Сергей никитин главный специалист рф антропологической реконструкции. Антропологическая реконструкция портретов «Кремлевских жен

13 марта в Государственном Дарвиновском музее состоялась публичная лекция эксперта-криминалиста, главного специалиста Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы Сергея Алексеевича Никитина «Судебная медицина и история России. Реконструкция головы по черепу: дальнейшее развитие метода». Лекция прошла в рамках программы выставки «Вглядись в моё лицо» , посвященной 90-летию антрополога Галины Вячеславовны Лебединской .

Первые попытки воссоздать облик человека по его черепу начались еще во второй половине XIX века в Германии. Они были вызваны интересом к находкам останков людей каменного века и более ранних предков человека, которых к тому времени накопилось уже немало. В результате возникло желание увидеть, как выглядели наши предки. Один из первых опытов реконструкции принадлежит немецкому антропологу Герману Шаафхаузену (Hermann Schaaffhausen, 1816—1893), исследовавшему первые известные науке останки неандертальца. Следующие попытки осуществляли анатом и зоолог Юлиус Кольманн (Julius Kollmann, 1834—1918) и ряд других исследователей. Так как научный метод был еще не выработан, реконструкции оказывались во многом интуитивными. При попытках проверить точность реконструкции получалось, что два автора с одного черепа создавали непохожие портреты. Всё это несколько разочаровало ученых в перспективах такой реконструкции, поэтому на некоторое время работы прервались.

Разработка научного метода, позволяющего добиваться результатов, которые выдерживали бы проверку на точность, принадлежит Михаилу Михайловичу Герасимову (1907—1970). Ему удалось установить зависимости, связывающие строение костей черепа с расположенными поверх мягкими тканями. Для этого Михаил Герасимов провел масштабные исследования в моргах, определяя такие зависимости, а затем сделал контрольные опыты, восстанавливая облик по черепам и сопоставляя результат с фотографиями. Академик Борис Раушенбах, близко знакомый с Михаилом Герасимовым, в воспоминаниях о нем описывал, как для проверки метода Герасимова ему давали на реконструкцию, например, череп папуаса, привезенный в Россию Миклухо-Маклаем. Чей череп, конечно, не сообщалось, но получившийся скульптурный портрет обладал характерными папуасскими чертами.

Михаилу Герасимову принадлежат реконструкции внешнего облика целого ряда гоминид: австралопитека, гейдельбергского человека, неандельталеца. Он установил, как выглядели люди с палеолитических стоянок Сунгирь. Созданы им и портреты многих исторических деятелей: Ивана Грозного, Ярослава Мудрого, Тамерлана, Улугбека, Андрея Боголюбского.

Лаборатория пластической реконструкции, созданная Михаилом Герасимовым, работает и в наши дни. Ее сотрудниками было сделано . Также ученики Герасимова продолжили совершенствовать методику . Например, Галина Вячеславовна Лебединская в кандидатской диссертации создала метод реконструкции профиля носа - очень сложной для восстановления части головы. Чтобы выявить закономерности, связывающие строение лицевых костей и хрящей носа, она проанализировала тысячи рентгеновских снимков. Снимки были сделаны в мягких лучах, позволяющих зафиксировать не только кости, но и облик мягких тканей.

В целом метод реконструкции головы по черепу развивался в основном в сфере археологии, где позволял увидеть лица людей прошлых эпох, и палеонтологии, в которой он применялся для воссоздания облика гоминид. Хотя в целом ряде случаев к Михаилу Герасимову обращались за помощь следственные органы, полное признание этого метода в криминалистике пришло несколько позднее. В 1983 году реконструкция головы по черепу вошла в официальный перечень экспертиз, которые выполняют отечественные судебные эксперты. Следователи получили возможность назначать такую экспертизу.

Сергей Алексеевич Никитин, осваивавший метод реконструкции по черепу под руководством Галины Вячеславовны Лебединской, в области судебной медицины много лет. Надо сказать, что в криминалистике методика воссоздания лица постоянно проходит проверку на точность. Ведь созданный экспертом портрет предъявляется для опознания в числе нескольких других портретов людей того же пола и близкого возраста. И такие проверки реконструкции успешно проходят.

Но, работая в бюро судебно-медицинской экспертизы, Сергей Никитин не раз помогал не только криминалистам, но и историкам. Лишь о нескольких интересных случаях такой работы он успел рассказать в лекции.

Во второй половине 1980-х он работал в Киево-Печерской лавре, где выполнил реконструкцию облика нескольких святых XI - XII веков, которые покоятся в Ближних пещерах лавры. Среди них были святой Агапит, считающийся первым врачом в Киевской Руси, первый игумен лавры Варлаам (обнаружилось, что у него была прижизненная травма - рубец на черепе от удара мечом или топором). Восстанавливая облик летописца Нестора, Сергей Никитин по асимметрии в развитии костей определил, что Нестор был правшой, и выполнил помимо скульптурного портрета также и реконструкцию правой руки. Создал он и портрет Илии Печерского, известного как Илья Муромец. Судя по следам ранений, например, переломам ключиц, этот человек действительно участвовал в битвах.

Летчик В. Я. Косоруков. Реконструкция С. А. Никитина

Интересный случай был в 1986 году, когда Сергей Никитин сделал портрет по черепу летчика, погибшего в 1941 году под Москвой. Сбитый самолет упал в болото в окрестностях деревни Ильятино. Останки летчика поисковый отряд нашел лишь в 1985 году. Портрет, выполненный Никитиным, был показан по телевидению, и этого человека удалось опознать . Им оказался младший лейтенант Василий Яковлевич Косоруков. Сейчас погибший летчик похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Это был не единственный случай, когда Сергей Никитин работал над останками времен Второй мировой. Например, он содействовал японской организации, занятой поисками могил японских военнопленных, чтобы перезахоронить их на родине. Так как лагеря для военнопленных в Советском Союзе были смешенными, в них находились и немцы, и румыны, и венгры, и итальянцы, определить, где среди захоронений умерших в плену находятся японцы, не прибегая к антропологической реконструкции невозможно.

