История. Потомки свв

ПЕТР и ФЕВРОНЬЯ

Святой Петр Муромский

Давыд Юрьевич (ум. 25 июня 1228 г.) - князь Муромский (1205-1228 гг.), сын князя Юрия Владимировича Муромского, внук Владимира Святославича, первого великого князя Рязанского.

Вступил на княжеский престол после смерти старшего брата Владимира. Лаврентьевская летопись сообщает об этом событии под 1205 годом, однако, под тем же годом она сообщает о походе южнорусских князей против половцев, захвате Романом Галицким Рюрика Ростиславича и начале княжения в Киеве Ростислава Рюриковича - событиях, происходивших в 1203-1204 гг.

По житию св. князь Пётр (Давыд) принял княжеский престол после смерти старшего брата князя Павла (возможно, имя Владимира в крещении).

С 1205 по 1228 гг. князь Пётр пребывал в княжеской резиденции . Князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался.

На месте крестовоздвиженской церкви Мурома находился , где будто бы св. Петр получил чудотворный Агриков меч для поражения волшебника, и где впоследствии приняла постриг святая княгиня Феврония. В 1998 г. на месте кельи святой муромской княгини Февронии в несохранившемся Крестовоздвиженском монастыре был установлен памятный крест.

«Был у него родной брат по имени князь Петр. Однажды призвал он его к себе и поведал ему речи змея, которые говорил тот жене его. Князь же Петр, услышав от брата своего, что змей назвал тезоименитого ему виновника смерти своей, начал размышлять, не сомневаясь и мужественно, как бы убить змея. Но только одно смущало его: не ведал он ничего об Агриковом мече.

В Крестовоздвиженском храме князю Петру является отрок и показывает Агриков меч, лежащий в расщелине алтарной стены. Имел Петр обыкновение ходить по церквам, уединяясь. Была за городом в женском монастыре церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста. И пришел в нее Петр один помолиться. И вот явился ему отрок, говоря: «Князь, хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» Князь же, стремясь желание свое осуществить, сказал: «Да увижу! Где он?» Отрок же сказал: «Следуй за мной». И показал ему в алтарной стене между керамидами скважину, в которой лежал меч.

Князь Петр показывает меч брату и является на поклон к снохе Благоверный же князь Петр, взяв меч тот, пришел и поведал об этом брату своему. И с того дня стал искать удобного случая, чтобы убить змея. Каждый день ходил он к брату своему и снохе своей на поклон...»

Во время своего княжения был ориентирован на политику Великого княжества Владимирского, выступал на стороне великого князя Владимирского , а затем его сына , во всех значимых походах и сражениях того времени.

Так, в 1207 г. Давыд Юрьевич пришел на помощь Всеволоду Юрьевичу во время его похода на Рязанскую землю под Пронск. Князь Пронский Михаил Всеволодович бежал в Чернигов к тестю Всеволоду Чермному. Жители, которых возглавил Изяслав - двоюродный брат Михаила Всеволодовича - обороняли город в течение шести недель, ожидая помощи от Рязани, но испытывали острую нехватку продовольствия и воды. После неудачной попытки деблокирующего удара рязанцев город сдался на милость победителя. Изяслав был отпущен с миром, а вместо него Всеволод отдал Пронск его брату Олегу Владимировичу, который был среди осаждавших.
Однако в следующем, 1208 г., узнав о своеволии, Всеволод забрал у Олега Владимировича Пронск и дал город Давыду Юрьевичу Муромскому. В том же году Олег с братьями выгнал Давыда из Пронска и отдал его Михаилу.

В 1213 г. князь Давыд участвовал в походе великого князя Юрия Всеволодовича на Ростов, в 1216 г. муромская дружина приняла участие в Липицкой битве в составе объединенных сил Владимира, Переяславля, Суздаля и некоторых других уделов на стороне великого князя Юрия Всеволодовича против объединённого войска Новгорода, Пскова, Смоленска, Торопца, Ростова.
В 1220 г. Давыд послал своего сына Святослава с войском для участия в совместном с владимирцами походе против волжских болгар.

Загородная резиденция князя Давида находилась в Борисоглебском монастыре, основанным святым князем Глебом.
Согласно легенде в 1228 г. в приняла постриг Евдокия - дочь муромского князя Давида Георгиевича и его супруги Евфросинии, известных под именем князей Петра и Февронии.

«Димитриевская слобода, близъ реки оки, находится въ 120-ти верстахъ отъ губернскаго города Владимира и въ 5-ти отъ . Въ старину эта слобода была населена «ямскими охотниками» и называлась Ямской Глядячей слободой. Съ названиемъ «Глядячая слобода» связано местное предание. Когда-то Муромский князь Петръ и супруга его Феврония были изгнаны Муромцами; изгнанники отправились внизъ по реке и поровнявшись съ темъ местомъ, где ныне стоитъ слобода, оглянулись на покинутый городъ».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

14 февраля католический мир празднует день Святого Валентина - День всех влюблённых. На Руси, в православном мире, Днём любви считают 8 июля (по новому стилю) - день памяти святых Петра и Февроньи.
В Москве в Центральном архиве хранится бесценная книга XVI в. «Великих Миней четий», или «Сборник житий». Есть там такие строки: «Месяца июня в 25 день. Повесть о жизни святых чудотворцев муромских, благоверного и преподобного князя Петра, нареченного в иночестве Давидом, и супруги его достохвальной Февроньи, нареченной в иночестве Ефросиньей. С предисловием и похвалой».
Вот история этой необыкновенной любви.



Аника сел на лавку:
Вот история этой необыкновенной любви.
В княжеской опочивальне было полутемно. Окна в палатах прикрыты от яркого весеннего солнца. В красном углу тихо горели лампады у киота с иконами Богоматери и Христа. Да незаметный инок в черном чуть слышно читал псалмы.

Аника... Аника, - слабым голосом позвал с постели Петр, молодой муромский княжич. Дверь скрипнула, и верный служка, здоровенный мужик Аника, пригнув голову под притолокой, тотчас вошел и замер.
- Устал я, Аника, - негромко заговорил княжич. - А скажи, за что мне наказанье такое? Все эти струпья, язвы по всему телу - от яда змеиного? Сколько уж лет неизлечимый. В той битве я ведь не только брата от змея спасал, а и Муром наш. А, может, всю Русь православную от злого гада спас.
Аника сел на лавку:
- Я, княже, кажется, нашел тебе еще лекарей. Есть в Рязанской земле такое сельцо Ласкаво. Старики говорят, может, там тебя от хвори избавят.
Петр приподнялся с подушек. Глянул с надеждой:
- Так чего ж ты медлишь? Собирай возки! Едем!

