кадер создал на их территории арабское государство (эмират), основной задачей которого была организация партизанской войны против французов. Вместе с тем в борьбе с французами Абд-эль-Кадер успешно применял оружие дипломатии. 25.II 1834 года он заключил мирное соглашение с губернатором Орана - генералом Демишелем, по которому французы признали власть Абд-эль-Кадер над всем западным Алжиром (за исключением Орана и прилегающей к нему береговой полосы). В 1835 году французы возобновили воину против А., но потерпели поражение. По новому мирному соглашению, заключённому Абд-эль-Кадером с маршалом Бюжо в Тафне (30.V 1837), французы признали его власть не только над западной, но и над центральной частью Алжира. Абд-эль-Кадер, со своей стороны, отказался от притязаний на провинцию Константину и гарантировал французам свободу торговли на своей территории. В 1839 году французы, сосредоточив в Алжире 100-тысячную армию, вдвое превышавшую силы Абд-эль-Кадера, нарушили соглашение в Тафне и вторглись на территорию эмирата. Потеряв свою территорию, Абд-эль-Кадер бежал в 1844 года в Марокко. Преследуя его, французы вторглись в Марокко, разгромили марокканцев и навязали им мирный договор (10.IX 1844), по которому Абд-эль-Кадер был объявлен вне закона и Марокко обязалось прекратить ему помощь. Абд-эль-Кадер вернулся в Алжирскую Сахару и продолжал там борьбу до конца 1847, когда в результате предательства был взят в плен французами. Абд-эль-Кадер до 1852 года находился во Франции в заключении; после освобождения жил в Сирии.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Сочинения:

Rappel a 1"intelligent, avis a 1"in-different, trad. par. G. Dugat, P., 1858.

Литература:

Оганисьян Ю., Абд-аль-Кадир, М., 1968;

Бу Азиз Яхья, Батльаль-кифахаль-амирАбд-аль-Кадираль-Джазаири (БоевойгеройэмирАбдаль-КадиральДжазаи-ри), Тунис, 1957.

Хмелева Н. Г. Государство Абд аль-Кадира Алжирского. М., 1973;

Azan P., L"émir Abd el-Kader, P., 1925;

Kaddache М. L"emir Abdelkader. Madrid, 1974; Lacoste.

Nouschi A., Prenant A. L"Alg6rie: passe et present. P., 1960.

Родословная Абд аль-Кадира ибн Мухидина ибн Мустафы ибн Мухаммада ибн Мухтара ибн Абду аль-Кадира относится к Имаму Хасану, сыну сподвижника Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах). (6 сентября 1808 - 26 мая 1883, Дамаск), это национальный герой Алжира, полководец, учёный, суфий, оратор и поэт.

Происходил из древнего и знатного марабутского (священнического) рода в Оране.

Он учился в Маскаре, в духовном училище Хетне, находившемся под руководством его отца, суфийского шейха Мухидина.

Абд аль-Кадир тоже был последователем суфизма. Он во многом похож на ливийца Омара аль-Мухтара из сануситского тариката и схож в делах с имамом Чечни и Дагестана Шамилем.

Благодаря необыкновенным способностям, благочестию, учёности и искусству владеть оружием, Абд аль-Кадир ещё в молодости приобрёл широкую известность. Уже в 17 лет Абд аль-Кадира аль-Джазаири в мире знали как предводителя. Он с детства получил блестящее религиозное образование, знал иностранные языки.

Чтобы избавиться от преследований подозрительного алжирского дея (титул пожизненного правителя Туниса в кон. 16 в.-1705, Триполи в 1609-1711 и Алжира в 1711-1830), он ушёл в Египет, где ему впервые пришлось встретиться с европейской цивилизацией. Отсюда он вместе с отцом совершил Хадж в Мекку, побывав по пути в разных городах исламского мира. В Дамаске он встретился с великим тарикатским шейхом, известным во всём мире учёным Халидом аль-Багдади (1778-1826). Абд аль-Кадир, вступив под духовную опеку шейха Халида аль-Багдади, стал его мюридом. Когда он вернулся на родину, французы завоевали Алжир, изгнав турок, при этом, однако, восстали многие арабские племена.

