Томас мальтус вклад в биологию. Биография

Томас Роберт Мальтус родился 13 февраля (по другим источникам 14 февраля) 1766 года в Рукери, загородном доме в графстве Суррей, Великобритания.

Томас был шестым из семи детей (помимо него в семье росли Сиденхэм, Генриетта Сара, Элиза Мария, Энн Кэтрин Люси, Мэри Кэтрин Шарлотта). Самая младшая сестра Томаса - Мэри Энн Кэтрин, родилась в 1771 году. Впоследствии он станет матерью Луизы Брэй, которая напишет неопубликованные мемуары о жизни Томаса Мальтуса.

Мать большого семейства Генриетта была привязана к своим сыновьям и дочерям. Она отличалась снисходительным характером и была любима своими детьми.

Отец Дэниел по воспоминаниям Луизы Брэй был своеобразным человеком с эксцентрическими взглядами. В своих мемуарах Брэй писала: «У него был достаточно развитый ум и удивительные манеры. Однако он также был холоден и замкнут в кругу своей семьи. Особое внимание он уделял старшей дочери и младшему сыну, в которых, возможно, видел талантливые способности».

Дэниел был знаком и находился в переписке с Жан-Жаком Руссо. Когда Томасу исполнилось три недели, Дэниел лично встретился с женевским философом. Это случилось после того, как Руссо и Дэвиду Юму в связи с политической обстановкой во Франции в конце 18-го века пришлось скрыться в Британии.

Образование Томаса Мальтуса

В детстве Томас получал домашнее образование, которым занимался его собственный отец. Впоследствии, когда мальчику исполнилось 10 лет, его передали на обучение преподавателю Ричарду Грэйвсу, потерявшего доверие своей семьи из-за женитьбы на девушке низшего класса.

Став старше, Томас был принят в Уоррингтонскую Академию в графстве Ланкашир.

Однако в 1783 году учебное заведение закрыли, и Томасу пришлось перевестись в Кэмбриджский колледж Иисуса. Там Мальтус изучал духовенство, а также математику и философию. Томас достаточно серьезно относился к своей учебе, проявляя высокий интерес к предметам. Также молодой человек отличался острым умом и старалася хорошо выглядеть. Иногда Томс выделялся среди сверстников, припудривая парик розовой пудрой, а не белой.

У Томаса с рождения был небольшой дефект – «заячья губа», и как следствие – проблемы с речью. По словам коллегии учителей колледжа, это уменьшало шансы Мальтуса продвинуться в карьере духовенства. Однако Томас игнорировал слова руководства и, благодаря своим успехам в учебе, смог обрести святой орден и некоторое время преподавал в Окувуде.

Мальтус вернулся в колледж Иисуса в 1793 году как стипендиат. По биографическим источником мало что известно о жизни Томаса Мальтуса между 1788 и 1798 годами. Это время было насыщено политическими волнениями и беспорядками. В 1793 году Людовик XVI был гильотинирован, и Франция объявила войну Англии.

«Очерк о законе народонаселения» Томаса Мальтуса

Его ранние работы были посвящены политическим и экономическим вопросам его времени. В 18-ом веке существовала утопия о том, что общество постоянно растет и совершенствуется. В противовес этому Томас Мальтус выдвинул собственную гипотезу об опасностях чрезмерного роста населения, отчего ученого не понимали и считали пессимистом.

Пожалуй, главная работа Томаса Мальтуса была посвящена вопросу популяции. Он путешествовал по странам и собирал статистические данные о количестве рождений и смертей, о возрасте вступления в брак и зачатия детей, а также экономических факторах, способствующих долгожительству.

Томас Мальтус установил связь между доступными благами и ростом популяцией. По его мнению население планеты увеличивается в соответствии с геометрической, а экономические блага и средства существования – с арифметической прогрессией.

Однако повлиять на численность населения возможно. Мальтус считал, что такими факторами могут стать поздние браки, эмиграция, нравственные воздержания, а также войны, эпидемии, болезни, голод и т.п.

Знаменитые ученые Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес оценили работу Томаса Мальтуса. Они признали большую заслугу Мальтуса в формировании их собственных идей о теории эволюции, в частности, естественного отбора.

Но не все приняли очерк Томаса Мальтуса положительно. Многие осуждали его в жестокости, называя пророком гибели человечества и врагом рабочего класса.

Теория Томаса Мальтуса находит широкое обсуждение и сегодня. По общепринятому мнению, гипотеза ученого интересна, но не лишена недостатков.

Личная жизнь и последующая карьера

В апреле 1804 года Мальтус в возрасте 38 лет женился на своей кузине Гэрриет Экерсэлл. У супругов родилось трое детей.

