Западный мир накануне 2 мировой войны. Разработка урока на тему: "Международные отношения накануне Второй мировой войны"


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Западный мир накануне Второй мировой войныУтверждение фашистских режимов10 класс всемирная история ЦЕЛИ учебного занятия1.Изложить условия и причины возникновения фашистской идеологии.2. Продолжить формировать понимание закономерностей исторического развития в послевоенных условиях3.Воспитать отрицательное отношение к войне как к средству решения мировых экономических и политических проблем. ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ Какие лозунги выдвигала НСДАП?2. Какие социальные слои поддерживали нацистов?3. Согласно результатам выборов, в 1932 г. НСДАП теряла популярность. Так почему же в 1933 г. нацисты пришли к власти? С. 38 - 39 Националистические лозунги: За возрождение «Великой Германии» Борьба с неарийской расой (прежде всего с евреями).Социалистические лозунги: Ликвидация нетрудовых доходов. Национализация трестов. Запрет на спекуляцию и т.д. Нацистов поддерживали следующие социальные слои:Городская беднотаЛюмпеныРемесленникиМалоземельные крестьянеВоенныеКрупные предприниматели Нацисты пришли к власти:Представители немецкой политической элиты правой ориентации испугались, что к власти могут прийти левые силы. Поэтому они противопоставили социалистам и коммунистам А. Гитлера. Приход Гитлера к власти «Ночь длинных ножей» - июнь 1934 г. Расправа Гитлера над штурмовиками СА во главе с Эрнстом Рёмом (30 июня арестован и растрелян). 77 человек казнены как заговорщики. Поджог рейхстага. Февраль 1933 г. НАЦИСТЫ СЖИГАЮТ КНИГИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЗАКОНЫ НАЦИСТОВУтверждение однопартийного господства НСДАП.Ликвидация Веймарского федерализма и создание централизованного фашистского государства.В марте 1933 были распущены правительства большинства немецких земель.В апреле нацисты ввели посты имперских штатгальтеров (наместников), которые получили право контролировать и смещать земельные правительства. Штатгальтерами становились, как правило, гауляйтеры – руководители провинциальных организаций НСДАП.В начале 1934 г. были упразднены ландтаги (парламенты) земель. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЗАКОНЫ НАЦИСТОВВ мае 1933 г. вместо профсоюзов был образован Немецкий трудовой фронт.Упразднены фабзавкомы, вместо них на предприятиях были введены «советы доверенных»В 1935 г. с целью контроля над рабочими были введены «трудовые книжки». Трудовая повинность для взрослых немцев стала обязательной.Летом 1933 г. были ликвидированы политические партии. Закон «Об обеспечении единства партии и государства» (декабрь 1933 г.)Утверждал однопартийную систему НСДАП в Германии. ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ Дайте характеристику фашистской модели экономической жизни? С. 40 Черты фашистской модели экономической жизниМИЛИТАРИЗАЦИЯПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУДИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБСКОЙ СИЛЫ ЗАКЛЮЧЁН -НЫХ КОНЦЛАГЕРЕЙ РАСОВАЯ ПОЛИТИКА В ГЕРМАНИИВ сентябре были приняты Нюрнбергские законы: По закону об имперских гражданах евреев лишили всех политических и гражданских правПо закону о защите о защите немецкой крови и немецкой чести евреям запрещались браки и даже дружеские отношенияс немцами – арийцамиВ ночь с 8 на 9 ноября 1938 г. нацисты спровоцировали всегерманский антиеврейский погром. Более 30 тысяч были отправлены в концлагеря. Это событие получило название «хрустальная ночь». ПОЛИТИКА ГЕНОЦИДА – преследование и уничтожение народов по расовым признакамВ ночь с 9 по 10 ноября 1938 года в Германии произошла «Хрустальная ночь» - ночь разбитых витринХрустальную ночь» устроили рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, начальник главного управления имперской безопасности Райнхард Гейдрих и начальник гестапо Генрих Мюллер. ГЕТТО – СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЁННОЕ ДЛЯ ЕВРЕЕВ ИЗОЛИРОВАННОЕ МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕКАК НАРОДНОМУ ФРОНТУ ВО ФРАНЦИИ УДАЛОСЬ ПОБЕДИТЬ ФАШИЗМС. 41 - 42 ПОЧЕМУ НАРОДНЫЙ ФРОНТ ПОТЕРПЕЛ ПОРАЖЕНИЕ В ИСПАНИИ? С.42 - 43ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНАПОБЕДА Ф.ФРАНКО Создание единого антифашистского Народного фронта и единого национального антиимпериалистического фронтаVII КОНГРЕСС КОМИНТЕРНА УТВЕРДИЛ НОВУЮ ТАКТИКУ КОММУНИСТИЧЕ-СКОГО ДВИЖЕНИЯЛЕТО 1935 г. ЗАКРЕПЛЕНИЕНАЙТИ В АТЛАСЕ СТРАНЫ, В КОТОРЫХ УСТАНОВИЛСЯ ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ РЕФЛЕКСИЯПОЧЕМУ В ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ В 30-х ГОДАХ XX ВЕКА ПРОИЗОШЛО УСТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ?


Приложенные файлы

Информационный лист 1.

Вопросы:


«Информационный лист № 2»

Информационный лист № 2.

Просмотр содержимого документа
«Информационный лист № 3 на пути к второй мировой»

Информационный лист 3.

:

Во всяком случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

Вопросы:

    На какой срок заключался?

Просмотр содержимого документа
«Основной рабочий лист группы»

Основной рабочий лист группы

Состав группы

Просмотр содержимого документа
«Урок на конкурс методических разработок ВГ АПКРО»

Урок по всеобщей истории, истории новейшего времени

11 класс

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

45 минут.

Подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 35 Краснооктябрьского района города Волгограда Джевело Т.В.

Учебник: Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.«Всеобщая история.

XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень». Издательство «Дрофа», 2012г.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – групповая, общеклассная.

Цель : обобщить и систематизировать полученные учащимися знания по теме международных отношений в 30-е годы XX века с использованием технологии критического мышления.

Задачи урока:

- Обучающие:

1. Выявить причины и последствия появления политики умиротворения и коллективной безопасности и появления стран-агрессоров.

2. Установить причины второй мировой войны;

- Развивающие:

1. Содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи,

определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты.

2. Способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;

- Воспитательные:

1. Способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока : компьютер, презентация по теме, задания для групп, лента на партах.

Подготовка урока: класс разбивается на 3 учебные группы. Каждая из них получает задания по исследованию проблем международных отношений 30-х годов XX века.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организацион-

ный этап. Мотивация

Вступительное слово

Тема нашего урока – На пути ко второй Мировой войне (1 слайд). В 2013 году исполнилось 74 года от момента начала самой кровопролитной и самой жестокой войны.

Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (2 слайд)

Фронтальная беседа.

Работа по схеме.

Что обозначают символы I, II на схеме?

Каковы их хронологические рамки?

Как называется система международных отношений, которая существовала в этот период?

Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами?

Моделирование ситуации: (на каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте?

Как чувствуют себя те, у кого мало места?

Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными?

А что испытывают те, у кого места много?

Какие государства вышли победителями из первой мировой?

А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока, проблему урока.

На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. И в этом вам помогут различные исторические материалы, которые лежат у вас на столах. Работая с ними в ваших группах, а также слушая мой рассказ, вы сможете понять, можно ли было предотвратить вторую Мировую войну. Вся наша работа будет идти по этому плану.

Садятся по группам, заранее сформированным.

Возможные ответы:

(Первая и вторая мировые войны).

(1914-1918, 1939-1945 г.г.) Версальско-вашингтонская система

(мировой экономический кризис)

(различие в положении победителей и побежденных)

(некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты)

(Германия и Италия)

(Англия, Франция, США)

Что привело ко второй мировой войне? Почему она началась?

Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний

2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

И так, первый наш вопрос – Очаги военной опасности и сближение агрессоров. (5 слайд)

В начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

Перед вами три государства: Япония, Германия и Италия. (5 слайд до конца), а также информация о том, какие завоевания они совершили. Посмотрите на слайд и скажите – виновны ли эти страны в нарушении условий Версальской системы?

1931 год – Япония оккупировала Маньчжурию, подбираясь всё ближе к Китаю и главное к России. Лига Наций рекомендовала вывести японские войска из Манчжурии по просьбе Китая, но Япония в ответ на это в феврале 1933 года демонстративно вышла из Лиги Наций, а санкции против нее так и не были введены.

С приходом Гитлера к власти в 1933 году в Германии был установлен тоталитарный режим с расистской идеологией. Страны Запада не скрывали, что считают фашизм меньшим злом, чем коммунизм, т.е. для них СССР был опаснее на тот момент, чем Германия. Может быть, поэтому страны Запада не отреагировали на выход Германии из Лиги наций в 1933 году. В 1934 году было принято решение о создании военной авиации, на следующий год в Германии была введена всеобщая воинская повинность; в 1936 году вооруженные силы Германии вошли на территорию Рейнской демилитаризованной зоны.

В 1935 году Италии захватила Эфиопию. Сделала она это, потому что в свое время, Японию никто не наказал за Маньчжурию. Лига наций объявила Италию агрессором.

