Евгеника: что такое, определение, проблемы и цели науки. Евгеника – учение о селекции человеческого рода Что за наука евгеника

Владимир ДОРОХОВ

Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования», №11, 2015

Евгеника (от греч. еugenеs – «хорошего рода») – учение о путях улучшения наследственных свойств человека. В США евгеника должна была служить социальным задачам, искоренить алкоголизм, проституцию, наследственные психические заболевания. В Советском Союзе акцент был сделан на формировании новой человеческой генерации, «хомо советикус». В Германии Третий Рейх явил генетику, имевшую мистическую окраску и направленную на уничтожение «детей тьмы» в лице представителей низших, неарийских рас. В разных странах преследовались различные цели. Это были совершенно разные ипостаси одного научного феномена.

Евгеника в современном ее понимании зародилась в Англии, ее «отцом» был Фрэнсис Гальтон – двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника». Он намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Однако евгеническая практика существовала за много веков до Гальтона. В IV веке до н.э. Платон в своем «Государстве» поставил ряд евгенических вопросов в духе Гальтона, проповедуя как позитивную евгенику, стимулирование рождаемости лучших одаренных, так и негативную, ограничение рождаемости тех, кого сочтут низшими.

Ликург тремя веками раньше первым воплотил это в своей реформе спартанского общества. Государство в лице высших советников (эфоров) решало, кто не достоин принадлежать к «обществу равных». Детоубийство не было чуждо ни греческому, ни римскому обществу. Сенека соглашался с тем, что «мы уничтожаем уродливое потомство и топим слабых и ненормальных новорожденных». Таким образом, государство присвоило себе функции «отца семейства», который в Афинах и Риме строго осуществлял эти евгенические меры в своем семейном клане: в клан принимали особо одаренных людей, а бездарных выгоняли. Аборты и убийства детей матерями осуждались не по моральным причинам, а потому что этим нарушалось неотъемлемое право главы семьи.

Что такое наследственность, в древности понимали плохо и постоянно спорили, от чего оно зависит. В рациональной медицине Гиппократа в V веке до н.э. появляется идея панспермии, получившая широкое распространение в греческом мире. Она делала возможным предположение о прогрессивном улучшении народа на основе отбора для размножения лучших экземпляров.

Согласно Платону, «семя происходит из всех частей тела, из здоровых – здоровое, из больных – больное. Поэтому, как правило, у лысых отцов рождаются лысые сыновья, у отцов с голубыми глазами – сыновья с голубыми глазами, у косых отцов – косые сыновья; то же относится и к остальной фигуре».

Идеи о наследственности продолжали проповедовать и в позднем средневековье, что привело к развитию учения о темпераментах, согласно которому характер и психические способности зависят от того, какой из четырех основных темпераментов преобладает: холерический, флегматический, сангвинический или меланхолический.

Это лишь несколько примеров из множества евгенических проектов, осуществлявшихся на протяжении истории человечества. Евгеническая программа Гальтона была быстро признана викторианским обществом в конце ХIХ в., а позже и всем миром. Она включала в себя не только предшествующие попытки достижения сходных целей, но и огромное количество не связанных между собой факторов.

Евгеника в США

В начале ХХ в. более ранние эмигранты из Северной Европы увидели, что их захлестывают волны переселенцев с европейского востока и юга. Это для американского общества выглядело как явная угроза того, что смешение с индейцами и неграми приведет к снижению среднего интеллектуального уровня американцев и к распространению различных пороков, таких как алкоголизм, преступность и проституция.

Американская евгеника в большей мере основывалась на широком и произвольном использовании тестов интеллекта, разработанных Альфредом Бене для определения «умственного уровня, которого может достичь каждый индивидуум в зависимости от типа хромосом в зародышевых клетках». На основе этих тестов были разработаны строгие законы об иммиграции, особенно после принятия «Акта об иммиграции», который строго ограничивал въезд лиц, не принадлежащих к «нордической расе», и вводил программы насильственной стерилизации наследственно дефективных.

К 1914 г. такие законы действовали уже в 12 штатах. Известно, что в штате Индиана по данным на июль 1911 г. было проведено 875 операций стерилизации. В Калифорнии с ноября 1910 г. по лето 1912 г. стерилизации подверглось 268 чел. Однако в декабре 1921 г. в штате Индиана операции по стерилизации были запрещены как «жестокая, несовместимая с основами конституции карательная мера». По названию этого штата стала именоваться широко обсуждаемая в 1920-е гг. идея лишения человека способности производить потомство (отсюда стерилизация иногда называется «индийской идеей»). К 1924 г. в США насчитывалось 3000 принудительно стерилизованных.

Институт Карнеги стоял у колыбели американского движения евгеников, создав лабораторный комплекс в Колд-Спринг-Харбор на Лонг-Айленде. Здесь хранились миллионы карточек с данными простых американцев, позволявших планировать методичную ликвидацию семей, кланов и целых народов. Из Колд-Спринг-Харбор сторонники евгеники вели агитацию среди американских законодателей, социальных служб и ассоциаций страны.

После того, как евгеника укрепилась в США, была проведена кампания по ее насаждению в Германии. В немалой степени этому способствовали калифорнийские евгеники, которые публиковали буклеты, идеализирующие стерилизацию, и распространяли их среди немецких чиновников и ученых. На заре существования Третьего Рейха американские евгеники приветствовали достижения Гитлера и его планы, как логическое завершение своих многолетних исследований.

Калифорнийские евгеники переиздавали материалы с нацистской пропагандой для распространения ее в Америке. Они также устраивали нацистские научные выставки, например, выставка в Художественном музее округа Лос-Анджелес в августе 1934 г. Кроме предоставления плана действий, Америка финансировала научные институты, занимающиеся вопросами евгеники в Германии.

После Второй мировой войны оказалось, что евгеников в США не существует и никогда не было. Биографы знаменитостей и политиков не упоминали о заинтересованности своих «героев» в этой философии, а иногда совсем о ней не вспоминали. Евгеника перестала быть учебным предметом в колледжах, хотя некоторые утверждают, что ее идеи продолжают существовать в измененном виде.

Евгеника в России и СССР

Термин «евгеника» стал общеупотребительным в России, начиная с 1915 г. «Наследственный гений» Фрэнсиса Гальтона был переведен сорока годами раньше, и новые идеи западной медицины и биологии постепенно овладевали умами в конце XIX – начале ХХ вв., как и теория эволюции Дарвина, о которой много спорили.

Многие работы российских психиатров и неврологов были посвящены проблемам вырождения: сумасшествия, преступности, психопатологии и алкоголизма. Революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война стали решающим периодом для молодых исследователей. Новый режим был уверен, что ему удастся улучшить условия человеческой жизни, благодаря научному прогрессу. Материализм и марксистская научность ни в чем не противоречили евгеническому идеалу.

В ноябре 1920 г. было создано «Российское евгеническое общество», председателем которого стал Кольцов. В том же году начал выходить «Русский евгенический журнал»; он выходил три раза в год до начала 30-х гг. В этом журнале поднимались те же темы, которыми занимались западные евгеники: демография, преступность, стерилизация, анализ наследственности душевных и нервных заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессивных психозов), эпилепсии, алкоголизма, сифилиса и склонности к насилию, практическая организация статистического и антропологического анализа и т.д.

Вскоре ученые раскололись. Одни, как например Кольцов, не стеснялись публиковать статьи о «высшем разуме» членов партии и необходимости передачи ими этого «высшего разума» многочисленному потомству. Другие, как Филипченко, который впервые был исключен из евгенического движения в 1926 г., настаивали на изучении генеалогии буржуазной элиты старого режима.

В середине 20-х гг. новое поколение ученых-марксистов (Волоцкий, Серебровский) вознамерилось превратить евгенику в чисто большевистскую науку. На повестке дня стояли три пункта: стерилизация, улучшение гигиенических условий и увеличение плодовитости «выдающихся» личностей. В 1923 г. Волоцкий опубликовал книгу «Поднятие жизненных сил расы», в которой он призывал Советскую Россию срочно принять программу стерилизации. Его предложение было враждебно встречено некоторыми учеными, объединившимися вокруг Филипченко в Ленинграде. В конечном счете, не моральные, а демографические аргументы заставили советские власти отказаться от стерилизации, в стране смертность превысила рождаемость, так что евгенические меры были не ко времени.

В 1926 г. генетик А.С. Серебровский основал вместе с Соломоном Левитом «Бюро человеческого здоровья и наследственности». С этой целью Серебровский предлагал создать банк спермы и развернуть широкую программу искусственного осеменения: «Один талантливый и эффективный производитель может, таким образом, иметь 1000 детей. В таких условиях человеческий отбор сделает скачок вперед».