Восстание Абд аль-Кадира аль-Джазаири- народное восстание в Алжире против французов в 1832-1847 годах.

Предпосылкой восстания стало начало колонизации французами территории современного Алжира в 1830 году. Восстание было начато арабо-берберскими племенами провинции Оран в мае 1832 года. При поддержке учёных-богословов знамя борьбы против захватчиков поднял Абд аль-Кадир аль-Джазаири.

Он сумел преодолеть раздробленность разных социальных групп. Война оказалась крайне упорной и кровопролитной, французы потерпели ряд поражений и были вынуждены заключить мирный договор в феврале 1834 года.

В 1835 году война возобновилась, но французы вновь были разбиты и в мае 1837 года был заключён очередной мирный договор, по которому Франция признала власть Абд аль-Кадира аль-Джазаири над большей частью Западного Алжира.

1837-1838 годы стали высшей точкой расцвета государства Абд аль-Кадира. К 1838 году под его контролем находился практически весь Алжир.

Государственный строй, который он создал, можно сравнить с имаматом имама Шамиля в Дагестане 1829-1859 гг.

Абд аль-Кадир и шейх накшбандийского тариката Шамиль были современниками, и у них было очень много общего: они были предводителями мусульман, великими полководцами, военными стратегами, политиками, дипломатами, и самое главное - они были очень богобоязненными праведниками, истинными суфиями, следовавшими пути познания Всевышнего Творца.

Благодаря усилиям Абд аль-Кадира аль-Джазаири, экономика страны стала милитаристской из-за необходимости противостоять дальнейшему вторжению французов. Усиленно развивалась военная промышленность: созданы сабельные, ружейные, литейные, пушечные и пороховые предприятия. В стране наряду с ополчением племён была организована регулярная армия, создано несколько линий обороны.

Алжирская армия стала весьма грозной в техническом отношении. Так, на её вооружении было около 250 пушек, что, конечно же, играло существенную роль.

Во время перемирия Абдом аль-Кадиром были проведены реформы: административная, разделившая страну на несколько областей; экономическая, направленная на перераспределение доходов в обществе; судебная и налоговая. Государство Абда аль-Кадира аль-Джазаири выпускало собственную валюту.

18 октября 1838 года французы нарушили мирный договор 1837 года. Французская армия овладела городом Константина, а к 1843 году захватила большую часть территории страны, ослабленного изменами крупных феодалов. Абд аль-Кадир укрылся на территории соседнего Марокко, власти которого также участвовали в сопротивлении французским войскам. Однако они тоже потерпели поражение и были вынуждены выслать Абд аль-Кадира аль-Джазаири из страны. В 1845 году в Алжире началось новое восстание, которое возглавил возвратившийся из изгнания Абд аль-Кадир. В 1847 году повстанцы были разбиты.

Колониальные войска, к которым постоянно прибывали подкрепления, начали уничтожать целые поселения, никого не оставляя в живых.

Французская армия была доведена до 110 тыс. человек, 18 карательных отрядов начали уничтожать алжирские селения и истреблять их жителей.

Осознав, что дальнейшее сопротивление приведет к полному истреблению народа, шейх Абд аль-Кадир принимает нелёгкое решение – он идёт на переговоры с французами. 21 декабря 1847 года он даёт согласие на капитуляцию. Главное условие, которое ставит шейх – это прекращение преследования гражданского населения, а в качестве уступки со своей стороны обещает покинуть Алжир и выехать с семьёй и ближайшими сторонниками в Египет.