Обнаружив общность интересов Германия, Италия, Япония начали быстрое сближение. В 1936 году Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», в 1937 году присоединилась Италия. Это ознаменовало создание союза, стремившегося к переделу мира, но это должным образом не было оценено в странах демократии. А в секретном дополнительном соглашении они давали друг другу обязательства в случае войны одной из сторон с СССР не предпринимать ничего, что могло бы облегчить положение нашей страны.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят слайд, отвечают на вопросы:

Да, виновны

- нарушение мира

- совершение агрессии

- милитаризм

- создание союза, цель которого передел мира

(Параграф № 6, с.56 учебника)

(Параграф № 8 учебника, с. 66-71)

3. Особенности международ-

ных отношений начала 30-х годов

В чем же были особенности международных отношений 30-х годов? Чем они отличались от тех отношений, которые были накануне первой мировой войны?

Узнаем, перейдя ко второму нашему вопросу. (6 слайд)

Прочитайте и обсудите в группе исторические данные на информационном листе № 1.

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Посмотрите, какие были особенности МО в 30- е гг. (6 слайд до конца)

Работа в группе. Обсуждение.

Ответы на вопросы. Беседа

Работа с информационным листом № 1

4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Переходим к следующему вопросу.

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

Активным сторонником политики умиротворения был премьер-министр Великобритании Чемберлен.

По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии, не смотря на возможные жертвы.

Политика коллективной безопасности была предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

    В 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;

    В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);

    В 1936 году подписан договор с Чехословакией;

    В 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

Теперь давайте выясним, каков был итог осуществления этих двух политик. Прочитайте данные на информационном листе № 2 и ответьте на вопрос.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Слушают учителя. Затем выполняют задание на информационном листе № 2

Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

Ответ Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Параграф № 8, страница 73, параграф № 9, с.76-78 учебника

Работа с информационным листом № 2

5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

И, наконец, узнаем, какова же была внешняя политика СССР в 30- е годы. Переходим к четвертому вопросу.

Для СССР большая угроза исходила от Японии. Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта: с одной стороны – Германия, а с другой – Япония. Поэтому с одним из этих государств надо было заключать договор о ненападении. И этим государством стала Германия. Она тоже боялась войны на 2 фронта, так как хотела захватить Польшу, а той уже были предоставлены гарантии защиты от Англии и Франции. И тогда германии пришлось бы с ними воевать. Кроме того – Польша граничит с СССР, поэтому Германии пришлось бы воевать еще и с ним.

Так и произошло сближение Германии и СССР в 1939 году.

21 августа 1939 года Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении. (8 слайд до конца)

Сейчас вы изучите в группе основные условия этого договора. А затем мы вместе с вами их обсудим.

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ? (слайд 9, 10)

Слушают учителя. Работают в группе с информационным листом № 3.

Отвечают на вопросы.

Параграф № 9, с.78

6. Заключение. Рефлексия

И так, подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота – это попытка обеспечить безопасность страны путем договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

Началась вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

Слушают учителя.

Рефлексия.

Ответы на вопросы:

можно ли было предотвратить вторую Мировую войну?

В чем были причины второй Мировой войны?

(слайд 12)§ 8,9; вопросы: В чем были причины второй Мировой войны? Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Записывают домашнее задание

Приложение № 1

Информационный лист 1.

Особенности международных отношений начала 30-х годов

Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

Вопросы:

    В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

    Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

    Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

    Как отнеслись к появлению Гитлера?

Приложение № 2.

Информационный лист № 2.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

Реализация политики умиротворения.

В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия - родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Крах политики умиротворения.

Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Приложение № 3.

Информационный лист 3.

« Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны

Статья 6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет».

Из Секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, 23 августа 1939 г. :

«По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе.

Эти беседы привели к соглашению в следующем:

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР.

    В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии Нарев, Висла и Сан

Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства и каковы будут границы этого государства, будет окончательно решен в течение дальнейшего политического развития.

Во всяком случае, оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

    Касательно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.

    Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный».

Вопросы:

    Соответствовал ли договор нормам международного права?

    На какой срок заключался?

    Нарушал ли интересы других государств?

    Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?

Приложение № 4.

Основной рабочий лист группы

Состав группы

1____________________________________

2 ___________________________________

3 ___________________________________

4 ___________________________________

5 ___________________________________

Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

2. Особенности международных отношений начала 30-х годов

3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

    В чем были причины второй Мировой войны?

    Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

Список использованной литературы:

    Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

    Гуревич А. Я. История 20 века в поисках метода. М., 1999.

    Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М., 1999.

    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.

Просмотр содержимого презентации
«На пути ко второй мировой войне»


Мировой экономический кризис


Что привело ко второй мировой войне? Каковы были ее причины? Можно ли было ее предотвратить?

П О Ч Е М У?

