Удаление растительного слоя. Снятие и складирование плодородного слоя почвы

Границы в плане, толщина снятия и места складирования грунтов плодородного слоя почвы определяются проектом. До снятия слоя почвы необходимо выполнить разбивку, заключающуюся в выноске в натуру срезки и контуров валов складирования.

Для снятия и перемещения плодородного слоя почвы организуют специальное звено, оснащенное бульдозером на тракторе класса тяги 100 кН, экскаватором с ковшом объемом 0,5-1,25 м 3 , погрузчиком грузоподъемностью 2 т и автомобилями-самосвалами грузоподъемностью не менее 7 т. Число автомобилей зависит от расстояния, на которое перемещают почву до места использования.

Толщина снимаемого слоя в Центральном районе ЕЧС на задернованных участках примерно 8-12 см, на пахотных 15-18 см, на залесенных 15-20, реже 25 см. Дополнительно толщину снимаемого слоя уточняют непосредственно на месте работ.

Различают следующие схемы срезки и перемещения плодородного слоя почвы: а) челночную с валами срезанной почвы, расположенными в шахматном порядке; б) поперечную с валами по обе стороны земляного полотна; в) поперечно-участковую; г) продольно-поперечную.

Первую схему применяют при односторонней срезке плодородного слоя на полосе шириной до 25 м. Срезанную почву укладывают в виде продольных валов на расстоянии от подошвы насыпи (при ее возведении из привозных грунтов), обеспечивающем проезд дорожных машин и грузовых автомобилей. Бульдозером зарезают плодородный слой с одного края полосы срезки и перемещают на противоположный край, где укладывают почву в продольные валы. Скорость движения бульдозера в обратном направлении в 1,5 раза больше, чем при зарезании. Для повышения производительности бульдозера зарезать грунт следует под уклон.

Длину продольного вала рассчитывают исходя из его объема и потребности в почве для укрепления одной половины земляного полотна. Излишек почвы укладывают на противоположной стороне, недостаток восполняют привозным торфом или илом.

Вторая схема, т. е. поперечная с валами, расположенными по обе стороны земляного полотна на всем его протяжении, применима, если ширина срезки более 25 м. В отличие от первой схемы плодородный слой почвы срезают и перемещают бульдозером только от оси улицы, вначале в одну, а затем в другую сторону.

Рис. 8.1. Поперечно-участковая схема снятия плодородного слоя почвы бульдозером с неповоротным отвалом при строительстве глубоких выемок или высоких насыпей n - толщина снимаемого плодородного слоя почвы; А - валы плодородной почвы по обе стороны от оси улицы; m - полоса для проезда землеройных машин и строительного транспорта; L - ширина отвала бульдозера; 1-26-проходы бульдозера


Рис. 8.2. Продольно-поперечная схема снятия плодородного слоя почвы с применением бульдозеров с универсальным и обычным отвалом Б - валик срезанной почвы; в - бульдозер с универсальным отвалом; г - то же, с обычным; остальные обозначения те же, что на рис. 8.1

Третью, поперечно-участковую схему (рис. 8.1), применяют при ширине срезки до 40 м или значительной толщине срезаемого плодородного слоя. Почву срезают и перемещают по длине поперечной полосы срезки в 3-4 приема.

Четвертая, продольно-поперечная схема целесообразна при полосах шириной более 44 м, значительной толщине плодородного слоя и наличии универсального бульдозера. Продольными проходами бульдозера с отвалом, установленным под углом к оси улицы, срезают плодородный слой по всей длине захватки; образуются промежуточные валики почвы (рис. 8.2). В дальнейшем возможно использование и обычного бульдозера, который перпендикулярно оси улицы переместит почву за пределы полосы срезки. Если объем почвы в пределах поперечной полосы перемещения превышает объем, забираемый бульдозером за один проход, то изменяют направление его движения: почву перемещают под углом к оси дороги более 45°, забирая ее столько, сколько в состоянии сдвинуть бульдозер.

Длина захватки зависит от мощности отвала бульдозера, толщины срезаемого плодородного слоя, его влажности и плотности, а также от дневной выработки, не допускающей укладки в валы пересушенной почвы. Участок зарезания обусловлен толщиной срезаемого слоя и объемом почвы, перемещаемой бульдозером за один проход. При хорошо задернованной поверхности объем забираемого почвогрунта тяжелым бульдозером достигает 4 м 3 (в рыхлом состоянии). Если срезают гумусированную почву, например тучный чернозем с размером грунтовых частиц менее 25-30 мм, то объем снижается до 3 м 3 .

