Фипи по биологии год. Демонстрационные варианты огэ по биологии

После каждого экзамена ФИПИ анализирует результаты и проводит с экспертами обсуждение структуры и содержания заданий следующего года. Обновленные документы вместе с демоверсиями публикуются на сайте ФИПИ www.fipi.ru в начале учебного года.

Демоверсия ЕГЭ по биологии 2019 год с ответами от ФИПИ

Вариант заданий + ответы Скачать демоверсию
Спецификация demo variant bio ege
Кодификатор kodifikator

Изменения в КИМ 2019 года по сравнению с КИМ 2018 года

Изменена модель задания в линии 2. Вместо задания с множественным выбором на 2 балла включено задание на работу с таблицей на 1 балл.

Максимальный первичный балл уменьшился на 1 и составил 58 баллов.

Рособрнадзор опубликовал список предметов, с которыми у школьников возникло больше всего проблем во время последней сдачи ЕГЭ. Первое место удостоилась биология, экзамен по ней в 2018 году не сдали 17,01% одиннадцатиклассников. Чтобы сдать ЕГЭ по биологию необходимо было преодолеть достаточно высокий порог – 37 баллов (18 первых заданий). Для сравнения, проходной балл по русскому и математике, 24 и 27 баллов, соответственно.

Структура КИМ ЕГЭ 2019 по биологии

Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.

Часть 1 содержит 21 задание:

6 – с множественным выбором с рисунком или без него;

6 – на установление соответствия с рисунком или без него;

3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;

2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;

1 – на дополнение недостающей информации в схеме;

2 – на дополнение недостающей информации в таблице;

1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

В части 1 задания 1–21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической

Продолжительность ЕГЭ 2019 по биологии

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий: − для каждого задания части 1 – до 5 минут; − для каждого задания части 2 – 10–20 минут.

Ответы и решение – Демоверсия ЕГЭ 2018 БИОЛОГИЯ проект

Часть 1

Задание 1. Наследственная изменчивость бывает мутационной и комбинативной. Ответ: Комбинативная

Задание 2. Цитогенетический метод исследования – анализ, с помощью которого можно установить имеющиеся изменения в хромосомном аппарате. Проще говоря, это то, что мы сможем увидеть под микроскопом. 1, 2, 5 мы не сможем определить этим методом. Остаются только 3 и 4. Ответ: 3 и 4

Задание 3. В соматической клетке – 2n, в половой – n. 56/2=28 Ответ: 28

ИЛИ 50–18=32 Ответ: 32%

Задание 4. Перед нами явно растительная клетка (большая вакуоль, платиды и клеточная стенка). Нам нужно выписать 2 “выпадающих”, значит 1 не подходит, потому что они показаны на картинке, 3 не подходит так, как это растительнаяклетка, она способна к фотосинтезу, 5 тоже не подходит, потому что это присуще всем клеткам. 2 нам подходит, так, как это присуще только животной клетке и 4 также подходит, так, как из-за толстой клеточной стенке фагоцитоз быть не может. Ответ: 24

ИЛИ 1,4 и 5 относятся к молекуле ДНК. 2 – информационная РНК, 3 – рибосомальная РНК. Ответ: 2,3

Задание 5. Бескислородное расщепление, протекает в цитоплазме клетки. Он называется также анаэробным дыханием (гликолиз) или брожением. Термин «брожение» обычно применяют к процессам, протекающим в клетках растений или микроорганизмов. На этом этапе продолжается дальнейшее расщепление веществ при участии ферментов. Например, в мышцах в результате анаэробного дыхания молекула глюкозы распадается на две молекулы молочной кислоты. В реакциях расщепления глюкозы участвуют фосфорная кислота и АДФ и за счет энергии, выделившейся в результате их расщепления, образуются молекулы АТФ.

У дрожжевых грибов молекула глюкозы в бескислородных условиях расщепляется на этиловый спирт и диоксид углерода. Этот процесс называется спиртовым брожением.

У других микроорганизмов процесс гликолиза завершается образованием ацетона, уксусной кислоты и др. Во всех случаях распад одной молекулы глюкозы сопровождается образованием двух молекул АТФ. При бескислородном расщеплении глюкозы до образования молочной кислоты 40% выделяемой энергии сохраняется в молекуле АТФ, а остальная энергия рассеивается в виде теплоты.

Третий этап энергетического обмена называется аэробным дыханием, или кислородным расщеплением. Этот этап энергетического обмена также ускоряется с помощью ферментов. Вещества, образовавшиеся в клетке на предыдущих этапах, при участии кислорода распадаются на конечные продукты СО2 и Н2О. В процессе кислородного дыхания выделяется большое количество энергии, которая накапливается в молекулах АТФ. При расщеплении двух молекул молочной кислоты при доступе кислорода образуются 36 молекул АТФ. Следовательно, основную роль в обеспечении клетки энергией играет аэробное дыхание. Все живые организмы по способу получения энергии делятся на две большие группы: автотрофные и гетеротрофные.

Ответ: 12121

Задание 6.

А а
А АА Аа
а Аа аа

Расщепление по фенотипу 3:1. Ответ: 31

Задание 7.

Гонада — орган, в котором образуются или (как у высших позвоночных и человека) только размножаются, растут и созревают половые клетки.

Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток, в результате которого образуется одна клетка, являющаяся началом нового организма.

Овогенез — развитие женской половой клетки - яйцеклетки (яйца).

1, 3, 4 относятся к половому размоноожению. 2,5 относятся к бесполому. Ответ: 25

Задание 8.

Наследственная изменчивость Насле́дственная изме́нчивость (генотипи́ческая изменчивость) обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций, которые передаются по наследству и впоследствии проявляются у потомства.

Модификацио́нная (фенотипи́ческая) изме́нчивость - изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие в большинстве случаев адаптивный характер. Генотип при этом не изменяется.

Ответ: 11212

1 – эктодерма — наружный зародышевый листок эмбриона на ранних стадиях развития.

Эктодерма формирует нервную систему (у позвоночных: спинной мозг, периферические нервы и головной мозг), зубную эмаль и эпидермис (кожный эпителий). Также он образует органы чувств, эпителий переднего и заднего отделов пищеварительной системы.

2 – мезодерма — или мезобласт средний зародышевый листок у многоклеточных животных (кроме губок и кишечнополостных). Располагается между эктодермой и энтодермой.

Из мезодермы впоследствии формируются хорда, хрящевой и костный скелет, мышцы, почки, кровеносные сосуды.

Ответ: 12221

Задание 9.

1 – млекопитающие

3 – пресмыкающие

4 – млекопитающие

5 – пресмыкающие

6 – млекопитающие

1 – микроскопический

4 – аэробный

5 – болезнетворный организм

Задание 10.

Корни подавляющего большинства растений выполняют шесть основных функций:

  1. Корни удерживают растение в определённом положении. Эта функция очевидна для наземных растений, особенно значима она для крупных деревьев с большой массой ветвей и листьев. У многих водных растений закрепление на дне позволяет выгодно распределить в пространстве листья. У плавающих растений, например у ряски, корни не позволяют растению переворачиваться.
  2. Корни осуществляют почвенное питание растения, поглощая из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами, и проведение веществ к побегу (рис. 1).
  3. У некоторых растений в главном корне осуществляется хранение запасных питательных веществ, таких как крахмал и другие углеводы.
  4. В корнях происходит образование определённых веществ, нужных организму растения. Так, в корнях осуществляется восстановление нитратов до нитритов, синтез некоторых аминокислот и алкалоидов.
  5. Корни могут осуществлять симбиоз с грибами и микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки представителей семейства Бобовые).
  6. С помощью корней может осуществляться вегетативное размножение (например, корневыми отпрысками). Корневыми отпрысками размножаются такие растения, как одуванчик, слива, малина, сирень.

