Лепнина из гипса на стену своими руками. Как изготовить лепнину из гипса своими руками в домашних условиях

В статье рассматривается один из наиболее оригинальных и трудоёмких способов украшения стен квартиры: художественная лепка. Считается, что это явление принадлежит уже прошедшим эпохам, но действительность показывает, что лепка находит применение и в современных интерьерах.

Лепка в интерьере

Лепка на стене считается оригинальным, пусть и не популярным вариантом украшения жилья. Несмотря на немалое количество альтернативных и искусственных изделий, классическая художественная лепка ещё не утратила актуальности.

Что такое лепнина на стенах

Лепнина и барельефы на стенах это способ украсить помещение оригинально и добавить общему виду некоторого шарма.

Вопреки многочисленным заблуждениям, гласящим, что лепнина это не только дорогостоящий, но и сложный технологический процесс, на самом же дело это доступный способ декорирования, с которым справится любой терпеливый и не лишенный фантазии мастер.

Лепнина на стенах это узорные, фигурные и в целом художественные украшения, которые могут изготавливаться из различных материалов.

Лепнина на стенах в квартире: где можно использовать


Лепнина на стенах в современной квартире может получать массу способов применения. Прежде всего, это, конечно же, жилые помещения, где подобная отделка занимает обширное пространство на стене. При желании возможно варьировать габаритами и объёмом декорации, как угодно. Менее распространена лепнина в помещениях иного назначения, таких как, к примеру, кухня либо ванная комната, ибо в таких местах более важную роль играет практичность, а не эстетические качества.

Как сделать лепнину своими руками в домашних условиях

Изготовить лепнину на стене своими руками вполне возможно даже не имея строительных навыков либо художественного образования.

Однако, прежде чем, приступать к данному процессу, понадобится произвести подготовку. Это подразумевает, прежде всего, подготовку поверхности стены, которую желательно выровнять, а ещё в обязательном порядке прогрунтовать и обеспылить.

Выбор материала


Для создания объёмных изображений на стенах, призванных служить оригинальным украшением интерьера потребуется использовать любой пластичный материал. Среди возможных вариантов можно отметить:

  • Гипс.
  • Штукатурка.
  • Глина.
  • Алебастр.

Выбор материала осуществляется, прежде всего, отталкиваясь от стоимости материала, а также его характеристик.

Формирование эскиза или каркаса


После того, как стена была должным образом обработана, а материал для лепки подготовлен, необходимо побеспокоиться о формировании эскиза. Следует отметить, что эскиз будет одним из важнейших моментов в рассматриваемом процессе, а также он оказывает влияние на успех всей операции декорирования.

  • Для создания эскиза и будущего трафарета можно использовать плотную бумагу или картон.
  • Необходимое изображение рисуется, срисовывается либо распечатывается на лист, а затем вырезается по контуру.
  • После этого, его необходимо поместить под пленку, целлофан или иное подобное покрытие. Полученное изделие будет служить трафаретом для будущей лепки.
  • Вырезанный фрагмент с необходимыми контурами приложить в нужном месте к стене и при помощи, к примеру, карандаша или иного подобного инструмента, продавить контуры изображения в слой шпаклевки.

Лепка из гипса на стене


Гипс — это пластичный и гибкий материал, которому можно придавать любые формы, он быстро застывает. Перед нанесением гипс заливается водой и тщательно размешивается, после чего вооружившись скальпелем с ножом и проволокой с формами можно приступать к изготовлению лепки из гипса на стене своими руками.

Засыхание

Гипс отличается склонностью к ускоренному застыванию, поэтому не рекомендуется выполнять сложные детали, требующие длительного изготовления. Продолжительность и особенность процесса засыхания зависят также от густоты раствора.

Вскрытие лаком

Окончательная отделка потребует обеспечения защитного покрытия. Это необходимо не только для сохранения эстетических качеств, но также для предохранения лепки от осыпания и разрушения. Вскрытие акриловым лаком считается одним из лучших вариантов в данном случае.

