Во второй половине xix века. Во второй половине XIX века и его источники

Отмена крепостного права, реформы 60-70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма - все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.

В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств. К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны.

К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах - 46,6%).

После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей.

Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве).

В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.

Литература

В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением. Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы. Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость - вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.

В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.

Театр

Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А. Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.).


Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них - образ Екатерины из «Грозы» Островского.

Музыка

С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории. Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен. Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского. Его оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы навсегда вошли в историю не только русского, но и мирового искусства.


Живопись

На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И. Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок. Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»).

Развитие искусства во второй половине XIX в. в России - одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.

Начало XX века - «серебряный век» русской культуры

Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.

Начало XX века - это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение. Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой - сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения. Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.

Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления. Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии - декадентства, символизма - являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.


Музыка

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов - членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова.

Живопись

Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909-1916 гг. ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого - настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.

Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию. В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля. Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.

Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.

Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.

Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.


Русское искусство получило широкое международное признание. Организованные С. Дягилевым «Русские сезоны в Париже» (1906-1912) явились заметными событиями в европейской культурной жизни.

Так в 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которую Дягилев дополнил концертом русской музыки. Успех был потрясающий. В следующем году парижане могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. в Париже с исключительным успехом выступил Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Поистине уникальным явлением явился взлет русского балета в начале века. С 1909 по 1912 г. в Париже ежегодно проходили «Русские се-зоны балета», ставшие событием мирового масштаба. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков - Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Небывалый успех выпал на долю балетов И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

И. Репин в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» рисовал одного из казаков с известного русского писателя В. Гиляровского, автора книги «Москва и москвичи». Скульптор же Н. Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Н. Гоголя в Москве.

Несмотря на относительно невысокий уровень грамотности в России (менее 30 % к 1913 г.), газеты, журналы, книги получают все большее распространение. Накануне первой мировой войны в стране издавалось 2915 журналов и газет, а по количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс и технику вторая половина XIX в. - это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.

Капитализм с его возросшим техническим потенциалом и сферой промышленного производства, которые требовали увеличения сырьевой базы, привел к глубоким сдвигам в области отечественной науки и техники. Общая идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий, демократический подъем, всколыхнувший всю страну, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки также способствовали «необычайным успеха умственного движения» (К.А. Тимирязев).

Академия наук, университеты, научные общества сохраняли значение основных научных центров. В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Здесь возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров университетов получили мировое признание. В середине 60-х годов «Современник» отмечал, что «во многих отраслях науки представители нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической».

В стране возникли новые научные центры: «Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии» (1863), «Общество русских врачей», «Русское техническое общество» (1866). Серьезный вклад в развитие естественных и общественных наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в России насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во второй половине XIX в. (Русское математическое общество; Русское химическое общество, преобразованное позднее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество и др.) .

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.

Во второй половине XIX в. отечественная наука, опиравшаяся на материалистические и научные традиции, достигла небывалых успехов. Достижения русской науки, связанные с развитием мировой науки, сильно подняли ее международный авторитет. «Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, - писал К.А. Тимирязев в середине 90-х годов, - и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство».

А.М. Ляпунов (1857-1918) создал теорию устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, что оказало влияние на дальнейшее развитие мировой науки.

Также стоит упомянуть первую женщину-профессора математики С.В. Ковалевскую (1850-1891), открывшую классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). (Приложение 2.) Он доказал внутреннюю силу между несколькими видами химических веществ. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед науку. Работа Д.И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана семь раз.

Ученые Н.Н. Зинин (1812-1888) и А.М. Бутлеров (1828-1886) - основоположники органической химии. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской Школы русских химиков-органиков.

Основоположник русской физической школы А.Г. Столетов (1839-1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.

Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847-1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» - практически первая пригодная для применения электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н. Лодыгин (1847-1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.

Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905), 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» - радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.

Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света.

Основоположником современной аэродинамики был Н.Е. Жуковский (1847-1921). Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К.Э. Циолковского (1857-1935), преподавателя гимназии в г. Калуге, основоположника современной космонавтики.

Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных дизелей.

А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета.

Огромными были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов. Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии.

В 1863 г. в журнале «Медицинский вестник» была напечатана работа И.М. Сеченова (1829-1905) «Рефлексы головного мозга», заложившая основы материалистической физиологии и психологии, имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Крупнейший исследователь, пропагандист и популяризатор научных знаний, Сеченов создал физиологическою школу, из которой вышел И.П. Павлов (1849-1936). В 70-е годы началась его деятельность как ученого-физиолога.

И.П. Павлов (1894-1936) - учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы внес огромный вклад в развитие мировой науки.

Русские ученые-естествоиспытатели были убежденными пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Русский перевод его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора» появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г.

К числу первых русских дарвинистов принадлежал основоположник эволюционной морфологии растений А.Н. Бекетов (1825-1902). Развитие эволюционного учения в России связано с именем И.И. Мечникова (1845-1916) и А.О. Ковалевского (1840-1901), созвавших сравнительную эмбриологию. Мечников работал также в области сравнительной патологии, заложил основы учения об иммунитете, открыв в 1883 г. явление фагоцитоза, способности защитных свойств организма Работы Мечникова имели мировую известность Он был избран почетным доктором Кембриджского университета, работал в институте Луи Пастера во Франции.

