Как смириться с жизненными обстоятельствами? Достижение — это борьба с обстоятельствами или движение в потоке? Должен ли человек бороться с обстоятельствами.

Людей показывают обстоятельства. Стало быть, когда тебе выпадет какое-то обстоятельство, помни, что это бог, как учитель борьбы, столкнул тебя с грубым юнцом. – Для чего, – говорит. – Для того чтобы ты стал победителем на Олимпийских играх. А без пота не стать. Мне-то кажется, что никому не досталось обстоятельства лучше, чем досталось тебе, если ты хочешь воспользоваться им, как атлет юнцом. И вот мы посылаем тебя в Рим лазутчиком. А никто не посылает лазутчиком труса, чтобы он, лишь услышав шорох и тень завидя, прибегал в смятении и говорил, что враги уже здесь. Если и ты вот так придешь и скажешь нам: «Страшные в Риме дела. Ужасна смерть, ужасно изгнание, ужасно поношение, ужасна бедность. Бегите, люди, враги – здесь», мы скажем тебе: «Поди прочь, пророчествуй самому себе. Мы в том лишь ошиблись, что посылали такого лазутчика».

Отправленный до тебя лазутчиком Диоген сообщил нам иное. Он говорит, что смерть не есть зло, так как она вовсе не есть нечто постыдное. Он говорит, что бесславие есть трескотня сумасшедших людей. А что о страдании, что об удовольствии, что о бедности сказал этот лазутчик! А быть нагим – он говорит, что это лучше всякого одеяния с пурпурной полосой. А спать на голой земле – он говорит, что это самая мягкая постель. И в доказательство всего этого он приводит свою смелую уверенность, невозмутимость, свободу, затем и тело бренное, блещущее здоровьем и сбитое. «Никакого врага нет поблизости, – говорит он, – все исполнено мирного покоя». – «Как так, Диоген?» – «Вот взгляни, – говорит он, – разве я сражен, разве я ранен, разве я убежал от кого-то?» Это и есть настоящий лазутчик. А ты приходишь и рассказываешь нам то да се. Не отправишься ли ты опять и посмотришь потщательнее, без этой трусости? Что же я должен буду делать? – Что ты делаешь, когда сходишь с корабля? Разве уносишь кормило, разве – весла? Что же ты уносишь? Свое: лекиф, котомку. И тут, если ты будешь памятовать о своем, то никогда не будешь притязать на чужое. Он говорит тебе: «Скинь тогу с широкой пурпурной полосой ». – «Вот я в тоге с узкой пурпурной полосой». – «Скинь и ее». – «Вот я в плаще просто». – «Скинь плащ». – «Вот я нагой». – «Но ты вызываешь у меня зависть».- «Возьми, стало быть, целиком это бренное тело. Мне еще страшиться того, кому я могу бросить это бренное тело?» – «Но он не оставит меня наследником» . Что же, разве я забыл, что все это не моим было? Как же называем мы это «моим»? Как койку в гостинице. Так вот, если хозяин гостиницы после своей смерти оставит койки тебе, их будешь иметь ты, а если другому, их будет иметь тот, а ты поищешь другую койку. Ну а если не найдешь, то ляжешь спать на голой земле, только со смелой уверенностью, храпя себе и памятуя о том, что трагедии имеют место среди богачей, царей и тиранов, а бедняк ни один не участвует в трагедии, разве только как участник хора. А цари начинают-то с благополучия:

Домы венками украсьте

Потом, действии в третьем или четвертом:

Увы, Киферон, зачем принимал меня?!

Рабкое ты существо, где венки, где диадема? Тебе уже не к чему телохранители? Так вот, когда ты подходишь к кому-нибудь из них, помни о том, что ты подходишь к участнику трагедии, не к актеру, а к самому Эдипу. «Но блажен такой-то: он расхаживает в сопровождении целой толпы». И я пристраиваюсь к толпе, и расхаживаю в сопровождении целой толпы. А главное – помни, что дверь открыта. Не будь труслив, но как дети, когда им не нравится игра, говорят: «Я больше не играю», так и ты, когда тебе что-то представляется таким же, скажи: «Я больше не играю» и удались, а если остаешься, то не сетуй.

