Тённис фердинанд. Социологические построения Ф

Итак, Ф. Теннис предложил рассматривать социальное через концепты общности (Gemeinschaft) и общества (Gesellschaft). Немецкие термины отражают сущность этих понятий предельно ясно, так как этимологически слово Gemeinschaft происходит от корня "общий" (commun, по-французски), а слово Gesellschaft от корня "связь, путы, оковы" (сходная этимология и у французского societe) Дугин А. Фердинанд Теннис и структура социалистического мифа - http://elements.lenin.ru/4zagadka.htm.

Гемейншафт характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую организацию совместной жизни можно назвать “естественным” обществом, базирующимся на “естественной воле”.

Гезельшафт представлен в современном индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям. Это деловая организация, в которой преобладает “рациональная воля”.

Типология гемейншафт -- гезельшафт применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.

Фердинанд Теннис конструирует общность и общество как чистые социологические формы. Эти формы носят взаимоисключающий характер. Связано это с тем, что теория общности создается Фердинандом Теннисом на основе способа конструирования, при котором части понимаются из целого. Теория общества же - на основе способа, при котором целое конструируется из совокупности частей.

При этом Фердинанд Теннис во многом опирается на систему Томаса Гоббса. Как указывает А.Ф. Филиппов, Фердинанд Теннис в духе своего времени подвергает критике картезианский дуализм и усматривает в философии Томаса Гоббса подлинное родство с современным научным мировоззрением. По словам Фердинанда Тенниса, Томас Гоббс, особенно в позднейший период своего творчества, приближается к "современной концепции "психологии без души", в которой душа оказывается лишь логическим субъектом душевных фактов или же обозначением единства живого тела в аспекте этих последних, так что, вместе со Спинозой, можно также сказать, что тело и душа суть одно и то же" Цит. по: Филиппов А.Ф. Между социологией и социализмом: введение в концепцию Фердинанда Тенниса / Общность и общество. - СПб.: "Владимир Даль", 2002. - С. 404.. Рассматривая концепцию Рене Декарта с точки зрения гоббсовского субстанциализма, Фердинанд Теннис утверждает, что для Р. Декарта важна реальность протяжения, тогда как для Т. Гоббса - реальность пустого пространства тел как того, что находится вне представления. Таким образом, возможности представления пространства как геометрической конструкции ускользают от Фердинанда Тенниса и его система основывается на категориях наличного и представимого Рябов М. А. Топология социального тела// Дис. … канд. фил. наук: 09.00.11- Ижевск, 2004 -с 34.

Как пишет Фердинанд Теннис, теория общности исходит из "совершенного единства человеческих воль как изначального или естественного состояния, которое сохраняется, несмотря на их эмпирическую разделенность, и пронизывает ее, принимая разнообразный облик в зависимости от необходимых и наличных особенностей отношений между по-разному обусловленными индивидами". Это изначальное состояние проистекает из "взаимосвязи растительной жизни через рождение", из того факта, что все человеческие воли, поскольку каждая соответствует некой телесной конституции, связаны друг с другом "в силу происхождения и родовой принадлежности", сохраняют или с необходимостью вступают в такую связь. Теннис Ф. Общность и общество. - СПб.: "Владимир Даль", 2002. - С. 16. Общность, таким образом, представляет собой органическое единство, существующее прежде индивидов, чувствующих взаимную душевную близость Рябов М. А. Топология социального тела// Дис. … канд. фил. наук: 09.00.11- Ижевск, 2004 - с 34.

Другими словами, по главной концепции Тённиса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является, таким образом, продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру.

В тоже время каждая общность обладает собственной волей, которая соотносит неравные обязанности и привилегии ее членов (формируемых на основе индивидуальных задатков) с их единством. Эта воля закрепляется в обычае и в праве Рябов М. А. Топология социального тела// Дис. … канд. фил. наук: 09.00.11- Ижевск, 2004 - с 34 или в “воле” двух типов:

а) естественную -- основа “гемейншафта” (общины)

б) рациональную -- основа “гезельшафта” (общества).

Первая характеризует прежде всего традиционное общество, а вторая -- индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.

Осуществляется волевая деятельность в соответствии с изначально содержащимся в общности гармоническим порядком, "сообразно которому каждый член общности выполняет и должен выполнять свою работу, пользуется и может пользоваться своей долей благ" Теннис Ф. Общность и общество. - СПб.: "Владимир Даль", 2002. - С. 332..

В учении о типах воли Тённиса ярко проявилась его оппозиция по отношению к романтизму, стремление к рационалистическому объяснению природы общественной жизни.