Основные функции листа:

  • фотосинтез;
  • дыхание;
  • транспирация.

Ответ: 112212

Задание 11.

Царство Растения

Отдел Покрытосеменные

Класс Однодольные

Семейство Злаковые

Род Мятлик

Вид Мятлик луговой

Ответ: 534621

Задание 12.

Симпатическая нервная система осуществляет иннервацию всех органов и тканей (стимулирует работу сердца, увеличивает просвет дыхательных путей, тормозит секреторную, моторную и всасывательную активность желудочно-кишечного тракта и т. д.).

Симпатическая система отвечает за работу организма во время стресса.

1 и 2 на рисунке совпадают, 3 на рисунке вообще не показан, 4 указывает на молоточек, 5 показывает наковальню, 6 тоже совпадает.

Задание 13.

Эпителиальная – образует наружный покров кожи, состоит из тесно прилегающих клеток.

Соединительная – выполняет функцию опоры и питания, вырабатывает антитела.

Нервная – обладает проводимостью, образует серое вещество спинного мозга.

Ответ: 321213

Задание 14.

По­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка при пе­ре­ва­ри­ва­нии пищи: на­ча­ло рас­щеп­ле­ния крах­ма­ла (ротовая полость) → на­бу­ха­ние и ча­стич­ное рас­щеп­ле­ние бел­ков (желудок) → рас­щеп­ле­ние всех био­по­ли­ме­ров пищи до мо­но­ме­ров (двенадцатиперстная кишка) → вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот и глю­ко­зы в кровь (тонкий кишечник) → ин­тен­сив­ное вса­сы­ва­ние воды (толстый кишечник).

Ответ: 32541

Задание 15.

Критерии вида - это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический - внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический - как работают органы и клетки - 6 предложение.

Поведенческий - поведение, особенно в момент размножения.

Экологический - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.) - 1 и 3 предложение.

Географический - ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетический - одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

Необходимо выбрать три предложения описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:

(2) Она имеет вы­со­кий строй­ный ствол, крона фор­ми­ру­ет­ся толь­ко вб­ли­зи вер­хуш­ки.(4) У неё хо­ро­шо раз­ви­ты глав­ный и бо­ко­вые корни, ли­стья иг­ло­вид­ные, по две хво­ин­ки в узле на по­бе­ге. (5) На мо­ло­дых по­бе­гах раз­ви­ва­ют­ся зе­ле­но­ва­то-жёлтые муж­ские шишки и крас­но­ва­тые жен­ские шишки.

Задание 16.

Методы изучения эволюции - это доказательства эволюции живой природы. Па­ле­он­то­ло­ги­че­ский метод: остан­ки зве­ро­зу­бых яще­ров; фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди. Срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский метод: ко­люч­ки как­ту­са и ко­люч­ки бар­ба­ри­са; мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка; ап­пен­дикс у че­ло­ве­ка.

Ответ: 21122

Задание 17.

Устой­чи­вость эко­си­сте­мы влаж­но­го эк­ва­то­ри­аль­но­го леса (может быть указан любой биогеоценоз) опре­де­ля­ет­ся: боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем; раз­ветвлёнными пи­ще­вы­ми се­тя­ми; за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ.

Задание 18.

Абио­ти­че­ский (факторы неживой природы): по­вы­ше­ние дав­ле­ния ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха; из­ме­не­ние ре­лье­фа эко­си­сте­мы, вы­зван­ное зем­ле­тря­се­ни­ем. Био­ти­че­ский (факторы живой природы): из­ме­не­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев в ре­зуль­та­те эпи­де­мии; вза­и­мо­дей­ствие между вол­ка­ми в стае; кон­ку­рен­ция за тер­ри­то­рию между сос­на­ми в лесу.

Ответ: 11222

Задание 19.

Эво­лю­ци­он­ные про­цес­сы на Земле в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке:

об­ра­зо­ва­ние ко­ацер­ва­тов в воде → по­яв­ле­ние кле­точ­ных форм жизни → воз­ник­но­ве­ние фо­то­син­те­за → фор­ми­ро­ва­ние озо­но­во­го экра­на → выход ор­га­низ­мов на сушу.

Ответ: 4, 5, 2, 3, 1

Задание 20.

Изображен «промышленный меланизм бабочек»

тип при­спо­соб­ле­ния: 6) мас­ки­ров­ка;

форма есте­ствен­но­го от­бо­ра: 4) дви­жу­щая

на­прав­ле­ние эво­лю­ции: 1) идио­адап­та­ция

А – митохондрия

В – биосинтез белка

Задание 21.

1) Оп­ти­маль­ное ко­ли­че­ство яиц в клад­ке, поз­во­ля­ю­щее со­хра­нить чис­лен­ность сквор­цов, – 5. (необходимо высчитать количество выживших птенцов в каждой кладке, и убедиться, что в кладке из 5 яиц — 80% это 4 птенца)

3) Чем мень­ше в клад­ке яиц, тем эф­фек­тив­нее за­бо­та о потом­стве.

Остальные выводы НЕЛЬЗЯ сделать на основе этой таблицы.

4) в ин­тер­ва­ле от 20 до 36 °С по­вы­ша­ет­ся.

5) умень­ша­ет­ся при тем­пе­ра­ту­ре выше 36 °С в связи с де­на­ту­ра­ци­ей части бел­ков в клет­ке бак­те­рии.

5 предложение не совсем корректно, т.к. на основе графика нельзя выяснить причину снижения скорости размножения бактерий

Данное животное: 2) кон­су­мен­т II по­ряд­ка (т.к. в рационе только животные); 4) по­лу­вод­ное жи­вот­ное (т.к в рационе есть и рыбы с амфибиями; и рептилии)

Не верные предложения: 1) все­яд­ное жи­вот­ное (нет растений в рационе); 3) про­из­во­ди­те­лям ор­га­ни­че­ских ве­ществ; 5) оби­та­те­ль тунд­ры (в тундре не водятся амфибии и рептилии).

Задание 22.

Перед нами два рисунка – А и Б. На рисунке А изображен эритроцит в изотоническом растворе (концентрация соли в эритроците и в плазме одинакова). На рисунке Б изображен эритроцит в гипертоническом растворе (концентрация соли в растворе выше, чем в эритроците). Эритроцит на рисунке Б сморщился, так, как концентрация соли в растворе более 0,9% и вода перешла из эритроцита в раствор.

  1. Метод хроматографии (метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физико-химических свойств веществ. Основан на распределении веществ между двумя фазами - неподвижной (твёрдая фаза или жидкость, связанная на инертном носителе) и подвижной (газовая или жидкая фаза, элюент)).
  2. Вещества будут по разному оседать проходят через слой сорбента и так мы сможем разделить хлорофилл а и хлорофилл b.

А_______________В___________________С

Между А и В 5%

Между В и С 6%

Между А и С 11%

Процент кроссинговера называется морганида.

Задание 23

1) А – фагоцитоз (захват клеткой твёрдых частиц); Б – пиноцитоз (захват капель жидкости);

2) в этих процессах участвует плазматическая мембрана клетки;

3) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой, его содержимое подвергнется расщеплению (лизису); образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму

  1. Мезозойская, Юрский
  2. Переходила от пресмыкающихся к птицам
  3. Крылья, перьевой покров, наличие цевки – птицы; челюсти с зубами, наличие лап с когтями, длинный хвост из позвонков – пресмыкающиеся.

Задание 24.

1) 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела;

2) 3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как железы внутренней секреции протоков не имеют;

3) 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников

Задание 25.

1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;

2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;

3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев.

Задание 26.

