Церковь смоленской богоматери в софрино. Смоленская церковь Из глубины времен

Давно я планировал съездить в Софрино, найти в этих местах и посмотреть Смоленскую церковь - прекрасный образец московского барокко, к счастью, сохранившегося до наших дней.
За плечами у меня уже был большой рюкзак, в который уместился металлоискатель, лопата и конечно фотик. Первый раз я поехал с таким внушительным набором)


Природа ещё не начала приобретать свой осенний колорит (а поехал я в начале сентября), но пасмурная погода напоминала о текущем времени года. Добираться до этой церкви в принципе не сложно. Около часа надо ехать на электричке до станции Ашукинская, от туда ещё минут 20-30 пешком до цели. Идти предстоит сначала по небольшому шоссе, потом свернуть в деревню, которая сохранила в себе не мало старинных деревянных домов и вот пройдя сквозь эту деревню и выйдете к церкви. Вон она уже выглядывает из-за леса)

Рядом находится красивое озеро, которое надо обойти, пейзажи вы будете видеть примерно такие:

Некогда это была усадебная территория, но до наших дней многие постройки не дошли, в том числе и главный усадебный дом.

Немного истории:

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево. Новое название — Сафарино — село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру. На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968—1969 годах.
В конце 1680-ых годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову, ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691—1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.
Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749—1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731—1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.
После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-ых годах пошла на строительство трапезной и колокольни.
В 1902—1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877—1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское», где хранятся до сих пор.
В 1970-ые годы под руководством И. В. Ильенко (1921—1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-ых годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.



На церкви есть и такая памятная табличка.

Храм во имя преподобного Серафима Саровского возвышается над предприятием «Софрино». Величественный, построенный с использованием элементов древнерусской архитектуры он стал украшением не только завода, но и всего поселка Софрино. Храм – радость и духовное утешение для работающих на заводе, для жителей окрестных мест, посещающих богослужения в воскресные и праздничные дни.

Благословение на строительство нового храма Святейший Патриарх Алексий II дал в сентябре 1995 года, в день празднования 15‑летнего юбилея предприятия.

Долго и тщательно обсуждался проект новой церкви, в которой частица мощей преподобного Серафима Саровского должна была занять достойное этой святыни место. Проект был разработан в Центральном научно-исследовательском и проектном институте реконструкции исторических городов. Возводили храм мастера из Нижнеангарска (АО «Нижнеангарсктрансстрой»), имевшие достаточный опыт храмового строительства.

Храм возводился на добровольные пожертвования работников предприятия и окрестных жителей. Большую материальную помощь для успешного его завершения оказали благотворители.

Среди них – Владислав Юрьевич Сурков, Иван Сергеевич Ярыгин, Александр Васильевич Яковлев, Николай Иванович Милов, Александр Иванович Скоробогатько, Владимир Иванович Малышков, Анастасия Петровна Оситис, Константин Борисович Шор, Михаил Яковлевич Хесин, Сергей Викторович Пугачев и другие уважаемые люди. Имена благотворителей увековечены на памятной доске, установленной у входа в храм. Труженики предприятия признательны им за лепту, которую они по щедрости душевной вложили в строительство храма. Молитва о них ко Господу возносится за каждым богослужением.

Интенсивные строительные работы продолжались в течение полутора лет. Храм буквально «рос на глазах». Строители работали с чувством большой ответственности, с раннего утра и до позднего вечера, в любую, даже самую ненастную, погоду.

В то время как строители возводили стены, труженики предприятия с усердием занимались изготовлением для нового храма церковной утвари по индивидуальным эскизам, вкладывая в эту работу всю свою душу и мастерство. Они трудились во славу Божию, ради красоты и благолепия Дома Господня. Деяния их рук – престол, жертвенник, семисвечник, богослужебные сосуды и другие принадлежности алтаря; художественно выполненные решетка на солее и паникадило, а также великолепный резной позолоченный иконостас, изображение Распятия, иконы, находящиеся вне иконостаса, резные киоты и панихидный столик («канун»).

Автором проекта иконостаса стал А.Н. Москалионов, бывший тогда главным художником предприятия «Софрино». Это была одна из первых серьезных работ, положивших основу для создания в будущем цеха иконостасов на предприятии.

И вот настал день, когда в серую ненастную погоду, при большом стечении народа, после благодарственного молебна в небо поднялся купол, венчающий храм. И чудесным образом плотные облака уступили место ярким лучам солнца, осветившим сияющий золотом купол нового храма.

5 мая 1997 года Святейший Патриарх Алексий II в сослужении сонма архиереев совершил торжественное освящение храма. 1 августа 1997 года храм стал Патриаршим подворьем.

