Каменные узоры московских домов. Вашков - самое интересное в блогах Мы не используем шаблонных схем — только уникальные решения

2-е издание. М., . - с.: 187 л. ил. Иллюстрации выполнены в технике фототипии. Титульный лист и лист посвящения выполнены в технике цинкографии. В белом цельнотканевом (коленкор) издательском переплёте. На передней крышке полихромным тиснением: название издания. Составные форзацы из бумаги с аллегорическим рисунком, тиснённым золотом. Торшонированный обрез. 32,2х25 см.

Вашков, Сергей Иванович (1879 - 1914) - выпускник Императорского Строгановского училища технического рисования, ученик В.М. Васнецова, русский художник и архитектор, известный мастер русского церковного декоративно - прикладного искусства, издатель журнала "Светильник", ревностный продолжатель русской традиции в разных направлениях творческой деятельности. В 1900 году Евпраксия Георгиевна Оловянишникова (1851-1925) приглашает к творческой работе в своем всероссийско-известном семейном предприятии молодого двадцатилетнего художника С.И. Вашкова и год спустя назначает заведующим художественным отделом Товарищества П.И. Оловянишников и Сыновья. Данный каталог - это своеобразный отчет мастеров Товарищества о проделанной творческой работе за десятилетний период 1901 - 1910 годов.

Заказчиками т-ва П.И. Оловянишникова и Сыновья являлись члены и родственники императорской семьи, высопоставленные особы, представители купечества и духовенства. В альбоме можно увидеть: Лампады. Пасхальные яйца. Ковчег для Святых Даров. Панагия. Икона "Христа - Эммануила". Наперсный крест. Серебряный складень. Триптих. Митра. Запрестольный крест и хоругвь. Блюдо для сбора денег в храме. Антидорное блюдо. Стихарь для дьякона. Фелонь. Икона Казанской Б.М. Рипида. Напрестольный семисвечник. Венчальный венец. Оклад на икону Христа - Вседержителя. Икона Иверской Б. М. Майоликовый подсвечник. Потир с прибором для Св. Причастия. Саккос. Оплечья на фелонь и стихарь. Выносной подсвечник. Панихидный столик. Напрестольные кресты. Молебное евангелие. Водосвятная чаша. Аналой для иконы. Напрестольное Евангелие. Потир из белого топаза. Панагия. Оклад на икону Божией Матери. Деревянный складень. Киоты. Иконы Св. Нины, просветительницы Грузии. Икона Арх. Михаила. Воздухи, шитые шелками и жемчугом. Серебряный ковчег. Выносной крест. Трикирий. Дикирий. Подсвечники. Финифтьевый крест. Архиерейский посох. Церковная мебель. Свечной ящик. Напрестольная плащаница. Дароносица. Мирница. Подставки для лампад. Трехсвечник на жертвенник. Аналой для Евангелия. Запрестольные крест и икона. Полковой складень. Крестильные тельники. Кадила. Басменный киот. Кронштейны для лампад. Крест на жертвенник. Висячий фонарь в притворе храма. Икона - Царица Небесная. Икона Св. Николая Чуд. Молебный крест. Стяги. Панихидница. Крест на Голгофе. Паникадило. Ковчежец для камня, на котором молился Пр. Серафим Сар. Престол. Сканной оклад на икону Казанской Б.М. Пасхальные трехсвечники. Церковная люстра. Сосуд с прибором для Св. Причастия. Оклады на иконы. Запрестольный семисвечник. Басменный иконостас. Гробница для плащаницы. Басменный престол. Рака для гроба Св. Макария. Посохи архимандричий и игуменский.

Короткая справка: Вашков, Сергей Иванович (4 (16) июля 1879, Сергиев Посад - 7 (20) ноября 1914, Москва) - русский художник, архитектор, дизайнер и преподаватель. Один из мастеров московского модерна. Родился 4 (16) июля 1879 в Сергиевом Посаде в семье журналиста Ивана Андреевича Вашкова (1846-1893). В 1893 году он начал учиться в Императорском Строгановском училище технического рисования, которое окончил в 1901 году со званием учёного рисовальщика. В 1900 году проходил практику в ювелирной мастерской К. Фаберже. Ещё до получения диплома был приглашён на работу московской фирмой церковной утвари «торгово-промышленное товарищество П.И. Оловянишникова с сыновьями», где занимался обновлением дизайна производимой фирмой религиозной утвари. В 1901 году стал художественным руководителем фабрики Оловянишниковых. В 1911 году вышло фундаментальное издание «Религиозное искусство», в котором были собраны фотографии предметов, выполненных по рисункам С.И. Вашкова. К наиболее значительным произведениям художника в этом жанре, по мнению искусствоведа М.В. Нащокиной, относятся: гробница Преподобного Павла Обнорского в Вологде, гробницы Святых Гермогена и Макария в Московском Кремле, надгробия Карнеевых и Зыбина в Москве и ряд других. Вашков создал свой самобытный художественный язык, в котором сочетались древнерусские и древнехристианский мотивы. В своих работах художник использовал скань, филигрань, чеканку, резьбу по дереву, финифть и другие традиционные техники, однако сочетал их оригинальными способами. В 1909 году архиепископ Антоний (Храповицкий) взволнованно заметил:

