Главные направления эволюции. Эволюция птиц: разрывы в последовательностях и возвратные изменения От Археоптерикса до современных птиц

Итоговый тест

Птицы

Вариант 1

А1. Наука о птицах называется

    птицеводство

    орнитология

    кинология

    ихтиология

А2. Кожа птиц

    тонкая, сухая, вся покрыта роговыми образованиями

    тонкая, сухая, лишена желез (только копчиковая), вся покрыта перьями

    тонкая, сухая, имеется одна копчиковая железа, на теле есть участки, лишенные перьев

    пронизана многочисленными железами, выделяющими слизь

А3. Ночные хищные птицы имеют

    хорошее зрение и развитые маховые перья

    мягкое и рыхлое оперение и хороший слух

    слабо оперенную переднюю часть головы и шеи

    маленькие размеры и прекрасный слух

А4. Если на перья водоплавающих птиц попадает нефть или мазут, то

    свойства оперения практически не изменится

    перья прилипнут к телу, и оно приобретет более обтекаемую форму

    численность птиц возрастает, так как таких птиц не будут поедать хищники

    перья слипнуться, вода будет легко проникать к коже, и птицы погибнут от охлаждения

А5. У какой птицы максимально развит мускульный отдел желудка:

    у тетерева

    у орла

    у дятла

    у синицы

Локтевая кость: предплечье=цевка: __________

    голень

    кисть

    стопа

    бедро

А7. Плечевой пояс конечностей птиц состоит из:

    парных лопаток, вороньих костей и сросшихся ключиц;

    парных лопаток, вороньих костей и грудины;

    парных лопаток, сросшихся вороньих костей и ключицы.

А8. Один из признаков усложнения птиц, по сравнению с пресмыкающимися, - это

    деление тела на отделы

    постоянная температура тела

    внутренний скелет

    системы органов

А9. Выберите особенности строения скелета птиц связаны с полетом:

    Кости скелета тонкие, прочные и легкие;

    трубчатые кости скелета полые внутри и заполнены воздухом;

    развитие грудины с килем;

    образование сложного крестца;

    а + б + в;

    а + б + в + г.

А10. Птицы потребляют большое количество пищи, которая дает им энергию для:

    движения, в том числе полета;

    поддержания постоянной и высокой температуры тела;

    а + б.

Часть В

В1. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных. Ответ занесите в таблицу.

В2. Выберите несколько правильных ответов. Ответ запишите в виде последовательности букв.

Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:

    Легкость и прочность скелета

    Интенсивность обмена веществ

    Смешанная кровь в сердце

    Костный череп

    Клюв без зубов

    Головной мозг из пяти отделов

В3. Установите последовательность соподчинения соответствующих терминов систематическим категориям. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    вид ________________

    род _________________

    семейство ___________________

    отряд ________________

    класс _________________

    тип ___________________

    Удод обыкновенный

    Хордовые

    Удодообразные

    Удодовые

    Удод

    Птицы


В4.Выпишите номера верных утверждений.

1. Птицы – теплокровные животные.

2. Кожа птиц имеет большое количество желез.

3. Копчиковая железа выделяет жир, необходимый для смазывания перьевого покрова.

4. Птицы имеют острое зрение.

5. Птицы имеют трехкамерное сердце.

6. У птиц имеются острые зубы.

7. По способу передвижения птицы делятся на три групп: бегающие, плавающие и летающие.

8. К бескилевым птицам относятся все куриные.

9. Возможно первые птицы появились на Земле около 1млн лет назад.

10. Челюсть птиц представлена клювом.

В5. Каким птицам соответствуют перечисленные признаки

Признаки:

Птицы:

A. Гнездятся на льдинах и береговых скалах

Б. Крепкие сильные ноги

Г. Отсутствие киля

Д. Длинная шея

Е. Высокие ноги

Л. Крючкообразный клюв

М. На пальцах имеются плавательные перепонки

I. Серый гусь

II. Цапля

III. Орел

IV. Эму

V. Пингвин

Часть С

Почему размножение птиц считается более совершенным, чем размножение рептилий?

Итоговый тест

Птицы

Вариант 2

А1. Строение археоптерикса позволила изучить наука

    систематика

    палеонтология

    физиология

    арахнология

А2. Часть пера, погруженная в кожу, называется

    ствол

    опахало

    очин

    бородки

А3. Особенностью строения страуса является

    сохранение строение скелета как у летающих птиц

    бородки перьев сцеплены друг с другом, делая перо почти непроницаемым для воздуха

    хорошо развиты грудные мышцы и мышцы ног

    грудина плоская без киля

А4. Если в воду попадает много стирального порошка, то у водоплавающих птиц

    перья станут более чистыми и легкими

    свойства оперения практически не изменятся

    жир на перьях раствориться, вода начнет быстро их смачивать

    перья при попадании порошка образуют плотный водонепроницаемый слой

А5. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:

    характеру пищи

    вскармливанию детенышей

    полету

    необходимости все время запасать пищу

А6. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Найдите аналогичную связь между третьим и одним из 4 данных понятий.

