Кто такие насекомые плешаков конспект. Насекомые

Конспект урока в 1 классе по окружающему миру по теме «Кто такие насекомые»

Паулаускис Надежда Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 им. А. С. Пушкина, г. Трубчевск
Описание материала : Предлагаю вам конспект урока для учащихся 1 класса по теме «Кто такие насекомые». Данный материал будет полезен учителям начальных классов, которые работают по УМК «Школа России».

Тема урока: Кто такие насекомые

Оборудование:
А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч. А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1. А.А.Плешаков. Атлас – определитель « От земли до неба». Фонограмма «Звуки луга», предметные картинки: берёза, жук, белка, подсолнух, бабочка, рыба. Карточки с названиями «Животные», "Растения»,«смайлики» для каждого ребёнка.

Планируемые результаты:

Предметные:
научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные:
регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, клас-сификации по признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.

II. Актуализация знаний

Учитель создает эмоциональный настрой с помощью фонограммы, обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью загадок, прикрепляет на доске рисунок с изображением насекомого.
(звучит фонограмма «Звуки луга»)
Учитель: - Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья
-Но кто, же они? Чтобы это узнать, разгадаем загадки
1. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка)
3. Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня … (оса)
4. Летит – гудит,
Сядет – молчит (шмель)
5. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит (комар)
6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик (стрекоза)
7. Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет (муха)

III. Постановка учебной задачи

Учитель: - Кто может теперь назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей: пчёлы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)
Учитель: - В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки. А в траве стрекочут кузнечики. Посмотрите внимательно на эти иллюстрации и скажите одним словом, кто это?
- Ребята, вы догадались о ком мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей.)
Учитель: - Но сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы маленькие учёные, и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий.

IV. Открытие новых знаний

Учитель включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, в работу с информацией, представленной в форме рисунка, и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Учитель: - Посмотрите на доску. (На доске прикреплены картинки с изображением берёзы, жука, белки, подсолнуха, бабочки, рыбы.) К сожалению, кто-то перепутал все картинки. Давайте вместе разберёмся, где животные, а где растения. (Дети распределяют картинки на 2 группы).
Учитель: - Жук и бабочка – это кто? Куда вы их отнесли? Какое же первое открытие мы с вами сделали? (Ответы детей: насекомые тоже животные.)
Учитель организовывает практическую исследовательскую работу по изучению отличительных особенностей насекомых.
Учитель: - Сейчас мы займёмся исследовательской работой.
Работа с иллюстрациями учебника.
Учитель задаёт вопросы.
- Сколько ног у насекомых?
- Какие части тела вы увидели?
- Посмотрите, что есть на голове у насекомого?
- Усики, глаза – это органы чувств насекомых.
- Посмотрите, что крепится к груди?
- Ноги, крылья – это органы передвижения.
- Ещё одна часть насекомых – брюшко. В нём находятся внутренние органы.
- Какое второе открытие мы с вами совершили?
(Ответы детей: у насекомых шесть ног, есть голова, грудь, брюшко, крылья.)
Учитель: - Внимательно рассмотрите брюшко насекомых. Что вы заметили на нём? (Ответы детей: на нём есть полоски)
Учитель: - Это насечки. Кто догадался, почему этих животных назвали насекомые? Вот мы с вами сделали третье открытие.
Учитель: - Послушайте стихотворение и скажите, какую работу выполняют насекомые в природе.
Подготовленный учащийся читает стихотворение
Цветок всю ночь готовит мёд,
Пчелу-сластёну в гости ждёт.
Бери, мол, но как другу
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную
Перенеси соседу…
Пчела несёт её, и вот
Цветок увял, но зреет плод.
(Четвёртое открытие: насекомые в природе выполняют важную работу-опыление растений)
Учитель: - Какие из насекомых опасны для человека? (Ответы детей: мухи, комары.)
Учитель: - Хорошо бы стало, если бы мухи и комары исчезли совсем! У нас было бы меньше хлопот! Верно ли это? (Ответы детей: нет. Мухи и комары – это корм для птиц, значит, с исчезновением этих насекомых исчезнут и некоторые виды птиц.)
Учитель:- Какой сделаем вывод. (Ответы детей: в природе нет ничего лишне-го.)
Учитель: - В природе всё важно. Все её компоненты существуют во взаимосвязи. Исчезновение одного из них незамедлительно ведёт к исчезновению зависимого от него другого компонента.

