Сценарий вечера по русскому языку "идиома". Сценарий вечера русского языка на тему "если дружат люди - дружат языки" Сценарий вечера русского языка для иностранных студентов

Сценарий вечера на тему «Идиома»

К вечеру ребята готовятся заранее. В школе вывешивается красочное объявление: «Готовьтесь к вечеру «Идиома»! Запоминайте пословицы, поговорки и крылатые выражения!» В течение недели каждый класс готовится к вечеру: выпускает газету о русском языке, готовит сообщение о фразеологизмах и иллюстрирует их.

Вечер состоит из двух частей. Вначале учитель знакомят присутствующих с понятием «идиома», во второй части вечера двое ведущих, одетых в костюмы скоморохов, проводят викторины, аттракционы, шарады.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня видеть вас на нашем вечере. Мне кажется, что многие из вас хотят, как можно скорее узнать, что же такое идиома, ведь на уроках русского языка вы это слово не слышали.

Всем вам известно множество таких выражений, как бить баклуши, работать спустя рукава, бежать сломя голову, сесть в калошу, держать камень за пазухой и тому подобные. Эти выражения называются идиомами или фразеологическими единицами. Идиома – это неразложимое, устойчивое сочетание слов, образующих единое целое, образное и эмоциональное. Идиомы украшают речь, делают её более выразительной, гибкой, красивой, меткой. Наличие большого количества идиом в языке свидетельствует о его богатстве и развитости. Идиомы, как правило, носят образный характер и употребляются в переносном значении. К идиомам относятся пословицы и поговорки, например: век живи, век учись; на чужой каравай рот не разевай; семь раз отмерь, а один раз отрежь и т.п. Сюда же относятся и крылатые выражения, созданные мастерами слова – писателями, например: а Васька слушает да ест; злые языки страшнее пистолета, человек в футляре и т. д. В идиомах заключена народная мудрость, они украшают язык и свидетельствуют о его богатстве и силе.

Перерыв. Звучит музыка, ребята могут потанцевать.

Вторая часть вечера.

Первый ведущий: Каждый класс получает задание: определить значения фразеологизмов. Каким словом заменяются фразеологизмы каждой группы?

    Два сапога пара, одним миром мазаны, из одного теста сделаны, одного дуба жёлуди. Душа в пятки уходит, поджилки трясутся, волосы дыбом становятся, кровь стынет.

    На краю света, у чёрта на куличках, бог знает где, куда ворон костей не носил. Яблоку негде упасть, иголку некуда просунуть, повернуться негде, ни встать ни сесть.

Второй ведущий: Вы готовили сообщения о происхождении и значении предложенных фразеологизмов, рассказать своими словами. (На огонёк зайти, забежать; подложить свинью; дело табак; Аника-воин и другие ). Ребята выступают с сообщениями.

Первый ведущий : Какие вы знаете идиомы со словом УМ? (Браться за ум, не в своём уме, выжить из ума, себе на уме, на ум наставить, пришло на ум, раскинуть умом, сойти с ума, ум за разум заходит; уму непостижимо ).

Кто последний назовёт фразеологизм со словом ГОЛОВА (Вбить в голову; забрать себе в голову; выкинуть из головы; намылить голову; голова идёт кругом; голову вскружить; как снег на голову; с больной головы на здоровую; голову повесить; ломать голову; с головы до ног; терять голову, быть головой выше, голову давать на отсечение ).

Второй ведущий: Прочитайте шуточный диалог. В чём его особенность?

С ног до головы

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды (с левой ноги встал, что ли?) он полез ко мне драться. Я со всех ног домой. Еле ноги унёс. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку дам на отсечение – он сразу перестанет распускать руки.

Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую очередь (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!

(В этом тексте 22 фразеологизма со словами нога, рука, голова).

Первый ведущий : Замените выделенные слова фразеологизмами.

У нашего Ивана Васильевича на уроке будь внимателен! Юра – главный помощник учителя. «Мир приключений» всё время у ребят; переходит от одного к другому. Увидев товарища, Петя стремглав побежал к нему.