В развитии дарвинизма и естественнонаучного материализма в России особенно велики заслуги К.А. Тимирязева (1843-1920), одного из основателей русской научной школы физиологии растений. Он был блестящим популяризатором науки и много сделал для пропаганды дарвинизма. Эволюционное учение Дарвина Тимирязев рассматривал как крупнейшее достижение науки XIX в., утверждающее материалистическое мировоззрение в биологии.

В.В. Докучаев (1846-1903) - создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов.

Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири П.П. Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), Н.М. Пржевальского (1839-1888), Ч.Ч. Валиханова (1835-1865). С именем Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888) связаны открытия мирового значения в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.

Во второй половине XIX в. в России ученые-гуманитарии плодотворно работали в области истории, лингвистики, литературоведения, экономики, создав важные научные исследования.

В области филологии и лингвистики много сделал И.И. Срезневский (1812-1880) - основатель петербургской школы славистов. Им написаны ценные работы по истории русского старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным лингвистом, основателем московской лингвистической школы был Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914). В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А.С. Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П.В. Анненков (1813-1887). Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и творчеству.

Интенсивная работа велась в области русской фольклористики, ширилось собирательство и исследование устного народного творчества. Изданные труды были чрезвычайно ценны содержавшимся в них богатым фактическим материалом. Огромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В.И. Даль (1801-1872), издавший в 60-е годы «Толковый словарь живого великорусского языка», который не утратил своего научного значения и по сей день. В советское время словарь В.И. Даля неоднократно переиздавался. (Приложение 3.)

Особое внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. В 50-70-х гг. над 29-томным изданием «История России с древнейших времен» работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879). На основе огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к государственности, роль самодержавия в истории России.

Большое значение для русской историографии имело возникновение марксистского направления, связанного с именем Г.В. Плеханова (1856-1918), теоретика и пропагандиста идей марксизма в России. К 1883 г. относится его первая марксистская работа «Социализм и политическая борьба».

В.О. Ключевский (1841-1911) читал Курс русской истории, органически соединивший идеи государственной школы с экономико-географическим подходом, исследовал историю крестьянства, крепостного права и роль государства в развитии русского общества. В работах Н.И. Костомарова (1817-1885) уделено большое внимание истории освободительной войны России и Украины с польскими захватчиками, истории средневекового Новгорода и Пскова. Он автор «Русской истории и жизнеописаний ее главнейших деятелей». Таким образом, в области науки XIX век представляет потрясающие успехи русской науки, выводящие ее на ведущие позиции в мире. Наблюдается две линии в развитии русской философской мысли: славянофилы и западники, которые при кардинальном расхождении философских взглядов на прошлое и будущее России, сходятся в отношении к существующему режиму царизма и его политике.

Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли в 19 веке была тема выбора пути развития, тема будущего России. Столкновение исторических взглядов западников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Т. Грановский, И.С. Тургенев) и славянофилов (А.С. Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) со временем переросло в непримиримый идейный конфликт.

Западники верили в единство человеческой цивилизации и утверждали что Западная Европа идет во главе этой цивилизации, наиболее полно проводя в жизнь принципы парламентаризма, гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству.

Славянофилы утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации, и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной самобытной жизнью, в основе которой лежит глубоко идейное начало, «народный дух», пронизывающий все стороны коллективной жизни.

При всех идейных разногласиях славянофилы и западники неожиданно сходились в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицательно относились к крепостному праву и к современному им полицейско-бюрократическому режиму, оба требовали свободы печати, слова и потому в глазах царского правительства являлись неблагонадежными.

Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических изданий (примерно, с 60 в 1855 г. до 500 к концу столетия), причем в первую очередь этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов) .

Развитие науки, достижения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь. Это нашло отражение в литературе, наложило отпечаток на состояние школы, повлияло в той или иной степени на склад мышления, уровень общественного сознания.

Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русской науки. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности. Выпускники российских университетов стали чаще ездить на стажировку в зарубежные научные центры, оживились контакты русских ученых с иностранными коллегами.

Большие успехи были достигнуты в области математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821 —1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. В I860 г. он был избран иностранным членом Парижской Академии наук. Чебышев положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857 — 1918) . Его открытия подтолкнули развитие ряда важнейших направлений математики.

Ярким явлением в истории науки была Софья Васильевна Ковалевская (1850—1891) . Еще в ранней юности она обнаружила незаурядные математические способности. Но российские университеты были закрыты для женщин, и она уехала за границу. Там она получила степень доктора наук, стала профессором Стокгольмского университета, где прочитала ряд блестящих курсов по математике. Труды Ковалевской получили мировое признание.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839—1896) . Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.

Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П. Н. Яблочков создал дуговую лампу («свеча Яблочкова») и первым осуществил трансформацию переменного тока. А. Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859—1905) , сын священника, еще в студенческие годы проявил интерес к электротехнике. В дальнейшем изучение электрических явлений, электромагнетизма стало главным направлением его научных поисков. В 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированный им прибор, грозоотметчик, был по существу первой в мире приемной радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты, но его попытки наладить радиосвязь на военно-морском флоте натолкнулись на скептицизм и непонимание командования.

Морской офицер Александр Федорович Можайский (1825—1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л.с. Самолет Можайского отличался продуманной и для своего времени технически грамотной конструкцией. Официальных документов о его испытании нет. Судя по всему, попытка полета кончилась неудачно из-за недостаточной мощности двигателей. Создание самолета на паровых двигателях вряд ли вообще было осуществимо. Такого рода позднейшие опыты за рубежом тоже были малоуспешны: французский изобретатель К. Адер в 1891 г. сумел пролететь только 100 м. Уровень тогдашней техники не позволил Можайскому воплотить в жизнь его смелый замысел, но изобретатель вплотную подошел к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.

60—70-е годы XIX в. называют «золотым веком » русской химии. Ученик Н. Н. Зинина Александр Михайлович Бутлеров (1828—1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не утратили значения до настоящего времени. Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) . Родился он в Тобольске в семье директора гимназии. Талант его как ученого развернулся в Петербургском университете. Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева «Основы химии » была переведена почти на все европейские языки.

Д. И. Менделеев много думал о судьбах России. Ее выход на путь экономического и культурного подъема он связывал с широким и рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки . Свои раздумья о настоящем и будущем страны он изложил в книгах «К познанию России », «Заветные мысли », «Заметки о народном просвещении России ».

Дмитрий Иванович Менделеев

Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев (1846—1903) положил начало современному почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Мировую славу Докучаеву принесла монография «Русский чернозем ». В книге «Наши степи прежде и теперь » (1892) ученый изложил план борьбы с засухами. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологии и других наук.

Выдающимся русским ученым, естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологии стал Иван Михайлович Сеченов (1829— 1905) . На первых порах его судьба складывалась так же, как и большинства его сверстников из дворянских семей. Он стал офицером, служил в саперном полку. Но, чувствуя влечение к научной работе, вышел в отставку и поступил вольнослушателем на медицинский факультет Московского университета. Окончив курс наук, он за свой счет отправился за границу совершенствоваться в медицине. Ему посчастливилось стать учеником знаменитого немецкого ученого Г. Гельмгольца, физика, математика, физиолога и психолога. За границей Сеченов подготовил диссертацию по физиологии алкогольного опьянения. Вернувшись на родину, он возглавил кафедру физиологии в петербургской Медико-хирургической академии и организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. Выдающееся значение имел его курс лекций о биоэлектричестве. В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили работы Сеченова «Рефлексы головного мозга » и «Психологические этюды ».

Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова (1845—1916) , сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению французского ученого Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в своем знаменитом институте. Французское правительство, высоко ценившее научные достижения Мечникова, наградило его орденом Почетного легиона.

Илья Ильич Мечников

Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н. М. Карамзина «История Государства Российского ». Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе. В 1851 г. вышел первый том «Истории России с древнейших времен », написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820— 1879) . С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его «Истории ». Последний, 29-й том вышел в 1880 г. События были доведены до 1775 г.

Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьев находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал Соловьев, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия — передовой форпост Европы на Востоке .

«История России » С. М. Соловьева написана на высоком профессиональном уровне, до сих пор используется специалистами, переиздается. Она знакома всем, кто интересуется отечественной историей. Однако стиль изложения в ней несколько суховат, в этом отношении она уступает «Истории » Карамзина.

Учеником Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841 —1911) . Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В соответствии с духом времени Ключевский проявлял большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его «Курс русской истории», составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.

Ключевский вел тихую, размеренную жизнь кабинетного ученого, внешне небогатую событиями. «В жизни ученого и писателя, — говорил он, — главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли ».
Широкую известность не только в России, но и за рубежом получили крупнейшие русские ученые, работавшие в области всеобщей истории. Максим Максимович Ковалевский (1851—1916) прославился своими трудами по истории европейской крестьянской общины. Особое значение для русского читателя имела его работа «Происхождение современной демократии », где рассматривались поворотные моменты европейской истории конца XVIII в.
Во второй половине XIX в . русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.

Эпоха либеральных реформ и бурных преобразований всех сторон жизни русского общества затронуло и сферу искусства. Здесь стремление к новизне выразилось в борьбе с омертвевшими классицистическими традициями за новое содержание искусства, за его активное вторжение в жизнь. На первый план выдвигается моральная сторона искусства, его гражданский смысл. “Писать без цели и надежды на пользу решительно не могу”, - говорил Л.Н. Толстой только вступая в литературу. Эти слова очень характерны для эпохи преобразований. Прогрессивные писатели группировались вокруг журналов “Современник” и “Отечественные записки”, композиторов объединил кружок М.А. Балакирева, вошедший в историю под именем “Могучей кучки”. Общая задача борьбы за реализм, народность и национальную самобытность порождала взаимное влияние и взаимное обогащение литературы, живописи и музыки.

Живопись

Передовые художники вели непримиримую борьбу с официальным придворным искусством, рутинной системой Академии художеств, которая, давая своим ученикам высокие профессиональные навыки, категорически противилась всем новым веяниям, навсегда “застряв” в классицизме.

Невозможность реализовать себя в рамках Академии привела к событию, известному в истории культуры как “бунт четырнадцати”. В 1863 г. все сильнейшие ученики (среди которых были И.Н. Крамской, К.Е. Маковский и др.) отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль после того как Совет Академии отверг их стремление к свободному выбору темы и всем предложил писать картину либо на сюжет древнескандинавских саг - “Пир в Валгалле”, либо на тему “Освобождение крестьян”, трактовавшуюся исключительно верноподданически. Это был первый организованный протест против академической рутины, за что художники прослыли неблагонадежными и за ними был установлен негласный полицейский надзор.

По выходе из Академии “протестанты” организовали Артель художников, стали вместе жить и работать, взяв за образец коммуну, описанную в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”. Такая форма организации была в те годы чрезвычайно популярна среди студенческой молодежи. Организатором артели выступил И.Н. Крамской. Артель просуществовала недолго (до 1870 г.), после чего распалась. Вскоре все оппозиционные силы в изобразительном искусстве объединило Товарищество передвижных художественных выставок.

С выходом “четырнадцати” авторитет Академии был сильно подорван. Значительную роль в подготовке художественных кадров стало играть Московское Училище живописи и ваяния (с 1865 г., после создания архитектурного отделения названное Училищем живописи, ваяния и зодчества). По своему составу и положению оно было гораздо более демократичным, чем находившаяся в ведении царского двора Академия художеств. Здесь обучались многие выходцы из низших сословий. Училище закончили А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов и др. художники, сыгравшие огромную роль в развитии русского реализма.

В целом, 1860-е гг. стали началом нового значительного этапа развития русского искусства. В эти годы начинается расцвет русского реализма. Главной задачей художника становится воссоздание со всей возможной убедительностью реального события-символа русской действительности.

Одним из наиболее видных живописцев того времени был Василий Григорьевич Перов. Как и многие другие художники того времени, он сознательно заострял внимание на теневых сторонах жизни общества, критикуя пережитки крепостнического прошлого. Главным содержанием творчества Перова стало изображение жизни простого народа, крестьянства по преимуществу. Громкую скандальную известность получила завершенная в 1861 г. картина “Сельский крестный ход на Пасху”. Стремясь показать омерзительность крестьянского существования в пореформенной деревне Перов намеренно сгущает краски: подчеркнуто тоскливый пейзаж (хмурое небо, обнаженное корявое дерево, грязь, лужи), гротескные персонажи - все должно было работать на раскрытие авторского замысла. Эта картина характерна для русской живописи 1860-х гг. Для этого поколения русских художников важнее всего было дать социальную оценку изображенной сцены, поэтому как правило на второй план отступала глубокая и многогранная характеристика отдельных персонажей. Скандальность “Сельского крестного хода на Пасху” была столь очевидной, что ее немедленно сняли с постоянной выставки общества поощрения художников (где она была впервые выставлена) и вплоть до 1905 г. запрещали выставлять и/или репродуцировать. Подобный, хотя и существенно меньший резонанс вызвала и следующая работа Перова - “Чаепитие в Мытищах”.

Около двух лет Перов в качестве пенсионера Академии провел за границей, однако, не дождавшись окончания срока пенсионерства вернулся на родину, т.к. считал главнейшей задачей служение своему народу. Это стремление на родину также является новой чертой, характерной для времен начала царствования Александра II (и до и после художники, напротив стремились подольше задержаться в Европе, видя в этом единственную возможность свободного творчества). После возвращения он создает лучшие свои работы: “Проводы покойника” (1865 г.), “Тройка” (1866 г.) и “Последний кабак у заставы” (1868 г.). Конкретные образы в этих картинах Перова перерастают в широкие обобщения типичных черт русской жизни.

В начале 1870-х гг. Перов создал ряд портретов. По преимуществу он создавал портреты писателей и художников, осуществляя мысль П.М, Третьякова об увековечении образов выдающихся деятелей русской культуры. Среди них прежде всего необходимо назвать портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. В отличие от прежних работ Перова в портретах на первый план выходит глубокий психологизм и проникновение в суть личности и характера изображаемого человека.

Эволюция творчества Перова - от социальной сатиры (“Сельский крестный ход на Пасху”) к социальной драме (“Тройка”), а затем к созданию положительных образов деятелей культуры или людей из народа; от подробного повествования к эмоциональному художественному образу - характерна для развития русской живописи тех лет.

Расцвет русского реалистического искусства II пол. XIX в. неразрывно связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В уставе Товарищества, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что его главная цель - “знакомить Россию с русским искусством”. Выставки устраивались в С.-Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города. “Передвижничество” было уникальным по размаху и продолжительности художественным и общественным явлением. Оно просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.), проведя за это время 48 выставок. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков, покупавший все лучшие их произведения. Позднее термины “передвижник”, “передвижничество” зачастую использовались для обозначения всего демократического направления в русском реалистическом искусстве 1870 - 1880-х гг.

Программой своей деятельности передвижники во многом обязаны Ивану Николаевичу Крамскому. Главное место в его творчестве занимал портрет. Лучшими его работами в этом жанре считаются автопортрет (1867 г.) и портрет Л.Н. Толстого (1873 г.). Наряду с портретом Достоевского работы Перова, портрет Толстого кисти Крамского является одной из вершин русской портретной живописи II пол. XIX в.

Глубокое раскрытие внутреннего мира человека, проявившееся в портретах Крамского, характерно и для его картин. Одна из наиболее известных - “Христос в пустыне” на евангельский сюжет. Борьба с искушением и преодоление слабости, переход от мучительных раздумий к готовности действовать, идти на самопожертвование - все это выражено в облике Христа.

Те же морально-философские вопросы волновали и Николая Николаевича Ге, творчество которого представляет собой одно из самых сложных и вместе с тем значительных явлений в русском искусстве II пол. XIX в. Ге воодушевляла идея нравственного совершенствования человека и человечества, характерная для шестидесятничества вера в моральную, воспитательную силу искусства. Особое значение он придавал работе с евангельским сюжетами, в которых видел абсолютный нравственный идеал. В картине “Тайная вечеря” (1863 г.) показано полное трагизма столкновение Христа, добровольно обрекающего себя на страдания и смерть и его ученика - Иуды, предающего своего учителя. Эту же тему продолжили картины “Что есть истина?” (1890 г.) и “Голгофа” (1892 г., не окончена), написанные под сильным влиянием Л.Н. Толстого, с которым Ге был в те годы дружен.

Н.Н. Ге отдал дань и историческому жанру. Одной из лучших исторических картин этого периода стала его работа “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, раскрывающую трагедию борьбы гражданского долга и личного чувства. В числе лучших портретных работ художника следует назвать портреты А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, автопортрет.

Одним из характерных явлений русской жанровой живописи этого периода было творчество Владимира Егоровича Маковского, рисующие жизнь самых разных слоев русского общества (“Крах банка” и др.). Лучшая картина художника - “На бульваре” (1886 - 87 гг.) рассказывает о тяжелой жизни крестьян, оторванных от привычного быта и попавших в чужой им город.

Убежденным передвижником, переносившим в живопись идеи революционной борьбы был Николай Александрович Ярошенко (“Кочегар” (1878 г.), “Заключенный” (1878 г.) и др.). В начале 1880-х гг. Ярошенко создал два полотна (“Студент” и “Курсистка”), в которых отразил типичные образы разночинной учащейся молодежи, пополнявшей ряды революционеров-народников. Лучшим из портретов Ярошенко по праву считается портрет П.А. Стрепетовой (1884 г.).

Новатором в области батальной живописи был Василий Васильевич Верещагин. Его картины не похожи на парадные батальные полотна придворных живописцев. Содержанием его картин стала жестокая правда войны, судьба ее рядовых участников, героизм и страдания русских солдат. Широко известны картины Туркестанской (“Апофеоз войны”, “Торжествуют”, “Смертельно раненый”) и Балканской (“Перед атакой. Под Плевной.”, “После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.”, “На Шипке все спокойно”, “Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой”) серий. Значение Верещагина не ограничивается новаторством в области батальной живописи. Первым в русском искусстве он положил начало изображению жизни народов Востока.

Вершиной развития реалистического искусства 70-х - 80-х гг. стало творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова.

Основные достижения русской живописи рассматриваемого периода сконцентрировал в своем творчестве Илья Ефимович Репин. Первым произведением Репина, открывающим новую страницу в истории русского реалистического искусства, явилась картина “Бурлаки на Волге”. Отказавшись от первоначального (типичного для передвижников) замысла прямого противопоставления нарядной толпы праздных богачей оборванной ватаге бурлаков, Репин сосредоточил внимание на раскрытии образа каждого из бурлаков.

80-е гг. были порой расцвета творчества Репина, а его картина “Крестный ход в Курской губернии” вновь (как и “Бурлаки” в 70-е гг.) стала новаторской. Перед зрителем проходит как бы вся Россия, все ее сословия и классы. Каждая из многочисленных фигур есть обобщенный образ и вместе с тем - конкретный человеческих характер, данный во всей своей жизненности. В “Крестном ходе” народ показан и как охваченная единым движением масса, надвигающаяся на зрителя, и как многоголосый хор, где каждый характер, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, вплетается в сложное неповторимое целое. Существенное место в творчестве Репина занимала и тема революционной борьбы. Ей посвящены картины “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Обращаясь к истории, Репин останавливается на сюжетах остродраматических, раскрывающих борьбу человеческих страстей и общественных сил, как-то перекликающихся с современностью. Так, сюжет картины “Иван Грозный и сын его Иван” навеян событиями 1881 г. Современники воспринимали эту картину как протест против деспотизма самодержавия. Поэтому она была запрещена к показу К.П. Победоносцевым. “Запорожцы”, наоборот, воспевают дух свободы, народной казачьей вольницы. В картине нет ни одного повторяющегося образа, самые разнообразные характеры показаны немногими яркими чертами.

Огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой исторической живописи внес Василий Иванович Суриков. Он принадлежал к старинному казачьему роду, перебравшемуся в Сибирь с Дона еще в XVI в. Старинные русские обычае и уклад жизни Суриков мог наблюдать с детства и эти детские впечатления во многом повлияли на его дальнейшее творчество. Его привлекали переломные эпохи, сюжеты, дававшие возможность раскрыть в экстремальных ситуациях глубины человеческой личности. В 1881 г. им была создана картина “Утро стрелецкой казни”. Суриков изображает не саму казнь, а последние напряженные моменты ей предшествующие. Мужественное ожидание смерти, поведение людей в последние моменты земной жизни - составляют главное содержание этой картины. В 1883 г. Суриков написал картину “Меншиков в Березове”. Холодный и темный колорит, композиция, ограничивающая пространство, раскрывают драматический крах судьбы временщика, “полудержавного властелина”, брошенного с семьей в сибирскую ссылку.

Крупнейшей работой Сурикова стала “Боярыня Морозова” (1887 г.). В процессе работы над этой картиной он специально ездил в Италию, чтобы на примере работ мастеров Возрождения постичь законы композиции в монументальной живописи. Показан момент, когда неукротимую противницу “никонианства” Морозову везут по московским улицам в ссылку. Она прощается с народом и напутствует его на борьбу. Героизм и трагедия одиночного протеста, отношения к героине народа - тема этой картины. Из поздних работ Сурикова можно назвать “Взятие снежного городка”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

Историческая тема, но не в драматическом, а в героико-поэтическом аспекте звучит в творчестве Виктора Михайловича Васнецова. По его собственным словам он был историком “несколько на фантастический лад”. Его особенно привлекали былинные и сказочные сюжеты. Сюжет его первой большой картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880 г.) навеян “Словом о полку Игореве”. Он хотел передать поэзию русского эпоса, красоту и величие воинского подвига. Отсюда и его стремление к монументальности. С особой силой это проявилось в картине “Богатыри” (1898 г.), над которой он работал с перерывами около 20 лет(!). Как и в былинах, облик и характер каждого из богатырей своеобразен и в то же время это обобщенные художественные образы народных героев - сильных, смелых, справедливых и т.д. Если “Богатыри” олицетворяют героическое начало в народном эпосе, то “Аленушка” (1881 г.) - это тонкая лирика.

Одним из лучших русских пейзажистов конча 60-х - начала 70-х гг. был Алексей Кондратьевич Саврасов. Наиболее известные его картины - “Грачи прилетели” (1871 г.) и “Проселок” (1873 г.). Показанная на первой выставке Товарищества передвижников, картина “Грачи прилетели” знаменовала собой начала нового этапа в развитии русского пейзажа. Саврасов сумел увидеть и передать лиризм самого обычного и непритязательного пейзажа. В последующие годы Саврасов не создал ничего равного этим двум картинам. Но как педагог (он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества) он оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской пейзажной живописи.

Традиции лирического пейзажа были продолжены Василием Дмитриевичем Поленовым. Именно пейзаж был главным направлением в творчестве художника. В “Московском дворике” (1878 г.), “Заросшем пруде” (1879 г.) передана особая поэзия тихих уголков русской природы. Как и Саврасов Поленов был большим педагогом.

Лучшие произведения Ивана Ивановича Шишкина характеризуют эпическое направление в русской пейзажной живописи. Полной зрелости его творчество достигло к концу 1870-х гг. Наиболее характерными его работами могут считаться “Рожь” “Сосны, освещенные солнцем” и, наконец, наиболее знаменитая - “Утро в сосновом лесу”.

Исаак Ильич Левитан принадлежал к более молодому поколению передвижников. Расцвет его творчества - конец 80-х и 90-е гг. В своем творчестве он как бы синтезировал два направления русской пейзажной живописи - лирическое и эпическое. Мощь и одновременно задушевность русской природы прекрасно переданы на его картинах. Он едва ли не ежегодно ездил на Волгу и эта могучая и лиричная река сала своеобразным символом его творчества (“После дождя. Плес.” (1889 г.), “Свежий ветер. Волга.” (1895 г.). В последней работе заметно влияние французских импрессионистов.

Скульптура

В 1860-е - 90-е гг. русская скульптура, особенно монументальная, не могла сравниться по уровню художественных достижений с периодом “золотого века”.

Упадок монументальной скульптуры, а также скульптуры монументально-декоротивной был тесно связан с тем общим художественным упадком, который переживала с 40 - 50-х гг. архитектура, с распадом синтеза зодчества и изобразительных искусств. Основные достижения в это время имели место в станковой скульптуре.

Наиболее значительным русским скульптором II пол. XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский. В годы обучения в Академии художеств он был дружен с молодым И.Е. Репиным. Для его творчества характерно особое внимание к исторической тематике. В 1870 г. он закончил статую “Иван Грозный” в которой стремился передать всю противоречивость духовного мира царя, его силу и одновременно слабость, усталость, жестокость и угрызения совести. Вскоре (1872 г.) он создает новое значительное произведение - статую “Петр Великий” (приуроченную к 200-летию со дня рождения императора). Скульптор изобразил Петра в момент Полтавской битвы - в преображенском мундире, с треуголкой в руке. Развевающиеся волосы и относимые ветром складки одежды усиливают впечатление взволнованности и героики образа. Впоследствии М.М. Антокольский на основе этого скульптурного образа создал памятники Петру для нескольких городов России (Архангельска, Таганрога и др.).

В области монументальной скульптуры необходимо отметить деятельность двух мастеров - Михаила Осиповича Микешина и Александра Михайловича Опекушина. Первый прославился как автор таких знаменитых произведений, как памятник “Тысячелетие России” в Новгороде (1862 г.), памятники Екатерине II в Петербурге (1873 г.) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 г.). Второй же известен прежде всего как автор памятника А.С. Пушкину в Москве (1880 г.) - одного из лучших памятников в истории русской скульптуры.

Архитектура

К середине XIX в. ясно обозначился упадок архитектуры. Распространяется эклектизм - использование элементов самых разнообразных стилей. Под натиском капиталистической целесообразности уходит в прошлое ансамблевость строительства. Высокая цена на земельные участки в престижных районах города вела к тому, что в погоне за прибылью новые “хозяева жизни” не обращали внимания на такие “мелочи”, как архитектурное единство стиля, историческое окружение и т.д. В этот период были (иногда безвозвратно) испорчены многие бесценные архитектурные ансамбли, сложившиеся в предшествовавшие десятилетия.

И все же нельзя не замечать и некоторых достижений архитектуры сер. - II пол. XIX в. Прежде всего они обусловлены прогрессом техники. Возникает потребность в зданиях нового типа - железнодорожных вокзалах, огромных торговых помещениях (пассажах), многоквартирных доходных домах и др. Появляются новые строительные материалы (напр. металлоконструкции, железобетон и т.д.), которые предоставляют архитекторам больший простор для творчества.

В 1850-е - 60-е гг. преобладающим стилем в архитектуре было “ретроспективное стилизаторство”, т.е. воспроизведение внешних форм тех или иных архитектурных стилей прошлого. Виртуозом этого направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер, творчество которого в основном приходится на конец николаевского царствования. Самым ранним его произведением стал Мариинский дворец в Петербурге. Здесь автор использовал элементы классицизма. Дворец Белосельских-Белозерских в том же Петербурге был замечательно стилизован Штакеншнейдером в духе растреллиевского барокко. К поздним представителям стилизаторского направления относится Константин Михаилович Быковский (Зоологического музея в Москве (1896 г.).

С 1870-х гг., благодаря подъему национального самосознания под влиянием событий на Балканах и, отчасти, в связи с появлением народнических идей, начинается поиск некоего национального, самобытного русского стиля. Ретроспективизм в “западных” формах более не устраивает, официальный русско-византийский стиль - тоже. Возникает “русский” (или, по советской терминологии, псевдорусский) стиль. Представление об особенностях этого стиля дают такие постройки, как Исторический музей (1875 - 1881 гг., арх. В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ) (1889 - 1893 гг., арх. А.Н. Померанцев) и Московская Городская дума (1890 - 1892 гг., арх. Д.Н. Чичагов). Из петербургских памятников этого направления необходимо отметить храм Воскресения Христова (“Спас на крови”) (1883 – 1907 гг., арх. И.В. Макаров, А.А. Парланд).

“Русский“ стиль просуществовал недолго. На смену ему уже в конце столетия пришел совершенно непривычный, новаторский стиль - модерн.

Музыка

Дело создания национальной русской музыки, начатое М.И. Глинкой, в середине XIX в. было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка.

В 1862 г. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М.И. Глинки. Впоследствии эту группу назвали “Могучей кучкой”. Ее организатором и теоретиком был Милий Алексеевич Балакирев. В 1866 г., после кропотливой работы он издал “Сборник русских народных песен”. В состав “Могучей кучки” входили М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П Бородин.

В 1873 г была поставлена “Псковитянка” - первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908 гг.). Она занимает особое место в его творчестве. По силе и глубине музыкального драматизма “Псковитянка” превосходит почти все другие его оперы. По верности же и последовательности в проведении национального колорита она стала в один ряд с операми Глинки. Народными песенными мелодиями пронизана вся музыка “Псковитянки”, с особой силой они звучат во втором акте, где изображается псковское вече. Многие другие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты. Акварельной прозрачностью отличается музыка “Снегурочки”, грустной сказки о весне и первой любви.

Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881). Вкус к музыке он почувствовал с шести лет. Но профессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали в Школу гвардейских подпрапорщиков. Однако он не забывал о музыке, брал частные уроки, а после знакомства с Даргомыжским и Балакиревым вышел в отставку и посвятил себя любимому делу. В 1869 г. он предложил Дирекции императорских театров оперу “Борис Годунов” (по драме Пушкина). В 1874 г. она была поставлена в петербургском Мариинском театре.

Постановка не имела успеха. Публика оказалась не готовой к восприятию русской музыкальной драмы. Критики осыпали насмешками творение Мусоргского, преувеличивая недостатки и замалчивая достоинства. У композитора наступила длительная депрессия, связанная с непризнанием его творчества, одиночеством, бедностью. Умер он в солдатском госпитале.

Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму “Хованщина” (из эпохи стрелецких бунтов), Римский-Корсаков привел в порядок рукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение. “Борис Годунов” и “Хованщина” до сих пор не сходят с оперных подмостков в нашей стране и за рубежом, считаясь классикой.

“Князь Игорь”, единственная опера Алексея Порфирьевича Бородина (1833-1887), была поставлена после его смерти. Опера отличается правдивостью и красотой национального колорита, которому противопоставляется восточный (половецкий) колорит.

Бородин был профессором химии, музыкой же занимался в немногие часы досуга. Тем удивительней та легкость, с которой он решал сложные музыкальные задачи и в опере и в симфониях (Вторую его симфонию критики назвали “Богатырской”). Бородин стремился к широте и эпичности музыкального повествования.

Деятельность “Могучей кучки” - настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о “музыкальной революции” 60 - 70-х годов. С блескомсправившись с поставленной задачей, “Могучая кучка” окончательно утвердила в музыке русские национальные начала.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) не входил в “Могучую кучку”. Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Его опера “Евгений Онегин”, написанная для консерваторского спектакля в Москве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мирсвое признание. Великолепны его симфонические поэмы (“Ромео и Джульетта” и др.) Из симфоний ссобо выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии. Балеты Чайковского (“Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”) вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, много других произведении.

Таким образом, вторая половина XIX в - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наибол«е успешно это шло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В месте с тем не приходится говорить о замыкании русского искусства в узких национальных рамках, об изоляции ее от остального мира. Русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

Наука

Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русск науки. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности (немаловажную роль играло и распространение нигилизма, обязательным условием которого было высшее образование). Выпускники русских университетов стали чаще ездить на стажировку в европейские научные центры, оживились контакты русских ученых с их зарубежными коллегами.

Большие успехи были достигнуты в области математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857 - 1918) Его открытия положили начало ряду важнейших направлений математики.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники

Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу (“свеча Яблочкова”) и первым осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859-1905) в1895 г. на заседании Русского химического общества он выступил с докладом об использованни электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированный им прибор, “грозоотметчик”, был по существу первой в мире принимающей радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты, однако его попытки внедрить радиосвязь на флоте были не слишком успешными.

