Налоги и платежи за пользование природными ресурсами. Платежи за пользование природными ресурсами и их особенности Налоги за пользование водными объектами

"Налоговый вестник", 2010, N 4

Международный опыт проведения налоговых преобразований показывает, что практически все развитые страны прошли через переосмысление политики предоставления налоговых льгот. Анализ налоговой политики западных стран показал: ее главной задачей было экономическое стимулирование, а также поступательное развитие экономических систем по всем основным показателям.

Платное водопользование

В настоящее время в большинстве стран мира в качестве одного из рычагов управления водопользованием применяются различные системы платы за воду. Принцип, на базе которого определяется денежное выражение цены на воду, заключается в возмещении затрат на строительство и эксплуатацию водохозяйственных объектов, а также на оплату труда и амортизационные отчисления.

За рубежом существуют следующие виды платы:

  • за забор поверхностных вод;
  • за забор воды из систем общественного водоснабжения, т.е. сборы за питьевую воду;
  • за сброс сточных вод в зависимости от их качества.

В Великобритании для забора воды из поверхностных и подземных источников необходимо иметь разрешение на отбор максимально допустимого количества воды на каждый год. Плата изменяется в зависимости от времени года, качества водных ресурсов, количества воды, на которое сократились водные ресурсы вследствие испарения, с учетом затрат государства на создание водохранилищ.

Во Франции установлена система оплаты забора поверхностной воды, ее размеры определяются в зависимости от количества забираемой воды за вычетом ее возврата в источники с учетом затрат государства на создание водохранилищ в соответствии с законом о воде. Плата - один из основных источников финансирования водохозяйственных мероприятий в бассейне.

Плата за водоснабжение и водоотведение предусматривает полное покрытие расходов этих служб, включая капитальные вложения. Учитывая, что водохозяйственные системы в сельской местности обходятся дороже, часть средств от этой платы поступает в специальный государственный фонд, используемый для субсидирования сельских водохозяйственных систем. Расходы на поддержание и развитие водохозяйственного комплекса водных бассейнов покрываются водопользователями посредством платежей, взимаемых бассейновыми агентствами. Их размер устанавливается бассейновыми комитетами исходя из необходимых затрат на реализацию Генерального плана обустройства и управления водными ресурсами бассейна.

Плата за воду для нужд орошаемого земледелия устанавливается на основании заключаемого договора, определяющего условия тарификации и учитывающего ряд других финансовых условий: затраты на строительство новых гидротехнических сооружений, возмещение ущерба, причиненного водопользователям в результате неправильной эксплуатации водохозяйственных сооружений. Существуют различные виды тарифов: подрядный, дифференцированный, нисходящий и восходящий.

При подрядном тарифе плата взимается один раз в год либо по абонированной на обслуживании площади, либо по абонированному расходу. Дифференцированный тариф устанавливается в зависимости от вида культур и районов их выращивания; двухставочный является наиболее распространенным и состоит из двух ставок: постоянной и переменной.

Постоянная ставка не зависит от потребляемого объема воды. Ее величина устанавливается в таком размере, чтобы возместить затраты на строительство сети и постоянные эксплуатационные расходы. Переменный тариф применяется довольно часто. При этом предусматривается снижение цены на каждый кубометр воды, потребляемой сверх абонированного объема. Такой тариф предназначен для стимулирования выращивания малорентабельных культур с высоким водопотреблением.

Восходящий тариф применяется редко, в основном для ограничения водопотребления в маловодный период.

В США плата за забор поверхностных вод из водотоков не взимается, если не возникает необходимость в сооружении водохранилищ. В отношении такого водозабора установлены права на воду, а в некоторых штатах в настоящее время требуется разрешение и на забор воды из подземных источников.

Организации по водоснабжению устанавливают размер платы в зависимости от эксплуатационных издержек по обслуживанию сооружений. На практике широко применяется единообразная система цен, при которой плата является одинаковой в данном районе за данное время и для данной группы потребителей.

При установлении цены на воду для сельского хозяйства предусматривается полное покрытие эксплуатационных затрат, процента на капитал, а также получение средней нормы прибыли.

В Венгрии существует система компенсационных сборов за использование водных ресурсов. Тарифы за единицу забираемой воды дифференцированы по районам и определяются с учетом количества водных ресурсов в районе, качества воды, спроса на нее, количества воды, фактически забранной в период пикового потребления, общих издержек на водоснабжение. Плата устанавливается по себестоимости. Более высокие тарифы взимаются с промышленных предприятий по сравнению с потреблением воды в коммунальных целях.

В Чехии и Словакии при заборе воды из водотоков взимается плата за забор воды из поверхностных источников, за забор воды исключительно для проточного охлаждения паровых (тепловых) электростанций и ТЭЦ при условиях, что отработанная вода вернется в тот же источник, потери ее составляют не более 1% забранного объема, качество отработанных сточных вод не ухудшится, а температура не превысит установленный стандартом предел.

В Финляндии водозабор разрешается при условии, что это не наносит значительный ущерб владельцу водного района и он не превышает определенного количества кубометров в день при использовании поверхностных вод.

В Канаде права водопользования и порядок выдачи лицензий регулируются законодательством каждой провинции. В целом плата за воду определяется стоимостью оказанных услуг и в незначительной степени - объемом забранной воды.

В Германии введена национальная система налогообложения "сбросов загрязняющих веществ".

Получателями таких платежей являются земли, которые должны направлять эти средства на управление качеством воды.

В Испании законом 1985 г. установлена плата за общественное водопользование, водозабор, загрязнение воды.

Стимулирование охраны окружающей среды в развитых странах

К рычагам налоговой политики развитых стран относятся:

  • введение механизма ускоренной амортизации, что не только обеспечивает понижение налогооблагаемых доходов корпораций, но и высвобождает их оборотные средства для дальнейших инвестиций;
  • предоставление инвесторам налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
  • предоставление налоговых льгот для предприятий добывающей промышленности;
  • предоставление отраслевых налоговых льгот (железнодорожный транспорт, авиастроение и т.д.);
  • предоставление налоговых льгот при экспорте;
  • введение инвестиционного налогового кредита;
  • предоставление налоговых льгот на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В мировой практике налогового стимулирования экологической деятельности широко используется ускоренная амортизация основных фондов природоохранного назначения. Это может осуществляться путем увеличения:

  • амортизационных отчислений и регламентации срока службы оборудования; увеличения амортизационных отчислений для основных природоохранных фондов, эксплуатируемых дольше определенного периода, с обязательным их обновлением;
  • амортизационных отчислений по определенным группам оборудования, нуждающегося в более быстром обновлении (контрольно-измерительное оборудование).

Увеличение амортизационных отчислений, с одной стороны, заинтересовывает предприятия обновлять природоохранное оборудование, поскольку оно окупается в более короткие сроки; с другой - повышенная амортизация через себестоимость продукции уменьшает налогооблагаемую базу налога на прибыль, повышая возможности предприятия в части вложения средств в природоохранное оборудование.

В Германии действует система ускоренной амортизации очистных сооружений и оборудования, а также оборудования, позволяющего снижать шумовое загрязнение. Введение ускоренной амортизации в зарубежных странах способствовало быстрейшему накоплению капитала для обновления морально устаревшей техники и переходу на оборудование, приносящее окружающей среде минимальный вред.

Во многих странах мира действуют системы экономического стимулирования природоохранной деятельности в виде платежей за загрязнение окружающей среды, экологических налогов и их сочетания. При этом платежи за загрязнение окружающей среды аккумулируются в экологических фондах, а экологические налоги - как в экологических фондах, так и в соответствующих бюджетах. Объекты и формы экологического налогообложения достаточно разнообразны.

В США действует налог на продукцию, содержащую озоноразрушающие химические соединения. Во Франции , Германии , Италии установлен налог на смазочные масла. В Австралии , Австрии , Великобритании и ряде других стран взимаются налоги на пользование топливными и нефтяными продуктами.

В странах Европейского экономического сообщества действуют в основном акцизные налоги:

  • на одноразовые упаковку и тару;
  • смазочные масла;
  • нефть и нефтепродукты;
  • минеральные удобрения и пестициды;
  • аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть;
  • старые автомобили.

В Финляндии широкое распространение получил налог на использование тары (упаковки). Введение налога в значительной степени способствовало росту использования стеклопосуды. В стране также существует акцизный налог на смазочные масла, сырую нефть и нефтепродукты.

Во Франции действует акцизный налог на смазочные масла. Его плательщиками являются производители и импортеры. Доходы от поступления налога расходуются на цели организации сбора и переработки отработанных масел. В качестве критерия эффективности введения налога принят процент использованных масел, правильное хранение и использование которых не наносит ущерб окружающей среде.

В Нидерландах применяется налог на топливо, поступления от которого используются для финансирования государственных природоохранных затрат и стимулирования снижения выбросов двуокиси серы. Производителям предоставляется налоговая скидка, если они внедряют технологии, способствующие снижению этих выбросов. За счет налога покрывается 50% затрат Министерства экологии, включая затраты на предотвращение и возмещение ущерба, субсидирование внедрения передовых прогрессивных технологий по очистке и переработке, а также финансирование размещения химических отходов. Эффективность налога достаточно высока.

В Норвегии действует акцизный налог на одноразовую упаковку для напитков и пищевых продуктов, способствующий развитию залоговой системы и снижению объемов перерабатываемого мусора. Действующий в Норвегии налог на нефть состоит из двух частей: общей ставки и дополнительного платежа, величина которого зависит от концентрации соединений серы. Налог введен с целью стимулирования потребления нефти с низким их содержанием.

С 1989 г. в стране действует налог на аккумуляторы, содержащие кадмий и ртуть. Налог на смазочные масла используется для финансирования различных природоохранных программ Министерства экологии, а поступления от налога на минеральные удобрения и пестициды - для реализации экологических программ в сельском хозяйстве страны.

В Швеции существует два вида налогов на нефть и нефтепродукты:

  • первый введен с целью замещения нефти другими энергоносителями;
  • второй применяется для финансирования мер, препятствующих асидификации окружающей среды, особенно для известкования озер.

Этот налог распространяется также на импортеров, поскольку и они являются виновниками ухудшения состояния природной среды в Швеции.

В стране действует и налог на одноразовые упаковочные материалы, величина которого явно недостаточна для стимулирования внедрения экологически ориентированной залоговой системы.

Особенностью использования налогов в Японии является их стимулирующая функция. Широко применяется система ускоренной амортизации для оборудования и сооружений, связанных с защитой среды и обезвреживанием отходов, а также скидки по некоторым видам государственных и местных налогов для предприятий, устанавливающих такое оборудование. В то же время собственно "экологические" налоги, как и пошлины, штрафы, платежи, непосредственно нацеленные на сокращение масштабов загрязнения или улучшение экологических свойств товаров, до последнего времени не получили большого распространения.

В разные периоды вводились дифференцированные по отдельным районам налоги на автотранспорт для контроля над выхлопными газами; специальные налоги для электромобилей; надбавки к налогам за опасные производства и товары; платежи за выбросы сверх установленных норм двуокиси серы.

Страны с переходной экологической политикой (Польша, Чехия, Венгрия) также применяют экологические налоги. С 1996 г. в Венгрии введены пять экологических налогов на транспортное топливо, шины, холодильники и хладагенты, упаковку, элементы питания.

Сбор за изменение климата

В соответствии с Протоколом, подписанным в Киото, Великобритания, как и другие страны этого Протокола, приняла на себя обязательства по снижению парникового эффекта от выбросов газообразующих вредных веществ.

Сбор за изменение климата взимается за пользование энергией в промышленных и коммерческих целях. Сюда входит как первичное, так и вторичное топливо для освещения, отопления, движущей энергии и энергии для приборов потребителей:

  • в промышленности (включая топливные отрасли);
  • сельском хозяйстве;
  • сфере государственного управления;
  • других сферах оказания услуг.

Сбор не применяется:

  • к электроэнергии, производимой с использованием нетрадиционных источников энергии (таких как солнечная и ветровая) или на совмещенных электро- и термостанциях "хорошего качества";
  • нефти или отходам и побочным продуктам, используемым для отопления, например газам коксовых и доменных печей (кроме электричества, получаемого из источников, которое производитель энергии использует не только для собственных целей);
  • автомобильному и авиационному топливу (с сырой нефти и автомобильного и авиационного топлива уже уплачиваются акцизные налоги).

Сбор не взимается:

  • с энергии для бытового использования;
  • энергии, используемой общественным транспортом;
  • топлива, используемого для производства другого вида топлива;
  • топлива не для энергетических целей (например, для химических процессов, а также энергопродуктов).

Тем не менее в целом для частного сектора этот сбор будет "нейтральным" по отношению к бюджетным доходам.

Механизм управления лесным хозяйством

В настоящее время не только в развитых, но и в бывших социалистических странах права собственности на лесные ресурсы четко определены и защищены соответствующими правовыми нормами и независимой судебной системой. В условиях переходного периода необходимо критически оценить опыт зарубежных стран, с тем чтобы не повторить такие их просчеты, как:

  • передача лесных земель в частную собственность без надлежащей правовой базы, необходимой для оптимального сочетания общественных и частных интересов;
  • образование неоправданно большого числа мелких частных лесовладений;
  • образование нерационального с позиций достижения общенациональных социальных и экологических целей соотношения различных форм лесной собственности;
  • недостаточный учет перспектив развития экологической ситуации на глобальном, национальном и региональном уровнях;
  • недооценка отрицательных социальных и экологических последствий приватизации лесов.

Отношения собственности на лесные ресурсы в мире носят динамический характер. Развитие социальной рыночной экономики и резко обострившийся за последние годы экономический кризис на региональном, национальном и глобальном уровнях привели к необходимости существенного изменения отношений собственности на природные ресурсы, в т.ч. лесные.

Система экономических отношений в лесном хозяйстве формируется в зависимости от преобладающей формы собственности на лесные ресурсы, социально-экономической модели рыночной экономики, роли лесов в экономике страны и других факторов.

Опыт США

По ресурсному и научно-техническому потенциалу лесного комплекса США является ведущей лесной державой, оказывающей решающее влияние на конъюнктуру мировых лесных рынков. Эта страна является мировым лидером в сфере производства, потребления и международной торговли лесобумажными товарами. На долю США приходится одна треть суммарной стоимости (в экспортных ценах) мирового объема потребления лесных и целлюлозно-бумажных товаров.