Для справок: Держи ухо востро. Правая рука. Из рук в руки. Сломя голову.

Второй ведущий: Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположный по смыслу в правой.

На руках носить

С открытой душой

Своим горбом жить

Камень за пазухой держать

На чужой шее сидеть

Держать в ежовых рукавицах

Лясы точить

Воды в рот набрать

Держать ухо востро

Не покладая рук

Сидеть сложа руки

В руки взять

От рук отбиться

С пятого на десятое

Во всю Ивановскую кричать

Держать язык за зубами

Первый ведущий : Каждый класс готовил небольшие сценки, изображающие содержание какой-либо идиомы, которую зрители должны будут отгадать. Каждая идиома должна быть представлена тремя сценками: в одной показывается её употребление, в другой – её переносный образный характер, в третьей – её происхождение. (Работать спустя рукава, ошеломить кого-нибудь, дело в шляпе, тянуть канитель, кричать на всю ивановскую, на воре и шапка горит и другие).

Второй ведущий: Это рисованное письмо послали своей бабушке семилетние брат и сестра. В письме очень странные рисунки. Как вы думаете, какие?

Дорогая бабушка! Приезжай и помоги нам, мы не знаем, что делать. Вчера учительница сказала маме, что я и Гога совсем развинтились. Я – сорви голова, а Гога хромает по математике. Ольга Ивановна ещё сказала, что это потому, что родители отпустили вожжи, и мы подрываем их авторитет. Но учительница открыла родителям глаза, а нам велела подтянуться и взять себя в руки. Решили нас обоих выправить и с корнем вырвать наши недостатки. Бабушка, что же теперь будет? Приезжай! Леля и Гога.

Первый ведущий: Вот и подошёл к концу наш вечер. Посчитайте свои жетоны, полученные в конкурсах. Поздравляем победителей!

(Самые активные участники награждаются сладкими призами).

Мы надеемся, что сегодня на вечере вы узнали много нового о фразеологизмах, запомнили их и обогатили свою речь. Будем рады видеть всех вас на следующем вечере. До новых встреч!

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

«Вечер русского языка»

Тематический вечер: «Я люблю свой родной язык

Выполнила: Брыкова Л.Н.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Минеевская ООШ».

Пояснительная записка.

Лингвистический КВН «Я люблю свой родной язык!» является отчётом кружка русского языка о своей работе. Участвовать могут учащиеся 5 – 6 классов.

Подготовка делится на четыре этапа:

1) выбрать название команды и девиз;

2) подготовить приветствие жюри, болельщикам, учителю.

4) выбрать капитана команды.

Лингвистический КВН состоит из таких конкурсов : «Покажи предложение», «Этимологический словарь», «Допиши слог до слова», «Множественное число», «Назови пару», «Скороговорки», «Телеграмма», «Рассказ на одну букву», «Синонимы и антонимы», конкурс капитанов.

Продолжительность КВНа – 30 – 40 минут.

Данный сценарий составлен на основании материала книги «Предметная неделя русского языка в школе» С.В.Водолазькой.

Считаю, что внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Надо понимать необходимость укрепления роли русского языка в усвоении учащимися всех знаний в целом, упрочения его фундоментального значения для общего образования и развития. Со стороны самих школьников тоже растёт живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь. Ведь современному обществу нужны активные, сообразительные, здравомыслящие, находчивые люди, способные к нестандартным решениям, к компромиссам. Учащиеся должны уметь справляться с жизненными проблемами. Это мероприятие должно вызвать у детей интерес к русскому языку, способствовать лучшему усвоению правил. Я выбрала форму проведения - (КВН), т. к. уверена, что в игре лучше запоминается материал урока. КВН – это увлекательное и широко образовательное мероприятие. Готовится КВН заблаговременно и оказывает массовое воздействие на учащихся.

