Обогнул земной шар. Кто первым обогнул земной шар? Кормчий умирает адмиралом

2014-05-20
Нет сомнений в том, что Магеллан осуществил кругосветное путешествие. Он тщательно спланировал свое путешествие и был первым кто его совершил. Его амбиции подстегнули приключения предыдущих исследователей, таких как Христофор Колумб и Васко Нуньес де Бальбоа, человека, который прошел через панамский перешеек до Тихого океана.

Пять кораблей покинули Испанию, но только три добрались до Тихого океана. Один из кораблей был потерян в попытке мятежа, когда экспедиция плыла вдоль Южной Америки; другой оставлен, после преодоления пролива Магеллана.

Три оставшихся кораблей шли по Тихому океану около трех месяцев подряд, не имея возможности пополнить запасы, прежде чем они достигли Гуама. Экипаж был на грани голода, но остров пряностей, в конечном счете помог завершить кругосветное плавание. Однако на Филиппинских островах Магеллан нашел свою смерть 27 апреля 1521 году в бою с туземцами, что ставит под сомнение его первенство.

Энрике Малакки
Лавры этого достижения вполне можно отдать личному рабу Магеллана Энрике Малаккскому, хотя не совсем понятно, преодолел ли он последние 1000 или около того километров необходимые для официального завершения путешествия.

Энрике был слугой Магеллана приблизительно с 1511, когда Магеллан взял его в качестве добычи, причём имя Энрике дал ему сам Магеллан (настоящее имя потеряно для истории).

Он был весьма важным членом экипажа экспедиции. Антонио Пигафетта, учёный и один из членов экипажа, вёл дневник (а позднее издал его), в котором писал, что раб был одной из причин, почему Магеллан смог убедить короля Испании финансировать экспедицию. Среди прочего, король был очарован цветом кожи Энрике и его способностью говорить на нескольких различных языках.

Существуют весомые доказательства того, что Энрике был либо из Малакки (как указано в завещании Магеллана) или с острова недалеко от Малакки, Суматра.

Это дополнительно подкреплено тем, что Энрике выступал в качестве переводчика для экипажа вокруг Индонезии. Если это так, то Энрике оказался очень близок к завершению кругосветное плавание, задолго до того, как остальная часть европейских исследователей вернулась в Испанию.

Доподлинно неизвестно вернулся ли он домой, ибо после смерти Магеллана он предал экспедицию (в принципе имея на это моральное право). Дело в том, что в соответствии с волей Магеллана, после его смерти, Энрике должен был быть освобождён + получив ещё при этом 10000 мараведи (испанские монеты).

После смерти Магеллана 27 апреля 1521 г. капитан Сантьяго, Жуан Серран (Joã;o Serrã;o), решили проигнорировать волю и сказал Энрике, что он останется рабом. Скорее всего, он принял это решение просто потому, что экспедиции был необходим переводчик и, возможно, после возвращения он бы получил свободу.

Через четыре дня после смерти Магеллана, на острове Себу, Энрике, работая в качестве переводчика, рассказал Радже Хумабону, что европейцы собирались поработить его и его народ, так как они сделали это с Энрике (во всяком случае так полагал Пигафетта размышляя в своём дневнике).

Хумабону пригласил несколько из оставшихся офицеров на ужин. Пигафетта же остался на корабле из-за раны, которую он получил за несколько дней до этого. Хумабон заманил офицеров на обед и практически всех их перебил. Корабли были вынуждены поспешно ретироваться.

Если это правда, то Энрике взял реванш у Серрано, который отказали ему в свободе. С этого момента он исчезает из истории, так что остался ли он жив неизвестно.

Если он остался жив и в хороших отношениях с туземцами, то вернуться на родину был делом месяца или двух. Если он сделал это, то оказался гораздо раньше дома, чем экспедиция, вернувшаяся в Испанию, через 15 месяцев. Тем не менее на этот счёт, нет никаких документальных свидетельств.

В Испанию вернулась только Виктория, под командованием Хуана Себастьян дель Кано. Он прибыл 6 сентября 1522 через три года после отплытия, только с 18 людьми на борту из первоначального 241.

Хотя Магеллан не завершил путешествие и в принципе не может быть «первым человеком, совершившим кругосветное плавание », он стал первым человеком, который запланировал успешную экспедицию, поэтому достоин звания, полученного уже посмертно.

Рудольф Баландин

Вокруг земного шара (Магеллан, Элькано)

Москва "Вече" 2002 г.
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Этот человек мог бы стать героем древнегреческой трагедии. Судьба противодействовала ему сурово и постоянно. Только однажды она оказалась благосклонной: он смог отправиться в тяжелейшее путешествие, стоившее ему жизни. Он был среди полугоры тысячи португальцев, которые отправились весной 1505 года на завоевание мусульманских восточных земель под командованием адмирала д"Аламейды, вице-короля Индии. Молодой дворянин Фер-нан Магельяниш (известный как Магеллан) испытал все лишения рядового Участника трудного путешествия и последующих стычек с мусульманами.
Маленькая страна западной окраины Европы - Португалия - выходила на первое место в мире по открытым и захваченным землям, а также богатствам. После плавания Васко да Гамы она контролировала главные торговые пути Европы с Африкой и Азией. Это обеспокоило всерьез не только мусульманские страны, Индию и Египет, но даже Италию.
Было подготовлено тайное нападение на флотилию д"Аламейды. Успех операции был бы обеспечен, если бы не одна малость: сочувствие христианам-португальцам их единоверца, искателя приключений и отчаянного путешественника итальянца Лодовико Вартема (он побывал не только в Индии, на Суматре и Борнео, но даже, прикинувшись мусульманским паломником, в запретной для иноверцев под страхом смерти Мекке). Случайно узнав о готовившемся нападении, он предупредил португальцев. И когда два десятка судов из Каликута с вооруженным десантом окружили стоявшие в гавани одиннадцать португальских кораблей, нападавших встретили залпами орудий, мушкетов, арбалетов. Поражение мусульманского воинства было полным. Португалия стала владычицей "золотых" торговых путей Востока. Для Магеллана и для десятков других рядовых португальцев единственной наградой за эту победу стала рана, полученная в сражении. Его отправили в Северную Африку. Вернувшись на родину, он решил вновь искать счастья в далеких индийских землях.
Португалии оставалось только добраться до легендарных "островов пряностей", чтобы захватить последний центр восточной торговли. Вместе с разведочной экспедицией безвестный матрос Магеллан добирается до Малаккской гавани (ныне Сингапур). В этом опасном предприятии он проявил мужество в решающий момент, когда на корабли неожиданно напали сотни малайцев и половина португальцев была перебита. Магеллан повел за собой оставшихся, и малайцы бежали.
Альбукерки, новый вице-король Индии, завоевал Малакку, захватив огромные богатства. Португальские мореходы добрались даже до берегов Австралии. Не жажда познания, но страсть к богатству обуревала португальцев. Свои географические открытия они держали в тайне, а знания использовали для новых завоеваний. Пожалуй, только два человека из числа этих охотников за миражами счастья выбрали свои собственные жизненные пути, ведущие к другим целям и ценностям. Это были капитан Серра-но и его друг Магеллан.