Где можно эмпирически наблюдать социальные образования, в которых реализуется каждый из описанных типов воли? Другими словами, можно ли вообще эмпирически наблюдать общину и общество? На этот вопрос Тённис отвечает отрицательно. Любое конкретное социальное образование -- это сочетание общинных и общественных элементов, сами же эти понятия -- полюсы континуума, в котором могут быть расположены все конкретные исторические общества. Каждый из этих полюсов, как он характеризуется «an sich»,-- не существует. Это -- мыслительные вещи, абстрактные сущности, идеальные или конструированные типы.

Распространенная ошибка, в которую впадают комментаторы и интерпретаторы Тенниса, состоит в попытке эмпирического отождествления этих типов. Такие попытки приводят к коренному искажению тённисовского подхода Осипов Г. Социологическая концепция Фердинанда Тенниса - С 168 - www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/05/27/….

Введение

Глава 1. Основные положения социологической концепции Ф. Тенниса

Заключение

Список литературы

Введение

Социология – наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Предмет социологии – социальная специфика развития общества.

По мнению Энтони Гидденса, социология – это "изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ".

По мнению Ядова В. А., социология – это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью социологии является "анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия".

Также, целью науки социологии является изучение общества как организованной формы существования людей, отношений между индивидом и обществом в целом.

Задачи социологии разделяются на первичные и второстепенные. К первому классу принадлежат задачи социального строения и роста. Ко второму – задачи социального процесса, законы и причины. Первичные задачи распадаются в свою очередь на две группы. Одна группа состоит из задач описания. Ее содержанием являются элементы и современная организация общества. Вторая группа состоит из задач истории, именно из задач о происхождении общества и о его эволюции до нашего времени.

В первой, или описательной, группе первичных социологических задач мы видим все задачи о социальном населении. Они включают задачи:

· агрегации;

· ассоциации и кооперации, или взаимопомощи;

· социального характера населения;

· классов, на которые население дифференцируется.

Дальше идут задачи социального сознания, или социального разума, включая сюда общие воспоминания и идеи, общие стремления и желания. Социолог не будет при исследовании их входить в подробный разбор археологии, мифологии и сравнительной религии или в подробности права и учреждений – всего того, в чем находит свое выражение социальный разум. Но он должен понять строй, происхождение и деятельность самого социального разума.

Социология исследует общественное сознание в его противоречивости. Социологи, изучая общественное сознание, сосредоточивают свое внимание:

· на общих закономерностях и тенденциях развития общественного сознания;

· на характеристиках сознания и поведения социальных, социально-демографических и социально-профессиональных групп (рабочие, крестьяне, предприниматели, студенчество, женщины и др.);

· на формах общественного сознания: политического, экономического, экологического, правового и др.;

· на выявлении особенностей общественного сознания и его компонентов на локальном уровне (в городе, районе, отдельной организации);

· на таких специфических видах сознания, как национальное и религиозное;

· на противоречивых и амбивалентных тенденциях в развитии общественного сознания.

Таким образом, актуальность такого направления в науке, как социология, определила выбор темы данной работы, связанной с одним из известных социологических течений Ф. Тенниса.

Актуальность данной работы определена проблематикой социологического учения Ф. Тенниса, его многогранностью и разнообразием, а также рядом философских, психологических и социологических вопросов.

Теоретическое значение изучения Ф. Тенниса и его вклада в развитие социологического знания заключается в раскрытии аспектов влияния деятельности и взглядов данного ученого на становление социологической науки, на ее развитие и совершенствование.

Объектом данного исследования является социологическая концепция Ф. Тенниса.

Предметом исследования является анализ социологической концепции Ф. Тенниса и раскрытие проблемных вопросов данной теории.

Целью исследования является формирование представления о социологической концепции Ф. Тенниса и ее роли в развитии социологического знания.

1. Ознакомление положениями социологической концепции Ф. Тенниса.

2. Изучение аспектов влияния рассматриваемой социологической концепции на становление и развитие социологического знания.

3. Рассмотрение актуальности изучаемой социологической концепции на современном этапе развития социологической науки.

4. Формирование целостной картины проблематики исследования и соответствующих выводов.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды наибольших мыслителей в данной области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике социологических концепций, справочная литература, другие актуальные источники информации, что описано в разделе использованных источников информации.

Глава 1. Основные положения социологической концепции Ф. Тенниса

В данной главе мы рассмотрим теоретические и практические аспекты социологической концепции Фердинанда Тенниса, причины ее возникновения, ее сущность. Также в первой главе нашей работы мы рассмотрим вопросы общности и общества, которые затрагивал Фердинанд Теннис в своих трудах.

Итак, Фердинанд Теннис – немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, основатель "понимающей социологии", сторонник "формальной социологии".

Теннис являлся одним из создателей формальной школы, попытался одним из первых создать единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую.

Теннис различал чистую, прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая – динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Эмпирическую социологию называл социографией.

Выделял два типа общества, два типа общественных связей – общинные и общественные, и три типа форм социальной жизни:

· социальные отношения;

· группы;

· корпорации или объединения.

По главной концепции Тенниса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является, таким образом, продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру.

Теннис различает "волю" двух типов:

· естественную – основу "гемейншафта" (общности);

· рациональную – основу "гезельшафта" (общества).

Первая характеризует, прежде всего, традиционное общество, а вторая – индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.

"Общность" характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка.

Такую организацию совместной жизни можно назвать "естественным" обществом, базирующимся на "естественной воле". "Общество" представлено в современном индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям.

Это можно назвать деловой организацией, в которой преобладает "рациональная воля". Типология "гемейншафт-гезельшафт" применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.

В систему основных понятий социологии Ф. Тенниса следует включить следующие:

· знание другого человека, знакомство – чуждость;

· симпатия – антипатия;

· доверие – недоверие;

· социальная связанность;

· социальная сущность, или социальная форма;

· сущностная воля и избирательная воля;

· общность и общество;

· естественная – искусственная, или социальная, или коллективная личность;

· естественное – социальное отношение, социальная совокупность, корпорация.

Методологическое пояснение, сделанное Теннисом в отношении понятий "сущностной воли" и "избирательной воли" заключается в следующем. Их следует понимать как "нормальные понятия", то есть как "идеальные типы, призванные служить масштабом для познания и описания реалий", обязательно применимо также к понятиям "общности" и "общества".

Что имеется в виду? С одной стороны, в общностных отношениях проявляются тенденции к обобществлению, например, когда в семейные отношения вторгаются общественные в узком смысле слова, и первые строятся по типу вторых, как это происходит, в частности, при заключении брачных контрактов. С другой стороны, в общественных отношениях проявляются тенденции к объединению в общности, например, семейственность, кумовство, землячество, дружеские и приятельские связи при образовании команд, группировок, клик в политике, экономике, культуре и других сферах.

Не удивительно, что понятия "общности" и "общества" оказались в центре социологических размышлений других классиков германской социологии конца ХIХ – начала ХХ веков Г. Зиммеля и М. Вебера.

С учетом сказанного общность, или общностные отношения, следует понимать в первую очередь как тесную сплоченность, солидарность, спаянность в единство. Согласно Теннису, наличие общности можно констатировать там, "где люди через свою волю органично связаны друг с другом и положительно относятся друг к другу". К первичным формам общности Теннис относит родство, соседство и дружбу.

Вслед за Шопенгауэром он придает особое значение симпатии, считая ее уникальной силой, способной сплачивать людей в единое целое. Особенность ее в том, что она естественна и социальна одновременно. Но то, что она "естественна", еще не означает, что объединение людей происходит без их доброй воли к сплочению в общность, а тем более к вхождению в общество.

Глава 2. Влияние социологической концепции Тенниса на развитие социологической науки

В данной главе мы обратимся к конкретизации понятий теории Тенниса и их применимости в современной социологической науке. Также рассмотрим вопросы формирования общности и общества по Теннису, аспекты их существования на современном этапе развития социологических знаний. Согласно Теннису, общность является носителем качеств, которые высоко оцениваются как обыденным сознанием, так и многими моральными системами: к ним относятся, прежде всего, человеческая близость, доверие, глубина чувств, готовность прийти на помощь и т.п. Общностная совместная жизнь, примером которой является общность матери и ребенка, не может быть сознательно организована, преднамеренно "устроена".

Общность – это всегда естественно сложившееся единство. Из нее вырастают все формы человеческой социализации. Общностным социальным отношениям чужд "расчет"; те, кто в них включен, чувствуют себя в безопасности, защищенными, но в то же время связанными моральными обязательствами перед отдельными членами общности и всей общностью в целом. Конфликты и временные разногласия, как правило, не в состоянии разрушить эмоционально-волевого единства и солидарности между членами общности.

Общность может строиться по следующим основаниям:

· на психологической близости;

· на кровнородственной близости (семья);

· на духовной близости (круг друзей и единомышленников).