«Господь сжалился над нами, любителями церковного благолепия: древнее вдохновенное творчество священных предметов восстановлено новым художником С.И. Вашковым, которого имя займет в истории нашего церковного благолепия одно из почетнейших мест, быть может, наряду с Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым».

Архитектурные работы Вашкова малочисленны, однако важны для истории московского модерна. Незадолго до смерти, в 1913 году Вашков с единомышленниками основал новый художественный журнал «Светильник» и стал его главным редактором. С марта 1914 года служил штатным преподавателем Строгановского училища. Жил в Москве на Арбате, 12 и на Чистопрудном бульваре, 14. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

ВАШКОВ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (СЕРГИЕВ ПОСАД 4(16).07.1879 - МОСКВА, 7(20).11.1914)

В 1893 г. поступил и в 1901 г. окончил Императорское Строгановское училище технического рисования со званием ученого рисовальщица. Тогда же его работы обратили на себя внимание известной московской фирмы церковной утвари - Торгово-промышленного товарищества П.И. Оловянишникова с сыновьями. Еще не получив диплома, в 1901 г. Вашков был приглашен художественным руководителем фабрики Оловянишниковых и полностью посвятил себя обновлению традиционной, но давно выпавшей из контекста современного художественного развития отрасли - созданию уникальной, подлинно художественной церковной утвари. Своеобразным отчетом Вашкова о работе на фабрике Оловянишниковых стало фундаментальное издание “Религиозное искусство” (Москва, 1911), представляющее собой альбом фотографий предметов церковной и гражданской утвари, выполненных по его рисункам. К наиболее значительным созданиям художника в этом жанре относятся: гробница Преподобного Павла Обнорского в Вологде, гробницы Святых Гермогена и Макария в Московском Кремле, надгробия Карнеевых и Зыбина в Москве; отделка и внутреннее убранство церквей в имении “Новая Чартория” в Волынской губернии и в Федоровском городке Царского Села под Петербургом, храма Красностокского монастыря Гродненской губернии. В этих произведениях Вашков, сочетая древнерусские мотивы с древнехристианскими, синтезировал свой самобытный пластический язык, в котором средневековые формы получили новое прочтение, отражающее предметно-пространственное видение человека начала XX века. Собственно, именно Вашков удалось в полной мере воплотить в сфере храмоздательства идею создания цельной эстетически осмысленной среды, которую развивал еще У. Моррис. Синтетизм его художественного мышления базировался на живом ощущении безгранично разнообразного в своих проявлениях рукотворного древнерусского искусства, которое он узнал в поездках по России, и на тонком чувстве ритма и стиля современности. По прошествии десяти лет, формулируя свое творческое кредо, Вашков об этом написал:

“Я в продолжении десяти лет труда не считал необходимым рабски копировать древние образцы искусства, повторять то, что уже давно высказано и пережито... Формы пластического искусства, как и литературные формы, должны развиваться и изменяться, пополняясь все новыми видами, но не теряя своей типичности. Язык, не изменяющийся под влиянием новых форм, становится мертвым. То же самое происходит и с искусством”.