Относительно того же

Если все это истинно, и мы не по тупоумию и не по лицемерию говорим, что благо человека заключается в свободе воли, так же как и зло, а все остальное не имеет никакого отношения к нам, что мы еще впадаем в смятение, что мы еще впадаем в страх? Над тем, чем мы серьезно заняты, никто не имеет власти. На то, над чем другие имеют власть, мы не обращаем внимания. Какое еще у нас может быть беспокойство? «Но дай мне указания». Какие могу я дать тебе указания? Разве Зевс не дал тебе указания? Разве он не дал тебе все твое неподвластным помехам и неподвластным препятствиям, а все не-твое подвластным помехам и подвластным препятствиям? С каким же указанием пришел ты оттуда, с каким наказом? Свое блюди всячески, чужого не домогайся. Честность – твое. Совестливость – твое. Так кто же может отнять у тебя их? Кто иной, кроме тебя самого, помешает тебе пользоваться ими? А ты сам – каким образом? Когда ты серьезно занят не-своим, значит, ты потерял свое. С такими заветами и указаниями от Зевса – каких еще хочешь ты от меня? Разве я лучше, чем он, разве заслуживаю большего доверия? А если ты будешь соблюдать их, разве тебе нужны будут еще какие-то иные? А разве не дал он эти указания? Приведи общие понятия, приведи доказательства философов, приведи все то, что ты часто слушал, да приведи все то, что говорил ты сам, приведи все то, что ты читал, приведи все то, к чему ты приучал себя.

До каких пор правильно будет соблюдать их и не прекращать игру? До тех пор, пока она будет вестись хорошо. На Сатурналиях избирается по жребию царь. Дело в том, что решили играть в эту игру. Он приказывает: «Ты выпей. Ты, разбавь вино. Ты спой. Ты пойди. Ты приди». Я повинуюсь, чтобы из-за меня не прекращалась игра. «А ты прими мнение, что тебя постигло зло». Я не принимаю такого мнения. Да кто принудит меня принимать такое мнение? Вот опять мы условились играть в Агамемнона и Ахилла. Назначенный играть Агамемнона говорит мне: «Отправляйся к Ахиллу и отними у него Брисеиду». Я отправляюсь. «Приходи». Я прихожу. Ведь как мы ведем себя в условных рассуждениях, так мы должны вести себя и в жизни. «Допустим, что ночь». -«Допустим». – «Что же, день ли?» – «Нет. Я ведь принял условие, что ночь». – «Допустим, что ты принимаешь мнение, что ночь». – «Допустим». – «Но и прими мнение, что ночь». – - «Это не следует из условия». Вот так и здесь. «Допустим, что ты в злополучии». – «Допустим». – «Так несчастен ли ты?» – «Да». – «Что же, ты в злосчастии?» – «Да». – «Но и прими мнение, что тебя постигло зло». – «Это не следует из условия. И другой мне мешает».

Так до каких пор следует повиноваться таким велениям? До тех пор, пока это целесообразно, то есть до тех пор, пока я соблюдаю подобающее и соответственное. Однако некоторые брюзгливы и привередливы и говорят: «Я не могу у него обедать, чтобы выносить, как он каждый день рассказывает о том, как он воевал в Мисии: „Я уже рассказал тебе, брат, как я взбирался на возвышенность. И вот опять меня начинают осаждать”». Другой говорит: «Я предпочитаю пообедать и выслушивать, сколько ему угодно, всю его болтовню». И ты тоже сопоставляй эти ценности. Только не делай ничего, если это тяготит тебя, если это удручает тебя, если ты принимаешь мнение, что от этого тебя постигает зло. Ведь к этому никто тебя не принуждает. Дыму наделали в жилище? Если не чересчур, я остаюсь. Если слишком много, я выхожу. Нужно только твердо помнить о том, что дверь открыта. «Не живи в Никополе». – «Не живу». – «Ни в Афинах». – «Ни в Афинах». – «Ни в Риме». – «Ни в Риме». – «Живи на Гиарах ». – «Живу». Но мне представляется, что жить на Гиарах – это много дыма. Я удаляюсь туда, где мне никто не помешает жить. Ведь то обиталище всякому открыто. И сверх предельного хитонишка, то есть бренного тела, ни у кого нет никакой власти надо мной. Поэтому Деметрий сказал Нерону: «Ты угрожаешь смертью мне, а тебе – природа». А если я буду дорожить бренным телом, значит, я сдался в рабство. Если бренным имуществом, значит, сдался в рабство. Я ведь сразу сам против себя ясно показываю, чем можно взять меня. Это как если змея оттягивает свою голову, я говорю: «Бей ее по тому, что она оберегает». Знай и ты, что именно на то, что ты захочешь оберегать, и наступит твой господин. Памятуя об этом, кому ты еще будешь льстить или кого страшиться? «Но я хочу сидеть там, где сенаторы». Вот видишь, что ты сам себе создаешь затруднение, сам себя удручаешь? «Как же иначе мне будет хорошо видно в амфитеатре?» Человек, да не ходи смотреть, и не будешь удручаться. Что ты создаешь себе хлопоты? Или подожди немного, и когда окончится зрелище, садись на сенаторские места и грейся на солнце. Да и вообще помни о том, что мы сами себя удручаем, сами себе создаем затруднения, то есть наши мнения удручают нас и создают нам затруднения. В самом деле, что значит само по себе «подвергаться поношению»? Стань перед камнем и поноси его. И чего ты этим добьешься? Так если кто-то слушает, как камень, что толку поносящему? А если поносящему доступна слабость поносимого, тогда он достигает чего-то. «Разорви его». Что ты говоришь «его»? Возьми его плащ, разорви . «Я нанес оскорбление тебе».- «На здоровье тебе».

