Государство с точки зрения истории. Понятие и признаки государства

Определения такого понятия, как «государство» очень много.

Ученые в течение многих столетий формировали правильное объяснение, хотя единого значения до сих пор не существует.

Держава отвечает за обеспечение народного блага и сохранение внутреннего порядка.

Вконтакте


Различные авторы и словари дают следующие определения:
  • Это общественная организация, объединенная общей культурой, языком, обычаями и традициями. Это общество расположено на определенной территории, имеет внутренний и внешний суверенитет, систему самоуправления.
  • Политически-социальная организация, которая существует для регулирования отношений между населением.
  • Ядро социальной и политической системы, которое управляет жизнью людей и регулирует их взаимоотношения.
  • Страна вместе со своим населением, проживающим на ее территории.
  • Форма организации общественной системы, базирующаяся на основе механизмов принуждения и управления. Она устанавливает порядок правовых отношений и обладает суверенитетом.

Признаки государства

Ученые выделяют несколько следующих признаков:

Теории происхождения

Существует несколько теорий о происхождении держав, но ни одну из них нельзя считать единственно правильной. Причин появления такого образования, как государство, достаточно много. Первыми возникли страны Древнего Востока - сейчас это территории современных Египта, Ирана, Китая и Индии.

Наиболее известные теории:

  • Теологическая - основывается на религии . В основе этой теории лежит создание государства по воле Бога. Народ считал, что императоры - властители стран - получили свою власть непосредственно по божьей воле.
  • Патриархальная - в ее основе лежит семья . Считается, что страна образуется из семьи, а власть правительства берет основу из власти главы семейства - отца. Так как люди могут существовать только в коллективе, то они стремятся создать семью. Разрастание семейств и привело к образованию государства. Как отец стоит во главе всего семейства, так и патриарх управляет своими подданными.
  • Теория насилия связана с политическими и военными факторами . Согласно этой доктрине, страны образовываются не по причине социально-экономического развития народов, а из-за войн. Завоевания и порабощение племен, насилие привели к созданию стран.
  • Теория общественного договора - государство основалось по соглашению между людьми . В этом случае население частично отказывается от своих интересов в пользу страны, которая будет обеспечивать его права с помощью власти.
  • Материалистическая теория - связана с разделением общества на классы . После появления частной собственности население начало делиться на сословия и классы, между которыми возникали противоречия. Государство возникло как сила, которая контролирует жизнь сословий и решает возникающие конфликты.
  • Расовая теория утверждает , что страны образовались вследствие разделения людей на группы по признакам расы: язык, цвет кожи, традиции, обычаи. В последние годы эту теорию считают псевдонаучной и отожествляют с расизмом.
  • Органическая - основывается на сравнении государства с организмом . Страна, как и любое живое существо, рождается, развивается, стареет и умирает.
  • Ирригационная теория . В ее основе лежит внедрение ирригационного земледелия, которое использовали на территориях с засушливым климатом. В связи с этим появляется необходимость организации работы коллективов, что приводит к появлению властвующей верхушки. Первые государства на основе этой теории образовались на востоке.

Государственные функции

Любое государство осуществляет деятельность, связанную с суверенной властью.

Древние страны выполняли несколько функций, связанных с управлением обществом и хозяйством, охраной территории и собственных границ от нападений врагов, защитой властвующей верхушки и подавлением бунта подчиненных. Современные суверенные территории выполняют намного больше функций.

Главной функцией каждой страны является обеспечение комфортного и безопасного проживания населения на его территории. Другие функции государства делятся на внутренние и внешние.

Внутренние

  • Политическая - обеспечивает выполнение задач по развитию населения, политической стабильности на мировой карте.
  • Правовая - держава устанавливает правовые нормы и законы, с помощью которых регулирует отношения между населением, обеспечивает защиту прав и свободы каждого гражданина.
  • Образовательная - это обеспечение равного доступа всего населения к возможности получения образования.
  • Организаторская - контроль деятельности всех субъектов политической власти, регулирование законов, упорядочивание власти внутри страны.
  • Культурная - отвечает за духовное развитие народа, гарантирует свободный доступ к информационному пространству для удовлетворения культурных запросов населения.
  • Экономическая - создание и деятельность кредитной и налоговой политики, координация экономических процессов, контроль выплаты налогов и материального обеспечения граждан.
  • Экологическая - функция, которая обеспечивает населению здоровую среду для проживания, устанавливает правила использования природных ресурсов.
  • Социальная - обеспечение равенства между разными сословиями населения, защита тех категорий народа, которые сами не могут гарантировать себе нормальное существование. Эта функция отвечает за солидарные отношения внутри общества.