Нижние конечности: цевка=воздушные мешки: __________

    газообмен

    дыхательная система

    высокий уровень обмена веществ

    выделительная система

А7. К концу периода насиживания уменьшается толщина скорлупы яйца:

1. частично она используется на формирование скелета зародыша;

2. так облегчается выход птенца из гнезда;

3. происходит механическое истончение скорлупы яйца

А8. По сравнению с пресмыкающимися в головном мозге птиц лучше развиты:

1. передний мозг и мозжечок;

2. полушария переднего мозга, средний мозг и мозжечок;

3. передний и средний мозг.

А9. У птиц при полете воздух воздушных мешков:

1. повышает температуру тела птицы

2. защищает внутренние органы от перегревания

3. предохраняет внутренние органы от охлаждения

4. не влияет на температуру их тела

А10. Выберите животное, которое относится к одной из наиболее процветающих в наше время групп

1. крокодил

2. тритон

3. сорока

4. беззубка

Часть В

В1. Установите соответствие между признаком археоптерикса и классом позвоночных, на родство с которым этот признак указывает

6. Челюсти с мелкими зубами

В2. Выберите несколько правильных ответов. Ответ запишите в виде последовательности букв. Головной мозг птиц отличается от головного мозга земноводных

    наличием продолговатого мозга

    увеличением полушарий переднего мозга

    уменьшением переднего мозга

    большим развитием среднего мозга

    наличием промежуточного мозга

    лучшим развитием мозжечка

В3. Установите последовательность этапов эволюции кровеносной системы хордовых животных. Ответ запишите в виде последовательности букв.

    Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из непарных предсердия и желудочков, развиты из только жаберные сосуды

    Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочка, разделенных неполной перегородкой

    Замкнутая кровеносная система, лишенная сердца

    Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочков, разделенных полной перегородкой

    Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление сосудов легких

    Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление легочных артерий

В4. Выпишите номера верных утверждений.

    Прочность скелета птиц достигается за счет срастания многих костей на ранних стадиях индивидуального развития.

    У птиц грудные позвонки несут ребра, которые подвижно соединены с грудиной.

    У многих птиц грудина не имеет киля.

    У птиц пояс задних конечностей образован тремя парными костями: вороньими, лопатками и ключицами.

    Увеличение объема головного мозга связано с развитием полушарий переднего мозга и расширением двигательной активности, усложнением поведения.

    Артериальная кровь, идущая от легких по легочной вене, изливается в левое предсердие, а оттуда в правый желудочек и аорту.

    Легкие имеют губчатое строение, входящие в них бронхи разветвляются и заканчиваются тончайшими слепыми бронхиолами.

    У некоторых птиц длинный пищевод образует расширение, т. к. зоб, где накапливается пища и начинает перевариваться.

    Мочеточники открываются в мочевой пузырь, как и у рептилий.

    Эмбриональное развитие птенцов начинается с выходом из яйцевых оболочек.

В5. Каким птицам соответствуют перечисленные признаки.

Признаки:

Птицы:

A. Крепкие сильные ноги

Б. На пальцах имеются плавательные перепонки

B. Перьевой покров обильно смазан жиром

Г. Отсутствие киля

Д. Высокие ноги

Е. Длинная шея

Ж. Селятся в заболоченных местах или где много озер

3. Мощные лапы, снабженные острыми когтями

И. Кости не имеют воздушных полостей

К. Крылья превратились в ласты

Л. Крючкообразный клюв

М. Гнездятся на льдинах и береговых скалах

I. Пингвин

II. Аист

III. Сова

IV. Страус

V. Лебедь

Часть С

С1. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.

Воробей съедает за день количество пищи, равное примерно 80% от собственного веса. Почему он так много ест?

БЛАНК ОТВЕТОВ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

ФИ обучающегося ______________________Класс ______Вариант_____

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

С1

Максимальный балл за выполнение заданий:

    Часть А – 1 балл (всего 10 баллов);

    Часть В – 2 балла (всего 10 баллов);

    Часть С – 3 балла.

Итого – 23 балла

    17 – 23 баллов – «отлично»;

    11 – 16 баллов – «хорошо»;

    9 – 10 баллов – «удовлетворительно».

Общее число набранных баллов ____________Оценка_______

Подпись проверяющего_________________

Ответы

Вариант 1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

2

3

2

4

1

3

1

2

6

3

А

Б

Б

Б

А

А

1

2

6

1

5

3

4

6

2

1, 3, 4, 7, 8, 9, 10

В, М

Д, Е, Л

Б, З

Г, Ж, К

Часть С. С1.

