Израиль — значит «борющийся с Богом»! Закон и завет.

Ровно 150 лет назад французский писатель, историк и филолог Эрнест Ренан написал и выпустил в свет книгу "Жизнь Иисуса" , в которой посредством ярких слов и образов он смог весьма точно передать религиозное мировоззрение своей эпохи: «Никакое преходящее явление не исчерпывает Божества. Бог открывался людям до Иисуса, будет открываться им и после него. Проявления Бога, скрытого на дне человеческого сознания, все одного и того же порядка, хотя они бывают существенно различны между собой, и при этом носят тем более божественный характер, чем более они велики и неожиданны. Поэтому Иисус Христос не может принадлежать исключительно тем, кто называет себя его учениками. Он составляет гордость всякого, кто носит в своей груди сердце человеческое. Слава его заключается не в том, что он выходит за пределы всякой истории; истинное поклонение ему заключается в признании, что вся история без него непостижима ».

Эти написанные Ренаном полтора века назад слова и сегодня не утратили своей актуальности! Без Иисуса Христа, без его критики, высказанной в адрес Иудеев, понять мировую историю действительно невозможно ! Без Христа вся история на самом деле непостижима .

Примечательно, что Иудеи по-прежнему не признают Иисуса из Назарета ни пророком, ни сыном Божьим. Для них он так и остаётся самозванцем, пришедшим к их предкам как возмутитель спокойствия, как лже-мессия, который пытался сбить с пути праведного народ еврейский, владеющий "богоданным" учением иудаизма — Торой.

В то же время высказанные два тысячелетия назад слова Христа об Иудеях — это точный медицинский диагноз, поставленный великим психотерапевтом целой группе людей. Придя к евреям, Иисус сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5: 31-32). Иудеям же с большой буквы он сказал иные слова: "Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять походит отца вашего..." (Ин. 8: 44).

Эти Иудеи словно гипнотизёры умудряются из года в год, из века в век убеждать весь мир (и евреев в том числе) в том, что они — последователи Моисея, а "Моисеев Закон" — не просто Закон, это Конституция еврейского народа! На что Иисус им как-то сказал: (Мф. 5: 17).

В чём же суть того давнего религиозного конфликта?

Чтобы понять суть разногласий Христа с Иудеями, достаточно посмотреть, какой изначально Закон принёс Моисей еврейскому народу?
Это были знаменитые 10 заповедей:
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Читая эти десять заповедей, мы видим, что "Моисеев Закон" был изначально законом миротворческим. Он ориентировал евреев на благоразумие, на благополучие и на справедливость. Если бы Иудеи и весь еврейский народ следовали ему, разве понадобился бы приход к ним Божьего посланника-миротворца со словами "Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить" (Мф. 5: 17)? Конечно же, нет! А раз приход Иисуса Христа к евреям был, значит на то были веские причины. Значит Иудеи делали в ту пору нечто такое, что несло зло человечеству и шло в разрез с десятью Моисеевыми заповедями.

Оказывается, в 621 году до Р.Х. духовные лидеры еврейского народа — левиты — написали другой "Моисеев Закон", диаметрально противоположный по смыслу тому изначальному Закону, который на самом деле принёс Моисей. И в этом была вся проблема.

Левиты назвали новый закон "Второзаконием" и навязали его евреям для неукоснительного исполнения. Они установили к тому времени над евреями такую диктатуру, какой ещё не знала история. За малейшее не подчинение "Второзаконию" полагалось одно наказание — смерть! «Отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью» (К евреям, 10: 28), — свидетельствует Библия. Она же свидетельствует и о том, какое было смысловое и нравственное наполнение этого нового "Моисеева Закона" для евреев.

Судите сами. Вот из-за этого "Второзакония", написанного левитами (Иудеями) от имени Моисея и Господа (!), и произошёл два тысячелетия назад конфликт между Иисусом Христом и этими фальсификаторами, озабоченными идеей мирового господства и монополией на землю.


Все мы знаем, что дело закончилось тогда тем, что мессия Иисус был объявлен лже-мессией , самозваным царём Иудейским , и его казнили.


А спустя несколько лет те же Иудеи объявили евреям, что Иисус Христос сам (!) принёс себя в жертву Непорочному Богу, чтобы своей алой кровью "очистить совесть нашу от мёртвых дел" (Евреям. 9: 14).

Вот собственно суть истории конфликта и смысл беспримерного подвига Иисуса Христа.