США, где государственные леса составляют одну четверть общей их площади, отличаются наиболее либеральным характером экономики. Управление лесами, организация лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов - прерогатива Федеральной лесной службы. При этом имеется в виду планирование лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов на национальном уровне, организация выполнения и контроля над соблюдением лесного законодательства в лесах всех форм собственности.

Экономические отношения между собственником государственных лесов в лице Федеральной лесной службы и лесопользователями строятся на принципах рыночной экономики.

Применительно к национальным лесам США продажа древесного запаса на корню включает два этапа: планирование лесопользования и аукцион. В процессе планирования определяют объемы рубок главного пользования и их территориальное размещение с учетом спроса на другие ресурсы и полезности леса. После этого осуществляется отбор группы специалистов для проведения аукциона. Состав группы определяется таким образом, чтобы включать представителей разных специальностей: технологов, экологов, инженеров по транспорту. В случае необходимости могут быть привлечены и другие специалисты. Результатом деятельности группы являются альтернативные варианты способов и технологии рубки леса и лесовосстановления.

Перед началом аукциона специалисты Федеральной лесной службы определяют минимальную, или "справедливую", цену. Под "справедливой рыночной стоимостью" понимают максимально возможную цену на конкретном аукционе с двумя или более покупателями. Для определения стартовой цены на древесный запас на корню Федеральная лесная служба США использует два метода - остаточной стоимости и на основании сделок.

В последние годы применяется метод, основанный на анализе результатов сделок по продаже древесного запаса на корню, совершенных за предыдущий период. Для прогноза цены на древесный запас на корню применительно к будущим сделкам используют статистические методы оценки имеющейся базы данных. При этом учитываются местоположение участков лесосечного фонда, их качественные характеристики (природный состав, диаметр на высоте груди по породам, товарно-сортиментный выход), технология лесозаготовок, расстояние трелевки, концентрация запаса, общий объем древесного запаса на корню по каждой сделке.

В США проводят два вида аукционов: устный и с закрытым предложением цены. На устном аукционе покупатель начинает с минимальной цены. Процедура продолжается до тех пор, пока один из покупателей не предложит больше, чем кто-либо другой, желающий платить. Второй вид аукциона проходит следующим образом: все конверты с предложением цены открываются в одно и то же время, и покупателю, предложившему самую высокую цену, отдается право на заготовку древесины на выставленном на аукционе участке.

Государственная политика ценообразования в США направлена на формирование конкурентных рынков древесного запаса на корню, а также изделий из древесины. Федеральные и региональные органы управления США довольно успешно пресекают случаи нарушения условий свободной конкуренции, образования монопольных рынков, включая рынки целлюлозно-бумажных товаров.

В стране имеют место различные формы экономических отношений между лесным хозяйством и лесопользователями, в т.ч. контрактная форма организации выполнения лесохозяйственных мероприятий. В Лесной службе существует широкий выбор типов контрактов, обеспечивающих необходимую гибкость. Основными из них являются:

  • контракты с фиксированной ценой: контрактер несет всю ответственность за расходы и собственную прибыль (или убыток);
  • контракты с фиксированной прибылью: контрактер несет минимальную ответственность за понесенные им расходы, а договорная прибыль или вознаграждение твердо установлены.

Контрактеры по результатам работ предусматривают более высокую цену с учетом прибыли и риска. Взамен сокращаются издержки на государственное управление контрактной деятельностью, уменьшается количество расторгнутых контрактов, повышается качество лесохозяйственных работ.

Важную роль в целостной системе экономических отношений в лесном хозяйстве играют налоги. Применительно к лесному сектору они призваны выполнять следующие основные задачи в целях повышения благосостояния общества:

  • стимулирование частных лесовладельцев к увеличению предложения лесных ресурсов путем улучшения качественного состава и повышения продуктивности лесов;
  • привлечение капитала в развитие лесного сектора из других отраслей;
  • компенсация частным лесовладельцам за обеспечение средозащитных и социальных услуг;
  • создание равных условий хозяйствования для лесовладельцев с учетом длительных сроков окупаемости инвестиций применительно к лесному сектору.

В лесном хозяйстве США применяются две категории налогов: имущественный и подоходный. Имущественный находится в юрисдикции штатов, но федеральные органы власти осуществляют надзор над его разработкой и исполнением. Имущественный налог может быть установлен в целом на лесные земли и древесный запас или раздельно. Базовой информацией для его исчисления служит кадастровая оценка лесных земель и древесного запаса. В этих условиях возникает проблема экономической заинтересованности в приумножении лесного капитала, с тем чтобы увеличить размер и качественную структуру лесопользования в будущем. В последние годы порядок взимания имущественного налога с лесных земель и древесного запаса видоизменен, т.к. не был учтен факт, что инвестиции в приумножение лесного капитала отличаются длительным сроком окупаемости, в результате чего происходило увеличение налоговых платежей сразу после проведения соответствующих мероприятий. В разных штатах применяются различные меры, направленные на устранение или смягчение вышеуказанного недостатка налога на лесное имущество.

В этом случае следует отметить отсрочку налоговых платежей до момента наступления эффекта в виде прироста лесопользования в результате мероприятий по улучшению качественного состава и повышению продуктивности лесов. При определении подоходного налога различают доходы, обусловленные лесным имуществом (лесным капиталом), и остальные виды доходов.

Налог на доходы, полученные от мероприятий по повышению продуктивности лесов, взимается с момента получения дополнительных лесных ресурсов, налог на остальные виды доходов лесовладельцев - по прогрессивной шкале.

Участие общественности в управлении лесами США является примером широкого ее вовлечения в процесс разработки и принятия управленческих решений применительно к сфере лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов. Различные общественные движения экологической направленности в США нередко добиваются реализации более жестких ограничений на способы рубок и технологии главного пользования по сравнению с действующим лесным и природоохранным законодательством.

О.В.Семенова

Консультант

отдела налогов и доходов

от использования природных ресурсов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Налогоплательщики. Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объект налогообложения. Представляет собой полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации либо за ее пределами, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси).

Налоговая база. Установлена в виде стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налоговый период составляет календарный месяц.

Налоговая ставка. НК устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезного ископаемого. Так, налогообложение производится по ставке 3,8% при добыче калийных солей; 4,0% – торфа, угля каменного и бурого, антрацита и горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4,8% – руд черных металлов; 5,5% – сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6,0% – горнорудного неметаллического сырья; 6,5% – концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7,5% – минеральных вод; 8,0% – руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16,5% – углеводородного сырья.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого полезного ископаемого. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Объекты налогообложения – следующие виды водопользования:

1. забор воды из водных объектов;

2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4. использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения более десяти видов водопользования, включая забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий; забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования; забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов и т.д.

Налоговая база. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

1. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

2. При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного лицензией водного пространства.

3. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

4. При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в твердых размерах (в рублях за 1000 куб. метров воды). При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 куб. метров воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Какие-либо налоговые льготы по водному налогу не предусмотрены.

Плательщики сборов – организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, а также организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объекты обложения: объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в твердых размерах. Так, за благородного оленя или лося размер ставки – 1500 руб.; за пятнистого оленя, лань – 600 руб. Подобным образом устанавливаются ставки за каждый объект водных биологических ресурсов.