Довелось работать Сергею Никитину и с останками черепа Адольфа Гитлера, которые хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. В данном случае целью было не воссоздание портрета, а идентификация хранящихся в архиве костей с фотографией, сделанной в 1946 году при обнаружении останков Гитлера. Идентичность подтвердилась. Во время этого исследования обнаружилось выходное пулевое отверстие на теменной кости Гитлера.

В начале 1990-х была, пожалуй, самая знаменитая реконструкция, выполненной Сергеем Никитиным. Он работал с обнаруженными под Екатеринбургом останками семьи Николая II. Сергей Никитин выполнил портреты Николая, Александры Федоровны, их дочерей Ольги, Татьяны, Анастасии, а также расстрелянных вместе с царской семьей врача Е. Боткина, горничной А. Демидовой и камердинера А. Труппа. На черепе Николая обнаружились следы давнего ранения, которое он получил в 1891 году, когда, еще будучи наследником престола, посещал Японию. Покушавшийся, японский полицейский, стоявший в оцеплении, сумел нанести по голове Николая два удара саблей. Точную локализацию ранений для сопоставления со следами на черепе, Сергей Никитин смог установить благодаря описаниям, сделанным врачами в 1891 году, а также благодаря хранящейся в Эрмитаже шляпе, которая была на Николае в момент покушения.

Софья Палеолог. Скульптурная реконструкция С. А. Никитина

Довелось Сергею Никитину работать и с останками великих княгинь, которые покоятся в Архангельском соборе Московского Кремля. Традиционно усыпальницей жен и дочерей московских князей служил другой кремлевский монастырь - Вознесенский. Но этот монастырь был взорван в 1929 году. Реставратор Николай Померанцев сумел тогда организовать перенос гробниц в подвальную палату Архангельского собора. В 1990хгоах в ходе реставрации гробницы были исследованы, и Сергей Никитин смог сделать портреты целого ряда женщин, оставивших след в русской истории. Это Софья Палеолог, Елена Глинская, жена Дмитрия Донского Евдокия, Ирина Годунова - сестра Бориса Годунова и жена царя Федора Иоанновича, третья жена Ивана Грозного Марфа Собакина, первая теща Ивана Грозного Ульяна Федоровна (в монашестве Анастасия), племянница Ивана Грозного Мария Старицкая, мать Дмитрия Шемяки Анастасия Звенигородская.

Случалось, что Сергей Никитин работал не в стенах лаборатории, а в условиях Крайнего Севера. Это случилось, например, когда в селе Усть-Оленёк была изучена могила путешественников Василия и Татьяны Прончищевых. Лейтенант Василий Прончищев на судне «Якутск» в 1735-1736 годах исследовал побережья моря Лаптевых. Он умер 29 августа, а через 14 дней умерла и путешествовавшая вместе с мужем Татьяна. Оставшиеся члены экипажа, который возглавил Семен Челюскин, похоронили супругов на берегу возле устья реки Оленёк.

Другой случай работы в Арктике произошел также в море Лаптевых, на острове Котельный. Там находится могила умершего в 1902 году Германа Вальтера , врача из экспедиции Эдуарда Толя, искавшей легендарную Землю Санникова. Из-за воздействия вечной мерзлоты могила разрушилась, поэтому было необходимо перезахоронить Германа Вальтера. Но в процессе перезахоронения была проделана идентификация черепа умершего с прижизненной фотографией Вальтера. Это первый случай такой идентификации в полевых условиях.

Еще один опыт идентификации связан с поисками могилы генерала Белой армии Владимира Каппеля. Он умер недалеко от Нижнеудинска, но из-за опасений, что могила Каппеля будет разрушена наступающими красными, его похоронили лишь в китайском Харбине, возле Иверской церкви . В 1950-х годах надгробие было разрушено, и могила затерялась. Найти ее удалось, благодаря сделанным в 1946 году фотографиям, а окончательно подтвердить личность погребенного смогли при помощи судебно-медицинской экспертизы. Сейчас Владимир Каппель похоронен в Москве, в Донском монастыре.

Рассказал Сергей Никитин и о ряде методов, разработанных им для совершенствования реконструкции облика по черепу. Это, например, определение степени выступания глазного яблока, позиции углов глаз, адаптация компьютерной программы для сравнительного исследования черепа и прижизненной фотографии. В результате работы этой программы исследование, которое ранее занимало около 10 часов, выполняется за 10 минут.


Наталья ДАВЫДОВА

С 1993 года большая группа исследователей целенаправленно и подробно изучает женский некрополь Московского Кремля. В результате чего в пристройке Архангельского собора появится музей "кремлевских жен" (о том, что интересного обнаружили ученые и что нам покажут в новом музее, "Известия" писали 11 августа). Самой необычной частью проекта стала антропологическая реконструкция (восстановление по черепу) скульптурных портретов известных женщин кремлевского прошлого. Этим занимается Сергей Никитин, главный специалист московского бюро судебно-медицинской экспертизы.
О том, почему он взялся за реконструкцию обликов исторических персонажей, эксперт-криминалист Сергей Никитин рассказал в интервью обозревателю "Известий" Наталье Давыдовой.

вопрос: Как вы решились начать изучение некрополя? Сами же как-то сказали, что не по-человечески это - вскрывать могилы, тревожить усопших.

ответ: Нам не просто так захотелось вскрыть гробницы, заглянуть внутрь и в костях покопаться. Не дай Бог. Просто намечалась реконструкция подвальной палаты Архангельского собора и реставрация находящихся там с 1929 года саркофагов царских жен. Невозможно реставрировать каменный саркофаг с упокоенными в нем останками. Их надо было достать, составить опись. Вот и появилась возможность изучить останки и воссоздать облик известных женщин. Не осталось никаких портретов этих исторических персонажей, фактически ничего, кроме упоминания в летописях. А тут - уникальная возможность увидеть лица. Разве это не интересно? Но закончатся исследования, мы вернем все в саркофаги, и никто больше их не тронет. Кстати сказать, египтяне тоже вскрывали древние погребения и даже выставляли своих фараонов на всеобщее обозрение. Правда, по усохшей мумии трудно представить внешность, лица там практически нет, только череп, обтянутый кожей. Остались достаточно условные изображения фараонов - кстати, интересно было бы сравнить, насколько они соответствуют черепу. Сегодня это вполне реально: можно сделать томографию, по ней - пластиковую копию черепа (как мумии, так и живого человека) и реконструировать по черепу портрет.

