Категории сложности в альпинизме. Категории сложности в альпинизме и горном туризме

Отчет

О водном туристском

По р.Собь (район Полярного Урала)

Совершенном с 21.07 по 08.08.2017 г.

Маршрутная книжка № 11-В-2017

Руководитель группы: Хлебин Р.Ф.

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть засчитано участникам и руководителю как поход 4(3) категории сложности.

Отчет использовать: по назначению

1 Справочные сведения о путешествии.

1.1 Сведения о путешествии.

1.2 Заявленная нитка водной части маршрута.

1.3 Паспорт маршрута.

1.4 Состав группы. Данные об участниках.

1.5 Сведения про прохождение маршрута каждым участником.

2. Сведения о районе путешествия.

2.1 Общегеографическая справка о районе путешествия.

2.2. Экологическая характеристика района путешествия.

2.3 Исторический экскурс.

2.4. Характеристика района путешествия (сплава).

3 Общая идея и организация путешествия.

3.1. Идея путешествия.

3.2. Организация путешествия.

4. Техническое описание маршрута.

4.1. Сокращения в тексте отчета.

4.2. Характеристика проходимых рек.

4.3. Описание препятствия водной части маршрута.

4.4. Стоянки верхней части маршрута.

4.5. Аварийные выходы с маршрута.

4.6. Заброски и выбоска с маршрута.

4.7. Определяющие препятствия маршрута.

4.9. Запланированный график движения

4.10. Фактический график движения.

4.11. Техническое описание прохождения водной маршрута.

5. Меры безопасности при проведении путешествия.

5.1. Общие меры по обеспечению безопасности.

5.2. Обеспечение безопасности непосредствненно на маршруте.

5.3. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.



5.4. Министерство по Чрезвычайным Ситуациям. Поисково-спасательная служба.

6.1. Итоги.

7. Приложения.

7.1. Сняряжение.

7.3. Состав общественной аптечки.

7.4. Замечания и пожелания.

7.6. Смета затрат на путешествие.

7.7. Адреса и телефоны государственных организаций.

7.8. Список литературы, туристических отчетов и других источников информации.

7.9. Правила и порядок заброски на р. Кутсайоки.

7.10. Фирмы и частные лица с которыми можно сотрудничать по прибытию и заброске на маршрут и выброске с него.

8. Картографический материал.

9. Фотографии.


Справочные сведения о путешествии

Сведения о путешествии.

Вид туризма:водный

Средства сплава: надувные байдарки «Налим-220» («Банан») и «Налим-300» («Баклажан»)

Район похода: Полярный Урал (Ямало-Ненецкий автономный округ Российской Федерации, Приуральский район)

Количество участников: 4 человека

Продолжительность маршрута: 19 дней

Сроки проведения: с 21.07.2017 по 08.08.2017 г.

1.2. Заявленная нитка водной части маршрута:

Ст.Полярный Урал (стапель) – устье р.Большая Пайпудына – устье ручья Кузнечиковый – устье ручья Восточный Нырдвоменшор – Харпский порог (2 кс) – устье ручья Енга-ю-шор – устье р.Хараматлоу – р.Хараматлоу (прохождение порогов Гагарина и Титова (2-3 кс) – устье р.Хараматлоу – устье р.Лупанеган – изба Норопол – село Катравож (анти стапель)

Паспорт путешествия

Состав группы. Данные об участниках.

Сведения о прохождении маршрута каждым учасником.

Порог «Харпский» (2 кс) на водной части маршрута проходися штатными экипажами, без розгрузки байдарок. Пороги Гагарина и Титова не проходились.

Отчёт составил Хлебин Р.Ф., фотографии Королевой А.С.


Сведения о районе путешествия

Общегеографическая справка о районе путешествия

Полярный Урал (Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский район)

Территория и административное деление:

Поля́рный Ура́л - горная область на севере Евразии, на территорииРоссии, самая северная часть Уральских гор. Северной границей региона считается гора Константинов камень, а от Приполярного Урала район отделяет река Хулга . Площадь - около 25000 км².

Полярный Урал расположен на границе Европы и Азии, на территории, принадлежащей республике Коми и Ямало-Ненецкому автономному округу. Условная граница частей света совпадает с границей регионов и проходит, в основном, по главному водоразделу хребта, разделяющему бассейны Печоры (на западе) и Оби (на востоке). Часть стока северных склонов приходится непосредственно на Байдарацкую губу Северного Ледовитого океана. Преобладающие высоты хребтов составляют 800-1200 метров с отдельными вершинами до 1500 метров (гора Пайер). Характерная особенность рельефа северной части Полярного Урала, наряду с глубоким расчленением хребтов и массивов сквозными поперечными долинами, - незначительная высота перевалов через главный водораздел (200-250 метров). По одной из таких долин (река Собь) проходит действующая ветка Елецкий - Харп Трансполярной магистрали (совр. - Северная ЖД).

Рельеф.

Как и все Уральские горы, район Полярного Урала, в основном, сформировался в эпоху Герцинской складчатости 250-300 млн лет назад. С тех пор область покоится на прочном фундаментеЕвразийской плиты и не испытывала значительных поднятий. Длительная эрозия, в том числе, деятельность ледников определила характер рельефа Уральских гор с глубокими, широкими долинами и типично ледниковыми структурами: карами, трогами и т. п. Часть котловин, многие из которых заполнены озёрами, имеют термокарстовое происхождение и связаны с мелким залеганием вечной мерзлоты.

Долина реки Собь делит Полярный Урал на две части, различные по своему геологическому строению. Севернее ширина горного района достигает 125 км, вместе с тем, он более интенсивно рассечён поперечными долинами с высотами перевалов 200-250 метров над уровнем моря. Западный склон более крутой, чем восточный, и более резко спускается к предгорным понижениям. Южнее хребет резко сужается (до 25-30 км), высоты перевалов достигают 500 м, а отдельных вершин почти 1500 м (Пайер - 1499 м, Лемва-Из - 1473 м).

Наиболее высокие горные вершины (с севера на юг)

· Константинов камень - 483 м

· Нгэтенапэ - 1338 м

· Харнаурды-Кеу - 1246 м

· Ханмей - 1333 м

· Пайер - 1499 м.

Климат.

Полярный Урал отличается очень суровым, резко-континентальным климатом. Расположенный на границе действия сибирского антициклона и европейской циклонической деятельности, регион славится своими холодными и вместе с тем исключительно снежными зимами и сильным ветром. Поскольку влажные циклоны обычно надвигаются на горы с запада, на западных склонах обычно выпадает в 2-3 раза больше осадков, чем на восточных. Зимой температура воздуха может опускаться до −55 °C. В ясную, морозную погоду иногда наблюдаетсятемпературная инверсия, когда температура воздуха на равнине оказывается на 5-10 градусов ниже, чем в горах. Весна и осень - короткие, лето также короткое, с неустойчивой погодой. Снег в горах, в основном, сходит к концу июня, а уже в начале сентября выпадает вновь. Несколько дней жаркой погоды (до +30 °C) могут внезапно смениться резким похолоданием, сопровождаемым сильным ветром, обильными дождями и градом.

Гидрография.

По Полярному Уралу проходит линия водораздела между бассейнами рек Печора (Уса) и Обь. Из-за большего количества осадков западные склоны более густо изрезаны речными долинами. Наиболее крупные реки (с севера на юг) - Кара, Уса,Елец. Реки восточного склона - Щучья, Лонготьеган, Сыня.

В центральной части Полярный Урал пересекается глубокой долиной реки Собь.

На Полярном Урале много озёр, большинство из которых сосредоточены в каровых долинах или имеют термокарствое происхождение. Как правило, такие озёра имеют небольшую площадь и - из-за неглубокого залегания вечной мерзлоты - небольшую глубину. Наиболее крупные озёра в северной части района - Большое и Малое Хадата-Юган-Лор, а также Большое иМалое Щучье. Большое Щучье, расположенное в тектонической впадине, имеет беспрецедентную для региона глубину 136 метров.

На водоразделе, в районе станции Полярный Урал находится озеро Перевальное, ручьи из которого со слоыв местнывх жителей в период паводка могут впадать как в Собь, так и в Елец.

Флора и фауна

Растительность Полярного Урала скудная. Таежные леса имеются лишь в южной части, где произрастают: в Зауралье - ель и лиственница, в Предуралье - пихта и береза. В долинах реки Сыня, Войкар и их притоках встречается сухостой. Редкие березовые и лиственные леса можно встретить в северной части района на восточном склоне по долинам рек. Берега рек западного склона - Печоры, Кары и их притоков поросли в основном кустами ивы, полярной березы, травами и цветами. Часто встречаются черника, брусника, морошка, а также грибы. Современная фауна Полярного Урала крайне обеднена. После вымирания и истребления в конце валдайского (вюрмского) оледенения и в начале текущего голоценового потепления практически всех видов крупных животных, единственным сравнительно часто встречающимся животным Полярного Урала остался северный олень. Большинство местных оленей - домашняя форма, составляющая главное богатство местного населения и выбивающая местные пастбища в результате неумеренного разведения и перевыпаса. Дикие северные олени на Полярном Урале сегодня почти истреблены и в недалеком будущем легко могут разделить судьбу овцебыков, бизонов, диких лошадей Черского и сайгаков, некогда массово населявших местные тундры и остепненные участки нагорий вместе с мамонтом и шерстистым носорогом. Сегодня здесь встречаются также зайцы и куропатки. Сохранилось некоторое количество бурых медведей.

Административное деление:

Яма́ло-Не́нецкий автоно́мный о́круг (нен. Ямалы-Ненёцие автономной округ ) - субъект Российской Федерации, входящий в состав Тюменской области. Находится в Уральском федеральном округе. Административный центр автономного округа - город Салехард. Граничит с Ненецким автономным округом на северо-западе,Республикой Коми на западе, Ханты-Мансийским автономным округом-Югрой на юге, Красноярским краем на востоке, с севераомывается Карским морем.

Огромная часть территории региона расположена в пределах северной части Западно-Сибирской равнины, и небольшая его часть на западе, по левую сторону реки Обь, проходит через восточные склоны Полярного (Лабытнанги, Обская, Харп, Лаборовая) и Приполярного Урала. С севера округ омываетсяКарским морем. Регион относится к районам Крайнего Севера, и более половины его территории расположено за Полярным кругом.

Округ занимает обширную площадь в 769 250 км², что в полтора раза превышает территорию Франции (547 030 км²) или Испании (504 782 км²).

На территории округа находится полуостров Ямал - самая северная материковая точка округа и находится на 73° северной широты, в 800 км от Северного Полярного круга.

Часовой пояс

Округ находится в часовой зоне Екатеринбургское время. Смещение UTC относительно составляет +5:00. Разница с Москвой, столицей Российской Федерации, составляет 2 часа.

Население

Численность населения округа по данным Росстата составляет 536 049 чел. (2017). Плотность населения - 0,70чел./км 2 (2017). Городское население - 83,73 % (448822). Демографическая ситуация в округе характеризуется устойчивым естественным приростом населения. В 2010 году родилось 8309 человек (коэффициент рождаемости 15,1), умерло 2885 человек (коэффициент смертности 5,3), что превысило показатели прошлого года. В 2009 году родилось 8216 человек (коэффициент рождаемости 15,1), а умерло 2924 человека (коэффициент смертности 5,4). Национальный состав – русские (61.7%), украинцы (9,7%), ненцы (5,9%), татары (5,6%), ханты (1,9%), азербайджанцы (1,8%), башкиры (1,7%), белорусы (1,3%), коми (1%), молдоване (1%), дагестанцы (ногайцы, кумыки, лезгины – 1%), селькпы (0,4%).

Административно-территоприальное деление и города:

В рамках административно-территориального устройства, автономный округ делится на административно-территориальные единицы: 7 городов окружного значения (Салехард, Губкинский,Лабытнанги, Муравленко, Надым , Новый Уренгой, Ноябрьск) и 7районов (Красноселькупский район, Надымский район, Приуральский район, Пуровский район, Тазовский район, Шурышкарский район,Ямальский район).

Путешествие проходило по территории Приуральского района.

Приуральский район

Располагается по левую и правую сторону Оби, главной реки района, наЗападно-Сибирской равнине (правобережье) и на восточных склонах Полярного Урала (левобережье).

Район богат полезными ископаемыми (хромовые руды), которые пока ещё не разрабатываются.

Приуральский район относится к районам Крайнего Севера, полярный круг пересекает его в центральной части, деля почти на две равные половины. Район граничит с Архангельской областью на севере, на западе - с республикой Коми, на юге - с Югрой, на востоке - с Надымским районом. Здесь заканчивает свой путь крупнейшая водная и транспортная артерия Западной Сибири - р. Обь, здесь расположена настоящая кладовая ЯНАО - Полярный Урал. На территории района расположены два административных центра в самостоятельных границах: столица ЯНАО - г. Салехард, и г. Лабытнаги, где берёт начало железнодорожная магистраль, обеспечивающая кратчайший выход округа в европейскую часть страны.

В Приуральском районе насчитывается более 400 рек длиной от 10 км и более 500 км. Особое место занимает Обь - самая большая по площади бассейна в России и одна из четырёх крупнейших по водоносности рек федерации. Реки Приуралья богаты рыбой ценных сиговых пород. 70 % видов сигов, таких как муксун, нельма, чир, сиг-пыжьян добывают на магистрали Оби в районе п. Аксарка. В озёрах водится хариус, голец, карась, таймень.Приуралье - край озер, их насчитывается несколько десятков тысяч. Подавляющее большинство этих водоемов имеют площадь менее 1 км² и лишь 5 - свыше 10 км². Крупнейшими и самым глубоким озером района является оз. Щучье (136 м), которое занимает 2-е место по глубине среди озер России, уступая только Байкалу.

На территории района расположены два музея - 1 в райцентре, другой в Горно-Князевске, где можно приобрести сувениры из природных материалов - кости, оленьего рога, бисера и меха. В районном центре с. Аксарка имеется комфортабельная гостиница на 13 мест с номерами «люкс». Из окружного центра г. Салехард в Аксарку ежедневно отправляются такси и автобус, время в пути - 1 час.

Благодаря суровому климату, Полярный Урал (в особенности, его южная часть) достаточно популярен среди любителей пешеходного, лыжного и водного спортивного туризма. Популярность района связана, в том числе, с его хорошей транспортной доступностью: максимальное удаление туристических маршрутов от станций Северной ЖД (Собь, Харп, 110 км (пос. Полярный), Полярный Урал, Хорота, Елецкая, Сивая Маска, Абезь, Шор) не превышает 60 км . Популярностью у туристов-водников пользуются реки Сыня, Танью, Войкар, Щучья, Кара, Собь, по которым можно проложить маршруты 1-4 категорий сложности. На территории расположено несколько действующих горнолыжных комплексов, в том числе, в г.Лабытнанги, на горе Чёрная (в 25 км западнее Харпа) и на станции Собь.

Среди пеших туристов и лыжников популярны маршруты по северной части Полярного Урала - с посещением озёр Хадата-Юган-Лор, Щучьих озёр, плато ИГАН, - так и по южной части. К основным туристическим районам южной части относятся: массив Райиз, Собский массив, массив Пайер, Каровый массив.

Из-за суровой зимы и малой продолжительности дня лыжные походы возможны, в основном, в апреле-первой декаде мая, когда устанавливаются положительные дневные температуры, и выход на лёд рек и озёр становится небезопасен.

Оптимальное время для пеших и водных походов - с начала июля до середины августа, когда возможны продолжительные периоды устойчивой тёплой погоды, для лыжных походов – с марта по июнь.

Район путешествия характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Отсутсвие крупных предприятий и постоянного населения на территории обусловил низкий уровень антропогенной нагрузки на территорию и высокую степень сохранности естественных ландшафтов. На маршруте путешествия отсутствовали источники загрязнения атмосферы и поверхностных вод. Единственным населенным пунктом, способным оказывать незначительное влияние на качество воды и атмосферного воздуха является поселок Харп, в котором имеется канализация с водоотводом в р.Собь через очистные сооружения, а также несколько котельных, работающих преимущественно на углеводородном сырье.

Основную угрозу экологической ситуации в регионе несет промышленная разработка недр и развитие туризма и рекреации. Прокладка коммуникаций через таежные и тундровые экосистемы приводит их разрушению, а утечки при добыче минерального сырья приводят к загрязнению почв и внутренних вод. Тундровая растительность характеризуется малой скоростью роста и неустойчивостью к повреждениям, след от вездехода, проехавшего по тундре, сохраняется десяток лет. Именно поэтому большинство работ по созданию инфораструктуры месторождений проводится в зимний период (когда тундровая растительность укрыта толстым слоем снега).

В последние годы возрасла рекреационная нагрузка на экосистемы Полярного Урала. Многочисленные коммерческие туры на джипах и вездеходах организуются без учета экологических особенностей территории, такие «полярные сафари» приводят к разрушению почвенно-растительного покрова на обширных площадях тундры. С целью сохранения полярной природы с 2017 года временно ограничен доступ гусеничных транспортных средств на территорию Полярно-Уральского биологического заказника.

2.3. Исторический экскурс

Освоение территории.

Первые сведения в русских летописях о народностях ханты и ненцы (старое название остяки и самоеды) относятся к XI веку. Новгородские торговые люди проникали в северной Зауралье и раньше. Они называли этот край Югрой или Югорской землей. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах Югры и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю как дождь из туч. "Самородный зверинец", "кладовая мягкой рухляди" привлекала ватаги торговых людей и новгородские рати. С 1187 года нижняя Обь входила в "волости подданные" Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, которые с 1502 года стали добавлять к своим титулам слова "Обдорские и Югорские".

В 1592 году царь Федор снарядил поход для окончательного покорения земель "великой реки Обь". В 1595 году один из казацких отрядов покорил Обдорское княжество и построил укрепление под название Обдорск (сегодня - Салехард). В 1601 году на реке Таз появился острог Мангазея, превратившийся в главную базу ясачных операций вплоть до Лены и Енисея. С упадком Мангазеи возросла роль Обдорска, который получил в 1635 году название "Обдорской заставы" и приобрел постоянных жителей. Включение Югры в состав сильного русского государства имело прогрессивное значение. Установление прочных экономических связей с народностями Обского севера содействовало росту могущества России. Поступление пушнины дало дополнительные валютные фонды, расширило торговый оборот с заграницей. В 1660 году сибирская казна давала свыше 600 тысяч рублей или около одной трети доходной части бюджета государства. Обдорск долго оставался последним русским населенным пунктом на Обском Севере. Постепенно росло население, менялось административное деление. С 1805 по 1822 год в Обдорске была так называемая "годовая обережка".

Традиционные промыслы.

В крае была развернута широкая торговля пушниной, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой и другими товарами. Этому способствовала знаменитая Обдорская ярмарка. В январе-феврале сюда съезжались ненцы и ханты, собирались купцы, жители Тобольской, Енисейской, Архангельской губерний. Денежной единицей служил белый песец по довольно высокой цене - десять рублей 50 копеек. Ярмарка по обороту капиталов была одной из первых в Тобольской губернии.

Северообская торговля целиком держалась на добыче сырья. "Рыбный и звериный промыслы. Оленеводство. Остальные промыслы не существуют", - писалось в отчетах инородной управы на статистический запрос. Торговля с инородцами была замаскированным грабежом. Патриарх сибирского областничества М.Н. Ядринцев утверждал, что хлеб продавался инородцам в два-три раза дороже его подлинной стоимости. А вот мнение тобольского губернатора от 1898 г. "Аборигены вынуждены брать все у частных торговцев, платя при этом за каждый предмет в два-три раза дороже его действительной стоимости, что без сомнения все более и более приближает их к полной нищете и разорению". К началу ХХ века получила развитие торговля рыбой. Из Обдорска вывозилось на рынки до 200 тысяч пудов рыбы в год.

Культура.

Первыми очагами культуры на Ямале советского периода смело можно назвать Красные чумы, появившиеся в первые годы образования округа. Они решали самые разные задачи: и ликвидация безграмотности, и санитарное посвящение, и многое другое. Впервые отдел культуры был образован при окружном исполкоме в 1945 году, а в окружном центре открыта культурно-просветительская школа. Национально-культурная политика, формировавшаяся на протяжении десятилетий, стала давать результаты. У единственного писателя первых лет советской власти И. Ного (автор пьес "Шаман" и "Ваули Пиеттоми", написанных в 1932-34 гг.) появилась когорта последователей. Первым членом Союза писателей России стал поэт и прозаик И. Истомин.

Особенно выросла сеть учреждений культуры в 60-е годы. Тогда работали 17 домов культуры, 39 сельских клубов, два народных театра, три музыкальные школы, краеведческий музей, дом народного творчества, культурная база в Гыдоямо. В 64 библиотеках имелось 500 тыс. книг, в киносети - более 100 установок.

Образование.

За 30-е годы около 40 млн. рублей было вложено в народное образование. В 1940 году в 46 школах округа обучалось 4500 учащихся, действовало 28 интернатов для детей коренного населения. К 1940 году в 10 библиотеках округа было 53 тыс. книг, работало пять Домов ненца, восемь красных чумов, две культурные базы. Резко улучшилось медицинское обслуживание населения. Народное образование последовательно решало задачи внедрения неполного среднего, а затем десятилетнего обучения детей. К началу 70-х годов в 60 школах обучалось 15 160 учащихся, в том числе половина из коренных народностей.

Транспорт и связь.

В 1931-32 гг. начались первые полеты авиации, а в 1937 году установлена прямая телефонная связь с Омском. В послевоенные годы бурно развивался транспорт и связь. В 1949 году в Лабытнанги пришла железная дорога. На реках курсировали комфортабельные пассажирские суда, пополнился грузовой флот, строились крупные механизированные причалы. С 1964 года введены регулярные рейсы скоростных по тем временам самолетов Ан-24 в Тюмень, Тазовское, Тарко-Сале, а летом 1968 г - в Москву.

Произошло коренное перевооружение средств связи - электрической, телефонной, почтовой. В 1964 году в эфире впервые прозвучали позывные окружного радио, в 1968 году - засветились экраны телевизоров.

Общая идея похода

Идея мероприятия заключалась в посещении интересного в спортивно-туристском плане посильного для группы маршрута в отдаленном и мало посещаемом белорусами районе. Исходя из имеющихся в распоряжении сплавсредств и опыта группы из нескольких вариантов маршрута была выбрана река Собь на Полярном Урале. Первоочередными факторами при выборе маршрута стали наличие на нем выдающихся географических объектов – границы между Европой и Азией и Северного Полярного круга, а также возможности застать полярный день. Еще одним определяющим фактором стала транспортная доступность маршрута, не требующая сложных забросок с использованием наемного транспорта, а также относительно небольшой бюджет похода.

Главной идеей похода стал переход из Европы в Азию на байдарках. Река Собь хорошо освоена туристами, походы по Соби различные группы заявляют как походы 1-й либо 2-й категории сложности. Нами была заявлена 1-я категория сложности, однако мы постарались включить в маршрут все элементы которые позволии бы повысить его сложность до 2-й категории. Обязательным элементом похода должен был стать едеинственный на Соби категорийный порог «Харпский» (2 к.с.). В качестве дополнительных элементов сложности планировалось пройти пороги Гагарина и Титова на притоке Хараматлоу.

Заброска на реку «с вагона в воду» позволила менее строго подойти к подбору продуктов и снаряжения. Началом водной части нашого маршрута была выбрана станция Полярный Урал, глубина Соби в верхнем течении – менее 30 см не должна была составить для нас проблему, так как все лодки нашей группы – надувные, устойчивы и имеют небольшую осадку, однако Собь выше впадения Большой Пайпудыны оказалась непроходимой из за низкого уровня воды и большого количества камней в русле, и мы были вынуждлены стартовать от станции Собь. Конечной точкой водной части был выбран поселок Катровож, из которого удобно осуществить возвращение в цивилизацию на рейсовом катере (ходит раз в два дня).

Опыт руководителя и участников являлся достаточным для прохождения маршрута.

Организация путешествия.

Путешествие было организовано и проведено туристами Клуба Путешествий Гомельского отдела белорусского географического общества. Основной целью путешествия было прохождение интересного, разнообразного маршрута с препятсвиями, которые оказались бы посильными для группы, большинство участников которой не имело опыта категорийных походов..

Перед путешествием была проведена серьёзная работа по изучению маршрута, изучен большой объём материалов по району путешествия, описания естественных препятствий (лоции реки), проработаны разные варианты заброски-выброски, был изучен и отобран обширный картографический материал, распечтатны топографические карты и спутниковые снимки района путешествия.

Была проведена работа по подготовке сплавсредств к походу (приробретение спасжилетов, замена баллонов, пошив фартуков на лодки, докомплектование ремнабора), приобретено необходимое личное и общественное снаряжение.

Для схаживания группы были проведены несколько походов выходного дня (реки Сож, Ипуть, Ольса), которые моделировали различные варианты прохождения маршрута по Соби. Вследствие всего вышеперечисленного, группа смогла успешно пройти данный маршрут.


Стоянки на маршруте

На маршруте большое количество мест, підходящих для организации стоянок. Проблемы с дровами возможны лиш на участе от ст..Полярный Урал до ст..Собь, в дальнейшем по берегам появляется сначала ива, потом лиственница и пихта. С водой проблем нет – можно использовать волду из Соби и притоков, в верхнем течении использовали даже без кипячения.

При прохождении маршрута ориентировались на стоянки, рекомендованные в изученных отчетах. Все они актуальны и подходят для размещения групп до 10 человек. Большинство стоянок находяться на лесистом берегу, над водой, оборудованы кострищами, некоторые – имеют оборудование для подвешивания котла и камни для бани. Такие лесные стоянки имеют один не достаток – обилие гнуса, и потому многие группы предпочитают останавливаться на каменистих отмелях и островах, которые хорошо продуваються ветром.

Еще один из вариантов разместится на стоянку – избы на берегу. Существуют избы в устье реки Лупанъеган («биостанция»), в урочище Тушгорт («старая» и «новая» изба егеря), эти избы не запираються, оборудованы печкой и в них можно переждать непогоду. Остальные избы ниже по течению Соби закрыты на замок, в них местные хранят рыболовные снасти.

Описание стоянок:

Стоянка у ручья Кузнечиковый: есть несколько стоянок как на правом, так и на левом берегу. Основная стоянка – на ЛБ, в лиственничной роще, есть место для 3-4 палаток. Еще одна стоянка на ПБ, високо над рекой на склоне горы Пуоркеу, место для 3-4 палаток.

Эти стоянки были заняты, потому стали в 300 метрах ниже по течению, на ПБ на полянке окруженной ивовыми зарослями. Место под. 1 палатку, дров достаточно – плавник и сухостой ивы. Для растопки рекомендуем воспользоваться нижними сухими веточками лиственницы (можно наломать выше по склону).

Стоянка у ручья Восточный Ныдвоменшор:

Имеется целая серия стоянок по обеим берегам реки. Ориентир стоянок – высокая каменная горка правильной конической формы на ЛБ. От горки река разделяется на 2 русла, идти можно как в левое так и в правое. ПрПр Восточный Ныдвоменшор впадает в правое русло двумя рукавами, основной – правый (нижний по тече нию).

Из тех., которые были нами осмотрены:

На ЛБ – 2 стоянки на отмели, много места, мало дров, не обрудованы;

На ПБ – стоянка при впадении ручья Вост.Ныдвоменшор, с воды не видна, нужно по тропе углубится на 50 м в лесную чащу, там обширкная поляна до 10 палаток, оборудованные кострища, столик;

На ПБ – при впадении ручья Вост.Ныдвоменшор, в 100 метрах ниже предыдущей, на лсеной полянке в районе каменистого пляжика, видна с берега, кострище, место для 4-5 палаток;

На высоком ПБ, в 150 м ниже предыдущей, поляна видна с воды, к ней поднимается тропа, на поляне кострище, столик;

На высоком ПБ в 300 м ниже предыдущей, после соединения обеих рукавов реки. Столик, кострище. Отсутсвие тени.

Описанные стоянки были либо заняты, либо не устроили нас. Для размещения выбрали стоянку в 150 м вверх по течению ручья Восточный Ныдвоменшор, в лесу на высоком ПБ. Эта стоянка хорошо просматривается с р.Собь, для того чтобы на нее попасть нужно подняться вверх по течению ручья. На против стоянки удобный каменистый пляж для причаливания. Места для 2-3 палаток. Стоянка оборудована кострищем и столиком, на поляне нашли остатки кострового оборудования. Выкопана яма для складирования мукора. Не смотря на находжене в лесу неплохо продувается, и потому мало комаров. Дров не много, за дровами ходили на 200-300 метров в лес где нашли упавшую лиственницу.

Стоянка у мас сива Рай-из.

Хорошая большая стоянка на левом берегу в лиственничной роще, на острове примерно в 9 км ниже устья Восточного Ныдвоменшора.. В этом месте заканчивается горный участок реки, и многие группы предпочитают сделать еще одну остановку или дневку. Мы в данном месте решили не останавливаться.

Стоянка ниже пос. Харп

Удобные места для стоянки начинаються по ПБ между устьями реки Енга-Ю и ручья Енгаюшор. Мы остановились на первуй из них. Ориентир – здание с вышкой на ЛБ, практически напротив. Берег высотой до 1,5 метра покрут лиственничным лесом, поляна на 3-4 палатки, кострище с костровым. Есть подъезд с суши (колея) но судя по завалам на ней в этом сезоне ни одна машина сюда не приезжала. Судя по описаниям других групп на ПБ ниже, и выше по течению от нашей стоянки есть удобные места где можно остановиться. На ЛБ также можно стать, но там гораздо менше дров и существует проезжая дорога от п.Харп, по которой на берег приезжают отдыхать местные жители.

Стоянка в устье Лупанегана

В устье реки Лупанеган находится изба (бывшая «биостанция»). Возле избы достаточно мета для большого количества палаток, у входа в избу – кострище, столик, мангал, решетка. Состояние избы удовлдетворительное (повреждена печь, сломана дверь в сени, стены закопчены), однако достаточное для того чтобы укрыться в непогоду. Стоящая рядом баня почти раз рушена. В избе много комаров (при появолении постояльцев они дружно вылетают из всех щелей), потому ночевать решили в палатке на улице.

Прямо напротив избы находится щучья яма, с каменной косы в устье Лупанегана удобно ловить на спиннинг.

ЗАБРОСКА НА МАРШРУТ

1. 21.07.2017 г. Автобус Речица-Москва (из Гомеля в 20:50, в Москве (АС «Новоясеневкая») 22.07.2017 г.в 7:30).

2. 22.07.2017 г. Переезд на Ярославский вокзал (с.м. Новоясеневская – с.м Чистые Пруды – с.м.Комсомольская), 8:30-10:00.

3. 22.07.2017-24.07.2017 г. Поезд Москва-Лабытнанги (выезд из Москвы в 19:50, прибытие на ст..Полярный Урал 24.07.2017 в 14:20).

4. 24.07.2017 г. Поезд Воркута-Лабытнаги (выезд со ст..Полярный Урал 17:40 (Мск), прибытие на станцию Собь 20:20 (время местное).

ВЫБРОСКА С МАРШРУТА

1. 04.08.2017 г. Катер Катравож-Салехард 8:00-10:30 (врекмя местное).

2. 06.08.2017г. Такси Салехард – паромная переправа 6:30-7:00 (время местное).

3. 06.08.2017 г. Паром через Обь 7:00-7:15 (время местное).

4. 06.08.2017 г. Такси паромная переправа-Лабытнанги (7:30-7:45, время местное).

5. 06.08.2017 г.-08.08.2017 г. Поезд Лабытнанги-Москва (выезд из Лабытнанги в 9:50 (ремя местное), прибытие в Москву 08.08.2017 г. в 4:40 (Мск).

6. 08.08.2017 г. переезд на Киевский вокзал (с.м.Комсомольская – с.м.Киевская), 5:50-6:20

7. 08.08.2017 г. Поезд Москва-Брянск (выезд из Москвы в 6:50, прибытие в Брянск 11:20);

8. 08.08.2017 г. Согласованные дизель-поезда Брянск-Унеча-Новозыбков (выезд из Брянска 12:35, прибытие в Новозыбков в 17:40);

9. 08.08.2017 г. Автобус Курск-Гомель (выезд из Новозыбкова в 18:30, прибытие в Гомель в 19:40) .

В 14:20 высаживаемся из поїзда Москва-Лабытнанги на станции Полярный Урал. Время пока еще московское. Наш вагон в самом хвосте, и до здания станции топать метров двести вперед.(фото 1). Слева, справа – горы, красота неописуемая (фото 2). Вмести с нами вышла еще одна группа, но они идут на Хадату. Их «Урал» ждет на следующей станции «110 км» до котрой им предстоит добраться поїздом «Воркута-Лабытнанги» в 17:40. Оставить вещи на станции не удалось (конттеррористический режим), оставили в сарайчике рабочих, который устанавливали вдоль путей снегозащитные заборы.

15:00 Отправляемся осматривать окрестности. Цель №1 – стела на границе Европы и Азии. Находим ее в полукилометре от станции (фото3). На противоположной стороне путей – памятный знак какой то экспедиции (фото4).

Приглашаем в пеший спортивный поход. Маршрут подойдёт только тем, кто имеет опыт многодневных походов в горной местности. Хибинские тундры - это замечательное место для тех, кто хочет попробовать свои силы в спортивном туризме. Возможно обучение и подготовка во время походов выходного дня ДО похода. Рекомендуем участие не менее чем в двух.

Ночевки в палатках .

Готовим еду на костре и горелках, все участнкии дежурят поочерёдно. Вместо обедов предусмотрены перекусы с горячим чаем.

Маршрут заявляется в МКК ФССТ СПб и регистрируется в МЧС. Отчёт о походе принимает участие в Чемпионате по пешему спортивному туризму с возможным последующим присвоением разрядов.

Программа по дням

День 0

В пути почти сутки - будет возможность обсудить все вопросы с инструткором и подготовить «заброску» - вещи на обратную дорогу и продукты питания на вторую часть похода. Заброску отдадём на вокзале г. Апатиты для завоза на сердину маршрута (КСП «Куэльпорр»).

День 1

Встреча группы на вокзале станции Имандра в 19 часов (время прибытия поезда №022 из СПб).

В первый день наша задача - отойти от станции вверх по реке Гольцовка и встать лагерем на две ночи. Постараемся пройти 7 километров за три перехода, но если у кого-то будут возникать сложности (всё-таки первый день, прямо с поезда на тропу), то волноваться из-за возможных задержек в пути не стоит, несмотря на вечернее время, вокруг нас - полярный день !

День 2

Радиальный выход. Проснувшись и позавтракав, мы не собираем лагерь - один из инструкторов остаётся в лагере (охранять), а остальные идут на акклиматизационный радиальный выход . Собираем в рюкзаки аптечку, перекус, тёплые вещи и начинаем движение.

Нам предстоит переправа вброд через реку. Задача минимум (при любой погоде) - посетить перевал Юмъекорр (н/к). Для кого-то это будет первый перевал в Хибинах . До начала перевального взлёта мы пару часов идём по тропе по лесу и зоне кустарников. Набор высоты на перевал составляет 150 метров по вертикали по тропе в безлесной зоне. Перевал Юмъекорр – одна из визитных карточек Хибин – узкое скальное ущелье. Красиво.

Если погода благоприятная, то, продолжая движение на спуск, мы выходим под перевал Хибинпахкчорр (1А). Набор высоты 250 метров, тропы нет. С перевала поднимаемся на вершину Гольцовка по камням. Триангуляционный знак на вершине, фотосессия. Спуск к лагерю проходит по тундре и зоне леса.

День 3

После завтрака собираем лагерь и начинаем движение по тропе с рюкзаками. Пока ещё незаметно, но мы набираем высоту. Рюкзаки не загружены едой – нас ждёт наша «заброска» на базе КСП «Куэльпорр», докуда 19 км через перевал Южный Чорргор – поэтому бодро идём по зоне леса вверх по течению ручья.

На обеденный привал останавливаемся у живописного озера под перевалом. Набор высоты на перевал 150 метров, тропы нет. На спуске нас ожидает снежник, по которому спускаться удобнее, чем по камням, но требуется особая осторожность. От озера на границе зоны леса за перевалом до базы ещё три перехода по 45-50 минут, но надо дойти при любой погоде – на базе нас ждут.

Ночёвка в палатках.

Переход около 20 километров, перепад высоты 1000 метров.

День 4

День второго радиального выхода. Задача минимум - поднимаемся без рюкзаков в ущелье Рисчорра . При хорошей погоде поднимемся на вершину Каскаснюнчорр (1100 м), оттуда спускаемся к базе КСС через перевал Южный Рисчорр.

После ужина нас ждёт баня. Экватор.

Переход около 16 километров, перепад высоты 1600 метров.

День 5

Покидаем базу КСС. Сегодня идём через перевал Умбозерский . Рюкзаки загружены провизией и снаряжением. Нас ожидает несколько переправ через ручьи. Перекус разбит на несколько частей и поэтому, кажется, что целый день мы то идём, то едим .

На подъёме есть несколько довольно крутых участков, все они проходятся по дороге. Высота перевала 528 метров, и на нём есть озеро! Самые смелые могут искупаться в озере , но температура воды не выше +5 градусов. Войдя в зону леса, проходим один перегон и ставим лагерь у ручья.

Переход около 15 километров, перепад высоты 600 метров.

День 6

День начинается с брода. Сегодня ходим по зоне леса. Ручьи переходим где-то по брёвнам, где-то вброд . Подъём на перевал Куропачий – по зоне леса и кустам, набор высоты 150 метров без тропы.

Переход около 16 километров, перепад высоты 500 метров.

День 7

Завершающий день похода. В 6 километрах от ночёвки нас ждёт перевал Ворткеуайв (1А). Подъём на него проходит по тропе, а вот на спуске нас ожидает косой снежник и крупнообломочная осыпь. Казалось бы – город рядом, но придётся ещё подняться на отвалы и пройти по горнолыжным спускам. В Кировск выходим (в лучшем случае) к обеду.

Переход около 18 километров, перепад высоты 800 метров.

Желающие могут уехать вечерним поездом, а желающие - переночевать в хостеле, отмыться, посетить музей и поехать недорогим поездом в 13 часов следующего дня.

Примечание: изменения маршрута в сторону упрощения ведут к незачёту спортивного похода.

Расскажите друзьям!

Для того, чтобы туристы могли оценивать степень своей готовности к прохождению того или иного маршрута, в спортивном туризме принято классифицировать походы по уровню сложности. Приведение туристических маршрутов к определенным стандартам необходимая мера в спортивном туризме так же, как и в гостиничном деле и в других сферах жизнедеятельности. Если при выборе средства размещения турист может иметь представление об уровне комфорта и сервиса ссылаясь на количество звезд, присвоенных гостинице, то в спортивном туризме принята классификация туров, а также классификация, оценивающая сложность прохождения маршрута.

Классификация туров:

    Отдых на стационарных объектах туризма в природной среде и без осуществления активных походов. Примером таких объектов служат турбазы, приюты, гостиницы.

    Экскурсионно-познавательный туризм в природной среде, не подразумевающий активных походов.

    Детско-юношеский, который в свою очередь подразделяется на:

Отдых без активных походов в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ);

Трудовые лагеря;

Экскурсионный;

С активными маршрутами.

4. Активный массовый спортивный туризм, осуществляемый на маршруты I-III категории сложности.

5. Экстремальный спортивный туризм, осуществляемый на маршруты IV-V категории сложности.

6. Экстремальный, экзотический туризм, подразумевающий экспедиции и туры в труднодоступные зоны. Туры и маршруты V-VI категории сложности.

Классификация маршрутов по сложности осуществляется на основании Правил проведения туристских спортивных походов и Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов. Походы по разным видам туризма, а именно пешеходному, лыжному, горному, водному, спелео, автомобильному, велосипедному, мотоциклетному, парусному и конному подразделяются на походы выходного дня, походы I,II и III степени сложности (применяется в детско-юношеском туризме), а также I,II,III,IV,V и VI категории сложности. Критериями для присвоения туристическому маршруту одной из этих категорий служит протяженность, продолжительность, трудность преодоления, новизна, технические сложности и ряд других критериев, которые возникают при прохождении маршрута. В порядке возрастания этих показателей возрастает степень или категория сложности. Все походы, которые по протяженности или продолжительности маршрута не соответствуют I категории сложности, являются некатегорийными (походы выходного дня, I,II,III степень сложности).

Походы выходного дня – походы, продолжительность которых составляет от одного до трех дней. Организаторами походов выходного дня обычно являются самодеятельные туристы, туристические клубы, секции.

Классификация маршрутов по степеням сложности (применяется в детско-юношеском туризме) 7

Исходя из данных, приведенных в таблице можно сделать вывод, что степени сложности не присваиваются маршрутам мотоциклетного, спелео и автомобильного туризма. Это объясняется спецификой детско-юношеского туризма, не подразумевающей участие детей в данных видах туризма.

Определение категории сложности происходит на основании таких показателей, как определяющие препятствия, продолжительность, протяженность и иные факторы, которые характерны тому или иному виду туризма (район, перепад высот и др.).

Определяющие препятствия, которые могут встретиться на маршруте, делятся на локальные и протяженные.

Локальные препятствия – препятствия, которые имеют небольшую протяженность. Локальные препятствия требуют от туристов при его преодолении соответствующий уровень технического мастерства, и, как правило, использование специального снаряжения. К локальным препятствиям относятся траверсы хребтов, перевалы, пороги, вершины, пещеры и т.п.

Протяженные препятствия – гораздо более значительны по протяженности, чем локальные препятствия, требуют от туристов значительных затрат физических сил, а также набор знаний, необходимых для их преодоления. Протяженные препятствия широко представлены в пеших, лыжных, парусных маршрутах.

Для присвоения маршруту категории сложности производится его сравнение с эталонным маршрутом. Эталонный маршрут имеет минимально допустимое количество определяющих препятствий, необходимых для его отнесения к одной из категорий сложности.

Для каждой категории сложности определены минимальные значения по продолжительности и протяженности маршрута, но в действительности они могут претерпевать небольшие изменения. Так, например, протяженность маршрута может быть уменьшена, но не более, чем на 25% в случае увеличения числа определяющих препятствий на маршруте.

Минимальные значения по продолжительности и протяженности маршрута, соответствующие той или иной категории сложности. 8

Виды туризма и характеристики маршрута

Продолжительность маршрута в днях (не менее)

Протяженность маршрута в км. (не менее)

Пешеходный

Велосипедный

Мотоциклетный

Автомобильный

Парусный

Количество пещер для спелеотуризма

Для присвоения маршруту категории сложности, необходимо учитывать не только количество дней, проведенных в походе и пройденный километраж, но и сложность перевалов, рек, пещер и других препятствий. Для этого в спортивном туризме существует понятие категория трудности, которое определяется тем, какой уровень физической подготовки и мастерства требуется от туристов для безопасного прохождения препятствия.

В горном туризме принято 6 полукатегорий, по которым можно определить трудность перевалов, вершин и траверсов:

1А – наиболее простая категория, требующая от туристов простейшей индивидуальной техники передвижения, время преодоления составляет несколько часов. На подходах к препятствию обычно есть тропы, так как данная категория пользуется большей популярностью и подходит большему количеству туристов, чем последующие категории.

1Б – требует простейшей коллективной техники, общее время преодоления не превышает 1 день.

2А – более сложная индивидуальная и коллективная техника, требует наличия большего количества специализированного оборудования. Время преодоления не более суток.

2Б – необходимо владеть всеми наиболее распространенными техниками, навыками работы с более сложными страховочными системами. Для препятствий данной категории характерны крутые скальные, снежные и ледовые склоны, возможны ночлеги в ледниковой зоне и на перевале. На преодоление таких препятствий потребуется более суток.

3А – требует от туристов применения разнообразных техник и приемов передвижения, страховки на протяженных участках пути. Обычно необходимо производить предварительную разведку. Неизбежны ночлеги в ледниковой зоне, с необходимостью приготовления воды из снега. Время преодоления таких препятствий до 2 суток.

3Б – наивысшая категория сложности. От туристов требуется непрерывная страховка в течение многих часов и даже суток, отличное владение техникой. Может возникнуть необходимость организации сидячих или висячих биваков. Преодоление препятствий данной категории занимает не менее 2 суток.

В спелеологическом туризме, согласно Перечню классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий, сложность пещер определяется 10 категориями:

1 – пещеры, общая глубина которых составляет от 20 до 100 метров. Для прохождения пещер 1 категории трудности требуется небольшое количество специализированного оборудования. Глубина колодцев не должна превышать 40 м. Колодцы, в большинстве случаев, сухие и не сложные для прохождения. Пещеры 1 категории подходят для туристов, только начинающих заниматься спелеотуризмом. В горизонтальных пещерах должны иметься препятствия: узости, участки несложного скалолазания или обводненные участки. Время прохождения от 2 до 6 часов.

2А – глубина пещер 40 – 180 метров. Допускается небольшое обводнение колодцев, но без сильных водотоков. Время прохождения – 3-8 часов.

2Б – глубина пещер данной категории от 150 до 300 метров. Как и в предыдущей категории допускается небольшое обводнение колодцев. Большее количество препятствий. Время прохождения составляет 6-10 часов.

3А – пещеры, глубина которых 180 – 360 метров. Колодцы могут быть сильно обводнены. В горизонтальных пещерах встречаются небольшие сифоны (тоннели, заполненные водой), для прохождения которых необходимо применение аппаратов автономного дыхания. Время прохождения от 10 до 20 часов.

3Б – общая глубина пещер данной категории трудности от 320 до 550 метров. Количество препятствий больше, чем в категории 3А. Время прохождения – 20-30 часов.

4А – пещеры вертикального и смешанного типа, глубина которых составляет 420 – 550 метров. Для прохождения пещер данной категории сложности требуется организация пункта отдыха на маршруте или подземного лагеря. Встречаются участки сложного лазания. Время, необходимое на прохождение пещеры – 3-4 дня.

4Б – отличается от предыдущей категории наличием большего количества препятствий, а также глубиной пещер, которая составляет 500-700 метров. Время прохождения – 4-5 дней.

5А – глубина пещер от 600 до 900 метров. Наличие множества всевозможных препятствий, на прохождение которых потребуется 5-10 дней. Требуется установка подземных лагерей.

5Б - пещеры, глубина которых составляет от 800 до 1100 метров. Данная категория трудности включает в себя наличие трудностей, которые встречались в предыдущих категориях. Для прохождения необходима установка нескольких подземных лагерей. Время прохождения составляет 10-20 дней.

6 – глубина пещер превышает 1100 метров. Для прохождения пещеры требуется весь арсенал тактико-технических умений и навыков. Время прохождения свыше 15 дней.

Классификация маршрутов позволяет не допускать ошибок при формировании группы туристов, отправляющихся в поход. Основываясь на категории сложности предстоящего похода, подбирается необходимое количество специализированного снаряжения и оборудования, которое потребуется для прохождения маршрута.

1.2.4. Формирование туристической группы, подготовка к самодеятельному походу

Для хорошей организации похода необходима детальная проработка маршрута, подбор оптимального снаряжения, комплектование туристической группы. Группа должна подбираться по уровню подготовки туристов, возрасту, по психологическим особенностям участников похода. Число участников не должно быть слишком большим, но и слишком маленькие по численности группы не всегда могут решить цели, стоящие перед коллективом в туристическом походе. Оптимальным числом участников похода является 6 – 12 человек. Желательно, чтобы туристы, отправляющиеся в поход, имели схожие интересы.

Для улучшения качества туристического похода рекомендуется разделять полномочия между туристами. Таким образом, можно существенно сэкономить людские ресурсы, а также определить рамки ответственности каждого участника похода.

К основным ролям следует отнести:

Руководитель группы - главная и неотъемлемая роль в любом походе. В зоне ответственности руководителя туристической группы находится соблюдение временных рамок прохождения маршрута, поддержание благоприятного климата в группе, обеспечение безопасности каждого туриста. Руководитель группы должен быть уважаемым в коллективе человеком, иметь большой набор теоретических и практических знаний в области туристических походов. К дополнительным требованиям, предъявляемым к лицу, занимающему роль руководителя группы, следует отнести: знание основ педагогики, психологии, возрастной физиологии, а также умение оказать первую медицинскую помощь.

Штурман – является вторым после руководителя группы человеком в команде туристов. Отвечает за разработку маршрута и прохождение по нему группы. Штурман должен обладать навыками работы с картами, знать топографические обозначения, уметь пользоваться компасом и GPS навигацией, а также ориентироваться на местности. В небольших туристических группах эту роль на себя берет руководитель группы.

Медик – относится к ролям, без которых проведение туристических походов крайне нежелательно, а порой и вовсе невозможно. Медик должен обладать навыками оказания медицинской помощи, знать особенности здоровья каждого из участников туристического похода, предварительно проведя индивидуальные консультации с каждым из них. Данная роль предполагает знание свойств всех медикаментов, находящихся в аптечке.

Начпрод – начальник продовольственного снабжения отвечает за формирование меню, закупку продуктов и организацию питания. Во время похода начпрод должен знать, какие продукты несет тот или иной член команды.

Завснар – основная работа заведующего снаряжением проводится на этапе подготовки к походу. Подготовка необходимого, в соответствии с целями туристического похода, снаряжения, распределение оборудования по рюкзакам участников команды в соответствии с возможностями каждого из них.

Реммастер – роль предполагает осуществление ремонта оборудования и снаряжения участников непосредственно во время похода, должен иметь с собой набор необходимых инструментов. Роли реммастера и завснара очень близки между собой, поэтому очень часто обе эти роли исполняет один участник коллектива.

Начфин – начальник финансов распоряжается общественной казной, производит оплату услуг, которые могут быть оказаны группе туристов во время похода (проезд, посещение экскурсий и др.)

Фотограф и летописец – роли, позволяющие запечатлеть эмоции туристов на фотопленку, а также в письменном виде. Именно наличие данных ролей позволяет помнить о времени, проведенном в походе, спустя многие годы.

Все эти роли могут быть так или иначе совмещены между собой, в зависимости от численности, а также от навыков участников группы.

На этапе подготовки необходимо уделить особое внимание подготовке снаряжения. По своему назначению выделяют групповое и личное туристическое снаряжение.

Групповое снаряжение:

1. Палатка – один из наиболее важных элементов снаряжения. Именно палатка на какое то время становится жилищем для туристов. К выбору палатки необходимо подходить исходя из целей, которые преследуются в предстоящем походе. Если планируется поход, не подразумевающий ночевок в неблагоприятных условиях, то достаточно взять с собой треккинговую палатку, несомненным плюсом которой является вес. Экспедиционные палатки способны выдерживать ветра и дожди, подходят для ночевок в лесах. Еще один вид палаток – штурмовые. Эти палатки подходят для ночевки в сложных горных походах, выдерживает неблагоприятные погодные условия, но существенно тяжелее других разновидностей палаток. Штурмовые палатки имеет систему отстегиваемых стенок, что позволяет туристу самостоятельно регулировать температуру в палатке.

2. Котлы для приготовления пищи. Для комфортного проведения похода необходимо брать с собой 2 котла. Один из которых будет предназначен для приготовления пищи, второй для кипячения воды под чай и кофе. Объем котлов должен быть рассчитан в зависимости от числа туристов, отправляющихся в поход. Для приготовления пищи необходим котел в расчете 500 мл на человека, котел для кипячения воды – 300 мл на человека.

3. Кухонная утварь. Для удовлетворения нужд туристического коллектива должна включать в себя: нож, половник, разделочная доска, открывалка для консервных банок, губка для мытья посуды, металлическая губка для мытья котлов.

4. Ремонтный набор. Подбирается в зависимости от целей, которые преследуются в походе, но минимальный набор должен включать в себя: клей, нитки с иголкой, веревка, проволока.

Личное снаряжение:

1. Рюкзак. При выборе рюкзака необходимо обращать внимание на то, чтобы он способствовал наиболее комфортному нахождению туриста в пути. Лямки туристического рюкзака должны регулироваться в зависимости от роста туриста, необходимо наличия пояса, который снимает нагрузку с плеч и переносит ее на ноги. В зависимости от целей и продолжительности похода подбирается объем рюкзака, который измеряется в литрах.

2. Спальник. Должен отвечать сезону. При выборе спальника необходимо руководствоваться минимальным и максимальным температурным режимом, который указывается производителем.

3. Каримат или пенополиуретановый коврик.

4. Фонарик. Должен выбираться с учетом целей и особенностей похода. Например, для участия в спелеологическом походе необходим налобный фонарик для того, чтобы освободить руки.

Приглашаем в лыжный спортивный поход . Маршрут подойдет только тем, кто имеет опыт полевых зимних ночлегов (тёлпая палатка шатёр с печкой) и уверенно передвигается на лыжах. Хибинские тундры - замечательное место для тех, кто хочет попробовать свои силы в лыжном туризме.

В этом походе велика вероятность застать незабываемое северное сияние !

Возможно получение в прокат лыжных комплектов (широкие лыжи с универсальными креплениями, бахилы и палки). Обучение проводится на зимних выездах ДО похода. Рекомендуем участие не менее, чем в двух зимних выездах (проходят в Ленобласти) или предоставление справок об участии в спортивных мероприятиях.

Ночевать будем в тепле. Все ночёвки в шатре с печкой, где можно согреться и просушить вещи. Готовить пищу на костре мы будем самостоятельно, по два человека. Когда идём по зоне леса, обеды будут у костра, при прохождении перевалов – усиленные перекусы с горячим чаем из термосов.

Маршрут заявляется в Маршрутно-Квалификационной Комиссии КО С-Пб и регистрируется в МЧС. Отчёт о походе принимает участие в Чемпионате Санкт-Петербурга по лыжному спортивному туризму с возможным последующим присвоением разрядов.

Участники, прошедшие весь маршрут, включая радиальные выходы (без рюкзаков), получают справку о прохождении маршрута 1 категории сложности.

Программа по дням

День 1

Встреча участников из С-Пб, Москвы и других городов на станции Апатиты в 19 часов. Заказанный транспорт доставит нас от вокзала за посёлок Коашва . В этот день наша задача отойти от дороги и поставить лагерь. Этот процесс может занять некоторое время – глубина снежного покрова может достигать 1,5 метров…

Ужин, знакомство группы. Ночевка в шатре, дежурство у печки.

День 2

Проснувшись и позавтракав, собираем лагерь и начинаем движение. Чем больше пройдём сегодня – тем меньше идти завтра. Скорее всего в этот день основной сложностью на лыжне будет… её отсутствие. Наш путь пролегает по льду Умбозера и грейдерной дороге к базе Тульилухт .

На обед останавливаемся под горой Коашкар. После обеда совершаем первый радиальный выход (без рюкзаков) на перевальную точку Коашкар (360 м). Выходим выше зоны леса, любуемся Умбозером сверху, прослушиваем лекцию по лавинной опасности, правилам прохождения лавиноопасных участков и возвращаемся по пути подъёма к рюкзакам. Надеваем их и идём дальше по грейдеру.

Выходим в долину ручья Тульйок , где и ставим лагерь.

День 3

После сбора лагеря начинаем движение по следам снегоходов. Скорее всего, тропить не придётся… Пока ещё незаметно, но мы набираем высоту. Рюкзаки всё ещё тяжелы, но ноги уже привыкли к лыжам, и мы успеваем увидеть и сфотографировать окружающие красоты.

На обед останавливаемся прямо на лыжне. После обеда продолжаем движение. В какой-то момент мы пойдём вдоль русла ручья. Прямо по ледяным мостам , под которыми «шумит, поёт вода».

Итогом дня является постановка лагеря в «горелом лесу». Дров много, вода есть, не дует – что ещё нужно туристу? ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ !

День 4

Первый день полного радиального выхода. Налегке начинаем движение вверх по руслу ручья Южный Каскаснюнйок к озеру Академическое (765 м). Обеда сегодня не будет! Но и голодным никто не останется – усиленный перекус полностью восстановит силы.

Если позволит погода, то обратно можно вернуться не по своей лыжне, а скатившись с горы (905 м) «с ветерком» через перевал Куропачий . Но планируем мы возвращение по своей лыжне. В лагере ждёт усиленный ужин и поставленный шатёр. Экватор.

День 5

Самый длинный переход. Радует лёгкость рюкзаков – основные запасы еды съедены. Двигаемся по лыжне на перевал Умбозерский . Перекус разбит на несколько частей и поэтому кажется, что целый день мы то идём, то едим. Высота перевала 528 м, дует.

На спуске есть несколько довольно крутых участков. Самыми сложными покажутся последние несколько километров по долине Кунийока по вырубкам. Хорошо бы найти чужую стоянку с запасом напиленных дров...

День 6

День второго радиального выхода. Поднимаемся без рюкзаков на перевал Южный Рисчорр , оттуда на вершину Каскаснюнчорр (1100 м). Скатываемся на лыжах к базе КСС через ущелье Рисчорр.
Усиленный ужин – горячего обеда опять не было – но это уже привычно:)

Хочется закончить эти мучения? ЗА ЛЮБЫЕ ДЕНЬГИ!? За любые – не надо, достаточно 5000 рублей. И за вами приедет снегоход и через перевал отвезёт вас в город Кировск. Вызов снегохода при желании сняться с маршрута не входит в стоимость похода.

День 7

Самый длинный перевал маршрута – Кукисвучорр . Переход займёт не один час, перевальный взлёт не очень заметен, спуск пологий, но сильно дует. Но мы уже неделю зимой в горах, нам привычно преодоление трудностей. Также окончательно заканчиваются карточки фотоаппаратов и силы на восхищение окружающей красотой.

Выход в Кировск . При виде города возникает понимание, что душ – это то, что нужно:) Доходим до остановки, садимся на транспорт и оказываемся в цивилизации. Если получится снять квартиру - бюджетно заселяемся. Магазины, тепло, обсуждение похода.

День 8

Это запасной день. Отъезд домой возможен после 20:00.

Тем, кто не хочет уезжать, можно снять квартиру в Кировске или в Апатитах и ещё покататься на горных лыжах, посетить самую большую снежную пещеру, взять в аренду снегоход или…. Придумайте сами!

Расскажите друзьям!