Урок 1 кл кто такие насекомые. Насекомые

В головной части находится рот - орган чувств . Есть усики , у некоторых животных есть хоботок . Глаза имеют особое строение: насекомые близоруки, но они отлично видят движение, цвет . На груди расположены конечности, у насекомых 6 лапок . При этом лапки служат не только для передвижения. Одни используют их для собирания пыльцы, другие - для охоты и прыжков, а кто-то - для плавания или ощущает ими звуки. В брюшке находятся внутренние органы . Там есть все для обеспечения жизни организма. Одной из отличительных черт является наличие крыльев . Большинство представителей этого класса могут летать.

За исключением морей, насекомые встречаются практически везде: на болотах, лугах, в лесу, в горах и даже в человеческом жилье. Разнообразие их большое, но они распространены по свету неравномерно.

Ученые разделяют насекомых по способу размножения на 2 группы :

1. когда из яйца появляется личинка, напоминающая уже взрослое насекомое (Рис. 2);

2. личинка превращается в куколку, а потом превращается во взрослую особь (Рис. 3).

.

Рис. 2. Первый способ размножения ()

Рис. 3. Второй способ размножения ()

В природе встречаются растительноядные насекомые . Они питаются растениями, пыльцой и соком растений. К таким насекомым относятся . Это любители маскировки. С трудом можно заметить Палочника среди деревьев и листвы. При угрозе опасности он может легко потерять свою ногу, все равно вырастет новая (рис. 4).

Рис. 4. Палочник ()

Питаются соками растений. Самцы их - самые громкие певцы среди насекомых. Стрекотание напоминает свист паровоза. Бывают цикады очень крупных размеров (рис. 5).

Разнообразие бабочек просто поражает. Крылья их похожи на великолепные цветы. Они опыляют растения, перелетая с одного на другое растение. Нектар добывают хоботком.

К растительноядным насекомым также относятся тля, пчела, жук-листоед.

Встречаются хищные насекомые . Они питаются другими насекомыми и их личинками. Ярким представителем хищников является (рис. 6). Он часами может подстерегать свою добычу, сливаясь с местностью. Затем мгновенно атакует жертву.

Кто же не знает божью коровку ? Оказывается, она тоже хищник, только полезна для человека и внешне симпатична. Уничтожает тлю, паутинных клещей.

А как завораживает нас полет удивительных существ - стрекоз (рис. 7)! Эти вертолетчики развивают довольно-таки приличную скорость, могут отправиться в дальний путь. Любит питаться хищница комарами и другими насекомыми.

Рис. 7. Стрекоза ()

Среди хищников есть жук-плавунец, жужелица.

Следует также рассмотреть всеядных насекомых . Эти животные могут питаться растительностью, а также другими животными и даже их кровью. Например, сверчок (рис. 8) ест листья, но при встрече может съесть своего соперника.

Среди всеядных насекомых есть кровососы . Они питаются кровью человека и животных. Это комары, слепни, мошки.

Другие выбрали в качестве пищи для себя трупы других животных. Они откладывают там яйца. К ним относятся жук-могильщик (рис. 9), жук-трупоед (рис. 10).

Рис. 9. Жук-могильщик ()

Рис. 10. Жук-трупоед ()

Есть даже такие насекомые, которые не гнушаются питаться остатками жизнедеятельности человека и животного. Это жук-навозник (рис. 11) и скарабей.

Рис. 11. Жук-навозник ()

Насекомые, которые живут семьями, называются общественными. Кто из нас не видел хотя бы раз пчелиную семью или муравейник? Эти насекомые живут в своих государствах, там свои порядки и законы. Пчелиная семья - это отлаженный механизм, где у каждой особи есть свои обязанности. Есть главная матка, трутни, рабочие пчелы. Каждый член семьи знает свое место.

Муравьи - самые известные общественные насекомые. Муравейники - это целые города, в которых устроено настоящее хозяйство. Там есть самка, самцы, рабочие муравьи, а также солдаты. Некоторые виды муравьев держат в своих жилищах тлей как дойных коров.

Термиты тоже общественные насекомые. Уклад жизни у них схожий. Этих насекомых даже путают с муравьями, хотя предки их - тараканы.

Общественными насекомыми считаются шмели, осы.

