Амвросиевская общеобразовательная школа I -III ст.№6
Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
Классный час по теме: «Хлеб – всему голова»
Выполнила: Вертела Ольга Александровна, учитель английского и немецкого языков Амвросиевской ОШ I -III ст№6, специалист II категории
2015г.
Аннотация к разработке классного часа по теме
«Хлеб – всему голова»
Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена
.
Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и ᴄᴫᴏжный путь. Для того чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).
Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.
Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу.
Данный сценарий может быть использован для проведения классного часа в 5-6 классах в цикле воспитательных бесед.
Цель проведения данного мероприятия - изменить отношение подростков к хлебу, познакомив их с деятельностью
хлеборобов; воспитывать у детей бережное
отношени
е
к хлебу.
Сценарий предполагает проведение подготовительной работы:
-
Рисунки детей и иллюстрации по теме классного часа.
- Ваза с колосками пшеницы.
Плакаты с цитатами о хлебе
- Выставка продуктов мучных и хлебных, которые производит местная хлебопекарня и которые испекли родители.
Классный час
Тема: «Хлеб – всему голова»
Цели:
Расширять знания учащихся о пользе хлеба, его ценностях, о тяжелом труде хлебороба;
Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;
Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, разные виды хлеба, колосья в вазе, магнитофон.
Материал: стихи о хлебе, плакат с памяткой «Цени хлеб!», песня «Хлеб - всему голова», песня «Конфетки-бараночки», песня «Вкус хлеба».
Ход мероприятия.
Звучит песня «Хлеб – всему голова!»
Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.
Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
1 уч. Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой
Вот он, теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
2 уч. В нем – здоровье наше, сила
В нем – чудесное тепло
В нем – земли родимой соли
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
3 уч. Сколько рук его растило
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благовением, а со временем возникло множество поверий про хлеб, своеобразных законов, нарушать которые было большим грехом.
Например, выпекали хлеб всегда в субботу. И смотрели, если хлеб получится хорошим – будет удача на целую неделю, если плохо пропечётся – это к слезам, подгорит – это к печали, потрескается – жди новостей. По тому, каким получался свадебный каравай, предсказывали судьбу новой семьи. Поэтому печь каравай просили человека доброго и умелого.
Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
1уч. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнер,
В ладонях его бережно потер.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,
Он убирать его с комбайном в поле вышел.
2уч. Потом муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испек!
Цени, люби и уважай того,
Кто сеял хлеб, растил и пек его.
Викторина. Дети, а знаете ли вы…
1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)
2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)
3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)
4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)
Загадки
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)
Корабль-великан не по морю плывет. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом
(Колос)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)
Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Ученики:
1уч. Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.
2уч. Вот он – румяный и душистый
Лежит и дышит на столе.
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!
Игра со словом «хлебороб».
Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.
Чтение стихотворения
Ученик 1: Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Ученик 2: Кто-то любит белый,
Кто-то любит чёрный,
Кто-то любит с маком
Или запечённый.
Ученик 3: Он бывает клином,
Он бывает узким,
Кто-то любит с тмином,
Или же французский.
Ученик 4: Он зерно, он колос,
Он мука и тесто
И за праздничным столом
Знает своё место.
Ученик 5:Посмотри на землю, посмотри на небо,
Ничего на свете
Нет важнее хлеба
Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь и каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Много снега – много хлеба.
Хлеб – всей жизни голова.
Будет хлеб – будет и песня.
Хлеба ни куска – и в доме тоска.
Не будет хлеба – не будет и обеда.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей страны.
Звучит музыка
Инсценировка стихотворения
Т. Коломиец «Праздник каравая»
Учитель:
К пятиклашкам на машине
Каравай приехал ныне
Пышной коркой похрустим
Всех на свете угостим.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
(Каравай становится в середину круга)
Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
Пекарь с нами поиграй
Кого хочешь – выбирай!
(входит пекарь, становится рядом с караваем)
Мельника!
Не молол он чепуху!
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй
Кого хочешь – выбирай!
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал
А хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Рабочего!
Он приехал к нам с дарами –
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
Пекарь – Слава урожаю в зернах!
Мельник – Слава караваю на столе!
Хлебопашец – Слава, слава дружным рукам!
Рабочий – Слава, слава труженикам!
Хлеб – это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
А. Морозов
Военный хлеб
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Закончилась война. Крепла страна. А хлеба все равно не хватало. И началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной
Говорим мы, берегите
Берегите хлеб родной.
