Что такое психоанализ определение. Психоанализ

Психоанализ – одна из наиболее известных и влиятельных психологических теорий, выдвинутая и разработанная в конце XIX - начале XX века австрийским психологом и неврологом Зигмундом Фрейдом (Фройдом). Основанный на теории метод лечения психических расстройств также называется психоанализом.

Основы концепции классического психоанализа Фрейда в общих чертах можно выразить следующим образом.

Сферу психического в структуре человеческой личности описывает трехкомпонентная (трехуровневая) модель (в структуру входят «Оно», «Я» и «Сверх-Я», то есть подсознание, сознание и сверхсознание).

Поведение и развитие личности человека во многом обуславливаются внутренними бессознательными влечениями, которые, преимущественно, вполне иррациональны.

В результате осознания личностью этих влечений возникают попытки сопротивления, таким образом, формируются различные (вполне определенные и неплохо типизируемые) защитные механизмы.

Личности, помимо структурной взаимозависимости элементов общих для всех, определяет факультативное (то есть, индивидуальное) развитие, в основном, события раннего детства.

Внутренние конфликты между бессознательным и осознанным восприятием реальности приводит к феномену вытеснения, что создает основу для различных ментальных нарушений и впоследствии – психических расстройств, доходящих до клинических форм. Избавление от влияния, вытесненного бессознательного может достигаться через его осознание, вызываемое повторным проживанием травмирующих событий с соответствующей поддержкой специалиста-психоаналитика.

Для диагностики и воздействий, кроме анализа наблюдений и личной истории, предполагается применение методов вербализации мыслей, свободных ассоциаций и толкования сновидений.

Основные техники психоанализа Фрейда

В процессе лечения исследуются свободные ассоциации, сны и фантазии, на основании которых аналитик составляет представление о бессознательных конфликтах, определяющих причины и формы проблем и симптомов, наблюдаемых у анализируемого.

Аналитик интерпретирует наблюдаемое для пациента, и они вместе ищут пути разрешения. Специфика таких воздействий носит форму психических интервенций, что, как правило, вызывает у пациента реакцию конфронтации и попытки выстраивания защиты, иногда – в патологической форме. Между аналитиком и пациентом образуется особый вид психической связи – трансфер. В процессе развития этой связи и обмена информацией у пациента могут возникать реакции «переноса» и паталогические . Иногда такие явления могут приводить к развитию специфических ятрогений (что впрочем, бывает и при применении не психоаналитических методов лечения).

Теория Фрейда оказала серьезное влияние не только на развитие психологии и психиатрии, но и на развитие других наук и областей человеческого знания гуманитарного круга.

Современный психоанализ

Психоанализ стал и остается одной из наиболее авторитетных школ в психологии. Теория и метод расширялись, дополнялись, критиковались и развивались в различных направлениях благодаря деятельности и научному творчеству бывших коллег и многочисленных учеников (А. Адлер, К. Г. Юнг). Впоследствии возникали и развивались и более позднее течения – теории и методы нео-фрейдистов (Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм, В. Франкл, Р. Ассаджиоли).

В первые годы советской власти (до сталинских репрессий) психоанализ неплохо развивался и в России под общим патронатом Л. Бронштейна (Троцкого).

В настоящее время психоанализ в широком смысле представлен более, чем 20-ю концепциями психического развития человека. Предлагаются и различные (в частностях) подходы к психоаналитическому лечению.

Сколько бы ни критиковали психоанализ, как воззрение и метод, в нем, определенно, есть рациональное зерно, благодаря чему метод этот в целом достаточно успешен в тех или иных формах.

Психоанализ – это термин, введенный в психологический обиход З. Фрейдом. Он представляет собой учение, которое выставляет средоточием внимания бессознательные процессы психики и мотивации. Это психотерапевтический метод, строящийся на анализе неявных, подавленных переживаний индивида. В психоанализе человека основополагающим источником невротических проявлений и разнообразных патологических заболеваний считается выталкивание из сознания неприемлемых стремлений и травмирующих переживаний.

Психоаналитический метод предпочитает рассматривать человеческое естество с позиции конфронтации: функционирование психики личности отражает борьбу диаметрально противоположных тенденций.

Психоанализ в психологии

Психоанализ отображает, как бессознательная конфронтация воздействует на самооценивание индивида и эмоциональную сторону личности, на ее взаимодействия с остальным окружением и прочими социальными институтами. Первопричина конфликта скрывается в самих обстоятельствах опыта индивида. Ведь человек является одновременно и биологическим творением, и социальным существом. Соответственно собственным биологическим стремлениям он направлен на поиск удовольствий и избежание боли.