Есть среди насекомых и те, которые приносят пользу . Человек давно разводит тутового шелкопряда , он производит шелковые нити (рис. 12).

Рис. 12. Тутовый шелкопряд ()

Также человек занимается разведением домашних пчел для сбора меда.

Лаковый червец может производить натуральную смолу и краску.

Есть среди насекомых опылители растений, которые способствуют размножению растений, а значит, и хорошему урожаю.

Некоторые насекомые приносят пользу тем, что уничтожают садовых и огородных вредителей. Это жук-пожарник (рис. 13), муха-журчалка (рис. 14), златоглазка (рис. 15).

Рис. 13. Жук-пожарник ()

Рис. 14. Муха-журчалка ()

Рис. 15. Златоглазка ()

Есть насекомые, которые участвуют в образованиипочвы. Они рыхлят землю, помогая ей насытиться кислородом.

Насекомые-санитары перерабатывают останки животных, растений.

Многие из насекомых являются пищей для других животных.

В мире насекомых есть откровенные вредители. К ним относится моль . Ее личинки поедают шерсть, а значит, портят вещи (рис. 16).

Очень многие насекомые повреждают, уничтожают посевы урожая. Это саранча (рис. 17), колорадский жук (рис. 18), листовертка (рис. 19). Справиться с их нашествием довольно таки трудно.

Рис. 18. Колорадский жук ()

Рис. 19. Листовертка ()

Разрушают строения, портят мебель жук-точильщик (рис. 20), жук-усач (рис. 21).

Рис. 20. Жук-точильщик ()

Рис. 21. Жук-усач ()

интересные факты из их жизни.

Например, одним из самых маленьких насекомых является североамериканская перокрылка . У этого жучка длина тела не достигает даже 1 мм.

Самым длинным является тропический палочник . Может иметь тело до 36 см.

Некоторые ночные бабочки имеют размах крыльев 32 см. Они тоже рекордсменки.

Или морская водомерка, является едва ли не единственным известным в настоящее время насекомым, обитающим в море (рис. 27).

Рис. 27. Водяной клоп ()

Самый большой жук на планете - жук-титан из Южной Америки (рис. 28). Он может достигать размеров хомяка. Длина тела бывает до 22 см.

Рис. 28. Жук-титан ()

Крошечные жалящие насекомые мокрицы машут крыльями с невероятной скоростью 62 760 раз в минуту.

Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Скорость их передвижения может достигать 50 км/ч.

На юге США существует семнадцатилетняя цикада . Личинки ее зарываются в почву, там живут, растут. И только спустя 17 или 13 лет появляются на свет.

Вам известно, что муравьи никогда не спят? А бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок. У сверчков уши расположены на передних ногах.

Самка таракана за год способна отложить более 2 миллионов яиц. Кроме того, таракан может 9 дней жить без головы.

Список интересных фактов из жизни животных можно продолжать и дальше.

Следующий урок поможет получить представление о теме «Рыбы. Признаки рыб». На нем мы рассмотрим животных, для которых водная стихия является родным домом. Узнаем особенности их строения, мест обитания и отличительные признаки рыб.

Список литературы

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
  3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
  1. Mir-nasekomyh.ru ().
  2. Maaam.ru ().
  3. Micromirok.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте насекомых. Назовите представителей.
  2. Расскажите о строении насекомых.
  3. Какие интересные факты вам известны о насекомых?
  4. * Подготовьте доклад на тему: Какое животное самое прожорливое? Волк, коза, стрекоза. Докажите.

Конспект урока в 1 классе по окружающему миру по теме «Кто такие насекомые»

Паулаускис Надежда Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 им. А. С. Пушкина, г. Трубчевск
Описание материала : Предлагаю вам конспект урока для учащихся 1 класса по теме «Кто такие насекомые». Данный материал будет полезен учителям начальных классов, которые работают по УМК «Школа России».

Тема урока: Кто такие насекомые

Оборудование:
А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч. А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1. А.А.Плешаков. Атлас – определитель « От земли до неба». Фонограмма «Звуки луга», предметные картинки: берёза, жук, белка, подсолнух, бабочка, рыба. Карточки с названиями «Животные», "Растения»,«смайлики» для каждого ребёнка.

