Старт в науке. Изучение общественного мнения

Щеглова Людмила Леонидовна,

учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 1532 города Москвы

Конспект урока математики

в 1 классе

Тема урока: Число 9, цифра 9.

Цель : в ходе практической работы и наблюдений познакомить с составом числа 9, научить писать цифру 9.

Задачи:

Обучающие : формировать знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 9;

Развивающие : развивать наблюдательность, зрительную, слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь.

Воспитывающие : воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность.

Формы работы:

Фронтальная

Самостоятельная

Методы:

Наглядный

Практическая работа

Самостоятельная работа

Тип урока: открытие нового знания

Технологии: проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, разноуровневое обучение.

Оборудование: записи на доске, презентация, вееры цифр для учащихся, сигнальные карточки «Светофор», атрибуты для инсценировки, учебник по математике М.И. Моро, тетрадь на печатной основе (УМК «Школа России»).

Ход урока

    Организационный момент. Слайд 1

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Прозвенел, друзья, звонок,

Начался уже урок.

Отдохнуть вы все успели,

А теперь пора за дело.

2. Актуализация опорных знаний.

Математика нас ждёт.

Начинаем устный счёт !

Приготовьте вееры с цифрами и сигнальные карточки.

1) Посчитайте от 2 до 7;

2) Какое число следует за числом 2?

3) Какое число предшествует числу 8?

4) Какое число стоит между числами 5 и 7?

5) Назовите соседей числа 7. Слайд 2

6) Росли 3 берёзы. На каждой берёзе по 2 ветки. На каждой ветке по 2 сливы. Сколько всего слив? (на берёзе не растут сливы).

7) Сколько всего треугольников? Слайд 3

3. Постановка проблемы. Открытие нового знания.

Какие числа пропущены? Слайд 4

1, 2, …, 4, …, 6, …, 8, …

Назовите состав числа 8. 8 – это … Слайд 4

Сможете ли вы сейчас безошибочно назвать состав числа 9 или вам надо подумать? Изучали ли мы число 9?

4. Формулировка темы урока. Постановка задач.

Кто понял, что мы будем сегодня изучать на уроке математики? (Число 9. Цифра 9. - тема урока) Слайд 5

Чему будем учиться? (Учиться писать цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)

Физминутка

5. Открытие новых знаний

1) Лента цифр

За каким числом следует число 9? (Число 9 следует за числом 8)

Как получить число 9? (Надо к 8 прибавить 1)

2) Состав числа 9. Работа с математическими корабликами.

Работаем с математическими корабликами. Узнайте, как можно получить число 9.

Покажите с помощью фишек разные способы получения числа 9. Заселите домик.

Проверяем и заселяем домик. Слайд 6

3) Письмо цифры 9

Какая цифра обозначает число 9? (Цифра 9)

Как мы различаем понятие «число» и «цифра»?

На что похожа цифра 9?

На что похожа эта цифра? Слайды 7, 8

Кот улёгся на карниз,

Хвост пушистый свесил вниз.

Котик, котик, до чего ж

На девятку ты похож!

Вот так цифра, погляди,

У нее и фокус есть -

Ты её переверни,

И получишь цифру шесть!

Работа в тетради на печатной основе, стр. 22.

Как пишется цифра 9? Из каких элементов состоит?

(Учитель объясняет)

Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой, как располагаем тетрадь на парте?

Слайд 9

Цифра 9 состоит двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать овал немного ниже правого верхнего угла клетки. Закругляем, ведём вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведём вверх, касаясь верхней стороны клетки. Закругляем, ведём к началу овал, а затем ведём вниз; закругляем на середине нижней клетки; закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки.

Приступим к письму.

Потренируйтесь в написании.

* обведи в воздухе;

* «напишите» на ладошке

Найдите образец написания цифры, обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.

Подчеркните самую красивую цифру.

Физминутка

6. Первичное закрепление

1) Повторение состава числа 9.

Сколько раз встретилась цифра 9? Слайд 10

Сколько нужно дорисовать деревьев, чтобы их стало 9? Слайд 11

Сколько бабочек нужно дорисовать, чтобы их стало 9? Слайд 12

Сколько надо добавить яблок, чтобы их стало 9? Слайд 13

Сколько нужно добавить стульев, чтобы их стало 9? Слайд 14

2) Выполнение заданий разного уровня сложности.