При недостатке почвы для отделочных и укрепительных работ в валы добавляют торф и минеральные удобрения, чтобы получить компост высокого качества. Расходы, связанные с его заготовкой, всегда окупаются; при этом слой плакировки земляного полотна с успехом можно уменьшить на 20-30 % по сравнению с действующими нормами.

Рабочим циклом бульдозера считают срезку плодородного слоя поперек проектной расчищенной полосы на суммарную ширину отвала и дополнительную ширину полосы (0,5-0,6 м), на которой срезают с одновременной зачисткой и подборкой оставшийся грунт.

Снижения потерь почвогрунта при перемещении бульдозером и тем самым повышения коэффициента Кп достигают использованием отвала с открылками и козырьком, а также производством работ по траншейной схеме (см. гл. 12).

Пользуясь вычисленными значениями производительности при расчистке полосы для строительства проезжей части и тротуаров, составляют линейный график для каждого конкретного участка улицы (городской дороги).

При ведении любого строительства обязательно возникает необходимость . При этом цена разработки грунта оказывает существенное влияние на общий уровень затрат застройщика. В связи с этим очень важно правильно организовать и провести эти виды работ, которые могут включать , подготовку к прокладке коммуникаций, рытье колодцев и т.д. Грунт в процессе работы находит новое применение или утилизируется.

Стоимость работ по разработке грунта зависит от целого ряда факторов. В том числе на ее размер оказывает влияние объем выполняемых работ, сложность рельефа. Также цена разработки грунта с откосами в значительной мере зависит от технологии выполнение работ.

Цены на разработку грунта за 1м3 механизированным способом

Разработка грунта механизированным способом

Цена

Разбивка и планировка основания, м2

Механизированная разработка грунта экскаватором в отвал, м3

Срезка растительного слоя (толщиной до 250 мм) бульдозером, м3

Механизированная разработка грунта, м3

Вывоз разработанного грунта механизированными средствами с погрузкой на автотранспорт, м3

Вывоз разработанного грунта автотранспортом

Уплотнение грунта, м3

Механизированная разработка грунта экскаватором с погрузкой в самосвалы, м3

договорная

Обратная засыпка грунта механизированными средствами, м3

Обратная засыпка грунта в пазухи траншей и котлованы с тромбованием и поливкой водой, м3

Разработка грунта механизированным способом на проектные отметки с погрузкой и вывозом грунта до 1 км.

от 110 руб.

Разработка котлована механизированным способом на проектные отметки с погрузкой и вывозом грунта до 1 км. и содержанием отвала

от 200 руб.

Разработка котлована механизированным способом на проектные отметки с погрузкой и вывозом грунта до 20 км.

от 350 руб.

Разработка котлована механизированным способом на проектные отметки с погрузкой и вывозом с подтверждением ИНТУС (талоны) грунта до 20 км.

от 400 руб.

Выезд специалиста для составления сметы и консультации

Бесплатно

Разработка генплана проведения земляных работ

От 70000 руб.

Разработка Плана Производства (ППР) земляных работ

Договорная

Очистка территории, подготовка территории к строительству, м2

От 45000 руб.

От 130 руб.

Обратная засыпка грунта с послойным трамбованием, м3

От 300 руб.

Песчаная подсыпка (подушка 100-150 мм) , м3

От 700 руб.

Перемещение грунта механизированным способом, м3

От 750 руб.

Зачистка дна и стенок траншей и котлованов вручную, м2

От 180 руб.

Погружение опор, труб, шпунта до 20 м, пог.м.

От 750 руб.

От 270 руб.


Разработка грунта – подберем лучший метод

Выбор технологии зависит от индивидуальных характеристик грунта на участке и других особенностей. Также используемый метод выбирается, исходя из соображений экономической обоснованности, поскольку стоимость разработки 1 м3 грунта является разной для каждого из методов.