Внешние

  • Функция выгодного сотрудничества - любое государство сотрудничает с другими странами в экономической, культурной, социальной и политической сферах таким образом, чтобы выгода была взаимной.
  • Обеспечение национальной безопасности - власть отвечает за сохранность территории государства, гарантирует его безопасность и сохранность жизни населения, поддерживает необходимый уровень военной обороны страны.
  • Функция поддержания мирового порядка - каждая страна участвует в организации и развитии международных отношений, решении глобальных мировых проблем. Государства осуществляют деятельность, которая касается сокращения числа военных конфликтов.
  • Внешнеполитическая функция - между всеми странами развиваются дипломатические отношения, заключаются международные соглашения и договоры. Державы участвуют в мировых организациях.

В истории государство как термин объясняется как социальная организация, которая обладала бесконечной властью над населением, проживающим в границах ее территории. Государство отвечает за обеспечение народного блага и внутреннего порядка.

Что свойственно любому государству? В каждой стране власть разделяется на три ветви: судебную, законодательную и исполнительную. Власть верховенствует над всеми организациями и гражданами страны, она является независимой и самостоятельной среди других держав. Именно держава представляет интересы своего народа на мировой политической карте.

Краткое описание признаков государственной власти:

  • Суверенность - страна имеет неограниченной властью над населением и организациями, которые осуществляют свою деятельность в пределах государственных границ.
  • Принудительность - в пределах страны государственная власть имеет право принуждать субъекты к соблюдению законов и правил. При необходимости применяется деятельность специализированных органов в соответствии с установленным законодательством.
  • Всеобщность - это слово означает то, что власть державы распространяется на всю ее территорию и выступает от имени народа.

Государства считаются признанными в том случае, если они входят в состав Организации Объединенных Наций или имеют возможность стать ее членами. На сегодняшний день в таблице всех держав таких стран насчитывается более двухсот.

Остальные территории не могут быть признаны государствами по таким причинам:

Держава как политический институт обеспечивает безопасную жизнь населению, а как организационная структура вступает во взаимоотношения с другими политическими субъектами. Состав державы - системы социального обеспечения граждан, суды, армия, органы местного самоуправления - финансируются населением страны путем налогообложения и отвечают за организацию социальной жизни народа. читайте у нас на сайте.





Основные функции (задачи государства) Внешние Участие в решении глобальных проблем Обеспечение национальной безопасности Развитие взаимовыгодного сотрудничества Отстаивание государственных интересов в международных отношениях Внутренние Экономическая Социальная Обеспечение народовластия Защита конституционного строя Обеспечение правопорядка и законности Консолидация общества Экологическая







Форма правления Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) и передается по наследству Республика форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти



Самая древняя форма правления – монархия. До начала Нового времени подавляющее большинство государств было монархическими. В конце XVIII – XX в. Многие монархии уступили место республиканской форме правления. Большинство европейских стран сегодня – республики.


Монархия (от греч. monarchia – единовластие, самодержавие) – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передается по наследству. Система наследования персональная – трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. семейная – монарха выбирает сама царствующая семья или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии


Монархия Абсолютная (неограниченная) монархия Вся полнота власти – законодательной, исполнительной, судебной – сосредоточена в руках монарха, а ее происхождение признается божественным Ограниченная (конституционная, парламентская) монархия Власть наследственного монарха ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и др. Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония и др. Дуалистическая монархия Переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области Иордания, Марокко, Непал




Нетипичные монархии Выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов) Коллективная в ОАЭ (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров) Патриархальная монархия в Свазиленде (король – вождь племени) Теократия – форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является и светским главой государства (Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней)


Виды монархий и их признаки Линия сравнения Парламентская (конституцион- ная) Абсолютная Дуалистическая 1. Принадлежность законодательной власти Монарху Разделена между монархом и парламентом Парламенту 2. Осуществление исполнительной власти Монарх Формально – монарх, фактически - правительство 3. Назначение главы правительства Монарх Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов 4. Ответственность правительства Монарх Перед парламентом