в: Работающие в Кремле рассказывают шепотом, что в захоронении Анастасии Романовны, первой жены Ивана IV Грозного и первой русской царицы, когда его вскрыли, оказалось "две головы". Звучит зловеще.

о: Но так могло быть. Судя по всему, второй череп оказался там в 1929 году, когда большевики приняли решение о сносе Вознесенского женского монастыря. Работникам Музеев Кремля удалось спасти его царский женский некрополь: они описали и перенесли в Архангельский собор тяжеленные каменные гробницы с останками известных женщин. Некоторые саркофаги, например, великой княгини Евдокии, жены Дмитрия Донского, когда их откопали, развалились. Как выяснилось в ходе нашего исследования, второй череп принадлежал как раз Евдокии. Видимо, его в 1929 году положили в ближайший целый саркофаг, которым оказался как раз саркофаг царицы Анастасии. Была же большая суматоха, аврал, все делалось вручную. Вообще сотрудникам Музеев Кремля памятник надо поставить за этот научный, культурный и человеческий подвиг.

в: Почему скульптурный портрет Евдокии, основательницы Вознесенского монастыря и первой похороненной в его некрополе в 1407 году, вам сделать удалось, а Анастасии Романовны, умершей в 1560-м, - нет?

о: От черепа царицы Анастасии остались только кучка праха и косичка. По сохранившимся его остаткам мы смогли определить только ее возраст - 25-30 лет, а для восстановления внешнего облика он оказался непригоден. Но бывает, что утраты, если они не столь значительны, не мешают реконструкции. Понимаете, потрясающая пластика и органичность черепа позволяют восстанавливать многие отсутствующие его части. Так, в частности, удалось реставрировать и черепа императора Николая II, его дочерей, камердинера императора Алоизия Труппа, останки которых были обнаружены под Екатеринбургом. Сейчас заканчиваю монографию, обобщающую мои более чем 30-летние наблюдения. Она будет прикладной. Я же сам - практик и понимаю, что эта работа будет востребована экспертами-криминалистами и антропологами.

в: Не удалось восстановить и портрет второй жены Грозного - кабардинки Марии Темрюковны?

о: Да, и это тоже очень жаль. Зато лицевая часть черепа его третьей жены, Марфы Собакиной, прекрасно сохранилась.

в: Наверное, когда создавали ее портрет, все время держали в уме, что это же была по сути победительница одного из первых конкурсов красоты на Руси, проведенного по царскому указу.

о: Она и в самом деле была удивительной красоты. Но перед свадьбой начала болеть, а через две недели после свадьбы умерла, фактически так и не став женой, - такая вот судьба ждала юную красавицу, и это зафиксировано церковными документами. Поскольку у нас судебно-медицинская служба, мы решили установить причину ее смерти. Кремлевская история в этом смысле особенно интересна. Отравили же до Марфы солями ртути первую жену Ивана Грозного Анастасию Романовну, в ходе исследований это было доказано абсолютно точно. На наличие металлических ядов были проверены и останки Марфы Собакиной. Правда, анализ ничего не показал. Возможно, был использован растительный яд, не поддающийся химическому исследованию, а может быть, и супруг что-то с ней учинил.

в: Вы долго работали над портретом Марфы?

о: С мая 2002 года по декабрь 2003-го, около полутора лет. В подобных делах спешка неуместна. И потом - это же не основная моя работа. По сути, исторической реконструкцией я занимаюсь в свободное время - после 6-8 вечера и до двух часов ночи. Обдумываю каждую черточку воссоздаваемого лика.

в: Что значит - работать над ликом?

о: Чтобы портрет живым получился. Тут надо разделять судебно-медицинскую, научную и антропологическую часть реконструирования и другой этап - работу над образом. Это занимает больше времени, чем собственно само восстановление.

в: У вас даже термин такой есть - "одушевление" портрета. И как же происходит "одушевление"?

о: Это нужно из себя половину крови выкачать и ввести ее в восстанавливаемый портрет. Я должен почувствовать череп - его глазницы, его контуры. Понять, например, как глаза приоткрыть. Могу две недели сидеть напротив и смотреть на этот облик, пока еще не оживленный. А потому вдруг понять, что и как надо сделать, чтобы человек "ожил". Скульпторам проще, они ваяют с натуры. А моя "натура" - череп с пустыми глазницами.

в: А какой портрет реконструировать сложнее - женский или мужской?

о: Думаю, что женский. Даже у нашего учителя Михаила Михайловича Герасимова портреты мужские получались гораздо лучше женских. Женская красота сложнее в воспроизведении, чем мужская огрубленность.

в: Судя по реконструированному облику Софьи Палеолог, заморская супруга великого князя Ивана III, еще в юности пережившая массу трагических событий, была очень сильной и волевой женщиной. Я не ошибаюсь, что на вашем скульптурном портрете у нее просматриваются усики?

о: Верно. И это не выдумка. Когда я начал исследовать череп Софьи Палеолог, то на внутренней стороне лобной кости обнаружил наросты - так называемый внутренний фронтальный гиперостоз. Иначе говоря, это показатель гормональных нарушений, проявляющихся, кстати, не только в "омужествлении" лица. С возрастом Софья Палеолог должна была заметно располнеть. Но я не стал изображать ее такой, смоделировал поближе к черепу. Просто удивительно, как эта маленькая женщина (ее рост около 160 см) с большими гормональными проблемами родила 12 детей.

в: Это правда, что в ближайшее время вы собираетесь "оживить" Наталью Кирилловну, мать Петра I?

о: Да. Многим, и мне в том числе, интересно будет увидеть, как она выглядела, понять, что Петр унаследовал от матери. Череп ее прекрасно сохранился. Реально реконструировать и портрет последней жены Ивана Грозного - Марии Нагой, и портрет первой его тещи (матери Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой). Я ее называю первой тещей на Руси. Она была постриженкой Вознесенского монастыря, ушла туда после смерти дочери. Это пожилая, за 70 лет, женщина, таких портретов в этом проекте я еще не делал.

