Достоинства мечетей и их строительства. Исламская (мусульманская) архитектура Искусство История Как оформить земельный участок под мечеть

Вопрос: Асаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракату. Я хотел спросить, может вы можете мне в чем-то помочь? Мусульмане г. Миллерово, хотим построить мечеть в городе, потому что в ближайшие 200 км нет мечети. Можете ли вы дать нам совет с чего начать? Деньги на мечеть соберем, но скорей всего их будет мало.

Ответ: Ва алейкум ас-салям! Важно отметить, что строительство мечети - это не самоцель общины мусульман, иначе наш пророк Мухаммад, мир ему, направил бы все силы и средства для создание таковой, однако из истории мы знаем, что вначале, при помощи обучения своих сподвижников, Пророк создал дееспособную общину мусульман.

Достаточно продолжительное время мусульмане пользовались для совершения молитв сначала частным домом, а затем территорией, ограниченной домами Пророка и его сподвижников.

Затем когда появились свободные средства мусульмане приступили к строительству стационарных объектов используемых для проведения богослужений. Таким образом мы советуем поступать и современным мусульманам в нашей стране а именно: начать формировать дееспособную общину, для которой в последствии и можно будет выстроить необходимое здание.

О том, как и с чего начинать, вы можете прочитать в статье О бедной общине замолвите слово или "каждый может что-то дать"...

Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон провёл Рождественскую Литургию в Свято-Успенском соборе города Владимира.
Владимирская епархия
07.01.2020 Около полутора сотен прихожан из Владимира и Суздальского района приехали в храм Василия Великого в село Борисовское на праздничную литургию, которая началась в 11 вечера.
Владимирская епархия
07.01.2020 Руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ Владимир Жириновский и депутаты поздравляют всех православных верующих со Светлым праздником Рождества Христова Рождество Христово - это праздник,
ЛДПР
07.01.2020

Уже зимой следующего года в мечети «Ахмадзаки» может пройти первый пятничный намаз, но для этого нужна помощь неравнодушных мусульман

Жители поселка Залесного и ЖК «Салават Купере» вскоре смогут стать прихожанами строящейся мечети на выезде из Казани. Команда какого легендарного архитектора взялась за возведение мусульманского храма, почему мечеть решили назвать «Ахмадзаки» и кому из татарстанских министров принадлежит идея возведения культового сооружения? «БИЗНЕС Online» рассказывает о новом религиозном центре мусульман, в появлении которого может принять участие каждый желающий.

Речь идет о строящейся мечети «Ахмадзаки», которая расположится в очень удобном месте — на пересечении улиц Залесной и Осиновской Фото: Лира Гараева

«В ЗАЛЕСНОМ НЕТ НИ МЕЧЕТИ, НА ХРАМА, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ВМЕСТИТЬ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ»

Уникальный мусульманский храм, прихожанами которого станут жители сразу двух жилых массивов, относящихся к Казани, — поселка Залесного и микрорайона «Салават Купере» — должен появиться уже в самом ближайшем будущем. Речь идет о строящейся мечети «Ахмадзаки», которая расположится в очень удобном месте — на пересечении улиц Залесной и Осиновской. Ее минарет уже сейчас можно видеть с ближайших улиц.

Идея постройки духовного объекта принадлежит нынешнему министру по делам молодежи Татарстана Дамиру Фаттахову , авозникла онав те времена, когда последний возглавлял Кировский и Московский районы столицы Татарстана.

«Когда мы задумывались о комплексном развитии Залесного и нового микрорайона „Салават Купере“, в котором на тот момент еще только началось строительство жилых домов, нам было важно учесть и духовную сторону жизни местного сообщества, — рассказал министр „БИЗНЕС Online“. — Тем более были обращения жителей, говоривших о том, что в Залесном нет ни мечети, ни храма, которые могли бы вместить всех желающих». Поэтому и появилась идея строительства современной большой мечети, говорит Фаттахов. «Спасибо мэру Казани Ильсуру Раисовичу Метшину, который поддержал это намерение и выделил земельный участок и для мечети „Ахмадзаки“, и для православного храма в том же районе. Я очень рад тому, что совсем скоро эти намерения воплотятся в жизнь и мечеть откроет свои двери для прихожан», — надеется наш собеседник.

«Когда мы задумывались о комплексном развитии Залесного и нового микрорайона «Салават Купере», нам было важно учесть и духовную сторону жизни местного сообщества», — рассказал Дамир Фаттахов Фото: «БИЗНЕС Online»

В Залесном уже есть мечеть «Маулид», которая до поры до времени отвечала потребностям местной уммы, но, когда стал заселяться микрорайон «Салават Купере», прихожан стало существенно больше. Так что в этом районе сейчас однозначно есть запрос на современный религиозный центр. Тем более что становится все больше горожан, заинтересованных в духовном развитии.

Выбор места строительства объясняется еще и тем, что это один из въездов в Казань через федеральную трассу. Высокий минарет будущей мечети будет заметен издалека, став настоящим маяком для странствующих, гости смогут сделать остановку и помолиться в комфортных условиях.

Фото: Денис Гордийко

КУЛ ШАРИФ И «АХМАДЗАКИ». ЧТО ОБЩЕГО?

Интересно, что у двух мечетей — расположившейся в Казанском кремле Кул Шариф и «Ахмадзаки» — возможно, будет много общего. По крайней мере, у них один «отец». Новый дом Аллаха возводится по проекту команды архитектора Айвара Саттарова . Хотя, естественно, назначение этих двух объектов отличается друг от друга. По словам куратора стройки, депутата Казанской городской Думы Рустама Рамазанова , «Ахмадзаки» должна стать не только местом, где совершается намаз, но и настоящим исламским центром.

«Мы хотим, чтобы новая мечеть стала современным религиозным центром для мусульман в этом районе Казани, обсуждали ее концепцию и с администрацией районов, с Сергеем Мироновым, — сообщил Рамазанов нашему корреспонденту. — Поэтому в проект мечети заложили не только молельные залы для мужчин и женщин, но и медресе, где смогут обучаться и взрослые, и дети, кроме того, мы планируем создать там все необходимое, чтобы можно было в цивилизованных условиях проводить религиозные обряды и ритуалы по канонам ислама. Проект мечети создавал один из лучших архитекторов республики, в ее концепции сочетаются дань уважения нашим традициям и современные архитектурные решения».

По словам Рамазанова, молельный зал в «Ахмадзаки» сможет принимать до 400 прихожан одновременно. Кроме того, в мечети будет работать медресе, там станут преподавать основы ислама, обучать нескольким языкам, проводить мастер-классы для детей и различные обучающие программы для взрослых прихожан. Все пространства запроектированы с учетом требований доступной среды, чтобы обеспечить беспрепятственные перемещения людей с ограниченными возможностями. На этапе согласования со всеми необходимыми структурами находятся определенные сервисы, связанные с исполнением религиозных ритуалов по всем канонам ислама. Не секрет, что сейчас многих мусульман беспокоит, а будет ли в мечети место для их автомобилей. В «Ахмадзаки» для этого предусмотрена специальная площадка на 70 парковочных мест.

Фото: «БИЗНЕС Online»

КТО ПОСТРОИТ МЕЧЕТЬ, ТОМУ АЛЛАХ ПОСТРОИТ ДОМ В РАЮ

Каждый мусульманин знает, что участие в строительстве мечети является весьма богоугодным делом, награду за которое он получит в обоих мирах. В этом смысле любой вклад в столь благое дело — это, безусловно, савап. Уже сейчас многие мусульмане по своему желанию помогают стройке, отдавая себе отчет в том, что это будет памятью, которую они оставят после себя будущим поколениям.

Кроме того, строительство мечети — это традиция нашего народа, говорит муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин . « Предки татар во все времена спешили участвовать в таком богоугодном деле, потому что каждый мусульманин верит: кто построит мечеть, тому Аллах построит дом в раю, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Камиль хазрат. — Так наставлял нас Пророк Мухаммед. Существует хадис о том, что в Судный день Аллах, обращаясь к людям, скажет: „О, мои соседи, поднимайтесь!“ Люди удивятся и спросят: „О, Всевышний Аллах! Разве у тебя тоже бывают соседи?“ Тогда Всевышний Аллах скажет: „Да, это те люди, которые строили мечети, они и есть мои соседи“. Тогда эти люди поднимутся, и их введут в рай без отчета, ибо мечеть — это дом Аллаха и Всевышний делает своими соседями тех, кто ее построил».

Духовный лидер мусульман Татарстана в качестве примера приводит деяния самого посланника Аллаха. «Пророк и сам, совершив хиджру (переселение) из Мекки в Медину, первым делом построил мечеть. Не дом для себя, а именно мечеть. Ведь мечеть — это место, где люди, богатые и бедные, сильные и слабые, вместе встают в один ряд для поклонения Всевышнему, и тогда между ними усиливается чувство братства, солидарности и милосердия друг к другу. Радует, что только за последние 6 лет в республике распахнули свои двери около 170 мечетей, строятся еще десятки. По количеству махаллей Татарстан занимает второе место в России после Дагестана», — говорит председатель ДУМ РТ.

«Предки татар во все времена спешили участвовать в таком богоугодном деле, потому что каждый мусульманин верит: кто построит мечеть, тому Аллах построит дом в раю», — рассказал Камиль хазрат Самигуллин Фото: «БИЗНЕС Online»

АХМАДЗАКИ САФИУЛЛИН — НАСТАВНИК МУФТИЕВ РОССИИ

Отрадно, что мечеть будет носить имя Ахмадзаки в честь Ахмадзаки Сафиуллина (1896–1995), которого называют человеком, сформировавшим мусульманский истеблишмент , ведь большинство муфтиев страны были его учениками. Заки хазрат, так его называли мусульмане, давал уроки председателю совета муфтиев России Равилю Гайнутдину , главе ЦДУМ Талгату Таджуддину , первому муфтию Татарстана Габдулле Галиуллину , его преемнику Гусману Исхакову , председателю духовного собрания мусульман России Альбиру Крганову , имаму-хатыйбу мечети «Аль Марджани» Мансуру Джалялетдину и многим другим.

Ахмадзаки хазрат Сафиуллин был одним из наиболее известных и видных религиозных деятелей XX века. Несмотря на сложность и противоречивость советского периода, он и тогда призывал людей к иману, истине и нравственности, служил на благо ислама. Ахмадзаки хазрат внес неоценимый вклад в развитие мусульманской уммы в Татарстане, не боялся совершать религиозные обряды даже тогда, когда любая религиозная деятельность была под запретом. В 1970–1990-х Ахмадзаки хазрат работал имамом единственной на тот момент действующей в Казани мечети «Марджани». Тогда он объединял и был духовным наставником имамов, которые работали в мечетях по всей республике.

Фото: Денис Гордийко

«Я надеюсь, что мечеть, которая будет носить имя одного из самых выдающихся татарских исламских ученых и богословов — Ахмадзаки хазрата Сафиуллина, станет местом обретения знания для разных поколений наших единоверцев, стремящихся быть ближе к Всевышнему, к духовной чистоте и богатству. И главное, чтобы будущая мечеть развивала и сохраняла наши духовные ориентиры, традиции татарской махалли и родную речь. В этом смысле мечети в Татарстане играют важнейшую роль в повышении уровня духовности и нравственности общества и татарского народа, в частности, потому как традиционно являются не только религиозными центрами, но и местом проведения научных, образовательных, воспитательных, детских и молодежных, культурных мероприятий», — говорит муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин.

Проект будущей мечети заранее согласовали и с потомками Ахматзаки хазрата Сафиуллина, которые тоже активно помогают строительству мечети. Кстати, в новой мечети обязательно будет небольшой уголок, посвященный Ахмадзаки хазрату, где представят его книги.

Сделать пожертвование в пользу строительства мечети можно через расчетный счет прихода.

Расчетный счет: 407 038 109 620 000 021 39

Корр. счет: 301 018 106 000 000 006 03

БИК 049 205 603 / ИНН 165 610 15 33 / КПП 165 601 001

ОГРН 118 169 000 74 87

Банковская карта для перечислений от юридических лиц: 4274 6200 2615 3086

“Неси доброе слово людям, если у тебя есть знание, опыт и Всевышний наделил тебя мудростью”

Священный хадис

Идея строительства принадлежала нам с мужем. Мы давно уже жили в Казани и вот в гостях, когда собирались с родственниками, земляками, часто говорили о том, что хорошо бы построить мечеть в деревне Сингилях. Ведь мы оба с мужем Минсафа из одной деревни, на сельском кладбище лежат бабушки, прабабушки с его и с моей стороны.

Приехали в мае 1990 года в деревню, остановились у дальних родственников. Это супруги Габдульахад эфенде и Жария ханум. Переговорили с сельчанами. Они выразили желание взяться всем миром за строительство, если на начальном этапе будет помощь со стороны муфтия.

Сын Талгат, как и обещал, во многом помог: деньгами, железом, в приобретении полумесяца с шарами. Каркас на минарет делали из уголков на заводе, хорошие люди помогли мусульмане и не только они. Там же, в мастерских подготовили доски для крыши, потолка, обшивки минарета. Обшил минарет досками, обил железом белым, оцинкованным минарет и купол мой муж Минсафа. Он во всех работах участвовал, начиная с рытья земли под фундамент и кончая отделкой. Много помогали односельчане, родственники, муж дочери Ильяс, его друг Нариман.

Две тысячи долларов внес друг Талгата - Умар ас-Сиджини, бывший главный ревизор банков Саудовской Аравии.

Строительство велось по проекту, присланному муфтием- хазратом. По этому проекту уже строились мечети. Односельчане съездили, посмотрели готовое здание, им оно понравилось.

Ковровое покрытие для помещения мечети купили вскладчину - мы с мужем, дочь и муфтий-хазрат помог.

Привезли покрытие накануне открытия и всю ночь муфтий-хазрат, муж, Габдульахад, брат мой Ринат Галеев покрывали полы.

Я помню, как за разрешением на строительство ездили в райцентр Лаишево. Открыли счет на строительство. Спасибо за помощь нашему односельчанину Ахметвалиеву Хадиулле. Он живет в Казани, председатель Азимовской мечети, с большим опытом ремонта и реставрации мечети. Двадцатка» в деревне давно существовала, оставалось только юридически оформить мутаваллиат. Начали стройку, назначили председателем и казначеем Габдульахада эфенде. Сельчанам большое спасибо, все несли садака в мечеть, кто сколько мог.

Наша деревня старинная. Однажды миссионеры пытались всех крестить в массовом порядке. Все были не согласны, людей силой загоняли в озеро. Некоторые не побоялись - ныряли глубоко и выплывали у другого берега озера. Ослушавшихся ловили, били розгами на лобном месте. Среди них был и прапрадед моего мужа – Габдрахман бабай.

(4 месяца назад) | Добавить в закладки | |

МУСУЛЬМАНСКАЯ) АРХИТЕКТУРА – зодчество стран Ближнего, Среднего Востока, Индии, а также Пиренейского полуострова, принципы которого сформировались после 7 в. под влиянием ислама как господствующей религии в регионе.

Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура. Строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальную специфику религиозных построек, был подчинен потребностями нового культа. Традиционно выделяют пять архитектурных школ: сирийско-египетскую, персидскую, индийскую, магрибинскую и османскую (более мелкие, например, иракская, среднеазиатская, считаются производными).

Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры пророка. Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной. С северной стороны (обращенной к Иерусалиму) на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца. Но это сооружение еще не было святилищем, ибо в этот же двор выходили двери жилища Мухаммада и его жен. В первое время здесь собирались военные советы, а после битв сюда сносили раненых, то есть, это скорее был штаб будущей мусульманской общины. Но уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущих мусульманских храмов. Действительно, уже первые мечети, которые были построены в крупных городах завоеванных территорий, имели кровлю, которая опиралась на колонны. Иногда это были стволы деревьев, иногда для этой цели брали колонны из разрушенных сооружений греко-римско-византийского периода. После того, как Мекка также покорилась исламу, в каждой мечети ставилась ниша – михраб , которая указывала киблу – направление на Мекку .

Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в распоряжении строителей. Например, в Сирии из-за обилия базальтовых пород часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белый камень (впоследствии этот тип кладки стали использовать и в других странах). В ряде стран (Иран, Ирак, Марокко, а также в Андалусии) мечети строили из кирпича, в других местах – из тесаного камня.

Первые мечети были построены с оглядкой на традиции, сложившиеся к тому времени в церковной архитектуре Византии. После превращения церкви Иоанна Крестителя в Дамаске в мечеть, на завоеванных землях стали строить мечети, повторяющие план этого сооружения. Некоторых из них сохранялся крестообразный план, характерный для византийских церквей. По такому плану построена мечеть султана Хасана в Каире. Однако впоследствии подобные мечети обрастали вспомогательными службами: библиотеками, школами, бесплатными столовыми и т.д., искажая таким образом первоначальный план.

Наряду с колонными мечетями сооружались четырехайванные здания (айван – колонный зал) с центральным куполом. Купол на тромпах (конусных «парусах» в углах сходящихся стен) нашел широкое применение в Египте в 14–15 вв. Чаще всего его сооружали над мавзолеем. В период правления династии Фатимидов купол принимает заостренную форму.

Важным элементом мечети является минарет . Минарет соборной пятничной мечети доминировал над каждым мусульманским городом, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Обычно один из минаретов выделялся своими размерами и красотой. В средневековой Андалусии – это башня Хиральда , в Марокко – минарет Кутубии, в Индии славится делийский Кутб-Минар, в Афганистане известен минарет Джама, а в Средней Азии – бухарский минарет Калян.

Как правило, каждая из вышеперечисленных архитектурных школ имеет свою, присущую ей, форму минарета. Например, магрибинские минареты выполняли две функции: они были башнями, с которых мусульман оповещали о начале молитвы и одновременно смотровыми площадками, откуда можно было следить за передвижениями неприятеля на большом удалении. Кроме того, они были оснащены оборонительными деталями, позволяющими в случае нападения защищаться. Зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули (навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занять удобную позицию. Типичными «оборонительными» минаретами можно назвать минарет Кутубийа в Марракеше (Марокко – 1184) или минарет Хиральда в Севилье (совр. Испания, 1195).

Как правило, минареты Магриба и Андалусии строились на прямоугольном основании, иногда это увеличивающиеся кубы, стоящий один на другом. Иранский минарет 11–13 вв. представляет собой высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. Минарет одной из самых старых мечетей Каира, Ибн Тулуна, напоминает минарет мечети Мутаваккиля «Мальвийа» («закрученный» – араб.) в города Самарра (Ирак), тулово которого представляет собой усеченный конус, вокруг которого идет спиралевидный пандус. Минареты, построенные в османское время на территории Турции и Балканского полуострова – более стройные, снабженные каннелюрами. Как правило, в своей верхней части они имеют ажурные балкончики шюрфэ , с которых муэдзин призывал верующих на намаз .

На территории Средней Азии минареты обычно стоят отдельно от здания мечети, они представляют собой мощную башню, облицованную кирпичом, внешнее ребро которого покрыто цветной глазурью или полихромной плиткой.

Архитекторы Сирии, Египта и Турции использовали в качестве кровли объемные купола на барабане, которые «накрывали» молельные залы. До сих пор поражает своим великолепием ребристый купол мавзолея Тимура «Гур-Эмир» (1404). Но были мечети с плоской и покатой кровлей. Все эти культовые сооружения должны были быть ориентированы на Мекку, направление на которую указывала кибла в обрамлении михрабной ниши. Ниша михраба обычно оформлялась из цветного камня и представляла собой арку. Иногда михрабная ниша исполнен в виде одной или нескольких расположенных одна в другой стрельчатых арок, опирающихся на полуколонны. Такой же прием использован для оформления окон фасада маристана (госпиталя) султана Калауна (1284–1285) в Каире.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Во главе этого феодального государства стояла династия Сельджукидов (1077–1307), при которой султанат добился политического и экономического могущества. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Так, мечеть, построенная в Заваре (1135) – типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамленным четырьмя айванами. Тогда же, в эпоху Сельджукидов, сложилась модель четырехайванного медресе, которые воспроизводят план мечетей. При этом каждый айван посвящался одной из четырех религиозно-юридических школ.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

В строительстве культовых зданий использовалась по преимуществу кладка из камня. Порталы, профили арок и декоративных ниш напоминают творчество персидских мастеров. Тем не менее, в орнаментации сельджукские зодчие изобрели свои собственные приемы. Архитектурный декор построен ими на контрасте света и тени, а узор состоит из геометрической плетенки. Из древнеперсидского искусства сельджукские мастера заимствовали рельефный и скульптурный орнамент, большая часть образцов которого до нас дошла в фрагментарном виде.

Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечете и медресе. Особенностей многих сельджукских построек стала обходная галерея, идущая по периметру двора. Медресе строили двух типов. Первый представлял собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру которого шли крытые или открытые сводчатые помещения типа айвана. К этому типу можно отнести медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минар в Эрзеруме и др. В медресе второго типа архитекторы, чтобы избежать расчлененного пространства, строили большие залы под куполом. Таковы медресе Каратай, Индже-минар в Конье (оба построены в 13 в.).

Сельджукским архитекторам был известен парус – элемент заполнения угла при постановке на многоугольное основание купола, заимствованный из византийской архитектуры. Из Византии, Армении и отчасти из Ирана в сельджукское искусство проникли и некоторые элементы декора. Но после опустошительного монгольского нашествия Румский султанат распался, возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя.

Военно-феодальная верхушка османов сначала сделала своей столицей Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени в Бурсе являются мечеть Улу-Джами (14 в.), Йешиль-Джами («зеленая мечеть» – 1423), а также мечети в Изнике и других городах. Вначале архитекторы стремились следовать простым, геометрически правильным формам, подражая сельджукским образцам. Так, «зеленая мечеть» в Бурсе представляет собой два соединенных между собой купольных зала, в центре первого находится бассейн для омовений. Справа и слева расположены небольшие помещения. Купола опираются на барабан в форме граненого фриза.

Уже в тот период ощущался интерес турецких мастеров к архитектуре Византии, в завоеванных городах под мечети приспосабливали христианские часовни и церкви. В самостоятельных постройках османские зодчие в разных вариантах разрабатывали тему большого купольного перекрытия. И если византийские мастера украшали капители колонн точеными и резными листьями, то османские мастера использовали комбинации из сталактитов, которые, по мнению искусствоведов, отличаются от тех, которые применялись в арабских странах и Иране. Так, в мечети султана Баязида II (1500–1506) купол опирается на четыре массивных столба со сталактитовым навершием. В отличие от мечетей эпохи Сельджукидов, бассейн (шадриван – турецк.) вынесен за пределы помещения – во внутренний двор, по периметру которого идет обходная галерея, крытая маленькими куполами. Надо отметить, что османские строители не убирали деревья со строительных площадок до последнего момента. Так, во дворе мечети Баязида оставлено несколько кипарисов, которые придают живописный вид всему ансамблю.

Интересен план этого здания. При входе в помещение мечети справа и слева открываются два крыла, образующие своеобразный притвор с остросводчатыми аркадами. Если встать на крайнюю точку одного из притворов, то открывается грандиозное зрелище длинной сводчатой галереи, напоминающей средневековые монастырские трапезные. Купола мечети османские архитекторы крыли свинцовыми плитами, а на шпиле сооружали золотой полумесяц. И хотя мечеть относится к числу погребальных, тюрбе («гробница» – турецк.) находится позади мечети.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текке – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текке Сулейманийе), Каире, Багдаде и др. городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Так, мечеть Баязида II строил архитектор Хайретдин. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), армянин, вынужденный принять ислам. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели, цветные витражи.

Мечеть Шах-Заде была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы. Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. В офромлении интерьера были использованы разноцветный камень и витражи, но кенотафов в самой мечети нет. По османской традиции, для захоронения останков строилось специальное тюрбе, вне мечети, которое само по себе представляет небольшую часовню.

Мечеть Сулейманийе сооружена на вершине холма и господствует над бухтой Золотой рог. Мечеть находится в окружении платанов и кипарисов, что не мешает увидеть чистоту ее архитектурного стиля и гармоничность контуров здания. Ее два минарета – разной высоты, но они поставлены далеко друг друга, что делает этот факт мало заметным. Более низкий равен по высоте шпилю купола. Внутри можно увидеть античные колонны с разными капителями, взятые из различных византийских церквей, однако они хорошо вписаны в общий ансамбль мечети. На востоке от мечети находится тюрбе султана Сулеймана и тюрбе его любимой супруги Роксоланы.

Мечеть Селимийе поражает своим грандиозным силуэтом, ставшим доминантой города. Ее купол опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным балкончиком «шюрфэ » в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Творчество Кемаль ад-дина Синана считается вершиной османского зодчества, самого архитектора даже называли «турецким Леонардо». И действительно, его никто не смог превзойти, а созданные им здания стали эталонами для культовой архитектуры всего мусульманского мира.

В 17 в. была воздвигнута мечеть Ахмедие в честь султана Ахмеда I (1601–1617), автором которой стал зодчий Мехмед Ага (1540–1620). Эту мечеть иногда называют «зеленой», так как попадающий через окна свет отражается в голубых, зеленых и белых изразцах, которые сплошным ковром покрывают стены от пола и до арок. На стенах развешаны щиты с именами сподвижников пророка Мухаммада работы знаменитого каллиграфа Касима Губари, а в михраб вмонтирован небольшой осколок черного камня из мекканской аль-Ка’бы.

Среди выдающихся сооружений османской эпохи следует назвать и дворцы. Характерно, что архитекторы следовали парковой планировке, воздвигая небольшие дворцовые постройки внутри парка, который делился на зоны. Павильоны (например, Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк.) или Багдад Кёшк на территории дворцового комплекса Топкапы («пушечный двор» – турецк.) представляют собой небольшие здания с колоннадами, богато украшенные внутри керамической облицовкой с растительным орнаментом и эпиграфическими фризами.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, что позволяет избежать в нем монотонности.

Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем . Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.

Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.

СЛОВАРЬ

Айван (перс.) – 1. Открытое сводчатое пространство фасада, обращенное во двор или на площадь. 2. Сводчатый зал, открытый со стороны внутреннего двора. Характерный элемент иранской архитектуры со времен династии Сельджукидов.

Гипостиль (hipostylos , греч. – «поддерживаемый колоннами») – обширное крытое помещение, потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны.

Капитель (от позднелат. capitellum – «головка») – венчающая часть колонны столба или пилястры.

Консоль – (франц. – console ) поддерживающий элемент выступающих частей здания (карниза,балкона и т.д.).

Контрфорс (от франц. contre-force –«против силы») – вертикальная стенка, сооружаемая чаще всего под прямым углом к несущей конструкции.

