Где есть канатная дорога. Самые необычные канатные дороги

Изначально дорогами, состоящими из крепких канатов, пользовались жители горных районов. Таким способом они занимались подъемом грузов к своим жилищам. С развитием туристической инфраструктуры данный способ передвижения приобрел иную функцию - перевозку людей. Особенно популярными стали канатные дороги с развитием горнолыжной инфраструктуры. Какие же из них считаются самыми необычными и известными?

Гентинг

Дорога, находящаяся в Малайзии, известна далеко за ее пределами благодаря тому, что признана самой высокоскоростной в мире (естественно, среди канатных). Гентинг расположен на высоте 2000 метров и является малазийской столицей развлечений. За три доллара любой желающий сможет воспользоваться услугами дороги и прокатиться прямо над джунглями со скоростью 6 метров в секунду. Если погода не пасмурная, то велика вероятность увидеть диких обезьян, резвящихся внизу.

Канатная дорога Гульмарг

Гульмарг - курорт, расположенный в Гималаях, славится своей дорогой, которая, в свою очередь, известна высоким местоположением. Совсем недавно район был спорной территорией между Индией и Пакистаном, но теперь боевые действия утихли, а правительство делает все для привлечения сюда туристов. До открытия данного транспортного пути путешественникам приходилось подниматься в горы на вертолете, что делало катание на лыжах очень дорогим удовольствием.

Канатная дорога Ай-Петри

Эта дорога, находящаяся в Крыму, известна многим жителям других стран. Данный транспортный путь знаменит тем, что имеет самый длинный в Европе безопорный промежуток, равный двум километрам. За плату в 15 долларов турист (или местный житель) сможет увидеть юго-восток Крыма, поражающий красотой. Канатная дорога Ай-Петри подарит вам 15 минут восторга и наслаждения чудесными видами.

Дорога в Масаде

Масада - это древняя крепость в горах Иудейской пустыни, построенная еще при царе Ироде. Археологи и туристы, желающие увидеть дивные места, могут воспользоваться самой короткой канатной дорогой в мире. Поднявшись наверх, вы вдоволь насладитесь пейзажами Иудейской пустыни и Мертвого моря.

Чжанцзяцзе

Никакие канатные дороги мира не смогут сравниться по отвесности склонов с Чжанцзяцзе. Этот путь признан самым крутым. Здесь турист сможет увидеть горы, вдохновившие известного голливудского режиссера Джеймса Кэмерона на создание футуристических пейзажей в кинокартине «Аватар». Рискнув воспользоваться путем, вы проведете необычайно захватывающие 40 минут. Подъем непрост - перепады температур и давления оказывают не слишком приятное воздействие на туристов. Но вознаграждение стоит того, ведь наверху вас ждет самая высокая естественная пещера мира. А если канатные дороги наскучили, вниз можете спуститься на обычном автобусе.

Остров Сентоза

Канатный путь, расположенный в Сингапуре, известен тем, что именно здесь впервые были применены кабины, полностью выполненные из стекла. Остров является настоящим азиатским Диснейлендом, в котором находится множество аттракционов, океанариум и чистейшие пляжи. Восемьдесят одна кабинка перемещается по путям из канатов и перевозит огромное число туристов и местных жителей. Несколько особых кабин украшены кристаллами Сваровски, переливающимися всеми цветами радуги.

Татевская канатная дорога

Многие канатные дороги являются длинными, но с армянским путем не удалось сравниться ни одной из них. Татевский путь признан самым протяженным. Недавно он был вписан в книгу рекордов Гиннеса. Его создание было воспринято как шаг к возрождению монастыря, путь к которому до открытия дороги был сложен (лежал через крутой серпантин). Теперь в Татев можно добраться в любой момент всего за 11,5 минут, заплатив 6 евро (для местных жителей подъем бесплатный). Кстати, продолжительность рекордного по длине подъема составляет 5,7 км.

Канатные пути РФ

В России, где начинает бурно развиваться горнолыжная сфера туризма, существует немало канатных дорог. В связи с недавно прошедшей Олимпиадой особо известна канатная дорога «Красная поляна», расположившаяся в одноименном поселке Краснодарского края.

«Красная поляна» - это обширная сеть канатных дорог, объединяющая в одно целое несколько зон катания («Горная карусель», «Лаура-Газпром», «Альпика-Сервис» и «Роза Хутор»). Посетив данные места, вы сможете не только вдоволь накататься на горных лыжах или сноуборде, но и отдохнуть в комфортабельных гостиницах, а также отведать горячий и ароматный чай в многочисленных кафе.

Еще один известный путь в России - канатная дорога в Нижнем Новгороде. Чем же славен данный подъем? Дорога, лежащая от Нижнего Новгорода до поселка Бор, позволит вам насладиться живописной рекой Волгой и обеспечит порцию острых ощущений, ведь это единственный в России путь, который почти на протяжении километра проходит над водой.

Канатная дорога в Нижнем Новгороде была построена с целью улучшения транспортных условий, поскольку мост через Волгу очень плохо справлялся с мощным пассажирооборотом.

