Введение. Психология спорта как учебная дисциплина

Словарь терминов спортивной психологии

АБАЗИЯ (от греч. а - отрицат. частица + basis - ходьба) - нарушение способности ходить при сохранности др. движений ног; встречается чаще при истерии.

АБСОЛЮТНАЯ ШКАЛА (англ. absolute scale) - вариант шкалы, предназначенный для измерения непрерывных свойств объекта, для которой выполняются все 4 типа отношений.

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ (англ. absolute threshold) - вид сенсорного порога.

АБУЛИЯ (от греч. abulia - нерешительность) - психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности.

АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ (от лат. aversatio- отвращение) - общее название группы терапевтических методов, основанных на применении неприятных (аверсивных) стимулов.

АВТОИДЕНТИФИКАЦИЯ, АУТОИДЕНТИФИКАЦИЯ (англ. Self-identification) - самоопределение, идентификация (отождествление) себя с другим или другими (группой).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (англ. Movement automatization) - один из способов формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения.

АВТОМАТИЗМ (англ. automatism) - фоновая координация в нижних уровнях построения движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем.

АДАПТИВНОСТЬ (неадаптивность) - тенденции функционирования системы целеустремленной, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемые в ходе деятельности результатов.

АКТИВАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - продолжение активации физиологической. Связана с расшифровкой внешних сигналов, зависимой от уровня бодрствования и от состояния сознания, а также от потребностей, вкусов, интересов и планов человека.

АКТИВАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ - связана с функцией центров, находящихся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения; именно на этом уровне собираются и классифицируются сигналы, идущие от мира внешнего и от самого организма, прежде чем они - при их достаточной важности - отправляются в кору большого мозга. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружения, что обеспечивает ему сохранение физиологического и психического равновесия.

АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ: БИОРИТМ (биоритмы психической активности человека) - периодическое чередование состояния напряжения и расслабления в психической деятельности человека.

АЛЕКСИТИМИЯ - неспособность пациента называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т.е. переводить их в вербальный план.

АСКЕЗА - античное понятие, означающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем получило расширенное толкование и стало означать борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза являла собою свод правил, необходимых для достижения истины.

ВАЛИДНОСТЬ - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.

ВЕГЕТОТЕРАПИЯ - вид терапии телесно-ориентированной, основанной В. Райхом. По его представлениям, любое сдерживание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей»; поскольку душа и тело едины, «распуская» эти панцири, можно помочь клиенту высвободить сдержанную, застоявшуюся энергию и тем облегчить душевные страдания. Основные приемы вегетотерапии связаны с массажем и дыханием, а также с двигательными и голосовыми упражнениями разного типа.

ВЕРБАЛЬНЫЙ - в психологии - термин для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.

ВЕРИФИКАЦИЯ - при проверке научных понятий - доказательство или иная убедительная демонстрация того, что явления, включенные в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие методики опытной проверки явления, описываемого понятием. Проверка выполняется посредством соответственной психодиагностической процедуры.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ - одно из проявлений единства сферы сенсорной. Особенно полно изучены изменения функционального состояния одного анализатора в результате стимуляции другого. Выявленные закономерности нарушения взаимодействия анализаторов применяются в диагностике заболеваний.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУППОВОЕ - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ - вид влияния, характер, интенсивность и направленность коего определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В отличие от влияния индивидуально-специфического происходит благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил, и за счет демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний.

ВНИМАНИЕ - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических.

ВНУШАЕМОСТЬ - повышенная податливость по отношению к побуждениям.

ВНУШЕНИЕ ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ (внушение послегипнотическое) - феномен поведения, когда заданная в гипнотическом состоянии задача затем беспрекословно исполняется в нормальном состоянии, причем сам факт наличия задачи не осознается.

ВОЗБУДИМОСТЬ - свойство живых существ приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей или стимулов - с сохранением его следов на некое время.

ВОЛЯ - способность человека достигать поставленных им целей.

ВЫТЕСНЕНИЕ - форма психологической защиты.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - форма психологической защиты.

ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ - форма психологической защиты.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - черта характера, выражающаяся в склонности действовать без раздумий.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. indiduum - неделимое, особь) - понятие, обозначающее в индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств.

ИНСАЙТ - момент озарения, схватывания тех или иных отношений и структуры ситуации в целом, не выводимый из прошлого опыта субъекта.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты, проявляющаяся в абстрагировании от психотравмирующих переживаний.

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты, при которой непреодолимые препятствия отвергаются как «нежеланные».

ИНТРОЕКЦИЯ - противоположность проекции, замещение внешних объектов их внутренними образами, играющими важную роль в формировании "сверх-Я", совести и пр.

ИНТРОСПЕКЦИЯ - метод психологического анализа, наблюдение собственных психических процессов без использования каких либо инструментов или эталонов.

ИНТУИЦИЯ - неформализуемые знания, основанные на опыте.

ИСТЕРИЯ - патохарактерологическое нарушение, связанное с чрезмерной склонностью к внушению и самовнушению, а также слабостью сознательного контроля за поведением.

КАТАРСИС (абреакция) - эмоциональное отреагирование на ранее подавляемые тягостные переживания.

КАТЕКСИС - направленность психической энергии (либидо) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма поведения

КОМПЛЕКС - совокупность представлений (сознательных и бессознательных), оказывающих влияние на поведение человека. (Эдипов комплекс и др.).

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - теоретическое понятие в индивидуальной психологии.

КОНВЕРСИЯ - форма психологической защиты, проявляющаяся в соматизации психопатологических проявлений.

КОНТРПЕРЕНЕСЕНИЕ - «перенесение» в процессе терапии отношения врача к пациенту (и наоборот).

ЛИБИДО - совокупность «жизнеутверждающих» инстинктов (в узком смысле слова -половое влечение).

МАЗОХИЗМ - феномен, охватывающий широкий спектр способов получения удовольствия от страдания: нормального или патологического, физического или морального.

МЕЛАНХОЛИК - темперамент в классификации Гиппократа.

НАВЯЗЧИВОСТИ - состояния, когда неконтролируемо непреодолимо воспроизводятся мысли, воспоминания, страхи, влечения, действия, чувства, приводящие к нарушению деятельности.

НЕВРОЗ - психогенный аффект или симптом расстройства личности, являющийся символическим проявлением конфликта, коренящегося в детской психике субъекта и представляющего собой компромисс между желанием и защитой от него.

ОБЪЕКТ - предмет, используемый для снятия эмоционального напряжения в процессе психотерапии.

ОТРЕАГИРОВАНИЕ - адекватное осознание ранее «вытесненной» психотравмирующей ситуации с целью снятия эмоционального напряжения. В психоаналитической ситуации создаются безопасные условия для этого.

ОТРИЦАНИЕ - форма психологической защиты, заключающаяся в полном или частичном отказе от осознания психотравмирующей ситуации; бессознательное игнорирование событий во внешнем и внутреннем мире.

ПЕРЕНОС/ТРАНСФЕР - эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе. Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например, родителям

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ЗАЩИТА - форма психологической защиты, проявляющаяся в бессознательном «затруднении» восприятия психотравмирующей информации.

ПОДСОЗНАНИЕ - термин, объединяющий предсознательное (факты, которые могут быть осознаны) и бессознательное.

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - осознание индивидом своей половой принадлежности.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - форма «психического образа» (сознательного или подсознательного).

ПРИВЯЗАННОСТЬ - комплекс положительных чувств, исключающий сексуальность.

ПРОЕКЦИЯ - форма психологическиой защиты, неосознанное наделение другого собственными чертами и свойствами.
Проекция(от лат. projectio - бросание вперед) - психологический механизм.

ПСИХОАНАЛИЗ - основан З. Фрейдом в конце XIX в вначале как метод изучения и лечения истерических неврозов; в дальнейшем вылился в теорию, в центре внимания которой движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Структурная схема психики определяется как 3-уровневая: сознательный, подсознательный, бессознательный. Изучение и осознание отношений между уровнями в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

ПСИХОДИНАМИКА - одна из психоаналитических теорий, описывающих человеческое поведение и мотивацию.