V. Работа по учебнику

Учитель: - Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, кто лишний на рисунке? (Ответы детей: паук.) Почему? (Ответы детей: у него восемь ног.)
Учитель: - Какой сделаем вывод. (Ответы детей: значит, паук не насекомое.)

VI. Физкультминутка "Самолёт"

Учитель: - Мы совершили много открытий, а теперь пришло время отдохнуть.
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево, вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево, вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево, вправо.)
Раз и два, раз и два! (Приседания.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)

VII. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику
Учитель: - Сколько туфелек принёс Муравьишка Бабочке? Почему?
Учитель поясняет задание, осуществляет контроль.
Учитель: - Кто знает, как называется это насекомое? (учитель показывает бо-гомола). Где мы можем это узнать? Точно узнать название этого насекомого нам поможет атлас-определитель «От земли до неба». Найдите это насекомое в атласе – определителе. Прочитайте. Что можете о нём рассказать? Почему это насекомое? Докажите.

VIII. Самостоятельная работа

Учитель формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, осуществля-ет индивидуальный контроль за выполнением задания.
Учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради.

IX. Включение в систему знаний

Учитель формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль.
Учащиеся выполняют творческое задание в учебнике (придумывают сказочные истории по рисункам).

X. Рефлексия. Итог урока

Учитель проводит беседу
- Какие открытия на уроке вы сделали?
- Как нужно относиться к насекомым?
- Понравилось ли вам быть учёными и делать открытия для себя и других?
- Знаете ли вы, что есть наука, которая изучает жизнь насекомых? Она называется энтомология.
- Когда вы вырастите большими, вы можете стать настоящими учёными-энтомологами.
- Ну, а сейчас оцените свою работу. У вас на столе лежат смайлики.
- Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – поднимите зелёный смайлик.
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – поднимите жёлтый смайлик.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – поднимите красный смайлик.

Класс: 1

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • создать условия для формирования у детей представления о понятии «насекомое»;
    • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
    • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к окружающему миру;
    • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
    • воспитывать умение слушать других.

Ожидаемые результаты.

В результате проведения урока обучающиеся смогут:

Предметные образовательные результаты:

  • сравнивать части тела различных насекомых;
  • узнавать насекомых в загадках, по рисункам;
  • приводить примеры насекомых;
  • пользоваться признаком насекомых для определения при­надлежности животного к данной группе;
  • сочинять продолжение сказочной истории;
  • работать в паре и группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

Метапредметные образовательные результаты:

  • регулятивные:
    • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
    • осуществлять самопроверку;
    • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
  • познавательные:
    • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
    • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
    • выдвигать гипотезы и их обосновывать;
  • коммуникативные:
    • слушать собеседника и вести диалог;
    • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • личностные:
    • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
    • понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;
    • уважительно относиться к иному мнению.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» (А.А.Плешаков); мультимедийный проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (среда POWER POINT); «СВЕТОФОР» для оценки своих достижений; костюм Муравьишки Вопросика; фишки жёлтого, красного и зелёного цвета для выполнения теста; изображения насекомых для отгадывания загадок, которые разбросаны по стенам класса; карточки «Кто не является насекомым?»; коллекции насекомых; ромашка и бабочки для осуществления рефлексии.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок.

Урок начинается с чтения следующих стихотворных строк:

Учитель. Ребята! Готовы к уроку?
Дети. Да!
Учитель. На вас надеюсь я, друзья.
Дети.
Мы хороший дружный класс –
Все получится у нас!
Учитель.
Сядьте, пожалуйста, девочки.
Сядьте, пожалуйста, мальчики.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью тестирования (выбора правильного ответа из нескольких).

– На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)

– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимательно слушаете вопросы, а ответы выкладываете с помощью цветных кружков.