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Задачи:

1. углубить и расширить знания учащихся, полученных на уроках;

2. повысить общую языковую культуру;

3. пробудить интерес к русскому языку как к учебному предмету;

4. привить любовь к великому русскому языку.

Методы: практический, игровой, объяснительно – репродуктивный, частично – поисковый.

Оформление кабинета: плакаты со словами известных писателей о русском языке, компьютерная презентация.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет…

План мероприятия:

Вступительное слово учителя.

Представление команд.

Проведение конкурсов.

Подведение итогов.

Система судейства: библиотекарь, учащиеся старших классов.

До начала КВНа необходимо поставить столы и стулья для участников.

Звучит прекрасная мелодия. Гости проходят по пригласительным билетам, рассаживаются.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды: сборные из 5-6 классов. Им предстоит нелёгкая борьба. Выиграет та команда, которая лучше справится со всеми заданиями.

(Команды приглашаются на сцену).

2. Представление команд, конкурс первый.

В нём команды должны представить следующее:

Своё название;

Девиз;

Песню команды;

Приветствие учителю;

Приветствие жюри;

Приветствие соперникам;

Приветствие болельщикам;

Разминка.

1. Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка).

2. В каких словах по сто согласных? (сто – л, сто – н, сто – г).

3. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).

4. В каком глаголе «нет» слышится сто раз? (сто – нет).

5. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс «ик»: дом- ик).

Конкурс «Покажи предложение».

В каждой команде распределяются роли (члены предложения): один ученик – подлежащее, другой – сказуемое и т.д. Желающие могут быть различными частями речи – прилагательным, наречием, знаками препинания. Каждый ученик должен приготовить небольшую таблицу с названиями частей речи или предложения. На изготовление даётся 30 секунд. Затем необходимо прикрепить табличку к одежде.

Ведущий открывает книгу и читает выбранную оттуда фразу. Обе команды должны «изобразить» это предложение. Выигрывает та команда, которая первая закончила фразу. В этом случае ей присуждается очко. Фраз, как правило, несколько, поэтому у команд есть возможность набрать несколько очков.

В этом конкурсе тренируется память и быстрота реакций, напрямую зависящая от непосредственного знания предмета.

Домашнее задание. Игра «Смешной этимологический словарь».

Ведущий: Дома наши игроки попробовали себя в роли настоящих этимологов и составили маленькие словари из предложенных им слов. Давайте послушаем, что у них получилось.

Первой команде предлагаются слова: астрология, баранка, весельчак, головотяп, джинсы, дурман, жатва, заморыш, курятник, отрасль, пломбир, противень, стенография, четвертовать, этажерка.

Второй команде: бездарь, волнушка, грабли, графин, драп, жаргон, заголовок, изверг, проигрыватель, простынь, саженец, соска, стриж, тысячелистник, хлопоты.

Конкурс «Допиши слог до слова».

Игроки выстраиваются в две линии – друг против друга. Игрок первой команды говорит стоящему напротив сопернику слог; соперник, в свою очередь, должен дополнить слог до слова и сказать слог игроку из первой команды. Затем подобными же слогами и словами обменивается вторая пара игроков, и так дальше по цепочке.

Конкурс – на скорость.

Учитель в филиале МБОУ Инякинская сош, расположенного в селе Тырново

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 - 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.

Цели:

Стимулировать интерес к изучению русского языка;

Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

Воспитывать уважение к русскому языку.

ХОД ИГРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Сценка «Загадочный сундук».

Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!

Маша: Ты чего это, Вася кричишь?

Вася: Я не кричу, я слово подбираю.

Маша: Какое слово?

Вася: Какое, какое… Нужное!

Маша: А зачем оно тебе?

Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!

Маша: А почему?

Вася: Почему, почему… Потому что сундук - то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?

Маша: Ничего ты мне не говорил.

Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом - пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!

Достаёт письмо, читает:

«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,

В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.

Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово, только скажешь - и готово!

В памяти поройся - может быть, припомнится,

Только скажешь ты его, и сундук откроется! »

Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?

Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.

Маша: И не открывается?

Вася: ни в какую!