Порядок исчисления сборов. Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и соответствующей ставки.

Порядок и сроки уплаты сборов. Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в видеразового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа. Уплата сборов производится: физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, – по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение); плательщиками – организациями и индивидуальными предпринимателями – по месту учета.

Система действующих в Российской Федерации налогов и платежей, связанных с эксплуатацией природных ресурсов, несколько отличается от предусматриваемой Налоговым кодексом РФ. Введение второй части Кодекса в полном объеме приведет к упорядочению действующей в настоящее время системы платежей, сегодня регулируемых очень большим числом нормативных актов различной юридической силы.

Роль всех приведенных ниже платежей за пользование природными ресурсами в доходах бюджетной системы России относительно невелика. В 1999 г. на их долю приходилось 5,7% всей суммы доходов консолидированного бюджета, а по итогам первого полугодия 2006 г.- 6,2%. Строго говоря, к платежам, связанным с эксплуатацией природных ресурсов, необходимо также относить и акцизы на нефть и природный газ, которые были рассмотрены нами ранее, а также планируемый к введению налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Этот налог указан в ст. 13 первой части Налогового кодекса РФ, однако соответствующая глава второй части Кодекса, которая должна регламентировать порядок исчисления и уплаты данного налога, пока не принята, поэтому данный налог пока не действует.

По объемам поступлений в бюджетную систему наиболее значительными из платежей за пользование природными ресурсами являются платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и земельный налог. На долю этих трех категорий плате­жей приходилось в 2003 г. более 94% всех ресурсных платежей.

В ряде стран с рыночной экономикой, для которых доходы, связанные с эксплуатацией природных ресурсов, играют значительную роль в доходах бюджетной системы, для обозначения части этих доходов обычно используется термин «роялти», в широком смысле означающий компенсацию, выплачиваемую владельцу прав на использование собственности: патента, материалов, защищенных авторским правом, или природных ресурсов. Использование тер­мина «роялти» в отношении части доходов, извлекаемых государством от эксплуатации природных ресурсов, связано с наличием в этих странах юридически земель двух типов и, соответственно, с двумя типами юридического статуса природных ресурсов.

Полезные ископаемые могут разрабатываться на землях, находящихся в собственности государства, - федерации или ее субъектов (штатов, провинций). В отношении компаний, которые разрабатывают полезные ископаемые на этих землях, применяется режим не налогообложения, а изъятия или получения роялти, компенсации собственнику (государству) его прав на использование ресурсов.

Второй категорией земель (с точки зрения их юридического статуса) являются земли, находящиеся в частном (или свободном) владении. В этом случае государством используются специальные налоги на добывающие компании, которые позволяют извлекать экономическую ренту.

Эти две системы, которые в общем случае могут быть названы системами налогообложения (хотя юридически первая из них таковой не является), достаточно близки по своим характеристикам и формируют примерно равный уровень налогообложения компаний, которые занимаются разработкой полезных ископаемых на государственных и частных землях. Более того, достаточно часто режимы установления конкретных ставок налогов и роялти практически совпадают.

Земля может находиться в государственной собственности, но разработку полезных ископаемых обычно ведут частные компании (частный капитал), приобретая права на разработку и эксплуатацию соответствующих минерально-сырьевых ресурсов у их собственника - государства. Существенным условием приобретения этих прав является резервирование части добытых ресурсов в качестве роялти для собственника природных ресурсов - государства.

Эта часть (роялти) может непосредственно поставляться собственнику ресурсов в виде части добытой нефти, например, или продаваться (реализоваться) производителем в интересах собственника. В этом случае производитель выступает агентом правительства по реализации принадлежащей правительству части добытых полезных ископаемых. Фактически же речь идет о перечислении правительству определенной суммы средств, вырученной от продажи части произведенного объема ресурса, в виде сумм роялти. Российская налоговая система данным термином не пользуется. Тем не менее отдельные аналогии с ним и описываемыми им явлениями прослеживаются в рамках действующей схемы платежей за природные ресурсы.

Рассмотрим некоторые виды платежей за природные ресурсы более подробно.

Платежи за пользование недрами.

Правовые основы, регламентирующие порядок охраны, исполь­зования и экономические условия эксплуатации недр, регулируются Законом РФ от 21.02.92 «О недрах» с учетом последующих изменений и дополнений. Глава второй части Налогового кодекса РФ, в которой определены основные положения и порядок исчисления налога на пользование недрами, пока не принята, поэтому вплоть до принятия и введения в действие этой части Налогового кодекса РФ законодательной основой регулирования данной категории ресурсных платежей является Закон о недрах.

Система платежей за недра включает следующие основные элементы:

Сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензии;

Плату за получение права на пользование недрами. В свою очередь эта группа платежей подразделяется на:

Платежи за право на поиски месторождений полезных ископаемых, их разведку и разработку;

Платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых:

Плату за пользование недрами;

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Налогоплательщиками платежей за пользование недрами являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляющие:

Поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;

Их разведку; добычу полезных ископаемых, включая использование отходов горно­добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

Строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Фактически данным положением определяется не только субъект налогов (платежей), но и объект налогообложения - виды деятельности, при которых возникает обязанность уплатить этот налог (налоги и платежи).

Закон о недрах выделяет некоторые категории субъектов, подлежащих освобождению от уплаты платежей за недра. В их число, в частности, входят:

Собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;

Пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку и другие работы по общему геологическому изучению недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности и иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр;

Пользователи недр, получившие участки недр для образования геологических объектов;

Могут освобождаться от платежей по решению органов, предоставляющих лицензию, организации при освоении полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях или пониженного качества и некоторые другие категории субъектов.

Рассмотрим некоторые виды платежей чуть более подробно.

Платежи за право на поиски и оценку месторождений

Объект налогообложения в этом случае - проведение поисковых и разведочных работ. Налоговая база по этим платежам определяется как договорная (сметная) стоимость указанных работ. По окончанию поисковых и разведочных работ размеры платежей корректируются с учетом их фактической стоимости.

Эта категория платежей носит регулярный характер и взимается в течение проведения поисковых работ. Платежи зависят от продолжительности работ и площади, на которой они ведутся. Минимальная величина платежа составляет 1% сметной стоимости поисково-разведочных работ, а максимальная - 2%. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района, где ведутся работы, размера участка недр, степени геологической изученности территории, степени риска и устанавливается органами, предоставляющими; лицензию на право ведения этих работ.

При значительном по площади характере проводимых работ по поискам и оценке месторождений размер платежа определяется в зависимости от удельных платежей за 1 км2 площади в год. Удельные платежи за 1 км2 в год рассчитываются делением платежа (1-2% сметной стоимости работ) на площадь выделенной территории и срок работы в годах. При возврате части опоискованной площади пользователь недр освобождается от дальнейшей платы за нее.

При проведении разведочных работ ставки платежей несколько повышаются и составляют уже 3% (минимальная) и 5% (максимальная). При продлении срока поисковых или разведочных работ установленная ранее ставка платежей повышается в 1,5 раза.

Все платежи за право поиска и разведки месторождений полезных ископаемых поступают в доход бюджетов муниципальных образований, на территории которых эти работы ведутся.