Берегите каждый колос
Наших радостных полей
Громкий Родины своей!
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь
«Берегите хлеб, вы, люди
Научитесь хлеб беречь!»
Паззлы.
Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.
Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» .
Конкурс «Золушка»
Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.
Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова
Хлеб, мир, жизнь – самое важное. Поэтому самый маленький ребенок должен беречь хлеб. Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 11г хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановится 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будь в числе таких людей. Останови и тех, кто бросает хлеб. Но можно продлить свежесть хлеба. Для этого надо его хранить в полиэтиленовом мешочке или в специальной хлебнице.
А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
А если хлеб остался, что с ним можно сделать?
(Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой. Подсушите сухари, сделайте гренки.)
Сегодня мы много говорили о хлебе. Без хлеба люди – сироты, а земля – страдалица. И наоборот, земля – наше богатство, наша щедрая кормилица, когда она в бережных, добрых руках хозяина. (Учитель вешает на доску плакат с памяткой и читает ее)
Ребята, давайте подведем итоги нашей встречи. У вас на столе лежат картинки. Давайте повторим, с чего начинается путь хлеба. Нужно картинки расставить в правильном порядке.
И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба!»
Придержемся русской традиции гостеприимства.
(Угощение гостей)
Список использованной литературы и источников
1. М.О. Володарская. Час общения.5кл. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. – (Классный руководитель).
2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! – М., «Детская литература», 1974
4. http ://nsportal .ru /nachalnaya -shkola /vospitatelnaya -rabota /2012/11/22/klassnyy -chas -na -temu -khleb -vsemu -golova
5. http://bobrschool.narod.ru/klasschas_2.doс
Евгения Севрюкова
Классный час «Хлеб - всей жизни голова»
Хлеб - всей жизни голова »
Цель :
Познакомить учащихся с историей появления хлеба ,
Учить ценить труд других, внимательно слушать своих товарищей,
Развивать речь, внимание,
Воспитывать бережное отношение к хлебу , любовь к труду, добро.
(Класс оформлен детскими рисунками. Выходят дети с караваем в руках)
Мальчик :
Слава миру на Земле!
Девочка :
Слава хлебу на столе !
Мальчик :
Если мы хотим кого-то
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Девочка :
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим :
Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб - соль из рук .
Учитель : Сегодня, наш классный час мы посвящаем хлебу «Хлеб - всей жизни голова »
1-й ученик
Пышный,мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
2-й ученик
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем , что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
3-й ученик
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал, пришёл,
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
4-й ученик.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем,
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем.
Учитель : Хлеб ! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле -вдумайтесь! Словом «хлеб » называют непохожие друг на друга : растения, зерно, муку, изделия из муки. Поэтесса И. Токмакова спрашивает нас : «Что такое хлеб ?»
5 ученик Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим «хлеб » !
6-й ученик
Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим «хлеб » !
7-й ученик
Вот зерно течет рекой.
Чтобы сделаться мукой
Мы говорим «хлеб » !
8-й ученик
Тесто кружится в квашне
Запекается в огне.
Мы говорим «хлеб » !
9-й ученик
Ешь его, расти и помни :
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб .
Вот какое коротенькое, оно ёмкое слово – «хлеб » . Калачи, пряники,сухари, печенья, витушки –все это тоже хлеб . Сейчас поиграем, ко мне выходит 1ребенок, закрываем глаза и вы должны взять в руки (калач, сухарь, пряник, печенье) и определить, что взял. Проводим игру.
10-й ученик
Хлеб . Наскучит ли он?
Без него обойтись и не пробуй
Без него человеку беда.
Святое дело - вырастить хлеб . Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона, требуется более 10000 зерен. Сколько же надо, чтобы накормить народ? Глубоко ошибается тот, кто решил, что в нынешнее времена, при современной технике, хлеб дается легко . Нет, он добывается в поте лица. Хлеб всегда был ценностью. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни . Люди вырвались в космос, покоряют океаны, добывают нефть и газ, а хлеб остается хлебом . И когда после трудного дня мы садимся за стол, нет на нем ничего вкуснее и слаще хлеба- батюшки .
11 –й ученик.
Когда за столом вы ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает :
Крестьянин, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург-народ.