Вступая на лестницу, ведущую в храм, непременно обращаешь взор на прекрасно выполненную роспись стен. Тема росписи – житие преподобного Серафима Саровского: от детства отрока Прохора (так звали преподобного в миру, до принятия им монашеского пострига) – до торжественного прославления преподобного старца Серафима в лике святых, состоявшегося в 1903 году.

Настенная роспись в храме изображает святых Русской Православной Церкви, которые являются покровителями различных церковных ремесел. Эти святые сочетали молитвенный подвиг и церковное служение с занятиями церковными искусствами. Здесь изображен преподобный Сергий Радонежский, с благословения которого начала свое существование Богородская школа резьбы по дереву. Древнее монастырское предание гласит, что Игумен Земли Русской в краткие минуты отдыха вырезал из дерева игрушки, которые раздавал приходящим на богомолье детям.

Здесь и преподобный иконописец Андрей Рублев, создавший бессмертное произведение, получившее всемирную известность, – икону Живоначальной Троицы. Веками творения святого иконописца считаются образцами для тех, кто посвятил свою жизнь подвигу «иконного писания». К молитвенной помощи преподобного Андрея Рублева прибегают и софринские иконописцы.

Небесным покровителем иконописцев является и преподобный Алипий Печерский, подвизавшийся в XI веке в Киево-Печерской Лавре. Согласно житию преподобного Алипия его творения прославились многими чудесами.

К Собору Киево-Печерских святых принадлежит и преподобный Евстафий Златарь, сочетавший аскетические подвиги с послушанием по созданию предметов богослужебного назначения и другой церковной утвари. А также – преподобный Нестор Летописец, которого почитают своим небесным покровителем все, кто связан с изданием православных книг, и в их числе – труженики типографии предприятия «Софрино».

Те, кто занят на швейном производстве, обращают свои молитвы к преподобной Февронии Муромской (в иночестве – Евфросинии), которая, подобно многим праведным и благочестивым женам Древней Руси, вышивала плащаницы, покровцы, воздухи, пелены для храмов. Среди росписей храма преподобного Серафима Саровского – фигуры святителей-храмоздателей: Петра, митрополита Московского, архиепископов Новгородских Моисея и Ионы.

Особое место в росписи храма занимает событие из новейшей церковной истории – второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Патриарх Алексий II изображен с архипастырями Русской Православной Церкви у раки с мощами святого в Московском Богоявленском кафедральном соборе.

В мае 2012 года было создано благочиние ставропигиальных храмов и Патриарших Подворий, которое возглавил Преосвященнейший Савва епископ Воскресенский, и храм завода был переведен в состав нового благочиния. С этого времени и клирики и прихожане храма преподобного Серафима видят отеческую заботу и внимание викария Его Святейшенства – Преосвяшеннейшего Саввы епископа Воскресенского. Молитвенное общение и мудрое пастырское слово владыки к труженикам завода стали доброй традицией в дни престольных дней храма и в праздники Художественно – производственного предприятия «Софрино».

Ежедневно в храме предприятия «Софрино» совершается молебен небесному покровителю заводчан преподобному Серафиму Саровскому. Богослужение транслируется по всему заводу; это дает возможность каждому сотруднику, где бы он ни находился, освятить молитвой свой рабочий день. Еженедельно по четвергам в храме совершается Божественная литургия, на которой поочередно присутствуют работники всех подразделений предприятия. Многие труженики венчались в заводском храме, крестили здесь своих детей, внуков.

Настоятель храма протоиерей Валерий Кузнецов ведет пастырскую работу по дальнейшему воцерковлению трудящихся на заводе. Он освящают готовую продукцию, новые помещения, оборудование; участвует в разработке новой продукции, следит за соблюдением канонов, консультирует тружеников по различным вопросам.

Доброй традицией для всех заводчан стало собираться с детьми и всеми членами семьи на Пасху и Рождество в домовом храме, вместе молиться и разделять праздничную трапезу.

Дни ангела, дни рождения, юбилеи, все значимые события начинаются с благодарственного молебна в храме. Еще одна заводская традиция – поздравлять здесь административных работников «Софрино».

Духовное окормление тружеников на протяжении многих лет совершает Преосвященный Владыка Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры. Службы Архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста отличаются особой проникновенной молитвой. Прекрасные мудрые проповеди труженики слушают с особым вниманием. Духовники Троице-Сергиевой Лавры принимают исповедь, духовно наставляют тружеников, помогают разобраться в сложных жизненных ситуациях и обрести путь ко спасению.

Для тех, кто работает на заводе, – всегда праздник, когда богослужение в храме возглавляют архипастыри. В храме служили: митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Солнечногорский Сергий, епископ Подольский Тихон, епископ Дмитровский Феофилакт. В своих проповедях Преосвященные архиереи обращаются к людям со словами духовной поддержки, с любовью несут им Слово Божие, укрепляют и вдохновляют их.