Баллы

Элементы ответа

1. У птиц развиты строительство защищенных гнезд и насиживание яиц

2. Выкармливание, обучение выводка

3. Групповая защита птенцов

Ответ неправильный

Вариант 2

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

2

3

4

3

3

2

1

1

2

3

Б

А

Б

А

А

Б

2

4

6

3

1

6

5

2

4

1

2

5

7

8

К,И,М,Б

Ж,З

З,Л

Д,А,Г,Е

Б,В

Часть С. С1.

Содержание верного ответа и рекомендации к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа

1. Воробьи – птицы мелкие

2. Для того чтобы обмен веществ был достаточно эффективным, он должен быть очень быстрым. Для этого нужно много есть.

3. Чем меньше птица, тем чаще и больше она ест.

Ответ включает все вышеназванные элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Цели урока:

  • Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
  • Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
  • Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
  • Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в группе, частично-поискового метода.

Оборудование:

  • скелет птицы, модель «Мозг позвоночных»;
  • таблицы «Класс птицы. Голубь», «Основные классы позвоночных животных»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

«Унция опыта и труда стоят больше, чем тонна теории» (Дьюи).

Миллионы лет назад появились первые пернатые. И доселе мрачный, населенный лишь одними динозаврами мир, огласился птичьим пением. А ещё через миллионы лет зашагал по земле человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками!
Поднял человек голову вверх – аиста увидел, который свил гнездо на вершине высокого дуба, как раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет!
Поднял человек голову вверх – а там орел парит, свободно, легко! «Вот бы и мне так», – подумал человек, соорудил крылья и бросился в низ с колокольни. Не единожды вниз бросался, прежде чем взмыл вверх, опираясь не на силу мускулов, а на силу своего разума. И родилась авиация. Быстрее звука летают самолеты куда там птицам. Но по экономичности полёта пернатые недосягаемые. Синичка на одном грамме жира пролетает 100 км!
Оканчивают военные училища молодые штурманы. Корабль, самолет в любую точку земли привести могут. Но и птицы, возвращаясь к нам после зимовки, находят известные только им ориентиры и приземляются точнехонько на ту же самую поляну, с которой они стартовали осенью!
Пернатые прекрасно видят, и мы недаром говорим: «Зоркий как сокол!» Они прекрасно слышат и поют! Без них скучно в осеннем саду, и мы радуемся их возвращению весной. Да что говорить! Птицы – это птицы!
Вот сегодня на уроке мы с вами будем юными исследователями, а я – ваш научный руководитель. Мы должны будем вместе решить не простую задачу:

  • Какие же особенности внутреннего строения позволяют птицам летать.

Но мы должны вспомнить из изученного материала:

  • Какие особенности внешнего строения позволяют птицам подняться в небо?

Предполагаемые ответы:

  • Обтекаемая форма тела
  • Покрытая перьями
  • Отсутствие зубов
  • Полые кости
  • Сросшийся скелет

Повторим материал предыдущего урока: «Опорно двигательная система»

  1. Индивидуальный опрос
  2. Работа по карточкам

III. Индивидуальная работа по карточкам

Установите соответствие между костями и отделами конечностей, для которых они принадлежат.

Кости:

а) Бедренная кость.
б) Плечевая кость.
в) Цевка.
г) Предплечье.
д) Голень.
е) Пальцы стопы.

Отделы конечностей:

1. Свободная нижняя конечность.
2. Свободная верхняя конечность.

Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  • Пояс передних конечностей образован: грудиной, двумя ключицами, двумя вороньими костями.
  • Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков и длины их тел.
  • Скелет свободной передней конечностей состоит из плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти.
  • Цевка у птиц – результат приспособления к увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.

IV. Изучение нового материала

Ученики работают в паре. Каждая пара получает задание, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующие разделы учебника.

I группа. Пищеварительная и выделительная системы

1. Назовите органы пищеварительной системы.
У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полётом. Запишите их в тетради.
2. Назовите органы выделения птиц. Известно что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?
3. В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?

II группа. Дыхательная система

1. Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.
2. Запишите особенности строение дыхательной системы птиц, связанные с полётом, в тетрадь.
3. Используя рисунок составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?

III группа. Кровеносная система, обмен веществ

1. Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на неё более сложные строение по сравнению с пресмыкающимися? Запищите их в тетрадь.
2. Используя рисунок, определите направления движения крови по сосудом. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.
3. Какое значение имеет наличие четырёхкамерного сердца у птиц? Какая кровь поступает к органам тела? В лёгкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обмена веществ у птиц?