Рассмотрим аспекты формирования системы понятий социологической концепции Ф. Тенниса. Понятия, их значение и значимость приведены в табличном виде (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Система понятий социологической концепции Тенниса

Антипод в теории

Сущность в концепции Ф. Тенниса

Внутренняя мотивация

Знакомость

Чуждость

Выявление различий между восприятием с близостью людей и чуждостью, аргументирование свидетельства поверхностного образа мыслей или способа выражаться

Радостные или неприязненные переживания, желание отвергать или поддерживать, равнодушие или благодушие

Симпатия

Антипатия

Инстинктивные восприятия, часто связаны с высшими, благородными, специфическими для человека чувствами. Чем более симпатия и антипатия инстинктивны, тем в большей степени они зависят от внешних явлений

Опыт знакомства с чужими людьми, желание проявить себя, чувственность и отвержение незнакомого

Недоверие

Доверие в значительной степени овеществляется самим общением. Как правило, доверие легко и быстро возникает из симпатии. Личное доверие всегда существенно обусловлено личностью доверяющего

Радость, благодушие, понимание. Досада, гнев, ожесточение, отвержение


Каким же образом применимы аспекты общности и общественности к современному социологическому знанию? Идея общества и общности, как упоминалось ранее, заключается в противопоставлении понятий общинных отношениях и связей, с одной стороны, и общественных – с другой.

Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняют собственную индивидуальность как сознательно в силу следовании традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка.

"Я различаю, – писал Теннис,- следующие типы общественных отношений:

· родовые отношения. Естественно, таковыми в первую очередь считаются собственно родовые или кровнородственные отношения;

· отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием, свойственные брачной и в узком смысле слова семейной жизни, однако в понятии имеющие более широкий смысл;

· отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни; они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общая религиозная принадлежность, как "община".

Иной характер имеют отношения второго рода, или общественные отношения. Их принцип и основа – рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей.

Эти отношения, следовательно, имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников. Эти отношения частично зиждутся на отношениях описанного ранее – общинного – типа, однако они могут существовать и между разделенными и чуждыми друг другу индивидами.

В качестве индивидов в таких отношениях могут выступать различного рода группы, коллективы и даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные "лица". "Сущность всех этих отношений и связей заключается в сознании полезности или ценности, которой обладает, может обладать или будет обладать один человек для другого и которую этот другой обнаруживает, воспринимает и осознает. Отношения такого рода имеют, следовательно, рациональную структуру".

Эти два рода отношений и связей – общинные и общественные – характеризуют не только отношения людей друг к другу, но и отношения человека к обществу. В общине социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из совокупности частей. Различие общины и общества – это различие органической и механической связи составляющих социальное целое частей.

Приведем в табличном виде рассмотренные аспекты социологической теории Ф. Тенниса (табл. 2.2)

Таблица 2.2 Структура понятий "общность" и "общество" в социологической концепции Ф. Тенниса

Принцип и основа в концепции

Общность

Основываются на географической близости, на психологической близости, на кровнородственной близости (семья), на духовной близости (круг друзей и единомышленников)

Эмоциональность, привязанность, душевная склонности, собственная индивидуальность, сохраняющаяся как сознательно в силу следовании традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка

Общество

1. Родовые отношения

2. Отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием

3. Отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни

Рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Такого рода взаимоотношения имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников


Начальная идеализация, на которой основывал свою социологию Теннис, включала в себя два абстрактных понятия. В основе социологического мышления Тенниса лежит принцип понятийной антиномии: как любое конкретное проявление социальной воли представляет собой одновременно явление воли и явление разума, так и любое социальное образование содержит в себе одновременно черты как общины, так и общества.

Община и общество становились, таким образом, основным критерием классификации социальных форм. Вообще же Теннис стремился к выработке развернутой и упорядоченной системы таких критериев.

Так, общественные сущности или формы социальной жизни подразделялись на три типа:

· социальные отношения;

· группы;

· корпорации или объединения.

Социальные отношения существуют тогда, когда они не только чувствуются или осознаются как таковые участвующими в них индивидами, но и осознается их необходимость, а также в той мере, в какой из них происходят взаимные права и обязанности участников. Другими словами, социальные отношения – это отношения, имеющие объективный характер.

Совокупность отношений между более чем двумя участниками представляет собой "социальный круг". Социальный круг есть ступень перехода от отношения к группе. Группа образуется, когда объединение индивидов сознательно рассматривается ими как необходимое для достижения какой-то цели.

Все эти детальные и разветвленные типологические построения носили бы абсолютно неисторический и абстрактный характер, если бы не постоянно проводимое деление на общинные и общественные проявления буквально каждой из выделяемых форм.

Анализ социальных феноменов с точки зрения их развития Теннис именовал прикладной социологией. Методом прикладной социологии становится принцип понятийной антиномии. Диалектическое взаимодействие воли и разума, лежащее в фундаменте социальных взаимоотношений, развивается, по Теннису, в сторону преобладания разума, т.е. общественное развитие представляет собой процесс возрастания рациональности. Этим и определяется направление общественного развития: от общины к обществу.