Вот к чему приучал себя Сократ. Поэтому он никогда не менялся в лице. А мы предпочитаем упражнениями на деле приучать себя ко всему, только не к тому, чтобы нам стать неподвластными препятствиям и свободными. «Философы говорят парадоксальные вещи». А в остальных искусствах разве нет парадоксальных вещей? И что может быть парадоксальнее, чем укалывать кому-то глаз, для того чтобы он видел? Если бы кто-нибудь сказал это несведущему в медицине, разве тот не стал бы смеяться над ним? Так что же удивительного, если и в философии многие истины несведущим представляются парадоксальными?

В чем закон жизни

А при занятии чтением условных рассуждений он сказал: Законом условных рассуждений является и этот: принимать

то, что соответствует условию. А что гораздо важнее, законом жизни является этот: делать то, что соответствует природе. Ведь если мы во всяком предмете и обстоятельстве желаем соблюдать соответствие с природой, ясно, что мы во всем должны быть настроены не избегать того, что соответствует ей, и не принимать того, что противоречит ей. Поэтому философы сначала упражняют нас в теории, где легче, и вот тогда ведут к более трудному. Здесь ведь нет ничего отвлекающего от следования тому, чему обучают, а в жизни много отвлекающего. Поэтому смешон тот, кто говорит, что хочет сначала упражняться в жизни. Не легко ведь начинать с более трудного.

И вот какое оправдание следовало бы приводить перед теми родителями, которые гневаются на то, что их дети занимаются философией: «Так, значит, я ошибаюсь, отец, и не знаю того, что мне надлежит и что подобает. Если этому нельзя ни научиться, ни научить, почему ты винишь меня? Если можно научить, учи. А если сам ты не можешь, дай мне научиться у тех, кто говорит, что знает это. В самом деле, что ты думаешь? Что я по своей воле впадаю в зло и терплю неуспех в благе? Ни в коем случае! В чем же причина того, что я ошибаюсь? В незнании. Так ты не хочешь, чтобы я избавился от незнания? Кого когда-нибудь гнев научал искусству кораблевождения, искусству музыки? Так ты думаешь, что я научусь искусству жизни благодаря твоему гневу?»

Это может говорить только тот, кто предан такому намерению. А если кто только из желания пощеголять на пиру своим знанием условных рассуждений занимается чтением их и ходит к философам, разве тот добивается чего-то иного, кроме восхищения возлежащего рядом сенатора? Там ведь действительно мощные состояния, и здешние богатства там кажутся детскими игрушками. Поэтому там трудно держаться твердо своих представлений, где силы, сбивающие с них , мощны. Знаю я одного, который в слезах обнимал колени Эпафродита , жалуясь на свое несчастье: у него ведь не осталось ничего, всего-навсего полтора миллиона . Что же Эпафродит? Стал смеяться, как вы? Нет. Пораженный, он говорит ему: «Несчастный! Как же ты молчал, как ты выдерживал?»

А когда он привел в замешательство читавшего условные рассуждения, задавший же тому это чтение стал смеяться, он сказал: Над собой смеешься. Ты не подготовил упражнениями этого юношу и не узнал, может ли он разбираться в них, но обращаешься с ним как с ведущим занятие чтением. Что же, сказал он, мысли, не могущей разбираться в суждении о соединительном суждении, вверяем мы изъявление похвалы, вверяем изъявление порицания, изъявление суждения о том, что делается правильно или неправильно? И если он хулит кого-то, обращает ли тот внимание на это, и если он хвалит кого-то, возносится ли тот от этого, раз он не может находить последовательность в таких малых вещах?

Итак, вот начало занятия философией: осознание того, в каком состоянии находится своя собственная верховная часть души. Ведь после того как человек узнает, что она в бессильном состоянии, он больше не захочет пользоваться ею для важных вещей. Однако некоторые, не могущие проглотить кусочек, купят сочинение и набрасываются пожирать его. Поэтому у них получается рвота или несварение желудка. Потом колики, катары, лихорадки. А им следовало бы задумываться, могут ли они это. Но в теории легко изобличить незнающего, а в жизни никто не предоставляет себя для изобличения, да и изобличающего мы ненавидим. А Сократ говорил, что неисследуемой жизнью нельзя жить .

Наверняка в вашей жизни встречались мужчины с сильной волей.

Вот именно такой мужчина однажды попал ко мне на прием.