Планируемые результаты:

Предметные:
научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные:
регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, клас-сификации по признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний

Учитель создает эмоциональный настрой с помощью фонограммы, обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью загадок, прикрепляет на доске рисунок с изображением насекомого.
(звучит фонограмма «Звуки луга»)
Учитель: - Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья
-Но кто, же они? Чтобы это узнать, разгадаем загадки
1. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка)
3. Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня … (оса)
4. Летит – гудит,
Сядет – молчит (шмель)
5. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит (комар)
6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик (стрекоза)
7. Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет (муха)

III. Постановка учебной задачи

Учитель: - Кто может теперь назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей: пчёлы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)
Учитель: - В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки. А в траве стрекочут кузнечики. Посмотрите внимательно на эти иллюстрации и скажите одним словом, кто это?
- Ребята, вы догадались о ком мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей.)
Учитель: - Но сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы маленькие учёные, и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий.

IV. Открытие новых знаний

Учитель включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, в работу с информацией, представленной в форме рисунка, и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Учитель: - Посмотрите на доску. (На доске прикреплены картинки с изображением берёзы, жука, белки, подсолнуха, бабочки, рыбы.) К сожалению, кто-то перепутал все картинки. Давайте вместе разберёмся, где животные, а где растения. (Дети распределяют картинки на 2 группы).
Учитель: - Жук и бабочка – это кто? Куда вы их отнесли? Какое же первое открытие мы с вами сделали? (Ответы детей: насекомые тоже животные.)
Учитель организовывает практическую исследовательскую работу по изучению отличительных особенностей насекомых.
Учитель: - Сейчас мы займёмся исследовательской работой.
Работа с иллюстрациями учебника.
Учитель задаёт вопросы.
- Сколько ног у насекомых?
- Какие части тела вы увидели?
- Посмотрите, что есть на голове у насекомого?
- Усики, глаза – это органы чувств насекомых.
- Посмотрите, что крепится к груди?
- Ноги, крылья – это органы передвижения.
- Ещё одна часть насекомых – брюшко. В нём находятся внутренние органы.
- Какое второе открытие мы с вами совершили?
(Ответы детей: у насекомых шесть ног, есть голова, грудь, брюшко, крылья.)
Учитель: - Внимательно рассмотрите брюшко насекомых. Что вы заметили на нём? (Ответы детей: на нём есть полоски)
Учитель: - Это насечки. Кто догадался, почему этих животных назвали насекомые? Вот мы с вами сделали третье открытие.
Учитель: - Послушайте стихотворение и скажите, какую работу выполняют насекомые в природе.
Подготовленный учащийся читает стихотворение
Цветок всю ночь готовит мёд,
Пчелу-сластёну в гости ждёт.
Бери, мол, но как другу
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную
Перенеси соседу…
Пчела несёт её, и вот
Цветок увял, но зреет плод.
(Четвёртое открытие: насекомые в природе выполняют важную работу-опыление растений)
Учитель: - Какие из насекомых опасны для человека? (Ответы детей: мухи, комары.)
Учитель: - Хорошо бы стало, если бы мухи и комары исчезли совсем! У нас было бы меньше хлопот! Верно ли это? (Ответы детей: нет. Мухи и комары – это корм для птиц, значит, с исчезновением этих насекомых исчезнут и некоторые виды птиц.)
Учитель:- Какой сделаем вывод. (Ответы детей: в природе нет ничего лишне-го.)
Учитель: - В природе всё важно. Все её компоненты существуют во взаимосвязи. Исчезновение одного из них незамедлительно ведёт к исчезновению зависимого от него другого компонента.

V. Работа по учебнику

Учитель: - Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, кто лишний на рисунке? (Ответы детей: паук.) Почему? (Ответы детей: у него восемь ног.)
Учитель: - Какой сделаем вывод. (Ответы детей: значит, паук не насекомое.)

VI. Физкультминутка "Самолёт"

Учитель: - Мы совершили много открытий, а теперь пришло время отдохнуть.
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево, вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево, вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево, вправо.)
Раз и два, раз и два! (Приседания.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)

VII. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику
Учитель: - Сколько туфелек принёс Муравьишка Бабочке? Почему?
Учитель поясняет задание, осуществляет контроль.
Учитель: - Кто знает, как называется это насекомое? (учитель показывает бо-гомола). Где мы можем это узнать? Точно узнать название этого насекомого нам поможет атлас-определитель «От земли до неба». Найдите это насекомое в атласе – определителе. Прочитайте. Что можете о нём рассказать? Почему это насекомое? Докажите.