Благодаря подвижнической деятельности Вашкова, после почти двухвекового господства тривиального ремесленничества в храмы России начали вновь поступать подлинно художественные произведения своего времени, утверждая возрождение церковного искусства - одного из древнейших национальных видов декоративно-прикладного искусства. Художник широко использовал почти все традиционные для Руси техники - скань, филигрань, чеканку, резьбу по дереву, просечку по металлу, литье, финифть, шелковое шитье, вставки из драгоценных камней и т.д. Однако, сочетание их, как правило, было необычно - деревянная резьба и эмаль, скань и резьба по перламутру, бисерное шитье и декоративное серебряное литье, живопись и драгоценные ткани. В качестве поделочного материала Вашков применял и такие экзоты, как древесина кокосового ореха. Огромную роль в творческом становлении Вашкова сыграл В.М. Васнецов. Молодой художник считал его своим учителем, хотя формально учеником мастера не являлся. Это утверждение можно понять - именно Васнецов в 1870-1880-х годах наиболее ясно и художественно выразительно обозначил путь развития национального русского искусства, основанный на погружении в стихию народного творчества и фольклора, который оказался весьма плодотворен для развития неорусского стиля. В определенном смысле можно провести параллель между работами М.В. Нестерова, развивавшего васнецовские принципы в живописи, и работами Вашкова в прикладном искусстве, также во многом наследовавшие выдающемуся живописцу. Свойственный им обоим оттенок трепетного, эстетически чувственного отношения к древнерусскому искусству, стремление к его прочтению в духе современного религиозно-ностальгического символизма - характерная примета эпохи. Эти качества прочитываются и в архитектурных произведениях Вашкова. Архитектурным проектированием он занимался от случая к случаю, поэтому его работы в этой области малочисленны, однако чрезвычайно важны для своего времени. Широко известен доходный дом в Москве при церкви Св. Троицы “что на Грязех”, спроектированный и построенный в 1908-1909 гг. - первый опыт художника в зодчестве, где он, по сути, выступил в качестве декоратора уже спроектированного ранее сооружения. Основной декоративной темой здания стал “ковер” декоративных рельефов, стилизующих барельефы Дмитровского собора во Владимире. Вашков “населил” фасадную плоскость неуклюжим сказочным зверьем, райскими птицами и невиданными растениями. Здесь как бы совершался характерный для эпохи символизма возврат к мифологическим персонажам, увиденным по-новому. Еще более целенаправленно и самобытно обращение Вашкова к миру русского фольклора реализовалось в деревянной даче И.А. Александренко, возведенной в 1908 г. в поселке Клязьма. Она обращала на себя внимание индивидуальностью образной характеристики, цельностью архитектурно-стилистического решения всего участка (в том же характере художником были спроектированы хозяйственные постройки, садовые скамейки, фонари, ограда с резными воротами и калитками), ярким многоцветьем деревянной сюжетной резьбы, витражей, изразцовых печей и каминов и, наконец, тем ощущением неподдельной рукотворности, которым дышат все создания Вашкова. Среди образов, помещенных на фасадах клязьминской дачи, можно найти многие древние символы, волновавшие ее автора - берегинь, птицу Алконост, двуглавого орла, наконец ягненка, олицетворяющего Христа, павлина - птицу Эдема и др. Поэтичность художественного языка Вашков - плоть от плоти его натуры, не устававшей восхищаться красотой жизни, гармонией и совершенством природы. Он писал: “В минуты восхищения природой искусство складывает фантастические сказки, в которых оживают и небо, и солнце, луна и звезды, все силы природы одухотворяются, и животный мир говорит языком человека и разделяет его восхищение”. В этом чутком прислушивании художника к голосам товарного мира обнажалась природа своеобразного мироощущения символизма, проникнутого образами смены времен года, отдельных природных состояний, их связи с человеческими страстями. В 1910 г. Вашков спроектировал церковноприходскую школу для поселка Клязьма, а в 1914 г. сделал эскизы храма-памятника в честь 300-летия дома Романовых. Это вершина его творчества, зримое воплощение его художественного мировоззрения. Изящный объем одноглавого храма был щедро украшен сюжетными майоликами, впоследствии изготовленными Абрамцевским заводом. Скоропостижная смерть не позволила художнику завершить свое произведение; церковь была возведена уже после его смерти в 1914-1916 гг. арх. В.И. Мотылевым. Формы храма образно тяготели к памятникам Москвы XV-XVI вв. и, в особенности, “годуновского” зодчества. Однако, их трактовка отражала и влияние эстетики модерна, фокусирующего внимание на изобразительном совершенстве архитектурных деталей, устремленного к простоте и лаконизму архитектурного языка. Проект храма интересно сопоставить с проектами старообрядческих храмов И.Е. Бондаренко - такое сравнение неопровержимо свидетельствует о влиянии этого нового современного пласта религиозного зодчества на произведение Вашкова. Незадолго до смерти, в 1913г. художник с группой единомышленников создал новый художественный журнал “Светильник”, призванный популяризировать отечественное искусство и научные изыскания в области его истории. Будучи главным редактором издания, Вашков сумел сплотить вокруг себя авторитетный круг художников и ученых. В его редколлегии состояли Д.В. Айналов, Н.П. Кондаков, Н.В. Покровский, А.В. Прахов, Ф.И. Шмидт, Н.И. Троицкий, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.В. Щусев и другие. Нечуждый литературной деятельности, художник не только редактировал, но и сам писал для журнала статьи о русском искусстве, что дополняет его творческий портрет.