ПСИХОЗ - общее психическое расстройство, характеризующееся дезинтеграцией личности и неспособностью соотносить себя с другими.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивы-
ми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я.

ПСИХОЛОГИЯ - наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты, проявляющаяся стремлением к «разумному» объяснению собственных неправильных или бессознательных действий.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты.

РЕВЕРСИЯ - «обращение» инстинкта в противоположный по знаку.

РЕГРЕССИЯ - «возвращение» к более инфантильному реагированию.

РЕПРЕССИЯ - форма психологической защиты, подавлении, изгнании из памяти неприятных, вызывающих боль и неудовольствие воспоминаний, образов, мыслей.

РЕФЛЕКСИЯ - анализ собственного психического состояния; принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок.

РИГИДНОСТЬ - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.
Ригидность (от лат. rigidus - жесткий, твердый) - неготовность к изменениям.

САДИЗМ - половое удовлетворение путем причинения страданий или унижения сексуальному партнеру.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ - стремление индивида к достижению и поддержанию определенного самоутверждения.

САНГВИНИК - темперамент в классификации Гиппократа.

СГУЩЕНИЕ - один из бессознательных психических процессов, определяющий возникновение сна.

СИМВОЛИЗАЦИЯ - один из бессознательных психических процессов, определяющих «искажение сновидений».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах.

СУБЛИМАЦИЯ - форма психологической защиты, при которой инстинктивные влечения, неприемлемые для сознания, направляются на социально- и личностно- допустимые цели.

ТРАНСФЕР/ПЕРЕНОС - эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе. Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например родителям. Бывает позитивный и негативный.

ТРЕВОГА - отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, несвязанные с конкретными событиями.

ТРЕВОЖНОСТЬ - личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ - мысль (действие), снимающая эмоциональное напряжение. ФЛЕГМАТИК - темперамент в классификации Гиппократа. ФОБИИ - навязчиво возникающие состояния страха.

ФРУСТРАЦИЯ - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.

ХОЛЕРИК - темперамент в классификации Гиппократа.

ЧУВСТВА - эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

ЭГО (Ид) - понятие, характеризующее «разумную» («инстинктивную») деятельность.

ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты (противоположная интернализации), при которой непреодолимые препятствия осознаются как «вынужденные», обусловленные внешними факторами (по К.Хорни).