IV группа. Система органов размножения

1. Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полётом.
2. На рисунке изображена система органов размножения. Назовите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодотворенье птиц.
3. Выберите правильное утверждение:

а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.
б) В яичнике созревают сразу много яиц.
в) Собственным яйцом считается желток.
г) Оплодотворенье у птиц наружное.

V группа. Нервная система птиц

1. Рассмотрите рисунок. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывает на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
2. Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чём проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?
3. Среди перечисленных ниже примеров приведите условный рефлекс:

а) постройка гнёзд;
б) высиживание птенцов;
в) цыплята бегут на голос хозяйки;
г) цыплята клюют всё подряд.

После завершения работы ученики в течение двух-трёх минут готовятся к устному ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заполняя таблицу.

V. Закрепление

Познавательные задачи:

1. Пищеварение у птицы происходит очень быстро. Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4ч, серый сорокопут – за 3ч. Сочные ягоды у воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 мин. Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5-6 раз в сутки, зерноядные – дважды. Один – два раза в сутки едят хищники.
Какое значение для природного сообщества имеет большая скорость пищеварения птиц?

2. У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.
Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете почему у птиц нет мочевого пузыря?

3. Какие же особенности внутреннего строения птиц позволяют им подняться в небо?

Выберите правильные ответы:

1. Признак приспособленности птиц к полёту:

а) появление четырехкамерного сердца
б) роговые щитки на ногах
в) наличие полых костей
г) наличие копчиковой желёзы

2. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:

а) характеру пищи
б) вскармливанию детёнышей
в) полёту
г) необходимости всё время запасать пищу

3. Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:

а) строение сердца
б) увеличение количества крови в организме
в) высокая скорость течения крови
г) невысокая скорость течения крови

4. Выберите правильные утверждения.

а) у мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных
б) на земле около 9000 видов птиц
в) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг, и особенно мозжечок
г) у всех птиц пища удерживается зубами
д) все птицы теплокровные животные
е) скорость полёта птицы зависит от массы тела

5. Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:

а) головной мозг из пяти отделов
б) интенсивный обмен веществ
в) смешанная кровь в сердце
г) костный череп
д) клюв без зубов
е) лёгкость и прочность скелета

6. Приспособлениями птиц к полёту можно считать:

а) видоизменённые конечности
б) хорошее обоняние
в) один круг кровообращения и легочное дыхание
г) полые кости в скелете
д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок
е) отсутствие мочевого пузыря

7. Выстройте путь прохождения пищи у птиц в правильной последовательности:

а) глотка
б) желудок
в) ротовая полость
г) пищевод
д) кишечник
е) клоака
ж) зоб

VI. Рефлексия

  • Что сегодня узнали на этом уроке?
  • Что понравилось?
  • Что не получилось?

Оценки за урок можно выставить, используя различные подходы. Например, самой активной паре и самому активному участнику пары – оценка 5.

VII. Домашнее задание

  • Параграф 55, 56.
  • Групповое задание: каждая пара составляет зачётные вопросы по теме.

Прогресс и регресс в эволюции. Эволюционный процесс в целом непрерывно идет в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды. Смена условий часто приводит к замене одних приспособлений на другие. Однако это же относится к приспособлениям широкого характера, дающим организмам преимущества в различных условиях среды. Таково, например, значение легких как универсального органа газообмена у наземных позвоночных или цветка как совершенного органа размножения у покрытосеменных растений. Таким образом, биологический прогресс может осуществляться вследствие как частных, так и общих приспособлений организмов. Под биологическим прогрессом следует понимать возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида.

Эволюционные изменения, происходящие в некоторых видах и более крупных таксонах (семействах, отрядах), не всегда могут быть признаны прогрессивными. В таких случаях говорят о биологическом регрессе. Биологический регресс - это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, уменьшение численности вида и площади видового ареала.

Каковы же пути достижения биологического прогресса?

Ароморфоз. Вопрос о возможных путях достижения биологического прогресса был разработан А. Н. Северцовым - крупным ученым-эволюционистом. Один из главных таких путей, согласно Северцову, - морфофизиологический прогресс, или ароморфоз, т. е. возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов. Ароморфозы дают большие преимущества в борьбе за существование, открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ СЕВЕРЦОВ (1866- 1936) - отечественный эволюционист. Автор исследований по сравнительной анатомии позвоночных. Создал теорию морфофизиологического и биологического прогресса и регресса.

В эволюции млекопитающих можно выделить несколько крупных ароморфозов: возникновение шерстного покрова, живорождение, вскармливание детенышей молоком, приобретение постоянной температуры тела, прогрессивное развитие легких, кровеносной системы и головного мозга. Высокий общий уровень организации млекопитающих, достигнутый благодаря перечисленным ароморфным изменениям, позволил им освоить все возможные среды обитания и привел в итоге к появлению высших приматов и человека.