Но евгеническая программа натолкнулась на первую пятилетку (1929 – 1933), когда у власти укрепился Сталин. Это была эпоха сплошной индустриализации и коллективизации страны, первых политических процессов, организованного голода, опеки над наукой и дискредитации буржуазных специалистов. Евгеническое общество было распущено в 1930 г.

В «Большой советской энциклопедии» в 1931 г. евгеника названа «буржуазной наукой», подозреваемой в «фашизме». Евгеническое общество исчезло, уступив место «Лаборатории расовых исследований», основанной в Москве в марте 1931 г. Эта лаборатория наметила ряд исследовательских программ совместно с немецкими учеными, которые посылали свои экспедиции в Закавказье. Примечательный факт: в марте 1933 г. гитлеровский режим разрешил продолжить германо-советское сотрудничество, одобренное в апреле и советским Наркомздравом. Лишь в 1938 г. немцы отозвали своих ученых. Помимо этого союза двух режимов в области расологии советская евгеника пережила сталинские реформы, изменив название. Она стала «медицинской генетикой».

Евгеника в Германии

В нацистской Германии закон «О предотвращении появления потомства с наследственными болезнями», вступивший в силу 14 июля 1933 г., был принят в сочетании с евгенической программой «Лебенсборн» (Источник жизни), которую продвигал Гиммлер. Путем отбора образованных арийцев для размножения и воспитания он хотел воспитать будущих руководителей Третьего Рейха, способных подчинить себе или уничтожить все «низшие» расы и нации. Для проведения этого закона в жизнь были созданы специальные «суды наследственного здоровья», которые состояли из двух врачей, судьи и председателя. По приговору этого суда мужчины и женщины, чья дурная наследственность считалась установленной, подвергались насильственной операции, пресекавшей возможность деторождения. Всего с 1934 по 1937 гг. стерилизации подвергли 197.419 чел.

В 1935 г. к этому добавились Нюрнбергские законы, предусматривающие юридическую дискриминацию евреев, а также запрет на браки или сексуальные отношения между евреями и арийцами, которые карались как «осквернение расы».

Немецкая программа стерилизации, как и американская, опиралась на концепцию «врожденной умственной отсталости». Именно к этой категории относились 77% из почти миллиона принудительно стерилизованных по решению «Трибунала наследственного здоровья»; 18% составляли безнадежные алкоголики и лишь 5% лица с другими наследственными болезнями.

Главной особенностью нацистского режима был шаг, предпринятый 1 сентября 1939 г., – введение программы евганазии, которая преследовала евгенические цели физического устранения лиц, признанных «нежелательными» для арийского общества Третьего Рейха. Предполагалось истребить в концлагерях двенадцать миллионов человек, не только неарийцев, вроде евреев или цыган, но также поляков и прочих славян, лиц с физическими и психическими дефектами, безнадежно больных. В этот же список попадали лица «не представляющие жизненной ценности», «чуждые обществу»: политические оппозиционеры, гомосексуалисты, свидетели Иеговы, преступники, бомжи, бродяги, проститутки, нищие, наркоманы и т.д.

Проводя жесткую евгеническую политику, национал-социалисты столкнулись с непростой для них ситуацией, когда выяснилось, что носителями наследственных заболеваний являются отнюдь не только представители «низших» рас (евреи, цыгане), но и чистокровные арийцы. Перед этим фактом расистская евгеника была беспомощна. Дети арийского происхождения, унаследовавшие от родителей шизофрению, слабоумие или другие недуги, должны были обучаться в особых школах коррекционной педагогики. Если выяснялось, что попытки коррекции не приводят к успеху, ребенок мог попасть в так называемые «приюты», где неполноценное дитя физически уничтожалось.

С 1939 г. всем врачам и акушерам вменялось в обязанность доносить о рождении каждого неполноценного ребенка. Судьбу такого ребенка определяла специальная комиссия, но скорее всего его ждало физическое уничтожение. Наиболее гуманным способом считалось лишение ребенка пищи. Таким образом идеология расовой нетерпимости вступала в конфликт с евгенической практикой – чистокровный ребенок-ариец мог появиться на свет с тем же заболеванием, что и чадо в еврейской семье.

Программа по убийству «неполноценных» людей, стартовав осенью 1939 г., быстро набрала обороты. 31 января 1941 г. Геббельс отметил в своем дневнике о 80 тыс. ликвидированных душевнобольных и 60 тыс., которые должны быть убиты. В целом же количество приговоренных было значительно больше. В декабре 1941 г. в докладе медицинской службы сообщается о приблизительно 200 тыс. слабоумных, ненормальных, неизлечимо больных и 75 тыс. престарелых, которые подлежали уничтожению.

В сентябре 1941 г. директор психиатрической больницы доктор Валентин Фальтхаузер стал применять практику «жестокой» диеты, убивая больных голодом. Этот метод также был удобен, так как вызывал повышенную смертность. «Диета-Е» серьезно увеличила смертность в больницах и существовала до конца войны. В 1943 –1945 гг. в Кауфбойрене умерло 1808 пациентов. В ноябре 1942 г. «безжировая диета» была рекомендована к внедрению во всех психиатрических больницах. В больницы отправляли и «восточных рабочих» – русских, поляков, прибалтов. Общее число погибших в ходе реализации программы к моменту падения Третьего Рейха, по разным данным, доходит до 200 – 250 тыс. чел.

Помимо ликвидации и стерилизации «неполноценных» в Третьем Рейхе начали осуществлять программы по отбору «полноценных», для их размножения. С помощью этих программ планировалось создать «расу господ». Гитлера и Гиммлера в расовом плане не удовлетворял тот немецкий народ, который существовал к этому времени. По их мнению, надо было провести большую работу по созданию «расы полубогов». Гиммлер считал, что Германия сможет дать Европе правящую элиту через 20-30 лет. Расологи Третьего Рейха составили карту, где четко видно, что не все население Германии считалось полностью «полноценным». Достойными считались «нордическая» и «фальская» подрасы, а «динарская» в Баварии и «восточнобалтийская» в Восточной Пруссии не были «полноценными». Необходима была работа, в том числе и «освежением крови» с помощью войск СС, для превращения всего населения Германии в «расово полноценное». Чем все закончилось – широко известно...

Евгеника в Швеции

Швеция была первой страной в мире, где возник государственный институт расовой биологии. И идея пришла не из Германии. Борьба за чистоту расы развернулась здесь, на севере Европы, вполне самостоятельно. Единственное отличие шведского общества всеобщего благоденствия от нацистского заключалось в том, что шведы занимались этим дольше.

В соответствии с буквой закона стерилизации подлежали жители страны, которых органы здравоохранения или социального обеспечения признавали умственно или расово неполноценными. Чтобы попасть в эту категорию, достаточно было проявлять «стойкую неспособность к обучению» или обладать внешностью, не соответствующей признанным стандартам шведской нации. Когда технология была отлажена, список признаков неполноценности решили расширить и включили в него «асоциальность».

Для большинства шведов порядок стерилизации умственно неполноценных людей был таким же естественным, как правила дорожного движения. Операции прекратились по той же самой причине, по которой и начались. Общемировая тенденция изменилась. К душевнобольным перестали относиться, как к гражданам второго сорта. Общепринятым стало мнение о том, что их желание быть полноценными членами общества должно приветствоваться и поощряться. О законах 30-х гг. в Швеции постарались забыть, но глядя на представителей их нации – однородность типажей бросается в глаза.

Закон о чистоте расы в Швеции был отменен лишь в 1976 г. За период с 1935 по 1976 гг., в соответствии с законом «О чистоте расы», были стерилизованы более 63.000 человек.

* * *

С конца 20-х гг. ХХ в. евгенические эксцессы в демократических странах, основанные на классовых или расовых теориях, начали подвергаться критике, в том числе и со стороны самих лидеров евгенического движения. Они достигли своего пика в 40-х гг., когда после окончания Второй мировой войны стали известны неопровержимые жестокости, совершенные нацистами на основе постулатов евгеники. Многие критические замечания были подтверждены современными познаниями в области генетики и наследственности.

В наши дни самого термина «евгеника» стараются избегать, как негативного вследствие мрачных воспоминаний истории. Сегодня новые научные достижения сочетаются с политическим отказом от каких-либо практических опытов с населением или от внесения изменений в генофонд населения. Эти цели считаются предосудительными, а на практике оказываются неосуществимыми. Это доказывает популяционная генетика, исходя из современного уровня своих познаний. Но кто знает, куда наука повернет завтра…

ЕВГЕНИКА

ЕВГЕНИКА

(от греч. eugenes – благородный)

созданное Фрэнсисом Гальтоном и восходящее к «Государству» Платона учение об условиях, при которых рождается потомство, удачное по своим физическим и духовным признакам, и предотвращается рождение неудачного поколения.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ЕВГЕНИКА

ЕВГЕНИКА - совокупность социальных и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций.