Различают следующие основные способы работы в строительстве и дорожном строительстве:

  • – при помощи землеройной техники. Чаще всего для этой цели применяются различные виды экскаваторов.
  • Гидромеханический способ. Предусматривает разработку грунта струей воды с превращением его в пульпу. Используется при устройстве искусственных водоемов, монтаже гидротехнических сооружений, возведении дорожных и других насыпей и выемок.
  • Взрывной метод. Разработка осуществляется путем выполнения буровзрывных работ грунта. Применяется при необходимости работы по скальным породам или мерзлому грунту. Расценки на разработку грунта этим методом являются довольно высокими.
  • Бурение – разработка с применением специальных бурильных машин.
  • Комбинированный способ. Предусматривает совместное использование двух или нескольких перечисленных методов. Наиболее часто встречается ведение работ совместно взрывным и механическим методом.

Цены на разработку грунта за 1м3 ручным способом

Срезка растительного грунта на глубину 300 мм. вручную, м3

Ручная копка котлована и траншей в отвал

Копка промерзшего грунта вручную

Засыпка траншей и пазух котлованов вручную с уплотнением

Засыпка траншей и пазух котлованов вручную

Разработка грунта вручную, м3

Планировка территории вручную, м3

Зачистка дна и стенок котлованов и траншей вручную, м3

Погрузка разработанного грунта на автосамосвал вручную, м3

Обратная засыпка траншеи грунтом вручную, м3

Устройство щебёночной подготовки вручную, м3

Копка земли под сад/огород, 100 м2(сотка)

Перенос грунта вручную до 20 метров

Перенос грунта вручную до 40 метров

Перенос грунта вручную до 60 метров

Перенос грунта вручную до 80 метров

Перенос грунта вручную до 100 метров

Устройство песчано-щебёночных оснований вручную, м3

Перемещение грунта вручную по территории с разравниванием и уплотнением, т

От 130 руб.


Наиболее распространенным является . Он применяется более чем в 80 % случаев. Этот метод является универсальным. Он хорошо подходит для различных типов грунта, может применяться при достаточно сложном рельефе участка, в том числе в достаточно стесненных условиях.

Он позволяет проводить выемку грунта с одновременной его погрузкой в кузов транспортного средства. Также экскаватор может формировать отвал или насыпь. При необходимости, разработка траншей значительной длины осуществляется с привлечением цепных (глубина до 3,5 метров) или роторных экскаваторов (глубина до 1,5 метров).

Также при выполнении земляных работ зачастую используются грейдеры и , с помощью которых разравнивается площадка, и производится перемещение предварительно изъятого грунта на определенное расстояние. Состав применяемой спецтехники и ее функциональность влияют на то, сколько стоит разработка грунта для владельцев объекта.

Выгодная стоимость разработки грунта за 1 куб.м. от профессионалов

Землеройные машины представляют собой дорогостоящую спецтехнику, покупка и содержание которой является нецелесообразной для частных застройщиков и небольших строительных компаний.

При разовом или эпизодическом выполнении работ стоимость с использованием собственной техники будет неоправданно высокой. Поэтому оптимальным решением в подобных случаях будет аренда спецтехники под управлением квалифицированных операторов. Это позволит обеспечить качественное выполнение работ с приемлемой ценой разработки м3 грунта.

Наша компания предлагает и другой спецтехники для проведения земляных работ любого уровня сложности. У нас действуют выгодные цены – разработка грунта в Москве доступна частным лицам и организациям. При этом обширный парк техники позволяет обеспечивать высокую оперативность исполнения каждого заказа.

Помимо этого, мы можем обеспечить собственным автотранспортом с получением необходимых согласований. Таким образом, выполняется комплексное решение задач по подготовке площадке к строительным или монтажным работам. Цена разработки грунта с погрузкой и вывозом является оптимальной для наших заказчиков.

Снятие растительного грунта. Плодородный слой почвы, включая дерново-растительный слой, должен быть снят на всей площади, занимаемой насыпями, выемками, резервами, карьерами и другими сооружениями дорожного комплекса. Границы в плане, толщина снятия и места складирования грунтов плодородного слоя почвы определяются проектом. Качественные показатели и нормы снятия плодородного слоя почвы установлены ГОСТ 17.5.3.06-85.

Разбивка работ по снятию почвы заключается в выноске в натуру границ срезки и контуров штабелей складирования. Для разбивки границ срезки используют вешки высотой 1,0-1,5 м, устанавливаемые через 20-25 м. Контуры валов складирования обозначают кольями; границу срезки до начала работ — бороздой (плугом или рыхлителем).