ЭМПАТИЯ - способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Добрый день! Прокомментируйте, пожалуйста, результат анализа ребенка - 4 года 2 месяца.
В конце августа этого года ребенок перенес острый обструктивный бронхит - в больнице кололи Цефатоксим (7 дней, 3 раза в день), эуфиллин, димедрол, ношпа, инфузионная терапия NaCL и т.д....После через неделю - ацетонимический синдром. Через месяц сделали прививку АКДП - ревакцинация убитой вакциной. После чего стало наблюдаться почихивание и ребенок все время потирал нос (в феврале того же года наблюдалась аллергия на цитрусовые, как нам сказал дерматолог - эозинофилы по крови были 6!). После того анализ крови сдавали при поступлении в больницу 29.08 - эозинофилы были 0, а через 4 дня - уже 15 и другие показатели при бронхите были не в норме. При выписке - 06.09 - эозинофилы стали 10. Затем анализ крови повторили только 25.10 - эозинофилы 18! При этом наблюдалось почихивание (аллерголог направила на аллергопробы - анализ крови с вены, некоторые виды аллергенов показывали +, некоторые ++, но большинство - -). Пили 2 недели Фенкарол. 20.11 заболела простудой после посещения сада 2 дней - снова кашель на грани бронхита - диагноз педиатра трахеобронхит. Неделю болела, пили Суммамед 3 дня, потом через неделю после выздоровления (при этом легкое покашливание оставалось после болезни) ребенок заболеле опять, кашель длился неделю, потом неделю еще легкое покашливание периодическое. Сдали 20.12 анализ крови в поликлинике - эозинофилы 14, нейтрофилы сегментоядерные - 24, все остальное в норме. Но, анализ был развернутый, поэтому не было тромбоцитов в нем и эритроцитов. 21.12 повторили анализ в Синево - анализ последний такой:
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ, ESR) - 2
Лейкоциты (WBC) 7.27
Эритроциты (RBC) 4.95
Гемоглобин (HGB) 138 г/л
Гематокрит (HCT) 39.6 %
Средний объем эритроцита (MCV) 80
Среднее содержание гемоглобина в
эритроците (МСН) 27.9
Средняя концентрация гемоглобина
в эритроците (МСНС) 34.8
Тромбоциты (PLT) 320
Ширина распределения эритроцитов (RDW-SD) 37
Ширина распределения эритроцитов (RDW-CV) 12.8 %
Ширина распределения тромбоцитов по объемам (PDW) 10.6
Средний объем тромбоцитов (MPV) 9.5
Тромбокрит (PCT) 0.3
Нейтрофилы (на 100 лейкоцитов) 24.1
Нейтрофилы (абс.) 1.76
Лимфоциты (на 100 лейкоцитов) 51.2
Лимфоциты (абс.) 3.72
Моноциты (на 100 лейкоцитов) 11
Моноциты (абс.) 0.8
Эозинофилы (на 100 лейкоцитов) 13.1
Эозинофилы (абс.) 0.95
Базофилы (на 100 лейкоцитов) 0.6
Базофилы (абс.) 0.04
Есть ли повод для беспокойства, что можно сказать по анализу и что делать дальше? Могут сохраняться эозинофилы через такой промежуток времени повышенными? Анализ крови на антитела к лямблиям, аскаридам и токсокарам - отрицательные. Педиатр назаначила после последнего анализа крови попить неделю сироп Эдем и пересдать анализ!

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА - направление психологической науки, предметом которой является изучение закономерностей проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, П. с. начала интенсивно развиваться в 60-70-е гг. XX века (П.А.Рудик, А.Ц.Пуни и др.), причем в этой области основные исследования были первоначально сосредоточены на изучении индивидуальных различий спортсменов (см. Дифференциальная психология), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (см. Стресс), способах повышения эффективности спортивных тренировок. В настоящее время спектр вопросов, разрабатываемых П. с, существенно расширился. Применительно к каждому виду спорта с учетом достижений общей, педагогической, возрастной и социальной психологии разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение как физической, так и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой (см. Эмоции; Воля), этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности (см. Коллективизм). В П. с. достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основывающиеся на концепции уровня построения движения Н.А.Бернштейна (см. Уровня построения движений концепция). В этих исследованиях изучаются пути и способы формирования специализированных восприятий спортсменов, например чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (см. Антиципация; Интуиция), “чувство мяча”, “чувство воды” и т. д. Кроме того, уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и т. д. Углубление этих исследований идет как в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора (см. Отбор психологический) на разных возрастных стадиях, так и по пути воспитания и формирования этих способностей в процессе тренировочной деятельности. Особую проблему составляют такие направления П. с, как психическая саморегуляция, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, а также отношению спортсменов к своим победам и поражениям уделяется больше внимания в последних исследованиях П. с. В отдельное направление выделяются социально-психологические исследования, рассматривающие проблемы формирования команд, межличностные отношения в них, приемы и способы повышения их сплоченности и ценностно-ориентационного единства, вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом, с болельщиками (в том числе со “спортивными фанатами”), проблемы межкомандных взаимоотношений (см. Межгрупповые отношения) и т. д. Основные задачи современной П. с. состоят не только в содействии достижению спортсменами высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры.