1) при фотосинтезе регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: выделяется кислород и поглощается углекислый газ;

2) при дыхании и брожении регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: поглощается кислород и выделяется углекислый газ;

3) в результате азото-фиксации бактериями поглощается молекулярный азот из атмосферы, при денитрификации азот выделяется.

Задание 27.

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: ЦГААГГУГАЦААУГУ;

2) нуклеотидная последовательность антикодона УГА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК АЦУ;

3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ТРЕ, которую будет переносить данная тРНК

Задание 28.

1) ге­но­ти­пы родителей: отец - Х а Y, мать - Х А Х А (или Х А Х а); при­знак рецессивный, сцеп­лен с полом (Х-хромосомой), так как про­яв­ля­ет­ся толь­ко у мужчин, и не в каж­дом поколении;

2) дочь (1) - Х А Х а – но­си­тель гена, так как на­сле­ду­ет Х а -хромосому от отца; её сын (7) - Х а Y, при­знак проявился, так как на­сле­ду­ет Х а -хромосому от матери; дочь (6) - Х А Х а или Х А Х А;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны № 6: если её ге­но­тип Х А Х а, то 25% (только мальчики); если её ге­но­тип Х А Х А, то 0%.

СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2019 года по БИОЛОГИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, базовый и профильный уровень.

Результаты единого государственного экзамена по биологии признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по биологии.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования, различных примерных программах и учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования по биологии.
КИМ ЕГЭ проверяют освоение выпускниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить содержательную валидность КИМ. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в конкретной образовательной организации.

В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.

Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологическую компетентность.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 задании и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 21 задание:

7 - с множественным выбором с рисунком или без него;
6 - на установление соответствия с рисунком или без него;
3 - на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 - на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 - на дополнение недостающей информации в схеме;
1 - на дополнение недостающей информации в таблице;
1 - на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

В части 1 задания 1-21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное
восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах ОГЭ по биологии

Демонстрационные варианты ОГЭ по биологии 2009-2014 состояли из 3-х частей: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

В 2013 году в в часть 2 (В) было добавлено практико ориентированное задание на соотнесение по заданному алгоритму морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями.

В 2014 году в демонстрационный вариант ОГЭ по биологии были внесены следующие изменения :

  • в части 1(А) на 2 было сокращено количество заданий,
  • в часть 2 (В) было добавлено новое задание с выбором трех верных ответов из шести ;
  • в часть 3(С) было включено новое задание на применение биологических знаний в практической ситуации;
  • общее количество заданий не изменилось , но максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы повысился с 43 до 46.

В 2015 году в демострационном варианте ОГЭ по биологии изменилась структура варианта :

  • Вариант стал состоять из двух частей .
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

В демострационных вариантах ОГЭ 2016 - 2019 годов по биологии по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

В демострационном варианте ОГЭ 2020 года по биологии по сравнению с демонстрационным вариантом 2019 года произошли следующие изменения:

  • Было сокращено количество заданий с 32 до 30 .
  • Был уменьшен максимальный первичный балл с 46 до 45 .
  • В часть 1 были включены новые модели заданий 1 и 20 .
  • В части 2 было добавлено новое задание 27 , а задания 31 и 32 переработаны в новое задание 30 .

СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2018 года по БИОЛОГИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, базовый и профильный уровень.

Результаты единого государственного экзамена по биологии признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по биологии.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования, различных примерных программах и учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования по биологии.
КИМ ЕГЭ проверяют освоение выпускниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить содержательную валидность КИМ. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в конкретной образовательной организации.

В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.

Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологическую компетентность.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 задании и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 21 задание:

7 - с множественным выбором с рисунком или без него;
6 - на установление соответствия с рисунком или без него;
3 - на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 - на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 - на дополнение недостающей информации в схеме;
1 - на дополнение недостающей информации в таблице;
1 - на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

В части 1 задания 1-21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное
восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.