С особым чувством труженики благодарят протодиаконов отца Владимира Назаркина и отца Николая Платонова. Их участие в богослужениях придают им особую торжественность; их одухотворенные красивые голоса проникают в самое сердце молящихся.

Во время служб в храме поют учащиеся Московских Духовных академии и семинарии. В праздник Пасхи и в дни памяти преподобного Серафима Саровского на предприятии «Софрино» проводятся торжественные крестные ходы, в которых участвуют все заводчане.

С разных концов России в храм привозятся чудотворные образы для поклонения. С большим благоговением встречали труженики чудотворный образ Божией Матери «Умягчение злых сердец».

В храме заботятся не только о взрослых прихожанах, но и о маленьких. При храме работает воскресная школа, для которой дирекция предприятия выделила прекрасное помещение. Священнослужители храма говорят с детьми о Боге, о Его Законе, о вечных христианских ценностях; прививают им православный взгляд на мир.

Особенностью воскресной школы является обучение детей церковным ремеслам. При школе работают кружки, в которых дети приобретают художественные навыки. Преподают в кружках труженики предприятия, люди, имеющие педагогический талант. Лучшие мастера и мастерицы знакомят детей с основами своего искусства – вышивкой, бисероплетением, резьбой по дереву, иконописью и ювелирным делом. Ребята посещают производственные цеха, где наблюдают за работой мастеров, перенимают их навыки.

Для учащихся воскресной школы и для сотрудников предприятия организуются паломнические поездки по монастырям Подмосковья, где они соприкасаются с древним церковным искусством и окунаются в атмосферу монастырской жизни. Все это позволяет им глубже понять и осознать смысл жизни православного христианина.

Контакты храма

Адрес: 141270, Московская область, пос. Софрино, ул. Патриарха Пимена (бывшая ул. Железнодорожная), д.3.

Храм св. Серафима Саровского является домовым храмом, устроенным для молитвы сотрудников предприятия«ХПП«Софрино»РПЦ».

Посещение храма возможно только с личного благославления настоятеля храма.

Для посещения храма в воскресные и праздничные дни, необходимо получить пропуск у священника.

Телефон: +7 495 993-24-49

Расписание богослужений в храме Преподобного Серафима Саровского:

Храм Преподобного Серафима Саровского – домовой храм ООО "ХПП"Софрино" РПЦ". Возможность посещения богослужений жителями посёлка и гостями осуществляется по пропуску, выданному священниками храма.

ПН – СР: 8:00 – Молебен прп. Серафиму Саровскому на начало рабочего дня

ЧТ: 8:00 – Божественная Литургия для сотрудников ООО "ХПП "Софрино" РПЦ"

ПТ: 8:00 – Панихида

СБ: 16:00 – Всенощное бдение

ВС: 9:00 – Божественная Литургия

Таинство Крещения совершаются в храме по предварительной договорённости. Период и время огласительных бесед обговаривается индивидуально.

Время занятий в Воскресной школе при храме: воскресенье с 11:00 до 14:30.

Актуальное расписание богослужений текущего месяца находится на информационной доске храма в помещении проходной предприятия.

Контактный телефон: 8-917-586-00-95

Просмотреть на карте большего размера

7 августа митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение храма Смоленской иконы Божией Матери в селе Софрино и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.


У ворот храма Владыку митрополита под колокольный звон встречали: глава Пушкинского муниципального района С. М. Грибинюченко, глава городского поселения Софрино И.А. Гороховский благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек (мл.) и настоятель храма протоиерей Владимир Гончаров.


Владыке митрополиту в этот день сослужили епископ Видновский Тихон, благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек(мл.), благочинный церквей Ивантеевского округа протоиерей Иоанн Монаршек, благочинный церквей Мытищинского округа протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный церквей Сергиево-Посадского округа священник Александр Колесников, настоятель Смоленского храма протоиерей Владимир Гончаров, духовенство Пушкинского и Ивантеевского благочиний.
После сугубой ектении Владыка митрополит вознес молитву о мире на Украине.
За Божественной литургией в священнический сан был рукоположен диакон Василий Соломахин.


По окончании Божественной Литургии митрополит Ювеналий вручил награды усердным труженикам и благотворителям Смоленского храма. Настоятель храма протоиерей Владимир Гончаров был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени. Медалью «За жертвенные труды» I степени были удостоены С.В. Демидов и С.А. Попов. Остальные труженики храма были удостоены епархиальных медалей и митрополичьих Благословенных грамот.

Смоленская церковь в Сафарино. Историческая справка.