Заключение

В социологии Тенниса был сделан шаг от характерных для предшествующего периода социально-философских спекуляций к выработке объективной, научной социологии, чуждой предвзятых ценностных позиций, политический установок, чуждой философии истории морализаторской тенденции. Разумеется, "научность" социологии Тенниса ориентировалась на вполне определенный, а именно позитивистский образ науки. К достоинствам своей социологической концепции Теннис относил, во-первых, объективность, во-вторых, свойственную ей натуралистическую тенденцию, в-третьих, ее независимость от ценностных предпосылок и практической социальной деятельности.

Теннис одним из первых в западной социологии поставил проблему социальной структуры, которая именно с того времени стала рассматриваться как специфически социологическая, гарантирующая особый угол зрения, особый способ постановки проблемы. Идея разработки формальной социологии, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик, была подхвачена Г. Зиммелем.

Все же главным, что оставил Теннис современной социологии Запада, стала идея выделения двух типов социальных связей и отношений, воплощенных в понятиях "община" и "общество". Эта идея была подхвачена Дюркгеймом, выделавшим общество с "органической" и "механической" солидарностью. В переработанном виде эта типология применялась и продолжает приме6няться ныне многими социологами, философами и историками для объяснения основного конфликта исторического развития современности.

Список литературы

1. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

2. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Издательство "Самарский университет", 1995.

3. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. Тексты по истории социологии XIX-XX веков, хрестоматия. – М.:Наука, 2003 г.

4. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004.

5. Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft: Abhandlungen des Communismus und des Socialismus als empirische Kulturformen, Leipzig, 1887

6. Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft, 3. Aufl., Berlin 1920

8. Вебер М. О некоторых понятиях понимающей социологии // Вебер М Избранные произведения, М.: Прогресс, 1990.

9. Tonnies F. A new evaluation: Essays and documents / Ed. and with introduction by W.J. Cahnman. Leiden: E.J. Brill, 1973.

10. Баньковская С. П. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч., учебное пособие

11. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2005 г.

12. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология: фундаментальный курс

14. Социология: Учебник/ Отв. Ред. П.Д. Павленок.- М.: Маркетинг,2002 г.

Ф. Тённис и Г. Зиммель считаются представителями формальной социологии. Они придавали особое значение форме, структури­рованию, классификации общественных явлений и процессов. Социальные процессы и отно­шения рассматривались в рамках многообразных детальных классификаций социальных форм, вбирающих в себя самые различные общественные структуры, действия и тенденции.

Фердинанд Тённис родился 26 апреля 1855 г. в деревне Рип близ местечка Олденсворт (земля Шлезвиг-Гольштейн). Его отец был зажиточным фермером, а мать происходила из протестантской семьи священников. Будучи учеником гимназии, Ф. Тённис начинает интересоваться философией, изучает труды Платона, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра. Окончив гимназию, Ф. Тённис поступил в Страсбургский университет, где занимался философией, историей, филологией. В 1877 г. Ф. Тённис защитил диссертацию по классической филологии.

Изучал политэкономию и педагогику в Берлине, а также психологию в Лейпциге. В 1881 г. получает должность приват-доцента философии в университете г. Киля с работой на тему «Общность и общество». В 1880-90-х годах его академическая деятельность не отличалась большой интенсивностью. Ф. Тённис предпочитал жизнь свободного ученого. В это время он пишет статьи о Т. Гоббсе, Г. Лейбнице, Б. Спинозе, Г. Спенсере, К. Марксе и др. Также в начале 1880-х проявился его интерес к социальной статистике (проблемы преступности, бедности, самоубийства). Начиная с 1895 г. он специализируется на эмпирических исследованиях. В 1909 г. Ф. Тённис совместно с Г. Зиммелем, В. Зомбартом и М. Вебером основал Немецкое социологическое общество и был избран его первым председателем.

С 1913 по 1933 годы Ф. Тённис работает ординарным профессором Кильского университета. В 1930 г. он вступает в социал-демократическую партию в знак протеста против разгоравшегося в стране национализма. В 1933 г., когда нацисты пришли к власти, его отстранили от должности. Немецкое социологическое общество было упразднено. Последние годы своей жизни Ф. Тённис провел в нищете и забвении. Он умер 11 апреля 1936 г. в Киле.

Главная работа Ф. Тённиса - «Общность и общество» (1887).

Ф. Тённис пытался строить свою социологию как аналитическую дисциплину. Задачей социологии он считал исследование наиболее общих черт социального процесса, различных форм социального существования, а также выработку системы общих понятий и типов, необходимых для описания и понимания конкретных явлений. Исходя из этого, Ф. Тённис предлагал строить структуру социологии следующим образом. Первый уровень (чистая, или теоретическая, социология) предполагает изучение общества в состоянии статики (исследование социальных форм). Второй уровень (прикладная социология) – исследование общества в состоянии динамики. Третий уровень (эмпирическая социология) – исследование фактов жизни современного общества на основе статистических данных.