Серрано решил "выйти из игры" остался на одном из островов, обзавелся семьей, домом, хозяйством, слугами. Он преспокойно зажил в свое удовольствие, наслаждаясь тропической роскошной природой и семейными радостями. В одном из писем Магеллану, советуя другу последовать своему примеру, он признался: "Я нашел здесь новый мир, обширнее и богаче того, что был открыт Васко да Гамой".
Магеллан, так и не добившись благоволения судьбы, решил иначе: замыслил опаснейшее предприятие. Он поставил на карту собственную жизнь и благосостояние семьи.
Серрано обрел покой и радость, связав свою жизнь с одной крохотной точкой Земли, затерянной между двумя океанами. Для Магеллана поиски счастья - в охвате одним путешествием всей Земли, в преодолении всех известных океанов.
На родину он вернулся без почестей и капиталов.

За семь лет его отсутствия приморские города Португалии неузнаваемо преобразились. Сказочно разбогатели многие торговые заведения; поднялись, как по волшебству, высокие дома, крепости, храмы. Гавани были празднично разукрашены флагами разных стран, а на пристанях среди нагромождения товаров сновали смуглые арабы и черные негры. Словно тела погибших и кровь раненых в дальних экспедициях благодаря алхимическому чуду превратились в драгоценные камни, золото и прочие заморские дары.
Географические открытия сблизили, соединили транспортными путями отдаленные страны. И одновременно все резче пролегла грань между жителями внутри одного и того же государства: купцы, спекулянты, дворцовые прихвостни получили небывалые возможности для обогащения. Они Делили между собой награбленные, завоеванные - не ими! - богатства. Те, кто сражался, терпели лишения и погибали в далеких краях, оставались в числе обманутых, а их семьи редко выбивались из тисков бедности.
Магеллан оказался чужим у себя на родине. У него было две профессии - моряка и военного. В те времена в разных странах, в зависимости от обстоятельств, такие мужчины шли или на государственную службу, или в -. пираты. Португалия находилась на подъеме, вела активные торговые и военные операции. Ей требовались и умелые моряки, и храбрые воины. Стать морским разбойником Магеллану не пришлось. Он завербовался в экси лишенный корпус, отправлявшийся в Марокко, султан которого i ся платить дань португальскому королю.
Имея дворянское звание и собственного боевого коня, Магеллан находился в привилегированном положении и мог рассчитывать на офицер-* скую должность. Однако он не умел угождать начальству, и это серьезно мешало военной карьере.
При осаде крепости Азамор он лишился своего основного капитала - 1 коня. В следующем бою его ранили в ногу. Была повреждена кость. Хотя" рана зажила, Магеллан остался хромым. Без чинов и без наград пришлось ему и на этот раз возвратиться на родину. Однако тяжелые испытания обидные неудачи не сломили его волю. Он вновь и вновь пытался преодо- j леть злой рок. С немалым трудом добившись аудиенции, он пришел в королевский дворец с проектом морской экспедиции к "островам пряностей" запад-1", ным путем, огибая Землю Святого Креста ("остров Бразил", то есть Южную. Америку). Король выслушал его доклад, взглянул на карту и без долгих раз-| думий отказал. Зачем рисковать и тратить средства на сомнительное пред-j приятие, когда страна процветает и держит в своих руках единственный" водный маршрут из Европы в Индию? А если вдруг появится другой маршрут, то какая гарантия, что им не воспользуются испанцы? Следовательно, к! проекту Магеллана можно будет вернуться когда-нибудь позже, через не- : сколько лет, если того потребуют изменившиеся обстоятельства.
Еще одна неудача! Но и она не сломила Магеллана. Он покинул Португалию в октябре 1517 года, поселился в Севилье, где была колония португальских эмигрантов, и принял кастильское подданство. Он женился на Беатриж, дочери Диогу Барбоза, бывшего португальского военного моряка, ставшего комендантом севильской крепости Алькасар (сын его Дуар-ти, брат Беатриж, стал позже участником первого кругосветного плавания). Магеллан привлек к разработке своего проекта опытного навигатора и кос-мографа Руя Фалейру, а Дуарти Барбоза постарался заинтересовать в этом предприятии богатых купцов и влиятельных вельмож.