Платежи за добычу полезных ископаемых.

Они осуществляются в двух формах - разового платежа и последующих регулярных платежей. Разовый платеж определяется при предоставлении лицензии на право пользования недрами или в ином установленном порядке предоставления недр в пользование. Величина разового платежа не должна быть менее 15% величины - регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия.

Регулярные платежи осуществляются с начала добычи и продолжаются в течение всего срока действия лицензии. Эти платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и подлежат включению в себестоимость произведенной продукции. Таким образом, налоговая база для исчисления регулярных платежей за добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, сверхнормативных потерь при добыче, использованных отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. При этом стоимость добытого сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции, изготовленной из него, без учета НДС и акцизов.

При реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья (концентраты, окатыши, металлы и т. д.) размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, который определяется отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.

Этот понижающий коэффициент не применяется, если перерабатывающие технологии используются для достижения требуемого качества минерального сырья или если эти технологии при лицензировании были приняты в качестве основных способов добычи сырья.

Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению исходя из установленных уровней с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запаса, природно-географических и горнотехнических условий, оценки риска пользователей недр и рентабельности разработки.

Регулярные платежи за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых возрастают вдвое по сравнению с базовой ставкой. Они осуществлются один раз в год по результатам маркшейдерских замеров погашаемых в недрах запасов и относятся не на издержки производства, а на чистую прибыль после налогооб­ложения, т. е. уплачиваются предприятием из прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.

Размеры платежей за пользование недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливаются решениями органов власти субъектов РФ.

Платежи за использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств устанавливаются при лицензировании в размере 25-50% от суммы платежей за добычу соответствующего полезного ископаемого.

Одна из льгот при уплате в бюджет платежей за пользование недрами - возможность получения скидки на истощение недр. Она может предоставляться пользователю недр:

Осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов;

В случае добычи полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества (исключение составляет ухудшение качества запасов в результате выборочной отборки месторождения).

Решение о применении скидки на истощение недр принимается лицензирующим органом с участием Госгортехнадзора России

после экспертизы горно-экономических и технико-экономических I обоснований. Установленный размер ставки с учетом скидки не 6 должен быть ниже минимального уровня платежей, установленных Правительством РФ.

Платежи за пользование лесным фондом.

Лесной кодекс РФ, вступивший в силу 04.02.97, регулирует всю совокупность отношений по поводу эксплуатации лесного фонда России. В нем установлена следующая система платежей за пользование лесными ресурсами:

Лесные подати;

Арендная плата;

Плата за древесину, отпускаемую на корню.

В соответствии с Лесным кодексом РФ платными являются те виды пользования лесным фондом, которые требуют документального оформления в установленном порядке. Не является платным пребывание граждан в лесах для отдыха, сбора грибов, орехов и других пищевых продуктов для личных нужд, лекарственно-технического сырья, для участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, так как такого рода лесопользование не требует какого-либо разрешения.

Лесные подати включают разнообразные виды платы за пользование лесными ресурсами:

За заготовку древесины;

За заготовку живицы;

За заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты и т. д.);

За побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек и др.);

За пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

За пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

За пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных целей.

Участки лесного фонда могут использоваться как с изъятием, так и без изъятия лесных ресурсов.

Плательщиками лесных податей являются все пользователи лесным фондом, за исключением арендаторов (которые платят арендную плату), а также лиц, которым предоставлены льготы по уплате податей. К числу лиц, имеющих льготы при пользовании лесным фондом для собственных нужд, в соответствии с Лесным кодексом относятся:

Участники ВОВ, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ;

Инвалиды I и II групп;

Пенсионеры, проживающие в сельской местности;

Лица, пострадавшие от стихийных бедствий;

Крестьянские (фермерские) хозяйства;

Представители малочисленных коренных народов.

Органам субъектов РФ предоставлено право устанавливать нормативы объемов лесопользования для собственных нужд.

Лесные подати могут взиматься в форме как денежных платежей, так и части добытых лесных ресурсов или иной производимой пользователем продукции, выполнения определенных работ или предоставления каких-либо услуг. Форма внесения лесных податей указывается в разрешительном документе по каждому объекту пользования.

Основными, наиболее часто используемыми документами, предоставляющими право пользования лесным фондом, являются лесорубочный и лесной билеты.

Лесорубочный билет - документ, предоставляющий право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов.

Лесной билет - документ, дающий право на проведение побочных лесных пользований. В нем указываются место, размеры, сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения пользований и размер платежа.

Размеры (ставки) лесных податей установлены за единицу продукции (ресурса), получаемого при пользовании лесным фондом, или за единицу его эксплуатируемой площади. Например, при заготовке валежной древесины ставки подати устанавливаются за кубометр разрешенной к отпуску древесины, а при выделении в пользование земельного участка для производства сельскохозяйственных культур или заготовки сена - за единицу площади.

Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальным и органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Федерации или определяются по результатам лесных аукционов.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Но участки лесного фонда могут представляться в аренду от 1 года до 49 лет для одного или нескольких видов лесопользования. В этом случае будет уплачиваться арендная плата, а не лесные подати.

Арендная плата взимается за те же виды лесопользования, что и лесные подати. Исключение составляет пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей, не предусмотренное действующим законодательством об аренде участков лесного фонда. Не допускается также аренда участков лесного фонда на территориях государственных природных заповедников. За основу определения арендной платы берется сумма соответствующей лесной подати и увеличивается (может увеличиваться) на сумму рентных платежей с учетом местоположения арендуемого участка.

Ставки арендной платы подлежат периодическому пересмотру в зависимости от пересмотра минимальных ставок лесных податей. При этом порядок пересмотра ставок должен быть отражен в заключаемом арендном договоре.

При передаче участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства ставки арендной платы устанавливаются по фактическому качеству охотничьих угодий, сдаваемых в аренду. За участки, переданные в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, арендная плата рассчитывается исходя из ожидаемых расходов арендатора и нормативной для этого вида деятельности рентабельности. При этом арендатор имеет право на бесплатное проведение рубок промежуточного пользования с присвоением заготовленной древесины.

Третий вид платежей, установленных Лесным кодексом РФ, - плата за древесину, отпускаемую на корню. Она вносится любыми лесозаготовителями (кроме арендаторов), получающими лесорубочные билеты.

Система ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, строится следующим образом:

Правительство РФ устанавливает минимальные ставки платы за древесину;

Они устанавливаются отдельно для основных лесных (лесообразующих) пород и для неосновных лесных пород и дифференцированы по лесотаксовым поясам;

Все минимальные ставки дифференцированы по группам лесных пород, по деловой и дровяной древесине, с делением древесины по размерам, а также в зависимости от расстояния вывозки;

Органы государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федеральной службы лесного хозяйства (Рослесхоза) устанавливают конкретные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.

Минимальные ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 га в пределах от 100,1 до 150 плотных кубометров и крутизне склона до 20°. В других случаях к минимальным ставкам применяются корректирующие коэффициенты. Минимальные ставки также корректируются:

По кварталам (урочищам) с учетом расстояния от центра квартала до погрузочного пункта;

По запасам насаждения и рельефу местности;

По состоянию насаждений.

