Александр Македонский — биография. Великие полководцы

Александр Македонский (Александр Великий) д. р. 20 (21) июля 356 до н. э. – д. с. 10 (13) июня 323 до н. э. Царь Македонии с 336 г, известнейший полководец всех времен и народов, силой оружия создавший крупнейшую монархию древности.

По деяниям Александра Македонского трудно сравнить с кем бы то ни было из великих полководцев в мировой истории. Известно, что его почитали такие потрясавшие мир завоеватели, как и … В действительности, завоевательные походы царя небольшого государства Македонии на самом севере греческих земель оказывали серьезное воздействие на все последующие поколения. А полководческое искусство царя Македонии стало классикой для людей, посвятивших себя ратному делу.

Происхождение. Ранние годы

Александр Македонский родился в Пелле. Он был сыном Филиппа II Македонского и царицы Олимпиады, дочери эпирского царя Неоптолема. Будущий герой Древнего мира получил эллинское воспитание – его наставником с 343 года был едва ли не самый легендарный древнегреческий философ Аристотель.


«Александр… восхищался Аристотелем и, по его же словам, любил учителя не меньше, чем отца, сказав, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно», – написал Плутарх.

Царь-полководец Филипп II сам обучал сына военному искусству, в чем тот в скором времени преуспел. В древние времена победитель на войне считался человеком большого государственного ума. Царевич Александр в первый раз командовал отрядом македонских воинов, когда ему было 16 лет. Для того времени это явление обычное – сын царя попросту не мог не быть военным вождем на подвластных ему землях.

Сражаясь в рядах македонского войска, Александр подвергал себя смертельной опасности и получил несколько тяжелых ранений. Великий полководец стремился дерзостью одолеть собственную судьбу, а силу врага – мужеством, ибо он считал, что для смелых нет никакой преграды, а для трусов – никакой опоры.

Молодой полководец

Полководческий талант и мужество воина царевич Александр продемонстрировал уже в 338 г., когда разбил «священный отряд» фиванцев в битве при Херонее, в которой македоняне сошлись с объединившимися против них войсками Афин и Фив. Царевич командовал в сражении всей македонской конницей, численностью в 2 000 всадников (кроме того, царь Филипп II имел еще 30 000 хорошо обученных и дисциплинированных пехотинцев). Царь сам направил его с тяжеловооруженной конницей на тот фланг противника, где стояли фиванцы.

Молодой полководец с македонскими конниками стремительным ударом разбил фиванцев, которые были почти все истреблены в битве, а после этого атаковал во фланг и тыл афинян.

Восшествие на престол

Эта победа принесла для Македонии господство в Греции. Но для победителя она стала последней. Царя Филиппа II, который готовил большой военный поход в Персию, убили заговорщики в августе 336 г. Вступивший на отцовский престол 20-ти летний Александр казнил всех заговорщиков. Вместе с престолом молодой царь получил хорошо обученное войско, ядро которого составляли отряды тяжелой пехоты – копьеносцев, вооруженных длинными пиками – сариссами.

Многочисленными были и вспомогательные войска, которые состояли из мобильной легкой пехоты (в основном стрелков из лука и пращников) и тяжеловооруженной конницы. В войске царь Македонии широко использовались разные метательные и осадные машины, которые в походе везли за армией в разобранном виде. У древних греков военно-инженерное дело находилось на весьма высоком, для той эпохи, уровне.

Царь-полководец

В первую очередь Александр утвердил гегемонию Македонии среди греческих государств. Он заставил признать за собой неограниченную власть верховного военного вождя в предстоящей войне с Персией. Всем своим противникам царь угрожал только военной силой. 336 год – его избрали главой Коринфского союза, он занял место отца.

После Александр совершил победный поход против варваров, обитавших в долине Дуная (македонская армия при этом форсировала полноводную реку) и приморской Иллирии. Молодой царь силой оружия вынудил их признать его владычество и помогать ему своими войсками в войне с персами. Потому как ожидалась богатая военная добыча, вожди варваров охотно согласились выступить в поход.

Пока царь воевал в северных землях, по Греции поползли ложные слухи о его смерти, и греки, в особенности фиванцы и афиняне, выступили против македонского господства. Тогда Македонский форсированным маршем неожиданно подступил к стенам Фив, захватил и разрушил до основания этот город. Усвоив печальный урок, Афины сдались, и с ними поступили великодушно. Жесткость, проявленная им по отношению к Фивам, положила конец противодействию греческих государств воинственной Македонии, обладавшей в те времена в эллинском мире самой сильной и боеспособной армией.

334 год, весна – царь Македонии начал поход в Малую Азию, оставив за себя наместником военачальника Антипатра и дав ему 10-ти тысячное войско. Он быстро переправился на собранных для этой цели отовсюду судах через Геллеспонт во главе войска, состоявшего из 30 000 пехотинцев и 5 000 конницы. Персидский флот не смог помешать этой операции. На первых порах Александр не встретился с серьезным сопротивлением, пока не дошел до реки Граник, где его дожидались большие силы неприятеля.

Завоевания Александра

В мае на берегах реки Граник произошло первое серьезное сражение с персидскими войсками, которыми командовали известный полководец Мемнон Родосский и несколько царских полководцев – сатрапов. Вражеская армия состояла из 20 тыс. персидской конницы и большого числа наемных пеших греческих воинов. По другим источникам, 35-тысячной македонской армии противостояло 40-тысячное вражеское войско.

Вероятней всего, у персов было заметное численное преимущество. В особенности оно выражалось в количестве конницы. Александр Македонский на глазах врага решительно перешел Граник и первым атаковал противника. Вначале он без особого труда разбил и рассеял легкую персидскую конницу, а после уничтожил фалангу греческих пехотинцев-наемников, из которых в живых остались меньше 2 000 человек, взятых в плен. Победители потеряли меньше сотни воинов, побежденные – до 20 000 человек.

В битве на реке Граник, Македонский царь лично возглавлял тяжеловооруженную македонскую конницу и нередко оказывался в самой гуще сражения. Но его выручали то телохранители, бившиеся рядом, то личная храбрость и воинское искусство. Именно личное мужество, помноженное на полководческое искусство, принесло Великому полководцу небывалую популярность среди македонских солдат.

После этой блестящей победы большая часть малоазиатских городов с преимущественно эллинским населением открыло крепостные ворота завоевателю, в том числе и Сарды. Только славившиеся своей независимостью города Милет и Галикарнасс оказали упорное вооруженное сопротивление, но отразить натиск македонцев они не могли. В конце 334 – начале 333 годов до н. э. Македонский царь покорил области Карию, Ликию, Памфилию и Фригию (в ней он взял сильную персидскую крепость Гордион), летом 333 г. – Каппадокию и направился в Киликию. Но опасная болезнь Александра приостановила это победное шествие македонцев.

Едва поправившись, царь через киликийские горные проходы двинулся в Сирию. Персидский царь Дарий III Кодоман вместо того, чтобы ждать неприятеля на сирийских равнинах, выдвинулся во главе огромной армии ему навстречу и перерезал коммуникации противника. Близ города Исса (современный Искендерун, бывший город Александретта), в северной Сирии состоялось одно из крупнейших сражений в истории Древнего мира.

Персидское войско превосходило силы Александра Великого приблизительно в три раза, а по некоторым оценкам, даже в 10 раз. Обычно в источниках указывается цифра в 120 000 человек, из них 30 000 – греческие наемники. Потому царь Дарий и его военачальники не сомневались в полной и быстрой победе.

Войско персов заняло удобную позицию на правом берегу реки Пинар, пересекавшей равнину Исса. Незаметно обойти ее с флангов было попросту невозможно. Царь Дарий III, вероятно, решил устрашить македонцев одним видом своего огромного войска и добиться полной победы. Потому он не стал торопить события в день битвы и отдал противнику инициативу начала сражения. Это дорого ему стоило.

Царь Македонии первым начал атаку, двинув вперед фалангу копьеносцев и конницу, действовавшую на флангах. Тяжелая македонская конница (кавалерия «товарищей») под командованием самого Александра Македонского двинулась в атаку с левого берега реки. Своим порывом она увлекла в битву македонцев и их союзников, настроив на победу.

Ряды персов смешались, и они обратились в бегство. Конница македонцев долго преследовала бежавших, но поймать Дария так и не смогла. Персидские потери были огромными, возможно, больше 50 000 человек.

Походный лагерь персов вместе с семейством Дария достался победителю. Стремясь завоевать симпатии населения завоеванных земель, царь проявил милосердие к жене и детям Дария, а плененным персам разрешил при их желании вступить в ряды македонской армии, в ее вспомогательные отряды. Многие плененные персы воспользовались такой нежданной возможностью избежать позорного рабства на греческой земле.

Потому как Дарий с остатками своего войска бежал далеко, к берегам реки Евфрат, Великий полководец двинулся в Финикию с целью завоевать все восточное, сирийское побережье Средиземного моря. В это время он два раза отклонил предложение персидского царя о мире. Александр Македонский мечтал только о покорении огромной Персидской державы.

В Палестине македонцы встретили неожиданное сопротивление финикийского города-крепости Тира (Сур), находящегося на острове вблизи берега. Тир был отделен от суши полосой воды в 900 метров. Город имел высокие и крепкие крепостные стены, сильный гарнизон и эскадру, большие запасы всего необходимого, а его жители были полны решимости с оружием в руках защитить родной Тир от иноземных захватчиков.

Началась семимесячная, невероятно тяжелая осада города, в которой принял участие македонский военный флот. По дамбе под самые крепостные стены подвезли разные метательные и стенобитные машины. После многодневных усилий этих машин крепость Тир была взята осаждавшими в ходе ожесточенного штурма.

Лишь часть жителей города смогло спастись бегством на кораблях, чьи экипажи прорвались через блокадное кольцо вражеского флота и смогли уйти в Средиземное море. Во время кровопролитного штурма Тира погибли 8 000 горожан, а около 30 000 были проданы победителями в рабство. Сам город в назидание другим был практически разрушен и надолго перестал быть центром мореходства в Средиземноморье.

После этого македонскому войску покорились все города в Палестине, кроме Газы, которую довелось брать силой. Победители в ярости перебили весь персидский гарнизон, сам город был разграблен, а жители проданы в рабство. Это произошло в ноябре 332 г.

Египет, одна из самых густонаселенных стран Древнего мира, покорился Великому полководцу древности без всякого сопротивления. В конце 332 г. завоеватель основал в дельте Нила на морском побережье город Александрию (один из многих, кто носил его имя), который в скором времени превратился в крупный торговый, научный и культурный центр эллинской культуры.

При покорении Египта Александр проявил мудрость великого государственного деятеля: он не касался местных обычаев и религиозных верований в противоположность персам, которые постоянно оскорбляли эти чувства египтян. Он смог завоевать доверие и любовь местного населения, чему способствовала и чрезвычайно разумная организация управления страной.

331 год, весна – македонский царь, получив значительные подкрепления от царского наместника в Элладе Антипатра, снова двинулся войной на Дария, который уже успел собрать большое войско в Ассирии. Армия македонцев пересекла реки Тигр и Евфрат, и при Гавгамеле, неподалеку от города Арбелы и развалин Ниневии, 1 октября этого же года противники сошлись в битве. Несмотря на значительный перевес персидского войска в численности и абсолютный – в коннице, Александр Македонский благодаря искусной тактике ведения наступательного боя снова смог одержать блестящую победу.

Александр Великий, находившийся со своей тяжелой кавалерией «товарищей» на правом фланге македонской боевой позиции, пробил брешь между левым флангом и центром персов и после атаковал их центр. После упорного сопротивления, несмотря на то что левый фланг македонян испытывал сильное давление противника, персы отступили. За короткое время их огромная армия превратилась в толпы неуправляемых вооруженных людей. Дарий III бежал в числе первых, а за ним в полном беспорядке побежало все его войско, неся огромные потери. Победители потеряли всего 500 человек.

С поля сражения Александр Македонский двинулся на город , который сдался без боя, хотя и имел мощные крепостные стены. В скором времени победители захватили персидскую столицу Персеполис и огромную царскую сокровищницу. Блестяще одержанная победа при Гавгамеле сделала Александра Великого властелином Азии – теперь Персидская держава лежала у его ног.

К концу 330 г. Великий полководец подчинил себе всю Малую Азию и Персию, достигнув цели, поставленной его отцом. Меньше чем за 5 лет царь Македонии смог создать величайшую для той эпохи империю. На завоеванных территориях правила местная знать. Только военные и финансовые дела поручались грекам и македонцам. В этих вопросах Александр Македонский доверял исключительно своим людям из числа эллинов.

В следующие три года Александр совершил военные походы на территорию нынешнего Афганистана, Среднюю Азию и Северную Индию. После чего он окончательно покончил с Персидской державой, царь-беглец которой, Дарий III Кодоман, был убит собственными сатрапами. Потом последовало завоевание областей – Гиркании, Арии, Дрангианы, Арахозии, Бактрии и Согдианы.

Покорив себе окончательно многолюдную и богатую Согдиану, македонский царь женился на Роксалане, дочери бактрийского князя Оксиарта, который в особенности доблестно сражался против него, стремясь таким путем укрепить свое господство в Средней Азии.

328 год – Македонский в припадке гнева и опьяненный вином заколол во время пира военачальника Клита, который спас ему жизнь в сражении при Гранике. В начале 327 г. в Бактрии раскрыли заговор знатных македонян, которые все были казнены. Такой же заговор привел к гибели философа Каллисфена, родственника Аристотеля. Этот последний карающий поступок великого завоевателя был труднообъяснимым, потому как его современникам было хорошо известно, насколько высоко почитал ученик своего мудрого учителя.

Окончательно подчинив себе Бактрию, Александр Великий весной 327 г. предпринял поход в Северную Индию. Его армия в 120 000 человек состояла, в основном, из войск покоренных земель. Перейдя реку Гидасп, он вступил в сражение с армией царя Пора, включавшей в себя 30 000 пеших воинов, 200 боевых слонов и 300 боевых колесниц.

Кровавая битва на берегах реки Гидасп завершилась очередной победой великого полководца. Немалую роль в ней сыграла легкая греческая пехота, которая бесстрашно атаковала боевых слонов, которых так боялись восточные воины. Изрядная часть взбешенных многочисленными ранами слонов развернулась и кинулась сквозь свои же собственные боевые порядки, смешав ряды индийской армии.

Победители потеряли всего 1 000 воинов, побежденные же гораздо больше – 12 000 убитыми и еще 9 000 индусов оказались в плену. Индийский царь Пор оказался плененным, но вскорости был освобожден победителем. Затем войско Александра Македонского вступило на территорию современного Пенджаба, одержав победу еще в нескольких сражениях.

Но дальнейшее продвижение в глубь Индии было остановлено: в македонской армии начался открытый ропот. Солдаты, измотанные восемью годами постоянных военных походов и битв, умоляли Александра вернуться домой, в далекую Македонию. После выхода вдоль берегов Инда к Индийскому океану Александру Македонскому довелось подчиниться желанию войска.

Смерть Александра Македонского

Но царю Македонии так и не довелось возвратиться домой. В Вавилоне, где он жил, занятый государственными делами и планами новых завоевательных походов, после одного из пиров Александр неожиданно заболел и через несколько дней умер на 33-м году жизни. Умирая, он не успел назначить своего преемника. Один из ближайших его соратников Птолемей перевез тело Александра Македонского в золотом гробу в Александрию и похоронил там.

Развал империи

Последствия смерти Великого полководца древности не заставили себя долго ждать. Всего через год огромная империя, созданная Александром Великим, прекратила свое существование. Она распалась на несколько постоянно враждующих государств, которыми правили ближайшие сподвижники героя Древнего мира.

Он родился и вырос на задворках великой греческой цивилизации. Цари Македонии смотрели на Элладу как на старшего брата, имевшего неоспоримые заслуги перед историей и культурой. Александр благоговел перед Ахиллом и Гераклом, Сократом и Периклом, мечтая прикоснуться к их славе и занять в пантеоне героев место хотя бы с краю. Так получилось, что он превзошел своих кумиров, победил главного врага греков и распространил культурный код эллинизма по всему Средиземноморью. Мир после его ухода стал другим. Уже набирала силу республика римлян, для которых Александр был образцом для подражания. Его жизнь овеяна легендами и слухами, на которые не скупились современники и потомки. Сейчас трудно отделить правду от небылиц, но его военные подвиги не вызывают сомнений. Александр Македонский – один из столпов европейской культуры.

Наследник престола

Как и положено великому человеку, обстоятельства его рождения необычны. Он появился на свет в 356 году в столице Македонии городе Пелла в ту самую ночь, когда Герострат сжег храм Артемиды Эфесской. Вероятно, это предание сочинили сами греки, чтобы объяснить военную катастрофу в Индии. Обе даты в точности не известны, поэтому ими легко манипулировать. Отец Александра Филипп II имел богатую родословную, принадлежа к древу царей Аргоса, которые, в свою очередь, происходили от Геракла.

Интересно, что в череде македонских царей имя Александр уже встречалось. Это был царь, правивший в 4-м веке до н.э. О нем известно, что он был удачлив на поле брани и симпатизировал грекам. Мать будущего полководца Олимпиада была самой влиятельной из шести жен Филиппа. Дочь царя Эпира, несомненно, являлась грекофилкой и воспитывала сына в приязни к эллинским ценностям. Своего мужа она не любила и постаралась заронить в душе мальчика сходные чувства.

Среди воспитателей Александра особого внимания заслуживает Аристотель, личность не менее великая и известная. Мыслитель привил наследнику престола любовь к медицине, литературе и философии. Будущий цивилизатор ойкумены получил классическое греческое образование, восхищался героями Илиады и не расставался со свитком Гомера, перечитывая любимые строки в минуты досуга.

Возможно, Аристотель был также тем человеком, которому удалось посеять в душе мальчика мечты о славе. Юный Александр упрям, равнодушен к женщинам и телесным удовольствиям. Его честолюбие не знает границ. Первый город в свою честь он основывает в 16 лет, подавив восстание фракийского племени медов. Царица Олимпиада использует упрямого и склонного к авантюрам сына в своих интригах против мужа. Филипп II был убит своим телохранителем без видимых причин. Мы можем только гадать, кто же направил преступную длань, поскольку убийца был казнен на месте.

Завоевание Эллады

Вступивший на трон Александр не замедлил расправиться с возможными заговорщиками и претендентами на престол. Погибший царь оставил после себя пустую казну и недовольное население завоеванных земель. Пообещав греческим полисам соблюдение их суверенитета, Александр оставляет там свои гарнизоны, а сам с небольшим войском успешно подавляет восставших иллирийцев и фракийцев. Единственным городом Эллады, посмевшим сбросить гегемонию македонцев, были Фивы. Другие полисы предпочли оказать моральную поддержку, и даже знаменитый афинский оратор Демосфен ни смог ничего сделать.

Не дожидаясь усмирения Фив, полисы расправляются с внутренними противниками македонцев. Дело здесь не только в трусости, но и в трезвом расчете, ведь Александр апеллировал к персидской угрозе, и никто, кроме него, не мог организовать отмщение за былые обиды.