1. Как правильно назвать лист хвойного дерева?

а) колючка;
б) иголка;
в) хвоинка. (Презентация . Слайд 2)

2. Какое из хвойных деревьев сбрасывает листья на зиму?

а) сосна;
б) лиственница;
в) кедр. (Слайд 3)

3. Какое дерево не является хвойным?

а) лиственница;
б) черёмуха;
в) ель. (Слайд 4)

4. Какое дерево не является лиственным?

а) кедр;
б) берёза;
в) осина. (Слайд 5)

5. Это высокое хвойное дерево. У него длинные острые хвоинки.

а) сосна;
б) лиственница;
в) ель. (Слайд 6)

– Проверим ваши результаты.

(Критерии оценивания теста:
нет ошибок – жёлтый сигнал светофора;
1-2 ошибки – зелёный сигнал светофора;
3 ошибки и более – красный сигнал светофора.) (Слайд 7)

– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать тем, кто все-таки ошибся?

III. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы (задачи).

– Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Здесь живут наши друзья, узнайте их. (Включается запись звуков пчёл на лугу.) (Слайд 8)

– Кто это?
– Как одним словом можно назвать этих животных? (Насекомые.)
– А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое?
– Назовите цель урока. (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.)
– На уроках окружающего мира нам помогают изучать мир герои учебника. Узнайте одного из них:

Трудится с утра до ночи,
Строит дом высокий очень.
Муравейник – тёплый дом,
Миллионы комнат в нём.
Строит кто? Скажи скорей!
Это крошка – … (муравей.) (Слайд 9)

– Встречайте Муравья Вопросика. (В класс входит Муравей Вопросик и говорит:
– Ребята, я встретил по дороге Мудрую Черепаху, и она мне сказала, что я насекомое. А кто такие насекомые?

– Давайте поможем Вопросику разобраться в этом вопросе. Присаживайся к нам Муравьишка, будь внимателен, мы с ребятами попробуем тебе помочь.

IV. Физминутка «Пчёлки»

(Одна из рук стоит на столе,опираясь на локоть, пальцырастопырены (изображение ёлки).На второй руке пальцы смыкаютсяв кольцо (изображение улья). “Улей” прижат к“ёлке”).

Домик маленький на ёлке,
(Дети заглядывают в “улей”).
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Сжимают кулачки, стучат ими друго друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
(Стучат кулаками друг о друга,чередуя руки)
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
(Разводят руками, растопыриваютпальцы и шевелят ими (пчёлки летают))
Раз два, три, четыре, пять!)

IV. Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа

Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых.

1) Определение признаков насекомых.

– Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём изображены. (Пчела, стрекоза, муравей.) (Слайд 10)


– Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)
– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.

2) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья».

«Крылья»

– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?
Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи).
Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например:
– бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;
– майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;
– божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду;
– пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха.
Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара.
– Но только ли у насекомых есть крылья?
– Значит, данный признак нельзя считать главным. (Слайд 11)

3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики».

– Ваши предположения, зачем насекомым усики?
Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.
– Только ли у насекомых есть усики?
– Значит, и этот признак нельзя считать главным. (Слайд 12)

4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка».

«Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».

– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. (Слайд 13)

5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног».

– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:
– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;
– водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения;
– богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву;
– кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.

– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак насекомых?
– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.) (Слайд 14)

V. Первичное закрепление. Игра «Узнайте насекомое»

Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых.

– Сейчас давайте проверим, как вы знаете представителей группы насекомых и поиграем в игру «Узнайте насекомое». Обратите внимание на главный признак насекомых, соблюдается ли он?

(Дети стоя слушают загадку, отгадывают её и показывают изображение данного насекомого в классе.) (Приложение 1 )

Он по комнате кружит.
Зло пищит, зудит, жужжит.
Сел тихонько мне на лоб.
Я его с размаху – шлёп!
Увернулся он от драки.
Вновь готовится к атаке.
Превращает ночь в кошмар,
Этот маленький…(Комар) (Слайд 15)

– Кто был в г. Усинске? Видели ли вы там памятник комару? 12 октября 2012 года комар стал героем памятника, поскольку это наиболее распространённый живой организм, обитающий в северной тундре.

На лугах и на опушке,
Средь травы зеленой,
Маскируется искусно
Длинноус веселый!
Стрекотание его,
Часто режет уши,
Никому не верит он –
Хочешь, нет? А слушай!
Ноги – длинные по плечи,
Ну! Узнали? Он... (Кузнечик) (Слайд 16)

Кто чуть свет уже в полёте
От цветка и до цветка –
Вся в пыльце, весь день в работе
И жужжит наверняка!
Кто нам дарит мёд душистый:
Майский, липовый, лучистый,
Чтоб простуда не взяла?
Больно жалит кто? (Пчела) (Слайд 17)

Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ
носит жук. Растеньям – страж.
С вредной тлёй воюет ловко
эта...(Божия коровка) (Слайд 18)

Всем она надоедает
И по комнатам летает,
Пристаёт и вновь резвится,
Ей спокойно не сидится.
Всё летает и жужжит,
На стекле окна сидит,
Позолоченное брюхо,
Догадались? Это – ... (Муха) (Слайд 19)

Наблюдаю я полёт –
Надо мною вертолёт.
Кто же ты? А ну, постой.
Длинный хвостик голубой,
Крылья, будто в паутинке,
Очень тоненькие льдинки.
И огромные глаза.
Кто же это? (Стрекоза) (Слайд 20)

– Итак, у всех ли представленных в загадках насекомых есть 6 лапок?

VI. Самостоятельна работа в парах с проверкой по эталону

Цель: организовать выполнение задания в парах с применением новых знаний о насекомых, их проверку по ЭТАЛОНУ.

– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым и зачеркнуть их. (Дети выполняют задание.) (Приложение 2 )
– Проверим результат вашей работы. (Пары высказывают свою точку зрения, а затем сверяют свою работу с эталоном.) (Слайд 21)


VII. Самостоятельная работа в группах.

Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий с применением новых знаний о насекомых.

– Предлагаю вам стать учеными и определить существенные признаки животных, которые у вас представлены в коллекциях. Они все относятся к одной группе.
(На партах у каждой группы коллекции насекомых.)
– Рассмотрите внимательно коллекции, определите, что объединяет этих животных в одну группу.
– Свой ответ начните со слов: «Мы исследовали ….»

VIII. Творческая работа «Роль насекомых в природе и жизни человека»

Цель: развивать умение логически завершать сказку, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчиватьмысль с целью воспитания бережного отношения к насекомым.

– А сейчас мы попробуем все вместе сочинить сказку. Я начну, а вы продолжите. Слушайте внимательно, постарайтесь понять, о чём она?

Сказка «Спор животных»

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых.
Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл, мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек».
А лягушки и птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».
Решили тогда животные …

– Продолжите сказку. Что решили животные?

Вывод: «Насекомые все нужны».

– Как человек должен относиться к насекомым?
– А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они обозначают? (Учитель показывает условные знаки: «Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых», «Не уничтожай насекомых», «Не разоряй муравейники») (Слайд 22)


IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу.

– Вы провели исследование и узнали, каких же животных мы называем насекомыми. Определили главный признак, по которому можно определить насекомое.
– Муравьишка, понял ли ты, почему тебя называют насекомым?
– Расскажи нам о своей жизни.

(Муравей Вопросик читает стихотворение)

Муравьи живут семьёй.
Как их много, ой-ёй-ёй!
Дом в лесу стоит средь ёлок.
Из сухой травы, иголок,
Мелких сучьев и земли.
Всё, что притащить смогли.
Этот сказочный бугор
Заселил сосновый бор.
Муравьишки, есть – солдаты.
Очень смелые ребята.
Дом отважно защищают,
И врагов не подпускают.
Есть рабочие – трудяги.
Устают они, бедняги.
Целый день они в работе,
О жилье своём в заботе.
Входы–выходы копают,
Из гнезда сор убирают.
Корм приносят про запас,
Прячут на зиму припас.
Яйца самочки отложат,
В гнёзда аккуратно сложат.
Выведут из них детишек,
Рыжих, бойких муравьишек.
Муравьи в лесу полезны –
Сберегают от болезней.
Вредных мошек поглощают,
Тем деревья защищают.
Чтобы летом и весною
Лес шумел своей листвою.
Осень – чудная пора.
Собирайся, детвора,
В лес по ягоды, грибочки,
Обходи кусты и кочки.
Муравейник не ломай.
От беды оберегай.