1 уровень – решить примеры с опорой на состав числа 9.

2 уровень – сравнить числовые выражения.

Реши примеры: Сравни:

7+2= 9-2= 2+4…5 5+4…7

3+4= 9-3= 9-1…8 3+3…9

Самопроверка Слайд 15

7. Работа над составом числа.

Спектакль. Приглашаем цифру 9. Слайд 16

У девятки день рожденья,

Числа все в большом смятенье.

Что же делать? Как им быть?

Что девятке подарить?

Приходили в гости

Числа один и восемь.

Подарили ей букет, встали рядом на паркет.

Поплясали, поиграли и местечки поменяли.

Пришли к девятке в этот день

Две подруги: два и семь.

Подарили чемоданчик

И уселись на диванчик.

Посидели, поскрипели,

И тихонько пересели.

Вот явились три и шесть

Стихи читали в ее честь.

Сели две соседки рядом,

Угощались виноградом.

Посидели, посмеялись

И местами поменялись.

Вот четыре вместе с пять

Спешат быстрее поиграть.

Подарили ей картины

И уселись все в гостиной.

Посидели, посмотрели,

Глядь, и тоже пересели.

Гости чинно все сидят.

На девяточку глядят.

Хоть девятка больше всех,

Но без чисел этих всех

Не получим числа девять.

Помните все это, дети!

8. Закрепление изученного материала.

Объедини 2 числа так, чтобы вместе было 9.

Самопроверка. Слайд 17

9. Рефлексия.

Вспомните, что мы сегодня изучали на уроке математики.

Что вы узнали о числе 9?

Что понравилось на уроке?

С каким настроением заканчиваете урок? Слайд 18

Тема урока: Число и цифра 9

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока :

Образовательная: уметь записывать цифру 9, изображать её на числовом отрезке, уметь складывать и вычитать в пределах 9, обозначать цифрой 9 соответствующее количество предметов, составлять выражения по рисункам, знать состав числа 9.

Развивающая: развивать мыслительные операции, грамотную математическую речь, познавательный интерес, наблюдательность, зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление.

Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к предмету математика, воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, активность, дисциплину, уважение друг к другу.

Оборудование : учебник «Математика» 1 кл. Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, рабочая тетрадь «Математика» 1 часть, карточки со знаками «+» и «-», раздаточный материал, числовые отрезки, цифры, наглядный материал для инсценировки, иллюстрационный материал, записи на доске (примеры), компьютер, проектор, интерактивная доска, электронный учебник, презентация, музыкальная физкультминутка.

Формы работы :

Фронтальная

Коллективная

Самостоятельная

Дифференцированная

Методы :

Наглядный

Диалог

Практическая работа

самостоятельная работа

Форма урока : классно-урочная

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Устный счёт.

4.Работа по теме.

5.Физкультминутка.

6.Закрепление.

7. Итог урока.

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    Повторить состав числа 8.

    Назовите все числа, которые меньше 8.

    Назовите соседей чисел 6, 7.

    Весёлые задачки.

Сколько раз твердили кошке:

Некрасиво есть без ложки.

Только я вбегаю в дом,

Лижет кашу языком.
С поросёнком ещё хуже:

Он опять купался в луже.

И козлёнок непослушный:

Съел четыре грязных груши.

Сколько было непослушных? (1+1+1=3)

К богатой кошке гость пришёл-

Известный в городе козёл

С женой седой и строгой

Козою длиннорогой.

Петух явился боевой.

За петухом наседка,

И в мягкой шапке пуховой

Пришла свинья-соседка.

Пересчитай-ка поскорей

Всех кошкиных гостей. (1+1+1+1+1=5)

В снег упал Антошка,

А за ним Иринка,

А за ней Серёжка,

А за ним Маринка,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят? (1+1+1+1+1=5)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей сорок

Прилетело на урок? (7-3=4)

Сколько хвостов у 5 собак?

Сколько ушек у трёх зайчиков?

Сколько ног у четырёх коров?

Сколько ног у жука?

Сколько ног у паука?

Сколько ног у двух пауков?

    Математический диктант.

Число, которое стоит между 6 и 8.

Число, которое предшествует числу 5.

Число последующее числу 7.

3+3=?

Из 7 вычесть 2.

К 4 прибавить 4.

Сумма 3 и 2.

Разность 4 и 1

3-3=?

    Игра «+» или «-».