Высокий, хорошо одетый, ведет себя уверенно, однако за красивыми чертами чувствуется огромная усталость.

Мы познакомились, он рассказал о себе, о семье, о бизнесе, все благополучно… а потом сделал паузу и признался: «Я устал бороться! Помогите! Сил моих больше нет!».

С чем он боролся?

Роберт, а именно так он представился, продолжил: «Мой папа с раннего детства меня учил, что в жизни просто так ты ничего не получишь. За все нужно бороться. И я недавно осознал, что борюсь всю жизнь! Уже ведь не девяностые и не кризис, но я не могу себя остановить даже тогда, когда вижу, что со мной уже все согласились.

Для меня важно, чтобы я был прав! Другое для меня невозможно! И так везде: дома, на работе. Я не могу расслабиться. Я всегда в напряжении, всегда нахожусь в каком-то внутреннем сопротивлении. Даже тогда, когда хочу согласиться, из меня само вырывается слово — НЕТ!

И начинаю выдумывать, почему я не согласен. Порою себя ловлю на мысли, что все это делаю зря. Предложение можно с легкостью принять, но нет, для меня сама цель — сопротивляться, быть в оппозиции. Это противостояние внутри меня, как будто управляет мною» .

Видно было, что Роберт долго анализировал свое состояние, свои мысли он излагал ясно и четко, как доклад на планерке. Затем посмотрел на меня, ожидая комментария, и сказал:

“Я много про вас слышал, Лариса Васильевна, собирал отзывы, я вам доверяю, вашей экспертности, и я хочу, чтобы вы мне показали другие решения моих жизненных ситуаций. Так, как сейчас, уже сил нет, я вижу, что где-то совершаю системную ошибку, а разобраться сам не могу, хотя много читаю и смотрю передачи, вебинары. А я, как руководитель, привык во всем разбираться, понимать, что происходит, и контролировать это.”

Все сопротивление начинается со страха, что человека сейчас начнут оценивать, и тогда он занимает позицию противостояния. Окружающие будто бы находятся в статусе врагов, и Роберту хочется удержать свою позицию против всех. Осознанно он, конечно, мыслит здраво - но на уровне подсознания, где-то там глубоко, он чувствует, что весь мир атакует его. Это даже не мысли, это такое состояние.

Ему сложно найти позитивный вариант в любой ситуации. А внутренняя борьба заставляет Роберта действовать против всех, оказывать сопротивление там, где препятствие можно просто обойти или его нет вовсе, и оно создается искусственно для преодоления. Кажется, что только в таком движении можно что-то получить, нет доверия к жизни, нет готовности довериться естественному развитию ситуации, как бы находиться в потоке.

По описанию М. Чиксентмихайи,
поток - состояние оптимального переживания человека, полное слияние со своим делом, оно приносит чувство воодушевления и особую радость.

Я думаю, что этот сценарий вы либо позаимствовали у ваших родителей, либо выработали в сложный период жизни, когда по другому было не выжить и не получить то, что у вас сейчас есть. Но наши жизненные сценарии подвластны нам, если мы уже не дети, а зрелые люди.

“Что именно привело вас ко мне, и каких перемен хотите?” — уточнила я у Роберта.

После моих слов Роберт продолжил: «Несмотря на то, что в своём возрасте я многого достиг, я все равно недоволен собой. Я чувствую, как мои мышцы напряжены. Я готов напасть и ответить в любой момент. Совсем недавно записался на массаж и почувствовал напряжение своего тела. Раньше я это не осознавал.

Жена говорит, что по ночам я скриплю зубами. Раньше я вообще не обращал внимание на свое тело. Я всегда себя держал в форме. Хочу обратить внимание «ДЕРЖАЛ». Мне всегда сложно было расслабиться.

А сейчас стал прислушиваться, и я чувствую, как постоянно в моем теле присутствует напряжение. Утром чувствуется боль в скулах. И с этим напряжением я не могу справиться самостоятельно.

Помогал алкоголь, я говорил, успокаивая себя — немного выпить, чтобы расслабиться. Сегодня я понимаю, что это может завести меня очень далеко. А у меня бизнес, и есть большие цели роста и развития!

В данный момент в бизнесе застой. Все делаю, но нет движения, как будто все замерло в одной поре и не двигается. Этот застой меня пугает, ведь за ним неизбежно последует спад. Пробовал много разных вариантов в рекламе, менял сотрудников, применял другие подходы, но «заноза» в чем то другом. И мне нужна помощь в комплексе».

Недовольство собою возникает у людей, которые сомневаются в себе и своих поступках. На самом деле проблема во внутренних ощущениях по отношению к самому себе.

У сомневающегося человека происходит внутренняя атака в виде диалога, который направлен против себя. Где человек сам сомневается в своей дееспособности, сомневается в правоте, в информированности. И это действительно формирует внутреннее беспокойство.