В целях предупреждения поломки или засыпки установленные ранее знаки выноса проекта на местность следует защитить ограждениями из трех реек, скрепленных верхними концами «в шатер», или обозначить специальными вешками. После окончания снятия плодородного слоя почвы установленная для этой работы разбивка снимается.

Если подлежащий снятию слой имеет высокую плотность или в нем остались корни после удаления леса, до начала срезки рыхлят слой или вспахивают многокорпусными плугами.

Плодородный слой почвы снимают, как правило, в талом состоянии. При затрудненной проходимости машин допускается снимать почву в весенний период при оттаивании грунта на соответствующую глубину.

Плодородный слой почвы срезают и перемещают в места складирования бульдозерами или автогрейдерами, применяя следующие схемы работ:

при возведении насыпей из привозного грунта, когда ширина полосы, с которой должен быть срезан слой почвы, не превышает 25 м, используют челночную схему поперечного перемещения грунта по отношению к оси дороги;

при возведении насыпей из боковых резервов или высоких насыпей, а также при разработке глубоких выемок, когда дорожная полоса имеет ширину 30-40 м и более, срезку и перемещение почвы следует производить сначала с одной половины полосы, начиная зарезание от оси, а затем с ее другой половины, по так называемой, поперечной или поперечно-участковой схеме движения;

при больших объемах работ по снятию почвенного слоя (толстый слой, большая ширина дорожной полосы) сначала производят срезку почвы с перемещением автогрейдером или бульдозером с поворотным отвалом в продольные валы, из которых позднее грунт перемещают бульдозерами за пределы дорожной полосы. При этом поперечное перемещение почвы на половине ширины дорожной полосы производят косыми проходами бульдозера (под углом к продольной оси дороги), чтобы при каждом проходе обеспечивалась полная загрузка бульдозера, соответствующая его мощности. Такая схема называется продольно-поперечная.

При удалении почвенного грунта с площадей большой ширины используется схема с образованием валов-штабелей в контуре сооружения. До начала последующего вида работ почвенный грунт должен быть вывезен в установленные проектом места складирования автотранспортом с погрузкой погрузчиками.

При вертикальной планировке площадей и полос с травяным покровом шире 50 м допускается сбор почвенного грунта в поперечные валы в пределах контура с последующим распределением по спланированной захватке.

Штабели почвенного грунта размещаются с учетом рельефа местности и других местных условий при ширине полосы до 25 м, как правило, с одной стороны; при большей ширине — с двух сторон с разрывами для проезда строительных машин, стока поверхностных вод. В лесных массивах, на пашнях и других ценных землях хранение почвенного грунта осуществляют на специально выделяемых для этих целей площадях.

При снятии, складировании плодородного слоя почвы должны быть приняты меры, предотвращающие его потери (размыв, раздувание), а также снижение его качества (смешивание с подстилающими слоями, корнями, лесоотходами, загрязнение и т. п.). При сроке складирования более года поверхность валов почвенного грунта укрепляют посевом трав или другими способами, предусмотренными проектом.

Основные мероприятия по подготовке основания земляного полотна. До начала возведения насыпи подготовленная поверхность основания должна быть спланирована бульдозером. Ямы, траншеи, котлованы и другие местные заглубления, в которых может застаиваться вода, заполняют послойно с уплотнением до требуемой плотности для основания (СНиП 2.05.02-85, табл. 22). Для обеспечения водоотвода на горизонтальных участках придается поперечный уклон от оси не менее установленного для поверхности покрытия.

При использовании в качестве основания сильносжимаемых недренирующих грунтов (торф, ил, глины малой плотности и др.), а в насыпи — дренирующих грунтов — при выравнивании следует создавать в средней части строительный подъем, величина которого должна быть больше величины расчетной осадки основания, предусмотренной проектом.

Уплотнение грунтового основания низких насыпей и грунтовых слоев под низом рабочего слоя дорожной одежды в выемках и нулевых местах выполняется в случаях, предусмотренных СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85. Грунты основания уплотняют непосредственно перед отсыпкой вышележащих слоев грунта или слоев дорожной одежды (аэродромного покрытия).

Если требуемая глубина уплотнения превышает толщину слоя, эффективно уплотняемого применяемыми средствами, излишний слой грунта следует удалить бульдозером и проводить уплотнение нижележащего слоя. После уплотнения и разравнивания нижнего слоя удаленный грунт возвращают и уплотняют до требуемой плотности.

При реконструкции дорог с использованием существующей насыпи растительный грунт с обочин и откосов реконструируемой насыпи удаляют и перемещают на границу полосы отвода для последующей рекультивации. При невозможности использования его биологических свойств распределяют в основании дополнительной части. Перед отсыпкой дополнительных слоев поверхность старой насыпи должна быть разрыхлена на глубину 10-15 см с уплотнением совместно с последующим слоем. Необходимость разборки и удаления слоев старой дорожной одежды устанавливается проектом.

До начала работ по возведению насыпи водопропускные и коммуникационные трубы, как правило, должны быть закончены полностью и засыпаны с обеих сторон на ширину не менее 4 м с каждой стороны, сверху — слоем толщиной, не менее указанной в проекте, с послойным уплотнением до требуемой плотности. При этом перемещение и разравнивание грунта, а также уплотнение катками выполняется продольными по отношению к трубе проходами машин при одновременном наращивании насыпи с обеих сторон. Необходимо постоянно осуществлять контроль за приближением машины к стенке трубы с целью избежания ее сдвига или возможного разрушения. Толщина слоя грунта поверх трубы, при которой возможно уплотнять грунт засыпки и пропускать машины и транспорт, должна быть указана в проекте трубы, но не менее предусмотренной действующими нормами.

Плодородный почвенный слой снимают со всей площади, отведенной для строительства дороги, и укладывают в отвалы для дальнейшего использования. Толщину снимаемого плодородного почвенного слоя устанавливают проектом на основании предварительного согласования с землепользователями. Толщина растительного слоя на задернованных участках составляет приметно 8...12 см, пахотных - 15...18 см и залесенных - 15...25 см. Растительный грунт используют при укреплении откосов земляного полотна, рекультивации восстанавливаемых или малопродуктивных сельскохозяйственных земель.

Различают следующие схемы удаления растительного слоя грунта: а) поперечная с валиками грунта, расположенными в шахматном порядке при ширине полосы менее 20...25 м; б) поперечная с валиками по обе стороны земляного полотна при ширине полосы более 20...25 м; в) продольно-поперечная при ширине полосы срезки более 35 м и значительной толщине растительного слоя грунта (рис. 3.4.1).

Рис. 3.4.1. Схема срезки и перемещения растительного грунта:
а - поперечным способом на полосе шириной 20...25 м; б - то же, на полосе шириной более 20...25 м; в - продольно-поперечным способом; I - вал растительного грунта; 1, 2, 3...n - проходы бульдозера

Для срезки и перемещения растительного слоя грунта используют бульдозеры или автогрейдеры. Способ выполнения этой работы выбирают в зависимости от ширины полосы, с которой необходимо срезать грунт и толщины срезаемого слоя. Если ширина полосы менее 20...25 м, что бывает при возведении земляного полотна из привозного грунта, растительный грунт срезают и перемещают бульдозером сразу на всю ширину (рис. 3.4.1, а). Каждый цикл зарезания и перемещения грунта осуществляют с перекрытием предыдущего слоя на 20...25 см. При большей ширине полосы, например, при необходимости срезки растительного грунта с поверхности основания насыпи и боковых резервов, грунт перемещают поочередно в обе стороны от оси дороги, начиная каждый раз зарезание от оси (рис. 3.4.1, б).

При большом объеме работ применяют продольно-поперечную схему срезки и перемещения грунта: продольными проходами бульдозера срезают грунт и собирают его в валы, затем поперечными проходами перемещают его за пределы полосы срезки. Эту работу рационально выполнять, применяя одновременно автогрейдер и бульдозер: первый для срезки грунта и его укладки в продольные валы, второй - для поперечного перемещения растительного грунта за пределы полосы снятия растительного слоя. Срезать грунт можно и скрепером, перемещая его на расстояние более 50 м. Скрепер снимает растительный слой продольными проходами, параллельно оси дороги, на полосе срезки, длиной равной захватке, но не менее 200...250 м. Путь заполнения ковша емкостью 6...8 м 3 составляет 20...25 м при толщине стружки около 10 см, после чего скрепер переводят в положение выгрузки и грунт выгружают в поперечный валик. Продолжая движение, скрепер снова зарезает грунт до полного наполнения ковша и на соседнем участке снова его выгружает. Подобные операции повторяются до конца захватки, где скрепер, повернув на 180°, при обратном движении продолжает срезать растительный слой. Затем поперечные валики грунта перемещают бульдозером за пределы полосы срезки.


Производительность бульдозера П , м 3 /смену, при срезке и перемещении растительного слоя грунта равна

(3.4.1)

где Т - продолжительность смены, ч;

Q - объем грунта, перемещаемого за один цикл, м 3 ;

К в - коэффициент использования времени;

К i - коэффициент, учитывающий наличие уклона;

К п - коэффициент, учитывающий потери грунта при его перемещении;

t - время, затрачиваемое на один цикл, ч;

К р - коэффициент разрыхления грунта.

Растительный грунт укладывают во временные отвалы или вывозят сразу на место использования в качестве плодородного почвенного слоя. Временные отвалы располагают по краям полосы отвода или на специальных площадках, выделенных для этой цели.

Рекультивация земель или восстановление плодородного почвенного слоя производят там, где в процессе строительства он был поврежден или полностью уничтожен. К таким местам относят территории, занимавшиеся под временные дороги, стоянки дорожных машин, грунтовые, песчаные или гравийные карьеры, боковые резервы.

Если необходимо снять растительный грунт с неравномерной и незначительной толщиной (до 10 см) и переместить его на расстояние до 50 м, целесообразно для срезки грунта применить автогрейдер (грейдер), а для перемещения — бульдозер. Растительный грунт срезают и укладывают в валы автогрейдером вдоль захватки. После того как на всей захватке растительный грунт будет уложен в валы, проходами бульдозера поперек захватки перемещают его за пределы захватки.

Бульдозером можно выполнить почти все технологические процессы по снятию, перемещению и оформлению в валы растительного грунта. Бульдозер целесообразно использовать при расстоянии перемещения грунта до 50 м и толщине растительного слоя более 10 см.

При наличии ровной местности зарезание следует делать в наиболее удаленном конце участка и перемещать грунт по поверхности растительного слоя, что исключит перемешивание его с минеральным грунтом.

При неровной поверхности целесообразно первое зарезание делать ближе к месту укладки грунта с тем, чтобы последующий грунт перемещать по выровненной поверхности в траншее, образуемой предыдущими зарезаниями.

Снимать растительный грунт толщиной более 10 см и перемещать его на расстояние 50-500 м можно скреперами. В этом случае требуется обратить особое внимание на то, чтобы вместе с растительным грунтом скрепером не был срезан минеральный грунт. При толщине растительного грунта до 10 см следует предварительно срезать его автогрейдерами и уложить в валики, после чего скреперы, двигаясь вдоль валиков, набирают грунт.

Снятый скреперами растительный грунт можно уложить в призмы послойно. Отсыпав первый слой по всей площади основания призмы, приступают к отсыпке второго и последующих слоев от края призмы к середине с отступлением от кромки нижнего слоя на величину, равную 1,5-2,0 толщины слоя.

При отсыпке призм следует обеспечить в их торцах плавные въезд и съезд с уклоном не более 1: 10. Планировку поверхности) призм и откосов выполняют бульдозерами.

На расстояние более 500 м растительный грунт целесообразно; перемещать автомобилями-самосвалами или тракторными прицепами. Погрузку грунта в транспортные средства следует выполнять грейдер-элеваторами при толщине растительного грунта более 20 см, или экскаваторами из призм или куч, созданных бульдозерами.

К восстановлению растительного грунта можно приступить только после окончания работ с минеральным грунтом и тщательной планировки поверхности выемки или насыпи по геодезическим отметкам. При доставке грунта автомобилями-самосвалами или тракторными прицепами целесообразно разравнивать грунт бульдозером, а планировать автогрейдером. При отсутствии бульдозера растительный грунт можно распределять из куч автогрейдером с выдвинутым в сторону ножом, чтобы исключить наезд передних колес автогрейдеров на кучи, или применить сменное оборудование (навесной бульдозер), которым оснащены некоторые марки автогрейдеров.

Для прикажи растительного грунта можно использован, легкие прицепные катки без балласта на пневматических шипах или с гладкими вальцами.