VIII. Самостоятельная работа

Учитель формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, осуществля-ет индивидуальный контроль за выполнением задания.
Учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради.

IX. Включение в систему знаний

Учитель формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль.
Учащиеся выполняют творческое задание в учебнике (придумывают сказочные истории по рисункам).

X. Рефлексия. Итог урока

Учитель проводит беседу
- Какие открытия на уроке вы сделали?
- Как нужно относиться к насекомым?
- Понравилось ли вам быть учёными и делать открытия для себя и других?
- Знаете ли вы, что есть наука, которая изучает жизнь насекомых? Она называется энтомология.
- Когда вы вырастите большими, вы можете стать настоящими учёными-энтомологами.
- Ну, а сейчас оцените свою работу. У вас на столе лежат смайлики.
- Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – поднимите зелёный смайлик.
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – поднимите жёлтый смайлик.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – поднимите красный смайлик.

Класс: 1

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;
    • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
    • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к окружающему миру;
    • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
    • воспитывать умение слушать других.

Ожидаемые результаты.

В результате проведения урока обучающиеся смогут:

Предметные образовательные результаты:

  • сравнивать части тела различных насекомых;
  • узнавать насекомых в загадках, по рисункам;
  • приводить примеры насекомых;
  • пользоваться признаком насекомых для определения при­надлежности животного к данной группе;
  • сочинять продолжение сказочной истории;
  • работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

Метапредметные образовательные результаты:

  • регулятивные:
    • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
    • осуществлять самопроверку;
    • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
  • познавательные:
    • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
    • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
    • выдвигать гипотезы и их обосновывать;
  • коммуникативные:
    • слушать собеседника и вести диалог;
    • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • личностные:
    • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
    • понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;
    • уважительно относиться к иному мнению.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (А.А.Плешаков); мультимедийный проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (среда POWER POINT); «СВЕТОФОР» для оценки своих достижений; костюм Муравьишки Вопросика; фишки жёлтого, красного и зелёного цвета для выполнения теста; изображения насекомых для отгадывания загадок, которые разбросаны по стенам класса; карточки «Кто не является насекомым?»; коллекции насекомых; ромашка и бабочки для осуществления рефлексии.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок.

Урок начинается с чтения следующих стихотворных строк:

Учитель. Ребята! Готовы к уроку?
Дети. Да!
Учитель. На вас надеюсь я, друзья.
Дети.
Мы хороший дружный класс –
Все получится у нас!
Учитель.
Сядьте, пожалуйста, девочки.
Сядьте, пожалуйста, мальчики.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких).

– На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)

– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью цветных кружков.

1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка. (Презентация . Слайд 2)

2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?

а) сосна;
б) лиственница;
в) кедр. (Слайд 3)

3. Какое дерево не является хвойным?

а) лиственница;
б) черёмуха;
в) ель. (Слайд 4)

4. Какое дерево не является лиственным?

а) кедр;
б) берёза;
в) осина. (Слайд 5)

5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.

а) сосна;
б) лиственница;
в) ель. (Слайд 6)

– Проверим ваши результаты.

(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – жёлтый сигнал светофора;
1-2 ошибки – зелёный сигнал светофора;
3 ошибки и более – красный сигнал светофора.) (Слайд 7)

– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?

III. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи).

– Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) (Слайд 8)

– Кто это?
– Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.)
– А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое?
– Назовите цель урока. (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.)
– На уроках окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Узнайте одного из них:

Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – тёплый дом,
Миллионы комнат в нём.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка – … (муравей.) (Слайд 9)

– Встречайте Муравья Вопросика. (В класс входит Муравей Вопросик и говорит:
– Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые?

– Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь.

IV. Физминутка «Пчёлки»

(Одна из рук стоит на столе,опираясь на локоть, пальцырастопырены (изображение ёлки).На второй руке пальцы смыкаютсяв кольцо (изображение улья). “Улей” прижат к“ёлке”).

