Классный час что такое совесть. Классный час на тему "Что такое совесть?"

На тему «Разговор о совести»

Цель:

Помочь обучающимся сформулировать и осмыслить нравственное понятие СОВЕСТЬ;

Задачи:

1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

2). Показать обучающимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.

3). Развитие таких личных качеств у обучающихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Форма: личностно-ориентированный классный час - размышление.

Оборудование и материалы:

ü компьютер,

ü мультимедийный проектор,

ü презентация по материалам классного часа,

ü толковые словари и,

ü анкета «Совесть в жизни человека»,

ü видеофильм «Осколки в сердце»,

ü карточки с пословицами и ситуационными проблемами для работы в группах,

ü кружки-оценки для этапа рефлексии.

Роли и поручения детям:

1. Найти в словарях определения понятия «совесть», «стыд».

2. Выучить стихотворения.

3. Предварительное проведение анкетирования «Совесть в жизни человека».

1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

2. Что ты сделал тогда?

3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

План классного часа:

1. Приветствие.

2. Проблемное стихотворение.

2. Сообщение по словарным статьям словарей и.

4. «Собери пословицу»

5. Высказывания великих людей

6. Книги о совести

7. Игра «Чего нужно стыдиться?

8. Разминка.

9. Ситуации выбора

10. Видеофильм

11. Кластер «Совестливый человек»

12. «Минута раскаяния»

13. Стихотворение о совести

14. Подведение итогов (рефлексия).

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

1. Приветствие. Слайд 1 Заставка с весенней музыкой.

Классный руководитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня последний день зимы, а значит, весна уже наступит совсем скоро. С чем у вас ассоциируется приход весны?

- с теплом

- с пробуждением растений и животных

- с чем-то новым

- с возрождением прекрасного.

Я с вами согласна. В природе пробуждается все прекрасное, и у человека тоже есть такая возможность. Сегодня на классном часе мы и постараемся пробудить в себе это чувство. А начнет наш разговор ученик 1 , подготовивший стихотворение.

2. Проблемное стихотворение.

Собрался на гулянку… Жду трамвайчик…

Темно, на остановке ни души…

Гляжу, старушка, божий одуванчик,

По урнам жестебанку ворошит,

Из тех, кто получил от государства

Награду, «соразмерную» труду:

Поешь - не хватит денег на лекарства,

Лекарства купишь - нету на еду.

А рядом, у ларька, к стене торцами,

Собой вполне добротные на вид

Три ящика стояли с огурцами.

В округе - никого, ларёк закрыт.

«Бабуля, видно, с бабками не густо?

Возьми чуток - халява, все дела»…

«Нельзя, чужое», - улыбнулась грустно

И к следующей урне побрела.

В тот раз я не попал на полюбушки.

Трамвай давно ушёл, а я стоял

И плакал от величия старушки.

И от того, что знаю: я бы - взял…

Классный руководитель: Ребята, о чем это стихотворение? Каким прекрасным чувством обладала старушка? Какова будет тема нашего классного часа?

- о совести

Слайд 2 Тема классного часа.

Классный руководитель: Тема классного часа «Разговор о совести»

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть ещё:

Этотакие привычные и знакомые слова… Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов – основа человеческого бытия . Без них человеческий род давно бы угас. К сожалению, в настоящее время мы можем наблюдать снижение уровня общей культуры, падение нравственности. Говорят, у некоторых людей просто нет совести. А что такое совесть?

Слайд 3 Что такое совесть

Ответы детей.

Классный руководитель: Хорошо. Давайте для подтверждения сказанного обратимся к толковым словарям. Ученица 2 подготовила небольшое сообщение о том, что такое совесть.

Слайд 4 Словари.

3 . Сообщение по словарным статьям словарей и.

В словаре даётся следующее определение понятия «совесть»:

совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

В словаре даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление:

«Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».

Всегда рядом с этими словами стоят другие моральные ценности: достоинство и благородство.

ДОСТОИНСТВО – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

БЛАГОРОДСТВО – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Слайд 5 Определение совести

Классный руководитель: Итак, совесть – это ….. Об этом человеческом качестве люди начали говорить с давних пор. И в устном народном творчестве вопрос совести тоже затронут. Знаете ли вы какие-нибудь пословицы о совести?

Ответы детей.

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Задание: из отдельных слов соберите пословицу и объясните ее смысл.

4. «Собери пословицу»

Слайд 6. Собери пословицу (музыка)

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь.

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

Слайд 7 Пословицы

Объяснение пословиц.

Классный руководитель: Кроме этого о совести есть множество высказываний великий людей. Давай те прочитаем некоторые их них.

5. Высказывания великих людей

Слайд 8. Высказывания великих людей.

Классный руководитель: Согласны вы с ними?

Ответы детей.

Также о совести написано много произведений, с которыми вы можете познакомиться.

6. Книги о совести

Слайд 9 Книги.

«Совесть»

Щедрин «Пропала совесть»

«Преступление и наказание»

7. Игра «Чего нужно стыдиться?

Классный руководитель: Эти произведения ярко рассказывают нам о чувстве совести и стыда. Как вы думаете, а чего нужно стыдиться?

Ответы детей

Сейчас мы проверим. Я читаю, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно».

Учитель читает:

· физические недостатки;

· некрасивые поступки;

· поношенная, но аккуратная одежда;

· неряшливый вид;

· непрестижная работа родителей;

· вульгарная внешность;

· грубое, бездушное отношение к людям;

· нецензурные выражения.

Классный руководитель. Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться.

8. Разминка.

Классный руководитель: А теперь давайте проведем разминку не только для души, но и для тела. Я буду называть различные слова. Некоторые из них вы услышите впервые. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаете руки вверх, если означает что-то плохое, недоброе - опускаете руки вниз.

Начнем: МИЛОСЕРДИЕ, МАЛОДУШИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, ГОРДЫНЯ, ЧИСТОСЕРДЕЧНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ДОБРОТА, САМОЛЮБИЕ, ГНЕВ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, ГРУБОСТЬ. Что с вами произошло? Вы опустились ниже. Каких слов больше было сказано?

На кого вы стали похожи? На животных. Так и бывает в жизни - творя все то, из-за чего

мы опустились, человек перестает быть похожим на человека.

Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми.

Помогайте мне и называйте слова, которые поднимут нас: РАДОСТЬ, МИР, ЛЮБОВЬ (детские руки взлетают вверх).

9. Ситуации выбора.

Классный руководитель: Ребята, здесь вы прекрасно отделило добро от зла. Но ведь наша жизнь полна самых разных ситуаций. А обстоятельства требуют от нас выбора: сделать по совести или против совести.

Давайте рассмотрим три ситуации. Разделимся на группы.

Каждая группа получает карточку с описанной в ней ситуацией. Учащиеся обсуждают и аргументируют свою позицию по поводу данной ситуации:

Слайд 10. Ситуации

Ситуация 1. В школьном коридоре вы нашли маленький кошелек. Кроме вас, в коридоре никого нет. Как вы поступите?

Ситуация 2. Летним жарким днём в битком набитом автобусе вы возвращаетесь уставшим после спортивной тренировки. Уловив взглядом одно местечко, вы с удовольствием на нем расположились. На следующей остановке в автобус зашла старушка с двумя сумками и встала неподалеку от вас. Ваши действия?

Ситуация 3. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

10. Видеофильм

Классный руководитель: Я рада, что вы сделали выбор по совести. А проведенное анкетирование подтверждает, что у большинства у вас чувство совести не спит.

Слайд 11. Вопросы анкеты

А может ли быть так, что совесть человека пробуждается только через много-много лет? Давайте посмотрим об этом видеофильм.

Слайд 12 Фильм

Классный руководитель.

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)

– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

11. Кластер «Совестливый человек»

Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества.

Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него недовольство собой, раскаяние, угрызение совести.

«Муки совести» - одно из самых сильных человеческих эмоций.

Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести. Каждый должен стать совестливым человеком.

А какой он, совестливый человек? Составим кластер.

Например:

Он всё делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо. Это справедливый, добросовестный и ответственный человек .

Он как бы сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.

Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает.

Совестливый человек работает с душой, а не для «галочки».

Совестливый человек не пройдёт равнодушно мимо чужой беды , не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние .

Слайд 13 Кластер

Классный руководитель : Мы с вами составили словесный портрет совестливого человека. А в нашем классе есть совестливые люди? Давайте проверим.

12. «Минута раскаяния»

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся.

Слайд 14. Минута раскаяния.

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.

Классный руководитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. А если вы обидели кого-то, то нужно обязательно попросить прощения.

13. Стихотворение о совести.

И в заключении давайте послушаем еще одно стихотворение о совести. Выступает ученица 3 .

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё равно - шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи,-

Держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливой издавна зовётся

В народе русская душа.

Классный руководитель: Я хочу вам, ребята, пожелать быть совестливыми людьми. Самое время пробудить свою совесть! И думаю, сегодня мы сделали первый шаг на пути к этому.

14. Подведение итогов (рефлексия).

Слайд 15 Рефлексия

Классный руководитель: Наш разговор подошел к концу. Для подведения итогов продолжите, пожалуйста, любую фразу.

А теперь, уходя, вы раскрасьте кружок, лежащий на парте, соответствующим цветом:

Красный - классный час мне понравился, прошел интересно и заставил о многом задуматься

Синий - классный час прошел интересно, но пользы он не принесет

Черный – классный час мне не понравился. Классный руководитель: Всем спасибо! Слайд 16 Спасибо за внимание

МОУ СШ №1 р.п.Новоспасское Ульяновской области

Классный час в 8 классе.

Классный руководитель

Табакова Л.П.

2016-2017 уч. год

усвоить значение нравственных категорий: стыд, совесть, раскаяние;

формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску нравственных идеалов.

Оборудование:

Мультимедийная презентация.

План классного часа

Вопрос-тест.

Проблемная ситуация. Инсценированный рассказ «Осколки в сердце»

Интерактивная беседа.

Словарная работа «Стыд» и «Совесть».

Игра «Чего нужно стыдиться?»

Упражнения для совести «Минута раскаяния и прощения».

Подведение итогов, рефлексия.

Ход классного часа.

1.Вопрос-тест.

Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» как вы думаете, что страшнее?

Примерные ответы детей:

Страшнее родители,

Эти слова мне не страшны, пусть ругает,

Эти слова позорны

Мне будет стыдно.

Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

2. Инсценировка.

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошёл себе дальше. Прошло много лет. Человек этот добился в жизни всего: и семья, и работа, и деньги, и хороший дом, и уважение - всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот он решил найти слепого и покаяться. Приехал он в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце много лет.

3. Интерактивная беседа.

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

Почему герой рассказа бросил в кружку слепого осколки стекла?

Как вы думаете, почему он помнил об этом всю жизнь?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?

Как можно озаглавить этот рассказ?

Как вы думаете, хороших ли детей воспитывает герой рассказа?

4.Словарная работа.

Что же такое совесть, стыд? Каково значение этих слов?

Русский поэт Александр Яшин написал такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство.

И есть ещё: Совесть, Честь.

Вот так объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля:

Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

С этим словом употребляют разные выражения, люди говорят: грызёт совесть, мучает совесть, совесть спать не даёт, муки совести, угрызения совести, совесть заговорила. Очень хорошо, если что-то делаешь со спокойной совестью, чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания вины. Люди говорят: можно сгореть со стыда, можно провалиться сквозь землю со стыда, покраснеть со стыда.

В ком стыд, в том и совесть - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Много пословиц о совести и стыде придумал русский народ. (Слайд№2)

1.Как ни мудри, а совесть не перемудришь.

2.Совесть без зубов загрызёт.

3.От человека утаишь, от совести не утаишь.

4.Жизнь дана на добрые дела.

5.Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.

6.Правда, как оса,- лезет в глаза.

5.Игра «Чего нужно стыдиться?» (Слайд№3)

А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём и его поступках думают люди, а потом ему становится безразличной его собственная судьба. Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру: я буду читать фразы, а вы отвечайте: стыдно, не стыдно.

Физические недостатки;

Некрасивые поступки;

Не новая, но аккуратная одежда;

Старомодная одежда;

Неряшливый вид;

Непрестижная работа родителей;

Невежество, безграмотность;

Грубость речи.

Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

3 группы - ситуации. (слайд№4)

1 ситуация.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке даёт вам со сдачей лишние 5 рублей. Как нужно поступить по совести?

2 ситуация:

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок. Ваши действия?

3 ситуация:

На весенние каникулы вы всем классом планируете интересную поездку. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил зеркало. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, кто это сделал. Как тут можно поступить по совести?

7.Упражнения совести.

Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет вам, хорошо или плохо мы поступаем. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как спортсмены тренируют мышцы или как тренируем память, заучивая стихи, или как тренируют ум. Нужно выполнять упражнения совести. Это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего он сделал за день, мысленно ставит себя на место другого человека, старается увидеть последствия своих поступков или посмотреть на себя со стороны глазами других людей. При такой работе совесть станет внутренним судьёй человек. Давайте сейчас проделаем такое упражнение.


Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, совершённые по отношению к одноклассникам, домашним, учителям и повинимся. Назовём это «Минута раскаяния».

Чувство раскаяния - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что даже самые страшные болезни лечит чистая совесть и раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт - гласит русская пословица.

8.Подведение итогов. Рефлексия.

Есть люди, про которых говорят: бессовестные. Им хорошо живётся? На первый взгляд, да. А как окружающим людям? Ведь он эгоист. Живёт только для себя. Говорят: идёт по головам других к своей цели. Как в нём пробудить совесть?

Наш разговор подходит к концу. Как вы думаете, разбудит ли он вашу совесть? Изменилось ли что-то в вас после нашего разговора? (сигнальные карточки).

Совесть­мерило нравственности
Цель: Формирование чувства совести.
Задачи:
1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у
учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
2). Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных
поступков и поступков сверстников и одноклассников.
3). Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки,
анализировать их и делать выводы.
«Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь
город к реке, взгляд мой почему­то задержался на семейной паре. Молодая, полная,
пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми
висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с
краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным
водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им­то, обвешанным сумками,
изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно
кидало взад­вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе,
занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей».
 I Этап.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ:
1. Определение темы.
2. Предварительное проведение анкетирование «Совесть в жизни человека».

2. Что ты сделал тогда?
3. А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?
3. Анализ анкеты «Совесть в жизни человека».
4. Подбор материала.
Роли и поручения детям:
1. Подготовить пословицы и поговорки о совести.
2. В Детской Библии повторить Заповеди Божьи.
 II Этап.
Проведение класса общения.
Человек­ существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий
общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная
среда, в которой он живёт.
Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно.Как
существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать
1

формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко
стоять на ногах, быть высоконравственным.
Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями,
борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Но действия и поведение
человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать и сам
человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность
соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство
нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.
О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Вот
некоторые из них.
Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать
нравственным человеком.
Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того человека,
который потерял чувство стыда». Совесть служит регулятором поведения и
деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.
Совесть­ это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение
человека, за выбор им своих действий, поступков.
Готовясь к этому часу общения, я просила вас ответить на три вопроса анкеты.
1. Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?
2. Что ты сделал тогда?
3. А теперь, когда прошло время и, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?
Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки,
совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним
мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. Приведу
такой пример.
­Ребята, как вы думаете дальше развивались события?
(ответы детей)
Попробуйте проиграть ситуацию. Выскажите свои «за» и «против».
­Что означает выражение: «Не пристало девочке с этих лет совесть терять, да и вам
самой мамаша, как бы после не наплакаться…»
«Так у нас повелось: в семь лет ­ сидят, а в семьдесят стоят. Кто тут виноват? Да
сами мы, родители. Вот какую кралю отец с матерью вырастили, а совесть вложить
забыли. Ну, а человек без совести тот же калека, ему сидячее место вроде бы
положено…»
Мы часто вынуждены задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще
над вопросом дозволенности и недозволенности.
Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него
недовольство собой, раскаяние, угрызение совести. «Муки совести» ­ одно из самых
сильных человеческих эмоций.
2

­Ребята, кого же называют «человеком с чистой совестью»?
(ответы детей)
Чистая совесть означает, как говорил Фейербах, что человек не чувствует за собой
никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения
других людей.
У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, чья совесть нечиста».
Как вы понимаете выражение «нечистая совесть»? И почему человек с нечистой
совестью действительно жалок?
(ответы детей)
Нечистая совесть есть не что иное, как страдание по поводу невыполненного долга, по
поводу боли, причинённой другому человеку по недоразумению, оплошности или
преднамеренно.
Вместе с тем есть люди с больной совестью.
­Как вы понимаете выражение « больная совесть»?
У людей с больной совестью развивается неуверенность в правильности своих
поступков, постоянная боязнь сделать что­то не так, они постоянно казнят себя за
поступки, в которых ничего предосудительного по существу не было.
Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос
совести. Именно совесть помогает человеку не допускать отступлений от норм
человеческой морали. Совесть имеет божественное происхождение, является таким
нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть­ это голос Бога
внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает
его делать добро и избегать дурного. Этому учат нас Заповеди Божьи.
Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и
удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда
чувствуешь, что ты что­то сделал не так, как должен был сделать. Свой высший суд есть,
наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к
себе. Чувство стыда и раскаяния ­ неприятное чувство.
Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни
человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность ­ всё
это неотделимо от совести.
На совестливых людях держится мир и порядок. Они несут в себе заряд
нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих. Их жизненная позиция
во многом определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. И я очень хочу,
чтобы вы никогда не теряли совесть и жили всегда в согласии с ней.
Ибо, как говорил В.И. Даль, совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё
или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором
отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать
качество поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла;
невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.

Цели:

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Стыд и совесть» - классный час.

Цели:

Уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние;

Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа.

  1. Вопрос – тест.
  2. Интерактивная беседа.
  3. Анализ анкет.
  4. Словарная работа «Стыд и совесть».
  5. Игра «Чего нужно стыдиться»?
  6. Ситуации выбора.
  7. Упражнения для совести.

Ход классного часа.

Вопрос – тест.

Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.

Интерактивная беседа.

Классный руководитель.

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д)

Анализ анкет. Прежде, чем мы познакомимся со значением слов «стыд» и «совесть», я представлю вам результаты ваших анкет.

7 человек не смогли объяснить эти понятия, 6 человек пытались рассуждать и понимают, когда человеку бывает стыдно и совестно. 12 человек сумели найти, подобрать ключевое слово к понятию «стыд» Это чувство, кто-то пишет: неловкости, осознания вины за совершённые поступки. А вот с понятием «совесть» не всё так просто Многие также пишут, что это:

Чувство огорчения;

Чувство, которое люди испытывают при угрызениях души;

Чувство, которое мучает тебя;

Чувство, которое есть не у всех;

Это то, что не даёт покоя, когда человеку объяснили его вину.

Настя Галкина пишет: «Это внутренний голос человека, который заставляет его говорить правду».

Аня Девятерикова пишет: «Это то, что терзает человека в его внутреннем мире души, когда ему стыдно. Действительно эти понятия тесно связаны друг с другом

Словарная работа. «Стыд и совесть»

Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки: (слайд № 3)

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка (слайд № 4).

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Такое объяснение этого понятия нашла Ксения Фарносова в интернете (слайд № 4).

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными (слайд № 5).

А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины (слайд № 6).

Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности (слайд № 6). Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда» (слайд № 7).

«В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Настя Галочкина и Саша Ромашова нашли много пословиц и высказываний известных людей об этих понятиях. Вот некоторые из них (слайд № 8, 9).

  1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызёт.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь.
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
  7. Правда, как оса, - лезет в глаза.
  8. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
  9. Без совести и при большом уме не проживёшь.

Высказывания известных людей.

  1. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант Иммануил.
  2. Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Франклин Бенджамин.
  3. Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Тагор.
  4. Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Толстой. Л.Н.
  5. Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. Горький М.А.
  6. В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье 3.

Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель : а теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я - против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» (вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться).

Физические недостатки;

Некрасивые поступки;

Поношенная, но аккуратная одежда;

Старомодная одежда;

Неряшливый вид;

Непрестижная работа родителей;

Твоё «простое» происхождение;

Невежество, необразованность, безграмотность.

Вульгарная внешность;

Грубое, бездушное отношение к людям

Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?

Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?

Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

Ситуация третья.

На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?

Упражнения совести. «Минута раскаяния».

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним сои плохие поступки, совершённые на этой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовём это упражнение «минута раскаяния» (включается музыка, в течение одной минуты дети обдумывают свои выступления). Поднимите руку, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.

Упражнение совести. «Минута прощения».

Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Закончилась масленичная неделя. Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.

Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель . Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Примерные ответы детей:

Нужно ему прямо говорить обо всём, критиковать.

Нужно объявит бойкот.

Не подавать руки, не здороваться.

Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель . Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, и станет человеку стыдно.

Подведение итогов (рефлексия).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Стыд и совесть Классный час

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. И есть ещё: Совесть, Честь. Александр Яшин.

совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», « совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

«стыд » - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины. Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда»

Как не мудри, а совести не перемудришь. Совесть без зубов загрызёт. От человека утаишь, от совести не утаишь. Жизнь дана на добрые дела. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься. Правда, как оса, - лезет в глаза. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. Без совести и при большом уме не проживёшь.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. И. Кант Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Б. Франклин Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Т агор Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Л.Н.Толстой Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. М.А.Горький В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье ΙΙΙ


Классный час на тему «Стыд и совесть», 7-8 класс

К 12-13 годам подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они ее не включают. Более того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они ежедневно видят на экранах телевизора. А между тем по русской православной традиции к 12-13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребенок допускается к исповеди), а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу. В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или преступления. По мнению авторов, классный час на тему «Стыд и совесть» будет очень актуален в 7 классе.

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Подготовительная работа: поручить 2 ученикам выяснить по словарю значение слов «совесть», «стыд», подобрать словосочетания, пословицы с этими словами.

Оформление : написать на доске:

Определения:

Стыд - осознание вины за свой поступок.

Совесть - наш внутренний судья.

Пословицы:

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

7. Правда, как оса, лезет в глаза.

План классного часа

I. Вопрос-тест.

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

III. Интерактивная беседа.

IV. Словарная работа.

V. Игра «Чего нужно стыдиться?».

1. Ситуация первая.

2. Ситуация вторая.

3. Ситуация третья.

VII. Проблемная ситуация «Суд совести».

VIII. Упражнения для совести.

1. «Минута раскаяния».

2. «Минута прощения».

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?».

X. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вопрос-тест

Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это

учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

(Учитель называет фамилии детей, предлагает им высказаться.)

Примерные ответы детей:

Страшнее вызов родителей, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.

Лучше минута позора перед классом, чем перед родителями.

Если учитель вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.

Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой - лучше пусть вызывает родителей!

Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова - позор.

Только не родителей!

А мне все равно!

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ.)

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте стой же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель.

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

IV. Словарная работа

Классный руководитель. Что же такое совесть? стыд? Об этом нам расскажут (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

(К доске выходят два ученика, читают словарные статьи.)

Ученик I. Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Ученик 2. Совесть - это драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. (Читает свои записи.) Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью, с чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». (Читает.) Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик 2. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

(Читают пословицы.)

V. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)

(Учитель читает.)

Физические недостатки;

Некрасивые поступки;

Поношенная, но аккуратная одежда;

Старомодная одежда;

Неряшливый вид;

Непрестижная работа родителей;

Твое «простое» происхождение;

Невежество, необразованность, безграмотность;

Вульгарная внешность;

Грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

1. Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?

(Дети высказываются.)

2. Ситуация вторая

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель п°ставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, к°торые увидел в ее тетради. Ваши действия?

(Дети высказываются.)

3. Ситуация третья

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?

(Дети высказываются.)

VII. Проблемная ситуация «Суд совести»

Классный руководитель. Совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам отличить добро от зла. Мысли, поступки, слова - все человек должен подвергать строгому суду своей совести. И какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тяжесть, очищаешь свою совесть.

Послушайте историю, которую рассказал один мой бывший ученик.

В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.

Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить ее в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.

После уроков у ребят был матч с 7 «Б», и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту раззяву.

А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.

Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, голос ее пьяного отца, жалобный лепет матери - как ни уговаривая себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем- Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.

А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением легких. Вот тут Сергей и понял, как может грызть совесть.

У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38-го размера, как у своей мамы, и пошел в больницу проведать Иванову.

Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.

Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный, тяжелый камень.

Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.

Прошло много лет, Сергей стал офицером, капитаном первого ранга. Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.

Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.

Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?

И почему все-таки он плакал?

Примерные ответы детей:

Он постарался загладить свою вину.

Совесть подсказала ему, что он все сделал правильно.

Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека.

Он должен был что-то сделать, чтобы искупить свою вину.

Он плакал от жалости и от досады на себя.

Это были слезы облегчения, очищения.

Он плакал от радости: девочка не будет теперь на него обижаться.

Классный руководитель. А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?

Примерные ответы детей:

Можно попросить прощения у того, кого обидел.

Верующие могут покаяться на исповеди.

Пообещать самому себе, что больше этого никогда не будешь делать.

Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.

Классный руководитель. Вот что сказал о совести абхазский писатель Фазиль Искандер: «Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой».

Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас поступал по совести и это стало для него привычкой.

VIII. Упражнения для совести

1. «Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум, - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

(Звучит музыка. В течение одной минуты дети думают о своих поступках.)

Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

(Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.)

Раскаяние - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.

2. «Минута прощения»

Классный руководитель. Второе полезное упражнение для совести - просить прощения.

Вы знаете, что всю эту неделю наш народ празднует Масленицу.

Последний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

(Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.)

Советую вам выполнить такое упражнение дома, и в Прощеное воскресенье попросить прощения у всех.

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Примерные ответы детей:

Хорошо жить, можно спать спокойно.

Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.

Конечно, хорошо, нахальство - второе счастье.

Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.

Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут. Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?

Примерные ответы детей:

Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

Нужно объявить бойкот.

Не подавать руки, не здороваться.

Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами соглашусь. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

X. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть?

Примерные ответы детей:

Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не разбудить.

В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше не поступать плохо.