Примеры лепнины в интерьере комнаты


Лепнина на стенах в современных квартирах может быть абсолютно разнообразной. Это зависит не только от фантазии хозяев либо мастера, но также от:

  • отведенной для декора площади;
  • выбранных материалов;
  • особенностей помещения и некоторых других факторов.

Цветы


Цветы, виноградные лозы и растительные образы часто становятся изображениями, используемыми в лепнине на стенах. Как правило, они просты в исполнении из-за симметричности форм и простоты линий.

Животные


Животный мир является менее распространенным мотивом в изображениях создаваемых лепниной, поскольку вписывается не в каждое помещение, а для создания качественных работ потребуется привлечение мастера.

Геометрия


Геометрические линии, фигуры, замысловатые узоры это оригинальный способ декорировать стену практически любого помещения. Такие узоры нейтральны и вписываются в большинство интерьеров, кроме того, они просты при создании.

Античные фигуры


Являются одними из сложнейших изображений. Для их создания понадобится не только опытный мастер, но также качественные материалы, хорошие инструменты и грамотный подготовительный процесс.

Какая лепнина на стенах своими руками делается быстрее всего

Как уже было упомянуто, гипс является одним из наиболее «быстрых» материалов, несмотря на то, что потребует определенной сноровки. Он легко и быстро наносится, требует минимум усилий и инструментов, а ещё быстро застывает.

Что стоит учитывать


В зависимости от специфики планируемых работ, определяется перечень преимуществ и недостатков, с которыми следует предварительно ознакомиться и принять решение.

Уход

Декоративная лепка требует регулярного ухода, но это не простой процесс. Её необходимо промывать мягкими моющими средствами, не содержащими абразивов или кислот.

Реставрация

Восстановление лепнины производится при помощи тех же материалов, что использовались при создании узора, в случае крупных повреждений. Для более мелких и незначительных дефектов можно использовать гипс либо шпаклевку. Отдельные элементы при необходимости отливаются отдельно либо формируются после нанесения смеси.

Лепнина на стенах является одним из наиболее оригинальных и экзотичных способов придать интерьеру солидности и оригинальности.

Полезное видео

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Цугунов Антон Валерьевич

Время на чтение: 5 минут

Лепнина в интерьере сегодня не считается чем-то необычным – это довольно распространенный декоративный элемент, удачно дополняющий дизайн квартир в классическом и неоклассическом стиле, а также очень уместный в таких направлениях, как и . Но чтобы не превратить эту изящную красоту во что-то громоздкое и безвкусное, нужно знать секрет правильной подборки элементов, который мы сейчас и раскроем.

Лепнина из полиуретана: современный вариант

В современных интерьерах необычайно популярной стала полиуретановая лепнина, у которой, бесспорно, есть свои преимущества.

  • Этот материал устойчив к повышенной влажности, а значит, может быть использован в интерьере ванной комнаты или кухни.
  • Полиуретановый декор прост в уходе, легко моется, на такой лепнине не оседает пыль, она не впитывает запахи.
  • Малый вес, значительно упрощающий монтаж. Такую лепнину можно своими руками посадить на промышленный клей типа «жидкие гвозди», не прибегая к помощи профессионалов.
  • Устойчивость к механическим воздействиям, высокая ударопрочность. Со временем лепнина не осыпается, не меняет изначальный цвет и даже не трескается. По желанию ее можно искусственно состарить или просто покрасить.
  • Полиуретановая лепнина в интерьере устойчива к перепадам температур.

Все эти свойства актуальны для высококачественного изделия, к коим не относится китайский ширпотреб. Поэтому при выборе лепнины обязательно стоит обратить внимание на производителя.

Из крупных недостатков полиуретановой лепнины можно выделить следующие:

  • синтетическое происхождение материала;
  • горючесть;
  • зернистость поверхности;
  • различные партии одной модели могут слегка отличаться при стыковке, поэтому нужно стараться приобретать изделия из одной партии.