5*1=4 8*3=5

3*3=6 6*2=8

7*4=3 4*1=5

4*4=8 2*2=0

2*5=7 7*5=2

    Работа по теме урока .

    Презентация (показ слайдов №1, 2, 3 )


Счёт предметов: Сколько лепестков? (9), Сколько машинок? (9), Сколько клубничек? (9).

2) Работа по учебнику (рис.стр.86)

Сколько времени показывают часы?

Сколько цыплят вылупилось сегодня? (9).

А вчера сколько было? (8).

Сколько же всего стало цыплят? (9).

А как получилось 9? (8+1=9).

Итак, кто назовёт тему нашего урока?

3) Показ слайда №4 (Тема урока)

Дети читают тему и выясняют разницу между словами «число» и «цифра» (число 9 обозначает количество предметов, цифра 9-значок для написания).

4) Работа по электронному учебнику.

Задание№1, №2

5) Показ слайдов №5 и №6

На что похожа цифра 9? (на перевёрнутую 6, на дверной замок, на запятую).

Вот, что говорит о себе цифра 9.

Я важней всех потому,

Что запутать всех могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь.

Эту цифру называют ещё акробатом


    Показ слайда №7 (числовой луч)

- Что вы можете сказать об этом числе? Давайте обратимся к числовому отрезку. (Следует за числом 8, предшествует числу 10, находится между числами 8 и 10, однозначное).

8) Показ слайда №8 (Письмо цифры 9)

Из каких элементов состоит письменная цифра 9? (Из небольшого овала и большого правого полуовала).

Показ написания цифры 9 учителем на доске

Начинаем писать чуть ниже верхнего угла, ведём вверх, задевая за верхнюю клетки, закругляем, возвращаемся туда, откуда начали писать, затем ведём наклонную линию вниз до конца клетки и закругляем влево.

Проверим готовность к работе

Руки? (на месте!)

Ноги? (на месте!)

Локти? (У края!)

Спинка? (прямая!)

Показ видео «Учимся писать цифру 9», с музыкальным сопровождением. ( Параллельно учащиеся пишут 9, одну строчку).

9)Показ слайда №9 (Разбить фигуры на множества: по форме, по цвету, по размеру). Задание выполняют по рядам.

10) Работа по учебнику (с.86, №1)

На рисунках показан состав числа 9. Составь по рисунку примеры.

11) Работа по электронному учебнику (с.87, №3)

    Музыкальная физкультминутка.

    Работа в тетради.

Обведи по стрелкам цифру 9 и раскрась её зелёным карандашом. На рисунке слева раскрась ещё один колокольчик. Восстанови запись.

6. Презентация (Показ слайдов № 10,11,12,13,14). Первичное закрепление состава числа 9.

Заселяем домик

7.Закрепление (электронный дидактический материал)

8)Инсценирование стихотворения «У девятки день рождения»

У девятки день рожденья,

Числа все в большом смятенье.

Что же делать? Как им быть?

Что девятке подарить?

Приходили в гости

Числа один и восемь.

Подарили ей букет, встали рядом на паркет.

Поплясали, поиграли и местечки поменяли.

Пришли к девятке в этот день

Две подруги: два и семь.

Подарили чемоданчик

И уселись на диванчик.

Посидели, поскрипели,

И тихонько пересели.

Вот явились три и шесть

Стихи читали в ее честь.

Сели две соседки рядом,

Угощались виноградом.

Посидели, посмеялись

И местами поменялись.

Вот четыре вместе с пять

Спешат быстрее поиграть.

Подарили ей картины

И уселись все в гостиной.

Посидели, посмотрели,

Глядь, и тоже пересели.

Гости чинно все сидят.

На девяточку глядят.

Хоть девятка больше всех,

Но без чисел этих всех

Не получим числа девять.

Помните все это, дети!

Давайте ещё раз хором произнесём состав числа 9

Ребята, а где в жизни мы можем встретить число и цифру 9? (Это может быть номер дома, номера машин,телефонов, дни рождения, например, у Азалии-9 августа, у Мансура-9 октября, у Виалины-9 октября, 19-го июня родилась Насырова Диана, тоже присутствует 9-ка, у меня 9-го числа. Зато все вы родились в 2009 году)

А какой великий праздник мы празднуем 9 –го числа? (9 мая).