Психоанализ понятие, введено З.Фрейдом с целью обозначения новой методики исследования и излечения расстройств психики. Принципы психологии многосторонни и широки, а одной из особенно прославленных методик исследования психики в психологической науке является психоанализ.

Зигмунда Фрейда теория психоанализа состоит из сознательного, предсознательной части и бессознательного.

В предсознательной части сберегается множество фантазий индивида и его желаний. Желания можно переориентировать в сознательную часть, если сосредоточить на этом достаточное количество внимания. Явление, которое индивиду тяжело осознать, вследствие того, что оно противоречит его морально-нравственным установкам, или представляется для него чересчур болезненным, размещено в бессознательной части. Собственно эта часть отделяется от двух других цензурой. Поэтому важно всегда помнить, что предметом тщательного изучения психоаналитической методики является взаимосвязь сознательной части и бессознательной.

Психологическая наука относит к глубинным механизмам психоанализа: анализ беспричинных действий симптоматической структуры, проистекающих в повседневной жизни, анализ при помощи свободных ассоциаций, толкование сновидений.

При помощи психологических учений люди обнаруживают ответы на вопросы, которые тревожат их душу, а психоанализ всего-навсего подталкивает к нахождению ответа, нередко одностороннего, частного. Психологи, преимущественно, работают с мотивационной сферой клиентов, их эмоциями, взаимоотношением к окружающей реальности, чувственными образами. Психоаналитики концентрируются, главным образом, на сущности индивида, на его бессознательном. Наряду с этим и в психологической практике, и в психоаналитической методике есть общее.

Зигмунд Фрейд психоанализ

Главным регуляторным механизмом поведения человека служит сознание. З.Фрейд обнаружил, что за завесой сознания скрыта глубинная, «бушующая» прослойка не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, стремлений, желаний. Будучи практикующим врачом, Фрейд столкнулся с серьезной проблемой осложнения бытия, вследствие наличия неосознаваемых волнений и мотивов. Нередко такое «неосознаваемое» становится причиной расстройств нервно-психического характера. Такое открытие устремило его на поиск инструментов, способствующих избавлению пациентов от конфронтации между «произносимым» сознанием и скрытыми, бессознательными мотивами. Таким образом, родилась у Зигмунда Фрейда теория психоанализа – методика исцеления души.

Не ограничившись исследованием и излечением невропатов, вследствие упорной работы по воссозданию их психического здоровья, З. Фрейд сформировал теорию, растолковывавшую переживания и поведенческие реакции больных индивидов и здоровых лиц.

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда известна под названием классический психоанализ. Она приобрела на Западе огромную популярность.

Понятие «психоанализ» можно представить в трех значениях: психопатология и теория личности, методика изучения неосознаваемых мыслей индивида и его чувств, метод терапии расстройств личности.

Классический психоанализ Фрейда демонстрировал абсолютно новую систему в психологии, которую зачастую именуют психоаналитической революцией.

Зигмунд Фрейд философия психоанализа: он утверждал, что гипотеза о бессознательных процессах психики, признание ученья о сопротивлении и подавлении, Эдипова комплекса и полового развития формируют фундаментальные элементы психоаналитической теории. Другими словами, ни один врач не может считаться психоаналитиком, не согласившись с перечисленными базисными предпосылками психоанализа.

Психоанализ Фрейда является основой постижения множества процессов в социальном разуме, массовом поведении, предпочтениях индивидов в области политики, культуры и т.д. С позиции психоаналитического ученья, современный субъект проживает в мире напряженных психических мотивов, охвачен подавленными устремлениями и склонностями, что ведет его к телевизионным экранам, многосерийным фильмам и прочим формам культуры, дающей сублимационный эффект.

Фрейд выделил две основополагающие антагонистические движущие силы, а именно «танатос» и «эрос» (например, жизнь и смерть). На подобных противоположно направленных мотивах – «устремленность к жизни» и «тяга к смерти» базируются все процессы деструктивного характера в субъекте и социуме. Эрос Фрейд в широком смысле рассматривал в качестве устремленности к жизни и отводил этому понятию центральное место.

Теория психоанализа Фрейда дала науке понимание о таком важнейшем явлении психики личности, как «либидо» или, другими словами, половое влечение. Центральным представлением Фрейда была идея не осознаваемого полового поведения, являющимся основой поведения субъекта. За большинством проявлений фантазий, творческого потенциала, преимущественно, скрыта половая проблематика. Любое творчество считалось Фрейдом символическим выполнением нереализованных желаний. Однако не нужно утрировать данную концепцию Фрейда. Он предлагал считать, что за каждым образом обязательно скрыта интимная подоплека, но в принципе она несомненна.