Термин “евгеника” предложил в 1883 Френсис Гальтон. Согласно ему, евгеника - это , которая призвана разрабатывать методы социального контроля, которые “могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные” (Galton F. Inquines Into the Human Faculty L, 1883, p. 44).

В 1-й пол. 20 в. идеи евгеники породили влиятельное научное и политическое . Многие видные биологи, сторонники евгеники, выступали в роли консультантов при правительствах различных стран по вопросам эмиграции, аборта, стерилизации, психиатрической помощи, образования и т. д. По мнению сторонников евгеники, в современном обществе за счет развития медицины, социальной поддержки инвалидов и улучшения качества жизни естественного отбора ослабло, в результате чего возникла опасность расового вырождения. “Субнормальные” индивиды участвуют в размножении, засоряя генофонд нации “недоброкачественными генами”. Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое населения.

Различают негативную и позитивную евгенику. Негативная евгеника предполагает лишение неполноценных граждан возможности продолжения рода и передачи по наследству “субнормальных” генов. Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества (напр., финансовые) для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных. Исторически в качестве основного объекта негативной евгеники рассматривались алкоголики, психиатрические больные, наркоманы, больные сифилисом, уголовные преступники, “половые извращенцы” и др. Первый о принудительной стерилизации был принят в 1907 в штате Индиана (США). Стерилизация разрешалась по генетическим основаниям. Позднее подобные законы были приняты почти в тридцати штатах США. Всего в США до 2-й мировой войны было зарегистрировано около 50 000 случаев принудительной стерилизации. В то многие американские штаты ввели законы, запрещающие межрасовые браки по евгеническим основаниям. Человек считался “негром”, если у него было всего 1/32 “негритянской крови”. Т. о., использовался более жесткий расовый , чем тот, который применялся при определении “неарийского происхождения” в нацистской Германии, где “евреем” признавался , имеющий больше "Д “еврейской крови”. Евгенические программы, включавшие методы насильственной стерилизации, существовали также в Канаде и во многих западноевропейских странах.

Идеи евгеники оказали существенное влияние на формирование фашистской расовой теории. Германские специалисты в области евгеники ввели “генетическое здоровье” нации, а также разработали специализированную отрасль превентивной медицины - “расовую гигиену”. В 1933 был принят “Закон о защите потомства от генетических заболеваний”, применение которого до краха фашистской Германии привело к более чем 350 000 случаев насильственной стерилизации. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в .

После 2-й мировой войны идеи и евгеники были надолго дискредитированы. Новая волна обсуждения проблем евгеники (и связанных с ней опасений) зарождается и усиливается в связи с бурным прогрессом молекулярной генетики в последние десятилетия, в частности, с возможностями и перспективами обнаружения на стадии эмбрионального развития и даже на предэмбриональных стадиях множества генетически обусловленных заболеваний и дефектов. В последние годы евгеника как государственной политики развивается в Сингапуре. Она направлена на стимулирование плодовитости образованных женщин и ее среди необразованных. Отдельные мероприятия евгенического характера узаконены также в Японии и Китае. Евгенические исследования (нередко выступавшие как составная часть социальной гигиены) активно развивались в СССР в 1920-х и в нач. 1930-х гг., в т. ч. такими крупными учеными, как Н. Кольцов и Ю. Филипченко. Однако в СССР евгеника так и не стала частью государственной политики. Более того, в 1930-х гг. в ходе начавшегося идеологического давления на генетику она была фактически запрещена. Тем не менее идей евгеники (напр., кабинетов медико-генетической консультации) вошел в арсенал современной медицинской генетики. Особую остроту в евгенике приобрела насильственных мер и принуждения. Отнюдь не все евгеники были сторонниками таких мер. Так, британские евгеники пропагандировали идеи добровольных евгенических мероприятий. С точки зрения консервативных либералов действие может рассматриваться как свободное (т. е. не содержащее признаков принуждения) в том случае, если отсутствуют правовые или иные формальные (напр., административные) барьеры для его выбора и осуществления. В рамках социалистической считается, что принуждение отсутствует тогда, когда человек практически имеет согласиться или отказаться от осуществления определенного действия.

В США и странах Западной Европы цели медицинской генетики ныне смещаются от обеспечения интересов популяции к более полному учету интересов и ценностей отдельных пациентов и их семей. Возникает , который Р. Райт назвал “евгеникой домашнего изготовления”. Вместе с тем должно ответственно использовать и контролировать социальные и экономические силы принуждения, которые могут существенно влиять на формально свободный личный индивидов. Массовая “фабрикация” детей с генетическими качествами, добровольно избранными родителями, несет на себе печать не только личных предпочтений, но и давления определенных экономических и социальных факторов. Проблема для современного общества заключается в том, что эти факторы можно регулировать исходя из блага популяции, или, наоборот, ими можно манипулировать в корпоративных и групповых интересах.

Лит.: Филипченко Ю. А. Пути улучшения человеческого рода (евгеника). Л., 1924; Chan С. К. Eugenics on the Rise: A Report From Singapore. - В кн.; Ethics, Reproduction and Genetic Control, ed. by R.F. Chadwick. L.-N.Y., 1987, p. 164-172; Nelkin D. Tanwedi L. Dangereuse Diagnostics. The Social Pour of Biological Information. N. Y, 1989; Levantin R. C. Biology as Ideology: The Doctrine of DNA. N.Y, 1992; Are Gènes US? Thé Social Consequences of the New Genetics, ed by С. F. Cranor. New Bruswick-New Jersey. 1994, p. 155-180; Herrnstain R. ]., Murray Ch. Thé Beîl Curve Wars. Race, Intelligence and the Future of America. N. Y, 1995.

П. Д. Тищенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЕВГЕНИКА" в других словарях:

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    ЕВГЕНИКА - (от греч. ей хорошо и ge nos род), по определению ее основателя Гальтона «дисциплина, изучающая, какие факторы улучшают и какие ухудшают врожденные качества расы». В основе Е. лежит изучение законов наследственности, генетики (см.)… … Большая медицинская энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. eugenes породистый) улучшение человеческого вида за счет контроля за генофондом, автор Ф. Гальтон. Одной из основных задач ставится задача повышения рождаемости одаренных людей. Основные разработки ведутся в следующих направлениях:… … Психологический словарь

    ЕВГЕНИКА, дисциплина, посвященная улучшению человеческой породы путем СЕЛЕКЦИИ, созданная в XIX в. Френсисом ГАЛЬТОНОМ. Он предлагал «улучшить» человеческий род, установив общественный контроль над брачными парами и поощряя родителей,… … Научно-технический энциклопедический словарь

    - (от греч. eugenes хорошего рода) теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы евгеники были впервые сформулированы Ф. Гальтоном (1869), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества… … Политология. Словарь.

    евгеника - ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes благородного происхождения, породистый) учение об усовершенствовании человеческой «породы» методами селекции, применяемыми в животноводстве. Сама по себе идея Е. очень древняя. Напр., в «Государстве»… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

При слове «евгеника» (учение о путях улучшения наследственных свойств человека) мы чаще всего думаем о политике Третьего Рейха, направленной на уничтожение «детей тьмы» в лице представителей «низших» рас. В нацистской Германии закон «О предотвращении появления потомства с наследственными болезнями», вступивший в силу 14 июля 1933 г. Для проведения этого закона в жизнь были созданы специальные «суды наследственного здоровья», которые состояли из двух врачей, судьи и председателя. По приговору этого суда мужчины и женщины, чья дурная наследственность считалась установленной, подвергались насильственной операции, пресекавшей возможность деторождения. Всего с 1934 по 1937 гг. стерилизации подвергли 197.419 чел. Преступления нацистов всем хорошо известны. Однако в СМИ редко уточняется, что евгеника являлась распространённой практикой во многих странах той эпохи. Так, в США евгеника должна была служить социальным задачам, искоренить алкоголизм, проституцию, наследственные психические заболевания. В Советском Союзе акцент был сделан на формировании новой человеческой генерации, «хомо советикус». В разных странах преследовались различные цели. Это были совершенно разные ипостаси одного научного феномена.

Пропагандистский плакат в Германии

Евгеника в современном ее понимании зародилась в Англии, ее «отцом» был Фрэнсис Гальтон – двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника». Он намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Однако евгеническая практика существовала за много веков до Гальтона. В IV веке до н.э. Платон в своем «Государстве» поставил ряд евгенических вопросов в духе Гальтона, проповедуя как позитивную евгенику, стимулирование рождаемости лучших одаренных, так и негативную, ограничение рождаемости тех, кого сочтут низшими.


Фрэнсис Гальтон

Ликург тремя веками раньше первым воплотил это в своей реформе спартанского общества. Государство в лице высших советников (эфоров) решало, кто не достоин принадлежать к «обществу равных». Детоубийство не было чуждо ни греческому, ни римскому обществу. Сенека соглашался с тем, что «мы уничтожаем уродливое потомство и топим слабых и ненормальных новорожденных». Таким образом, государство присвоило себе функции «отца семейства», который в Спарте и Риме строго осуществлял эти евгенические меры в своем семейном клане: в клан принимали особо одаренных людей, а бездарных выгоняли. Аборты и убийства детей матерями осуждались не по моральным причинам, а потому что этим нарушалось неотъемлемое право главы семьи.