В старину хлеб резать ножом считалось грехом, его ломали на куски. А когда стали резать, то резали,прижимая к груди. О хлебе народ сложил много пословиц :
Разломить с кем-то хлеб - породить дружбу .
Зарабатывать свой хлеб – слыть трудолюбивым.
Быть хлебосольным – быть гостеприимным.
Когда же появился хлеб ?
Исследователи считают, что хлеб и человек - ровесники. Вначале человек употреблял хлеб в виде сырых зерен , затем в виде похлебки и каши . А печеный хлеб имеет свою историю . Первым хлебом считают лепешку , испеченную на углях из прокисшей каши. Современный способ приготовления хлеба из кислого теста был открыт в Древнем Египте около 4000лет назад. Мастеров, владеющих этим мастерством в Древней Греции, почитали. Почётен этот труд и в наши дни.
Ребята, хлеб надо беречь . Ох, как надо беречь! Хотите, я вам расскажу сказку о девочке, которая наступила на хлеб ? (да)
Жила на свете девочка по имени Инга. Была она прехорошенькая, но гордая жестокая. Ещё совсем маленькая она ловила мух и жуков и отрывала крылышки. Её забавляло, какими они становились жалкими и беспомощными. Однажды мать Инги испекла большой хлеб и сказала : «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке » Инга одела свое лучшее платье и нарядные башмачки, отправилась в путь.
Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Недолго думая, бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но едва Инга наступила на хлеб , как хлеб вместе с нею стал погружаться в болото. И оказалась Инга в подземелье у Ядовитой Старухи –Болотнице.
Ага - зашипела Болотница_- эта девочка будет истуканом в моей прихожей. И стала девочка - истуканом, руки и ноги окаменели, пауки оплели, их своей паутиной и по ней ползали мухи с оторванными крыльями. Пастухи видели, что случилось на болоте и скоро все знали о девочке, которая наступила на хлеб . Однажды горячая слеза упала на голову Инге . Это плакала мать. «Какой толк, что мать хнычет обо мне» - думала Инга и дума ее становилась все грубее и ожесточеннее. Однажды эту историю услышала одна маленькая девочка : «Бедная,бедная Инга!» - заплакала девочка.
Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю.
Слова эти дошли до сердца Инги. Впервые она оглянулась на свою недолгую жизнь и заплакала слезами раскаяния. В этот же миг луч солнца проник в подземелье, и Инга маленькой птичкой вылетела на волю, вернулась в родимый дом. И не было в этот день на земле человека счастливее, чем мать и Инга.
Понравилась вам сказка?
Чему она нас учит?
Ребята из одного поселка провели такой подсчет : если каждый человек за 1день не доест, а выбросит 50г. Хлеба (показ куска,
То по школе это будет 20кг. ,а по посёлку 200кг,около двухсот буханок хлеба , окажутся выброшенными.
12-й ученик
Хлеб - драгоценность ! Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери .
13-й ученик
Берегите хлеб , вы люди
Научитесь хлеб беречь !
14-й ученик
Зёрна наших дней, светитесь.
Позолотою резной.
Говорим мы : «Берегите» !
Берегите хлеб родной !
Не мечтаем мы о чуде,-
К нам с полей живая речь :
Берегите хлеб , вы - люди,
Научитесь хлеб беречь !
Вот и подошёл наш классный час к концу . Я думаю, вы много узнали нового и интересного, будете всегда беречь и любить хлеб .
Хоровод «Каравай - каравай» приглашаю всех в круг.
Данный классный час призван расширить знания учеников о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба. А также, воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час по теме «Хлеб – всему голова»
Цели:
1.Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.
2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.
Оформление зала:
на сцене объемное панно «Хлебное поле». Над сценой – плакат: «Хлеб – всему голова».
Рисунки ребят на тему: « Хлеб – всему голова ». Выставка книг о хлебе. Снопы зерновых культур. Накрыт праздничный стол, на нем лежат хлебные изделия разных народов: румяные булочки, пироги, пряники, лаваш, чорек, багет, пицца, в центре – каравай хлеба на рушнике.
Дети входят в класс под звуки песни «Хлеб всему голова» в исполнении Ольги Воронец.
Первой идёт девочка в народном костюме с караваем в руках.
1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку, горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека, он подбежал к костру и увидел, что его каша превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.
Хотя сегодня хлеб очень сильно отличается от того первого, но он по-прежнему остаётся главным продуктом.