Памятники подмосковного села Сафарино (ныне Софрино Пушкинского района) привлекали внимание исследователей уже в первой половине XIX в, В то время в селе было два храма: деревянный приходской и каменный домовый при палатах владельцев.


До наших дней сохранились лишь каменная Смоленская церковь с поздними пристройками, липовый парк, пруды. В конце XVII в. село Сафарино с деревнями Кленики и Бурлаково было пожаловано боярину Федору Петровичу Салтыкову, дочь которого Прасковья в 1684 г. вышла замуж за царя Иоанна Алексеевича. Село в то время располагалось на левой стороне пруда, образованного плотиной на реке Талице. В центре находилась деревянная церковь с погостом.

На противоположном берегу стоял двор вотчинников. Эти сведения мы имеем благодаря двум картам XVII в., обнаруженным в фондах РГАДА.


О времени сооружения каменной Смоленской церкви мы знаем из храмозданной грамоты Патриарха Адриана, данной Федору Салтыкову 11 августа 1691 г. Обращаясь к Патриарху, Ф. Салтыков, как значится в грамоте, просил благословения «на церковное строение камень, на подвязи и на кружала лес, на связи железо, всякие к тому кирпичному строению припасы готовить». К строительству церкви и палат приступили не ранее весны 1692 г. Точной даты завершения строительства мы не знаем, но произошло это вероятно не ранее 1694 г. Косвенным подтверждением этой даты являются надпись на колоколе и датировка икон из местного ряда иконостаса.


Наиболее раннее описание церкви и палат относится к 1742 г., когда произошла конфискация усадьбы у опального графа М.Г. Головкина, женатого на внучке строителя храма Ф. Салтыкова: «Село Сафарино две церкви каменная во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы Смоленския. Церковной утвари: иконостас резной вызолочен <…> вышеупомянутая каменная церковь Божия сводом каменная, а сверх свода крыта лещением и жестью. Алтарь и трапеза сверх сводов покрыты для охранения от течи тесом. В этой же церкви Божией в трех ярусах 29 икон; в них оконницы слюдяные ветхие. В том числе 5 оконниц заперты ставнями и расписаны те ставни на подобии окончим краской».


Последней владелицей села была графиня В.Н. Ягужинская — урожденная Салтыкова, племянница строителя храма, - которая увековечила свое имя тем, что за 16 лет до отмены крепостного права освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им все угодья. В 1808 г. церковь становится приходской. После смерти В.Н. Ягужинской в 1843 г. палаты постепенно обветшали, и их за ненадобностью разобрали, а кирпич использовали на пристройку в 1862 г. трапезной и шатровой колокольни.


В 1868 г. прихожане обратились в Московскую Духовную консисторию с просьбой разрешить устроить в храме калориферное отопление и переделать главу. В 1882-1883 гг. первоначальный иконостас был заменен новым, но с сохранением старых икон и царских врат XVI в., перемещенных сюда из разобранной в 1878 г. деревянной церкви.


В 1889 г. храм внутри был расписан масляной живописью. В 1902-1904 гг. Археологическое общество рассматривало проект архитектора Г.И Попова о пристройке к церкви с юго-запада придела и церковно-приходской школы под ним и согласилось с предложенным планом. В результате объемная композиция храма приобрела существующий ныне вид.


В 1938 г. храм был закрыт, здание использовалось под разные хозяйственные нужды, а затем, доведенное до аварийного состояния, стало бесхозным.


После закрытия церкви её помещения долго использовалось под различные хозяйственные нужды: колхозный склад зерна, в летнее время под общежитие прибывших на сельхозработы студентов, пионерским лагерем министерства Мясной и молочной промышленности, располагавшимся на территории примыкающего к церкви парка. Без ремонта церковь постепенно ветшала и к середине ХХ века пришла в аварийное состояние. От полного разрушения уникальный храм спасла проведённая в 1970-е годы реставрация, выполненная по проекту архитектора-реставратора Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (г. Москва) И.В. Ильенко (1921-1996) на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.


После завершения реставрации в храме располагалось фондохранилище закрытого на ремонт музея-усадьбы «Мураново». В 1994 году по инициативе благочинного Пушкинского округа Московской епархии протоиерея Иоанна Монаршека была зарегистрирована вновь образованная община Смоленского храм и назначен священник Николай Комаристый. Первые богослужения проводились под открытым небом в центре села, а затем в неотапливаемом помещении бывшей церковно-приходской школы под храмом. Лишь после завершения реставрации дома-музея в «Мураново» и возвращения туда фондохранилища весь храм был передан общине. В октябре 1996 г. настоятелем церкви стал священник Владимир Александрович Гончаров, служащий в храме до сих пор.