Томас Мальтус занял руководящий пост кафедры современной истории и политэкономии в колледже Вест-Индии.

Он продолжал публиковать свои собственные работы, например, «Принципы политической экономии», «Политика ограничения ввоза зерна».

Мальтус был принят в Королевское общество в 1818 году, а также стал членом Французской Академии и Лондонского статистического общества.

Смерть Томаса Мальтуса

Томас Мальтус внезапно заболел и скончался 29 декабря 1834 года после рождественского визита к своим родителям. Он был похоронен на кладбище аббатства города Бат.

Его младший сын умер в возрасте 17 лет, а двое остальных, Генри и Эмили, поздно обзавелись семьей и не имели детей.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в.,норезультаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории.

Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика.

Идеи Томаса Мальтуса (1766-1834) становятся известными в экономической литературе после выхода в свет его работы "Опыт о законе народонаселения" (1798). В 1798 г. книга появилась анонимно. Для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду госу­дарств Европы. И спустя 5 лет, на этот раз под своим именем, в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом).

В 1820 году Т.Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии», рассматриваемые в расчете на их практическое применение, который в теоретико-методологическом плане не имел существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитые «Начал политической экономии» его друга Д. Рикардо.

Рассматривая проблему народонаселения, Мальтус делает вывод о том, что все бедствия народа связаны с естественными законами природы, в частности, с общим и вечным законом народонаселения. В силу этого закона, по мнению Мальтуса, население является избыточным по сравнению с необходимыми ему жизненными средствами. Одновременно, благодаря чрезмерному потреблению земельной аристократии, капиталистов в целом, в экономике обеспечивается отсутствие перепроизводства товаров, достаточный спрос на товары.

Эта работа является реакцией на зарождение и широкое распространение социалистических идей. Мальтус в своей работе ставил две задачи:

1. Объяснить развитие капитализма;

2. Объяснить невозможность изменения жизненных условий людей с помощью революций и социальных реформ.

Т.Мальтус, как и другие классики, основную задачу политической экономии видел в приумножении, благодаря, прежде всего, развитию сферы производства, материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые предпринятая попытка увязать проблемы экономического роста и роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.

Основные положения теории:

1. Закон убывающего плодородия почв. Продукт земли может увеличиваться в арифметической прогрессии, а население - в геометрической, и плодородие земли убывает с каждым годом и поколением. И единственное средство для улучшения жизни населения заключается в уменьшении работников (снижение рождаемости), но потомство может быть в том случае, если отец может его прокормить, т.е. нужно как можно позже вступать в брак и запретить браки неимущих.

Одной из главных причин войн Т. Мальтус считал "недостаток места и продовольствия". Население, по расчетам Мальтуса, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии.

Критики Мальтуса обязательно упоминают о некорректности его статистических исследований. Дело в том, что данные о плодородии почв Мальтус приводит по Англии, а данные по увеличению народонаселения - по Америке, где население увеличивалось не только в связи с естественным приростом, но и благодаря эмиграции. Также некорректно сравнение законов природы (Мальтус имел в виду животный и растительный мир, где без естественных врагов популяция увеличивается до тех пор, пока существуют свободные территории или средства питания). Люди не просто пользуются плодами земли, но и сами их создают.

2. Мальтус согласен со Смитом в вопросе определения стоимости товара как суммы прибыли, ренты и заработной платы, но саму прибыль он трактует по-своему: по его мнению, она получается лишь в процессе обращения, когда цена выше стоимости и невелика. Для того, чтобы она существовала, а капиталист был заинтересован в развитии и расширении производства, давая тем самым занятость рабочим, нужно обеспечить ему получение достаточной прибыли, а, следовательно, возможность продавать товар выше затрат на его создание. Чтобы товар по завышенной цене нашел своего покупателя нужны "третьи люди", не участвующие в процессе производства и доходы которых не зависят от производства, которые должны были быть только потребителями. К "третьему классу", от которого зависит бескризисность экономики, Мальтус относит земельных собственников, и призывает к сохранению их как класса и сохранению в неприкосновенности их частной собственности на землю.

В своей теории стоимости Мальтус опирался на "догму Смита".

3. Теория воспроизводства.Важный аспект, в кото­ром Т.Мальтус пошел дальше Д.Рикардо и других экономистов той поры, это - его исследование проблем реализации совокуп­ного общественного продукта, т.е. теория воспроизводства. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу XIX в. «класси­ческой школой» уровнем экономической теории (особенно «благодаря» А.Смиту и Д.Рикардо) ключевой проблемой в экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации производимой товарной массы, во внимание не при­нимались и оценивались как незначительное явление. И это несмотря на завершившийся к этому времени в развитых европейских странах промышленный переворот, который сопровождался и такими новыми социальными невзгодами, как разорение в конкурентной борьбе мелких собственников-предпринимателей и без­работица.