В работе «Общность и общество» Ф. Тённис отмечает, что все социальные явления надо рассматривать как волевые отношения. Сама воля делится на два типа: органическую (инстинктивную) волю и рассудочную волю, которая предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель поведения. В зависимости от характера воли различают два типа общественных отношений: интимные, межиндивидуальные отношения соответствуют общности (душевная близость, привязанность людей друг к другу, личные переживания), а все внешнее, социальное относится к обществу (обмен, торговля, выбор), где действует принцип «каждый сам за себя», между людьми существует напряженность. В общности господствует инстинкт, чувство, органические отношения, в обществе – расчетливый разум, абстракция.

Основными типами общностных (общинных) отношений, по Ф. Тённису, являются родовые отношения, отношения соседства и отношения дружбы. Общность является сильной и стабильной социальной системой, так как кровные и дружеские отношения отличаются высокой устойчивостью и длительностью существования. Наиболее ярким примером общественного типа отношений является государство. Оно создается для достижения определенной цели. Народы, этнические общности вступают в этот союз осознанно, целенаправленно, но разрывают его при потере интереса к цели. Логика исторического процесса, по Ф. Тённису, заключается в постепенном переходе от социальности общинного типа к социальности общественной, от идеализированных патриархально-феодальных отношений к капиталистическим.

Общность и общество выступают у Ф. Тённиса как основные критерии классификации социальных форм. Тённис подразделяет основные формы социальной жизни на три типа: 1) социальные отношения; 2) группы, совокупности; 3) корпорации, союзы, объединения.

Социальные отношения – самая простая социальная форма, имеющая в то же время самые глубокие социальные корни. Социальные отношения базируются на взаимной зависимости и взаимной привязанности людей, на глубинных человеческих потребностях. Ф. Тённис подчеркивает, что социальные отношения могут основываться либо на товариществе, либо на господстве и подчинении, либо это смешанный тип.

Совокупность социальных отношений образует группу . Группа возникает в том случае, если объединение индивидов рассматривается ими как необходимое для достижения какой-либо цели. Группы также могут базироваться на отношениях товарищества и господства (касты).

Корпорация возникает тогда, когда социальная форма обладает внутренней организацией, т.е. те или иные индивиды выполняют в ней определенные функции. Корпорация может возникнуть из естественных отношений (кровнородственные связи – клан), из общего отношения к земле, из совместного проживания и взаимодействия. Здесь также используется деление по критерию «товарищество – господство».

Фердинанд Теннис

Теннис Фердинанд (1855 - 1936) – немецкий социолог и философ, один из основоположников социологии в Германии, «формальной » школы социологии. Труды: «Община и общество» (1887), «Жизнь и учение Томаса Гоббса» (1896), «Обычай» (1909), «Критика общественного мнения» (1922), «Введение в социологию» (1931) и др. Противопоставил принципы традиционного (община) и современного обществ. Разрабатывал проблемы методологии социального познания.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 31.

Теннис (Тённис) (Tonnies) Фердинанд (26 июля 1855, Рип, близ Ольденсворта - 11 апреля 1936, Киль) - немецкий социолог. Читал лекции в университете в Киле в 1881- 1933 до отстранения от должности нацистами . Важнейшая его работа - «Общность и общество» (Gemeinschaft und Gesellschaft, 1887). Рассматривая общественные отношения как волевые, он подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй - торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная - общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения; в обществе - расчетливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают место отношениям второго типа. Позже, во «Введении в социологию» (Einfuhrung in die Soziologie, 1931), Тённис усложнил эту типологию, совместив ее с делением на отношения «господства» и «товарищества», группы и объединения. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое значение имели многочисленные эмпирические исследования Тённиса. Он был последовательным демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его «современным варварством».

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 30-31.

Тённис (Tönnies) Фердинанд (26.7.1855, Рип, близ Ольденсворта,-11.4.1936, Киль), немецкий социолог. Один из родоначальников профессор социологии в Германии, читал лекции в университете в Киле в 1881-1933 годы до отстранения от должности нацистами.

Важнейшая работа Тённиса -«Общность и общество» («Gemeinschaft und Gesellschaft», 1887). Рассматривая общественные отношения как волевые, Тённис подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй - торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная - общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения; в обществе - расчётливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа всё больше уступают место отношениям второго типа. Позже, во «Введении в социологию» («Einführung in die Soziologie», 1931), Тённис усложнил эту типологию, совместив её с делением на отношения «господства» и «товарищества», группы и объединения.

