Народы северного кавказа. Народы северокавказской языковой семьи К какой языковой семье относится северо кавказский

§ 9. Народы северокавказской семьи

Древние народы Северного Кавказа населяют землю, овеянную легендами. В благодатных долинах искали золотое руно греческие аргонавты, а на одной из гор в районе Анапы великий греческий бог Зевс повелел приковать титана Прометея, подарившего огонь людям. На седых заснеженных вершинах Эльбруса и Казбека, по преданиям местных народов, также обитали божества-хранители этой древней земли. Через горы Кавказа пришло сюда христианство, а через прибрежные равнины Прикаспия – ислам, оказавшие влияние на исторические судьбы народов региона.

Как расселялись народы на Северном Кавказе

Одним из древнейших и крупнейших народов Северного Кавказа являются адыги . Их историческая родина – Северо-Западный Кавказ. Адыги – общее наименование более десятка родственных племен, из которых впоследствии сформировались родственные этносы: адыгейцы, кабардинцы и черкесы. Самоназвание всех этих народов – адыге. С XIII в. за адыгами в русской литературе закрепился этноним «черкесы». В XIII–XIV вв. часть адыгов из районов своего этнического формирования переселилась на восток, в центральную часть Северного Кавказа. Но до начала XV в. их здесь было немного, расселению мешали татаро-монголы и союзные им кипчаки. После распада Золотой Орды миграция адыгов на восток усилилась.

Осевшие на землях вдоль Терека адыги стали называться кабардинцами . Ученые предполагают, что этот этноним происходит от личного имени правителя переселившихся сюда адыгов Кертебея. Обособившаяся часть адыгского этноса оформилась на этих землях в кабардинскую народность, а позже в народ. Сейчас это крупнейший адыгский народ в нашей стране.

В первой половине XIХ в. адыги были самым многочисленным народом региона. Но в ходе многолетней Кавказской войны происходило массовое переселение горских народов в Турцию. Основу переселенцев составили адыги, особенно из причерноморских и кубанских племен; таким образом, б?льшая часть этноса оказалась за пределами исторической родины.

На Северо-Западном Кавказе с XIV в. стали расселяться абазины . Их предки были северными соседями абхазов и, по-видимому, уже в I тыс.н. э. частично ими ассимилированы. В XIV–XVII вв. абазины, жившие по черноморскому побережью между реками Туапсе и Бзыбь, переселились на Северный Кавказ, где осели по соседству с адыгскими племенами. Абазинский язык относится к абхазско-адыгейской группе северокавказской семьи. Он имеет два диалекта: тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Сейчас в нашей стране абазины проживают преимущественно на территории Карачаево-Черкесии, недавно там был создан Абазинский район.

Вайнахские народы представлены на Северном Кавказе чеченцами и их ближайшими этническими родственниками ингушами . Самоназвание этих двух этносов – «вайнахи» – дословно означает «наш человек». Этноним «ингуши» происходит от названия старинного селения Ангуш или Ингуш, что находился в Тарской долине на месте нынешнего селения Тарское (ныне в Северной Осетии). Впервые ингушами их стали называть кабардинцы, от которых это название было заимствовано сначала русскими, а затем и другими народами. В XVI–XVII вв. ингуши начали переселяться с гор на равнину; этот процесс активизировался российскими властями в первой трети XIX в. Миграции явились одной из главных причин того, что основная масса ингушей не приняла участия в Кавказской войне. Однако более страшная этническая трагедия постигла ингушей уже в советское время.

Депортация народов Кавказа

В 1944 г. ингуши, а также чеченцы, карачаевцы и балкарцы были насильно изгнаны из родных мест. Депортация «неблагонадежных» народов больно ударила по всему Кавказу. Часть земель, входивших до войны в состав Чечено-Ингушской АССР и населенных преимущественно ингушами, после ликвидации в 1944 г. автономии была передана Северной Осетии. На место изгнанных чеченцев в селения бывшего Ауховского района, преобразованного в Новолакский район Дагестанской АССР, под давлением были переселены с гор семьи лакцев, а также дагестанцы других национальностей, которые хоть и страдали в горах от малоземелья, но не хотели покидать родных мест. Депортированные народы были направлены на поселение в районы Средней Азии и Казахстана. Эта незажившая рана этнической истории больно отзывается в современных территориальных и этнических проблемах Северного Кавказа.

Чеченцы впервые упоминаются под этнонимом «нохча матьян» («говорящие на языке нохчи») еще в армянских источниках VII в.; в персидских документах XIII в. им дано название «сасаны», позднее привнесенное и в русские летописи. В начале XVIII в. за этим этносом, крупнейшим поселением которого был аул Большой Чечен на берегу реки Аргун, утвердилось название «чеченцы». В середине XIX в. чеченцы по численности были вторым после адыгов горским народом Кавказа. В 1840 г. их насчитывалось 138 тыс. человек.

До XV–XVI вв. чеченцы жили преимущественно в горах. Затем они стали постепенно спускаться на равнины, создавая здесь свои аулы. В XVI в. на реке Сунже, почти одновременно с поселившимися здесь гребенскими казаками, стали возникать чеченские поселения. Между чеченцами и казаками установились не просто мирные и добрососедские, но и дружеские и родственные связи. У чеченцев в течение веков были крепкие тейповые (от слова «тейп» – род) кровнородственные связи. Ни у одного другого народа Северного Кавказа крепкие родственные связи не сохранялись так долго, тейповая структура крайне важна и для современного чеченского общества. Усилению связей между народами Северного Кавказа способствовало и распространение ислама.