На второй день пути, разбрызгивая копытами весенние лужи, княжеские кони остановились, наконец, в бедном сельце, у крайней, старой избенки. Ворота были открыты. Аника быстро вошел в горницу. И замер от удивления. По комнате прыгал серый, уже в весенней шкурке, зайчишка. А за ткацким станком сидела девица с русой косой до пояса.
- Скажи-ка, девица, - поклонился Аника, - где твои мать с отцом?
Не поднимая головы от работы, она смиренно ответила:
- Родители пошли к соседям взаймы плакать. А брат меж ног своих в глаза смерти глядит.
Аника поглядел на прыгающего зайца, помялся. Про себя пожалел красивую, но бедную дурочку. А она вдруг подняла на него ясный взор и сказала:
- Экий ты неразумный. Не постучался. Застал меня в простоте и неприбранной. А родители у соседей покойника оплакивают. Когда же за ними смерть придет - соседи поплачут. Это и есть плач взаймы. А брат мой - древолаз, в лесу бортничает. На высоком дереве мед берет. Сквозь ноги в глаза смерти смотрит. А меня зовут Февронья. А я слуга муромского княжича Петра. Его змей ядом обрызгал. От лютых язв он совсем извелся. Если вылечишь - много даров обещает.
Девушка поднялась, опустив глаза:
- Даров мне не надо. Только вижу одно: будет здоров, если стану его женой. А нет, не смогу излечить. Бог силы не даст, - и погладила зайца, что прыгал рядом на задних ногах.
Тут Аника совсем опешил. Вспомнил примету: заяц в избе - к свадьбе. Побежал к своему юному княжичу. Беря его из возка на руки, изболевшегося и легкого, все же не мог скрыть странных подробностей. Петр раздраженно рассмеялся. Мыслимо ли княжичу брать в жены дочь какого-то древолазца? Пусть даже целительницу. Но в избе, взглянув на смиренную Февронью-красавицу, все же стыдливо промолчал. А она, глядя лишь на Анику, сказала:
- Прежде всего повели истопить баню. И выпари там хорошенько своего господина. А потом натри его вот этим. Но один струп на плече оставь. - И, зачерпнув из бочонка кислого квасу, протянула ковшик Анике.

В баньке после жаркого мытья Аника натер княжича кисляжью с головы до ног. И - о чудо! - пока распаренный Петр отдыхал на лавке, язвы на теле подсохли и отвалились. А кожа стала белой и чистой.
Стоит ли говорить, с какой радостью княжич пустился в обратный путь, какую силу почувствовал во всем теле, как легко бежал вверх по ступеням в свои хоромы! Кинулся к старшему брату Павлу с радостной вестью. Но вдруг, не добежав и до середины палаты, повалился на пол от страшной боли. Гнойные язвы на глазах у всех стали вновь покрывать его лицо, руки, тело.
Ночью, при свете лампад и свечи, он поведал брату подробности встречи. «Грех на тебе. Она исцелила тебя, а ты возгордился, уехал обманом, - шептал в сердцах ему Павел. - Вспомни слова апостола: «Всякий возвышающий себя унижен будет. А унижающийся возвысится». Умоляю, поезжай к этой Февронье. Покайся перед ней и Богом. Посватайся. Может, простит. И, может быть, исцелишься. Покаянье тебе нужно, а не ей и не Богу».
Петр слушал молча, склонив русоволосую голову. Подойдя к иконам, перекрестился. И велел Анике посылать в Ласкаво к Февронье сватов, чтобы обручиться с нею в Солотчинском монастыре летом на Петров день. Смиренная девушка не обиделась, только сказала: «Кланяйся господину, но пусть не коляски готовит, а сани». Аника опять мысленно посмеялся над странной девицей. Однако 29 июня с утра начался такой снегопад, такие хлопья повалили с неба, что замело дороги. И заготовленные Петром сани как раз пригодились.