Через 2 дня капитуляция была официально принята французским командованием и генерал-губернатором Алжира – принцем Генрихом Орлеанским. Они обещали удовлетворить условия Абд аль-Кадира, но нарушили слово. Пленённый шейх вместе с семьёй был отправлен во Францию, где содержался в заключении в Тулоне, а затем с ноября 1848 – в замке Амбуаз (в долине Луары).

Во Франции он жил под мягким, почётным надзором. В соперничавшей с Францией Великобритании была начата кампания за его освобождение. В октябре 1852 Абд аль-Кадир был освобождён по распоряжению Наполеона III, поклявшись больше не появляться в Алжире. Наполеон III назначил ему пенсию.

После этого он по приглашению османского султана поселился в Брусе, а в 1855 году переехал в Дамаск, где летом 1860 года вступился за подвергавшихся жестокому преследованию христиан.

В июле 1860 года Абд аль-Кадир помог спастись многим христианам. За это французское правительство, предоставившее бывшему врагу пенсию в 4 тыс. лир, наградило его орденом Почётного легиона.

B архиве внешней политики Российской империи МИД России также хранятся ценные материалы, непосредственно связанные с Шамилем. Особый интерес представляет обмен письмами между ним и Абд аль-Кадиром, возглавлявшим в то время антифранцузское восстание в Алжире. Эти письма показывают, что как и Шамиль, Абд аль-Кадир ясно выступал против актов насилия, против терроризма, призывал к веротерпимости, мирному межцивилизационному общению.

С 1855 году после поражения восстания Абд Аль-Кадир жил в Дамаске и занимался богословием. Во время христианского погрома в Дамаске в июне 1860 года, когда российское вице-консульство подверглось нападению, Абд аль-Кадир, проповедовавший идеи веротерпимости, спас многих христиан, в том числе вице-консула Макеева. Заслуги Абд аль-Кадира были высоко оценены Россией. Он был награждён орденом Белого Орла.

Сразу же после этого Шамиль в письме Абд аль-Кадиру в 1860 году так отреагировал на происшедшее: "Уши мои поражены были вестью, невыносимою для слуха и противною самой природе о том, что произошло между мусульманами и иноверцами и что не должно было произойти в мусульманском мире, тем более что оно угрожало разлиться мятежом между всеми мусульманами. Волосы мои поднялись от всех этих ужасов, улыбка исчезла с лица моего…". И далее: "Да примиришься ты с Богом Всевышним! И да благословит Он тебя достоянием и детьми, ибо ты исполнил слова великого Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), не только разрешено, но и желательно - это), посланного Богом по милости к человекам, - и не допустил укоренения вражды к нам из-за нашей веры".

В свою очередь, Абд аль-Кадир в 1861 году отвечал Шамилю: "Насилие торжествует во всех странах, и результаты его постыдны. Однако люди в наши дни искушений теряют голову до такой степени, что им мало что представляется добрым. Сколь же печально видеть столь мало людей религиозных и столь малое количество тех, кто все ещё прибегает к власти справедливости. Их столь мало, что невежды начали полагать, что источником веры в Исламе являются грубость, жестокость и отстранённость от всех иноверцев".

Такая позиция этих хорошо известных миру мусульманских деятелей представляется весьма актуальной и поучительной в нынешних условиях.

В период изгнания Абд аль-Кадир много писал, занимался философией. Он совершил ещё два хаджа в Мекку, а также несколько поездок в другие исламские страны и в Европу.

В 1867 он посетил Всемирную выставку в Париже и в ноябре 1869 присутствовал при открытии Суэцкого канала. Там он встретился с имамом Дагестана и Чечни Шамилем.

Абд аль-Кадир написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Дюга перевёл с арабского на французский под заглавием: «Rappel à l’intelligent; avis à l’indifférent» (Париж, 1858).