Ислам на Северном Кавказе

Дербентский проход между Кавказскими горами и Каспием издавна называется Каспийскими воротами. Здесь пересекались торговые пути, Дербент был одним из важнейших портов. В 651 г. отряды арабской конницы под командованием военачальника Сулеймана вторглись в Южный Дагестан и через Каспийские ворота прошли на север. Так ислам впервые появился на Северном Кавказе, да и на всей современной территории России.

До появления ислама кавказские народы исповедовали местные языческие культы или христианство, зачастую в их верованиях переплетались элементы разных религий. Сохранившиеся во многих местах остатки христианских храмов свидетельствуют о значительном распространении православия в горах Северного Кавказа задолго до того, как сюда стал проникать ислам.

Во второй половине VII в. на захваченных территориях Дагестана арабы стали насаждать ислам. При этом они прибегали не только к силе оружия, но и к мирным средствам, в частности к налоговой политике, освобождая население от подушной, а иногда и поземельной подати. Укоренившись в течение девяти столетий в Дагестане, ислам стал проникать в области, населенные вайнахами. Во многих народных преданиях повествуется о том, как аварские и кумыкские муллы, нанимаясь пастухами в чеченские и ингушские селения, распространяли там веру в Аллаха. К одним племенам чеченцев и ингушей ислам проник раньше, к другим – значительно позже.

Когда в ХV в. на обломках Византии возвысилась Османская империя, превратившаяся в могущественную державу, турецкий султан был объявлен халифом всех мусульман-суннитов. Как некогда арабские халифы, он использовал ислам в качестве знамени своей завоевательной политики. Политическая и племенная раздробленность, междоусобицы и кровавая вражда между отдельными князьями, экономическая слабость мешали горским народам Северного Кавказа объединить свои силы для организованного отпора.

Семейные традиции горцев

У народов Северного Кавказа основой семейной жизни является «малая семья» – супружеская пара и их дети, но до сих пор сохраняются традиции большой семьи (объединение родственников трехчетырех поколений). Кровнородственные отношения складывались и между несколькими большими семьями. Вайнахи называли их тейпами, аварцы – тухумами. Эти объединения играли большую роль не только для защиты от внешних врагов, но и обеспечивали солидарное решение повседневных хозяйственных проблем.

У большинства народов Кавказа не допускаются браки с родственниками до четвертого, а подчас даже до седьмого колена. Это исключало возможность близкородственного скрещивания в районах с высокой плотностью населения. Исключение составляют народы горного Дагестана, где предпочтение отдают бракам между троюродными братьями и сестрами. Обычай создания искусственного родства расширяет число возможных родственников и сужает круг брачных партнеров.

После принятия ислама в общественной жизни горских народов стали строго соблюдаться нормы адата (в переводе с арабского – обычай, традиция), одного из источников шариатского права, не противоречащего Корану. Общественные праздники стали носить синкретический (смешанный) характер, сочетая в себе предписания ислама и сохранившиеся языческие пережитки.

Кавказская кухня

Традиционное питание базируется на продуктах земледелия (мука пшеничная, ячменная, ржаная, кукурузная, крупы) и животноводства (мясо, масло, молоко, сыр, творог). Основу питания большинства народов Северного Кавказа составляет молочно-растительная пища. Ошибочным является распространенное мнение о том, что основа пищевого рациона горцев – мясо. Такое впечатление создала традиция горцев угощать мясом почетных гостей и соседей, когда режут птицу и скот.

Традиция питания тесно связана с природными и хозяйственными условиями: пища жителей горных и высокогорных районов несколько отличается от пищи народов горнодолинных и предгорных. В горной части (особенно в высокогорье) больший удельный вес имеет молочно-мясная пища, в предгорьях и на равнине преобладает злаковая. Преобладание того или иного вида муки зависело от природных условий: в высокогорье больше сеют ячмень и рожь, в среднегорье – пшеницу, в горной долине и предгорьях – кукурузу (на ее основе делают густую кашу – мамалыгу). Молочные продукты получают из молока коров, овец (преимущественно в горных районах) и коз (в предгорных и равнинных районах). Обязательными на столе кавказцев являются сыр и квашеное молоко – самый популярный напиток, получивший известность далеко за пределами Кавказа. Все кавказцы едят много зелени – кинзу, укроп, черемшу, лук, чеснок.

Источники информации

1. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – нач. XX в. М., 1974.

2. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.

3. Гарданов В.К. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.

4. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк: мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996.

6. Мальсагов С.К. Притчи о горном этикете. Нальчик, 1989.

7. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа в XVIII – нач. XX в. М., 1989.

Вопросы и задания

1. Подберите легенды и мифы различных народов мира, действие в которых происходит на Кавказе.

2. Выделите основные этапы в заселении Кавказа. Какое воздействие оказал ислам на особенности исторического развития народов региона?

3. Пользуясь картой народов, дайте характеристику географического положения этнических ареалов различных народов Северного Кавказа. При помощи топонимического словаря определите, какие границы могли занимать эти народы в прошлом.