Против варваров

Греки считали македонцев дикарями, но не варварами, поскольку те входили в культурное пространство эллинизма. И Филипп II и Александр никогда не имели планов поработить и разорить страну, перед которой они преклонялись. Они лишь стремились объединить ее в некое подобие государства, которое бы позволило изнеженным эллинам противостоять внешней опасности и сохранить наследие предков. После битвы при Херонее в 338 году, которая показала всю слабость греческого мира, Филипп создает Коринфский Союз, который провозглашает македонского царя гегемоном (вождем и покровителем) всех греков.

Расправляясь с фиванцами, Александр настаивал на продолжении верховенства македонцев. Весной 334 года он собирает экспедиционный корпус, в который вошли не только его соотечественники, но и греки из городов-полисов. Через Геллеспонт он переправляется в Малую Азию, обманув бдительность персов. Его войско насчитывало 50 тысяч, но это войско шагало по местам эпической славы, описанной Гомером в Илиаде.

Недалеко от легендарной Трои состоялась битва на реке Граник, в которой армия персов была наголову разбита, после чего большинство греческих городов-колоний в Малой Азии сдались на милость победителя. В ноябре 333 года в битве при Иссе с Александром сразился сам персидский царь Дарий. Зажатое в теснине между горами и морем, войско персов не смогло воспользоваться своими преимуществами и было разбито. Сам царь бежал, бросив семью и богатства. Дарий дважды просит мира, но не получает его.

Вступив в Финикию, Александр встречает упорное сопротивление города Тира, расположенного на острове. Семь месяцев финикийцы, имеющие лучший флот в тогдашнем мире, снабжают осажденную крепость всем необходимым. Следующим «крепким орешком» был палестинский город Газа, который держался два месяца. Без всякого сопротивления был сдан Египет, пребывавший под игом ненавистных персов. Александра Великого встречают не только как избавителя, но и как новое божество.


Сын Зевса

Неземные почести, оказанные Александру, побудили его провозгласить себя сыном Зевса-Амона. Этот трюк имел огромное значение для воодушевления собственного воинства, а деморализованный противник утратил веру в своего вождя. 1 октября 331 года в битве при Гавгамелах персы и подвластные им народы были разбиты, и Дарий снова позорно бежал с поля боя. Сатрапы-губернаторы Вавилона и Суз без боя переходят на сторону удачливого полководца. В январе 330 года, после непродолжительной осады, столица Персии город Персеполь был сдан.

Дарий бежит сначала в Мидию, а затем в Парфию, где его убивают собственные военачальники. Сатрап Бактрии, участвовавший в заговоре, провозглашает себя новым персидским царем под именем Артаксеркс и пытается организовать сопротивление. Выданный собственными соратниками, он был казнен.

Мультикультурная политика, проводимая Александром на огромном пространстве завоеванных территорий, в целом, потерпела неудачу. Невозможно было уравнять персов, эллинов и египтян. Стиль правления в восточных провинциях требовал поклонения царю и воздания ему божественных почестей, в то время как греки продолжали видеть в своем руководителе старшего товарища и равноправного участника пирушек. Глухой ропот у них вызывал обычай простираться ниц и целовать ногу владыки.

Бремя власти портит человека. Александр становится надменным и подозрительным. Усталость солдат дает пищу для недовольства и зреющих заговоров. Но царь Персии готовится к новым походам. Он хочет увидеть мир и разрубить еще один «гордиев узел». В его обозе находились ученые, которые записывали не только военные подробности, но и особенности местной жизни.

В 329 году Александр отправляется завоевывать среднеазиатские сатрапии Персии, которые не торопились присягать новому монарху. Это была война с партизанами, которые поднимали восстание в разных концах империи. Население скрывалось в труднодоступных районах или откочевывало вглубь малообитаемых районов. В Согдиане македонцы столкнулись со скифами, победили их, но не стали преследовать.


Индия

Наскоро закрепившись в суровой Средней Азии, Александр вторгается на территорию современного Пакистана. В районе Пенджаба ему присягает царь Таксил, надеясь с помощью завоевателей одолеть соперника, царя Пора. Пор побежден в битве на реке Гидасп в июле 326 года, но помилован и оставлен на царстве.

Неизвестно, куда еще хотел забраться сын Зевса-Амона, если бы в конце лета 326 года его войско не выразило ясно и недвусмысленно свой отказ следовать дальше. Усталость и страх перед неизвестностью был сильнее боязни божественного повелителя. Александр вынужден смириться. Спустившись по Инду в Индийский океан, македонцы с большими потерями вернулись в Персию.

Последние годы жизни

Осознавая непрочность своей разношерстной империи, Александр пытается скрепить ее семейными узами. В его правилах было брать в жены дочерей местных сатрапов и правителей. Своих полководцев и солдат он заставляет жениться не местных девушках. По образцу македонской фаланги он формирует новую армию из благородных юношей. Азиатские аристократы зачисляются в элитную конницу гетайров, что вызывает открытое неповиновение солдат. Казнив зачинщиков бунта, Александр продолжает политику эллинизации и готовит поход против племен Аравийского полуострова…

В Вавилоне он внезапно заболел и после 10 дней лихорадки скончался. По свидетельству историков это произошло 10 или 13 июня 323 года до нашей эры. Можно спорить, была ли его смерть вызвана инфекцией или расстройством пищеварения, но вполне правдоподобна версия предумышленного отравления, ведь никто, кроме него, не желал больше воевать.

Империя Александра Македонского развалилась сразу же после погребения ее основателя. В его окружении не нашлось ни одного столь же авторитетного человека, способного возглавить «греческий мир». Лоскутное одеяло македонской державы было разодрано по этническому принципу. Новые династии основали диадохи Александра: Антипатр, Пердикка, Антигон, Птолемей, Лисимах и Селевк. Потомки некоторых из них дотянули до Гая Юлия Цезаря. Мир вступил в эпоху эллинизации, которая подготовила гегемонию Рима в Средиземноморье, зарождение христианства и, спустя века, расцвет и победу европейской культуры в масштабах всей планеты.

Доктор философских наук Валерий Никитич Дёмин был одним из немногих настоящих учёных, кто своим ежедневным негромким, но чрезвычайно важным трудом связывал по крупицам воедино утраченные на века нити отечественной и мировой истории, возвращая нас к её истокам, к великим тайнам колыбели человечества – Гипербореи. Именно он несколько лет назад познакомил читателей «Красной звезды» с прародиной современной цивилизации. Именно он приоткрыл нам тайну почти «генетической», мягко говоря, к России. Именно он первым приблизил нас к разгадке того, почему на Руси в свою очередь так уважали и почитали, например, Александра Македонского … Когда этот материал уже был подготовлен к печати, Валерия Никитича не стало. И пусть он будет данью нашей памяти замечательному учёному, писателю, патриоту.

Что ищет он в краю далёком

На фасаде Дмитриевского собора во Владимире, построенном в 1194-1197 годах, есть рельеф, изображающий полёт Александра Македонского на небо. Она свидетельствует, по крайней мере, о двух обстоятельствах. Во-первых, о том, что великий был чрезвычайно популярен в древней Руси и стал для её народа почти святым. А, во-вторых, единственный в истории покоритель всего мира обладал в народном сознании способностью подниматься над землёй. Да и сам полёт его немало похож на испытания ранцев с ракетными двигателями, кои не раз уже демонстрировал нам канал «Дискавери».

Был ли действительно легендарный полководец на Руси? И что искал он в далёком северном краю? На эти вопросы пытался ответить Валерий Никитич Дёмин в книге «В поисках колыбели цивилизации» , выпущенной издательством «Вече».

Испокон веков на Руси существовало предание о том, что Александр Македонский после завоевания Индии и разговора с местными мудрецами не повернул назад, в Грецию, а с небольшим отрядом устремился к Северу в поисках легендарного Белого острова (Гипербореи), для того чтобы обрести тайну бессмертия. В «Чертёжной книге Сибири» , составленной выдающимся историком и географом XVIII века Семёном Ремезовым , рядом с изображением низовьев Амура начертано: «До сего места царь Александр Македонский доходил и ружьё спрятал, и колокол оставил» .

Из классической версии мировой истории известно, что завоеватель Земли в своих походах двигался строго на восток. Однако, если внимательно вчитаться в свидетельства древних историков, сами победные стопы каким-то неведомым образом неотвратимо несли великого Александра к северу. Так случалось и в Персии, когда, разгромив Дария, греки устремились вроде бы вдогонку ему, но так, что, форсировав неприступный Гиндукуш, очутились в Средней Азии и достигли современного Самарканда. Так было и в Индии, где войска великого полководца двигались необъяснимыми зигзагами, нередко устремляясь далеко на север.

Чтобы объяснить «странные» душевные и стратегические «метания» полководца, будет недостаточно свидетельств историков. Нельзя не учесть и мнение народов, покорённых Александром, чья молва и фольклор превратили непобедимого пришельца в легендарный, почти мифический образ. Именно устные предания сохранили такие детали и подробности, которых недостаёт в исторических хрониках. Можно ли доверять подобным сообщениям? По крайней мере, по свидетельству Плутарха в «Сравнительных жизнеописаниях», сам Александр придавал огромное значение устным и тайным знаниям. Когда однажды он вдруг узнал, что его учитель – великий Аристотель – приоткрыл завесу над подобными сокровенными знаниями собеседникам, то немедленно обрушился в письме к своему наставнику с упреками: «Александр Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах. Будь здоров».

