Суточный круг Богослужений. Современная практика отправления служб суточного круга

Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны исследующие свидетельства Его, всем сердцем они взыщут Его. Ибо не делающие беззакония пошли по путям Его. Ты заповедал заповеди Твои сохранить твёрдо. О, если бы направились пути мои к сохранению повелений Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои. Я прославлю Тебя в правоте сердца, когда научусь судам правды Твоей. Повеления Твои сохраню; не оставь меня до конца. В чём исправит юноша путь свой? В сохранении слов Твоих. Всем сердцем моим я взыскал Тебя, не отринь меня от заповедей Твоих. В сердце моём я скрыл изречения Твои, чтобы не согрешить пред Тобою. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Устами моими я возвестил все суды уст Твоих. На пути свидетельств Твоих я насладился, как во всяком богатстве. О заповедях Твоих буду рассуждать и уразумею пути Твои. В повеления Твои буду вникать, не забуду слов Твоих. Воздай рабу Твоему, оживи меня, и сохраню я слова Твои. Открой очи мои, и уразумею чудеса из закона Твоего. Поселенец я на земле: не скрой от меня заповедей Твоих. Возжелала душа моя стремиться к судам Твоим во всякое время. Ты укорил гордых; прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. Сними с меня поношение и презрение, ибо свидетельств Твоих я взыскал. Ибо вот, сели князья и на меня клеветали, раб же Твой рассуждал о повелениях Твоих. Ибо и свидетельства Твои – занятие моё, и советники мои – повеления Твои. Приникла к земле душа моя; оживи меня по слову Твоему. Пути мои я возвестил, и Ты услышал меня; научи меня повелениям Твоим. Дай мне понять путь повелений Твоих, и буду рассуждать о чудесах Твоих. Задремала душа моя от нерадения: укрепи меня в словах Твоих. Путь неправды удали от меня и законом Твоим помилуй меня. Путь истины я избрал и судов Твоих не забыл. Я прилепился к свидетельствам Твоим; Господи, не постыди меня! Путь заповедей Твоих я пробежал, когда Ты расширил сердце моё. Положи мне, Господи, законом путь повелений Твоих, и буду искать его постоянно. Вразуми меня, и исследую закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Направь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я её возжелал. Склони сердце моё к свидетельствам Твоим, а не к стяжательству. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; на пути Твоём оживи меня. Поставь рабу Твоему слово Твоё в страх Твой. Удали поношение моё, которого я боюсь, ибо суды Твои благи. Вот, я возжелал заповедей Твоих, в правде Твоей оживи меня. И да придёт на меня милость Твоя, Господи, спасение Твоё по слову Твоему. И я отвечу поносящим меня слово, ибо уповаю на слова Твои. И не отними от уст моих слова истины до конца, ибо на суды Твои я уповал. И буду хранить закон Твой всегда, вовек и во век века. И ходил я на просторе, ибо заповедей Твоих взыскал, и говорил о свидетельствах Твоих пред царями и не стыдился, и упражнялся в заповедях Твоих, которые возлюбил крепко, и поднял руки мои к заповедям Твоим, которые возлюбил, и рассуждал о повелениях Твоих. Вспомни слова Твои к рабу Твоему, которыми Ты вселил надежду в меня. Это утешило меня в унижении моём, что слово Твоё оживило меня. Гордые до крайности преступали закон, но я от закона Твоего не уклонился. Вспомнил суды Твои от века, Господи, и утешился. Печаль объяла меня от грешников, оставляющих закон Твой. Как песни были мне повеления Твои на месте странствия моего. Вспомнил я ночью имя Твоё, Господи, и сохранил закон Твой. Это случилось со мной, ибо повелений Твоих я взыскал. Удел мой Ты – Господи; я сказал: сохранить постараюсь закон Твой. Помолился я пред лицом Твоим всем сердцем моим; помилуй меня по слову Твоему. Обдумал я пути Твои и обратил ноги мои ко свидетельствам Твоим. Я приготовился и не смутился, чтобы сохранить заповеди Твои. Верви грешников обвили меня, – и закона Твоего я не забыл. В полночь я вставал прославлять Тебя за праведные суды Твои. Общник я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои. Милости Твоей, Господи, полна земля: повелениям Твоим научи меня. Благостно поступил Ты с рабом Твоим, Господи, по слову Твоему. Доброте, и благонравию, и знанию научи меня, ибо заповедям Твоим я поверил. Прежде чем смирился, я погрешил, потому слово Твоё сохранил. Благ Ты, Господи, и в благости Твоей научи меня повелениям Твоим. Умножилась против меня неправда гордых, я же буду всем сердцем моим исследовать заповеди Твои. Сгустилось, как молоко, сердце их, я же в Твой закон углубился. Благо мне, что ты смирил меня, чтобы мне изучить повеления Твои. Благ для меня закон уст Твоих больше тысяч золота и серебра.