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

автора Ко Майкл

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Священные основы Нации автора Карабанов Владислав

Из книги Третий пояс мудрости. (Блеск языческой Европы) автора Снисаренко Александр Борисович

Из книги Мифы русского народа автора Левкиевская Елена Евгеньевна

Народы моря Курган разрыт. В тяжелом саркофаге Он спит, как страж. Железный меч в руке. Поют над ним узорной вязью саги Беззвучные, на звучном языке. И. Бунин Обстоятельно и неспешно, но вместе с тем уверенно и неотвратимо Европа становилась Индоевропой и говорила на

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Народы В народной культуре бытует несколько поздних легенд о происхождении разных народов. Согласно украинской легенде, людей разных национальностей сварил черт. Он набросал в котел со смолой разных трав и принялся варить. Варил, варил, вытащил на пробу - оказался

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович автора

Абхазско-адыгейская группа : абхазцы, адыгейцы, черкесы, кабардинцы.

Нахско-дагестанская группа : чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, лезгины.

16 Картвельская семья : грузины.

17 Семья мяо-яо : мяо, яо.

18 Австралийская семья : австралийцы-аборигены.

19 Койсанская семья : кой-коин (готтентоты), горные даммара.

20 Эскимосско-алеутская семья : эскимосы, алеуты.

21 Чукотско-камчатская семья : чукчи, коряки, алюторцы, ительмены.

22 Папуасские семьи : чимбу, дугум-дани, капауку, бунак, бонгу, тернатцы.

Семьи индейских народов

Семья на-дене : атапаски, навахо, апачи, тлинкиты, хайда.

Североамериндская семья : алгонкины, ирокезы, сиу, майя, киче, кикче.

Центральноамериндская семья : шошоны, ацтеки, отоми, миштеки, сапотеки.

Семья чибча-паэс : чибча, паэс, ленка.

Андская семья : кечуа, аймара, арауканы.

Экваториально-туканоанская семья : араваки, гуарани, хибаро, тука­но.

Же-пaнo-карибская семья : карибы, пано, же.

Народы, говорящие на изолированных языках:

24Андаманская семья: андаманцы.

Айны

Кусунда

Баски

29 Енисейская семья : кеты.

Буриши

Хоти

3. Зарубежная Европа является регионом с преобладанием народов индоевропейской семьи. Здесь проживает 62 народа, 43 из них насчитывают более 1 млн. человек каждый. Уже в середине XIX в. сложились здесь многие нации. Центральную, Западную и Северную Европу заселяют народы германской группы (западной и северной подгрупп). К западной ветви германской группы относятся немцы, австрийцы, эльзасцы, люксембуржцы, голландцы, англичане, фламандцы, фризы (Северная Ирландия, говорят на английском языке), шотландцы. К северной ветви (скандинавской) относятся шведы, датчане, норвежцы, исландцы, фарерцы.

Народы кельтской группы сосредоточены на Британских островах и на северо-западе Франции (ирландцы, уэльсцы, гэлы, бретонцы). Литовцы и латыши относятся к балтийской группе.

Народы романской группы живут на юге и юго-западе (португальцы, испанцы, итальянцы, французы, сардинцы, корсиканцы, италошвейцарцы, валлоны, ретороманцы и др.). Обособленно от основного романского ареала проживают румыны и молдаване.

В Восточной и Юго-Восточной Европе проживают народы славянской группы (западная и южная подгруппы). Западные славяне – это поляки, лужичане, чехи, словаки; южные славяне – болгары, македонцы, сербы, черногорцы, хорваты, муслимане (боснийцы), словенцы.

На обособленных языках индоевропейской семьи говорят греки и греко-киприоты (греческая группа) и албанцы (албанская группа).

Финны, венгры, эстонцы и саамы (лопари) Норвегии, Швеции и Финляндии относятся к финно-угорской подгруппе уральско-юкагирской языковой семьи.

В северной части Пиренейского полуострова, в Испании и частично во Франции проживают баски, относящиеся к древнейшему населению Европы и говорящие на изолированном языке. В пределах европейских “карликовых” государств сложились свои маленькие этносы: андоррцы, санмаринцы, лихтенштейнцы, монегаски (монакцы) и микроэтнос – гибралтарцы.

Особое место в этническом составе региона занимают германские евреи, а также цыгане, кочующий народ индоарийской группы. Мальтийцы представляют в Европе семитскую семью.

К тюркской группе алтайской языковой семьи относятся турки, сосредоточенные в европейской части Турции, в Болгарии и других странах (иммигранты).

Около половины государств Европы – однонациональны, около 90% всего их населения составляет основной этнос. К странам с иноэтническими группами относятся Франция, Румыния, к многонациональным – Швейцария, Бельгия, Великобритания и др.

В Азии проживает более 1000 народов, говорящих на языках разных семей, находящихся на разных стадиях этнического развития и существенно отличающиеся по численности. Общая черта большинства стран региона – многонациональность. Более чем по 150 народов насчитывают Индия и Индонезия, почти 100 народов – на Филиппинах, более 50 – во Вьетнаме и Китае, более чем по 30 – в Иране, Афганистане, Бирме (Мьянме), Таиланде.

Этническая пестрота населения усиливается и тем, что некоторые народы расчленены государственными границами на несколько частей. Так, курды живут компактно на стыке Турции, Ирана, Сирии, белуджи – на стыке Ирана, Афганистана и Пакистана, панджабцы – в приграничных районах Пакистана и Индии. Почти во всех странах Юго-Восточной Азии находятся крупные группы иммигрантов из Китая и Южной Индии.