Значит, именно обладание высшим сакральным знанием для ученика Аристотеля было важнее, чем любая из блистательных побед на поле боя! Но что же в таком случае это за тайные знания, коими так дорожил Александр? Не в последнюю очередь таковыми могли выступать сакральные сведения о древней северной прародине и её высоких научных и технических достижениях (и в частности, в военной области). Древняя северная цивилизация, именуемая эллинами гиперборейской , достигла в далёком прошлом в своём развитии небывалых научно-технических высот, овладела земным, надземным, подземным и подводным миром, освоила искусство передвижения по воздуху с помощью ракет и других летательных аппаратов, научилась использовать различные виды энергии, расщепила атомное ядро, создала лучевое и .

Речь идёт о великой магической Триаде Древности, которая во все времена не давала покоя властителям разных эпох и народов. Речь идёт о Бессмертии, Абсолютном оружии и Универсальном знании.

Владыка термояда

Александра называли ещё при жизни царём Вселенной. Понятно, что всякого, кто удостаивался подобного звания, в первую очередь притягивало Абсолютное оружие . Об этом оружии достаточно подробно рассказывают древние сказания о великих битвах богов и героев – эллинские «Титаномахия» и «Гигантомахия», индийские «Махабхарата» и «Рамаяна», другие восточные и даже североевропейские источники. Нужно только научиться видеть, как Валерий Дёмин, в информации безвестных сказителей не вымысел, а облачённые в символическо-образную форму точные сведения о стародавнем прошлом.

Индоевропейский эпос и фольклор переполнены реминисценциями об использовании в многочисленных кровопролитных войнах, которые вели индоарии, совершенной военной техники и таинственного всеуничтожающего оружия . В древнеиндийской литературе для его обозначения даже существовал специальный термин – Астравидья . Дошедшими до нас классическими примерами могут служить картины, содержащиеся в великих древнеиндийских эпических поэмах – «Махабхарате» и «Рамаяне».

В «Махабхарате», к примеру, рассказывается об «оружии Брахмы», действие которого явственно напоминает взрыв ядерной или термоядерной бомбы. В поэме рассказывается о том, как сверкающий снаряд, обладающий сиянием огня, лишённого дыма, был обрушен на противника. Густой туман внезапно покрыл войско. Все стороны горизонта погрузились во мрак. Поднялись смертельные вихри. Тучи с рёвом устремись в высоту неба. Мир, опалённый жаром чудо-оружия, казалось, сошёл с ума: слоны, обожжённые пламенем, мчались с рёвом, объятые ужасом. Тысячи колесниц, людей и боевых животных были сожжены, испепелены чудовищным взрывом. Доставлялось оружие с помощью огромной «железной стрелы», которая выглядела как гигантский посланец смерти. В нём нетрудно угадать очертания современной ракеты.

«Рамаяна» также не жалеет красок на описание «оружия Брахмы» (перевод Веры Потаповой):

Стрела златоперая все вещества и начала

Впитала в себя и немыслимый блеск излучала.

Окутана дымом, как пламень конца мирозданья,

Сверкала и трепет вселяла в живые созданья…

И – смерти приспешница – ратников мертвых телами

Кормила стервятников эта несущая пламя.

Нечто подобное (в том числе и «огненные стрелы») рисует и древнегреческая «Титаномахия» Гесиода, описывающая в мельчайших подробностях смертельную борьбу олимпийских богов и титанов за власть над миром:

Заревело ужасно безбрежное море,

Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо и содрогнулось;

великий Олимп задрожал до подножья От ужасающей схватки.

Тяжёлое почвы дрожанье, ног топотанье глухое и свист от могучих

Метаний Недр глубочайших достигли окутанной тьмой преисподней.

Так они друг против друга метали стенящие стрелы.

Криком себя ободряя, сходилися боги на битву.

В эллинских мифологических сказаниях прямо говорится и о Гиперборее, где, судя по всему, и происходила эпохальная битва. Как рассказывает римский астроном II века новой эры Юлий Гигин, после решающей победы, одержанной богами-олимпийцами, они спрятали чудо-оружие в Гиперборее. Гигин говорит и о том, что свою всепоражающую «огненную стрелу» и (молнию) Юпитера Солнцебог Аполлон «зарыл на Гиперборейской горе». Такие же молниемёты, с помощью которых олимпийцы одолели титанов, были и у других сподвижников Зевса. Но по окончании смертельной войны властитель Олимпа испугался, что чудо-оружие позволит его братьям и сёстрам сравняться с ним, верховным владыкой. Громовержец должен быть только один! А потому все остальные сдали полученные молниеметательные приспособления, внешне мало чем отличавшиеся от голливудских лазерных ружей и автоматов.

В бурятской версии сказаний о Гэсэр-хане (распространённой также среди тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, уйгур) рассказывается о том, как враги Гэсэра, шарагольские ханы, наслали на его народ железную птицу, похожую на гигантский самолёт. Но она была сбита «огненной стрелой», более похожей на современную противовоздушную ракету (перевод Семёна Липкина):

От большого пальца большая Сила этой стреле дана!

Восемь верхних высот пронзая, Сотрясла их до самого дна,

Семь глубин и низин потрясая, Их стрела поразила насквозь.

Александр Македонский искал такое оружие сначала в Индии, куда вторгся после завоевания Бактрии и Согдианы, а потом, следуя подсказкам хранителей древнего знания и народной молвы, – далеко за её пределами – на севере . Почему? Династия Аргеадов, к коей принадлежал Александр, выводила свою родословную напрямую от Геракла. Поэтому царь, поставивший своей целью завоевание мира, решил проследовать путём величайшего из героев Эллады. Геракл, напомним, дошёл со своими подвигами до Крайнего Севера и гиперборейских пределов, за что и получил эпитет «Гиперборейский»?

Считая себя прямым наследником Геракла и почитая, как всякий македонец, бога виноделия Диониса, Александр отлично знал, что ещё до того, как появиться на , оба героя вторгались в Индию. С точки зрения классической истории речь может здесь идти об эпохе миграции арийских племён с севера на юг.

Как выглядело абсолютное оружие, ни для кого никогда не являлось секретом, и по сей день его можно увидеть на иконографических изображениях. А молниемёт Индры – ваджра – стал объектом религиозного поклонения как в индуизме, так и в буддизме, в частности в ламаизме. Считается, что Индра для охранения от недобрых людей и злого умысла доверил секрет своего огненного оружия Будде. Кстати, проблема недопущения людей к обладанию абсолютным оружием красной нитью проходит через эпические тексты «Махабхараты» и «Рамаяны». Лишь в исключительных случаях в решающих битвах и поединках боги временно доверяли молниемёты своим любимцам. В остальное время людям следовало только бояться этого оружия. Ему разрешено было поклоняться, но владеть им – никогда . Так что вопрос о нераспространении на Земле впервые поставили боги древних переселенцев из Гипербореи.

На некоторых античных греческих рисунках можно увидеть также изображение подобного оружия в руках Зевса. Оно очень похоже на ваджру. Модели и рисунки неотразимого изобретения арийских богов доказывают несомненный факт его существования, хотя ничуть не приближают нас к разгадке принципа механизма его действия. Какая энергия использовалась, кто и где создавал эти шедевры военно-технической мысли – всё это было тайной за семью печатями уже в эпоху Александра Македонского.

Тайны Вавилона

Однако владыка тогдашнего мира знал, что интересующие его сведения могли сохраниться в памяти профессиональных хранителей древнего знания – жрецов и других служителей культов завоёванных им государств: индийские брахманы, персидские зороастрийские маги, халдейские мудрецы Вавилона. По мере продвижения македонского войска в глубь ученик Аристотеля Александр не мог не общаться с хранителями сакрального знания. Первыми свои секреты ему открыли вавилонские жрецы. Они сами провозгласили молодого вождя «царём Всего»: так по традиции именовались владыки Ассир-Вавилонии. Случилось это, когда македонская армия без боя вошла в Вавилон – крупнейший и знаменитейший город древнего мира, законодатель моды того времени. Античные историки вспоминали, что «царь задержался в этом городе дольше, чем где-либо». Видимо, вавилонская элита, настрадавшаяся от насильно насаждавшихся персидских порядков и чуждой культуры, рассматривала македонцев как освободителей и приняла просвещённого и любознательного царя Александра, с уважением относившегося к древней и традициям Месопотамии.

Халдейские жрецы-маги не только считались искусными астрономами, астрологами и прорицателями. Они владели сокровенным знанием, происхождение которого терялось в неисчерпаемых глубинах прошлого. Хронологию человеческой истории вавилоняне отсчитывали от некоей реальной точки, отстоявшей от эпохи Александра Македонского почти на четыреста тысяч лет , вели счёт космопланетарным катаклизмам, когда-то сотрясавших Землю. Именно от них узнал Александр многое из недоступного простым смертным. А кроме того, покоритель мира получил в своё распоряжение древние документы и карты, которые не могли не повергнуть его в смятение.

Как предполагал Валерий Никитич Дёмин, в древних манускриптах Вавилона содержалась сакральная и не предназначавшаяся для простых смертных информация о далёком и всего безграничного Космоса, о бесчисленных разумных существах , рассеянных во Вселенной, о разносторонних контактах между ними, о бессмертной субстанции – источнике универсального знания, разлитой по всему бесконечному миру, и о способах приобщения к абсолютной мудрости веков и тысячелетий, о расах и цивилизациях, предшествовавших земному человечеству, и, наконец, о достижении бессмертия, вечной молодости и обладании неисчерпаемым энергетическим потенциалом Универсума, в том числе и в плане создания абсолютного оружия.

