Техника поворотов в спортивном плавании. Хлопушки и присядки (мужской класс), техника вращений (женский класс) в народном танце

Урок народного танца состоит из двух основных частей: экзерсиса у станка и на середине зала. Экзерсис на середине зала включает в себя:

  • дробные выстукивания на месте и в продвижении;
  • мужские трюки на месте и в продвижении;
  • вращения на месте и в продвижении;
  • этюды в различных характерах.

Прежде чем изучать виды вращений, нужно дать обучающимся понятие о «точке вращения». Объяснить правильные положения рук, корпуса, шеи и головы во время исполнения вращений.

«Точка вращения» - это направление взгляда вперед в одну точку на уровне своих глаз. Если «точку» держать ниже уровня глаз (заниженная), то во время вращений исполнитель будет смещаться вперед. Если «точку» держать выше уровня глаз (завышенная), то смещение будет происходить назад. И параллельно может сопровождаться головокружением. Главное помнить, что вращения исполнялись на одном месте без смещения.

Один из способов отработки «точки вращения»:

Муз.р-р 2/4

Preparation (препарасъон) - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения:

1-и-

2-и-

1-и-

2-и- пауза.

В начальных стадиях возможно исполнение препорасьона на 4 Т (в два раза медленнее).

Главные моменты, которые нужно учитывать при исполнении вращения:

  • шея всегда должна быть ровной при повороте, без изгибов и запрокидываний;
  • амплитуда головы четкая и резкая;
  • руки вытянуты в стороны (не нужно их заводить назад за уровень плеч);
  • корпус ровный.

«Ось вращения» : дать учащимся возможность ощутить как внутри тела проходят якобы два крепких прямых стержня, один из которых проходит от макушки головы до области копчика, а второй от кончиков пальцев левой руки до кончиков пальцев правой руки. И пересекаются эти стержни в одной точке (область шейного позвонка). И ощутить чтоб эти два стержня были ровные. Это поможет избежать прогибов в пояснице, торчящих лопаток, расслабленных брюшных мышц.

При разучивании вращения вправо нужно отрабатывать и технику вращения влево (параллельно). Это поможет развить вестибулярный аппарат к исполнению вращения во всех направлениях

«Пируэты»

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.) - опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- пауза.

Одно вращение занимает пол такта, исполняется на «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- центр тяжести с двух ног перенести на пр.ногу (опорную), в это время левой ногой (л.н.) сделать толчок от пола сгибая ее в колене;

-1- взгляд направлен в точку №1 зала (вперед. Происходит поворот на 360° на подушечке пр.стопы, л.н.согнута в колене и поджата под себя. После поворота резким движением поставить л.н. в И.П. (I прямую поз.).

Колени обеих ног вытянуть, бедра подтянуть. Центр тяжести вновь распределить на обе ноги. Поворот головы сделать резко и взгляд направить в точку №1. Руки направить в сторону, ладони развернуты вниз. Спина ровная, шея вытянутая.

-и-2 - все повторить.

Следить за тем, чтобы после поворота л.нога (стопа) находилась точно рядом с правой по I прямой позиции (ошибка если стопа ставится в сторону от опорной, теряя тем самым ось вращения).
«Абертас»

Муз.р-р 2/4

III свободная поз. ног, руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон головы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- пр.н. поставить epaulment(эпольман) croiser (круазе) в точку зала №8 через полупальцы (п/п) на всю стопу,согнуть в колене на demi plie (деми плие). Л.н.согнутую в колене прижать сзади на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье). Корпус направлен в точку зала №8. Лев.рука остается вытянутой в сторону, правую согнуть в локте и прижать слегка к грудной клетке;

2-и- л.н.поставить сзади на всю стопу на деми плие, пр.н.открыть в сторону на 25° с вытянутым коленом и стопой, корпус en face (ан фас), взгляд в точку зала №1, пр.руку открыть в сторону во поз (ладноь развернуть вниз).

Одно вращение занимает 1Т, исполняется на «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- пр.ногой сделать demi rond (деми ронд) назад с вытянутой стопой;

1- сделать соскок на п/п л.ноги на demi plie (деми плие), пр.ногу согнуть в колене и прижать сзади л.ноги на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье). Взгляд удерживать в направлении точки №1 зала, корпус в это время поворачивается на 90° вправо, шея ровная;

-и- переступить на п/п пр.ноги на demi plie (деми плие), л.ногу приподнять от пола

2 - сделать доворот корпуса на 90°(корпус повернуть en fase -ан фас- в точку №1 зала). Одновременно сделать выпад на всю стопу л.ноги на demi plie (деми плие), пр.ногу с вытянутой стопой и коленом открыть в сторону на 25 , голову повернуть прямо.

Следить за тем, чтобы во время исполнения не было прыжка на опорной ноге, а все исполнялось на соскоке-на одном уровне в demi plie (деми плие), и за полным поворотом корпуса, иначе открывание ноги не будет происходить точно в сторону.

Вращение с сокращенной стопой

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

I прямая поз. ног (стопы вместе, носки смотрят вперед), руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие)

1- сделать вскок на п/п пр.ноги (центр тяжести перенести с двух ног на одну), стопу л.ноги в сокращенном положении прижать щиколоткой к щиколотке пр.ноги, сохраняя I прямую поз (носки смотрят вперед), колени обеих ног прдельно вытянуты, бедра подтянуты, одновременно сделать поворот вправо на 360 °. Поворот головы резкий, руки направлены в сторону, ладони развернуты в пол;

-и-

2-и- повторить движение «1-и- ».

Следить за тем, чтобы ноги были ровные и подтянутые во время поворота, щиколотки обеих стоп находились вместе.

Вращение со вскоком

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

I прямая поз. ног (стопы вместе, носки смотрят вперед), руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие)

Одно вращение занимает пол такта (количество поворотов зависит от возраста детей):

1- вскочить на п/п л.ноги, перенести центр тяжести с двух ногу на одну, колено левой ноги при этом предельно вытянуть и подтянуть бедро, а пр.ногу, сгибая в колене, прижать вытянутой стопой к колену л.ноги (опорной в данном случае), колено которой направить вперед по I прямой позиции. Одновременно сделать поворот вправо на 360 ° «на подушечке» л.ноги, поворот головы при этом резкий, «точку вращения» четко сфокусировать в точку № 1 зала на уровне глаз;

-и- после поворота вновь сесть в demi plie (деми плие) по I прямой позиции, центр тяжести на обе ноги, взгляд направлен в точку №1 зала на уровне глаз, руки направлены в сторону, кисти развернуты в пол;

2-и- повторить движение «1-и- ».

Следить за тем, чтобы во время поворота движение пр.ноги было резким во время того, когда она, сгибаясь в колене прижимается стопой к колену оп.л.ноги, иначе будет «занос» во вращении в сторону от оси вращения.

Вращение с припаданиями

Муз.р-р 2/4

Исходное положение (И.П.):

III cвободная поз. ног,пр.нога впереди, руки в п.п.

Preparation :

Руки в подготовительном положении (п.п.)-опущены вниз. Занимает 2 такта (Т)

1-и- руки из п.п. перевести в I позицию (поз.), взгляд направлен на пр.кисть, наклон голвы слегка влево;

2-и- из I поз.руки раскрыть во II (ладони вверх), взглядом проводить движение пр.руки, голову повернуть вправо.

1-и- ладони рук развернуть вниз, голову повернуть прямо, взгляд направить в точку перед собой на уровне глаз;

2-и- demi plie (деми плие) на пр.ноге, стопу лев. ноги прижать сзади на sur le coup de pied (сюр ле ку де пье).

Одно вращение занимает 1такт, исполняется «за такт» (количество поворотов зависит от возраста детей):

-и- переступить на п/п л.ноги, стопу пр.ноги слегка приподнять от пола, одновременно сделать поворот корпуса вправо на 90° так, чтобы корпус был направлен в точку №3 зала, колени свободны и слега присогнуты, руки натянуты в сторону, голова в положении en fase остается;

1 - переступить на всю стопу пр. ноги, стопу л.ноги приподнять от пола (сделать припадание на деми плие на пр. ноге), корпус повернуть еще на 90° вправо, голову удерживать в положении en fase, не допуская изгибов в шее в это время;

-и- переступить на п/п л.ноги, стопу пр.ноги приподнять от пола, сделать еще поворот корпуса на 90 °(в положении точки №7 зала), одновременно резким поворотом шеи и головы на 360° вернуть взгляд в точку №1 зала (en fase) на уровне глаз;

2- сделать еще доворот корпуса на 90°, в итоге корпус возвращается в пepвоначальное положение en fase ,руки направлены в сторону, голова прямо, шея ровная.

Для начала давайте определимся с терминами. Не претендую на строгую академичность, постараюсь лишь определить ключевые понятия так, как используют их танцоры.

Пусть вращение – круговое движение тела относительно неподвижной оси. Поворот – это вращение в продвижении, хотя он очень часто среди танцоров употребляется как синоним слову вращение.

Ось – прямая, вокруг которой происходит вращение

Импульс , он же форс – кратковременное приложение силы в определенном направлении.

В сальсе можно выделить три вида поворотов: простые , или разделенные; вращения , или spin turns; и повороты как таковые, то есть вращения в продвижении.

В самом простом виде разделенные повороты – это right и left turns, а повороты в продвижении – inside и outside turns. Тем не менее, в основе этих видов поворотов лежат spin turns, поэтому разберем их подробно.

Spin turns

Эти вращения происходят на одном месте, состоят из подготовки, импульса, непосредственно вращения и остановки.

Импульс

Импульс, как следует из определения – вещь кратковременная. Он появляется в результате «разности потенциалов» между разными частями тела. Его можно взять руками, плечами, бедрами, коленями и еще много чем. Вся фишка заключается в том, что откуда бы ни брался импульс, он должен прийти в тело, в рамку (плечи+бедра) и запустить поворот независимо от себя. Важно знать то, что если мышцы корпуса расслаблены, то импульс не пройдет и не будет работать. Равно как если мышцы чересчур зажаты: в таком случае импульс погасится в них. До, во время и после поворота все тело должно быть собрано, как при беге.
Очень многие люди растягивают импульс, заставляя его «тянуть» поворот. Представьте, что вам необходимо прокатить шар из пункта А в пункт В. Если мы сейчас не говорим о точности траектории, то логичнее было бы толкнуть шар, сообщить ему импульс, который докатил бы его до финиша самостоятельно. Человек же, растягивающий импульс, подобен тому, который катит шар рукой всю дорогу из пункта А в пункт В.

Повороты с растянутым импульсом, как правило, более тяжелые, медленные и хуже контролируются.
Итак, необходимо собрать импульс в теле. Для этого у нас есть мышцы пресса и груди. Если мы берем импульс руками, то нужно постараться «остановить» собственную руку мышцами груди, а затем сразу расслабить их. Это приведет к тому, что импульс из руки пройдет в тело. Если при этом последнее находится в тонусе, то импульс пройдет в противоположное руке бедро.

Если импульс берется от скручивания плеч относительно бедер, то мышцы пресса позволяют создать должного уровня сопряжение, и теперь, после того как плечи и бедра приходят в ровное положение, в теле появляется импульс, направляющий поворот.

Мы находим самым эффективным методом создания импульса сопряжение между руками в мышцах груди. Для того чтобы это сделать нужно сначала познакомиться с пружинкой. Пружинка – это такое состояние в мышцах, когда они не расслаблены, не зажаты и «соединены» между собой. Ее можно ощутить, если поставить человека и раскрыть ему руки в стиле free hugs. Если он держит пружинку, то, начав раздвигать одну руку наружу, вы почувствуете сопротивление в другой. Если нет, то вашему давлению будут сопротивляться только мышцы той руки, на которую вы давите. Когда руки находятся в сопряжении, они становятся системой, которая реагирует и работает слитно, перераспределяя напряжение между ее частями.
У этой системы есть два состояния – нулевое (нейтральное) и ненулевое. В нулевом состоянии мышцы груди расслаблены, в любом другом – собраны и как бы стремятся вернуть руки в нейтральное положение. Это понятие пружинки является одним и составляющих объема при ведении.