Все страны можно разделить на четыре группы:

– однородные, где основной народ составляет более 90% всего населения (Япония, Корея, Бангладеш, большинство арабских государств);

– страны, где основной народ составляет 70 – 95% (Вьетнам, Камбоджа, Мьянма, Турция, Сирия, Ирак, КНР, Сингапур, Шри-Ланка);

– страны, где основной народ составляет около 50% всего населения (Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Лаос);

– страны, населенные многими крупными народами, ни один из которых не превалирует (Индия, Индонезия, Филиппины).



Самой многочисленной в регионе является индоевропейская семья, в которой выделяются народы индоарийской группы (бенгальцы, бихарцы, хиндустанцы, панджабцы, синдхи, кашмирцы, маратхи, непальцы, сингалы и др.), иранской – персы, талыши, осетины, курды, таджики, афганцы (пуштуны), белуджи и малочисленной нуристанской (примерно 150 тыс. человек, проживающих в Центральной Азии); кати, вайгали, ашкуни, паруни.

Второй по численности населения является китайско-тибетская семья, в которой выделяются китайская группа: китайцы (хань), хуэй, дунгане и тибето-бирманская группа: тибетцы, мьянма, невары, карены и др.

В Восточной Азии живут также народы алтайской семьи (уйгуры, маньчжурцы, корейцы, японцы), семьи мяо-яо.

Юго-Восточная Азия отличается особой пестротой национального состава и представлена народами паратайской, австроазиатской и австронезийской семей. На юге Индии, в Шри-Ланка, Сингапуре проживают народы дравидийской семьи (тамилы, телугу, каннара, малаяли, брагуи).

Юго-Западная Азия представляет собой довольно сложную этническую территорию, своеобразный мост между Европой, Африкой и Азией, через который идет передвижение этносов. В этом мезорегионе наблюдаются три исторических этнических наслоения: древние иранские и романские народы, древнефракийские племена, тюркские народы.

Здесь сосредоточены и арабские народы семитской семьи (саудовцы, сирийцы, иракцы, арабы и евреи Израиля).

Народы Африки еще слабо изучены, поэтому в литературе имеются различные варианты их классификаций. На этнических картах Африки выделяется около 400 народов, находящихся на разных стадиях этнического развития. Только 11 народов насчитывают более 10 млн. человек каждый (1/3 жителей региона), а 111 народов с численностью более 1 млн. каждый составляют около 90% населения континента.

На севере Африки живут арабские народы семитской (египтяне, алжирцы, марокканцы и др.) и берберской (кабилы, туареги) семей. Арабы региона составляют 2/3 всех арабов земного шара. На северо-востоке Африки сосредоточены народы кушитской семьи (беджа, сомали, афар) и эфиосемитской группы семитской семьи (тигре, тиграи, амхара). Центральную часть континента занимает семья нигер-конго трех языковых групп: атланто-конголезской, манде и кордофанской. К югу от Сахары практически нет однонациональных государств. Особенно сложный состав имеют Нигерия, Эфиопия, Заир, Танзания, Гана, Камерун, Уганда, Кения.

В северной Нигерии, Нигере и Камеруне живут народы чадской семьи (хауса, бура). В долине среднего течения Нигера, по берегам озера Чад, в бассейне верхнего Нила, озер Виктория и Рудольф живут этносы нило-сахарской семьи (сонгаи, нубийцы, масаи и др.). В юго-западной части Африки наряду с народами семьи нигер-конго расселены народы койсанской семьи (бушмены, готтентоты, горные даммара).

Незначительную долю (около 1% населения Африки) занимают народы индоевропейской семьи (африканеры или буры, англичане, французы, испанцы и др.), живущие преимущественно в ЮАР, Намибии, Зимбабве, Кении, Алжире. Мальгаши (малагасийцы) с о. Мадагаскар представляют австронезийскую семью.

Многие народы Северной и Южной Америки образовались уже после открытия Нового Света, поэтому этническая акрта макрорегионов относительно молодая по возрасту и сформировалась в значительной степени в результате миграционных процессов. За исключением индейцев, ни один этнос Америки не имеет исконно этнической территории проживания. Существует много оценок численности индейцев в доколумбовое время (от 14 до 40 млн. человек, теперь придерживаются цифры 15-20 млн.) Многие индейские племена были уничтожены, другие вымерли или сильно уменьшились в числе из-за завезенных болезней. Свою самобытность смогли сохранить относительно крупные и развитые народы (кечуа, аймара, ацтеки, майя и др.). Индейцы составляют около 5,5% населения Америки. В шести странах (Мексика, Перу, Эквадор, Гватемала, Боливия, Парагвай) сосредоточено около 85% индейских народов, причем в последних трех странах они составляют большинство населения (Парагвай – 92,8%). Этнографы выделяют семь – десять семей индейских народов.

В Америку эмигрировало в период ее освоения почти 55 млн. человек из стран Европы и 4 млн. человек из стран Азии. Более 10 млн. негров было завезено для работ на плантациях из Африки. В результате этнических процессов сформировались нации американцев США, англо-франкоканадцев. В странах Латинской Америки в результате этногенетических миксаций образовались мексиканцы, бразильцы, кубинцы, аргентинцы и другие нации. В США проживает более 100 народов, в Канаде и Бразилии – более 80, в Мексике и Аргентине – более 50, в Боливии, Венесуэле, Перу, Колумбии, Чили – более 25 (без учета индейских племен). В то же время 41 народ с численностью более 1 млн. каждый составляют 94,2% населения Америки, три из них насчитывают более 100 млн., восемь – более 10 млн. каждый.

