Игры связанные с древней грецией. Игры про древнюю грецию

Можно долго перечислять наследие Эллады, но если говорить о культурном влиянии, бесспорным фактом является то, что мифы и предания древних греков нашли широкое отражение, как в классических произведениях искусства, так и в масскультуре: фильмах, книгах и играх.

Мифы о богах, титанах и героях древней Эллады — лакмусовая бумажка для разработчиков, которым даже не надо устраивать «мозговой штурм», чтобы придумать кошмарных тварей или харизматичных персонажей.

Подборка лучших игр про Древнюю Грецию на ПК и консолях

составлена в соответствии с личными игровыми предпочтениями автора публикации

Zeus: Master of Olympus + Poseidon (Acropolis)

Незабвенная классика градостроительных симуляторов, вышедшая аж в 2000 году, до сих пор, вспоминаемая с теплотой поклонниками жанра является частью сериала City Building Series. Игроку предлагается стать правителем античного полиса и, попутно решая насущные проблемы горожан, привести его к процветанию.



Годом позже вышло дополнение Poseidon: Master of Atlantis или по-другому Zeus Official Expansion: Poseidon, в котором главной «скрипкой» стала мифическая Атлантида. Основы игрового процесса остались нетронутыми, а было добавлено несколько видов построек и по паре богов (Гера + Атлас) с героями (Аталанта и Беллерофонт).

Apotheon

По сюжету игры, Олимпийские боги прогневались на род людской и наслали различные бедствия, такие как: тьму, неурожай и гибель животных. Никандреос, с помощью богини Геры, бросает вызов богам.




У студии Alientrap получилась с уникальным графическим дизайном, стилизованном под древне-греческую роспись.

Age of Mythology + Age of Mythology: The Titans

В отличие от других игр серии «Эпоха Империй», сюжет этой части основан на мифах Эллады, древнего Египта и Скандинавии. В мультиплеере и скирмише выбрать можно любую из трёх рас, в сюжетной кампании, также дадут покомандовать всеми, но основа сюжета — греческая мифология.




В дополнении Age of Mythology: The Titans разработчики добавили новую расу — атлантов, а также новые технологии и юнитов для остальных фракций.

Total War: ROME II — Wrath of Sparta

Масштабное дополнение для одной из сфокусировано на одном из самых важных периодов в истории Древней Греции — так называемой, Пелопонесской войне, в которой участвовали Пелопоннесский союз со главе со Спартой и Делосский союз во главе с Афинами.



Не все с энтузиазмом восприняли «Ярость Спарты», но, на мой взгляд, основные претензии происходят от незнания исторических реалий той эпохи. В то же время, много и восторженных отзывов от игроков, увлекающимся тем периодом истории.

Titan Quest + Immortal Throne + Ragnarök

На земле, лишенной покровительства богов, воцарился хаос — три брата-титана решили узурпировать власть и наслали на людей своих различные бедствия и чудищ. Но, как всегда в момент отчаяния, появляется герой, способный бросить вызов древнему злу.



В своё время, Titan Quest стала для фанатов жанра «глотком свежего воздуха», после лавины невразумительных . Современные игроки могут ознакомиться с классикой hack and slash приобретя переиздание Titan Quest Anniversary Edition, адаптированное для современных платформ.

God of War (серия игр)

Характеры героев, богов и антагонистов серии безусловно (имхо!) , основаны на античной мифологии. Конечно, без отсебятины не обошлось (за что мы и любим художественные произведения), но, помимо непосредственно геймплея, игры сериала — наглядный путеводитель по мифам Древней Греции.



Каждой смело можно присуждать титул лучшей игры про Древнюю Грецию. Даже подавшись на Север, Кратос остался «в теме», что уж говорить об играх, предшествующих «перезапуску» франшизы, лучшей из коих, по моему разумению, считаю God of War III.

Assassin’s Creed Odyssey

Во младенчестве, Алексиос и Кассандра по приказу спартанского оракула были сброшены с обрыва и оставлены умирать собственным отцом. Волею судеб, брат с сестрой выжили и от их решений теперь зависят судьбы народов. Впервые в игрокам предоставлена возможность выбора главного персонажа, что, впрочем, никак не влияет на развитие сюжета.





А ещё здесь невероятно огромный и разнообразный открытый игровой мир, один из самых больших не только в сериале, но и в индустрии. Что на поверку даёт игрокам невероятную возможность — самолично отправиться на экскурсию в Элладу, встретить на своём пути реальных исторических персонажей и увидеть памятники архитектуры, так сказать, в их изначальном состоянии.

Игры, в которых история показана наиболее достоверно, но которые фокусируются в первую очередь на увлекательном геймплее и боевой системе.

В видеоиграх постоянно встречаются мистические артефакты древних цивилизаций, разъезжающие верхом на динозаврах нацисты и даже Ганди, начинающий ядерную войну. Историческая достоверность никогда не ставилась во главу угла, а те игры, что пытаются соответствовать истории, всё же не стесняются ряда довольно серьёзных допущений, чтобы сделать сюжет и сам геймплей максимально разнообразным. И их можно условно разделить на две группы: игры, которые используют определённые исторические события (или же культурные стереотипы) для завязки сюжета, и игры, разработчики которых действительно штудируют исторические факты, чтобы как можно более точно воссоздать их в виртуальном мире.

Такую переменную, как «историчность», очень сложно оценивать в играх – и да, это реальное слово. Обычно игры, где всё в порядке с воссозданием истории, получаются довольно скучными, поэтому в этот список попали проекты, где акцент сделан на интересном геймплее. Я постарался включить в эту подборку игры, которые наиболее точно и достоверно отображают те периоды истории, которые часто искажают или показывают неправильно в псевдоисторических играх.

Итак, перед вами самые исторически достоверные ПК-игры, собранные в хронологическом порядке (основываясь на их сеттинге).

Attila взял немного устаревшую на тот момент формулу Total War и разбавил её живым миром, где мы увидели все культурные, политические и экономические сложности, с которыми столкнулся Рим на своём закате. Вместо того, чтобы показывать нам стереотипную орду злобных варваров, появившихся из ниоткуда, игра демонстрирует нам причину появления этих захватчиков – смена климата привела к тому, что в северных регионах становилось всё сложнее прокормить население, а параллельно с этим происходила миграция гуннов на территорию Восточной Европы.

К тому же это была первая , которая показывала, что не у каждого общества есть постоянные города, и демонстрировала их сложные взаимоотношения, строившиеся в противовес открытой войны.

Сюжет любой из частей Assassin’s Creed слабо соотносится с реальными историческими событиями (тем не менее, он их временами затрагивает – взять хотя бы осаду Масьяфа из первой части серии). Однако именно эти игры позволяют нам прогуляться по Флоренции времён Ренессанса или по средневековому Иерусалиму. Толпы местных жителей, особенности архитектуры, уйма мелких деталей – всё это воссоздано максимально приближенно к показываемой эпохе.

Лично мне нравится Константинополь из Revelations, который был захвачен Османской империей – возможно, один из самых интересных городов в истории показан в один из самых интересных периодов.