Умер великий предводитель Абд аль-Кадир аль-Джазаири в Дамаске 26 мая 1883, по хиджре это 1300 год. Похоронен рядом с ибн Араби, согласно его завещанию на кладбище в котором не хоронили никого, кроме предводителей страны. Его останки были возвращены в Алжир в 1970-е годы.

06 сентября 1808 - 26 мая 1883

арабский эмир, национальный герой Алжира, полководец, учёный, оратор и поэт

Биография

Происходил из весьма древнего и знатного марабутского (священнического) рода в Оране .

Во Франции он жил под мягким, почётным надзором со своими родными, пока Наполеон III не освободил его, назначив пенсию. 21 декабря 1852 он переехал в Бурсу , а затем поселился в Дамаске , где летом 1860 вступился за подвергавшихся жестокому преследованию христиан. С тех пор его тихая, созерцательная жизнь прерывалась только предпринимаемыми им по временам странствованиями на богомолье. Он ещё раз совершил хадж в Мекку, посетил в 1867 Всемирную выставку в Париже и в ноябре 1869 присутствовал при открытии Суэцкого канала.

Абд аль-Кадир написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Гюстав Дюга (фр. Gustave Dugat) перевёл с арабского на французский под заглавием: «Rappel ? l’intelligent; avis ? l’indiff?rent» (Париж, 1858).

По милости Всевышнего Аллаха мы вступили в последние десять дней благословенного месяца Рамадан. Одной из милостей, дарованных Создателем верующим в эти дни и ночи – возможность застать и провести в поклонении ночь Ляйлятуль-Кадр.

Сура 97 «аль-Кадр» «Ночь Предопределения»

Мекканская сура.

В ней говорится о начале ниспослания Священного Корана и о достоинствах Ляйлятуль-Кадр (Ночи Предопределения). Всевышний Аллах выделил ее из общего ряда ночей года особым почетом и величием. Ценность этой ночи и ее тайны, а также блага, которыми одаряет Всевышний Аллах Своих верующих рабов в эту благословенную ночь, – неисчислимы. Мы не знаем всего: многие вещи, касающиеся Ляйлятуль-Кадр, неизвестны нам и непостижимы.

Причина ниспослания

Ибн Аби Хатим передает от Муджахида, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал своим сподвижникам о воине-иудее, который носил оружие тысячу месяцев, ни разу не сложив его. Мусульмане были поражены, услышав это. После этого была ниспослана данная сура, где сказано, что поклонение в Ляйлятуль-Кадр, дарованное этой умме, лучше, чем тысяча месяцев войны на пути Аллаха, в которой участвовал этот воин.

Название суры

Первое значение слова «кадр» - это величие, почет или достоинство. Имам аз-Зухри и другие ученые считали, что Ляйлятуль-Кадр – это ночь Величия и ночь Почета. Абу Бакр Варрак считал, что эта ночь названа так, потому что мусульманин может приобрести данные качества (обрести достоинства, стать человеком чести) в результате раскаяния, обращаясь к Господу за прощением и проведя эту ночь в поклонении своему Создателю.

Второе возможное значение слова «кадр» - предопределение. Считается, что эта ночь была названа так, поскольку судьба отдельного человека и целых народов, предопределенная для них Всевышним Аллахом в вечности, передается для воплощения особым ангелам, ответственным за реализацию предопределения. Информация о событиях жизни каждого человека, времени его смерти, его пропитании, количестве осадков и всех прочих вещах передается этим ангелам на осуществление в течение года – от одного Рамадана до другого. Ибн Аббас говорил, что за это отвечают четыре ангела: Исрафиль, Микаиль, Израиль и Джибриль, мир им.

Когда наступает Ляйлятуль-Кадр?

В Коране однозначно утверждается, что эта ночь приходится на благословенный месяц Рамадан, но на какую именно ночь – не сообщается. Посему этот вопрос стал предметом дискуссий ученых. Существует приблизительно сорок мнений на этот счет.

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается хадис:

«Ищите Ляйлятуль-Кадр в нечетные дни последней декады Рамадана».