2. Чтение стихотворения (детьми)
Настя:
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Олег:
Кто-то любит белый,
Кто-то любит чёрный,
Кто-то любит с маком
Или запечённый.
Маша:
Он бывает клином,
Он бывает узким,
Кто-то любит с тмином,
Или же французский.
Илья:
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто
И за праздничным столом
Знает своё место.
Семён:
Посмотри на землю, посмотри на небо,
Ничего на свете
Нет важнее хлеба
3. Кроссворд.
Учитель: Давайте попробуем вместе разгадать слово, зашифрованное в нашем кроссворде.
Кто выращивает хлеб? (Х лебороб)
Булочное изделие небольшой массы. (Рога Л ик)
Без соли, без хлеба половина… (Об Е да)
Ай по имени зовут меня Илья Муромец,
По отцу величают сын Иванович.
Двор мне княжеский не нужен,
Не пиров держусь,
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кусок…
Кто такой Илья Муромец? (Б огатырь)
Посеешь в пору – соберешь зерна в … (Гор У )
Хлебный злак (П Ш еница)
Загадка: Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены (К олос)
Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сн О п)
Какое слово получилось? (ХЛЕБУШКО )
Учитель: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)
Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)
А что можно получить из зерна? (муку)
А что мы испечём из муки? (хлеб)
Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.
А может быть кто-нибудь помнит пословицы про хлеб? …………………….
Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.
Учитель:
Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним пальцем? Пустяк какой-нибудь. Иной разговор, если в работе вся пятерня. Непременных условий для жизни растений пять, как пальцев на руке.
Раз – тепло (пришла весна – есть тепло).
Два – тепло (Солнце на небе – есть свет).
Три – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага).
Четыре - воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков).
Пять – пища (удобрение - есть пища).
Взятые отдельно, они ничего не значат. Собранные вместе – всей пятернёй, - они дают растению полную жизнь от всходов до плодов.
Стихи (рассказывают дети)
1. Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнер,
В ладонях его бережно потер.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,
Он убирать его с комбайном в поле вышел.
3. Потом муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испек!
Цени, люби и уважай того,
Кто сеял хлеб, растил и пек его.
Хлебный хоровод.
Рос на поле колосок,
Был сначала невысок.
Дождик поле поливал –
Он немного подрастал.
А потом с друзьями вместе
Оказался прямо в тесте.
Хлеб в пекарне испекли
И на праздник принесли.
Смотрит он – вокруг дружки:
Круглый торт и пирожки,
Да еще подружки –
Сладкие ватрушки.
Хоровод веселый –
Праздник хлеба в школе.
5. Викторина.
1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)
2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)
3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)
4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)
Загадки
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
(Хлеб)
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)
Ходит полем из края в край, режет черный каравай.
(Плуг)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом
(Колос)
Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места.
(Ветряная мельница)
Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел.
(Серп)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)
6. Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Ученики:
1. Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.
2. Вот он – румяный и душистый
Лежит и дышит на столе.
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!
7. Учитель. Как нужно относиться к хлебу?
Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба - тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
А теперь давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.
Читает Миронова:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они ее не покупали-
Нашли за домом во дворе,
С земли ее не поднимали,
И вот она уже в игре…
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и взглянул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом. насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
Ты кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол,
Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которым налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Учитель: Я надеюсь, среди вас таких « пареньков » нет.
8. Игра со словом «хлебороб».
Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.
Учитель. Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: « Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью. Посмотрите на стол. - Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука). А бывает еще и серый хлеб (из овсяной или ячменной муки) и рисовый.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб - голодным». Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в125 г) И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Военный хлеб.
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Нам, юным, счастливым, война и не снится.
Нам голод и холод совсем не знаком.
Но знаем мы цену буханке пшеничной,
И знаем мы силу простых колосков.
А в годы войны помогал он героям:
Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.
Пусть чистое небо сияет над миром,
Пускай отражается солнце в глазах,
Да пусть еще хлеб вечно будет в почете
На ваших и наших семейных столах.
Каравай земли и неба
На твоем столе -
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
10. Паззлы.
Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.
Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» в исполнении группы «Дилижанс»
11. Конкурс «Золушка»
Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.
Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова
12. Учитель.
Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он - неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.
У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
В Украине очень популярна паляница.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.
Армянская пита - это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
Маца - тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
Бисквит – западная Европа.
Брецель – Германия.
Бриошь – Нормандия, Франция.