Формирование ароморфоза - длительный процесс, происходящий на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Морфофизиологический прогресс - магистральный путь эволюции органического мира. В развитии каждой крупной таксономической группы можно обнаружить ароморфозы, о чем вы узнаете из последующего материала.

Идиоадаптация. Кроме такого крупного преобразования, как ароморфоз, в ходе эволюции отдельных групп возникает большое количество мелких приспособлений к определенным условиям среды. Такие приспособительные изменения А. Н. Северцов назвал идиоадаптациями.

Идиоадаптации - это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации. Примером идиоадаптации может служить описанное Чарлзом Дарвином разнообразие видов вьюрковых птиц (рис. 65). Разные виды вьюрков, имея сходный уровень организации, смогли, однако, приобрести свойства, позволившие им занять совершенно разные места в природе. Одни виды вьюрков освоили питание плодами растений, другие - семенами, третьи стали насекомоядными.

Рис. 65. Разнообразие вьюрков на Галапагосских островах

Несмотря на то что общая дегенерация приводит к значительному упрощению организации, виды, идущие по этому пути, могут увеличивать свою численность и ареал, т. е. двигаться по пути биологического прогресса.

Соотношение направлений эволюции. Пути эволюции органического мира либо сочетаются друг с другом, либо сменяют друг друга. Причем ароморфозы происходят значительно реже идиоадаптаций, но именно ароморфозы определяют новые этапы в развитии органического мира. Возникнув путем ароморфоза, новые, высшие по организации группы организмов занимают другую среду обитания. Далее эволюция идет по пути идиоадаптации, иногда и дегенерации, которые обеспечивают организмам обжи-вание новой для них среды обитания (рис. 67).

Рис. 67. Схема соотношений между ароморфозом, идеоадаптацией и дегенерацией

Итак, перечислим общие черты эволюционного процесса. Прежде всего это возникновение приспособленности организмов, т. е. их соответствие условиям обитания и способность меняться по мере изменения этих условий. Естественный отбор наследственных изменений в природных популяциях - важнейшая причина приспособленности.

Другой важнейшей характеристикой эволюционного процесса является видообразование, т. е. постоянное возникновение новых видов. За время эволюции на Земле существовали десятки, а возможно, и сотни миллионов видов живых организмов.

И наконец, третье неотъемлемое свойство эволюционного процесса - постоянное усложнение жизни от примитивных доклеточных форм вплоть до человека.

  1. Объясните термины: биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация.
  2. Можно ли считать тождественными понятия «биологический регресс» и «дегенерация»? Ответ обоснуйте.
  3. В чем заключается эволюционное значение ароморфоза и идиоадаптации?

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГАОУ ДПО «Институт развития образования» Свердловской области

Кафедра естественнонаучного и математического образования

Проект проверочной работы по теме «Птицы»

( ВМ «Итоговая аттестация обучающихся в форме ОГЭ и ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла (биология)» (108 час.) )

Шумкова Татьяна

Петровна

МАОУ СОШ №184 «Новая школа»

Екатеринбург 2014

Проект проверочной работы по теме «Птицы» для учащихся 7 класса в формате ОГЭ

Учебный материал по теме «Птицы» рассматривается на двух уроках в рамках курса «Многообразие живых организмов». В тоже время, вопросы по этой теме встречаются в всех трех частях экзаменационной работы ЕГЭ и ОГЭ. Назначение проверочной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по теме «Птицы» за курс 7 класса и рамках подготовки к итоговой аттестации выпускников.

Целью данной работы является разработка проверочной работы по теме «Птицы» в двух вариантах.

Проверочная работа может быть использована для подготовки к ОГЭ.

Задачи проектной работы:

Планируемый результат :

    Создание проверочной работе по теме «Птицы» в двух вариантах в формате ОГЭ

    Собственное повышение квалификации

    Повышение качества подготовки учащихся 7 класса по теме «Птицы»

Объектом исследования является биологическое образование на II ступени образования.

Предметом исследования является качество биологического образования на ступени основного общего образования.

Проверочная работа

Цель работы: с помощью составленной работы проверить уровень усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объёме, установленном требованиями ГОС за курс основного общего образования по теме «Птицы».

Кодификатор темы

Код раздела

Код контролируемого элемента

Биология как наука

Методы изучения птиц

Внешнее строение птиц.

Покровы тела

Внутреннее строение птиц.

Опорно- двигательная система. Дыхательная система.

Кровеносная система.

Пищеварительная система

Размножение и развитие

Особенности размножения и развития

Происхождение. Приспособленность к среде обитания

Происхождение птиц

Приспособленность к среде обитания

Черты прогрессивной организации птиц

Проверочная работа

Птицы

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИСЯ

номер

Внимание!

Желаем успехов!