Мировой экономический кризис


  • 1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров
  • 2. Причины недооценки опасности миру
  • 3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности
  • 4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Очаги военной опасности в мире и сближение агрессоров

Япония

Германия

Италия

  • 1931 г. – оккупация Манчьжурии;
  • 1933 г. – выход из Лиги наций.
  • 1933 г. – выход из Лиги наций;
  • 1934 г. – создание военной авиации;
  • 1935 г. – введение всеобщей воинской повинности;
  • 1936 г. – ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону.
  • 1935 г. – оккупация Эфиопии.
  • 1936-1937 г.г. – « Антикоминтерновский пакт»

  • небольшая группа стран стремилась к войне;
  • приоритет внутренних проблем перед внешними;
  • отсутствие понимания целостности и неделимости мира;
  • изоляционизм США;
  • недооценка опасности нацистских планов Гитлера.

Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

Политика коллективной безопасности

Политика умиротворения

Германия

Франция + СССР

Англия

1934 г. – принятие СССР в Лигу наций 1935 г. – советско-французский договор 1936 г. – советско-чехословацкий договор

  • 30.09.1938 – Мюнхенское соглашение
  • 13.03.1938 –
  • Аншлюс Австрии

Франция


Внешняя политика СССР в 30-е гг.

Англия + Франция

СССР

Германия

  • 15.03.1939 г. – оккупация Чехии, Моравии;
  • 21.03.1939 г. – захват Данцига (Польша);
  • 22.03.1939 г. – оккупация Мемеля (Литва)

Апрель 1939 г. – предоставление гарантий военной помощи гос-вам, граничившим с Германией.

11.08.1939 г. – начало англо-франко-советских переговоров

21.08.1939 г. – телеграмма Гитлера Сталину

23.08.1939 г. – Пакт о ненападении

Выгоды,

полученные Германией

Выгоды,

полученные СССР


Выгоды, полученные Германией от заключения договора о ненападении

  • Возможность начать захват первого бастиона на востоке (Польши)
  • Ликвидация угрозы войны на нескольких фронтах –

Выгоды, полученные СССР от заключения договора о ненападении

  • Выигрыш во времени для укрепления обороны страны

1 год 10 месяцев

  • Расширение советской территории – на 460 тыс. кв. км
  • Перенос на Запад границ СССР – на 200-350 км
  • Ликвидация угрозы войны на два фронта
  • Срыв попыток Англии и Франции втянуть СССР в войну с Германией – август-сентябрь 1939 года

  • самая кровопролитная,
  • самая жестокая,
  • охватившая 61 государство мира - 80% населения Земли.
  • Число погибших составило 65-66 миллионов человек,

из них 27 миллионов советских людей

Можно ли было ее предотвратить?


  • Ответить на вопросы:
  • В чем были причины Второй Мировой войны?
  • Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?
  • Составить хронологию событий первого периода войны 1 сент.1939 - 22 июня1941
  • § 8, 9

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Учитель: Полякова Екатерина Владимировна

Класс: 11

Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны

в 30-е годы XX в.

Цель урока: дать характеристику международным отношениями в 30-е гг. XX века.

Задачи урока:

Образовательные:

Выявить факторы, которые определяли изменения в международных отношениях в 1930-е гг.;

Выяснить причины провала англо-франко-российских переговоров;

Выяснить причины противоречивости внешнеполитического курса СССР;

Раскрыть значение понятия «коллективная безопасность», очаги военной опасности, «политика умиротворения агрессора»

Развивающие:

Продолжить развитие навыков логического и критического мышления, умения делать вывод, работать с учебником, картой, документами, составлять логические схемы и таблицы.

Воспитательные:

Продолжить патриотическое, политическое, толерантное, социальное и нравственное воспитание учащихся;

Отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

Мультимедийная презентация;

Карта «Европа в 1914-1939 гг.»;

Раздаточный материал (выдержки из документов, оценки международной обстановки накануне Второй мировой войны политиками того времени);

Учебник «История России» 11 класс (Н.В. Загладин, Ю.А. Петров, С.Т. Минаков, С.И. Козленко).

Методы работы : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческо-поисковый

Тип урока : урок изучениянового материала.

Ход урока

1. Организационный этап.

Класс разделен на три группы, однако в процессе урока мы будем соединять коллективные и групповые методы работы.

2. Мотивация знаний.

Слайд шоу из фотографий

Вступительное слово учителя

Более 70 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но и сегодня в мире продолжают размышлять о роли различных стран во Второй мировой войне, их вкладе в Победу, а также появляются новые точки зрения по поводу инициаторов Второй мировой войны.

Но мы не будем на сегодняшнем уроке искать, кто виноват. Цель нашего урока : выяснить, какие попытки делал мир, чтобы остановить агрессора и почему это не получилось.

Запись темы урока в тетрадях: «Международные отношения накануне Второй мировой войны».

Эпиграф урока

Войну начинают не военные.
Войну начинают политики.

У. Уэстморланд

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим несколько вопросов.

1. Международная обстановка в 30-е гг. ХХ в.

2. Политика «умиротворения агрессора».

3. Попытки англо-франко-советских переговоров.