В дополнения, в которых появляются сатанинские культы и внезапные вторжения ацтеков, CK2 всё сильнее теряет связь с реальной историей. Но изначально игра весьма неплохо воссоздавала политику Западной Европы в период с 11 по 15 века нашей эры. В наше время мы привыкли к концепции государства, но если бы мы жили, допустим, в какой-нибудь из французских областей в 1150 году, то мы бы присягали на верность конкретному человеку, а не флагу или конституции. И именно между такими феодалами в CK2 разворачиваются основные взаимодействия и конфликты.

Мощное королевство может развалиться при слабом правителе так же, как и изначально слабая держава может стать великой под управлением мудрого короля. Иерархическая система феодализма, показанная в игре, оспаривается многими историками, однако благодаря отличным дополнениям вроде Conclave игре удаётся показать связь между дворянством и властью, которая имела огромное значение в те времена.

Я был сильно впечатлён тем, что разработчики Expeditions: Viking явно вдохновлялись не стереотипами, а реальными историческими фактами. Лично для меня эпоха викингов представляет наибольший интерес, а потому я становлюсь особенно придирчивым, оценивая игры на данную тематику. В этой же игре мы видим всё то, чем занимался бы реальный правитель викингов.

Здесь нам предстоит улаживать кровную вражду нескольких кланов. При этом необходимо показать себя сильным и справедливым правителем, ведь люди не будут следовать за одним лишь громким именем. В игре даже отражается эффект печально известных нападений на Скандинавию, после которых регион сумел оправиться, наладить инфраструктуру и в итоге создать три влиятельных европейских королевства.

Banished – это довольно простая игра. Кто-то даже скажет, что она чересчур простая, но механики, которые выходят здесь на передний план, напрямую связаны со всеми вещами, с которыми столкнулись бы, например, британские поселенцы в колонии Виргиния в 17-м веке. Ваша основная цель – следить, чтобы люди жили в тепле, оставаясь сытыми и здоровыми. Вам необходимо использовать доступные ресурсы и вести торговлю, чтобы поддерживать растущее население. Суровая зима или распространение болезни могут уничтожить всю вашу колонию – и именно так порой и случается, как и с большинством реальных европейских поселений на территории Нового Мира.

В игре Pirates! хватает пиратских стереотипов, однако её создатели довольно правдоподобно отображают все реалии, с которыми сталкивались капитаны кораблей в эпоху расцвета пиратства. Ваша команда – это сборище преступников, собранных со всех уголков Карибского моря, и работать на вас они будут ровно до тех пор, пока не найдут более выгодное занятие. Отдельно стоит упомянуть политические игры между Испанией, Англией, Францией и Голландией, поскольку вы всегда будете работать как минимум на одну из этих сторон. И, разумеется, в игре присутствуют отличные морские битвы, учитывающие направление ветра, а также размер кораблей и их орудия, что позволяет понять, каково приходилось настоящим морским офицерам тех времён.

Vicktoria 2 – это, пожалуй, самая сложная и серьёзная игра из списка с довольно высоким порогом вхождения, однако она заслуживает внимания хотя бы потому, что в ней освещаются те аспекты истории, которые в других играх обычно игнорируются. Здесь важен уровень образованности населения. Чем оно образованнее, тем более продуктивным оно становится… и тем быстрее это может привести к возникновению таких явлений, как коммунизм, требованиям отменить рабство, ввести избирательные и трудовые права.

То есть, к стандартным современным условиям. Здесь также уделяется внимание индустриализации, военной спекуляции, а также плюсам и минусам свободных рынков в сравнении с единой экономической системой. Если вы готовы потратить несколько дней на обучение, то игра определённо стоит вашего времени.

Старая, но хорошая игра. Различные вариации проекта выходили ещё с 1971 года (тоже своего рода исторический проект), и все они были отмечены за свою образовательную ценность. Это вполне заслуженное достижение. Если бы современный человек попытался представить себе все трудности, с которыми сталкивались американские первопроходцы при путешествии из городка Индепенденс в долину Вилламетт в середине 19-го века, ему бы даже не пришло в голову подсчитывать количество запасных прицепов для повозок, которые необходимо взять в путь.

Но в The Oregon Trail учитываются даже такие мелочи. Высока вероятность, что после этой игры вы начнёте всерьёз опасаться дизентерии, и это в наш-то век продвинутой медицины – настолько хорошо переданы условия того времени.

Я понимаю, что здесь должна была находиться какая-нибудь глубокая и продуманная военная игра, в которой учитывается вес и рост каждого реального солдата, принимавшего участие в боях, однако в Ultimate General соблюден идеальный баланс между вниманием к истории и интересным геймплеем. Недавно выпущенный режим кампании даже рассказывает нам о том, как генералы того времени должны были заручаться поддержкой у правительства, чтобы получать необходимое обеспечение и иметь право голоса при принятии важных решений.

Это должно впечатлить всех знатоков истории: каждая карта из Steel Division смоделирована в соответствии с реальными аэрофотоснимками, сделанными во время вторжения в Нормандию, вплоть до расположения деревень и даже живых изгородей. Здесь также представлены реалистичные дистанции выстрелов и урон, наносимый военной техникой и оружием. То же касается скорости и манёвренности показанного в игре транспорта. Более тяжёлая техника появляется в бою позднее, и это объясняется тем, что ей требуется больше времени, чтобы добраться до нужной точки.

Однако самое примечательное в игре то, что здесь подчёркивается важность разведки поля боя и развивается идея того, что битвы выигрываются не теми, кто обладает большей военной мощью, а теми, у кого есть нужные разведданные.

Серия «Ил-2 Штурмовик» – Наиболее достоверный военный авиасимулятор

Я думаю, многие любители авиасимуляторов помнят первый раз, когда они попытались перевернуться в «Ил-2» и, увидев, как темнеет экран, решили, что с монитором что-то не так. Дело в том, что в игре показано не только самое аутентичное управление, но и самые реалистичные гравитационные эффекты, которые испытывают пилоты на больших скоростях. Упасть в обморок можно как от недостатка крови в голове, так и от её переизбытка. К плюсам игры относится и то, что сам штурмовик Ил-2 был воссоздан в мельчайших деталях, а битвы разворачиваются по наиболее правдоподобным сценариям.

Battlefield 1, подвинься. Verdun скрупулёзно воссоздаёт военные действия, происходившие на Западном фронте, и при этом остаётся отличным мультиплеерным шутером. Все неточности игры простительны, поскольку они связаны скорее с масштабом событий, а не с их деталями. Ведь было бы невозможно дождаться нужного количества игроков на одном сервере, чтобы правдоподобно воссоздать самые крупные баталии Первой мировой – и это ожидание точно не понравилось бы всем, кто решил уделить игре пару часов перед снов. Зато игра радует такими деталями, как униформа солдат, в которой всё – от материала до пуговиц – срисовывалось с исторических фотографий.

Тщательное моделирование орбитальной механики, движения и аэродинамики, используемые в Kerbal Space Program, позволяют назвать игру настоящим учебником по космическим программам. Разработчики из студии Squad и сами это понимают, а потому работают над дополнением Making History. Но если вы не хотите ждать, то к вашим услугам ряд фанатских расширений. Несколько десятков модов, самым ярким из которых является Historical Missions Pack, позволят вам поучаствовать в запуске первых немецких ракет V2, а также в развитии современной программы SpaceX.

С реальной историей это почти никак не связано, лишь с моими собственными догадками, основанными на наблюдении за современным обществом. Меня всегда впечатляло то, насколько продуманно авторы Deus Ex показывают нам возможное будущее человечества. Интерфейсы по взаимодействию мозга с компьютерами, высокотехнологичные протезы и искусственный интеллект становятся во главу угла, тогда как межпланетные перелёты и световые мечи по-прежнему остаются лишь в фантазиях. Будь я азартным человеком, я бы поставил крупную сумму на то, что в будущем нас ждёт мир Адама Дженсена, а не капитана Пикарда.

Человек любит играть. Азарт, волнение, накал страстей, томление духа, жажда выигрыша, желание одолеть соперника - всё это неотъемлемые черты людской психологии и часть нашей жизни. Игра для нас - не только возможность поднять настроение, пощекотать нервы и пополнить карман, но и в некотором роде модель окружающего мира, а также важный способ общения.

Когда сегодня речь заходит о настольных играх, обыватель первым делом вспоминает домино и карты (реже - шахматы и шашки). Возникает впечатление, что эти игры упали с неба в незапамятные времена, а до них человечество ни во что не играло. Конечно, это не так. Эволюция настольных игр была долгой и трудной, люди шли методом проб и ошибок, создавая различные игровые системы. Некоторые из них просуществовали тысячи лет и потом затерялись во тьме веков. Археологи находят множество свидетельств, описаний, даже деталей настоль ных игр глубокой древности. Их история полна тайн, загадок, странных совпадений и удивительных открытий.

Первая «настольная игра» появилась, когда ещё не было столов как таковых: это был жребий, спрятанный в кулаке, или плоский камешек с отмеченной стороной. Большинство легенд и мифов приписывает изобретение азартных игр богам и героям, но, наверное, всё произошло более прозаично: шаманы разбрасывали кости жертвенных животных, веточки и камешки, по которым читали настоящее и предсказывали будущее. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это где-то на востоке Африки, в колыбели цивилизации.

МАНКАЛА

Древнейшей настольной игрой считается манкала. Строго говоря, игры с таким названием не существует: манкала (искажённое арабское naqala - перемещение) - это большая семья игр с перекладыванием камешков. Её история, по самым строгим предположениям, насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Камни с выбитыми рядами лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в пустыне Калахари (отсюда другое название игры - калах). Даже в пирамиде Хеопса нашли такую «доску» с игровым полем. Эти игры широко распространились и дожили до наших дней. Манкала издревле была популярна у кочевых народов: не надо возить с собой доску и фигурки - достаточно выкопать в земле дюжину лунок, взять горсть кофейных зёрен, и можно играть. Сегодня почти у всех народов Африки и Азии существуют подобные игры. В западной Африке это оуа и овари, у казахов и киргизов - тогыз кумалак, а у индийцев - паллантуджи и олинда келия. Самой редкой игрой этого семейства является трёхрядная габата из Эфиопии и Сомали, а самыми сложными - четырёхрядные бао и омвесо из центральной Африки. В Германии детский вариант игры продаётся под названием Apfelklau («Укради яблоко»), в СССР она называлась калах. Названий множество, число рядов, лунок и камней варьируется, но основные принципы схожи: нужно занять лунку, дающую право отобрать камни у соперника, и в итоге скопить у себя больше камешков.

Азартные игроки древности могли устроить себе развлечение на первом же встреченном камне…

Помимо чисто развлекательного момента, подобные игры содержат «генетическую» память человечества о переходе от охоты и собирательства к земледелию. Движение по кругу символизирует цикличность года и смену сезонов, раскладывание камешков - одновременно посев зерна и сбор урожая, а пустые лунки - голод и недород. Здесь же «прячутся» древние гадательные ритуалы и самые первые счётные доски.

…а современные любители и вовсе довольствуются песочком

Манкала завораживает и производит на неискушённого наблюдателя впечатление чистого шаманства. Она интересна и начинающим, и мастерам. Правила можно усвоить за пять минут, но сама игра далеко не так проста, как может показаться: у неё особая, трудноуловимая тактика, основанная на точном подсчёте. Соперник не должен «голодать», и, если он теряет все семена, нужно дать ему своих, чтобы продолжить игру. Хороший манкалист вообще не может быть жадиной и эгоистом, ибо в этой игре действуют правила «Кто хочет получать, должен научиться отдавать» и «Кто лучше сеет - больше соберёт». Всё решают нюансы, каждый ход полностью меняет ситуацию на доске, число комбинаций огромно, и анализ их - захватывающее дело. В частности, по этой причине манкалу в наши дни рекомендуют педагоги и воспитатели для развития у детей внимательности, счётных навыков и мелкой моторики. Многие фирмы производят эту игру (есть даже варианты для четырёх игроков), однако всех затмевают знаменитые резчики республики Гана, которые делают игровые наборы изумительной красоты.

Игру эту окружает множество мифов. Масаи верят, что манкалу придумал Синдилло, первый человек. В Гане игра овари была частью боевой подготовки - перед походом воины играли в неё, проверяя свою реакцию. А если умирал король, совет организовывал турнир, и победитель становился преемником. Эта же игра упомянута в малийском эпосе «Сундьята» народа мандинго. А современные малийские ученики играют в овари после школы.

Бао (вверху), калах (в центре) и овари (снизу) - игры одного семейства, где игровой процесс состоит в «перекладывании камешков»

В Буркина-Фасо проходят регулярные турниры между городами. Профессиональные игроки Танзании изучают тактику и стратегию игры бао так же серьёзно, как шахматисты, и ни один европеец пока не выиграл даже у худших из них. У племени йоруба существуют две разновидности такой игры: в одну (абапа или айоайо) играют мужчины, в другую (нам-нам или просто айо) - женщины и дети.

Название овари связывают с именем Катакие Опоку Варе I, короля Ашанти (древнего государства на территории современной Ганы), который имел привычку улаживать с помощью игры семейные ссоры: после партии супруги начинали гораздо лучше понимать друг друга, а словом «warri» в Гане до сих пор называют женатого человека. Однако в соседнем Того есть пословица-предостережение для ярых игроманов: «Овари - главная причина разводов». А король Ганы Шунба Балонгобо так любил эту игру, что завещал изваять себя в виде статуи с доской для овари на коленях и ещё одной на голове как символами власти и ума.

Игра использовалась и в погребальных ритуалах: люди развлекали дух умершего, пока тело не похоронено. На деревенской площади обычно было две доски - прямая и выгнутая, и селяне выбирали ту, которую покойный недолюбливал, чтобы его дух не захотел к ним присоединиться. По этой же причине считалось опасным продолжать игру после заката, а доски ночью выставляли за порог, чтобы духи тоже могли сыграть.

Удивительно, но в этой древнейшей игре нет элемента везения, всё зависит от внимания и интеллекта. В том, что касается игр, человечество нескоро вернётся к подобному подходу.

ИГРА ИЗ ГОРОДА УР

С возникновением первых крупных городов, ставших центрами древней цивилизации, появляются и первые «настоящие» настольные игры с передвижением фишек по доске. На звание древнейшей претендуют несколько; все они относятся к семейству гонок и играются при помощи костей.

Первую - «Шахматы Вавилона», древнюю шумерскую игру, - обнаружил в 1927 году британский учёный-археолог сэр Леонард Вулли при раскопках древнего города-государства Ур в Месопотамии, на территории современного Ирака. На игровой доске 20 квадратов. Они сгруппированны в два блока - большой и малый, - соединённых мостиком. К доске прилагаются по семь фишек и кости в виде тетраэдров. Этот царский набор исключительно красив, богато инкрустирован пластинками перламутра, красного известняка и лазурита, а сложная разметка полей явно несёт не только орнаментальную, но и смысловую нагрузку. На всех досках из гробниц есть восемь квадратов, отмеченных розетками, - такие восьмилепестковые цветы изображались у входа во Врата Иштар. Узор прочих квадратов на разных досках различался или отсутствовал. Названия и правил этой игры история не сохранила, поэтому ныне её называют «Царская игра из города Ур» или просто ур. Существуют предполагаемые реконструкции правил, основанные на записях с более поздних глиняных табличек, но не факт, что они относятся именно к этой доске.

То была эпоха первых великих царств и завоеваний, что не могло не отразиться на игре. Выемки символизировали реку, а игра - военный поход за эту реку и возвращение домой с добычей. Фишки вводились на доску, двигались через мостик на малый блок, описывали петлю и возвращались, а по пути рубили фишки противника. Урская игра также была гадательной практикой (будет поход удачен или нет) и частью ритуала инициации воина - ведь игры нардового типа развивают мышление и реакцию, учат быстро принимать решения в стремительно меняющейся обстановке и действовать практически интуитивно.

СЕНЕТ

Ещё один претендент на первенство - египетская игра сенет.

В древнем Египте сенет был самой популярной и важной игрой. Как светское развлечение сенет известен с V династии (около 3500 лет до н.э.), а в более поздние времена он стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир (слово «сенет» означает «прохождение»). Сенет упоминается в 17-й главе «Книги мёртвых» и других религиозных текстах Нового царства. Египтяне полагали, что после смерти душа отправляется в путешествие по миру мёртвых, во время которого земные дела человека получают оценку. Если они будут признаны чистыми, душа сольётся с богом солнца Ра, и покойный станет бессмертным. Этот сюжет часто изображался художниками. На фреске из гробницы Нефертари царица играет с невидимыми силами потустороннего мира. Различные этапы игры отражают путешествие души, а победа символизирует её единение с богом.

Чтобы вникнуть в суть подобного деяния, надо увидеть мир глазами древних египтян. Для них смерть была не завершением жизни - она была частью жизни, таким же периодом, как детство, отрочество, зрелость. Людям XXI века трудно осознать, что для египтянина игра не просто шла под покровительством богов, нет, - древний человек играл непосредственно с богами. Он знал, что в загробной жизни ему предстоит магическое испытание, однако ждать смерти было совершенно не обязательно: бросая палочки и двигая фишки, человек уже обеспечивал себе безопасное прохождение лабиринтов и ловушек загробного мира, а из-за присущего игре элемента случайности считалось, что удачливый игрок находится под покровительством богов.

Первые находки игровых наборов для сенета относятся к числу сенсационных открытий начала XX века. Тогда археологи обнаружили среди прочих вещей загадочные, похожие на косметички палетки и коробочки из камня, дерева и керамики. В эпоху Нового царства эти наборы приняли каноническую форму удлинённого продолговатого ящичка, а фишки из башенок и лепёшек стали конусами и катушками. Фараоны Аменхотеп III и Рамсес III были страстными любителями сенета, в гробнице юного Тутанхамона тоже обнаружилось несколько комплектов изумительной сохранности. Один из них, чёрный с золотом, на подставке с ножками в виде львиных лап, является непревзойдённым образцом позднего египетского искусства. Сенет был широко распространён в Египте в течение трёх тысяч лет со времени Древнего царства (2600 г. до н.э.) до конца римского периода (350 г. н.э.) и канул в Лету с упадком всей древнеегипетской цивилизации. Отдельные его элементы унаследовала арабская игра таб, в которую играют бедуины в Судане.

Египтяне не записывали правила игр, разве что в папирусе Рамсеса III есть заклинание для прохождения сенета (вот когда появились первые чит-коды!). Вероятно, это знание считалось чем-то элементарным. Манера египетского рисунка такова, что изображения, при всей их точности, не позволяют сделать выводы о ходах фигур, однако хорошо видны их количество и начальная расстановка. Существует несколько реконструкций предполагаемых вариантов правил.

В сенет играют на поле 3х10. У каждого играющего 5 фишек (в древних наборах 7); их расставляют на первых 10 клетках в верхнем ряду, чередуя катушки и конусы. По-египетски фишки назывались Ibau - «танцоры». Это необычно. Большинство тактических настольных игр оперирует военными понятиями, и только у египтян в основе прохождения лежал танец: срубленная фишка не снималась с доски, а менялась местами с той, которая рубила. Игральными костями служили четыре плоские палочки с отметкой на одной стороне - их подбрасывали и считали, сколько упало чистой стороной вверх. Палочки называли «пальцами» и даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи. Максимальным количеством выпавших очков при такой системе было пять. Правила сенета сводятся к прохождению фишек по маршруту в виде обратной буквы «s» и выводу их с доски. Пять полей в конце последнего ряда помечены иероглифами, это «дома», в каждом их них действуют особые законы.

Существует легенда о возникновении сенета. Когда бог солнца Ра узнал, что богиня неба Нут по ночам сожительствует с богом земли Гебом, он разгневался и наложил проклятие: отныне Нут ни в один из 360 дней года не могла родить детей. Нут попросила помощи у бога мудрости Тота. Отменить проклятие Ра было нельзя, и Тот решил раздобыть новые дни. Он заглянул в гости к Луне и предложил ей сыграть в сенет. На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, и Тот выиграл пять суток. Эти пять новых дней Тот поместил в конце года. Власть Ра на них не распространялась, и Нут отныне могла рожать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней. В первый день она родила Осириса, во второй - Гора Бехдетского, в третий - Сета, в четвёртый - Исиду и в пятый - Небетхет. Так появились младшие боги Великой Девятки, в солнечном году стало 365 дней, а в лунном - только 355, люди же получили новую игру и пять лишних дней в календаре.

Сегодня сенет популярен как развивающая игра для детей, офисный аксессуар и оригинальный подарок, а после сериала «Остаться в живых» о нём узнали широкие массы (в 6-м сезоне он служит сюжетообразующим элементом, диктуя героям правила поведения).