Гренобльская канатная дорога

Чаще всего канатки пролегают за пределами городских территорий. Но только не в этом случае. Гренобльская дорога расположилась прямо в городской черте. Одна из известнейших достопримечательностей Франции - тюрьма Бастилия - до создания пути имела не слишком удобные для туристов подступы. Тогда правительство в целях привлечения большого числа иностранцев и создало данную дорогу, которой было суждено изменить внешний облик города и стать еще одним из его символов.

Редкие канатные дороги могут похвастать таким интересным дизайном кабинок. Рассчитанные на шестерых человек, они имеют интересный и несколько странный внешний вид, поэтому были прозваны в народе «космическими яйцами» либо «пузырьками».

Лучшие канатные дороги в мире помогают человеку насладиться захватывающими видами природы, а также быстро попасть в пункт назначения. Если бы не такие транспортные пути, добраться до многих удивительных мест планеты было бы очень и очень сложно.

Сегодня во всем мире, особенно в горных районах, популярностью пользуются канатные дороги в качестве способа передвижения. Первая из них была открыта в 1866 году в горных районах Швейцарии. При ее помощи туристы перемещались на смотровую площадку с великолепным видом на окружающие альпийские ландшафты.

Общая информация

В период начала активного развития горнолыжного спорта, во второй половине XX века, началось активное строительство канатных дорог во всем мире. С каждым годом подобной конструкции дороги становились все более удобными, усовершенствованными.

Сейчас они строятся даже в самых сложных и труднодоступных для людей местах. Среди самых разнообразных канатных дорог всего мира есть довольно впечатляющие, удивительные по формам, местоположению и длине конструкции.

В данной статье можно ознакомиться с различными типами канатных дорог и узнать, какая самая длинная канатная дорога в мире. Среди множества разнообразных конструкций есть самые поразительные и необычные. Вкратце рассмотрим некоторые из них.

Самые захватывающие и впечатляющие в мире канатные дороги

Китайская в национальном парке Чжанцзяцзе - самая захватывающая. Горы здесь будто парят в воздухе. Они настолько высокие и крутые, что с их вершин в тумане не видно основания. Из кабинок фуникулера открывается такой ошеломляющий вид, что наблюдались даже случаи падения туристов в обморок. Конечно, большей частью дело в том, что здесь из-за резких перепадов давления закладывает уши и резко понижается температура воздуха.

Неслучайно этот канатный путь называется «дорога в небеса»: некоторые отрезки в подъеме имеют наклон в 70°. Создается ощущение, что она врезается в облака.

Sternensauser (курорт горнолыжный Хох-Ибриг) в Швейцарии - самая ужасающая канатная дорога во всем мире в плане передвижения. Сооружение представляет натянутый на 75-метровой высоте между платформами кабель. Самая длинная канатная дорога в мире подобного типа представляет собой следующее. Пассажиры движутся под ней под тяжестью собственного тела, пристегнувшись ремнями и надев шлемы. Есть и кресельный подъемник, в процессе движения которого пассажир может передвигаться с огромной скоростью (90 км в час). При этом создается жутковатое и в то же время захватывающее ощущение свободного полета.

"Гентинг" (Малайзия) - самая скоростная в мире дорога на канате и настоящая империя развлечений.

Расположен этот участок на высшей точке горы (2000 м), поэтому его видно издалека и днем (очертания всех сооружений и зданий) и ночью из-за обилия неоновых огней). Здесь, на вершине, расположены отели, прекрасный парк развлечений и единственное в Малайзии легальное казино. Сюда ведет канатная дорога, проходящая над экзотиескими джунглями, в которых можно прямо с фуникулера разглядеть диковинные растения, удивительно красивые цветы и обезьян, снующих в густых зарослях. Дорога через эти непролазные джунгли сооружена в 1997 году.

Вьетнамская канатная дорога

"Винперл" в Нячанге протянулась от самой столицы провинции Кханьхоа к острову Хон Тре (перев. как «Бамбуковый остров»), где расположен знаменитый во всем мире одноименный с дорогой парк развлечений. Это одно из любимейших мест отдыха гостей страны и самих вьетнамцев.

С момента ввода в эксплуатацию в 2007 году данное сооружение подобного типа - самая длинная канатная дорога в мире. Над водной гладью она простирается на 3320 м. А высота ее колеблется от 5 до 75 м.

Дорогу строили представители швейцарской фирмы. Вся конструкция представляет огромные колонны, поддерживающие «канатку». По вечерам она очень красиво подсвечивается. Сооружение стилизовано в форме Эйфелевой башни.

Кабинка вмещает 8 человек, а время передвижения занимает примерно 10 минут. Для сравнения следует отметить, что на пароме до острова можно перебраться за 20 минут, а на катере за 7.

Раньше до острова люди добирались лишь по воде - на соответствующем транспорте.

Самая длинная канатная дорога в мире над морем имеет огромную пропускную способность - 1500 человек в час.

