Проблема национального единства в годы великой отечественной войны. У великой победы нет национальности Что объединяет людей во время войны

  • Война. Сколько ужасов, смертей приносит она людям, сколько судеб калечит! Человечество должно усвоить уроки войны, понять, что просто бесчеловечно решать политические вопросы путём военных действий.
  • На войне люди проявляли истинный героизм, шли на схватку с врагом, защищая свою Родину, близких, родных, детей. Они понимали, что враг вторгся на их землю, стремясь превратить в рабов, посягнув на самое дорогое в жизни. В основе героических поступков на войне — огромный патриотизм народа.
  • Война проверяла человека, раскрывала его характер. Одни становились предателями, желая любым путём выжить, даже ценой жизни других. Эгоизм, себялюбие, страх смерти двигал такими людьми. Другие шли на страшнейшие мучения, но не предавали, потому что были настоящими людьми, личностями.
  • На войне народ выступал единой силой против врага. И здесь не было различий ни в национальности, ни в вероисповедании, ни во взглядах. Всех объединяла одна беда, и с ней нужно было справиться сообща, ведь Родина у всех одна.
  • Противоестественно видеть на войне женщину, природой созданную для жизни, любви, материнства. Война лишила многих женщин жизни, так и не дав познать, что такое быть матерью. Но женщины шли наряду с мужчинами в бой, защищая свою страну, близких, любимых.
  • Как же трудно было в военные годы детям! Видеть бомбёжки, смерть матерей и близких – это и взрослым тяжело, а детям тем более. Но сколько детей вместе со взрослыми ковали победу: стояли у станков, воевали в партизанских отрядах! Они рано взрослели, забыв про детские игры.
  • Можно ли пожалеть пленного, раненого врага, пришедшего на землю убивать? Оказывается, можно. Российский народ всегда отличался человеколюбием и милосердием к страдающим. Сколько примеров осталось в истории войны, когда матери выхаживали пленных немцев! Вот она, материнская любовь. Лежачего не бьют — русская пословица, которой века. Человек, переживший боль и страдания, способен понять другого, даже если это враг.
  • Может ли человечество остановить машину войны? Конечно, разумному, порядочному, гуманному обществу всё под силу. Так давайте же помнить уроки многочисленных войн! Не допускать больше кровопролития!
  • Огромна роль правительства, людей, стоящих у власти в государстве. Их избрал народ, надеясь, что они будут защищать его интересы. Даже роль одного человека — лидера- огромна. Вспомним политику Хрущёва Н.С. и Кеннеди Д, сумевших предотвратить Карибский кризис в 1962 году.
  • Победа завоёвывается единством действий фронта и тыла. Труженики тыла внесли огромный вклад в освобождение родины: сеяли хлеб, выпускали военную технику, выхаживали раненых, подбадривали солдат.
  • Тысячи и тысячи партизан помогали советской армии в тылу врага. Это их усилиями было уничтожено более 10 % солдат и офицеров немецкой армии и техники, они парализовывали железнодорожное движение, взывали мосты, уничтожали врага. Многие погибли, навеки оставшись в памяти народа.
  • Как выживали люди в концлагерях! А сколько было загублено в них, даже женщин и детей! Этого забыть невозможно.
  • Как же сильна была дружба на войне! Каждый чувствовал плечо товарища, понимал, что только в единстве — сила и истоки победы, порой ценой собственной жизни спасал жизнь друга.
  • В годы войны люди не утрачивали свои лучшие человеческие качества, а проявляли их с наибольшей силой. Российский народ непобедим, и история России яркий тому пример. Россия – мирная страна, но всегда готова защитить свою свободу и независимость
  • Народ помнит своих героев, каждого поимённо, защищавшего нашу Родину. Сколько обелисков, монументов, памятников воздвигнуто погибшим по всей стране! Сколько улиц, площадей названо именами героев! Пока жива память в народе, страна будет непобедим! Любовь к Родине – основа воспитания человека — передаётся ему из поколения в поколение.

Данная статья, опубликована в научном историко-краеведческом журнале "Псков" №2 за 1995 год. И за прошедшие 20 лет проблемы девальвирования нашей победы в Великой войне только усугубились. Если, как сетует в статье автор, при чествовании 50-летия высадки союзников в Нормандии нас туда даже не посчитали нужным позвать, то сейчас, в 2014-м наше присутствие издевательски обозначено продавленной встречей Путина с Порошенко. Причем именно немецкий канцлер демонстративно организует общение с мар ионеточным главой Украины для легитимизации устроенного Западом же необандеровского переворота.

Статья приводится с незначительными сокращениями (ссылочного аппарата).

Готовясь к войне против СССР, Гитлер и его сообщники рассматривали свою очередную жертву как рыхлое государственное образование, которое скоро распадется, как только Красная Армия потерпит серьезные поражения. В соответствии с этими представлениями был разработан план, предусматривавший разгром Советского Союза в "быстротечной кампании". Этим целям были подчинены и действия гитлеровцев по разжиганию националистических настроений, способных поссорить народы СССР и вызвать таким образом крушение тыла Советских Вооруженных Сил. Касаясь судьбы покоренных на Востоке народов, германское Восточное министерство разъясняло: "Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается скорей всего в том, чтобы, разгромив русских как народ, разобщить их".

Выполнение своих варварских планов гитлеровцы начали с установления на захваченной территории СССР жестокого оккупационного режима, "очищения жизненного пространства" для немцев путем массового уничтожения советского населения.

Навязанная народам СССР война против немецко-фашистских захватчиков оказалась самой тяжелой и самой жестокой из всех войн в истории нашей Родины. Она стала суровым испытанием жизнеспособности Советского Союза, Великой Отечественной войной народов СССР за свою свободу и независимость. Именно Великой Отечественной. Такую оценку войны подчеркиваем особо, поскольку в последнее время в некоторых кругах прилагались усилия, чтобы доказать обратное.