Полу́нощница - одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает повседневная , субботняя, воскресная и пасхальная .

Согласно Устава, полунощница предшествует , однако в современной богослужебной практике обычно служится перед . В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи ». Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи », для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).

Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения. Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения (Второе послание к Григорию Богослову). По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь.

Чин Полунощницы на Руси и последовательность молитв

На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV веку. Часослов из собрания Софийской библиотеки в Новгороде содержит три вида Полунощницы. Упоминание о троичных канонах на воскресной Полунощнице содержится в «Псалтири с возследованием » XV в., после Полунощницы повседневной и субботней помещен «Канон святей и живоначальней Троице, певаемь в неделю пред заутренею вместо полунощници », и после него «припевы за Достойно есть » и молитва св. Троице. В таком порядке виды Полунощницы сохранились до наших дней.

Повседневная Полунощница состоит из чтения покаянного (50) псалма, псалма 118 (17 кафизмы), Символа веры, тропарей «Се жених грядет в полунощи», псалмов 120 и 133 и заупокойных тропарей. Субботняя Полунощница отличается тем, что вместо 17-й читается 9-я кафизма и другие тропари по первом Трисвятом. На воскресной Полунощнице вместо кафизмы совершается канон и последующие за ним припевы и молитва в честь Святой Троицы. Важной частью любой Полунощницы является братское Прощение. Это молитвословие совершается как в соборной службе, так и в келейной. Настоятель испрашивает прощение у всей братии, а братия взаимно просит прощения у Настоятеля. Архиепископ Симеон Фессалоникийский (конец XIV – нач. XV вв.) описывает Полунощницу следующим образом:

В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе », и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.

В настоящее время, текст всех трех видов Полунощницы можно найти в Часослове либо в современном издании старообрядческого Молитвослова. Как и Павечерница, Полунощница крайне желательна для ежедневного совершения каждым христианином. Согласно современной традиции келейной молитвы, Полунощница читается христианином как первое молитвословие после пробуждения ото сна (вне зависимости от того, когда это пробуждение происходит).

Порядок полунощницы повседневной

Первая часть:

Иерей : «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову; «Господи помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;

Иерей: «Боже ущедри ны»;

Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое: «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; Господи помилуй», 12 раз; молитва. Затем отпуст так же, как и на малой павечерницы.

--------
Библиотека Русской веры

Полунощница субботняя

Отличие субботней полунощницы от повседневной состоят только в том, что:

1) вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма;

2) вместо тропарей: «Се жених» читаются тропари: «Не созданное естество» и другие. Далее все, как в полунощнице повседневной.

Полунощница воскресная

Обычное начало, как и в полунощнице повседневной. Псалом 50-й;

Иерей: «Милостью и щедротами»;

Чтец: канон Троичен (из Октая): припевы Григория Синаита; Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу; «Господи помилуй, 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»:

Иерей: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

Молитвенного правила, что печатается сейчас в наших молитвословах, другие Поместные Церкви не знают, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали брать в пример церковную печать Российской империи и заимствовать наши богослужебные книги и соответствующие печатные тексты. В греко-говорящих Православных Церквях подобного нет и никогда не было. Там в качестве утренних и вечерних молитв для мирян рекомендуется такая схема: вечером - сокращение повечерия и некоторых элементов вечерни, а в качестве утренних молитв - неизменяемые части, заимствованные из суточных служб полунощницы и утрени. Примерно так, как до сих пор молятся русские старообрядцы.

