Знаки препинания при частицах и междометиях. Запятые при обращении и междометии

Ох, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!

Задачи

  • знакомство с междометиями как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи;
  • формирование умения выделять междометие знаками препинания;
  • обогащение речи учащихся за счет использования в ней междометий;
  • воспитание у учащихся бережного обращения к слову

Оборудование: Детская энциклопедия «Я познаю мир» В.В. Волина, ООО «Фирма» «Издательство АСТ» 1998г.; раздаточный материал

Ход урока

I. Разминка

Записать предложение под диктовку, используя орфографическую защиту

Ах, как инте ресно за брать ся на о брыви стый берег ре ки Се верский До нец и нырнуть в теплую про зрачн ую воду.

Устно дать характеристику предложению

Найти в предложении дуплексив

Назвать в предложении самостоятельные и служебные части речи (одно слово осталось не названым)

Назвать общие признаки и различия служебных частей речи

Выступление 1 учащегося .

Ребята, разгадайте шараду.

1. Возьмите один из слогов существительного метеор.

2. Корень глагола ждать .

3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.

4. Окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа настоящего времени.

5. Суффикс и окончание существительного величие.

Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.

Ответ учащихся: ме-жд-ом-ет-ие

Что вы можете теперь сказать о не названом слове из нашего предложения?

II.Новая тема

Знакомство с особой частью речи – междометием (материал заранее готовили учащиеся, используя книгу «Я познаю мир» В.В. Волиной)

Выступление 2 учащегося.

Среди живущих на Земле существ есть совсем просто устроенные, вроде каких-нибудь одноклеточных водорослей или микробов, и очень сложные – вроде обезьяны или крокодила.

То же самое мы видим и среди частей речи. Вот, например, самое простейшее из простейших – междометие. Его никак нельзя изменить, и у него нет никакого внутреннего строения, прямо одни восклицания какие-то: Ох! Ах! Хи-Хи. Возьмем, например, О! – ну чем не простейшее одноклеточное?

Междометие с латинского переводиться как брошенное между. Вот Вам и часть речи! Однако без междометий наш разговорный язык просто нельзя себе представить.

Слово учителя:

Запишите тему нашего урока и эпиграф.

Какая задача стоит перед нами?

(ребята пытаются сформулировать задачу урока, учитель затем объявляет все задачи)

Ребята, самостоятельно изучить теоретический материал вам поможет следующее задание: составьте текст из предложений. Предложения лежат в конвертах на ваших партах.

Что вы узнали о междометии?

Ответы учащихся:

Междометие – особая часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.

Междометие не имеет морфологический признаков, поэтому и морфологический разбор его не проводят.

К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова, которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.

Загадка: Название какой птицы образовано от звукоподражательного междометия? (кукушка от ку-ку).

Выступление 3 учащегося : чтение стихотворения «Кукушка» А.Прокофьева:

Ку-ку. Ку-ку
У березы на суку.
Я толку:
-Ку-ку, ку-ку-
Я кукушка, лихоглазка,
Я из песни, я из сказки.

III. Закрепление

У нас в гостях посланцы страны Междометия. Гости зададут вам вопросы: (выступление 4 учащегося )

Что называется междометием?

(Междометия составляют особую часть речи)

Какую роль в предложении могут играть междометия?

(Не изменяются, не являются членами предложения, но могут употребляться в значении с другими частями речи)

Что выражают междометия?

(Чувства, настроение, но не называют их)

(выступление 5 учащегося )

Вспомните, какие междометия вы слышали: они выражают радость, торжество.

(Ах, браво, о)

Назовите междометия – сожаление.

Междометия, являющиеся выражением благодарности.

(Спасибо)

Где чаще всего в предложении стоят междометия?

(Я, могу предположить, что чаще всего междометия употребляются в начале предложения, например, записанное нами в начале урока предложение о Северском Донце)

Хотите узнать истории слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста ? У нас есть ребята, которые читали книгу «Я познаю мир».

Выступление 6 учащегося:

Баю-бай. Родное, знакомое всем с детства междометие. При укачивании ребенка обычно употребляют целую цепочку слов: баю-баюшки-баю.

Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки.

Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространенное и обычное русское междометие-приветствие при встрече!

Сейчас оно для нас просто знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь здравствуй буквально значит «будьте здоровы» , а точнее – аналогично современному приветствию.

Спасибо и пожалуйста – эти два слова междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения.

Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог. Конечное «г» со временем отпало.

Слово пожалуйста было образовано от пожалуй и суффикса ста. Исходное слово пожалуй появилось, очевидно, их пожалую – отблагодарю.

Выступление 7 учащегося: (на голове ученика бумажная шапочка, на которой написано слово междометие)

Ребята, вы узнаете: без чего в речи не обойдешься . Меня зовут междометие.