Наан, чапати – Индия.
Пита – Ближний Восток.
Пицца – Италия.
Тортилья – Мексика.
Фолар – Португалия.
Багет – Франция.
13. Частушки.
Самоваром Вас встречаем,
Пироги на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём,
На столе у нас пирог,
Пышки и
ватрушки
,
Так споём же под чаёк
Хлебные частушки.
Хлеб
я ем с утра до ночи
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
У нас с мамой вечера.
Хороши к обеду плюшки
Хлеб, батоны и ватрушки.
Всех накормит тёплый хлеб
Лучше в мире хлеба нет.
Хлеб и каша – хорошо
Будешь прыгать высоко.
А конфеты, пироги –
Шевелят наши мозги.
Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.
Ешьте кашу на здоровье
Много в ней белка
А еще поешьте хлеба
И попейте молока.
Хлеб в Калуге дорожает,
Весь народ волнуется.
Пояс туже затянула
Старая бабулечка.
Нынче был неурожай
По причине дождика,
Станет хлебный каравай
Подороже тортика.
14. Стихи. (рассказывают дети)
1. Убран хлеб. И тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
2. Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
3. Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
4. Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Добрым хлебом угощайтесь!
Учитель: А теперь всех приглашаем за стол!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №172»
Классный час
«Хлеб - всему голова»
Разработала:
Василевская Наталья Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Цель: способствовать формированию уважительного отношения к хлебу как главному богатству страны.
Ход мероприятия.
Классный руководитель:
В руках я держу кусочек хлеба. Хлеб – это тот продукт питания, с которым мы встречаемся каждый день: без него не обходится ни скромный завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Он с нами всегда: от рождения до глубокой старости.
Вот он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он... жёлтый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ сложил о хлебе пословицы и поговорки.
- Назовите пословицы о хлебе.
Классный руководитель:
Правильно, ребята, «хлеб – это жизнь», «хлеб- кормилец», Можно прожить без золота, а «без хлеба – нет». Мы с вами, порой, забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей.
- Назовите профессии, имеющие отношение к хлебу.
Классный руководитель
Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
День и ночь – и в палящий зной, и в дождь – идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоёван и в союзе, и в противоборстве с природой.
В нем земли родимой сок,
Солнца свет весенний в нём.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Классный руководитель:
Я прочту вам сказку про Стобеда, а вы внимательно послушайте.
«Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго запретил делать ему это.
« Не буду», - пообещал Стобед. Прошло время, и я ни разу не видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках какой-то кулёк. А когда он развернул кулёк, то я увидел, что это был не подарок, а несколько размокших, перепачканных землёй кусочков хлеба. «Это из вашего окна выбросили », - сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне всё стало ясно. «Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичом», - сказал я. «Извиняться надо не передо мной, - заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня».
Ребята, а почему так сказал Иван Фомич?
- Почему хлеб называют чудом земли?
- Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Классный руководитель:
Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, в нём много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные воды. Учёные подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно 500 г. хлеба, а при тяжёлой работе – 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-50% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Хлеб.… Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
В годы Великой Отечественной войны в колхозах и совхозах остались женщины, старики, дети. А стране, фронту нужен был хлеб! Люди самоотверженно трудились, выращивая его. За 1941-1944 г.г. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна.
Был хлеб всегда в почете на Руси
Её просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Рабочие получали по 250 гр. хлеба, а жители города – 125гр.
«Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжёт мое сердце ненавистью к войне»
Нельзя остаться равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало « крошечки» хлеба, и они умирали.
А мы с вами бережем и ценим хлеб?
Подсчитано, если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 гр. хлеба, это составит 200кг, т.е. около 400 буханок хлеба окажется выброшенными.
Хлеб-драгоценность.
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.
Люди, пережившие голод, люди, уважающие труд других, никогда не выбросят на помойку хлеб, поднимут кусочек хлеба, по какой-то причине оказавшийся на полу. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца добрых, честных, благородных, воспитанных людей, когда видят хлеб в мусорном контейнере. Нельзя допустить, чтобы хлеб оказался выброшенным. Ведь хлеб- главное богатство нашей страны.
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
Практическое задание (работа в группах).
- Составьте памятку, как надо обращаться с хлебом.