– Спасибо Муравьишка!

– Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:

ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.
СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.
КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке. (Слайд 23)

– Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку и прокомментировать ваш выбор. (Дети комментируют выбор цвета бабочки и прикрепляют её на цветок.)


– Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей!

Используемая литература и материалы ИНТЕРНЕТ:

  1. Н.Н.Черноиванова . Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику А.А.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2015г.

В головной части находится рот - орган чувств . Есть усики , у некоторых животных есть хоботок . Глаза имеют особое строение: насекомые близоруки, но они отлично видят движение, цвет . На груди расположены конечности, у насекомых 6 лапок . При этом лапки служат не только для передвижения. Одни используют их для собирания пыльцы, другие - для охоты и прыжков, а кто-то - для плавания или ощущает ими звуки. В брюшке находятся внутренние органы . Там есть все для обеспечения жизни организма. Одной из отличительных черт является наличие крыльев . Большинство представителей этого класса могут летать.

За исключением морей, насекомые встречаются практически везде: на болотах, лугах, в лесу, в горах и даже в человеческом жилье. Разнообразие их большое, но они распространены по свету неравномерно.

Ученые разделяют насекомых по способу размножения на 2 группы :

1. когда из яйца появляется личинка, напоминающая уже взрослое насекомое (Рис. 2);

2. личинка превращается в куколку, а потом превращается во взрослую особь (Рис. 3).

.

Рис. 2. Первый способ размножения ()

Рис. 3. Второй способ размножения ()

В природе встречаются растительноядные насекомые . Они питаются растениями, пыльцой и соком растений. К таким насекомым относятся . Это любители маскировки. С трудом можно заметить Палочника среди деревьев и листвы. При угрозе опасности он может легко потерять свою ногу, все равно вырастет новая (рис. 4).

Рис. 4. Палочник ()

Питаются соками растений. Самцы их - самые громкие певцы среди насекомых. Стрекотание напоминает свист паровоза. Бывают цикады очень крупных размеров (рис. 5).

Разнообразие бабочек просто поражает. Крылья их похожи на великолепные цветы. Они опыляют растения, перелетая с одного на другое растение. Нектар добывают хоботком.

К растительноядным насекомым также относятся тля, пчела, жук-листоед.

Встречаются хищные насекомые . Они питаются другими насекомыми и их личинками. Ярким представителем хищников является (рис. 6). Он часами может подстерегать свою добычу, сливаясь с местностью. Затем мгновенно атакует жертву.

Кто же не знает божью коровку ? Оказывается, она тоже хищник, только полезна для человека и внешне симпатична. Уничтожает тлю, паутинных клещей.

А как завораживает нас полет удивительных существ - стрекоз (рис. 7)! Эти вертолетчики развивают довольно-таки приличную скорость, могут отправиться в дальний путь. Любит питаться хищница комарами и другими насекомыми.

Рис. 7. Стрекоза ()

Среди хищников есть жук-плавунец, жужелица.

Следует также рассмотреть всеядных насекомых . Эти животные могут питаться растительностью, а также другими животными и даже их кровью. Например, сверчок (рис. 8) ест листья, но при встрече может съесть своего соперника.

Среди всеядных насекомых есть кровососы . Они питаются кровью человека и животных. Это комары, слепни, мошки.

Другие выбрали в качестве пищи для себя трупы других животных. Они откладывают там яйца. К ним относятся жук-могильщик (рис. 9), жук-трупоед (рис. 10).

Рис. 9. Жук-могильщик ()

Рис. 10. Жук-трупоед ()

Есть даже такие насекомые, которые не гнушаются питаться остатками жизнедеятельности человека и животного. Это жук-навозник (рис. 11) и скарабей.

Рис. 11. Жук-навозник ()

Насекомые, которые живут семьями, называются общественными. Кто из нас не видел хотя бы раз пчелиную семью или муравейник? Эти насекомые живут в своих государствах, там свои порядки и законы. Пчелиная семья - это отлаженный механизм, где у каждой особи есть свои обязанности. Есть главная матка, трутни, рабочие пчелы. Каждый член семьи знает свое место.

Муравьи - самые известные общественные насекомые. Муравейники - это целые города, в которых устроено настоящее хозяйство. Там есть самка, самцы, рабочие муравьи, а также солдаты. Некоторые виды муравьев держат в своих жилищах тлей как дойных коров.

Термиты тоже общественные насекомые. Уклад жизни у них схожий. Этих насекомых даже путают с муравьями, хотя предки их - тараканы.

Общественными насекомыми считаются шмели, осы.

Есть среди насекомых и те, которые приносят пользу . Человек давно разводит тутового шелкопряда , он производит шелковые нити (рис. 12).

Рис. 12. Тутовый шелкопряд ()

Также человек занимается разведением домашних пчел для сбора меда.

Лаковый червец может производить натуральную смолу и краску.

Есть среди насекомых опылители растений, которые способствуют размножению растений, а значит, и хорошему урожаю.

Некоторые насекомые приносят пользу тем, что уничтожают садовых и огородных вредителей. Это жук-пожарник (рис. 13), муха-журчалка (рис. 14), златоглазка (рис. 15).

Рис. 13. Жук-пожарник ()

Рис. 14. Муха-журчалка ()

Рис. 15. Златоглазка ()

Есть насекомые, которые участвуют в образованиипочвы. Они рыхлят землю, помогая ей насытиться кислородом.

Насекомые-санитары перерабатывают останки животных, растений.

Многие из насекомых являются пищей для других животных.

В мире насекомых есть откровенные вредители. К ним относится моль . Ее личинки поедают шерсть, а значит, портят вещи (рис. 16).

Очень многие насекомые повреждают, уничтожают посевы урожая. Это саранча (рис. 17), колорадский жук (рис. 18), листовертка (рис. 19). Справиться с их нашествием довольно таки трудно.

Рис. 18. Колорадский жук ()

Рис. 19. Листовертка ()

Разрушают строения, портят мебель жук-точильщик (рис. 20), жук-усач (рис. 21).

Рис. 20. Жук-точильщик ()

Рис. 21. Жук-усач ()

интересные факты из их жизни.

Например, одним из самых маленьких насекомых является североамериканская перокрылка . У этого жучка длина тела не достигает даже 1 мм.

Самым длинным является тропический палочник . Может иметь тело до 36 см.

Некоторые ночные бабочки имеют размах крыльев 32 см. Они тоже рекордсменки.

Или морская водомерка, является едва ли не единственным известным в настоящее время насекомым, обитающим в море (рис. 27).

Рис. 27. Водяной клоп ()

Самый большой жук на планете - жук-титан из Южной Америки (рис. 28). Он может достигать размеров хомяка. Длина тела бывает до 22 см.

Рис. 28. Жук-титан ()

Крошечные жалящие насекомые мокрицы машут крыльями с невероятной скоростью 62 760 раз в минуту.

Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Скорость их передвижения может достигать 50 км/ч.

На юге США существует семнадцатилетняя цикада . Личинки ее зарываются в почву, там живут, растут. И только спустя 17 или 13 лет появляются на свет.

Вам известно, что муравьи никогда не спят? А бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок. У сверчков уши расположены на передних ногах.

Самка таракана за год способна отложить более 2 миллионов яиц. Кроме того, таракан может 9 дней жить без головы.

Список интересных фактов из жизни животных можно продолжать и дальше.

Следующий урок поможет получить представление о теме «Рыбы. Признаки рыб». На нем мы рассмотрим животных, для которых водная стихия является родным домом. Узнаем особенности их строения, мест обитания и отличительные признаки рыб.

Список литературы

  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
  2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
  3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
  1. Mir-nasekomyh.ru ().
  2. Maaam.ru ().
  3. Micromirok.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте насекомых. Назовите представителей.
  2. Расскажите о строении насекомых.
  3. Какие интересные факты вам известны о насекомых?
  4. * Подготовьте доклад на тему: Какое животное самое прожорливое? Волк, коза, стрекоза. Докажите.

Тема: Кто такие насекомые.

Цель:

Формировать представления у детей о классе насекомых, их разнообразии и значении для природы; выделить их существенные и отличительные признаки;

Задачи:

развивать логическое мышление (синтез, анализ, классификация, обобщение);

Развивать коммуникативные качества речи;

Оборудование: презентация, картинка с изображением насекомых, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент. Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Проверка домашнего задания. - О чем мы говорили на прошлом уроке? - Кто такие рыбы? - Каких речных рыб вы знаете? - Приведите примеры морских рыб - Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с животными. III. Новый материал. - Наш Муравьишка пригласил мудрую Черепаху в гости к своим друзьям. Давайте отгадаем, кто это?
1. На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
2. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат (цапля)

3. Над прудом гибкая лоза,

На ней повисла …

(стрекоза)
4. Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком и поделится медком (пчела)

5. Летит, пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит, сядет и укусит (комар)

6. Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(бабочка)
7. Ростом мал, но работящий и охотник настоящий,
Дом из хвои собирает, лес от гусениц спасает (муравей)

8. Зима ушла за тридевять земель, над лугом загудел лохматый:(шмель)

Кто здесь лишний? (цапля) Почему? (птица) (картинка) - А как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (о насекомых)
III. Сообщение темы. - Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока: Кто такие насекомые! - А вот какие задачи мы сегодня будем решать на уроке, давайте прочтем в учебнике на стр.32.
Живут эти животные везде: на воде и под водой; на земле и под землей; в густой траве; и в старом пне.
- А как же узнать нам насекомое? - Посмотрите внимательно и скажите кто изображен на рисунке? - Как вы думаете, кто здесь насекомое? - А что бы убедиться, кто был прав, давайте разберемся, кто же такие насекомые? - Узнать это нам помогут основные признаки, которые есть только у насекомых.
2) Определение признаков насекомых - Ребята, посмотрите внимательно на доску, вам старшеклассники, приготовили материал, который поможет нам выделить основные признаки насекомых. -Давайте назовем, кто здесь нарисован (дети называют и показывают) - Посмотрите, внимательно и скажите, какие одинаковые части есть у всех насекомых.

По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.

1 признак

«6 ног»

У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в «корзиночки» на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания

Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?(наличием ног)

Давайте с вами внимательно посмотрим и посчитаем сколько ног у насекомых. (Считаем совместно с детьми)

Так сколько же ног мы насчитали? (6 ног)

2 признак

Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.

Какие части тела насекомого вы видите? (голова, грудь, брюшко…)

Выставляются таблички.

«голова»

«грудь»

«брюшко»

- в чём же вы видите особенность строения тела насекомых? (тело разделено) Значит, тело насекомого состоит из 3 частей.

3 признак насекомых (наличие усиков)

- Давайте внимательно посмотрим что есть на голове у насекомых, но нет у других животных? (Усики)

Как вы думаете, зачем насекомым нужны усики?

А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).

А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. (Им помогает запах).

Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

Усики характерный признак многих насекомых, который помогает им питаться (появляется табличка на доске).

Усики- характерный признак многих насекомых

А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

Посмотрите, у меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)

А сейчас давайте проверим ваши предположения и определим какое отношение эти предметы имеют к насекомым.(Рассказ сопровождается показом)

Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь

Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

Вот так разнообразно питаются насекомые.

4 признак (наличие двух пар крыльев)

Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других животных?(6 ног, две пары, есть усики, строение тела другое)

Что помогает их передвижению?(крылья)

У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)

Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)

Появляется табличка «две пары крыльев»

Но у всех ли насекомых есть крылья? Есть и такие, у которых их нет(муравьи, тараканы и другие).

А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые» (голова, грудь, брюшко, 6 ног, усики, 2пары крыльев)

IV . Физминутка «Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко

V . Работа по теме урока

1) Работа с учебником стр.32 рисунок

Давайте вернемся, к картинке в учебнике и посмотрим, уже зная основные признаки насекомых, кто же здесь насекомое?

Почему другие животные не являются насекомыми

    Работа у доски

Давайте посмотрим, все ли насекомые имеют признаки которые мы с вами выделили? (у нескольких насекомых определяем эти признаки у доски, дети выходят и показывают)

    Индивидуальная работа по карточкам. Игра «Чего не хватает»

Посмотрите внимательно, у вас на столах лежат карточки, на которых нарисовано насекомое.

Кто скажет, как называется это насекомое?

Посмотрите внимательно, у вашего насекомого не хватает какой то части, определите эту часть и карандашом дорисуйте ее. (Выполнение задания)

А сейчас отдайте свою работу соседу и проверьте, как вы справились с заданием. Если необходимо, карандашиком исправьте ошибку соседа.

VI . ФИЗМИНУТКА

Встали, я сейчас проверю кто у нас внимательный, я буду называть животных. Если это насекомое, то вы показываете, что оно делает.

Пчела, муравей, карась, кузнечик, бабочка, воробей, стрекоза, таракан.

Молодцы, вы были очень внимательны, а сейчас тихо садимся.

VII . Работа по теме урока.

1) Работа у доски

А каких вы еще знаете насекомых, которые обитают в нашей области?

Да, мир насекомых в нашей области разнообразен, давайте посмотрим, на картинке на доске и скажем, какие насекомые у нас обитают.

2) Обобщение Итак, мы познакомились с новым классом животных – классом «Насекомые». Тело насекомого покрыто полосками, будто бы насечено. Поэтому они и называются «насекомые», от слова «насечка», «насекать».

Их называют хозяевами планеты Земля. Это самая многочисленная группа живых организмов на Земле. Насекомые живут поодиночке и большими семьями. Насекомые питаются по-разному. Среди них есть любители растений и хищники, кровососущие и поедатели шерсти и ткани.

Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние. Они могут защищаться, кусаться, жалить, прокалывать кожу.

Среди насекомых есть как полезные насекомые, так и вредные.

Назовите вредных насекомых (колорадский жук, комары, муха цеце, бабочка капустница, тля, моль)

Назовите полезных насекомых. (пчела, муравьи, жуки, бабочки).

Что вы знаете об этих насекомых?

Рассказ детей.

Польза:

Пчёлы - основные опылители почти всех цветковых растений. Но они также польза, приносимая пчелами в борьбе с различными вредными насекомыми в полях, фруктовых садах и т. д. Дело в том, что выбирая из цветов весь нектар, которым могли бы питаться и вредные насекомые, пчелы лишают последних возможности существования.

Лидером по истреблению вредных насекомых считается рыжий муравей. Когда они роют подземные ходы, то при этом рыхлят почву, обогащают органическими удобрениями, перемешивая землю и разносят семена.

Божьи коровки и их личинки питаются тлёй. Жуки-навозники и их личинки, поедая навоз, являются своеобразными санитарами.

Польза бабочек и в том, что они являются пищей для птиц. Среди бабочек есть и одомашненные формы. Это дубовый и тутовый шелкопряды. Которые человек использует как сырьем для получения шелка.

Вред .

Колорадский жук нападает на кусты картофеля и томатов, съедая листья . В результате не образуются плоды, и куст погибает.

Некоторые комары переносят такие заболевания, как: малярия, москитная лихорадка, амухи - возбудителей желудочно-кишечных заболеваний.

Моль , а особенно ее гусеницы, являются главным сельскохозяйственным вредителем: она ест яблони и капусту. Но нам больше всего знакома домашняя моль, которая ест ткань и мех.

Но, несмотря на это все насекомые важны.

VI . Рефлексия

Кто же такие насекомые?

Скажите, вам понравился наш сегодняшний урок. Если да, то у наших смайликов нарисуйте улыбку, если, нет, то грустное лицо.

VII . Итог урока

- Похлопаем себе. Какие мы молодцы сегодня. Со всем справились. И на память о нашем уроке вы получаете наклейку с насекомым. - Всем спасибо. Урок окончен.