Вера чаплина хитрые вороны читать онлайн. Хитрая ворона читать онлайн

Страница 10 из 19


ХИТРЫЕ ВОРОНЫ.
Это было в конце лета, когда природа, уставшая от жары, уже отдыхает и готовится сменить свои зеленые одежды на яркий осенний наряд. Однажды вечером, гуляя вдоль речки, свернула к мостику и стала свидетелем такой вот смешной сцены… Под этими маленькими мостками уже несколько лет жила целая стая собак. И каждой весной рождались щенята. Сначала это были маленькие пушистые комочки, которые неуклюже возились друг с другом. Теперь они уже подросли и осваивали все новые и новые пространства рядом со своим домом... Их подкармливали сердобольные старушки из окрестных домов. И вот такая картина предстала передо мной. У миски с едой стоял один из щенков-подростков, доедавший последние кусочки. Его хвостатые собратья развалившись неподалеку на травке отдыхали, греясь на солнышке и переваривая обед. А вокруг этого хозяина миски собрались несколько ворон которые видели, что еда уже скоро закончится и поэтому перешли к решительным действиям. Вороны очень умные птицы и придумали они следующее…Одна из ворон расположилась позади щенка, а другая прямо перед его миской. Первая, опасливо поглядывая, подскакивала к подростку, клевала его за хвост и тут же отлетала. И в то же самое мгновенье, когда щенок оборачивался назад, мечтая схватить обидчицу, ее товарка тут же хватала кусочек из миски и улетала с ним обедать. Ее сменяла следующая голодная птица. Вот так хитрецы, до чего додумались, ведь голод не тетка. А глупый щенок так ничего не понимал и все так же продолжал реагировать на их уловки. И вскоре он оказался наедине с пустой миской. Я же направилась к дому, вдоволь посмеявшись над глупым щенком. Но однажды при встрече с воронами мне было совсем не до смеху.

Как-то весной в мае иду по тропинке к метро. А впереди передо мной на довольно большом расстоянии шла молодая пара. Размечтавшись о предстоящем лете, не сразу заметила, что молодежь впереди как-то странно себя ведет. Парень вдруг бросился бежать, сгорбившись и прикрывая голову руками, за ним поспешила девушка. Приглядевшись увидела, что над ними кружили то приближаясь, то удаляясь две черные птицы. Что же это значит, подумала я. Ничего не понимая, двигаюсь дальше и вскоре подошла к тому же месту. И почти сразу увидела в нескольких метрах от меня довольно крупного длинноногого вороненка, который чуть испуганно вышагивал недалеко от тропинки. И тут же услышала громкое карканье. Я с испугом стала поглядывать на ближайшие деревья и на одном из огромных старых тополей заметила двух ворон. Видимо вороненок вывалился из гнезда и еще не умел летать, а может быть, повредил крылышко. Но с такой охраной он был в полной безопасности. Молодежь видимо близко подошла к нему, а может, вовсе не заметили. Тогда родители и начали атаку, переживая за безопасность своего чада. Тогда парнишке и досталось, да защититься от таких мощных клювов не так-то просто. Пришлось быстро ретироваться, спасаясь бегством. Вот такими прекрасными родителями оказались вороны. Они даже не боятся человека, если нужно защитить своего птенца.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Конспект по литературе

на тему: « Вера Чаплина «Хитрые вороны» »

для 3 класса

Семей 2014г.

Тема : Вера Чаплина «Хитрые вороны»

Цели:

Образовательная : познакомить учащихся с новым материалом, настроить детей на восприятия текста, донести до детей содержание текста и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

Развивающая : развитие общеучебных навыков – работа с книгой; развитие методических навыков – анализ произведения, правильного, сознательного чтения, выразительного чтения, устной речи; психических процессов – воображения, памяти, мышления, речи, внимания.

Воспитательная: воспитать положительные стороны характера, любознательность, внимательное отношение к окружающим, культуру речи, бережное отношение и любовь к книге и устному слову.

Оборудование: название темы, портрет писателя.

План урока:

    Организационный момент.

    Приветствие, знакомство.

    Проверка к готовности к уроку.

    Проверка домашнего задания.

    Опрос домашнего задания.

    Основная часть:

    Подготовка текста к восприятию

    Первичный синтез

    Воспроизводящая беседа

    Повторный синтез

    Идейно-художественный анализ.

    Заключительная часть:

    Итоги урока

    Домашнее задание.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Здороваюсь с детьми.

    Проверяю готовность к уроку.

    Проверка домашнего задания.

    Опрашиваю домашнее задание.

    Основная часть:

    Ребята, кто знает, что такое рассказ и чем он отличается от сказки? (ответы детей). Сегодня мы прочитаем рассказ В.Чаплиной «Хитрые вороны».

    Читаю сама. (словарная работа в ходе чтения).

Дувалы – так в Ташкенте называли глиняные заборы.

Пустырь – незастроенное, запущенное место близ жилья или на месте бывшего жилья.

Гряды – полоса вскопанной земли в огороде, цветнике, на плантации.

Арык – в Средней Азии; оросительный канал, канава.

    Почему рассказ так называется «Хитрые вороны»?

Понравился ли вам рассказ?

    Читают дети.

    Повторный синтез.

    Как вы думаете, название рассказа соответствует самому тексту?

Найдите в тексте описание города, где жили дети.

Где играли дети? Какими были их игры?

Найти в тексте, то место, к которому можно отнести эту картинку.

Как вы думаете, как дети относились к воронам?

К какому месту из рассказа соответствует эта картинка? (зачитать из текста).

Что показалось вам необычным в поведении ворон?

Что вороны делали с орехами, наевшись досыта?

Зачем они прятали эти орехи?

Кто был постоянным спутником детских игр и помогал находить орехи ворон? Найдите это в тексте.

Вы считаете, что вороны были хитрыми или умными? Чего у них больше хитрости или ума? Почему?

Вспомните, приходилось ли вам наблюдать подобные истории в жизни птиц и животных. Какие рассказы об умных птицах, их повадках и поведении вы знаете?

(использование пословиц) – Ребята как вы понимаете эти пословицы? А к какой части текста можно отнести их. Найдите и прочитайте эти места.

Вторичный синтез:

Самостоятельное чтение (с опережающим заданием)

Прочитайте и озаглавьте каждую часть.

    Заключительная часть:

    Итоги урока.

    Домашнее задание.

Карагандинская область город Балхаш
КГУ «Общеобразовательная школа-интернат общего типа города Балхаш»
Урок: Литературное чтение
Тема: В.Чаплина. Хитрые вороны.
Дата: 4.02.2016г.
Класс: 3Б

Учитель: Мирошниченко Н.С.

Цель: Познакомить учащихся с новым автором и его произведением.
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с новым материалом, настроить детей на восприятия текста, донести до детей содержание текста и вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.
Развивающая: Развитие общеучебных навыков – работа с книгой; развитие методических навыков – анализ произведения, правильного, сознательного чтения, выразительного чтения, устной речи; психических процессов – воображения, памяти, мышления, речи, внимания.
Воспитательная: Воспитать положительные стороны характера, любознательность, внимательное отношение к окружающим, культуру речи, бережное отношение и любовь к книге и устному слову.

Оборудование: Название темы, портрет писателя, картинки с зимующими птицами, мешочки с орехами, карточки со словарной работой, с заданиями по группам, тест с д/з.

ХОД УРОКА
1. Проверка Д/З:
- Ответить на вопросы теста по рассказу Турманжанова "Журавль - танцор". (2мин)
Имя____________________
Тест «Журавль-танцор»

1. Кого подражал Умиртай?
А) маму
Б) бабушку
В) дедушку
2. Какой танец поставил Умиртай?
А) танец маленьких лебедей
Б) танец маленьких гусей
В) танец маленьких утят
3. Чем занимался Айтжан-агай?
А) рыбалкой
Б) спортом
В) охотой
4. Что было сломано у журавлёнка?
А) крыло
Б) шея
В) хвост
5. Сколько времени обучал Умиртай
журавля танцам?
А) один месяц
Б) два месяца
В) три месяца

2 Актуализация знаний:
1.Задание: собрать пазлы
(у каждой группы пазлы с изображением птиц)
Название птиц ребята вывешивают на доске.
-Что объединяет всех этих птиц? (зимующие)
-Почему они являются зимующими?
-Как люди могут помочь птицам пережить зиму?
Как вы думаете, о какой из этих птиц пойдет сегодня разговор?
Ответы детей.
Мозговой штурм
На столе в мешочках лежат грецкие орехи.
- Угадайте, что в мешочке?
2. Задание для групп: Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.
Ответы детей.
3.Изучение новой темы.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ответы детей.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы Веры Чаплиной «Хитрые вороны», и узнаем, какой же способ выбрали вороны.
2. ФОТО с Верой Чаплиной. Вера Васильевна Чаплина. Детский писатель, которая писала рассказы о животных.
Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.
1гр. Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 108 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
2гр. Даже находясь в детском доме, писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
3гр. В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных "ПИТОМЦЫ ЗООПАРКА".

Учитель: Более 30 лет проработала Вера Чаплина в Московском зоопарке, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья».

3. Знакомство с текстом произведения:
После прослушивания рассказа ответьте на вопрос:
1.Почему рассказ называется «Хитрые вороны»?
2.В чем заключалась их хитрость?
Словарная работа: у учащихся на листах записаны словарные слова
Первичное чтение: чтение текста учителем.
-Со значением словарных слов познакомимся походу рассказа.

ИТОГ: Ответим на поставленный перед чтением вопрос
-Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?
-В чем заключалась их хитрость?
- К какому жанру относится это произведение? Почему?

РАССКАЗ - небольшое повествование, в котором описано 1 или несколько событий с малым количеством героев.
-От чьего имени ведется рассказ? (автора)
-Кто главные герои? (ребята, вороны)
-Кому писательница посвящает свой рассказ?
(друзьям из далекого детства, воронам)

4. Чтение текста по абзацам, анализ.
а) 1 абзац самостоятельное чтение
- Где происходили действия?
ОПИШИТЕ: - Каким видела его писательница в детстве?
- Как выглядит он сейчас?

б) 2 и 3 абзац чтение цепочкой.
- Какое место было особенно дорого для ребятишек?
- Почему оно привлекало к себе детей?
(прекрасное место для игр)

в) 4 абзац чтение в парах с исправлением ошибок.
- Почему осенью стало еще интересней на пустыре?
(созрели орехи)
- Какое любимое занятие появилось у ребятишек?
(залезть на дерево, сорвать или сбить палкой орех, полакомиться)

г) 5 абзац чтение цепочкой

РАБОТА В ГРУППАХ

1 гр. Из предложенных слов выбрать те, которые помогают понять, сколько сил и умения приходилось применять, чтобы сбить орехи.

ловкость, сноровка, хвастовство, точность, слабость,
хорошее зрение, трусость.

2 гр. Почему ребята просто не могли залезть на дерево и нарвать орехов? (подтвердите ответы словами из текста)
(хрупкие сучья)

3 гр. Какую картину можно нарисовать к этому отрывку?

д) 6 абзац чтение подготовленными учениками (Семке В)
- Кто кроме детей любит лакомиться орехами?
- Как описывает ворон автор?
Неизвестно откуда появлялись
Не серые, а совсем черные
Прилетали большими стаями
С громкими криками рассаживались
НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛЫ которыми писательница рассказывает о действиях ворон:
появлялись
прилетали начинали рвать
рассаживались бросали
-Кто может пересказать данный отрывок, используя глаголы?

е) 7 абзац самостоятельное чтение
- Как вороны раскалывали орехи?
- Из-за чего происходили драки?
- Кто побеждал в этих драках?
ж) 8 абзац чтение цепочкой
- Зачем вороны прятали орехи в ямки? Как?
- Зачем рыли несколько ямок?
- Как проделывали эту операцию?
- Находили ли вороны свои спрятанные орехи?
- Что им в этом помогало? ОЗАГЛАВИМ ЧАСТЬ.
- О чем рассказывается в этой части?
- Как можно озаглавить эту часть?

5.Физминутка.

6.РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ 2 ЧАСТИ (жужжащее чтение)
Работа в группах

1гр. - Как проходила охота за вороньими запасами?
(выберите глаголы из текста, которые помогают это представить)
вывод: -Долго ли ребята лакомились за счет ворон?

2гр. - Как вели себя вороны, когда обнаруживали охотников?
- Зачитать из текста.

3гр. - Кому принадлежат эти качества? - Кого они характеризуют?

ТЕРПЕЛИВЫЕ, ВНИМАТЕЛЬНЫЕ, ДРУЖНЫЕ,
ШУМНЫЕ, БЫСТРЫЕ, ХИТРЫЕ, ЛОВКИЕ
- Можно ли их применить и к тем и к другим?
-Какой представляете себе ворону? ОПИШИТЕ

7. Работа в тетрадях:
Напишите отзыв: «Чем вам понравился данный рассказ?».

Итог: - Что В.Чаплина хотела сказать нам о воронах? (Вороны очень умные птицы)
- Понравился рассказ или нет? Чем?

8. Д/З:
1.Выразительное чтение стр. 5, составить план пересказа.
2.Ответить на вопросы к тексту.

Литературное чтение 3 класс Тема: Хитрые вороны. Вера Чаплина

ТЦУ : создание условий для развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания обучающихся ;

Задачи:

образовательные :

развивать наблюдательность, познавательную активность, образное мышление;

совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами описания и рассуждения;

обогатить словарь детей;

развивать устную и письменную речь;

учить правильно и последовательно излагать свои мысли;

обобщать и делать выводы;

прививать навыки грамотного письма, развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

развивать творческое воображение;

способствовать повышению мотивации к обучению, уровня самооценки и самоконтроля;

прививать интерес к художественному чтению, навыки сотрудничества; интерес к учебному процессу.

воспитательные :

способствовать формированию нравственных качеств , воспитывать потребность в чтении книг

ход урока.

1.Организационный момент

Приветствие гостей

Подготовка к уроку

Эпиграф:

Книга-учитель.
Книга-наставник.
Книга надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и стариться,
Если ты выпустишь книгу из рук...

2.Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению темы

1.Задание: собрать пазлы

(у каждой группы пазлы с изображением птиц)

Название птиц ребята вывешивает на доске.

Проверка: на интерактивной доске открываются правильные ответы. Сравниваем ответы.

Что объединяет всех этих птиц?

(зимующие)

Как вы думаете, о какой из этих птиц пойдет сегодня разговор?

Ответы детей. Почему?

Презентация о вороне

Слайд № 1 – 12

Мозговой штурм

На столе в мешочках лежат грецкие орехи.

Угадайте, что в мешочке?

2. Задание для групп: Представьте, что вы птицы. Предложите как можно больше способов как разломить орех.

Ответы детей.

3.Изучение новой темы.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ответы детей.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением писательницы Веры Чаплиной

«Хитрые вороны».

И узнаем, какой же способ выбрали вороны?

Работа с учебником: Библиографический словарь (стр. 246 - 258).

Будем листать весь словарь?

Как расположены слова в словарях? (по алфавиту).

Фамилия начинается на букву Ч.

Где надо искать? (В конце словаря)

Есть? (нет)

А что надо делать? Ответы детей.

2. Презентация о Вере Чаплиной.

3. Знакомство с текстом произведения

(Стр. 218)

А) чтение текста учителем стр.218-219.

Дети озаглавливают отрывки.

Б) Самостоятельное знакомство с текстом.

(у каждой группы свой абзац)

Задание: подобрать заголовок к своему абзацу.

Чтение вслух текстов.

Контрольные вопросы для каждой группы:

Кто еще лакомился орехами?
- Все орехи брали вороны?
- Как вороны использовали углубления в деревьях?
- Что делали птицы, прилетая на другой день?
(IV. Вороны лакомились орехами).

V часть.
- Что делали вороны, когда наедались?
- Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи?
- Что решают сделать дети?
- Как назовем эту часть?
(V. Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами).

VI часть.
- Что решили дети?
- Кто помогал детям?
- Что делал Тузик?
- Как озаглавим эту часть?
(VI. Охота за вороньими запасами).

VII часть.
- Как сначала реагировали вороны?
- Радовались дети?
- Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей?
- Как озаглавим эту часть?
(VII. Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны).

Прикрепить ответы детей на доску.

Учитель открывает свои ответы, сравниваем с ответами учащихся

Что мы составили?

Где это может пригодиться?

Понравился? Чем?

Проверка выполненной работы.

Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было

Посмотрите внимательно, что у нас получилось?

Что мы составили?

Где это может пригодиться?

4. Закрепление

Задание: внимательно посмотрите на свои заголовки. Вспомните содержание своего абзаца. Интересный рассказ?

Понравился? Чем?

Но чего – то не хватает. Как вы думаете чего?

Теперь мы с вами будем иллюстраторами.

Перед вами конверты. У всех групп они одинаковые и в этом трудность: вы должны подобрать рисунок к своему отрывку. А для этого надо быть внимательным и сообразительным, чтобы ваш рисунок соответствовал только вашему отрывку.

Проверка выполненной работы.

Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было дальше, я хочу предложить вам попробовать самим закончить это рассказ. А потом мы узнаем, чем закончилась эта история.
(Дети пишут небольшое эссе. Затем слушаем несколько вариантов из разных групп.)
А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ.

VIII часть.
- Как можно озаглавить эту часть?
(VIII Умные птицы. Догадливые вороны).

РЕЗЕРВ*

Продолжение презентации о воронах. Часть 2.

Слайды № 14-24

Подготовить краткий пересказ

Составить сиквейн о вороне


Ход урока.

І.Организационный момент

1.Психологический настрой

Вопросы каждой группе.

ІІІ. Актуализация знаний.

учит, будем:

Выделять главное.

1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.

1гр

2гр.

3гр

І V . Физминутка.

V .Работа по учебнику.

1. словарная работа

дувал - глиняный забор арык-оросительный канал, канава

тюбетейка - головной убор Ташкент - столица Узбекистана

Русский язык - язык межнационального общения.

2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть.

Чтение по цепочке. 2 часть

Кто побеждал в этих драках?

РАССКАЗ -

количеством героев.

2. Работа в группах

Правила работы в группе.

1. Уважай свего товарища

2. Умей каждого выслушать

3. Не согласен- предлагай

1группа Пятистишье (Ребята).

V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»

Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.

V ІІ.Итоги урока

Лестница успеха.

V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»

Кисабаев Тлеген Жумабаевич, 21.05.2018

386 2

Содержимое разработки

Тема: Вера Чаплина «Хитрые вороны»

2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.

3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.

Ход урока.

І.Организационный момент

1.Психологический настрой

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов!

Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2.Деление на 3 группы по цвету стикеров.

3. Проверка готовности класса к уроку

ІІ. Проверка домашнего задания.

Вопросы каждой группе.

ІІІ. Актуализация знаний.

1.Сообщение темы и цели урока.

Познакомимся с новым произведением, узнаем о чём оно нам рассказывает, чему

учит, будем:

Выделять главное.

Сравнивать, озаглавливать части, давать характеристику героям, учиться

1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.

1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.

Почему? (чуткая, добрая, любит животных, терпеливая…)

І V . Физминутка.

V .Работа по учебнику.

1. словарная работа

дувал – глиняный забор арык-оросительный канал, канава

тюбетейка – головной убор Ташкент – столица Узбекистана

На каком языке разговаривают в Узбекистане? А в Казахстане? (на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)

Русский язык – язык межнационального общения.

2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть..

Чтение по цепочке. 2 часть

Анализ рассказа (по вопросам к каждой группе).

Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?

В чем заключалась их хитрость?

Кто кроме детей любит лакомиться орехами?

Как вороны раскалывали орехи?

Из-за чего происходили драки?

Кто побеждал в этих драках?

К какому жанру относится это произведение? Почему?

РАССКАЗ - небольшое повествование в котором описано 1 или несколько событий с малым.

количеством героев.

Кто главные герои? (ребята, вороны)

Кому писательница посвящает свой рассказ? (друзьям из далекого детства, воронам)

2. Работа в группах

Правила работы в группе.

1. Уважай свего товарища

2. Умей каждого выслушать

3. Не согласен- предлагай

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»

Что сказали бы вороны детям, если бы умели говорить?

3.Напишите эссе: «Чем меня удивили вороны?».

V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»

1 звезда: что лично мне понравилось.

2 звезда: какие затруднения возникли.

Пожелание: О чём хочу знать. Какие впечатления оставил урок?

Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.

V ІІ.Итоги урока

Лестница успеха.

Наклейте стикер: Всё понятно, хочу знать больше- третья ступенька

Всё понятно, работал хорошо- вторая ступенька

Трудно, непонятно- первая ступенька.

Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали. Оценки за урок.

V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.

1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»