Итак, для того чтобы взять импульс мы разводим руки в положение free hugs, собирая мышцы груди и всего корпуса. Теперь предстоит самое сложное. Необходимо отпустить сопряжение в одной из рук, противоположной стороне поворота. То есть, если вы поворачиваетесь вправо – в левой руке. Рука сразу направится в нейтральное положение, и в момент, когда она приходит в него, вам необходимо остановить ее мышцами груди и сразу же расслабить их. Поздравляю – импульс в поворот уже в вашем теле! Сопряжение позволяет многократно увеличить силу получаемого вами импульса, а остановка руки грудными мышцами – отправить его в тело.

Итак, еще раз определю основные принципы, касающиеся управлением импульсом:
Импульс проводится только в собранном теле: перенапрягать, а равно и полностью расслаблять мышцы нельзя
Импульс кратковременный и возникает только от «разности потенциалов» в разных частях тела, то есть повороты а-ля «дверца» будут скорее неверны
Импульс необходимо провести в корпус, чтобы он «превратился» в поворот. Вращение не может «тянуться» за импульсом
Пружинка в руках позволяет увеличить силу импульса. Пружинка это хорошо

Положение корпуса и работа стопы. Подготовка

Есть один немаловажный момент, который портит очень многим людям повороты. Этот момент – неверная работа стопы .

Стопа, по сути, это то, на чем вращается весь ваш корпус, поэтому она по праву заслуживает части главы в этой статье. Стопу нельзя отделять от всего поворота, она первая реагирует на смещение рамки. Простым языком это можно определить так: направления стопы и корпуса всегда должны совпадать. В противном случае сразу смещается ось и поворот искажается. Еще важно отметить, что если вес при повороте уходит в середину стопы, то есть на подушечки стопы, то сама стопа во время поворота будет вращаться вокруг этой середины. Не пятка вокруг носка, а носок и пятка вокруг центра.

Для того чтобы сделать правильный поворот очень важно правильно сесть. Вы садитесь на ногу, ваш вес должен приходиться в середину опорной стопы. Это можно легко проверить, вытянув выпрямленную до кончиков пальцев руку по швам. Направление пальцев укажет расположение веса относительно стопы. Далее – просто. Всё в себя, спина прямая, лопатки назад, собрать все мышцы, которые найдете.

Руки перед собой на уровне груди ладонями вниз, кончики пальцев стыкуются в середине груди. Старайтесь сохранять такое положение корпуса в повороте. Если вы планируете создать сопряжение в руках, тогда их лучше вытянуть вперед, сохранив стык в указательных пальцах. Если импульс берется из корпуса, тогда локти лучше согнуть. Начните медленно повторять траекторию будущего поворота, проследите за тем, чтобы стопа вращалась вместе с телом. Молодцы.

Теперь о подготовке.

Правильная подготовка – залог хорошего поворота. Как правило, для того чтобы повернуться, достаточно скрутить верхнюю часть корпуса относительно нижней (плечи относительно бедер) на 45˚. При собранном прессе этого скручивания более, чем достаточно. Правило «чем больше замах – тем лучше поворот» работает весьма условно и только для протяженных, размазанных импульсов.
Если импульс берется сопряжением рук, то скручиваться и вовсе необязательно, хотя это и помогает психологически. Важно, что в таком варианте корпус поворачивается целиком, поскольку импульс приходит от руки.

Следите за объемом в руках. Если при скручивании вы уведете локоть назад, то плечо выйдет вперед и сломает вам весь объем. Корпус станет асимметричным, и скорее всего импульс будет кривым.

Вращение. Фокус

Этот этап, как правило, проходит слишком быстро и незаметно, поэтому описывать развернуто его нет смысла. Важно знать, что ваше состояние и ваша подготовка – 90% поворота. Вращение – результат того, как вы держите корпус и как вы взяли импульс.

Здесь также важно отметить момент концентрации. Для многих спин – это стресс. Поэтому, начав поворачиваться, такие люди напрягают мышцы, встают на носочки, закрывают глаза – в общем, делают все, чтобы испортить себе поворот. В повороте важно быть сконцентрированным, но не напряженным. Это как пользоваться гончарным кругом – любое неверное движение и все. Малейшее искажение или изменение положения или уровня во время поворота может его загубить.

Для того чтобы поворот можно было легче контролировать, а также для того чтобы не грохнуться из спина в обморок был придуман фокус. Фокус – это точка, которую держат во время поворота взглядом. У фокуса есть много преимуществ. В частности, налаживается работа вестибулярного аппарата. Конечно, после определенного количества тренировок. Переносить большое количество поворотов становится гораздо легче, если держишь точку, чем если ее не держишь. Также фокус здорово структурирует весь поворот. Организм знает, откуда он ушел и куда нужно прийти. Это дает ему возможность поворачиваться четче и легче.

Чтобы поймать фокус вам необходимо сначала выбрать точку, которая им станет. Лучше, если эта точка будет на уровне вашего взгляда. Приготовьтесь поворачиваться и медленно начните поворот, держа взглядом эту точку. Ваша голова останется на месте и вскоре поравняется с плечом. С этого момента начинается самое интересное. Если вы попытаетесь повернуть голову сейчас и вернуть точку, то у вас вряд ли получится: тело еще недостаточно развернуто. Поэтому вам нужно продолжить поворот корпуса и одновременно быстро перевести голову к другому плечу. Теперь вы видите точку вновь, и тело спокойно докручивается до головы.
Весь секрет именно в умении соотнести скорости вращения головы и тела. От момента, когда голова еще не может поймать точку с другой стороны до момента фиксации фокуса нужно заставить тело вращаться именно с такой скоростью, чтобы голове было удобно. Как-то так =)

Ось

Собственно, теперь о самом главном. Ось вращения – это та прямая, относительно которой поворачивается ваш корпус. Она должна проходить по оси симметрии тела и, если вы стоите на одной ноге в подготовке – по внутренней части этой ноги. Ось важно сохранять прямой. Любой наклон вызывает асимметрию и искажает ось. Поворот с искаженной осью требует дополнительного и совсем другого балансирования. Такие вращения мы трогать не будем.

Поворот во многом определяется тем, где находится его ось. У многих людей эта ось во время вращения расположена на самой опорной ноге. Не сказать, чтобы это было критично, но такой стиль поворотов лишает его обладателя многих преимуществ. Во-первых, время: поворот вокруг ноги имеет больший радиус, поэтому занимает больше времени. Во-вторых, скорость, собственно, по той же причине. Большой радиус не позволяет набрать высокую скорость вращения. В-третьих, баланс: поскольку поворот вокруг ноги длиннее и занимает больше времени, то увеличивается вероятность потери равновесия в нем.

Другими словами, поворот вокруг оси симметрии лучше управляется, он быстрее и четче.

Поворот вокруг ноги часто случается, если человек пытается поворачиваться на цыпочках. Встав на пальцы, он автоматически смещает ось на ногу.

В общем виде, для того чтобы поворачиваться вокруг оси, ваш корпус должен закручивать поворот одной частью (плечо+бедро), и раскручивать его противоположной. Тогда ось останется посередине.

И еще немного о весе . Если во время вращения опустить весь вес тела в пол, но ось также сместится на ногу. То есть, давить во время поворота на опорную ногу не рекомендуется. Во время вращения вес нужно «поднять» в центр корпуса, как если бы вы танцевали твист.

Итак, вкратце перечислим основные принципы вращения:

  • Залог успешного поворота – правильная подготовка. Настройтесь на поворот, сосредоточьтесь, соберите корпус. Сядьте на опорную ногу, вес на подушечке стопы. А теперь поднимите вес над полом, в центр корпуса. Руки перед собой, голова прямо, глаза держат точку. Скрутите плечи либо создайте пружинку. Помните: пружинка держится, пока ваши мышцы собраны.
  • От скручивания корпуса создается сопряжение в нем, если пресс собран. Начните вращение плечами, затем, после того как корпус придет в ровное положение – всей рамкой. Импульс уже окажется у вас в теле. Помните: стопа сама вращается вокруг себя – это залог того, что вы держите ось. Во время вращения переведите голову и поймайте фокус.
  • Чтобы остановить поворот упритесь ногой в пол либо зажмите грудные мышцы и мышцы пресса. Помните: зажатые мышцы гасят импульс
  • Выдохните и улыбнитесь

Спасибо за внимание!

Повороты - шанэ (Из хореографии. Принцип самостоятельного крутения за счет корпуса и вкручивания в пол. Нас учили так: становишься перед зеркалом, отводишь обе руки влево и корпус частично поворачивается тоже, бедра «остаются на месте», ступни вместе. С силой, как бы рывком, поворачиваешься вправо за счет рук и прокручиваешься на ступнях. Не забудь выбрать точку, куда смотреть), а скорость развить в повороте можно за счет партнера, как сказал тренер моему партнеру - если у партнерши не получается вертеться быстро, то крути ты ее, и показал как правильно держать мою руку, чтобы скорость в повороте была. Что теперь и получается, ТТТ

(Партнер для поворотов - это не выход, есть партии, где партнер не поможет. чтобы увеличить скорость, нужно использовать корпус для «замаха» (нужно показывать, а то поймете неправильно и давление в пол. «Вкручиваться» в пол).

Для меня безразлично куда «вкручиваться» вверх или вниз. А учил меня человек профессионально занимавшийся балетом. Он говорил что нужен замах стороной при сохранении объема. Руки для начала ставятся как в балете (не помню какая позиция) локти выше кисти, как будто охватывая ствол дерева (большого. Во время вращения руки как бы прижимают ствол к себе. Голова поворачивается «щелчком» самой последней (после всего тела). Позвоночник максимально выпрямлен (как будто палку проглотил).Я, кстати, обычно делаю поворот «наверх» (вкручиваясь в потолок).

Наверх поворот чреват потерей баланса. чтобы лучше и точнее делать вращения без партнера, нужно еще стопы использовать - давление в пол, вращение идет от пола. и не плечи, не бедра начинают первыми, а все вместе.

Насколько я понимаю данную тему стоит для начала заморочиться переносом веса и правильно постановкой стопы, все таки она первая приходит с конечную точку

Самое главное, голова начинает движение последней, а заканчивает первой. Т. е. обгоняет тело. Ну в общем, видели наверное фуэте (не знаю как правильно писать) в балете. Вот так же.

Голова переводится за счет мышц. Без использования инерции. Нужно медленно отрабатывать. Медленно равномерно поворачиваетесь телом, а лицо (глаза) постоянно направлено в одну точку, и когда уже нельзя смотреть (шея не поворачивается дальше) быстро поворачивать голову и фиксировать лицо в направлении на выбранную точку (разумеется на одну и ту же.Фиксировать именно ээээ носом, куда направлен нос туда и все лицо. Если просто хватать глазами, то из-за подвижности глаз лицо будет все время смещается (относительно направления на точку) и баланс будет потерян.

Ноги никогда не идут первыми, всегда начинает движение тело, торс, а ноги идут за телом, последней начинает движение голова, а приходят в обратном порядке сначала первой голова, потом ставятся ноги и тело, заканчивает передвижение. Естественно, движения этих частей тела занимают доли секунды.

О вращениях. Как бороться с головокружением, возникающим при вращении?

Как Меня учил хореограф необходимо для центровки «держать точку»! Это приводит к тому что сам собой появляется баланс. И еще главное тянутся макушкой вверх всегда! При стремлении верха(макушки) в верх, происходит вытягивание всей спины и при этом во-первых осанка спины появляется классная, во-вторых вытягивание спины как стержня(отсюда и название Spin) до ровного и вертикального положения приводит к хорошему балансу. Удерживание точки помогает во всех видах вращения, и в любую сторону!

Как мне еще давным - давно мой тренер говорил, так сказать, вывел формулу при двойных шанэ в стороны: точка - точка - зеркало. Т.е, стоишь лицом к зеркалу и, допустим, при повороте влево заведомо выбираешь себе точку, делаешь сам поворот, глядя на нее, еще один и последний (остановка взгляда на зеркало). Голова поворачивается самой последней. Кстати, корпус в бальных танцах при вращении вытягивается, не как в классической хореографии вверх, а наоборот

Голова довольно тяжелая часть тела, поэтому часто именно она тянет вниз и теряется баланс. Так что голову надо держать стройно и поднятой. И руки сначала широко, потом стягивать прижимая к себе. И поворот на одной ноге, вторая для иллюзии прижата, но на нее опускаемся.

В арсенале фигуриста имеется большое количество вращательных движений, возникающих естественно и выполняемых сравнительно легко. К таким движениям относятся опорные вращения - пируэты. Они разнообразят произвольную программу, позволяют спортсмену продемонстрировать способность сохранять равновесие в сложных позициях. Пируэт представляет собой длительное вращательное движение тела вокруг вертикальной оси. В зависимости от направления вращения различают пируэты вперед, когда вращение происходит в сторону опорной ноги, и назад, выполняемые в сторону свободной ноги.

С точки зрения позы пируэты делят на три основные группы: пируэты стоя, пируэты в приседе (волчки) и пируэты в положении «ласточка» (рис. 49). Оригинальной разновидностью пируэтов являются так называемые заклоны. Эти вращения могут выполняться в любом из перечисленных выше положений, однако основным признаком заклона считается характерный прогиб или скручивание тела при вращении. Среди заклонов встречаются пируэты с захватом ноги (рис. 50).

Различают простые пируэты, в которых вращение происходит в относительно неизменной позе, и сложные пируэты со сменой позы (например, с переходом из положения стоя в положение сидя) или со сменой опорной ноги во время вращения. В коротких и произвольных программах важное место занимают комбинации вращений со сменой позиций и опорной ноги.

Пируэты могут выполняться на одной и двух ногах. В последнем случае понятие «направление вращения» (вперед или назад-) теряет смысл, так как обе ноги являются опорными.

Основы техники исполнения вращений. Пируэт состоит из подхода, въезда, вращения и выезда. На рис. 51 показаны следы, оставленные при выполнении пируэта вперед. Дуги 1, 2, 3 и 4 соответствуют подходу, дуга 5 - въезду, точка 6 - вращению, а дуги 7 и 8 - выезду.

Подход. Есть несколько вариантов подходов. Наиболее удобным и поэтому целесообразным для начального обучения является сочетание тройки вперед-наружу с перебежкой назад. Используют подходы в виде тройки вперед-внутрь - назад-наружу, а также ходом вперед-наружу. В подходе важно сохранять плавность скольжения, хорошую осанку, чтобы вращение было естественным, а приготовление к нему-незаметным.

Въезд. Это наиболее сложная и ответственная часть пируэта. Именно здесь возникает вращение. Если фигурист сообщил телу устойчивое вращение, то, как правило, сохранять и поддерживать его уже не так сложно. След, оставляемый коньком при въезде, представляет собой линию с плавно меняющейся кривизной. Выполняют въезд на согнутой ноге и не выпрямляют ее до тех пор, пока не возникнет устойчивое вращение.

Вращение телу можно придать двумя способами: толчком ноги при переходе с последней дуги подхода на въездную дугу, а также круговым маховым движением свободной ноги и руки при въезде. Во вращении стоя и в волчках используют оба способа. При вращениях в ласточке маховое движение не всегда эффективно. Здесь оно может привести к выведению свободной ноги вперед, и для принятия положения «ласточка» фигурист будет вынужден в конце въезда резко отводить свободную ногу назад. Это движение часто вызывает потерю равновесия. К более простым и надежным относится въезд с отведенной назад свободной ногой и одноименной рукой.

При въезде же в волчок круговое маховое движение весьма целесообразно и эффективно. Мах, т. е. выведение рук и ноги вперед, следует начинать только тогда, когда дуга достигает максимальной кривизны. Въезд во вращение стоя по существу не отличается от въезда в волчок, но опорная нога здесь выпрямлена больше. Не следует, однако, выпрямлять ее полностью, ибо это может привести к нарушению равновесия.

Для устойчивости вращения очень важно правильно выполнить конечный участок дуги въезда. В пируэтах вперед в конце въезда, когда дуга достигнет максимальной кривизны, происходит поворот тройкой вперед-наружу, после чего следует окружность диаметром 20-30 см, и только тогда начинается вращение.

Вращение. В этой фазе важна точность положения тела, стабильность положения оси и центра вращения. В ласточке необходимо вращаться на плоскости конька, не касаясь льда зубцами. Начинающие фигуристы часто теряют равновесие уже в начале вращения, так как чрезмерно перемещают центр тяжести тела вперед. Чтобы избежать этого, необходимо на протяжении всего вращения, особенно в начале его, оттягивать свободную ногу назад.

Вращение в волчке происходит на передней трети конька. Для повышения устойчивости в начале вращения допустимо легкое касание льда зубцами. Наиболее распространенная ошибка здесь - падение назад. Чтобы избежать этого, нужно развернутую свободную ногу и руки вытянуть вперед. Опорная нога при этом согнута, плечи опущены. Вращение стоя также происходит на передней трети конька с легким касанием льда зубцами.

Сложные пируэты требуют группировки тела. Рассмотрим, как выполняется группировка в пируэте стоя, называемом винтом. При вращении на левой ноге вытянутую правую ногу, не опуская, выводят вперед, сгибают в колене и скрещивают с левой. Затем правую ногу опускают, скользя задней поверхностью голени по левой. Одновременно с этим или несколько позже происходит группировка рук. В заключительной фазе руки плотно прижимают к телу, а слегка согнутую опорную ногу выпрямляют, что дает дополнительное увеличение скорости вращения. Необходимо следить за симметрией группировки, ибо неодинаковое движение рук вызывает нарушение равновесия. В этом пируэте скорость вращения наибольшая - до 2 и более оборотов в секунду.

Выезд. Его выполнению всегда предшествует движение, обратное группировке,- разгруппировка. Делается это для уменьшения скорости вращения, что облегчает выполнение выезда. Важно, чтобы разгруппировка заканчивалась небольшим сгибанием опорной ноги.

Обычно выезд выполняют со сменой ноги: ранее свободная нога становится опорной, и вращение завершается толчком, аналогичным толчку назад-наружу в обязательной фигуре. Такой вариант выезда самый распространенный, его рекомендуют при разучивании пируэтов. В программах мастеров встречаются более сложные выезды (например, вперед-наружу со сменой ноги, назад-внутрь без смены ноги, въезд в остановку, в прыжок). При любом варианте следует стремиться к слитности всех движений, к такому выполнению, при котором выезд является естественным продолжением вращения.

Заклоны. Их выполняют со значительным прогибом назад или в сторону с откинутой головой. Вращение с необычным положением головы усложняет пространственную ориентировку, вызывает нарушение координации движений, порой сопровождается головокружением. В то же время заклоны - очень ценное упражнение для совершенствования равновесия. Прежде чем осваивать заклоны, фигурист должен научиться уверенно принимать нужную позу без коньков.

Подход и въезд делают как в обычных вращениях. Положение заклона принимают после начала вращения. Далее прогиб рекомендуется увеличить и вместе с тем по возможности (незаметно для наблюдателя) выполнять группировку. Опытные фигуристы иногда поднимают одну руку вверх или опускают вниз, чтобы ее положение совпадало с положением оси вращения: это обеспечивает дополнительную группировку, что увеличивает скорость вращения.

Пируэты назад. Исключительно ценными для дальнейшего овладения прыжками являются пируэты назад. Их выполняют в тех же позах, что и пируэты вперед. Но есть у них и некоторые особенности. Так, несмотря на то что направление вращения тела в пируэтах назад и вперед может быть одно и то же, ощущения, испытываемые фигуристом, различны. Пируэты назад наиболее точно имитируют движения тела в полете при выполнении прыжков, поэтому важны как подготовительные упражнения. Они очень зрелищны, вот почему их включают в различные комбинации.

При обучении вращениям назад рекомендуется выполнять подход (рис. 51) в виде крутой дуги вперед-внутрь (дуга 1). Въезд представляет собой дугу вперед-внутрь на другой ноге (дуга 2), описывая которую фигурист делает энергичное вращательное движение свободной ногой и руками. Вращение (точка 3) может выполняться в любом положении (в ласточке, волчке, стоя), а также в промежуточных положениях. Выезд (дуга 4) лучше всего разучивать на той же ноге, на которой происходило вращение: это помогает совершенствовать выезд из многооборотных прыжков.

Освоение пируэтов вперед и назад открывает большие возможности для выполнения различных комбинаций: волчок со сменой ноги, вращение в ласточке со сменой ноги, варианты смены положения тела и ноги.

Обучение вращениям. Для успешного овладения пируэтами важно определить удобную для спортсмена сторону вращения. Большинство фигуристов быстрее овладевают вращениями влево и лучше их переносят. Наиболее простой и верный способ определения «своего» направления вращения - выполнение пируэта назад с выездом без смены ноги. Если пируэт и выезд увереннее и легче получаются на правой ноге, следует лучшие варианты своих вращений планировать влево, и наоборот.

Важным направлением в тренировке вращений вне льда является работа над. гибкостью. При этом необходимо сочетать упражнения для развития пассивной гибкости (шпагаты, махи и т. п.) с упражнениями для развития активной гибкости. Например, для совершенствования положения «ласточка» целесообразно применять утяжелитель, прикрепляемый к стопе свободной ноги: он позволяет добиваться хорошего результата при развитии как пассивной гибкости (выполнение махов назад), так и активной (удержание свободной ноги с грузом в требуемой позе).

Этот же способ эффективен и в занятиях на льду. Хорошим способом совершенствования положения тела во вращении в ласточке является разучивание так называемой качающейся ласточки- поочередно на обеих ногах.

Для совершенствования точности позы и чувства равновесия целесообразно использовать тренажер «Грация». Повышению уровня общей выносливости фигуриста к вращательным нагрузкам помогают специальные тренажеры в виде вращающихся платформ с электроприводом и плавной регулировкой скорости вращения до 3 об/с и более.

В тренировках на льду основное внимание следует уделять поиску оптимального варианта въезда во вращение и анализу характера следов на льду, обращая главное внимание на то, чтобы не было скобления и касания льда зубцами.

Хорошим средством совершенствования въезда во вращение, повышения стабильности его выполнения являются тренировки с отключением зрения. Надевая специальные непрозрачные очки, фигурист выполняет требуемое вращение. При этом обостряется деятельность двигательного, вестибулярного, тактильного и слухового анализаторов. Такие упражнения повышают устойчивость навыка, делают выполнение вращений увереннее, стабильнее.

Разучивание пируэтов вперед и назад в различных позах помогает подготовить организм фигуриста к вращательным нагрузкам, которые он постоянно испытывает во время катания.

]

В плавании под поворотом понимают изменение направления движения на 180°.

Все повороты подразделяют на открытые и закрытые (по выполнению вдоха во время вращения), а также простые и сложные (скоростные) - по количеству осей вращения.

В целях упрощения анализа движений при поворотах и для более успешного решения задач при обучении повороты условно делят на фазы (части) движений:

  • 1-я фаза - подплывание и касание стенки бассейна;
  • 2-я фаза - вращение;
  • 3-я фаза - толчок;
  • 4-я фаза - скольжение;
  • 5-я фаза - первые плавательные движения под водой;
  • 6-я фаза - выход на поверхность воды и плавательные движения.

Фаза 1 - подплывание и касание стенки бассейна. Подплывать к повороту необходимо без снижения скорости. Для спортсменов высокой квалификации характерно выполнение пяти последовательных циклов движения без изменения их темпа.

Фаза 2 - вращение происходит в плотной группировке, что способствует преобразованию скорости поступательного движения во вращательное. Скорость вращения зависит от радиуса и момента вращения. Чем меньше радиус вращения, тем быстрее будет завершен поворот. Радиус вращения определяется удалением частей тела от центра массы тела. Чем плотнее группировка, тем меньшее сопротивление этому вращению оказывает вода. Важно своевременно разгруппироваться и занять исходное положение перед толчком.

При выполнении фазы вращения необходимо помнить, что незначительный импульс вращения задается от самого начала движения. Так, например, при плавании кролем на груди руки движутся вниз-назад, и пловец стремится коснуться кистями голеностопных суставов ног, а подбородком - груди. Вращение тела вокруг поперечной оси происходит с небольшим опережением от вращения вокруг продольной оси. Пронос согнутых ног осуществляется в наклонной или вертикальной плоскостях и выполняется с ускорением в конце движения.

Фаза 3 - толчок. Перед толчком туловище погружено под воду на глубину 0,4 -0,6 м, продольная ось туловища расположена почти горизонтально, руки вместе, голова между вытянутыми руками. Ноги согнуты, стопы на поворотной стенке. Слишком низкое (высокое) положение ног приведет при выполнении скольжения к увеличению сопротивления воды. Наибольшая сила толчка достигается при сгибании ног в коленных суставах до прямого угла.

Эффективность фазы отталкивания обусловлена уровнем развития скоростно-силовых возможностей спортсмена. От направления толчка и силы отталкивания зависят расстояние и скорость скольжения, эффективность последующих фаз. Толчок не должен быть резким и коротким, а должен быть оптимальным по времени со все возрастающим усилием до момента отрыва ног от стенки. Пловец «отжимает» себя от стенки, все время увеличивая силу отталкивания.

Некоторые спортсмены используют «уход под поток» воды в целях уменьшения сопротивления встречного потока воды движению тела.

Фаза 4 - скольжение. После выполнения толчка выпрямленные руки находятся впереди, голова находится между руками, ноги выпрямляются, пловец занимает обтекаемое положение. Длина скольжения зависит от силы, направления и быстроты толчка.

Фаза 5 - плавательные движения под водой различны для разных способов плавания, выполняются в зависимости от того, как они регламентированы правилами соревнований.

Первые плавательные движения под водой во всех способах плавания, кроме брасса, разрешается выполнять только до отметки 15 м от поворотной стенки бассейна. При плавании вольным стилем они делаются ногами или кролем, или баттерфляем, и при выходе на поверхность воды выполняются движения руками - вначале одной, а затем другой. При плавании на спине первые движения под водой выполняются ногами и туловищем способом баттерфляй. Голова пловца должна показаться на поверхности воды не далее этой отметки и после этого начинаются гребковые движения руками. Первые плавательные движения баттерфляем те же, что и на спине, только при этом пловцы могут находиться на груди или на боку, не поворачиваясь спиной вниз. При плавании брассом спортсмен может сделать под водой первый цикл движений с гребком рук до бедер, но после начала второго цикла, когда кисти рук во время гребка займут наиболее широкое положение, голова должна показаться на поверхности воды.

В настоящее время совершенствованию этой фазы поворотов уделяется большое значение в тренировке пловцов высокого класса.

Фаза 6 - выход на поверхность воды и плавательные движения. Простые повороты осваиваются при начальном обучении спортивным способам плавания и представляют собой касание одной рукой при плавании кролем на груди и на спине и касание одновременно двумя руками стенки бассейна при плавании баттерфляем и брассом. Но при всех способах плавания простой поворот выполняется вращением вокруг только одной вертикальной оси, т.е. тело пловца во время выполнения всего поворота при всех способах плавания кроме способа на спине находится грудью вниз, а на спине - спиной вниз.

Если простой поворот является открытым, то в момент вращения голова пловца находится над водой и при этом появляется возможность выполнять вдох. Если простой поворот закрытый, то пловец выполняет вращение с опущенной головой без возможности сделать вдох, что позволяет делать вращение быстрее.

В современном спортивном плавании пловцы используют три вида сложных поворотов.

Рис. 4.6. Техника поворота «маятником» (пояснения в тексте)

Поворот «маятником» является сложным открытым поворотом. Его выполняют пловцы, плывущие брассом и баттерфляем. Спортсмен, не доплыв до стенки бассейна 0,5 -0,7 м, выполняет энергичный гребок руками и касается ладонями стенки на 20 - 30 см выше поверхности воды. Затем он поворачивается на бок, одновременно принимая положение группировки и отталкиваясь одной рукой вниз, выполняет вращение. Поворот на грудь вокруг продольной оси тела завершается во время скольжения. Данный способ поворота является довольно медленным, но он соответствует регламентам правил соревнований, так как при плавании брассом и баттерфляем при касании необходимо опираться о стенку бассейна одновременно двумя руками, ниже или у поверхности воды (рис. 4.6, а, б, в). Во время этой фазы пловец вращается вокруг поперечной и продольной осей, одновременно опуская согнутые ноги вниз, а плечи поднимая вверх. Нижняя рука выводится в сторону обратного движения, а верхняя по воздуху проносится в сторону вращения (рис. 4.6, г, д).

Затем следует постановка согнутых ног под утлом 90° в коленных суставах на стенку бассейна, верхняя рука входит в воду, выполняется толчок с поворотом на грудь и занимает обтекаемое положение (рис. 4.6, е, ж, з). При выполнении вращения туловище и ноги пловца должны находиться в одной плоскости. В случае, если ноги отстают от движения плеч, продолжительность вращения заметно увеличивается.

Первые движения при плавании брассом начинаются руками, затем выполняется движение ногами, и голова должна появиться на поверхности воды к середине второго гребка руками.

При плавании баттерфляем первые движения после скольжения начинаются ногами и голова должна появиться на поверхности воды на расстоянии не более 15 м от поворотной стенки бассейна.

В 1964 г. Международная федерация плавания (FINA) специальным решением разрешила спортсменам, специализирующимся в плавании вольным стилем, производить поворот без касания стенки бассейна рукой. Этот поворот был назван «скоростной поворот сальто» .

Рис. 4.7. Техника «скоростного поворота сальто» (пояснения в тексте)

Пловец без снижения скорости подплывает к поворотному щиту (рис. 4.7, а), одной рукой заканчивает гребок, а другой начинает его в направлении назад-вверх, помогая этим движением началу вращения туловища (рис. 4.7, б). При этом пловец делает движение стопами вниз, разгибая ноги в коленных суставах, тем самым увеличивая скорость начального вращения туловища. Получив импульс для вращения, пловец наклоняет голову к груди, поддерживая скорость вращения за счет опоры руками вниз (рис. 4.7, в, г, д). Вначале вращение выполняется только туловищем, а затем ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах. Окончание вращения совпадает с постановкой ног на бортик бассейна и поворотом туловища на бок (рис. 4.7, е). Спортсмен ставит стопы на стенку, начинается толчок. В момент отталкивания ногами туловище поворачивается на грудь, и пловец начинает скольжение (рис. 4.7, ж, з).

При выполнении поворота на высокой скорости пловцу нет необходимости создавать вращение с помощью движения рук и ног.

Достаточно во время подплывания к поворотной стенке бассейна заранее опустить голову и плечи под воду. Спина пловца будет опираться о «водяную подушку», и при этом возникнет вращательный момент. Руки, находящиеся при этом вдоль туловища, остаются в неподвижном положении и в конце вращения тела займут положение для скольжения, тогда в период вращения мышцы рук и туловища будут находиться в состоянии отдыха, что положительно скажется на их работоспособности.

Рис. 4.8. Техника простого открытого поворота на спине (пояснения в тексте)

Открытый простой поворот при плавании кролем на спине . Открытый поворот наиболее прост по технике выполнения и применяется в начальном обучении плаванию. При приближении к поворотному щиту пловец в положении на спине касается стенки по окончании очередного гребка, не снижая скорости (рис. 4.8, а). Непосредственно перед поворотом с последним гребком делается полный вдох.

Поворот можно выполнять в любую сторону в зависимости от того, какая рука коснется стенки - если правая, то поворот делается в сторону этой же руки, и наоборот. При повороте пловец должен коснуться стенки согнутой в локтевом суставе рукой так, чтобы ладонь под поверхностью воды была направлена немного в сторону поворота, другая рука после гребка остается у бедра (рис. 4.8, б). В этот момент делается выдох.

Вращение выполняется после касания стенки рукой, далее пловец принимает положение группировки. При этом ноги движутся стороной так, чтобы коленные суставы выступали из воды. Вращению содействуют опора одной руки о стенку и подгребающее движение другой к туловищу. Во второй половине вращения опорная рука снимается со щита и движется вперед; в этот момент выполняется вдох (рис. 4.8, в). Одновременно ноги ставятся на стенку со стопами, расположенными параллельно на ширине 0,15 - 0,20 м как можно ближе к поверхности воды, а руки соединяются впереди (рис. 4.8, г, д).

Толчок делается сразу же после того, как стопы будут на поворотном щите (рис. 4.8, е). Далее следует скольжение, плавательные движения под водой и выход на поверхность воды.

«Скоростной поворот сальто на спине» . При плавании способом на спине долгое время разрешалось выполнять поворот только при касании стенки бассейна рукой. Вращение разрешалось делать в любой плоскости, но перед отталкиванием пловец должен был принять положение на спине до того момента, когда его ноги станут отделяться от стенки бассейна.

Правила поворота на спине (1991) разрешают «касание стенки бассейна любой частью тела». Поворот без касания рукой стенки бассейна на 0,3 -0,5 с быстрее, чем с касанием. Техника выполнения сложного поворота без касания стенки рукой следующая: за два гребка до момента касания стенки бассейна пловец должен выполнить переворот на грудь одновременно с началом вращательного движения головой вниз, делая гребок одной или двумя руками. Последний гребок выполняется аналогично гребку при плавании кролем на груди. Вращение выполняется так же, как при плавании на груди, с той лишь разницей, что в момент после вращения пловец не переворачивается на грудь, а остается в положении на спине. Руки должны встретиться в положении за головой прежде, чем начнется отталкивание, затылочная часть головы находится в положении между руками в вытянутом положении. При анализе техники плавания на спине установлено, что работа ног после скольжения дельфином (баттерфляем) под водой дает пловцу преимущество во времени по сравнению с работой ног кролем. Если техника движений ногами дельфином недостаточно отработана, то пловцу рекомендуется сразу же после отталкивания всплывать на поверхность и начинать работу рук без промедления. Значение способа плавания дельфином в прикладном плавании невелико.

В комплексном плавании после проплывания дистанции баттерфляем переход к плаванию на спине происходит касанием стенки двумя руками одновременно, и поворот выполняется вращением туловища назад. Закончив этап плавания на спине, необходимо коснуться рукой стенки и выполнить вращение вперед, оказавшись в положении на груди. Заканчивая этап брассом, необходимо коснуться стенки двумя руками одновременно. Здесь возможно выполнить кувырок вперед, или «маятник».

Встречающиеся ошибки : опускание или подъем головы, опаздывание при выполнении первых движений и нерациональное выполнение первых движений.