Самой крупной по численности является романская группа индоевропейской семьи (франкоканадцы, мексиканцы, бразильцы, венесуэльцы, кубинцы, панамцы, перуанцы и др.), далее следует германская группа (американцы США, англоканадцы, ямайцы, багамцы, бермудцы, гвианцы, немцы). На языках романской и германской групп в Америке говорит больше людей, чем на их родине – в Европе. В странах Америки проживают и славянские народы – потомки эмигрантов из царской России и Австро-Венгрии, иммигранты современной “волны” из стран СНГ и Восточной Европы. На северном побережье Америки расселены эскимосы и алеуты, образующие эскимосско-алеутскую семью.

В настоящее время большинство стран Латинской Америки многонациональны, в их населении выделяются следующие группы: основной этнос; сохранившиеся очень малочисленные коренные народы; переходные народы (иммигранты или их потомки, окончательно не ассимилировавшие, но уже утратившие связи с территорией выхода); национальные меньшинства. В Америке представлены практически все языковые семьи мира.

В Австралии аборигены составляют менее 15% всего населения, в Океании – 90%. Языки коренного населения Океании делятся на папуасские и австронезийские. Число папуасских народов достигает 700. В австронезийской семье выделяется малайско-полинезийская группа (маори, таитяне, самоа, тонга, гавайцы, фиджийцы, кирибати, науру, тувалу и др.)

Более 4/5 жителей Австралии – англоавстралийцы, в Новой Зеландии – англоновозеландцы. Половину населения Фиджи составляют выходцы Индостана, на Новой Каледонии проживает группа французов. На некоторых островах Океании образовались колонии китайцев, яванцев, филиппинцев и других народов Азии.

Население СНГ относится к шести языковым семьям: индоевропейской (около 80%), алтайской (16,5%), уральской, картвельской, северокавказской и чукотско-камчатской. Большинство народов (98%) имели в составе СССР свои национально-автономные образования (республики, АССР, автономные края, округа или области), а теперь проживают на территории суверенных государств или национальных образований в составе России и других стран СНГ. Из почти 130 народов семь (русские, украинцы, узбеки, белорусы, казахи, азербайджанцы, татары) составляют более 80% населения СНГ, 22 народа насчитывают более 1 млн. каждый, а 29 – от 100 тыс. до 1 млн. человек)

Народы индоевропейской семьи (главным образом славянской, романской, иранской и армянской групп) расселены почти по всем государствам СНГ. Народы картвельской семьи (грузины, мегрелы, сваны) и северо-кавказской (абхазско-адыгейской и нахско-дагестанской групп) проживают компактно на Кавказе и в его предгорьях, алтайской – в Поволжье, Средней Азии и Сибири. Основная часть алтайской семьи – тюркская группа (более 15% населения СНГ): узбеки, казахи, туркмены, азербайджанцы, татары, башкиры, чуваши, якуты, тувинцы, буряты, калмыки и др. Обособленно от основного массива тюркского ареала проживают в Молдове гагаузы. К тунгусо-маньчжурской группе относятся малочисленные эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы.

Уральско-юкагирская семья включает уральскую группу, объединяющую финно-угорскую (мордва, марийцы, коми, саамы, карелы, удмурты, ханты, манси) и самодийскую (ненцы, нганасаны, селькупы) подгруппы, а также юкагирскую группу (юкагиры). В последнее время этнографы выделяют чукотско-камчатскую семью (чукчи, коряки, ительмены). Народы, говорящие на изолированных языках – это нивхи (Сахалин) и кеты (енисейская семья).

По наиболее распространённой теории в неё входят две группы: адыго-абхазская и нахско-дагестанская. Академики Старостин и Николаев в 80-ые годы 20 века произвели реконструкцию прасеверо-кавказского языка через восстановление промежуточных состояний (пралезгинского, праашуйского, пранахского и др.) было выявлено 800 общих корней и замечено 60% совпадений в 100-словном списке базовой лексики. У нахских и дагестанских языков были выявлены четкие фонетические соответствия и чередования звуков. По современной классификации северо-кавказская семья является частью древней хатто-алародийской семьи и имеет в настоящее время две ветви: ашуйскую и нахско-дагестанскую, делящиеся в свою очередь на группы. Ашуйская ветвь более однородна и различия между её языками не столь велики, как внутри нахско-дагестанской ветви, в которой выделяют три группы: западную (нахская и аваро-андо-цезская подгруппы), центральную (лакская и даргинская подгруппы), восточную (лезгинская и хиналугская подгруппы).