Немало трудностей пришлось пережить общине. За истекшие годы дважды проводился ремонт фасадов и интерьеров, к церкви и окружающим её домам за средства прихожан был подведен природный газ, реконструирована система отопления, выполнена реставрация орнаментальных росписей XVII века в древней части храма, воссоздан на основании архивных материалов и аналогов удивительный по красоте и мастерству исполнения семиярусный барочный позолоченный иконостас, проведена замена оконных блоков в древней части храма. На кафедре церковных искусств Свято-Тихоновского богословского института под руководством Е.Д. Шеко для иконостаса пишутся иконы в стиле конца XVII столетия, а с сохранившихся в музее «Коломенское» икон сделаны копии. В Никольском приделе, где постоянно проводятся богослужения, устроен новый позолоченный иконостас с иконами в стиле нач. ХХ века, приобретена вся необходимая для жизнедеятельности храма утварь.


В стенах храма собрано немало святынь. Прежде всего, это мощевик с частицами мощей многих угодников Божиих, среди которых мощи преп. Петра и Февронии Муромских, святителей Игнатия Брянчанинова и Иннокентия Иркутского, благоверных ярославских князей Феодора и его чад Давида и Константина, преп. Иосифа Волоцкого, святителя Филарета Московского. В отельных киотах помещены иконы с мощами трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, преп. Сергия, преп. Серафима Саровского. В большой напольный крест вставлен камень от святой горы Голгофы. На престоле Никольского придела хранится небольшой Смоленский образ Богоматери, прославившейся обильным мироточением.

Материал предоставлен Пушкинским благочинием

Смоленской иконы Божьей Матери

Софрино, Пушкинский район, Московская область

Конфессия

Православие

Московская

Благочиние

Пушкинское

Архитектурный стиль

московское барокко

Строитель

Ф. П. Салтыков

Строительство

1691-1694 годы

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 5010379002

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Сафарине - православный храм, памятник русской архитектуры конца XVII века в селе Софрино Пушкинского района Московской области. Храм в стиле московского барокко был построен на средства Ф. П. Салтыкова в 1691-1694 гг.

История

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево . Новое название - Сафарино - село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру. На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968-1969 годах.

В конце 1680-х годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову, ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691-1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.

Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749-1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731-1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.

После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-х годах пошла на строительство трапезной и колокольни.

В 1902-1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877-1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское», где хранятся до сих пор.

В 1970-е годы под руководством И. В. Ильенко (1921-1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-х годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.

Архитектура

Храм выполнен в стиле московского барокко с характерной для него центрической композицией. Кирпичное здание выстроено кораблём и поставлено на высокий подклет. Ранее храм окружала галерея-гульбище, а с западной стороны был проход в жилые палаты. И гульбище, и палаты были разобраны, а вместо них в 1862-1866 годы пристроена трапезная с шатровой колокольней.

Здание имеет ярусную структуру, в которой на четверик поставлены четыре убывающих по размерам восьмерика. Два из них - световые и выходят в интерьер храма, третий является звонницей, а последний - барабаном под главу. При декорировании церкви использованы полуколонки, треугольные фронтоны, тонко профилированные карнизы и оконные наличники. Парапеты треугольной формы первого и третьего восьмериков завершаются шарами, а второго - пинаклями. Глава и крест храма неоднократно переделывались. В ходе реставрации форма купола и рисунок покрытия в виде чешуи были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевом дворе, крест повторяет форму креста церкви Николая Чудотворца на Пупышах.

Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери является главным украшением старинного села Софрино (именовавшегося ранее Сафарино), расположенного в живописной местности в 35 километрах от Москвы на старой дороге в Троице-Сергиеву Лавру.

Строительство ныне существующего каменного здания храма взамен обветшавшего деревянного велось в 1691-1694 гг. после того, как государево дворцовое село Сафарино было подарено боярину Федору Петровичу Салтыкову, породнившемуся в конце XVII века с царской династией. Построенная в необычно пышном для того времени стиле «нарышкинского барокко» Смоленская церковь украшалась лучшими мастерами своего времени. Последняя владелица Сафарина Варвара Николаевна Ягужинская завещала после своей смерти (1843) усадьбу и окрестные земли крестьянам.

В середине XIX века усадебные палаты были перестроены. В 1866 г. была возведена колокольня с трапезной, а в 1912 г. с юга пристроен придел в честь святителя Николая.

В 30-е годы XX века храм был закрыт. Часть иконостаса была вывезена в запасники музея в Коломенском, остальное убранство полностью утрачено. Возрождение церкви началось в 1994 году.

http://agios.itkm.ru/8998



Церковь Смоленская в с.Софрино Пушкинского района является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).