Картам, на которых была изображена планета Земля в различные исторические эпохи своего существования с непохожими на сегодняшние контурами океанов и материков, предстояли ещё невероятные перипетии в их долгой, сложной и запутанной жизни. После мистической смерти тридцатитрёхлетнего Александра Великого, они окажутся в Иерусалимском храме, откуда после первого Крестового похода рыцари-тамплиеры вывезут их в , а после разгрома ордена попадут в руки масонов и адептов других тайных организаций, откуда информация о загадках древнейшей истории стала дозировано доходить до средневековых мореплавателей (Христофор Колумб, Биллем Баренц, турецкий адмирал Пири Рейс и др.), картографов (Герард Меркатор), охотников за Универсальным знанием (Николай Рерих и Александр Барченко), высокими технологиями древности и абсолютным оружием, которым очень интересовались и нацистское гестапо вместе с входящим в его структуру институтом Аненербе («Наследие предков»), и советское ВЧК – ОГПУ – НКВД – КГБ...

Покоритель Авесты

Другую информацию о сакральном знании Александр получил из устных индийских текстов , где со всеми подробностями повествовалось о могущественном оружии индоарийских богов. А персидских хранителей древнего знания – мобедов – за молчание ему пришлось даже подвергнуть жестоким пыткам и повесить. Хотя всё, что они так тщательно хранили в своих мудрых головах, давно было перенесено на пергамент и собрано в одной из величайших и древних книг человечества – Авесте.

Как и в вавилонских манускриптах, здесь также повествовалось о прекрасной северной прародине всех арийцев – Арьяна Вэджа («Арийском просторе»), где некогда царил Золотой век и жили счастливые люди, не знавшие ни нужды, ни распрей, ни болезней. Потом в одночасье всё изменилось: на Землю обрушился глобальный катаклизм , и Север превратился в ледяную пустыню. Авеста запечатлела память об этих стародавних событиях в изречениях верховного древнеиранского божества Ахура-Мазды: «Как первое лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, Арьяна Вэджа («Арийский простор») Доброй Датии. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью красного дракона и созданную дэвами зиму. Там десять зимних месяцев, лишь два летних, и они холодны для воды, холодны для земли, холодны для растений. И есть середина зимы; и когда зима подходит к концу, тогда бывает очень много наводнений» .

Информация о десяти зимних месяцах и только двух летних подтверждала то, о чём ему в Вавилоне поведали халдейские жрецы. И всё же она открыла ему нечто новое, такое, что, получив доступ к великой Книге мудрости, повелитель мира велел её уничтожить, чтобы никто более не смел прикоснуться к этой сокровищнице тайн.

В основу канонизированного текста этой священной зороастрийской книги легли проповеди легендарного пророка Спитама Заратуштры. Заратуштра (в европейской традиции именуемый Заратустрой, в такой транскрипции он вошёл и в знаменитую книгу Фридриха Ницше) был реальным историческим лицом . Местами его рождения в разные времена считались и Азербайджан, и некоторые районы Средней Азии (Древней Бактрии). В последнее время родиной пророка стали предполагать открытый российскими археологами древний оборонительный, производственный и культовый комплекс на Южном Урале Аркаим, который служил перевалочным пунктом на пути миграций ариев.

По традиционной пехлевийской хронологии, великий пророк и основатель зороастризма жил за 258 лет до Александра Македонского (в VII-VI веках до н.э.). Однако античные источники сообщают, что Зороастр прибыл из северных краёв (именуемых у греков и римлян гиперборейскими): «Говорят, что Зороастр на 6000 лет старше Платона, <...> будто он переправился на материк через большое море» .

Заметим, что первоначально полный свод Авесты насчитывал два миллиона стихов , разделённых на тысячу двести глав. Он был нанесён несмываемой золотой краской на двенадцать тысяч дублёных коровьих кож особой тонкой выделки. Тяжёлые свитки хранились в главном зороастрийском храме столицы персидских царей в легендарном Персеполе. Когда Александр Македонский разбил Дария и разграбил столицу персов, он приказал стереть с лица земли главное святилище огнепоклонников, а на его развалинах сжечь Авесту и пепел развеять по ветру. До сих пор неизвестно, существовал ли где-либо второй экземпляр священной книги. Легенда говорит о нескольких её списках, один из которых среди прочих трофеев был даже якобы вывезен в .

Когда же спустя много лет жрецы-маги попытались по памяти восстановить сожжённую книгу, новая Авеста оказалась вчетверо короче первоначальной. Однако воссозданный с огромным трудом текст Авесты был уничтожен ещё раз, теперь уже арабскими завоевателями, обрушившимися на Персию и Среднюю Азию в конце VII века н.э. Всё, что противоречило Корану и противилось новому порядку, беспощадно сжигалось и уничтожалось – люди, храмы, книги. Арабское нашествие положило конец древней религии Зороастра, а заодно и персидской державе Сасанидов. На смену поклонения огню, свету, правде и мудрости пришла новая вера…

Александр Македонский - темный воин, потерпевший поражение от скифов

Родился Александр Македонский осенью 356 года до н. э. в столице Древней Македонии – городе Пелла. С самого детства в биографии Македонского проходило обучение политике, дипломатии, военному мастерству. Он учился у лучших умов того времени – Лисимаха, Аристотеля. Увлекался философией, литературой, не придавался физическим радостям. Уже в 16-летнем возрасте примерил на себя роль царя, а позже – полководца.

Приход к власти

После убийства царя Македонии в 336 году до н. э. Александр был провозглашен правителем. Первыми действиями Македонского на столь высоком государственном посту стали отмена налогов, расправа с врагами отца, подтверждение союза с Грецией. После подавления восстания в Греции Александр Македонский начал обдумывать войну с Персией.

Затем, если рассматривать краткую биографию Александра Македонского, последовали военные действия в союзе с греками, франкийцами против персов. В битве поблизости Трои многие поселения открыли свои ворота великому полководцу. Вскоре ему покорилась почти вся Малая Азия, а затем Египет. Там Македонский основал Александрию.

Царь Азии

В 331 году до н. э. произошла следующая важнейшая битва с персами при Гавгамелах, в ходе которой персы были разгромлены. Александр покорил Вавилон, Сузу, Персеполь.

В 329 году до н. э., когда царь Дарий был убит, Александр стал правителем Персидской империи. Став царем Азии, подвергался неоднократно возникающим заговорам. В 329-327 годах до н. э. воевал в Средней Азии – Согдеане, Бактрии. Александр в те года одержал победу над скифами, женился на бактрийской княжне Роксане и двинулся в поход в Индию.

Домой полководец вернулся лишь летом 325 года до н.э. Период войн закончился, царь занялся управлением покоренных земель. Он провел несколько реформ, в основном военных.

Смерть

С февраля 323 года до н. э. Александр остановился в Вавилоне и начал планировать новые военные походы на арабские племена, а дальше – на Карфаген. Он собирал войска, готовил флот и строил каналы.

Но за несколько дней до похода Александр заболел, а 10 июня 323 года до н. э. скончался в Вавилоне от сильной лихорадки.

Историками до сих пор не установлена точная причина смерти великого полководца. Некоторые считают его смерть естественной, другие выдвигают версии о малярии или раке, третьи – об отравлении ядовитым медицинским препаратом.

После смерти Александра его великая империя распалась, начались войны за власть среди его полководцев (диадохов).

Александр Македонский

Первым могущественным европейцем, побывавшим в Индии, был античный полководец Александр Македонский. Его жизнь окружал ореол тайн и загадок. Род его отца - Филиппа II, как это было принято у знатных людей в те времена, считался восходящим к Гераклу, а род его матери - Олимпиады - к деду Ахилла Эаку. Согласно же распространенной легенде, появившейся еще при его жизни, он сам был зачат своей матерью Олимпиадой от верховного греческого бога Зевса. Такого рода людей, рожденных от бога/богини и смертных, греки считали героями, поскольку они совмещали в себе и божественные, и человеческие черты. По другой распространенной на Востоке легенде, отцом Александра был потомок египетских фараонов - беглый жрец Нектанеб, который вынужден был покинуть Египет, потому что был претендентом на престол и носителем царской крови. Он поселился в столице Македонии Пелле, где околдовал царицу Олимпиаду и от связи с ним Олимпиада забеременела Александром. По третьей версии, получившей распространение в Персии, Филипп II Македонский якобы проиграл персам сражение, и персидский царь Дарий II в числе дани взял и дочь Филиппа, носившую в персидских романах об Александре странное для македонской принцессы персидское имя Халай. Дарий провел с ней ночь, в результате которой она зачала Александра, однако вследствие физического недостатка дочери Филиппа Дарий охладел к ней и возвратил ее на родину, где она и родила будущего полководца. Эта версия самая невероятная из всех, поскольку она содержит ряд вымышленных событий, таких как поражение Филиппа от персов, тогда как исторический Филипп воевал в основном с греками, а персов рассматривал как мощную и непреодолимую силу на Востоке. Эта легенда была необходима персам для того, чтобы причислить Александра к числу своих царей. Персы не могли представить, чтобы ими правил чужеземец, а значит, носитель зла и нечестия.

Александр - один из немногих людей античности, дата рождения которого точно известна. Он родился 22 июля 356 г. до н. э. в Пелле. По легенде, именно в этот самый день Герострат сжег одно из 7 чудес света - храм Артемиды Эфесской.

Македоняне не были греками. Многие столетия Македония считалась варварской провинцией и была известна своими низкими нравами. Однако соседство с греческими городами, бывшими в то время центрами цивилизации, пошло македонянам на пользу. При дворе македонских царей старательно подражали эллинам. В почете были греческий язык, литература, история, философия. Учителем и воспитателем для царевича Филипп II сделал выдающегося философа Аристотеля. Военное дело македоняне также переняли от греков и достигли в нем больших успехов. Учителем военного дела у будущего великого полководца стал его отец. Первый пример личного героизма Александр проявил в битве при Херонее в возрасте 18 лет. Тогда войска греческих городов были разбиты македонянами и вся материковая Греция попала под македонское владычество. В 335 г., после смерти отца, Александр предпринял свой первый самостоятельный военный поход - против обитавших к северо-западу от Македонии племен иллирийцев, трибаллов и гетов. В это время в городах Средней Греции началось восстание. Мятежники предполагали воспользоваться отсутствием Александра и его молодостью, но, быстро расправившись с иллирийцами, он молниеносным маршем пересек полуостров и усмирил мятежников.