Вечная классика

Полиуретановая лепнина – это веяние современности, классическая же лепнина в интерьере всегда делалась из гипса.

Для чего и почему

Лепнина в интерьере может быть использована для:

  1. Украшения, придания индивидуальности помещению.
  2. Скрытия коммуникаций и служебных конструкций (стояков, вытяжек, труб).

Самой распространенной областью применения лепнины остается украшение стен. Лепнина на стенах – это классика. Следующее место – это потолок, в отдельных случаях лепнину можно использовать на лестницах и карнизах.

Виды декора

Существует множество различных видов лепнины, некоторые из них довольно популярны и могут использоваться в интерьере современных домов и квартир, другие больше подходят для дворцов, вилл и фешенебельных отелей.

Молдинг

Молдинги представляют собой декоративные планки различной ширины. Э то настенное украшение применяется в интерьере для деления помещения на зоны или для выделения какого-либо участка стены. Также изделия этого типа используют:

  • для обозначения границ;
  • выделения вставок;
  • маскировки стыков;
  • придания визуального объема помещению.

Стоит помнить, что при использовании молдинга из гипса лучше выбрать изделие не более 6 см шириной, иначе оно будет смотреться в интерьере громоздко и вычурно.

Молдинг можно пустить по периметру комнаты, на десяток сантиметров ниже уровня потолка. Это придаст интерьеру особую изюминку и законченный вид.

Карниз

Это декор, который располагается на стыке стены и потолка. Карнизы, имитирующие лепнину, бывают любой прочности и гибкости, различные по размерам, гладкие, выпуклые, с рисунком и без него. Если подобрать карниз правильно, можно:

  • визуально увеличить или уменьшить комнату;
  • скрыть различные неровности, а также края .

Широкий карниз или потолочный молдинг способны зрительно поднять потолок, а правильно подобранная тонировка усилит нужный эффект. Если комната совсем маленькая, лучше всего отказаться от классического белого, в тон потолку, карниза, и сделать его в одном цвете со стенами.

Напольный плинтус

Выполняет практически те же самые функции, что и карниз, только в отношении пола. При выборе плинтуса нужно учитывать особенности интерьера, фактуру и цвет напольного покрытия. Полиуретановый плинтус с имитацией лепнины можно своими руками окрасить практически в любой цветовой оттенок.

С помощью молдингов, карнизов, плинтусов можно не только облагородить интерьер, но и скрыть провода.

Розетка

Один из наиболее распространенных видов лепнины.

  • Розетки помогают скрыть или замаскировать крепежные элементы люстр или потолочных светильников.
  • Они имеют различную конфигурацию и форму, разные типы орнаментов.
  • Можно подобрать лепнину в виде розетки под любой дизайн.

Остальные элементы менее популярны и достаточно редко используются в современном интерьере. К ним относятся:

  • фризы;
  • капители;
  • кронштейны;
  • пилястры.

Неповторимая индивидуальность: лепнина своими руками

Декорировать помещение лепниной, создав уникальный и неповторимый интерьер, может приглашенный мастер-профессионал. Если же охота самостоятельно окунуться в мир фантазий и творчества, то можно сделать оформление и декор своими руками.

Этапы самостоятельного изготовления лепнины:

  • Эскиз. Его можно для начала нарисовать, а затем сделать из пластилина или модифицировать полиуретановую модель.
  • Изготовление формы. В домашних условиях лучше всего сделать форму из силикона. Смешиваются жидкий силикон и силиконовое масло, полученный состав с помощью кисточки плавными мазками наносится на модель, предварительно смазанную разделяющим составом. После этого форма укрепляется, чаще всего для этого используется марля – она как бы впечатывается в силикон. После высыхания процедуру повторяют несколько раз, добиваясь толщины формы не менее 3 мм. Когда высохнет последний нанесенный слой, форму с модели снимают.
  • Приготовление гипсового раствора своими руками. При работе с гипсом следует помнить, что он быстро застывает. Состав гипсового раствора следующий: 10 частей сухого гипса (порошка), 7 частей воды и немного клея ПВА, разведенного водой (он предотвратит растрескивание готового изделия). Раствор быстро перемешивается, по своей консистенции должен напоминать жидкую сметану.