РАБОТЫ МАСТЕРА

1906(?) - 1907 гг.

Внутренняя отделка и утварь для церкви в имении Н.И. Оржевской «Новая Чартория». Волынская губ.

Дача И.А. Александренко. пос. Клязьма. Московская обл. (сгорела в конце 1990-х гг.)

1908 - 1909 гг.

Доходный дом при церкви Св. Троицы, «что на Грязех». При участии арх. Л. Кравецкого и инж.-строит. П. Микини. М., Чистопрудный бул., 14. (Рис. на стр. 10, 64 и 205)

1900 - 1910-е гг.

Гробница преп. Павла Обнорского, г. Вологда.
Гробница Св. Патриарха Гермогена. М., Кремль, Чудов монастырь, (ныне - Успенский собор)
Гробница Св. Макария. г. Овруч.
Надгробие Карнеевых. М.
Надгробие Зыбина. М.
Внутренняя отделка и предметы утвари Федоровского собора Федоровского городка. Царское Село. (г. Пушкин) (не сохр.)
Внутренняя отделка, иконостас и утварь храма Дворцового госпиталя при Царскосельской общине Красного Креста. Царское Село (г.Пушкин). (Строитель - арх. С.А. Данини).
Внутренняя отделка храма Красностокского монастыря.

1910 - 1911 гг.

Церковно-приходская школа имени Ивана и Пелагеи Апександренко. (Строитель - арх. Е.И. Зеленский), пос. Клязьма Московская обл. (Рис. на стр.65)

1911 -1913 гг.

Проект церковно-приходской школы для г. Костромы, (неосущ).

1913 г.

Храм-памятник в честь 300-летия Дома Романовых Свв. Николая Мирликийского и митрополита Алексия. При участии арх. В.И. Мотылева. (Росписи по эскизам С.И. Вашкова были начаты скульптором Н.П. Гавриловым). пос. Клязьма. Московская обл. (Рис. на стр. 207)

ВКЛАД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ФАМИЛИИ ОЛОВЯНИШНИКОВЫХ В РАЗВИТИЕ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