Стоя в церкви пред алтарем рядом с невестой, княжич уже не стыдился избранницы. В Муроме князь Павел радостно, под колокольный звон, с иконой Богоматери встречал молодых у княжьих палат. Челядь, ликуя, выстроилась рядами. «Совет вам да любовь» - кричали на пиру.
Однако не всем по душе пришлась юная княжна. То и дело стали слышаться наветы дородных боярских жен, ярких местных франтих - первых красавиц Мурома. «Разве это княжна? Просто девка-молчунья. Никакой лепоты нет. И худа. И бледна. И не то что жемчуга, колечка медного не наденет». Но Петр словно не слышал. Как говорится, ни к чему клад, когда у мужа с женой лад. А лад в новой семье исподволь, мягко строила сама Февронья.
Горе грянуло неожиданно. Умер старший брат Павел. И Петр официально стал князем Муромским. А Февронья - княгиней. Летопись особо отмечает честное и справедливое Петрово правление. Не по родовитости и богатству, а «по божьим делам» отмечал он и привечал и бояр, и челядь. Исправно вел и внешние дела и торговые. И часто не без советов мудрой лады своей, любимой жены. Поползли злые сплетни. От хором - к палатам, от домов - к избам. Мол, не любит княгиня родовитых. Боярство не любит, потому что сама чернавка. Потому и князь стал бояр угнетать. То унижением, то поборами. Однажды на хмельном мужском пиру, на княжеской трапезе стали хитроумно хулить княгиню. Особенно толстый боярин Данила.
- И ради чего ты, Петр, молодой князь, так престол свой унизил? Или тебе не нашлось высокородной невесты? Мы-то рады тебе служить, да вот жены-то наши, боярыни, никак не могут селянке кланяться.
И тщедушный Тимофей Тарасьев тоже вынырнул из-за боярских парчовых спин:
- И то правда, князь. Когда княгиня твоя бывает за трапезой с нашими женами, сраму не оберешься. Крошки со стола в ладонь собирает. Точно голодная.
Бояре за столом громко и дружно захохотали. Лицо князя вспыхнуло.
- Ей-ей, могу побожиться, - мелко перекрестился Тарасьев. - Кого хочешь спроси.
- А ну-ка, Аника, пошли за княгиней. Скажи, князь зовет к трапезе.
Затаив дыхание, следили бояре, как Февронья по велению князя, сев с ним рядом, поела. Как по деревенскому обычаю, не таясь, собрала в ладонь хлебные крошки. И тут Петр, досадуя, резко схватил ее за руку. Разжал пальцы. Она понимающе кротко взглянула ему в глаза. На ладони ее, как увидели все сидящие, лежали вовсе не крошки, а благоухающие комочки церковного ладана...
Ну и хохотал же Петр над боярами, которые один за другим повалили вон из палат. А жену свою больше уж никогда не испытывал. Однако еще больше озлобившиеся бояре не унимались. И на боярской думе грозно постановили: «Если ты, князь, хочешь быть самодержцем, бери иную княгиню. А этой ни мы, ни жены наши не подчинимся. Пусть берет из казны сколь захочет и уходит из града Мурома».
И дрогнул князь. И растерялся. Склонил голову:
- Ступайте, нелюбезные. Сами спросите княгиню. Как она скажет, так и будет.
Ах как обрадовались бояре! Вскоре направили ходоков в княжеские хоромы. И предстали перед княгиней. «Весь город, госпожа Февронья, требует, чтоб ты отдала нам того, кого мы просим. Сама же бери сколь нужно богатства и уходи!»
Спокойно стояла она перед ними, наглыми, сытыми, пьяными.
- Пусть так. Но и вы обещайте мне дать, чего попрошу.
- Что ни скажешь, бери без прекословья, - обрадовались бояре.
- А скажу я, - голос зазвучал тверже, - что нужен мне только супруг мой, Петр.
Через открытую дверь все это слушал и находящийся неподалеку князь.
- Что ж, - переглянувшись, не растерялись надменные гости. - Бери. Мы на вече другого, лучше этого выберем. Благо есть из кого.
И тут князь не выдержал. Встал. Вошел. С гневом оглядел красные, потные от возбуждения лица бояр. Встретился с любящими глазами жены. Подойдя, нежно обнял ее за плечи. Поскорее увел от злого судилища.
Между тем на речном берегу боярские слуги спешно готовили для отплытия два струга, намереваясь выпроводить, наконец, за пределы муромских земель нелюбую им рязанскую всезнайку, чернавку Февронью. А заодно навсегда изгнать и князя Петра, строгого и давно неудобного им.
Ночной свежий ветер хлопает парусами над головой Февроньи. Озябшая, стоя у борта, она слушает, как скрипят на стругах уключины и сосновые мачты, как тихо плещет вода Оки, переговариваются гребцы. Куда плывут они? Какие земли примут изгнанников? Какая жизнь (или смерть?) ждет их в неведомой дали?
На ночлег пристали к какому-то берегу. Пока Аника со слугами ставили шатры и разгружали суда, князь сел поодаль на камень. И горько задумался. Было о чем. В пору в воду кидаться. Жена подошла легкой походкой. Нежно обвила шею мужа руками. «Не скорби, княже. Уныние тоже грех. Бог милостив. Не пропадем... Или не веришь?» Она подняла его с холодного камня. Подвела к костерку, в котором, потрескивая, уже плясал огонь меж двух вбитых в землю кольев для подвешивания котла с водой. «А поверишь ли в милость Божью, если наутро эти колышки станут опять деревьями?» Князь ободрился, засмеялся негромко: «Ах ты лада моя, все выдумываешь?» Наутро они проснулись от удивленных криков. Повар, Аника и слуги толпились у пепелища от вчерашнего костра. По сторонам его вытянулись два стройных, шумящих зеленой листвой деревца. «Вот видишь, - ласково коснулась мужнина плеча Февронья. - Я ж говорила, Бог милостив. И дает всем - по вере его».
Между тем бояре в Муроме не поделили власти. Стали подсиживать, клеветать, коварно, безжалостно убивать друг друга. К тому же на город, еще недавно красивый, резной, без жалости напал огонь. Огромные огненные всполохи, словно в руках архангелов, перелетали по крышам боярских домов и торжищ. Для всех и всюду словно звучал вопрос: «Куда дели вы законного князя Петра с княгинею? Не вернете их на престол - все и вся огню и мечу будут преданы. И дома, и семьи, и скоты ваши...»
И объял город ужас. Объяло оцепенение. Не прошло и трех дней, как на далеком берегу Оки пред шатром князя появились трясущиеся и униженные, в опаленной одежде люди. Средь них и Тимофей Тарасьев, и брюхатый боярин Данила. Упали ниц, в траву жалкими, закопченными лицами. Плакали: «Прости ты нас, милосердный... Вернись. Избавь от греха». Князь поднял с земли Тарасьева. «Ступай с миром. Спроси княгиню мою. Как она скажет, так и будет». Из своего шатра вышла Февронья. Выслушала беззлобно. «Идите к вашему князю. Захочет вернуться - то и я с ним буду. Две способности дал нам Господь. Помнить и забывать. Забывать зло. А помнить добро».
Когда струги Петра и Февроньи, скользя по глади Оки, возвращались в родной Муром, встречать их на зеленые берега под колокольный звон высыпал весь город.
И потянулись, поплыли годы. В делах княжеских и житейских. В постах и молитвах. Кроткая Февронья продолжала «творить многие чудеса». Она была словно сама любовь. Постоянно лечила, исцеляла людей. Заботилась о больных и сиротах. Строила дома призрения. За вдов заступалась. Помогала бедным монастырям. Порой ткать любила, как некогда в юности. Да и Петр в ясном свете ее доброй души с годами сильно переменился. Время его княжения историки считают спокойным и благодатным.
Однако и к этим счастливым супругам подкралась старость. И в храме, и у себя в горнице у киота они все чаще просили Бога о счастье - дать им возможность умереть в один день. Они и завещание написали - не разлучать их тела и после смерти. Для этого по княжескому велению были вытесаны в одном камне два гроба с тонкою перегородкой.
Однажды князь позвал к себе старенькую княгиню и, усадив рядом, тихо взял ее тонкую руку. «Скажи, возлюбленная моя, если я приму монашеский чин, пойдешь ли и ты в монастырь?» Помолчав, жена низко поклонилась мужу: «Я об этом давно думаю. Лишь твоего решения ждала, чтоб подальше уйти от мира. Чтобы жить ближе к Богу. Среди наших мирских забот, молвы, искушений нельзя достичь святости и совершенства». Князь продолжил ее мысль: «Как говорил Иоанн Златоуст, это та же разница, что между тихой пристанью и морем, вечно колеблемым ветром».
Муромцы не поняли такого решения. Недоумевали, как можно княжескую славу, богатство, честь менять на монашество. Ведь и в миру можно молиться Богу. Но Петр с Февроньей были тверды. И приняли монашество в одно и то же время. Он наречен был в Спасском монастыре именем Давид. Она в женском Успенском монастыре - Ефросиньей.
Жаль, неведомо из летописи, какие духовные подвиги совершили супруги в монастыре, в одиночестве скудных келий. Однако недаром ведь говорится: если в миру люди борются с бесами, как с ягнятами, то монахи бьются с ними «аки с тиграми». Так жили они несколько лет, не видя друг друга, лишь зная и чувствуя биение любящего родного сердца. Но однажды теплым июльским днем, когда блаженная Ефросинья в узкой келье вышивала лик Богоматери на покрывале для храма Пресвятой Богородицы, в дверь постучали, и быстро вошел встревоженный молодой инок. «Сестра, я послан от брата твоего во Христе Давида. Он велел передать, что пришло время его кончины. Но он ждет тебя. Чтобы вместе отойти к Богу». Старушка прервалась на минуту: «Не могу я тотчас с ним идти. Пусть подождет. Вот дошью, так сразу и буду к нему».
В своей келье во всем черном, с крестом на груди, седой, похудевший князь с трудом выслушал посланца. Задыхаясь, прошептал: «Поспеши к сестре моей возлюбленной. Пусть проститься придет. Из жизни этой я уже отхожу». Торопливо вбежал инок к Февронье: «Сестрица. Не медли. Князь Петр кончается. Молит проститься». «Умоли и его, брате, потерпеть, подождать меня малую минуту. Одну стезицу дошить осталось».
Инок бежал всю дорогу. И застал князя чуть живого. «Скажи Февронье моей, - прошептал умирающий, - все, ухожу. Ждать мочи нету». Бедный посланник с плачем вбежал к Февронье: «Князь ваш Петр с миром преставился. Отошел в вечный покой». Княгиня побледнела как снег. Встала и, подняв взгляд на Богородицу, трижды перекрестилась. Тихо, точно прощаясь, провела рукой по неоконченному шитью. Воткнула иголку и, замотав вокруг нее нитку, стала тихо отходить к Богу...