Иудеи и сегодня продолжают всё так же лгать всему миру, что никакого зла народам земли они не несут, что они живут по "Моисееву закону" , умалчивая о том, что на самом деле они живут по человеконенавистническому "Второзаконию" , к написанию которого пророк Моисей не имел никакого отношения. Фактически от иудеев по сей день исходит такое страшное зло, какого не делает ни один народ в мире! Ни одна революция на планете, будь то в Древнем Риме, во Франции, в Англии или в России, не обошлась без их участия. И сегодня иудеи озабочены лишь тем, как принести ещё больше зла миру. Свидетельство тому — опубликованная на днях в Интернете статья:

"Израиль производит по 10-15 атомных бомб в год"


По сообщению журнала Jane’s Defense Weekly Израиль, который вдобавок к биологическому и ядерному оружию разрабатывает очень сложные виды химического оружия, отказывается от подписания каких-либо международных соглашений, которые позволили бы наблюдателям ООН инспектировать его ядерный, химический и биологический арсенал.

Израильский ядерный объект в пустыне Негев недалеко от Димоны


Кроме того, в отчёте указывается на то, что Израиль - это единственная ядерная держава на Ближнем Востоке, в распоряжении которой находится от 100 до 300 ядерных боеголовок и средств их доставки (баллистические, крылатые ракеты и истребители-бомбардировщики).

По оценкам Стокгольмского института исследования проблем мира Израиль на настоящий момент произвёл 690-950 килограмм плутония и продолжает производить столько, сколько необходимо для создания каждый год от 10 до 15 бомб того же типа, что была сброшена на Нагасаки.

Израиль не подписал ни Договор о нераспространении ядерного оружия, ни Конвенцию о запрещении биологического оружия.

Вывеска Израильского института биологических исследований в Нес-Циона служит прикрытием исследований и производства химического и биологического оружия .

Кроме того, Израиль производит тритий - радиоактивный газ, который используется для создания нейтронных боеголовок, которые приводят к меньшему радиоактивному заражению, но более высокой смертности.

Согласно выводам нескольких отчётов, сделанных разными международными организациями, на которые также ссылается израильская газета Ha’aretz, биологическое и химическое оружие разрабатывается в Институте биологических исследований, расположенном в городе Нес-Циона, недалеко от Тель-Авива.

Официально часть сотрудников института (160 исследователей и 170 лаборантов) занимаются исследованиями в области биологии, химии, биохимии, биотехнологий, фармакологии, физики и других научных дисциплин.

Этот институт, наряду с ядерным центром в Димоне, является «одним из наиболее засекреченных организаций в Израиле» и находится под непосредственным контролем премьер-министра.

Величайшая секретность окружает исследования в области биологического оружия, бактерий и вирусов, которые могут быть распространены в стане врага и вызвать эпидемию. Среди них микроорганизмы, вызывающие бубонную чуму («чёрную смерть» из Средневековья) и вирус геморрагической лихорадки, названный Эбола - заразный, смертельный и практически не поддающийся лечению.

С развитием биотехнологий стало возможно создавать новые типы болезнетворных микроорганизмов, которые могут поражать население, не обладающее специальной вакциной. Существуют убедительные доказательства того, что Израиль разрабатывает биологическое оружие, способное разрушать иммунную систему человека. Официально Израильский институт проводит исследования вакцин, направленных против таких бактерий и вирусов, как сибирская язва, но на деле эти финансируемые Пентагоном исследования могут быть направлены на разработку новых патогенов для военных целей.

Точно такие же уловки использовали Соединённые Штаты и другие страны, чтобы обойти соглашения, запрещающие разработку биологического и химического оружия. Израильские секреты всплыли на поверхность отчасти благодаря расследованию, проведённому при помощи учёных датским журналистом Карелом Книпом.

Кроме того, стало известно, что токсические вещества, разработанные этим институтом, были использованы Моссадом для убийства палестинских лидеров.

Существуют медицинские доказательства того, что в секторе Газа и Ливане израильские войска использовали оружие нового образца: это оружие оставляет тело жертвы нетронутым снаружи, но, при проникновении внутрь, делает мышечные ткани безжизненными, обугливает печень и кости, сворачивает кровь. Это возможно при помощи нанотехнологии - науки, способной манипулировать микроскопическими структурами.

Италия также принимает участие в разработке этого оружия в рамках соглашения по военному сотрудничеству, и является европейским партнёром Израиля номер один по части этих исследований и разработок.

В своём последнем Законе о государственном бюджете Италия заложила ежегодное финансовое обеспечение в размере трёх миллионов евро на проведение итальяно-израильских совместных исследований. Как было сказано в одном из последних выступлений во дворце Фарнезина (где расположено Министерство иностранных дел Италии), это делается с целью найти «новые подходы к борьбе с болезнетворными микроорганизмами, не поддающимися лечению».

Вот оно — истинное лицо тех, кого Христос назвал детьми диавола.

Своей политикой Израиль снова и снова доказывает, что он — истинный борец с Богом и человечеством! Следовательно, диагноз Иисуса Христа, поставленный два тысячелетия назад, был верным, иудеи — больные на голову человекоподобные существа, спастись от которых можно только одним путём — устроив им Всемирную Жатву. Пророчество Христа о Жатве сохранилось в Евангелиях, вот оно.