в: Специалисты говорят, что в Русском музее вроде бы сохранились парсуны (так на Руси назывались ранние светские портреты) с изображениями Натальи Кирилловны. Не собираетесь на них взглянуть?

о: Вот закончу реконструкцию, и, если они действительно сохранились, сравним.

Справка "Известий"

Сергей Никитин - эксперт медико-криминалистического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Москвы. Главный специалист по антропологической реконструкции - восстановлению внешности человека по костным останкам. Закончил Московский мединститут им. Пирогова, антропологической реконструкцией начал заниматься с 1972 года в лаборатории Михаила Герасимова. Восстановил портреты иноков Киево-Печерского монастыря - летописца Нестора, богатыря Ильи Муромца, целителя Агапита - и первого игумена этого монастыря Варлаама. В 1990-х принимал участие в "царской" экспертизе - идентификации останков императора Николая II, членов его семьи и приближенных. С его помощью удалось определить останки Николая II, его дочери Анастасии. В рамках "кремлевского" проекта восстановил портреты Софьи Палеолог, Елены Глинской, Евдокии Донской, Ирины Годуновой, Марфы Собакиной и Маши Старицкой, дочери Владимира Андреевича Старицкого, племянницы Ивана Грозного, погибшей вместе с родителями в 1569 году (вся семья была отравлена по приказу Ивана Грозного). В 2000 году на международном конкурсе специалистов в области антропологической реконструкции в США выполнил контрольное восстановление портрета по черепу с лучшим результатом.

Какими были первые красавицы Руси

Изучая фольклор и древнюю литературу, можно сделать выводы о мужских вкусах прежних времен в отношении женщин. Эталон женской красоты на Руси менялся. В раннем Средневековье главными красавицами считались полные, сильные девушки с пышным бюстом, широкими бедрами - явный пережиток первобытной эстетики. Но уже в допетровской России образ отечественной красавицы стал другим.

Предпочтительной стала уже не полная, но статная, непременно высокая, фигура, белое лицо с ярким румянцем и высокими "соболиными" бровями. Даже фасоны и детали женской одежды были подчинены к зрительному созданию величественного и статичного образа. Кстати, малоподвижность - важное достоинство россиянки прежней эпохи. Вертлявые хохотушки обществом не приветствовались.

Кремлевских мужчин восстанавливал Михаил Герасимов

Сергей Никитин - не первый, кому довелось восстанавливать портреты кремлевских небожителей. 43 года назад в Кремле работал Михаил Герасимов (1907-1970) - известный археолог, антрополог, скульптор, основоположник Российской школы антропологической реконструкции, создавший скульптурные портреты-реконструкции первобытных людей и ряда исторических личностей, в том числе Ярослава Мудрого и Тимура (Тамерлана).

В 1963-м Герасимов изучал захоронения в Архангельском соборе. Собор в то время переживал очередную реставрацию, работы шли ниже уровня пола и было принято решение о вскрытии и исследовании ряда останков. Герасимов сделал тогда три портрета, в том числе Ивана Грозного, первым доподлинно установив, как он выглядел (портреты хранятся сегодня в Музее истории Москвы). Правда, и уровень науки тогда был другой, и материалов о тех работах сохранилось мало - никакого сравнения с нынешним проектом изучения женского некрополя, когда используются все новейшие методы.

По радио "Эхо Москвы" слышал захватывающую беседу с заведующей археологическим отделом Музеев Кремля Татьяной Дмитриевной Пановой и экспертом-антропологом Сергеем Алексеевичем Никитиным. Они подробно рассказали о своих последних работах. Сергей Алексеевич Никитин очень компетентно описал Зою (Софью) Фоминичну Палеолог, приехавшую в Москву 12 ноября 1473 года из Рима от виднейшего православного авторитета и тогда кардинала при папе Виссариона Никейского для вступления в брак с Великим князем Московским Иваном Васильевичем Третьим. О Зое (Софье) Палеолог как носителе взорвавшейся западноевропейской субъектности и о её роли в истории России смотри мои предшествующие заметки. Интересны новые детали.

Доктор исторических наук Татьяна Дмитриевна признается, что при первом же посещении Музея Кремля испытала сильное потрясение от реконструированного по черепу изображению Софии Палеолог. Она не могла отойти от поразившего её облика. Что-то в лице Софии её притягивало - интересность и жестковатость, некая изюминка.

Татьяна Панова 18 сентября 2004 года рассказывала об исследованиях в кремлевском некрополе. "Мы вскрываем каждый саркофаг, изымаем останки и остатки погребальных одежд. Надо сказать, что у нас, например, работают антропологи, конечно, они делают очень много интересных наблюдений на останках этих женщин, поскольку интересен и физический облик людей средневековья, мы, в общем, не так много о нем знаем, и какими болезнями люди болели тогда. Но и вообще масса интересных вопросов. Но в частности, одно из интересных таких направлений - это реконструкция по черепам портретов скульптурных людей того времени. Но Вы сами знаете, у нас светская живопись появляется очень поздно, только в конце XVII столетия, а здесь у нас на сегодня реконструировано уже 5 портретов. Мы можем увидеть лица Евдокии Донской, Софьи Палеолог - это вторая жена Ивана III, Елены Глинской - мать Ивана Грозного. Софья Палеолог - бабушка Ивана Грозного, а Елена Глинская - его мать. Потом сейчас у нас есть портрет Ирины Годуновой, например, тоже вот удалось из-за того, что сохранился череп. И последняя работа - это третья жена Ивана Грозного - Марфа Собакина. Совсем молодая еще женщина" (http://echo.msk.ru/programs/kremlin/27010/).

Тогда, как и сейчас, было переломное время - Россия должна была ответить на вызов субъектизации, или на вызов прорывающегося капитализма. Ересь жидовствующих вполне могла взять верх. Борьба наверху разгорелась нешуточная и принимала, как и на Западе, формы борьбы за престолонаследие, за победу той или иной партии.