Более того, внутренний диалог вызывает огромное напряжение во всех мышцах тела, особенно в шее и спине, иногда страдают колени, иногда сдавливает голову, словно обруч боли, даже межпозвоночные диски стираются от такого напряжения. Создаётся так называемый защитный «панцирь» в теле.

Кажется, что расслабиться можно через употребление алкоголя, но это всего лишь иллюзия, которая может привести к опасной зависимости. И то, что Роберт начал отслеживать свое напряжение, прислушиваться к заботе супруги, записался на массаж и желает избавиться от своего внутреннего напряжения - это все говорит о готовности решить внутренний конфликт.

Человек делает шаг навстречу себе через внимание к симптомам тела. Что в свою очередь может оградить от возникновения психосоматических заболеваний в перспективе.

Конечно, нужно помнить еще и о том, что в обществе поддерживается стереотип — мужчина должен быть сильным и никогда не показывать свою слабость.

Некоторые мужчины не могут толком расслабиться ни на работе, ни дома. Страх быть не принятым и не понятым усиливает внутренний конфликт и усиливает напряжение в теле.

Иногда дом, семья — это «тихая гавань» для мужчины, там он расслабляется и восстанавливает силы, но так бывает далеко не у всех. Многое зависит от уровня доверия, которое есть между мужем и женой. Часто, заигравшись в «бытовуху», люди забывают о чувствах, о том, что вечером можно обсудить не только покупку новой машины или успеваемость детей, а и поговорить о том, что чувствует ваша вторая половинка, что чувствуете вы. Поговорить по душам.

Для этого мудрая женщина должна уметь принимать слабость своего супруга , а это, я вам скажу — огромная ценность, которую в наше время встретить можно крайне редко.

Поэтому когда ко мне за помощью обращается один из супругов, я всегда рекомендую приходить на консультации парами. Многие процессы в семье проходят спокойнее, понятнее.

Возвращаясь к запросу Роберта.
Как же получить желаемое в развитии бизнеса?

Он сказал, что, как уважающий себя мужчина, он хочет многого достичь для себя, своей семьи. Чтоб семья имела определенный высокий материальный уровень. Дети могли получить хорошее образование в Москве или за границей. Но он устал жить в борьбе. Роберт не понимает, каково это - состояние жизни в потоке, когда жизненные блага не нужно рвать и выцарапывать, просто занимаешься любимым делом, а они приходят сами.
Неужели так бывает?

Исторически так сложилось, что статусный мужчина все время боролся, завоевывал земли, государства. И в психологической матрице мужчины этот стереотип остался . Но в сегодняшнем времени такой стереотип мало эффективен.

Этот подход усиливает сопротивление, конкуренцию и постоянную борьбу, и с возрастом человек просто ломается, особенно после сорока, в теле накапливается огромное напряжение, появляются проблемы со здоровьем. Часто можно услышать от родственников такого человека: «Всю жизнь был здоров, всю жизнь зарабатывал, всем помогал, и тут внезапно заболел (или того хуже)…».

Вместе с тем, хотя это и не очевидная на первый взгляд связь, если сценарий взаимодействия с собой и окружающими не меняется, человек не ищет пути развития, то,остановки в бизнесе, общественной и политической карьере у него неизбежны.

Важно учиться выстраивать успешные взаимоотношения. В России это не очень пока распространено, но на Западе многие политики и предприниматели постоянно работают с личным коучем. Образование в сфере бизнеса - это полезно, конечно, но, помимо уровня ума, есть еще уровень состояний. С ним можно работать, только используя помощь ментора, коуча, психотерапевта.

И вот к чему я веду разговор!

Когда у вас есть бизнес,
вам нужно конструктивное и бесконфликтное взаимодействие с партнерами, поставщиками, инвесторами. Чтоб вся эта структура работала ровно и без сбоев, чтобы не было ощущения, что вроде все хорошо сегодня, но как будто в подвале бомба с детонатором, и вы не знаете, в какой момент рванет. И у вас половина усилий уходит не на развитие будущего, а на мысли, как и что делать, если рванет.

То же самое и в вашей семье.
Есть дети, родители, супруг/супруга, родственники. И тут вам тоже нужны успешные взаимоотношения, которые основаны на близости и доверии. Вы там, у себя дома в окружении самых близких, должны чувствовать, что расслабились, открылись, что вас принимают и вы их тоже принимаете с любовью. Без требований, без оценок, без готовности, если что, порвать, «как Тузик грелку».