Если посмотреть на традицию, зафиксированную по историческим меркам сравнительно недавно - например, откроем «Домострой» протопопа Сильвестра - то увидим почти идеальную русскую семью. Задача была дать некий образец для подражания. Такая семья, будучи грамотной по представлению Сильвестра, вычитывает последование вечерни и утрени дома, ставши перед иконами вместе с домочадцами и слугами.

Если мы обратим внимание на монашеское, священническое правило, известное мирянам по подготовке к принятию Святых Христовых Таин, то мы увидим те же три канона, что вычитываются на малом повечерии.

Собрание молитв под числами возникло достаточно поздно. Первый известный нам текст - это «Подорожная книжица» католика Франциска Скорины, и на сегодня у ученых, занимающихся историей становления современной литургии, нет однозначного мнения, когда и почему такое собрание было сделано. Есть предположение: эти тексты впервые у нас появились на юго-западной Руси, в волостях, где было очень сильное униатское влияние и контакты с униатами.

Справка: униаты - многочисленные последователи церковной Брестской унии 1596 г. об объединении православной и католической Церквей с подчинением Папе Римскому. Униаты признают догматы католической церкви, но с сохранением православных обрядов. В настоящее время УГКЦ насчитывает 3301 приход, 94 миссии, 23 братства, 60 учебных заведений, 64 периодических издания.

Скорее всего, имеет место если не прямое заимствование от униатов, то определенного рода заимствование богослужебной и аскетической логики, свойственной на тот момент католической церкви, отчетливо делившей свой состав на две категории: церковь учащих и церковь учащихся. Для мирян предлагались тексты, которые должны были быть отличными от текстов, вычитываемых духовенством, учитывая иной образовательный уровень и внутрицерковный статус мирянина.

Кстати, в некоторых молитвословах ХVIII-XIX столетия мы видим еще рецидив того сознания (сейчас это не перепечатывается, а в дореволюционных книгах можно найти): скажем, молитвы, которые христианин может читать на литургии во время первого антифона; молитвы и чувствования, которые христианин должен прочитать и пережить во время малого входа… Что это как не некий аналог для мирянина тех тайных молитв , которые священник прочитывает во время соответствующих частей литургии, но только отнесенные уже не к священнослужителю, а к мирянину? Скорей всего итогом того периода истории нашей Церкви и явилось возникновение сегодняшнего молитвенного правила.

Повсеместное распространение в том виде, в каком оно есть сейчас, молитвенное правило получило уже в синодальную эпоху в XVIII-XIX столетии и постепенно утвердилось как общепринятая норма для мирян. Трудно сказать, в какой именно год, в какое десятилетие это случилось. Если мы почитаем поучение о молитве наших авторитетных учителей и отцов XIX столетия, то никаких разборов, рассуждений об утреннем-вечернем правиле ни у святителя Феофана, ни у святителя Филарета, ни у святителя Игнатия мы не найдем.

Так что с одной стороны признавая существующее молитвенное правило вот уже несколько веков употребляемым в пределах Русской Церкви и в этом смысле ставшим отчасти неписаной, отчасти писаной нормой нашей духовно-аскетической и духовно-молитвенной жизни, мы не должны и слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни.

Но тогда для мирян возникает логичный вопрос об возможном изменении молитвенного правила? Сейчас установился такой подход среди мирян: можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать. Такой вывод нужно тоже освободить от догм 19 века. И на это есть серьезные причины. В том виде, в каком они есть, утренние и вечерние молитвы находятся в некотором несоответствии принципу построения православного богослужения, в котором соединяются, как все мы хорошо знаем, изменяемая и неизменяемая часть. При этом среди изменяемых частей есть повторяемые - ежедневно, еженедельно, раз в год - круги богослужения: суточный, седмичный и годичный.