Виды монархий и их признаки Линия сравнения Абсолютная Дуалистическая Парламентская (конституцион- ная) 5. Право роспуска парламента -- (парламент отсутствует) У монарха (неограничен- ное) У монарха (по рекомендации правительства 6. Право veto монарха на решения парламента -- Абсолютное veto Предусмотрено, но не используется 7. Чрезвычайно- указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется 8. Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Велико- британия, Дания, Испания, Нидер- ланды, Япония


Президентская Президент наделен большой властью: совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием и всеми гражданами Парламентская Ведущий орган власти избирается гражданами, парламент формирует правительство, отчитывающееся перед ним Смешанная полупрезидентская Власть президента значительна, но формирование правительства проходит с участием парламента Республика США, страны Латинской Америки, Португалия Индия, Италия, ФРГ, Швейцария, Венгрия Австрия, Россия, Франция


Различия парламентской и президентской республик Президентская ПарламентскаяСмешанная Президент (глава государства) избирается населением Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом Президент (глава государства) избирается населением Глава правительства – президент Глава правительства – премьер-министр (ключевая роль в управлении) Глава правительства – премьер-министр Правительство назначается президентом Правительство формируется парламентом Правительство назначается президентом Правительство несет ответственность перед президентом Правительство несет ответственность перед парламентом







Государственное устройство Федерация – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью. Конфедерация – союз государств. Унитарное государство – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью


Государственное устройство Федеративное (федерация) Конфедеративное (конфедерация) Унитарное Бразилия, Германия, Индия, Мексика, Россия, США, Швейцария и др. Содружество независимых государств (СНГ), Европейский Союз (ЕС) Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Франция, Швеция и др.


Федерация (от лат. foedus – союз, договор) Устойчивый союз административно- территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, часто граждане субъектов федерации обладают правом на двойное гражданство


Унитарное государство (от фр. unitare – единый) Единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц (губерний, краев, провинций), не обладающих собственной государственностью. Существует единая конституция, система высших органов государственной власти, управления, судебная система


Конфедерация (от лат. confoederatio – союз, сообщество) Постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет, имеют право свободного выхода и передают союзу решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта, связи, денежной системы

Не так просто дать ответ на вопрос о том, что такое государство. Определение (краткое или развёрнутое) данного понятия имеет множество вариантов. Научные деятели в своих трудах абсолютно по-разному подходят к объяснению этой категории, играющей одну из самых важных ролей в общественной жизни.

В целом краткое определение понятия государства заключается в организации социума, имеющего единые обобщенные интересы, обязательно обладающего конкретно обозначенной территорией, управленческой системой и полным суверенитетом.

Где используется понятие «государство»?

«Государство» в качестве термина, требующего констатации, используется в нескольких контекстах. Как правило, это:

  • сфера правовых отношений, где государство зачастую выступает их самостоятельным объектом в лице государственных органов;
  • сфера политических отношений, в которой государство является также основополагающим элементом, определяющим вектор развития общества как на внутреннем, так и на внешнем уровне;
  • сфера социальных отношений, в которой государству отводится также ряд функций по социальной защите населения.

Почему нет единого определения государства?

Так или иначе, что такое государство (определение краткое не сможет вместить в себя всю суть данного понятия), однозначного ответа не может дать даже наука.
Не существует единого, признанного во всех научных отраслях объяснения понятия «государство». Международное право также бессильно в этом вопросе.

ООН не имеет отношения к предложенным ниже формулировкам, поскольку признать то или иное государство или его управляющие органы может только другое государство. ООН же не является державой. Это международная организация, одно из самых влиятельных и крупнейших мировых сообществ, не обладающее соответствующим пакетом полномочий, чтобы определить на правовом уровне, что такое государство. Краткое понятие, определяющее указанную категорию как основную политическую организацию общества, осуществляющую над ним контроль, управление, охрану экономических и социальных структур, в общих чертах дает представление о том, что именно государство в цепи «государство-общество» является ведущим звеном. Такое определение предложено в толковом словаре Шведова и Ожеговой.

Определения разными авторами

Чтобы понять, какое краткое определение соответствует понятию государства, необходимо обратиться к дополнительным литературным источникам. Например, государство - это специальная подготовленная сила поддержания правопорядка. Э. Геллнер представляет себе государство как ряд институтов, единственной целью которых является недопущение разлада. Отделившиеся от общественной массы населения суды, полицейские органы и являются тем самым государством.

В пример того, что термин имеет множество значений, можно вспомнить одно высказывание Л. Гринина о том, что такое государство. Определение краткое, а точнее его смысл состоит в следующем: государство - статическая единица политических отношений, представленная в отделенной от народа власти и администрации, которая претендует лишь на верховное управление. Причем, по мнению автора, управление населением происходит независимо от его желаний и воли, поскольку в государстве всегда найдутся силы для реализации принуждения.

Невозможно упустить и поистине «крылатые» высказывания Ленина В.И. - вождя советского народа в начале ХХ века. Его краткое определение соответствует понятию государства, если рассматривать последнее с более агрессивной стороны. Он считал, что государство - это машина, созданная с целью угнетения низкого класса, помогающая высшему классу удерживать в повиновении остальные слои населения. Нередко Ленин называл государство аппаратом насилия.

Страна и государство: есть ли разница?

Примеры толкований данного понятия, вполне очевидно, не могут привести к единому общему определению. Быть может, разобравшись в некоторых аспектах происхождения государства, его разновидностях и особенностях, удастся найти тот самый ответ на вопрос.

Нередко «государство» и «страна» выступают как тождественно равные термины. Правильно ли это? Существует ли какая-либо разница, и имеет ли она значение? Обратившись к вышеизложенным формулировкам, можно подчеркнуть самое основное и назвать, что такое государство. Определение краткое подтверждает, что это политическая система властвования, установленная на конкретной населенной территории. Страна же выступает, скорее, географическим, культурным, историческим, этнографическим понятием.

Первые государства

Следует обратить внимание и на то, откуда вообще взялось управление, и что такое государство. Краткое определение по истории развития общества найти практически невозможно. Ученые здесь также расходятся во мнениях, поэтому назвать единые причины появления такого механизма, как государство, не может никто. Конечно, существование нескольких теорий подтверждает проведение огромной работы, проделанной историками и правоведами, но не одной из версий присудить статус «истинной» пока не удается.

Однозначно и бесспорно можно сказать лишь о том, где появились первые государства. Ирак, Египет, Китай, Индия - современные страны, относящиеся к периоду Древнего Востока, имеют самую длинную историю существования. Среди теорий происхождения данных государств лидирующие позиции занимают:

  • Патриархальная теория;

Понятие правового государства

Однако, сведя суть каждой из них воедино, получится приблизительное определение государства, по которому его можно считать особым типом политической организации, контролирующей с помощью принуждения на обозначенной территории все общественные процессы. Оно является автономным в собственном функционировании, а управление осуществляет в централизованном порядке с помощью установленных правовых норм или единой идеологии.

В юриспруденции нередко можно встретить понятие «правовое государство». Краткое определение такого термина представится возможным к формулировке лишь после раскрытия внутреннего содержания категории.

Особенности правового государства

В случае, когда державное управление и вся деятельность регламентируется юридическими нормами, правовыми принципами, государство можно назвать правовым. По сути, именно соответствие и беспрекословное соблюдение принципов законности и верховенства права - это и есть основные черты правового государства.

Рассмотреть это же понятие можно и не только со стороны государственного принуждения или соблюдения тех или иных правовых норм лишь только подчиненной стороне. Понятие «правового государства» можно трактовать и как способ воздействия на легитимную власть, направленный на соблюдение последней тех же правовых норм, которые являются обязательными для неукоснительного выполнения остальными слоями населения.

К тому же в правовом государстве права и свободы человека и гражданина стоят превыше всего и являются приоритетной ценностью всех сфер общественных правоотношений.

Федеративное государство: специфика

Особенно актуальным является рассмотрение такого понятия, как федеративное государство. Краткое определение этой понятийной единицы поможет точно обозначить основные черты и признаки такого государственного образования, отличающего его от схожих систем.

Двумя словами можно сказать, что это достаточно сложное политико-административное формирование, состоящее из отдельных территориальных субъектов. В отличие от унитарного государства, где регионы обладают достаточными полномочиями и иногда децентрализованной властью, в случае федераций административно-территориальные единицы наделены широчайшей компетенцией и автономией практически во всех вопросах политической, экономической и социальной жизни общества.

Черты федеративного государства

Характерными признаками федеративного государства являются:

  • территориальное разделение федерации на отдельные административные единицы;
  • право принятия нормативно-правовых актов, собственной конституции принадлежит каждому федеративному субъекту;
  • каждая административно-территориальная единица федерации имеет свои государственные органы;
  • гражданство постоянных жителей федерации может быть двойным: общесоюзным и конкретного федерального субъекта;
  • парламент федеративного государства в основном является двухпалатным.

Россия - светское государство. Место церкви в жизни общества

Конституция России гласит о том, что наше государство является светским. Это означает, что церковь отделена от державных дел, и ни одна из мировых религий не устанавливается властью в качестве основной или принудительно обязательной. При этом некоторые аспекты вероисповедания и правовое положение церквей на территории современного российского государства регулируется соответствующим законодательством.

Сегодня на примере России можно подробнее рассмотреть, что такое светское государство. Краткое определение гласит о том, что на территории страны не может быть какой-либо официальной, утвержденной государственными органами религии, обязательной или предпочтительной. Однако стоит отметить, что на протяжении последних лет церковь заметно укрепила свои позиции в государстве. Возрождаемая значимость и весомая роль религии в жизнедеятельности страны проявляется во многом. Это и активное возведение и реконструкции храмов, и просвещение населения с помощью газет, радиоволн и интернет-ресурсов. Присутствие Святейшего Патриарха Всея Руси на важных мероприятиях и государственных праздниках рядом с лидерами государства - уже привычное явление.

Среди населения также можно заметить активность по посещению церквей, открытию специализированных религиозных общеобразовательных школ.

Государство - особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и некоторых других территорий, разделена между примерно двумястами государствами.

Определение государства

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация - ООН - не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций - это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство. »Каким образом новое государство или правительство добиваются признания со стороны Организации Объединённых Наций? Каким образом та или иная страна вступает в ООН в качестве государства-члена? Неофициальный документ ООН для информации.

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, - Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 несколькими американскими государствами. Россия или СССР её не подписывала.

В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства - это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа » (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры » и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры. »

Приведём ещё несколько определений государства:

«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э.

1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М.: Прогресс. С.28).

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество . № 5. С. 20).

«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M.

1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology . Vol. IV. New York. P.1255).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75). выписал это из: "Филос. энциклопедич. словарь." М.:Сов.Энциклопедия, 1983, статья "Гос-во". Есть также в БСЭ на яндексе (arseniy.bocharov)

«Государство - аппарат насилия в руках господствующего класса» (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений (третье издание). - М.: Политиздат, т.20, стр.20).

«Государство есть воплощение права в обществе» Брокгауз-Ефрон. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакциею Э.Л. Радлова. С.-Петербург, 1911, стр. 64.

Этимология

Слово «государство » в русском языке происходит от древнерусского «государь » (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь » (давшее «господарьство »).

Древнерусское «господарь » происходит от «господь ». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство » и «господь » (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448). Точная же этимология слова «господь » неизвестна.

Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство », «господарьство » появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь », «господарь », то в Средние века «государство » обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя ».

«Государем » в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136-1478 годах).

Государство или страна?

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории , особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна ) и state (государство ), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

Государство, союзное государство (федерация) или союз государств?

Иногда проблематично провести чёткую грань в определении различий между понятиями «государство», «унитарное государство», «союзное государство» и «союз государств».

Более того, в истории часто одна форма перетекала в другую при централизации и наоборот - распад империй.

Происхождение государства

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Теории происхождения государства:

  • Патриархальная теория
  • Теологическая теория
  • Теория общественного договора
  • Теория насилия
  • Материалистическая (марксистская) теория
  • Психологическая теория
  • Расовая теория
  • Органическая теория
  • Ирригационная теория
  • Комплексная теория происхождения государства Х. Й. М. Классена

Функции государства

Изначально любое государство выполняло триединую задачу:

Управлять хозяйством и обществом;

Защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых;

Оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства:

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Государство как организм

Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее древни, чем политический атомизм. Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,-в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. Московское научное издательство. 1919 г.

