Какие травы растут у школы осенью. Какие травянистые растения остаются зелеными до весны

Осенью собирают и заготавливают в основном корни и корневища, когда надземная часть растений уже отмирает. Их очищают от земли и подгнивающих частей, тщательно моют в холодной воде и просушивают на открытом воздухе. Затем раскладывают тонким слоем. Если корни толстые, их разрезают на куски длиной 5-10 см и 1-1,5 см шириной. Тонкие сушат целиком. Сушить можно на чердаках и в печи. Печь должна быть хорошо прогретой, а труба открытой, чтобы образующие при сушке пары вытягивались на волю. Высушенное сырьё хранят в банках с крышками или в плотных ящиках, выложенных бумагой.

Кроме корней осенью собирают листья, побеги. Какие травы собирать осенью.

Брусника — лист, побеги.

Валериана лекарственная — корневища с корнями.

Можжевельник обыкновенный — плоды.

Ольха серая и чёрная — соплодия (шишки).

Рябина обыкновенная — плоды.

Толокнянка обыкновенная — лист, побеги.

Хмель обыкновенный — плоды.

Щавель конский — корень.

Калган — корни.

ПРАВИЛА СБОРА ТРАВ


Так сложилось, что когда говорят о лекарственных растениях, чаще всего имеют в виду травы и цветковые растения. Но ни в коем случае нельзя забывать, что деревья и кустарники являются также великолепными целителями.
В корнях, стеблях, листьях, плодах и цветках лекарственных растений содержатся витамины и различные полезные вещества. Но необходимо помнить, что они вырабатываются растениями в какое-либо определенное время. Для получения действительно лечебного сырья надо знать ряд важных правил:
— собирать растения надо только в ясные солнечные дни;
— следует собирать только здоровые растения;
— не собирать растения в местах рядом с промышленными предприятиями, хозяйственными постройками, около дорог;
— не рекомендуется собирать во время грозы, дождя, в полдень — с 10 до 12 часов;
— рекомендуемое время для сбора целебных трав, плодов — с 8 до 9 часов утра;
— листья, кору и корни собирают ближе к закату — с 16 до 18 часов.

ВНИМАНИЕ! При сборе лекарственных растений не забывайте, что большинство из них содержат ядовитые вещества. При их сборе надо быть очень осторожными: ни в коем случае во время сбора лечебных растений не дотрагивайтесь руками до глаз. Так, измельчая сухие корни<черемицы, мыльный корень, можно отравиться ядовитой пылью, поэтому при их сборе пользуйтесь респиратором и защитными очками. Собирая листья белладонны, ни в коем случае не прикасайтесь руками к глазам и губам, потому что это растение выделяет ядовитый сок, которым могут быть увлажнены ваши руки во время сбора.
Соблюдайте большую осторожность и при сборе других ядовитых растений: белены, горицвета, ландыша, полыни горькой.
А после окончания сбора не забудьте тщательно отряхнуть одежду и вымыть руки с мылом.
И помните, что ядовитые растения ни в коем случае нельзя заготавливать беременным и кормящим женщинам, детям.
Лекарственное сырье собирается в какую-либо тару. Корни — в корзины, мешки; листья, цветки, плоды складываются также в корзины, но не так плотно, как корни. Вообще, туго набивать корзины и мешки нельзя, потому что лекарственное сырье самосогревается, и важные вещества в растениях разлагаются.
Кроме основных правил, приведенных выше, очень важно знать, когда происходит наибольшее накопление полезных веществ в растениях.

Корешки

Подземные части (корни, клубни, луковицы, корневища) заготавливайте ранней весной до начала вегетации (весной период заготовки короткий — всего лишь несколько дней) или в период осеннего увядания. Именно в эти периоды подземные части растений обладают удивительными целебными свойствами. При выкапывании подземных частей лучше всего пользоваться лопатами, копалками. Если же корневище большое, то в извлечении его из земли вам поможет крючковидный захват.
После сбора не забудьте восстановить нарушенную почву. А если есть такая возможность, то для восстановления заросли подсейте семена или подсадите кусочки корневищ.
Извлеченные из-под земли части растения очистите от почвы, прикорневых листьев и остатков стеблей. После чего тщательно вымойте. Для мытья лучше всего использовать проточную воду, в которую следует погружать подземные части, предварительно поместив их в корзину. После промывания крупные подземные органы порежьте на части, используя ножи, изготовленные из нержавеющей стали (простые железные ножи портят корни).
Подземные части растений, в отличие от наземных (которые надо заготавливать только в сухую погоду или после того, как растение обсохнет), можно заготавливать при росе и в дождь.

Почки

Их следует собирать зимой или, что еще лучше, ранней весной. Именно ранней весной почки набухают, но еще не распускаются. Набухание их иногда продолжается всего несколько дней, поэтому старайтесь не упустить время. Но будьте внимательны: сбор почек заканчивается, когда их верхушки начинают зеленеть. В период набухания почки очень богаты витаминами, смолистыми и бальзамическими веществами. Как лекарственное сырье, в основном заготавливают почки березы, сосны и тополя. Для сбора почек советуем использовать веткорезы. Сосновые почки очень крупные, их срезают ножом вместе с частью одеревеневшего стебля длиной не более 3 — 5 мм и только с боковых ветвей.

Кора

Ее лучше всего собирать весной (апрель — май), потому что это период усиленного сокодвижения, и в это время кора легко отделяется от древесины. Собирайте кору только с молодых деревьев и ветвей (не старше 4 лет), в специально отведенных местах, с деревьев и кустарников, предназначенных для рубки или расчистки. Ствол предварительно очистите от наростов и лишайников, потому что они могут испортить сырье, и сделайте кольцевые надрезы на расстоянии 20 — 25 см, для того чтобы кору было удобнее снять с дерева. После этого сделанные надрезы соедините одним или двумя продольными разрезами и снимите в виде трубочек или желобков.

Листья

Листья лекарственных растений собирайте в период бутонизации или цветения (исключение составляет лишь мать-и-мачеха, которая цветет до появления листьев). Но можно собирать их и позднее, т. е. в течение всего лета — вплоть до отмирания листьев. Если же вы собираете листья лекарственных деревьев, то лучше всего заниматься этим до начала или в самом начале цветения. Собирайте только развитые, достигшие нормальных размеров листья. Их лучше всего обрывать вручную на корню, но не забудьте оставить на растении часть листьев, чтобы не нарушать его развития. При сборе таких листьев, как крапива, очень рекомендуем вам надеть рукавицы, чтобы предохранить свои руки от ожогов и волдырей.
Листья можно собирать или целыми, т. е. вместе с черешком (это та же крапива), или совсем без черешка. Если же вам показалось, что лист имеет грубую толстую серединную жилку, то не поленитесь удалить ее перед сушкой. Чтобы это было сделать легче, рекомендуем сложить лист пополам и выломать или вырезать серединку.
Листья брусники заготавливают либо весной (в апреле — начале мая), пока у растений еще нет бутонов или они очень мелкие и зеленые, либо осенью (в конце сентября — октябре), когда созревают ягоды. Во время цветения растения, а также при наличии крупных бутонов или зеленых ягод, листья собирать нельзя: при сушке они почернеют.

Цветы

Цветы собирайте в самом начале цветения. Для их сбора воспользуйтесь ножницами или специальными совками, при помощи которых цветки счесывают. С одного растения не следует сразу же собирать все цветки, часть цветков обязательно оставьте для осеменения. Мы советуем особенно внимательно относиться к сбору цветов с однолетних и двулетних растений. Ни в коем случае с них нельзя срывать сразу все цветки, какими бы удивительными лекарственными свойствами они ни обладали. Почти всегда цветки лекарственных растений собирают без цветоножек. Если же вам не удалось этого сделать, или вы по забывчивости собрали цветки с плодоножками, то не расстраивайтесь; после сушки протрите цветки через сито — и цветоножки удалятся сами собой. У некоторых растений следует собирать только какую-нибудь часть цветка или соцветия; например, у растения с интересным названием коровняк — венчик, у подсолнечника — краевые язычковатые цветки, а у ромашки — целые соцветия.
Например, при желтухе вам очень помогут цветки василька. А собирать их надо обязательно во время цветения, в мае-августе, обязательно утром и в сухую погоду. У васильков обрывайте только синие краевые воронковидные цветки.
И помните, что цветки василька, как и цветки других растений, очень нежные, поэтому их необходимо собирать в корзины, складывать рыхлым слоем, стараясь не помять, и во время доставки к месту сушки беречь от солнца. Если же вы решили высушить васильки прямо на васильковом поле, то не забудьте соорудить навес!

Травы

Обязательно собирают в фазе цветения. И только череду трехраздельную собирают в период бутонизации, срезая ножом на уровне нижних листьев. Для сбора трав можно пользоваться ножницами, ножами, косами, косилками, предварительно удалив из заросли нелечебные растения.
Собирайте цветущие верхушки лекарственных растений длиной 20 — 40 см. А в некоторых случаях обращайте внимание и на толщину стебля; не рекомендуется собирать лекарственные растения со слишком толстым стеблем (например, у пустырника толщина стебля должна быть не больше 5 мм).

Плоды и семена

Собирайте только созревшими и неповрежденными. Делать это лучше всего ранним утром или вечером, потому что плоды и семена, собранные днем, скорее портятся. Если же плоды созревают неодновременно (например, плоды аниса, тмина и др.), то плодоносящие верхушки советуем срезать в самом начале созревания, связывать их в снопики и развешивать в сухом закрытом помещении до полного созревания. Там плоды дозревают и осыпаются, поэтому советуем заранее постелить под развешанными снопиками бумагу или тряпку. После того как плоды осыпятся, их можно будет легко собрать, а сухие снопики — обмолотить.
Немного сложнее собирать сочные плоды и ягоды. Их надо собирать совершенно зрелыми. Малину, черную смородину, шиповник и другие мягкие плоды снимают с веток руками, чернику счесывают при помощи специальных совков, рябину и боярышник собирают целыми щитками. При их сборе помните, что не следует касаться самих ягод пальцами, особенно в том случае, когда сбор можно вести вместе с плодоножками. Легкий нажим, который на первый взгляд будет даже незаметным, дает темные пятна, на которых скоро начинается загнивание. Не советуем вам при сборе ягод перекладывать их из одной тары в другую, лучше вести сбор в определенную тару и производить тут же при сборе сортировку ягод, отбирая поврежденные и испорченные.
Для того чтобы получить отличное лекарственное сырье при сборе ягод, не поленитесь небольшую неглубокую корзину аккуратно обшить внутри мешковиной или другой прочной тканью. Если вы послушаетесь нашего совета, то будете уверены, что плоды и ягоды не повредятся, а это значит, что при сушке и хранении не произойдет загнивания и, что еще хуже, заплесневения. А если вы мастер и вам ничего не стоит сплести корзину, то для сбора ягод она должна быть высотой 45 — 50 см и шириной дна 12—16 см, а вверху, у ручки, — 20 — 25 см. В такую корзину войдет до 8 кг, плоды из нее не вывалятся и не будут сильно давить друг друга.

Соплодия

Их лучше всего собирать осенью или зимой. Сначала ветви длиной до 30 — 40 см срежьте веткорезом, а уж потом руками обрывайте соплодия.

Заговоры на травы
Заговоры можно читать во время сбора трав, во время сушки, приготовления лекарственных настоев и отваров, а также непосредственно перед их употреблением.

1. "Рано вставал (вставала), траву собирал (собирала), ручки белые марал (марала). Земля-матушка, кормилица, поилица, заступница! Сделай так, чтобы мучения мои не напрасны были — отдай свои соки траве, что я для божича (имярек) рано по утpy рвал (рвала), сушил (сушила), зелье варил (варила)! Тако было,тако есть,та и буде!"
2. "Древо вековечное, древо многомудрое! К тебе с поклоном иду, у тебя защиты прошу! Одолела немочь проклятущая внука божьего (имярек). Помоги, сделай так, чтобы ноги его (ее) стали крепкими, как корни твои, руки сильными, как ветви твои, щеки румяными, как плоды твои. Зайцы кору с тебя не глодали, морозы кору твою не побили, ветры буйны стороной обходили — для (имярек) берегли!"
3. "Во густом лесу, во сыром бору нету злобе-немочи места. Где мышь не пробежит, жаба не проскачет, змея не проползет, там травушки-муравушки, для всякой хворобы отравушки, ручками белыми с родной земли-матушки нарву, (имярек) настой сотворю. Зверье и птицу всяку трава та от напастей бережет, пусть так же и мне поможет! Изгони бесов из тела и духа (имярек), дай сил и здоровья для жизни, а болезни дорогу в тело белое крепкое навсегда закажи."
4. "Плоды спелые, сочные, зрелые! Сила в вас, и здоровье, и крепость! А у божича (имярек) тело ломит, кости сохнут от хвори ядовитой. Все мы Божьи дети, все мы братья и сестры — помогите брату (сестре) своему (своей), напоите соками члены слабые, прогоните хворь-недуг из тела вон! Тако было,тако есть,та и буде!"
5. "Ясно солнце, быстры ветры, воды светлы! Выходил косарь в чисто поле. Косил косарь косой спелы травы! А я травы те подберу-соберу, в тугие пучки стяну, на жарком огне истомлю. Как косил косарь зелену траву, так коси, мой отвар, хворь-болезнь, злой недуг. Напою отваром (имярек) — изгоню болезнь из тела. Тако было,тако есть,та и буде!"

/ 7
МБОУ «Байкальская НОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан

План –конспект

«ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ»

Учительница:Нигаматуллина Г.И.

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений; познакомить учащихся с разнообразием форм и окраски листьев деревьев в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае; продолжить формирование деятельности наблюдения; показать пример культуры поведения в природе; собрать природный материал для уроков трудового обучения.
Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, семена, осенние листья различных растений; у детей – лупы.
Предварительная работа. Прежде чем организовать экскурсию, учителю необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, парка или сквера. Учитель, побывав на месте проведения экскурсии, намечает места остановок, объекты для изучения.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправляемся в осенний парк. Вам разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым.
А что вы не должны делать в парке? (Нельзя рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в прятки.)
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
II. Повторение изученного.
О с е н н и е и з м е н е н и я в неживой природе.
– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)
– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)
– Как греет солнце? (Ответы детей.)
– Расскажите о погоде сегодня: ясно или облачно, пасмурно; осадки или без осадков; ветрено или безветренная погода; тепло или холодно.
– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)
Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются в ы в о д ы:
1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.
2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
О б щ и й в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления неживой природы.
III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а «Жизнь растений осенью».
– Рассмотрите и назовите находящиеся недалеко от дорожки деревья, кустарники и травянистые растения.
– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.
– Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох – это осенние листья срываются с веток и, кружась, опадают на землю. Опишите свои ощущения, чувства.
– Какие запахи вы чувствуете в осеннем парке?
– Потрогайте кору и листья разных деревьев; понюхайте веточки деревьев, поздние травы, соберите плоды деревьев.
– Известный русский поэт и писатель И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:
…Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…
– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему?
– Какие цвета преобладают в убранстве деревьев? (Желтый, оранжевый, красный.)
– Почему листья на деревьях и кустарниках летом были зелеными, а осенью изменили свой цвет? (Предположения детей.)
– Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества – хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.
В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?
Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.
– Обратите внимание на листья сирени и ольхи. Какого они цвета? (Зеленого.)
– Почему же листья сирени, ольхи не меняют свою окраску осенью? Потому что в листьях этих деревьев, кроме зеленого, других красящих веществ нет.
2. Т а й н ы л и с т о п а д а.
– А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву?
Обратить внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)
– Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?
– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)
– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)
– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.
– Сравните листопад у разных растений. Какие отличия в листопаде вы можете назвать?
Учитель обобщает и уточняет ответы детей.
– У липы и тополя первыми облетают листья с больших нижних ветвей, затем – со средних, и последней облетает макушка. У орешника листья начинают облетать с верхних ветвей.
Листья, у которых одна листовая пластинка (например, листья березы, липы, тополя, дуба, яблони, вишни, клена, осины, ольхи, вяза), всегда облетают вместе с черешком. А если у листа несколько листовых пластинок (например, у конского каштана), то может опадать весь сложный лист с черешком, а может отдельно падать каждая листовая пластинка, а потом – черешок.
– Как вы думаете, зачем же деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? Оказывается, так они готовятся к зиме.
3. Р а с с к а з у ч и т е л я «Травянистые растения осенью».
– Рассмотрите травянистые растения. Какие изменения в их жизни происходят осенью?
Одни травянистые растения рассеивают семена (из них весной зазеленеют новые растения). Другие травы прячутся под землю и там ждут весну. Эти хитрецы спокойно расстаются со своей надземной частью. Главное для них – спасти свою подземную кладовую: клубень, луковицу, корневище, в которых за лето накопились питательные вещества. Весной эти запасы помогут быстрее возродить стебель и листья.
Деревья и кустарники не могут на зиму расстаться со стволом и ветками, спрятаться под землю. Они поступают по-другому – сбрасывают свою листву. Ведь листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Не могут корни ее выкачать. Если дерево не сбросит на зиму листья, то засохнет от излишнего испарения. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
4. Б е с е д а «Хвойные растения осенью».
– Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?
– Как выглядят осенью ель и сосна?
– Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)
– Отгадайте загадку:
Зимой и летом – одним цветом.
(Ель, сосна.)
– Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?
– Рассмотрите ветки ели. Как они растут? (Ветки ели растут наклонно.)
– Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.
Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.
– Не сбрасывают ели и сосны всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Обратите внимание на землю под хвойными растениями. Что вы обнаружили? (Под елью, сосной много желтой хвои.)
– Листья-хвоинки опадают постепенно, и на их месте вырастают новые. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.
– А это хвойное дерево – лиственница. Осенью она сбрасывает листья-хвоинки. Почему это хвойное дерево получило такое название? (Потому что ведет себя как лиственные деревья.)
– Какие лиственные растения растут в нашем крае?
– Назовите хвойные растения нашего края.
– Назовите травянистые растения нашего края.
5. Б е с е д а «Осеннее явление – ветвепад».
– Еще одна загадка жизни растений осенью – ветвепад. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, некоторые ивы, тополя, и наблюдается, когда они стареют.
– Присмотритесь к этим деревьям. Что вы видите на земле около них? (Мы видим опавшие веточки.)
– Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки – почки. Если их разложить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? (Предположения детей.)
– Рассмотрите тот конец веточки, где она отделилась от дерева. (Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было.)
– Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей.
6. П о в т о р е н и е п р а в и л п о в е д е н и я в природе.
– Почему нельзя разжигать костер в осеннем лесу? (Огонь губит не только растения, но и их семена, и животных леса. В огне вместе с сухой травой гибнут лягушки, ящерицы, насекомые.)
– А вот что может случиться, если люди забывают, что мусор нельзя выбрасывать в лесу.
Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а подготовленные заранее ученики изображают некоторые действия ребят из стихотворения.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки,
И как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом – мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
– Почему ребята не нашли другого свободного места?
– Какие правила надо выполнять, гуляя за городом?
IV. Итог урока.
– О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
– Какие происходят изменения в жизни растений с приходом осени?

Список использованной литературы:
Федотова, О. Н. Окружающий мир. 1 кл.
Федотова.о.н.Поурочные разработки

>>Осенние явления в жизни растений

§ 6. Осенние явления в жизни растений

Осень - пора уборки урожая. Осенью у большинства растений, в том числе и многолетних, созревают плоды и семена . Листья многих деревьев и кустарников меняют окраску, а затем опадают - происходит листопад . Деревья и кустарники словно соперничают друг с другом в красоте пурпурной и золотисто-желтой листвы 14 . Но у некоторых растений остаются зелеными до заморозков, а после выпадения снега чернеют. Таковы, например, сирень, ольха, некоторые яблони и молодые тополя. Продолжительность листопада у разных растений неодинакова. Например, у березы листопад длится около двух месяцев, а липа сбрасывает листву за две недели.

Такие травянистые растения, как полные анютины глазки, сорняки пастушья сумка и дикая редька, мятлик однолетний, и некоторые другие продолжают цвести до глубокой осени.

Определенные явления в жизни растений (распускание листвы, цветение, плодоношение , листопад) повторяются из года в год. Сезонные периодические явления в жизни животных и растений изучает фенология. Постоянные фенологические наблюдения за растениями и животными родного края помогают установить особенности развития живой природы и определить сроки проведения сельскохозяйственных работ. Эти наблюдения доступны каждому; их надо вести регулярно и записывать в специальную тетрадь. Ботаники выясняют и оценивают природные запасы разных растений, в том числе редких охраняемых растений. Особое внимание обращают на те из них, которые обитают только на небольших территориях. В "службе слежения" активную помощь ботаникам могут оказать школьники.

1. Какие явления в жизни растений можно наблюдать осенью?
2. У каких деревьев и кустарников листья остаются зелеными до заморозков?
3. Какие растения цветут поздно осенью и где их можно найти?

> 1. Примите участие в посадках деревьев и кустарников.

2. Заведите календарь природы. Записывайте в него сезонные изменения в жизни окружающих вас растений.

3. В ближайшем лесу, парке или саду по заданию учителя наблюдайте за несколькими видами деревьев, кустарников и трав. Запишите, у каких растений и когда созрели плоды и семена. Изменилась ли окраска листьев и начался ли листопад?

Корчагина В. А., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. сред. шк. - 24-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.:ил.

Календарно-тематическое планирование по биологии, видео по биологии онлайн , Биология в школе скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Для тех, кто отдает предпочтение нетрадиционному лечению, осень является наиболее важной порой года, поскольку именно в это время можно существенно пополнить запас лекарственных трав, которых хватит на целы год.

Особенности осенних трав

Итак, наступила золотая осень, пришло время выбираться в экологически чистые уголки страны, чтобы пополнить запас лечебных трав. Следует отметить, что «осенние лечебные травы» в основном представлены кореньями, плодами и корневищами. Как правило, верхняя часть растения к осени уже отмирает, в то время, как корень впитывает в себя все целебные свойства земли.

Как подготовить осенние травы к употреблению

Собранные осенью плоды и корневища принято сушить. Но прежде чем приступить к просушке, необходимо тщательно очистить корни от земли и подгнивших частей. После этого, следует промыть корневище в холодной воде, нарезать и разложить на бумаге тонким слоем, после чего оставить на открытом воздухе.

Следует отметить, что некоторые корневища, которые не слишком толстые и большие можно сушить целыми, а те которые очень крупные, желательно разрезать на тонкие куски от пяти до семи сантиметров.

Сушить корни можно не только на улице, но и в духовом шкафу или в печи, предварительно хорошо их прогрев. Высушенные корневища лучше хранить в банках, которые плотно закрываются крышками.

Какие лекарственные растения собирать осенью

Помимо различных коней и корневищ, с наступлением осени принято собирать плоды побеги и листья следующих растений:

  • Ольха серая и черная — собирать шишки.
  • Огородная петрушка — побеги и корни.
  • Брусника — побеги и листья.
  • Лекарственный дягиль — корень и корневище.
  • Лекарственная валериана — корневище с корнями.
  • Щавель конский — только корень.
  • Пастушья сумка — трава.
  • Шиповник — плоды.
  • Можжевельник — плоды.
  • Лопух большой — только корень.
  • Подорожник большой — листья.
  • Толокнянка обыкновенная — побеги и листья.
  • Змеиный горец — корневище и корни.
  • Калина обыкновенная — кора и ягоды.
  • Синюха голубая — корень с корневищем.
  • Клюква — только ягоды.
  • Кровохлебка лекарственная — корневище с корнями.
  • Дикий цикорий — корень.
  • Хмель обыкновенный — только плоды.
  • Крапива двудомная — листья.
  • Лапчатка прямостоячая - только корневище.
  • Хрен обыкновенный — только корень.
  • Крушина слабительная — плоды.
  • Рябина обыкновенная — только плоды.

ЗЕЛЕНЫЕ ПЛЕННИКИ

Посмотрите, как ведут себя осенью разные лесные травы. Некоторые из них становятся желтыми и к зиме постепенно отмирают. Таких растений в лесу немало. Раньше всего начинают терять свою зеленую окраску седмичник, майник, папоротник-орляк и некоторые другие растения. Довольно рано это происходит и у ландыша. Листья его сначала желтеют, а потом белеют, делаются полупрозрачными. Поздно, уже в конце осени расцвечивается лесной злак вейник тростниковидный. Его рыхлые кустики становятся оранжево-желтыми.

Лесные травы при осеннем отмирании не всегда приобретают желтую окраску. Иногда они делаются белыми или слегка розоватыми. У всех этих растений осенью отмирает только надземная часть, а подземная остается живой и зимует в почве. Травы не погибают, а как бы прячутся на зиму в землю. Растений подобного типа особенно много в дубравах и гораздо меньше в хвойных лесах.

Однако среди лесных трав есть и такие, которые остаются зелеными, живыми круглый год - не только летом, но и зимой. Они не отмирают осенью и не меняют своей обычной летней окраски. Примером могут быть копытень, зеленчук, осока волосистая. Когда наступает зима, эти растения уходят под снег в таком же зеленом виде, как были летом. И переносят зиму очень хорошо, несмотря на то, что их придавливает к земле толстый снеговой покров и на протяжении многих месяцев царит полная темнота. Впрочем, условия их перезимовки не так уж суровы, как нам кажется. Находясь под толстой снеговой шубой, растения хорошо защищены от разных невзгод - и от высыхания, и от сильного мороза. А то, что совершенно нет света, - не имеет большого значения. При низкой температуре листья все равно не могут работать, даже если и был бы свет. Тем не менее нам все-таки кажется удивительным, как сохраняются живыми зеленые растения в своей снежной темнице на протяжении долгой зимы.

Чтобы увидеть этих зеленых пленников, надо прийти зимой в лес с лопатой и очистить поверхность почвы от снега на небольшой площадке. Вот тут-то и попадутся нам те лесные обитатели, которые зимуют в зеленом состоянии. Если вы раскопаете снег в хвойном лесу, вам могут встретиться брусника, различные плауны, грушанки, вероника лекарственная, осока пальчатая. Все эти растения зимуют в зеленом состоянии, оставаясь при этом живыми. В дубраве зеленые пленники другие: копытень, зеленчук, осока волосистая. Здесь сравнительно мало видов таких растений.

Познакомиться с зелеными пленниками можно не только зимой, но и ранней весной, как только сойдет снег. В это время в лесу хорошо видно, какие растения вышли из-под снега зелеными. Весенние наблюдения имеют свои преимущества: можно очень полно выявить все разнообразие растений, которые вас интересуют. При раскопках снега такой полноты никогда не получится, так как снег удаляют на сравнительно небольшой площади.

Теперь одна интересная подробность. Те лесные растения, которые зимуют под снегом зелеными, имеют определенные преимущества перед другими. Как только сходит снег, они без всякого промедления начинают свою созидательную работу, сразу же приступают к созданию органических веществ. Им не нужно тратить время на формирование новых зеленых побегов с листьями, как это происходит у других лесных обитателей. Словом, сохранение зеленой листвы зимой дает растениям определенный выигрыш времени.