Несмотря на психологизм концепции Тённиса (общественные отношения классифицируются по типам воли), она содержала ряд ценных моментов. Тённис одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологических понятий. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое научное значение имели многочисленные эмпирические исследования Тённиса. Отрицательно относясь к идее революции, Тённис тем не менее признавал большое научное значение трудов К. Маркса, переписывался с Ф. Энгельсом. Тённис был последовательным демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его «современным варварством».

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Die Sitte, Fr./M., 1909; Marx. Leben und Lehre, Jena, 1921-ritik der öffentlichen Meinung, B., 1922; Soziologische Studien und Kritiken, Bd 1-3, Jena, 1925-29; Das Eigentum, W,- Lpz., 1926; Fortschritt und soziale Entwicklung. Gesehichtsphi-loeophleohe Ansichten, Karlsruhe, 1926; Geist der Neuzeit, Lpz.,

Литература: История бурж. социологии XIX -нач. XX в., М. 1979 гл. 8; F. Tönnies, ed. W. I. Cahnman, Leiden, 1973.

Тённис Фердинанд (1855–1936). Немецкий социолог. В 1881 году получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 годы. Вместе с В. Зомбартом , Г. Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 годы (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии.

Среди теоретических источников социологической концепции Тённиса можно выделить работы Т. Гоббса, Б. Спинозы , А. Шопенгауэра , Э. фон Гартмана , К. Маркса и Ф. Энгельса . Вместе с Г. Зиммелем и Л. фон Визе считается основоположником формальной школы в социологии.

Без ссылок на противопоставление Тённиса принципов “общества” и “общины” (“общности”) не обходится ни одно серьезное социологическое исследование. Ученый различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя “общину”, и общество в широком смысле, включающее в себя “общину”. В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от “общины” к “обществу” в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности. Победа “общественного” начала над “общинным” (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние (“вещные”) и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разновекторностью своих устремлений. Кроме концепции “общины” – “общества” Тённис интересен своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии. Социальное познание, по его мнению, должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), “натурализма” (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок. Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач “момента”). При этом Тённис, хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики.

В основе социологического мышления, по Тённису, должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение “общинного” и “общественного”, а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества.

Основные работы: “Община (общность) и общество” (1887); “Маркс. Жизнь и учение” (1921); “Социологические очерки и критика” (Т. 1–3, 1925–1929); “Введение в социологию” (1931) и др.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Kritik der offentlichen Meinung. В., 1922;

Soziologische Studien und Kritiken, Bd 1-3. Jena, 1925-29;

Das Eigentum. W.-Lpz., 1926;

Fortschritt und soziale Entwicklung. Geschichtsphilosphiesche Ansichten. Karlsruhe, 1926;

Geist derNeuzeit. Lpz., 1935.

Литература:

История буржуазной социологии XIX- нач. XX в. М., 1979, гл. 8;

F. Tonnies, ed. W. I. Cahnman. Leiden, 1973.

Tonnies, Ferdinand) (1855-1936) - немецкий социолог и основатель Немецкой социологической ассоциации. Наиболее известен внедрением терминов Gemeinschaft и Gesellschaft (прил.), основанных на различии между "естественной волей" (Wesenwille), включая привычную, а также инстинктивную деятельность, и "рациональной волей" (Kunville), включая инструментальную рациональность. Обе группы были идеальными типами и использовались автором для анализа исторических изменений в социальной организации, в том числе проблем, созданных разрушением традиционных социальных структур. Понятия Тенниса и аспекты его тезиса об утрате общинности.в современных обществах не далеки от позиций Вебера и, в меньшей степени, Маркса. Они - один из факторов, оказавших влияние на работы Чикагской школы, а также формулировки Парсонсом Образцовых переменных.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЁННИС (Tonnies) Фердинанд

1855-1936) - немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 (до отстранения от преподавания) (приват-доцент, с 1909 - экстраординарный, с 1913 - ординарный профессор). Вместе с Зомбартом, Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии. Основные работы: "Община (общность) и общество" (1887); "Маркс. Жизнь и учение" (1921); "Социологические очерки и критика" (т. 1-3, 1925-1929); "Введение в социологию" (1931) и др.

Среди теоретических источников социологической концепции Т. можно выделить работы Т. Гоббса, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, Маркса и Энгельса (с которым Т. состоял в переписке). Определенное влияние на становление его взглядов оказали также работы Ф.К. Совиньи (основоположник "исторической школы права"), Г. Мейна, Моргана, И.Я. Бахофена. Вместе с Зиммелем и фон Визе (его ученик) считается основоположником формальной школы в социологии.