В конце концов молодой король Карлос (избранный в 1519 году императором Священной Римской империи под именем Карл V), утвердил проект, подписав договор с Магелланом и Фалейрой. Казалось бы, счастье наконец-то улыбнулось Магеллану. Не тут-то было! Португальское правительство, узнав о том, что может быть открыт для Испании западный путь i в Индию, сделало все возможное, чтобы погубить в зародыше это предприятие (борьба с конкурентом!). Португальский посол при испанском дворе распускал слухи о безнадежности такой экспедиции; она непременно сгинет без следа в безбрежном океане. Он соблазнял Магеллана выгодными должностями в Португалии. Подослал к нему наемных убийц (покушение дорвалось). Подкупил чиновников Индийской торговой палаты, чтобы они протестовали против экспедиции и ее руководителя.
Когда все эти козни не увенчались успехом, коварный посол сделал все возможное, чтобы затянуть подготовку экспедиции и снабдить ее испорченными продуктами, гнилыми товарами, плохим оборудованием. Было даже организовано массовое волнение в порту: тайные агенты посла возбудили толпу криками, что на флагманском судне "Тринидад" поднят португальский флаг (хотя это был адмиральский стяг Магеллана).
Все происки врагов оказались напрасными. Только что ставший императором Карл V утвердил Магеллана главным начальником экспедиции (по невыясненным причинам Фалейру был отстранен от руководства). 10 августа 1519 года пять кораблей эскадры Магеллана вышли из Севильи и двинулись вниз по Гвадалквивиру...
Главные трудности и опасности поджидали Магеллана впереди. Но приведенные выше факты показывают, сколько самых разных препятствий приходится преодолевать тому, кто задумал осуществить великое географическое открытие. Магеллан в этом отношении отнюдь не исключение.
И еще одну деталь следует подчеркнуть. При всех явных несчастьях, которые преследовали Магеллана, было одно счастливое обстоятельство (оно выяснилось уже после его смерти). Дело в том, что в самый последний момент Магеллан принял сверхштатного члена экспедиции, молодого образованного итальянца Антонио Пигафетту. Именно он оказался среди тех немногих, кто вернулся, завершив кругосветное путешествие; более того, он вел дневник, который стал наиболее полным отчетом о плавании.
Итак, флотилия Магеллана отправилась в путь. Штатный состав команды насчитывал 230 человек, сверхштатных было 26. Однако уже вскоре начались острые разногласия адмирала с капитаном самого крупного судна "Сан-Антонио" Хуаном Картахеной, потребовавшим согласовывать с ним маршрут. Магеллан отказался (единовластие в трудных экспедициях - один из залогов успеха) и арестовал смутьяна.
У юго-восточного берега Южной Америки испанские офицеры подняли бунт. Они требовали перемены курса, чтобы идти привычным путем - на мыс Доброй Надежды и дальше в Индию. У бунтовщиков было три корабля против двух, оставшихся у Магеллана. Дело, которому он посвятил несколько лет своей жизни (и обессмертившее его имя), оказалось под угрозой.
Но и на этот раз Магеллан не сдался. Он послал на мятежное судно";? "Викторию" верного ему полицейского офицера с несколькими матросами; для переговоров. Когда капитан судна отказался подчиниться адмиралу,! офицер вонзил ему в горло кинжал, шурин Магеллана Дуарти Барбоза принял на себя командование "Викторией". Оставшиеся два мятежных корабля вскоре вынуждены были сдаться. Одному из капитанов-бунтарей \ Магеллан приказал отрубить голову, а Картахену вместе с заговорщиком-священником высадил на пустынном берегу.
В июне (зимний период в Южном полушарии) после того, как одно o судно, проводя разведку, разбилось на рифах, была организована зимовка. Местных индейцев, которые коренастому Магеллану показались великанами, прозвали "патагонами" (в переводе с испанского - большеногими), а страну- Патагонией. Весной, 18октября, флотилия вновь двинулась на юг в поисках прохода из Атлантического океана в неведомое "Южное море".
В извилистом, узком и мрачном проливе, позже названном именем Магеллана, было потеряно еще одно судно. На нем взбунтовались офицеры, взяли обратный курс и вернулись в Португалию. Здесь они обвинили своего адмирала в измене (его жена и ребенок, лишенные денежного пособия, умерли в бедности, но после возвращения "Виктории" покойный адмирал все-таки был реабилитирован).
Выйдя в открытое море, корабли Магеллана почти четыре месяца не встречали суши. Антонине Пигафетта писал: "Мы питались сухарями, но это уже были не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями... Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили желтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывавшую грот-мачту... Мы вымачивали ее в морской воде в продолжение четырех-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие уголья и съедали. Мы питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать".
Так был впервые пересечен величайший океан планеты. Флотилия достигла Филиппинских островов. 27 апреля 1521 года вмешавшийся в межплеменные распри между аборигенами Магеллан был убит.
Только через полтора года его спутники вернулись в Португалию. Из пяти кораблей флотилии цели достиг лишь один - "Виктория" (Победа), а из 250 участников - 18.
Несправедливость преследовала Магеллана и после смерти. Пропали (по-видимому, были уничтожены) все его записи. Оригиналы дневников Пигафетты остались в Испании, были засекречены, и судьба их неизвестна. Малодушные бунтовщики - уцелевшие испанские офицеры - клеветали на погибшего, незаслуженно получая почести.
Груз пряностей, доставленный "Викторией", окупил все расходы на экспедицию. Капитану корабля - Хуану Севастьяну Элькано (цель Кано) пожаловали звание рыцаря и пожизненную щедрую пенсию, а на его гербе изображение земного шара было окружено надписью: "Ты первый обошел вокруг меня".
Это было явным преувеличением. Не менее "первым" следовало бы считать, скажем, Пигафетту и вообще всех вернувшихся. В действительности первым обогнул земной шар слуга-малаец Магеллана Энрике: он покинул Индонезию, отправившись на запад, а прибыл сюда с востока. Кстати, сам Магеллан еще прежде побывал уже в Индонезии, так что, придя в этот район земного шара со стороны Тихого океана, он завершил свою кругосветку.
Первым человеком по своей воле, с полным пониманием своей миссии обогнувшим весь земной шар, пройдя три океана, по праву следует считать Магеллана.
Однако жажда выгод, чинов и наград, а также "государственные интересы" Испании (ведь Магеллан был португальцем!) оказались весомее, чем стремление к истине и справедливости. Подвиг великого мореплавателя долгие годы пытались замалчивать.
И все-таки правда пробивалась к людям - как зеленый росток весной пробивается из земли к солнцу. Пигафетта писал о Магеллане: "Я надеюсь, что слава столь благородного капитана уже никогда не угаснет. Среди множества добродетелей, его украшавших, особенно примечательно, что он и в величайших бедствиях был неизменно всех более стоек. Более терпеливо, чем кто-либо, переносил он и голод. Во всем мире не было никого, кто мог бы превзойти его в знании карт и мореходства. Истинность сказанного явствует из того, что он совершил дело, которое никто до него не дерзнул ни задумать, ни предпринять".
От века к веку подвиг Магеллана выглядел все более великим. Возможно, его экспедицию следует считать высшим достижением эпохи Великих географических открытий. Была неопровержимо, на опыте, доказана шарообразность Земли и преобладание на поверхности нашей планеты океанов. Но, возможно, даже не это самое главное. Лучше всего сказал об этом Стефан Цвейг "...В истории духовное значение подвига никогда не определяется его практической полезностью. Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое самосознание. И в этом смысле подвиг Магеллана превосходит все подвиги его времени... Он не принес в жертву своей идее, подобно большинству вождей, тысячи и сотни тысяч жизней, а только собственную". -

June 26th, 2015

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали

Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает другое. Магеллану удалось пройти только половину пути.

Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье .

Давайте все таки узнаем подробнее как так получилось …

В музее Сан-Тельмо города Сан-Себастьян находится картина Салаверрия «Возвращение «Виктории». Восемнадцать изможденных людей в белых саванах, с зажженными свечами в руках, пошатываясь, сходят по трапу с корабля на набережную Севильи. Это моряки с единственного корабля, возвратившегося в Испанию из всей флотилии Магеллана. Впереди — их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание.

Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии - небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» - вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, - в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными.

В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам - и эта торговая операция определила всю его судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью.в то время считалось тяжким преступлением. Зная, что никакие оправдания суд не примет во внимание, Элькано бежал в Севилью, где легко было затеряться, а затем укрыться на любом корабле: в те времена капитаны меньше всего интересовались биографиями своих людей. К тому же в Севилье было много земляков Элькано, а один из них, Ибаролла, был хорошо знаком с Магелланом. Он и помог Элькано завербоваться на флотилию Магеллана. Сдав экзамены и получив как знак хорошей оценки бобы (несдавшие получали от экзаменационной комиссии горошины), Элькано стал кормчим на третьем по величине корабле флотилии — «Консепсьоне».

Корабли флотилии Магеллана

20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из устья Гвадалквивира и направилась к берегам Бразилии. В апреле 1520 года, когда корабли расположились на зимовку в морозной и пустынной бухте Сан-Хулиан, недовольные Магелланом капитаны подняли мятеж. Элькано оказался втянутым в него, не смея ослушаться своего командира — капитана «Консепсьона» Кесады.

Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

1. Первое в истории кругосветное плавание

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских. В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал. После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова — уже в который раз — пощадила Элькано. Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому «Консепсьон» сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна — «Викторию» и «Тринидад». Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из «островов Пряностей» — Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле — «Виктории», капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а «Тринидад» оставить на Молукках. И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же «Виктория» 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира.

Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было завершено! Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом — земной шар с латинской надписью: «Ты первый обогнул меня». И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог «поделить» между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне «земного яблока». И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

2. Прощай Ла-Корунья

Ла-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором «могли бы разместиться все флоты мира». Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах. Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд — он уже видел себя адмиралом армады — и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией. Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел «высочайший отказ» на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции. Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям.

Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим «земное яблоко», не пропадешь и у дьявола в пасти — рассуждала портовая братия. В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было. Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца «Ла мунейра». Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений. В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

Смерть Магеллана

3. Несчастья главного кормчего

Могучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года. Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок. Но ни Элькано — главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив. Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).

26 июля суда обогнули мыс Финистерре. 18 августа суда попали в сильный шторм. На адмиральском судне сломало грот-мачту, но посланные Элькано два плотника, рискуя жизнью, все же добрались туда на маленькой шлюпке. Пока ремонтировали мачту, флагманское судно столкнулось с судном «Парраль», сломав ему бизань-мачту. Плавание проходило очень тяжело. Не хватало пресной воды, провизии. Кто знает, как сложилась бы судьба экспедиции, если бы 20 октября впередсмотрящий не увидел на горизонте остров Аннобон в Гвинейском заливе. Остров был пустынным — лишь несколько скелетов лежало под деревом, на котором была вырезана странная надпись: «Здесь покоится несчастный Хуан Руис, убитый потому, что он этого заслуживал». Суеверные моряки увидели в этом грозное предзнаменование. Корабли спешно налились водой, запаслись провизией. Капитаны и офицеры флотилии по сему случаю были созваны на праздничный обед к адмиралу, который чуть было не кончился трагически.

На стол была подана огромная, неизвестной породы рыба. По словам Урданеты — пажа Элькано и летописца экспедиции, — у некоторых моряков, «отведавших мяса этой рыбы, зубы у которой были, как у большой собаки, так разболелись животы, что думали, что они не выживут». Вскоре вся флотилия покинула берега негостеприимного Аннобона. Отсюда Лоайса решил плыть к берегам Бразилии. И с этого момента для «Санкти-Эспиритус», судна Элькано, началась полоса несчастий. Не успев поставить паруса, «Санкти-Эспиритус» едва не столкнулся с адмиральским кораблем, а затем вообще на некоторое время отстал от флотилии. На широте 31º после сильного шторма исчез из виду адмиральский корабль. Командование оставшимися судами принял на себя Элькано. Затем от флотилии отделился «Сан-Габриэль». Оставшиеся пять судов в течение трех дней разыскивали адмиральское судно. Поиски оказались безуспешными, и Элькано приказал идти дальше, к Магелланову проливу.

12 января суда стали в устье реки Санта-Крус, и, поскольку ни адмиральское судно, ни «Сан-Габриэль» сюда не подошли, Элькано созвал совет. Зная по опыту предыдущего плавания, что здесь прекрасная стоянка, он предложил ожидать оба судна, как это и было предусмотрено инструкциями. Однако офицеры, стремившиеся поскорее войти в пролив, советовали оставить в устье реки только пинассу «Сантьяго», зарыв в банке под крестом на островке сообщение о том, что суда направились в Магелланов пролив. Утром 14 января флотилия снялась с якоря. Но то, что Элькано принял за пролив, оказалось устьем реки Гальегос, в пяти-шести милях от пролива. Урданета, который, несмотря на свое восхищение Элькано. сохранил способность относиться к его решениям критически, пишет, что такая ошибка Элькано его очень поразила. В тот же день они подошли к настоящему входу в пролив и стали на якорь у мыса Одиннадцати Тысяч Святых Девственниц.

Точная копия корабля «Виктория»

Ночью на флотилию обрушился страшный шторм. Разбушевавшиеся волны заливали судно до середины мачт, и оно едва держалось на четырех якорях. Элькано понял, что все потеряно. Его единственной мыслью было теперь спасти команду. Он приказал посадить судно на мель. На «Санкти-Эспиритус» началась паника. Несколько солдат и матросов в ужасе бросились в воду; все утонули, кроме одного, который сумел добраться до берега. Затем на берег переправились остальные. Удалось спасти часть провизии. Однако ночью буря разыгралась с прежней силой и окончательно разбила «Санкти-Эспиритус». Для Элькано — капитана, первого кругосветного мореплавателя и главного кормчего экспедиции — крушение, тем более по его вине, явилось большим ударом. Никогда еще Элькано не находился в столь тяжелом положении. Когда буря окончательно стихла, капитаны других судов послали за Элькано лодку, предложив ему вести их по Магелланову проливу, поскольку он здесь бывал и раньше. Элькано согласился, но взял с собой только Урданету. Остальных моряков он оставил на берегу…

Но неудачи не оставляли измученную флотилию. С самого начала один из кораблей чуть не наскочил на камни, и лишь решимость Элькано спасла судно. Через некоторое время, Элькано послал Урданету с группой матросов за оставленными на берегу моряками. Вскоре у группы Урданеты иссякли запасы провизии. Ночью стояли сильные холода, и люди вынуждены были зарываться по горло в песок, что тоже согревало мало. На четвертый день Урданета и его спутники подошли к погибающим на берегу от голода и холода морякам, и в тот же день в устье пролива вошли корабль Лоайсы, «Сан-Габриэль» и пинасса «Сантьяго». 20 января они присоединились к остальным судам флотилии.

ХУАН СЕБАСТЬЯН ЭЛЬКАНО

5 февраля снова разразился сильный шторм. Судно Элькано укрылось в проливе, а «Сан-Лесмес» было отброшено бурей дальше на юг, до 54° 50′ южной широты, то есть подошло к самой оконечности Огненной Земли. Южнее в те времена не заходил ни один корабль. Еще немного, и экспедиция смогла бы открыть путь вокруг мыса Горн. После шторма выяснилось, что адмиральский корабль сидит на мели, и Лоайса с командой покинул судно. Элькано немедленно отрядил на помощь адмиралу группу лучших моряков. В тот же день дезертировала «Анунсиада». Капитан судна де Вера решил самостоятельно добираться до Молукк мимо мыса Доброй Надежды. «Анунсиада» пропала без вести. Несколько дней спустя дезертировал и «Сан-Габриэль». Оставшиеся суда вновь вернулись в устье реки Санта-Крус, где моряки занялись ремонтом изрядно потрепанного бурями адмиральского корабля. В иных условиях его пришлось бы вообще оставить, но теперь, когда флотилия потеряла три крупнейших корабля, этого уже нельзя было себе позволить. Элькано, который по возвращении в Испанию критиковал Магеллана за то, что тот задержался в устье этой реки на семь недель, теперь сам вынужден был провести здесь пять недель. В конце марта кое-как подлатанные корабли снова направились к Магелланову проливу. В составе экспедиции были теперь только адмиральский корабль, две каравеллы и пинасса.

5 апреля суда вошли в Магелланов пролив. Между островами Санта-Мария и Санта-Магдалена адмиральский корабль постигло очередное несчастье. Загорелся котел с кипящей смолой, на корабле возник пожар.

Началась паника, многие матросы бросились к лодке, не обращая внимания на Лоайсу, осыпавшего их ругательствами. Пожар все же удалось потушить. Флотилия шла дальше через пролив, по берегам которого на высоких горных вершинах, «таких высоких, что казалось, они простираются до самого неба», лежали вечные голубоватые снега. Ночью по обоим берегам пролива горели костры патагонцев. Элькано уже были знакомы эти огни по первому плаванию. 25 апреля суда снялись с якоря со стоянки Сан-Хорхе, где они пополнили запасы воды и дров, и вновь отправились в трудное плавание.

И там, где с оглушительным ревом встречаются волны обоих океанов, на флотилию Лоайсы снова обрушился шторм. Корабли стали на якорь в бухте Сан-Хуан де Порталина. На берегу бухты возвышались горы высотой несколько тысяч футов. Было страшно холодно, и «никакая одежда не могла нас согреть», — пишет Урданета. Элькано все время находился на флагманском судне: Лоайса, не имея соответствующего опыта, всецело полагался на Элькано. Переход через пролив продолжался сорок восемь дней — на десять дней больше, чем у Магеллана. 31 мая подул сильный северо-восточный ветер. Все небо было затянуто тучами. В ночь с 1 на 2 июня разразилась буря, самая страшная из бывших до сих пор, разметавшая все суда. Хотя погода потом улучшилась, им уже не суждено было встретиться. Элькано с большинством команды «Санкти-Эспиритус» находился теперь на адмиральском корабле, где было сто двадцать человек. Две помпы не успевали откачивать воду, опасались, что судно в любую минуту может затонуть. В общем океан был Великим, но отнюдь не Тихим.

4. Кормчий умирает адмиралом

Судно шло одно, на необъятном горизонте не было видно ни паруса, ни острова. «Каждый день, — пишет Урданета, — мы ждали конца. В связи с тем, что к нам перебрались люди с потерпевшего крушение судна, мы вынуждены сократить паек. Мы много трудились и мало ели. Нам пришлось пережить большие трудности, и некоторые из нас погибли». 30 июля скончался Лоайса. По словам одного из участников экспедиции, причиной его смерти был упадок духа; он так сильно переживал потерю остальных судов, что «становился все слабее и умер». Лоайса не забыл упомянуть в завещании своего главного кормчего: «Я прошу, чтобы Элькано были возвращены четыре бочонка белого вина, что я ему должен. Сухари и другую провизию, что лежит на моем судне «Санта-Мария де ла Виктория», пусть отдадут моему племяннику Альваро де Лоайса, который должен разделить ее с Элькано». Говорят, что к этому времени на судне остались только крысы. На судне многие болели цингой. Куда Элькано ни бросал взгляд, везде он видел опухшие бледные лица и слышал стоны моряков.

С того времени, как они вышли из пролива, от цинги погибло тридцать человек. «Все они погибли, — пишет Урданета, — из-за того, что у них опухли десны и они ничего не могли есть. Я видел человека, у которого так распухли десны, что он отрывал куски мяса толщиной с палец». У моряков была одна надежда — Элькано. Они, несмотря ни на что, верили в его счастливую звезду, хотя он был настолько болен, что за четыре дня до смерти Лоайсы сам составил завещание. В честь вступления Элькано в должность адмирала — должность, которой он безуспешно добивался два года назад, — был дан пушечный салют. Но силы Элькано иссякали. Настал день, когда адмирал уже не мог встать с койки. В каюте собрались его близкие и верный Урданета. При мерцающем свете свечи было видно, как они исхудали и сколько выстрадали. Урданета становится на колени и одной рукой касается тела своего умирающего хозяина. Священник внимательно следит за ним. Наконец он поднимает руку, и все присутствующие медленно опускаются на колени. Странствия Элькано окончены…

«Понедельник, 6 августа. Скончался доблестный сеньор Хуан Себастьян де Элькано». Так отметил Урданета в своем дневнике смерть великого мореплавателя.

Четыре человека поднимают обернутое в саван и привязанное к доске тело Хуана Себастьяна. По знаку нового адмирала они бросают его в море. Раздался всплеск, заглушивший молитвы священника.

МОНУМЕНТ В ЧЕСТЬ ЭЛЬКАНО В ГЕТАРИИ

Эпилог

Источенный червями, истерзанный бурями и штормами одинокий корабль продолжал свой путь. Команда, по словам Урданеты, «была страшно измучена и истощена. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь из нас не умирал.

Поэтому мы решили, что лучшее для нас — идти к Молуккам». Тем самым они отказались от смелого замысла Элькано, собиравшегося осуществить мечту Колумба — достичь восточного побережья Азии, следуя кратчайшим путем с запада. «Я уверен, что если бы Элькано не умер, мы не достигли бы так скоро Ладронских (Марианских) островов, потому что его всегдашним намерением были поиски Чипансу (Японии)», — пишет Урданета. Он явно считал план Элькано слишком рискованным. Но человек, впервые обогнувший «земное яблоко», не знал, что такое страх. Но не знал он также и то, что через три года Карл I уступит за 350 тысяч золотых дукатов свои «права» на Молукки Португалии. Из всей экспедиции Лоайсы уцелели лишь два судна: «Сан-Габриэль», после двухлетнего плавания добравшийся до Испании, и пинасса «Сантьяго» под командой Гевары, прошедшая вдоль тихоокеанского берега Южной Америки до Мексики. Хотя Гевара видел только один раз побережье Южной Америки, его плавание доказало, что берег нигде не выступает далеко на запад и Южная Америка имеет форму треугольника. Это было самым важным географическим открытием экспедиции Лоайсы.

Гетарии, на родине Элькано, у входа в церковь стоит каменная плита, полустершаяся надпись на которой гласит: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле «Виктория». В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве и Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света». А на глобусе в музее Сан-Тельмо обозначено место, где умер Элькано, — 157º западной долготы и 9º северной широты.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

За несколько дней до своего юбилея (45 лет) Жан Беливо, проживающий в Канаде, потерял все деньги и стал банкротом. Он впал в депрессию, и чтобы выйти из этого состояния, решил отвлечься, отправившись в кругосветное путешествие. Но поскольку денег у него не было, он решил сделать это пешком.

Каждый из нас когда-либо задумывался о том, что если продолжать двигаться вперед без остановки, то можно обогнуть весь земной шар и очутиться в исходной точке. Наверное, эта же идея пришла и Жану во время того, как он бродил по улицам своего городка и думал о денежных проблемах, настигших его.

Путешествие Жан начал в день его рождения, 18 августа 2000 года. Сначала он дождался гостей, которые пришли в 9 часов утра, попрощался с ними, со своей женой, беременной дочерью, отцом и сыном и просто вышел из дому. С собой он решил взять лишь палатку, тележку, спальный мешок и различные медикаменты. Мобильный телефон он посчитал лишним.

Вначале путешественник решил отправиться на юг, в направлении США. Правда, английский он знал не очень хорошо, а к моменту его приближения к границе, по внешнему виду его легко могли бы принять за бездомного или нищего. Когда пограничник спросил, какова цель его визита в США, Жан ответил, что он идет пешком в Америку и Мексику.

Сначала Жан двигался по берегу Атлантического океана в южном направлении, потом он изменил направление в сторону Тихого океана, прошел через Атакаму (пустыню в Чили), и достигнув Аргентины, свернул налево и снова оказался у берега Атлантики. Тут перед ним возникло новое препятствие: путешественнику нужно было переправиться через океан, и, ясное дело, пешком он этого сделать не смог бы. Однако ему очень повезло, так как местная авиационная компания, прослышав о необычной задумке Жана, предоставила ему бесплатный билет в Южную Африку.

После этого Жан побывал в Марокко и в европейских странах, в том числе и в Англии. Россию он решил не посещать ввиду сильных морозов, и вместо этого направил свой путь в Индию, Китай и Южную Корею. По мнению путешественника, в этих странах живут самые доброжелательные люди из всех, кого он когда-либо встречал. После этого, он посетил Филиппины, Малайзию, Австралию и Новую Зеландию. Оттуда он вернулся в родную страну.

Странствование длилось 11 лет. Жан виделся с супругой один раз в год, на Рождество. Когда Жан начинал свой «поход», в его кошельке было немного денег, которые закончились уже в Южной Америке. Однако когда люди узнавали о решении путешественника обойти весь земной шар, то давали ему кто сколько может. Таким образом, особой нужды в деньгах у Жана не было. Тем более, он старался экономить, как только мог. С едой ему всегда было проще, чем с ночлегом. Так, в Индонезии и Африке можно хорошо покушать всего лишь за один доллар.

Во время путешествия с Жаном произошло много запоминающихся интересных событий. Например, в пустыне Атакама на него набросилась пума, а в Египте он воспользовался услугами стоматолога совершенно бесплатно. В Южной Африке ему разрешили остаться на ночлег в пустовавшей камере, а утром, когда сменилось дежурство, охранник не хотел его выпускать.

Однако главным было вовсе не это. За 11 лет странствований Жан не заработал ни гроша, но, по его утверждению, это был самый прекрасный период его жизни. Он понял, что главное – это вовсе не деньги, а то, каким образом мы проживаем нашу жизнь. Нужно делать то, что приносит вам счастье.

Жан вернулся на родину, преодолев 76 тысяч километров и пройдя 64 страны. По мнению Жана, опыт и знания, которые ему удалось приобрести во время путешествия, гораздо ценнее любых материальных благ.

А что думаете по этому поводу, друзья?

Кажется, порой судьба специально накидывает на прошлое этого человека завесу тайны. Он мог бы прославиться при жизни, но этого почему-то не случилось. Его кругосветная экспедиция признана высшим достижением эпохи географических открытий, но произошло это спустя несколько веков после того, как Фернан Магеллан сложил голову на одном из Филиппинских островов - Мактане. Именно благодаря ему стало известно, что мир гораздо больше, чем считалось раньше, а шарообразность Земли была доказана на практике. Однако и эти удивительные заслуги современники Магеллана попытались приписать другому человеку. Лишь история все расставила по своим местам…

О его детстве известно немногое. Где-то в начале 1480-х годов в одной из провинций Португалии в семье дворянина Магельяниша родился сын, которого назвали Фернаном. В весьма нежном возрасте мальчика отправили в Лиссабон, где он стал пажом при дворе короля Жуана II. Как раз в те времена мореплаватели открывали новые земли, совершая опасные, но чарующие своей романтикой походы к далеким островам.

Фернану исполнилось 25 лет, когда он в качестве простого матроса отправился в свое первое путешествие. Весной 1505 года вместе с полутора тысячами молодых португальцев он двинулся на завоевание восточных мусульманских земель. Флотом командовал адмирал дон Франсишко Алмейда, который должен был отстаивать интересы Португалии в Индии и других дальних странах. Магеллан прекрасно проявил себя во время этого похода: он принял участие в битве с двадцатью мусульманскими судами, неожиданно напавшими на одиннадцать португальских кораблей, и проявил при этом завидную отвагу.

Однако судьба сложилась таким образом, что в следующее плавание Магеллан отправился лишь летом 1513 года, когда в Португалии уже правил король Мануэл I. На этот раз в задачу экспедиции входило усмирение мавританских повстанцев, которые не желали платить дань португальскому королю, в Марокко. Результатом этого похода для Фернана стали гибель его коня и ранение в ногу, после которого он остался хромым на всю жизнь. Кроме того, кто-то пустил слух о том, что Магеллан занимался контрабандой. Вернувшись ко двору и не получив ни чинов, ни наград, моряк почувствовал, что лишился королевского расположения.

И все-таки Фернан попытался заинтересовать короля Мануэла своим проектом морской экспедиции, который родился у него во время путешествия в Марокко: что если попробовать добраться до Островов Пряностей (Сан-Хулиан, возле острова Борнео) не обычным путем через Атлантический и Индийский океаны на восток, а через Тихий океан - на запад! Король некоторое время рассматривал предложенную ему географическую карту, а потом отрицательно покачал головой: он не любил авантюр. Кроме того, Португалия в то время процветала и была единоличной владычицей на водном пути из Европы в Индию. После этого разговора Магеллан подал в отставку. Ее немедленно приняли.

Однако идея, что, отплыв из Европы на запад, можно достичь Островов Пряностей, расположившихся на востоке, уже не оставляла мореплавателя. Для того чтобы воплотить ее в жизнь, 37 летний Фернан собирался покинуть Португалию и поселиться в Испании. Однако прежде, чем совершить решительный шаг, он посоветовался со своим другом - астрономом и астрологом Руем Фалейро. Получив одобрение последнего и заручившись поддержкой богатых купцов и знатных вельмож, он вновь отправился со своим проектом к королю, но теперь уже к королю Испании Карлу V Кастильскому. Молодой король неожиданно заинтересовался проектом Магеллана. Его восхитила мысль о том, что можно, отправившись на запад, оказаться, в конечном итоге, на востоке. Вскоре Карл заключил с Магелланом договор, согласно которому к Островам Пряностей отправлялась экспедиция из пяти кораблей. Король обещал в течение ближайших десяти лет не отправлять по пути, которым собирался двигаться Магеллан, ни одного судна. Кроме того, в случае удачного завершения предприятия, он гарантировал отважному мореплавателю определенную часть доходов. Магеллан начал снаряжать экспедицию.

И вот тут-то португальское правительство призадумалось: возникала опасность того, что Испания откроет новый, никем еще не изведанный путь в Индию. Для того чтобы помешать осуществлению плана бывшего подданного Португалии, в ход были пущены самые проверенные средства: попытки подкупа и шантаж, распускание слухов о полной бессмысленности подобной экспедиции… К Магеллану даже подсылали наемных убийц. Однако все было напрасно. В августе 1519 года пять кораблей - «Виктория», «Консепсьон», «Сан-Антонио», «Сантьяго» и «Тринидад» - с командой в 250 человек отправились из Севильи в поход, которому предстояло стать первым в истории человечества кругосветным путешествием.

Капитаном «Тринидада» был сам Магеллан. Скажем сразу, что вернуться в родной город удалось лишь восемнадцати счастливчикам, остальные, в том числе и Фернан Магеллан, сложили голову в далеких странах. Среди вернувшихся был молодой итальянец Антонио Пагафетта, родом из Виченцы, который во время похода изо дня в день записывал в свой дневник наиболее поразившие его события. Благодаря этим записям мы теперь знаем, какие невероятные трудности приходилось ежечасно преодолевать членам экспедиции. По словам Пагафетты, капитан-генерал Магеллан был человек «благоразумный, добродетельный, заботящийся о своей чести». Однако из-за того, что он был португальцем, капитаны-испанцы других судов его недолюбливали. Чувствуя это, Магеллан, во избежание беспорядков, не спешил сообщать об истинной цели путешествия: пройти к Островам Пряностей не восточным, а западным путем. Кроме того, как пишет Антонио Пагафетта, он не спешил раскрывать свои карты, «чтобы его люди от удивления или из страха не передумали идти с ним в это плавание».

Приняв на борт запас воды и провианта на Канарских островах, флотилия отправилась вдоль побережья Западной Африки и в середине декабря оказалась у берегов Бразилии. По пути Пагафетта записал в своем дневнике: «Мы видели огромных рыбин с ужасными зубами, которые поедают людей живыми и мертвыми, если находят их в океане». Команды всех пяти судов высадились на берег в том районе, где ныне находится столица Бразилии Рио-де-Жанейро. «Нас, видно, приняли за посланцев небес, - отметил Пагафетта. - В течение двух месяцев до нашего прибытия стояла страшная засуха, но стоило кораблю Магеллана причалить к берегу, начался ливень… У дикарей, обитавших в тех местах, были странные лодки, выдолбленные из целых древесных стволов… Над нашими головами носились несметные количества разноцветных попугаев, оглашавших окрестности гортанными криками… За топор или нож местные жители готовы отдать в рабство своих дочерей, но жен не меняют ни на что». В этих благословенных местах мореплаватели вновь пополнили запасы провианта, тем более что в обмен на карманное зеркальце или же ножницы здесь можно было выменять огромное количество продовольствия.

Вскоре корабли продолжили свое плавание к югу вдоль неизведанных берегов. Путешествие затягивалось: Магеллан внимательно изучал каждый залив, стараясь найти пролив, который вывел бы его к другому морю. Приближалась антарктическая зима, а пролива все не было. Производя разведку, судно «Сантьяго» разбилось на рифах, и в конце марта 1520 года Магеллан приказал бросить якорь и встать на зимовку возле места, где ныне располагается аргентинский город Сан-Хулиан. Местных индейцев, отличавшихся высоким ростом, моряки стали называть патагонами (большеногими - с испанского), а страна получила имя Патагония. По словам Пагафетты, морякам удалось захватить двух гигантов в плен. Как оказалось, индейцы могли, не моргнув глазом, слопать целый бочонок сухарей. А когда запасы провианта иссякли, они поедали крыс целиком, даже не снимая с них шкуру. Один из гигантов сумел выжить во время трехлетнего путешествия, его привезли в Севилью, окрестили, дав ему имя Павел…

Наступали холода, провизия заканчивалась, и на кораблях начал назревать мятеж. В конце концов команды кораблей «Виктория», «Консепсьон» и «Сан-Антонио» взбунтовались. Узнав об этом, Магеллан во главе вооруженного отряда отправился на «Викторию» и подавил восстание. Зачинщика беспорядков Луиса де Мендосу четвертовали и выбросили за борт. Затем был казнен капитан судна «Консепсьон», который пытался возглавить экспедицию вместо Магеллана и повернуть корабли назад. В результате карательной операции были схвачены, заперты в трюмах и приговорены к смерти 38 матросов. Однако, поразмыслив, капитан-генерал решил, что больше пользы будет, если отсрочить исполнение приговора и разрешить морякам вернуться к своим обязанностям. С этого момента авторитет Магеллана стал непререкаемым.

В октябре 1520 года корабли вновь пустились в плавание. «Мы подошли к двум островам, где гнездились гуси, а также водились морские котики. Сколько было гусей, сосчитать невозможно. Мы начали охоту, и за час на палубах наших кораблей лежали горы из тушек. Гуси эти - черные, покрытые необычными перьями. Они плавают как рыбы, а не летают. Они были такими жирными, что мы не ощипывали их, а снимали перья вместе со шкурой. Клювы у них как у ворон». Морские котики также поразили воображение корабельного летописца, и им он посвятил в своем дневнике не одну страницу. «Если бы эти животные, - рассуждал он, - могли бегать, они были бы опасны, однако они не вылезают из воды, плавают как рыбы и рыбой питаются».

21 октября впередсмотрящий заметил огромный мыс, выдававшийся в море. Поскольку в тот день отмечали праздник святой Урсулы и 11 тысяч девственниц, Магеллан назвал открытую землю мысом Девственниц. Сразу за мысом открывался залив, и капитан-генерал, скорей, уже по привычке, чем в надежде на удачу, приказал его обследовать. Какова же была его радость, когда вернувшиеся с разведки команды двух судов доложили, что обнаружили вход в пролив, который столь долго и безуспешно искали.

Магеллан собрал совет капитанов, на котором заявил: «Теперь вы можете вернуться в Испанию тем путем, которым прибыли сюда. Однако продовольствия осталось совсем мало, и удастся ли вам добраться до Севильи самостоятельно, никто не знает. Я же собираюсь продолжать свой путь в неизведанное». Посовещавшись, капитаны решили двигаться дальше вместе с Магелланом.

Началось 38-дневное безумно опасное путешествие из Атлантического в Тихий океан. Корабли осторожно шли по узкому, извилистому проходу между скал. Ветер все время был встречным, что еще больше затрудняло продвижение. Во время этого изнуряющего перехода пропало судно «Сан-Антонио». В течение нескольких дней остальные корабли искали пропажу, не догадываясь о том, что «Сан-Антонио» предательски изменило курс и направилось к берегам Испании. Вернувшись, капитан судна обвинил Магеллана в измене интересам испанского короля, и его жена с ребенком вскоре умерли в бедности…

28.10.1520 года три судна под командованием Фернана Магеллана вышли в Тихий океан из пролива, который впоследствии назовут именем отважного капитан-генерала, и отправились в неизведанное. Мореплаватели предполагали, что до Островов Пряностей осталось около месяца пути, однако они недооценивали истинных просторов океана. В течение почти четырех месяцев шли они вперед, встретив на пути лишь два скалистых острова без малейших признаков растительности и пресной воды. «Мы питались сухарной пылью, кишевшей червями, - писал Антонио Пагафетта. - Это месиво воняло крысиной мочой. Мы пили желтую гнилую воду, от которой страдали животами. Мы дошли до того, что начали обдирать и есть воловью кожу, которой была обтянута грот-мачта. Кожа была такой твердой, что приходилось четыре-пять дней вымачивать ее в морской воде, а затем на несколько минут класть поверх горячих угольев. Лишь после этого ее можно было с трудом прожевать и с отвращением проглотить. В конце концов мы начали поедать древесные опилки. Крыс, пойманных в трюме, моряки продавали по полкроны за штуку, но их было мало. Мы считали крыс настоящим деликатесом. От цинги и других болезней скончались 19 человек».

И вот 6 марта 1521 года корабли наконец-то подошли к каким-то островкам неподалеку от острова Гуам, где моряки впервые за долгое время наконец-то смогли поесть рыбы и фруктов, вволю напиться пресной воды. Однако и здесь не обошлось без приключений. Аборигены попытались стащить с одного из кораблей шлюпку, после чего Магеллан нарек острова Воровскими, приказал убить неудачливых похитителей и сжечь их хижины. Завершив расправу, три корабля отплыли на Филиппины.

На одном из островов Магеллан неосмотрительно вмешался в межплеменные распри аборигенов и был убит. Он так и не доплыл до Островов Пряностей западным путем, но, совершив первое в истории человечества кругосветное путешествие, доказал, что такой путь существует.

8 ноября 1521 года оставшиеся от экспедиции корабли «Виктория» и «Тринидад» достигли вожделенных островов. «Тринидад» отправился в Южную Америку, а в сентябре 1522 года «Виктория» возвратилась в Севилью. Груз пряностей на ее борту окупил все расходы экспедиции, а капитану корабля Хуану Элькано была назначена пожизненная пенсия. Кроме того, его произвели в рыцари, а на гербе поместили земной шар, с надписью: «Ты первый обошел вокруг меня».

Таким образом судьба вновь повернулась к Магеллану спиной. У него была отобрана даже посмертная слава, которую удалось восстановить лишь через многие годы. И сейчас Фернан Магеллан справедливо считается первым человеком, который, преодолев три океана, впервые совершил кругосветное путешествие.