Я в своей психотерапевтической практике много работаю с отношениями. Более 10 лет я изучаю различные методики: НЛП, юнгианский психоанализ, терапию травм, метод Мюррей, работу с состояниями, трансформационные практики…

Все для того, чтобы сперва самой глубоко разобраться, выработать свой подход, а затем помочь своим клиентам сформировать подходящие именно их семейной системе наиболее гармоничные отношения в семье. А уж, как опыт показывает, когда мужчина или женщина приняты в семье, уладили глубинные конфликты с мамой, с папой, со своей второй половинкой, то и в профессиональной сфере, и в деньгах, в бизнесе у них есть успех.

Мне нравится идея о том, что бизнес — это не только деньги. Материальное вознаграждение скорее выступает отражением внутренней ценности и состояния человека. Успешный бизнес — это не завалить конкурентов и занять рынок, удерживая пальму первенства в прединсультном состоянии. Представьте, что можно испытывать радость от лицезрения результата своего творчества, чувство единства с теми, кто разделяет твои идеи и укрепляет тебя в мысли, что то, что ты делаешь, нужно миру!

Находиться в этом комплексном состоянии и есть то понимание — находиться в творческом потоке. И так получать огромную прибыль.

Вот после этих слов Роберт очень странно на меня посмотрел и встал с кресла, будто собираясь уходить, но сморщился от боли в спине и остался. Он пока не понимает, но доверяет и готов вместе со мной искать решение, которое сам не нашел. Работая с ним дальше, я удивлялась, как же он много накопил разрушительных установок, обычно такие люди не достигают большого финансового благосостояния.

Огромная сила воли. И умение правильно делегировать. Да, в большом бизнесе без этого не обойтись, а тут, у меня в терапии, Роберт согласился делегировать мне разработку новых его жизненных сценариев, согласился отказаться от борьбы, которая его изнуряет, от тотального самоконтроля и перфекционизма и пробовать новые подходы. Я верю, что у него получится.

В своей работе я создаю пространства и возможности для развития, трансформации и исцеления, тем самым помогая людям приобрести свою целостность и ценность, а из этого включается состояние внутренней силы творчества и действия. Когда человек, открытый для взаимодействия, способный к общению и идущий навстречу, находится на пути к достижению своих целей.

Благодарю за то, что прочли мою статью до конца и буду благодарна, если вы в комментарии или в личку поделитесь тем, что у вас откликнулось в этой истории, что вас “зацепило”. С удовольствием отвечу на вопросы.

БЫВАЮТ МОМЕНТЫ….

Когда нужно просто остановиться.

Остановиться, чтобы осмотреться по сторонам и определить, куда завела нас выбранная карта жизни. Остановиться, чтобы вдохнуть порцию свежего воздуха и принять решение, нужно ли продолжать старый путь или пойти другим маршрутом.

Слышали ли вы когда-нибудь фразу: «Планы пишутся на песке, а не высекаются на камне?».

Впервые я услышала ее в 2013 году на одном из мотивационных тренингов. Я практически ничего не взяла из него в жизнь: внешней мотивации в стиле “соберись, чувак, ты все сможешь” хватило на пару месяцев, и я снова вернулась к привычному образу жизни.

Но ту фразу я запомнила надолго.

Наверное, для того, чтобы вспомнить о ней сейчас, когда пишу эту статью. Или для того, чтобы спустя три года сделать парадоксальное открытие – самые большие перемены случаются тогда, когда мы соглашаемся со своим бессилием что-то поменять.

Многие полагают, что для достижения намеченных целей нужна железная воля и дисциплина.

Скажите честно, сколько ваших целей умерли, не успев родиться?

Сколько списков задач осталось без отмеченной галочки “сделано”?

От скольких желаний вы отказались, убедив себя, что они не важны или не своевременны?

У меня лично наберётся около десятка, а о списках невыполненных задач я вообще промолчу.

Дело вовсе не в силе воле или отсутствии мотивации.

Мы начинаем что-то делать либо из-за сильного возбуждения (желания), либо из-за сильной фрустрации. Чаще, именно из-за фрустрации, когда уже нет ни единой возможности откладывать принятие решения. Когда, подобно слепому котёнку, мы тычем мордой в пустоту и ждём от мира поблажек. Умоляем, плачем, призываем к помощи, даём клятвы быть послушными и вспоминаем о всех упущенных возможностях. Мы готовы делать хоть что-нибудь, лишь бы не оставаться там, где находимся сейчас, готовы хвататься за любую помощь, как за соломинку для тонущего…но она в очередной раз обламывается от нашего бульдожьего хвата.

В такие моменты нам кажется, что нельзя задаваться, нужно стараться изо всех сил и делать то, что должен: плыть против течения, доказывать всем, что сильнее обстоятельств, что готов держать удар. Мы твердим себе, что нужно идти, но на даже на маленький шаг уже не остается ни сил, ни желаний.

Бывают моменты…

Мы как будто застреваем в двух измерениях: по-старому уже не можем, а по-новому не знаем как.

Тупик. Остановка.

Те из нас, кто привык прятаться за иллюзию стабильности, ругать себя за бездействие, начинают суетливо искать выход из тупика. Запускают бесконечный поток самообвинений, оправданий и продолжают биться лбом о бетонную стену. Мобилизует остатки сил, лезут из кожи вон, предпринимают новые попытки со старыми смыслами и приходят к закономерному результату – очередному тупику.

Бедный лоб. Сколько понадобиться бетонных стен, чтобы понять, что она крепче?

Порой наша сила заключается в способности вовремя отказаться делать то, что не работает, признать свое бессилие и сохранить лоб целым. Выбросить белый флаг перед лицом жизни и соглашаемся с очевидными вещами: мы люди, а не боги.

Мы ошибаемся.

Не потому, что глупые и смешные, а потому что ошибаться нормально. Ненормально закрывать глаза на свои ошибки, продолжая делать то, что неминуемо приближает к пропасти. Ненормально продолжать делать старое, ожидая новых результатов. И совсем ненормально, строить из себя железного человека, растрачивая остатки жизненных сил.

Возможно мы плавали не в своих водах, настойчиво продолжаешь грести дальше от родных берегов.

Так бывает…

Разрешите себе быть бессильными. Разрешите себе остановку. Посмотрите вокруг, почувствуйте течение жизни, ощутите направление ветра. Это возможно только из состояния покоя, когда ни мысли, ни эмоции, ни, тем более, действия не отвлекают тебя от точки “здесь и сейчас”.

Останавливайтесь, чтобы впустить в себя полученный опыт, прислушивайтесь к подсказкам души, рассматривайте новую местность, не подгоняйте себя.

Останавливайтесь на красный свет, не рискуйте. За красным сигналом всегда загорается желтый и зеленый. Важно только дождаться их, а до тех пор – разрешите себе остановку.
Возможно, именно эта пауза нужна для того, чтобы набраться сил и начать делать то, что по-настоящему дорого и важно для вашего сердца.

Так бывает…

Самые поворотные события моей жизни и карьеры случались тогда, когда я принимала свое бессилие и делала паузу. Никаких планов, никакой работы и решений.

Из точки покоя я вернулась в психологическую практику.

Из точки покоя приняла решения обучаться системной семейной психотерапии

Из точки покоя пришла долгожданная беременность и лёгкие роды.

Из точки покоя поменяла вектор бизнеса и создала сообщество Антихорошесть.

Из точки покоя приходили деньги.

Я часто вижу, как люди пугаются остановок. Как ругают себя за периоды бездействия и отсутствия желания делать то, что нужно.

Запреты на паузы и остановки своими корнями отводят нас к детству. Вероятно, вы можете отнести себя к тем детям, чьи родители пытались занять каждую вашу свободную минуту “полезной деятельностью”.

Я сама из таких детей.

В детстве я очень любила лежать на кровати, подняв ноги на стенку, и мечтать о том, как я выступаю на сцене перед зрителями. Я представляла себя певицей, напевала песни и переставляла ноги по стене, чем создавала шум в соседней родительской комнате. Не сильный, но все же. Тут же в комнату заходил отец и говорил, чтобы я занялась “чем-то полезным”. Чем именно он не уточнял, но подразумевалась какая-то социально полезная деятельность, например, уборка.

И хотя в мое время ещё не было такого большого количества развивающих центров, секций и моды на репетиторов, но даже этот смягчающий факт не помешал поселиться убеждению - “нужно быть всегда чем-то занятой”.

Сейчас я не боюсь остановиться. Наоборот, с интересом наблюдаю за собой в точке покоя, потому что знаю – в итоге родится что- то очень необычное. Не новая версия старого, а кардинально другое решение.

Гарантирует ли оно мне результат?

Будет путь, будут путники, перевалы и ночлег. Подъем на гору и спуск с горы. Возможно, спустившись на очередное жизненное плато, я увижу, что шла не туда. Конечно же я расстроюсь, испытают бессилие, буду сожалеть об утраченном времени. Это естественно. Не естественно продолжать идти по тупиковому маршруту, лишь бы не встречаться со своими тяжёлыми чувствами. Лучше я встречусь с ними сейчас, чем потом, когда единственной мотивацией останется глубока фрустрация. Лучше остановиться сейчас, чем бессмысленно брести в дебри непонимания и отсутствия смысла того, что и зачем я делаю.

Друзья, не бойтесь остановок. Не бойтесь ничегонеделания и пауз.

Сама природа демонстрирует нам этот естественный цикл: жизнь - покой- жизнь. Чтобы родился здоровый малыш, нужно подождать 9 месяцев. Если форсировать события, то жизнь не случиться. Чтобы наступила весна, нужно пережить зимний покой. Чтобы встретить рассвет, нужно уметь переждать самое темное время суток.