  1. АДАПТАЦИЯ (adaptation) — приспособление организма к нагрузкам.
  2. АНАЭРОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (anaerobic exercise) - тренинг силового направления. «Анаэробный» означает кратковременный интенсивный всплеск энергии.
  3. АМПЛИТУДА ДВИЖЕНИЯ (amplitude of movement) — это величина траектории движения снаряда по отношению к телу спортсмена.
  4. АТЛЕТ (athlete) – это человек располагающий атлетическим телосложением, занимающийся (атлетикой) физической культурой.
  5. АТРОФИЯ (atrophy) – это снижение веса и разрушение мышечных тканей.
  6. АЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (aerobic capacity) – это уровень общей выносливости человека.
  7. АЭРОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (aerobic exercise)– умеренные и длительные упражнения.
  8. БЕГ (running) – это быстрое передвижение человека на определенные дистанции за определенное время или без него.
  9. БЕДРО (hip) – это часть ноги от таза до коленного сустава.
  10. БЕЛОК-ПРОТЕИН (protein) – это сложные (азотосодержащие вещества), в состав которых входят аминокислоты. Это главный «строительный материал» для тканей и органов организма человека.
  11. ВИС – это положение тела спортсмена на снаряде, где плечи должны находится ниже «точки хвата».
  12. ВИТАМИН(vitamin) — это целая группа (низкомолекулярных) веществ, которые нужны для биохимических реакций.
  13. ВЫНОСЛИВОСТЬ (endurance) – это способность в течение большого промежутка времени выносить нагрузки. Характеры нагрузок: общая, скоростная и силовая.
  14. ГЕЙНЕР (Gainer) – это добавка в состав которой входит большое кол-во углеводов, с небольшим составом белка (и возможны витамины).
  15. ГИБКОСТЬ (flexibility) – это способность суставов спортсмена выполнять определенные движения, амплитуда которых максимальна. Она бывает: пассивная и активная.
  16. ГИПЕРСТЕНИК (hypersthenic) – это человек, имеющий мощный костяк и как правило рыхлую мускулатуру.
  17. ГИПЕРТРОФИЯ (hypertrophy) — это рост мышечных клеток в объеме, путем внешних воздействий на них.
  18. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ – это автоматизированный способ управления движениями.
  19. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ – это управление движениями (неавтоматизированные).
  20. ДЕСИНХРОЗ – это нарушение биоритма человека, приводящие к ухудшению работоспособности и остальных негативных последствий для организма.
  21. ДЕЛЬТЫ- небольшая мышца (плеч) которая делится на три пучка (задний, передний и средний).
  22. ДОПИНГ (dope)– это запрещенные искусственные фармакологические вещества, используются для стимуляции физических нагрузок.
  23. ЖИРЫ (fats) — это липиды, группа масел, разных жировых субстанций.
  24. ЗАКАЛИВАНИЕ — это система тренировки механизма терморегуляции организма, направленное к устойчивости организма человека к перегреванию и переохлаждению.
  25. ЗАМИНКА — это термин, она используется для плавного перехода в спокойное состояние организма, для снижения сердцебиения и дополнительного растяжения мышц или возвращения их в первичную длину, в зависимости от типа тренировки. Т.е. заминка должна замедлять ваш пульс. Всегда делается в конце тренировки.
  26. ЗДОРОВЬЕ (health) — состояние здорового организма прим полном выполнении свои функции и отсутствием всяких заболеваний.
  27. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (Healthy Lifestyle) – это целый комплекс действий (мер) направленных на улучшение и сохранение здоровья. Благодаря правильному питанию, нагрузкам и морального настроя.
  28. КАРДИО тренировка (cardio) — это тренировка на укрепление (аэробная нагрузка) сердечно-сосудистой системы.
  29. КООРДИНАЦИЯ (coordination) – (взаимоупорядочение) процесс согласной работы активности мышц тела.
  30. ЛОВКОСТЬ (agility) – это физическое качество, способность быстро координировать движения.
  31. МИОЗИТ (myositis) – это процесс воспаления мышц.
  32. ОБРАТНЫЙ ХВАТ (нижний) – это когда ладони смотрят на вас.