И понесли ангелы святые души Петра и Февроньи в бездонное небо. Туда, где был Тот, Кто даровал им великую и чистую любовь друг к другу. Случилось это, как говорится в Минеях, в лето 1228 г. от рождества Христова. В 25 день июня месяца.
После отпевания муромские бояре пренебрегли завещанием покойных. Вспомнив, что монахов хоронить вместе нельзя, решили князя Петра схоронить в городе у соборной церкви. А гроб Февроньи поставили до утра в загородном женском монастыре. Однако наутро в немом ужасе стояли священники и прихожане над пустыми гробами в той и другой церквах. Никто не знал, куда подевались тела новопреставленных. Но прибежавший вскоре сильно напуганный сторож Богородичного храма, повалясь в ноги епископу, повинился, что ночью заснул и не видел, кто это тайно князя с княгиней перенес в общий гроб. Они и правда, как хотели при жизни, лежали в одном каменном гробу, покрытые недошитым Февроньиным покрывалом.
Бояре дружно решили, что это верные слуги ночью, тайно выполнили волю своих господ. Опять, разлучив тела, отнесли их в разные церкви, до утра закрыли замки и засовы. Сторожа глаз не сомкнули в ночи. И вновь никто так и не углядел, как тела святых старцев опять оказались в одном гробу.
Так и погребли их вместе. Но с тех самых пор стали замечать: кто с молитвой припадал к святым мощам, получал исцеление, лад да любовь в семье. Так что и нам хорошо бы молиться святым влюбленным, которые жили долго, счастливо и умерли в один день.

Житие праведников, которое дополнено имеющимися летописными сведениями, свидетельствует о том, что кончина святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) последовала в один день и час в период Пасхальной Седмицы, выпавшей на апрель 1228 г.
Летописи дополняют этот факт сведениями, что за несколько дней перед этим скончался их младший сын - князь Святослав Давидович (который, предположительно, также был погребен в княжеской усыпальнице).
Кончина святого муромского князя Давида с супругой и сыном выпала на время служения в Муроме епископа Муромского и Рязанского Евфросина I (Святогорца) (1225-1239 гг.), который, вероятно, совершил их постриг в монашество, дав княгине соименное со своим монашеское имя, а также, предположительно, совершил церковное погребение княжеской четы.

Писцовая книга Бартенева 1636/37 гг. сообщает: «В городе соборная церковь Рождества Пречистыя Богородицы о трех верхах с папертью, паперть каменная ж, (…) в приделе верховных апостол Петра и Павла лежат Муромские чудотворцы - благоверный князь Петр и княгиня Феврония, покрыты сукном черным, а над ракою - их образ с деяньем… Строенье та соборная церковь блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руси…»
Как следует из этого описания, в Петропавловском приделе (устроенном в правой апсиде) почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии.


Рака Муромских святых Петра и Февронии в . 1890-е годы

Сохранились фотографии массивной кипарисовой раки, изготовленной для мощей в 1797 г. Деревянная церковь Петра и Февронии стояла рядом с храмом. В кон. XVIII в. её разобрали, чтобы освободить место для строительства трёхъярусной колокольни. Её гордостью стал благовест в 1049 тонн весом, про который говорили: «Большой колокол из ада душу вызвонит». При колокольне имелись тёплый Спасский храм и устроенный в 1814 г. придел в честь Муромской иконы Божией Матери.


Собор Рождества Богородицы в Муроме

До 1921 г. мощи почивали в городском Рождественском соборе (разобран в 1939-1940 гг.). Собор был разграблен, часть древнейших икон и утвари передана в местный краеведческий музей, мощи святых в 1921 г. были перевезены в местный музей, откуда были возвращены в Свято-Троицкий Монастырь в 1992 г.

Сейчас рака с мощами святых находится в cоборе .


Свято-Троицкий собор города Мурома

Рака с мощами Петра и Февронии Муромских


Памятник «Союз любви - мудрый брак». Скульптор Николай Щербаков. Город Муром.


Памятник Петру и Февронии установлен в Муроме 7 июля 2012 г. на Площади Крестьянина, между Свято-Троицким женским монастырем и Благовещенским мужским монастырем.


Барельеф Петру и Февронии установлен у западной монастырской стены Спасо-Преображенского монастыря в Муроме был установлен 8 июля 2008 г.

Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался в 2008 г., который был объявлен годом семьи.
Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России - ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
В их жизни воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую будут вручать 8 июля, и очень нежный символ - ромашка. Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается - выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждуюдверь.Ко дню семьи
Сергей Ольховой

Семья - обуза или крылья?
На шее цепи иль полёт?
Возможность сказку сделать былью
По-моему Семья даёт.

Лишь для любимой строить можно,
Для милой хочется творить.
Себя отдать ей неподложно,
И от того счастливым быть!

Руками развожу все беды
И разгоняю вороньё,
Я ей дарю свои победы,
Ангел-хранитель для неё!

Пусть для неё важнее дети,
Понятно - будущее в них,
За Всё отец в семье в ответе,
А радость делит на двоих.

Она заботой окружает,
Укроет всех своим крылом.
Мы её мамой называем,
Стихи ей пишем и поём.

Семья - ячейка Мироздания,
Кирпичик маленький Его!
Ты исполняй своё призвание
Во славу Рода твоего!

Молитвы святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам
Молитва первая

О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имярек), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков.