Сино-Кавказская макросемья.
В IX-VIII тыс. до н.э., уже после начала распада ностратической макросемьи, произошло деление т.н. сино-кавказской (дене-кавказской, протохурритской, карийской, китайско-кавказской, палеоевразийской) общности, дислоцированной от Малой Азии и Балкан до Памира. Её соседями были ностраты, заселявшие Иран, Среднюю Азию, Аравию, Междуречье. Антропологически сино-кавказцы были протобалкано-кавказского типа (характерного для горных районов), а ностраты – протосредиземноморского (характерного для равнин и степей).
Стоит обратить внимание на тот факт, что сино-кавказская макросемья является более гипотетической, чем ностратическая, т.к. слишком велико географическое расстояние между крайними точками ареала: Калифорнией и Страной Басков.
История распространения сино-кавказских языков выглядит приблизительно следующим образом.
… Обособление основных протоязыков, исходящих из южноевропеоидного ствола, произошло в районе 15-12 тыс. до н.э. на Ближнем Востоке. Их образовалось три: сино-кавказский, ностратический и афразиатский, причем два последних были более близки между собой, чем к первому. Не исключено существование в то время и других протоязыков, которые в будущем бесследно исчезли (к ним можно отнести «банановые» языки Междуречья и шумерский, хотя последний часто сближают с сино-кавказским). К особенностям сино-кавказских языков относят сложную глагольную морфологию, которая образуется по схожим принципам, и эргативное построение предложений, противопоставляемое номинативной конструкции ностратических языков.
Расселение ностратов по Средней Азии и Ирану разделило сино-кавказцев на три зоны: восточную, западную и северную, между которыми располагалась урало-дравидо-алтайская ностратическая общность. Наиболее обособленной была северная, образовавшаяся ещё в 9 тыс. до н.э. одной из первых.
Северные сино-кавказцы (прото-на-дене) под напором ностратов двинулись в Сибирь, откуда вместе с ностратическими протоэскоалеутами проникли на Аляску в 5 тыс. до н.э., после чего их пути разошлись. Антропологически на-дене относятся к тихоокеанскому типу американских индейцев, который имеет европеоидные элементы, что может косвенно служить подтверждением сино-кавказской гипотезы и принадлежности языков на-дене и некоторых других языков Северной Америки к СК макросемье. Генетически у на-дене обнаруживается сходство с байкальской расой и значительная европеоидная составляющая при ослабленности монголоидных черт (средний рост, брахикефалия, развитый воолосяной покров, прямоугольное широкое лицо, широкий выпуклый нос, плоский затылок, светлая кожа), а лингвистически устанавливаются параллели с енисейскими языками и языками Восточной Азии (тональная фонология, присутствующая в кетском и китайско-тибетских). В семью на-дене входят языки атапасков (навахо, апачи и др. племена, проживающие от Аляски до Мексики, причем южные территории были освоены в Средние века), тлингит, хайда и эйяк, а также возможно салишские языки мосан и вакашей, часто включаемые в алгонкино-мосанскую семью, но имеющие смешанный характер. Язык навахо является не только разговорным и живым, но и развивающимся.
Языки чукотско-камчатской семьи структурно не имеют аналогов на Евразийском континенте и рассматриваются как одна из ветвей северо-американских индейцев (вероятно алгонкинов), переселившаяся в Евразию в 5-4 тыс. до н.э. Ительмены были народом, который в ходе длительных контактов с чукчами и коряками перенял их антропологические черты и элементы языка, образовав т.н. чукотско-камчатский языковый союз.
Восточные сино-кавказцы были вынуждены передвигаться на восток к Тихому океану. Их путь пролегал через Уйгурию, Джунгарию в бассейн реки Хуанхэ. Первоначально они селились обособленно, однако в 6 тыс. до н.э. наметился раскол на тибетско-бирманскую, китайскую и кетскую группы. Протокеты, будучи на тот момент ещё европеоидами, двинулись вниз по течению Енисея, смешиваясь с местным монголоидным палеоазиатским населением байкальского типа, формируя особый енисейский антропотип.
Прото-тибето-бирмано-китайцы на реке Хуанхэ и в районе Монголии оформились в протокитайский расовый тип при участии австронезийской составляющей. Этот тип получил последующее развитие в Корее (тунгусские и южномонголоидные элементы) и в Тибете (центральноазиатские и южномонголоидные элементы).
Япония, Курилы, Приморье, Камчатка, Сахалин находились в зоне смешения австралоидного компонента индо-тихоокеанской макросемьи, постепенно вытесняемого австронезийскими языками. Из осколков индо-тихоокеанцев можно отметить нивхов, айнов, ительменов. Эти народы занимают обособленное лингвистическое положение, однако тяготеют к ю.в. Азии, а в расовом отношении у них имеется явная австралоидная примесь.
Автронезийские и паратайские языки были до н.э. распространены по всему Дальнему Востоку и в Северном Индокитае. В Тибете, Бирме, Гималаях, Индии (в додравидийскую эру) проживали носители мяо-яо и австроазиатских языков. Эти языковые семьи группируются в австрическую макросемью, распад которой произошел в 9-8 тыс. до н.э. на австро-тайский и мяо-австроазиатский протоязыки. В 7-6 тыс. до н.э. австро-тайский распался на паратайский и австронезийский языки, а мяо-австроазиатский на мяо-яо и австроазиатский. Последующее дробление произошло в 5-4 тыс. до н.э.
Носители прототибето-бирманского языка в 5-4 тыс. переселились в Тибет и Гималаи, ассимилировав незначительное местное австроазиатское и веддоидное (кусунда, прото-тари, прото-катманду, дхимал/киринти) население.