Домик маленький на ёлке,
(Дети заглядывают в “улей”).
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Сжимают кулачки, стучат ими друго друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Стучат кулаками друг о друга,чередуя руки)
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводят руками, растопыриваютпальцы и шевелят ими (пчёлки летают))
Раз два, три, четыре, пять!)

IV. Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа

Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых.

1) Определение признаков насекомых.

– Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муравей.) (Слайд 10)


– Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)
– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.

2) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья».

«Крылья»

– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?
Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи).
Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например:
– бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;
– майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;
– божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду;
– пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха.
Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара.
– Но только ли у насекомых есть крылья?
– Значит, данный признак нельзя считать главным. (Слайд 11)

3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики».

– Ваши предположения, зачем насекомым усики?
Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.
– Только ли у насекомых есть усики?
– Значит, и этот признак нельзя считать главным. (Слайд 12)

4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка».

«Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».

– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. (Слайд 13)

5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног».

– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:
– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;
– водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения;
– богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву;
– кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.

– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых?
– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.) (Слайд 14)

V. Первичное закрепление. Игра «Узнайте насекомое»

Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых.

– Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он?

(Дети стоя слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение данного насекомого в классе.) (Приложение 1 )

Он по комнате кружит.
Зло пищит, зудит, жужжит.
Сел тихонько мне на лоб.
Я его с размаху – шлёп!
Увернулся он от драки.
Вновь готовится к атаке.
Превращает ночь в кошмар,
Этот маленький…(Комар) (Слайд 15)

– Кто был в г. Усинске? Видели ли вы там памятник комару? 12 октября 2012 года комар стал героем памятника, поскольку это наиболее распространённый живой организм, обитающий в северной тундре.

На лугах и на опушке,
Средь травы зеленой,
Маскируется искусно
Длинноус веселый!
Стрекотание его,
Часто режет уши,
Никому не верит он –
Хочешь, нет? А слушай!
Ноги – длинные по плечи,
Ну! Узнали? Он... (Кузнечик) (Слайд 16)

Кто чуть свет уже в полёте
От цветка и до цветка –
Вся в пыльце, весь день в работе
И жужжит наверняка!
Кто нам дарит мёд душистый:
Майский, липовый, лучистый,
Чтоб простуда не взяла?
Больно жалит кто? (Пчела) (Слайд 17)

Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ
носит жук. Растеньям – страж.
С вредной тлёй воюет ловко
эта...(Божия коровка) (Слайд 18)

Всем она надоедает
И по комнатам летает,
Пристаёт и вновь резвится,
Ей спокойно не сидится.
Всё летает и жужжит,
На стекле окна сидит,
Позолоченное брюхо,
Догадались? Это – ... (Муха) (Слайд 19)

Наблюдаю я полёт –
Надо мною вертолёт.
Кто же ты? А ну, постой.
Длинный хвостик голубой,
Крылья, будто в паутинке,
Очень тоненькие льдинки.
И огромные глаза.
Кто же это? (Стрекоза) (Слайд 20)

– Итак, у всех ли представленных в загадках насекомых есть 6 лапок?

VI. Самостоятельна работа в парах с проверкой по эталону

Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ.

– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.) (Приложение 2 )
– Проверим результат вашей работы. (Пары высказывают свою точку зрения, а затем сверяют свою работу с эталоном.) (Слайд 21)


VII. Самостоятельная работа в группах.

Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний о насекомых.

– Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки животных, которые у вас представлены в коллекциях. Они все относятся к одной группе.
(На партах у каждой группы коллекции насекомых.)
– Рассмотрите внимательно коллекции, определите, что объединяет этих животных в одну группу.
– Свой ответ начните со слов: «Мы исследовали ….»

VIII. Творческая работа «Роль насекомых в природе и жизни человека»

Цель: развивать умение логически завершать сказку, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчиватьмысль с целью воспитания бережного отношения к насекомым.

– А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …

– Продолжите сказку. Что решили животные?

Вывод: «Насекомые все нужны».

– Как человек должен относиться к насекомым?
– А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают? (Учитель показывает условные знаки: «Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых», «Не уничтожай насекомых», «Не разоряй муравейники») (Слайд 22)


IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу.

– Вы провели исследование и узнали, каких же животных мы называем насекомыми. Определили главный признак, по которому можно определить насекомое.
– Муравьишка, понял ли ты, почему тебя называют насекомым?
– Расскажи нам о своей жизни.