Икона «святые Петр и Февронья»



Copyright © 2015 Любовь безусловная

Вступил на княжеский престол после смерти старшего брата.Летописи сообщают, что в / году скончался князь Муромский Владимир Юрьевич,а на престоле остался его брат князь Давид (Петр) Юрьевич: "В лето 6711... Того же лета преставися Володимеръ Гургевичъ Муромьский князь". В Воскресенской летописи : "В лето 6712... и остася на Муроме братъ его князь Давидъ Юрьевичъ". По житию св.князь Петр (Давид) принял княжеский престол после смерти старшего брата князя Павла(который, вероятно, до крещения именовался Владимиром). Во время своего княжения был ориентирован на политику Великого княжества Владимирского , выступал на стороне великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича(Георгиевича) , а затем его сына Юрия (Георгия) Всеволодовича , во всех значимых походах и сражениях того времени. Так, в г. Давыд Юрьевич пришел на помощь Всеволоду Всеволоду Юрьевичу (Георгиевичу)во время его очередного похода на Рязанскую землю ("В лето 6715... И потом посла... и а Муромъ по Давида... Князь же великий пришедъ ста у города Проньска... повеле стрещи въ оружьи день и нощь около града и роставль полки по вратом... Давиду с Муромци третьяя врата"). Князь Пронский Михаил Всеволодович бежал в Чернигов к тестю Всеволоду Чермному . Жители, которых возглавил Изяслав - двоюродный брат Михаила Всеволодовича,обороняли город в течении шесть недель,ожидая помощи от Рязани, но испытывая острую нехватку продовольствия и воды,не получив подмоги от Рязани, сдались на милость победителя. Изяслав был отпущен с миром, а вместо него Всеволод отдал Пронск Олегу Владимировичу , который был среди осаждавших. Однако в следующем, году, узнав о самоволии, Всеволод забрал у Олега Владимировича Пронск и посадил там Давыда Юрьевича Муромского. В том же году Олег с братьями и Михаилом Всеволодовичем выгнал Давыда из Пронска и отдал его Михаилу. В г. князь Давыд участвовал в походе великого князя Юрия(Георгия) Всеволодовича на Ростов ("В лето 6721... Начатъ Костянтинъ опять рать замышляти на братью, Георгий же поима братью... и Давида Муромского идоша на нь к Ростову"). В году Муромская дружина приняла участие в Липицкой битве в составе объединенных сил Владимира , Переяславля , Бродов , Мурома , Суздаляи некоторых других уделов, на стороне великого князя Юрия(Георгия) Всеволодовича против объединённого войска Новгорода , Пскова , Смоленска , Торопца , Ростова ("В лето 6724 ... И бяху полци силни велми Муромци и Бродници и Городъчане и вся сила Суздальской земли... Ярославъ же ста съ своими полки съ Муромьскими...").

Семья

Супруга: княгиня Феврония (св.Ефросиния)(? - 25.6.1228)

  • Евдокия Давыдовна - супруга великого князя Владимирского Святослава Всеволодовича .
  • Юрий Давыдович Муромский (ум. г.)
  • Святослав Давыдович Муровский (ум. г.)

Смерть и канонизация

Незадолго до смерти Давид Юрьевич и его супруга приняли монашеский чин с именами Давид и Евфросинья. Житие праведников,которое дополнено имеющимися летописными сведениями, свидетельствует,о том, что кончина святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии последовала в один день и час в период Пасхальной Седмицы, выпавшей на апрель 1228 года. Летописи дополняют этот факт,тем, что за несколько дней перед этим скончался их младший сын - князь Святослав Давидович (который,предположительно, также был погребен в княжеской усыпальнице): "В лето 6736. Умре сын Давыдовъ Муромьскаго месяца апреля, святыя неделя праздныя. Тое же недели преставися и самъ Давыдъ Муромский в черньцих и въ скиме". Кончина святого муромского князя с супругой и сыном выпала на время служения в Муроме епископа Муромского и Рязанского Евфросина I (Святогорца)(1225-1239),который, вероятно, совершил их постриг в монашество,дав княгине соименное со своим монашеское имя,а также, предположительно, совершил церковное погребение княжеской четы. Cвятой князь с супругой были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днем почитания святых является 25 июня (8 июля). Указание летописей на то, что кончина святого князя Давыда (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) и их погребение выпали на Светлую Седмицу (апрель) 1228 года,вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты почитания русской православной Церковью.Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых - в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В связи с этим, можно предположить, что с датой 25 июня (8 июля), связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора, в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновленный в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до советского времени.

В настоящее время, рака с мощами святого князя и княгини находится в Троицком Соборе Свято-Троицкого женского монастыря (г.Муром).

Ссылки

  • Проект Хронос.Генеалогические таблицы.Рюриковичи.Муромские князья
  • Святые Петр и Феврония - покровители семьи: «Града Мурома заступницы»
  • Русская линия.Библиотека периодической печати.Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

Wikimedia Foundation . 2010 .



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Смерть и канонизация
  • 3 Семья
  • Примечания

Введение

Давыд Юрьевич (? - 25 июня 1228) - князь Муромский (1205 -1228), сын князя Юрия Владимировича Муромского, внук Владимира Святославича, первого великого князя Рязанского. Принято считать, что именно этот князь и его супруга являются канонизированными и почитаемыми православной церковью святыми Петром и Февронией.


1. Биография

Вступил на княжеский престол после смерти старшего брата Владимира. Лаврентьевская летопись сообщает об этом событии под 1205 годом, однако, под тем же годом она сообщает о походе южнорусских князей против половцев, захвате Романом Галицким Рюрика Ростиславича и начале княжения в Киеве Ростислава Рюриковича - событиях, происходивших в 1203-1204 годах. По житию св.князь Петр (Давид) принял княжеский престол после смерти старшего брата князя Павла (возможно, имя Владимира в крещении).

Во время своего княжения был ориентирован на политику Великого княжества Владимирского, выступал на стороне великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, а затем его сына Юрия, во всех значимых походах и сражениях того времени. Так, в 1207 году Давыд Юрьевич пришел на помощь Всеволоду Юрьевичу во время его похода на Рязанскую землю под Пронск. Князь Пронский Михаил Всеволодович бежал в Чернигов к тестю Всеволоду Чермному. Жители, которых возглавил Изяслав - двоюродный брат Михаила Всеволодовича - обороняли город в течение шести недель, ожидая помощи от Рязани, но испытывали острую нехватку продовольствия и воды. После неудачной попытки деблокирующего удара рязанцев город сдался на милость победителя. Изяслав был отпущен с миром, а вместо него Всеволод отдал Пронск его брату Олегу Владимировичу, который был среди осаждавших. Однако в следующем, 1208 году, узнав о своеволии, Всеволод забрал у Олега Владимировича Пронск и дал город Давыду Юрьевичу Муромскому. В том же году Олег с братьями выгнал Давыда из Пронска и отдал его Михаилу.