Маша: А ты попробуй ещё раз!

Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!

Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.

Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!

Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.

Вася: Что же ты молчишь! Говори!

Маша: Я тебе на ушко скажу. (Шепчет)

Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.

Маша: А этого не говорил. Попробуй!

Вася: Попробовать? Слово - то для меня какое - то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!

Маша: Вот видишь, как всё просто!

Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся!

Маша: Спасибо.

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.

Художественная миниатюра «РУСЬ»

Русь. Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь - это страна, где много рек, озёр, а русский - это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по - старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо - смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как - то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

Цветочек - то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвёл.

На русь? - ахнул я.

На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

Анна Ивановна, а что такое русь?

Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь - светлое место! Русь - страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

Ведущий:

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!

Сообщение темы игры. Представление участников. Представление судейской коллегии (по - латински - «ареопаг»). Объявление условий игры.

Игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога. Игра командная. На игровом поле 3 стола: зелёный, жёлтый и красный. В игре представлены следующие номинации:

ЛЕКСИКА

Фразеология Пословицы Словари

ЭТИМОЛОГИЯ

МОРФЕМИКА

МОРФОЛОГИЯ

Часть речи Имена Тёмная комната

ФОНЕТИКА

ОРФОГРАФИЯ

ВИКТОРИНА

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ

1 конкурс «Говорите правильно»

Задание: исправить ошибки в стихотворении

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит цельный день».

В. Масс, М. Червинский

Время - 1 минута.

Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. - 3 балла)

Ведущий зачитывает правильный ответ.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хотим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Сверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»

У участников игры было домашнее задание: подготовить поздравление с Днём защитника Отечества или с Международным женским днём.

Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах. (Макс. - 3 балла).

ЛЕКСИКА

Лексика - раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.

1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Скажи одним словом

· Во весь дух. (Быстро)

· Рукой подать. (Близко)

· Сломя голову. (Быстро)

· Прикусить язык. (Замолчать)

За каждый правильный ответ - 1 балл (Макс. 4 балла)

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

4. Фальшивят, путают слова,

Поют … (кто в лес, кто по дрова)

5. Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

2. ПОСЛОВИЦЫ.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему - то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится -

Ведь с ней и горе - не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

Оформление:

  • плакаты,
  • фонограммы с русскими народными песнями,
  • плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.

(И.Тургенев)

“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

(А.Куприн)

1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

2- ведущий:

Уважаемые любители русского языка!

На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.

ЗАДАНИЯ:

1. Решите шараду.

Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.

(Ведро – ведро).

2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?

(Еше – исчо).

3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?

(Неправильно).

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.

(Вопросительный знак).

5. Разместите буквы в правильном порядке.

Весна + рок = …(русский поэт),

Лик + пен = … (птица),

Том + вата = …(оружие),

Бар + соки = …(фрукт).

(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).

7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

8. Решите шараду.

С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.

(Моль, боль, роль, соль).

9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” - в топливо, “шест” - в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

10. Решите двойную шараду.

Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

1. 2.

Слева направо:

1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

Справа налево:

2. Часть лица.

1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

Справа налево:

1. Код. - Доктор).

11. В каких словах по сто согласных?

(Стол, стог, стон).

12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

Ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.

13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

(Суббота).

14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

(Коля – колья).

15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

16. Что стоит посередине земли?

(Буква М).

17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(Всплеск, взгляд, встреча).

18. Отгадайте метаграмму:

С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.

19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

(Твое имя?).

20. Хитрые вопросы-шутки:

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?

Сколько глаголов в этих строчках?

22. Решите анаграмму:

Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте -
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.

(Фара – арфа).

23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

1) МЕ (…) ОЛАД (шок)

2) ПРИК (…) ЬЯ (лад)

3) УТКО (…) ОРОГ (нос)

4) КАБ (…) ОШКО (лук)

5) С (…) ОКНО (тол)

6) ГА(…) АРОНЫ (мак)

1-й ведущий.

Уважаемые знатоки русского языка!

Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.