Справка: Богослужебные круги - определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

1. Суточный богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера - вечернею.)

Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе , соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение . На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Схема суточного круга Богослужения

Вечер

1. Девятый час - (3 часа дня)

2. Вечерня

3. Повечерие

Утро

1. Полунощница - (12 часов ночи)

3. Первый час - (7 часов утра)

День

1. Третий час - (9 часов утра)

2. Шестой час - (12 часов дня)

3. ЛИТУРГИЯ

Этот принцип соединения твердого неизменного костяка, скелета, на который все наращивается, и варьируемых, изменяемых частей очень мудро устроен и соответствует самому принципу человеческой психологии: ей, с одной стороны, необходима норма, устав, а с другой - вариативность, чтобы устав не превратился в формальное вычитывание, повторение текстов, не вызывающих уже никакого внутреннего отклика. И тут как раз есть проблемы с молитвенным правилом, где одни и те же тексты утром и вечером.

При подготовке к Причастию у мирян имеют место три одних и тех же канона. Даже в священническом приготовлении каноны различны по седмицам. Если открыть служебник, то там сказано, что в каждый день недели вычитываются свои каноны. А у мирян правило неизменно. И что, всю жизнь читать только его? Понятно, что будут возникать определенного рода проблемы, смысл затирается.

Святитель Феофан дает совет при чтении молитвенного правила для борьбы с холодностью и сухостью сколько-то раз в неделю, заметив стандартный хронологический промежуток, уходящий на чтение обычного правила, попытаться в те же пятнадцать-двадцать минут, полчаса не ставить себе задачу непременно все прочитать, но многократно возвращаясь к тому месту, с которого мы отвлеклись или ушли мыслью в сторону, добиваться предельного сосредоточения на словах и смысле молитвы. Хоть бы в те же двадцать минут мы прочитали только начальные молитвы, но зато учились бы делать это по-настоящему. При этом святитель не говорит, что вообще нужно перейти на такой подход. А говорит, что нужно соединять: в какие-то дни целиком читать правило, а в какие-то - таким образом молиться.

Если взять за основу церковно-богослужебный принцип построения молитвенной жизни, разумно было бы или соединять, или частично заменять те или иные составляющие утреннего и вечернего правила на, предположим, каноны, которые есть в каноннике - там их явно больше, чем в молитвослове. Есть совершенно дивные, удивительные, прекрасные, восходящие в значительной части к преподобному Иоанну Дамаскину молитвословия Октоиха. Готовясь к Причастию в воскресный день, почему бы не прочитать тот Богородичный канон или тот воскресный канон к Кресту Христову или Воскресения, которое есть в Октоихе? Или взять, скажем, канон Ангелу Хранителю соответствующего гласа из Октоиха, чем один и тот же, который предлагается на протяжении многих лет читать человеку.

Для многих из нас в день принятия святых Христовых Таин, особенно для мирян, независимо от частоты причащения, душа, а не леность пододвигает человека скорее искать благодарение Богу в тот день, чем вновь повторить вечером слова, что «согреших, беззаконновах» и так далее. Когда все в нас еще полно благодарности Богу за принятие Святых Христовых Таин, почему бы, к примеру, не взять то или иное акафистное пение или, скажем, акафист Иисусу Сладчайшему, или какое-то другое молитвословие и не сделать его центром своего молитвенного правила на этот день?

Вообще-то к молитве нужно относиться мудро. Нельзя ее засушивать до уровня формально исполняемой схемы: иметь, с одной стороны, тяготу от того, что эту схему приходится день за днем, год за годом исполнять, а с другой стороны - какое-то периодическое внутреннее удовлетворение от того, что я должное исполняю, и чего вы там на небе от меня еще хотите, я же и так сделал, не без труда, то, что полагается. Молитву нельзя превращать в вычитывание и исполнение только обязанности, и считать - вот у меня нет дара молитвы, я человек маленький, святые отцы, аскеты, мистики молились, ну а мы уж так побредем по молитвослову - и спроса-то никакого нет.

Но в любом случае при корректировки молитвенного правила начальные молитвы лучше не опускать без нужды, потому что в них есть самый сосредоточенный опыт Церкви - «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», кто научил нас молитве «Отче наш» мы и так знаем, «Достойно есть» или «Богородице Дево, радуйся» - их так немного, и они настолько очевидно избраны молитвенным опытом Церкви. Устав нам и так иной раз предлагает от них воздержаться. «Царю Небесный» - мы ждем 50 дней до праздника Пятидесятницы, на Светлой Седмице у нас вообще особенное молитвенное правило.

Иногда спрашивают: почему молиться надо именно два раза в день - утром и вечером? Тут возникает сразу несколько тем. Никто не призывает верующих ограничиться только утренним или вечерним правилом. Апостол Павел прямо говорит - непрестанно молитесь. Задача доброго устроения молитвенной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение дня о Боге не забывать, в том числе и не забывать молитвенно. В нашей жизни есть много ситуаций, когда молитву можно в себе развивать отчетливым образом. Но с нежеланием встать и помолиться именно тогда, когда это предполагается долгом, нужно бороться, потому что, как мы знаем, враг рода человеческого там особенно противится, когда нет нашего самохотения. То легко делается, что делается, когда я хочу. Но то становится подвигом, что я должен делать вне зависимости от того, хочу или не хочу. Поэтому лучше не отказываться от усилий поставлять себя на утренние и вечерние молитвы. Размер ее - другое дело, особенно у матери с детьми. Но она должна быть, как некая постоянная величина молитвенного устроения.

Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы - это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте. Молитесь! Не тратьте время впустую, не включайте ненужное радио. Не узнаем новости - переживем без них несколько дней. Не можешь читать по молитвослову в автобусе - читай «Господи, помилуй» про себя. И это будет школой молитвы.

О правиле Серафима Саровского

Как можно относиться к правилу, которое дал великий святой? Как к правилу, которое дал великий святой. Но давайте вспомним, при каких обстоятельствах он его дал: он дал его тем инокиням и послушницам, которые находились на тяжелых труднических послушаниях по 14-16 часов в сутки. Дал им для того, чтобы они начинали и кончали им день, не имея возможности для исполнения регулярных монашеских правил, и напоминал о том, что соединять это правило нужно с внутренним молитвенным деланием во время тех трудов, которые они несут в течение дня.

Конечно, если человек в горячем цеху или в не менее утомительном офисном труде приезжает домой таким, что съесть ужин, сделанный любимой женой на скорую руку и прочитать молитвы - это все, на что у него силы остаются, пусть читает правило преподобного Серафима. Но если у тебя остались силы не спеша посидеть за столом, сделать несколько не самых необходимых звонков по телефону, посмотреть фильм или новости по телевизору, почитать френдленту в Интернете, а потом - ах, завтра же вставать на работу и остается время только несколько минут - то тут, пожалуй, не самым правильным путем будет ограничить себя Серафимовым правилом.

Еще бывает, что во время молитвы возникают какие-то свои слова, которые хочется записать и по ним потом молиться. Нужно ли их запоминать, записывать? Конечно, да! Молитвы, которые мы читаем в молитвослове, созданные великими святыми. Они этими словами как своими молились. И кто-то, они или их ученики, когда-то записали эти слова, и они потом из личного опыта стали опытом Церкви.

Мы по большей части не можем претендовать на то, что наши удачи получат широкое церковное распространение, но, скажем, недавно возникшая, ставшая дорогой для многих православных христиан, молитва Оптинских старцев, молитва святителя Филарета, некоторые из молитв святого Иоанна Кронштадтского - именно так и появились.

Правило ко Причастию

Если во время чтения последования ко Причастию первые десять минут читаешь и действительно чувствуешь, что молишься, а потом чисто чтение идет, то, во-первых, нужно заметить, регулярно ли это с нами происходит. И если к этому есть некоторая тенденция, то благоразумно будет постараться правило к Причащению распределить на несколько дней. Действительно, многим трудно сосредоточенно прочитать сначала три канона, потом канон к Причастию, потом правило к Причастию, где-то еще поместить вечерние или утренние молитвы - это, как правило, больше регулярной нормы человека.

Уж точно никто не должен никак отменять канон и молитвы перед Святым Причастием. А вот иные - то, что мы говорили о трех канонах и прочем - наверное, могут по совету с духовником каким-то образом распределяться по дням, заменяться иным усугублением молитвословий.

Главная задача молитвенного правила к Причащению - чтобы у человека хотя бы маленький, но был отрезок жизненного пути, в котором главным его ориентиром было бы приготовление к принятию Евхаристии. Каков в его конкретных жизненных обстоятельствах будет этот отрезок - на сегодня определяется скорее индивидуально самим человеком вместе с духовником.

Плоды молитвы

Как можно почувствовать, что молитва - не монолог, а диалог? Можно ли тут на какие-то свои ощущения ориентироваться? Святые отцы учат нас не доверяться эмоциям на молитве. Эмоции - не самые надежный критерий. Вспомним хотя бы евангельскую притчу о мытаре и фарисее: довольным своей молитвой, правильным ощущением своего внутреннего устроения ушел не тот, кто был более оправдан Богом, как нам Христос-Спаситель говорит.

Молитва узнается по плодам. Как покаяние узнается по результатам - по тому, что с человеком происходит. Не по тому, что я сегодня пережил эмоционально. Хотя каждому из нас дороги слезы на молитве и теплота души, но нельзя молиться так, чтобы вызвать в себе слезы или искусственным образом разогреть теплоту души. Ее нужно благодарно принимать, когда Господь ее дает как дар, но не чувства, а наши отношения с Богом должны быть целью молитвы. А как быть с усталостью?

Амвросий Оптинский говорит, что лучше сидя подумать о молитве, чем стоя о ногах. Но опять же - только честно. Если усталость наступает после тридцатой секунды молитвы, если значительно лучше у нас получается молиться сидя в кресле или лежа на подушке, то это уже не усталость, а внутреннее лукавство.

Но нужно помнить: человек - существо душевно-телесное, психофизическое, и само по себе положение, устроение тела во время молитвы имеет значение.

Спрашивают: как быть с молитвами для новоначальных? Новоначальных нужно, прежде всего, вот чему научить - чтобы для них молитвы стали понятны. И здесь хорошую роль могут выполнять молитвословы: а) толковые и б) с параллельным переводом на русский язык. В идеале, чтобы это сочеталось: чтобы это был и перевод на русский язык, и какое-то толкование.

До революции выходила серия по двунадесятым праздникам, где был весь славянский текст службы праздника, параллельный перевод на русский язык и пояснение смысла того, что иногда недостаточно перевести. Если людям сделать текст молитвы понятным, то это снимет многие затруднения. А уж размер молитвенного правила - это дело такое, которое скорее индивидуально должно определяться.

Священник Максим Козлов


Служба суточного круга совершаемая после ночного отдыха. Совершается в притворе храма. Если совершается в храме, то при закрытой завесе. Священник в епитрахили. Иногда совершается келейно (П: пяток 5-й седмицы).

Последование в малом часослове, Псалтири, иерейском молитвослове.

Устав в Типиконе гл. 7, 9, 48, 49, 50, храмовые.

Виды полунощницы.

1.Вседневная.

2.Субботняя.

3.Воскресная.

Идейное содержание


  1. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» - непрестанное прославление Бога Небесными силами. (во вседневной.)

  2. Ночная молитва Иисуса Христа (в Евангелии).

  3. II Пришествие («Се Жених грядет в полунощи…»).
^

Полунощница вседневная.


I. Свящ: «Благословен Бог…».

Чтец: «Слава Тебе Боже наш…».

Пс. 50 «Помилуй мя Боже…».

Кафизма 17. (Без ектений).

Символ Веры.

Трисвятое.

Тропари: «Се жених грядет…», Слава «День он страшный…», И ныне «Тебе необоримую стену…».

«Господи помилуй» (40).

«Иже на всякое время…».

Чтец: «Аминь». «Владыко Боже, Отче Вседержителю…».

«Приидите Поклонимся…».


  1. С 22 сентября до недели Ваий: молитва Василия Великого «Господи Вседержителю…»; «Тя благословим…».

  2. В остальное время:

  3. Чтец: Пс. 120 «Воздвигох очи мои…».
Пс. 133 «Се ныне благословите…».

Слава и ныне, Трисвятое.

Тропари: «Помяни Господи…». «Глубиною мудрости…». Слава «Со святыми упокой…». И ныне «Блажим Тя вси роди…».

«Господи помилуй» 12.

Молитва «Помяни Господи…», «Преславная Приснодева…», «Упование мое Отец…».

Хор: «Слава и ныне», «Господи помилуй» (3). «Благослови».

Свящ: Отпуст малый.

Свящ: «Помолимся о Великом Господине».

Прим: Вседневная полунощница в период Великого поста.

Добавляются поклоны:

по возгласе «Боже, ущедри ны…» поклоны с молитвой Ефрема Сирина - 16.

Только в пн. 1-й седмицы В.П. - 3.

В случае полиелея (24.02, Память 40 мчч. (9.03)) - 3.
^

Полунощница субботня


Последование такое же как на вседневной, но:

1.Кафизма 9.

2.Тропари по 1-м Трисвятом (в I-ой части): «Несозданное естество…», Слава «Вышния силы…», И ныне «От одра и сна…».
^

Полунощница воскресная.


I. Свящ: «Благословен Бог…».

Чтец: «Слава Тебе Боже наш…».

«Царю Небесный…», Триствятое … «Приидите Поклонимся…».

Пс. 50 «Помилуй мя Боже…».

Канон Троицы Октоиха.

По 3-й и 6-й песни седальны на ряду.

Запев: «Пресвятая Троица Боже наш, слава Тебе».

По каноне - припевы Григория Синаита («Достойно есть…» - всего 7).

Трисвятое.

Ипакои гласа (Октоих).

«Господи помилуй» (40).

«Иже на всякое время…».

«Господи помилуй» (3), Слава и ныне, «Честнейшую…». «Именем Господним…».

Свящ: «Боже ущедри ны…». (Всегда).

Свящ: «Всемогущая и животворящая…». «Слава Тебе Христе Боже…».

Хор: «Господи помилуй» (3). «Благослови».

Свящ: Отпуст малый («Воскресый из мертвых…»).

Обычный чин прощения (как на повечерии).
^

Утреня. Идейное содержание утрени. Виды утрени.


Служба суточного круга, по уставу совершается срезу после полунощницы в оставшееся время до рассвета. На практике совершается вечером, сразу после вечерни или повечерия.

Совершается в храме при открытой завесе. Иногда открываются Царские Врата.

Последование в Псалтири, часослове, Октоихе, Минее, Триоди.

По уставу к утрене положен звон.

Устав в Типиконе гл.: 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 48, 49, 50, 52, храмовые.

Совершается всегда в соединении с 1-м часом. Исключение : в случае великих часов.

^ Виды Утрени :


  1. Вседневная

    а) Бог Господь.

    б) Бог Господь с праздничными элементами (Цв. Триодь, пред-, попразднство)

    в)Аллилуйя (Род. Субботы, заупокойная,)

    г)Великопостная.


  2. С Великим славословием.

  3. Праздничная (Полиелейная.

    а)Полиелейная в случае Господских и Богоро- дичных праздников, в составе всенощного бдения и отдельно.