Морской офицер Александр Федорович Можайский (1825 - 1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. Официальных документов об испытании этого самолета нет. Судя по всему, попытка закончилась неудачно. Однако изобретатель вплотную подошел к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.

60 - 70-е годы XIX в. называют “золотым веком” русской химии. Александр Михайлович Бутлеров (1828 - 1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до нашего времени.

Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1634-1907). Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева “Основы химии” была переведена почти на все европейские языки.

Д.И. Менделеев много думал о судьбах России. Ее выход на путь экономического и культурного подъема он связывай с широким и рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки.

Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев (1846 - 1903) положил начало современому почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Мировую славу Докучаеву принесла монография “Русский чернозем”. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологин и других наук.

Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829-1915). Выдающееся значение имел его курс лекций “О животном электричестве” (т.е. о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили его работы “Рефлексы головного мозга” и “Психологические этюды”.

Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова (1845-1916), сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в знаменитом институте.

Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н.М. Карамзина “История государства Российского”. Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе. В 1851 г. вышел первый том “Истории России с древнейших времен”, написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820-1879). С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его “Истории”. Последний, 29, увидел свет в 1880 г. События были доведены до 1775 г. Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьев находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал Соловьев, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия - передовой форпост Европы на Востоке.

Учеником С.М. Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В согласии с духом нового времени Ключевский проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его “Курс русской истории”, составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.

Во второй половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научньх ентров.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827-1914), географом, статистиком, ботаником Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов ноновых экспедиций. По его инициативе было предпринято многотомное издание “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”.

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других путешественников - П.А. Кропоткина и Н.М. Пржевальского.

ПА Кропоткин в 1864-1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью. В дальнейшем он стал известным революционером-анархистом.

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции.

Заокеанские путешествия русских ученых во второрой половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они, в основном, ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались и быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил СП. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846 - 1888) Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется “берегом Маклая”). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на “берег Маклая”. Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были опубликованы лишь после его смерти.

19 век для русской литературы по праву называется золотым. Он подарил нам множество талантливых писателей, которые открыли всему миру русскую классическую литературу и становится законодательницей моды. На смену романтизму начала 19 века приходит эпоха реализма. Основоположником реализма считается А.С. Пушкин, точнее его более поздние работы, которые положили начало этой эпохи.

В 40-е годы возникает «натуральная школа» - которая стала началом развития направления реализма в русской литературе. Новое направление освещает темы, которые широко не освещались до этого. Объектом исследования для «натурщиков» стали жизнь низших сословий, их быт и нравы, проблемы и события.

Со второй половине 19 века реализм получает название критического. В своих произведениях поэты и писатели критикуют действительность, пытаются найти ответ на вопрос кто виноват и что делать. Всех заботил вопрос, как Россия будет развиваться дальше. Общество делится на славянофилов и западников. Несмотря на различие взглядов, эти два направления объединяет ненависть к крепостному праву и борьба за освобождение крестьян. Литература становится средством борьбы за свободы, показывает невозможность дальнейшего нравственного развития общества без социального равноправия. В этот период создаются произведения, ставшие в последствие шедеврами мировой литературы, в них отображается жизненная правда, национальная самобытность, неудовлетворенность существующим самодержавно-крепостным строем, жизненная правда делают произведения того времени всенародными.

Русский реализм во второй половине 19 века имеет существенные отличия от западноевропейского. Многие писатели того времени обозначают в своих произведениях мотивы, подготовившие сдвиг к революционной романтике и социальному реализму, произошедшему в 20 веке. Наибольшей популярностью в России и за рубежом пользовались романы и повести именно периода второй половины 19 века, в которых показывалась социальная природа общества и те законы, с которым происходит его развитие. Герои в произведениях рассуждают о несовершенстве общества, о совести и справедливости.

Одним из самых знаменитых литературных деятелей того времени является И. С. Тургенев. В своих произведениях он поднимает важные вопросы того времени («отцы и дети», «накануне» и др.)

Большой вклад в воспитание революционной молодежи внес роман Чернышевского «Что делать?»

В произведениях И. А. Гончарова показаны нравы чиновников и помещиков.

Еще одним крупнейшим деятелем, творчество которого повлияло на умы и сознание людей того времени, был Ф. М. Достоевский, внесший неоценимый вклад в развитие мировой литературы. В своих сочинениях писатель раскрывает многогранность человеческой души, поступки его героев способны поставить читателя в тупик, заставляют проявить симпатию к «униженным и оскорбленным».

Салтыков- Щедрин в своих произведениях выводит на чистую воду чиновников и казнокрадов, взяточников и лицемеров, которые обворовывают народ.

Л. Н. Толстой в своем творчестве показал всю сложность и противоречивость человеческой натуры.

Переживание А. П. Чехова за судьбу российского общества нашли отображение в его творениях, подарив писателя, чей талант заставляет восхищаться и по сей день.

Большое влияние литература конца 19 века оказывает на все сферы культуры, в борьбу за свои идеалы вступают так же театр и музыка. Настроения общества того времени находит отображение и в живописи, внедряя в сознание людей мысль о равноправии и благе для всего общества.

    Современный мир не обходится без людей, которым принадлежит власть и право быть первыми. Для животных, то же самое. Лев – царь зверей, слово конечно заезженное, но все-таки справедливое