С этой целью настойчиво пропагандировались книги небезызвестного В.Резуна, бывшего советского разведчика, изменника, издающегося под псевдонимом "Виктор Суворов". Хотя мистер Резун ничего нового по существу освещаемых вопросов не сказал. Он лишь развернул давно опровергнутую концепцию, которую германское правительство официально изложило в ноте правительству СССР, а Геббельс — в послушных ему средствах массовой информации.

Некоторые так называемые "демократические" издания поспешили не только одобрить сочинения мистера Резуна, но и пошли дальше в своем неприятии героической борьбы народов СССР против немецко-фашистских захватчиков. Обращаясь к ним, писатель В.Е.Максимов, посвятивший многие годы борьбе с тоталитаризмом, не так давно писал: "Какие радужные планы строите нынче, когда вот уже несколько лет в своих самых либеральных изданиях мусолите грязную мыслишку о преимуществах для России поражения в войне с гитлеровской Германией? Причем трогательные изыскания эти, как правило, подписаны соответствующими авторами. До чего же, до какой степени нужно ненавидеть страну, где живешь, и народ, ее населяющий, чтобы в своей патологической злобе даже забыть о том, какая судьба в случае победы нацистов ожидала бы единокровных братьев авторов этих изысканий! Трудно сказать, что там стучит в их обросших паутиной сердцах, кроме злобного гноя, но, вне всяких сомнений, только не пепел Майданека и Освенцима".

Подобные пораженческие мотивы были абсолютно чужды публицистике и историческим изысканиям, публиковавшимся на территории бывшего СССР, в том числе и в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, в доперестроечное время. Крушение коммунистической идеологии и идеалов вызвало общественный кризис, тяжело отразившийся на морали и нравственности, на восприятии истории Отечества. На страницах газет и журналов, как следствие этого, были предприняты многочисленные попытки дегероизации борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков, а о патриотизме говорилось в уничижительном значении. Более того, за истинных героев Отечества стали выдавать тех, кто ему изменил, перейдя на сторону гитлеровцев. История же Великой Отечественной войны советского народа за свободу и независимость своей Родины, за освобождение народов Европы от германского порабощения стала освещаться лишь в тех ее аспектах, которые давали материал для разоблачения того, что назвали тоталитаризмом и сталинизмом.

После разрушения СССР, когда государства так называемого Содружества Независимых Государств буквально захлестнули межнациональные конфликты, вооруженные столкновения и даже войны, из трудов о Великой Отечественной войне практически исчезли традиционные для историков прежних лет сюжеты о братской взаимопомощи и боевом содружестве народов СССР в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Происходит систематическое, будто кем-то спланированное и направляемое, вычеркивание из исторической памяти Советского Союза и его многонационального народа, ставших главными творцами победы над фашизмом во второй мировой войне.

Не так давно, 6 июня 1994 г., союзники СССР по антигитлеровской коалиции отметили 50-летие высадки своих войск на французском побережье в Нормандии. Среди приглашенных на торжества были монархи, главы государств и правительств: королева Великобритании, король Бельгии, президент США, президент Польши… Однако среди них не было ни президента Ельцина, ни кого-либо из официальных лиц России. В числе приглашенных не оказалось и высокопоставленных представителей ни из одного государства СНГ. На атлантическом побережье торжественно реяли флаги 13 государств-победителей во второй мировой войне: США, Англии, Канады, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Бельгии, Голландии, Люксембурга, Польши, Греции, Чехии, Словакии. Но не нашлось места ни флагу СССР, ни России, ни Украины, ни Белоруссии, ни одного другого государства СНГ. Торжественным маршем прошли войска- победители: американцы, англичане, французы, канадцы, бельгийцы, голландцы, греки, поляки, батальон из Люксембурга. И — никого ни из России, ни из других государств СНГ. Словно не они вынесли на своих плечах основную тяжесть борьбы с целым блоком государств, возглавлявшихся гитлеровской Германией.

Немецко-фашистский блок потерпел поражение во второй мировой войне в результате, как известно, совместных усилий государств антигитлеровской коалиции. Однако вклад отдельных стран в победу был по разным причинам не одинаков. Особенно значительную роль в разгроме фашистской Германии и ее союзников сыграли Советский Союз и его исторические преемники, ныне ставшие самостоятельными государствами. Исход второй мировой войны был предопределен на советско-германском фронте Великой Отечественной войны советского народа. Здесь немецко-фашистская армия понесла более 73 процентов своих общих потерь. На советско-германском фронте было уничтожено 74 процента артиллерийских орудий и до 75 процентов танков и штурмовых орудий, находившихся на вооружении немецкой армии в целом. Ее потери убитыми и ранеными были в шесть раз больше, чем на западноевропейском и средиземноморском театрах военных действий.

К началу Великой Отечественной войны, когда Советский Союз оказался очередной жертвой германской агрессии, он представлял собой одно из самых больших государств, чья территория равнялась одной шестой части обитаемой суши. Численность его населения, по последним данным, достигла 200,1 миллиона человек. Это было уникальное сообщество народов, насчитывавшее (по переписи 1926 года) более 190 этнических единиц. В составе Союза Советских Социалистических Республик находилось 16 союзных и 20 автономных республик, 9 автономных областей и 10 национальных округов — национально-государственных образований, призванных обеспечить интересы больших и малых народов в рамках единого государства.

Каждая из республик, хотя история отвела для этого крайне ограниченное время, в предвоенные годы прошла путь форсированного развития индустрии. Была осуществлена ликвидация неграмотности, подготовлены кадры для работы во вновь созданных отраслях экономики, науки и культуры. В сравнении с 1913 г. валовая продукция крупной промышленности в 1940 г. выросла, например, в Узбекской ССР в 7,2 раза, Туркменской ССР — в 11, Казахской ССР — в 20, Киргизской ССР — в 153 раза, в Таджикской ССР — в 324 раза. СССР превратился в одну из крупнейших индустриальных держав мира, способную в случае войны обеспечить всем необходимым свои вооруженные силы.
Высокий уровень индустриального развития, достигнутый в довоенное время особенно на Урале, в Поволжье, Сибири, Средней Азии и Казахстане, позволил в этих регионах не только разместить и быстро ввести в строй сотни эвакуированных предприятий, но и осуществить новое промышленное строительство в масштабах, каких они не знали в прошлом. Могучая экономика, созданная усилиями всех народов Советского Союза, стала прочным фундаментом победы в Великой Отечественной войне, а каждая союзная и автономная республика, каждый неоккупированный противником регион — арсеналом фронта. Даже в тех катастрофических условиях, когда значительная часть производительных сил оказалась на оккупированной противником территории и, следовательно, была на значительное время для страны потеряна, промышленность СССР смогла удовлетворить основные потребности фронта во всех видах оружия, боевой техники, снаряжения, а сельское хозяйство — в продовольствии.

Благодаря усилиям всего многонационального советского народа, его разуму и неустанному труду, СССР выиграл экономическое противоборство с Германией в его решающей сфере — производстве военной техники. Хотя добиться этого было очень сложно. Как известно, накануне войны, а в военные годы — особенно — СССР производил основных видов промышленной продукции намного меньше, чем Германия, например, электроэнергии — в 1,8 раза, угля — в 4,8, стали — в 2,6 раза. Однако по размерам среднегодового выпуска полевой артиллерии Советский Союз превосходил среднегодовое производство Германии более чем в 2 раза, минометов — в 5 раз, противотанковых орудий — в 2,6 раза. В то время как советская промышленность в 1942-1944 гг. ежемесячно производила свыше 2 тысяч танков, промышленность Германии только в мае 1944 г. достигла максимума — 1450 танков. Начиная с 1943 г. большинство типов советских самолетов превосходило немецкие по своим летно-техническим данным.

На борьбу против немецко-фашистских захватчиков, за свободу и независимость своего Отечества поднялся весь многонациональный советский народ, хотя у граждан такого огромного государства, каким являлся СССР, не было, да и не могло быть однозначного отношения к утвердившемуся в стране строю, к тому, что делалось в ходе, например, коллективизации и других так называемых социалистических преобразований, особенно к нарушениям и прямому попранию законности и прав человека под флагом борьбы с "врагами народа". Лишь немногие из советских граждан сознательно встали на путь сотрудничества с гитлеровцами, большинство же из тех, кто оказался в стане врага своего Отечества, сделали это по принуждению, когда сотрудничество с врагом становилось единственным способом выживания. На оккупированной территории гитлеровцы приняли решительные меры, чтобы активизировать (а во многих случаях и сотворить заново) антирусский фактор. Нередко это им.удавалось. Тому благоприятствовали сложности этнической структуры в СССР, усугубленные историческими пережитками, националистическими предрассудками, ошибками и перегибами в национальной политике.

Защита СССР от немецко-фашистских захватчиков стала в дни Великой Отечественной войны главным делом многонационального советского народа.

По данным А.М.Синицина, которые, как он утверждал, являются неполными, за время войны граждане СССР подали в военные, партийные и советские организации и учреждения более 20 миллионов заявлений с просьбой о добровольном зачислении в армию. Однако по ряду причин (возраст, состояние здоровья, работа на оборонных предприятиях и т.д.) не все просьбы удовлетворялись. Поток добровольцев в Красную Армию не иссякал до конца войны. Многонациональный состав был его важной особенностью.

Движение добровольцев помогало полнее, шире раскрывать и использовать в борьбе с врагом огромные военно-мобилизационные возможности Советского государства. За их счет были укомплектованы 78 истребительных батальонов Белоруссии, 657 — Украины, свыше 1000 — Российской Федерации, 63 — Молдавии, около 40 отрядов партийно-советского актива Литвы и т.д. общей численностью более 328 тысяч человек, из которых более 250 тысяч в 1941 г. влились в действующую армию. Было сформировано около 60 дивизий народного ополчения, 200 отдельных полков, большое число отдельных батальонов и рот общей численностью около 2 миллионов бойцов. Свыше 40 дивизий народного ополчения (главным образом Москвы и Ленинграда) летом и осенью 1941 г. вступили в борьбу с врагом в качестве самостоятельных соединений.

Вместе с частями Красной Армии ополченцы участвовали в обороне Шяуляя, Обяляя и других литовских городов. Они защищали столицу Латвии Ригу и многие населенные пункты республики. Отважно сражались с врагом эстонские добровольцы. Бойцы истребительных батальонов и формирований народного ополчения отличились в обороне Киева, Одессы, Севастополя, Гомеля, Курска, Тулы, Москвы. Храбростью восполняя недостатки воинского мастерства, они проявляли в боях стойкость и мужество, которые заставляли врага останавливаться, отступать.

Дружба и братство народов СССР выдержали самые суровые испытания, какие принесла война с немецко-фашистскими захватчиками. В ней участвовали сыны и дочери всех национальностей нашей страны, военнообязанные более 30 возрастов самой жизнедеятельной части советского населения. Каждая часть Красной Армии являла пример боевого братства воинов разных национальностей. Да по-другому и не могло быть в стране, где отсутствовали межнациональные конфликты. Сражаясь на фронте, воины сознавали, чувствовали, что за их спиной вся необъятная страна, весь многонациональный народ.

На полях боевых сражений и в труде во имя победы полно раскрылись замечательные качества, свойственные многонациональному советскому народу. Первое и главное среди них — патриотизм, ставший источником стойкости, мужества и героизма, беззаветного служения своему Отечеству. Для мировосприятия народов СССР в военные годы было характерным, говоря словами известного поэта, "чувство семьи единой". Оно проявлялось особенно остро в дни отступления Красной Армии и оставления врагу советской земли. Вся страна помогала пострадавшим от оккупантов, давала приют эвакуированным. Масштабы этой помощи не поддаются никакому сравнению с тем, что когда-либо случалось в истории России или другого государства.

Из западных республик и областей в 1941-1942 гг. были эвакуированы миллионы людей, из которых, например, в Пермской области разместились 268 тысяч человек пензенской области —124300 человек, в том числе 54200 детей в Казахской ССР — около 1 миллиона человек в Узбекской ССР — более 1 миллиона человек, в том числе около 200 тысяч детей принять и разместить огромные массы эвакуированных было нелегко. Но местное население, несмотря на свои немалые трудности, проявило искреннее гостеприимство и братское участие. При этом особое внимание уделялось детям-сиротам. Многие из них нашли приют в детских домах или в семьях по месту эвакуации. Жители брали на воспитание одного, а иногда и несколько сирот. Так, узбекский садовод из Ошской области Имин-зхун Ахмедов усыновил 13 детей. Кузнец из Ташкента Шаахмед Шамахудов и его жена Бахри усыновили, удочерили и воспитали 16 сирот, в числе которых были русские, узбеки, чуваши, татары, казахи, евреи, цыгане.

Забота об укреплении действующей армии как одно из проявлений патриотизма породила множество массовых движений народов СССР. Массовым стало, например, создание фонда обороны Родины. Это движение возникло в первые дни войны и быстро распространилось по стране, затронув все слои населения. Ничего не жалея для защиты Родины, люди разных национальностей сдавали на специальный счет Госбанка СССР наличные деньги, ценные вещи, облигации государственных займов, делали отчисления от заработной платы. В большом количестве от населения поступали драгоценные металлы — платина, золото, серебро. Из своих личных запасов колхозники вносили в фонд обороны зерно, мясо, скот, масло, молоко, яйца, шерсть, пушнину, овощи, фрукты. Нередко в фонд обороны они передавали сверхплановые посевы, так называемые "гектары обороны" с выращенным урожаем.

Значительные поступления в фонд обороны шли с субботников и воскресников — добровольного труда рабочих и служащих в свободное от основной работы время. Огромные средства население направило на строительство танковых колонн, эскадрилий боевых самолетов, артиллерийских орудий, бронепоездов, боевых кораблей и другой грозной боевой техники.

Успешно проходила подписка на государственные военные займы. Поступления в фонд, обороны, на строительство боевой техники и т.д. составили за годы войны более 118 миллиардов рублей, или пятую часть общих расходов из государственного бюджета на оборону в 1941-1945 гг. За счет добровольных взносов населения было обеспечено строительство 30522 танков и самоходно-артиллерийских установок, фронт получил 2565 самолетов, много другой боевой техники.

Добровольная помощь фронту еще более сплачивала Советские Вооруженные Силы и народы СССР, приближала разгром фашистского агрессора. Большую роль играли и другие виды помощи, например, забота о раненых к инвалидах войны. 5,5 миллиона человек в течение 1941-1945 гг. сдавали донорскую кровь, столь необходимую для спасения жизни тяжелораненых и сокращения сроков их лечения. Из всех республик, краев и областей, городов, рабочих поселков и деревень на фронт приходили подарки. Особенно в большом количестве их слали к праздникам. В посылках были предметы первой необходимости, мыло, табак, папиросы, различное продовольствие. Население присылало фронтовикам много теплой одежды — полушубки, телогрейки, свитера, шапки-ушанки, меховые рукавицы, валенки и т.д.

В тяжкие годы Великой Отечественной войны Союз Советских Социалистических Республик достойно выдержал суровые испытания на жизнеспособность, на прочность уз, связавших его народы. Режим личной власти Сталина нередко порождал недовольство, перегибы в национальной политике, межнациональные конфликты и такие способы исправления своих ошибок, как преступные депортации народов, в том числе и в годы Великой Отечественной войны. Да, такое было. И оно причиняло серьезный ущерб не только депортируемым, а и всему советскому народу. Память об этих преступлениях сталинского режима до сих пор отягощает национальные отношения в нашей стране.

Виктория Кожевникова | 31 января 2016

Юношеская газета

Важными отличительными чертами Советского Союза являлись единство и дружба всех народов, проживавших на его территории. С особой силой дружба народов проявлялась в годы Великой Отечественной войны. Готовясь к нападению на СССР, главари фашистской Германии рассчитывали на распад Советского многонационального государства. Вопреки их ожиданиям, с первых дней войны люди разных наций и народностей сплотились в борьбе с фашизмом.

В рядах Красной Армии сражались представители всех народов Советского Союза. Во время войны в нашей стране были сформированы и отправлены на фронт десятки национальных дивизий и бригад из РСФСР, Закавказья, Казахстана, Средней Азии и Прибалтики. Братское боевое содружество народов СССР проявилось с первых дней войны. Например, среди защитников Брестской крепости были представители более 30 национальностей: русские, украинцы, белорусы, армяне, грузины, чеченцы, евреи.

В битве за Москву бессмертный подвиг совершили 28 бойцов 316 стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова, которая была сформирована летом 1941 года в Казахстане.

В дни Сталинградской битвы знаменитый » Дом Павлова» защищала группа гвардейцев, среди которых были представители многих народов СССР.

Дружба народов союзных республик и областей РСФСР, временно оккупированных фашистами, была важной основой всенародного партизанского движения. В партизанских отрядах на территории Белоруссии, Украины, Прибалтики и РСФСР героически сражались представители всех народов нашей страны. Единство и сплоченность советских людей имели большое значение во время эвакуации населения западных районов СССР на восток страны. В кратчайшие сроки огромное количество людей, материальных ресурсов, оборудование промышленных предприятий было вывезено на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. На новом месте люди находили помощь и поддержку местного населения, получали питание и временное жилье, делились между собой всем необходимым. Это позволило быстро наладить на новом месте промышленное производство военной техники, оружия, необходимых для фронта боеприпасов.

Одним из важных источников победы СССР в Великой Отечественной Войне являлся патриотизм советского народа. Люди воспитывались в духе верности социалистической Родине, готовности отстоять ее свободу и независимость. В рядах Красной Армии патриотическим воспитанием занимались военные комиссары и политработники. С первых дней войны патриотизм советского народа проявился в массовом героизме и самоотверженности воинов на фронте, в создании отрядов народного ополчения, партизанском движении на оккупированной территории.

Яркими примерами патриотизма являются подвиги, совершенные Зоей Космодемьянской, Николаем Гастелло, Александром Матросовым, комсомольцами «Молодой гвардии». Эти люди отдали жизни за свою родину, за свое Отечество. Именно поэтому войну назвали Великой Отечественной.

В суровые годы войны наиболее ярко проявились мужество, героизм, патриотизм, способность к самопожертвованию советских людей, единство всех народов в борьбе с общим врагом. Все это явилось источником победы Советского Союза над фашистской Германией.

Второй этап: 2 ноября 1942 года – 1943 год. Этот период состоит из двух этапов. Первый этап – с конца 1942 года до сентября 1943 года можно назвать этапом становления взаимоотношений между Советским государством и Русской православной церковью. Начинается процесс сотрудничества государства и церкви в деле борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Второй этап с 4 сентября 1943 года до конца 1943 года можно назвать этапом создания новой политико-правовой основы отношений между Советским государством и РПЦ.

Сущность второго этапа можно определить как коренное изменение отношений между Советским государством и Русской православной церковью, т. е. государством были созданы такие политико-правовые основы взаимного сотрудничества, которые означали невозможность возврата к довоенным методам борьбы с церковью, необратимость укрепления взаимоотношений в деле общей борьбы против общего врага – германского фашизма.
Третий этап: Начало 1944 года – 9 мая 1945 года. Этот период характеризуется дальнейшим расширением и углублением взаимного сотрудничества между государством и РПЦ, установлением конструктивных отношений государства со всеми основными религиозными организациями страны, а также проявлением некоторых негативных тенденций в государственно-церковных отношениях. Следовательно, третий этап можно назвать этапом интенсификации всей политики нормализации отношений между Советским государством и церковью, направленной на максимальное использование государством нравственно-патриотического потенциала церкви для достижения победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Тем не менее, в отношениях государства и церкви имели место негативные тенденции. Они допускались как представителями высшего эшелона государственной власти, так и на местах, а также в действующей армии и запасных воинских формированиях.

Как известно, история даёт нам уроки. Уроком Отечественной войны 1941-1945 гг. было, в частности, живое проявление общечеловеческого стремления к освобождению, противостояние фашизму. Общий интерес всех народов и государств, которые оказались в одинаковом положении перед лицом фашистской угрозы, превысил социально-политические и иные различия между ними, обеспечил основу для создания антифашистской коалиции. Урок войны – в стремлении искать пути диалога, новые отношения с многочисленными общественными силами, представляющими мировую культуру.

Вся деятельность Русской Православной Церкви в годы войны была проявлением высокого патриотизма, способствовавшего консолидации сил страны в отпоре врагу. Уже 22 июня 1941 года митрополит Сергий (Страгородский) в послании к верующим писал: «Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всяческие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь граждан уже орошает родную землю… Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасениях, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же и мы, православные, родные им по плоти и по вере» . Это послание было распространено по всем приходам страны. С подобными посланиями вскоре выступили и остальные иерархи церкви.

Большое значение имела проповедь митрополита Алексия (Симанского) в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, в которой он, вспомнив победы времен Димитрия Донского, св. Александра Невского Отечественной войны 1812 года, обосновал патриотизм глубокой верой в помощь Божью правому делу.
Составлялись послания и для населения, которые оказались на оккупированной фашистами территории. Так, в одном из таких посланий в январе 1942 года митрополит Сергий призывал людей помогать партизанскому движению.

Большую богослужебную активность проявлял митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий (Симанский) в дни блокады. Он постоянно, даже в самую страшную блокадную зиму 1941/1942 гг., совершал богослужения не только в Никольском кафедральном соборе, но и в остальных храмах города. Такие богослужения проходили при переполненных храмах, давая прихожанам утешение и духовную поддержку.

Известно, в частности, о том, что в самый разгар судьбоносной для страны Сталинградской битвы в ноябре 1942 года митрополитом Николаем (Ярушевичем) под Сталинградом, на берегу Волги, был отслужен молебен перед образом Казанской Божьей Матери, а митрополит Сергий, в то время находившийся в Ульяновске, 19 января 1943 года возглавил крестный ход на иордань, во время которого он молился о победе русского воинства в Сталинградском сражении.

Подобная бескомпромиссная поддержка церкви имела громадное значение для миллионов православных христиан, сражавшихся на фронтах, в партизанских отрядах или трудившихся в тылу. Она поддерживала веру в окончательную победу над врагом, формировала высокие патриотические чувства.

Патриотизм церкви выражался не только в словах, но и конкретных делах. Это и сборы по церквам денежных средств в фонд обороны страны, это и тёплые вещи, отправленные на фронт. На средства верующих и церкви были построены в 1943 году танковая колонна имени Дмитрия Донского и эскадрилья Александра Невского.
О поддержке справедливой освободительной войны народов Союза ССР заявили руководители практически всех религиозных центров организаций, обращаясь к верующим с патриотическими посланиями и обращениями, они призвали их достойно выполнить свой религиозный и гражданский долг, оказать всевозможную помощь нуждам фронта и тыла.

Церковные организации обеспечили в годы войны всестороннюю помощь Армии со стороны верующих. В 1941 году с патриотическими посланиями к верующим обратились глава Русской Православной Церкви митрополит Сергий, Центральное мусульманское управление СССР, Московская иудейская община и другие. Только Русская Православная Церковь за годы войны 23 раза обратилась к своей пастве с подобными посланиями .

На их основе была развернута широкая работа по сбору средств на строительство боевой техники, подарков для фронтовиков и т.д. Особенно много средств собрали церковные общины Москвы, Ленинграда, Горького, Куйбышева и других городов. Уже к концу 1944 г. сумма взносов от РПЦ составила 150 млн. руб. – огромную по своему времени сумму Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. – М., 1982. – С. 99. Патриархи Московский и всея Руси Сергий (1943-1944 гг.) и Алексий (с 1945 г.) проводили большую патриотическую работу, и примером любви к Родине, мужества увлекали людей на борьбу за победу над агрессором. В письме к председателю СНК СССР И.В. Сталину Алексий доводил до сведения, что в основе его деятельности будут лежать следующие принципы: следование церковным канонам и установкам, с одной стороны, и неизменная верность Родине и Советскому правительству, – с другой .

Большинство лидеров религиозных организаций в СССР заняли позицию осуждения тех служителей культа, которые осознанно перешли на сторону врага, добровольно стали орудием идеологической пропаганды, помогая насаждать «новый порядок» на оккупированной советской территории.

Таким образом, патриотическая позиция духовенства и верующих вступала в противоречия со стереотипом их социально-политических воззрений, который насаждался официальной пропагандой в общественном сознании накануне войны. В массах верующих зрела убеждённость в том, что государство должно пойти на нормализацию отношений с религиозными организациями. И действительно, спустя несколько месяцев после начала войны, правительство сделало первые шаги в этом направлении: разрешались общецерковные сборы средств, снимались ограничения на внекультовую деятельность, не чинились препятствия массовым богослужениям и церемониям, открывались, хотя без юридического оформления, молитвенные здания, расширялась издательская деятельность церквей, признавались де-факто религиозные центры, разрешалось устанавливать связи с зарубежными религиозными организациями и т.д.

В начале 1942 г. общая политическая обстановка в стране, широкая патриотическая деятельность религиозных организаций, а также причины внешние: стремление сузить возможности немецкой пропаганды по использованию религиозных проблем, желание снять в общественных кругах стран-союзниц предубеждение в отношении церковного курса советского правительства и, наконец, намерение сплотить все антифашистские силы, включая и религиозные организации, – предопределили шаги И.В. Сталина по дальнейшей нормализации государственно-церковных отношений.

В 1943 году Совнарком принял постановление об образовании Совета по делам Русской православной церкви. На него возлагалась задача «осуществления связи между Правительством СССР и патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения Правительства СССР».

Стоит заметить, что И.В. Сталин первые несколько лет лично рассматривал церковные проблемы, требовал предоставления регулярной информации о ситуации православной и иных церквах. Все принципиальные решения по «церковной политике» принимались исключительно с его личной санкции. Такая ситуация вытекала из намерений Сталина использовать церковные институты для решения чисто прагматических политико-идеологических задач внутри страны и на внешнеполитической арене. В дальнейшем все вопросы практической деятельности Совета обсуждались на встречах Карпова с Молотовым, носивших достаточно регулярный характер.

Подчинив церковь, Сталин мог использовать в изменившейся обстановке её сохранившийся потенциал – структуру, идеологически и организационно объединяющую миллионы советских граждан и пользующуюся немалым влиянием в зарубежных странах, входящих в сферу интересов СССР.

С другой стороны, коренное изменение церковной политики было связано со стихийным, массовым открытием церквей на оккупированной гитлеровцами территории РСФСР. Антирелигиозная пропаганда во время войны полностью прекратилась. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий, ставший в 1943 г. патриархом, распространял патриотические воззвания, предназначенные для публичного оглашения в церквях.
Одной из наиболее важных для Совета проблем стал вопрос об открытии православных церквей, как во внутренних районах страны, так и на территориях, освобождаемых от оккупантов. В соответствии с утвержденным в ноябре 1943 г. постановлением СНК СССР «О порядке открытия церквей» решения об открытии церквей принимал Совнарком по спискам, представленным Советом по делам Русской православной церкви. Председателю Совета по делам Русской православной церкви Г.Г. Карпову отводилась роль посредника между правительством и церковью. У Карпова сложились деловые и доверительные отношения с патриархом Сергием.. В этом его поддерживал Молотов, подсказавший, в частности, идею «отмечать» дни рождений и юбилейные даты патриарха и других церковных деятелей. Ровные и даже дружеские отношения связывали Карпова с митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским), впоследствии избранным по Поместном соборе 1945 года патриархом Московским и всея Руси .

По данным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной территории были сожжены или полностью уничтожены, разграблены или осквернены 1670 церквей, 237 костелов, 69 часовен 59 синагог и 258 других зданий религиозных организаций . Среди них бесценные памятники истории, культуры и архитектуры, относящиеся в XI-XVII вв. в Новгороде, Чернигове, Смоленске, Полоцке, Пскове. Только в Московской области были уничтожены 50 церквей. В груды развалин превращены церкви и монастыри Петергофа и Пушкина в Ленинградской области, древние монастыри в Новгородской области, Ново-Иерусалимский монастырь в Истре.

Как свидетельствуют архивные материалы по учёту ущерба, нанесённого оккупантами в период Великой Отечественной войны по Московской области, за время оккупации с 26 ноября по 16 декабря 1941 г. немецко-фашистские захватчики уничтожили музейные фонды, вывезли ценные вещи и мебель, сжигали книги, картины и т.п. Перед отступлением 10 декабря 1941 года немцы взорвали Ново-Иерусалимский собор, башни крепостной стены и сожгли здание музея и пристройки монастыря. Общий размер ущерба в рублях составляет 22677996 .
Действия нацистов перед отступлением из оккупированных областей – разграбление храмов, их массовое сжигание, депортация и убийства священнослужителей говорили об их враждебности православию. Свидетельств намеренного разрушения ими церквей очень много. Только в Ленинградской области нацисты уничтожили 44 храма, в Московской – около 50 и т.д. .

При отступлении оккупанты вывозили из молитвенных зданий тысячами предметы культовой утвари, иконы, картины, книги, изделия из драгоценных металлов и пр. (3а исключением единичных случаев, возвращение похищенного так и не состоялось). Немало культовых зданий было превращено в тюрьмы и места пыток, в конюшни и скотобойни.

С момента избрания митрополита Сергия патриархом и создания Совета по делам Русской православной церкви патриотическая деятельность церкви приобрела особо масштабный и организованный характер. Возросли сборы и отчисления в Фонд обороны страны и другие патриотические фонды, активизировались на местах епископы и местные общины. На общецерковные средства была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского, которую весной 1944 г. от лица церкви передал Красной Армии митрополит Николай (Ярушевич). Всего на танковую колонну было собранно духовенством и верующими свыше 8 млн. рублей, большое количество золотых и серебряных вещей.

Продолжался сбор средств на авиаэскадрилью им. Александра Невского. Вопрос о расширении патриотической деятельности церкви обсуждался и на Поместном соборе 1945 года. Общая сумма денежных средств, собранная православными верующими за годы войны, составила более 800 млн. руб.

Бурное развитие церковной жизни на оккупированной территории РСФСР началось стихийно и сразу приняло массовый характер. Политика германского руководства сводилась к раздроблению Церкви, использованию её для помощи немецкой администрации, ликвидации православия после окончания войны и созданию новой религии, призванной воспитывать послушных подданных рейха. Но Русская Православная Церковь как организация оказалась более сильной, чем полагали немецкие власти.

Храмы, открывшиеся на оккупированной территории, превратились в центры русского национального самосознания, проявления патриотических чувств. Вокруг них сплотилась значительная часть населения. Всего за три года оккупации в условиях голода, разрухи, отсутствия материальных возможностей было восстановлено более 40% от дореволюционного количества церквей .

Существуют разные цифры отрытых на оккупированной территории православных храмов. Современные историки, как правило, говорят о 7547, ссылаясь на отчёт Совета по делам Русской Православной церкви о состоянии церкви на 1 января 1948г. Но к тому времени было уже закрыто в связи с нехваткой духовенства, изъятием у религиозных общин занятых ими общественных зданий, не менее 850 храмов в РСФСР, 600 на Украине, 300 в Белоруссии. В другом отчёте Совета по делам Русской Православной Церкви указывалось, что на 1 января 1947г. в России осталось действующими только 1300 церквей, открытых в период оккупации . Таким образом, общее количество равнялось как минимум, 9400. Эта цифра примерно соответствует встречавшемуся в советской литературе упоминанию о 10 тысячах храмах . Кроме того, было воссоздано почти 60 монастырей: 45 – на Украине, 6 – в Белоруссии и 6-7 – в РСФСР. Очевидно, что при соответствующих условиях подобный религиозный подсчёт произведён не по всей России.

По мере продвижения Красной Армии на запад православные общины в освобожденных районах включались в общецерковную патриотическую деятельность, помогая Родине продуктами питания, деньгами, ценностями, своим трудом. Тогда же становятся известными все новые факты патриотических поступков духовенства и верующих на оккупированных ранее территориях. О них сообщалось в поступавших в Московскую патриархию в письмах или в докладах священнослужителей, посылавшихся на освобожденную территорию для организации церковной жизни. Все это объясняет, почему по инициативе Совета к награждению орденами и медалями стали предоставляться священнослужители и активные миряне. Первое большое награждение состоялось еще осенью 1943 г., когда отмечена была деятельность ленинградского духовенства в дни блокады города. Спустя год медалями «За оборону Москвы» награждены были представители московского и тульского духовенства.

В годы войны Совет поддерживал многие ходатайства религиозных центров и верующих, связанные с «религиозным возрождением», будь то организация паломничества за рубеж, образование религиозных центров, возвращение «святых мавзолеев», открытие культовых зданий, проведение съездов и соборов, открытие монастырей или духовных учебных заведений. Совет оказывал содействие представителям религиозных организаций в их обустройстве на освобождаемых советских территориях.

Церковь свою духовную деятельность связывала и с восстановлением нормальной жизни на освобожденных территориях от немецко-фашистских оккупантов. Здесь она проявила свое служение народу, принимала участие в ликвидации колоссальных разрушений, совершенных фашистскими захватчиками, утешала всех, кто нуждался в духовной силе Церкви, мобилизовывала все православные ресурсы для достижения окончательного разгрома фашизма. В этих целях в проповедях опровергались идейные основы фашистской идеологии, ее антихристианский дух, раскрывалась антигуманистическая сущность геббельсовской пропаганды, ее измышления о непригодности христианства для цивилизации.

Московская Патриархия проявляла особую заботу об устроении церковной жизни в освобожденных от врага епархиях. Она посылала туда в этих целях с особыми полномочиями иерархов или заслуженных протоиереев. Они, как подвижники, были очагами притяжения верующих масс, искавших духовного возрождения и находивших духовную поддержку в непосредственном общении с живыми носителями духовности.

В своих проповедях и молитвах Церковь напутствовала воинов: «Пусть наших доблестных и победоносных вождей и воинов, освобождающих вашу родную землю, осеняет в их победном шествии на 3апад, на полное разрушение лукавых козней врага, на разгром фашизма эта молитва и это благословение церкви» . 3а каждой церковной службой возносились моления о власти, чтобы Господь «даровал нашим правителям мудрость устроению государственных дел и прежде всего к скорейшему изгнанию врага из пределов нашей страны, чтобы и мы, советские граждане, могли возвратиться к мирному труду на общее благо».

На освобожденных территориях особое внимание уделялось разоблачению нацистской политики. С помощью митингов, собраний, средств массовой информации, литературы и искусства обнародовались материалы о провокационных действиях гитлеровцев в отношении ислама, православия, других конфессий. Таким образом, патриотическая деятельность многих конфессий, верующих укрепляла национальное самосознание народа, его дух, традиции и культуру; способствовала воспитанию патриотизма, трудолюбия, высокой нравственности, терпения, милосердия и других необходимых воюющему народу качеств, обеспечивших победу над фашистскими агрессорами. Жизнь научила понимать, что только в единстве, всем миром можно выстоять, победить агрессора и сохраниться.

В военные годы государством было сделано немало для создания условий реализации конституционного принципа свободы совести и вероисповедания на фоне все более активного включения церкви в решение общенародных задач.

Деятельность церкви, как в годы войны, так и в настоящее время имеет важное значение для гражданского согласия, порядка в стране. В годы Великой Отечественной войны религиозные организации всех конфессий были со всем народом, сплачивали людей, поддерживали в трудную минуту.
Во всех епархиях Русской православной Церкви духовенство и верующие проводили активную патриотическую деятельность.

Говоря о патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, необходимо особо отметить роль руководства Московской Патриархии в её организации. Митрополиты Сергий, Алексий и Николай, несмотря на перенесённые всей Церковью и ими лично жестокие гонения, заняли с первого дня войны патриотическую позицию. Она диктовалась не страхом иерархов Церкви за свою судьбу – престарелые архиереи мужественно вынесли постигшие их в 20-30-е годы удары судьбы, ссылки, аресты, репрессии родных и близких; и нехолодным расчетом – в первые дни войны её исход был ещё не для всех ясен. Патриотическая линия руководителей Московской Патриархии, как и всех верующих, была вызвана их естественными чувствами любви к Родине, осознания великого наследия и тысячелетних традиций Русского Православия. Ведь на протяжении столетий бережной хранительницей народных идеалов и святынь, национального самосознания являлась именно Русская Православная Церковь.

Можно выделить несколько направлений патриотической деятельности руководства Московской Патриархии. Это обращения к верующим, партизанам, населению оккупированных областей; сотрудничество с Всеславянским комитетом и ЧГК; послания за рубеж с целью поддержать антигитлеровскую коалицию; призывы к солдатам вражеской армии прекратить кровопролитие; разработка сущности патриотического служения Отечеству; разоблачение фашистской идеологии; проповедническая деятельность; организация сборов денежных средств на нужды обороны.

Об эффективности работы православных архипастырей свидетельствуют многочисленные положительные отклики на их деятельность в СССР и за его пределами, патриотическая деятельность в православных епархиях, монастырях и приходах, а также сборы денежных средств в Фонд обороны, превысившие к концу войны 300 миллионов рублей. Отметим, что в действительности сумма внесённых пожертвований от верующих была намного больше, так как они производились на предприятиях, в колхозах, совхозах, в медицинских, образовательных и других учреждениях, где люди старались не афишировать свою веру.

В 1942 году от Куйбышевского кафедрального собора и верующих области поступило пожертвований на нужды обороны более чем на 1,5 млн. рублей. Собранные средства поступали в различные фонды: на оборону Родины, в Фонд Главного командования, на танковую колонну имени Дмитрия Донского, инвалидам Отечественной войны, семьям военнопленных, на подарки бойцам Красной Армии, на эвакуацию детей.

Правда о религии в России. – М.: Московская патриархия, 1942. – С. 15
Великая Отечественная война 1941-1945 // Энциклопедия. – М., 1985. – С. 648
Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. – М., 1982. – С. 99
Переписка патриарха Алексия I с Г.Г. Карповым // Источник. Документы русской истории. – Вестник Архива Президента Российской Федерации. – 1998. – № 2. – С. 93-97
Сборник сообщений Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков. – М., 1946. – С. 447
Центральный Государственный архив Московской области (ЦГАМО). – Ф. 4341. – Оп. 6. – Д. 429. – Лл. 1-2
Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР). – М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья, 2002. – С. 494
Там же. – С. 496
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) – Ф.17. – Оп.125. – Д.407. – Л.5; Оп.132. – Д.7. – Л.2
Титов В.Н. Православие. – М., 1977. – С. 118
Патриарх Сергий и его духовное наследие. – М., 1947. – С.291

Вера Македонская
доктор исторических наук, профессор кафедры «История»,
НИЯУ «МИФИ»

Каждый человек является индивидуальностью, и имеет свои собственные представления о справедливости, добре и зле. Однако, общество представляет собой целостный организм, поэтому необходимо наличие связующих звеньев, соединяющих факторов. Так что же объединяет людей?

Я думаю, что существует ряд устремлений и желаний, присущих каждому человеку. Например, стремление к миру. Желание жить в гармоничной среде, без войн, конфликтов и смертей, несомненно, есть у каждого из нас.

Главным же объединяющим звеном, на мой взгляд, является любовь. Именно

Чувство безусловной любви к человеческим существам, животным, природе, способствует сглаживанию конфликтов, и гармоничному сосуществованию людей на земном шаре.

А еще объединению людей способствует творчество. Литературные произведения, шедевры живописи, музыки, театрально и кинематографического искусства, позволяют нам проникнуть во внутренний мир другого человека и слиться в едином порыве. Творчество способствует не только единству современного общества, а также помогает проникнуть в другие времена и эпохи, ощутить свою сопричастность с далекими предками.

Объединению общества в единое целое,

Несомненно, способствуют такие человеческие качества, как гуманизм и забота о ближнем. Люди помогают друг другу, иногда рискуя собственными жизнями. Спасатели, пожарные, врачи, полицейские – эти и многие другие профессии являются доказательством взаимодействия человеческих единиц. А подвиги волонтеров, бескорыстно отправляющихся в самые горячие точки планеты, дабы оказать нуждающимся посильную помощь!

Если говорить о коммуникативных способах объединения людей, то в современно обществе возможности для данного процесса существенно расширились. Например, телефоны помогают нам оставаться на связи с близкими даже находясь на дальних расстояниях. А при помощи Интернета мы можем найти себе друзей по всему миру и ознакомиться с новостями из самых дальних уголков. При этом большое значение для объединения имеет знания иностранных языков. Недаром говорят, что чем больше языков ты знаешь, тем больше ты человек. Владение иностранными языками значительно расширяет круг общения, позволяет знакомиться с многочисленными произведениями искусства в оригинале и, конечно же, общаться с представителями различных народов и культур.

Поводя итоги, следует подчеркнуть, что чувство справедливости, гуманизма и стремления к мирной жизни являются основой, позволяющей объединить отдельные человеческие единицы в единое целое. А перефразируя Федора Достоевского я скажу, что мир спасет и объединит одна лишь любовь!