Что такое наследственность, в древности понимали плохо и постоянно спорили, от чего оно зависит. В рациональной медицине Гиппократа в V веке до н.э. появляется идея панспермии, получившая широкое распространение в греческом мире. Она делала возможным предположение о прогрессивном улучшении народа на основе отбора для размножения лучших экземпляров.

Согласно Платону, «семя происходит из всех частей тела, из здоровых – здоровое, из больных – больное. Поэтому, как правило, у лысых отцов рождаются лысые сыновья, у отцов с голубыми глазами – сыновья с голубыми глазами, у косых отцов – косые сыновья; то же относится и к остальной фигуре».

Идеи о наследственности продолжали проповедовать и в позднем средневековье, что привело к развитию учения о темпераментах, согласно которому характер и психические способности зависят от того, какой из четырех основных темпераментов преобладает: холерический, флегматический, сангвинический или меланхолический.

Это лишь несколько примеров из множества евгенических проектов, осуществлявшихся на протяжении истории человечества. Евгеническая программа Гальтона была быстро признана викторианским обществом в конце ХIХ в., а позже и всем миром. Она включала в себя не только предшествующие попытки достижения сходных целей, но и огромное количество не связанных между собой факторов.

Евгеника в США

В начале ХХ в. более ранние эмигранты из Северной Европы увидели, что их захлестывают волны переселенцев с европейского Востока и Юга. Это для американского общества выглядело как явная угроза того, что приток новых иммигрантов приведет к снижению среднего интеллектуального уровня американцев и к распространению различных пороков, таких как алкоголизм, преступность и проституция.

Американская евгеника в большей мере основывалась на широком и произвольном использовании тестов интеллекта, разработанных Альфредом Бене для определения «умственного уровня, которого может достичь каждый индивидуум в зависимости от типа хромосом в зародышевых клетках». На основе этих тестов были разработаны строгие законы об иммиграции, особенно после принятия «Акта об иммиграции», который строго ограничивал въезд лиц, не принадлежащих к «нордической расе», и вводил программы насильственной стерилизации наследственно дефективных.

Первым в США законом, регулирующим право граждан на заключение брака, считается акт, принятый в 1895 году в Коннектикуте. Под действие документа попадали люди, определенные в нем как «эпилептики, имбецилы и слабоумные». Если речь шла о женщинах, то ограничения касались только тех из них, кто был младше 45 лет - считалось, что начиная именно с этого возраста женский организм почти полностью терял способность к репродукции.

Впрочем, как такового запрета вступать в брачные отношения в законе не содержалось. Более того, документ все же предусматривал возможность совместного проживания «второсортных» людей, но только с разрешения опекунов. В противном случае жениху и невесте попросту отказывали в выдаче свидетельства о браке. Если же попавшим в черный список гражданам все же удавалось пожениться, им грозил тюремный срок до трех лет. Те же, кто помогал им обойти закон, могли оказаться за решеткой на пять лет, а также получить штраф в тысячу долларов.

Схожие законы в последующие годы были приняты и во многих других штатах. В основном в них упоминались те же категории граждан, что и в Коннектикуте, но были и некоторые отличия. Например, в Джорджии и ряде других штатов ограничения налагались на «идиотов и сумасшедших», а законы, принятые в Индиане и Огайо, касались в том числе «заядлых пьяниц». В редких случаях «запретные» категории определялись на основании не медицинских, а социальных признаков. Так, власти Дэлавера не разрешали браки между малоимущими, а закон в Вирджинии запрещал белым людям создавать семьи с представителями иных рас.

Отличаться друг от друга могли и процессуальные нюансы. В Небраске для более эффективного пресечения незаконных браков власти заранее создавали реестры «дефективных» граждан. Делать это им помогала норма, которая обязывала работников школ, больниц и других публичных заведений сообщать о подозреваемых в слабоумии. В Нью-Гемпшире же «второсортные» браки разрешали в том случае, если его участники были стерилизованы.

Попутно во множестве штатов для нежелательных элементов создавались специальные заведения. По сути, это были психиатрические больницы и своего рода колонии для людей с психическими и реже физическими изъянами. Впрочем, определения слабоумия и прочих отклонений были настолько расплывчатыми, что под них попадали и те, кто отличался просто экстравагантными привычками. Условием выхода из подобных заведений зачастую становилась все та же стерилизация, причем особенно активно пациентов этих заведений подвергали подобным операциям с началом Великой депрессии в 1929 году: резкое сокращение финансовых возможностей государства совпало с ростом числа больных.

Впрочем, стерилизация как метод контроля над нежелательными генами применялась не только как вынужденная мера для разгрузки колоний для душевнобольных. В целом ряде штатов законы о лишении «второсортных» людей возможности оставить потомство принимались как самостоятельные акты, основанные на евгенических исследованиях.

Первым штатом, где стерилизация получила законодательное основание, стала Индиана: соответствующий акт был принят в 1907 году. Более того, некоторые исследователи утверждают, что этот закон стал первым в своем роде во всем мире. Его «целевой аудиторией» были объявлены идиоты и имбецилы, а также преступники-рецидивисты и насильники. Позднее, в 1927 году, действие закона было несколько сужено: теперь закон распространялся только на сумасшедших, слабоумных и эпилептиков. Стерилизация в штате применялась к указанным группам примерно до 1974 года. За это время возможности оставить потомство были лишены около 2,5 тысячи человек.

Как и в случае с ограничением браков, в целом объектом законов о принудительной стерилизации, принятых более чем в 30 штатах, были примерно одни и те же категории граждан, которых можно было условно разделить на две группы. К первой из них относились люди, которые были признаны генетически дефективными на основании исключительно медицинских признаков. В нее были включены уже упомянутые сумасшедшие, слабоумные, эпилептики, имбецилы и идиоты.

Вторая группа состояла из граждан, признанных социально неблагонадежными; при этом их девиантное поведение считалось результатом дурной наследственности. С одной стороны, это были преступники, с другой стороны - люди, которым диагностировали различного рода сексуальные расстройства. К ним, в частности, причисляли гомосексуалов, а также женщин, признанных невоздержанными и неразборчивыми при выборе половых партнеров. Кроме того, в эту категорию включали и малоимущих, среди которых порой оказывались представители расовых меньшинств.


Медицинский осмотр мексиканских иммигрантов на границе

В целом, если посмотреть на статистику, чаще стерилизации подвергались именно женщины. Особенно высокая доля стерилизованных женщин была среди афроамериканцев; одна из самых активных кампаний против них велась в Северной Каролине. Власти считали, что негритянки в силу природных наклонностей в меньшей степени способны контролировать свою половую жизнь, что, по их мнению, вело к неконтролируемому расширению черных семей. Стерилизуя их, помимо евгенических целей власти преследовали и цели финансовые, сокращая базу потенциальных претендентов на социальные пособия. Схожая политика проводилась и в отношении коренного американского населения.

Широкая практика стерилизации людей, «не подходящих» для рождения детей, просуществовала примерно до середины 1960-х годов, когда против евгеники набралось критическое число голосов. Впрочем, в некоторых штатах ее сторонники продолжали сохранять влияние и впоследствии. Так, в Монтане операции делали до 1972 года, в Северной Каролине и Индиане - до 1973-го и 1974-го, а в Вирджинии и Орегоне - до 1979 и 1983 годов соответственно. Наибольшее число операций было сделано в Калифорнии: за 1909-1964 годы возможность завести детей там потеряли более 20 тысяч человек.

Институт Карнеги стоял у колыбели американского движения евгеников, создав лабораторный комплекс в Колд-Спринг-Харбор на Лонг-Айленде. Здесь хранились миллионы карточек с данными простых американцев, позволявших планировать методичную ликвидацию семей, кланов и целых народов. Из Колд-Спринг-Харбор сторонники евгеники вели агитацию среди американских законодателей, социальных служб и ассоциаций страны.

После того, как евгеника укрепилась в США, была проведена кампания по ее насаждению в Германии. В немалой степени этому способствовали калифорнийские евгеники, которые публиковали буклеты, идеализирующие стерилизацию, и распространяли их среди немецких чиновников и ученых. На заре существования Третьего Рейха американские евгеники приветствовали достижения Гитлера и его планы, как логическое завершение своих многолетних исследований.

Калифорнийские евгеники переиздавали материалы с нацистской пропагандой для распространения ее в Америке. Они также устраивали нацистские научные выставки, например, выставка в Художественном музее округа Лос-Анджелес в августе 1934 г. Кроме предоставления плана действий, Америка финансировала научные институты, занимающиеся вопросами евгеники в Германии.

После Второй мировой войны вдруг оказалось, что евгеников в США не существует и никогда не было. Биографы знаменитостей и политиков не упоминали о заинтересованности своих «героев» в этой философии, а иногда совсем о ней не вспоминали. Евгеника перестала быть учебным предметом в колледжах, хотя некоторые утверждают, что ее идеи продолжают существовать в измененном виде.

Евгеника в России и СССР

Термин «евгеника» стал общеупотребительным в России, начиная с 1915 г. «Наследственный гений» Фрэнсиса Гальтона был переведен сорока годами раньше, и новые идеи западной медицины и биологии постепенно овладевали умами в конце XIX – начале ХХ вв., как и теория эволюции Дарвина, о которой много спорили.

Многие работы российских психиатров и неврологов были посвящены проблемам вырождения: сумасшествия, преступности, психопатологии и алкоголизма. Революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война стали решающим периодом для молодых исследователей. Новый режим был уверен, что ему удастся улучшить условия человеческой жизни, благодаря научному прогрессу. Материализм и марксистская научность ни в чем не противоречили евгеническому идеалу.

В ноябре 1920 г. было создано «Российское евгеническое общество», председателем которого стал Кольцов. В том же году начал выходить «Русский евгенический журнал»; он выходил три раза в год до начала 1930-х гг. В этом журнале поднимались те же темы, которыми занимались западные евгеники: демография, преступность, стерилизация, анализ наследственности душевных и нервных заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессивных психозов), эпилепсии, алкоголизма, сифилиса и склонности к насилию, практическая организация статистического и антропологического анализа и т.д.

Вскоре ученые раскололись. Одни, как например Кольцов, не стеснялись публиковать статьи о «высшем разуме» членов партии и необходимости передачи ими этого «высшего разума» многочисленному потомству. Другие, как Филипченко, который впервые был исключен из евгенического движения в 1926 г., настаивали на изучении генеалогии буржуазной элиты старого режима.

В середине 20-х гг. новое поколение ученых-марксистов (Волоцкий, Серебровский) вознамерилось превратить евгенику в чисто большевистскую науку. На повестке дня стояли три пункта: стерилизация, улучшение гигиенических условий и увеличение плодовитости «выдающихся» личностей. В 1923 г. Волоцкий опубликовал книгу «Поднятие жизненных сил расы», в которой он призывал Советскую Россию срочно принять программу стерилизации. Его предложение было враждебно встречено некоторыми учеными, объединившимися вокруг Филипченко в Ленинграде. В конечном счете, не моральные, а демографические аргументы заставили советские власти отказаться от стерилизации, в стране смертность превысила рождаемость, так что евгенические меры были не ко времени.

В 1926 г. генетик А.С. Серебровский основал вместе с Соломоном Левитом «Бюро человеческого здоровья и наследственности». С этой целью Серебровский предлагал создать банк спермы и развернуть широкую программу искусственного осеменения: «Один талантливый и эффективный производитель может, таким образом, иметь 1000 детей. В таких условиях человеческий отбор сделает скачок вперед».

Но евгеническая программа натолкнулась на первую пятилетку (1929 – 1933), когда у власти укрепился Сталин. Это была эпоха сплошной индустриализации и коллективизации страны, первых политических процессов, голода, опеки над наукой и дискредитации буржуазных специалистов. Евгеническое общество было распущено в 1930 г.

В «Большой советской энциклопедии» в 1931 г. евгеника названа «буржуазной наукой», подозреваемой в «фашизме». Евгеническое общество исчезло, уступив место «Лаборатории расовых исследований», основанной в Москве в марте 1931 г. Эта лаборатория наметила ряд исследовательских программ совместно с немецкими учеными, которые посылали свои экспедиции в Закавказье. Примечательный факт: в марте 1933 г. гитлеровский режим разрешил продолжить германо-советское сотрудничество, одобренное в апреле и советским Наркомздравом. Лишь в 1938 г. немцы отозвали своих ученых. Помимо этого союза двух режимов в области расологии советская евгеника пережила сталинские реформы, изменив название. Она стала «медицинской генетикой».

Евгеника в Швеции

Швеция была первой страной в мире, где возник государственный институт расовой биологии. И идея пришла не из Германии. Борьба за чистоту расы развернулась здесь, на севере Европы, вполне самостоятельно. Единственное отличие шведского общества всеобщего благоденствия от нацистского заключалось в том, что шведы занимались этим дольше.

В соответствии с буквой закона стерилизации подлежали жители страны, которых органы здравоохранения или социального обеспечения признавали умственно или расово неполноценными. Чтобы попасть в эту категорию, достаточно было проявлять «стойкую неспособность к обучению» или обладать внешностью, не соответствующей признанным стандартам шведской нации. Когда технология была отлажена, список признаков неполноценности решили расширить и включили в него «асоциальность».

Для большинства шведов порядок стерилизации умственно неполноценных людей был таким же естественным, как правила дорожного движения. Операции прекратились по той же самой причине, по которой и начались. Общемировая тенденция изменилась. К душевнобольным перестали относиться, как к гражданам второго сорта. Общепринятым стало мнение о том, что их желание быть полноценными членами общества должно приветствоваться и поощряться. О законах 1930-х гг. в Швеции постарались забыть, но глядя на представителей их нации – однородность типажей бросается в глаза. Закон о чистоте расы в Швеции был отменен лишь в 1976 г. За период с 1935 по 1976 гг., в соответствии с законом «О чистоте расы», были стерилизованы более 63.000 человек.

С конца 20-х гг. ХХ в. евгенические эксцессы в демократических странах, основанные на классовых или расовых теориях, начали подвергаться критике, в том числе и со стороны самих лидеров евгенического движения. Они достигли своего пика в 40-х гг., когда после окончания Второй мировой войны стали известны неопровержимые жестокости, совершенные нацистами на основе постулатов евгеники. Многие критические замечания были подтверждены современными познаниями в области генетики и наследственности.

В наши дни самого термина «евгеника» стараются избегать, как негативно окрашенного вследствие мрачных воспоминаний истории. Сегодня новые научные достижения сочетаются с политическим отказом от каких-либо практических опытов с населением или от внесения изменений в генофонд населения. Эти цели считаются предосудительными, а на практике оказываются неосуществимыми. Это доказывает популяционная генетика, исходя из современного уровня своих познаний. Но кто знает, куда наука повернет завтра…

Что такое евгеника и как она появилась? С развитием биологии человечество пыталось найти новые способы повышения урожайности взращиваемых культур и улучшения показателей производительности домашних животных. Для достижения этих целей использовали методы селекции. Одновременно с этим в научных кругах нарастало желание применить полученные навыки для улучшения собственного генофонда. Попытки воплотить эти идеи в жизнь и отразились в новом учении - евгенике.

Основные понятия

Что такое евгеника? Можно ли назвать это направление научным, и есть ли у него будущее? Об этом до сих пор ведутся споры. Кто-то называет евгенику псевдонаукой, кто-то - наукой будущего. Для многих деятелей, занимающихся вопросами улучшения генотипа, грань между научными исследованиями и расизмом является слишком тонкой. В этом учении пересекаются этические и социальные нормы, поэтому воспринимать его только как науку нельзя.

Термином «евгеника» обозначают научную деятельность, направленную на сохранение и улучшение наследственных характеристик человеческого организма. Слово это греческого происхождения и дословно обозначает «хороший род». Таким образом, евгеника - это наука, изучающая влияние различных окружающих и наследственных факторов на врожденные качества человека. Цель деятельности - определить негативные показатели и свести их присутствие к минимуму.

Многие ученые в разное время стремились отделить внешние факторы от генетических. Однако, как показали исследования, это невозможно. Эти факторы взаимодействуют между собой. Так, например, климатические условия формируют такие свойства организма, как пигментация кожи, а социум, в котором обитает человек, оказывает значительное влияние на его психику в целом.

Виды евгеники

Принято выделять два основных направления:

1. Позитивная евгеника. В этом случае улучшение наследственных характеристик достигается путем стимуляции распространения генотипов, свободных от заболеваний, которые способны передаваться из поколения в поколение.

2. Негативная евгеника. Это направление считается более жестким и категоричным. Оно препятствует распространению негативного генофонда.

Позитивная евгеника является более щадящей. Однако она не получила распространения, и методы ее применения так и не были сформированы. Причина в том, что до настоящего времени нет четкого понимания того, как вывести и сохранить ценный генофонд.

С негативной евгеникой дела обстоят значительно проще. Существует богатая практика выявления нежелательных наследственных качеств, которую можно успешно применять. К сожалению, опыт использования этих методов довольно печален. Что такое евгеника негативная на практике? Именно ее применяла нацистская Германия, пытаясь уничтожить асоциальных, по ее мнению, представителей общества. В США и некоторых странах Европы насильно стерилизовались преступники, душевнобольные и другие люди, неугодные обществу.

Предыстория

О селекции человеческого вида впервые серьезно заговорили после выхода в свет теории Дарвина о происхождении видов. Именно тогда вопросы эволюции и поиски способов влияния на нее обсуждались во всех научных кругах.

Следует отметить, что идеи улучшения генофонда существовали с древних времен. Например, древнегреческий философ Платон считал, что людей неполноценных и порочных не следует лечить, а «моральные выродки» должны подвергнуться казни. Слабых и болезненных детей в Спарте и странах Скандинавии умерщвляли во младенчестве, так как считалось, что они не смогут справиться с суровыми жизненными условиями. Царь-реформатор Петр Великий даже издал указ, в котором говорилось, что «дураки, что ни в какую науку и службу не годятся», не должны воспроизводить потомство, так как «доброе наследие» у них отсутствовало и не могло передаться их детям.

История возникновения

Вопросы и задачи евгеники человека первым сформулировал натуралист Фрэнсис Гальтон из Англии. Он был знатного происхождения и приходился Чарльзу Дарвину двоюродным братом. Начиная с 1863 года он изучал родословные благородных семейств, пытаясь выявить закономерность наследования умственных и физических данных потомками. Первые его наработки были опубликованы в 1965 году в статье «Наследственный талант и характер». Через четыре года в свет вышла его книга «Наследование таланта».

Термины и основные положения новой науки были сформулированы в 1883 году. Они касались селекции сельскохозяйственных культур, улучшения породы домашних животных, сохранения и облагораживания человеческого вида. Эти аспекты были описаны в первой книге по евгенике, вышедшей в том же году.

Следует отметить, что в царской России тоже велись аналогичные научные исследования. Врач и писатель Василий Маркович Флоринский в 1866 году опубликовал свой труд «Усовершенствование и вырождение человеческого рода».

Формирование евгеники как науки

В 1907 году Фрэнсис Гальтон определил евгенику как науку, которая занимается улучшением врожденных характеристик расы. С этого момента она стала заниматься вопросами исключительно человеческого генофонда. Появилось и другое определение евгеники. Это наука, использующая методы социального влияния на эволюцию человеческого вида.

Несмотря на то что Гальтон проповедовал позитивные меры улучшения расы, в 20 веке почти во всех развитых государствах широкое распространение получила негативная евгеника. В 1920 году в СССР было образовано Русское евгеническое общество, в котором участвовали ведущие генетики и врачи того времени. В странах Европы активно применялась принудительная стерилизация. Такая мера использовалась и в США.

В начале прошлого столетия появилось устойчивое словосочетание - индианский метод. В истории евгеники это был первый опыт использования негативного направления. Название методу дал штат Индиана, где эта практика применялась первоначально. Позже она распространилась и в других штатах. Начиная с 1904 года, согласно официально принятому в США закону, принудительной стерилизации подвергались «нежелательные обществу» люди. Это были преступники, наркоманы, алкоголики, душевнобольные.

Евгеника в СССР

История русской евгеники началась в 1920 году с основания Русского евгенического общества. Во главе этой группы стоял биолог-новатор, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук Николай Кольцов. Он также являлся редактором «Русского евгенического журнала».

В стенах Общества проводилась активная научно-исследовательская деятельность. Участники занимались изучением фенотипа и генотипа человека. Они собирали данные русских семейных хроник, проводили анкетирование людей с выдающимися способностями. Целью этих исследований был поиск закономерности наследования и приобретения тех или иных способностей человека.

Кардинальное отличие русской евгеники от евгеники других государств в том, что в СССР не принимались меры по стерилизации и истреблению носителей нежелательной наследственности. В труде Кольцова об улучшении породы человека была сформулирована идея создания человека созидающего (HomoCreator). Биолог считал, что снижение рождаемости искусственным путем приведет к отрицательному результату в вопросе улучшения генофонда. Верным методом, по его мнению, являлось создание благоприятной среды для поддержки носителей хорошей наследственности.

Генетик Юрий Филипченко и евгенист Михаил Волоцкий, напротив, считали евгенический опыт стерилизации, применяемый в США, наиболее удачным. Психиатр Виктор Осипов главным фактором, влияющим на вырождение русской нации, считал алкоголь.

Ученый Серебровский предлагал создать отдельную евгенику для каждого класса. Это было вполне логично, ведь каждая социальная группа имела определенный набор положительных и отрицательных качеств, сложившихся поколениями. В целом, утверждал он, для достижения целей, которые преследовала евгеника, необходимо улучшить условия жизни граждан. Также он предлагал создать банк спермы с образцами семенной жидкости представителей социальной элиты для искусственного осеменения женщин.

С приходом к власти Сталина наука претерпела ряд изменений. Общество, образованное в 1920 году, распалось. Евгеника переродилась в медицинскую генетику.

Наука и нацизм

В первой половине 20 века принудительная стерилизация была популярна и в Германии. Однако меры евгеники Третьего рейха были значительно жестче, чем в других странах Европы. Потомство запрещалось иметь не только больным и неблагонадежным гражданам. Эта участь постигла цыган и евреев. Такие же меры были предприняты и относительно людей с коммунистическими взглядами. Затем было принято решение не только стерилизовать неугодных Третьему рейху людей, но и истреблять их физически. Изначально такие меры осуществлялись только на территории Германии, но позже распространились и на захваченные нацистами земли.

Немцы считали, что такая «евгеника» предотвратит вырождение арийской расы, единственными представителями которой они и были. Однако это был геноцид в самом жестоком его проявлении.

После Второй мировой войны отношение к евгенике кардинально изменилось. На нее плотно легла тень фашизма и тех ужасов, которые происходили под руководством Гитлера. С того времени люди, не посвященные в тонкости науки и историю ее происхождения, неумолимо ассоциирует ее исключительно с Третьим рейхом. Именно это является основной причиной негативного отношения к науке.

Проблемы евгеники

На Нюрнбергском процессе ученые-евгенисты Третьего рейха были причислены к палачам за опыты, проводимые над заключенными, а на само учение было наложено строжайшее табу. Кроме того, в обществе вызывали критику и некоторые методы, предлагаемые евгенистами. В Советском Союзе, например, предлагалось ввести искусственное осеменение женщин.

Основной проблемой, с которой столкнулась евгеника, является недостаток информации о передаче положительных и отрицательных наследственных качеств из поколения в поколение. Нет формулы, которая определяла бы и прогнозировала наличие высокого уровня интеллекта или таланта в какой-либо области у детей. Из этого следует, что позитивная евгеника построена на гипотезах и не имеет научного подтверждения. А негативное направление встретило резкую критику общества.

Евгеника как научная деятельность начала возрождаться спустя много лет. Преимущество отдается исследованиям позитивного направления. Современные ученые в большинстве своем склоняются к мнению, что эта наука сегодня утратила смысл. Поставленные цели так и не были достигнуты, а деятельность, которая первоначально позиционировалась сугубо научной, тесно переплелась с нормами этики и морали.

Евгеника и права человека

Всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Так произошло и с евгеникой. Наука столкнулась с моралью. Дело в том, что процесс совершенствования начинается с определения эталона, к которому следует стремиться. Таким образом происходит выявление хороших качеств и плохих. В евгенике разделение произошло на людей, достойных жить и производить потомство, и недостойных.

Следует отметить, что количество неугодных обществу значительно превосходило число тех, у кого наблюдалась положительная наследственность. Ведь среди них были не только больные и преступники. Отбор происходил по целому ряду признаков, которые часто не имели никакого отношения к наследственности. Это могла быть религия, социальная принадлежность, уровень достатка.

Чтобы избежать ущемления прав и свобод человека, был принят ряд юридических мер. Странами Европы были подписаны конвенции и декларации, посвященные этой теме. Согласно Хартии основных прав Европейского Союза (2000 год), евгеника стала запрещенной наукой.

Евгеника сегодня

В современном мире задачи евгеники решаются наукой генетикой. Пары, желающие иметь ребенка, но опасающиеся появления у малыша наследственных заболеваний, могут при помощи специалистов провести анализ своих данных и оценить риски. Такое консультирование позволяет рассчитать вероятность того, что потомство будет/не будет обладать тем или иным пороком.

Широко используются методы пренатальной диагностики. Исследование плода, развивающегося в утробе матери, помогает выявить большинство наследственных заболеваний и патологий. В случае необходимости женщина имеет возможность прервать беременность на ранних сроках.

Генная инженерия занимается непосредственно нахождением и исследованием способов, которые могли бы позволить улучшить генофонд и избавить человечество от заболеваний, передающихся по наследству.

Другая евгеника

Если вплотную заняться поиском сведений о евгенике, на страничках информационных ресурсов можно найти ответы, никак не связанные с наукой. В выпадающем списке появляются словосочетания: «евгеника инстаграм», «евгеника дидюля», «евгеника певица» и тому подобное. Что обозначают эти фразы и какое отношение они имеют к селекции человека? Абсолютно никакого.

Под звучным псевдонимом Евгеника скрывается Евгения Дидюля. «Певица. Актриса. Модель. Телеведущая. Чудо-жена» - так пишет она о себе в социальных сетях. В данный момент она задействована в проекте «ДиДюЛя». Кроме того, она является блогером и часто появляется в различных ток-шоу.

Евгения имеет два высших образования по специальности «Вокал», замужем, у нее есть дочь. Ее муж - Валерий Дидюля, знаменитый гитарист-виртуоз, композитор и шоумен. По совместительству он является продюсером красавицы.

В своем блоге Евгеника Дидюля читает различные саркастичные стишки. Авторы этих стихов - режиссер Олег Ломовой, сетевая поэтесса Юлия Соломонова и другие.

Творчество Евгеники

Певица выпустила свой первый альбом летом 2017 года. Он называется «Оптимистка». Песни Евгеники наполнены юмором и жизненной простотой. Как утверждает сама исполнительница, они полностью отражают ее характер и взгляды на жизнь. Клипы певицы также юмористичны. Кроме того, она не стесняется показаться публике как в откровенных нарядах, так и в мужском образе. Ярким примером тому служит клип на песню Евгеники «Бабы».

В 1883 (от греч. Eugenés – «породистый») для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека. Со временем слово «евгеника» стало применяться именно в последнем смысле. Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

Различают позитивную и негативную евгенику. Цель позитивной евгеники – увеличение воспроизводства индивидов с признаками, которые могут рассматриваться как ценные для общества, – такими, как высокий интеллект и хорошее физическое развитие или биологическая приспособленность. Негативная евгеника стремится уменьшить воспроизводство тех, кого можно считать недоразвитыми умственно или физически или развитыми ниже среднего.

В последние десятилетия многие из основных предпосылок евгеники были научно дискредитированы, и евгеническое движение потеряло свое влияние как общественная сила (хотя у него и остались отдельные приверженцы). В то же время благодаря современным достижениям медико-биологических наук и технологий некоторые цели евгеники были частично достигнуты. Например, генетическое консультирование оказывает помощь будущим родителям, если есть причины опасаться, что их ребенок унаследует тяжелое заболевание типа гемофилии, серповидноклеточной анемии или хореи Гентингтона. Оценив степень риска, супруги могут взять приемного ребенка либо решиться на рождение собственного. Более того, диагностическое исследование плода с помощью амниоцентеза и других тестов позволяет выявлять целый ряд генетических дефектов еще до рождения ребенка. При обнаружении серьезных аномалий родители имеют возможность своевременно прервать беременность.

Данная статья затрагивает положения генетики лишь в связи с евгеникой в традиционном ее понимании. О современном развитии медицинской генетики.

Исторический аспект.

Социальное управление эволюцией человека – идея не новая. Многие народы практиковали детоубийство, чтобы избавить общество от страдающих уродством или ущербных индивидов и предотвратить увеличение их численности. Этим отличались древние спартанцы, которые для сохранения господства над илотами (крепостными) применяли многие из вполне современных евгенических мер. Так, для членов господствующего класса эмиграция была ограничена, браки и рождаемость поощрялись государством, а холостяки облагались специальным налогом. Поддерживалась суровая система физического воспитания, которую не выдерживали слабые и калеки. Периодически устраивались массовые избиения илотов для снижения численности этой, считавшейся неполноценной, части популяции.

Хорошо известны предложения Платона по евгеническому устройству общества. Он считал, что не следует растить детей с дефектами или рожденных от неполноценных родителей. Хроническим инвалидам и жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а моральных выродков следует казнить. С другой стороны, для улучшения «породы» необходимо поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

Проблемы евгеники.

Приведенных примеров достаточно для выявления сути тех основных вопросов, которые возникают при попытке «социального управления эволюцией человека». Какова природа наследственности, которую евгеника стремится изменить? Насколько успешно и какими способами можно ее изменить? На какие цели должна ориентироваться евгеника?

Мы знаем, что вначале каждый индивид представляет собой оплодотворенную яйцеклетку, при развитии которой помимо индивидуальных особенностей формируются признаки, общие для всех членов данного вида, расы и семьи. Таким образом, оплодотворенное яйцо обладает потенциальной возможностью и способностью развиваться в определенном направлении, но в пределах ограничений, налагаемых окружающей средой. Значит, мы должны понять, во-первых, механизм наследственности (т.е. каким способом оплодотворенное яйцо реализует свои возможности) и, во-вторых, относительное влияние наследственности и среды на формирование признаков индивида.

Наследственность.

Что касается первой проблемы, то генетика учит нас, что наследственность определяется генами. Эти наследственные единицы в одинаковом числе присутствуют в обеих половых клетках (яйцеклетке и сперматозоиде), которые объединяются при оплодотворении. Таким образом, наследственность формируется двумя родителями. Существенно, что каждому гену, унаследованному от матери, соответствует аналогичный ген, унаследованный от отца. В таких парах гены не всегда одинаковы, так как в результате редких, но необратимых изменений, называемых мутациями, возникают их новые варианты. Когда парные гены различаются (состояние, обозначаемое как гетерозиготное), один из них, называемый доминантным, оказывает решающее воздействие на определяемый признак; проявление второго гена – рецессивного – будет скрыто, хотя он без изменений передается из поколения в поколение. Человек с парой генов (Вв), одним для карих глаз (В), другим для голубых (в), будет кареглазым, а присутствие гена, обусловливающего голубые глаза, останется совершенно незаметным. Голубоглазый человек должен унаследовать два гена голубых глаз, по одному от каждого родителя. (Наличие одинаковых парных генов обозначается как гомозиготность.) Доминирование осуществляется не всегда, и в некоторых случаях можно наблюдать проявление обоих генов, действующих совместно. Например, пара генов, один из которых определяет группу крови А, а другой группу В, совместно дают группу крови АВ. Тем не менее каждый индивид обладает, по-видимому, многими рецессивными генами, однако в большинстве своем они находятся в гетерозиготном состоянии и потому не проявляются. Значение такого положения для евгеники совершенно ясно: существенная часть генов любого человека, и соответственно всей популяции, скрыта, и в отношении их евгенические меры должны предприниматься вслепую.

Многие признаки, в частности интеллект, определяются не двумя генами, а особой комбинацией доминантных генов (из разных пар), возможно, вместе с некоторыми гомозиготными рецессивными генами. Эти комбинации очень редко наследуются целиком и в неизменном виде по той причине, что индивид наследует не все гены от одного родителя, а только половину от каждого, точнее по одному гену из каждой пары генов родителя. Выбор определенного гена из каждой пары случаен. Гены, локализованные в различных хромосомных парах, отбираются по воле случая и, даже находясь в одной паре хромосом, могут быть частично рекомбинированы. Поэтому чем большее число генов определяет данный признак, тем меньше вероятность передачи их конкретной комбинации в неизменном виде следующему поколению. Почти все комбинации распадаются в процессе созревания половых клеток, и при объединении яйцеклетки и сперматозоида формируются новые сочетания. Данная пересортировка и рекомбинация генов имеют совершенно особое значение для евгеники, так как бульшая часть социально значимых характеристик человека зависит от многих генов, комбинации которых не могут быть сохранены независимо от того, хороши они или плохи. Более того, определенный ген, дающий в большинстве сочетаний неблагоприятный эффект, в каком-то одном сочетании может быть благоприятным, и наоборот. Очень редко мы можем оценить полное действие гена; судить о нем приходится по итоговому результату взаимодействия генов.

Наследственность и окружающая среда.

Гальтон был первым, кто попытался оценить относительное влияние наследственности и окружающей среды на формирование отдельных признаков индивида. Исследование семейных случаев гениальности и особых талантов убедило его в том, что «природа преобладает над влиянием воспитания в тех случаях, когда воспитание не сильно различается у сравниваемых людей... [т.е.] когда различия условий воспитания не превышают тех, что обычно имеют место между людьми одного общественного положения в одной и той же стране». Последующие исследования подтвердили такое заключение. Особенно это касается монозиготных, т.н. идентичных, близнецов, развивающихся из одного оплодотворенного яйца и потому имеющих идентичную наследственность. Было показано, что даже когда близнецов разлучают в раннем детстве, они остаются поразительно похожими. Это сходство сильнее всего проявляется в физических признаках (цвет глаз и волос, группа крови, облысение и др.), которые фактически идентичны у близнецов этого типа.