Строго говоря, македонское владычество не было для Греции таким уж непосильным игом, македоняне очень быстро эллинизировались, перенимали греческий язык, греческие обычаи и традиции. Кроме того, Александр придумал, как избавить Македонию от восстаний греческих городов: он решил возглавить войско греков в их войне против персов. Дело в том, что за несколько сотен лет до Александра в Грецию вторглись персидские войска. Личное мужество греков, защищавшихся от нашествия с востока орд варваров, остановило нападающих, но в памяти греков это нашествие было темным пятном на их военной истории и они пытались отомстить персам. Персам с тех пор принадлежали богатые и плодородные земли Малой Азии (современная Турция).

Военный поход против персов решал две задачи - лишал греческие города боеспособных солдат, которые могли поднять восстание против македонян, и делал Александра кумиром греков, воплотившим в жизнь их мечту об отмщении персам. Персидская империя того времени представляла собой рыхлое государственное образование, протянувшееся на многие тысячи километров от Малой Азии и Египта до Индии. Именно к ней относится знаменитое библейское выражение «колосс на глиняных ногах». Однако персы могли выставить войска от покоренных ими провинций, поэтому борьба с персами обещала быть сложной и тяжелой. Сама мысль о войне с огромной империей казалась авантюрой.

Весной 334 г. греко-македонская армия переправилась через Геллеспонт (пролив Дарданеллы) и вошла в Малую Азию, что означало начало войны с Персией. Азиатские варвары часто вторгались в Европу, но это был первый случай, когда европейские войска вторглись в Азию. И более того - вторглись успешно. Не считая вспомогательных легковооруженных отрядов, в войске Александра было 30 000 пехоты, 5000 конницы. Командовали войском опытные греческие полководцы Антипатр, Птолемей Лаг, Парменион, Филота, Пердикка. Однако персидская армия значительно превосходила по численности греко-македонскую. Более того, на стороне персов выступил союз греческих городов Малой Азии. После нашествия персы сохранили эти города от разрушения, и теперь малоазийские греки воевали на стороне персов. Но малочисленность греко-македонских войск с лихвой перекрывалась их высокими боевыми качествами, организованностью, опытностью и технической оснащенностью. В армии Александра были понтоны, тараны и штурмовые башни. Кроме того, греки были вдохновлены возможностью отомстить обидчикам своих предков. Строго говоря, армия Александра была не македонской, а греческой, собственно македоняне составляли в ней небольшой процент и были представлены преимущественно личной гвардией Александра.

После победы в мае 334 г. при р. Гранине в руках Александра оказалась вся Малая Азия.

Греческие города, бывшие союзниками персов, теперь открыли перед Александром свои ворота и молили о снисхождении. Осенью 333 г. персидский царь Дарий III, правнук того самого Дария, который разорял греческие города, попытался вернуть под свое владычество Малую Азию - разбить войска Александра при Иссе. Но несмотря на тройное превосходство в силе, персы были разбиты, сам Дарий III бежал. Бегство Дария не было трусостью, как можно было бы подумать, - он предполагал, что греческое войско погонится за ним, а на персидской, незнакомой грекам, территории его можно было легко разбить. Именно так в свое время поступили с Дарием I скифы: они заманили его войско в глубь своей территории и измотали его. Однако и Александр помнил о «скифской тактике» и не поддался на эту уловку.

Он двинулся на юг и захватил практически без боя города восточного побережья Средиземного моря. Дело в том, что армия Александра была тесно связана с греческими городами, а флоты, базировавшиеся в средиземноморских портах, могли нарушить снабжение армии через Эгейское море. Кроме того, эти города, известные центры морской торговли, принесли Александру богатую добычу. Именно здесь, в Сиро-Палестине, Александр произвел первую ротацию собственной армии: он оставил здесь своих ветеранов, основав для них 10 городов, и набрал войска из местных жителей. Эта воинская хитрость весьма популярна в полководческом искусстве: общеизвестно, что больше всего люди ненавидят своих соседей, поэтому, набирая солдат в каком-то регионе, он был уверен, что его войско обладает дополнительной мотивацией в походах на их соседей. Именно так, кстати, поступали многие имперские завоеватели, например монголо-татары. К тому же боевой задор греков, отвоевавших Малую Азию, постепенно иссякал и нужны были свежие силы. Кроме того, поселив греков в Сиро-Палестине, он получал определенные рычаги влияния на местную политическую обстановку. Еще одним важным плюсом такого дополнительного набора было то, что города лишались воинов, которые могли бы поднять восстание.

Говоря о военно-стратегическом наследии Александра, часто приходится употреблять слово «впервые». Александр впервые в истории использовал взаимодействие между родами войск: одновременно с сухопутными войсками, шедшими вдоль побережья, с моря противника атаковал флот Александра, таким образом по противнику наносился двойной удар. И еще одно нововведение Александра, дожившее до современности, - впервые войска были одеты в общую униформу. Раньше каждый шедший на войну солдат должен был экипироваться за свои средства. Теперь же обмундирование солдатам выдавалось централизованно, а в бою такое войско, одетое в одинаковые блестящие на солнце доспехи, производило на противника устрашающее и деморализующее впечатление. Внес Александр новшества и в военную тактику. Фаланга тяжелой пехоты, вооруженной мечами и длинными копьями (сариссами), составляла центр и основу боевого порядка греко-македонской армии. На одном из флангов (обычно на правом) Александр создавал сильную группировку тяжелой конницы и средней пехоты, предназначенную для нанесения главного удара. Остальная конница и легкая пехота использовались для прикрытия другого фланга и для завязки сражения. Натиск фаланги с фронта сочетался с решительными действиями ударной группировки, которая прорывалась на фланг или в тыл главных сил противника и решала исход сражения в свою пользу. В дальнейшем такая тактика получила широкое распространение.

По легенде, Александр благосклонно отнесся к Иерусалимскому храму и даже получил там благословение за то, что избавил Иудею от персов. Впрочем, аналогичные благословения он получал и в других городах, что свидетельствовало скорее о жреческой «санкции» на переход городов и царств под власть победителя. Когда зимой 332/331 г. до н. э. Александр занял Египет, египетские жрецы официально признали его сыном верховного египетского бога Аммона Фиванского и фараоном. Можно предположить, что популярная в Греции легенда о зачатии Александра от Зевса является отголоском этих египетских династических легенд.

Вероятнее всего, захватив Египет, Александр и не помышлял о большем, его империя к тому времени была уже весьма велика. Много внимания он уделял выбору места и постройке нового города, названного его именем, - Александрии. Требования к городу предъявлялись очень серьезные. Прежде всего это должен был быть город-порт, а значит, он должен иметь удобную, защищенную и от нападений, и от штормов бухту. Для того чтобы выдержать долгую осаду, город должен был хорошо снабжаться водой - по Александрии во времена Александра протекало 12 рек. Земля должна была быть плодородной - на месте Александрии располагалось 16 сел, а значит, эта земля могла прокормить земледельцев.

Но выяснилось, что передышка в Египте была недолгой - Дарий собрал войска и готовился напасть на Александра. Не желая подпускать Дария к богатым городам Финикии и Сиро-Палестины, войско Александра направилось в Месопотамию, где 1 октября 331 г. близ Гавгамел нанесло решающее поражение персам. Победа досталась малочисленным, но хорошо вооруженным и хорошо мотивированным войскам Александра.

Дарий III снова бежал и попытался собрать новое войско, но в 330 г. один из сатрапов (правителей завоеванных персами провинций) приказал убить Дария, в надежде обменять голову царя на снисхождение Александра. По позднейшей персидской легенде, жители города Хамадана принесли смертельно раненного Дария к шатру Александра. Дарий простил Александра, но взял с него три обещания: отомстить его убийцам, жениться на его дочери Роушанак, чтобы власть осталась в его роду, и не ставить над персами иноземного правителя.

Другая легенда рассказывает, что Александр, переодевшись гонцом, сам отправился ко двору Дария. Дарий подозревал, что перед ним сам Александр, но доказать этого не мог, потому что ни он сам, ни его приближенные никогда не видели Александра. Когда под вечер в ставку Дария прибыли персидские послы, видевшие Александра, ему удалось под покровом ночи бежать из ставки Дария и вернуться в расположение своего войска. Легенда эта относится к позднему средневековью, она фантастична именно безрассудной храбростью, приписываемой Александру, который, рискуя быть схваченным врагами, все же проникает в ставку Дария.

Если ранее Александр шел по землям, некогда завоеванным персами, и поэтому местное население рассматривала его как освободителя, то, перейдя через Месопотамию, войска Александра вошли в собственно персидские земли. Однако после гибели Дария персидские города не оказывали существенного сопротивления. Завоеватель вошел в древнюю столицу Месопотамии Вавилон и, развивая успех, овладел древними столицами персидской империи - Сузами, Персеполем и Экбатанами. Так как Дарий III погиб, Александр был объявлен персами его «законным» преемником. Так из «эллина-освободителя» он превратился в восточного монарха, чья империя была даже больше прежней персидской. Впрочем, Александр не сразу стал восточным правителем и деспотом, в одном из первых персидских походов он приказал сжечь дворец персидских царей в Истахре.