Передал ʼУбада ибн ас-Самит, да будет Аллах им доволен:

«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел, чтобы сообщить нам о ночи Ляйлятуль-Кадр, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи Ляйлятуль-Кадр, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца Рамадана!»».

Эти и другие хадисы и сообщения о дате Ляйлятуль-Кадр можно согласовать между собой так: это может быть любая из десяти нечетных ночей, и она может меняться из года в год, то есть с наибольшей вероятностью это 21, 23, 25, 27 или 29 ночь месяца Рамадан.

Учёные так объясняют мудрость сокрытия Аллахом точной даты наступления этой ночи: если бы она была оглашена, то большинство, поклоняясь в эту конкретную ночь, оставило бы поклонение в другие ночи. Тогда как ее сокрытие в одной из последних десяти ночей Рамадана мотивирует поклоняться больше и, соответственно, увеличить награду в разы. Также знание точной даты чревато тем, что верующие, не способные оставить свои грехи, застав эту ночь, не смогут воздержаться от греха, а совершение греха сознательно в эту ночь опасно для имана.

Транскрипция суры «АЛЬ-КАДР»

Бисмилляяхир-Рахмаанир-Рахиим

Инна Анзальнаху Фи Ляйлятиль-Кадр.

Уа Ма Адрака Ма Ляйлятуль-Кадр.

Ляйлятуль-Кадри Хайрун Мин Альфи Шахр.

Таназзалюль-Маля`икату Уар-Руху Фиха Би`изни Раббихим Мин Кулли Амр.

Салямун Хийа Хатта Матля`иль-Фаджр.

Как определить наступление этой ночи?

Самый надежный способ – провести в поклонении все десять последних ночей Рамадана. Если не получается, то хотя бы нечетные. Также можно попытаться определить эту ночь по ее характерным признакам. В хадисах упоминаются следующие признаки Ляйлятуль-Кадр:

  • Она бывает светлой, ясной, не жаркой и не холодной (с учетом климата конкретной местности).
  • Луна в эту ночь яркая.
  • Ветер дует с умеренной силой.
  • Верующие ощущают особое спокойствие и благодать в эту ночь.
  • После нее утром солнце восходит без лучей – круглое, как полная Луна. Ученые говорят, что этот признак – основной, он присутствует обязательно.

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْر

1.Мы, поистине, низвели его (Коран) в ночь Предопределения.

Эта ночь отмечена прежде всего тем, что именно в нее Священный Коран был ниспослан целиком из Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз) на небо этого мира.

Коран обрел словесную форму и был зафиксирован первоначально в Хранимой Скрижали. И из шариатских текстов следует, что передача Корана в виде откровения произошла именно из Ляуха. Наш господин Джибриль, мир ему, по повелению Всевышнего Аллаха спустил Коран из Ляуха на небо земного мира. Это мнение назвал самым верным имам ат-Табари в своем тафсире, передавая его от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом. Сама форма глагола «أنزل» указывает на однократность, что подтверждает мнение ученых, согласно которому в аяте говорится именно о ниспослании Корана в Ляйлятуль-Кадр полностью.

Имам Абу Суʼуд пишет:

«Под «ниспосланием» в этом аяте подразумевается ниспослание Корана целиком на небо этого мира. И передается, что он был ниспослан именно целиком в Ляйлятуль-Кадр из Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз) на небо этого мира».

Затем Джабраиль, мир ему, постепенно в течение двадцати трех лет передавал его Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

В некоторых сообщениях упоминаются также ангелы-писцы, которые диктовали текст Корана Джабарилю, мир ему, однако имам аль-Куртуби передает от Абу Бакра ибн аль-Араби, что это не соответствует действительности:

«Не было посредника (промежуточного звена) между Аллахом и Джабраилем, как не было его затем между Джабраилем и Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует».

وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ

2.Откуда ты мог знать, что такое ночь Предопределения?

Откуда ты, Мухаммад, получил знание о том, что такое Ночь Предопределения (или Ночь Величия и Почета)? Вопрос в такой форме – это известный в арабской риторике прием, подчеркивающий особую значимость и достоинства того, о чем говорится.

Затем Всевышний Аллах называет три особенности этой ночи, составляющие ее величие.

لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْر

3.Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.

Поклонение, совершенное в ночь Предопределения или ночь Величия и Почета лучше, чем непрерывное поклонение в течение тысячи месяцев, то есть примерно восьмидесяти трех лет, в которые нет этой ночи.

В достоверном хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Тому, кто проведет Ляйлятуль-Кадр в намазе с верой и надеждой (на награду), будут прощены все прошлые грехи».

Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды спросила у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, какие дуа ей следует читать, если она застанет эту ночь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал ей произносить следующее дуа:

للَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

«Аллахумма иннака ʼафуввун тухиббуль-ʼафва фаʼфу ʼанни».

«О Аллах, поистине, Ты Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!».

В другом хадисе говорится:

«Кто в Ляйлятуль-Кадр совершит намазы магриб и иша джамаатом, тот получит долю (из благ) Ляйлятуль-Кадр».

Муфтий Мухаммад Шафиʼ Усмани пишет:

«Если человек совершит ночной и утренний намазы джамаатом, он получит благословение и награду Ляйлятуль-Кадр. Чем больше поклонения он совершит в эту ночь, тем больше будет его доля от ее благодати. В «Сахих» Муслима говорится, что наш господин Усман, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек совершит ночной намаз (иша) джамаатом, он получит столько благословений, будто провел половину этой ночи в поклонении. А если он совершит утренний намаз (фаджр) джамаатом, он получит столько благ, будто провел в поклонении всю эту ночь целиком»».

تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْر

4.Ангелы и Дух (Джабраиль) спускаются в нее (в эту ночь) с разрешения их Господа (на Землю) со всеми (Его) повелениями.

Вторая особенность этой ночи: в Ляйлятуль-Кадр ангелы, среди которых Джабраиль, мир ему, спускаются по приказу Аллаха на Землю, чтобы выполнить все предопределенное Господом от этой ночи до Ляйлятуль-Кадр будущего года. Это толкование передается от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом.

Спустившись, ангелы также говорят «амин» в ответ на дуа верующих, проводящих Ляйлятуль-Кадр в поклонении Аллаху и мольбах, пока не наступит время утреннего намаза следующего дня.

Также передается, что ангелы приветствуют салямом каждого верующего, которого застают за поклонением в эту ночь, и просят прощения за его грехи.

سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْر

5.Она благополучна до наступления рассвета.

Третья особенность Ляйлятуль-Кадр: день перед ней и сама ночь до рассвета благополучна – в это время происходит лишь благое.

Ибн Касир пишет:

«Эта ночь лишена зла и вреда».

Хвала Аллаху, на этом тафсир суры «аль-Кадр» завершен.

Аль-Вахиди, «Асбаб нузуль аль-Куран», с. 486. Также см. Ибн Касир (Тайба), 8/442 – 443. «Маʼариф аль-Куран», 8/843. Там же. Основа этого – в тафсире аль-Куртуби. «Маʼариф аль-Куран», 8/845. Бухари. Бухари. Фуда «аш-Шарх аль-Кабир», 580 – 582. Абу Суʼуд, 9/182. Аль-Куртуби, 22/391. Аль-Куртуби, 22/393. Бухари, № 1901; Муслим, № 760 и др. Передал ат-Тирмизи, № 3513; и др. Передали аль-Байхакы и Ибн Аби Шейба. «Маʼариф аль-Куран», 8/848. Аль-Куртуби, 22/396. Там же, 22/395. Там же, 22/396. Ибн Касир (Тайба), 8/445.