Так, Елена Глинская умерла в 30 лет и, как выяснилось по исследованиям ее волос, спектральный анализ проводили, - она была отравлена солями ртути. То же самое - первая жена Ивана Грозного, Анастасия Романова, тоже оказалось у нее огромное количество солей ртути.

Поскольку Софья Палеолог была воспитанницей Греческой и Возрожденческой культуры, она задала Руси мощный импульс субъектности. Жизнеописание Зои (Софьей её прозвали на Руси) Палеолог удалось воссоздать, собирая сведения по крупицам. Но и сегодня неизвестна даже точная дата ее рождения (где-то между 1443 и 1449 гг.). Она - дочь Морейского деспота Фомы, чьи владения занимали юго-западную часть полуострова Пелопоннес, где когда-то процветала Спарта, а в первую половину XV века в Мистре под эгидой знаменитого провозвестника Правой Веры Гемиста Плетона находился духовный центр Православия. Зоя Фоминична была племянницей последнего византийского императора Константина XI, погибшего в 1453 г. на стенах Константинополя при защите города от турок. Выросла она, образно говоря, на руках Гемиста Плетона и его верного ученика Виссариона Никейского.

Под ударами армии султана пала и Морея, а Фома перебрался сначала на остров Корфу, затем в Рим, где вскоре умер. Здесь, при дворе главы католической церкви, где после Флорентийской унии 1438 года крепко обосновался Виссарион Никейский, воспитывались дети Фомы – Зоя и два ее брата, Андреас и Мануил.

Судьбы представителей некогда могущественной династии Палеологов сложились трагично. Принявший мусульманство Мануил умер в нищете в Константинополе. Андреас, мечтавший возвратить былые владения семьи, так и не достиг цели. Старшая сестра Зои – Елена, сербская королева, лишенная трона турецкими завоевателями, окончила свои дни в одном из греческих монастырей. На этом фоне судьба Зои Палеолог выглядит благополучной.

Стратегически-мыслящий Виссарион Никейский, играющий ведущую роль в Ватикане, после падения Второго Рима (Константинополь) обратил свои взоры на северный оплот Праволсавия, на Московскую Русь, которая хотя и находилась под татарским игом, но явно набирала силу и вскоре могла предстать новой мировой державой. И он повел сложную интригу, чтобы наследницу византийских императоров Палеологов выдать замуж за незадолго до того (в 1467 году) овдовевшего Великого князя Московского Ивана III. Переговоры тянулись три года из-за сопротивления митрополита московского, однако воля князя возобладала, и 24 июня 1472 г. большой обоз Зои Палеолог выехал из Рима.

Греческая принцесса пересекла всю Европу: из Италии на север Германии, в Любек, куда кортеж прибыл 1 сентября. Дальнейшее плавание по Балтийскому морю оказалось трудным и продолжалось 11 дней. Из Колывани (так в русских источниках тогда назывался Таллин) в октябре 1472 г. процессия направилась через Юрьев (ныне Тарту), Псков и Новгород в Москву. Столь длинный путь пришлось проделать из-за плохих отношений с Польским королевством – удобная сухопутная дорога на Русь была закрыта.

Лишь 12 ноября 1472 г. Софья въехала в Москву, где в тот же день произошли ее встреча и венчание с Иваном III. Так начался «русский» период в ее жизни.

Она привезла с собой преданных греков-помощников, в том числе Кербуша, от которых пошли князья Кашкины. Привезла она и ряд итальянских вещей. Дошли от неё и вышивки, задавшие образцы будущим "кремлевским женам". Став хозяйкой Кремля, она постаралась во многом скопировать образы и порядки ставшей для ней родной Италии, переживающей в те годы чудовищно-мощный взрыв субъектности.

Виссарион Никейский ещё ранее прислал в Москву портрет Зои Палеолог, который произвел на московскую элиту впечатление разорвавшейся бомбы. Ведь светский портрет, как и натюрморт, - это симптом субъектности. В те годы каждая вторая семья в той же наиболее продвинутой "столице мира" Флоренции имела портреты хозяев, а на Руси к субъектности ближе были в "жидовствующем" Новгороде, чем в более замшелой Москве. Появление живописного произведения на незнакомой со светским искусством Руси потрясло людей. Из Софийской летописи нам известно, что впервые столкнувшийся с подобным явлением летописец так и не смог отрешиться от церковной традиции и назвал портрет иконой: «...а царевну на иконе написану принесе». Судьба картины неизвестна. Скорее всего, она погибла при одном из многочисленных пожаров Кремля. Не сохранилось никаких изображений Софьи и в Риме, хотя гречанка провела при папском дворе около десяти лет. Так что мы, видимо, никогда не узнаем, какой она была в молодости.

Татьяна Панова в статье "Олицетворение Средних веков" http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/column/?item_id=2556 отмечает, что светская живопись появилась на Руси только в конце XVII столетия - до этого она находилась под строгим церковным запретом. Вот почему мы не знаем, как выглядели знаменитые персонажи из нашего прошлого. "Теперь благодаря работам специалистов Музея-заповедника «Московский Кремль» и экспертов-криминалистов у нас есть возможность увидеть облик трех легендарных женщин великих княгинь: Евдокии Дмитриевны, Софьи Палеолог и Елены Глинской. И раскрыть тайны их жизни и смерти".

Супруга флорентийского правителя Лоренцо Медичи - Кларисса Орсини - находила юную Зою Палеолог очень приятной: «Невысокого роста, восточное пламя сверкало в глазах, белизна кожи говорила о знатности ее рода». Лицо с усиками. Рост 160. Полная. Иван Васильевич влюбился с первого взгляда и отправился с ней на брачное ложе (после обвенчания) в тот же день 12 ноября 1473 года, когда Зоя прибыла в Москву.