  33. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (Musculoskeletal system) – это структуры образующие каркас, который дает форму и опору организму, для защиты и передвижения органов.
  34. ОСАНКА — привычная позиция мышечно-скелетного каркаса.
  35. ПОВТОРЕНИЕ (repetition) - повторное выполнение движения упражнения (в одном сете).
  36. ПОДХОД (approach) - непрерывная серия повторений.
  37. ПОДЪЁМ (выход) — переход положения тела из виса (ниже точки хвата) в положение тела в упоре.
  38. ПЕКТОРАЛЬНЫЕ МЫШЦЫ — это область грудных мышц.
  39. ПРЕДПЛЕЧЬЕ (forearm) - часть руки от локтевого сустава.
  40. ПРЕСС – это мышцы живота в сокращенном названии.
  41. ПРИСЕД (squatting) – это движение тела от прямых до согнутых ногах.
  42. РАВНОВЕСИЕ (balance) – устойчивое положения тела в пространстве.
  43. РАЗГИБАНИЕ – это приводящее движение в суставе за счет мышц, к увеличению угла между конечностями.
  44. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – это грамотное соотношение применения продуктов по калорийности и энергоемкости и содержанию питательных веществ.
  45. РЕЖИМ ДНЯ (mode of the day) – это распределение определенных действий на целый день.
  46. РОСТО- ВЕСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ — это соотношение между длинной тела и его массой.
  47. САМОВОСПИТАНИЕ (self-education) — это работа воспитательного характера над самим собой.
  48. САМОКОНТРОЛЬ (Self Control) — это процесс управления действиями и эмоциями человеком.
  49. СИЛА (power) — это способность за счет мышц преодолевать сопротивления и противодействия за счет усилий.
  50. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (specialization) – это освоение элементами спортивной дисциплины.
  51. СПОРТ — это упражнения которые ведут к укреплению организма, а также соревновательная система.
  52. СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (sports classification) – единая установка по всем видам спорта.
  53. СПОРТИВНАЯ МАГНЕЗИЯ (magnesia) — это порошок, который служит для большего укрепления хвата (вызывает подсушивающий эффект).
  54. СТРЕТЧИНГ(Stretching) – это целая система упражнений которые ведут к растяжению мышц и суставов вашего тела и его гибкости.
  55. ТЕСТОСТЕРОН (testosterone) — является основным мужским половым гормоном.
  56. ТРАВМА (injury) – внешнее воздействие на ткани организма повреждая их.
  57. ТРЕНИРОВКА (training) – это модель активного обучения, направленная на физическое развитие.
  58. УГЛЕВОДЫ (carbohydrates) — это природные органические соединения и главный источник энергии для спортсмена.
  59. УПОР – это положение тела при котором плечи спортсмена находятся выше точки опоры.
  60. УЛИЧНАЯ (ДВОРОВАЯ) ГИМНАСТИКА (Street (yard) Gymnastics) — разновидность гимнастики, ей как правило, занимаются непрофессиональные спортсмены для общей гибкости, ловкости, гибкости суставов и развития или поддержания мышечного тонуса.
  61. УТОМЛЕНИЕ (fatigue) – сопровождается ощущением усталости в следствии длительной деятельности (умственной или физической).
  62. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА (physical qualities) – это совокупность качеств таких как: (гибкость, сила, выносливость, быстрота, координация).
  63. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА (exercise stress) – это размер воздейст­вия физических тренировок на организм спортсмена.
  64. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - это механические действия, которые направлены на реализацию физических качеств человека.
  65. ХВАТ – это прием удерживания снаряда в процессе выполнения упражнений.
  66. ШПАГАТ (twine) – это упражнение, при котором расставлены ноги в противоположных направлениях находятся на одной линии.
  67. ШРАГИ (Shrugs) – упражнение для «накачки» трапеций (пожимания плечами).
  68. ЯДРО (core) — снаряд для метания в атлетике (лёгкой).
  69. Z ГРИФ — это специально изогнутый гриф, для тренировки мышц рук.