Вариант 1

А1. Наука о птицах называется

    птицеводство

    орнитология

    кинология

    ихтиология

А2. Кожа птиц

    тонкая, сухая, вся покрыта роговыми образованиями

    тонкая, сухая, лишена желез (только копчиковая), вся покрыта перьями

    тонкая, сухая, имеется одна копчиковая железа, на теле есть участки, лишенные перьев

    пронизана многочисленными железами, выделяющими слизь

А3. Ночные хищные птицы имеют

    хорошее зрение и развитые маховые перья

    мягкое и рыхлое оперение и хороший слух

    слабо оперенную переднюю часть головы и шеи

    маленькие размеры и прекрасный слух

А4. Если на перья водоплавающих птиц попадает нефть или мазут, то

    свойства оперения практически не изменится

    перья прилипнут к телу, и оно приобретет более обтекаемую форму

    численность птиц возрастает, так как таких птиц не будут поедать хищники

    перья слипнуться, вода будет легко проникать к коже, и птицы погибнут от охлаждения

А5. У какой птицы максимально развит мускульный отдел желудка:

    у тетерева

Локтевая кость: предплечье=цевка: __________

В1. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных. Ответ занесите в таблицу.

Особенности кровеносной системы

Классы животных

1. В сердце венозная кровь

А. Костные рыбы

2. В сердце четыре камеры

3. Венозная кровь из сердца поступает к легким

4. Два круга кровообращения

5. В сердце две камеры

6. Один круг кровообращения

В2. Выберите несколько правильных ответов. Ответ запишите в виде последовательности букв.

Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:

    Легкость и прочность скелета

    Интенсивность обмена веществ

    Смешанная кровь в сердце

    Костный череп

    Клюв без зубов

    Головной мозг из пяти отделов

В3. Установите последовательность соподчинения соответствующих терминов систематическим категориям. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

    вид ________________

    род _________________

    семейство ___________________

    отряд ________________

    класс _________________

    тип ___________________

    Удод обыкновенный

    Хордовые

    Удодообразные

    Удодовые

Почему размножение птиц считается более совершенным, чем размножение рептилий?

Проверочная работа

Птицы

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИСЯ

На выполнение проверочной работы по теме дается 20 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 10 заданий.

Часть 1 содержит 6 заданий (А1 – А6). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 перенесите номер выбранного ответа в бланк. Если вы написали не тот номер, то зачеркните его и рядом напишите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (В1 – В3). Для заданий части 2 ответ в форме последовательности цифр записывается в бланк. Для каждой цифры используйте отдельную ячейку. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 1 задание С1, на которое следует дать развернутый ответ. Задание выполняется в бланке ответов.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Внимание! Во время выполнения проверочной работы обучающимся не разрешается использование дополнительных материалов.

Желаем успехов!

Вариант 2

А1. Строение археоптерикса позволила изучить наука

    систематика

    палеонтология

    физиология

    арахнология

А2. Часть пера, погруженная в кожу, называется

А3. Особенностью строения страуса является

    сохранение строение скелета как у летающих птиц

    бородки перьев сцеплены друг с другом, делая перо почти непроницаемым для воздуха

    хорошо развиты грудные мышцы и мышцы ног

    грудина плоская без киля

А4. Если в воду попадает много стирального порошка, то у водоплавающих птиц

    перья станут более чистыми и легкими

    свойства оперения практически не изменятся

    жир на перьях раствориться, вода начнет быстро их смачивать

    перья при попадании порошка образуют плотный водонепроницаемый слой

А5. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:

    характеру пищи

    вскармливанию детенышей

  1. необходимости все время запасать пищу

А6. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Найдите аналогичную связь между третьим и одним из 4 данных понятий.

Нижние конечности: цевка=воздушные мешки: __________

    газообмен

    дыхательная система

    высокий уровень обмена веществ

    выделительная система

В1. Установите соответствие между признаком археоптерикса и классом позвоночных, на родство с которым этот признак указывает

Признаки археоптерикса

Классы позвоночных

1. Хвост удлиненный, состоящий из 20 позвонков

2. Тело покрыто перьями

Б. Пресмыкающиеся

3. Кости не наполнены воздухом

4. Передние конечности видоизменены в крылья

5. На ногах четыре пальца: три направлены вперед, один назад

6. Челюсти с мелкими зубами

В2. Выберите несколько правильных ответов. Ответ запишите в виде последовательности букв. Головной мозг птиц отличается от головного мозга земноводных

    наличием продолговатого мозга

    увеличением полушарий переднего мозга

    уменьшением переднего мозга

    большим развитием среднего мозга

    наличием промежуточного мозга

    лучшим развитием мозжечка

В3. Установите последовательность этапов эволюции кровеносной системы хордовых животных. Ответ запишите в виде последовательности букв.

    Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из непарных предсердия и желудочков, развиты из только жаберные сосуды

    Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочка, разделенных неполной перегородкой

    Замкнутая кровеносная система, лишенная сердца

    Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и желудочков, разделенных полной перегородкой

    Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление сосудов легких

    Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и непарного желудочка, появление легочных артерий

С1. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.

Воробей съедает за день количество пищи, равное примерно 80% от собственного веса. Почему он так много ест?

БЛАНК ОТВЕТОВ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

ФИ обучающегося ______________________Класс ______Вариант_____

Максимальный балл за выполнение заданий:

    Часть А – 1 балл (всего 6 баллов);

    Часть В – 2 балла (всего 6 баллов);

    Часть С – 3 балла.

Итого – 15 баллов

    14 – 15 баллов – «отлично»;

    11 – 13 баллов – «хорошо»;

    8 – 10 баллов – «удовлетворительно».

Общее число набранных баллов ____________Оценка_______

Подпись проверяющего_________________

Ответы

Вариант 1

Часть С. С1.

Элементы ответа

1. У птиц развиты строительство защищенных гнезд и насиживание яиц

2. Выкармливание, обучение выводка

3. Групповая защита птенцов

Ответ неправильный

Вариант 2

Часть С. С1.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа

1. Воробьи – птицы мелкие

2. Для того чтобы обмен веществ был достаточно эффективным, он должен быть очень быстрым. Для этого нужно много есть.

3. Чем меньше птица, тем чаще и больше она ест.

Ответ включает все вышеназванные элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

№ задания

Код по кодификатору

Надпредметные умения

Уровни деятельности

Качество усвоения знаний

ВАРИАНТ 1

называть

в знакомой ситуации

прочность

объяснять

в знакомой ситуации

прочность, гибкость

анализировать

в знакомой ситуации

прочность

объяснять

в измененной

ситуации

прочность, гибкость

анализировать

в знакомой ситуации

прочность

анализировать

в измененной ситуации

осознанность

устанавливать соответствие

в измененной ситуации

прочность, глубина

характеризовать

в измененной ситуации

в измененной ситуации

гибкость

в новой ситуации

логика, глубина, гибкость

Характеристика проверочной работы «Птицы»

№ задания

Код по кодификатору

Надпредметные умения

Уровни деятельности

Качество усвоения знаний

ВАРИАНТ 2

называть

в знакомой ситуации

прочность

объяснять

в знакомой ситуации

прочность, гибкость

анализировать

в знакомой ситуации

прочность

объяснять

в измененной

ситуации

прочность, гибкость

анализировать

в знакомой ситуации

прочность

анализировать

в измененной ситуации

осознанность

устанавливать соответствие

в измененной ситуации

прочность, глубина

характеризовать

в измененной ситуации

устанавливать логическую последовательность

в измененной ситуации

гибкость

анализировать, идентифицировать

в новой ситуации

логика, глубина, гибкость

Список литературы

Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни. – Изд. 3-е, дополн. -Ростов н / Д: Легион, 2012

Лернер И. Г. ГИА 2009. Биология. Сборник заданий. М.: Эксмо 2009

Лернер И. Г. Биология. Животные. Тестовые задания к основным учебникам 7-8 классы. (АВС. Все уровни ЕГЭ). М.: Эксмо, 2008

Рохлов В.С., Лернер Г.И., Теремов А.В., Трофимов С.Б. 9 класс. ГИА. Биология. Тематические тренировочные задания. 2009. М.: Эксмо 2009

Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология: разнообразие живых организмов: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 2008

Заключение

При работе над этим проектом решались следующие задачи:

Изучить нормативные документы и учебно – методическую литературу, определяющую требования к уровню усвоения учебного материала по теме «Птицы»;

Составить кодификатор проверочной работы по теме «Птицы»;

Разработать два варианта проверочной работы в формате ОГЭ;

Составить характеристику данной работы.

Планируемый результат частично достигнут

Создана проверочная работа по теме «Птицы» в двух вариантах в формате ОГЭ

В ходе самостоятельной работы над проектом достигнуто повышение квалификации.

В ближайшее время при изучении темы «Птицы» необходимо применить проверочную работу с целью повышение качества подготовки учащихся 7 класса по данной теме.

Домашняя работа на 6.05.17. Тест «Птицы»
Вариант 1
А1. Наука о птицах называется
1. птицеводство
2. орнитология
3. кинология
4. ихтиология
А2. Кожа птиц
1. тонкая, сухая, вся покрыта роговыми образованиями
2. тонкая, сухая, лишена желез (только копчиковая), вся покрыта перьями
3. тонкая, сухая, имеется одна копчиковая железа, на теле есть участки, лишенные перьев
4. пронизана многочисленными железами, выделяющими слизь
А3. Ночные хищные птицы имеют
1. хорошее зрение и развитые маховые перья
2. мягкое и рыхлое оперение и хороший слух
3. слабо оперенную переднюю часть головы и шеи
4. маленькие размеры и прекрасный слух
А4. Если на перья водоплавающих птиц попадает нефть или мазут, то
1. свойства оперения практически не изменится
2. перья прилипнут к телу, и оно приобретет более обтекаемую форму
3. численность птиц возрастает, так как таких птиц не будут поедать хищники
4. перья слипнуться, вода будет легко проникать к коже, и птицы погибнут от охлаждения
А5. У какой птицы максимально развит мускульный отдел желудка:
1. у тетерева
2. у орла
3. у дятла
4. у синицы


Локтевая кость: предплечье=цевка: __________
1. голень
2. кисть

3. стопа
4. бедро
Часть В
В1. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами
животных. Ответ занесите в таблицу.
Особенности кровеносной системы

Классы животных

1. В сердце венозная кровь

А. Костные рыбы

2. В сердце четыре камеры

3. Венозная кровь из сердца поступает к
легким
4. Два круга кровообращения
5. В сердце две камеры
6. Один круг кровообращения

Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:
1. Легкость и прочность скелета
2. Интенсивность обмена веществ
3. Смешанная кровь в сердце
4. Костный череп
5. Клюв без зубов
6. Головной мозг из пяти отделов
В3.
Установите
последовательность
соподчинения
соответствующих
терминов
систематическим категориям. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. вид ________________
2. род _________________
3. семейство ___________________
4. отряд ________________
5. класс _________________
6. тип ___________________
1. Удод обыкновенный
2. Хордовые
3. Удодообразные
4. Удодовые
5. Удод
6. Птицы

Часть С

Почему размножение птиц считается более совершенным, чем размножение рептилий?
Вариант 2
А1. Строение археоптерикса позволила изучить наука
1. систематика
2. палеонтология
3. физиология
4. арахнология
А2. Часть пера, погруженная в кожу, называется
1. ствол
2. опахало
3. очин
4. бородки
А3. Особенностью строения страуса является
1. сохранение строение скелета как у летающих птиц
2. бородки перьев сцеплены друг с другом, делая перо почти непроницаемым для воздуха
3. хорошо развиты грудные мышцы и мышцы ног
4. грудина плоская без киля
А4. Если в воду попадает много стирального порошка, то у водоплавающих птиц
1. перья станут более чистыми и легкими
2. свойства оперения практически не изменятся
3. жир на перьях раствориться, вода начнет быстро их смачивать
4. перья при попадании порошка образуют плотный водонепроницаемый слой
А5. Быстрое переваривание пищи - это приспособление к:
1. характеру пищи
2. вскармливанию детенышей
3. полету
4. необходимости все время запасать пищу
А6. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Найдите аналогичную
связь между третьим и одним из 4 данных понятий.
Нижние конечности: цевка=воздушные мешки: __________
1. газообмен
2. дыхательная система
3. высокий уровень обмена веществ

4. выделительная система
Часть В
В1. Установите соответствие между признаком археоптерикса и классом позвоночных, на
родство с которым этот признак указывает
Признаки археоптерикса

Классы позвоночных

1. Хвост удлиненный, состоящий из 20
позвонков

2. Тело покрыто перьями

Б. Пресмыкающиеся

3. Кости не наполнены воздухом
4. Передние конечности видоизменены в
крылья
5. На ногах четыре пальца: три направлены
вперед, один назад
6. Челюсти с мелкими зубами
В2. Выберите несколько правильных ответов. Ответ запишите в виде последовательности букв.
Головной мозг птиц отличается от головного мозга земноводных
1. наличием продолговатого мозга
2. увеличением полушарий переднего мозга
3. уменьшением переднего мозга
4. большим развитием среднего мозга
5. наличием промежуточного мозга
6. лучшим развитием мозжечка
В3. Установите последовательность этапов эволюции кровеносной системы хордовых
животных. Ответ запишите в виде последовательности букв.
1. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из непарных предсердия и
желудочков, развиты из только жаберные сосуды
2. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и
желудочка, разделенных неполной перегородкой
3. Замкнутая кровеносная система, лишенная сердца
4. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и
желудочков, разделенных полной перегородкой
5. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и
непарного желудочка, появление сосудов легких
6. Замкнутая кровеносная система с сердцем, состоящим из парных предсердий и
непарного желудочка, появление легочных артерий
Часть С
С1. Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.
Воробей съедает за день количество пищи, равное примерно 80% от собственного веса. Почему
он так много ест?

БЛАНК ОТВЕТОВ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

ФИ обучающегося ______________________ Вариант 1

Вариант 2
А1

Общее число набранных баллов ____________Оценка_______