Гегель указывал, что определения государства и не может быть, что государство есть организм, т. е. развитие идеи в своих различиях. “Природа организма такова, что если не все его части переходят в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то погибнуть должны все. С помощью предикатов, принципов и т. д. так же нельзя достигнуть суждения о государстве, в котором следует видеть организм, как нельзя с помощью предикатов постичь природу Бога, жизнь которого я должен созерцать в самом себе.Савельев: Нация и государство. Теория консервативной реконструкции (2005) : 2.1. Определение невозможно, смысл познаваем

Платон в основание своей политической философии кладет уподобление государства индивиду: государство тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. Аристотеля точно так же встречается сравнение государства (множества) с одним человеком - многоногим, многоруким, имеющим множество чувств. Солсбери, ссылаясь на Плутарха, характеризует государство как организм, подобный человеческому телу (духовенство - душа государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, т. е. государя). Аналогии есть у Гоббса, Спинозы, Руссо. Органическая теория государства

Термин «геополитика» Челлен определил так: это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. Тезис Р. Челлена: "государство – живой организм". Это развивается в его главной работе «Государство как форма жизни»: «Государство - не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой бкологическое образование или живое существо. Как таковое, оно следует закону роста: ... сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания»Рудольф Челлен - автор категории *геополитика*

В «Политическая география» Ф. Ратцеля, легшей в основу геополитики, приводится ряд основополагающих идей: 1) государство - это организм, который рождается, живет, стареет и умирает; 2) рост государства как организма обусловлен «почвой»; 3) свойства государства составлены из свойств народа и территории; 4) «исторический пейзаж» накладывает отпечаток на гражданина государства; 5) определяющим в жизни государства является «жизненное пространство» (lebensraum). В соотвествии с этими идеями ученый дает такое определение: «Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы» Плахов В. Западная социология

Составляющая структурная единица государства как организма - семья.

Переходя от индивидуального к социальному, каждый член общества выполняет свою функцию, увеличивающую вероятность существования государства, цивилизации

Библиография

  • Гринин, Л. Е. 2007. Государство и исторический процесс. М.: КомКнига.
  • Крадин, Н. Н. 2001. Политическая антропология. М.: Ладомир.
  • Малков С. Ю. Логика эволюции политической организации государств // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства. М.: КомКнига, 2007. С. 142-152.

Ссылки

  • Логика эволюции политической организации государств

Человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.

Аристотель полагал, что первоначально люди объединяются в семьи, затем несколько семей образуют селение и на завершающей стадии этого процесса создается государство как форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством и подчиняющихся власти законов.

Воззрения античных философов отражали реальность политической жизни государств--полисов. В средние века в Европе получила распространение теория государства--вотчины: государственная власть выводилась из права собственности на землю, что соответствовало политико-правовой практике феодального общества.

В соответствии с этой теорией государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того, чтобы надежно обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государственные институты.

Государство в его современных формах сложилось в ходе длительного исторического развития. Возникло государство не сразу: постепенно от общества обособились институты политического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Поначалу незначительное, но с течением времени все более явное имущественное расслоение привело к необходимости создания специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные отношения. Учащавшиеся столкновения между численно возросшими племенами из-за плодородных земель, охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость сохранять достояние племени и увеличивать его за счет других с помощью специально для этого созданное вооруженной силы.

Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить пять факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших им определенную специфику. К ним относятся завоевания (скажем, одного племени другим) и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных; наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований и регулярного сбора средств на их содержание; необходимость проведения крупных хозяйственных работ, немыслимых без мобилизации значительных материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования.

Сущность государства.

В настоящее время термин «государство» в зависимости от контекста может иметь различный смысл.

Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и исполнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование.

Во-вторых, этот термин употребляется для обозначения отношений политической власти, т.е. отношений господства и подчинения между различными группами граждан, между органами власти (например, парламентом и правительством), а также между органами власти и общественными организациями.

В-третьих, в обыденной речи термин «государство» зачастую употребляется как синоним понятий «страна», «отчизна», «общество».

Такая многозначность термина «государство» не случайна. Она вытекает из сущности государства не только как классовой, но и как универсальной организации, призванной обеспечивать целостность общества. Эта многозначность обусловлена и самой организацией государства, в структуру которого органически вплетены основные компоненты общества.

Как универсальную форму организации общества государство составляют следующие элементы: территория, население, власть.

Территория -- это физическая, материальная основа государства. Территорию государства составляет та часть мирового пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. Причем эта территория не сводится только к так называемой твердой земле. В нее входят недра, воздушное пространство, территориальные воды. Во всех перечисленных средах государство осуществляет свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

С территорией прежде всего связан вопрос возникновения и исчезновения государств. В конечном счёте без территории государств не бывает. С утратой территории (например, в результате войны) государство прекращает существование. Именно этим объясняется тот факт, что с вопроса о контроле над той или иной частью пространства начинают развиваться многие внутренние и внешние политические конфликты. И именно поэтому одной из главных целей правящих политических групп, не состоящих на службе иностранных держав, является гарантирование территориальной целостности государства, для чего используются различные средства -- от дипломатических до военных.

Население -- как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Проживающее на территории государства все население составляет сообщество людей, единый народ, нацию. В большинстве западных государств, особенно в англоязычных странах, понятия «народ» и «нация» употребляются как тождественные. Понятие «нация» (от лат. «natio» -- племя, народ) связывается с государством, и под таковой понимается все сообщество людей, народонаселение занимаемой государством территории независимо от этнической принадлежности, объединенное одним правлением. Разумеется, в действительности в рамках народа как всего населения данного государства нередко сосуществуют различные этнические группы (народности), которые также иногда называют себя нациями.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства. Власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Основными элементами этой структуры являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Иногда в качестве органов власти называются средства массовой информации -- государственные печатные органы, радио и телевидение. Однако последние не располагают какими-либо властными полномочиями и, следовательно, не могут быть отнесены к институтам власти.

Функции отражают главные направления деятельности государства по выполнению им своего предназначения. В функциях государства и проявляется его сущность. В самом общем виде государство выполняет две основные функции: посредническую и функцию управления.

Посредническая функция прямо связана с природой государства как орудия регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе, разделенном на социальные группы. Социальные конфликты могут быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над частными интересами различных социальных групп. В качестве таковой и выступает государство.

Наряду с посредническими функциями в отношениях между господствующими и подчиненными социальными группами, властвующая группа вынуждена также выступать в качестве арбитра и в конфликтах между различными своими частями.

Посредническая функция государства не ограничивается урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную власть возложена обязанность разрешать внешние конфликты, обеспечивать развитие отношений с зарубежными странами. Умение правящей политической группы обеспечивать укрепление обороны страны, повышение ее безопасности, развитие международных отношений является столь важным, что она может усилить или потерять свою власть в зависимости от успеха или неуспеха в этом деле. Еще более важное значение посредническая функция имеет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности страны, поддержания и укрепления целостности общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением государства, но и прекращением его физического существования.

Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для сохранения и развития общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с обороной, экономикой, использованием природных ресурсов, производством продуктов питания, развитием здравоохранения, образования, социального обеспечения, судопроизводства и т.д. Задачей государства является воздействие на общественную систему в целом и отдельные её элементы с целью разрешения этих проблем или смягчения их остроты. Функция управления не менее важна для нормального развития общества, чем регулирование социально-классовых отношений. От того, с какой эффективностью она выполняется, зависят общественная стабильность и престиж правящих политических групп.

Итак, государство как основной институт политической системы выполняет две главные функции -- посредническую и функцию управления. Обе они находят свое выражение в деятельности по регулированию государства как своих внутренних, так и внешних проблем. Анализ содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд более узких по своему характеру и содержанию. В отечественной политологической и правоведческой литературе все они, как правило, подразделяются на внутренние и внешние функции государства. К внутренним относятся: защита существующего способа производства, регулирование социальных отношений, хозяйственной деятельности, охрана общественного порядка и другие. Внешние функции составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны, защита интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, участие в решении глобальных проблем человечества и другие.

Территория, население, власть, функции -- всё это содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам.

Государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что обнаруживается и в своеобразии их внешнего облика. Это относится к различным составным элементам и сторонам деятельности государства: организации власти, территориальному устройству, методам осуществления властных велений, совокупности выполняемых функций и т.д. Особенности устройства и функционирования государства и составляют его форму. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима.

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

Государство -- это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Итак, государство -- это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.

Государство -- это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть.