The Witcher: Советы и тактика. Девушки из пролога в The Witcher

Ведьмак 3: как сделать мечи и доспехи. Все, что вам нужно знать о ремеслах.

Ремесла в «Ведьмаке 3» позволяют сделать собственные доспехи и мечи на основе найденных или приобретенных схем кораблей. Поэтому стоит искать сундуки и тела, потому что неожиданно в наших руках может попасть что-то очень уникальное. Некоторые схемы и ремесленная деятельность также связаны с отдельными задачами.

Вкладка «Ремесла» может быть просмотрена в любое время из меню игры (она не находится на первой странице, но вы найдете ее на уровне глоссария). Тем не менее, вы можете сделать только оружие с кузнецом (наковальня и штамп молота), в то время как элементы брони, такие как броня, брюки, сапоги и перчатки на оружейнике(футболка и значок молотка).

Ведьмак 3: как сделать мечи и доспехи

Выполнение мечей и доспехов очень прост, но требует соответствующей картины (как мы уже упоминали, вы найдете их во время приключения, вы также можете купить их у кузнеца или оружейника) и ремесленных компонентов. Взгляните на картинку ниже:

Если у вас нет ингредиентов, список доступных схем покажет «Отсутствующие ингредиенты». Затем вы можете выделить элемент и посмотреть, что именно отсутствует — указав на значки, вы узнаете, что называется недостающим ингредиентом и сколько частей вам нужно.

Если у вас есть необходимые ингредиенты, предмет отмечен зеленым цветом. Обратите внимание, что это стоит денег, чтобы сделать товар. Также стоит внимательно ознакомиться с статистикой справа. Вы увидите, какой уровень персонажа требуется для использования такого меча, а также какой ущерб он наносит.

Помните, однако, что вы будете выполнять более сложную схему только у мастера с соответствующим уровнем (например, мастер кузнечного дела). Информацию о требованиях можно найти в описании.

Проценты и статистика показывают сравнение с имеющимся в настоящее время мечом, что облегчает решение о том, должен ли быть сделан новый предмет — или он будет просто лучше или хуже нынешнего.

Ведьмак 3: как сделать мечи и доспехи — Экипировка Ведьмака

Witcher Schemes — уникальная возможность получить полную экипировку ведьмаков . Они полные комплекты: стальной и серебряный меч, доспехи, брюки, обувь и перчатки. Интересно, что вы можете модернизировать свое снаряжение, но для модернизации также требуются шаблоны — очень часто поиск оружия «Ведьмака» связан с интересными исследованиями и боевыми действиями, а также знакомством с историей за данным комплексом (например, медведь или медведь-грифон).

В нашем гиде вы найдете подробное описание поиска и улучшения Witcher-стоек.

Ведьмак 3: как сделать мечи и доспехи — Волшебные руны и их восстановление

Руны позволяют усилить действие мечей и доспехов. Чтобы использовать их, оружие и доспехи должны иметь слоты для магических рун. Чтобы проверить это, просто зайдите в инвентарь и посмотрите на значки, изображающие мечи или доспехи. Если рядом с ними есть пустые круги, это означает, что они могут быть оснащены рунами. Эта информация также может быть найдена в описании после выделения элемента.

Магические руны усиливают магические персонажи (обычно характерные черты) или добавляют урон от огня или холода. Руны можно встретить в Ведьмак 3очень часто в гнездах монстров (скрытых под вопросительными знаками на карте), после уничтожения этих гнезд (у вас должен быть фейерверк, желательно Kartacz или Samum). После разрушения подходите к гнезду и собирайте все предметы.

Если вы создадите уникальную руну для меча или доспехов, тогда вы найдете лучший, лучший меч, а также слоты, вы можете восстановить руну в Ведьмак 3 от кузнеца или брони. На вкладке «Удалить улучшение» вы выбираете оборудование, а затем восстанавливаете руну, но теряете оборудование. Иногда, однако, стоит попытаться пожертвовать: уникальные руны стоят своего веса в золоте.

Ремонт меча и доспехов

Каждый меч, если он часто используется, унывает и разрушается со временем (соответствующий значок появится на экране). Это стоит помнить и защищать себя соответственно. Существует несколько решений:

  • Вы можете поменять сломанный меч на второй (подумайте о том, чтобы всегда иметь второй тип меча в инвентаре на всякий случай — в некоторых основных и побочных квестах вы не сможете вернуться в город в течение некоторого времени).
  • Вы можете приобрести удобные ремонтные комплекты от кузнеца и обработчика. Таким образом, вы можете быстро отремонтировать предметы: просто используйте их с уровня оборудования).
  • Если вы после миссии, и вы можете двигаться, поврежденные предметы могут быть отремонтированы по привлекательной цене у кузнеца или броня (они ремонтируют любой предмет).

Броня также систематически разрушается, поэтому вы можете использовать аналогичные решения, как указано выше.

Еще несколько советов:

Как крепко и бесплатно подружиться с Карой в доме у Шани: перепиваем Телера и получаем книгу о разведке; дарим книгу чистильщику обуви и получаем кольцо Пророка Лебеды; показываем кольцо старухе - после этого она каждый раз просит вас быть ее гостем.

При прохождении 1-ой главы советую не отдавать эльфам товары со склада - иначе во второй главе Кирпич будет убит, а он выдает два квеста. В квесте "Крыса" советую Кирпича не выдавать - заслужите благодарность шерифа, а Кирпич останется в таверне, что немаловажно - так как ему можно продавать фисштех (20 оренов) с убитых саламандр: во второй главе денег иногда не хватает, а наркотики больше никто не покупает.

При покупке новых доспехов не забывайте, что старые можно продать. Сделать это лучше до покупки новых - продавец доспехов их не купит, а вот стоящий рядом кузнец – возьмет без лишних разговоров.

Если вы собираетесь потратить очки опыта на "воспоминания" о монстрах - это надо делать в начале игры, так как потом Ведьмак уже ничего нового не вспомнит. В первой главе можно бесплатно найти необходимые книжки про утопцев-пиявок и гулей-грейдеров: одна выигрывается, перепив пьяницу в трактире, вторая - находится в шкафу в одном из домов по дороге в деревню.

При кулачном бое тактика "удар - уход в защиту" (правая клавиша мыши) позволяет победить любого противника, не тратя очки на развитие рукопашных способностей.

Ненужные пищевые продукты, если жалко их выбрасывать, во 2-3 главах советую переводить в омелу посредством алтаря в храме и на болоте (гидраген), или в розы у садовника (стоимость розы - 6 оренов).

Чтобы получить больше опыта, не тратя время специально на прокачку, советую сдачу задания (но не их выполнение) откладывать к концу главы - количество очков за квест одно и то же независимо от уровня, а количество очков за монстров с каждым уровнем уменьшается. Поэтому в начале главы лучше побольше "повоевать", а не боевые задания и сдачу боевых отложить на потом.

Чтобы пройти в 3-й главе квест по уничтожению саламандр на болоте с помощью друидов и гриба-галлюциногена, ни в коем случае не атакуйте главный лагерь саламандр (он находится там, где во 2 главе был лагерь "белок"). Однако, не забудьте туда заглянуть после уничтожения главаря.

В пятой главе вы практически не будете иметь доступа к своим вещам. Только в
самом-самом начале у Лютика. Поэтому советую воспользоваться моментом и взять все, что вам необходимо. Так как продать ничего в этот момент вы не сможете, то продажу не пригодившихся вещей советую сделать в 4-ой главе (до битвы с Дагоном). Хотя денег к концу игры обычно избыток.

В 4 главе обратите внимание на неплохой стальной меч у сына кузнеца.

Несмотря на то что во всех частях серии присутствуют образцы самого разного вооружения, пользоваться можно только мечами. Объяснить пристрастие ведьмаков к этому типу смертельных орудий невозможно, но таковы реалии - какой бы внушительный по виду топор вы не нашли, для персонажа он бесполезен. Однако невзирая на то, что основное оружие в игре «Ведьмак» - меч, предназначения у него разные. Серебряные экземпляры отвечают за уничтожение различной нечисти, а стальные предназначены для убийства животных и людей.

Так закалялась сталь

Начнем с первой части знаменитой игры. Основное оружие, которым пользуется ведьмак, - мечи, сделанные из стали. Хоть игрок и является истребителем чудовищ, немалую толику времени займут также битвы с самыми разными бандитами. Именно для них и потребуются описанные ниже орудия для убийств.

Следующий набор мечей не приспособлен для серьёзного боя и достать его не составит труда. Изделия обладают посредственными характеристиками и не нанесут серьезного урона.

  • Ржавый меч.
  • Темерский стальной меч.
  • Меч ордена «Пылающей розы».
  • Темерский железный меч.

Далее по списку идут бесполезные и неэффективные, ввиду несущественного урона, орудия. Они хоть и обладают дополнительными характеристиками, но из-за низкого базового модификатора их использование не рекомендуется. В игре «Ведьмак» мечи, которые находит игрок, не всегда лучше того, которым он пользуется, так что подобный мусор можно подбирать только на продажу.

  • Рунный меч из Дол Блатанна.
  • Церемониальный меч из Деитвена.
  • из Синих гор.
  • Священный меч Ордена.
  • Запрещенный меч. Он ближе всего подходит к понятию «эффективность». Получить его можно в 3-й главе, забрав у убитого ассасина.

Самым надежным товарищем станет в игре «Ведьмак» меч, сделанный собственными руками. Метеоритные мечи крафтятся из трех кусков соответствующего материала и отличаются по характеристикам, зависящим от использованного цвета руды.

Реликты

Отдельно стоит упомянуть об уникальном оружии из игры «Ведьмак» - мечи, встречающиеся в единственном экземпляре и имеющие собственные имена.

  • Рунный сигиль из Макахама. Получить его можно по завершении квеста «Больно не будет».
  • Гарваль. Его есть возможность найти только во второй главе возле башни мага в болотах.
  • Гвихир. Покупается у сына кузнеца. Но доступен он исключительно в четвертой главе.
  • D"yaebl. Когда закончите задание со стрыгой и снимете проклятье, то сможете получить его от Велерада.

Серебро

Лучшее средство против самой разной нечисти, которым владеет ведьмак, - мечи, сделанные из серебра. В первой части игры их не так много, как хотелось бы, но они полностью справляются с поставленной задачей:

  • Базовый «Серебряный меч ведьмака».
  • Арондит. Достать его вы сможете только в 4-й главе, после завершения квеста «Убить Дагона».
  • «Лунное лезвие» - лучший образчик ведьмачьего оружия. После убийства 10 особых монстров вы сможете получить его у Главного королевского ловчего.

«Ведьмак 2»

Начиная с этой части, разработчики плотно взялись за наполнение игры контентом. Однако большинство мечей, которые вы встретите в игре «Ведьмак 2», либо абсолютно бесполезны, либо являются «проходными», и вы их смените буквально через пять минут.

  • В «Прологе» игрок вряд ли найдет что-либо стоящее. Единственное, что следует упомянуть: если геймер импортирует сейвы из первой части, то в зависимости от финального снаряжения, можно получить ряд хороших клинков.
  • Первая глава богата неплохим оружием, которое приобретают с помощью крафта. Внимательно осмотрите список товаров во Флотзаме. Там вы сможете достать один из самых интересных чертежей. Бертольд может помочь создать лучший меч этой серии.
  • Во второй части истории можно отыскать три замечательных стальных меча. Все они находятся при прохождении «пути Иоверта». Уникальный именной клинок «Гвихир» вы получите при завершении квеста «Кошмар Балтимора». «Отравленная Зерриканская сабля» висит над камином в комнате Филиппы после завершения осады. «Каэдвенский черный меч» можно выбить из рук одного из офицеров по пути в шахты.
  • Если вы смогли достать «Гвихир», то замена вам потребуется не скоро. Множество неплохих клинков вы найдете на прилавках магазинов. В четвертой главе имеется три именных меча, на которых стоит остановиться отдельно. «Гарваль» продается у торговца в лагере рыцарей «Пылающей розы». «Забытый меч Вранов» отыщете, проходя «Путь Роше»: выберите вариант освобождения Аниас, и в сейфе Детмольда вы найдете искомый клинок. «Кэрм» можно получить путем крафта, причем, чтобы найти чертеж, придется победить горгулий и расшифровать манускрипт.

Серебряный блеск

«Ведьмак 2» также богат и серебряным оружием. И в отличие от стальных собратьев имеет смысл менять их чаще, поскольку они богаты различными бонусами, которые надо подбирать под конкретный стиль игры.

  • В «Прологе» вы получите «Арондит» и «Лунное лезвие» при импорте сейвов из первой части, если они были у вас в инвентаре.
  • Первая глава очень бедна разнообразным оружием против нечисти, и большая часть найденных предметов будет бесполезна, особенно если у вас осталось «Лунное лезвие». Внимание стоит обратить только на «Отличный серебряный ведьмачий меч» - его чертеж вы получите при выполнении различных контрактов и вряд ли пропустите.
  • А вот во второй главе у игрока уже будет из чего выбирать. «Парламентёр» доступен при прохождении обоих путей. Его вы сможете снять с трупа убийцы королей или получить после задания «Вечный бой». Далее, игроку встретятся несколько клинков с большим уроном, но имеющих менее эффективные бонусы, поэтому замена не рекомендуется. Под конец главы можно получить «Кровавый меч». Искать его надо в катакомбах под Вергеном.
  • В третьей главе даже самый плохой клинок будет лучше, чем всё, что вы видели раньше. Но, чтобы его сделать, надо купить чертеж у торговца Браса в Бан Арде. У него же вы сможете приобрести чертеж меча «Зерриканен» - это лучшее оружие во всей игре.

«Ведьмак 3»: Начало

В третьей части игры «Ведьмак» стальные мечи - это хлам, который можно смело продавать. Вы сможете найти подобное оружие повсюду: в убитых монстрах и бандитах, сундуках, кладах и у торговцев. То же самое относится и к серебряному оружию. Выполняйте квесты, внимательно обыскивайте локации и изучайте карту мира, тогда вы непременно сможете отыскать подходящее вам по уровню снаряжение.

Многие игроки тем не менее выделяют отдельные клинки, которые отличаются по урону и эффективности от остальных. Это так называемые сетовые предметы. В начале игры, в локации «Белый сад» вы сможете найти пару мечей, которые имеют пометку «Школы змеи». Серебряный меч выковать у вас вряд ли получится, поскольку на данном этапе найти достаточно невозможно.

Чтобы получить чертежи, отправляйтесь на север «Белого сада» на кладбище. Там вам придется сразиться с призраком 7-го уровня, после чего он сбежит в склеп. Взломайте дверь символом Аард и продолжите бой. После окончательной победы внимательно обыщите подземелье. Тут вы обнаружите останки незадачливого ведьмака и чертеж серебряного меча школы Змеи. Кроме того, у вас на карте появится отметка о расположении стального меча той же школы. Там вам придется разгромить лагерь бандитов, а в сундуке вы обнаружите нужный чертеж. В игре «Ведьмак 3» мечи, относящиеся к сетам, никогда не лежат просто в сундуке, поэтому вам придется еще и добыть материалы, необходимые для их изготовления.

Школа Кота

Это пара интересных клинков, относящихся к сету легкой брони. Найти чертежи к ним можно на карте Новиграда. Чертеж серебряного меча находится в руинах храма на юго-востоке от города. Чтобы его получить, придется воспользоваться знаком Аард для взлома запертой двери.

Отметка о стальном мече появится на карте сразу после получения чертежа. Там вам снова придется использовать знак, чтобы попасть в подвал. На месте вы обнаружите диаграмму клинка и новую записку с координатами чертежа арбалета.

Таким образом вы сможете получить лучшее низкоуровневое снаряжение в игре. Его аналогами можно считать сеты «Медведя» и «Грифона», но искать их необязательно, поскольку добыть их немного сложнее.

Школа Грифона

Предметы данного сета специализируются на усилении знаков. Начать их поиск можно уже с седьмого уровня, но персонажу без хорошего снаряжения и прокачки сделать это будет достаточно проблематично. В игре «Ведьмак 3» мечи не только помогут вам в рукопашном бою, но и улучшат владение знаками.

  • Располагается начальная версия комплекта в Велене. Сначала идите в руины Хендхольд на севере от «дерева Повешенных». Там на вас нападут гарпии. Убив их, поднимитесь к гнезду и встаньте напротив него. Слева от вас будет потайная дверь. С помощью ведьмачьего чутья вы найдете чертеж на теле одного из солдат. Серебряный меч спрятан на маяке одинокой скалы. Чтобы получить изделие, придется убить виверну 14-го уровня. Впрочем, боя можно избежать, если дождаться, когда чудовище отлетит подальше.
  • Диаграммы апгрейда предметов найти намного проще. Чертеж улучшенного стального меча находится в лагере бандитов на западе от Подлесья. Схема серебряного клинка - в пещере западнее лагеря Нильфгаарда.
  • Отличное оружие сета требует от персонажа 21-го уровня. В порту Уриала на холме можно обнаружить чертеж стального меча. Серебряный меч спрятан в пещере на южном мысе главного острова Скеллиге.
  • Схему мастерского стального меча можно обнаружить в разрушенной деревне Боксхольм. Его «собрата» вы найдете в заброшенной крепости на Скеллиге.

Школа Медведя

Еще один сет из игры «Ведьмак». Лучшие мечи, по мнению большинства игроков, принадлежат именно ему. Они также делятся на несколько грейдов, но в качестве бонуса дают неплохую прибавку к критическому урону.

  • Первые мечи можно начинать собирать уже на 15-м уровне или даже выше. Чертеж стального меча вы найдете на Скеллиге в сгоревшей деревне. Там в корчме вас будут ждать сирены 20-го уровня и соответствующая награда. Серебряный меч вы найдете по подсказке, но сначала подготовьтесь к тяжелому бою - охранять заветный предмет будут горгульи и ледяной элементаль 30-го уровня.
  • Чертеж улучшенного стального меча находится в форте Каэр-Альмхульд, западнее главного острова. Апгрейд серебряного клинка хранится в заброшенной крепости на северо-востоке основного острова. Обе модификации спрятаны на Кривоуховых топях.
  • С мастерскими мечами все намного проще. Один из них вы найдете в медвежьей пещере по ходу сюжетного задания, второй находится на небольшом острове возле дороги на

Вы когда-нибудь слышали, чтобы компьютерная игра стала национальным достоянием? А прецеденты есть. Когда в 2011 году Польшу посетил американский президент Барак Обама, премьер-министр Дональд Туск вручил ему в подарок второе издание игры «Ведьмак» (The Witcher 2: Assassins of Kings ) производства местной студии CD Projekt RED . И если видео-игру не стыдно подарить заезжему президенту, это о чем-то да говорит.

Сейчас на рынке компанию CD Projekt RED оценивают в $250 млн, а совсем недавно она еле сводила концы с концами. Ее чуть не обанкротили первые издатели, за ними это пытались сделать вторые на пару с третьими. Но маленькая восточно-европейская студия боролась с гигантами игровой индустрии до последней капли крови, и в итоге случилась развязка, достойная Голливуда в его лучших традициях — титаны сами стали банкротами, а маленькая студия — титаном.

Как выжить в мировой игровой индустрии? Почему ни в коем случае нельзя делиться правами на свою разработку? Как проиграть в суде, но выиграть в бизнесе? Об этом — на примере истории одной из самых знаменитых игр «Ведьмак», которую рассказал сооснователь студии CD Projekt RED Марчин Ивински на семинаре EastLabs во время своего визита в Киев.

«Хоть мы и были «многообещающей молодой студией», когда мы делали первого «Ведьмака», большинство дистрибьюторов говорили нам: «Скорее всего, вы эту игру так и не закончите — это очень сложно и дорого». Нам было сложно найти партнеров, потому что у CD project RED не было никакой «биографии». И тем не менее, мы продали более 5 млн копий «Ведьмака» — это очень сильный результат. За первого «Ведьмака» мы получили более 200 наград от различных СМИ — и это та одежка, по которой вас будут встречать на рынке.

Сейчас, когда мы готовим релиз третьего и последнего «Ведьмака», издатели готовы предложить нам лучшие условия. Недавно мы подписали договор с Warner Games о дистрибуции «Ведьмак 3» в Америке и Канаде, а сейчас находимся в процессе переговоров с дистрибутором по Европе, который очень, скажем так, не против продавать нашу игру. Как мы этого достигли и через что прошли, вы узнаете сразу после просмотра трейлера The Witcher 3: Wild Hunt .

Два польских школьника и компьютер

Еще будучи школьником, я обожал компьютерные игры. Но в конце 80-х — начале 90-х купить в Польше компьютер было нереально — мой отец привез его из Германии. Правда, там был всего килобайт памяти — недостаточно, чтобы запустить даже самую примитивную игру. Позже мне подарили компьютер мечты, в комплекте с которым шло записывающее устройство — я мог не только играть, но и переписывать себе игры с чужих кассет. Я стал завсегдатаем компьютерного рынка, который выглядел как самый обыкновенный базар, просто вместо арбузов здесь торговали кассетами с компьютерными играми.

На компьютерном рынке я заводил новые знакомства, обменивался играми — и, сам того не осознавая, обзаводился первыми деловыми связями и бизнес-опытом.

Однажды в популярном журнале про видео-игры я увидел колонку, в которой читатели предлагали обменять свою игру на чужую. Мне нечего было предложить взамен и я просто попросил одного читателя и Греции прислать мне его игру. И он прислал. Ни у кого во всей Польше не было такой игры — кроме меня. Я стал местной знаменитостью и сразу понял, что надо делать. Раз в месяц я посылал греку две кассеты — одну для него, а другую для себя и получал в ответ игры. Так я стал главным поставщиком игр на рынке Польши. А когда оставалось время, ходил в школу.

В школе я и познакомился с будущим партнером по бизнесу Михалем Кичински. У него был маленький автомобиль, похожий на украинский запорожец — наше первое средство транспортировки кассет с играми на продажу. Сразу после окончания школы мы с Михалем решили открыть компанию. У меня уже были международные связи в игровой тусовке, я возил в Польшу диски с играми — сначала две копии, потом 5, потом 10.

Михал был директором по маркетингу. Он занимался тем, что продавал игры на рынке из коробки в субботу, а в воскресенье приезжал ко мне домой, и мы делили деньги на три ровных части: это мне, это тебе, а это на наш будущий бизнес — в банку.

В 1994 году мы решили зарегистрировать компанию — так появился CD project. Мы стали переводить игры на польский язык — и это сразу принесло плоды. Так продажи польской версии одной из очень популярных на то время игр побили все рекорды: в первый же день мы продали 18 тыс. копий — в это было трудно поверить! Обычно мы продавали 500-1000 копий… Бизнес начал стремительно развиваться и приносить неплохой доход.

«Ведьмак»: все или ничего

Восемь лет спустя мы основали студию разработки игр — воплощение нашей мечты. Финансировали ее за счет дохода, который приносил CD project. Мы быстро привлекли в команду талантливых программистов — достаточно было намекнуть им, что это будет ролевая игра по мотивам популярной серии романов Анджея Сапковского. Я сам прочел «Ведьмака» еще в школе, и это был катарсис. Нам очень повезло, что сам Сапковский проникся и поддержал нас.

Первый офис по разработке был очень скромный — мы разместили команду из четырех человек на складе нашей дистрибуционной компании.

С самого начала мы установили для себя одно ключевое правило: все права на наши игры будут принадлежать только нам. Для нас это было выражением собственной независимости. Когда работаешь над игрой, часто бывает так, что у тебя заканчиваются деньги, истекают сроки, а ошибки, которые по сути неизбежны, кажутся фатальными. Тогда издатели говорят: «Мы дадим вам больше денег и времени, если вы отдадите нам права на игру». А потом начинают диктовать, какой должна быть ваша игра, какие творческие решения вы должны принимать. Если вы изначально разрабатываете игру на заказ — вы знаете, что вам придется ее отдать и не переживаете по этому поводу. Но если игра целиком и полностью ваша, очень болезненно, когда ее начинают перекраивать далекие от концепции люди.

Когда мы показывали издателям первого «Ведьмака», они нам говорили, что, согласно опросам аудитории, лучший персонаж ролевой игры — это женщина-эльф.

Связи в ход

У нас за плечами было семь лет в игровом бизнесе. Мы знали, как продавать игры, но не знали, как их делать. К нам в команду пришел разработчик со своим движком, на основе которого мы за год построили прототип «Ведьмака». С этим прототипом мы объездили всех европейских издателей, которых знали. И в результате получили всего два имейла, где нам очень вежливо объясняли, что мы еще не доросли.

Сегодня-то я понимаю, почему нас не восприняли всерьез. Мы писали, что наша команда состоит из семи профессионалов, и мы планируем увеличить ее до 15 человек, чтобы закончить проект. А когда мы на самом деле заканчивали проект, у нас в команде было 80 специалистов, и ни один не был лишним…

После провала «Большого Европейского Тура» мы решили отказаться от работы над собственным движком и попробовать лицензировать чужой уже готовый. На тот момент на рынке вариантов для ролевых проектов не было — нет и до сих пор. К счастью, мы были знакомы с сооснователями BioWare Реем Музикой и Грегом Зичуком, у которых, кстати, украинские корни. Их продукты мы переводили и локализировали для польского рынка. Мы попросили лицензировать их движок «Аврора» за небольшой аванс и скромный процент от продаж в будущем, и директор производства BioWare, который симпатизировал нашим юношеским амбициям, согласился.

Отцы-основатели (в 1995 году) студии BioWare Рэй Музика и Грег Зичук покинули компанию в 2012 году под давлением совета директоров

На рабские условия не подписываться!

Запуск в розницу первого «Ведьмака» был очень важной частью издания. Сами мы покрывали только рынок Польши, где CD Project был уже серьезным издателем, и рынок России, где у нас долгое время были друзья. В остальном мире нам еще предстояло найти издателя и мы потратили на поиски два года.

Меня часто спрашивали, почему вы выбрали своим партнером Atari, которая слывет далеко не лучшим издателем. Я отвечу так: если тебе не нравится то, что у тебя есть, то нужно постараться полюбить это. Кроме Atari у нас было еще два предложения, и мы выбрали лучший вариант.

У меня был опыт в переговорном процессе, лицензировании, составлении контрактов, но в обратном порядке — я был издателем, а моими партнерами были разработчики. Мы договорились об условиях с Atari, общаясь с ними в их центральном офисе во Франции — в моем любимом городе Лион. Скоро вы поймете, почему любимом… И мы договорились, что дадим им права на распространение игры в Америке и Европе с сохранением за собой всех прав на игру, а компания выплатит нам аванс. Вскоре мы получили первый вариант договора о сотрудничестве, в котором было написано, что Atari, грубо говоря, принадлежит все, а нам ничего.

И когда мы спросили, почему такая разница между устным договором и условиями контракта, от нас отмахнулись, мол, это юристы что-то свое юридическое накрутили, давайте уже подписывайте и будем работать. До сих пор это самая распространенная уловка, которую дистрибуторы применяют в игровой индустрии.

К счастью, я нашел в Америке хорошего юриста, с которым мы переписали практически каждый параграф договора — на переговоры ушло полгода! Но кое-что мы все-таки упустили. Это был пункт про право Atari на первое предложение: если мы будем делать еще одну игру из серии «Ведьмак», мы должны будем сначала предложить дистрибутировать ее Atari. Они могут сделать нам предложение, а могут и не делать — тогда мы вольны идти к другим издателям. Но собрав лучшие предложения на рынке, мы снова должны вернуться к Atari, и если они согласятся на те же условия, мы обязаны будем издаваться у них. А если не согласятся — мы свободны.

Первый провал в Лионе

После успешного выхода первого «Ведьмака» мы начали разработку консольной версии под названием «Взлет белого волка». Но я бы назвал эту часть нашей биографии «Взлет и падение белого волка». Представьте себе нас — молодых разработчиков, которые только что выпустили свою первую игру. Она супер-успешна, мы всем доказали свою состоятельность. И вот к нам приходит Atari и говорит, мол, ребята, а давайте выпустим «Ведьмака» для консолей — рынок ждет! Но наш движок «Аврора» подходил только для ПК, а сами мы портирование не осилили бы. На что послы Atari ответили: «Не проблема, найдите какого-нибудь стороннего разработчика, который сделает вам портирование, мы это профинансируем — вот список разработчиков, которых мы рекомендуем. А потом, когда запустим игру, поделимся с вами очень интересными авторскими отчислениями». Ну как тут устоять?

Одна из студий, которую они рекомендовали, была расположена в том самом Лионе. Мы тогда не знали, что эта студия только что лишилась контракта и очень ищет работу. В принципе, вариантов-то у нас больше и не было — все остальные студии, с которыми мы общались, были либо заняты, либо некомпетентны, либо этот проект не соответствовал их формату… И мы подписали договор с WideScreen Games о том, что они сделают нам портирование, и с Atari о том, что они издадут эту версию. Таким образом, мы оказались посредине между этими двумя компаниями, взяв на себя весь риск за обязательство доставить консольную версию на рынок. И мы были уверены, что справимся.

Я очень гордился сделкой с WideScreen Games — они приняли все мои условия. Если бы я прописал в том контракте, что они все переходят к нам в рабство, WideScreen Games все-равно, скорей всего, подписали бы договор, потому что они вообще его не читали.

Бюджет на портирование был очень высокий — пару сотен тысяч евро. Но через несколько месяцев к нам пришли представители WideScreen Games и сказали, что у них закончились деньги. Мы отправили в Лион десять своих разработчиков, среди которых был Адам Бадовски (сегодня возглавляет студию разработки CD Projekt Red). Они помогли WideScreen Games завершить вертикальный срез игры, мы передвинули им сроки и дали еще денег. Срез был необходим, чтобы Atari могли показать консольного «Ведьмака» своим партнерам на «ATARI LIVE», куда съехались представители игровой индустрии со всего мира. Тизер всем понравился.

Спустя неделю после пресс-конференции к нам пришли из WideScreen Games с заявлением, что им снова надо отодвинуть сроки и увеличить бюджет. Фактически они нас шантажировали. Либо игры, которую всем показали, не будет, либо мы дадим им еще времени и денег. На тот момент в Лионе сидело уже 15 наших сотрудников, но мы отправили туда еще дополнительных специалистов, чтобы они проверили, что там происходит, и сказали, могут ли вообще WideScreen Games закончить эту игру. В итоге один сказал: «Могут, но на это уйдет не пять месяцев, как мы договаривались, а год». Второй сказал: «Не год, а полтора». А третий сказал: «Полтора года, и нам нужно будет отправить к ним еще 30 своих сотрудников». Мы переглянулись и решили убить проект.

Вскоре WideScreen Games обанкротились, и один их сотрудник рассказал нам, что когда они подписывали контракт, то понятия не имели, как смогут выполнить его условия. У них не было никакого плана или стратегии по реализации проекта.

Лучше смерть, чем продажа прав

В 2008 году случился кризис. Наш еще вчера прибыльный дистрибуционный бизнес в Польше начал нести убытки. И тут из Atari приходит уведомление о нарушении условий договора — поскольку консольную версию «Ведьмака» мы не сделали, от нас требуют компенсацию.

Наш основной бизнес несет убытки, мы только что закрыли разработку консольной версии, на которую потратили кучу денег, а наш издатель хочет взыскать с нас несколько миллионов евро.

Мы полетели в Нью-Йорк, где находился офис Atari, чтобы как-то урегулировать вопрос. Разумеется, на переговорах они ни раз и ни два заговаривали о передачи им прав на API «Ведьмака», но мы стояли насмерть. Ведь если бы Atari, которая была публичной компанией, нас обанкротила, ей пришлось бы отчитаться перед акционерами о том, что она списала в потери несколько миллионов евро.

Если кто-то должен вам $20 — он ваш должник. Но если он должен вам $1 млн — он ваш партнер. Мы были как раз таким партнером, и Atari было не выгодно нас топить.

В обмен на списание долга мы предложили им права на дистрибуцию второго «Ведьмака». Только на ПК. Только в Серевной Америке. Эта жертва позволила нам оставить за собой цифровые права. Мы полностью погасили свой долг и убытки, а в начале этого года Atari подали на банкротство. И теперь они нам должны четверть миллиона долларов, из которых мы получим максимум 25 тыс. — остальное спишем на потери. Вот так крутится колесо фортуны.

Все свое и ничего чужого

В какой-то момент мы решили делать свой движок. К тому моменту Аврору мы уже переработали настолько, что там осталось около 10% родного кода и 90% нашего собственного. Мы уперлись в ограничение того, насколько сильно его можно модифицировать. Перед тем, как разрабатывать свой движок, мы рассмотрели все, что есть на рынке, но ничего не подошло. Тогда мы начали параллельно делать две вещи: во-первых, продолжили разработку второго «Ведьмака» на движке «Автора», а во-вторых, свой собственный мультиплатформенный движок, чтобы игра вышла сразу и на ПК, и на консолях.

Это было непростое, но, как оказалось, очень выгодное решение. Мы полностью избавились от проблем и рисков, связанных с использованием чужой технологии. Сегодня разработкой движка у нас занимается отдельная команда, а творческая команда больше не вынуждена отвлекаться, когда что-то не работает. Теперь мы планируем начать лицензирование нашего движка для других внешних команд.

Второй провал в Лионе

Дистрибутором второго «Ведьмака» на платформе ПК был Namco Bandai. У них, как и у Аtari, договором было предусмотрено право на первое предложение. Когда мы принесли Namco Bandai второго «Ведьмака» для консолей, они сделали нам не самое выгодное предложение. Мы нашли другого издателя с более интересными условиями — это была компания THQ, и пошли с их предложением к Namco Bandai, как обязывал нас договор. У них было десять дней на то, чтобы либо принять условия сделки, либо отказаться и дать нам спокойно работать с THQ.

В последний день Namco Bandai прислали нам в Лос-Анжелес, куда мы поехали на выставку Е3, эдакий мини-контракт на четыре страницы, уже ими подписанный. Но один пункт в самом конце они изменили. Мы показали этот контракт нашему американскому юристу, и он сказал, что Namco Bandai условия не приняли, и мы свободны работать с кем хотим.

К сожалению, мы не обратили внимание на то, что в тот момент Namco Bandai сменили юриста — уже тогда они начали готовится к судебному процессу.

Спустя неделю после того, как THQ огласили, что будут дистрибутировать консольную версию второго «Ведьмака», Namco Bandai подали против нас иск в суд замечательного города Лион. Это было местом юрисдикции нашего с ними контракта. Мы едва успели найти французского юриста — летом вся Франция просто не работает, и нам с трудом удалось уговорить ее отменить отпуск, чтобы поехать на несколько дней поработать за 350 евро в час.

Изменения в контракте заключались в том, что Namco Bandai вычеркнули из своей версии контракта пункт, в котором THQ отказывались от права на первое предложение. Вычеркнули потому, что у THQ никогда и не было такого права, поэтому отказываться от него они не могли. Проблема в том, что французский суд рассматривает данную ситуацию так, будто Namco Bandai ничего не вычеркивали. Нам следовало сразу обратиться к французскому юристу, потому что у американцев другая трактовка. Мы выиграли несколько мелких моментов, но Namco Bandai полностью заблокировали выход консольной игры.

Однако, такое бойцовское поведение со стороны маленькой восточно-европейской компании, способствовало тому, что нас начали уважать в игровой индустрии и с тех пор гораздо реже пытались обмануть.

Когда мы сообщили THQ, что Namco Bandai выиграли процесс и консольный «Ведьмак 2» заблокирован, они, не вложив на тот момент ни копейки в продвижение игры, потребовали с нас возмещения убытков. И снова нам повезло — вскоре THQ обанкротились. Зато после того, как мы побывали в суде с Namco Bandai, наши отношения нормализовались. И мы очень довольны тем, как они продавали консольную версию второго «Ведьмака». Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Последняя сделка

Тем временем дистрибуционное отделение Atari понемногу разваливалось. Мы предложили им передать права третьей стороне — они согласились и предложили договориться с Warner Games. Дело было в сентябре — это конец третьего квартала. Для Atari, которая все еще была публичной компанией, крайне важно было успеть закрыть сделку до конца месяца, чтобы включить ее в отчет, мол, глядите, а мы денег заработали!

Мы полетели на неделю в Америку на встречу с представителями Warner Games, чтобы каждый день в течение последней недели истекающего квартала работать над сделкой и успеть закрыть ее до конца октября. Начали с обсуждения условий и поняли, что дело продвигается очень медленно. На каждый наш вопрос представители Warner Games отвечали: «Нам надо поговорить с начальством». Мы изложили им условия в понедельник, до среды они говорили с начальством, позвонили нам в четверг и сказали: «Ну что, давайте еще раз все обсудим». У нас оставался только один день на то, чтобы закрыть сделку. В пятницу утром мы все сели за большим длинным столом и параграф за параграфом начали обсуждать договор.

Я подхватил простуду и каждые 30 секунд заходился в кашле, наш вице-президент по развитию бизнеса CD project Red Михал Новаковски к шести утра субботы, когда мы уже готовы были пожать друг другу руки, просто откинулся на спинку кресла и храпел, а наш юрист чуть не плакал и просился домой, но я заставлял его вносить дополнительные изменения.

В конце концов мы все-таки успели закрыть эту сделку и были очень ею довольны — Warner Games хорошо продавали второго «Ведьмака» в Америке.

«Ведьмак 3»: больше никаких ошибок!

Сейчас мы работаем над третьим «Ведьмаком». Когда мы приступали к разработке, мы сказали себе: если на первом и втором мы учились и набивали все возможные шишки, то на третьем все будет так, как надо. Мы решили сделать масштабный anouncement — предложили материал самому известному изданию об играх GameInformer с аудиторией 8 млн человек. Они согласились, прислали в Варшаву своих журналистов, подготовили большой материал и поместили «Ведьмака» на обложку.

Обложка GameInformer, февраль 2013

Это был отличный момент для нас начать дистрибуцию. Третий кросплатформенный «Ведьмак» был официально объявлен на конференции Microsoft Е3. Это большая честь, когда игру представляет лично производитель устройства, на котором она будет работать. Народу собралось больше, чем мы были готовы принять. На Е3 у нас была закрытая комната, рассчитанная на 40 человек. В нее набивалось человек по 60, а за дверями выстраивалась еще очередь желающих попасть на нашу презентацию.

Мы очень сильно сфокусированы на качестве. Только так можно получить высокую оценку на спецфорумах. Оценка на «Метакритике» крайне важна в игровой индустрии. У нас было более 180 отзывов, большинство из которых превышали 80 баллов — это хороший результат.

Не так важно, что вы реально делаете и насколько хорошей студией вы являетесь, как то, какая у вас оценка на «Метакритике». Именно на основании этой оценки будет приниматься решение, какая студия выпустит вашу игру».

«Ведьмак» отличается большим выбором девушек для соблазнения. За каждое успешное рандеву выдается эротическая карточка с изображением обнаженной девушки, с которой у Геральта была случайная интимная связь. Благодаря стерилизации, произошедшей в результате мутации, могут позволить себе иметь без каких-либо последствий нескольких партнеров одновременно, чем охотно пользуется главный герой. Всего эротических карточек - 24. Количество девушек, готовых на мимолетную романтику, - 22, некоторые из них побывают в постели по два раза. Всех разом соблазнить нельзя, так как по ходу сюжета предстоит сделать нелегкий выбор между потенциальными партнершами - например, . Карточки с обнаженными девушками добавляются на страницы персонажей в дневник, и доступны для просмотра после нажатия на иконку в виде сердечка.

Девушки из пролога в The Witcher:

  • Трисс Меригольд (cs_sex_triss1.bik) - после применения эликсира перед самым отбытием из .

Девушки из первой главы (Окрестности Вызимы) в The Witcher:

  • Крестьянка (cs_sex_village1.bik) - подарить тюльпаны, которые можно взять с трупа, лежащего рядом с южным местом Силы, или обменять на цветы (ромашки или белые розы) у жительницы городка из первого дома со стороны моста, ведущего к Мариборским воротам. Белые розы лежат в шкафу на втором этаже, а ромашки продают Деклан Леуваарден и травник из Вызимы, оба ошиваются у деревенской таверны или внутри нее. Встретить крестьянку можно в первой крупной деревеньке у южной дороги, на середине пути от постоялого двора к дому Преподобного. Если она не появляется сразу, войдите и выйдете из любого дома. Крестьянок обычно несколько, на беседу соглашается только одна.
  • (cs_sex_rita1.bik) - не грубить при первой встрече в деревенской таверне, выполнить задание «Не ранняя пташка», и придти на мельницу к 19.00 часам следующего дня с вином; будет ждать у самых дверей.
  • Абигайл (cs_sex_abigail1.bik) - согласится на близость прямо в пещере в конце первой главы, до нападения Преподобного, если выбрать верные варианты ответов в диалоге.