К концу подошла наша встреча. Уверена, что вы будете бережно относиться к хлебу и никогда не возьмёте его грязными руками, возьмёте столько, сколько сможете съесть. Кусочек хлеба, который я вам принесла, небольшой, отломите от него, съешьте, и выбудете сыты. Ведь в него вложен труд, любовь многих людей, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки. И низко поклонимся им.
Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
«ГКС (К) ОУ РМ Поводимовская школа-интернат»
Ломшина О.А. Классный руководитель.
Классный час «Хлеб – всему голова».
Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.
Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба: булочки, белый хлеб.
Ход классного часа
С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки.
1. Вступительная часть.
– Отгадайте:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра – на столе.
(Хлеб.)
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
Сегодня мы будем говорить о хлебе. (Учитель на доске открывает тему урока).
Как вы понимаете эти слова? («Хлеб - всему голова».)
Хлеб основной продукт питания на столе. Хлеб мы кушаем и во время завтрака, обеда, ужина. Если весь стол уставлен блюдами и не будет хлеба, то человек не насытится. Ведь говорят: «Без печки холодно --- без хлеба голодно».
Сейчас я вам хочу рассказать одну легенду, когда человек впервые попробовал хлеб.
Слово учителя
. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».
Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
Ведь для того, чтобы появился хлеб на столе должны потрудиться очень много людей.
Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как пожалуйста – готово,
В ящик сыплется оно.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут!
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, мало места,
«Ох, пустите», – шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай –
Нарядился каравай.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
2. Рассказ учителя.
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.
– Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука.)
– Из чего готовят отрубной хлеб?
Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб – голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в 125 г
) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.
Читает ученик.
Военный хлеб
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
А. Морозов
– А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
3.Сценка: «Хлеб святой». Сейчас ребята покажут вам сценку.
Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
- Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.
- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь.
А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
- Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…
Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.
4. Рассказ учителя
(продолжение).
– Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)
Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.
Крошки не выкидывайте. Можно отдать их птичкам.
Для приготовления одного батона хлеба нужно использовать 10 000 зёрен. А сколько зёрен нужно использовать для того чтобы накормить всю страну?
5. Работа с пословицами.
Учитель. Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы. (Ответы детей.)
З а д а н и е: доскажите вторую часть пословицы.
Не шуба греет, а … (хлеб).
В дороге хлеб не … (помеха).
Не будет хлеба, … (не будет и обеда).
Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).
У кого хлебушко, у того и … (счастье).
Хлеб всему … (голова).
Без печки холодно – без хлеба … (голодно).
3. Викторина «Мозговой штурм».
В о п р о с ы в и к т о р и н ы:
1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)
2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)
3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)
5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)
---какой путь проходит хлеб, чтобы оказаться у нас на столе?
( ПОЛЕ --- ЭЛЕВАТОР --- МЕЛЬЗАВОД --- ХЛЕБОЗАВОД---МАГАЗИН)
Конкурс «Караваев».
--В течении 3-х минут слепить караваи. (3 человека из разных классов).
Остальные играют в игру «Жок –жок –жок –это пирожок»
Чтение стихотворения, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.
Жок-жок-жок - это (пирожок).
Шки-шки-шки - мама жарит (пирожки).
Шки-шки-шки - мы любим (пирожки).
Жок-жок-жок - кушай, Женя, (пирожок).
Ач-ач-ач - вот (калач).
Чи-чи-чи - пекутся в печке (калачи).
Чи-чи-чи - мы любим (калачи).
Чи-чи-чи - на праздник будут (калачи).
Рассматривание изделий из солёного теста, сделанных детьми.
-Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам на хлебозавод брать у всех караваи чудные! Осталось их в печку засунуть и подождать пока они высохнут.
Частушки.
Говорим и скажем снова
Повторим, как дважды два:
Хлебушек всему основа
И, конечно. Голова.
Сколько рук его растили,
Сколько поту утекло!
В хлебе вся людская сила,
И здоровье и тепло.
Много лет и много зим
Люди наслаждаются.
Основной продукт едим-
Хлебушек всем нравится.
Из пшеницы золотистой
Хлеб уложен горочкой
До чего же он душистый
Хлеб с хрустящей корочкой.
Если пахнет в доме хлебом,
Если вкусен хлебный квас,
Радость будет за обедом,
Хлеб в деревне – просто класс.
Тем, кто хлеб для нас печёт,
И, кто землю пашет,
Уваженье им, почёт
И спасибо наше.
Ученик.
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Слово учителя
. И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»