Смоленский храм в Софрине был возведён в 1690-х годах стараниями нового владельца бывшего дворцового села Фёдора Петровича Салтыкова, пожелавшего украсить свою усадьбу каменной домовой церковью, красота которой подчеркнула бы его высокое положение при российском дворе. Село, стоящее на древней Троицкой дороге из Москвы в Сергиеву обитель, когда-то называлось Супоневым; имя же Сафарино получило, видимо, в конце ХV века, когда эти земли приобрёл купец Иван Сафарин, торговавший в Крыму с иностранцами. Софриным оно стало уже в конце ХIХ века. Как владение Ивана Сафарина, село упоминается в датируемой 1572 годом духовной грамоте Ивана Грозного, который в ожидании появления на свет дочери, обещал передать ей некоторые подмосковные сёла, и в том числе "село Супонево, Сафарынское Ивана Сафарина". В эпоху Смуты Сафарино сильно пострадало, превратившись в деревню, ибо от существовавшей в нём прежде деревянной церкви осталось, согласно Писцовым книгам начала 1630-х гг., лишь "церковное место".

В документе 1677 года Сафарино значится дворцовым селом (то есть храм в нём уже действовал), а спустя семь лет переходит в руки боярина Фёдора Петровича Салтыкова - повелением государей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны. Вскоре здесь поднялись роскошные двухэтажные палаты, а рядом, буквально в нескольких метрах к востоку от них, - красивейший Смоленский храм, выполненный в формах "нарышкинского барокко". Храм начали возводить рядом с ветхой деревянной церковью и старинным погостом. В 1740 году ветхую сельскую церковь было решено заменить на такую же деревянную. В одном из выпусков "Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества" А. Мартынова и И. Снегирёва (М., 1860), в статье, посвящённой сафаринской церкви, указывалось, что на её колокольне имеется колокол, отлитый, согласно надписи на нём, в 1694 году. Этим же годом датировались иконы из иконостаса. Таким образом, с большей вероятностью можно допустить, что именно 1694 год является годом окончания строительства и освящения Смоленского храма.

Софринская Смоленская церковь, стоявшая близ дороги в монастырь преподобного Сергия Радонежского, повидала в своих стенах несколько царственных особ. На протяжении более чем трёх веков своего существования она знала времена упадка, но неизменно возрождалась и обновлялась. В 1730-х гг. Сафарино оказалось в руках графа Михаила Гавриловича Головкина, женатого на племяннице В.Ф. Салтыкова. В 1741 году, по восшествии на престол Елизаветы Петровны, он угодил в опалу и был сослан в Якутию; Сафарино же отошло в казну. При передаче усадьбы в казну её описали - это первое сохранившееся описание палат и церкви в Сафарине. Оно свидетельствует о некотором неустройстве: "В этой же церкви Божьей, - говорится в нём о Смоленском храме, - в трёх ярусах 29 икон; в них оконницы слюдяные ветхие. В том числе 5 оконниц не имеется, показанные в двух ярусах за ветхостью оконниц заперты ставнями, и расписаны те ставни наподобие оконниц краской". В 1742 году Елизавета Петровна по пути к Троице заезжала в Сафарино. Это был не первый её визит сюда - но первый в качестве императрицы. Состояние бывшего головинского имения оставляло желать лучшего. Срочно дому и храму требовался ремонт. Оперативно всё исправили, большую роль в переделке дома сыграл известный архитектор М. Земцов. Но до церкви, вероятнее всего руки не дошли, потому что по описи 1759 года его состояние видится ещё более удручающим: "Да на каменной церкви под главой колокольня, на ней пять колоколов без весу, и с той церкви глава и жесть и крест железной от ветру свалились и крест весь изломан, тако ж и жесть с главы вся ободрана и изломана... И та церковь сверх сводов каменных покрыта лещедью и жестью; а алтарь и трапеза сверх сводов покрыта ж тёсом; да в той же церкви в трёх ярусах двадцать четыре окончины слюдяных ветхих; да одно окошко по правую сторону церковных дверей круглое забито досками". Помимо прочего, эта запись даёт понять, что изначально Смоленская церковь относилась к типу "иже под колоколы" - звонница была устроена в верхнем восьмерике; отдельной же колокольней она обзавелась гораздо позже. Последней владелицей Сафарина стала Варвара Николаевна Ягужинская. Вскоре посе переезда, в 1808 году, Ягужинская настояла на том, чтобы домовый Смоленский храм получил статус приходской церкви. В нач. 19 века в храме была проведена реконструкция, по завершении которой он лишился обходной галереи.