Мы не можем получить полное представление о спортсмене, базируясь только на уровне потребления кислорода, запасах гликогена и биомеханических измерениях… Главное, что нужно принять во внимание, – это психология, понимание тех личностных качеств, которые определяют высшие достижения в спорте. Если спортсмен способен управлять стрессом, устойчив к помехам и умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, то мы имеем полный набор… Исследования и прикладные разработки должны проводиться комплексно, с учетом различных аспектов, но особенно психологических.

Питер Снелл, трижды олимпийский чемпион, доктор физиологии

Пройдя путь большого спорта, мы серьезно не задумывались о роли психологии в подготовке спортсменов высокого класса, не уделяли должного внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и спортсмена, в чем сильно проигрывали. Нередко одержимый тщеславием тренер мнит себя психологом. Позже, оглядываясь назад, с горечью замечаешь, что многие молодые талантливые спортсмены почему-то не дошли до своей цели. <…> Роль психолога в команде у нас принижается, но на практике мне приходилось прибегать к его помощи. Считаю, что, используя рекомендации и советы психолога, удалось не только сохранить многих спортсменов в команде, но и добиться значительных результатов. <…> Даже косвенное соприкосновение с психологической наукой – через общение с психологом – дало повод многое переоценить, увидеть ее огромные возможности.

Хмелев А. А., заслуженный тренер СССР

Раньше я очень ревностно относился к появлению чужого человека в сборной. Считал, что я сам лучший психолог. Также до меня думал Гайич. Но видно, не справляюсь… Я могу рассказать о важности матча. Аубрать чувство ответственности за результат, которое убивает искры в глазах, не получается… Мы с моим помощником пойдем на специальные курсы. Может, после них проще будет понять психолога. А то порой обращаются какие-то люди, а ты не понимаешь, что они делают и зачем. Так было в «Динамо», когда ребятам предлагали вместе кубики складывать, парашют разбирать, чтобы командой себя почувствовать. Но для меня очевидно: психолог команде необходим.

В. Олекно, главный тренер сборной мужской команды России по волейболу

Предмет психологии спорта. Психология спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Кратко можно сказать, что психология спорта – это наука о человеке в сфере спорта. Необходимость появления этой науки обусловлена специфическими условиями спортивной деятельности, прежде всего стремлением к максимальным достижениям, состязательностью (стремлением к победе), большими, а иногда и предельными, физическими и психическими нагрузками.

Психология спорта как научная и учебная дисциплина включает в себя ряд общих испециальных разделов, это:

1) мотивы спортивной деятельности;

2) психологические основы ориентации и отбора в различные виды спорта и психодиагностика склонностей и способностей;

3) психомоторика;

4) психология обучения и воспитания в спорте;

5) психологические особенности физической, технической и тактической подготовки спортсменов;

6) психологические особенности личности спортсменов;

7) психология спортивного коллектива;

8) состояния спортсмена и их психорегуляция;

9) стили спортивной деятельности;

10) психологические особенности личности и деятельности тренеров;

11) психологические особенности личности и деятельности спортивных судей;

12) психологическая характеристика различных видов спорта;

13) психологическая характеристика болельщиков.

К сожалению, не все перечисленные аспекты изучены одинаково полно. Например, к изучению психологических особенностей болельщиков психологи приступили только недавно, а психология спортивного судейства до сих пор остается практически нетронутой темой.

Методы, используемые в психологии спорта для изучения психологических особенностей спортсменов, тренеров, спортивных команд, такие же, как и в общей психологии. Их разделяют на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа.

Организационные методы определяют стратегию исследования и включают в себя сравнительный (включая сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов) и лонгитюдинальный.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий между спортсменами различных видов спорта, игровых амплуа, пола, квалификации, специфики тренировочного процесса и других факторов.

Лонгитюдинальный метод используется с целью длительного (в течение нескольких месяцев и лет) прослеживания психического и психомоторного развития одного и того же спортсмена или группы спортсменов. Он дает возможность наглядно и в динамике проследить влияние спортивной тренировки на изменение психологических особенностей спортсменов.

Эмпирические методы весьма разнообразны и включают в себя объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и психодиагностику.