Начиная разговор о ювелирном русском искусстве конца XIX– начала ХХ века, мы сразу перечисляем крупнейшие и значимые российские (петербургские и московские) ювелирные фирмы – Фаберже, Сазикова, Хлебникова, Постникова, полагая, что относить его нужно к производителям церковных колоколов. Однако в ювелирном деле Оловянишниковы оставили яркий след, создав великолепные произведения в «русском стиле» (или как его ещё называют «неорусским стилем» или неодобрительно – «псевдорусским»). Богатая ярославская купеческая семья Оловянишниковых к началу ХХ века владела 35 каменными лавками, колокольно-литейными и свинцо-белильными заводами в Ярославле, свинцово-белильным, краскотёрочным и свинцово-прокатным заводами в деревне Волокуши Ярославской губернии, а также торговыми отделениями в столице (Санкт-Петербурге), Москве, Туле, Ярославле, Нижнем Новгороде и Вологде, фабрикой церковной утвари в Москве. Касательно именно ювелирного религиозного искусства надо вести речь о московской оловянишниковской фабрике, на которой в 1917 году работало 206 рабочих. По своей значимости эта фабрика в Москве уступала лишь ведущей фабрике ювелирной отрасли, принадлежащей фирме «И.П. Хлебникова Сыновья и Ко». С петербургской же фирмой Карла Фаберже Оловянишниковы тягаться не могли. Фирма Фаберже была одним из мировых лидеров в ювелирном искусстве. На оловянишниковской фабрике производился широкий ассортимент церковной утвари из серебра, золота и бронзы, священнические облачения, мебель и церковную скульптуры из дерева и мрамора. Кроме изделий религиозного назначения на фабрике изготавливались и изделия светского назначения (например, лампы и посуда). Фирма Оловянишниковых бралась за ответственные и трудоёмкие заказы по изготовлению рак для мощей и церковных главок. Возникновение неповторимого «русского стиля» церковной утвари фирмы Оловянишниковых связано с именем любимого ученика В. М. Васнецова – талантливого художника Сергея Ивановича Вашкова (1879 – 1904), который более 15 лет возглавлял художественный отдел фабрики. Художник был уверен в том, что назначение художественных изделий фабрики – воспитывать эстетическое и нравственное чувство человека. Идеи, заложенные в художественном изделии, должны быть понятны человеку, его пртобретающему. Идеи, доступные пониманию, Вашков находил в искусстве ранних христиан и в искусстве Древней Руси. Вашков и его соработники творили в истинно национальном духе, поэтому искусствоведы считали их произведения стилистически близкими изделиям русского народного декоративно-прикладного искусства. Созданная ими церковная утварь была чужда социальной элитарности, так как была ориентирована на богомольцев из всех социальных слоёв, объединённых общим участием в таинствах. Вашков был противником бессмысленного украшательства церковной утвари и считал необходимым использовать только символику, несущую христианскую смысловую нагрузку: голубь с оливковой ветвью («Ноева голубица»), рыба (тайный символ первых христиан), агнец, птица Феникс (тайный символ Христа у первохристиан) и т. п. Из народного искусства Вашков заимствовал изображения львов и птицы Сирин в орнаментах, но всё же он стремился к наибольшей простоте линий. Камни в изделиях Вашкова находили себе место лишь в случае необходимости чёткого акцентирования композиции. Обладая безупречным художественным вкусом, тактом и прочным религиозным мировоззрением, художник избегал светскости и аляповатости, предпочитал золоту оксидированное серебро и высеребренную бронзу. Золото он предпочитал использовать в виде позолоты. На международной выставке в Турине в 1911 году С. И. Вашков получил золотую медаль, а сама фирма получила сразу четыре (!) «Гран-при» и специальную награду «За сотрудничество». Виктор Иванович Оловянишников (1874 – 1932 гг.) получил на этой выставке почётный диплом. В канун празднования 300-летия Императорского Дома Романовых фирма Оловянишниковых выполняла заказ государственного значения: отливку ансамбля колоколов и церковной утвари для строящегося в Санкт-Петербурге Собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых на Миргородской улице у Николаевского(ныне Московского) вокзала. Инициатива строительства этого храма исходила от «Союза Русского Народа», а строили храм на всенародные пожертвования. Победителем конкурса проектов храма стал гражданский инженер С.С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. Храм строился уже по технологии нового – ХХ века – из железобетона. Он был выстроен примерно за два года (1911 – 1913 гг.). Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы В.И. Траубенберга, укращали родословное древо Романовых и Феодоровская икона, выполненные из майолики в мастерской П.К. Ваулина по рисунку художника С.П. Чехонина. Другая икона, размещённая над входом, была сделана по рисунку В.М. Васнецова в технике мозаики. Иконостас храма вырезали из липы в московской мастерской палехского иконописца И.М. Дикарёва, там же изготовили киоты и написали иконы – копии древнерусских. В той же мастерской изготовили Голгофу и царское место. Роспись храма в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В.С. Щербакову. Свита Государя заказала фирме Оловянишниковых серебряную дарохранительницу в виде уменьшенной копии Успенского собора в Кремле. Она была подарена Свитой Его Величества Феодоровскому собору. Оловянишниковская фирма изготовила для собора литургические сосуды, скопировав сосуды XVII века из костромского Ипатьевского монастыря. Также были отлиты колокола с именами членов царской семьи. По проекту Вашкова был создан подлинный шедевр – ажурное бронзовое паникадило в виде шапки Мономаха диаметром три сажени. Действительным событием в жизни русского ювелирного искусства стало изготовление на московской фабрике фирмы Оловянишниковых по проекту Вашкова верноподданнической грамоты русского дворянства по случаю 300-летия Дома Романовых, ларец и блюдо для поднесения её Государю. Ларец был изготовлен из литого серебра, украшен эмалями и драгоценными камнями. Шатровая крышка ларца была увенчана красным крылатым грифоном с чёрными мечом и щитом – гербом бояр Романовых. Блюдо представляло из себя прекрасное резное изделие из мамонтовой кости, оправленное в серебро и несущее изображение Государственного Герба Российской Империи. В 1913 году московская фабрика Оловянишниковых получила высокое и почётное звание Поставщика Высочайшего Двора. Перед началом Первой мировой войны императорская фамилия успела разместить на фабрике крупный заказ – герб и раку для мощей Святого патриарха Гермогена для Успенского собора московского Кремля. Эта работа оказалась последней для замечательного русского художника и ювелира Вашкова. Он скончался в 1914 году. Многие искусствоведы склоняются к мнению, что эта последняя работа Сергея Вашкова и является его лучшей, самой совершенной работой по цельности и стройности художественного решения. В 1918 году захватившие власть большевики закрыли ярославское колокольное производство и московскую фабрику церковной утвари. Был национализирован свинцово-белильный завод в Ярославле, доживший как достаточно успешное предприятие до наших дней. Самое трагическое для России то, что большинство лучших произведений фирмы Оловянишниковых погибло. Не дошло до нас великолепное убранство Феодоровского собора в Петербурге. Сейчас идёт его воссоздание. Материал о шедеврах ювелирного искусства, созданных мастерами фирмы Оловянишниковых, использовался при проведении уроков по мировой художественной культуре и русскому церковному искусству (элективный курс) в петербургской Православной гимназии Святого Благоверного великого Князя Александра Невского в 2004 – 2012 годах. С целью создания зрительного ряда на этих уроках использовался богатый иллюстративный материал, так как сами Оловянишниковы были собственниками ежемесячного журнала «Светильник», посвящённого религиозному искусству России и его истории. «Светильник» издавался в 1913 – 1917 годах, печатал статьи по церковной археологии, богословским вопросам, работы о выдающихся произведениях архитектуры и искусства, следующих в русле национальных традиций. Журнал был оформлен прекрасно и содержал от 10 до 15 иллюстраций на 30-60 страниц текста. В 1911 году Оловянишниковы выпустили альбом-сборник «Русское религиозное искусство», где представили изделия фабрики за 1901 – 1911 годы. Альбом содержал 188 листов тоновых фотографий с изображениями более чем 300 предметов церковной утвари, 41 образца парчи ручной работы и 38 предметов светского назначения.

В Москве огромное множество великолепных роскошных зданий, создающих неповторимый ансамбль города – музея под открытым небом. Архитектурные стили разных эпох можно наблюдать на улицах столицы. Это классические портики с колоннадой, плавные эркеры модерновых балконов, «неорусские» проемы окон и готические башенки по углам домов. Но неизменно внимание пешехода привлекают два московских дома с невероятной красоты резными узорами по фасаду.

Один из них москвичи прозвали «домом со зверями». Все удивляются и гадают, что же это за дом? Сейчас в нижнем этаже дома расположен аквариум, и люди тем более ассоциируют эту постройку с чем-то «звериным». Однако, дом этот был построен в 1908–09 гг. как доходный для людей Церкви Троицы на Грязех , которая находится на улице Покровке и в настоящее время восстанавливается. Проект дома был разработан архитектором Львом Людвиговичем (Леон Войцех) Кравецким при участии инженера-строителя Петра Карловича Микини. Оба они происходили из поляков, но учились и работали в России. Деньги на постройку дома были выделены купеческой семьей Оловянишниковых , члены которой были попечителями и ктиторами этой церкви и жили на Покровке. Семья владела известной до революции фабрикой церковных изделий, на которой изготавливались изделия из золота, серебра, бронзы, дерева, парчовые облачения.

В начале 20 века в московской архитектурной практике вошло в моду обращение к древнерусским мотивам старины, и архитектор Кравецкий задумал украсить фасад дома сказочными барельефами . За эскизы будущих украшений взялся известный архитектор, дизайнер и художник Сергей Иванович Вашков . Образцами для фантастических животных, птиц и деревьев послужили художнику барельефы Дмитриевского собора во Владимире , который С.И. Вашков считал вершиной владимирского зодчества. Но художник не просто скопировал эти древние рисунки, а создал на их основе уникальные неповторимые мифические образы немыслимых львов, грифонов, единорогов и других сказочных существ. Хотя более древние изображения диковинных зверей можно и сейчас увидеть на Георгиевском соборе в Юрьев-Польском.


Георгиевский собор Юрьев-Польский

Дом изначально был построен в три этажа — на первом этаже жили прихожане церкви, а два других предназначались для сдачи внаем и получения прибыли. Когда в советские годы дом превратился в коммуналку, то в 1945 году в нем достроили еще два этажа под жилье. Сейчас на нижних этажах дома располагается Морской аквариум-океанариум, магазин антикварной книги «Русский Библиофил», а на других этажах «Апарт Хостел» и жилые квартиры. С подробной историей церкви Троицы на Грязех , удивительной иконой «Три радости» и необычном «доме со зверями» вы сможете познакомиться .

Другой необычный дом, прозванный москвичами «кружевным» или «ажурным» , находится на Ленинградском проспекте (д. 27). Он был построен в 1940-1941 годах по проекту архитекторов А. Бурова и Б. Блохина. Незадолго до войны эти архитекторы возвели три серии крупноблочных домов из бетонных блоков. Этот дом был третьим и самым лучшим в этом эксперименте, так как в то время бетон нужен был тогда стране на строительстве заводов и укрепительных сооружений, и из бетонных блоков жилые дома массово не строились. Дом был возведен перед самой войной и фактически явился образцово-показательным началом советского крупноблочного строительства , так как в нем были применены блоки максимального размера, высотою в целый этаж, которые остаются таковыми и в наше время.

Метод сборного строительства из бетонных блоков заводского изготовления позволил ускорить, удешевить и механизировать строительный процесс жилого дома. Но наряду с началом, так называемого массового «блочного строительства», этому дому повезло — он был украшен по фасаду красивейшим ажурным узором с растительным орнаментом по эскизам художника В. Фаворского. Ажурные решетки, выполненные из бетона, установлены на кухонных окнах, выходящих на Ленинградский проспект, потому что эта сторона является теневой. Именно в этом доме впервые в СССР индустриальные бетонные блоки были применены как конструктивные и в то же время как декоративные элементы здания. Такая новая система компоновки блоков в 1955 году была утверждена Госстроем СССР для применения в массовом строительстве, но в итоге подобные дома в серию пущены не были. А жаль…

Помимо новаторства в строительстве дома, здесь была введена новая система внутренней планировки квартир. Дом состоял исключительно из небольших квартир, предназначенных для проживания одной семьи. Внутри дома планировали расположить кафе и детский сад. В планировке дома была заложена идея общественного проживания: там был только один лифт, две светлые лестницы, все помещения обслуживающего персонала выходили в вестибюль единственного подъезда. Сейчас это также жилой дом с магазинами и банком на нижнем этаже. Общая площадь типовой двухкомнатной квартиры с изолированными комнатами 55 метров, площадь кухни аж 14 метров, да еще и с таким ажуром на окне!

«Музыкально-лесной дом» на Тверской улице. Выдающийся архитектор Андрей Константинович Буров жил на Тверской улице в доме 25, построенном по собственному проекту в 1936 году. Этот дом был удостоен премии Моссовета как один из лучших домов в Москве. Он очень необычно выделяется среди всей монументальной застройки советского периода на этой улице и напоминает своими внешними элементами итальянские палаццо с арками и росписями. К тому же он и строился необычно, двумя частями и для разных заказчиков. Левая часть дома со стороны Тверской была построена первой в 1936 году по заказу Наркомлеса. Поэтому она украшена многочисленными росписями на лесную тему в технике сграффито по эскизам Владимира Андреевича Фаворского. Недавно прямо перед этим домом с угла Благовещенского переулка снесли палатки с магазинами, в результате чего образовался уютный зеленый скверик. А самое главное открылся фасад дома с этой стороны, где над входной дверью можно прочесть уникальную надпись «Дом ИТР Наркомлеса» . Кстати, именно на месте этого сквера и этой части дома находилась до 1929 года церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, давшая название переулку.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в поселке Клязьма Московской области
Часть 1.
Лермонтовская улица, 20.

Храм построен в 1913-1916-е годы в честь 300-летия дома Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова, ученика Васнецова. Он построен на средства купца 2-й гильдии Ивана Александровича Александренко.

Церковь завершена главкой с кокошниками и украшена прекрасными майоликовыми панно.
Храм является интересным образцом неорусского стиля с оттенком модерна.
О годе основания можно прочитать надпись старинной вязью на изразцовой ленте барабана.
Его собирались освятить как церковь Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского. После революции 1917г. храм был разорен, пострадал он и внешне.
В 1989 году освящен как Спаса Нерукотворного Образа и отреставрирован.
Сергей Иванович Вашков (16 июля 1879, Сергиев Посад - (20 ноября 1914, Москва) - русский художник, архитектор, дизайнер и преподаватель. Один из мастеров московского модерна
Архитектурные работы С.И. Вашкова малочисленны, но по словам М.В. Нащокиной важны для истории московского модерна.
Он работал на московской фирме церковной утвари «торгово-промышленное товарищество П. И. Оловянишникова с сыновьями», где занимался дизайном религиозной утвари. В 1901 году стал художественным руководителем фабрики Оловяшниковых.
В 1911 году издано фундаментальное издание «Религиозной искусство», в нем были собраны фотографии предметов, выполненных по его рисункам. По мнению искусствоведа М. В. Нащокиной к главным работам относятся: гробница Преподобного Павла Обнорского в Вологде, гробницы Святых Гермогена и Макария в Московском Кремле, надгробия Карнеевых и Зыбина в Москве и другие.