Как и при персах, в его армии и администрации было много представителей местной знати покоренных стран, что способствовало взаимопроникновению греческой и восточных культур. Во взятых городах Александр окружал себя местной знатью, а при дворе ввел пышный персидский церемониал. Попытки стать азиатским деспотом вызывали у привыкших к демократии греков негативную реакцию, то и дело при дворе вспыхивали заговоры - «заговор пажей», заговор полководца Филота, заговор Клита, близкого друга Александра. Следует сказать, что заговорщики не были личными врагами полководца, они пытались отстоять демократические традиции управления, к которым привыкли в Греции, но Александр уже не мог остановиться - восточная деспотия пленила его неограниченностью власти и податливостью аборигенов, готовых склоняться перед любой глупостью правителя.

Согласно персидским источникам, Александр приказал собрать сохранившиеся после битв и городских пожаров книги по философии и астрологии, перевести их на греческий язык и отослать в Грецию. Вполне возможно, что эта легенда соответствует действительности; таким образом Александр хотел сделать ценный подарок своему учителю и воспитателю - философу Аристотелю. Однако судьба переведенных книг неизвестна: или же после смерти Александра о приказе забыли, или же книги пропали по дороге в Македонию, но достоверно известно, что после Александра в Грецию стали проникать греческие переводы египетских, переднеазиатских, месопотамских и персидских религиозных и астрологических текстов. Вполне возможно, что именно из этих древних книг, доставленных в Грецию, черпал свои познания греческий астролог и философ Берос (другие имена - Бероссос, Бел Рушу), который, будучи вавилонянином по происхождению, вскоре после завоевания Вавилона Александром приехал в Грецию и основал на острове Кос астрологическую школу. Здесь он, основываясь на древних восточных трактатах, написал несколько недошедших до нас трудов.

В 330 г. до н. э. Александр продолжил поход и занял центральную часть Иранского нагорья, а в следующем году вторгся в Среднюю Азию, населенную в то время полукочевыми племенами, говорившими на иранских диалектах. В несколько последующих лет он подчинил себе весь Иран и юг Средней Азии и вышел к границам Индии. До Александра с индийскими правителями вели безуспешные войны персы. Их походы часто ограничивались разрушением нескольких городов, взятием дани и большого количества рабов. С другой стороны, наличие сильного противника на западе привело к необходимости консолидации индийских городов и племен. И вот весной 327 г. Александр перешел границу Индии. Поводом к войне послужила междоусобная война между двумя индийскими правителями - царем Индии Пором и формально подвластным ему правителем города Таксилы. Правда, «Шах-наме» приводит несколько иную версию причины, побудившей Александра к индийскому походу. Согласно Фирдоуси, Дарий, бежавший в город Кирман, просит о помощи союзного царя Фура (Пора), и тот выставляет свое войско против Александра. Таким образом, индийский поход оправдан, он - ответ на поддержку Пором разбитого персидского царя. Такая версия скорее всего неверна, поскольку между гибелью Дария и индийским походом есть значительный временной промежуток. Но эта легенда показывает, как пытался Александр обосновать для греков и персов необходимость похода в Индию.

Александр Македонский и Порус. Неизвестный художник

Поход был тяжелым. На реке Гидаспе (приток Инда) он с большим трудом одержал победу над войском Пора. Именно в этой битве войска европейцев впервые столкнулись с боевыми слонами. И хотя в армии Пора было всего 200 боевых слонов, их вид произвел на войско Александра настолько устрашающее действие, что победа досталась ему лишь волею случая. Александр планировал продолжить путь дальше - перевалить через невысокий водораздел между Индом и Гангом и спуститься в плохо защищенную долину Ганга. Однако войско было настроено категорично, зрел мятеж и открытое восстание - солдаты были изнурены в битвах, страдали от тропических болезней. И вот на реке Гифанис (совр. Биас, восточный приток Инда), опасаясь мятежа, Александр был вынужден отдать приказ о возвращении. Для возвращения войско было разделено на три части, одна из которых пошла морем под руководством Неарха, другая, под руководством самого Александра, следовала сухопутным путем через Гедросию, третью Македонский отправил с полководцем Кратером через Арахосию.

Александр вернулся в Вавилон, город, который он сделал своей столицей. По свидетельствам приближенных ко двору греков, в последние дни своей жизни великий полководец предавался разнузданным оргиям. Персидские легенды рассказывают, что в его гарем собирали красавиц по всей Персии. Многие современные историки, не отрицая таких оргий в принципе, утверждают, что Александр, тем не менее, готовился к новым походам, а вот окружавшая его греческая и восточная знать больше не желала воевать, и в процессе подготовки к своему очередному походу в июне 323 г. Александр был отравлен приближенными. После его смерти, созданная им огромная держава распалась на несколько крупных государств, образовавшихся в Сиро-Палестине, Малой Азии, Месопотамии и Персии.

Головокружительному успеху Александра, согласно сочинениям современников Македонского и позднейшим романам, способствовало то, что Дарий III был жестоким и заносчивым правителем, который восстановил против себя народы подвластных персам провинций массовыми казнями. Литературные «романы об Александре» рассказывают, что у Дария III был некий визирь, который из мести за убитого отцом Дария III брата специально стравливал Дария с подвластными племенами.

Любопытно, что в позднейших индийских исторических трактатах указывалось, что во времена Александра правил Чандрагупта, чье имя представляет собой кальку с имени Александр. Слава Александра была столь велика, что некий способный индийский военачальник взял себе имя Александр, чтобы подчеркнуть этим свою исключительность и претензии на титул царя, объединителя Индии. Царство Чандрагупты было значительно меньше, нежели царство Александра, зато прожил он долгую жизнь. После смерти Александра правивший в Персии Селевк I Никатор попытался подчинить себе долину Инда и таким образом завершить начатые Александром завоевания, однако Чандрагупте удалось отстоять независимость своего царства, и в 305 г. был заключен договор между Селевком и Чандрагуптой, по которому правители греко-персидского царства отказывались от своих претензий на индийские земли, завоеванные Александром. Чандрагупта сделал то, что не удалось Александру, - он подчинил себе практически всю долину Ганга, а кроме того, стал основателем новой индийской династии Маурьев. Этот период считается временем расцвета индийской культуры, литературы, архитектуры. Именно тогда Индия включается в мировую торговлю, становится важным субъектом мировой политической жизни. Товары, вывозимые из Индии, - такие как, например, пряности, слоновая кость и золото - в Европе и Азии относились к предметам роскоши.

Такова история побед Александра Македонского и его поисков Индии. Но, помимо фактов, с именем Александра связано множество легенд, которыми обросло его жизнеописание. Две тысячи лет в различных регионах, завоеванных Александром, создавались «Александрии» - романы об Александре. Согласно античной литературной традиции, все эти романы восходят к несохранившемуся роману Каллисфена, племянника Аристотеля и личного врача Александра. Действительно, некоторые записки Каллисфена могли лечь в основу текста «Александрии», однако в дальнейшем ее текст был обработан другим автором. Дело в том, что исторический Каллисфен был обвинен в том, что знал о заговоре против Александра, но не донес на заговорщиков, и не то был подвергнут пытке и повешен, не то умер пленником во время индийского похода. Но в древности было известно некое хвалебное сочинение Каллисфена, в котором описываются победы Александра от переправы через Дарданеллы до битвы при Гавгамелах, т. е. тот период времени, когда Каллисфен еще был другом и приближенным Александра.

Другие источники предполагают, что в основе «Александрий» лежат биографии Александра, написанные его приближенными Клитархом и Онесикритом. Современные литературоведы относятся к этой информации критически и предполагают, что романы об Александре стали появляться несколько позже - в I–III вв., в эпоху упадка Римской империи, когда была потребность в обращении к наследию великих деятелей прошлого. Позднее, в IV в., римские императоры Каракалла и Александр Север обожествили Александра Македонского и ввели на всей территории Римской империи его культ.

Так или иначе, но эти романы получили широкое распространение в странах, входивших в империю Александра. С течением времени они были переведены с греческого языка на арабский, и на их основе в рамках арабской и персидской литературных традиций появилось множество пересказов «Искандерий» - по-арабски имя Александр звучит как Искандер. Известность Александра в античное время и в средневековье была столь велика, что «Александрии» получили популярность и в странах, никогда не относившихся к империи Александра, например в Великобритании и Западной Европе, а также на Руси. Всего есть более 20 переводов романа, главнейшими из которых считаются латинский (от него пошли французский и шотландский переводы), среднеперсидский, арабский, сирийский, армянский, эфиопский, коптский (новоегипетский) и сербский. Русская версия «Александрии» представляет собой пересказ именно сербского перевода. Из «Александрий» и «Искандерий» мы знаем немало реальных и фантастических фактов из его биографии. Самые загадочные и таинственные относятся ко времени его недолгого пребывания в Индии. Более того, в народном сознании многие реальные факты переосмысливаются и становятся мифами. Так, по одной из версий, Александр Македонский не умер, а был вознесен на небо. Согласно этой легенде, завоевав всю Индию, Александр приказал индийским мудрецам построить летающий корабль, потому что захотел посмотреть на покоренные им земли с высоты птичьего полета. Такой корабль был построен, и Александр поднялся на нем в небеса, где и остался. Люди, верящие в НЛО, видят в этой легенде отголоски возможного посещения Земли инопланетянами. И действительно, описание Земли в таком полете слегка напоминает взлет космического корабля. Впрочем, само наличие такого подробного описания путешествия на небо говорит о том, что «воздухоплаватели» благополучно вернулись на Землю, в противном случае не было бы рассказа о том, что они могли видеть в небе.