Приезд иностранки был для москвичей значительным событием. Летописец отметил в свите невесты «синих» и «черных» людей - арабов и африканцев, никогда прежде не виданных в России. Софья стала участницей сложной династической борьбы за наследование русского престола. В итоге ее старший сын Василий (1479-1533) стал великим князем в обход законного наследника Ивана, чья ранняя смерть якобы от подагры по сей день остается загадкой. Прожив в России 30 с лишним лет, родив мужу 12 детей, Софья Палеолог оставила неизгладимый след в истории нашей страны. Её внук Иван Грозный во многом напоминал её.Антропологи и эксперты-криминалисты помогли историкам узнать об этом человеке подробности, которых нет в письменных источниках. Теперь известно, что великая княгиня была небольшого роста - не более 160 см, болела остеохондрозом и имела серьезные гормональные нарушения, обусловившие мужеподобность облика и поведения. Смерть ее наступила по естественным причинам в возрасте 55-60 лет (разброс цифр обусловлен тем, что неизвестен точный год ее рождения). Но, пожалуй, самыми интересными оказались работы по воссозданию внешности Софьи, благо ее череп хорошо сохранился. Методику реконструкции скульптурного портрета человека давно и активно используют в судебно-розыскной практике, и точность ее результатов многократно доказана.

"Мне, - говорит Татьяна Панова, - посчастливилось видеть этапы воссоздания облика Софьи, еще не зная всех обстоятельств ее многотрудной судьбы. По мере того как проявлялись черты лица этой женщины, становилось ясно, насколько жизненные ситуации и болезни ожесточали характер великой княгини. Да иначе и быть не могло - борьба за собственное выживание и судьбу сына не могла не оставить следов. Софья добилась того, чтобы ее старший сын стал великим князем Василием III. Смерть законного наследника, Ивана Молодого, в возрасте 32 лет от подагры до сих пор вызывает сомнения в ее естественности. Кстати, здоровьем князя занимался итальянец Леон, приглашенный Софьей. Василий унаследовал от матери не только облик, который оказался запечатлен на одной из икон XVI века - уникальный случай (икону можно увидеть в экспозиции Государственного исторического музея), но и жесткий характер. Греческая кровь сказалась и в Иване IV Грозном - он очень похож на свою царственную бабушку средиземноморским типом лица. Это отчетливо видно, когда смотришь на скульптурный портрет его матери - великой княгини Елены Глинской".

Как пишут эксперт-криминалист Московского бюро судебно-медицинской экспертиза С.А.Никитин и Т.Д.Панова в статье "Антропологическая реконструкция" (http://bio.1september.ru/article.php?ID=200301806), создание в середине XX в. отечественной школы антропологической реконструкции и работы ее основателя М.М. Герасимова совершили чудо. Сегодня мы можем вглядеться в лица Ярослава Мудрого, князя Андрея Боголюбского и Тимура, царя Ивана IV и его сына Федора. К настоящему времени реконструированы исторические личности: исследователь Крайнего Севера Н.А. Бегичев, Нестор-летописец, первый русский врач Агапит, первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам, архимандрит Поликарп, Илья Муромец, Софья Палеолог и Елена Глинская (соответственно, бабушка и мать Ивана Грозного), Евдокия Донская (жена Дмитрия Донского), Ирина Годунова (жена Федора Иоановича). Проведенное в 1986 г. восстановление лица по черепу летчика, погибшего в 1941 г. в боях за Москву, позволило установить его имя. Восстановлены портреты Василия и Татьяны Прончищевых, участников Великой северной экспедиции. Разработанные школой М.М. Герасимова методики антропологического восстановления успешно применяют и при раскрытии уголовных преступлений.

А исследования останков греческой принцессы Софьи Палеолог были начаты в декабре 1994 года. Она была похоронена в массивном белокаменном саркофаге в усыпальнице Вознесенского собора в Кремле рядом с могилой Марии Борисовны, первой супруги Ивана III. На крышке саркофага острым инструментом процарапано «Софья».

Некрополь женского Вознесенского монастыря на территории Кремля, где в XV–XVII вв. хоронили русских Великих и удельных княгинь и цариц, после разрушения обители в 1929 г. был спасен музейными работниками. Ныне прах высоких особ покоится в подвальной палате Архангельского собора. Время безжалостно, и далеко не все погребения дошли до нас полностью, но останки Софьи Палеолог сохранились хорошо (почти полный скелет за исключением отдельных мелких костей).

Современные остеологи многое могут определить, изучая древние захоронения, – не только пол, возраст и рост людей, но и болезни, перенесенные ими в течение жизни, и травмы. После сопоставления черепа, позвоночника, крестца, костей таза и нижних конечностей, с учетом примерной толщины отсутствующих мягких тканей и межкостных хрящей, удалось реконструировать внешний облик Софьи. По степени зарастания швов черепа и изношенности зубов биологический возраст Великой княгини был определен в 50–60 лет, что соответствует историческим данным. Вначале ее скульптурный портрет вылепили из специального мягкого пластилина, а затем изготовили гипсовую отливку и тонировали ее под каррарский мрамор.

Вглядываясь в лицо Софьи, убеждаешься: такая женщина действительно могла быть активной участницей событий, о которых свидетельствуют письменные источники. К сожалению, в современной исторической литературе нет подробного биографического очерка, посвященного ее судьбе.

Под влиянием Софьи Палеолог и ее греко-итальянского окружения активизируются русско-итальянские связи. Великий князь Иван III приглашает в Москву квалифицированных архитекторов, врачей, ювелиров, мастеров монетного дела и изготовителей оружия. По решению Ивана III иноземным зодчим была доверена перестройка Кремля, и сегодня мы любуемся памятниками, появлению которых в столице обязаны Аристотелю Фиорованти и Марко Руффо, Алевизу Фрязину и Антонио Солари. Поразительно, но многие сооружения конца XV – первых лет XVI в. в древнем центре Москвы сохранились такими же, какими были и при жизни Софьи Палеолог. Это храмы Кремля (Успенский и Благовещенский соборы, церковь Ризоположения), Грановитая палата – парадный зал великокняжеского двора, стены и башни самой крепости.