4. Смена внешнеполитического курса СССР – подписание пакта Молотова-Риббентропа с Германией.

3. Домашнее задание

    Стр. 195 задание 3.

    Творческое задание: написать эссе на тему «Считаете ли вы, был ли вариант мирной остановки агрессора?»

4. Актуализация знаний

Прежде, чем мы начнем, давайте вспомним некоторые моменты.

Какие военно-политические блоки участвовали в Первой мировой войне? На чьей стороне были Япония и Италия?

Когда к власти в Италии пришел Муссолини? (в 1925 году Дуче фашизма и учредитель империи)

Когда к власти в Германии пришел Гитлер? (1933 год)

Что такое Версальско-Вашингтонская система? (Версальско-Вашингтонская система международных отношений - мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914-1918 Версальским мирным договором, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922. Сложилась в 1919-1922 и была призвана формально закрепить итоги Первой мировой войны.)

5. Изучение новой темы.

5.1. Международная обстановка в 30-е гг. ХХ в.

После 1933 года в мире стали всё чётче вырисовываться два противоборствующих между собой лагеря. С одной стороны – это фашистские режимы с явно завоевательскими целями во главе с Германией . С другой стороны – это антифашистские силы во главе с СССР. Особую нишу в системе противоречивых международных отношений занимали капиталистические страны Запада – Франция и Великобритания. О противоречиях и международных отношениях развитых стран мира накануне Второй мировой войны пойдёт речь на этом уроке.

Рас­смат­ри­вая меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния на­ка­нуне Вто­рой ми­ро­вой войны, необ­хо­ди­мо оха­рак­те­ри­зо­вать сто­ро­ны и блоки, враж­до­вав­шие друг с дру­гом на почве идео­ло­гии. В пред­две­рии войны имен­но идео­ло­ги­че­ский фак­тор стал иг­рать ре­ша­ю­щую роль.

С одной сто­ро­ны таким во­ен­но-по­ли­ти­че­ским бло­ком была т.н. «Ось Бер­лин-Рим-То­кио », не скры­вав­шая своих за­хват­ни­че­ских устрем­ле­ний в мире. Гер­ма­ния была уни­же­на пунк­та­ми Вер­саль­ско­го до­го­во­ра и стре­ми­лась взять ре­ванш, в том числе и за счёт по­ко­ре­ния со­сед­них стран. Ита­лия стре­ми­лась вос­со­здать Рим­скую им­пе­рию пе­ри­о­да наи­выс­ше­го мо­гу­ще­ства. Япо­ния стре­ми­лась стать пол­но­власт­ной хо­зяй­кой в Ази­ат­ско-ти­хо­оке­ан­ском ре­ги­оне

С дру­гой сто­ро­ны были стра­ны за­пад­ных де­мо­кра­тий. В Ев­ро­пе та­ки­ми стра­на­ми были Ан­глия и Фран­ция, про­во­див­шие «по­ли­ти­ку уми­ро­тво­ре­ния », ко­то­рая за­клю­ча­лась в том, чтобы не до­пу­стить но­во­го круп­но­мас­штаб­но­го во­ен­но­го кон­флик­та и вся­че­ски идти на те или иные уступ­ки за­хват­ни­че­ским пла­нам Гер­ма­нии, как бы от­во­дя от себя ос­нов­ной удар.

С тре­тьей сто­ро­ны был Со­вет­ский Союз, ко­то­рый со­зда­вал в Ев­ро­пе «си­сте­му кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти », не желая также втя­ги­вать себя в во­ен­ный кон­фликт на чьей-ли­бо сто­роне, но по­сто­ян­но сле­дя­щий за дей­стви­я­ми гер­ман­ско­го фа­шиз­ма и англо-фран­цуз­ской по­ли­ти­кой.

В конце 1930-х гг. мир по­тряс­ло неви­дан­ное до этого вре­ме­ни пре­не­бре­же­ние меж­ду­на­род­ным пра­вом и за­ко­на­ми.