Девушки из второй главы (Храмовый квартал) в The Witcher:

  • Сплетница (cs_sex_citi1.bik) - подарить алмаз, выигрывается у Золтана Хивая , или перчатки, продаются у лоточника на рынке, лежат в шкафу в доме у Шани или в корзине с бельем в лечебнице Св. Лебеды. Диалог о появлении в городе ведьмака следует продолжать до появления фраз о подарках. Найти сплетницу можно рядом с лечебницей Св. Лебеды, гуляет по городу.
  • Куртизанка , Проститутка , Портовая шлюха , Шлюха (cs_sex_hooker1.bik) - согласятся на интим за приличные деньги, драгоценности или всякие побрякушки, а также за букет цветов, но для этого надо выполнить задание Кармен из «Горячих бедер» и отказаться от оплаты, решив проблемы с бандитами.
  • Полуэльфийка (cs_sex_elf1.bik) - освободить в доме с привидениями и получить награду у нее дома, напротив банка Вивальди. Задание по освобождению выдает головорез в доме напротив склада, куда в самом начале главы отправил начальник стражи Винсент Мейс. Чтобы довести дело до постели, выбираем в диалоге с полуэльфийкой фразы: «Ты - Feainnwedd. Дитя Солнца.», «Ты родом…», «Ты права…».
  • Дриада Моренн (cs_sex_driada1.bik) - принести волчью шкуру в рощу Друидов на болотах, предварительно спросив о пропавшем мальчике из деревни кирпичников, задание по поиску выдает Васка. В диалоге, чтобы узнать, откуда берутся маленькие дриады, используем следующие фразы: «Совокупление может быть полезно…», «Секс снимает напряжение…».
  • Шани (cs_sex_shani1.bik) - подарить красные розы , устроенной в честь .

Девушки из третьей главы (Купеческий квартал) в The Witcher:

  • Куртизанки , Синеглазая девушка (cs_sex_hooker2.bik) - согласятся оказать услуги за 500 оренов или любую драгоценность. Скидку на услуги можно получить с помощью кольца с печатью Дома Ночи от Эркина фон Бланта, встреченного на приеме в «Новом Наракорте». Синеглазая девушка находится в «Доме Королевы Ночи» у ворот в Храмовый квартал.
  • Аристократка (cs_sex_citi2.bik) - подарить коготь кикиморы. Кикиморы обитают в лесу на болотах или появляются в ночное время перед входом в «Новый Наракорт», для извлечения когтя надо «Удивительный мир инсектоидов». Аристократку можно встретить днем перед домом Трисс в Купеческом квартале.
  • (cs_sex_citi3.bik) - явиться к девушке за лютней Лютика и преподать последний урок.
  • Принцесса Адда (cs_sex_adda1.bik) - приготовить блюдо из катоблепасов при встрече в «Новом Наракорте». Для этого следует поговорить с Велерадом за стаканчиком любой водки. Затем с Талером, достав записку из сундука в соседней комнате, не обращаем внимания на купца. Далее обращаемся за помощью к Трисс, возвращаемся к Адде и передаем катоблепас. В диалогах выбираем фразы с романтическим подтекстом, а в последней беседе, у принцессы в покоях, подчиняемся ее приказу.
  • Чиновница (cs_sex_citi4.bik) - подарить драгоценность, например, алмаз. Девушка работает на втором этаже городской ратуши. Беседу следует начинать со слов «Я должен произвести на тебя впечатление…». Алмаз продается у купца из палаток вдоль городской стены.
  • (cs_sex_vamp1.bik) - согласиться поддержать вампиров в задании «Синеглазая девушка», хотя позже можно изменить свой выбор, когда карточка уже будет получена.
  • Трисс Меригольд (cs_sex_triss2.bik) или Шани (cs_sex_shani2.bik) - одной из девушек, провести несколько воспитательных бесед с ребенком (тон зависит от того, кому отдали) и подарить серебряное кольцо с рубином или янтарем. Доверительные отношения с одной из девушек в любом случае будут утрачены.

Девушки из четвертой главы (Темноводье) в The Witcher:

  • Эльфийка (cs_sex_elf2.bik) - пещера на берегу озера, выполнить задание Торувиэль и поделиться с голодной эльфийкой из пещеры едой: хлебом, булочкой или сыром.
  • Селина (cs_sex_celina1.bik) - подарить кольцо. Кольцо можно взять на берегу озера в сундуке, где обитает наяда, или в склепе в конце пути с Беренгаром. Селина живет в деревне.
  • Крестьянка (cs_sex_village2.bik) - начать разговор с одной из крестьянок в деревне и довести диалог до подарка, получить сахарную куколку можно от пекаря, обменяв на эликсир «Белый мед», собственного приготовления.
  • Владычица Озера (cs_sex_lady1.bik) - поговорить с ней о рыцарях и Граале, затем сбегать к отшельнику на поля и поговорить с ним на эту же тему. В итоге выяснится, насколько одинока Владычица; вернуться к ней на отмель на лодке рыбака и вместе поплескаться в водах озера.

Девушки из пятой главы (Старая Вызима) в The Witcher:

  • Медсестры из Старой Вызимы и лечебницы Лебеды (cs_sex_nurse1.bik) - встречаются возле стены в начале пятой главы. Проводить девушек до полевого госпиталя. В случае по отношению к скоя"таэлям и Ордену, они согласятся на интим после ухода Шани за лекарствами к друидам на болота (если были ).
  • Торувьель (cs_sex_toruv1.bik) - завоевать уважение скоя"таэлей, примкнув к ним.
  • Белая Райла (cs_sex_rayla1.bik) - завоевать уважение ордена Пылающей Розы, примкнув к ним.
Для тех, кто сгорает от любопытства, есть особое средство. Все любовные сценки хранятся в папке \Atari\Witcher Enhanced Edition\Data, а названия нужных файлов выглядят как cs_sex_имя_девушки.bik . Для просмотра файлов используйте любой видеоплеер с поддержкой формата.bik или программу