«...Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как Солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 37-43).

May 16th, 2011 , 07:51 pm

Меня давно занимает история о борьбе патриарха Иакова с Богом, описанная в Бытие 32-й главе. Особенно интересно мне было попытаться представить себе, как это все происходило на самом деле. Эту свою мечту я попытался осуществить в готовящемся комментарии на Бытие. Публикую отрывочек:

Библия сообщает об этих событиях скупым прозаическим языком: боролся с ним Некто, и [Иаков] увидел, что не может победить его. Однако всякому, кто знаком с каким-либо видом единоборств, понятно, как много сил, пота и разочарования скрывается за этими словами. Стоит отметить, что стандартная схватка в традиционных видах борьбы длится пять минут (дзюдо, самбо, вольная борьба). Если борцы проходят всю дистанцию, то за эти пять минут они так сильно устают, что иногда еле держатся на ногах. Иаков же боролся с таинственным противником "…до восхождения зари" (32:24). Можно только догадываться, как сильно он устал!

Чтобы более живо и образно представить себе это событие, давайте на минутку подключим «святое воображение». Предположим, что сначала Иаков пытался подойти к ручью, однако кто-то встал у него на пути и начал ему мешать. Возможно, Иаков хотел оттолкнуть его, но не смог. Потом он попытался обойти его стороной, но у него ничего не получилось. Может быть, Иаков возмутился и стал разговаривать с незнакомцем на повышенных тонах, как когда-то с Лаваном (ср. 31:36). Однако тот ему ничего не отвечал – просто не пускал его к реке, и все. Иаков бросился на него к кулаками, но не смог причинить ему никакого ущерба. Затем он сцепился с ним в плотном клинче и попытался повалить на землю, но незнакомец с легкостью противостоял любым движениям и приемам, подобно доктору Ливси, который махал шпагой и, отвернувшись, беззаботно нюхал цветочек. Вдобавок ко всему, как только незнакомцу надоела эта возня, он небрежным движением прикоснулся к бедру Иакова и навсегда вывел его из строя. Скорее всего, за эту ночь Иаков пережил полную гамму чувств от злости до отчаяния.

Поняв, что на самом деле он борется с Богом и «не может победить его», Иаков стал умолять о благословении. Он настолько смирился перед Богом, что заплакал и со слезами умолял о милости к нему. На это указывает пророк Осия: «Он боролся с Ангелом – и превозмог: плакал и о милости умолял Его» (Ос. 12:4). Как только он смирился, он в этот самый момент одержал победу – «превозмог». Противодействие Богу, хитрость и обман не привели Иакова ни к чему хорошему. Напротив, глубокое смирение и мольба о благословении превратили проигравшего в победителя.

(Книга Бытие 32:24 - 33:11)

Старый обман, при помощи которого Иаков получил благословение, принадлежащее его брату, с новой силой напомнил о себе, и он боялся, что Бог позволит Исаву отнять его жизнь. В отчаянии он всю ночь взывал к Всемогущему. Мне было показано, как перед Иаковом стоял Ангел, открывая ему в истинном свете его неправедный поступок. Когда Ангел уже было повернулся, чтобы оставить Иакова, тот ухватился за него и не отпускал. Со слезами на глазах Иаков умолял и просил Ангела, говоря, что он глубоко раскаялся в своем грехе и в несправедливых поступках по отношению к брату, ставших причиной двадцатилетней разлуки с родительским домом. Он решается даже напомнить об обетованиях Божьих и о знаках Его особого благоволения к нему, которые Всевышний оказывал время от времени в период его скитаний и разлуки с отцовским домом.

Всю ночь Иаков боролся с Ангелом, умоляя благословить его. Казалось, Ангел всеми силами сопротивлялся его молитве, постоянно напоминая ему все его грехи и в то же время пытаясь вырваться. Иаков был полон решимости удержать Ангела, но не физической силой, а силой живой веры. В глубоком страдании Иаков говорил о раскаянии своей души, глубокой покорности и смирении, которые он чувствовал из-за совершенных им поступков. Ангел же относился к его молитве с кажущимся равнодушием, все время пытаясь освободиться от хватки Иакова. Он мог бы применить Свою сверхъестественную силу и вырваться из рук Иакова, однако не делал этого.

Когда Ангел увидел, что не одолевает Иакова, то, чтобы убедить его в Своей сверхъестественной силе, Он коснулся его бедра и вывихнул его. Однако физическая боль не заставила Иакова ослабить свои настойчивые усилия. Его целью было получить благословение, и телесной боли было недостаточно, чтобы отвлечь его помыслы от этой цели. Решимость Иакова получить благословение была в последние минуты борьбы даже сильнее, чем в начале. До самого конца схватки с Ангелом, пока не взошла заря и не наступил день, вера Иакова росла и крепла. Он не отпускал Ангела до тех пор, пока Он не благословил его. Ангел сказал Иакову: "Отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь".