Объективное наблюдение имеет целью изучение различных поведенческих, эмоциональных проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировках, соревнованиях, сборах). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной (магнитофона), стенографической или протокольной записи, технических средств (видеоаппаратура). Наблюдение должно проводиться по заранее составленным плану и схеме. Оно должно быть систематическим, что обеспечит относительно полный сбор материала по интересующему вопросу.

Самонаблюдение является способом самопознания и используется спортсменами при анализе своих состояний, поступков, техники выполняемых движений с целью совершенствования. Самонаблюдение тоже должно носить систематический характер, стать для спортсмена привычкой. Результаты должны фиксироваться в дневнике для возможности осуществления качественного самоанализа.

Экспериментальный метод имеет две разновидности – лабораторный и естественный эксперименты:

Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, оборудованных сигнализационными и регистрационными приборами и аппаратами (рефлексометром, кинематометром, тремометром и пр.);

Естественный (полевой) эксперимент организуется в естественных условиях (на тренировке, соревнованиях) и имеет две разновидности – констатирующий и формирующий. При этих видах экспериментов также используется аппаратура (переносная или дистанционная).

Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности, диагностики состояний (предсоревновательных, соревновательных и послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Эти методы могут использоваться для: отбора кандидатов в команды, выбора адекватного для данного спортсмена вида деятельности и игрового амплуа, а также стиля деятельности.

Методы количественно-качественного анализа используются для математико-статистической обработки полученных в исследовании данных и содержательного их анализа.

Краткий экскурс в историю возникновения и развития психологии спорта

Термин «психология спорта» введен в научный обиход русским психологом В. Ф. Чижем (см.: Психология спорта. СПб., 1910), хотя еще раньше, в самом начале XX века, это понятие использовал в своих статьях и основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В 1913 году по инициативе Международного олимпийского комитета в Лозанне (Швейцария) был организован конгресс по психологии спорта, и с этого момента рассматриваемая наука получила официальный статус. Однако слабое развитие спорта не способствовало и быстрому развитию науки, которой занимались лишь отдельные ученые, в основном в США, Германии, СССР. В нашей стране зачинателями психологии спорта были А. П. Нечаев, опубликовавший в 1927 году монографию «Психология физической культуры», А. Ц. Пуни, З. И. Чучмарев, П. А. Рудик. В довоенные годы были разработаны программы спецкурса «Психология спорта» для институтов физической культуры.

Интенсивное развитие психологии спорта началось во многих странах после Второй мировой войны. Это было связано с ростом престижности спорта, а также борьбой двух политических систем – социалистической и капиталистической, стремившихся доказать свое преимущество, в том числе и через спортивные достижения.

Немногим позже стали регулярно проводиться Международные конгрессы по психологии спорта, в 1970 году был учрежден «Международный журнал по психологии спорта», в 60-х годах ХХ века возникли Европейская и Североамериканская ассоциации психологов спорта.

В нашей стране в 1952 году А. Ц. Пуни была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта, а затем появились монографии, посвященные исследованиям в этой отрасли психологии, авторами которых были Г. М. Гагаева, С. Ч. Геллерштейн, А. А. Лалаян, В. Г. Норакидзе, А. Ц. Пуни, О. А. Черникова. В последующие годы большой вклад в развитие психологии спорта внесли многие ученые: О. В. Дашкевич, Е. А. Калинин, Р. А. Пилоян, В. М. Писаренко, А. В. Родионов, О. А. Сиротин, В. А. Толочек, И. П. Волков, Г. Д. Горбунов, Т. Т. Джамгаров, Р. М. Загайнов, Ю. Я. Киселев, В. Л. Марищук, А. Н. Николаев, В. К. Сафонов, Б. Н. Смирнов, Н. Б. Стамбулова, Е. Н. Сурков, Ю. Л. Ханин, Б. А. Вяткин, А. Д. Ганюшкин, А. А. Лалаян, Ю. А Коломейцев и многие другие. Уже в течение десяти лет на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета осуществляется подготовка психологов по специальности «Спортивная психология».

В настоящее время психология спорта стала не только теоретической, но и практической дисциплиной, оказывающей существенную помощь спортсменам и тренерам в их стремлении достичь высоких спортивных результатов.