Протокитайцы двинулись в долину Хуанхэ к Тихоокеанскому побережью, где в 3 тыс. до н.э. возникло древнекитайское государство. Сначала китайский язык в австрическом окружении не играл никакой роли, но после возникновения письменности ареал китайского языка расширился. Китайцы ассимилировали австронезийское население, а китайский язык приобрел тональный характер (для тибето-бирманских это мало характерно). Австронезийские племена пришли в движение и стали мигрировать на юг – в Индонезию и на острова Тихого океана. Им на смену в южнокитайские горы стали проникать мяо-яо и таи-кадайцы. Последние народы и их языки в значительной степени были китаизированы и в 20 веке по некоторым соображениям («одна страна-один народ») относились к китайско-тибетской семье.
Западные сино-кавказцы были предками бурушаски, басков и хатто-хурритов.
Предки басков мигрировали в Западную Европу в 8 тыс. до н.э. через Центральную Европу. Протобаски и родственные им народы жили в Испании, Франции, Италии, на Британских островах вместе с палеолитическими обитателями этого региона.
Оставшиеся в Малой Азии сино-кавказцы разделились в 6 тыс. до н.э. на хатто-ашуйскую и хуррито-урартскую группы (алародийскую), которые стали развиваться автономно, но четкой локализации этих групп не произошло. Хатто-ашуйцы изначально жили на севере Малой Азии, безусловно на востоке Балкан. На Днепре зафиксированы топонимы северо-кавказского происхождения, а археологическая культура востока Балкан имеет потомственные аналоги на западном Кавказе, куда носители празападнокавказского языка проникли в 3-2 тыс. до н.э. через Северное Причерноморье, оставив поселения на Дону и в Крыму. На Дону и в Крыму хатто-ашуйцы впоследствие смешались с индоевропейскими народами, образовав этнос киммерийцев (антропологически – понтийский тип, лингвистически – фракийский язык с адыго-абхазскими элементами). К приходу индоевропейцев на западе Балкан уже произошло формирование динарского расового типа, а вот на нижнем Дунае индоевропейцы вместе одной из ветвей хатто-ашуйцев участвовали в формировании нижнедунайского и византийского типов понтийской ветви, которая распространилась вокруг Черного моря. В понтийской расе сочетаются средиземноморские и динарские черты.
Древнейшие города-государства хаттов возникли в III-II тыс. до н.э. (Пурусханда, Амкува, Куссара, Хаттуса, Каниш, Анитту) на востоке Малой Азии и были захвачены индоевропейскими народами анатолийской группы во II-I тыс. до н.э., которые объединили хаттские города в единое государство.
От алародийского массива в IV-III тыс. до н.э. отделилось несколько групп. Одна из них двинулась на запад Малой Азии (карийцы, троянцы, лелеги), на острова Эгейского моря (лемноссцы/синтии, лесбийцы, крито-микенцы, протокиприоты, филистимляне), на Балканы (пеласги), а во II тыс. до н.э. и Апеннины (реты, тирренцы). Этруски являлись потомками троянцев, изгнанных в 1240 г. до н.э. греками. Другая заселила горные районы Северного Кавказа, смешавшись с палеолитическим населением – предки нахско-дагестанских народов. Жители Малого Кавказа и Армянского нагорья делились на два родственных народа: урартов (язык был единым и не имел диалектного членения) и хурритов (6 диалектов). На языке близком урартскому говорили в городе Угарит и в государстве Митанни. Впоследствии Митанни было захвачено индоарийцами, а Угарит – семитами.
По поводу принадлежности бурушаски к западным или восточным сино-кавказцам идут споры, но известно лишь, что они появились в Кашмире раньше индоарийцев и не контактировали с дравидами. Иногда бурушаски группируются с кетами в карасукскую семью.
Принадлежность исчезнувших языков Индии (кусунда, нахали, прото-тару, прото-катманду, прото-нилгири, прото-дхимал/киринти) к сино-кавказской макросемье весьма спорно. Эти языки имеют много большего с веддоидными, андаманскими и языками папуа, входящими в индо-тихоокеанскую макросемью. Из общих черт можно отметить удвоенные согласные почти в каждом слове (это т.ж. характерно для южных дравидских языков, возникших на подобном субстрате). Устоявшееся отнесение нахали к языкам мунда, базируется на том, что сейчас немногие выжившие нахали говорят на языке австроазиатской семьи. Кусунда полностью перешли на гималайский язык китайско-тибетской семьи. Однако полностью исключить былое присутствие в Центральной Индии сино-кавказских языков нельзя.
Обособление хаттов от хурритов было настолько велико, что при изучении генетических связей было обнаружено, что хаттский язык имеет чёткие пересечения с адыго-абхазскими и картвельскими, но не имеет почти ничего общего с нахско-дагестанскими и хурритскими. В свою очередь, наблюдаются чёткие схождения нахско-дагестанских языков с хурритскими (порядка 100 общих корней) – с одной стороны, и адыго-абхазскими – с другой, а т.ж. точки соприкосновения с чадскими языками афразийской (макро)семьи. Язык хаттов являлся, к тому же, связующим звеном между сино-кавказскими и ностратическими (в ч. картвельской группой).
Характерной чертой древних сино-кавказских языков (вкл. баскский и, отдалённо родственный сино-кавказской макросемье, шумерский язык) является их эргативно-агглютинативный типологический строй.
Пример лингвистической классификации: место русского языка
Время расхождения языков
Лингвистическая категория
Пример категории
Уровень взаимопонимания
Более 4000 лет назад
Макросемья (фила)
Ностратические языки
Родство языков доказывается лишь путем сравнения реконструируемых праязыков
3000 – 4000 лет
Семья языков
Индоевропейская семья