Наследование умственных способностей стало интенсивно изучаться после того, как были разработаны стандартные тесты оценки интеллекта. Однояйцовые близнецы показывают очень близкие результаты. Если один из пары близнецов умственно отсталый, то в 88% случаев и второй тоже. Среди разнояйцовых близнецов совпадение по этому признаку встречается всего в 7%. Корреляция коэффициента интеллектуального развития (IQ) для однояйцовых близнецов, воспитанных совместно почти столь же высока (0,881), как и корреляция веса тела (0,917). С другой стороны, корреляция IQ между однояйцовыми близнецами, воспитанными порознь, не выше, чем у разнояйцовых близнецов одного пола, воспитанных совместно. Значит, одинаковые внешние условия имеют примерно тот же вес в достижении сходных показателей интеллекта, что и генетические различия между разнояйцовыми и однояйцовыми близнецами. Из 20 пар однояйцовых близнецов, воспитанных порознь, десять пар практически не различались, шесть пар различались в пределах 7–12 единиц IQ и четыре пары – в пределах 15–24 единиц. Последняя цифра получена у пары близнецов, из которых один учился на 13 лет больше, чем другой. Таким образом, никаких значительных различий не было найдено между идентичными близнецами, воспитанными порознь, исключая случаи, когда имелась очень большая разница в продолжительности образования и культурном уровне семей.

Что касается наиболее распространенных психических заболеваний, то тут наблюдаются несколько бóльшие различия между однояйцовыми близнецами. Для шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и эпилепсии совпадения зарегистрированы у однояйцовых близнецов в 68% случаев, в то время как у разнояйцовых – примерно в 15%. Наследование необычной электрической активности мозга при эпилепсии определяется одним доминантным геном; но появление эпилептических припадков, хотя они и наблюдаются только у людей с таким типом электрической активности, может также зависеть от каких-то внешних воздействий. Это пример гена с пониженной «пенетрантностью» (вероятностью проявления). Низкая пенетрантность, как и рецессивность, относится к числу важнейших факторов, снижающих эффективность евгенических мер, поскольку у некоторых индивидов она будет скрывать присутствие гена.

Даже в отношении таких признаков, как особенности общественного поведения и характера, однояйцовые близнецы проявляют значительно большее сходство, чем однополые разнояйцовые близнецы. Пять исследований преступности среди близнецов дали сходные результаты. Из общей выборки, включающей 104 пары однояйцовых и 113 пар разнояйцовых близнецов, коэффициент совпадения у первых достигал 67%, а у вторых – 33%. Эти результаты, конечно, не означают, что преступность, психические заболевания, умственные способности и другие подобные признаки наследуются фиксированным и неизменным путем, а напротив, дают достаточные основания полагать, что жизненный опыт и внешние условия могут подавлять, уменьшать или изменять проявления такого рода признаков. В целом, проведенные на близнецах исследования показывают, что сходство наследственных задатков, как правило, ведет к сходным характеристикам, если только индивиды не подвергаются воздействию совершенно различных условий внешней среды. Лишь чрезвычайно тщательно поставленные эксперименты могли бы установить, способно ли данное конкретное отличие внешних условий воздействовать на данный признак или нет; такие связи необходимо устанавливать для каждого признака отдельно. В формировании признаков индивида эффект среды сложным образом переплетается с воздействием генетических факторов.

Генетические изменения.

Евгенику интересует прежде всего частота определенных признаков в данной популяции и соответственно специфических генов, определяющих эти признаки или влияющих на их формирование. Исследование эволюционных процессов показало, что генные частоты изменяются под воздействием четырех основных факторов: 1) мутаций; 2) естественного или искусственного отбора; 3) случая; 4) изоляции или, наоборот, миграции.

Мутации.

В результате мутаций появляются новые варианты генов, без которых не может быть длительного процесса эволюционных изменений, ни евгенических, ни каких-либо иных. Мутация специфического гена обычно происходит очень редко. Для нескольких генов человека определены частоты мутаций; их средняя величина равна примерно 1:50 000 в поколение. Это означает, что, например, в популяции численностью 50 000 человек один человек будет иметь ген гемофилии, не унаследованный от родителей, а возникший в результате мутации гена, определяющего нормальную свертываемость крови. Поэтому, если не найти способа предотвращения данной мутации, никакие меры по удалению гена из популяции не будут успешными. В лучшем случае его частота может быть снижена до уровня частоты мутаций. Следовательно, полностью избавиться от гемофилии нельзя; ее нижний предел определен частотой мутации 1:50 000.

Отбор.

Носители неблагоприятных наследственных признаков реже, чем в норме, достигают зрелого возраста и имеют потомство; либо они, достигнув зрелости, имеют меньше потомков из-за безбрачия или стерильности. В любом из этих случаев частота соответствующих генов в следующем поколении уменьшается. Однако при этом утрачиваются и многие благоприятные гены, так как отбор выбраковывает индивидов, т.е. весь набор генов, а не только тот ген, который приносит наибольший вред.

Скорость уменьшения частоты гена под действием отбора зависит от процента людей в популяции, у которых данный ген проявился. Например, если полностью доминантный ген снижает жизнеспособность в два раза (и соответственно передается следующему поколению вдвое реже, чем нормальный), то через 20 поколений, или примерно через 500 лет, его частота будет в 1 млн. раз меньше первоначальной и в конечном итоге почти несомненно достигнет такого уровня, когда она будет поддерживаться только вновь возникающими мутациями. Как следствие любой вредный доминантный признак в результате естественного отбора будет очень редок, так что не имеет смысла бороться с ним евгеническими мерами. Однако пониженная пенетрантность может замедлить удаление доминантного гена из популяции; к такому же результату приводит и проявление гена в поздние периоды жизни. Например, хорея Гентингтона является результатом действия одного доминантного гена. Это, несомненно, тяжелое нервное заболевание, но так как в среднем оно начинается в 35 лет, то не оказывает существенного влияния на жизнеспособность и плодовитость. С другой стороны, для рецессивного признака, определяющего вдвое меньшую жизнеспособность, частота гена через 20 поколений снизится только на 40%. Более того, степень этого снижения частоты будет падать с каждым последующим поколением по мере того, как все большее число носителей гена будут гетерозиготами.

Факторы случайности и изоляции.

Случайные изменения генных частот и эффект изоляции не имеют в наше время существенного значения, так как заметны только в малых популяциях, где даже вредный ген может случайно распространиться, а благоприятный элиминироваться. В малых популяциях наблюдается также более близкая степень родства между вступающими в брак. Сам по себе такой инбридинг не меняет частоты генов, но увеличивает пропорцию гомозигот, вследствие чего рецессивные гены оказываются полем действия отбора. Инбридинг не приносит вреда, если линия не имеет вредных рецессивных генов. Начиная со средних веков происходит слияние малых популяций в большие; наряду с этим миграционные процессы, приобретшие в 20 в. невиданный размах, ведут к смешению разнообразных популяций. В результате значительная часть рецессивных генов перешла в гетерозиготное состояние и не испытывает давления отбора, а потому может значительно увеличивать свою частоту.

Создав общественную среду, человечество невольно сгладило жесткость естественного отбора. Цена, которую нам в конечном счете придется заплатить за успехи современной медицины, – это увеличение частоты ряда неблагоприятных генов, чье действие мы научились смягчать. Многие тысячи больных сахарным диабетом, ранее обреченных на смерть в детстве, теперь спасены инсулином, могут вести сравнительно нормальную жизнь и передать своим потомкам гены, ответственные за это заболевание. Близорукость тоже не является в наши дни существенным для жизни недостатком. Наверное, никто не хотел бы восстановить обратную картину, но медицина сама постоянно увеличивает бремя, которое ей приходится нести.

Этические соображения.

Несмотря на то что евгеника основывается на генетике, сама она не является наукой, так как руководствуется прежде всего социальными ценностями. Наверно, можно было бы достигнуть общего согласия в том, что отсутствие значительных физических и умственных дефектов и наличие крепкого здоровья, высоких умственных способностей, хорошей адаптации и душевного благородства – достойные цели, которые должна ставить перед собой евгеника (хотя вероятно все же, что разнообразие природы лучше, чем единообразие типа). Но насколько допустимо ограничение человеческой свободы, связанное с контролем за репродукцией? С точки зрения генетики, да и не только ее, «есть столько плохого в лучшем из нас и столько хорошего в худшем из нас», что очень трудно оценить проявившиеся наследственные характеристики человека; многочисленные же скрытые рецессивные гены или гены с низкой пенетрантностью делают общую оценку наследственности практически невозможной. Невозможно и определить, в какой мере характеристики индивида – результат воздействия среды, особенно если речь идет о качествах, представляющих основной интерес для евгеники: хорошее здоровье, высокий интеллект и т.п. Преступный мир порой дает ужасные примеры вырождения человека, но кем бы стали люди с извращенной психикой в благоприятной среде? Являются ли их пороки неизбежным следствием генов? Это весьма сомнительно. Ответ может дать только эксперимент, в котором бы с детства исключалось негативное влияние среды. Легче создавать для людей оптимальные условия существования, чем изменять генные частоты хитроумным отбором.