Т. остается, несмотря на "теннисовский ренессанс" в западной мысли, фигурой во многом ритуализированной. Без ссылок на его противопоставление принципов "общества" и "общины" ("общности") не обходится ни одно серьезное социальное исследование, но в то же время этот принцип не отрефлексирован должным образом как одна из доминант социальной философии и социологии 20 в.

В основе двух возможных типов социальности, согласно Т., лежит различение двух типов выраженной в них воли. Основа "общины" ("общности") как первого возможного типа социальности - "сущностная воля" (естественная инстинктивная воля, обусловленная осознанием инстинктивно-чувственной органичности социальных отношений). Это воля, соотнесенная с присущим ей мышлением, непосредственно переходящая в действие, - целостно-самодостаточна, ее субъектом является "самость". Основа "общества" как второго возможного типа социальности - "избирательная воля", определяемая мышлением постольку, поскольку в нем есть волевое начало. Субъект "избирательной воли" задается формально-юридически как "лицо". В соотнесении с типологией социального действия М. Вебера, "избирательная воля" связана с целерациональным действием и ориентирована в будущее, "сущностная воля" - с остальными типами действия (ценностно-рациональным, традиционным и аффективным) и предзадается прошлым. В "общине" социальное целое предшествует частям, в "обществе" - социальное целое выступает как совокупность частей. Это различие суть различие между "органикой" и "механикой" (естественностью и искусственностью) частей целого. Т. развивает и переинтерпретирует почерпнутое у Г. Мейна различие "статуса", характеризующего естественное ("общинное") состояние, и "контракта", характеризующего общественно-договорное (искусственное) состояние ("общество"). Но в обоих случаях социальность - это взаимодействие воль, в ходе которого происходит взаимоотчуждение ("общество") или "взаимослияние" ("община").

Любая социальная целостность, по Т., возникает всякий раз только из волевого взаимодействия индивидов. "Волеизъявление" - это условие "взаимоутверждения" людей, без чего невозможна социальность (Т. - автор термина "волюнтаризм"). "Сущностная" воля "разумна", но не обязательно рациональна. Скорее, она фундируется эмоционально-чувственными ("полуинстинктивными") отношениями. "Избирательная воля" изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и формирование целей действия (это - "расчетливый разум"). Общинные отношения включают в себя родово-семейные, соседские и дружеские отношения и соответствующие им социальные формы (семья, формы совместного проживания и т.д.). Общество связано с отношениями рационального обмена. Эти отношения возможны между "индивидуальными лицами" - индивидами как "автономными отдельностями", свободными в целеполагании и выборе средств, и их "производными" - "искусственными лицами". В силу "конструируемости" субъектов отношений обмена возможно появление "фиктивных лиц". Мышление выстраивает в отношениях обмена иерархию целей, намерений и средств, формируя синтетическую мыслительную систему "усмотрения", направляющую и контролирующую "созидательное единение" на основе "согласия".

Т. различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя "общину", и общество в широком смысле, включающее в себя "общину". В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от "общины" к "обществу" в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности. Победа "общественного" начала над "общинным" (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние ("вещные") и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разновекторностью своих устремлений. В этом отношении Т. выступил как диагност кризисных явлений европейского типа социальности, имевшей одним из своих следствий фашизм, открытое неприятие которого он, оставаясь в нацистской Германии, не считал нужным скрывать.

Кроме концепции "общины" - "общества", Т. интересен также своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии. Так, он заложил основы метода конструктивных типов (окончательно оформленного американским представителем формальной школы Г.П. Беккером), который он противопоставлял методу идеальных типов М. Вебера. Т. рассматривал конструктивные типы как орудия объективации познания, понятийные мерки, прикладываемые к действительности, средства выявления "чистых" форм социальности, строго аналитически простроенная система которых может быть применена к исследованию любых социальных содержаний.

Социальное познание, согласно Т., должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), "натурализма" (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок. Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач "момента"). При этом Т., хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики. В основе социологического мышления, по Т., должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение "общинного" и "общественного", а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества. Соответственно проблематике и, главное, используемым методам социология строится как трехуровневая дисциплина: 1) понятийное конструирование реализуется в "чистой" социологии, 2) гипотетико-дедуктивный метод - в "прикладной" социологии, 3) исследование фактов - в "эмпирической" социологии (социографии). Эти три уровня конституируют "специальную" социологию, помимо которой Т. выделял еще и "общую" социологию (суть которой, правда, так до конца и не прояснил, ограничившись указанием на изучение "всех форм существования людей").

Отличное определение

Неполное определение ↓