Конха (konche – греч., «раковина») – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей, например, ниш. В данном случае верхняя – часть михраба.

Неф (nef , франц.) – продольная часть здания, расчлененная колоннадой или аркадой на проходы или нефы.

Парус – элемент купольной конструкции, обеспечивающий переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабану. Имеет форму сферического треугольника, вершина которого обращена вниз. Одна из коренных конструкций византийской архитектуры.

Пилон (pylon , греч.) – большие столбы, поддерживающие своды или расположенные по бокам портала здания.

Пиштак (перс.) – большой портал в виде айвана, где находится вход в мечеть, медресе или мавзолей.

Тимпан (tympanon , греч.) – в архитектуре – треугольное или полуциркульное поле фронтона (ограниченного по бокам скатами крыши) или поверхность стены над аркой входа или окна.

Тарнсепт (позднелат. – transeptum ) – поперечный неф, пересекающий продольный объем здания.

Тромп (trompe – франц.) – сводчатая конструкция в форме части конуса, половины или четверти сферического купола.

Сталактиты (от греч. stalactos – «натекшие по капле») – декоративные призматические формы, расположенные нависающими друг над другом рядами на сводах ниш, тромпах, карнизах и т.д. Сталактиты облегчают переход от квадратного плана к сферическому. В основном применяется в архитектуре стран Бл. и Ср. Востока.

Ольга Бибикова




Литература:
Эссадъ Джелалъ. Константинополь . М., «Издание М.и С. Сабашниковых», 1919
Martin H. L’Art musulman . Paris, «Flammarion», 1926
Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов . М., «Искусство», 1960
Всеобщая история искусств . т. 2, кн. 2, М., «Искусство», 1961
Otto-Dorn K. L’Art de l’Islam . Paris , «Albin Michel», 1964
Всеобщая история архитектуры . т. 3–4, М., «Искусство», 1966
Архитектурные памятники Средней Азии. Бухара, Самарканд . Ленинград, «Аврора», 1969
Воронина В.Л. Каир. Ленинград, «Стройиздат», 1974
Каптерева Т.П. Искусство стран Магриба . Средние века, новое время . М., «Искусство», 1988
Стирлен А. Искусство ислама. Распространение персидского стиля от Исфахана до Тадж-Махала . М., «Астрель», 2003

В саудовской провинции аль-Джауф на развалинах древнего города Думат аль-Джандаль находится мечеть, которая называется «Мечеть Умара» . Многие инициатором постройки мечети и считают Умара бин аль-Хаттаба, однако эта точка зрения не доказана, кем была построена мечеть неизвестно.

Думат аль-Джандаль находился на пересечении торговых путей Месопотамии, Аравии и Сирии. Считается, что она была воздвигнута в период с 634 по 644 годы , однако, археологи склоняются к мысли, что мечеть была построена еще раньше и являлась в первое время церковью.

Название этой мечети ученые связывают с правлением халифа Умара бин Абдуль-Азиза либо с племенем Бани Умар, проживавшим в Думат аль-Джандал.

Северная стена мечети выходит на крепость Марид. С трех других сторон постройку окружают руины городской части города. Как и все старинные городские мечети, строение состоит из двух частей – внутреннего двора и основного молельного зала. Минарет мечети расположен в юго-западном углу молитвенного зала. Вход в зал оборудован около минарета.

В молитвенном зале располагаются 3 ряда каменных столбов, поддерживавших перекрытие крыши из стволов пальмы. Михраб, минбар и нижняя часть стены покрыты белой краской. При взгляде снаружи видно, что михраб и минбар немного выдаются из стены. А с внешней северной сторон видна лестница, ведущая на крышу.

Минарет прямоугольной формы и сужается к верху. Наверх минарета можно было подняться по винтовой лестнице, которая, к сожалению, не уцелела. Минарет 4-х этажный, на каждом этаже обустроены оконные проемы. Высота минарета – 13 метров.