На восточных миниатюрах Александр часто изображался в рогатом шлеме, из-за чего он упоминается в Коране (18:82), а затем в арабской культуре под прозвищем Зул-Карнейн (двурогий). Это прозвище закрепилось за ним и в «Искандериях». По коранической легенде, Зул-Карнейн находился под покровительством Аллаха, а в одной из бесед с Богом он говорил о себе так: «Я знаю, что ты вырастил у меня на голове два рога, чтобы я мог разрушить ими все царства мира». Любопытно, что на Востоке многих правителей изображали с рогами на голове. Такое изображение должно было символизировать, что правитель являлся носителем идеи плодородия, живым божеством плодовитости. Самым древним из известных ученым изображением «рогатого» правителя является стела, изображающая правившего в III тыс. до н. э. аккадского царя Нарам-Сина. Кроме того, арабам, обитавшим во времена Александра южнее его империи, очень хотелось считаться наследниками этого правителя, поэтому уже у ранних арабских историков Искандера Зул-Карнейна считают правителем Аравии или Йемена, тогда как исторический Александр никогда не бывал в Аравии. Более того, многие «Искандерии» считают Искандера прямым потомком праотца Ибрагима.

Средневековые византийские «Александрии» видели в Александре первого христианина, якобы исповедовашего христианство за 300 с лишним лет до Иисуса. Даже в посвященной Искандеру главе «Шах-наме» персидского поэта Фирдоуси сказано, что на знамени Искандера было начертано «любящий крест». Арабские историки, следуя той же логике, утверждали, что Искандер исповедовал ханифитскую веру, которую дал арабам их праотец Ибрагим (Авраам), известный, согласно Корану, как строитель Каабы. Другие арабские историки склонны считать его пророком, равным Ибрагиму.

Еще одна кораническая легенда утверждает, что именно Аллах «укрепил его на всякое дело» и даровал ему три победоносных похода, в одном из которых «достиг он заката солнца и нашел, что заходит оно в горячий источник, нашел около него некий народ», во втором (северном) походе он покорил все племена вплоть до «места между двумя валами и пошел по ту сторону на народ, который почти не знал человеческой речи», в третьем же походе «достиг он восхода солнца и нашел, что восходит оно над народом, которому мы [Аллах] не дали кроме него [солнца] покрова». Толкователи Корана поясняют последний текст так: у этого народа нет ни домов, ни дворов, ни одежды, которые могли бы защитить их от палящих лучей солнца, народ этот, продолжают они, скотоподобен, а все свои отправления они совершают публично. Это последнее описание точно, хотя и довольно надменно, описывает дравидов Южной Индии, обитающих на восточном берегу Индостана, их кожа действительно черна, будто бы опалена солнцем, их жилища спрятаны в чащах тропических лесов так надежно, что можно было бы подумать, что они обходятся совсем без домов, а распространенные в их культуре оргиастические культы и промискуитет были для мусульман дикостью и невежеством.

Прототипом мифического северного похода Искандера был вполне реальный поход Александра в Среднюю Азию, однако в пересказе арабских и персидских «Искандерий» он приобрел фантастические черты. Так, в северном походе Искандер по приказанию Аллаха строит из железа и бронзы вал против мифического народа яджудж и маджудж (потомки Яфета, третьего сына Нуха-Ноя, аналоги библейских народов Гог и Магог). Этот народец всего в локоть ростом имеет уши настолько огромные, что на одном они спят, а другим укрываются. Питаются эти карлики сорняками и всякой другой травой; проникая в мусульманские страны, они, подобно саранче, пожирают деревья с ветками и листьями. По исламским верованиям, перед Страшным судом в их народе родится предводитель по имени Иншаулла и они прорвутся сквозь построенный Зул-Карнейном вал, съедят всю пищу в мусульманских странах, выпьют всю пресную воду, и тогда вострубит о начале Страшного суда ангел Исрафил.

Судя по персидской «Искандерии», индийский поход Александра был намного более результативным, нежели в настоящей истории. Согласно этому тексту, Искандер полностью подчинил себе не только Индию, но и Китай и Тибет. Дойдя до Дальнего моря (Тихого океана), он поворачивает на север и завоевывает Сибирь. Достигнув Северного полюса, он в сопровождении 4000 воинов входит в Страну Вечного Мрака. В этой стране он пытается найти источник живой воды, дарящей бессмертие живым и оживляющий мертвых. Однако после 18 дней бесплодных поисков Александр вынужден был покинуть эту страну. Интересно, что один из ранних персидских авторов «Искандерии» Абу Али Мухаммад ибн-Мухаммад Балами (умер в 996 г., изложение «Искандерии» окончил не позже 963 г.) рассказывает эту легенду иначе: из Средней Азии Александр вторгается в Индию и Тибет, а затем отправляется на крайний запад Старого Света - в Магриб и именно там пытается найти источник бессмертия.

Особое внимание уделяется в «Александрии» беседам Александра с гимнософистами (букв, «нагими мудрецами») - так греки называли индийских йогов и браминов за то, что они ходили нагими, считая отсутствие одежды одним из аспектов аскезы. Согласно персидской «Искандерии», сын Искандера от персидской царевны Роушанак, носивший то же имя, что и отец, стал не царем, а йогом-отшельником.

Легендами обрастал не только сам полководец, но и приближенные к нему люди. Одна из поздних легенд рассказывает о личном поваре Александра по имени Главк, который в индийском походе услышал от мудрецов-браминов секрет «травы бессмертия». Главк съел эту траву и стал бессмертным. Узнавший об этом Александр также возжелал стать бессмертным и повелел Главку достать эту траву и для него, но Главк не смог выполнить этого требования, и Александр приказал связать повара и бросить его в море. Поскольку Главк съел «траву бессмертия», он не умер, но превратился в водяного демона, козням которого приписываются исторически достоверные трудности плавания флота Неарха из Индии в Месопотамию.

С именем Александра Македонского связана и еще одна необычная область историографии. В 1947 г. английский историк и культуролог Арнольд Тойнби опубликовал небольшую статью «Если бы Александр не умер тогда», которая положила начало новому направлению, получившему название «альтернативной истории». Авторы, работающие в данном направлении, рассматривают историю не как цельный и неизменный процесс, а как последовательность выборов, совершаемых нациями, государствами и отдельными правителями. Каждый такой значимый выбор влечет за собой необратимые изменения в обществе и мировой политике. Тойнби предполагал, что если бы Александр не умер летом 323 г. до н. э. в Вавилоне, то он смог бы создать всемирную империю, завоевав весь Старый Свет от Гибралтара до Китая.

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356–323 до н. э.) Сын македонского царя Филиппа II Александр получил прекрасное образование. Его наставником был крупнейший философ того времени Аристотель. Когда Филиппа II убили заговорщики, Александр, став царем, укрепил армию и установил свое

Из книги 100 великих монархов автора Рыжов Константин Владиславович

АЛЕКСАНДР III МАКЕДОНСКИЙ Александр был сыном македонского царя Филиппа II и эпирской царевны Олимпиады. По свидетельству Плутарха, его уже в детстве отличали возвышенный дух и замечательные способности. Филипп дал сыну превосходное образование, пригласив в наставники

Из книги Тайна жрецов майя [с иллюстрациями и таблицами] автора Кузьмищев Владимир Александрович

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

2. Александр Македонский Двести лет продолжалось господство Персии в Иудее и во всей Передней Азии. Но наконец могущественное персидское государство, основанное Киром, распалось, и власть в Азии перешла к грекам.Великий греческий завоеватель Александр Македонский

Из книги Страна древних ариев и Великих Моголов автора Згурская Мария Павловна

Александр Македонский Первым могущественным европейцем, побывавшим в Индии, был античный полководец Александр Македонский. Его жизнь окружал ореол тайн и загадок. Род его отца – Филиппа II, как это было принято у знатных людей в те времена, считался восходящим к Гераклу, а

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Александр Македонский Первым могущественным европейцем, побывавшим в Индии, был античный полководец Александр Македонский. Его жизнь окружал ореол тайн и загадок. Род его отца - Филиппа II, как это было принято у знатных людей в те времена, считался восходящим к Гераклу, а

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

22. Александр Македонский (356 - 323 г. до Р. X.).а) Юность - Разрушение Фив.Не будучи эллином по рождению, Александр всецело принадлежит к эллинам по своему образованию. Он был именно тем человеком, которому суждено было выполнить дело национального призвания эллинов -

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Александр Македонский (Род. в 356 г. до н. э. – ум. в 323 г. до н. э.) Выдающийся полководец, царь Македонии. Новатор военного дела, тактик и стратег. Прославился своими походами в Персию и Индию. В середине IV века до н. э. маленькая полуварварская страна, расположенная на

Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина Витальевна

Александр Македонский (род. в 356 г. до н. э. – ум. в 323 до н. э.) Выдающийся полководец, царь Македонии. Новатор военного дела, тактик и стратег. Прославился своими походами в Персию и Индию. В середине IV века до н. э. маленькая полуварварская страна, расположенная на

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Александр Македонский в Индии Первые описания греков об Индии появились в IV в. до н. э. Авторами этих описаний были участники похода Александра Македонского. Греческий завоеватель появился весной 326 г. на реке Инд.Царь расположенного здесь государства Таксилы из

Из книги Россия и Запад на качелях истории. От Павла I до Александра II автора Романов Петр Валентинович

Не всякий – Александр Македонский Возвращаясь к разговору о «русской угрозе», отмечу, что среди российских императоров искать великих полководцев не стоит. Петр I – великий реформатор, но, если не впадать в извечный патриотический соблазн приукрашивать свою

автора

Из книги Стратегии гениальных мужчин автора Бадрак Валентин Владимирович

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич