Российские реформы 60 70 годов 19 века. Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века)

Преобразования в Российской империи 60-70-х годов позапрошлого века называют либеральными реформами. Стержневым событием долговременного процесса стала Великая крестьянская реформа 1861 года. Она определила курс дальнейших буржуазных переустройств и реорганизаций, взятый правительством Александра II. Нужно было реорганизовывать политическую надстройку, перестраивать суд, армию и многое другое.

Таким образом, понимание Александром II острой необходимости проведения крестьянской реформы подвело его в ходе осуществления замысла к проведению комплекса преобразований во всех сферах общественной жизни России. Сам того не желая император делал шаги в направлении к буржуазной монархии, в основе которой был переход к индустриальному обществу, рыночной экономике и парламентаризму. Убийство царя в марте 1881 г. повернуло движение страны в иную сторону.

Военная, образовательная, крестьянская и судебная реформы были главными преобразованиями, проведёнными в России в 60 – 70-х годах века, и благодаря им страна преодолела свою существенную отсталость от передовых держав.

Впрочем, реформы Александра II были не столь идеальны и проходили не столь гладко, как это должно было быть. Аристократический характер российского общества в определённой степени сохранялся даже после того, как были проведены столь желанные либеральные реформы.

Что такое либерализм

Либерализмом называют направление общественно-политической и философской мысли, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. Влияние на человека государства и других структур, в том числе религии, в либеральном обществе обычно ограничивается конституцией. В экономике либерализм выражается в неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства.

Причины либеральных реформ

Основная причина либеральных реформ – отставание России от передовых европейских стран, к середине XIX века ставшее особенно ощутимым. Другая причина – крестьянские восстания, количество которых резко возросло к середине 1850-х годов; народные выступления угрожали существующему государственному строю и самодержавной власти, поэтому положение необходимо было спасать.

Предпосылки реформ

Российское общество во все периоды Нового времени было очень пёстрым. Законченные консерваторы здесь соседствовали с либералами, ревнители старины – с новаторами, людьми со свободными взглядами; сторонники самодержавия пытались ужиться с приверженцами ограниченной монархии и республиканцами. К середине девятнадцатого века противоречия между «старыми» и «новыми» россиянами обострились, поскольку выросла целая плеяда просвещённых дворян, жаждавшая масштабных перемен в стране. Императорскому дому пришлось пойти на уступки, чтобы сохранить верховную власть.

Задачи реформ

Основная задача либеральных реформ – преодоление социальной, политической, военной и интеллектуальной отсталости Российской империи. Особенно остро стояла задача отмены крепостного права, которое к тому времени морально сильно устарело, да и тормозило экономическое развитие страны. Ещё одна задача – проявить активность именно «сверху», со стороны царской власти, пока за радикальные преобразования не взялись революционеры.

Реформа управления земствами и городами

Дворянство после отмены крепостного права обеспокоилось усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов чутко уловило настроения правящего сословия и разработало земскую, а немногим позднее и городскую реформы.

Реформы проводились согласно «Положения о губернских и уездных местных учреждениях» от 1 января 1864 г. в 34 губерниях европейской части империи и «Городового положения» от 16 июня 1870 г.

Земская реформа

Городская реформа

Органы управления

  • Распорядительные органы земское собрание губернии и земское собрание уезда
  • Исполнительные органы земская управа губернии и земская управа уезда.
  • Глава городской думы и управы – Городской голова.
  • Распорядительный орган – Городская дума.
  • Исполнительный орган – Городская управа.
  • Открытие и финансирование школ, больниц и богаделен;
  • Помощь голодающим в недородные годы;
  • Устройство местного промышленного производства;
  • Агрономия и ветеринария;
  • Статистика.
  • Городское благоустройство.
  • Развитие местного производства и торговли.
  • Организация работы рынков города.
  • Образование и здравоохранение.
  • Установление санитарных норм и введение противопожарных мер.

Членов земского собрания (гласных) выбирали раз в три года по группам избирателей (куриям):

  • прямые в земледельческой и городской;
  • многостепенные в крестьянской.

Гласных избирали раз в четыре года. Трехразрядная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, вносившие сборы в бюджет города.

Основными принципами земской и городской реформ были:

  1. Обособление местного самоуправления от административной власти.
  2. Выборность органов управления и всесословное представительство.
  3. Самостоятельность в финансово-хозяйственных вопросах.

Демократичная судебная реформа

Судебная, из всех либеральных реформ, считается самой последовательной. С 1861 г. начата работа над «Основными положениями преобразования судебной части России». В 1864 государь утвердил современные судебные уставы определившие новые принципы судопроизводства:

Организационные принципы суда

Бессословность суда.

Несменяемость и независимость судей.

Гласность.

Разграничение полномочий судов.

Введение института присяжных заседателей.

Создание института судебных следователей.

Введение института нотариусов.

Выборность отдельных судебных органов.

Следствие по политическим делам — прерогатива жандармерии.

Смертные приговоры могут выносить Сенат и военный суд.

Изменение системы наказаний (отмена клеймления и телесных наказаний для женщин).

Система судов

Специальные.

Император, имел право корректировать решения всех судов через меры административного воздействия.

Назревшая реформа армии

Опыт Крымской войны показал, что России необходима массовая армия располагающая нужными резервами и подготовленный офицерский корпус. Остро назрело перевооружение армии и переустройство системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 г. и была реализована в 1874 г. следующими шагами:

  1. Создано 15 военных округов.
  2. Учреждение сети военно-учебных заведений.
  3. Введены новые воинские уставы.
  4. Оснащение армии новыми образцами оружия.
  5. Отмена рекрутской системы.
  6. Введение всеобщей воинской повинности для комплектования армии.

В результате значительно повысилась боеспособность русской армии.

Реформа образовательной сферы

Учреждение «Положения о начальных народных училищах» 1864 г. и Устава средней школы решало проблемы:

  • доступности образования для всех сословий;
  • монополии государства и церкви в сфере образования, разрешением земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать образовательные заведения;
  • равенства полов, открытием высших курсов для женщин;
  • расширения автономии университетов.

Реформа затронула все три образовательные ступени и была значимой для развития страны.

Попутные реформы

Кроме знаковых реформ были попутно проведены:

    Финансовая реформа 1860 – 1864 гг., заключавшаяся в преобразовании банковской системы и усиления роли министерства финансов.

    Налоговая реформа проявилась в отмене винных откупов, во введении косвенных налогов и определении пределов земского обложения.

    Цензурная реформа отменяла предварительный просмотр произведений, но вводила систему санкций после публикации.

Либеральные реформы Александра II: плюсы и минусы

Название реформы

Сущность реформы

Судебная реформа

Создавалась единая система судов, при этом все сословия уравнивались перед законом. Судебные заседания стали публичными, а также получали освещение в средствах массовой информации. Стороны теперь имели право пользоваться услугами негосударственных адвокатов.

Реформа провозглашала равенство всех групп населения в правах. Отношение государства к человеку теперь формировалось на основе его поступков, а не происхождения.

Реформа была непоследовательной. Для крестьян создавались особые волостные суды со своей системой наказаний, в которую входили и побои. Если рассматривались политические дела, то административные репрессии применялись даже в случае, если приговор был оправдательным.

Земская реформа

Были внесены изменения в систему местного самоуправления. Были назначены выборы в земские и уездные управы, которые проходили в два этапа. Местное правительство назначалось на четырёхлетний срок.

Земства занимались вопросами начального образования, здравоохранения, налогообложения и т. д. Местным органам власти предоставлялась определённая автономия.

Большинство мест в земских органах власти занимали дворяне, крестьян и купцов было мало. Вследствие этого все вопросы, затрагивающие интересы крестьян, решались в пользу помещиков.

Военная реформа

Рекрутский набор заменён всеобщей воинской повинностью, охватывающей все сословия. Были созданы военные округа, основан главный штаб.

Новая система позволяла сократить численность армии в мирное время и оперативно собрать большое войско в случае необходимости. Проведено масштабное перевооружение. Создана сеть военных училищ, образование в которых было доступно представителям всех сословий. Отменены телесные наказания в армии.

В некоторых случаях телесные наказания сохранялись – для «оштрафованных» солдат.

Крестьянская реформа

Юридически устанавливалась личная независимость крестьянина, также ему выдавался определённый земельный надел в постоянное пользование с последующим правом выкупа.

Устаревшее и изжившее себя крепостное право было окончательно ликвидировано. Появилась возможность существенно поднять уровень жизни сельского населения. Благодаря этому удалось устранить опасность крестьянских бунтов, ставших в 1850-е годы обычным явлением в стране. Реформа позволила договориться и с помещиками, которые оставались полноправными владельцами всех своих угодий, за исключением небольших участков, выделяемых для крестьян.

Сохранялся оброк, который крестьяне обязаны были платить помещику в течение нескольких лет за право пользования землёй, размер оброка помещик имел право устанавливать по своему усмотрению.

Образовательная реформа

Вводилась система реальных училищ, в которых, в отличие от классических гимназий, упор делался на преподавание математики и естественных наук. Было создано значительное количество исследовательских лабораторий.

У народа появилась возможность получать разностороннее и более светское образование, осваивать науки в их современном (на то время) состоянии. Кроме того, начали открываться курсы высшего образования для женщин. Плюсом для правящего класса стало устранение опасности распространения революционных идей, поскольку молодёжь теперь получала образование в России, а не на западе.

Выпускникам реальных училищ было ограничено поступление в высшие специальные учебные заведения, а в университет они не могли поступить вовсе.

Городская реформа

Вводилась система городского самоуправления, в том числе городские Дума, управа и избирательное собрание.

Реформа позволяла населению городов обустраивать своё городское хозяйство: строить дороги, инфраструктуру, кредитные учреждения, пристани и т. д. Это позволило оживить торговое и промышленное развитие страны, а также приобщить население к гражданской жизни.

Городская реформа носила откровенно националистический и конфессиональный характер. Среди депутатов городской думы число нехристиан не должно было превышать трети, а городской голова не должен был быть евреем.

Итоги реформ

«Великие реформы», как их принято называть в исторической науке, значительно осовременили и модернизировали Российскую империю. Сословное и имущественное неравенство различных слоёв населения было значительно сглажено, хотя и сохранялось вплоть до Октябрьской революции. Заметно повысился уровень образования населения, в том числе низших сословий.

В то же время обострились столкновения между «просвещёнными бюрократами», разработавшими и проведшими реформы, и аристократическим дворянством, желавшим сохранить старые порядки и своё влияние в стране. Из-за этого Александр II вынужден был лавировать, отстраняя «просвещённых бюрократов» от дел и вновь назначая их на свои посты при необходимости.

Значение реформ

«Великие реформы» имели двоякое значение, что и планировалось царским правительством изначально. С одной стороны, расширение прав и свобод граждан улучшило социальную обстановку в стране; широкое распространение образования положительно сказалось на модернизации российской экономики, способствовало развитию науки; военная реформа позволила заменить старую, дорогую и неэффективную армию более современной, вполне отвечающей своим основным задачам и наносящей минимум вреда личности военнослужащего в мирное время. «Великие реформы» способствовали разложению остатков феодального строя и развитию капитализма в России.

С другой стороны, либеральные реформы укрепили силу и авторитет самодержавной власти и позволили бороться с распространением радикальных революционных идей. Так уж получилось, что наиболее верными сторонниками неограниченной царской власти были именно либеральные «просвещённые бюрократы», а не заносчивая аристократическая верхушка. На образование возлагалась особая роль: молодёжь следовало научить основательно мыслить, чтобы помешать формированию в её умах поверхностных радикальных взглядов.

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 г. Александр П подписал «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и Манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России. Согласно этим документам, крестьяне сразу получали личную свободу, вводились сельские и волостные крестьянские органы правления. Крестьяне освобождались с землей, но наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещику, поскольку тогда крестьянские хозяйства были бы полностью независимы от него. Реформа устанавливала «высшую» и «низшую» нормы наделов. Предусматривалась отрезка от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные его размеры превышали «высшую» норму, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. На практике отрезки стали правилом, а прирезки -- исключением. В отрезки чаще всего попадали лучшие, наиболее необходимые крестьянину угодья (выпасы, сенокосы, водопои). Малоземелье и чересполосица не давали возможности крестьянскому хозяйству успешно развиваться. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Она породила специфическое временно-обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. То есть, крестьянин по-прежнему выплачивал оброк и отрабатывал барщину (хотя и в урезанном виде). Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временно-обязанного положения крестьян.

Завершающим этапом крестьянской реформы являлся перевод крестьян на выкуп. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Рыночная цена земли, переданной крестьянам, реально составляла 544 млн. рублей. Однако разработанная правительством формула расчета стоимости земли повысила ее цену до 867 млн. рублей, то есть в 1,5 раза. Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись исключительно в интересах дворянства. (Фактически, крестьяне платили и за личное освобождение.)

Крестьянская реформа 1861 г. была проведена, прежде всего, в интересах помещиков. Многие крестьянские хозяйства разорялись. Ответом на реформу был всплеск крестьянских волнений и бунтов, прокатившийся по стране в начале 60-х годов.



Земская и городская реформы

К марту 1863 г., после предварительной работы, проделанной комиссиями Н.А. Милютина и П.А. Валцева, были подготовлены «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденные Александром II 1 января 1864 года. Создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Те и другие избирались на трехлетний срок. Все избиратели делились на три курии -- землевладельцев, городских избирателей, выборных от сельских обществ. Если по первым двум куриям выборы были прямыми, хотя и ограниченными имущественным цензом, то по третьей -- многоступенчатыми и бесцензовыми. Земства были лишены каких-либо политических функций, занимались исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведении земств находилось устройство местных путей сообщений, почты, школ, больниц, попечение о местной торговле и промышленности и т.д. При земствах содержались врачи, учителя, техники, статистики, страховые агенты, техники, статистики и прочие земские служащие, имевшие профессиональную подготовку. Деятельность земств даже в этих, весьма скромных рамках, была чрезвычайно полезна и необходима. Помимо этого, земства становились очагами общественной деятельности либерального дворянства.

По тем же принципам, что и земская, проводилась городская реформа , получившая силу закона 16 июня 1870 г. В 509 городах России вводились новые органы самоуправления -- городские думы, избираемые на четыре года. Городские думы избирали на тот же срок исполнительные органы -- управы. Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками исключительно хозяйственных вопросов. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Городские избиратели делились на три курии по имущественному принципу, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Лица, не имевшие собственности в городе и не платившие городских налогов (рабочие, интеллигенция, служащие), в выборах участия не принимали. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.



Судебная реформа

В 1861 г. государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. Видную роль здесь играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862 г. были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу судебных уставов. Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нём присяжных заседателей и адвокатов (присяжных поверенных). Это являлось значительным шагом вперёд по сравнению с феодально-сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

20 ноября 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы. Они вводили коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд, второй - судебная палата, объединявшая несколько судебных округов. Выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого; меру наказания определяли судьи и два члена суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат могли быть обжалованы только в случае нарушения законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат, который являлся высшей кассационной инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра и отмены) судебных решений.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощённым судопроизводством.

Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных - адвокатуру, а также институт судебных следователей - особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а присяжный поверенный и его помощник сверх того пятилетний стаж судебной практики. Мировой судьёй могло быть избрано лицо, обладавшее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трёх лет на государственной службе.

Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиций. Хотя судебная реформа была наиболее последовательной из буржуазных реформ, однако и она сохраняла немало черт сословно-феодальной политической системы, последующие указания вносили в судебную реформу еще большее отступление от принципов буржуазного суда. Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники - члены государственного совета, Сенаторы, министры, генералы - судились особым Верховным уголовным судом. В 1866 г. судебные чиновники фактически ставились в зависимость от губернаторов: они обязаны были являться к губернатору по первому вызову и «подчиняться его законным требованиям». В 1872 г. было создано Особое присутствие правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон 1872 г. ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати. В 1889 г. был ликвидирован мировой суд (восстановлен в 1912 г.).

Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные кон торы со штатом нотариусов, которые заведовали, "под наблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальной части на основании особого о них положения".Под воздействием общественного демократического подъёма в годы революционной ситуации самодержавие вынуждено было пойти и на отмену телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичные наказания по приговорам гражданских и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками», клеймение. Однако и эта мера была непоследовательной и носила сословный характер. Полностью телесные наказания не отменялись.

Финансовые реформы

Потребности капиталистической страны и расстройства финансов в годы Крымской войны повелительно требовали упорядочения всего финансового дела. Проведение в 60-х годах 19в. серии финансовых реформ было направлено на централизацию финансового дела и коснулось главным образом аппарата финансового управления. Указом 1860г. был учрежден Государственный банк, который заменил собой прежние кредитные учреждения - земский и коммерческий банки, сохраняя казну и приказы общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений. Упорядочен был государственный бюджет. Закон 1862г. устанавливал новый порядок составления смет отдельными ведомствами. Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого же времени начала публиковаться во всеобщее сведение роспись доходов и расходов.

В 1864г был преобразован государственный контроль. Во всех губерниях учреждались отделения государственного контроля - контрольные палаты, независимые от губернаторов и прочих ведомств. Контрольные палаты ежемесячно проверяли доходы и расходы всех местных учреждений. С 1868г. стали публиковаться годичные отчеты государственного контролера, стоявшего во главе государственного контроля.

Была отменена система откупов, при которой большая часть косвенного налога шла не в казну, а в карманы откупщиков. Однако все эти меры не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении. Сохранялась подушная подать для крестьян, мещан, ремесленников. Привилегированные сословия от неё были освобождены. Подушная подать, оброчные и выкупные платежи составляли свыше 25% государственных доходов, однако основную часть этих доходов составляли косвенные налоги. Более 50% расходов в государственном бюджете шло на содержание армии и аппарата управления, до 35% - на уплату процентов по государственным долгам, выдачу субсидий и прочее. Расходы на народное образование, медицину, призрение составляли менее 1/10 государственного бюджета.

Военная реформа

Поражение в крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Преобразования в военной сфере во многом связаны с именем Д.А. Милютина, назначенного на пост военного министра в 1861 году. Ключевым элементом реформы стал закон 1874г. о всесловной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте - до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода.

В 60-х гг. началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии - Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и д.р. Улучшилась система управления вооружёнными силами.

Всё это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять её боеспособность.

Реформы в области народного образования и печати

Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии. В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию.

В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Сохранялась и специальная духовная цензура. С конца 60-х гг. правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.

Тема: «Либеральные р еформы 60­70­х годов XIX века» Цели: образовательная: знакомство с основными положениями земской, городской, военной, судебной реформ, преобразований в области просвещения и печати; работа над формированием понятий «земство», «управа», «присяжный заседатель». воспитательная: на основе выявления исторических параллелей между положением России в сер. XIX в. и настоящим политическим положением, показ важности изучения данной темы для становления современного правового государства. развивающая: формирование умения самостоятельной работы с историческими источниками, развитие навыков работы со схемой, выработка умений сравнивать исторические явления, способности делать выводы. Оснащение: карта «Российская империя во второй пол. XIX в.», схемы «Система земских органов самоуправления», «Структура городского самоуправления», «Судебная система по реформе 1864 г.». Тип урока: комбинированный. Деятельность учителя и учащихся 1. Опрос домашнего задания (13 минут). Фронтально. Индивидуально. Фронтально. Индивидуально (письменно, у доски). Фронтально. Подведение итогов опроса. Приемы и средства обучения Определите значение понятий: «уставная 1.Как называется тема, которую мы изучали на прошлом уроке? 2. К какой главе относится эта тема? 3. Какой отпечаток на проводимые реформы, на ваш взгляд, внесла личность Александра II? 4. Определите важнейшие причины отмены крепостного права. 5. Согласны ли вы с утверждением, что крестьянская реформа являлась реформой «сверху»? Почему? 6. Каковы основные положения реформы? 7. грамота», «выкуп», «временнообязанные крестьяне», «отрезки»? 8. крестьян при годовом оброке 12 рублей? 9. составлена уставная грамота; крестьяне переводились в положение временнообязанных; крестьяне должны бы¬ ли выплачивать ссуду государству? 10. Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. В течение какого срока: должна была быть Рассчитайте сумму выкупного платежа В чем состояло значение реформы? 2. Запись темы урока на доске и в тетрадях. Доведение целевой установки урока до сведения учащихся. Изучение нового материала (25 минут). Работа с документом. Постановка проблемного задания. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60­ 70­х гг. XIX в. В ходе урока мы должны выяснить, каково основное содержание реформаторских преобразований Александра II. «Реформы 60­70­х годов XIX века». План изучения нового материала: Земская (1864) и городская (1870) реформа. I. Судебная реформа (1864). II. Военная реформа (1874). III. IV. Преобразования в области просвещения и цензуры. I. Первой из назревших реформ стало учреждение органов местного самоуправления. Закон о местном самоуправлении, принятый в 1864 г., определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах и губерниях, и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Ими были землевладельцы, собственники неземельных недвижимых имуществ, крестьяне. Выборы по первым двум куриям осуществлялись на основе имущественного ценза. Губернские собрания избирались на заседании уездных из числа гласных (выбранных населением уездов депутатов). Прочитайте документ на странице 157 учебника и укажите круг полномочий земств. ДОКУМЕНТ Заведывание имуществами и земельными сборами Устройство и содержание принадлежащих земству Попечение о развитии местной торговли Меры обеспечения народного продовольствия. Заведование земскими благотворительными Дела, подлежащие ведению земских учреждений... 1. земств. 2. зданий, других сооружений и путей сообщения. 3. 4. заведениями... способы прекращения нищеты. 5. и промышленности. 6. Участие... в попечении о народном образовании, о народном здравии и тюрьмах. Земские органы первоначально были избраны лишь в 33­х из 50­ти российских губерний, где было сильным влияние дворянства. Главная их слабость заключалась в том, что земства не могли работать в полную силу: бюджет удовлетворял реальные потребности земств только на 80%. Однако вопреки ожиданиям правительства, земства не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а активно включились в политическую борьбу, став основой либерального движения в России. На аналогичных условиях с земской в 1870 г. была проведена городская реформа. Обратимся к схеме. СТРУКТУРА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Городской глава Активизация класса. Работа со схемой. Городская управа Городская дума Мелкие Средние Крупные Плательщики городских сборов Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на четыре года из числа городских собственников ­ плательщиков городских налогов. Избиратели заносились в список по порядку уменьшения суммы налога, который они платят. Затем список делился на три равные части, от каждой из которых избиралась треть депутатов (гласных) в городскую думу. Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы городского самоуправления). В компетенции органов городского самоуправления были вопросы благоустройства, заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Прослушайте выдержки из документа и определите, каким образом органы городского самоуправления зависели от царской администрации. ДОКУМЕНТ Из городового положения (1870 г.) Активизация класса. Работа с документом. Постановка проблемного задания. Городское общественное управление, «Попечение и распоряжение по городскому 1. хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному правлению, а надзор за законным его исполнением ­ Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения. 2. в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно. 3. Лица, избранные на должность Городского Главы, а также назначенные для временного замещения сей должности,... утверждаются в сих званиях: в губернских городах ­ Министром внутренних дел, а в прочих городах ­ Губернатором». В целом органы городского самоуправления не принимали участия в общественном движении из­за политической Запись на доске и в тетрадях. Бессословность. Гласность. Состязательность. Выборность судей. инертности купечества. II. Одновременно с земской реформой в 1864 г. по настоянию общественности правительство провело судебную реформу. Реформа вводила новые принципы судопроизводства. Принципы судопроизводства: 1. 2. 3. 4. 5. Независимость судей от администрации. Основным звеном судебной системы являлся окружной суд с присяжными заседателями. 12 присяжных заседателей избирались по жребию на каждый судебный процесс. Кандидаты на должность присяжного должны были удовлетворять ряду требований, одно из которых ­ имущественный ценз. На основании вердикта присяжных («виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает снисхождения») суд выносил приговор. Высшей судебной инстанцией был Сенат. Мировой суд решал мелкие уголовные и гражданские дела. Он состоял из одного судьи, избираемого на три года городскими думами и земскими собраниями. В течение этого срока судья не мог быть смещен. Администрация не могла вмешиваться в судопроизводство. Несмотря на прогрессивность основных положений судебной реформы, она осталась незавершенной: были сохранены сословные суды; существовали ограничения вправе быть присяжным заседателем. Структуру органов суда рассмотрим по схеме. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ПО РЕФОРМЕ 1864 г. Активизация класса. Работа со схемой. Сенат Судьи Прокурор 12 присяжных Адвокат (имущественный ценз) Мировой судья Городские думы Мировой суд Земства III. Вспомните причины поражения России в Крымской войне и подумайте, проведение каких мер в армии было необходимо. Одно из важнейших преобразований александровского Активизация класса. Запись в тетрадях. Запись в тетрадях. Закрепление (5минут) царствования ­ военная реформа, которая проводилась с 1860­х по 1874 г. Руководил подготовкой и проведением реформы военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин. Содержание реформы сводится к следующему: 1. отмена рекрутской системы комплектования армии; 2. снижение срока службы: 6 лет в пехоте и 7 лет на флоте; 3. изменение тактических приемов; принимаются новые воинские уставы; 4. улучшение руководства вооруженными силами, Россия делится на военные округа; 5. перевооружение армии; 6. пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами. Военная реформа вызвала резкую критику консерваторов. Но уже первое серьезное испытание ­ русско­турецкая война 1877­1878 гг. показало высокий уровень боевой подготовки армии. Проведение реформ требовало подготовки IV. квалифицированных специалистов, поэтому перед правительством Александра II встала задача коренного реформирования народного образования. Изменение в системе просвещения можно свести к следующему: 1. введение новых университетского (1863) и школьного (1864) уставов; 2. восстановление автономии университетов; 3. выборность ректора, деканов, преподавателей; 4. создание совета, решавшего все внутренние дела университета; 5. значительное увеличение числа начальных и средних учебных заведений, в том числе для детей из малообеспеченных семей. В 1865 г. были приняты «Временные правила» о цензуре, согласно которым отменялась предварительная цензура рукописей. Но в целом цензурная реформа оказалась самой робкой из всех преобразований 60­70­х гг. ● последовательный характер? ● продуманной системой? ● Чем вы можете объяснить большую или меньшую глубину реформ в разных сферах жизни тогдашней России? ● капитализм, а что тормозило его развитие? Современники Александра II назвали реформы 60­70­х гг. «великими». И действительно, были созданы новые, современные органы самоуправления и суда, реформы Какие реформы, на ваш взгляд, имели наиболее Являются ли реформы 60­70­х гг. XIX в. единой Что в реформах давало возможность развивать Подведение итогов. способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности, гражданского развитию самосознания среди населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности. Но реформы имели половинчатый характер: в местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии, Объяснение домашнего задания (2 минуты). реформы не затронули верхних этажей власти. Прочитать параграф 23­24 учебника «Продолжение реформ». Ответить на вопросы на стр.167 учебника. (При подготовке домашнего задания обратите внимание на документы, помещенные на полях и в конце параграфа) Запомнить даты, исторические понятия, персоналии темы.

Реформа 1861 года сделала крестьян свободными, разрешив важнейшую проблему российской действительности, но, в то же время, она сохранила множество следов старой системы, которые могли стать помехой на пути экономического развития страны. Изменение правового положения столь большой группы населения не могло не затронуть всех сторон жизни России. Поэтому освобождение крестьян должно было быть дополнено рядом других реформ. Прежде всего это коснулось местного управления, к участию в котором правительство попыталось привлечь общественность. В результате осуществления земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ были созданы выборные органы самоуправления. Имея сравнительно широкие полномочия в сфере экономического развития, просвещения, здравоохранения и культуры, земства, в то же время, не обладали какими-либо правами в политической жизни. Государство также стремилось не допустить координации деятельности земств, опасаясь возможной самоорганизации их в общественное движение. И все же, при всех ограничениях, налагаемых на работу земств, они сыграли весьма заметную роль в развитии российской провинции. Не менее решительные изменения произошли благодаря судебной реформе (1864 г.). Она, пожалуй, более всего выбивалась из традиционных рамок российской политической системы. Всесословность, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства, участие присяжных заседателей - все эти принципы решительно рвали с традиционными устоями старой судебной системы. Поэтому, несмотря на ряд последующих ограничительных актов правительства, судебная система стала первым и, пожалуй, единственным в России полностью независимым от государства институтом. В направлении либерализации общественной жизни развивались и другие шаги, предпринятые государством: смягчение цензурных правил (1865 г.), предоставление автономии университетам (1863г.) и даже военная реформа (1874 г.), в результате которой были не только введены всеобщая воинская повинность и сокращение сроков службы, но и предприняты попытки гуманизации армии. Таким образом, реформы 60 - 70-х гг. XIX в. внесли огромные изменения в жизнь страны. Они позволили России выйти из затяжного и глубокого кризиса, заметно ускорили ее развитие, как в социально-экономическом, так и в политическом отношениях. В то же время, она явилась лишь первым шагом на достаточно длительном пути, ведущем к новой модели государственности в России. Хотя абсолютизм явно исчерпывал свои возможности и ему все чаще приходилось идти на уступки общественности, делал он эти движения весьма неохотно, как правило, под давлением снизу. Поэтому успех реформ 60 - 70-х гг. не получил должного завершения в виде постоянного движения к полной демократизации общества. Будучи консервативным вариантом ответа на вызов времени, реакцией "сверху", реформы не удовлетворяли общественность и вызывали все новые попытки давления на власть с целью осуществления новых либеральных преобразований. Отказ же правительства пойти на эти изменения приводил к усилению радикализма в общественном движении, что, в свою очередь, создавало условия для нового нарастания кризиса. На противоречия, не разрешенные реформами 60 - 70-х гг., накладывались новые, порожденные пореформенной действительностью и, тем самым, усиливали конфликтность в Российском государстве. Революции удалось избежать, но не удалось предотвратить ее в будущем.

Земская реформа 1864 г. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.

Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма7"0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами.

Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии . Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии.

Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д.

Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления времен Ек II. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общ-ва и правового государства.

Судебная реформа 1864 г. Наиболее последовательным преобразованием А II была судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие.

Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. При этом судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год,

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты

Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором.

Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причем, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась.

Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности.

И хотя новая судебная система еще сохраняла ряд феодальных пережитков (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее, она была самой передовой.

Реформы 60-70-х годов 19 века, несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России и означали продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии. Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому. Отчуждение от власти на длительный срок стало характерным лишь для радикально настроенной молодежи и революционных демократов.

Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем. В России начался процесс мирного обновления, однако он вскоре был прерван. 1 марта 1881 г. Александр II , царь-освободитель был убит членами «Народной воли», поставившей целью изменение политического строя путем цареубийства.

19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал Положения о реформе (17 законодательных актов) и Манифест об отмене крепостного права .

1. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права.

2. Положения регулировали вопросы наделения крестьян землей.

3. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел, но за выкуп, который равнялся годовой сумме оброка, увеличенной в среднем в 17 раз.

4. В течение 49 лет крестьяне должны были выплатить эту сумму с процентами.

5. До выкупа земли крестьяне продолжали считаться временнообязанными по отношению к помещику, должны были нести старые повинности - барщину и оброк.

Выход крестьян из крепостной зависимости обострил проблему малоземелья, наделы многих крестьян были очень малы, что препятствовало развитию сельского хозяйства.

Но, несмотря на ограниченный характер, крестьянская реформа имела большое значение. Она дала простор развитию капитализма в России.

Отмена крепостного права в России повлекла за собой и преобразования в иных сферах жизни страны.

Земская реформа 1864 г.:

1) изменила всю систему местного управления;

2) в губерниях и уездах были созданы земства, которые являлись выборными органами местного самоуправления, состояли из представителей всех сословий;

3) высокий имущественный ценз и многоступенчатая система выборов обеспечивали преобладание в земствах дворян;

4) земства не обладали политическими функциями, область их деятельности ограничивалась только хозяйственными вопросами;

5) земства сыграли позитивную роль в общественной жизни на местах.


Городская реформа 1870 г.:

1) была проведена по типу земской.

В городах были созданы городские думы и городские управы;

2) городские органы местного самоуправления ведали также главным образом хозяйственными вопросами;

3) избранный городской глава возглавлял городскую думу и управу, координировал их деятельность.

Судебная реформа 1864 г.

1. Эта реформа была наиболее радикальной из преобразований 1860-1870 гг.

2. Согласно судебной реформе Россия получала обновленный суд, который был основан на принципах буржуазного права, а именно новый суд стал: бессословным; гласным; состязательным; независимым.

3. Реформа вводила выборность некоторых судебных органов.

4. В соответствии с новой системой судопроизводства в судебных процессах участвовали прокурор и адвокат.

5. Вопрос о виновности или невиновности обвиняемого решался присяжными заседателями.

6. Была разграничена компетенция различных судебных инстанций. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.

Военная реформа:

1) необходимость проведения военной реформы стала очевидной в связи с поражением в Крымской войне;

2) она проводилась до 1874 г. В результате военной реформы были отменены рекрутские наборы; введена всеобщая воинская повинность, которую должны были отбывать все мужчины без различия сословий, которые достигли 20 лет, были годны к службе по здоровью; срок службы в армии был существенно сокращен: в пехоте вместо 25 лет - 6 лет, во флоте - 7 лет; стала действовать система многообразных льгот по сокращению срока службы для лиц, получающих образование, помогающих родителям и др.

Реформы в системе образования:

1) в сфере образования произошли значительные изменения;

2) в 1864 г. были изданы Устав гимназий и Положение о народных училищах, которые регламентировали начальное и среднее образование;

3) в 1863 г. была восстановлена ликвидированная при Николае I автономия университетов.

В 1865 г. были введены Временные правила о печати, которые отменили цензуру для многих печатных изданий.

Финансовая реформа предопределяла формирование единого государственного бюджета, планирование которого было возложено на Министерство финансов.

Значение буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

Проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Таким образом, были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым).

Но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.