В 1213 году князь Давыд участвовал в походе великого князя Юрия Всеволодовича на Ростов, в 1216 году муромская дружина приняла участие в Липицкой битве в составе объединенных сил Владимира, Переяславля, Суздаля и некоторых других уделов на стороне великого князя Юрия Всеволодовича против объединённого войска Новгорода, Пскова, Смоленска, Торопца, Ростова. В 1220 году Давыд послал своего сына Святослава с войском для участия в совместном с владимирцами походе против волжских болгар.


2. Смерть и канонизация

Незадолго до смерти князь Давид Юрьевич и его супруга приняли монашеский чин с именами Давид и Евфросиния. Житие праведников, которое дополнено имеющимися летописными сведениями, свидетельствует о том, что кончина святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) последовала в один день и час в период Пасхальной Седмицы, выпавшей на апрель 1228 года. Летописи дополняют этот факт сведениями, что за несколько дней перед этим скончался их младший сын - князь Святослав Давидович (который, предположительно, также был погребен в княжеской усыпальнице). Кончина святого муромского князя Давида с супругой и сыном выпала на время служения в Муроме епископа Муромского и Рязанского Евфросина I (Святогорца) (1225-1239), который, вероятно, совершил их постриг в монашество, дав княгине соименное со своим монашеское имя, а также, предположительно, совершил церковное погребение княжеской четы.

После разрушения Богородицкого собора города Мурома в 1930-е годы рака с мощами святого князя и княгини была перенесена в городской музей. Сейчас она находится в cоборе Свято-Троицкого женского монастыря - возможно, именно на том месте, где изначально они и были погребены в 1228 г.


3. Семья

Супруга : княгиня Феврония (в постриге св. Ефросиния) (? - 1228)

Дети :

  • Евдокия - супруга великого князя Владимирского Святослава Всеволодовича.
  • Юрий Давыдович Муромский (уб. 1237 г. )
  • Святослав Давыдович Муромский (ум.1228 г.) - участник похода на волжских болгар в 1220 году.

Примечания

  1. 1 2 Л.Войтович КНЯЗІВСЬКІ ДИНАСТІЇ СХІДНОЇ ЄВРОПИ - litopys.org.ua/index.html
  2. Лаврентьевская летопись - krotov.info/acts/12/pvl/lavr23.htm
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 13.07.11 20:19:22
Похожие рефераты: Владимир Юрьевич (князь муромский) ,

(в иночестве Петр) - св. князь муромской, младший из сыновей Юрия Владимировича. Время рождения неизвестно; умер в 1228 г. Будучи подвластным владимиро-суздальскому князю, Всеволоду III Большое Гнездо, Давид ходил, по его приказанию, дважды против рязанских князей (1186 и 1187 гг.), и участвовал в семейных торжествах суздальского князя. В 1204 г., по смерти брата своего Владимира, получил муромское княжение, но оставаясь по-прежнему подвластным Всеволоду III, ходил с ним на рязанских князей в 1207 г. и даже против своей воли занял Пронск, переданный ему Всеволодом III, который, впрочем, велел за уходом последнего, возвратил этот город рязанским князьям, посылал, по требованию суздальского князя, свои войска к Ростову в 1213 г. и на Камских болгар в 1220 г. Мощи Давида покоятся под спудом в муромском Благовещенском соборе. Память его, согласно постановлению Московского собора 1547 г., празднуется 25 июня. Имел от брака со св. Февронией (в иночестве Евфросинией) сына Святослава - Юрия, наследовавшего ему муромский стол, и дочь Евдокию.

А. Экземплярский: "Великие и удельные князья северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г." (СПб., 1891 г.) и М. Хмыров: "Алфавитно-справочный перечень удельных русских князей" (СПб., 1871 г.).

В. Р-в.

  • - старший сын Юрия Никитича...
  • - 3-й воевода 5-го большого полка, в Казанском походе, 1544 г. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - пермский воевода, † 1608 г. Дополнение: Вяземский, кн. Семен Юрьевич, 1605-60 г. воев. пермск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын князя Юрия Ярославича, женатого с 1144 г. на дочери князя Всеволодка Давидовича Городенского. Был очень дружен с великим князем Рюриком Ростиславичем, женатым на его сестре...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - наместник смоленский...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын Ю. Ростиславича, князь муромский. В 1186 г. по приказу Всеволода III выступал к Пронску на кн. рязанских, а в 1187 г. вместе с самим великим князем опустошал Рязанскую землю...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-адъютант, сын князя Юрия Владимировича. Зачислен на службу прапорщиком лейб-гвардии в Преображенский полк в 1789 году. В 1798 году произведен в полковники, а в 1799 году отставлен от службы тем же чином...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - боярин, сын знаменитого боярина и воеводы, князя Юрия Алексеевича, начал свою службу стольником и благодаря заслугам отца быстро пошел по лестнице повышений. 17 марта 1661 года он был сделан комнатным стольником...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ген.-м., † 1746...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - до 1508 года находился на польской службе, был приверженцем князей Глинских, а после отъезда последних в Москву и сам в 1508 году отъехал к Москве вместе со своими дядями, князьями Андреем, Богданом и Василием...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воевода брянский 1646...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 17 марта 1641 г., в именины царевича Алексея Михайловича, он пожалован был из жильцов в стольники. В 1649-52 гг. сопровождал царя Алексея Михайловича в его загородных и богомольных походах...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - XIX кол., воевода 1544 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 1514 г. принял русское подданство...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сын Юрия Ростиславича, князь муромский. Послушный велениям суздальских князей, укрепившийся с их помощью на муромском столе, Давид постоянный страж интересов суздальского князя в Рязанской земле...

    Биографический словарь

  • - сын Ю. Ростиславича, кн. муромский. В 1186 г. по приказу Всеволода III выступал к Пронску на кн. рязанских, а в 1187 г. вместе с самим в. кн. опустошал Рязанскую землю...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Давид Юрьевич, князь муромской" в книгах

Князь Иван Юрьевич Трубецкой (1667–1750)

автора Рубцов Юрий Викторович

Князь Иван Юрьевич Трубецкой (1667–1750) Тяжкое испытание уготовила судьба князю Ивану Трубецкому - 18 лет в шведском плену. В первом сражении Северной войны под Нарвой он командовал дивизией, состоявшей из необстрелянных рекрутов, и ничем не смог помочь армии. Вместе с

Князь Никита Юрьевич Трубецкой (1699–1767)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Князь Никита Юрьевич Трубецкой (1699–1767) Эпоха дворцовых переворотов, кроме иных последствий, повреждала умы и характеры тех, кто попадал в ее водоворот. Люди вроде бы вполне нормальные, совестливые и богобоязненные, если не ломались, то вдруг становились оборотистыми

Князь Владимирский Михаил Юрьевич между 1145–1153 -1176

автора Лубченков Юрий Николаевич

Князь Владимирский Михаил Юрьевич между 1145–1153 -1176 Сын Юрия Долгорукого и родственницы византийского императора.После смерти отца в 1157 году остался без удела. Около 1162 года удален Андреем Боголюбским из Суздальской земли.В 1160-х годах находился в Переяславле Южном у брата

Великий князь Владимирский Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо 1154–1212

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Великий князь Владимирский Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо 1154–1212 Сын Юрия Долгорукого и родственницы византийского императора. Родился 19 октября 1154 года.В 1162 году Всеволод с матерью и старшими братьями был изгнан Андреем Боголюбским из Владимиро-Суздальской земли,

Великий князь Московский Василий Юрьевич Косой?-1448

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Великий князь Московский Василий Юрьевич Косой?-1448 Сын Юрия Дмитриевича, князь Новгородский с 1434 года.С князем Василием Юрьевичем связан хорошо известный в русской истории эпизод.Он пировал 8 февраля 1433 года на свадьбе двоюродного брата великого князя Василия II. На нем

Великий князь Московский Дмитрий Юрьевич Шемяка?-1453

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Великий князь Московский Дмитрий Юрьевич Шемяка?-1453 Сын Юрия Дмитриевича, князь Галичский с 1434 года.В 1433–1434 годах участвовал в совместных походах отца и братьев против великого князя Василия II. После смерти отца в 1434 году, захватившего Москву, не поддержал притязаний

75. ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ (Георгиевич), прозванием Шемяка, князь галицкий

автора Хмыров Михаил Дмитриевич

75. ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ (Георгиевич), прозванием Шемяка, князь галицкий сын Юрия Дмитриевича, князя звенигородского и галицкого (см. 194), от брака с Анастасией Юрьевной, княжной смоленской.Родился в Звенигороде около 1403 г.; поссорившись с великим князем Василием III (см. 44),

142. МИХАЛКО (МИХАИЛ) I ЮРЬЕВИЧ, великий князь владимиро-суздальский

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

142. МИХАЛКО (МИХАИЛ) I ЮРЬЕВИЧ, великий князь владимиро-суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, великого князя киевского, от первого или второго брака, не известно.О годе и месте его рождения сведений нет; удален из земли суздальской князем Андреем Боголюбским,

КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (между 1145 и 1153–1176)

автора Вострышев Михаил Иванович

КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (между 1145 и 1153–1176) Сын Юрия Долгорукого и родственницы византийского императора.После смерти отца в 1157 году остался без удела. Около 1162 года удален Андреем Боголюбским из Суздальской земли.В 1160-х годах находился в Переяславле Южном у

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ ВСЕВОЛОД III ЮРЬЕВИЧ БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО (1154–1212)

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ ВСЕВОЛОД III ЮРЬЕВИЧ БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО (1154–1212) Сын Юрия Долгорукого и родственницы византийского императора. Родился 19 октября 1154 года.В 1162 году Всеволод с матерью и старшими братьями был изгнан Андреем Боголюбским из Владимиро-Суздальской земли,

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ЮРЬЕВИЧ КОСОЙ (? – 1448)

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ВАСИЛИЙ ЮРЬЕВИЧ КОСОЙ (? – 1448) Сын Юрия Дмитриевича, князь Новгородский с 1434 года.С князем Василием Юрьевичем связан хорошо известный в русской истории эпизод. Он пировал 8 февраля 1433 года на свадьбе двоюродного брата великого князя Василия II. На

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ШЕМЯКА (? – 1453)

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ШЕМЯКА (? – 1453) Сын Юрия Дмитриевича, князь Галичский с 1434 года.В 1433–1434 годах участвовал в совместных походах отца и братьев против великого князя Василия II. После смерти захватившего Москву отца в 1434 году не поддержал притязаний

За что великий князь владимирский Всеволод Юрьевич получил прозвище Большое Гнездо?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что великий князь владимирский Всеволод Юрьевич получил прозвище Большое Гнездо? Великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо (1154–1212), сын Юрия Долгорукого, получил свое прозвище не только за многодетность (у него было 8 сыновей и 4 дочери), но и за то, что вскоре

Трубецкой Никита Юрьевич, князь (1699–1767), генерал-фельдмаршал

Из книги История Российской прокуратуры. 1722–2012 автора Звягинцев Александр Григорьевич

Трубецкой Никита Юрьевич, князь (1699–1767), генерал-фельдмаршал * * *Учился за границей, «в немецких землях», где получил блестящее образование. Свободно говорил по-немецки, был умен, деятелен, начитан. Службу начал в 1719 «при дворе волонтиром», но вскоре занял место денщика

Князь Всеволод III Юрьевич и его преемники

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Князь Всеволод III Юрьевич и его преемники Во второй половине XII века на Руси устанавливается новый порядок, при котором прежнее значение удельных князей начинает падать, а великий князь стремится к единовластию. Он старается уничтожить самостоятельность удельных князей


С 1054 г., после смерти Ярослава Мудрого, русская земля оказалась во владении трех его сыновей: Изяслава, Святослава, Всеволода. По согласованию с Константинополем, на Руси возникают две новые митрополии - Черниговская и Переяславская. Стольным городом Ярослава Святославича был Чернигов.
Под 1054 годом в летописях содержится известие, что Муром был подчинен этому черниговскому князю. Вероятнее всего, утверждение христианства на Муромской земле следует отнести к годам правления Святослава Ярославича (1054 - 1076). Громадные богатства Святослава, основание Черниговской митрополии, несомненно, должны были способствовать светскому и церковному «устроению» территории всего его огромного княжества. Видимо, уже тогда и был основан в Муроме Спасский монастырь - один из первых на Северо-Восточной Руси, упомянутый в летописи под 1095 - 1096 гг.
В 1073 г. Святослав Ярославич Черниговский захватил Киев, и Изяслав бежал в Польшу.
1073 - 1076 гг. Святослав Ярославич Черниговский - великий князь киевский .

Давид Святославич

Давид (Давыд) Святославич средний из пятерых сыновей великого князя киевского Святослава Ярославича.

Святослав Ярославич с семьёй. Миниатюра из Изборника 1073 г. Один из четверых старших сыновей - Давыд.

Князь Переяславский: 1073 - 1076 гг .

В 1073 г., после вокняжения отца в Киеве, получил Переяславль, но после смерти отца в 1076 г. вынужден уйти вместе с другими Святославичами в одну из дальних вотчин черниговских князей - Муром.

Князь Муромский: 1076 – 1093 гг.

В 1006 г. Владимир Святославич заключил с волжскими булгарами договор, дав им право «торговать без опасения» в городе Муроме.
Не сдерживаемые твердою княжескою властью, муромцы принялись за разбои по pекам Оке и Волге. К нач. XI в. Муром успел уже сделаться важным торговым пунктом Северо-Восточной Руси и вел торговые сношения с волжскими болгарами. Многоводная Ока давала болгарам возможность являться в Муром целым караваном судов: местный пушной товар, мед и воск обменивались в Муроме на произведения Востока - шелковые ткани, бисер, бусы и различные металлические изделия. Кроме болгар сюда наезжали торговые люди из Киева и Чернигова. Вот этих-то купцов и грабили муромцы.
Обиженные болгары обратились с жалобой к Олегу и Ярославу Святославичам, но, не получив удовлетворении, сами взялись за оружие.
В 1088 г. - нападение волжских болгар. "В лето 6596... В се же лето взяша болгаре Муромъ" /ПВЛ. - С.88/
В 1088 г. Муром был сожжён.
Интересные результаты дали раскопки 1980-х гг. на Кремлевской горе. Обнаружены постройки и сооружения домонгольского и более поздних периодов, следы крупных пожаров, первый из которых, видимо, был связан с сожжением города в 1088 г., а второй, более поздний - с пожаром 1239 г.

Князь Смоленский: 1093 - 1095 гг.
В 1093 г., после смерти Всеволода Ярославича киевского, великий князь киевский Святополк Изяславич вывел из Смоленска Владимира Мономаха, а Смоленск отдал Давыду.

Князь Новгородский: 1094 - 1095 гг.
В 1094 г. из-за войны Святополка и Владимира Мономаха с братом Давыда Святославича, черниговским князем Олегом Святославичем, отправлен был из Смоленска в Новгород, а Мстислав Владимирович из Новгорода в Ростов. Смоленск достался другому сыну Мономаха - Изяславу Владимировичу. В Новгороде Давыда встретили враждебно и через год изгнали.

Князь Смоленский: 1096 - 1097 гг.
В 1096 г. захватил Смоленск и изгнал оттуда Изяслава Владимировича, вынужденного уйти в Курск. Новгород он также хотел оставить за собой, но в отсутствие Давыда новгородцы посадили у себя Мстислава Владимировича, а Давыду сказали: «Не ходи к нам». Великий князь киевский Святополк Изяславич и Владимир Мономах приглашали Святославичей в Киев на переговоры, получив отказ пошли на Смоленск на Давыда войной, но по дороге встретили послов Давыда и заключили с ним мир, согласившись обменять Смоленск на Новгород, видимо, при условии, что Муром займет Изяслав. Его брат, черниговский князьОлег Святославич, не желая мириться с потерей Мурома, с Давыдовыми полками продолжал воевать с Мономахом и двинулся в Смоленск и договорился с Давыдом о возвращении прежнего положения. Давыд неудачно и опять прибыл в Новгород, откуда его самого выгнали новгородцы, однако Олегу удалось захватить Муром. Причем, в бою за него погиб Изяслав.

Князь Черниговский: 1097 - 1123 гг.
В 1097 г. принимает участие в Любечском съезде князей, где князья провозгласили: «Каждый да держит отчину свою». По решению съезда, за ним утвердили Чернигов.
Сразу после Любечского съезда Давыд Игоревич волынский и Святополк Изяславич киевский схватили и ослепили теребовльского князя Василька Ростиславича. Владимир Мономах послал за Святославичами и те с черниговскими войсками пришли к Владимиру. В 1098 г. вместе с Владимиром Мономахом и братом Олегом Святославичем явился в Киев с требованием объяснить ослепление теребовльского князя Василька Ростиславича у Святополка, Князья собирались уже воевать со Святополком, но киевское посольство уговорило их пойти на мир. Святополк оправдывался тем, что Давыд Игоревич оговорил Василька и был зачинщиком ослепления. Владимир и Святославичи обязали Святополка схватить Давыда Игоревича или выгнать с княжения. Тем самым вынудили его идти войной на виновника - своего союзника Давыда Игоревича.

В 1099 г. Давыд Святославич послал своего сына Святослава в помощь Святополку, который после войны с Давыдом Игоревичем решил отнять княжество у Ростиславичей. В битве на границе своих владений Ростиславичи победили. Еще одно поражение сын Давыда Святославича потерпел от Давыда Игоревича, помирившегося с Ростиславичами. Заключив мир, Святослав вернулся к отцу. В войске, которое вел Святополк на Василька и его брата Володаря Ростиславича в 1099 г., находился сын Давыда - Святослав Святоша.

В 1100 г. Давыд Святославич участвовал в Витичевском съезде (в Уветичах), куда князья собрались для суда над Давыдом Игоревичем, Давыд лишился Владимира-Волынского, а взамен получил Дорогобуж, Бужск, Дубно и Чарторыйск, а от Давыда и Олега Святославича по сто гривен серебром Давыду Игоревичу в счет вознаграждения за Владимир-Волынский.
Военный поход в 1101 г. в союзе с Володарем Ростиславичем на поляков.
В 1101 г. Мономах и Давыд собирались пойти на половцев, но половецкие послы уговорили русских князей заключить мир.
В 1103 г. участвовал в разгроме половцев у Сутеня (место за днепровскими порогами, у Хортицы).
В 1107 г. в победоносной битве с половцами на реке Хорол. После войны 1107 г. Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи съезжались с половецкими ханами и взяли у них дочерей замуж за своих сыновей.
В 1110 г. вместе со Святополком и Владимиром Мономахом, Давыд вновь ходил на половцев, но из-за сильных холодов и массового падежа лошадей князья вернулись, дойдя до Воиня.
В 1111 г. с теми же князьями отправился в Степь и 24 марта участвовал в битве на протоке Дегея, а 27 марта - на реке Сальница, когда была одержана блестящая победа. Русские полки взяли половецкие города Шарукань и Сугров, а половцы подверглись страшному разгрому и надолго перестали угрожать Руси.
В 1113 г. после смерти Святополка Изяславича киевляне не пожелали видеть у себя князем Давыда Святославича.
В 1115 г. участвовал в походе Ярополка Владимировича на Друцк против князя минского Глеба Всеславича. Вместе с Ярополком Владимировичем они взяли приступом Друцк. Глеб, осажденный в Минске Владимиром Мономахом, сдался.
В 1116 г. Владимир Мономах и Давыд Святославич посылали на Дон против половцев своих сыновей, те взяли три половецких города и много добычи.
В 1118 г. ходил с Владимиром Мономахом и Володарем и Васильком Ростиславичами на владимиро-волынского князя Ярослава Святополчича. После двухмесячной осады Ярослав сдался и был оставлен княжить во Владимире. Союзники вынудили Ярослава отказаться от своего намерения.