Сила и независимость Софии Палеолог особенно ярко проявились в последнее десятилетие жизни Великой княгини, когда в 80-е гг. XV в. в династическом споре при дворе московского государя сложились две группировки феодальной знати. Предводителем одной стал наследник престола князь Иван Молодой, сын Ивана III от первого брака. Вторая образовалась в окружении «грекини». Вокруг Елены Волошанки, жены Ивана Молодого, сложилась мощная и влиятельная группировка "жидовствующих", которая чуть было не перетянула Ивана III на свою сторону. Лишь падение Дмитрия (внука Ивана III от первого брака) и его матери Елены (в 1502 г. они были посажены в тюрьму, где умерли) поставило точку в этом затянувшемся конфликте.

Скульптурный портрет-реконструкция воскрешает облик Софьи в последние годы жизни. И сегодня есть удивительная возможность сравнить облик Софьи Палеолог и ее внука, царя Ивана IV Васильевича, скульптурный портрет которого воссоздан М.М. Герасимовым еще в середине 1960-х гг. Хорошо видно: овал лица, лоб и нос, глаза и подбородок у Ивана IV почти такие же, как у его бабушки. Изучая череп грозного царя, М.М. Герасимов выделял в нем значительные признаки средиземноморского типа и однозначно связывал это с происхождением Софьи Палеолог.

В арсенале российской школы антропологической реконструкции существуют разные методики: пластическая, графическая, компьютерная и комбинированная. Но главное в них – поиск и доказательство закономерностей в форме, размере и положении той или иной детали лица. При воссоздании портрета используются различные методики. Это и разработки М.М. Герасимова по построению век, губ, крыльев носа и методика Г.В. Лебединской, касающаяся воспроизведения профильного рисунка носа. Методика моделирования общего покрова мягких тканей с применением калиброванных толстотных гребней позволяет более точно и заметно быстрее воспроизводить покров.

На основе разработанной Сергеем Никитиным методики сопоставления внешнего вида деталей лица и подлежащей части черепа специалистами Экспертно-криминалистического центра МВД Российской Федерации был создан комбинированный графический метод. Установлена закономерность положения верхней границы роста волос, выявлена определенная связь постановки ушной раковины со степенью выраженности «надсосцевидного гребня». В последние годы разработан метод определения положения глазных яблок. Выявлены признаки, позволяющие определять наличие и степень выраженности эпикантуса (монголоидная складка верхнего века).

Вооруженные передовой методикой, Сергей Алексеевич Никитин и Татьяна Дмитриевна Панова выявили ряд нюансов в судьбе Великой княгини Елена Глинская и правнучки Софии Палеолог - Марии Старицкой.

Мать Ивана Грозного - Елена Глинская - родилась около 1510 года. Умерла в 1538 году. Она - дочь Василия Глинского, который вместе с братьями бежал из Литвы в Россию после неудавшегося восстания на родине. В 1526 году Елена стала женой великого князя Василия III. Сохранились его нежные письма к ней. В 1533-1538 годах Елена была регентшей при малолетнем сыне, будущем царе Иване IV Грозном. В годы ее правления построили стены и башни Китай-города в Москве, провели денежную реформу («князь великий Иван Васильевич всея Руси и его мать великая княгиня Елена велели переделывать старые деньги на новый чекан, для того, что было в старых деньгах много обрезанных денег и подмесу…»), заключили перемирие с Литвой.
При Глинской в тюрьме погибли два брата ее мужа, Андрей и Юрий, претенденты на великокняжеский престол. Так великая княгиня пыталась защитить права своего сына Ивана. Посол Священной Римской империи Зигмунд Герберштейн писал о Глинской: «По смерти государя Михаил (дядя княгини) неоднократно укорял его вдову в распутной жизни; за это она возвела на него обвинение в измене, и он несчастный скончался в заключении. Немного спустя и сама жестокая погибла от яда, а любовник ее по прозвищу Овчина, как говорят, был растерзан и разрублен на части». Свидетельства об отравлении Елены Глинской подтвердились только в конце XX века, когда историки изучили ее останки.

"Идея проекта, о котором пойдет речь, - вспоминает Татьяна Панова, - возникла несколько лет назад, когда я участвовала в экспертизе человеческих останков, обнаруженных в подвале старого московского дома. В 1990-е такие находки быстро обрастали слухами о якобы происходивших здесь расстрелах сотрудниками НКВД в сталинские времена. Но погребения оказались частью разрушенного кладбища XVII-XVIII веков. Следователь был рад закрыть дело, а работавший со мной Сергей Никитин из Бюро судебно-медицинской экспертизы вдруг обнаружил, что у него с историком-археологом есть общий объект для исследований - останки исторических личностей. Так, в 1994 году началась работа в некрополе русских великих княгинь и цариц XV - начала XVIII века, сохраняющегося с 1930-х годов в подземной палате рядом с Архангельским собором Кремля".

И вот реконструкция внешности Елены Глинской высветила ее прибалтийский типаж. Братья Глинские - Михаил, Иван и Василий - перебрались в Москву в начале XVI века после неудавшегося заговора литовской знати. В 1526 году дочь Василия - Елена, которая, по тогдашним понятиям, уже засиделась в девках, стала женой великого князя Василия III Ивановича. Умерла она скоропостижно 27-28 лет от роду. Лицо княгини отличалось мягкими чертами. Она была довольно высокого для женщин того времени роста - около 165 см и гармонично сложена. Антрополог Денис Пежемский обнаружил в ее скелете весьма редкую аномалию: шесть поясничных позвонков вместо пяти.

Один из современников Ивана Грозного отмечал рыжину его волос. Теперь ясно, чью масть унаследовал царь: в захоронении сохранились остатки волос Елены Глинской - рыжего, как красная медь, цвета. Именно волосы помогли выяснить причину неожиданной смерти молодой женщины. Это крайне важная информация, ведь ранняя гибель Елены несомненно повлияла на последующие события русской истории, на формирование характера ее осиротевшего сына Ивана - будущего грозного царя.

Как известно, очищение человеческого организма от вредных веществ происходит через систему печень - почки, но много токсинов накапливается и сохраняется длительное время также в волосах. Поэтому в тех случаях, когда мягкие органы недоступны для исследования, эксперты делают спектральный анализ волос. Останки Елены Глинской анализировала эксперт-криминалист кандидат биологических наук Тамара Макаренко. Результаты получились ошеломляющими. В объектах исследования эксперт обнаружила концентрации солей ртути, в тысячу раз превышающие норму. Такие количества организм не мог накопить постепенно, значит, Елена сразу получила огромную дозу яда, что вызвало острое отравление и стало причиной ее скорой смерти.