Мозаика крыльца
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Михаил Новинский

Архитектор-дизайнер, основатель и руководитель студии

Михаил Новинский родился в Москве, в 2004 году закончил МГХПА им. Строганова по специальности «Проектирование интерьеров». С 2003 года занимается проектированием частных и общественных интерьеров, дизайном мебели и предметов оформления интерьера, архитектурным проектированием. В своем портфолио имеет десятки реализованных объектов различной площади, сложности и назначения, и расположенных как в России, так и в странах СНГ, Европе и Азии. В 2010 году основал собственную проектную мастерскую – MNdesign, специализирующуюся на проектировании интерьеров в современных стилях – минимализм, contemporary, лофт и других. Член гильдии художественного проектирования Московского Союза Художников. Лауреат и номинант премий Interia Awards, Лучший интерьер (Союза Архитекторов России), Pinwin, Russian Project, Best Office Awards, других российских и международных конкурсов. Работы публиковались в Architectural Digest, Интерьер+Дизайн, SALON-Interior, Objekt, Design Diffusion News, Interiors the Best, Archilovers, Архидом, Houzz, других печатных и интернет изданиях, а также вошли в состав книги Big Design for Small Workspaces международного издательства Images Publishing Group. Постоянный участник телепрограмм Квартирный вопрос и Дачный ответ на НТВ

Анастасия Коннова

Ведущий дизайнер, партнер

Родилась в Москве. Выпускник факультета «Интерьера и оборудования» МГХПА им. С.Г. Строганова. С 2003 года занимается проектированием частных и общественных интерьеров, предметов оформления интерьера, занималась преподавательской деятельностью. Работала в различных дизайн-студиях, проектном институте, крупных архитектурных бюро. Член гильдии художественного проектирования Московского Союза Художников. Лауреат Interia Awards 2015, Лучший Интерьер 2017 (Союза Архитекторов России), PINWIN 2015, номинант Russian Project 2018, Best Office Awards 2015. Работы публиковались в Architectural Digest, Интерьер+Дизайн, SALON-Interior, Objekt, Interiors the Best, Archilovers, Архидом и других печатных и интернет изданиях, а также вошли в книгу Big Design for Small Workspaces международного издательства Images Publishing Group. Партнер в студии

Марк Гришин

Архитектор-дизайнер, руководитель архитектурно-чертежного отдела

Родился в Москве. Закончил факультет «Интерьера и оборудования» МГХПА им. Строганова. Более 10 лет занимается проектированием архитектурных сооружений, частных и общественных интерьеров, предметов мебели, архитектурной визуализацией. Работал в нескольких дизайн-студиях и архитектурных бюро, а так же как частный дизайнер в Москве и Краснодарском крае. Специалист по BIM -проектированию. Работы публиковались в Architectural Digest, Интерьер+Дизайн, Interiors the Best, Архидом, других печатных и интернет-изданиях. В команде — с 2012 года

Ася Балуева

Архитектор-дизайнер, визуализатор

Родилась в Москве. Закончила Московский Архитектурный Институт (МАрхИ). Работала в крупных проектных бюро и дизайн-студиях, занималась интерьерной визуализацией. Имеет широкий опыт проектирования — от небольших квартир, до градостроительных концепций. В студии с 2015 года

Ольга Погорелова

Ведущий дизайнер

Родилась в Белгородской области. В 2010 году закончила архитектурно-строительный факультет БГТУ им В.Г. Шухова. После окончания института занималась архитектурным проектированием, реконструкцией зданий, работала в нескольких архитектурных бюро, а так же как частный архитектор и дизайнер. Работы публиковались в Houzz, InMyRoom, Архидом и других изданиях. Участвовала в телевизионных проектах на канале «Твой дом». Со студией сотрудничает с 2013 года