Гипсовые украшения придадут индивидуальность дизайну интерьера. Кроме того, лепнина может быть использована довольно широко, в различных стилях оформления комнаты. В статье мы расскажем как сделать лепнину из гипса своими руками (в домашних условиях), дадим пошаговые инструкции по изготовлению.

Выбор фигуры

Разнообразие гипсовой лепнины сегодня не ограничивается созданием фигурок толстощеких амуров, изящных линий цветов и лепестков, комнатных карнизов. С помощью этого материала можно создать имитацию камина, «вырастить» дерево на вертикальной поверхности стены или на потолке. Фигура может быть классически белой или раскрашенной различными цветами. Выбор определяется пожеланием заказчика.

Прежде всего, требуется определиться с внешним видом будущего произведения искусства, его размерами, местоположением. Оптимальный вариант – изготовление трафарета натуральной величины или нанесение рисунка на поверхность, которую планируется украсить.

Вариантов бесконечное множество. Самое простое – звезды, цветы, снежинки, буквы. Можно украсить комнату оригинальными объемными картинами – пейзажи, натюрморты. «Резная» рама позволит добиться полной имитации.

Раствор

Для отливки крупных гипсовых изделий раствор приготовляется небольшими порциями. Густой раствор плохо льется и не заполняет полностью форму, имеющую тонкий рельеф.

Замедлить реакцию твердения может клеевой раствор – желатиновый, мездровый. Рекомендуется 25% концентрация «клеевой воды». Она должна быть использована в течение одного дня. Кроме того, применение клеевого раствора придает изделиям прочность.

Плоские изделия притирают к ровной поверхности, посыпанной тонкой гипсовой мукой и оставляют их там на сутки.

Изготовление

Изготовление лепнины из гипса может осуществляться несколькими способами.

  1. По трафаретам рисуются контуры будущей композиции. Гипсовая масса наносится на поверхность, разравнивается, затирается. Затем обрезается все лишнее. При необходимости процедура повторяется. Этот способ подходит для создания лепнины с достаточно простой конфигурацией поверхности.
  2. На место расположения лепнины наносится раствор. Затем высохший гипс обрабатывается согласно рисунку.
  3. Изделия сложных конфигураций изготавливаются при помощи форм. Они могут быть из дерева, пластика или бетона. Сначала форма обильно смазывается мыльной кашицей. Затем в нее слоями заливается гипсовый раствор. Максимальная толщина слоя – 1 см. Следующий слой заливается лишь после полного застывания предыдущего. Хорошо отвердевшее изделие аккуратно освобождается от формы.

Кроме того, можно изготовить модель полностью или ее фрагменты из пластилина. Этот материал может менять форму бесконечное количество раз. На готовое пластилиновое украшение гипсовый раствор наносится при помощи кисточки. Тщательное промазывание углублений является гарантией точности формы будущего изделия. Дальнейшие слои наносятся лопаточкой только по мере высыхания предыдущих.

Через час форма снимается с пластилиновой модели. При создании изделий крупных форм она армируется медной сеткой. С внутренней стороны готовая форма покрывается бесцветным мебельным лаком.

При заливке гипсового раствора в форму необходимо избегать появления в нем воздушных пузырьков. Легкое встряхивание обеспечит полное заполнение мелких рельефов. Сушка гипсовых изделий должна осуществляться при температуре минимум +16 0 С. После оттаивания они разрушаются. Не следует пытаться ускорить процесс высыхания с помощью вентилятора, отопительных приборов – гипс покоробится.

Недостатки устраняются ножом, затем изделие шлифуется мелкой наждачной бумагой.

Белая гипсовая поверхность может быть окрашена краской на водной основе. Перед этим она покрывается двумя слоями грунтовки. С помощью кусочков ткани, губки, синтетических материалов можно придать лепнине любую фактуру.

Подготовка поверхности

Место установки будущего изделия полностью тщательно очищается, отмывается от побелки. Насечка на тыльных и сопрягаемых поверхностях поможет прочнее удержать скрепляющий раствор.

Небольшие легкие детали можно закрепить при помощи жидкого гипса.

Крупные элементы монтируются с помощью специальных креплений. В них и в поверхности стены или потолка сверлятся отверстия, в которые при помощи дюбелей или деревянных вставок крепятся шурупы. Внутри гипсовых изделий закрепляются металлические петли. Во время монтажа они надеваются на головки шурупов. Лаковое покрытие предупредит появление ржавчины на металле крепежа.

Можно вмонтировать в стену металлические штырьки, затем они вдавливаются в отверстия лепнины, заполненные жидким раствором.

Прежде чем планировать крупные композиции лучше потренироваться, изготавливая небольшие фигурки. Также можно изготовить украшение из отдельных модулей.

Видео

Так, с использованием деревянной машинки, можно сделать простую гипсовую лепнину самостоятельно:

Фото

Лепнина из гипса на протяжении многих столетий не уступает своих позиций в дизайне интерьеров. Сложно представить изысканный и дорогой стиль без барельефов и гипсовых скульптур. История появления уходит далеко в Древнюю Грецию, где величественные замки чуть ли не полностью были выполнены из них.

Вплоть до 20 века гипс не имел аналогов, только с появлением новых технологий ему на смену пришли полиуретан и пенопласт. Найденные при археологических раскопках элементы, выполненные вручную, были доступны лишь фараонам.

Сейчас стоимость не столь высока, как 5000 лет до н.э., но и не относится к ряду бюджетных вариантов отделочных материалов, как лепнина из полиуретана.

В каком стиле интерьера допустима лепнина из гипса?!

Для гармоничного применения лепки в дизайне интерьера необходимо тщательно продумать стиль и концепцию помещения. Изысканные молдинги, статуэтки и рамы для картин пойдут далеко не каждому оформлению комнаты. Кантри, прованс или скандинавский стили вообще не допускают в своем интерьере подобных элементов. Весьма провокационно они будут и в таких дизайнах, как лофт, минимализм и хай-тек.


Лепка в перечисленных проектах будет смотреться вычурно и совершенно безвкусно, словно оставшиеся элементы прошлого декора. Зато есть масса других дизайнерских решений, где элементы из гипса будут, как нельзя кстати.

Римский стиль

Римский стиль практически полностью состоит из лепнины, причем в этом случае невозможно переборщить. Абсолютно все может иметь резные детали, будь то потолок, стены, карнизы, розетки и ниши, все впишется в образ идеально. Главное, чтобы орнамент был подходящим и выдержанным в едином духе.

Арт Деко

Арт Деко – тот вариант, когда допустимо сочетание совсем не сочетаемого на первый взгляд. Креативное исполнение может включать в себя все возможные предметы шика.

Не обязательно придерживаться какого-то единого вида гипсовых элементов, можно сочетать классический рисунок на вазах и нишах с современными статуэтками.

Обычно такой стиль предпочитают люди с активной жизненной позицией, ценящие комфорт и роскошь в одном наборе.


Ампир

Ампир – стиль, в котором декоративная лепнина приобретает основательность и ключевое значение. Статус помещения в духе Ампир порой захватывает дух, а обладатель такого помещения чувствует себя истинным фараоном современности.

Гипсовые элементы здесь отличаются массивностью и монументальностью. Мелкие лепные элементы могут лишь добавлять настроение.