Позднее Макаренко повторила анализ, который убедил ее: ошибки нет, настолько яркой оказалась картина отравления. Молодую княгиню извели с помощью солей ртути, или сулемы, - одного из наиболее распространенных в ту эпоху минеральных ядов.

Так 400 с лишним лет спустя удалось узнать причину гибели великой княгини. И тем самым подтвердить слухи об отравлении Глинской, приведенные в записках некоторых иностранцев, посетивших Москву в XVI- XVII веках.

Девятилетнюю Марию Старицкую тоже отравили в октябре 1569 года вместе с отцом Владимиром Андреевичем Старицким, двоюродным братом Ивана IV Васильевича, по дороге в Александровскую слободу, в самый разгар Опричнины, когда уничтожались потенциальные претенденты на московский престол. Средиземноморский ("греческий") тип, явно прослеживаемый в облике Софьи Палеолог и её внука Ивана Грозного, отличает и её правнучку. Ном с горбинкой, пухлые губы, омужествленное лицо. И склонность к костным заболеваниям. Так, Сергей Никитин обнаружил на черепе Софии Палеолог признаки фронтального гиперостоза (разрастание лобной кости), что сопряжено с выработкой избытка мужских гормонов. А у правнучки Марии обнаружен рахит.

В итоге облик прошлого стал близким, осязаемым. Полтысячелетия - а как будто вчера.

В Кремле в подземелье Архангельского собора находится единственный в мире женский некрополь. Более 50 саркофагов с останками знатных женщин средневековой Руси.


Имена одних давно забыты. Имена других помнят и сегодня.
Среди них: основательница Некрополя, жена Дмитрия Донского Евдокия. Мать Ивана Грозного Елена Глинская и его жены: Анастасия Романовна, Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Мария Нагая; мать Петра Великого Наталья Нарышкиа… Одни из них повлияли на ход истории, постоянно находясь в центре политических интриг. Другие видели свой долг в жертвенном служении мужьям. И почти у каждой из венценосных красавиц есть своя тайна. Например, исследование останков Анастасии - первой жены Грозного доказало, что она была отравлена.

Изучение средневековых захоронений позволяет узнать, во что одевались первые дамы древней Руси, какой косметикой пользовались, чем болели и от чего умирали, какие у них были фигуры, рост, вес, цвет волос. История буквально обретает плоть.
Антропологи-криминалисты по сохранившимся черепам реконструируют подлинный облик великих княгинь и цариц.

Евдокия Дмитриевна (1353-1407).
Евдоки́я Дми́триевна — дочь великого князя Суздальского Дмитрия Константиновича. В 13-летнем возрасте выдана замуж за 15-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича, впоследствии получившего прозвание Донского. Известна своей благотворительностью

Елена Васильевна Глинская (1508-1538).
Жена Великого княза Василия Ивановича и мать Ивана Грозного Елена Глинская была отравлена ртутью. В ходе исследования это было доказано с помощью спектрального и химического анализа костных останков и волос.
Кстати, волосы отлично сохранились. Что позволило с точностью до 100 процентов определить, что у Елены Глинской была роскошная огненно-рыжая шевелюра.

Софья Фоминична Палеолог (1455-1503).
в природе не бывает ничего случайного. Речь идет о поразительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука - царя Ивана IV, подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского антрополога М. М. Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича, отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.
Недавно у исследователей возникла интересная идея - сравнить не только воссозданные руками человека портреты, но и то, что создала сама природа - черепа двух этих людей. И тогда было проведено исследование черепа великой княгини и точной копии черепа Ивана IV методом теневого фотоналожения, разработанного автором скульптурной реконструкции портрета Софьи Палеолог. И результаты превзошли все ожидания, настолько много было выявлено совпадений.

Марфа Васильевна Собакина - третья, так и не случившаяся, жена Грозного.
По легенде, вскрытие ее гробницы обнаружило поразительный биологический феномен. Царская невеста лежала в гробу как бы живая, не тронутая тлением, несмотря на то что пролежала в гробу 360 лет. Достаточно было нескольких минут, чтобы лицо ее почернело и превратилось в прах.
Если её отравили солями ртути, то такая сохранность и быстрое разрушение останков - вполне возможная вещь.

Царица Ирина Федоровна Годунова (1557-1603).
Ирина Годунова, жена царя Федора Иоанновича и сестра Бориса Годунова, страдала серьезным заболеванием костного аппарата, возможно, даже наследственным.

Настоящее чудо подземной палаты - Маша Старицкая.
Девочка, которой почти 500 лет, одиннадцатилетняя племянница Ивана Грозного, которая была убита Малютой Скуратовым в 1569 году. Ее лицо воссоздано буквально из праха в 2005 году.
Антропологов потрясло состояние скелета девочки - слишком явственны в нем следы заболевания рахитом. Это первый в нашей стране реконструированный портрет ребенка периода русского средневековья.
У части останков косточки в таком состоянии, что никакая реконструкция уже невозможна. Но ученые надеются, что сумеют создать еще 4 портрета. В ближайшее время Сергей Никитин попытается "оживить" мать Петра I Наталью Кирилловну.

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.

Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.

Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.

Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.

Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием.

Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II - III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».

Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.




Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Уржарского района Восточно-Казахстанской области, где в одном из курганов было найдено неграбленое погребение женщины сакского времени. При погребенной обнаружены керамические и деревянные сосуды и кости жертвенного животного - овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани от одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени. Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Головной убор имеет также стреловидные навершия украшенные спиралью из золотой проволоки. Нижняя часть изделия была украшена древними зергерами рифлёными подвесками. По форме и орнаментальному воплощению, находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Фото: О. Белялов

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины с искусственно деформированному черепу из могильника Танаберген II. Позднесарматская культура III в. н. э. (Западный Казахстан). Раскопки Армана Бисембаева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Актюбинский историко-краеведческий музей.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан