Антидемпинговая пошлина — защитная мера отечественного рынка. Введение предварительной защитной пошлины Особенности применения специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин

Предварительная защитная пошлина (предварительная специальная пошлина, или предварительная антидемпинговая пошлина, или предварительная компенсационная пошлина) вводится Правительством РФ на основании заключения органа, ведущего расследование, в случае, если задержка с применением защитных мер причинила или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет устранить впоследствии. При этом предварительная специальная пошлина вводится при наличии явной причинно-следственной связи между возросшим ввозом товара и существенным ущербом отрасли экономики или угрозой его причинения и при условии одновременного проведения расследования в целях получения окончательного заключения. Предварительная антидемпинговая пошлина вводится не ранее чем через 60 дней после начала антидемпингового расследования, если информация, полученная до его окончания, свидетельствует о наличии демпингового импорта товара и существенном ущербе отрасли экономики, причиненном демпинговым импортом товара, а также о том, что задержка с введением антидемпинговой пошлины может причинить непоправимый существенный ущерб отрасли российской экономики. Предварительная компенсационная пошлина вводится также не ранее чем через 60 дней после начала расследования, если информация, полученная до его окончания, свидетельствует о наличии импорта субсидируемого товара и существенном ущербе отрасли экономики, причиненном импортом такого товара, а также о том. что задержка с введением компенсационной пошлины грозит причинить непоправимый существенный ущерб отрасли экономики.

Порядок уплаты предварительной защитной пошлины

Предварительные защитные пошлины взимаются по правилам, установленным Таможенным кодексом РФ в отношении взимания ввозной таможенной пошлины. Суммы этих пошлин не подлежат перечислению в федеральный бюджет до принятия окончательного решения о введении защитной меры. Уплачиваются предварительные защитные пошлины в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ.

В случае, если по результатам расследования признано целесообразным введение более низкой ставки специальной (антидемпинговой) пошлины, чем ставка предварительной специальной (предварительной антидемпинговой) пошлины, разница между ними подлежит возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством РФ для возврата таможенных платежей, а остаток платежа, внесенного в счет предварительной пошлины, -перечислению в доход федерального бюджета.

Если защитная пошлина (специальная или антидемпинговая) введена в размере, превышающем ставку предварительной защитной пошлины, разница с плательщика не взимается.

Предварительная компенсационная пошлина вводится в размере, равном предварительно рассчитанной величине субсидии.

Ставки и сроки действия защитных пошлин

По общему правилу защитные пошлины устанавливаются в таком размере и действуют в течение такого периода, которые необходимы для ликвидации причиненного существенного ущерба отрасли экономики или для предотвращения угрозы его причинения и адаптации отрасли к условиям конкуренции. Законодательство ограничивает предельные сроки действия защитных пошлин; продление сроков может осуществляться только на основании повторного расследования.

Срок действия специальной защитной пошлины не может составлять более четырех лет. Он может быть продлен Правительством Российской Федерации, если в результате повторного расследования установлено, что существенный ущерб отрасли российской экономики или угроза его причинения продолжает сохраняться. Решение о продлении срока действия специальной защитной пошлины принимается при условии, что отраслью экономики разработаны и реализуются меры по адаптации к меняющимся экономическим условиям.

Общий срок действия специальных защитных мер не должен превышать восьми лет.

Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пяти лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования, которое проводится по инициативе органа, проводящего расследование, или на основании запросов заинтересованных лиц.

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер установленной иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидии в расчете на единицу соответствующего товара при импорте его в Российскую Федерацию. Срок действия компенсационной пошлины остается в силе до тех пор, пока действует соответствующая субсидия, но он не должен превышать пять лет со дня введения компенсационной пошлины или последнего пересмотра ставки указанной пошлины в результате повторного расследования. Пересмотр компенсационной пошлины осуществляется регулярно в течение срока ее действия по инициативе Правительства Российской Федерации.

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины . (Приложение Б).

В России вопросы применения защит­ных мер регулируются Федеральным законом от 08.12 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпин­говых и компенсационных мерах при импорте товаров», который разраба­тывался исходя из требований ВТО и заменил первый законодательный акт в этой области - Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «Об эко­номических интересах Российской Фе­дерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Дополнительным подзаконным актом в области расчета размера субсидии является постановление Правительс­тва Российской Федерации от 13 ок­тября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфичес­кой субсидии иностранного государс­тва (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу неко­торых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров» .

Специальная пошлина - это пошлина, которая приме­няется при введении специальной защитной меры и взима­ется таможенными органами независимо от взимания ввоз­ной таможенной пошлины. При этом специальная защитная мера - это мера по ограничению возросшего импорта на та­моженную территорию, которая при­меняется посредством введе­ния импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза - товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб россий­ским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отноше­нии России со стороны других государств или их союзов. В качестве примера можно привести Постановление Прави­тельства РФ от 5 декабря 2005 г. № 732 «Об импорте говя­дины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 го­дах» (в редакции от 5 мая 2007 г.).

Антидемпинговая пошлина - это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взима­ется таможенными органами неза­висимо от ввозной таможенной пошлины. При этом анти­демпинговая мера - это мера по противодействию демпин­говому импорту (т.е. импорту то­вара по цене ниже нормальной стоимости такого товара), которая применяется; посред­ством введения антидемпинговой пошлины, в том числе пред­варительной антидемпинговой пошлины, или одобрения це­новых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по дем­пинговым ценам, т.е. когда экспорт таких товаров и их реа­лизация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационная пошлина - это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взи­мается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. При этом компенсационная мера - это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государ­ства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, принимаемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностран­ных государств) или экспортером. Компенсационные пошлины, как уже отмечено, приме­няются к ввозимым на таможенную территорию России то­варам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные, субсидии. Необ­ходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, - к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну) .

В соответствии с Федеральным зако­ном меры защиты внутреннего рынка могут быть введены только в результа­те расследования, в ходе которого ор­ган, проводящий такие расследования, установит наличие условий для приме­нения мер защиты внутреннего рынка. В России таким органом расследования являлось Министерство экономическо­го развития и торговли. Расследование, по итогам которого могут быть введены меры защиты внутреннего рынка, мо­жет быть начато по заявлению россий­ских производителей, производящих не менее половины от объема производс­тва данного товара в России.

Федеральный закон предусматривает возможность введения в качестве спе­циальных защитных мер специальных пошлин или квот на импорт товаров. По итогам антидемпинговых и компенсационных расследований могут быть введены соответственно антидемпин­говые или компенсационные пошлины или приняты обязательства.

Пошлина, которая применяется при введении мер защиты внутреннего рын­ка, взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины и сверх ее став­ки. Решение о введении мер защиты внутреннего рынка принимается Пра­вительством Российской Федерации.

На практике меры защиты внутрен­него рынка становятся заметным инс­трументом регулирования внешней торговли в России. Существует ряд причин, обуславливающих «выгод­ность» мер защиты внутреннего рын­ка для российских производителей по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка - это до­статочно подробно прописанная пра­вовая процедура, т.е. при определен­ных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту Во-вторых, эти инстру­менты активно используются в меж­дународной практике и признаны в ВТО. В-третьих, в отличие от обычных таможенных пошлин специальные, ан­тидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в отношении товаров, происходящих из СНГ, в отно­шении которых действует беспошлин­ный режим свободной торговли.

Меры защиты внутреннего рынка все активнее используются отечественны­ми производителями для защиты от импорта. С момента принятия в Рос­сии законодательства о мерах защи­ты внутреннего рынка в 1998 году их было принято 15 (9 - специальных за­щитных, 4 - антидемпинговых и 2 ком­пенсационных). При этом большинство мер было введено в последние годы. Только в 2005 году и первом полугодии 2006 года были введены 7 мер. Кроме того, в ходе расследований было применено 7 предварительных, что позволяет обеспечить более эффективную и быструю защиту для производителей . В качестве примера применения предварительных защитных пошлин можно привести Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года N 137 «О временных мерах по защите свеклосахарного комплекса», в соответствии с которым устанавливалась временная специальная пошлина на свеклосахарное сырье сроком на 180 дней в размере 45% от таможенной стоимости, но не менее 0, 2 евро за 1 кг сухого вещества .

Большинство из в веденных в России мер защиты внутреннего рынка - это специальные защитные меры. Обусловлен такой факт в первую очередь тем, что для российских производителей проще собрать необходимую для начала расследования информацию, так как нет необходимости получать данные о ценах на товар на иностранных рынках или о субсидиях, которые получают иностранные производители от своих государств. Кроме того, в случае введения специальных защитных мер (в отличие от антидемпинговых или компенсационных), действие такой меры будет затрагивать поставки товара из всех стран, а не только из тех, в отношении которых будет доказано наличие демпингового или субсидируемого импорта.

Причинами перехода от специальных защитных мер к ан­тидемпинговым и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер, во-первых, их срок ог­раничен, во-вторых, доказательства ущерба - серьезнее, в-третьих, ан­тидемпинговые и компенсационные меры приводят, как правило, к вы­теснению импорта, в-четвертых, в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредви­денных обстоятельств, и с российских производителей берется своего рода обязательство выполнения плана по адаптации. Кроме того, необходимо отметить, что как в российской, так и в международной практике проще бороться с поставками из одной или нескольких стран, чем с импортом в целом. В случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем их уровень составляет 15-20 процентов, однако в отношении неко­торых товаров и производителей вво­дятся пошлины и в 50 процентов. Кро­ме того, степень ущерба российским производителям, которую достаточно доказать для целей введения анти­демпинговых и компенсационных мер, существенно ниже, чем для целей спе­циальных защитных мер. Для таковых ущерб должен быть серьезным, а для антидемпинговых и компенсационных достаточно и материального ущерба .

На сегодняшний день, в соответствии с ТК ТС п.2 ст.70 Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов ТС и (или) законодательством государств – членов ТС и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины.

Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального про

изводства таких товаров.

Антидемпинговая пошлина - рассматривается как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом.

Назначение антидемпинговых пошлин раскрывается в ст. 9 Закона «О таможенном тарифе» и, как отмечается в литературе, связано с наличием трех обстоятельств:

1) фактом ввоза товаров на российскую таможенную территорию по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;

2) наличием материального ущерба или угрозы его нанесения;

3) причинно-следственной связью между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в РФ, с другой стороны.

Компенсационные пошлины взимаются при импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Компенсационная пошлина является составляющей компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Обычно особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке для зашиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.

Глава 2 Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации

2.1 Порядок применения сезонных пошлин

С целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов следую активизировать применение сезонных пошлин. Такие пошлины, как мера поддержки национальных производителей достаточно активно используются многими зарубежными странами. Для того чтобы избежать «закрытия» рынка отдельных товаров для импорта и вследствие этого возможного ущерба для потребителей таких товаров, можно было бы расширить практику применения сезонных пошлин на сельскохозяйственные товары с короткими сроками хранения.

Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохозяйственные и иные товары». То есть в конечном итоге увеличение стоимости импортируемых сельхозпродукции и иных товаров посредством введения сезонных пошлин, что предполагает создание более благоприятных условий для реализации подобного рода отечественных товаров на внутреннем рынке России.

Сезонные таможенные пошлины устанавливаются Правительством Российской Федерации для оперативного регулирования ввоза отдельных видов товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории.

Перечень товаров, при ввозе или вывозе которых уплачивается сезонная таможенная пошлина, и соответствующие ставки сезонных пошлин должны быть официально опубликованы не позднее чем за 30 дней до начала применения таких пошлин.

Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В случае применения сезонных таможенных пошлин ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом Российской Федерации, в отношении товаров, на которые установлены сезонные таможенные пошлины, не применяются.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с помощью сезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. От других временных мер таможенно-тарифного регулирования (антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин) сезонные пошлины отличаются тем, что связаны с периодическими, сезонными (отсюда и само название пошлин) колебаниями конъюнктуры соответствующих товарных рынков.

Одной из основных обязанностей декларанта при перемещении товаров через таможенную границу является уплата таможенных платежей. В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся:

  • ввозная и вывозная пошлина,
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров,
  • акциз, взимаемый при ввозе товаров,
  • таможенные сборы.

Правила применимы в случае, если страна происхождения товара или его видовая принадлежность не влечет применения льгот и преференций и, если товар не помещается под процедуру, предусматривающую освобождение от уплаты пошлин, налогов.

В соответствии с международными договорами, Договором о Евразийском экономическом союзе (приложение №8 «Протокол о применении о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»), Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 08.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования (не входят в число таможенных платежей) и применяются для защиты интересов производителей товаров ЕАЭС (на уровне решений ЕЭК) и России (на уровне постановлений Правительства РФ).

Специальная защитная пошлина

В случаях роста давления на внутренний рынок со стороны иностранных производителей для ограничения импорта Правительство РФ может вводить импортную квоту и специальную пошлину, в том числе предварительную специальную пошлину. Специальная пошлина взимается таможенными органами независимо от ввозной.

Если применяется предварительная специальная пошлина, то уплаченные суммы не перечисляются в федеральный бюджет до принятия решения о применении специальной защитной меры. Такое решение принимается по результатам расследования, которое должно оценить приносит ли возрастающий импорт товаров причиняет серьезный ущерб российской экономике или создает угрозу такого ущерба. Срок действия предварительной специальной пошлины не может превышать 9 дней. Устанавливается предварительная специальная пошлина только в условиях критического положения в отрасли российской экономики. Если по результатам расследования выявлено причинение серьезного ущерба российской экономике (или угроза причинения такого ущерба), то суммы предварительных специальных пошлин перечисляются в федеральный бюджет. Очевидно, что ключевой аспект – объективная оценка ущерба, анализу подлежат следующие факторы:

  • объем и темп прироста импорта товара в абсолютных и относительных показателях к общему объему производства и потребления товара в РФ,
  • изменения объема производства товара, производительности, размеров прибыли и убытков, загрузки производственных мощностей отечественного товара,
  • изменения объема продажи отечественного товара,
  • уровень цен на конкурирующий товар,
  • доля конкурирующего товара в общем объеме продаж в РФ.

Пример использования инструментов регулирования внешнеторговой деятельности и защиты российской экономики – постановление Правительства РФ от 30.11.2015 года №1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. №583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Специальная защитная мера в форме импортной квоты или специальной пошлины применяется в сроки, определяемые Правительством РФ, и зависят от срока устранения ущерба, причиненного российской экономике или угрозы его причинения, а также от адаптации отрасли экономики к меняющимся экономическим условиям (ст. 9 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»).

Антидемпинговая пошлина

Если товар становится предметом демпингового импорта, ввоз и реализация конкурирующего товара причиняет серьезный материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения ущерба или замедляет создание отрасли экономики, то Правительство РФ может применить антидемпинговые меры. Для применения антидемпинговой меры и введения антидемпинговой пошлины проводится расследование с целью установления факта демпинга и оценки причиненного ущерба.

Факт демпингового импорта устанавливается, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар. Порядок установления факта демпинга регламентирован ст.12 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ст. 13 определяет порядок установления ущерба отрасли российской экономики. Материальный ущерб может заключаться в сокращении объемов производства, объемов реализации отечественного товара на внутреннем рынке. Если эти факторы являются последствием демпинга, то применением антидемпинговой пошлины помогает нивелировать негативные последствия. Анализ воздействия демпингового импорта включает изучение критериев:

  • цена товара, являющегося предметом демпингового импорта,
  • изменение цен на аналогичный товар на рынке РФ,
  • препятствие росту цен на аналогичные товары на рынке РФ в результате демпингового импорта.

Анализ воздействия демпингового импорта на отрасль экономики требует рассмотрения следующих факторов:

  • степень восстановления отрасли экономики,
  • факторы, влияющие на образование цен на товары,
  • сокращение производства, объема выпуска и реализации товара, уменьшении его доли на рынке, сокращение производственных мощностей, производительности труда, доходов от инвестиций,
  • размер демпинговой маржи,
  • воздействие на движение денежных потоков, уровень занятости, заработную плату и пр.

Если до завершения расследования получена информация, которая свидетельствует о демпинге, закон разрешает применение предварительной антидемпинговой пошлины. Решение об этом не может быть принято раньше, чем через 60 дней после начала расследования, ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи (предварительно подсчитанной). Срок применения предварительной антидемпинговой пошлины ограничен – 4, 6 или 9 месяцев.

Срок применения антидемпинговой меры, как и размер пошлины, определяется Правительством РФ, но он не должен превышать 5 лет со дня начала применения или со дня завершения повторного расследования, если оно проводилось в связи с изменением обстоятельств или с истечением срока действия меры. Однако по итогам повторного расследования Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия антидемпинговой меры.

Пример защиты экономики на наднациональном уровне – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 ноября 2015 года № 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

Компенсационная пошлина

Компенсационные меры могут быть применены к товару, к которому применялась специфическая субсидия – финансовое содействие, осуществляемое субсидирующим органом, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории экспортирующей третьей страны, если было установлено, что импорт товара причиняет ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу его причинения или замедляет создание отрасли.

Специфические субсидии создают благоприятные условия для ведения внешнеторговой деятельности конкретным организациям, производителям, экспортерам или их группам. Принципы отнесения субсидии к специфическим установлены ст. 19 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Если в результате предоставления выгодного, привилегированного положения участники внешнеэкономической деятельности причиняют ущерб российской экономике, то Правительств может применить компенсационные меры. Оценка ущерба происходит схожим образом, что и при принятии решения об антидемпинговых и специальных защитных пошлин. И также компенсационная пошлина может взиматься до окончания расследования в размере предварительно рассчитанной величины субсидии. В окончательном варианте после проведения расследования ставка компенсационной пошлины не должна превышать размера специфической субсидии иностранного государства.

Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин – преследует общую цель – защита экономических интересов российских производителей товаров и производителей товаров государств-членов ЕАЭС, что в свою очередь играет важную роль в развитии экономики стран ЕАЭС в целом.