Я - самое важное слово. В разговоре без меня нельзя, потому что я чувства всякие и настроения выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!». Весело – смеется: «Ха-ха-ха!», «Хи-хи-хи!». Встретились двое – сразу ко мне за помощью: «Здравствуй!», « Привет!», « Пожалуйста!». Чуть что-то случилось – говорят: «Дело-табак», «Крышка!». И все эти ога, угу, ох и им подобное – мои родные братья

Выступление 8 учащегося: ученик читает стихотворение «Веселые рифмы» из книги «Я познаю мир» (ученики слушая, хором будут называть междометия)

«Мне, - сказало Междометие, -
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх
Произносит слово «Ах!»
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово «Ох!»
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!»
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!»
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!»

(последнее предложение из стихотворения учащиеся запишут в тетрадь)

Слово учителя:

Вы много уже узнали о междометии, но есть еще материал, который помещен в учебнике. Он вам поможет ответить на итоговые вопросы урока.

(в конвертах уже лежат на партах вопросы)

IV.Итоги урока

Что понравилось на уроке?

Чему научились на уроке?

Что нового узнали на уроке?

V.Оценки за урок

VI. Домашнее задание

(задание с учетом изучаемой программы)


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Междометия отделяются или выделяются запятыми , если произносятся без восклицательной интонации: «Ох, пошлите за доктором!», «Чу, сверчок за печкой затрещал…», «Чу, вздохнул кто-то ». Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения): «Ага! Сам сознаешься, что ты глуп», «Эй! Садись ко мне, дружок ».

Отделяются или выделяются запятыми некоторые междометные выражения: «Слава Богу, этого не случилось». «До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам».

Примечание. Частицы о, ну, ох, ах и др., употребляемые для усилительного оттенка, в отличие от междометий не отделяются запятыми.

· Частица «о» не отделяется запятой, если употребляется при восклицательном обращении и перед словами да и нет: «Как хорошо ты, о море ночное! ».

· Частица «ах» не отделяется запятой, если употребляется перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение: «Ах ты, шалун!», «Ах ты, мерзкое стекло! ». Сравните: «Ах да, вспомнил наш вчерашний разговор…».

· Частица «ну» не отделяется запятой, если употребляется с усилительным значением: «Ну как не порадеть родному человечку!», «Ну и денек выдался!», «Ну что ж, пошли! ».

Запятыми не выделяются междометия, стоящие перед словами «как», «какой» и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значении «очень, весьма, страшно», «замечательный, изумительный, ужасный»): «Подчас в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка ».

Не ставится запятая внутри цельных сочетаний «ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, ай да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти, эк его » и т. д.: «Ох эти сплетницы!», «Эх и пляски!», «Ух и лошадь!», «Ай да Михаил Андреевич ». Сравните в предложениях с повторяющимися словами: «Тяжко ему, ох тяжко! ».

Обратите внимание

Междометие а отделяется запятой, оно выражает досаду, горечь, удивление, удовольствие, радость, ужас, боль и другие чувства: А, да что там говорить! А, так все-таки были бананы?
После частицы а , которая употребляется в начале предложения, запятая не ставится: А все-таки она вертится! А что я ему скажу? А знаешь, о чем я сейчас думаю?

Междометие ну выражает призыв, побуждение к осуществлению или прекращению каких-либо действий и получает самостоятельное интонационное оформление: Ну, тащися, сивка. Скорее пойдем, ну! Ну, за здоровье!
Частица ну обычно употребляется с усилительным значением и не получает интонационного выделения: Ну сколько можно повторять? Ну как, все в порядке? Ну и жара на улице!

Выражение «черт знает » запятыми не отделяется и не выделяется 1) в значении «неизвестно»; 2) о чем-либо очень плохом или наоборот хорошем: «Сегодня черт знает сколько выпил», «Врачи там написали обо мне черт знает что», «Черт знает до чего хороши эти цветы!».

Междометие виват (да здравствует) не отделяется запятой, если оно употребляется в сочетании с неодушевленным существительным: Виват Россия!

Если междометие стоит в начале предложения, око

отделяется запятой, а при повышенной интонации -

восклицательным знаком, после которого первое ело ю

пишется с прописной буквы: Ах, не плачет мать и не

рыдает, имена родные повторяет. (Смел.) Увы! Не-

веста молодая своей печали неверна. (П.)

Если междометие стоит в середине предложения, то

оно обычно выделяется запятыми: Жизнь, увы, не веч-

ный дар. (П.) В тех случаях, когда междометие произ-

носится с восклицательной интонацией, перед ним ста-

вится запятая, а после него восклицательный знак,

причем слово, следующее за восклицательным знаком,

пишется со строчной буквы: Я до сих пор не могу поза-

быть двух старичков прошедшего века. которых, увы!

теперь уже нет. (Г.)