Старейшая канатная дорога Чехии

На сегодня самой старой в мире считается канатная дорога, поднимающая пассажиров на холм Петршин в Чехии. За 120 лет своего существования ее вагончики переправили на гору более 56 миллионов человек.

А началось все с того, что члены чешского клуба туристов в 1889 году отправились в Париж и были сильно поражены и восхищены видом Эйфелевой башни. Ее копия впоследствии была сооружена на холме Петршин, а в последующем, менее чем за год, была построена и канатная дорога. Вагончик на рельсах с удивительной легкостью поднимал на высоту 102 метра 50 пассажиров за 1 раз. Особенность его была в том, что тросы вращались водяным колесом. В связи с Первой мировой войной в 1916 году дорога впервые приостановила свою работу, и лишь в 1932 году она была вновь запущена, но уже с электродвигателем и немного удлиненная (до 551 м).

В 1965 году оползни разрушили часть рельсового трека, и лишь через 20 лет исторический фуникулер вновь заработал. С тех пор он работает и является частью всей городской системы транспорта.

Есть в Армении, недалеко от г. Гориса, удивительный монастырь (IX-XIII века), называемый Татевским. До 2009 года долгое время он был заброшен и стал постепенно разрушаться. По утвержденному проекту программы под названием «Возрождение Татева» дорога канатная была здесь построена в 2010 году. Она вела к этому прекрасному монастырю, расположенному в скалах. Практически сразу же после открытия канатная дорога с названием «Крылья Татева» была занесена, как самая длинная канатная дорога в мире, в список Книги рекордов Гиннеса. Ее длина - почти 6000 метров. Соединяет она 2 деревни - Татев и Алидзор.

320 метров составляет ее наибольшая высота над ущельем. Максимальная скорость кабины, вмещающей в себя одновременно 25 пассажиров - 37 км в час. Весь путь она проходит немногим более чем за 11 минут.

До появления этого пути к Татеву люди добирались по крутому, проходящему вдоль обрыва с наклоном 45 градусов, серпантину, который в зимнее время часто размывало. Сегодня Татев можно посещать круглый год. Проезд по канатной дороге для местных жителей бесплатный.

Длина этого канатного пути составляет 3661 метр. Следует отметить для сравнения, что длина пути автомобильного в семь раз больше и составляет примерно 27 000 метров.

В Нижнем Новгороде на сегодняшний день сооружена самая длинная канатная дорога в России. Она единственная и в Европе с длиной пролета над поверхностью воды 861,21 метров, в связи с чем и внесена в Книгу рекордов Европы и России.

Всего кабинок, автоматически освещающихся и снабженных радиосвязью, - 28, и каждая из них вмещает по 8 человек. Движение осуществляется со скоростью до 22 км в час.

Самая большая канатная дорога в Европе (фото см. выше) с самым длинным пролетом над водной поверхностью создана для удобства местных жителей. Соединяет дорога города Бор и Нижний Новгород, расположенные по двум противоположным берегам Волги.

Заключение

До чего дошел прогресс! Кто бы мог подумать, что за такое сравнительно короткое время могли появиться удивительные сооружения, позволяющие людям передвигаться по самым недоступным и непролазным местам: между огромными вершинами, над джунглями, между островами над водной гладью моря и даже в городах.

Вряд ли горнолыжный спорт получил бы такое распространение, если бы подниматься в гору приходилось пешком. С момента, когда появились первые подъемники, их конструкция постоянно совершенствуется, и сами канатные дороги становятся более комфортными и безопасными. сайт побывал в гостях на горнолыжном курорте «Роза Хутор», где Третьяков Алексей Петрович, заместитель руководителя службы канатных дорог, провел для нас экскурсию, и рассказал о том, как устроен современный подъемник, на примере канатной дороги «Олимпия», поднимающей гостей курорта на Роза Плато (1170 метров над уровнем моря).

«Олимпия» - это канатная дорога гондольного типа, состоящая из двух станций - верхней (приводной), где расположен двигатель и резервный генератор, и нижней (обводной) станции. Сперва мы поднялись внутрь приводной станции. Лично мне всегда было любопытно, что там внутри.

Интересующихся подробностями работы канатки прошу под кат.

В ролике показана работа механизма, отцепляющего кабину от каната и замедляющего ход кабины. На 0:50 замедленно продемонстрирован момент, когда кабина заезжает в станцию.

На (1:09) этот же момент, но уже при максимальной скорости (6 м/с). Когда кабина на полном ходу залетает в станцию, специальный рычаг с роликом попадает на направляющие (красные наклонные рельсы), и опускается вниз, соответственно зажим поднимается и постепенно освобождает трос.

Первые колеса (на видео с черными покрышками), которые прижимают подвесную систему кабины, крутятся со скоростью движения троса. На 7 колесе зажим полностью отцепляется (1:14), и кабина движется уже не с помощью каната, а с помощью конвейера из колес. На каждом колесе закреплены шкивы (1:07), и с помощью понижающей ременной передачи, каждое следующее колесо крутится чуть медленней предыдущего, постепенно гася скорость кабины до минимальной (1:27). Канат при этом продолжает крутиться с прежней скоростью (на выходе из станции, наоборот, на каждом колесе скорость повышается до скорости движения каната).