(Муравей Вопросик читает стихотворение)

Муравьи живут семьёй.
Как их много, ой-ёй-ёй!
Дом в лесу стоит средь ёлок.
Из сухой травы, иголок,
Мелких сучьев и земли.
Всё, что притащить смогли.
Этот сказочный бугор
Заселил сосновый бор.
Муравьишки, есть – солдаты.
Очень смелые ребята.
Дом отважно защищают,
И врагов не подпускают.
Есть рабочие – трудяги.
Устают они, бедняги.
Целый день они в работе,
О жилье своём в заботе.
Входы–выходы копают,
Из гнезда сор убирают.
Корм приносят про запас,
Прячут на зиму припас.
Яйца самочки отложат,
В гнёзда аккуратно сложат.
Выведут из них детишек,
Рыжих, бойких муравьишек.
Муравьи в лесу полезны –
Сберегают от болезней.
Вредных мошек поглощают,
Тем деревья защищают.
Чтобы летом и весною
Лес шумел своей листвою.
Осень – чудная пора.
Собирайся, детвора,
В лес по ягоды, грибочки,
Обходи кусты и кочки.
Муравейник не ломай.
От беды оберегай.

– Спасибо Муравьишка!

– Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:

ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.
СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.
КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке. (Слайд 23)

– Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку и прокомментировать ваш выбор. (Дети комментируют выбор цвета бабочки и прикрепляют её на цветок.)


– Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей!

Используемая литература и материалы ИНТЕРНЕТ:

  1. Н.Н.Черноиванова . Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику А.А.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2015г.

Урок по теме: « Кто такие насекомые?»

Предмет: окружающий мир

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: научить отличать насекомых от других животных.

Задачи: познакомить с представителями класса «Насекомые», показать их многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых.

Планируемые результаты: учащиеся насекомых от других животных по основному признаку; познакомятся с жизнью некоторых насекомых, изучат части тела насекомого.

Оборудование: интерактивная доска,презентация к уроку, музыка природы, видеоматериал; у учащихся - цветные карандаши(у подготовленных детей доклады о насекомых с презентациями).

Программа «Школа России»: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс. Москва, «Просвещение», 2011 г.

Информационное обеспечение: аудио, видео, ИКТ, электронная библиотека Кирилл и Мефодий

Ход урока

I. Организационный момент. Личностные УУД

II. Актуализация знаний. Познавательные УУД

- Муравьишка спешит с вами встретиться. У него уже готова загадка. Отгадайте ее.

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

О каком зеленом друге говорится в загадке? (О лесе.)

О каких ладошках здесь говорится? (О листьях.)

III. Самоопределение к деятельности (слайд 1).

Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето(звук живой природы). Светит яркое солнце. И мы с вами ока­зались на зеленой лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Догадайтесь! (Ответы детей.)

В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.

Теперь снова сели красиво. Кто может назвать друзей Муравьишке Вопросика? (Пчелы, бабочки, шмели, жуки, куз­ нечики, стрекозы.) (изображения насекомых меняются на слайдах).

    Как назвать их всех одним словом? (Насекомые.)

    О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)

    Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)

    Почему всех их называют насекомыми?(Выступление заранее подготовленного ученика с докладом «Насекомые, почему они так называются?»)

IV . Работа по теме урока. Коммуникативные УУД.

    Рассмотрите рисунок на с. 32. Назовите насекомое. (Кузнечик).

    Отгадайте загадку. О ком из насекомых в ней говорится?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка.)

Давайте рассмотрим бабочку (слайд 3). Выступление подготовленного ученика.

(Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар.На груди у бабочки крылья и ноги.)

    Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)

    Сколько мы видим? (Два.)

    Почему? (Ответы детей.)

    Сколько ног у бабочки? (Шесть.)

    Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка. (слайд 4, просмотр видеозаписи «Стрекоза»).

(Учащиеся рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у ни те же части тела.У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти, потому что эти насекомые питаются друга пищей.)

    Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки (Их по шесть.)

    Сделайте вывод: каких животных можно назвать насекомыми? (У которых шесть ног.)

V. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI . Продолжение работы по теме урока. Познавательные УУД

1. Игра «Узнай насекомое»

Муравьишка загадывает загадки о своих братьях-насекомых. Попробуйте их узнать.

Не зверь, не птица,

Нос, как спица,

Летит - пищит;

Сядет - молчит.

Кто его убьет -

Свою кровь прольет. (Комар.)(Выступление учащегося)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится? (Муха.)

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка -

Зеленая спинка. (Кузнечик.)

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только меду не дает,

Как пчела. (Оса.)

Необычный я усатик.

Я отважный клоп - ... (солдатик).

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)

2. Работа по учебнику (работа в парах)

Рассмотрите вместе с соседом по парте рисунки на с. 33.Назовите друг другу насекомых, которых вы узнали.

Приведите примеры других насекомых

Придумайте и расскажите друг другу сказочные истории по данным в учебнике рисункам.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 22).

    Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы узнали?

    Выполните задание.

    Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? (Зеленый.)

    А для шмеля? (Желтый, коричневый, черный.)

- Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?
Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он вынужден прятаться. А шмель имеет жало, поэтому он не боится врагов. Своей пестрой окраской он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в ход жало.

2 (с. 22-23).

    Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы видите? (Жуков)

    Сколько ногу жуков? (Шесть.)

    Сколько больших жуков на этой странице? (Шесть.) Жуки на цветных рисунках увеличены, их настоящие размеры показаны рядом.

Выполните задание.

(Проверка.)

VII . Рефлексия. Личностные УУД

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 33, в рамке)

(Учащиеся, которые оценивают свою работу на уроке положительно поднимает руки)

VIII . Подведение итогов урока

Расскажите Мудрой Черепахе, что главное вы запомнили сегодня на уроке. (Насекомые - это животные, у которых шесть ног.)(слайд5)

Все ли учебные задачи мы выполнили? (Да.)

Достигнутые результаты: учащиеся научились называть основной признак насекомых (шесть ног); познакомились с жизнью некоторых насекомых, научились называть части тела насекомого.

Список литературы:

    А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 кл.1ч., 2011 г.

Интернет ресурсы

    http://www.google.com/imgres?imgurl=http://nasekomiy-mir.ru/kihi/stroenienasekomih/foto

    Конспект урока по окружающему миру

    в 1 классе на тему:

    «Кто такие насекомые?»

    Учитель: Васильева Ирина Юрьевна

    МОУ СОШ № 53 Адлерского района г. Сочи

    Конспект интегрированного урока по окружающему миру в 1 классе

    на тему: «Кто такие насекомые».

    Программа «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова.

    Цель урока:

    Познакомить учащихся с признаками насекомых.

    Задачи урока:

    Сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;

    Использовать дифференциацию и индивидуализацию обучения;

    Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

    Развивать творческое воображение учащихся.

    Оборудование:

    Интерактивная доска, мультимедийная презентация «Насекомые», картинки с изображением насекомых: пчела, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза, божья коровка; шесть кружков коричневого цвета, пять зеленых, пять синих; наборы для аппликации (круг из бумаги черного цвета, два полукруга из бумаги красного и белого цветов, шесть маленьких кружков черного цвета, лист зеленого картона, ножницы, клей, цветная бумага, фломастер черного цвета).

    План урока:

    1. Организационный момент (1 мин)
    2. Вступительная беседа (4-5 мин). «Вхождение» в тему урока.
    3. Раскрытие темы урока. (10-12 мин)
    4. Работа с учебником (7-8 мин)
    5. Выполнение аппликации (8-10 мин)
    6. Итог урока (2 мин)

    На проведение физкультминуток отводится 2-3 минуты в течение урока.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок.

    Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.

    2. Вступительная беседа.

    Дорогие ребята, какое сейчас время года (осень), а совсем недавно было … (ответы детей - лето). (СЛАЙД 1) Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

    Но кто же они? Догадайтесь!

    В эту пору здесь очень весело. Как много пчел летает возле цветущих трав (СЛАЙД 2). Пахнет медом. Над цветами летают бабочки (СЛАЙД 3), гудят шмели (СЛАЙД 4), жуки (СЛАЙД 5), а в траве стрекочут кузнечики (СЛАЙД 6).

    Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей - пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)

    Каким же словом мы можем их назвать? (Насекомые.)

    Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)

    Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)

    Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

    Над цветком порхает, пляшет,

    Веерком узорным машет.

    (Бабочка)

    Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).

    Физкультминутка.

    Спал цветок, (дети присели))

    И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)

    Больше спать не захотел! (покачали головой)

    Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)

    Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места)

    3. Раскрытие темы урока.

    Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Самый главный орган чувств насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а у кого-то тоненькие как ниточка! (СЛАЙД 7) Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, - длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука. (СЛАЙД 8) Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками! (СЛАЙДЫ 9, 10) Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)

    4. Работа с учебником. (с.20)

    Откройте свои учебники на странице 20.

    Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

    Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

    Сколько мы видим? (Два) Почему?

    Сколько ног у бабочки? (Шесть)

    Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)

    Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него - челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.

    Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

    Обратите внимание на правую страницу (с.21). Каких насекомых вы видите?

    Сосчитайте ножки у насекомых.

    ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.

    Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.20)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)

    Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)

    Межпредметная связь с уроком математики:

    Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).

    Найдите рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)

    Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)

    Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску (СЛАЙД 11)

    Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом

    Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол - насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

    А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьшке? (СЛАЙД 12)

    Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу и выстреливает из железы вещество тревоги. Почувствовав его запах, то же делают другие муравьи.
    Известны семьи рыжих лесных муравьёв, которые оставались на одном месте свыше 100 лет, тогда как одна самка живёт в среднем около 10 лет. Вот что даёт этим насекомым жизнь в обществе или семье. Есть очень много разных видов муравьёв.

    Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет) Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.

    Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).

    IV. Игра «Узнай насекомое» (Дети встают со своих мест и звуками изображают насекомых)

    Не зверь, не птица,

    Нос, как спица;

    Летит – кричит;

    Сядет- молчит;

    Кто его убьет-

    Свою кровь прольет. (Комар) (СЛАЙД 13)

    Кто над нами

    Вверх ногами

    Ходит – не страшится,

    Упасть не боится? (Муха)(СЛАЙД 14)

    Где сладко, там она кружит,

    Как пчела.

    Она жалит и жужжит,

    Как пчела.

    И попадается в компот, как пчела.

    Вот только меду не дает

    Как пчела. (Оса) (СЛАЙД 15)

    А сейчас прикройте название кружочками и назовите насекомых еще раз.

    Дети работают по учебнику (с.21)

    Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель.)

    Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок. Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?

    А для шмеля?

    Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

    Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.

    Дети раскрашивают рисунок.

    Физкультминутка.

    Утром стрекоза проснулась,

    Потянулась, улыбнулась.

    Раз - росой она умылась,

    Два изящно покружилась,

    Три – нагнулась и присела,

    На четыре – полетела.

    У реки остановилась,

    Над водою закружилась.

    1. Выполнение аппликации

    А мы с вами сегодня сделаем своими руками одно очень красивое насекомое, которое называется – божья коровка. (СЛАЙД 16) Этого почти круглого жучка с красными или оранжевыми надкрыльями и черными точками зовут в украинских селах солнышком. Маленький, как будто безобидный жучок, который медленно ползает по листьям и стволам деревьев, привлекая внимание своей яркой окраской. Природа не зря наградила его такой броской внешностью. Это предостерегающий знак для птиц, чтоб им не вздумалось полакомиться жучком. Если на него надавить, он тут же выделяет из «коленок» капельки желтой жидкости, ядовитой и с неприятным запахом. Если молодая птица по неопытности и возьмет жучка в рот, удовольствия ей это не доставит и в следующий раз она будет осмотрительней. Выделяющуюся из ножек жидкость в народе прозвали молочком. И естественно, что жучка начали величать коровкой.
    Всего на земле более 2 тысяч видов божьих коровок.

    1. Итак, возьмите лист зеленого картона. Переверните его цветной стороной вниз. Обведите по шаблону контуры листочка. Вырежьте.
    2. Наклейте в середине листочка круг черного цвета.
    3. Наклейте два полуовала белого цвета, разведите их немного в стороны.
    4. Сверху на белые полуовалы приклейте красные, тоже разведите их немного в стороны.
    5. На крылышки приклейте маленькие кружочки черного цвета.
    6. Фломастером дорисуйте лапки. Кто из вас помнит, сколько их должно быть (6), голову и усики.

    6. Итог урока.

    Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног) Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых.

    Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!