    б)Воскресная.

    в)Пасхальная.

Идейное содержание .

Если не учитывать ктиторских псалмов, то:

1.Сокрушение о грехах и ожидание милости Божией (шестопсалмие).

2.Рождество Христово (Бог Господь).

3.Празднуемое событие (тропари на Бог Господь, величание, прокимен, хвалитные стихиры).

4.Воскресение Христово (Славословие).

10. Полунощница

В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и субботняя продолжительнее и состоят каждая из двух частей; воскресная состоит лишь из одной части.

На воскресной полунощнице молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице», отпуст малый, обычное прощение.

Следует вторая часть полунощницы (повседневной и субботней) из псалмов 120 «Возведох очи мои в горы…» и 133 псалом «Се ныне благословите…» Трисвятое по «Отче наш», заупокойные тропари и заупокойная молитва «Помяни, Господи…»

Все три полунощницы заканчиваются малым отпустом, обычным прощением и особой ектенией, такой же, как бывает в конце повечерия. По афонскому уставу, в конце вседневной и субботней полунощницы поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!» Слава: «Господи, помилуй нас », И ныне: «Милосердия двери отверзи нам …», и произносится ектения, состоящая из двух прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей », на которое поется «Господи, помилуй» трижды, и «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему …» на которое поется «Господи, помилуй » 40 раз, после чего возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш » а затем уже «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше …» и отпуст с обычным прощением.

Назначение полунощницы, по объяснению «Известия Учительного», в том, чтобы: 1. Напомнить верующим, как Господь наш, в полунощи идый к вольней страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту Его быти, яко капли крове каплющие на землю; 2. Побудить верующих быть всегда готовыми ко дню последнего Страшного суда, который может придти, как жених в полунощи; 3. Научить верующих подражать бдению Ангелов, неусыпно поющих: «Свят, свят, свят!»

От среды Страстной седмицы до недели Фоминой устав указывает в монастырях совершать полунощницу не в храме, а по келиям.

В дни праздничные, как напр. 9 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Св. Духа, в отдание Пасхи, указано по первом Трисвятом, вместо «Се Жених грядет в полунощи», петь тропарь праздника, а по втором Трисвятом, вместо заупокойных тропарей кондак праздника. И тогда заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежде воскресения» не глаголется (см. в Типиконе последование сих дней).

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Полунощница и утреня вдовиц по «Завещанию» Назначая для всякой степени клира свою службу, частнее - свою утреню, «Завещание» дает особый чин такой утрени и для вдовиц, главных {с. 91} представительниц («пресвитеров») женского церковнослужения, а вместе и аскетизма той

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

СУББОТНЯЯ ПОЛУНОЩНИЦА. Обычное начало по «Приидите, поклонимся…«50 псалом и 9 кафизма или 64, 65, 66, 67, 68 и 69 псалмы. Символ веры и Трисвятое по «Отче наш..» и тропари, гл. 2: «Несозданное Существо, Создатель всего мира, открой наши уста, чтобы возвестить Твою хвалу, восклицая:

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

ВОСКРЕСНАЯ ПОЛУНОЩНИЦА. После обычною начала, 50 псалом, троичный канон порядковою гласа (см. правило к Св. Причащению) и троичные стихи.1. Достойно славить Тебя, Истинного Бога–Слова, пред Которым трепещут и Которого страшатся Херувимы и славословят небесные Силы. 2.

Из книги автора

10. Полунощница В полночь или вообще ночью, до начала утрени, полагается совершать богослужение, которое называется «полунощницей». Полунощница бывает трех видов: вседневная, совершаемая в дни будничные от понедельника до пятницы, субботняя и воскресная. Вседневная и

Из книги автора

Полунощница Это служба, которая менее всего подвергается изменениям Великим постом. Единственное отличие великопостной Полунощницы от обычной это то, что после молитвы «Иже на всякое время» и возгласа иерея: «Боже, ущедри ны…» иереем произносится перед царскими