Т.Мальтус, как и Д.Рикардо, считает, что пределов для расширения производства не существует. А на вопрос о масштабах пере­производства отвечает так: «Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как изатрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным так же, как и временным».

4 . По Мальтусу в отличие от Рикардо возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы - явления временные, и в этом смысле доводы об их отступничестве от постулатов «закона Сэя» исключаются.

Таким образом, центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и актуальна. Однако расчеты его, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из нее прогнозы, оказались, к счастью, не всегда реальными.

Введение

Томас Роберт Мальтус - представитель классической школы европейской экономической науки XVIII-XIX вв. Основные работы, которые содержат наиболее примечательные его результаты - это изданное в 1798 «Опыт о законе народонаселения …» и работа 1820 года «Начала политической экономии».

Наиболее важный вклад, внесенный Т. Р. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им “теории народонаселения”, в которой предпринята попытка связать между собой экономические и демографические факторы. Следует заметить, что в мальтусовой постановке этого вопроса указанная взаимосвязь оказывается двусторонней: как экономические процессы влияют на изменение численности населения, так и демографические факторы оказывает воздействие на развитие экономики. Конечно, попытки установить подобного рода зависимость предпринимались и ранее, но именно работы Мальтуса заложили основу для дальнейшего развития демографического направления в экономической науке.

Основные этапы биографии Мальтуса Т.Р.

Томас Роберт Мальтус родился 14 февраля 1766 года недалеко от Доркинга (графство Суррей). Отец его был личностью незаурядной: занимался науками, дружил и переписывался с виднейшими мыслителями того времени Дэвидом Хьюмом и Жан-Жаком Руссо. Томас поступил в одно из тамошних заведений - Джесус-колледж Кембриджского университета и в 1788 году окончил его. Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Потому неслучайно, что, закончив колледж, он принял духовный сан. В 1793 году получил ученую богословскую степень. В 1797-1803 годах исполнял обязанности викария одного из приходов графства Суррей. В то же время молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 года стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями. В 1805-1834 году принимает предложение стать профессором кафедры современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.

Главным трудом Томаса Мальтуса стал эссе с изложением теории народонаселения. Первое издание книги под названием «Опыт о законе народонаселения и о том, как он воздействует на будущее улучшение общества, с замечаниями по поводу идей г-на Годвина, маркиза де Кондорсе и других авторов» вышло анонимно в 1798 году. Автор, неженатый молодой пастор - будущий ученый экономист Т.Мальтус вызвал на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя пять лет, на этот раз под своим именем, в 1803 году свет увидел второе дополненное издание книги - вдвое большее по объему. Не только второе, но и последующие издания были существенно обновлены и расширены, в том числе историческими экскурсами, критическим анализом трудов других авторов.

В итоге, в отличие от формы краткого памфлета в первом издании, во всех остальных книга представляла собой обширный трактат. При первом издании закона Мальтусу в значительной степени оставались неизвестны даже самые простые факты о населении не только других стран, но и Англии. Так он полагал население Англии равным 7 млн, а перепись 1801 дала результат в полтора раза больший, почти 11 млн. При подготовке второго издания он учел не только материалы проведенной переписи, но и текущего церковного учета, сопоставимые данные по другим странам также были существенно улучшены. Таким образом, анализ полученной информации привел Мальтуса к необходимости перенести ядро аргументации в случае Англии и Европы на превентивные ограничители. Всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом.

Продолжая научные изыскания в 1815 году Т. Мальтус издал еще одно произведение «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т. Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблемах экономики он высказал несколько позднее, в 1820 году. В тот год Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение». Умер Томас Мальтус 23 декабря 1834 года.

Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии, во-первых, через их влияние на Дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста.

Применительно к человеческому обществу мнение Мальтуса о том, что сокращение численности населения ведёт к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в 1920-x теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. Однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально-экономических задач, но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.