От междометий следует отличать одинаково звуча-

щие с ними частицы ну, о, ax, ox, эх, эк и др.

Междометия выражают чувства или побуждения к

действию и интонационно выделяются: Ну, озерцо!

Н-ну, озерцо! Я ли не перевидел на своем веку чудес.

(Аст.) Ну, тащися. Сивка. (А. К.) Частицы же имеют

усилительное значение и не отделяются интонационно

от слова, при котором стоят: И новые друзья ну обни-

маться, ну целоваться. (Кр.)

О в качестве частицы, как правило, выступает при

обращении и не отделяется запятой от него: Но так и

быть: простимся дружно, о юность легкая моя! (П.)

Междометия ax. ox, ой, ай и др. выполняют функ-

цию частиц: 1) при личном местоимении, за которым

следует обращение: [Ах ты. Теркин. Ну и малый, и в

кого ты удался, только мать, наверно, знала. (Твард.)

Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит твоих

берегов. (Л.-К.)] 2) в сочетании с усилительными части-

цами и. да. уж: Ай да мед! (П.) Ох уж медлительный

у нас дед. (Аст.)

Сложные междометия и звукоподражания пишутся

через дефис: «Ай-ай, сколько же тут птицы!» - изу-

мился Хомутников... (Марк.) «Так-так, так-так!» -

стучали ходики, отмеряя время. (Пауст.)

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое междометие?

2. На какие разряды делятся междометия по значению и образо-

3. Какими знаками препинания выделяются междометия?

Синтаксис

§ 124. Предмет синтаксиса

Синтаксис (от греч. syntaxis -составление) -

раздел грамматики, изучающий способы соединения

слов в словосочетания и предложения, различные типы

синтаксических единиц, их строение, функции и усло-

вия употребления.

Синтаксическими единицами являются предложение

и словосочетание. Их роль и назначение в речи неоди-

наковы. Предложение - основная синтаксиче-

ская единица. Оно служит главным средством выраже-

ния и сообщения мысли в процессе речевого общения

между людьми. Словосочетание представляет

собой вспомогательную синтаксическую единицу, ис-

пользуемую для построения предложения.

Словосочетание

§ 125. Общие сведения о словосочетании

Самостоятельные слова в предложении связываются

между собой по законам грамматики и образуют слово-

сочетания. Так, в предложении Белоснежные облака

медленно исчезают за бирюзовым небосклоном в грам-

матической зависимости друг от друга находятся пары

знаменательных слов, не составляющие основы пред-

ложения: белоснежные облака, медленно исчезают,

исчезают за небосклоном, за бирюзовым небосклоном.

В этих сочетаниях одно из слов (выделенное) является

главным, а другое - зависимым. В первом и четвертом

сочетаниях зависимое слово принимает формы рода,

числа и падежа главного слова; в третьем главное слово

требует постановки зависимого слова в творительном

падеже с предлогом за; во втором зависимое слово свя-

зано с главным только по смыслу. Такая грамматиче-

ская зависимость слов в сочетаниях называется под-

чинительной связью.

Синтаксическая единица, состоящая из двух или бо-

лее знаменательных слов, объединенных подчинитель-

ной связью, называется словосочетанием.

Синтаксические словосочетания создаются

в процессе речи, составляющие их слова имеют само-

стоятельное значение и выполняют определенную син-

таксическую функцию. Они не выражают законченной

мысли и не образуют основу предложения, поэтому

сочетания подлежащего и сказуемого, составляющие

основу предложения, к словосочетаниям не относятся.

Словосочетания, как и слова, называют предметы,

их признаки, действия, признаки действий и т. д., но

более конкретно, в определенных взаимоотношениях.

Так, словосочетание интересная книга называет пред-

мет с его качественным признаком, быстро решить -

действие с его признаком, весьма интересный - при-

знак предмета с характеристикой меры и степени про-

явления, изучение языка - действие с его объектом.

В зависимости от того, какой частью речи является

главное слово, различаются следующие типы словосо-

четаний: именные, глагольные и наречные. В имен-

ных словосочетаниях главное слово - имя существи-

тельное, прилагательное, числительное и местоимение

(радость встречи, дружески заботливой, семеро сме-

лых, некоторые из нас); в глагольных - раз-

личные формы глагола (любить родину, встретили

радостно, влюбленный в жизнь, читая с увлечением);

в наречных - наречия (наедине с природой, по-

детски грустно).

Между компонентами словосочетания устанавли-

ваются определенные синтаксические отношения:

1) объектные - когда зависимое слово обозначает

объект, на который направлено действие (изучать

язык, открыть закон, подписание договора, готовый к

подвигу);

2) определительные - когда зависимое слово обо-

значает признак предмета (материнская забота, запах

ели, первое открытие, прогулка вдвоем);

3) обстоятельственные - когда зависимое слово на-

зывает обстоятельства, при которых совершается дей-

ствие, или признак признака (встать на заре, идти

лесом, пойти искупаться, мальчишески стройный.

много испытавший, весьма интересно).

По структуре словосочетания подразделяются на

простые и сложные.

Простые, как правило, образуются сочетанием

двух знаменательных слов: усердно заниматься, высо-

кий результат, подарить книгу, быстро бежать. Про-

стое словосочетание может состоять также из большего

количества слов. Это бывает в тех случаях, когда в сло-

восочетаниях употребляются сложные формы степеней

сравнения прилагательных, будущего времени глагола,

синтаксически неделимые словосочетания или фразео-

логизмы: более высокий результат, самое интересное

занятие, буду заниматься усердно, подарить пять

книг, бежать сломя голову.

Сложные словосочетания создаются путем при-

соединения к простому еще одного слова или целого

словосочетания: любимая книга - моя любимая книга,

любимая книга сестры; молодой человек - молодой

человек высокого роста.

Междометие - это часть русского языка, выражающая побуждения, чувства и эмоции, но не называющая их. Как и служебные части речи, междометия не изменяются.

Не являются междометиями следующие слова:

- звукоподражающие (имитирующие обычные звуки и звуки, издаваемые птицами, животными или насекомыми): тук-тук, гав-гав, чирик-чирик.

Обозначающие мгновенные действия: топ, шлёп, прыг.

Виды междометий.

Междометия различаются по составу, происхождению и значению.

По составу междометия бывают:

  • Простые междометия - состоящие из одного слова: здорово, ух, браво;
  • Составные междометия - состоящие из двух и более слов: ух ты, вот те на, скажите на милость;
  • Сложные междометия - состоящие из двух и более основ: ай-яй-яй, ой-ой-ой.

По происхождению различают:

  • Производные междометия - образованные от других слов и словосочетаний (синтаксических конструкции): полно, подумаешь, дудки, скажите на милость и др.
  • Непроизводные междометия - первородные, не имеющие генетических связей с другими частями речи: ой, ай, ух и др.
  • Заимствованные междометия - междометия, которые пришли в русский язык из других языков: браво, баста, караул, вау и др.

По значению различают:

  1. Побудительные междометия : эй, ну-ка, цыц, но-но, баю-бай и другие.
  2. Эмоциональные междометия : здорово, браво, ух и др.
  3. Этикетные междометия : здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, до свидания, спасибо и другие.

Синтаксическая роль междометий.

Обычно междометия не являются членами предложения . Но когда междометия выступают в роли других частей речи в предложении, они занимают своё место среди членов этого предложения. Давайте рассмотрим, какими членами предложения может выступать междометие , заменяя другие части речи:

  • Из темноты в ответ донеслось бесконечное «ау». В этом предложении «ау» заменяет существительное и выступает в роли подлежащего .
  • Ай да девица! В этом предложении междометие «ай да» заменяет имя прилагательное, поэтому выступает в роли определения (какая девица?).

Междометия и знаки препинания.

Рассмотрим следующие правила постановки знаков препинания при междометиях :

  • Восклицательные междометия выделяются восклицательным знаком, если произносятся с ярко выраженной интонацией: Ба ! Кто к нам пожаловал! Ага ! Попался!
  • Те же восклицательные междометия могут отделяться запятыми, если произносятся с обычной интонацией: Ох , что-то в груди сдавило! Ба , какой умный!
  • Также запятой или восклицательным знаком выделяются звукоподражательные слова и повелительно-побудительные междометия: Стоп ! Проезд закрыт! - Стоп , машина! Тук-тук ! К вам можно? - Ау , есть кто живой?
  • Междометные выражения, выражающие отношение автора к высказываемым фактам, также выделяются запятыми: К счастью , травма оказалась не серьезной. К моей радости , мама ответила на телефонный звонок.

Как отличить междометие от частиц?

Некоторые междометия могут иметь омонимы, которые пишутся так же, но на самом деле являются частицами, используемыми для усиления эмоционального оттенка предложения. Как отличить междометия о, ах, ох, ну и другие от омонимичных частиц?

1) Частица «о» обычно употребляется в обращениях и восклицательных предложениях перед словами «да» или нет»: О да, это то, что нужно! (сравните с междометием: О, как прекрасен этот день! )

2) Частица «ну» употребляется в предложениях с усилительным значением: Ну как же ты вырос, мой мальчик! (сравните с междометием: Ну, мы идём гулять или нет? )

3) Частица «ах» чаще всего используется с личными местоимениями: Ах ты, хитрая лисья морда! (сравните с междометием: Ах, как прекрасен это сад! )

В случаях, когда перед нами не междометие, а частица, запятые не ставятся. Междометия в предложении всегда выделяются знаками препинания. Исключения составляют словосочетания: «эх ты», «ух ты», «ай да», «ах ты», «ох и» и др.