В марте 1938 года немец­кие вой­ска пе­ре­шли гра­ни­цу с Ав­стри­ей и ок­ку­пи­ро­ва­ли эту стра­ну, при­со­еди­нив её к Гер­ма­нии. Про­изо­шёл ан­шлюс Ав­стрии, на что ми­ро­вое со­об­ще­ство в боль­шин­стве своём за­кры­ло глаза. Тогда же Гит­лер предъ­явил пре­тен­зии на че­хо­сло­вац­кую об­ласть Су­де­ты, где боль­шин­ство на­се­ле­ния со­став­ля­ли немцы. Че­хо­сло­ва­кия ока­за­лась под угро­зой во­ен­но­го втор­же­ния. СССР пред­ло­жил Праге по­мощь, но для этого ему надо было про­ве­сти свои вой­ска через Поль­шу, от­но­ше­ния с ко­то­рой были очень пло­хи­ми. В итоге, ми­ро­вое со­об­ще­ство сна­ча­ла за­ста­ви­ло Прагу от­дать Су­де­ты, а затем, осе­нью того же 1938 года , рас­чле­ни­ло саму Че­хо­сло­ва­кию. Осе­нью 1938 года в Мюн­хене со­бра­лись главы 4 го­су­дарств – Гер­ма­нии, Фран­ции, Ита­лии и Ан­глии. Сле­дуя «по­ли­ти­ке уми­ро­тво­ре­ния », Ан­глия и Фран­ция от­да­ли на откуп Гит­ле­ру неза­ви­си­мую Че­хо­сло­ва­кию, пред­опре­де­лив, тем самым, её судь­бу. Это со­гла­ше­ние вошло в ис­то­рию как «Мюн­хен­ский сго­вор ». Че­хо­сло­ва­кия была по­де­ле­на между Гер­ма­ни­ей (боль­шая часть), Поль­шей и Вен­гри­ей. Вер­нув­ший­ся в Лон­дон бри­тан­ский пре­мьер Чем­бер­лен са­мо­уве­рен­но за­явил ан­гли­ча­нам: «Я при­вёз вам мир»

На Даль­нем Во­сто­ке япон­ская армия ок­ку­пи­ро­ва­ла во­сточ­ное по­бе­ре­жье Китая и устра­и­ва­ла про­во­ка­ции про­тив СССР в 1938 году на озере Хасан , а в 1939 году на реке Хал­хин-Гол в Мон­го­лии, ко­то­рую Со­вет­ский Союз по­обе­щал обо­ро­нять от япон­цев. Обе во­ен­ные про­во­ка­ции были слом­ле­ны Крас­ной Ар­ми­ей.

Видя на­ка­ля­ю­щу­ю­ся об­ста­нов­ку в Ев­ро­пе и мире, СССР пред­ла­га­ет стра­нам За­па­да – Ан­глии и Фран­ции – пойти на сбли­же­ние, про­ти­во­стоя, тем самым, как и в Первую ми­ро­вую войну, Гер­ма­нии, по­ни­мая, что она не смо­жет во­е­вать на два фрон­та. Такое пред­ло­же­ние не могло удо­вле­тво­рить ан­гли­чан и фран­цу­зов, т.к. их по­ли­ти­ка была на­прав­ле­на на то, чтобы раз­вер­нуть за­хват­ни­че­ские устрем­ле­ния Гит­ле­ра на Во­сток – Поль­шу, СССР, Бал­ка­ны. Делая уступ­ку за уступ­кой, веря, что Гер­ма­ния за «за­кры­тие глаз» на на­ру­ше­ние всех меж­ду­на­род­ных за­ко­нов, ни­ко­гда не по­вер­нёт про­тив них силу, ан­гли­чане и фран­цу­зы креп­ко ошиб­лись.

Видя, что Ан­глия и Фран­ция не же­ла­ют за­клю­чать до­го­во­ры о вза­и­мо­по­мо­щи, СССР на­чи­на­ет вести свою по­ли­ти­ку, не огля­ды­ва­ясь на стра­ны За­па­да. В од­но­ча­сье он ме­ня­ет свою внеш­не­по­ли­ти­че­скую ори­ен­та­цию и 23 ав­гу­ста 1939 года под­пи­сы­ва­ет До­го­вор о нена­па­де­нии с Гер­ма­ни­ей , тем самым, раз­во­ра­чи­вая Гит­ле­ра с Во­сто­ка на Запад, вы­иг­ры­вая для себя пару лет для под­го­тов­ки к войне, т.к. в Москве мало кто со­мне­вал­ся, что рано или позд­но война с Гер­ма­ни­ей про­изой­дёт. Это был ре­ша­ю­щий ход в ми­ро­вой по­ли­ти­че­ской си­сте­ме. Стра­ны За­па­да, по­твор­ствуя Гер­ма­нии, сами стали за­лож­ни­ка­ми такой си­сте­мы.

1 сен­тяб­ря 1939 года на­ча­лась Вто­рая ми­ро­вая война .

5.2. Политика «умиротворения агрессора».

Итак, у нас есть агрессор и, прежде всего, агрессор в Европе.

Посмотрим, как пытались его остановить ведущие страны западных демократий.

Работа в группах: «Мюнхенское соглашение»

Оценки Мюнхенского договора

Вопрос всем

Как вы думаете, почему стало возможно подписание подобного договора?

Учащиеся записывают в тетрадь понятие «политика умиротворения агрессора» – политика, основанная на уступках и потаканиях агрессору .

Политика умиротворения агрессора состоит в урегулировании искусственно разжигаемых государством-агрессором международных споров и разрешения конфликтов посредством сдачи стороне, ведущей агрессивную политику, второстепенных и малозначимых, с точки зрения авторов этой доктрины, позиций и вопросов.

