Кто относится к федеральным государственным органам. Федеральные органы исполнительной власти


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральные органы власти" в других словарях:

    федеральные органы власти - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN federal аuthorities … Справочник технического переводчика

    В РФ федеральные министерства, государственные комитеты, государственные службы и др. См. также: Федеральные органы исполнительной власти Государственные органы Российская Федерация Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Органы государственной власти федеральные () - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской… … Словарь юридических понятий

    Федеральные органы исполнительной власти - (англ. federal executive bodies) в РФ органы, исполнительной власти, осуществляющие исполнительную власть в от имени Федерации в соответствии с их компетенцией. В систему Ф.о.и.в. входят … Энциклопедия права

    Федеральные органы государственной власти - (англ. federal governmental bodies) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Президент РФ … Энциклопедия права

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные Ф.о.г.в., предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с… … Юридическая энциклопедия

    В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав… … Википедия

    В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав Правительства… … Википедия

    Федеральные органы государственной власти - 48) органы государственной власти федеральные (федеральные органы государственной власти) Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные органы государственной власти,… … Официальная терминология

Книги

  • Госслужба на 100%. Как все устроено , Архангельский Глеб Алексеевич, Стрелкова Ольга Сергеевна. О книге Первая в России популярная книга о государственной службе. Госслужащий в России - одна из самых востребованных профессий. Конкурс в Российскую академию народного хозяйства и…

Изложенное выше свидетельствует о том, что в настоящее время происходит процесс сближения функций и полномочий главы государства с функциями и полномочиями главы исполнительной власти.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской федерации. Оно является высшим исполнительным органом государственной власти РФ, возглавляющим единую систему исполнительной власти.

Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ , федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ, а также закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года с изменениями и дополнениями, внесёнными в этом же году.

Правительство РФ - коллегиальный орган, состоящий из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Назначение на должность Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы . Освобождение от должности возможно по заявлению Председателя об отставке, а также в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Кандидатура Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти; предлагает Президенту РФ кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; в соответствии и Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст.112,113 Конституции РФ).

Заместители Председателя Правительства РФ координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесённые в Правительство РФ.


Федеральные министры как члены Правительства участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях, обладая при этом правом решающего голоса.

Полномочия Правительства РФ закреплены Конституцией РФ (ст.114), федеральными законами и Указами Президента РФ.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральными конституционными законами .

Правительство в своей деятельности руководствуется рядом принципов, к которым в частности относятся:

Верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

Принцип народовластия;

Принцип разделения властей;

Принцип ответственности;

Принцип гласности;

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Случаи и порядок отставки Правительства РФ предусмотрены ст. 117 Конституции РФ и ст. 35 федерального конституционного закона «О Правительстве РФ».

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечёт отставку Правительства.

В отношении органов исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ; вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Основной организационной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания , которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. При невозможности личного участия информируется Председатель Правительства.

В заседаниях Правительства вправе участвовать руководители Генеральной прокуратуры, Центрального банка, Президент Академии наук РФ, представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Счётной палаты и иные лица в соответствии с законодательством либо в порядке, установленном Правительством.

Отдельные вопросы Правительство может рассматривать на своих закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства РФ , где рассматриваются с необходимой детализацией вопросы формирования плана заседаний Правительства, порядка внесения документов для их рассмотрения на заседаниях Правительства, порядок оформления принимаемых на заседаниях решений.

Правительство информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по этим вопросам решениях.

По предложению Председателя Правительства для решения оперативных вопросов образуется Президиум Правительства РФ. Его заседания проводятся по мере необходимости. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа его членов и не должны противоречить актам, принятым на заседании Правительства. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Его возглавляет Руководитель Аппарата - заместитель Председателя Правительства или федеральный министр.

Аппарат Правительства состоит из ряда структурных подразделений - департаментов (например, экономики, финансов, социального развития, государственной службы и кадров и т.д.), управлений (например, делопроизводства, юридическое, организационного и социального обеспечения, протокола), секретариата Председателя Правительства и секретариатов заместителей Председателя Правительства.

Правительство РФ и законодательный процесс.

Правительство РФ участвует в законодательной деятельности путём внесения законопроектов и поправок к находящимся на рассмотрении в Думе законопроектам.

Помимо законов и поправок к рассматриваемым законопроектам Правительство дает письменные заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и т.п.

Заключения, поправки и официальные отзывы подписываются Председателем Правительства или одним из его заместителей.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесённого Правительством законопроекта назначается официальный представитель Правительства.

Члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членами Правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти.

Ответы о результатах рассмотрения письменных обращений и о принятых мерах сообщаются в согласованные с комитетами, комиссиями сроки.

В соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти» систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации сейчас составляют министерства (федеральные министерства), государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные органы.

1. Федеральные министерства (министерства РФ) - являются основным звеном системы федеральных органов исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные министерства управляют непосредственно находящимися в их ведении государственными предприятиями и учреждениями.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр). Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ.

2. Государственные комитеты РФ - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности. Их отличие от федеральных министерств - коллегиальность органов и акцентирование их основного внимания на осуществлении межотраслевой координации. Однако по большому счёту различия между ними не столь существенны. Государственный комитет РФ возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности (также как и его заместители) Правительством РФ.

3. Федеральные комиссии России. Это федеральные органы исполнительной власти, которые по своему административно-правовому статусу полностью приравнены к государственным комитетам РФ.

В настоящее время существуют две федеральные комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Федеральная энергетическая комиссия, например, призвана регулировать деятельность субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, а также осуществлять государственное регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию и т.п.

Федеральную комиссию России возглавляет председатель федеральной комиссии России.

4. Федеральные службы .

К их числу относятся следующие федеральные службы:

Государственная фельдъегерская;

Внешней разведки;

Архивная;

Геодезии и картографии;

Железнодорожных войск;

Земельного кадастра;

По гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Безопасности;

По финансовому оздоровлению и банкротству;

Пограничная;

Специального строительства.

Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России.

5. Российские агентства. Характеризуются как органы, подобные федеральным службам, т.е. не имеющие необходимой функциональной определённости.

Система российских агентств следующая:

Российское агентство по патентам и товарным знакам;

Российское космическое агентство;

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;

По боеприпасам;

По патентам и товарным знакам;

По обычным вооружениям и т.д.

Многие из них фактически действуют как отраслевые министерства, осуществляя управление подведомственными государственными предприятиями.

6. Федеральные надзоры России.

В настоящее время действуют два федеральных исполнительных органа такого вида:

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);

- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор). Функции и полномочия федеральных надзоров связаны с осуществлением специализированной контрольно-надзорной, т.е. правоохранительной, деятельности.

7. Иные федеральные органы исполнительной власти.

Главное управление специальных программ Президента РФ;

Государственная техническая комиссия при Президенте РФ;

Управление делами Президента РФ.

Указ устанавливает перечень органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ:

1. Министерство внутренних дел РФ;

2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

3. Министерство иностранных дел РФ;

4. Министерство обороны РФ;

5. Министерство юстиции РФ;

6. Федеральная служба внешней разведки РФ;

7. Федеральная служба железнодорожных войск РФ;

8. Федеральная служба безопасности РФ;

9. Федеральная служба охраны;

10. Федеральная пограничная служба РФ;

11. Федеральная служба специального строительства РФ;

12. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и органы из группы «Иные федеральные органы исполнительной власти».

Президент РФ утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения об этих органах, назначает и освобождает от должности их руководителей.

Официально органами государственной власти в России являются : Президент РФ, Федеральные Органы Исполнительной Власти, Федеральное Собрание РФ, Судебная Власть РФ, Совет Безопасности РФ, Центральная Избирательная Комиссия РФ, Счётная Палата РФ, Генеральная Прокуратура РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ. На уровне субъектов Российской Федерации существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов России.

Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом .

Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государств. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях [там же, ст. 80].

Основные полномочия Президента:

  • а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
  • б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов;

е1)представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

е2) назначает и освобождает представителей РФ в Совете Федерации;

  • ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;
  • з) утверждает военную доктрину РФ;
  • и) формирует Администрацию Президента РФ;
  • к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
  • л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  • м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами .

Президент решает вопросы гражданства РФ, награждает государственными наградами, осуществляет помилование .

Кроме того, согласно Конституции, Президент выполняет также ряд других полномочий и функций. По своей природе и характеру они являются в основном исполнительно-распорядительными полномочиями и функциями .

При Президенте России работают совещательные органы: Совет Безопасности - занимается анализом и стратегическим планированием по всему комплексу вопросов безопасности, а также подготовкой проектов решений Президента в соответствующих сферах , Государственный Совет, основные задачи которого содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ , а также другие советы и комиссии.

В каждом Федеральном Округе Президент имеет своего полномочного представителя.

Правительство России состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и Федеральных Министров.

Особенность: в России Федеральное Собрание не формирует Правительство, а только контролирует , формирует Правительство Председатель Правительства, назначаемый Президентом .

Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б-в) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

  • г) осуществляет управление федеральной собственностью;
  • д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
  • е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • ж) иные полномочия.

Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение .

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту РФ [там же, ст. 26].

В нормативных правовых актах также закреплены и контрольно-надзорные полномочия Правительства .

Обеспечивают деятельность правительства Аппарат Правительства, Федеральные министерства, подведомственные им агентства, службы, надзоры, Федеральные службы и агентства, координационные и совещательные органы . Они играют роль основных инструментов государственной деятельности в отдельных областях государственной жизни, принимают участие в выработке государственных решений, в разработке законодательства, в правительственном нормотворчестве, в руководстве многочисленными государственными организациями, находящимися в их подчинении, управляют порученными им отраслями на всей территории государства, издают подзаконные акты .

Кроме того, в РФ на территории ее республик, краев, областей, автономных округов, в городах федерального значения действует множество различных властных государственных учреждений - полномочных представителей центральных (федеральных) исполнительно-распорядительных органов государственной власти, образуя вместе с ними единую централизованную систему . Например, территориальные органы Росреестра, региональные управления ФНС России и т.д.

Федеральное Собрание -- парламент РФ -- является представительным и законодательным органом РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта РФ -- по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители РФ, назначаемые Президентом РФ, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации -- представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным . 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов [там же, ст. 3].

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; отрешение Президента РФ от должности и назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов .

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности .

Основная цель парламента - законотворчество. Законодательные полномочия Парламент осуществляет в соответствии с процедурой, предусмотренной Конституцией . Здесь отмечу лишь, что любые законопроекты, связанные с расходами из федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ . Сначала закон проходит через Государственную Думу, потом - через Совет Федерации. Закон может быть принят Советом Федерации «по умолчанию», если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации [ст. 105, п. 4]. Законопроекты по вопросам, связанным с расходами из федерального бюджета и регулированием экономики, а также вопросы международных отношений, в т. ч. вопросы войны и мира, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации [ст. 106].

К судебным органам современной России относятся суды, осуществляющие от имени государства судебную власть путем отправления правосудия - рассмотрения и разрешения в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических или иных споров и конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права .

Правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов не допускается . Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом . В данном параграфе выделим только суды федерального уровня.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства .

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики .

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Областные суды и приравненные к ним рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба .

Арбитражные суды в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции .

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. . Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры [там же, разд. II ст. 11 п. 1].

Прокуратура РФ осуществляет:

надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; уголовное преследование; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности, выпускает специальные издания.

Прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения органов государственной власти, местного самоуправления, военного управления, контроля, коммерческих и некоммерческих организаций, требовать от должностных лиц предъявления документов и материалов, вызывать их и других граждан для объяснений по поводу нарушений закона [там же, разд. 3 гл. 1 ст. 22 п.1].

Он рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушениях закона, прав и свобод граждан, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод граждан, по привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, по возмещению причиненного ущерба [там же, разд. 1 ст. 10].

Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию . Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности [там же, ст. 4].

Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты [там же, гл. 2 ст. 6].

Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в РФ, а также осуществляющим контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания [там же, гл. 3 ст. 23].

Федеральные органы власти -- органы власти, осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне.

Конституционную систему федеральных органов государственной власти по горизонтали образуют: а) Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - представительный и законодательный орган государственной власти; б) Президент, Правительство и другие органы исполнительной власти Российской Федерации и в) федеральные суды (Конституционный Суд РФ, система арбитражных судов России и система судов общей юрисдикции, кроме мировых судей которые относятся к судам субъектов РФ),

Законодательная власть в РФ представлена высшим законодательным органом: Федеральным собранием, который состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории РФ.

Исполнительная власть в РФ представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений, и других подзаконных нормативных актов. Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти -- федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также их территориальные органы. Систему органов федеральной исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству РФ, утверждает Президент РФ.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти.

Как в любом государстве, в Российской федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти. К числу таких органов относятся следующие федеральные органы государственной власти:

1. Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конституцией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть». Однако это ее расположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тесной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций - надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. - непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также ряд других функций.

Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как установление полной подотчетности прокуратуры.

2. Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. (с изменениями и дополнениями). Конституция РФ (части 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя действует с ним во взаимодействии. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение.

В то же время в Законе указывается, что в пределах своих полномочий Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Все эти нормы создают Банку России уникальный статус. Банк создается и в определенных формах контролируется Государственной Думой, но, безусловно, не относится к числу органов законодательной власти. Он не является также органом исполнительной власти. Это автономный орган государственной власти, который в пределах своей компетенции не зависит ни от Президента РФ, ни от Федерального Собрания, ни от Правительства РФ.

Только Федеральный закон может внести изменения в статус Банка, что, в частности, было сделано Федеральным законом от 20 июня 1996 г., который установил сроки представления в Государственную Думу проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и самих этих основных направлений (соответственно не позднее 1 октября и 2 декабря).

3. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону «О счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г., в рамках своих задач. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов - Совет Федерации. Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.

Счетная палата регулярно представляет Совету Федерации и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Она взаимодействует с контрольными органами Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, не являясь по своей природе органом законодательной или исполнительной власти.

Следует отметить, что пределы взаимодействия Счетной палаты с органами исполнительной и судебной власти пока выявлены без достаточной ясности. Из-за коллизии самих же федеральных законов полномочия Счетной палаты входят в противоречие с независимым статусом Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, основывающимся на принципе разделения властей. Финансовый контроль и ревизионные проверки со стороны Счетной палаты не без оснований воспринимаются этими органами как нарушение своей независимости и недопустимый, согласно Конституции РФ, контроль законодательного органа за своей внутренней деятельностью. Вследствие этого возник ряд инцидентов, которые побудили Государственную Думу выступить с протестом против игнорирования Правительством РФ выводов и рекомендаций Счетной палаты по результатам ревизий и проверок. Однако действенного механизма для обеспечения этих выводов и рекомендаций пока нет.

4. Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. Этот орган осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также по проведению референдумов РФ.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов). Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.

Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в полном отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

5. Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом, от 26 февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.

6. Академии наук. В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) имеют государственный статус, учреждаются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета.

В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации и другие учреждения и пред приятия научного обслуживания и социальной сферы.

Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций сферы научного обслуживания определяются ими самостоятельно. Работой академий руководят выборные президиумы и президенты, академии создаются, реорганизуются и упраздняются по представлению Правительства Российской Федерации законодательными органами Российской Федерации. В то же время они признаются самоуправляемыми организациями, действующими на основе законодательства Российской Федерации и собственных уставов. Академии представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты о проведенных научных исследованиях и их результатах.

С академиями, имеющими государственный статус, не имеют ничего общего многочисленные иные академии, представляющие собой разновидности общественных объединений.

Таким образом, Конституционную систему федеральных органов государственной власти по горизонтали образуют: а) Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - представительный и законодательный орган государственной власти; б) Президент, Правительство и другие органы исполнительной власти Российской Федерации и в) федеральные суды (Конституционный Суд РФ, система арбитражных судов России и система судов общей юрисдикции, кроме мировых судей которые относятся к судам субъектов РФ),

Исполнительная власть осуществляет государственное управление . Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ : республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции .

Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ . Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной думы.

Председатель правительства РФ предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Он в соответствии с , федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Конституция РФ определяет полномочия правительства РФ, которое:

  • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

Органы общей компетенции — это Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).