Сенет красив. Он не так динамичен, как нарды, зато более своеобразен. Основные приёмы в этой игре - рубка и запирание, а также специфические свойства «домов». Как следствие, медлительный в начале, к середине партии сенет превращается в азартную «мясорубку», бешеный танец с обменом партнёрами, а в финале - в гонки на выживание. Многое зависит от удачи: когда один её элемент (кости) умножается на другой («дома»), то даже совершенно безнадёжная позиция может обернуться неожиданной победой.

Долгое время считалось, что сенет произошёл от шумерской игры ур, но сегодня многие склонны думать, что у этих игр разные корни. Урская игра короче, стартовые дорожки в ней разделены, фишки входят на доску постепенно и описывают петлю, а розетки находятся на равном расстоянии друг от друга. Доска для сенета суть одна длинная дорожка, изогнутая для удобства, фишки встают на доску до начала игры, а «дома» сгруппированы на «финишной прямой». Возможно, предком сенета является игра мехен: поле для неё тоже представляет собой одну дорожку - изображение змеи, свернувшейся в спираль (иероглиф «mhn», собственно, и означает «виток», «спираль»).

МЕХЕН

Эта третья, тоже «змеиная», как и сенет, игра очень стара - в неё играли только в эпоху египетского Древнего царства. Корни её теряются во тьме преддинастических времён. Первые круглые известняковые доски со спиральной разметкой обнаружили в гробницах III династии (2868-2613 гг. до н.э.), а один из самых лучших наборов найден в гробнице фараона Хесу; в него входило ещё шесть фишек-львов и мраморные шарики. На большинстве досок змея свивается против часовой стрелки, на некоторых - по часовой, но голова всегда находится в центре. Есть поля в 40 ячеек, другие достигают 70, 80 и большего числа ячеек - 127 и даже 400. В сущности, для игрового процесса не имеет значения, сколько ячеек на теле змеи, - их число определялось какими-то другими, не игровыми соображениями. Учёные склоняются к мнению, что мехен символизировал различные аспекты в жизни египтян - солнечный и лунный календари, систему для расчёта благоприятных дней и прочее. Вообще многие древние игры представляли собой нечто среднее между гаданием, астрологическим прогнозом, религиозным ритуалом и собственно игрой в её современном понимании.

Правила мехена утеряны. Самой удачной и непротиворечивой считается реконструкция историка и известного исследователя игр Тимоти Кендалла, но и она довольно запутанна. Можно с уверенностью сказать, что мехен - единственная известная многопользовательская древнеегипетская настольная игра: в неё могли играть одновременно до шести игроков. К доске прилагался набор из шести фигурок-львов и комплект фишек-путников. Количество ходов определялось тремя палочками, а вход и уход фишки с доски регулировала сложная система накопления выпавших единиц. Фишки двигались от хвоста змеи к голове и обратно. Достигший финиша игрок получал фишку-льва - та могла есть «путников». Побеждал игрок, чья фишка-лев съела большее количество простых фишек.

Египтяне признавали за мехеном роль не менее сакральную, чем за сенетом. Мехен - богинязащитница в виде змеи, охраняющая ладью Ра во время её плавания сквозь ночь. На изображениях солнечной ладьи Мехен обвивает трон Ра, защищая его от другого божества - злого змея Апопа. Апоп - воплощение хаоса, он стремится сломать космический порядок, в то время как Мехен его хранит и защищает. Мехен - женская ипостась бога Сета (египтяне часто объединяли своих богов и богинь), а Сет - персонаж противоречивый: он убийца Осириса, но при этом защитник Ра (Атона). Часто его изображали в виде человека с головой змеи, стоящего на носу ладьи Ра с копьём, или в виде змея с двумя головами, готового отразить угрозу с любой стороны.

Игра символизировала приближение души в загробном мире к богу Ра, одобренное его телохранителем. Она упоминается в «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов», в главе 172 египетской «Книги мёртвых» и определённо входила в обряды инициации. Не исключено, что мехен был и гадательной практикой, а шарики не столько двигали, сколько катали, ибо на ранних досках нет никаких полей: древние считали, что сделать насечки на божественной спине - значит попытаться «убить» змею, что расценивалось как недобрый поступок. Игра полностью исчезла в Египте около 2300 до н.э., в ранний период Среднего царства, но примерно в то же время мехен начинает встречаться в Ливане, Сирии, на Кипре и Крите, а также в пустынях, окружающих Египет и Нубию. Удивительно, но в некотором роде мехен дожил до наших времён в виде мавританской игры сик и суданской гиены.

ТЬЯУ (АСЭБ)

А шумерская игра ур в слегка изменённом виде всё-таки проникла в Египет! Примерно во времена XVII династии (около 1783-1552 до н. э.) в Египте стали появляться доски для сенета с короткими полями в 20 квадратов на обороте. В трудах авторитетных исследователей игр Белла и Мюррея эта игра носит название тьяу, но Дэвид Парлетт (игровед, консультант энциклопедии «Британника», создатель игры «Заяц и черепаха») считает, что она называлась асэб, а это слово явно не египетское. Это был Второй переходный период, крушение Среднего царства, эпоха восстаний рабов, раскола и анархии. С Ближнего Востока вторглись кочевые племена гиксосов, которые, вероятно, и принесли с собой игру ур: характерные изображения их колесниц встречаются на игровых наборах тех лет. При этом игра довольно сильно изменилась и упростилась. Тьяу (у древних египтян это был просто эмоциональный возглас типа «Держи!», «Поймал!», «Бинго!» и тому подобное) была популярна во время Нового царства, доски для неё находили по всему Египту, в Судане, на Крите, а недавно (что совсем удивительно) обнаружили и в еврейском анклаве города Кохин в Индии. Часто её тоже называют сенетом, порождая путаницу (в видеоигре Tomb Rider есть квест, где Ларе Крофт нужно выиграть «в сенет»; так вот, на самом деле это тьяу).

Тьяу действительно похожа на шумерскую ур: у них по 20 клеток, раздельные стартовые дорожки, узкий «мостик», схожее расположение меченых квадратов, кратное четырём, и доски в начале игры пусты. В тьяу фишек пять, они входят на поле с боковых дорожек, общей дистанцией для них является только средний ряд в 12 клеток. Фишки рубят друг друга, а срубленные вводятся в игру заново. Если фишка остановилась на меченом квадрате, игрок получает дополнительный бросок.

К этому времени египтяне стали подозревать, что палочки - далеко не лучший генератор случайных чисел. Несложно подсчитать, что чаще всего при системе 5хD2 выпадает двойка (6 из 16 бросков), далее идут единица и тройка (4 из 16), а 4 и 0 (то бишь 5) даёт 1 бросок из 16. Появились игральные кости нового поколения: две «бабки» по образцу надкопытных коровьих суставов. У них уже 4 значимых стороны (хотя две из них одинаковые), что в сумме даёт 4 варианта комбинаций. Вскоре их заменила одна палочка квадратного сечения вроде толстой спички с числами на длинных сторонах. Стоит заметить, что три «пирамидки» шумерской игры дают такой же результат.