5.3. и 5.4. Попытки англо-франко-советских переговоров и смена внешнеполитического курса СССР – подписание пакта Молотова-Риббентропа с Германией.

Однако все больше становилось понятно, что надвигается катастрофа и Германия не остановится. В 1939 года происходят попытки создания системы безопасности в Европе на случай войны.

Работа в группах с документами

Группа 1 . Англо-франко-советские переговоры весной 1939 г.

Группа 2 . Переговоры военных миссий в Москве в 1939 г.

Группа 3 . Советско-германский пакт о ненападении.

6. Закрепление изученного материала

Беседа

Какие попытки были сделаны в мире, чтобы остановить агрессора?

Почему провалились англо-франко-советские переговоры?

Причины смены внешнеполитического курса СССР?

Кто выиграл от пакта Молотова-Риббентрова?

Работа с цитатой

Учебник стр. 194-195 «Документальные материалы. Из воспоминаний премьер-министра Англии в 1940-1945 гг. У. Черчилля».

7. Итоги урока. Релаксация.

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами увидели, что мир не смог остановить агрессора.

1 сентября 1939 года Германии напала на Польшу, 3 сентября войну Германии объявили Англия и Франция. Вторая мировая война началась.

8. Оценивание.

Раздаточный материал № 1

1. Мюнхенский договор

Из соглашения между Германией, Соединенным Королевст­вом, Францией и Италией, заключенного в Мюнхене (29 сентяб­ря 1938 г.).

«Германия, Соединенное Королевство (это Великобритания и Ирландия) 1 , Франция и Италия, согласно уже принципиально достигнутому соглашению отно­сительно уступки Судето-немецкой области, договорились о следующих условиях и формах этой уступки, а также необходи­мых для этого мероприятиях и объявляют себя в силу этого со­глашения ответственными каждая в отдельности за обеспечение мероприятий, необходимых для его выполнения:

    Соединенное Королевство, Франция и Италия согласились с тем, что эвакуация территории будет закончена к 10 октября, причем не будет произведено никаких разрушений имеющихся сооружений, и что чехословацкое правительство несет ответст­венность за то, что эвакуация области будет проведена без по­вреждения указанных сооружений.

    Формы эвакуации будут установлены в деталях междуна­родной комиссией, состоящей из представителей Германии, Со­единенного Королевства, Франции, Италии и Чехословакии...

А. Гитлер

Эл. Даладье

Б. Муссолини

Невилл Чемберлен»

Вопросы к документу

    Представители каких стран подписали соглашение?

    В чем суть подписанного договора?

В какие сроки Судетская область Чехословакии будет «эвакуирована» Германией?

Есть ли в документе информация о присутствии предста­вителей Чехословакии на переговорах в Мюнхене? О чем это говорит?

2. Оценки Мюнхенского договора

Вылетая в Мюнхен, Чемберлен говорил: «Сколь ужасной, фантастичной и неправдоподобной представляется сама мысль о том, что мы должны здесь, у себя, рыть траншеи и примерять противогазы лишь потому, что в одной далекой стране поссорились между собой люди, о которых нам ничего не известно».

Вернувшись после подписания соглашения в Лондон, Чемберлен у трапа самолета произнес: «Я привез мир нашему поколению».

Саму Чехословакию на переговоры не пригласили, поэтому ее президент Эдвард Бенеш назвал документ «договором предательства».

Уинстон Черчилль (премьер-министр Великобритании с 1940 г.) прокомментировал Мюнхенское соглашение: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну».

Министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден подал в отставку в знак протеста против Мюнхенского сговора.

Раздаточный материал № 2

Предложение правительства Великобритании о заключе­нии совместной декларации СССР, Англии, Франции и Польши от 21 марта 1939 г.

«...Если европейский мир и безопасность будут затронуты любыми действиями, составляющими угрозу политической не­зависимости любого европейского государства, наши соответст­вующие правительства настоящим обязуются немедленно сове­щаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для со­вместного сопротивления таким действиям».

1. Англия, Франция, СССР заключают между собой согла­шение сроком на 5-10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.

2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточно-европейским государ­ствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащими с СССР, в случае агрессии против этих госу­дарств.

- Из меморандума английского правительства правительству Французской Республики от 22 мая 1939 г.:

«Представляется желающим заключить какое-либо соглаше­ние, по которому СССР придет нам на помощь, если на нас на­падут с Востока, не только с целью принудить Германию вести войну на два фронта, но также по той причине..., что в случае войны важно вовлечь в нее Советский Союз».

«Наша позиция по вопросу об англо-франко-советских пере­говорах не может быть ни отрицательной, ни положительной, поскольку в этих переговорах мы участия не принимаем…

Мы по-прежнему придерживаемся той точки зрения, что до­говор о взаимной польско-советской помощи ускорил бы кон­фликт».

- Учебник: стр. 192 «Документальные материалы: Из выступления У. Черчилля в палате общин (19 мая 1939 г.)»

Вопросы:

    Сравнить предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии.

    Определить принципиальные отличия позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам.

    Какую позицию занимала Польша?

Раздаточный материал № 3

Англо-франко-советские переговоры в 1939 г.

«Британское правительство, - указывалось в директиве, - не желает принимать на себя какие-либо конкретные обязательст­ва, которые могли бы связать нам руки при любых обстоятель­ствах. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы ограничиваться в военном соглашении возможно более общими формулировками. Что-нибудь вроде согласованной декларации о политике могло бы соответствовать этому». «Если русские предложат, чтобы английское и французское правительства обратились к Польше, Румынии или прибалтийским государствам с предложениями, влекущими за собой сотрудничество с советским правительст­вом или Генеральным штабом, - говорилось в директиве, - де­легация не должна брать на себя каких-либо обязательств, а об­ращаться в Лондон. Делегация не должна обсуждать вопроса об обороне прибалтийских государств, так как ни Великобритания, ни Франция не гарантировали этих стран...

Из воспоминаний Н. Г. Кузнецова о переговорах военных миссий:

В особняке Наркоминдела на Спиридоновке без особых це­ремоний главы миссий со своими помощниками уселись за круглый стол. Хозяином приема, естественно, был К. Е. Воро­шилов...»

«...Казалось, обстановка требовала даже в первые часы пре­бывания глав миссий Англии и Франции в Москве без промед­ления начать беседу с самой злободневной темы: опасности аг­рессии со стороны фашистской Германии.

Но высокий, седой, худощавый адмирал Драке... вел нето­ропливый светский разговор о флотской регате в Портсмуте и конных состязаниях, как будто на международном горизонте не было ни одной грозовой тучи».

«...Переговоры военных миссий длились до 21 августа. Уточнялись наметки планов, но вопрос о возможности прохода советских войск через территорию Польши, если этого потре­буют военные обстоятельства, оказался неразрешимым. А ведь без этого договоренность по всем остальным проблемам теряла реальное значение.

Советская военная миссия, естественно, торопила западных коллег с ответом именно по этому кардинальному вопросу. Од­нако представители западных держав, особенно англичане, охотно вели разговоры общего порядка о том, что "Атлантиче­ский океан занимает площадь в 3 млн кв. миль, а Тихий океан -в два раза больше", но не отвечали на основной вопрос».

Срыв переговоров военных миссий СССР, Англии и Фран­ции в 1939 г.

Маршал К. Е. Ворошилов:

«...Советская миссия считает, что СССР, не имеющий об­щей границы с Германией, может оказать помощь Франции, Англии, Польше и Румынии. Лишь при условии пропуска его войск через польскую и румынскую территории, ибо не сущест­вует других путей для того, чтобы войти в соприкосновение с войсками агрессора.

Английская и французская миссии, к нашему удивлению, не согласны в этом с советской миссией. В этом наше разногла­сие.

Советская военная миссия не представляет себе, как могли правительства и генеральные штабы Англии и Франции, посы­лая в СССР свои миссии для переговоров о заключении военной конвенции, не дать точных и положительных указаний по тако­му элементарному вопросу, как пропуск и действия советских войск против агрессора на территории Польши и Румынии, с которыми Англия и Франция имеют соответствующие полити­ческие и военные отношения».

Вопросы:

    Объясните, почему Англия и Франция стремились к затя­гиванию переговоров в Москве?

    Назовите причины разногласий.

    Была ли возможность успешно закончить переговоры?

    К каким последствиям привел провал переговоров?

Раздаточный материал № 4

Из Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом,

«Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздержи­ваться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон ока­жется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон оста­нутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участво­вать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвен­но направлена против другой стороны

Из Секретного дополнительного протокола к Договору о не­нападении между Германией и Советским Союзом, 23 авгу­ста 1939г.:

«При подписании договора о ненападении между Германией и Со­юзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшие­ся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденци­альном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к ниже­следующему результату:

1. В случае территориально-политического переустройства обла­стей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР

2.В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер ин­тересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по ли­нии рек Нарев, Висла и Сана.

Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохра­нение независимого Польского государства, и каковы будут грани­цы этого государства, может быть выяснен только в течение даль­нейшего политического развития.

Во всяком случае, оба правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.

3.Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчерки­вается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заяв­ляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.

4.Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете».

Вопросы:

- В чем суть секретного дополнительного протокола, заклю­ченного между Германией и Советским Союзом?

    Какие территории являлись сферой влияния интересов Со­ветского Союза и Германии?

    Дайте свою оценку секретному протоколу.

    Что дал пакт о ненападении Германии и СССР?