2000 – 3000 лет
Ареал и диалектная группа
Ареал «Сатем»
«Северная» диалектная группа
Родство языков может обнаружить только специалист
1500 – 2000 лет
Ветвь семьи языков
Славяно-балтийская ветвь
Общение невозможно, но при изучении обнаруживаются общие слова и правила
1000 – 1500 лет
Группа языков
Славянская группа
Отдельные знакомые слова и фразы
500 – 1000 лет
Подгруппа языков
Восточная подгруппа
Отдельные случаи взаимонепонимания
200 – 500 лет
Языки
Русский язык
Свободное общение, за редким исключением
Менее 200 лет назад
Диалекты и говоры
Южный диалект
Alexice Schneider/Алексис Шнайдер
(c) 2003-2007

1. На карте административно-территориального деления Кавказа рассмотрите территорию Северно-го Кавказа, найдите и покажите все республики, входящие в состав района.

В состав Северного Кавказа входит 10 субъектов Федерации, среди них 7 респуб-лик: Республика Адыгея (столица Май-коп), Карачаево-Черкесская республика (Черкесск), Кабардино-Балкарская рес-публика (Нальчик), Республика Северная Осетия-Алания (Владикавказ), Респуб-лика Ингушетия (Магас), Чеченская рес-публика (Грозный), Республика Дагестан (Махачкала).

2. Определите, к каким языковым семьям и груп-пам относятся народы Северного Кавказа. Какие из них наиболее близки и родственны друг другу по языку?

Северный Кавказ — самый многонацио-нальный район России, здесь проживает несколько десятков народов, 8 из них об-разуют самостоятельные субъекты Феде-рации. Для выполнения задания исполь-зуйте политико-административную карту.

Народ Языковая семья Языковая группа
Осетины Индоевропейская Иранская
Ингуши Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Чеченцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Аварцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Даргинцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Лакцы Северокавказ-ская Нахско-дагестанская
Лезгины Северокавказ-ская Нахско-дагесганская
Кумыки Алтайская Тюркская
Ногайцы Алтайская Тюркская

3. Приведите примеры материальной культуры горских народов (постройки, одежда, пища), кото-рые определены особенностями природы.

В тексте параграфа приводятся приме-ры башенных поселений ингушей, народ-ных промыслов Дагестана (чернение по серебру, гравировка, филигрань).

Вы, наверное, видели в кинофильмах национальную одежду народов Кавказа — бурку. Это войлочный плащ темного цве-та, который защищает и от ветра, и от хо-лода, и от жары. Пастухам бурка заменя-ла палатку, а в XIX — середине XX в. вхо-дила в обмундирование отечественной кавалерии кавказских соединений и час-тей. Национальное блюдо кавказских народов — шашлык — широко распро-странилось теперь по всему миру.

4. Вы часто слышали, наверное, как люди в поже-ланиях друг другу говорят о «кавказском долголе-тии». Выскажите свои суждения о природе феноме-на долгожительства у кавказских народов. Материал с сайта

Феномен кавказского долголетия чаще всего объясняют хорошим горным возду-хом, обилием фруктов, наконец, спокой-ным ритмом жизни, иногда называют и своеобразные «эликсиры» — кисломолоч-ные продукты: мацони, кумыс. Не менее важными, однако, являются и особеннос-ти жизненного уклада горцев, социальной организации и культуры. Когда младшие поколения с утра до ночи возносят хвалу главам многочисленных семей, окружа-ют их всесторонним почетом и помощью, то старики и впрямь пребывают в состоя-нии несокрушимой уверенности в значи-мости их персоны. Забота о пожилых лю-дях не может не сказаться на продолжительности их жизни. Кстати, и в Япо-нии — мировом лидере по продолжитель-ности жизни (81 год) — попечение о ста-рых родителях возлагается на плечи стар-ших сыновей или мужей старших дочерей в качестве обязательного социального тре-бования.

Несмотря на то что жизнь населения за-кавказских республик существенно ос-ложняют вооруженные конфликты, сти-хийные природные явления, средняя про-должительность жизни в республиках Северного Кавказа выше, чем в России в целом. Например, в Кабардино-Балкарии она составляет 68,7 лет, в Ингушетии око-ло 70 (по России — 65,1).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • народные промыслы северной осетии сочинение
  • сочинение народах северново кавказа
  • народы северного кавказа кратко
  • доклад на тему одежда народов дагестана
  • сочинение: народы разные республика одна

Индоевропейская языковая семья российских народов

  • 1. Славянская группа -- непосредственно русский язык.
  • 2. Индоарийская группа -- цыганский язык. Так как цыгане обычно используют в речи язык страны, на которой они проживают, в нашем государстве они разговаривают на русском языке, заменяя некоторые буквы своими или же произнося их по-другому.
  • 3. Армянская группа -- армянский язык.

Северокавказская семья и её языковые группы

  • 1. Абхазско-адыгская группа: абхазский, кабардино-черкесский и адыгейский языки.
  • 2. Нахско-дагестанская группа: аварский, даргинский, чеченский, ингушский, лезгинский, рутульский языки и д.

Алтайская семья и её языковые группы

  • 1. Тюркская группа: татарский,чувашский, башкирский, казахский, якутский,азербайджанский,кумыкский,тувинский,карачаевский,узбекский, хакасский, балкарский, ногайский,киргизский,туркменский языки.
  • 2. Корейская группа -- корейский язык в диалекте русских народов.
  • 3. Монгольская группа:бурятыский калмыцкий, халха-монгольский языки.
  • 4. Тунгусо-маньчжурская группа: эвенкийский, нанайский,удэгейский языки.
  • 5. Финно - угорская группа: мордовский, удмуртский,марийский, карельский, финский,эстонский, венгерский языки.
  • 6. Самодийская группа: ненецкий,селькупский,нганасанский языки.
  • 7. Юкагирская группа -- юкагирский язык.