Каждая канатная дорога также оборудована антиколлизионной системой, чтобы исключить столкновение кабинок друг с другом. В видеоролике на 1:29 видно, как загорается датчик, отслеживающий местоположение кабинок, он посылает компьютеру сигналы, по которым контролируется расстояние между кабин.

Датчики, которые контролируют зажатие каната. Красная пластина прогибается вверх, когда под ней проходит зажим кабины, и два независимых сенсора фиксируют силу зажима каната.


Датчики зажима

Показания с сенсоров поступают в компьютер, который сразу остановит канатную дорогу, если зажим кабины недостаточно крепко ухватился за канат. На фото ниже как раз экран компьютера на котором видно показания сенсоров и пороговые значения, при которых происходит оповещение персонала и автоматическая остановка канатки. Если такое случится, машинист сдаст кабинки задним ходом, высадит людей и проверит механизм. Если кабина зажмется на нормальное значение, то работа продолжится, если снова будет аварийным, то кабина загоняется в ремонтный бокс, и ее будут тщательно проверять. В любом случае, компьютер не выпустит кабину со слабым зажатием на линию.

Как открываются двери у кабинки в принципе и так видно, система такая же - наклонные направляющие, в которые заходит рычаг с роликом, рычаг поднимается, и с помощью гидравлического механизма открываются двери. При выходе из станции направляющие опускают рычаг.

Далее мы прошли в помещение, где работают операторы канатной дороги. Рабочее место оператора находится за большим окном, в которое видно площадку высадки-посадки и оборудовано компьютером, дублированными средствами связи с другими станциями канатки (беспроводная рация и проводной телефон), рычагом гидравлического тормоза канатной дороги (красная штука cправа на фото).

За оператором расположено несколько больших шкафов с оборудованием.


Кнопки планового (плавного) останова и аварийного (резкого) останова двигателя канатки, а также другие кнопки


Сенсорный экран компьютера, управляющего канатной дорогой


Внутренности шкафа

Система управления канаткой оборудована модемом, и по запросу горнолыжного курорта, если возникнут проблемы, производитель (фирма Doppelmayer) может подключиться, и удаленно понаблюдать за работой всех узлов системы. Также Алексей Петрович рассказал, что каждый год все канатные дороги проходят обязательную проверку - кабинки нагружаются мешками с песком, проводят грузовые тесты и испытывают канатку в самых жестких режимах. Сам канат тоже проходит регулярный осмотр, который включает в себя проверку, которая называется магнитная дефектоскопия и походит на рентген. Этот процесс направлен на поиск повреждений, деформаций и рваных проволок, а также на проверку каната на предмет увеличения или уменьшения диаметра. Особое внимание уделяется проверке счалки, это то место где канат соединён, проще говоря, это узел, соединяющий концы каната, что делает его единым кольцом. Но это другая история, требующая отдельного рассказа.

Чтобы во время посещения курорта не столкнуться с тем, что канатные дороги закрыты профилактику, .

Для того, чтобы лучше рассмотреть устройство опор, мы поехали на открытой технологической кабине.

На некоторых опорах канатки установлена ветровая система, при ветре 15 м/с она замедлит скорость кабинок до 1,5 м/с и проинформирует об этом персонал канатной дороги звуковой сигнализацией и индикацией на пульте управления. А при повышении скорости ветра до 17 м/с, скорость кабинок снизится до минимальной - 0,3 м/с. Максимальная скорость дороги 6 метров в секунду.


Опора с ветровой системой

Для предотвращения соскакивания каната с роликов, на каждой опоре есть датчики, фиксирующие эту ситуацию, и ловушки рядом с роликами, которые не дадут тросу упасть.


Ловушки для троса на опоре

На отрицательных опорах (где трос проходит под роликами), ловушки соответственно тоже перевернуты.


Отрицательная опора

Канатная дорога «Олимпия» отличается от остальных канатных дорог в Красной Поляне тем, что один из ее участков проходит над ущельем на высоте 126 метров. Отсюда открывается очень красивый вид. Зимой приходилось иногда ехать в одной кабинке с новичками, которые немного паниковали на этом участке. Мол, если электричество отключат, то как нас будут отсюда снимать. Я в общих чертах знал, что снимать как-то будут, а вот как именно, узнал только сейчас - у крайних опор с двух сторон ущелья есть лебедки с тросом. При необходимости, спасатель поднимается по опоре, на подвесном велосипеде доезжает по канату до зависшей над ущельем кабины, специальным устройством на 2 миллиметра ослабляет зажим кабины, чтобы он мог скользить по канату, цепляет за кабину трос лебедки и кабину притягивают к опоре подъемника, откуда снять людей уже достаточно просто. Как видите, поводов для беспокойства совершенно нет.