Как видно из этого далеко не полного перечня элементов, определяющих конкретные ставки платы за отпуск древесины на корню, система достаточно сложна и весьма детализирована.

Часть лесных податей и арендной платы (в пределах минимальных ставок) зачисляется в доход федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (в соотношении 40: 60). Остальная часть поступлений, рассчитанная как сумма превышения конкретных ставок, установленных субъектами РФ над минимальными ставками, поступает лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства.

Все платежи за пользование лесным фондом относятся на издержки и подлежат вычету при определении прибыли (дохода) для расчета налога на прибыль (доходы).

Водный налог.

Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включает водный налог и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объек­тов. Водный налог относится в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ к федеральным. До вступления в действие соответствующей главы второй части Налогового кодекса РФ, регулирующей правоотношения в области водного налога, процедуры его исчисления и уплаты основываются на Законе РФ «О плате за пользование водными объектами» и ряде подзаконных нормативных актов.

Объектом обложения водным налогом (объектом платы за пользование водными объектами) является пользование поверхностными водными объектами, внутренними морскими водами, территориальным морем РФ с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

Водозабора из водных объектов для ее использования в производственном, технологическом процессе и для собственных хозяйственно-питьевых и бытовых нужд;

Удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

Использования акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, организации рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций и других целей и работ;

Сброса сточных вод в водные объекты в результате производственной и иной деятельности, хозяйственно-бытовых стоков и др.

Не признается объектом обложения водным налогом использование водных объектов в целях:

Водозабора для ликвидации стихийных бедствий;- водозабора сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих комплексов и некоторых других целей. Данное положение действует до 01.01.03;

Водозабора для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

Государственного мониторинга водных объектов;

Дноуглубительных и других работ;

Некоторых других.

Плательщиками водного налога являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств. Все эти виды пользования подлежат лицензированию в установленном законодательством порядке.

Плательщиками водного налога могут быть и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для добычи полезных ископаемых, в том числе торфа, сапропеля и др.; для осуществления строительных, буровых, ремонтных и изыскательских работ в водном объекте (кроме водоохранных), а также в ряде других случаев.

Налогооблагаемая база определяется законодательством в зависимости от вида пользования:

Объемом воды, забранной из водного объекта;

Объемом продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водным объектом без забора воды (применяется для гидроэлектростанций, где базой обложения служит количество выработанной электро­энергии; для плательщиков, осуществляющих сплав леса, базой обложения будет объем сплавляемой древесины);

Площадью акватории используемых водных объектов;

Объемом сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Специальным правительственным постановлением установлены ставки платы за пользование водными объектами как минимальные и максимальные по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, так и в зависимости от характера использования, типа водного объекта и разновидности платежа за использование:

Поверхностных водных объектов (в целях водозабора и сброса сточных вод);

Территориального моря РФ и внутренних морских вод (за водозабор, за используемую акваторию, за сброс сточных вод);- поверхностных водных объектов для целей гидроэнергетики и лесосплава без применения судовой тяги (отдельно за выработку электроэнергии и отдельно за сплав древесины);

Акватории поверхностных водных объектов.

Так, например, в Северо-Западном экономическом районе для бассейна Волги установлены минимальная ставка за 1 тыс. куб. м забора воды 64 руб. и максимальная - 89 руб. В Центральном районе для бассейна Волги эти ставки составляют соответственно 61 и 88 руб. Аналогично разнятся и ставки за сброс сточных вод в пределах установленного лимита. Для Северо-Западного района и бассейна Волги минимальные ставки 8,9 руб., а максимальные - 10,8 руб за 1 тыс. куб. м сброса. В Центральном районе в бассейне той же реки ставки составляют 8,9 и 16,6 руб. за 1 тыс. куб. м сброса соответственно. Наиболее высокие ставки установлены для бассейна Байкала (93 - 176 руб. за 1 тыс. куб. м), а самые низкие - для бассейна Лены на территории Дальневосточного экономического района (30 - 74 руб. за 1 тыс. куб. м).

Конкретные ставки платы за пользование водными объектами определяются органами государственной власти субъектов РФ. Одновременно установлено, что ставки платы за пользование водными объектами для водоснабжения населения не должны превышать 30 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.

Указанные ставки применяются к объему забора воды в пределах установленных лимитов. Если организация превышает лимиты водозабора или сброса сточных вод, то применяемые ставки увеличиваются в пять раз.

Экологические платежи (экологический налог).

В ст. 13 Налогового кодекса РФ указывается на наличие в составе федеральных налогов экологического налога. Однако та глава второй части Налогового кодекса РФ, которая должна регулировать данный налог, пока не принята, поэтому вплоть до ее принятия действует система экологических платежей, которая регулируется в основном нормативными подзаконными актами, исходя из Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

К основным относятся следующие платежи экологического назначения:

За выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников);

За сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

За размещение отходов;

За другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Налогоплательщиками экологических платежей являются организации, осуществляющие выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещающие отходы и занимающиеся иной деятельностью, вредно воздействующей на окружающую среду. Эти виды деятельности и операции, соответственно, формируют и объект налогообложения.

Налоговая база по данным платежам определяется как оценка объема вредного воздействия на природу, которая выражается в физических единицах измерения (например, в тоннах).

Нормативы (базовые) платы установлены в рублях за 1 тонну по 217 видам загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу передвижными и стационарными источниками загрязнения, и по 198 видам загрязняющих веществ, сбрасываемых в поверхностные и подземные водные объекты. Утверждены базовые нормативы платы. за размещение отходов в зависимости от их токсичности. Нормативы платы устанавливаются трехступенчатыми:

На первой ступени - за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

На второй ступени - за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (сверх допустимых нормативов);

На третьей ступени - за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, превышающие установленные лимиты.

При переходе к каждой последующей ступени ставки нормативов увеличиваются в пять раз.

Субъектам Федерации предоставлено право с участием территориальных органов Минэкологии России устанавливать дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей среды на основании базовых нормативов платы и коэффициентов, а также корректировать размеры платежей природопользователей с учетом, освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий. Органы исполнительной власти субъектов РФ имеют право понижать размеры платы за загрязнение окружающей среды или освобождать от нее отдельные организации социально-культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета. Так как базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды были установлены достаточно давно (еще в 1992 г.), с 1993 г. применяется их ежегодная индексация, исходя из темпов инфляции. Так, коэффициент индексации платы составлял в 1993 г. 3, в 1998 г. 48, а в 1999 г. 62 к базовой величине норматива платы за загрязнение.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями в размере 90% установленных сумм в целевые бюджетные экологические фонды (федеральный и субъектов РФ), а в размере 10% - в доход федерального бюджета.

Сумма платы за нормативные выбросы и сбросы вредных веществ относится предприятиями на издержки производства и подлежит вычету при формировании налогооблагаемой прибыли. В отличие от них плата за сверхнормативные и сверхлимитные выбросы и сбросы уплачивается предприятиями за счет прибыли, остающейся у них после уплаты налога на прибыль. Таким образом, за сверхнормативные выбросы предприятие штрафуется не только более высокой (в 5 и 25 раз) ставкой, но и тем, что фактически с этих сумм должно еще и заплатить налог на прибыль.

Введение.

Виды налогов на природные ресурсы.

Налог на добычу полезных ископаемых

Плата за право пользования объектами животного мира

Земельный налог

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов

Заключение

Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.

В настоящее время практически во всём мире с каждым годом наблюдается постепенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется в нашей стране, так как, уровень технического развития у нас оставляет желать лучшего, а степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью, активная всевозрастающая деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И всё это приводит к необходимости принятия мер по сохранению, как самих земель, недр, водных, лесных ресурсов, так и их ценных качеств.

Целью написания этой работы является рассмотрение такого вопроса как налоги на природные ресурсы, их виды и значение.

Виды налогов на природные ресурсы

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Согласно ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Введение платежей за использование природных ресурсов – прямое следствие преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи.

1. Повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов и земель.

2. Повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов.

3. Получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Экономическая оценка природных ресурсов - это денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных ресурсов стало одной из причин экстенсивного характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности производства, так и на состоянии природных богатств. Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволит в полной мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность предприятий.

В настоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами:

· платежи за пользование лесным фондом;

· платежи за пользование водными объектами;

· платежи за право пользования объектами животного мира;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· земельный налог;

· плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога - это местный налог.

Налоги за пользование лесным фондом

Объектами лесных отношений являются: лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность и др.

Платежи за пользование лесным фондом осуществляются на основании:

· Лесного кодекса РФ от 29.01.97 №22-ФЗ;

· Постановления Правительства РФ от 19.02.01 №124 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню";

· Постановления Правительства от 24.03.98 №345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда";

· Постановления Правительства РФ от 29.04.02 №278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда".

Плательщиками за пользование лесным фондом признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом РФ. В соответствии с Лесным кодексом РФ платными являются виды лесопользования, которые требуют оформления соответствующих правоустанавливающих документов. Плата не взимается за общее природопользование в лесах: пребывание с целью отдыха, сбор дикорастущих плодов, ягод, передача участков в безвозмездное пользование и др., не требующих специального разрешения.

Виды платежей за пользование лесным фондом определены Лесным кодексом РФ - это лесные подати и арендная плата. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда на более длительные сроки.

Лесные подати и арендная плата взимаются за (статья 104 Лесного кодекса):

· заготовку древесины, отпускаемой на корню;

· заготовку живицы;

· заготовку второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, заготовку в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и других видов побочного лесного пользования по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством;

· нужды охотничьего хозяйства;

· культурно-оздоровительные, туристические или спортивные цели.

Не признается объектом платы пользование лесным фондом, проведение государственными органами управления лесным хозяйством лесохозяйственных мероприятий, лесообследования научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также осуществление вырубок под контрольно-следовые полосы, линии связи, иные инженерно-технические сооружения или объекты на приграничной территории.

Освобождаются от платы за пользованием лесным фондом участники ВОВ, инвалиды I и II групп, пенсионеры, лица пострадавшие от стихийных бедствий, переселенцы, фермерские хозяйства и др.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 19.02.01 №127. Эти ставки действуют и в настоящее время с учетом коэффициента 1.12, принятого ФЗ №194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".

По всем остальным видам лесопользования (кроме отпуска древесины на корню) ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

Минимальные ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса или за единицу площади (гектар) находящихся в пользовании участков лесного фонда. Принципы определения ставок лесных податей устанавливаются субъектами Федерации, а конкретные размеры ставок налогов – местными органами самоуправления. Лесные подати могут вноситься (по договорённости) лесопользователями в форме денежных платежей, произведённой продукцией или предоставлением услуг.

Платежи за пользование лесным фондом в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в размере 100% поступают в бюджет субъекта РФ по кодам бюджетной классификации 1050401 - лесные подати и 1050402 - арендная плата.

В соответствии с ФЗ №176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" средства, поступающие сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, плата за другие виды лесопользования, а также платы за перевод лесных земель в нелесные зачисляются в размере 50% в доходы бюджетов субъектов РФ и поступают по коду бюджетной классификации 2010616.

В соответствии с Лесным кодексом РФ часть сумм, поступающих за пользование лесным фондом, рекомендуется направлять на финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов.

Налоги за пользование водными объектами

Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли. Без нее не может жить человек. Вода – один из важнейших факторов, определяющих размещение производительных сил, а очень часто и средство производства. Увеличение расходования воды промышленностью связано не только с ее быстрым развитием, но и с увеличением расхода воды на единицу продукции.

Плата за водопользование является эффективным средством обеспечения экономического использования и надёжной охраны водных объектов и их ресурсов, и стала неотъемлемым элементом хозяйственного механизма в сфере использования и охраны вод. За счёт средств, взимаемых в виде платы за водопользование, компенсируются затраты водохозяйственных систем.

Плата за пользование водными объектами осуществляется на основании:

· Водного кодекса РФ от 16.11.95 №167-ФЗ;

· ФЗ от 06.05.98 №71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".

Плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию в порядке, установленном действующим законодательством.

В основе системы плате­жей за использование природных ресурсов лежат отношения собственности и властно-хозяйственные отношения по поводу ис­пользования природных ресурсов.

Налогообложение использования природных ресурсов, находящихся в частной собствен­ности, как правило, производится в рамках общеустановленной систе­мы налогообложения доходов от предпринимательской деятельности и имущества с учетом специфики объектов налогообложения. Но в большинстве случаев природные ресурсы (недра, водные ресурсы, леса, значительная часть земель) находятся в государственной собст­венности, и природопользователю предоставляется лишь право на их использование, обычно в форме аренды. Тогда в пользу государства-собственника дополнительно изымается часть доходов от использова­ния природных ресурсов.

Специфика налогообложения природных ресурсов определяется необходимостью их рационального с точки зрения всего общества использования и особенностями формирования доходов природопользователей, которые, как правило, включают значительную рентную со­ставляющую. Понятие ренты является основополагающим для эконо­мики природных ресурсов и определения принципов их налогообложения. Не вдаваясь в детальное рассмотрение теории ренты и различных ее видов, что является предметом экономики природных ресурсов, отметим лишь следующее. Дифференциальная рента пред­ставляет собой дополнительный доход от использования природных ресурсов, обусловленный природными свойствами эксплуатируемо­го объекта природопользования. Ее возникновение связано с тем, что единые рыночные цены на природные ресурсы формируются исходя из спроса на них и общего объема их предложения без учета обуслов­ленных природными свойствами различий в предельных издержках. Они ориентированы на предельные издержки на объектах с относи­тельно худшими природными условиями. В результате природопользователи, эксплуатирующие объекты с относительно лучшими при­родными условиями и имеющие меньшие предельные издержки, кото­рые не могут быть воспроизведены конкурентами вследствие ограни­ченности доступа к таким объектам, получают дополнительный доход. На него и ориентируется система налогообложения природных ре­сурсов. При использовании природных ресурсов, находящихся в соб­ственности государства, часть дифференциальной ренты подлежит изъятию в пользу государства-собственника. При налогообложении природных ресурсов, находящихся в частной собственности, диффе­ренциальная рента должна учитываться при установлении ставок со­ответствующих имущественных налогов (например, налога на землю).

Вторым существенным моментом, который должен учитываться при налогообложении природных ресурсов, является естественное разделение всех природных ресурсов на воспроизводимые (возобнов­ляемые) и невоспроизводимые (истощаемые). К воспроизводимым природным ресурсам относятся почвы, леса, воды, воздух, объекты животного мира, которые воспроизводятся за счет их естественного прироста. Однако, если интенсивность их использования превосходит естественные темпы прироста, данные ресурсы становятся невоспро­изводимыми и истощаются. К невоспроизводимым природным ресур­сам относится в первую очередь минеральное сырье. Налогообложе­ние воспроизводимых природных ресурсов должно быть направлено в первую очередь на обеспечение условий их воспроизводства, а невос­производимых - на компенсацию их истощения.



Все платежи за использование природных ресурсов по своему экономическому содержанию разделяются на две группы (рисунок 12).


Рисунок 12 – Виды платежей за пользование природных ресурсов

Платежи за действия или услуги со стороны государства относятся к разряду сборов и предназначены для покрытия административных расходов на функционирование структур, обеспечивающих управление и контроль за деятельностью природоэксплуатирующих предпри­ятий. Они уплачиваются при предоставлении соответствующих услуг и аккумулируются в специальных фондах, предназначенных для повы­шения качества данных услуг.

Изъятие в пользу государства части дифференциальной ренты обычно производится либо помимо общеустановленной системы на­логообложения природопользователей путем установления специаль­ных дополнительных платежей, либо в рамках общеустановленной системы путем определения для них особых ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов. И то и другое может применяться одновременно. К специальным видам пла­тежей относятся рентные платежи, роялти и бонусы.

Рентные платежи устанавливаются в фиксированных суммах исходя из оценки дифференциальной ренты по каждому конкретному объекту природопользования.

Роялти представляют собой долю выпуска или процент от стоимо­сти произведенного сырья, отчисляемые в пользу государства - собст­венника природных ресурсов.

Бонусы - это платежи, уплачиваемые при получении прав на использование природного объекта исходя из оценки ренты за весь пери­од его полезной эксплуатации.

Часть рентных доходов может изыматься и в рамках обычной системы налогообложения путем прямого или косвенного налогообложе­ния природных ресурсов. К прямому налогообложению относится налог на доходы от использования природных ресурсов, к косвенному - ак­цизы на природные ресурсы и вывозные таможенные пошлины на экспор­тируемые природные ресурсы.

Ни один из возможных способов изъятия рентного дохода сам по себе не является идеальным. Преимущества и недостатки каж­дого из них сведены в таблице 9. Отдельные из представленных спосо­бов по своей функциональной направленности взаимозаменяемы, но некоторые из них взаимно дополняют друг друга. Выбор того или ино­го способа зависит от вида природных ресурсов. По-видимому, наи­лучшим решением является использование комбинации из несколь­ких взаимодополняющих способов, позволяющей не только изъять определенную часть рентного дохода, но и достичь других целей.

В отношении воспроизводимых природных ресурсов (например, земельных, лесных или водных), находящихся в собственности госу­дарства и используемых на правах аренды, обычно используются рент­ные платежи в виде арендной платы и налогообложение доходов природопользователя при обязательном соблюдении условий воспроиз­водства. Основная задача состоит не только, а может быть, и не столько в обеспечении доходов государства, сколько в создании стимулов для активных эксплуатационных действий и предотвращении спекулятив­ного и нерационального использования.

В отношении истощаемых природных ресурсов, например, добычи минерального сырья, возможно одновременное использование отно­сительно небольшого бонуса для отсечения несостоятельных инвесто­ров на стадии проведения конкурса на право использования природ­ного объекта; роялти для изъятия основной части рентного дохода, ак­цизов для ограничения потребления данного природного ресурса и стимулирования развития ресурсосберегающих технологий, а также вывозных таможенных пошлин для поддержания стабильности внут­реннего рынка.

При налогообложении природных ресурсов не менее важным, чем определение размеров дифференциальной ренты и способов ее изъя­тия, является вопрос использования аккумулируемых за счет этого до­ходов. Потребление истощаемых ресурсов (или воспроизводимых ре­сурсов сверх их естественного прироста) в настоящее время лишает возможности их использования будущие поколения. Мы как бы берем в долг у будущих поколений, и долг должен быть возвращен с процен­тами. В этом заключается концепция устойчивого экономического развития, которая может быть сформулирована как принцип сохране­ния основного капитала, включающего три составляющие:

Капитал, созданный человеком (оборудование, инфраструкту­ра и т.п.);

Человеческий капитал (уровень образования и навыки населения);

Природный капитал (природно-ресурсный потенциал).

Таблица 9 – Преимущества и недостатки различных способов

изъятия рентных доходов природопользователей

Способ изъятия рентного дохода Преимущества Недостатки
Фиксированные рентные платежи Теоретически не влияют на оп­тимальные объемы производст­ва. Позволяют изъять любую часть рентного дохода. Требуют достаточно точной оценки рентного дохода. Суще­ствует опасность установления платежей на уровне, делающем эксплуатацию природного объ­екта нерентабельной или нера­циональной.
Продолжение таблицы 9
Налог на доходы природопользователей Теоретически не влияет на оп­тимальные объемы производст­ва. Изымаемая доля рентного дохода всегда меньше общей суммы этого дохода. Точная оценка дифференциальной ренты не обязательна. Существует возможность сни­жения налоговых платежей за счет увеличения объемов про­изводства сверх оптимального уровня
Роялти Позволяют как изымать часть рентного дохода, так и ограни­чивать оптимальные объемы производства Увеличение доли изымаемого рентного дохода неразрывно связано с уменьшением опти­мальных объемов производст­ва.
Бонусы Сохраняют преимущества фик­сированных рентных платежей. а кроме того, обеспечивают га­рантированный доход государ­ства независимо от будущих объемов добычи природных ре­сурсов и позволяют регулиро­вать сроки получения этого до­хода. Стремление к скорейшему по­лучению дохода государством приводит к увеличению срока окупаемости вложенных в объ­ект инвестиций и снижает привлекательность природного объекта для инвесторов.
Вывозные таможенные пошлины Позволяют изъять часть рент­ного дохода, возникающего при различии цен мирового и внутреннего рынков. В качестве способа изъятия рентного дохода применимы только в отношении экспорти­руемых природных ресурсов.

Сумма этих трех составляющих должна, по крайней мере, не уменьшаться. По отношению к воспроизводимым природным ресур­сам это означает обязательное соблюдение условий их воспроизводст­ва, а по отношению к невоспроизводимым природным ресурсам - что уменьшение природного капитала за счет их истощения должно ком­пенсироваться соответствующим увеличением других составляющих основного капитала. Изымаемые государством путем налогообложе­ния использования невоспроизводимых природных ресурсов рентные доходы должны расходоваться исключительно на цели социально-эко­номического развития. Природный капитал не должен «проедаться».

Формы целевого расходования могут быть различными. Значительный интерес представляет опыт США, где в нескольких штатах действуют Траст-фонды возмещения исчерпания полезных ископае­мых, средства из которых или проценты на них могут расходоваться исключительно на определенные при учреждении фондов цели и толь­ко после достижения фондами определенных размеров. В федератив­ных государствах, в том числе и в России, отдельной проблемой явля­ется распределение доходов от налогообложения природных ресурсов между федерацией и ее субъектами.