И ур, и тьяу таят в себе массу загадок. Они слишком красивы, гармоничны и концептуально завершены - это явно результат долгих проб и ошибок. Шумеры много воевали, и, возможно, игра попала в город Ур уже в готовом виде как трофей. При раскопках Шахри-Сухте («Сожжённого города») в Ираке было найдено около пятидесяти досок, и они довольно сильно различаются. А в 2001 году в Иране в долине реки Халил возле города Джирофт нашли руины древнего города-государства конца III тысячелетия до н.э., принадлежащего забытому народу, чья культурная и этническая принадлежность пока не установлена. Есть версия, что культура Джирофта могла быть упоминаемым в шумерских текстах царством Аратта, соперничавшим с Уруком. Жители этих городов были искусными земледельцами и ремесленниками, но археологи не обнаружили никакого оружия, настолько это была мирная цивилизация.

Джирофтским игровым доскам около пяти тысяч лет, но тем не менее это версии гораздо более древней игры

Изделия джирофтских мастеров имеют своеобразный «межкультурный» стиль. Среди них есть плоские фигурки из терракоты и хлорита с характерной разметкой. Эти игральные доски в виде орлов и скорпионов учёные датируют 2600 годом до н.э. У одних палеток «хвост» прямой, у других согнутый, на самых древних досках даже не 20, а всего 16 полей и нет разметки. Играли же, скорее всего, бусинами. Уж не здесь ли происходила эволюция этой игры? К сожалению, эти раскопки долгое время велись бесконтрольно, музеи наводнили фальшивки, и загадки Джирофта ещё ждут своих исследователей.

Наверняка у древних египтян не раз возникала идея соединить достоинства нескольких игр. Подтверждением служит «Двойное тьяу» на «дополненной» доске. Найдено всего три доски такого типа, и все три разные. Очень похоже, что первая доска - просто тьяу с петлёй для разворота; на доске второго типа игроки начинали игру с разных концов и двигались навстречу друг другу, а третий вариант рассчитан на четырёх игроков. Наверняка эти игры делались по заказам отчаянных игроманов и оказались чересчур громоздкими, а потому распространения не получили.

ШЕН («СОБАКИ И ШАКАЛЫ»)

Последняя игра не такая древняя, как сенет и мехен, не имела сакрального значения, но это определённо самая красивая и уж точно самая узнаваемая из всех игр, которые появились в древнем Египте. Название её утеряно. Сэр Уильям Флиндерс Петри, обнаруживший первую такую доску, классифицировал её как «Игру в 58 дырочек». Её называют «Собаки и шакалы» из-за характерной формы фишек, шен - по иероглифу, написанному возле финиша, а также «Щитовой» и «Пальмовой» игрой, поскольку на доске, напоминающей по форме щит, рисовали пальму. Игра появилась во времена IX династии (2135-1986 гг. до н.э) и к XII династии приобрела такую популярность, что египтяне стали брать её с собой в «загробную жизнь». Множество фишек и фрагментов досок найдены при раскопках в Египте, в Сирии, в городе Ур, в руинах древнего города Гезер в современном Израиле, в Сузах в Иране и на сопредельных территориях.

На доске две дорожки и множество полей. Доска в 58 клеток получилась бы огромной, и древние игроки нашли гениальное в своей простоте решение: сделать вместо клеток отверстия и играть тонкими палочками. Форма поля была различной. Шумерские доски напоминают подошву ботинка, коптские - уступчатый «кирпичик», египетские - щит, а древнееврейские - скрипку. Пожалуй, ни одну игру египтяне не украшали с такой любовью, как шен. Просто завораживает Фиванский набор из гробницы принцессы Ренхисенхеб (Среднее царство, 1810-1700 до н.э.). По сложности конструкции, грациозности линий и тонкости отделки он подобен музыкальному инструменту. Древние мастера долго резали и гнули дерево и кость, добиваясь таких изящных форм. Фишки тоже очень тонкой работы: эти характерные головы вислоухих египетских гончих и «геральдические» острые морды шакалов с огромными ушами торчком стали сегодня образцом для копирования. Именно эта находка послужила моделью для реквизита оскароносного фильма «10 заповедей» 1956 года, где фараон Сетхи и царевна Нефертари играют в такую игру.

Можно только догадываться, по каким правилам играли в неё древние египтяне, но на поле есть отметки, линии и даже надписи, направляющие движение фишек. Гонки шли вокруг «оазиса» с пальмой, и первый игрок, чья фишка добирались до финиша (там рисовали глаз змеи или иероглиф «shen» - «замкнутый круг» или «вечность»), захватывал источник с водой. Кривизна штрафных и бонусных дорожек была призвана изображать змеек и ящерок.

Собака и шакал много значили в культуре и религии древнего Египта, олицетворяя границу двух миров. Собака - друг, сторож, животное дня, её лай - сигнальная система для общения с людьми. Шакал же - полная её противоположность: ловкач, ворюга, живёт в пустыне, охотится по ночам, а его высокий и громкий вой напоминает плач ребёнка. Собака простодушная, шакал - хитрец и притворщик. Собака беспорядочна, шакалы образуют пару на всю жизнь. Вместе с тем они прекрасно скрещиваются. Анубис, египетский бог-покровитель умерших, изображался в виде человека с головой шакала, а его жена Инпут, богиня Дуата (места пребывания умерших), - в виде женщины с головой собаки. Их дочь, Кебхет, была богиней чистой прохладной воды, её изображали в виде золотой змейки или женщины с головой змеи (отсюда и змейки на игровом поле).

Анубис был сыном Осириса и его сёстры Небетхет; история его рождения, потери, нахождения в корзинке в тростниках и усыновления богиней Исидой заслуживает отдельного рассказа (позже она послужит поводом для усыновления другого, очень известного египетского младенца). Анубис всегда считался богом благородным, потому что смерть в Египте тоже полагалась явлением возвышенным. До появления культа Осириса он был главным божеством Запада, проводником душ через Царство мёртвых. Анубис взвешивал сердце покойного на Весах Истины, а после возлагал на мумию руки, превращая усопшего фараона в «ах» («просветлённого»), и тот оживал. Это был бог-на-грани, богловкач, одновременно страж могил и покровитель воров и торговцев. Над ним нельзя было смеяться, но вполне можно было подшутить - он бы это оценил. Греки отождествляли его с Гермесом. Когда Птолемеи правили Египтом, они преспокойно соединили своего Гермеса с египетским Анубисом и получили… Германубиса.

Если сенет был игрой Тота, бога мудрости, а мехен - игрою Сетха, то «Собаки и шакалы» были вотчиной египетского трикстера, псоглавого бога, единого в двух ипостасях. Это была самая лёгкая, весёлая и безобидная игра Древнего Египта: дорожки играющих не пересекаются, а фишки рубят друг друга необычным и забавным образом - как только игрок достигает оазиса, последняя фишка его противника снимается с доски. Побеждает тот, кто приведёт к финишу больше фишек. Почему-то кажется, что эта игра не была серьёзной - игроки дурачились, отпускали шуточки и обзывались «ленивыми собаками» и «хитрыми шакалами». Кто дошёл? Кого срубили? Это всего лишь Инпут и Анубис развлекаются: они же едины, ну а нам наградою - прохладная вода от их любимой дочери Кебхет.

Ну и с возрастом игры не всё так просто. Отверстий на доске без малого 60, а это число имело важное значение в астрономии Египта: оно соотносится и с Солнцем, и с Луной, а также с Сириусом, а значит, со сменой сезонов и разливами Нила. Древние египтяне полагали число 60 сакральным и бога Анубиса назвали в честь него (Anu). Такое интригующее совпадение может пролить свет на происхождение этой игры, на поверку оказавшейся не такой уж банальной. Кто знает, возможно, шен однажды предстанет перед нами самой древней из всех игр, уходя корнями к первым астрономическим календарям.

А на сцену уже готовились выйти молодые государства Греции и Рима, которые добавили новые вехи на пути развития настольных игр.

Но об этом - в другой статье.

Эволюция игр древнего мира охватывает тысячелетия. В шахматы и домино играли еще египтяне и римляне во времена военных походов при фараонах и царях. Колыбелью первых игр археологи называют север Африки, где зародились античные цивилизации мира.

Настольные игры древного мира

Историки называют первой настольной игрой древности бросание жребия . Камешек удерживали в ладони, а потом бросали на любую поверхность или доску. Победителю доставались почести или добыча. Стоимость «сделки» определялась социальным статусом и уровнем благосостояния игроков. Считается, что игра произошла от обычая, принятого в раннем язычестве шаманами. Они кидали кости животных и веточки на хорошую погоду или предсказывали будущее.

Другая настольная игра древности манкала возникла, предположительно, 5000 лет назад. Некоторые ученые склоняются к тому, что возраст этого увлечения составляет более 8000 лет. Камни, добытые для игры, были найдены храмах Фив и Мемфиса на территории Египта. Похожие артефакты обнаруживали в поселениях пустыни Калахани. Доска с камнями манкала находилась в пирамиде Хеопса при открытии памятника древности. Сегодня традиция игры сохраняется у кочевых народов Африки и Азии. Для соревнования достаточно иметь горстку кофейных зерен. В песке вырывается 12 лунок и можно начинать игру. Название игры у народов разное: на западе Африки - это овари (оуа), у киргизов - кумалак, у индийских племен - олинда келия. Играют в манкала в и Сомали.

В древнем мире люди использовали для игры любой камень на дороге. Обозначенные ими рисунки отображают эволюцию человечества - переход от собирательства и охоты к земледелию. Числа 4 и 12, выбранное для большинства игр, символизировало времена года и месяцы. Полные лунки означали благосостояние и урожай, пустые - голод. Так возникли первые счетные доски.

Существует легенда о том, что игру овари придумал первый на земле человек по имени Синдилло. Эту историю окружает множество , возникших на берегах древнего поселения Гана. Ее использовали в качестве боевой подготовки - перед наступлением в бой проверялась реакция солдат. Сегодня овари популярна в Мали. Правила рассчитаны на соревнование в интеллекте и сноровке. Шанс получить победу благодаря везению равен нулю.

Первые настольные игры с фишками возникли в городе Ур. Известна в древности была игра «Шахматы ». Шумерская игра - доска с фишками была найдена при раскопках государства Урна территории Месопоматии (Ирак) в 1927 году. На доске были сгруппированы 20 соединенных мостиком квадратов. К прилагались фишки. Найденный экземпляр археологами принадлежал царской семье. Набор инкрустирован перламутром и лазуритом. На поле изображены Врата Иштар.


Игры про древний мир

Возникновение игр было связано с религиозными представлениями. В Древнем Египте выигрыш означал покровительство и Сенета. Древние римляне считались самыми ярыми любителями игр. Их стремление к победе превращалось в кровопролитные зрелища на сцене Колизея в центре Рима и многочисленных амфитеатров, разбросанных по территории всех провинций могучей империи. Игра Ур носила гадательный характер. По ней войны узнавали, успешным ли будет поход.

Египетский Сенет заслужил важное место в жизни династии фараонов. Появление игры связывается с V периодом, начавшимся примерно 3500 лет назад. Позднее это увлечение получило религиозное значение и стало ассоциироваться с путем в потусторонний мир Осириса. «Сенет» означало с древнеегипетского языка «прохождение». Сенет упомянут в « » и других текстах ритуального значения эпохи Нового цраства. Игра изображена на стенах гробницы царицы Нефертити в Долине Мертвых.

Благодаря археологическим находкам стало известно, что страстными игроками были фараоны Рамзес III и Аменхотеп III. Комплект для игры в Сенет находился также в . Игра была распространена на территории Древнего Египта с периода Древнего царства (около 2600 г до н.э.). Последние упоминания об увлечении обнаружены датируемые 350 г. н.э. - временем оккупации Римской империей Египта. Правила игры Сенет были записаны в папирусе Рамзеса III вместе с заклинаниями к успешному прохождению препятствий в другом мире.


Скачать игры: древний мир

Сегодня можно очутиться в древнем мире, став участником следующих игр.

ТОп 10 компьютерных игр о древних цивилизациях

Технологии не стоят на месте, и то, что раньше казалось мифом и историей, сейчас может стать реальностью…виртуальной, но все же. Играя в игры, связанные с древними эпохами и мифологией, вы сможете прикоснуться к истории, почувствовать себя участником древних событий или просто поиграть за любимых персонажей.

1. Загадка Сфинкса: Египетское приключение
Год выпуска: 2000
Жанр: Квест
Разработчик: Omni Creative Group
Издательство: Akella / DreamCatcher

Долгие годы ушли у археолога Джила Джофферса на поиски секретной комнаты,
скрытой в толще древнего изваяния Сфинкса. Однако результаты поисков превзошли
все его ожидания — проникнув в комнату, Джил обнаружил древний запечатанный манускрипт.
Расшифровав древние письмена, учёный понимает — сломав печать, он разбудил древнее проклятье.
Джил тщательно прячет расшифрованный свиток и срочно посылает за вами — своим лучшим другом.
Прибыв в Египет к подножью великих пирамид, вы понимаете, что опоздали: сэр Джил бесследно исчез…

2. Цезарь 4
Год выпуска: 2006
Жанр: Strategy
Разработчик: Tilted Mill Entertainment
Издатель: Vivendi Games

«Цезарь IV» возвращает вас во времена великого Цезаря. Станьте губернатором одной из провинций великой Римской Империи, сотворите с вверенной вам деревушкой чудо и превратите ее в огромный мегаполис со всеми благами античной цивилизации. Помните, что вы - единовластный правитель, отягощенный бременем ответственности за своих подданных. Вы обязаны обеспечить горожан всем необходимым, они должны пребывать в безопасности, сытости и чистоте.

3. Герои меча и магии 3
Год выпуска: 2002 — 2013
Жанр: Strategy, RPG
Разработчик: New World Computing, WoG Team
Издатель: 3DO Company, WoG Team
Герои Меча и Магии 3: Полное собрание; сокращённо Heroes 3, Герои 3, HoMM3) - культовая фэнтезийная пошаговая стратегическая компьютерная игра, третья часть серии игр Heroes of Might and Magic. Она была разработана компанией New World Computing и выпущена The 3DO Company в 1999 году. Heroes 3 развивает идеи, заложенные в первой и второй частях серии. Суть игры осталась неизменной: игрок управляет героями, ведущими в бой армии мифических существ. В игре сочетаются две составляющие: стратегическая (герои путешествуют по основной карте игры, исследуя территорию и захватывая всевозможные объекты) и тактическая (герои сражаются с вражескими войсками на отдельной карте).

4. Total War: Rome 2
название Total War: Rome 2
разработчик The Creative Assembly
издатель SEGA
жанр Strategy / 3D /
В исторической стратегии Total War: Rome 2 будет сделана ставка на полномасштабные сражения с ужасающими сценами насилия. На экране можно будет увидеть огромное количество солдат в любой момент схватки. Также будут великолепно прорисованы подробные ландшафты и остальные компоненты окружающей среды. Помимо сухопутных битв, в Total War: Rome 2 будут доступны и морские сражения. Причем одни и другие можно будет вести одновременно.

5. Князь: Легенды лесной страны
Дата релиза: 06.09.199904.01.2001
Жанр: RPG
Разработчик: 1С, Snowball Studios
Издатель/дистрибьютор: Strategy First; СНГ: 1С
Князь» — ролевая игра, сюжет которой основан на сюжетах вселенной «Летописи времен». Все в этой игре окутано мистической дымкой легенд и слухов. Игра придерживается лучших традиций жанра РПГ, главной из которых является абсолютно полная свобода действий персонажа и интерактивность игрового мира.
Боевая система проекта основана на множестве расчетов, которые учитывают огромное количество всевозможных параметров персонажа и текущей ситуации. Кроме глубоко продуманной боевой системы, игра может похвастаться огромным разнообразием квестов, решить которые можно различными способами.
По ходу игры вам предстоит не только управлять своим персонажем. Вам будет предоставлена возможность стать городским управителем и направлять ход развития поселения – строить и рушить различные строения, тренировать и увольнять различных специалистов, собирать с верных подчиненных дань и собирать себе войско.
Еще одной особенностью игры является то, что у каждого из троих персонажей есть свой путь, по которому он должен пройти запутанными дорогами «Лесной страны».

6. Ацтеки. Битвы империй
Год выпуска: 1999
Разработчик: New Media Generation
Язык: русский
О чем может мечтать великий полководец? Конечно о мировом господстве, власти, деньгах, влиянии…
Это все есть в игре «Ацтеки. Битвы империй». Три великие рассы(Россы – сильные духом и умельцами, Китай – отличающийся сверхестественными возможностями своих воинов и Ацтеки – хранящие секреты многих технологий) развязывают войну за мировое господство!

7. Total War: Shogun 2
Бренд: 1С-СофтКлаб, Feral Interactive / Creative Assembly
Год выпуска: 2011
Язык интерфейса: Русский
Япония. Жестокий XVI век. Страна истерзана бесконечными междоусобицами. Девять легендарных полководцев ведут непримиримую борьбу за власть, их заговоры и конфликты раздирают государство на части. Но лишь один возвысится над всеми и станет новым сегуном — единовластным правителем империи… Удел прочих пасть от его меча. Особенности игры: Девять кланов — сильных и слабых. Возглавьте одну из девяти фракций, существовавших в феодальной Японии. Среди них — могущественный воинственный клан Ода и очень влиятельная семья Токугава. Под вашим чутким руководством любой из кланов сможет прийти к власти. Сила красноречия. Дайме и генералы, как и в игре Rome Total War, будут стараться вдохновить свои армии на боевые подвиги. В игре предусмотрено более 100 000 вариантов речей, зависящих от характера оратора, местоположения войска и от взаимоотношений с противником. Осадная война. Японские способы осады значительно отличаются от тех, что использовались…

8. Эпоха Мифологии
Язык игры: Русский / Английский
Год выпуска: 2003
Стратегическая игра, которая переносит игрока в античное время, когда герои сражались с мифологическими монстрами. В основе игры лежат мифы и легенды Древней Греции, Древнего Египта и скандинавских викингов. Для достижения наилучших результатов и скорейшей победы над противником игроки могут выбирать не только исторический путь развития этих трёх великих цивилизаций, но и доступных мифических существ, например, таких, как минотавры, кентавры, фениксы и валькирии.
Мифы древней Эллады оживут на вашем компьютере в Age of Mythology: The Titans, являющейся продолжением потрясающей трехмерной стратегии, совершившей революцию в жанре RTS. Добавлена новая четвертая раса Атлантов, имеющая упрошенную экономическую модель развития и ряд других преимуществ, что позволит новым игрокам быстро вникнуть в тонкости античного военного ремесла. Новые боги и 12 новых божественных сил, новые типы войск — 15 человеческих и 10 мифических. На арену боевых действий выходят титаны — очень дорогостоящие, но сверхсильные и огромные повелители разрушительных стихий. Прекрасные анимационные вставки и улучшенная графика с красочными визуальными эффектами новых магических заклинаний никого не оставят равнодушным. The Titans — это новая эпоха компьютерной мифологии.

9. Гегемония. Войны Древней Греции
Год выпуска: 2012
Язык интерфейса: Русский
Древняя Греция погрязла в хаосе бесконечных междоусобиц. Кто из правителей достоин стать первым среди равных? Возглавьте Македонию, Афины или Спарту в трех исторических походах, разверните масштабную кампанию за любую из двадцати шести греческих фракций в режиме свободной игры. Осаждайте города, проводите разведку, блокируйте пути снабжения, задействуйте дипломатию и экономические связи — выберите свой стиль войны! Эта игра создана в точном соответствии с историческими реалиями той далекой, но интереснейшей эпохи и станет отличным подарком всем поклонникам военных стратегий. Особенности игры: Испытайте все реалии глобальной войны: разведка, рейды, осады городов, эпические сражения. Используйте дипломатию: заключайте союзы, угрожайте вторжением, подрывайте экономику врага. Возглавьте войска Македонии, Спарты и Афин: три исторические компании за власть над всей Элладой.

10. Принц Персии: Схватка с судьбой
Дата выхода: 02.12.2004
Жанры: Экшен
Принц Персии в попытке изменить свою судьбу отправляется на Остров Времени, где когда-то давно Императрица Времени создала Пески Времени и Кинжал Времени, откуда они позже были украдены тем самым индийским Махараджей, на дворец которого армия принца вместе с его отцом напали в первой части игры. Принц намерен встретиться с Императрицей и предотвратить создание Песков Времени, тем самым полностью отменив их существование в истории. По пути на остров на корабль принца нападают песчаные демоны во главе с некой женщиной, Шади. В битве принц теряет корабль, своих людей и оружие, но добирается до Острова Времени. Преследуя Шади, он видит, как она уходит через некий портал, и следует за ней.

Дальнейшие приключения Принца на Острове времени будут постоянно приводить его к порталам во времени, использующим всё тот же Песок Времени, и Принц будет иметь возможность перемещаться из цветущего прошлого Острова Времени (отличающегося целыми постройками и активно работающими механическими ловушками) в мрачное настоящее (тёмное, полное развалин, новых препятствий и новых ловушек).