Для фотографа, конечно, на открытой кабинке ездить намного удобней, ничто не закрывает отличный вид с подъемника:-)

Внизу, на обводной станции все примерно так же, только уже без аварийного привода. Слева от зоны посадки расположен гараж для кабинок (когда гостей на курорте не много, чтобы не нагружать канатку лишним весом, часть кабинок снимают и загоняют сюда). Например, зимой на линии максимально находится 77 кабинок, а сегодня только половина - 38. Здесь же происходит ремонт кабинок.


Гараж

Вот такая она, канатная дорога.

Активное развитие горнолыжного туризма на протяжении последних десятилетий способствует постоянному совершенствованию инфраструктуры, необходимой для подъема горнолыжников и сноубордистов на вершины гор. Создатели канатных дорог придумывают все новые варианты конструкций, позволяющих поднимать туристов наверх как можно быстрее и в как можно более комфортных условиях.

История канатных дорог насчитывает около 500 лет. Первые прототипы появились в Азии. Местные жители изобрели подвесные канатные дороги, основой которых были тросы из переплетенных волокон. Вместо нынешних вагонов тогда использовались большие корзины, в которых могли транспортироваться люди и грузы.



В 1515 году появилась усовершенствованная версия канатной дороги: тогда принц-архиепископ Зальцбурга Маттеус Ланг фон Велленбург спроектировал вагонетки, движущиеся по деревянным рельсам при помощи конопляного каната за счет мускульной силы. Эти дороги были грузовыми, но со временем их технические характеристики совершенствовались, а в XIX веке появились подъемники для пассажиров, похожие на современные канатные дороги.



Сначала был создан фуникулер ― пара вагонов, передвигающихся по наклонным рельсам. Первые подобные устройства появились в городах США. В 1870-е годы в Германии появилась первая дорога гондольного типа, для которой был использован железный трос. В 30-е годы XX на курорте Сан-Вэлли в США был построен первый кресельный подъемник.



Настоящий бум строительства канатных дорог пришелся на вторую половину XX века, когда во многих странах началось строительство горнолыжных курортов для массового туризма. К тому времени инженеры создали немало видов канатных дорог ― фуникулеры, гондольные, кабинные, кресельные, бугельные и другие.



Крупнейшие холдинги, специализирующиеся на производстве канатных дорог в мире, ― группы Leitner-Poma и Doppelmayer-Garaventa. В первый холдинг входит, в том числе, и французская компания по проектированию и строительству канатных дорог Pomagalski S. A. или Poma S.A.S. Именно она стала основным поставщиком оборудования для российских горнолыжных курортов, развиваемых компанией «Курорты Северного Кавказа», ― «Архыза», «Эльбруса» и «Ведучи».



«Чтобы построить одну канатную дорогу, необходимо задействовать около 50 человек ― инженеров, проектировщиков, монтажников, слесарей. Полгода уйдет на ее проектирование, еще три месяца ― экспертиза, затем уже начинается стройка. Вся задумка, от листа бумаги до ввода конструкции в эксплуатацию, занимает где-то год-полтора», ― рассказал генеральный директор ООО «Пома» (филиала французской компании Poma S.A.S.в России) Антон Чудаев.



Но, безусловно, срок реализации проекта зависит от степени сложности канатной дороги. Какие они бывают ― читайте в фоторепортаже «Интерфакс-Туризм».

Безопорная канатная дорога («беби-лифт»)

«Беби-лифт» ― это малый подъемник без промежуточных опор, предназначенный для организации катания на горных лыжах, сноуборде или тюбинге на склонах длиной до 300 метров с небольшим перепадом высот (до 100 метров). Он представляет собой натянутый трос с закрепленными пластиковыми бугелями, за которые цепляются катающиеся.



Установка такого подъемника очень проста и выполняется в короткие сроки, так как для нее не требуется фундамент. «Беби-лифт» предусматривает передвижение туристов на невысоких скоростях, что очень удобно на участках гор, где проводится обучение катанию на горных лыжах.



В России «беби-лифт» можно увидеть на горнолыжном курорте «Ведучи», который расположен в Чеченской Республике в живописной долине реки Харачой-Ахк.

Канатная дорога ленточного типа (траволатор)



Траволатор ― это механическая дорожка, которая доставляет катающихся на спуск. Она отличается комфортным и безопасным подъемом на невысокой скорости на склоны с небольшим перепадом высот, также ее используют на учебных склонах. Внешне напоминает огромную ленту для передвижения продуктов на кассе супермаркета. По сравнению с «беби-лифтом» у ленточных канаток намного выше пропускная способность.



Траволатор используется на многих склонах для начинающих: он есть в учебной зоне горнолыжного курорта «Ведучи» в Чечне, в туристической деревне Романтик курорта «Архыз» в Карачаево-Черкесии и на кабардино-балкарском курорте «Эльбрус», где работает парк для обучения горнолыжному спорту и сноуборду Saby Park.



Кресельная канатная дорога с фиксированным зажимом



Канатно-кресельные подъемники позволяют доставлять посетителей горнолыжных курортов к нужному месту в креслах, которые закреплены на канате. Именно благодаря сиденьям сразу несколько лыжников (обычно от двух до шести) имеют возможность с комфортом подняться к началу трассы. На большинстве современных горнолыжных курортов кресла этих канаток оборудованы подогревом, также нередко предусмотрена защитная стенка (прозрачный колпак) со спины, укрывающая горнолыжников от непогоды.



Удобная и безопасная канатка с фиксированным зажимом представляет собой кресельный подъемник, сиденья которого постоянно закреплены на несуще-тяговом канате. При подъезде к станции оператор внимательно следит за скоростью движения кресел, поскольку от этого зависит, успеют горнолыжник или сноубордист сесть на подъемник или нет.



Такая дорога установлена, например, на горнолыжном курорте «Архыз» ― это четырехместная кресельная канатка «Спутник» с фиксированным зажимом.

Кресельная канатная дорога с отцепляемым зажимом



В последнее время широкое распространение получили кресельные канатные дороги с отцепляемыми зажимами. Они являются наиболее популярным, удобным и быстрым транспортом для любителей зимних видов спорта.



По словам генерального директора ООО «Национальные канатные дороги» Бориса Шлома, система отцепляемого зажима в 1980-х годах стала революционным шагом в развитии канатных транспортных систем, и сейчас она не менее востребована.



«Принцип работы такого оборудования ― в возможности отцеплять кабины или кресла (в зависимости от типа подъемника) при подъезде к посадочной станции. То есть кресло или гондола замедляется и переводится с основного тягового каната на ролики, по которым и едет через всю зону посадки. Получается, что в зоне посадки и высадки туристов скорость низкая, можно спокойно сесть в кресло или гондолу, при этом на всем протяжении канатной дороги скорость становится выше», ― рассказал он.



Канатные дороги с неотцепляемым зажимом, по мнению эксперта, целесообразно использовать только для подъема к небольшим трассам, длиной до 700 м. Несмотря на их небольшую скорость (1,8-2 м/с) и пропускную способность (меньше 2000 чел./час), такие канатные дороги вполне способны обеспечить комфортную и безопасную посадку для подъема начинающих катающихся к зеленым и синим склонам. Однако канатная дорога с отцепляемыми креслами позволяет увеличить производительность до 2000-4000 и более чел./час со скоростью 5-7 м/с.



«А раз скорость дороги с отцепляемым зажимом выше, следовательно, и ее производительность тоже. Курорт может больше пассажиров доставить наверх и тем самым увеличить пропускную способность и туристический поток», ­– добавил Б.Шлом.



В январе 2018 года на всесезонном горнолыжном курорте «Ведучи» ввели в эксплуатацию 4-местную кресельную канатную дорогу с отцепляемым зажимом. А на «Архызе» в туристической деревне Лунная поляна установлена 6-местная канатка под названием «Лунный экспресс», кресла которой оснащены защитными колпаками.



Гондольная канатная дорога с отцепляемым зажимом



Это закрытые кабинки, которые могут вмещать от 6 до 20 человек, нередко их можно увидеть в городах, а в особо живописных местах их делают с панорамным остеклением. Около станции скорость кабины максимально снижается, чтобы пассажиры смогли беспрепятственно выйти. Огибая станцию и переходя на противоположную ее сторону, кабина снова разгоняется, и зажим зацепляется за канат. Максимальная скорость составляет примерно 6 м/с, что позволяет быстро поднимать наверх большое число лыжников и сноубордистов.



По словам Антона Чудаева, гондольные и кресельные канатные дороги с отцепляемым зажимом являются наиболее надежными. «У этих канаток более высокая скорость, по сравнению с другими и, соответственно, выше производительность», ― сказал он.



Такая канатная дорога работает, например, на курорте «Эльбрус». В декабре 2015 года была достроена ее третья очередь, которая поднимает туристов на станцию «Гара-Баши» на высоте 3847 м ― это рекордный показатель не только для России, но и для Европы. Продолжительность подъема составляет примерно 20-25 минут. С конечной станции взору катающихся в одну сторону открывается великолепная панорама Кавказского хребта, в другую ― виды на двуглавую вершину Эльбруса, древнего вулкана.



Также гондольные канатки построены на курорте Архыз». «Млечный путь» уже работает, а «Северное сияние», по словам представителей курорта, откроется в новом горнолыжном сезоне.

Маятниковая канатная дорога

Одной из разновидностей гондольных (кабинных) подъемников является маятниковая канатная дорога. Кабины маятниковых подъемников двигаются навстречу друг другу по несущим канатам, а движение их обеспечивает тяговый канат. Такая канатка подходит для мест со сложным рельефом, например, она с легкостью переправит пассажиров через долины, ущелья, реки или ледники.



По сравнению с другими подъемниками у нее есть ряд преимуществ. Так, длина пролетов без опоры может достигать 3 километров, одна кабина может вместить от 6 до 230 пассажиров. Пропускная способность маятниковой канатной дороги в зависимости от скорости (до 12 м/с) и длины дороги колеблется от 500 до 2 тыс. человек в час.

Как отмечает генеральный директор филиала Poma S.A.S. в России Антон Чудаев, сложность строительства любой протяженной канатной дороги зависит в первую очередь от рельефа. «Проектировщики и инженеры смотрят, нужно ли усиливать склон. Ставят противолавинные укрепления и защитные барьеры, чтобы обеспечить безопасность катающихся», ― рассказал он.



Маятниковая канатная дорога, построенная еще в советское время, работает на курорте «Эльбрус». Она состоит из двух очередей и начинается на нижней станции Азау (2300 м), проходит через пересадочную станцию «Старый Кругозор» (3000 метров) и заканчивается на отметке 3500 метров на станции «Мир». В зоне станций можно посетить шашлычные и кафе, а на станции «Мир» находится высокогорный Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.

«Светлое будущее» канатных дорог
Как отмечают в АО «КСК», в перспективе на курортах Северного Кавказа будут строиться преимущественно кресельные и гондольные канатные дороги, однако на курорте «Ведучи» посетителей ждет необычная новинка ― кольцевая канатка системы 3S с минимумом опор, что создаст у пассажиров полное ощущение парения в воздухе. Также она отличается особой ветроустойчивостью и низким потреблением электроэнергии.



«В мире таких канатных дорог чуть больше десятка. Она соединит северо- и южно-ориентированный склон курорта, пройдет прямо над ущельем; ее проектная протяженность ― почти 4,5 километра. Кабины такой канатной дороги типа 3S перемещаются по трем канатам ― двум несущим и одному тяговому, что делает всю систему очень надежной и производительной. Сами кабины ― это, по сути, воздушные экскурсионные автобусы: они смогут вместить до 35 человек с горнолыжным инвентарем, и во время поездки через большие панорамные окна можно будет любоваться видом на горные хребты», ― рассказал генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» Хасан Тимижев.



По его словам, канатная дорога сможет перевозить до 2,8 тыс. человек в час. «Для нее будет установлено всего три опоры высотой до 100 метров, так что у гостей курорта будет полное ощущение полета», ― добавил руководитель АО «КСК».



Также, по словам Антона Чудаева, на курорте «Архыз» появится еще одна современная, можно сказать, инновационная канатная дорога с гибридным двигателем. «Она более экологичная, потребляет меньше энергии, кроме того, она почти бесшумна. Это оценят катающиеся на горнолыжных курортах, поскольку вместо шума канатки они будут наслаждаться звуками окружающей природы», ― пояснил генеральный директор ООО «Пома».

К вершинам ― на российских канатках



Спрос на канатные дороги в нашей стране увеличивается с каждым годом. Причем речь не только о горнолыжных курортах ― свое место они занимают и в городах как популярный альтернативный вид городского транспорта. Так, в феврале 2012 года была запущена в эксплуатацию канатная дорога через Волгу в Нижнем Новгороде, а в ноябре открылась канатная дорога в Москве, соединившая Воробьевы горы и Лужники.



Есть планы по строительству канатной городской гондольной канатной дороги в центре столицы Чеченской Республики. «Канатная дорога ― не только современный вид транспорта, но и зона притяжения для туристов, количество которых в Грозном увеличивается с каждым годом. Многие из них мечтают посмотреть на наш замечательный город с высоты. Канатная дорога дает такую возможность», ― рассказал на презентации проекта, которая состоялась в Грозном на днях, первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов.



«Очень важно, чтобы на отечественных горнолыжных курортах и в российских городах работали канатные дороги, произведенные именно в нашей стране. К сожалению, те производственные площадки, которые были созданы в советские годы, сейчас практически утрачены. Нужно налаживать новое современное производство ― это вопрос не только технологического роста, но и мирового престижа страны», ― прокомментировал он.



Для проектирования, производства, обслуживания, эксплуатации и продажи канатных дорог в России в партнерстве АО «Курорты Северного Кавказа» с компанией POMA S.A.S. в этом году было создано предприятие «Национальные канатные дороги». Его основная производственная площадка расположена в Кабардино-Балкарской Республике, в городе Майском, но со временем планируется сотрудничество и с другими российскими заводами.




«Перед совместным предприятием поставлены сложные задачи: создать безопасные, конкурентоспособные по цене, современные канатные дороги, которые будут поставляться не только на внутренний рынок, но и в страны СНГ, а в перспективе ― и в другие государства. Мы убеждены в успехе и верим, что однажды доля рынка, которую займет продукция под российским флагом, будет сопоставима с долей европейских лидеров в производстве канатных дорог», ― заключил Одес Байсултанов.

В Красной Поляне открылась новая канатная дорога. Раньше она эксплуатировалась только гостями Олимпиады, но теперь доступна всем желающим. Новая канатная дорога стала самой длинной в стране.

Канатная дорога в Красной Поляне

Комплекс в Красной Поляне состоит из трех гондольных канатных дорог. Самая протяженная из них — 3S-канатная дорога. Она является самой длинной кольцевой канатной дорогой в России. Ее протяженность составляет 5,3 километра. Первыми опробовать новую канатную дорогу смогли участники сочинской Олимпиады. Сейчас она открыта для всех желающих. 3S-канатная дорога предназначена прежде всего для экскурсионных целей. Туристы поднимаются на ней с нижней станции «Альпика-Сервис», находящейся на высоте 550 метров над уровнем моря, на хребет Псехако на высоту около 1,6 тыс. метров. Здесь находится лыжно-биатлонный комплекс. Каждая из 50 кабин вмещает 30 туристов. В час канатная дорога может перевезти около 3 тыс. человек. Несмотря на свою протяженность, канатная дорога имеет всего пять опор, одна из них высотой 78 метров — самая высокая в Европе.

Поднявшись на хребет Псехако, туристы могут воспользоваться еще одной канаткой, которая позволяет посмотреть на возведенные к Олимпиаде объекты: биатлонные трассы, стадион. Эта дорога способна перевезти 2 тыс. туристов в час.

Недавно в Красной Поляне начала работу еще одна канатная дорога курорта «Альпика-Сервис». Она поднимает туристов на высоту 780 метров над уровнем моря к санно-бобслейной трассе на хребте Аибга. На этой канатке используются кабины на восемь человек и кресла на шесть человек. Ее пропускная способность составляет 3 тыс. человек в час.

Новые канатные дороги были построены «Газпромом» специально к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи.

Галерея

6 фото

Нижегородская канатная дорога

В 2012 году открылась канатная дорога через Волгу. Она соединила Нижний Новгород и Бор. Основное предназначение сооружения — перевозка пассажиров с одного берега на другой. С введением канатной дороги планировалось разгрузить автомобильное движение по Борскому мосту, суточный пассажиропоток по которому составляет 25 тыс. человек. Канатная дорога была построена как альтернатива автобусам. Она была создана за три года. Сам проект был представлен французской компанией Pomagalski еще в декабре 2007 года. Нижегородская канатная дорога способна перевозить более 1 тыс. человек в час. Одна кабина рассчитана на 28 человек. Протяженность канатной дороги составляет около 3,7 километра, из них около 900 метров пролегает над поверхностью воды. С одного берега на другой пассажиры могут добраться за 13 минут. Самая большая высота над поверхностью, на которой проезжают кабины, составляет 82 метра. За два года своей работы канатная дорога перевезла уже более 4 млн человек.

В будущем в Нижнем Новгороде может появиться еще несколько канатных дорог. Возможность их строительства сейчас обсуждается. Один из проектов предусматривает создание канатной дороги от Заречного бульвара до проспекта Гагарина.

Галерея

5 фото

Канатная дорога Мисхор — Ай-Петри

Канатная дорога Мисхор — Ай-Петри в 2014 году стала победителем в конкурсе «Семь современных чудес Крыма». Это одна из старейших канатных дорог в России. Ее начали строить еще в 1967 году, однако из-за технических сложностей, с которыми столкнулись строители, она была открыта только спустя 20 лет, в 1987 году. Длина канатной дороги, пролегающей над сосновым лесом Ялтинского горно-лесного заповедника, составляет 3 тыс. метров. Поездка по ней занимает около 15 минут. Кабинки (всего их четыре) рассчитаны на 30 пассажиров. Они поднимают туристов на высоту 1,2 тыс. метров, откуда открывается живописный вид на Южный берег Крыма. Канатная дорога имеет свои особенности. Так, между двумя ее станциями есть безопорный пролет, протяженность которого составляет почти 1,7 тыс. метров, а угол подъема достигает 46 градусов. Долгое время это был самый длинный в Европе участок без опор, пока в Германии не была построена канатная дорога с длиной пролета около 2 тыс. метров. В 2013 году канатная дорога была модернизирована. Был заменен несущий канат, проведен ремонт всех станций. Канатная дорога располагает собственной дизельной установкой, которая позволяет спускать пассажиров даже в случае проблем с электросетью.

Галерея

7 фото

Канатные дороги в Домбае

В Домбае в настоящее время действует пять канатных дорог, в том числе одна гондольная канатная дорога. Канатные дороги предназначены прежде всего для подъема лыжников. Одной из самых новых и современных является гондольная дорога, строительство которой было начато в 2004-м и закончено в 2006 году. Она поднимает туристов с высоты 1,6 тыс. метров на высоту 2,3 тыс. метров. Ее длина составляет 1,8 тыс. метров. Гондольная канатная дорога перевозит до 2,4 тыс. человек в час. Кабины рассчитаны на восемь человек. Гондолы отличаются повышенным удобством. Здесь предусмотрены карманы для лыж, комфортные сиденья и автоматически закрывающиеся и открывающиеся двери. Эта канатная дорога начинается у конечной станции маятниковой канатной дороги на берегу реки на склоне горы Мусса-Ачитара. Далее на шестикресельной канатной дороге можно подняться на высоту около 3 тыс. метров, а затем на четырехкресельной канатной дороге — до самой высокой точки Домбая, 3168 метров. Общее время подъема составляет около 20 минут.