Стиль Рококо

Стиль Рококо подразумевает легкие и кокетливые элементы. Пышные, но в то же время невесомые формы придают комнате романтизм и ощущение райского пребывания.

Асимметрия и вычурная извитость прекрасно дополняют образ подобного дизайна. Большое значение придается покраске элементов под золото или патину.

Ренессанс и романтизм

Ренессанс и романтизм несколько схожи между собой, так как допускают многоуровневые потолки и стены с многочисленными нишами. Если ренессанс нуждается еще и в статуэтках, то романтизм отличается легкостью и индивидуальностью своего хозяина.


Лепнина из гипса при оформлении потолка

При просмотре каталога фото лепнины из гипса, большая часть посвящена оформлению потолка. Возможно, это объясняется его площадью по отношению к другим поверхностям в интерьере, позволяющей развернуть фантазию и воплотить творческий замысел в полном объеме.

Прошло то время, когда лепка была актуальной лишь в дорогих усадьбах, в величественных залах и дворцах, сейчас все больше людей склоняются к роскоши и классике, внедряя ее в залах и даже спальнях квартир.

Не всегда лепнина из гипса на потолке имеет классический белый вид. Все чаще для разнообразия и придания индивидуальности помещению используют технику росписи. Очень важно использовать правильный красящий состав, тогда красиво оформленная лепнина становится еще более изящной.

Самым востребованным цветом остается золотой, им покрывают самые выпуклые части барельефа. Наряду с этим используется художественная роспись с полноценными картинами в выбранном стиле. Очень стильно и естественно смотрится заполнение лепки бежевыми оттенками.


Гипсовая лепка своими руками

Многообразие выбора в магазинах и лавках декора не оставят равнодушных, но порой так хочется создать что-то своими руками, ведь результат станет истинным предметом гордости своего хозяина. Декоративная лепка из гипса, дело творческое и весьма увлекательное, но трудоемкое и требующее определенных навыков.

Приготовление раствора:

  • хорошо измельчить гипс до порошка и просеять через сито;
  • всыпать в емкость с достаточно высокими краями;
  • постепенно вливать воду небольшими порциями до консистенции кефира;
  • размешивать специальной насадкой при помощи дрели, это позволит избежать образования нежелательных комков.

Изготовление фигур

Для отливания элементов подойдут любые формы, с целью удобства извлечения готового образца лучше отдать предпочтение силиконовым. Они продаются в любом строительном магазине или на многочисленных сайтах. Стоимость не высока, тем более будет достаточно обзавестись всего несколькими, ведь гипс быстро застывает.

С момента разведения состава до его отливания по формам может пройти не более 2-3 минут, иначе теряется пластичность и текучесть.

Добавление 25% клеевого раствора придаст гипсу прочность, а вот сушка при температуре выше 16 градусов по Цельсию сделает элемент хрупким и ломким.

Правила заливки:

  • тщательно подготовить форму, покрыв ее мыльным раствором (подойдет любое мыло);
  • вливать гипс слоями, основательно утрамбовывая каждый предыдущий;
  • исключить при заливке образование полостей;
  • оставить на 1-2 часа до полного застывания раствора;
  • извлечь элемент и обработать наждачной бумагой для удаления шероховатостей;
  • покрыть грунтовкой.

Монтаж гипсовых элементов прост. Массивные и тяжелые элементы крепятся при помощи саморезов, мелкие и легкие можно посадить на клей ПВА, жидкие гвозди или вовсе воспользоваться шпаклевкой.

После полного застывания клеящего состава, готовый декорированный элемент нужно покрыть универсальной краской или специальным составом для гипса. Только после этого можно приступать к декоративной росписи.


Лепнина в интерьере может быть в качестве молдингов, карнизов и декоративных рам для картин или розеток. При правильно выбранном стиле все эти элементы отлично подойдут и впишутся в общую концепцию. Независимо от того, будут это основательные элементы декора или ненавязчивая отделка, интерьер получит шик, изысканность и уникальность.

Фото лепнины из гипса