Сдерживание роста населения объяснялось естественными препятствиями (война, голод, мор), высокой смертностью; превентивным фактором (аборт, детская смертность), уменьшением темпов рождаемости. Проявление «нищеты и порока» «Моральные ограничения» -- увеличение возраста вступления в брак, строгие сексуальные воздержания до брака. Однако сам Мальтус, как и остальные люди эпохи, считал меры по ограничению рождаемости делом крайне греховным. (несколько десятилетий после, мальтузианцы, выступали за ограничение рождаемости, оправдываясь его теорией). Но в первой четверти XX века, «принцип перенаселения» Мальтуса, уступил место «недонаселённости» Кейнса. После Второй Мировой войны теория Мальтуса вновь стала популярной в развивающихся странах. мальтус народонаселение мальтузианство

Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, так говорят о современных малоразвитых странах: «Рождаемость в них высокая, как в аграрных странах, а смертность низкая, как в индустриальных из-за медицинской помощи более развитых стран». Считают, что прежде, чем помогать им, надо решить проблему контроля рождаемости.

В целом, теория Мальтуса продемонстрировала свою высокую объясняющую способность применительно к доиндустриальным обществам, хотя никто не ставит под сомнения того факта, что для эффективного использования её для объяснения динамики современных обществ (даже в странах третьего мира), она нуждается в самых серьёзных модификациях; впрочем, с другой стороны, теория Мальтуса продемонстрировала самую высокую способность адаптироваться к подобным модификациям и встраиваться в них.

Идеи Мальтуса были частично использованы Карлом Хаусхофером в его работах по геополитике и теории «жизненного пространства».

18-19-го столетий. Его основные работы были изданы в 1798 и 1820 гг. Мальтус и его "теория народонаселения" внесли огромный вклад в развитие науки.

Биография

Мальтус родился в 1766 году, 14 февраля. Его отец был весьма незаурядной личностью. Он увлекался наукой, поддерживал дружеские связи с Хьюмом и Руссо. В 1788-м Мальтус закончил Джесус-колледж университета Кембриджа. По существовавшему обычаю, как младший сын, он должен был начать духовную карьеру. После колледжа Мальтус принял сан. В 1793-м он получает богословскую степень. С 1797 по 1803 год Мальтус был викарием в одном из приходов Суррей. Однако с юношества его увлекала наука. Поэтому одновременно Мальтус стал преподавать. Все его свободное время занимало исследование проблем взаимосвязи с природными процессами. В 1805-м он принял предложение поступить профессором на кафедру современной истории и политэкономии колледжа Ост-Индской компании. Здесь он также исполнял обязанности священника.

Теория Мальтуса (кратко)

Она стала главным трудом всей его жизни. Первое издание вышло в 1798 году анонимно. Мальтус и его теория народонаселения вызвали тогда многочисленные нападки. Именно это в основном и стало причиной того, что с 1799-го по 1802-й он начал путешествовать по некоторым странам Европы. В ходе поездок он собирал сведения, статистические данные. Вся эта информация была использована им для корректировки своей работы. После этого турне в 1803-м уже под своим именем он издает новую дополненную редакцию книги. Последующие труды были также значительно расширены и обновлены. Теория Мальтуса, кратко говоря, стала обширным трактатом, включавшим исторические экскурсы, работ прочих авторов.

Специфика составления

В самом первом издании теория народонаселения Мальтуса кратко излагала его тезисы, касающиеся демографического состояния ряда стран. Однако при составлении эссе автору не были известны даже простые статистические данные не только других государств, но и самой Англии. К примеру, он считал, что численность жителей Британии - 7 млн чел. По переписи же, проведенной в 1801-м, это количество составляло практически 11 млн. При подготовке второго издания им были учтены не только полученные статистические сведения, но и данные церковного учета. Кроме этого, теория Мальтуса была дополнена информацией по другим странам. При его жизни было выпущено 6 изданий. Каждый раз теория Мальтуса выходила все большим тиражом.

Природа и возрастание земельной ренты

Это еще один обширный труд, который создал Мальтус. Он был издан в 1815 году. В этой работе автор, основываясь на естественной природе дохода с земли, попытался раскрыть механизмы его формирования и увеличения, обосновать значение ренты в реализации совокупного продукта, выпущенного обществом. Но окончательные его суждения были высказаны несколько позже. В 1820 году вышло второе его главное произведение, в котором была отражена экономическая теория Мальтуса.

Суть концепции 1798 года

Томас Мальтус и его теория первоначальной целью ставят улучшение человеческой жизни. В своей работе автор использует различные категории и концепции. В его труде присутствуют не только экономические, но и натурфилософские, социологические, эстетические, а также религиозные понятия. В своей работе он рассматривал безотносительно к какому-либо в целом. Теория народонаселения Т. Мальтуса выражалась как вечный, незыблемый, естественный и неизбежный закон природы. Автор утверждал, что численность людей увеличивается в геометрической, а средства для существования в арифметической прогрессии. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса, спустя два столетия соотношение между численностью людей и средствами было бы 256:9, а спустя три - 4096:13. Через 2000 лет разрыв между категориями был бы неисчислимым и беспредельным. Эта теория Т. Мальтуса впоследствии будет названа законом снижающегося плодородия земли. Удвоение числа жителей планеты, по мнению автора, будет равносильно тому, что величина Земли уменьшится наполовину. Чем больше будет людей, тем меньше останется обрабатываемой земли на каждого человека. В этой связи появляется тенденция отставания расширения объема продовольственных ресурсов от увеличения численности жителей планеты. Теория Мальтуса не обосновывалась какими-либо реальными фактами. Автор исходил только из предположений, которые не подтверждались достоверными доказательствами, материалами, имевшими хоть сколько-нибудь существенное практическое значение.

Противоречие

Теория Мальтуса, однако, содержит один факт. Но он не только не обосновывает его предположений, а, напротив, говорит о его недобросовестности как ученого. Автор упоминает в своих размышлениях об удвоении населения Северной Америки за четверть века. Он считает, что этот факт подтверждает его предположение об увеличении численности людей в геометрической прогрессии. Но в действительности, как отмечает сам мыслитель, рост количества жителей не происходит беспрепятственно. Автор отмечает, что тезис относительно удвоения не имеет места. Несложно подсчитать, что в ином случае за тысячу лет численность людей повысилась бы в 240 раз. Это значит, что если бы в 1001 г. н. э. проживало бы 2 человека, то в 2001-м их было бы 2 х 1012 (или 2 трлн чел.). Это количество приблизительно в 300 раз меньше фактического значения сегодня.

Проблемы в концепции

  1. Нравственное обуздание. Автор считал, что долг каждого человека заключается в том, что прежде чем решиться на вступление в брак, ему необходимо достичь такого состояния, при котором он будет способен обеспечить средствами существования свое потомство. Вместе с этим склонность к семейной жизни должна сохранить свою силу для поддержания энергии и пробуждения в безбрачном индивиде стремление достичь трудом нужного уровня благосостояния.
  2. Пороки. К ним Мальтус относил противоестественные связи, распущенность, осквернение семейного ложа, различные ухищрения, которые предпринимаются для сокрытия порочных связей.
  3. Несчастья. Ими автор считал голод, войну, чуму, эпидемии, различные излишества, плохое питание детей, чрезмерный, тяжкий труд, вредные занятия и так далее.

Следует, однако, сказать, что удвоение численности в действительности имело место на определенном этапе развития общества. Но случилось оно вследствие миграции, а не за счет естественного прироста.

Нищета людей

Согласно теории Мальтуса, главными причинами бедности являются не проблемы социальной организации в обществе. Неимущие не вправе требовать чего-либо от богатых. По мнению автора, последние не являются виновными в несостоятельности первых. Теория бедности Мальтуса основывается на том, что нищета в незначительной степени или вовсе не зависит от формы правления либо неравномерного распределения благ. Богатые не в состоянии доставить нищим пропитание и работу. В этой связи неимущие, по сути вещей, не имеют прав требовать еды или занятий. Таким образом, согласно теории народонаселения Мальтуса, главными причинами бедности выступают неотвратимые природные законы.

Назначение концепции

Она раскрывается непосредственно в самих рассуждениях автора. Теория Мальтуса ориентирована на парализацию классовой борьбы рабочих, доказательство безрезультатности и беспочвенности требований, которые пролетариат предъявляет буржуазии. Автор особенно подчеркивал, что внедрение и распространение его идеи среди неимущих будет оказывать благоприятное влияние на рабочие массы, которое, безусловно, было выгодно господствующему классу. Мальтус прилагал все усилия, чтобы лишить почвы борьбу пролетариата. При этом он сам цинично и открыто выступал против выполнения элементарных требований справедливости, жизненных прав рабочих. Автор выдвигал предположение, что пролетариат сам виновен в своей несостоятельности. Свою бедность пролетариат может снизить, только уменьшив рождаемость. Мерами борьбы с увеличением численности людей он считал нравственное обуздание, несчастья, воздержание от нищенских браков, изнурительный труд, болезни, войны, эпидемии, голод. В этом он видел единственные эффективные и естественные средства, с помощью которых можно уничтожить "лишних людей".

Теория "третьих лиц" Мальтуса

Эффект

Практически сразу после издания теория воспроизводства Мальтуса стала предметом дискуссий среди общественных деятелей, исследователей и в кругу непрофессионалов. Кроме последователей концепции, появились и противники положений. Некоторые из критиков выдвигали достаточно конструктивные аргументы. На труд Мальтуса впоследствии ссылались специалисты самых разных научных сфер. Его работы оказали ключевое влияние на становление концепции Дарвина.