То, что мы меняем вектор движения, вовсе не говорит о том, что мы нецелеустремленные, слабые или недисциплинированные. Это говорит о том, что жизнь – не застывшая структура. Она меняется, меняемся мы вместе с ней. Каждый новый жизненный поворот меняет наш кругозор, открывает новые горизонты. Мы учимся замечать новые маршруты, нас восхищают другие цели. Это нормально. Каждый новый период жизни ставит перед нами новые задачи развития, новые духовные цели и возможности, которые постоянно раскрываем мы в себе.

Друзья, делайте паузы, слушайте себя. Не высекаются свои планы на камне- пишите их на песке, чтобы своевременно слышать ветер перемен, который всегда стремится ворваться в жизнь по-настоящему увлеченного человека. Возможно, он окажется попутным и приведет вас к целям более лёгкой дорогой.

Каждый человек мечтает быть счастливым. Каждый человек заслуживает счастья… если он к этому приложил свои силы, ум, сердце и душу.
Часто слышу от людей, что они устали от неблагоприятно сложившихся для них обстоятельств, и они устали с ними бороться.

Маленький секрет для всех без исключения!

Нет борьбы с обстоятельствами. Нет и все. Бороться с обстоятельствами это все равно что бороться с ветряными мельницами. Забывая, что у них есть хозяин, который их построил в удачном для него месте, заставил работать, используя силу ветра: привел на эти мельницы людей, завез зерно, получает муку, а потом и деньги, признание, успех, достаток.
Любое обстоятельство – всего лишь следствие. У каждого обстоятельства есть причина – это человек, который их создал.

Поэтому нет борьбы с обстоятельствами. Есть борьба с собой и людьми, создающими обстоятельства. Идет борьба с людьми, чтобы они не создавали своими решениями и действиями те обстоятельства, которые вам не нравятся.
Так устроена жизнь, что одному человеку не нравится то, что нравится другому и первому хочется заменить все, что сделал второй – на свое, так желаемое им, на то, что он считает верным.

Еще один секрет для всех без исключения!

Вам может что-то не нравиться по нескольким причинам:
1. Вы не умеете делать так же, как другие (иногда это бывает очень неприятно понимать и переживать).
2. Вас когда-то научили реагировать только так, а не иначе (или вы сами научились). Мы все, в той или иной степени, заложники своего стиля мышления. Порой, этот стиль бывает очень неэффективен… но самому человеку это не всегда заметно…
3. Вам всегда было тяжело адаптироваться к новому. Человек такое существо – противится любым изменениям.
4. Вы считаете, что ваша точка зрения - одна единственно верная. Подтверждения верности других точек зрения вы пока не встречали.
5. Вам может не хватать гибкости и системного умения работать над собой, развивая новые качества и навыки, чтобы адаптироваться.
6. Иногда вы можете чего-то не знать…

А иногда рядом с вами просто нет человека, который поможет разобраться в себе, чтобы сделать свою жизнь более счастливой.

Зачем тратить столько сил на желание победить или подчинить ситуации себе? Силы и время неумолимо иссякают, словно песок просыпается сквозь пальцы. В такой борьбе можно быстро добраться до того момента, когда весь мир становится не мил, а ты сам себе противен…
Мы можем соединиться с миром и постичь его таким, какой он есть на самом деле.
Чтобы достичь состояния счастья или покоя, успеха или эффективности (кто что ищет), вы точно - должны уметь управлять собой, другими и обстоятельствами .

Женская мудрость рождается в понимании себя и мироустройства, а затем в умении обустроить свою жизнь так, чтобы самой любить и быть любимой…

Жизненный успех рождается так же: сначала понимаешь свои сильные стороны и начинаешь их использовать, создавая бизнес, собирая вокруг себя увлеченных людей, делая карьеру, а потом – совершенствуешься…

Если вы стоите на пороге изменений в своей жизни – тем более стоит понять себя лучше: на какие свои сильные стороны вы будете опираться, а что вам следует подтянуть…

Решившим создать семью или упрочить уже существующие отношения, следует тщательно изучить закономерности счастливой жизни, чтобы развить в себе качества, способствующие созданию хороших отношений…

Приглашаем вас заняться всем этим 30 августа – 1 сентября на легендарном Елены Романовой «Духовном дайвинге» в Москве (который идет с небольшими перерывами с 2007 года).
Посвятите себе время, чтобы быть более успешным, более счастливым, более уверенным…

На «Духовном дайвинге» мы поработаем:
— с вашими целями,
— мечтами,
— трудностями,
— бизнес-задачами
— и любыми вопросами.
С тем, что для вас важно и что вас волнует. Вас ждет много работы над собой, открытий и ваших выводов, на которые вы будете потом опираться в вашей жизни.
Регистрируйтесь на .
Поторопитесь. Осталось всего 8 мест.