Раньше числу 9 приписали таинственную силу: в одни времена добрую, в другую- недобрую: «У 9-ки не будет пути»,-говорили в древности. Последним числом счёта было число 8, а за ним-что-то таинственное, страшное.

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, в тридесятом государстве», за «тридевять земель».

А вот древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до 9, и это число их не пугало.

Показ слайдов



И.Айвазовский «Девятый вал»

9. Итог урока

Какая цифра приходила к нам сегодня в гости?

Что вы нового узнали о числе 9?

Вам понравился урок?

Если вы работали, понимали всё, не сидели сложа руки, то нарисуйте солнышко.

Если у вас что-то не получалось, но вы всё-таки старались, нарисуйте солнышко и рядом тучку.

Если совсем ничего не получилось, ничего не поняли про число 9, то нарисуйте тучку.

Чтобы выучить число и цифру 9, для дошкольников разработаны специальные пособия и материалы. На их основе можно легко и быстро обучить ребенка выполнению простых арифметических действий.

Девятка — последняя цифра в ряду однозначных чисел. Знакомство с ней должно происходить тогда, когда предыдущие восемь уже изучены.

Перед переходом к изучению девятки необходимо повторить и закрепить пройденный материал, решить примеры на сложение и вычитание однозначных чисел.

Ребенок должен знать ответ на вопрос: чем отличается число от цифры и сколько цифр существует.

Урок проводится в интерактивной форме, при этом используются такие материалы:

  • развивающие игры;
  • ребусы;
  • загадки;
  • пословицы и поговорки;
  • тренажеры для развития мышления и пр.

Чтобы ребенку было комфортно заниматься и легче усваивать информацию, необходимо создать подходящую для обучения обстановку, исключив посторонние звуки (телевизор, телефон, планшет и пр.). Следует создать в комнате рабочую атмосферу. Нежелательно проводить занятие в детской комнате, где много игрушек и других элементов, отвлекающих внимание.

Лучше расположиться за столом в большой светлой комнате. По ходу занятия требуется делать небольшие перерывы, и заниматься в это время двигательной активностью. Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста быстро устает и высидеть долгое время в одном положении ему будет трудно.

В процессе занятия малыш должен освоить написание числа девять, научиться выполнять арифметические действия с ним, концентрировать внимание на объекте и самостоятельно выполнять задачи.

В качестве учебного материала можно использовать:

  • обучающее видео;
  • книги по математике для дошкольников;
  • интерактивные карты;
  • прописи, раскраски;
  • компьютерные игры.

Материал должен быть подан таким образом, чтобы заинтересовать ребенка. Это связано с тем, что дети не могут концентрировать внимание на том, что им неинтересно. Усидчивость и внимательность нужно развивать постепенно.

После проведенного урока ребенок должен:

  • знать состав и образование числа 9;
  • уметь соотносить количество предметов и объектов с числом;
  • уметь разбивать число на составляющие.

Чтобы ребенку было легче выучить и запомнить девятку, нужно провести ряд ассоциаций со знакомыми предметами и явлениями. В этом помогут стихотворения и картинки с числом 9.

Следует обратить внимание ребенка на то, что 9 похожа на перевернутую шестерку.

Можно также провести параллель между девяткой и буквой Д. Таким образом, ребенок будет быстрее запоминать не только числа, но и буквы.

В качестве примеров того, на что похожа 9, можно привести:

  • запятую;
  • голову слона с хоботом;
  • половину кренделька;
  • клубок с ниткой;
  • рыбу, пойманную на крючок;
  • морского конька;
  • число 0 с хвостиком;
  • открытый замок;
  • серьгу и т.п.

Благодаря ассоциативному мышлению процесс запоминания существенно облегчается.

Простые задачи для числительного

Простые задачи для дошкольников помогут освоить новый материал:

  1. В будке было 6 щенят. Потом туда принесли еще 3 щенков. Сколько щенков находится в будке?
  2. На листе бумаги нарисованы маленькие домики. В некоторых из них есть числа, а в других нет. Нужно вернуть недостающие знаки в домики, записав их в нужное поле.
  3. Необходимо решить следующие примеры: 8+1, 5+4, 6+3, 7+2.
  4. У Светы в коробке было 3 карандаша. Женя дал ей 6 карандашей. Сколько карандашей стало в коробке у Светы?
  5. На дереве висело 9 спелых груш. 2 сорвал Максим, 3 забрала мама для пирога. Сколько груш осталось на дереве?
  6. Дети сорвали на грядке 8 красных помидоров и 1 зеленый. Сколько всего помидоров собрали дети?

Для запоминания

Информация лучше запоминается, если ее преподносить в виде ребусов, загадок, стихотворений и т.п. В таком случае у детей одновременно работают разные виды памяти: логическая, образная и др.

Поговорки и стихи

Стихи про девятку:

Номер 9 — это ведь

Перевернутая 6.

Сверху нарисуй кружок,

Внизу — дугу наискосок.

Начинай чертить с кружка

И не делай уголка.

У 9 нет углов:

Дужка, круг — и знак готов.

Цифра 9 — колобок?

Или же она — клубок?

Это змейка в травке спит

Хвост ее крючком лежит.

Цифра 9, или девятка,

Числовая акробатка:

Если на голову станет,

Цифрой 6 девятка станет.

Головастая девятка

Старше всех, и не загадка.

Чтобы цифры стали строем

От восьмерок и до троек.

Крупнее этой цифры нету.

9 шариков — планеты.

По вселенским всем законам

Живут в космосе бездонном

Возле солнечной звезды,

А на 3-ей — я и ты.

Шел котенок через мостик

Сел на мост и свесил хвостик:

«Мяу, так удобно здесь, ведь…»

Стал котенок цифрой девять.

Детям нужно спать идти.

Если же не лечь в кровать,

Носом будете клевать.

Поговорки про девятку:

  1. 9 человек все равно, что 10.
  2. 9 мышей разом потянули — крышку с бочки стянули.
  3. Квас молодой, но разлит девятой водой.
  4. Уступив 1 раз, потом девять раз останешься в выигрыше.
  5. Девятый месяц помогает на свет родиться.
  6. 7 лет — беда, 9 лет — несчастье.
  7. Девятка — лучшая загадка.
  8. Сказка длится ровно 9 дней.
  9. До следующего лета ждать 9 месяцев.
  10. Если хочешь прожить 9 дней, то едой нужно запастись на 10.

Ребусы и загадки про девятку:

Отгадайте, ребятишки,

Что за цифра-акробат?

Если на голову встанет,

То на тройку меньше станет.

Наша цифра больше восьмерки,

Но пока еще не десятка.

Равна сумме 6 и 3.

Кто решит эту загадку?

Число 6 перевернулось,

Новой цифрой обернулось.

Ай, какая запятая

На столе лежит большая,

Ею можно даже мерить,

Так как это цифра …(9).

И возникла вдруг в тетрадке

6 на голове — … (9).

Я и цифра, и число,

Это знают все давно,

А еще я акробатка,

А зовусь я … (девятка).

Сколько в дюжине пиратов,

Если 3 ушли куда-то?

Сколько месяцев в году,

Если лето не в счету?

Жизней у бродячей кошки,

И в десятке мух без мошки?

Не ищи ответ нигде,

Ведь есть ответ у цифры …(9).

На грядке у Ани росли тюльпаны:

3 желтых, 2 белых, и 4 алых.

Сколько тюльпанов радовали Аню?

Прописи и раскраски

Прописи и раскраски не только помогут в освоении нового материала, но и станут для ребенка развлечением. С их помощью можно развить мелкую моторику рук, память и логическое мышление. Кроме того, картинки и другие визуальные объекты стимулируют развитие воображения, а также образной и словесно-логической памяти.

  1. «Умные листочки. Изучаем цифры от 0 до 10. На что похожи цифры».
  2. «Мишуткины прописи и раскраски. Играем и тренируем ручки к школе!». Для детей от 2 до 5 лет.
  3. Раскладной плакат «Лента цифр. Математика». 9 секций с письменными и печатными цифрами от 0 до 9.
  4. Прописи «Цифра за цифрой».
  5. «Дошкольный тренажер. Прописи, раскраски, обводки, стишки, загадки».
  6. «Математические прописи. Летние задания с наклейками». 150 наклеек.
  7. Прописи «Пишу цифры и считаю. Полная программа подготовки руки к письму». Разработано с учетом ФГОС дошкольного образования.
  8. Прописи «Многоразовые раскраски с развивающими задачами. Домашние животные».
  9. «Магические прозрачные страницы. Прописи по математике с крупными цифрами».
  10. Прописи «Рисуем по клеточкам (в Африке, в деревне, в лесу, в море)».

Тренажеры для закрепления

Для закрепления пройденного материала необходимо много тренироваться. Помогут в этом специальные тренажеры для усовершенствования навыков письма:

  1. Учебное пособие «Универсальный тренажер. Цифры и счет». С.В. Петренко.
  2. Тетрадь-тренажер «Пиши и стирай! Учу цифры». Издательство Clever.
  3. Материалы для развития детей. Числовой тренажер «Занимательные крутилки. Считаем от 1 до 10».
  4. Прозрачные прописи «Пишем цифры». В.А. Белых.
  5. Тренажер-раскраска «Поросенок». О.М. Носова.
  6. Комплексный тренажер «Математика». Н.А. Латышева.
  7. Карточки «Находим и узнаем цифры до 10. Закрепление цифр».
  8. «Счет в пределах 10. Решение упражнений». Авторские программы О. Лысенко.
  9. «Цифры и числа. Учимся считать». О. Земцова.
  10. «Тренажер математический». Школа для дошколят.

Эти материалы помогают изучать устный и письменный счет. Задания, которые в них даются, подойдут для детей дошкольного возраста, а также для тех, кто пошел в 1 класс. Таким образом, дети могут пройти подготовительный курс на дому перед поступлением в школу.

Если воспитатель или родитель хочет убедиться в качестве полученных знаний, можно пройти онлайн-тест или проверить ребенка самостоятельно.

Тема урока: Число 9, цифра 9.

Цель : Знакомство с числом 9, его составом, написанием цифры 9.

Задачи:

Обучающие : формировать знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 9; складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.

Развивающие : развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;

Воспитывающие : воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.

Формы работы:

Фронтальная

Коллективная

Самостоятельная

Дифференцированная

Методы:

Наглядный

Диалог

Беседа

Практическая работа

Самостоятельная работа

Тип урока: Открытие нового

Форма : Классно - урочная.

Технологии: проблемно - диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно - ориентированная.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой. Организация начала урока.

Видеофрагмент песни «Какой чудесный день...» из мультфильма

Учитель: Хотим мы трудиться, как наш друг мышонок?

А когда человек трудится, он что-то узнает новое.

Можем ли мы открывать новое?

Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным.)

Я жду от вас такой работы.

2. Актуализация опорных знаний.

Начинаем урок с математической разминки.

Некоторые ребята будут работать по карточкам Индивидуальные карточки

1. Восстановить числовой ряд.

Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)

Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на урок.

Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)

Кто же наш сегодняшний гость? (Айболит)

Кто написал эту замечательную сказку? (К.И.Чуковский) - показ фотографии.

Обратите внимание, у нас в классе выставка книг этого замечательного детского писателя. Во время перемены вы можете с этими книгами ознакомиться.

Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их.

2. Ориентация в числовом ряду

Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Расставить лекарства на свои места. Ученики с помощью веера показывают ответы.

Покажите число, которое стоит между 3 и 5.

Покажите последующее число для 5.

Покажите предыдущее число для 4.

Какое число стоит слева от 3.

Какое число стоит справа от 6.

3. Итог

Эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке.

3. Постановка проблемы. Открытие нового.

К Айболиту пришло много зверей на приём и он просит у вас помощи.

1) Запишите примеры и решите их с помощью числового отрезка

На доске записаны примеры и иллюстрация числового ряда

4 + 2=

(Начинаю работать от числа 4. Надо +2 ,значит, буду двигаться по числовому ряду вправо на 2 шага.)

7 - 3 =

6 + 3 =

Вы смогли выполнить задание? (Нет)

Почему возникло затруднение? (Нет числа 9 на отрезке. Мы не знаем это число. Не можем сосчитать, т к. изучили цифровой луч до 8, и число 9 пока не изучали)

4. Формулировка темы урока. Постановка задач.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9. - открывается карточка с темой урока)

Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? (Учиться писать цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)

Физминутка: под музыку

Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку.

Погладьте его: осторожно, не спугните!

Затем он перебрался на лобик, скатился на носик, перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот - погладьте его и там. Добрался до животика, а потом спрятался под пяточкой.

Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте, чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой… Давайте отпустим его и помашем вслед!

5. Открытие новых знаний

Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо вспомнить порядок изучения числа.

2. Определить место положение числа 9 на числовом луче.

3. Научиться писать цифру 9.

1. Определить количественно число 9.

Если бы вам предложили показать число 9, как вы бы это сделали? (9 палочек, 9 кружочков, 9 точек на домино)

1р.- «домино»

2р.- круги

3р. - палочками

* исследование детей

Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие - недобрую. «У девятки не будет пути», - говорили в древности. Последним числом счёта было число 8, а за ним - что-то таинственное, странное…

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».

Древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до девяти, и это число их больше не пугало.

Нади и Саши! Вам интересно, что сказано о ваших именах в древних книгах? Ваши имена связаны с этим числом. Вы очень талантливы.

Можете даже стать лидером. Если вы будете развивать в себе прекрасные качества, успех к вам обязательно придёт!

Мы с вами количественно представили число 9, что предстоит сделать теперь?

2) Место числа на числовом отрезке

- Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8)

Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.)

За каким числом следует число 8? (Число 9 следует за числом 8)

Как получить число 8? (Надо к 8 прибавить 1)

Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? (Нет, не умеем писать цифру 9.)

3) письмо цифры 9

Какая цифра обозначает число 9? (Цифра 9)

Как мы различаем понятие число и цифра?

Для обозначения количества

Мы используем число, его величество!

Цифра - значок для написания,

Быстро справимся с заданием!

А на что похожа цифра 9?

Как пишется цифра 9?

(Учитель объясняет)

Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.

Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как располагаем пропись на столе?

Приступим к письму.

Потренируйтесь в написании.

* обведи в воздухе;

* «напишите» на ладошке

Откройте тетради на с.19, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.

Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.

(Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.)

Подчеркните самую красивую цифру.

4) - Возвратимся к числовому отрезку. Теперь мы можем обозначить число 9 на отрезке цифрой?

А как же лисичка, теперь мы можем ей помочь?

Физминутка

Айболит из Африки привез очень веселый танец и дарит его вам. (Дети танцуют под «Песню Красной Шапочки»)

6. Работа над составом числа.

Давайте Айболита поблагодарим за ф/м и покажем ему маленький спектакль

У девятки день рожденья,

Числа все в большом смятенье.

Что же делать? Как им быть?

Что девятке подарить?

Приходили в гости

Числа один и восемь.

Подарили ей букет, встали рядом на паркет.

Поплясали, поиграли и местечки поменяли.

Пришли к девятке в этот день

Две подруги: два и семь.

Подарили чемоданчик

И уселись на диванчик.

Посидели, поскрипели,

И тихонько пересели.

Вот явились три и шесть

Стихи читали в ее честь.

Сели две соседки рядом,

Угощались виноградом.

Посидели, посмеялись

И местами поменялись.

Вот четыре вместе с пять

Спешат быстрее поиграть.

Подарили ей картины

И уселись все в гостиной.

Посидели, посмотрели,

Глядь, и тоже пересели.

Гости чинно все сидят.

На девяточку глядят.

Хоть девятка больше всех,

Но без чисел этих всех

Не получим числа девять.

Помните все это, дети!

2) Заселим домик

Но подарки не простые, в них спрятались гости - числа.

Давайте попробуем «заселить» с их помощью домик девятки.

7. Первичное закрепление

1) повторение состава числа 9.

- Откройте учебник на с.18 №2.

1 уч- к комментирует 1 столбик у доски

2) самостоятельная работа с проверкой по эталону

1р. - 2 столбик

2р.- 3 столбик

3р.- 4 столбик

Детям, испытывающим затруднение, предлагаются карточки-помощницы

3) самостоятельная работа по выбору

А теперь предлагаю вам ещё одно задание.

Доктор Айболит затрудняется определить, кому из зверюшек нужна помощь. Выберите пример, который вам хочется решить. Кто сделает, может выбрать ещё одно задание.

Проверка: - … ты какой выбрал пример? Сколько получилось?

Кому из зверюшек нужна помощь? (Киту - 4, ёжику - 3 Дельфину - 5, птичке - 7, бабочке - 9, собачке - 2)

8. Итог урока.

Вспомните, какой была тема нашего урока.

Достигли целей урока?

Что нам помогло?

С каким настроением заканчиваете урок?

Что понравилось на уроке?

Кому можете сказать спасибо?

Трудности были? Есть над чем работать ещё?

Как выдумаете, как мы потрудились?

Покажите Айболиту какова температура вашей работы. (Самооцека)

Ребята, как вы охарактеризуете доктора Айболита? (Добрый, смелый, отважный)

Как грамотно называют человека, который лечит зверей? (Ветеринар)

Это замечательная и благородная профессия. Возможно, кто-то из вас в будущем тоже будет спасать животных, будет ветеринаром.

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 1 класса
Тренажер по Петерсон Л.Г. Пособие по Петерсон Л.Г.

Число 9 и цифра 9, знакомимся!

Дзинь-дзинь, прозвенел звонок!
А это значит, начинается урок.
Поудобнее садитесь,
И учиться не ленитесь.
Тетрадку, ручку, карандаш, учебник
и линейку с собою захватите.
Мы отправляемся в поход.
Вперёд, весёлый мой народ!
На Планете знаний
есть удивительная страна "Математика".
Туда сегодня поспешим.

А с нами вместе отправляются в поход маленький Лисёнок и умный Гном. Они тоже хотят познакомиться с жителями страны "Математики".

Маленький Лисёнок пришёл к своему учителю умному Гному и сказал, что забыл все числа, которые учил. Поможем Лисёнку и вспомним вместе с ним числа, которые мы уже знаем. Кто быстрее всех назовёт числа?


Молодцы! Все числа назвали. А теперь посмотрите на следующую картинку и скажите, какие цифры заблудились и не в свой домик попали?


Расставьте цифры в свои домики. Вы заметили, что один домик пустой? Как вы думаете, почему?

Как пишется цифра 9

Мы сегодня с вами отправляемся в гости к очень интересному жителю страны "Математики" к цифре

Из всех цифр я самая важная.
Самая смелая и отважная.
Ведь если я перевернусь
Цифрою другою окажусь.



Посмотрите на числовую линейку, и скажите, можно ли назвать порядок чисел, который вы записали, числовым рядом? Почему?


Посмотрите, где находится числа 9 на числовой линейке? Все числа, которые находятся справа от числа 9, меньше, а слева от числа 9, больше.

Назовите соседей чисел

Какое число идёт за цифрой ВОСЕМЬ?

Чтобы получить число 9, надо


Как мы различаем понятия число и цифра?
Для обозначения количества
Мы используем число, его величество!
Цифра - значок для написания,
Быстро справимся с заданием!

Любой рыбак Вам скажет,
Что рыболовный крючок и девятка
Ну прям как родные братья.

Сосчитай: сколько рыбок изображено на этой картинке?


Червячок свернулся
Иль большой удав.
Цифрою девяткою ненароком став.

Важный кит перевернулся.
Встал на хвост
И в самую большую цифру 9 превратился.

Цифра шесть, как обезьянка
Кувыркалась спозаранку.
Что за чудо приключилось:
Цифра девять получилась!


Две девятки и дощечка.
На санях мы мчимся к речке.

И шарик воздушный
Похож на девятку.
Когда с облаками в небе
Играет в прятки.

А какие поговорки и пословицы вы знаете, где присутствует число ДЕВЯТЬ:

  • За тридевять земель, в тридевятом царстве.
  • Девятый вал.
  • Добрая земля назём раз примет да девять лет помнит.
  • Квас молодой, да налит девятой водой.
  • Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.
  • Охотника девятая заря кормит.

Посмотрите на следующую картинку и скажите, каким по счёту приземлится каждый парашютист.


В каком порядке вы расставили числа? Вспомните, как называется этот порядок?

Решаем задачки на 9

А теперь попробуем вместе с маленьким Лисёнком решить несколько задач. Кто первый?

У Тани в коробке было 5 карандашей. Саша дал ей ещё 4 карандаша. Сколько карандашей стало у Тани?

Девять спелых жёлтых груш

На веточке тихо качались
Три сорвал Петя.
Одну дали Свете.
А пять положили в пирог.
А ну посчитай и скажи:
На дереве груши остались?
Какой твой итог?

Ребята сорвали с дерева 7 красных яблок и 2 зелёных. Сколько яблок сорвали дети?

На одной веточке висело три вишенки,
а на другой – шесть.
Посчитай скорее:
сколько вишенок на дереве есть?


Молодцы, задачи все решили. А цифры, что учили, не забыли? Давайте повторим сейчас.

Сегодня в стране "Математики"
Славно мы ходили.
Задачи все решили
И цифры не забыли.
Нам математика дала
Задачи на закалку,
С ней развиваем мы всегда
И волю и смекалку.


Ну, вот опять звенит звонок.
Так быстро кончился урок.
Мы немного отдохнём
И учиться вновь начнём.