Критика марксистов

Представители классической школы раскрыли реакционную роль теории народонаселения. Маркс доказал, что суть концепции основывается на подмене специфических общественно-экономических законов капитализма "непреложными и вечными" природными постулатами. Маркс доказал, что теория народонаселения отсутствует вообще. Для каждой социальной формации присущ собственный специфический закон. Абсолютного перенаселения нет и быть не может. Рост численности - явление относительное. Оно выступает как специфическая особенность капиталистической системы, возникающей под действием закона накопления. Именно этим, а не природными законами обусловлена нищета пролетариата. В качестве основного "аргумента" Мальтус использовал ненаучный закон об убывающем плодородии. Марксисты резко критиковали эту концепцию. Они доказывали, что автор и его сторонники не учитывают увеличение производительных сил, прогресс техники. Ленин, критикуя теорию, говорил, что существует не вообще сложность получения пищи, а проблема с пропитанием только для конкретного класса общества - пролетариата. Это затруднение определяется специфическими капиталистическими, а не природными законами.

Мнение Мизеса

Этот автор придавал особое значение влиянию концепции Мальтуса на теорию либерализма. Мизес считал, что выдвинутые предположения выступают как социальная доктрина либерализма. В качестве ядра этой идеи он называл теорию разделения труда. Только при тесной взаимосвязи с этой концепцией можно верно трактовать социальные условия теории Мальтуса. Общество появляется как объединение людей для лучшего использования естественных факторов существования. По сути, социум - это запрет на взаимное истребление людей. В обществе вместо борьбы применяется взаимопомощь. Это формирует главную мотивацию поведения его членов. В рамках социума не должно существовать борьбы, там присутствует только мир. Любое противостояние, по своей сути, замедляет общественную кооперацию. Мизес дает свое разъяснение выводов Мальтуса. Он говорит, что частная собственность на производственные средства - регулятивный принцип. Он обеспечивает баланс между увеличивающимся количеством потребителей и сокращающимся объемом ресурсов. Данный принцип формирует зависимость для каждого индивида от квоты на экономический продукт, который резервируется от коэффициента труда и собственности. Свое выражение он находит в снижении уровня рождаемости под влиянием социума, элиминацией лишних членов общества по аналогии с растительным или животным миром. В человеческой популяции функция борьбы за существование реализуется "моральным тормозом, ограничивающим потомство".

Защита концепции

Мизес, кроме прочего, отвергает выдвигаемые Мальтусу обвинения в жестокости и человеконенавистничестве. Автор предостерегает читателей от неправильных выводов. Он говорит о том, что в обществе нет и не может существовать борьба за выживание. Мизес считает, что делать такие варварские умозаключения на основании теории Мальтуса - грубейшая ошибка. Он утверждал: высказывания, вырванные из контекста и используемые для превратного толкования, объясняются недостаточностью и незаконченностью первого издания труда. Исходное издание было составлено до того, как сформировалась идея классической политэкономии.

Использование концепции

Несмотря на общую научную несостоятельность теории народонаселения, она имела большой успех в буржуазных кругах. Это было обусловлено тем, что классовые запросы этой части общества были в высшей степени удовлетворены идеями. Наиболее зловещая роль концепции отмечается в настоящее время. Активное распространение идей неомальтузианства в разных толкованиях обуславливается ускоренным увеличением численности населения (в большей степени в развивающихся государствах). Такая тенденция сопровождается обострением экологических проблем, увеличением разрыва по уровню прогресса между странами.

Римский клуб

Он представляет собой неправительственную организацию международного уровня. В ней объединены общественные, политические, научные деятели из множества государств мира. Римский клуб выдвинул тезис, что к середине 20-го столетия человечество достигло границ экспоненциального роста в пределах ограниченного пространства. Эта идея была представлена на первом докладе в 1972 году. В 1974-м была обоснована одна из моделей решения проблем глобального характера, концепция совершенствования мировой системы в плоскости ограниченного роста. Под последним понимают процедуру структурной дифференциации, которая имеет существенные отличия от исключительно количественного недифференцированного увеличения. Авторы используют это понятие относительно роста мировой системы аналогично развитию организма, в рамках которого отмечается и специализация разных элементов, и функциональная взаимная их зависимость. Необходимость применения именно такого подхода, по мнению участников, обуславливается взаимозависимостью кризисных явлений. К ним, в частности, относят демографические, сырьевые, энергетические, продовольственные, природные и прочие проблемы.

Заключение

Если к наступлению следующего века внутрисемейное планирование распространится почти на всех жителей планеты, и в случае если такое ограничение будет существовать на уровне 2,2-2,5 детей на каждый брак, то существуют основания полагать, что к завершению 21-го века численность людей на Земле стабилизируется до 11-12 млрд чел. В качестве важнейших предпосылок в решении проблемы регулирования увеличения человеческой популяции выступают глубокие духовные и социальные преобразования, повышение культурного и материального уровня живущих на планете народов. В данном случае не ведется речь о принудительном ограничении рождаемости, согласно теории, выдвигавшейся Мальтусом. Суть решения проблем состоит в разработке и внедрении целого ряда продуманных мер. Только благодаря такому подходу в одних государствах и регионах приращение численности жителей должно ускориться, а в других - начать замедляться. Продиктованная экологическим императивом потребность объективного, сознательного ограничения увеличения популяции обуславливает необходимость обращения к неомальтузианской концепции. Взаимосвязь факторов в ней является двусторонней. Работы Мальтуса заложили базу для последующего совершенствования демографического направления в науке об экономическом развитии.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории. В 1798 г. появилась анонимно опубликованная книга под названием «Опыт о законе народонаселения». Ее автором оказался неженатый молодой пастор - будущий ученый-экономист Т.Мальтус, вызвавший на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения своего произведения он в течение 1799-1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя 5 лет, на этот раз под своим именем , в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом).

Продолжая научные изыскания, в 1815 г. Т.Мальтус издал еще одно произведение. Им стала книга «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т.Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного в обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблемах экономики он высказал позднее, в 1820 г. В тот год Т.Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение», который в теоретико-методологическом плане не имел существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитых «Начал политической экономии» его друга Д. Рикардо.

К сведению. Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени, в том числе с Д.Юмом и другими.

Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Поэтому не случайно, что, закончив колледж Кембриджского университета, он принял духовный сан и получил в сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 г. (в 27 лет) стал одновременно преподавать в колледже . При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями.

Из основных этапов в биографии Т.Мальтуса немаловажно указать также на тот факт, что женился он довольно поздно, в 39 лет, и имел трех сыновей и одну дочь.

Талант Т.Мальтуса как ученого-исследователя и преподавателя с более чем десятилетним стажем не остался незамеченным. В 1805 г. он принял предложенную ему кафедру профессора современной истории и политической экономии во вновь созданном колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.

Основные положения учения Т. Мальтуса:

1. Предмет и метод изучения.

Т. Мальтус , как и другие классики, основную задачу политической экономии видел в приумножении богатства, благодаря , прежде всего, развитию сферы производства, материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые предпринятая попытка увязать проблемы экономического роста и роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.

Своеобразие методологических принципов Т.Мальтуса очевидно из того, что он, безоговорочно принимая концепцию экономического либерализма, смог в то же время с научных позиций обосновать свое предвидение взаимосвязи темпов роста экономики и народонаселения. Ведь его теория народонаселения стала, как об этом признавали они сами, неотъемлемой частью методологической базы и Чарльза Дарвина, и Давида Рикардо, и многих других ученых с мировым именем. Причем с точки зрения новизны методологии ценность мальтусовской теории народонаселения состоит в том, что она позволяет получить важные аналитические выводы для выработки соответствующей национальной экономической политики по преодолению причин бедности, обусловленных простым соотношением темпа прироста населения и темпа прироста жизненных благ, определяемых так называемым прожиточным минимумом.

    Теория народонаселения.

Эта теория, изложенная Т.Мальтусом в книге «Опыт о законе народонаселения», из краткого памфлета в первом издании во всех остальных представляла емкое исследование. В ее первых изданиях ход рассуждений Т.Мальтуса был направлен на доказательство того, что «все народы, об истории которых имеются достоверные данные, были столь плодовиты, что увеличение их численности оказалось бы стремительным и непрерывным, если бы оно не задерживалось либо нехваткой средств существования, либо болезнями, войнами, убийствами новорожденных или, наконец, добровольным воздержанием». Но уже во втором и последующих изданиях, уточняет он, «Мальтус строит свое исследование на таком большом количестве и на столь тщательном подборе фактов, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки; он смягчил и устранил многие «острые углы» своей прежней доктрины, хотя и не отказался (как мы предполагали в первых изданиях данного труда) от употребления выражения «в арифметической пропорции». Примечательно, что он стал на менее мрачную точку зрения относительно будущего рода человеческого и выразил надежду на возможность ограничения роста населения на основе соблюдения нравственных принципов и на то, что действия «болезней и бедности» - старых сдерживающих факторов - можно будет не до­пускать».

В самом деле, центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и актуальна. Однако расчеты его, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из нее прогнозы, оказались, к счастью, нереальными. Ведь он пытался возвести в ранг закона положение о том, что при благоприятных условиях (если будут изжиты ставшие почти естественными и неотвратимыми в силу безудержного роста численности населения войны, болезни и нищета бедных слоев общества) население, увеличиваясь по принципу геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20-25 лет, а производство пищи и других необходимых предметов существования, возрастая всего лишь по арифметической прогрессии, не сможет приумножаться аналогичными темпами. И тогда из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества.

Как видим, биологическую способность человека к продолжению рода Т.Мальтус характеризует его природными инстинктами так же, как и у животных. Причем эта способность, полагает он, несмотря на постоянно действующие принудительные и предупредительные ограничения, превосходит физическую способность человека наращивать продовольственные ресурсы. Столь простые и не требующие дополнительных аргументов и фактов идеи стали истинной причиной многочисленных и неоднозначных откликов на теорию Т.Мальтуса.

Наконец, следует обратить внимание на то обстоятельство, что не смотря на совершенно невероятный успех, который принесла Т.Мальтусу его теория народонаселения, не освобождает его от ошибок не только в упомянутых выше расчетах. Дело в том, что, по Мальтусу, невозможность увеличивать производство продовольствия объясняется не столько медленными техническими усовершенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, а прежде всего надуманным и популярным в то время «законом убывающего плодородия почвы». Кроме того, использованная им американская статистика в пользу «геометрической прогрессии» роста численности населения более чем сомнительна, ибо не отражает разницу между числом иммигрантов в США и числом родившихся в этой стране. Но одновременно нельзя, по-видимому, забывать оговорку самого Т.Мальтуса о том, что, познакомившись с его трудом, «всякий читатель должен признать, что, несмотря на возможные ошибки, практическая цель, которую преследовал автор этого сочинения, состояла в улучшении участи и увеличении счастья низших классов общества».

    Теория стоимости и доходов.

Выше уже отмечалось, что теория трех факторов Ж.Б.Сэя заняла важное место в теоретических воззрениях экономистов классиков XIX столетия. Это особенно очевидно из теории стоимости и доходов Т.Мальтуса. В частности, в основе стоимости, по Мальтусу, лежат издержки в процессе производства на труд, капитал и землю. Поэтому можно сказать, что отличие этой затратной теории стоимости от аналогичной теории последователей Смита и Рикардо заключается в признании в качестве источника стоимости наряду с трудом еще земли и капитала.

Что касается теории доходов Т.Мальтуса, то и здесь его суждения созвучны с положениями Ж.Б.Сэя и даже Д. Рикардо. Так, в экономической литературе, как правило, отмечается, что экономисты классики постмануфактурного периода разделяли именно «железный закон заработной платы» Т.Мальтуса, вытекающий из его теории народонаселения и в соответствии с которым (законом) зарплата якобы не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне.

К сказанному добавим также, что Т.Мальтус фактически повторил Д. Рикардо в освещении теории прибыли. Последнюю оба автора представляли себе в качестве составной части цены. Причем по формулировке Т.Мальтуса для ее выявления из стоимости (цены) товара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал.

    Теория воспроизводства.

Личный вклад Т.Мальтуса в разработки классической политической экономии и концепции рыночных экономических отношений отнюдь не ограничивается выявлением взаимосвязи экономических процессов с природой или полемикой с Д.Рикардо, помогавшей обоим ученым вносить коррективы в свои теоретические и методологические позиции. Есть также важный аспект, в котором Т.Мальтус пошел дальше Д.Рикардо и других экономистов той поры и который делает ему большую честь в истории экономической мысли, это - его исследование проблем реализации совокупного общественного продукта, т.е. теория воспроизводства. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу XIX в. «классической школой» уровнем экономической теории (особенно «благодаря» А.Смиту и Д.Рикардо) ключевой проблемой в экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации производимой товарной массы, вo внимание не принимались и оценивались как частное преходящее явление. И это несмотря на завершившийся к этому времени в развитых европейских странах промышленный переворот, который сопровождался и такими новыми социальными невзгодами, как разорение в конкурентной борьбе мелких собственников-предпринимателей и безработица.

Т.Мальтус, как и Д.Рикардо, считает, что пределов для расши­рения производства не существует. А на вопрос о масштабах пере­производства отвечает так: «Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как и затрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным так же, как и временным». Следовательно, по Мальтусу в отличие от Рикардо возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы - явления временные, и в этом смысле доводы об их отступ­ничестве от постулатов «закона Сэя» исключаются.