В 1860-х гг. храм расширили, пристроив к основной его части трапезную и колокольню; западной стеной трапезной при этом стала бывшая восточная стена барских палат, из чего можно сделать вывод, что разборка дворца, с использованием его кирпича на строительстве трапезной и колокольни, производилась незадолго до этого. Впоследствии работы в храме продолжились. В 1880-х годах на средства купца В. Аигина, жившего неподалёку, в Талицах, был заменён иконостас с сохранением в нём прежних икон ХVII века; царские врата нового иконостаса были родом из деревянной Смоленской церкви, простоявшей в селе до 1878 года и разобранной за ветхостью. Этот же купец пожертвовал 220-пудовый колокол. В 1889 году в церкви выполнили масляную роспись - до этого фрески украшали лишь свод и тромпы (имелись ещё орнаменты, обрамлявшие окна). В начале 1900-х гг. у храма появилась южная пристройка - во втором её этаже освятили Никольский придел, а первый заняла церковноприходская школа. В таком виде Смоленская церковь сохранилась до наших дней.

Смоленский храм, прошедший через " изъятие церковных ценностей" в 1922 году, оставался действующим до 1938 года. Бывшая церковноприходская школа по-прежнему занимала первый этаж пристройки, но была преобразована в обычную советскую школу. Именно её учительница инициировала процесс закрытия церкви, мотивируя необходимостью этого тем, что "шумные", с пением и колокольным звоном, богослужения мешают проведению уроков. Для софринских детей бывший храм (а точнее, его пристройка) оставался школой до конца 1960-х гг. В основном помещении довольно долго располагалось зернохранилище, но уже в 1960-е гг. в помещение бывшего храма жили студенты, мобилизованные на осенние сельскохозяйственные работы. Здание при этом, лишённое какого бы то ни было ухода, ветшало и напоминало руину - главы были срублены, на крыше росли кусты, кирпичная кладка осыпалась.

Ситуация изменилась в конце 1960-х годов, в пору активной деятельности Общества охраны памятников истории и культуры. После проведённого тщательного обследования Смоленский храм был реставрирован под руководством исследователя-архитектора Ирины Валентиновны Ильенко. Отреставрированную церковь передали Музею-заповеднику "Усадьба Мураново", который использовал её как фондохранилище. В 1994 году в Софрине при Смоленском храме была зарегистрирована православная община, которой вскоре и была передана эта церковь.



Смоленскую церковь отличают два уменьшающихся восьмерика, поставленных на четверик и украшенных характерным белокаменным декором (фронтоны затейливой формы, подчёркивающие карнизы и звучащие дальним отголоском закомар и кокошников). С формальной точки зрения, этих восьмериков насчитывается даже четыре - третьим выступает бывшая колокольня, а четвёртым - глухой барабан главы. Об опоясывавшей некогда храм галерее напоминают двери ломаной формы, сохранившиеся на уровне второго этажа на северном и южном фасадах. Над южным входом с трудом "прочитывается" святое изображение - как мы знаем из старых описаний, святителя Николая Чудотворца. На северном фасаде был изображён святитель Димитрий Ростовский, канонизированный в 1757 году.

В 1912 году Смоленский храм очередной раз расширили - путём возведения двухэтажной южной пристройки, на втором этаже которой был освящён Никольский придел. Окна её первого этажа разительно отличаются от стилизованных окон второго этажа - они довольно просты и просторны; и действительно, первый этаж предназначался для церковноприходской школы. Шатровая колокольня появилась в ходе реконструкции храма, предпринятой в 1860-х гг., когда с запада к основному четверику была пристроена трапезная. Мы должны быть благодарны авторам этой реконструкции за то, что в своей работе они учитывали стилистические особенности "нарышкинского барокко" и постарались не отступать от его принципов. С восточной стороны три мощные апсиды обозначают алтарную часть храма. По высоте они чуть ниже основного четверика. Трёхчетвертные коринфские колонны, отмечающие углы масс, - элемент западной ордерной архитектуры, ставший отныне и приметой отечественного храмового зодчества. Подклет храма укреплён контрфорсами. Зайдя в храм и поднявшись по крутой лестнице на второй этаж Смоленского храма, прихожане из притвора попадали в трапезную. Она может кое-что рассказать о первоначальном виде усадебного комплекса.

Дело в том, что, как выяснили исследователи, её западная стена до середины ХIХ века, когда был разобран барский дом, являлась его восточной стеной, а восточная стена нынешней трапезной, в свою очередь, представляла собой западную стену храма. Таким образом, длина трапезной есть расстояние, отделявшее Смоленскую церковь от палат владельцев Сафарина. При переустройстве церкви в 1860-х гг. и её расширении кирпичную кладку западной стены храма, имевшей входной портал и два окна по бокам от него, сломали и устроили здесь широкую арку. Остатки окон и их наличников были обнаружены в ходе исследовательских работ конца 1960-х гг., предшествовавших началу реставрации, - их, равно как и всю стену, восстановили в прежнем виде; оттого-то нынешняя трапезная и выглядит необычно, встречая посетителя храма двумя "уличными" окнами, открывающимися в его древнюю часть. Из трапезной через дверь в южной её стене прихожане попадали в поздний Никольский придел. Он устроен максимально просто - плоское перекрытие, невысокий иконостас; вместе с тем именно здесь сосредоточена основная часть современных святынь Смоленского храма. Другой проход, в восточной стене трапезной, ведёт в узкое помещение, исполнявшее до перестройки 1860-х гг. функцию притвора. Отсюда арочный проём с ещё двумя квадратными "окнами" по бокам ведёт в основное помещение храма. Оно буквально залито светом, льющимся через множество окон.

Высокий, практически до свода, семиярусный иконостас, покрытый витиеватой барочной резьбой, - более или менее точная копия дореволюционного иконостаса, поставленного в 1880-х гг. В тромпах, служащих переходом от четверика к восьмерику, - изображения четырёх евангелистов. Сюжетные фрески тут имелись и до революции. Кроме того, был расписан и свод храма - ныне эта роспись восстановлена. В западной стене, над входным проёмом, устроена "царская ложа", предназначенная для хозяев сафаринского имения. Её обрамляет орнамент "под золото" - похожими орнаментами украшены и окна. Вероятнее всего, эти орнаменты были призваны имитировать золочёную резьбу по дереву, которую заказчик мог видеть в более богатых "нарышкинских" храмах в Филях и Троице-Лыкове.

Журнал: "Православные храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №221, 2016 г.



В селе Софрине, Сафарино тож, в XVI ст. существовала церковь Успения Пресвятой Богородицы; когда и по какому случаю она была уничтожена - неизвестно. В писцовых книгах 1631-33 гг. говорится: «села Семеновского приселье деревня, что было село Супонево, Сафарино тож, а в ней место церковное, что был храм Успения Пресвятой Богородицы, да место попово, пашни церковной земли 2 десятины в поле». В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1638 г. упоминается, что церковная земля Успенской церкви отдавалась на оброк.

Около 1668 г. в селе Софрине построена новая церковь Успения Пресвятой Богородицы. В приходной книге казенного приказа написано: «в 1677 г., по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семеникова, прибыла вновь из пустовой оброчной книги церковь Успения Пресвятой Богородицы в государеве дворцовом селе Сафарине, которая построена на церковной Успенской земле, а на ту церковь Успения велено положить дани и заезда… 16 алтын 4 деньги и по тому окладу те данные деньги велено взять по отписям… а пустовую церковную землю в пустовой книге велено очистить и впредь не писать. Данные деньги с сей церкви платил староста поповский Ильинский поп Федот».

Под 1702-39 гг. Успенская церковь писалась в вотчине кравчего Василия Федоровича Салтыкова в селе Сафарине. Во второй половине XVII ст. в селе Софрине упоминается церковь Пресвятой Богородицы Одигитрия, построенная на месте бывшей Успенской церкви, но когда - неизвестно. В переписной книге 1705 г. значится: «за кравчим Василием Федоровичем Салтыковым вотчина, что ему пожаловано из дворцовых волостей, село Сафарино, а в селе две церкви Смоленской Пресвятой Богородицы одна - каменная, а другая - деревянная». (О построении каменной церкви выдана благословенная грамота 1691 г. августа 11 дня патриархом Адрианом боярину Федору Петровичу Салтыкову).

По смерти В. Ф. Салтыкова село Софрино досталось его племяннице княгине Екатерине Ивановне Ромодановской, бывшей замужем за графом М. Головкиным. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Софрине новой деревянной церкви во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Дело началось по прошению графа Михаила Гавриловича Головкина. В своем прошении, поданном в казенный приказ 18 мая 1737 г. он писал: «в подмосковной вотчине моей в селе Сафарине имеется церковь деревянная во имя Одигитрии Смоленской Богородицы, которая от давнего строения весьма обветшала и службы отправлять невозможно; а ныне я желаю на место оной ветхой церкви построить вновь деревянную церковь во имя Одигитрии Смоленской Богородицы, а без указу и без благословения св. Правительствующего синода того учинить опасный, и чтоб указом повелено было о строении на место оной ветхой церкви вновь деревянную дать указ». Резолюция преосвящ. Вениамина, епископа Коломенского и Каширского: «дать храмозданную грамоту, 1737 года мая в 25 день». Того же года 1 июля из синодального казенного приказа выдан указ графу Головкину о строении церкви. Новопостроенная деревянная церковь была освящена в феврале 1740 г.

В 1741 г., по именному указу, все имения, принадлежавшие графу Головкину, велено отписать на ее величество. В описных книгах 1742 г. находится описание церквей в селе Софрине.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.