Побеждающая вера

Сильная вера Иакова победила. Он крепко держал Ангела до тех пор, пока не получил желанное благословение и заверение в том, что его грехи прощены. И тогда вместо имени Иаков, что значит обманщик, ему было дано новое имя: Израиль, что значит князь Божий. "Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя". Не кто иной, как Сам Иисус Христос был всю ту ночь с Иаковом, и именно с Ним Иаков боролся и крепко держал, пока Он не благословил его.

Не одобрив ни одного неверного поступка, совершенного Иаковом, Господь услышал его настойчивую мольбу и изменил намерение Исава. Жизнь Иакова была полна сомнений, затруднений и угрызений совести из-за своего прошлого греха вплоть до отчаянной борьбы с Ангелом, когда он получил доказательство того, что Бог простил все его грехи.

"Он боролся с Ангелом - и превозмог, плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас, и там говорил с нами. А Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) - имя Его" (Ос. 12:4, 5).

Исав вместе с вооруженным отрядом быстро шел навстречу Иакову с намерением убить его. Однако той ночью, когда Иаков боролся с Ангелом, другой ангел был послан, чтобы тронуть сердце Исава. Во сне перед Исавом предстал его брат, находившийся уже двадцать лет на чужбине, вдали от дома своего отца из-за опасения за свою жизнь. Исав увидел, как скорбело его сердце, когда он узнал о смерти матери, он заметил покорность и смирение Иакова, а также ангелов Божьих вокруг него. Во сне Исав также увидел, что, когда они встретятся, у него не будет ни малейшего намерения причинить брату зло. Проснувшись, Исав рассказал свой сон четыремстам воинам, сопровождавшим его, и предупредил их, чтобы никто из них не причинял зла Иакову, ибо с ним Бог их отца; и когда они встретятся, никто из них не должен вредить ему.

"Взглянул Иаков, и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек... А сам пошел пред ними, и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали". Иаков просил Исава принять его дар, который Исав отказывался взять, но Иаков продолжал уговаривать его: "Прими благословение мое, которое я принес тебе; потому что Бог даровал мне, и есть у меня все. И упросил его; и тот взял".

Наглядный урок

Иаков и Исав представляют два типа людей: Иаков - праведных, а Исав - нечестивых. Отчаяние Иакова, когда он узнал, что его брат Исав с четырьмястами вооруженных людей направляется против него, можно сравнить с обеспокоенностью праведных в тот момент, когда выйдет декрет о предании их смерти непосредственно перед самым Вторым пришествием Господа. Когда нечестивые соберутся вместе против праведных и окружат их со всех сторон, праведные будут испытывать сильнейшие душевные муки, ибо, подобно Иакову, они не будут видеть избавления от смерти. Ангел стал перед Иаковом, который ухватился за Него и крепко держал Его, борясь с Ним всю ночь. Так и праведные в тревожное и мучительное время будут бороться в молитве с Богом, подобно Иакову. Иаков в отчаянии взывал к Богу всю ночь, моля Его избавить от руки Исава. В душевной агонии праведные будут день и ночь умолять Бога избавить их от руки нечестивых, которые окружат их со всех сторон.

Иаков исповедал свою греховность: "Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему" (Быт. 32:10). Когда скорбь постигнет праведных, они глубоко ощутят свою ничтожность и со слезами на глазах исповедуют ее, подобно Иакову, они будут молить Бога во имя Христа о помощи, обещанной слабым, зависимым от Него, находящимся в безнадежном положении кающимся грешникам.

В отчаянии Иаков крепко держал Ангела и не отпускал Его. Когда со слезами на глазах он умолял Его, то Ангел напоминал ему все прошлые грехи и пытался вырваться, чтобы испытать его. Так и праведные во время скорби будут испытаны, чтобы проявить силу своей веры, упорство и непоколебимую уверенность в силе Божьей, которая может их спасти.

Бог не отверг бы Иакова. Иаков знал, что Бог милостив, и взывал к Его милости. Он говорил о скорбях, пережитых из-за своих прегрешений, и о раскаянии в них и настоятельно молил Бога избавить его от руки Исава. Это продолжалось всю ночь. При воспоминании о прошлых грехах им овладевало отчаяние. Он знал, что должен или получить помощь от Бога, или погибнуть. Поэтому Иаков крепко держал Ангела и все настаивал на своей просьбе, с отчаянием в сердце умоляя Ангела благословить его, пока наконец не одолел Его.

Так будет и с праведными. Когда перед их глазами вновь оживут события прошедшей жизни, их надежды почти угаснут. Но когда они осознают, что решается вопрос их жизни или смерти, они обратятся к Богу в горячей молитве, прося Его простить все их грехи, в которых они теперь раскаиваются в смирении сердца. Праведники вспомнят Божье обетование, записанное в Ис. 27:5: "Разве прибегнет к защите Моей, и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною". И их настойчивые мольбы будут возноситься к Богу день и ночь. Бог не услышал бы молитву Иакова и не спас бы милостиво его жизнь, если бы Иаков не раскаялся в том, что обманом получил благословение своего отца.

Так и праведные, подобно Иакову, проявят несгибаемую веру и твердую решимость и не отрекутся от Бога. Они будут чувствовать свою ничтожность, однако у них не будет неисповеданных грехов. Если бы у них остались неисповеданные и нераскаянные грехи, которые всплыли бы в их сознании в то время, когда их будет мучить страх и душевная скорбь, ими бы овладело отчаяние от своей полной греховности и несовершенства. Разочарование сломило бы их искреннюю веру, и у них уже не было бы достаточной уверенности в необходимости так настойчиво молить Бога о спасении. Драгоценные мгновения тратились бы на осознание своих скрытых грехов и оплакивание своего безнадежного положения.

Время испытаний - это время, предоставленное всем людям для приготовления ко дню Божьего суда. Тому, кто пренебрежет этим временем и не обратит внимания на предостережения, данные Богом, не будет оправдания. Горячая и упорная борьба Иакова с Ангелом является для всех христиан примером: Иаков одержал в ней победу потому, что он был полон решимости и настойчивости.

Все, кто, как Иаков, жаждут Божьего благословения и кто, подобно ему, будет неотступно и твердо держаться обетования Всевышнего, добьются успеха. Из-за того, что многие, называющие себя верующими, проявляют недостаточно усердия в вопросах своей духовной жизни, их вера почти не проявляется, а их познания истины весьма незначительны. Они не желают отвергнуть свое "я", в сокрушении сердца смириться перед Богом и долго, настойчиво молиться о получении благословения, поэтому они не получают благословений Божьих. Чтобы вера осталась жива во время скорби, ее необходимо упражнять каждый день. Кто сейчас не предпринимает серьезных усилий и не проявляет настойчивости в вере, те будут совершенно неготовы выстоять в день скорби.

Третий из великих ветхозаветных патриархов, Иаков появился на свет вторым, держась за пятку своего брата-близнеца Исава - знак того, что он должен будет занять его место. Старший брат Исав стал охотником, человеком полей, а младший - Иаков вел оседлую жизнь. Их соперничество воспринималось христианской теологией как символ конфликта между Церковью и Синагогой, то есть, между христианством и иудаизмом.

История Иакова была предметом изображения в искусстве разных эпох. Художники брали из нее сюжеты как для отдельных сцен, так и для циклов картин.

Можно выделить четыре основных сюжета истории Иакова:

- Украденное первородство и благословение;
- Лестница Иакова;
- Иакову Лавана, Лия и Рахиль;
- Иаков, борющийся с Ангелом.

"Исаак благословляет Иакова"
(гравюра Юлиуса фон Шнорра)


Украденное благословение (Быт., 25: 19 - 34; 27; 28: 1 - 5).


Иаков не только обманом (за чечевичную похлебку) завладел правом первородства Исава, ему также удалось, по наущению матери - Ревекки , лишить Исава отцовского благословения. Когда Исаак был стар и почти слеп, он послал Исава наловить дичи и приготовить ему еды, "чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру". Ревекка подслушала этот наказ и сказала Иакову, чтобы он, пока Исав отсутствует, занял его место, дабы получить благословение. Она обрядила Иакова в одежды Исава и обернула его руки и шею козлиной кожей, так как "Исав... человек косматый". Она приготовила еду и Иаков отнес ее отцу. Исаак был, видимо, очень стар и дряхл, раз попался на такую простую уловку - он по ошибке благословил Иакова вместо Исава.
Раз данное благословение не могло быть взято назад, и Иаков бежал от гнева брата, найдя убежище у своего дяди Лавана , брата Ревекки в Харране в Месопотамии.

Этот сюжет часто встречается в европейской живописи XVII века. Обычно Исаак изображается приподнявшимся на постели, Иаков стоит перед ним на коленях. Позади Иакова, положив ему руки на плечо, стоит Ревекка. Сцена может изображаться в интерьере европейского дома. Вдалеке на заднем плане порой изображается Исав с охотничьими собаками, или он входит в комнату с телом молодого оленя на плечах.

"Благословение Исааком Иакова"
(Бартоломео Эстебан Мурильо)

"Благословение Иакова"
(Ассерето Джоаккино)

"Благословление Исаака"
(Говерт Флинк)

Мозаика в кафедральном соборе Монреале
(Сицилия, XII век)

Лестница Иакова (Быт., 28: 10 - 22).


Остановившись на ночлег по пути в Харран, Иаков взял несколько камней, сделал из них изголовье и лег спать. Ему приснилась лестница, доходившая до самого неба, по которой вверх и вниз сновали ангелы. Сверху к нему обратился сам Бог, обещая отдать ему и его потомству землю, на которой он лежал. Проснувшись, Иаков соорудил из камней колонну, возлил на нее елей и нарек это место Вефиль - "Дом Божий".

Этот сюжет впервые появляется в раннем христианском искусстве и с тех пор получает широкое распространение. В Средневековье он считался символом Девы Марии, через которую достигалось единение неба и земли. Вершина лестницы обычно упирается в край облаков, с которых вниз взирает Бог. Иаков лежит спящий у ее основания, под головой у него большая каменная глыба.

"Лестница Иакова"
(икона)

"Лестница Иакова"
(Мозаика, Сицилия, XII век)

"Сон Иакова"
(Мурильо)

"Лестница Иакова"
(Караваджо)


Иаков у Лавана, Лия и Рахиль (Быт., 29: 9 - 30; 30: 28 - 43; 31: 17 - 55; 33: 1 - 11).

Неподалеку от Харрана Иаков повстречал Рахиль , пришедшую со своим стадом овец к колодцу. Он отвадил камень от устья источника (этот эпизод часто изображался художниками) и напоил овец Лавана.
У дяди Иакова Лавана были две дочери, приходящиеся, таким образом, двоюродными сестрами Иакову, - старшая, Лия , слабая глазами, и Рахиль, которая "была красива станом и красива лицом". Иаков подрядился служить Лавану пастухом в течение семи лет за Рахиль, которую он пожелал взять себе в жены. Но спустя семь лет на свадьбе Лаван подменил Рахиль своей старшей дочерью Лией и потребовал от Иакова еще семь лет работы, прежде чем он получит Рахиль.

В качестве оплаты Лаван согласился отдать Иакову всех пятнистых овец и коз, которые появятся в его стаде. Хитрый Иаков взял ветви деревьев, частично срезал с них кору и положил перед скотом в местах водопоя. И как по волшебству животные стали приносить пятнистое потомство.

Разбогатев таким образом, Иаков тайно оставил Лавана и отправился в Ханаан с обеими своими женами - Лией и Рахилью, детьми и всем своим имуществом. Уезжая, Рахиль похитила отцовских идолов - маленьких фигурок, бывших его "домашними богами". Когда Лаван обнаружил пропажу, ринулся в погоню, нагнал беглецов и учинил обыск. Но Рахиль спрятала идолов в седле верблюда и сама села на него, сказав отцу: "Да не прогневается господин мой, что я не могу встать перед тобою; ибо у меня обыкновенное женское".

Эта сцена получила широкое распространение в живописи. Лаван и Иаков мирятся перед расставанием. Под конец своего путешествия Иаков выбрал лучшее из своих стад, чтобы послать Исаву в качестве примирительного дара. Он изображается коленопреклоненным перед Исавом, а позади него - все его семейство и слуги.

"Иаков и Рахиль"
(Пальма Старший)

"Встреча Иакова и Рахили"
(Уильям Дис)

"Рахиль и Лия"
(Данте Габриэль Россетти)

Иаков обвиняет Лавана в том, что он дал ему в жены Лию вместо Рахили

"Примирение Иакава и Лавана"
(Пьетро да Кортона)

"Встреча Иакова и Исава"
(Франческо Хайес)

Иаков, борющийся с ангелом (Быт., 32: 22 - 32).

На пути в Ханаан Иаков пришел к броду через Иавок, являющийся притоком Иордана. Переправив свой караван через реку, он остался один, и "боролся Некто с ним, до появления зари". Этот "Некто", будучи не в состоянии одолеть Иакова, коснулся его бедра, которое с тех пор так и осталось поврежденным. Иаков потребовал, чтобы тот благословил его, прежде чем он его отпустит. Противник Иакова так и сделал, сказав: "Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь".

Это таинственное событие интерпретировалось на много ладов - на языке религии, мифологии и фольклора. В раннем христианском искусстве антагонистом Иакова был сам Бог, позднее он стал изображаться в виде ангела - их борьба символизирует христианскую духовную борьбу здесь, на земле. В средневековом искусстве противником Иакова иногда изображается демон, что означает поворот темы в русло аллегорической борьбы Добра со Злом. Она также считалась еще одним примером конфликта христианства с иудаизмом - высохшее бедро Иакова символизировало евреев, не распознавших Мессию в Христе.

Быт.32:3. И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом,

Получив ободрение от небесных вестников-Ангелов (maleachim), Иаков посылает земных вестников (тоже – maleachim, почему раввины высказывали абсурдную мысль о посольстве Ангелов Иаковом) к Исаву, в Сеир. Последнее название, бывшее прозванием Исава (на основании внешнего вида его, ), др. прозвание его – Едом (), вероятно, ввиду случая с чечевицею (), здесь употреблено пролептически (как в ) о гористой и обильной пещерами территории троглодитов хореев, на восток от Иордана, позже занятой племенами Исава (). Исав с семьею переселился туда позже (), но, может быть, уже кочевал по своим будущим владениям, представлявшим удобства для его любезного занятия – охоты.

Быт.32:4. и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне;

Названия: «господин» для Исава и «раб» для себя со стороны Иакова, получившего высшее благословение и господство над Исавом, – акт восточной вежливости (ср. ; ), а вместе с указанием на возможность подарков Исаву – и очевидное captatio benevalentiae.

Быт.32:6. И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.

На это приветствие ответа не было получено, напротив, получилось тревожное известие, что Исав идет навстречу с 400 мужей, – вероятно, из племени Измаила, с которым Исав уже ранее породнился ().

Быт.32:7–8. Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана.

И сказал [Иаков]: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись.

Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты (), – на что не без основания обращали внимание уже иудейские толкователи – обнаруживает, конечно, несовершенство веры Иакова в Промысл Божий (вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей вере Авраама ). Соответственно этому он употребляет прежде всего чисто человеческое средство защиты ожидаемых враждебных действий от Исава. Можно думать, впрочем, что, кроме естественной привязанности к жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова вызывалось упреками его совести за обман его в отношении Исава. Этот высший мотив, естественно, обращает мысль Иакова к Богу.

Быт.32:9–11. И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!

Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана.

Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми.

В сознании недостаточности человеческих сил и средств, как орудий защиты от предстоящей опасности, Иаков обращается с молитвою к Богу отцов. Эта, первая в Библии , молитва, если не считать ходатайства Авраама за содомлян (), имеет все признаки истинной молитвы, отличаясь искренностью, детской простотой, благодарностью к Богу, смирением пред Ним и надеждой на Него одного.

В начале молитвы – исповедание Бога Богом спасения и указание на прямое повеление () Божие Иакову возвратиться на родину, с обетованием – быть с ним (ст. 9). В сравнении с теми великими благодеяниями, которые обещал и даровал уже Господь Иакову, он чувствует свое ничтожество, недостоинство, тем более, что у него налицо – осязательное доказательство промышления Божия о нем, в виде обогащения его в Месопотамии, между тем как туда он направлялся с одним посохом (еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqeli, с жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом разделил Иордан). Усиленно молясь о спасении, Иаков выражает боязнь за целость семьи – «чтобы Исав не убил его и матери с детьми (ст. 11). Последнее выражение – ходячая фраза (; ), означающая полноту и вместе жестокость, кровожадность истребления.

Быт.32:12. Ты сказал: Я буду благотворить тебе и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества.

Основанием надежды Иакова служат обетования Божии ему и отцам его ().

Для умилостивления брата Иаков посылает навстречу брату дары и переходит с семьею через поток Иавок

Быт.32:13. И ночевал там Иаков в ту ночь. И взял из того, что у него было, [и послал] в подарок Исаву, брату своему:

Иаков остается ночевать на месте молитвы, по мнению Абарбанеля, в ожидании ответа на нее. Под впечатлением молитвы Иаков отменяет первоначальное намерение свое – спасти бегством от Исава хотя бы половину стана (ст. 7) – и решает идти прямо навстречу Исаву, предпослав прежде дары ему.

Быт.32:16–20. И дал в руки рабам своим каждое стадо особо и сказал рабам своим: пойдите предо мною и оставляйте расстояние от стада до стада.

И приказал первому, сказав: когда брат мой Исав встретится тебе и спросит тебя, говоря: чей ты? и куда идешь? и чье это стадо [идет] пред тобою?

то скажи: раба твоего Иакова; это подарок, посланный господину моему Исаву; вот, и сам он за нами [идет].

То же [что первому] приказал он и второму, и третьему, и всем, которые шли за стадами, говоря: так скажите Исаву, когда встретите его;

и скажите: вот, и раб твой Иаков [идет] за нами. Ибо он сказал сам в себе: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня.

В выборе лучшего из скота и в порядке отправления его – отдельными стадами, наконец, в поручении рабам подготовить Исава к милостивой встрече Иакова видно большое знание Иаковом человеческого сердца и средств действовать примиряюще на самое гневливое сердце.

Быт.32:22–23. И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд;

и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было .

Переведя скот и семью через Иавок – на южную сторону его, Иаков сам остается на северной. Поток Иавок, теперь Зерка, берет начало из гор Васана и впадает в Иордан с левой стороны, почти на половине расстояния между Тивериадским озером и Мертвым морем. Остается Иаков один, вероятно, для молитвы.

Иаков борется с Ангелом в Пенуеле и от Ангела получает имя Израиля

Быт.32:24–29. И остался Иаков один. И боролся некто с ним до появления зари;

и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.

И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.

И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.

Таинственный борец, ночью боровшийся с Иаковом, повредивший ему бедро и переименовавший его в Израиля, по словам пророка Осии (), был Богом. Сам Иаков (ст. 30) признает, что видел Бога, лицо Божие. Поэтому иудейское и христианское толкование данного места одинаково признают борца явлением из небесного мира – Ангелом. При этом церковные учители и многие позднейшие толкователи христианские видели в этом Ангеле Ангела несотворенного – Ангела Иеговы , ранее являвшегося Иакову при Вефиле (28 гл.) и в Месопотамии (36 гл.) и, по верованию Иакова, охранявшего его всю жизнь (), Сына Божия. «Из всего рассказа познаем, – говорит блаженный Феодорит , – здесь явился Иакову единородный Божий Сын и Бог» (отв. на вопр. 93).

Мнение некоторых раввинов, будто боролся с Иаковом Ангел-хранитель Исава или даже демон мстил Иакову за Исава, конечно, странно, но заключает в себе некоторый элемент истины, поскольку ставит таинственное борение Иакова с враждебными отношениями его к брату. Иаков доселе боролся с братом, и средствами не всегда безукоризненными. Теперь Ангел Господень «влагает смелость в Иакова, который боялся брата» (блаженный Феодорит, там же). Но Иаков достигает этого благодатного ободрения путем борьбы с Ангелом-Богом, борьбы, бывшей не только напряжением физической силы Иакова (), (beono, «в силе, крепости своей»), но и еще большим напряжением сил духовных, молитвою веры: по пророку Осии, Иаков в борении своем с Ангелом-Богом «и превозмог», но «плакал и умолял Его» (). Указание на духовный момент борьбы заключается и в повествовании Моисея – в просьбе Иакова благословить его (ст. 26).

По этой внутренней стороне своей, борьба Иакова с Ангелом Иеговы есть тип духовного борения веры, не поддающейся никаким испытаниям и трудностям жизни; вместе же с тем она есть и предизображение всей будущности потомства Иакова, отселе получающего (ст. 28) имя Израиля, – всей ветхозаветной теократической истории. Вообще, по характеру и значению своему богоборство Иакова напоминает ночное видение Авраама (), в котором также (но более конкретно) предизображалась будущая история избранного народа, складывавшаяся также из противодействия народа божественному призванию, обладания им непреходящими духовными благами и временных испытаний и потерь материальных.

Что борьба Иакова не была сновидением или вообще явлением визионерным, видно уже из употребленного в еврейском тексте глагола abaq (ст. 24–25; евр. 25–26) – сражаться подобно атлету (покрываясь пылью), а еще более из повреждения состава бедра его (nervus ischiadicus) и хромоты его вследствие того (ст. 25, 31). Так, «и по пробуждении Иакова стегно его оставалось поврежденным, и он продолжал хромать, чтобы не почесть ему видения мечтою, но в точности дознать истину сновидения» (блаженный Феодорит). Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа дарована ему только по снисхождению таинственного Борца. И Иаков, как бы уразумев смысл борьбы, не хочет расстаться с борьбой и Борцом без благословения с Его стороны (ст. 26). Но Ангел Иеговы – применительно к воззрениям древних, что богоявления посещают человека только ночью, говорит Иакову о необходимости удаления Его с восходом зари (по раввинскому объяснению, Ангел спешит, чтобы с ангельскими сонмами принести Богу утреннюю хвалу, Beresch. r. Par. 78, s. 378).

Просимое Иаковом благословение дается ему в перемене его имени, сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Отселе прекращается его борьба хитростью – «запинание» в отношении к людям и обстоятельствам (в получении благословения, в отношениях к Лавану и проч.), и начинается священное борение его духом за высшее богодарованное призвание; посему вместо прежнего природного имени «Иакова» ему и потомству его даруется священное, теократическое имя «Израиль» – по объяснению самого текста «богоборец» (святой Иоанн Златоуст толкует: «видящий Бога», – по значению подходило бы и это объяснение, но этимологически оно едва ли возможно), – путем постоянства подвига молитвы (ср. ) принимающий духовные блага от Бога, что вместе с тем будет залогом победы Иакова-Израиля и над врагами. Получив новое имя от Ангела Иеговы, Иаков вопрошает и Его об имени, но Он не называет Себя, давая понять, что из самого дела Иаков мог узнать это.

По сравнению с мазоретским текстом, у LXX, в слав. и рус. есть в ст. 29 прибавка к еврейскому тексту: «оно чудно», – сходная с (), подтверждающая, что боролся он с Ангелом Божиим, и видимо имевшая место в оригинальном списке.

Быт.32:30. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.

Географическое положение Пенуэла точно неизвестно; упоминается впоследствии в истории Гедеона () и Иеровоама ().

Быт.32:32. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.

Обычай неупотребления «верблюжьей жилы» животного, доселе соблюдаемый евреями, восходит ко времени до Моисея, который, не внося его в законодательство свое, отмечает, однако, существование его и дает видеть важность его, коренящуюся в важности исторического события, послужившего его опорою.