Введение в психоанализ Зигмунд Фрейд зачастую именуют концепцией о бессознательной психике. Ядро психоаналитического учения представляет собой исследование активной аффективной совокупности, которая образуется вследствие вытесненных травмирующих переживаний из сознания. Сильной стороной данной теории всегда считалось то, что у нее получилось акцентировать внимание на немыслимой сложности аффективной стороны индивида, на проблеме явственно переживаемых и утаенных влечений, на конфликтах, возникающих между разнообразными мотивами, на трагическом противостоянии сферы «желаемого» и «должного». Пренебрежение неосознаваемыми, но реальными психическими процессами, в качестве детерминанты поведения, в области образования неминуемо приводит к глубокому искривлению всего образа внутренней жизни субъекта, что в свой черед, создает препятствие на пути образования более глубоких знаний о природе и инструментах духовного творчества, нормах поведения, личностной структуре и активности.

Психоаналитическое ученье сосредоточием внимания представляет и процессы бессознательного характера и является методикой, которая вынуждает бессознательное объясняться языком сознания, выводит его на поверхность с целью поиска причины страданий личности, внутренней конфронтации справиться с ней.

Фрейд обнаружил так называемое «душевное подполье», когда индивид замечает лучшее, хвалит его, но стремится к дурному. Проблематика бессознательного стоит остро в индивидуальной психологии, общественной жизни и социальных взаимоотношениях. В результате воздействия некоторых факторов появляется непонимание окружающих условий и собственного «Я», способствующее резкой патологизации социального поведения.

В общем смысле психоаналитическая теория считается не только научной концепцией, но философией, терапевтической практикой, связанной с исцелением психики индивидов. Она не ограничивается лишь экспериментальным научным знанием и последовательно сближается с гуманистически ориентированными теориями. Однако многие ученые считали психоаналитическую теорию мифом.

Так, например, психоанализ Эрих Фромм считал ограниченным в силу его биологизаторской детерминацией личностного развития и рассматривал роли социологических факторов, политических, экономических, религиозных и культурных причин в личностном формировании.

Фрейд разработал радикальную теорию, в которой аргументировал превалирующую роль подавления и основополагающую важность бессознательного. Человеческое естество всегда верило в разум как апогей человеческого опыта. З. Фрейд избавил человечество от этого заблуждения. Он вынудил ученое сообщество усомниться в незыблемости рационального. Почему на разум можно полностью полагаться. Неужели всегда он несет за собой утешение и освобождает от мучений? И разве мучения менее грандиозны по уровню воздействия на индивида, чем способность разума?

З.Фрейд обосновал, что значительная доля рационального мышления только маскирует реальные суждения и чувства, другими словами, служит для сокрытия истины. Поэтому для лечения невротических состояний Фрейд стал применять методику свободных ассоциаций, которая заключалась в том, что пациенты в лежачем расслабленном состоянии говорят все, что им приходит на ум, при этом неважно абсурдны ли такие мысли или неприятного, непристойного характера. Мощные влечения эмоционального характера уносят неуправляемое мышление в направлении психического конфликта. Фрейд утверждал, что случайная первая мысль представляет собой позабытое продолжение воспоминания. Однако позже, он сделал оговорку, что такое бывает не всегда так. Иногда возникающая у пациента мысль не является идентичной забытым представлениям, вследствие душевного состояния больного.

Также, Фрейд утверждал, что при помощи сновидений обнаруживается присутствие в глубинах мозга интенсивной психической жизни. А непосредственно анализ сновидения предполагает поиск в нем сокрытого содержания, деформированной неосознанной истины, которая прячется в каждом сне. И чем сновидение запутаннее, тем имеет большую значимость утаенного содержания для субъекта. Такое явление языком психоанализа именуется сопротивлениями, и они выражаются даже тогда, когда индивид, видевший сон, не желает толковать ночные образы, населяющие его ум. При помощи сопротивлений бессознательное определяет барьеры для защиты себя. Сновидения выражают скрытые желания через символы. Скрытые мысли, трансформируясь в символы, делаются приемлемыми для сознания, вследствие чего становится возможным для них преодолеть цензуру.

Тревога Фрейдом рассматривалась в качестве синонима аффективного состояния психики – , которому отводился специальный раздел в работе введение в психоанализ Зигмунд Фрейд. В целом психоаналитическая концепция выделяет три формы тревоги, а именно реалистическую, невротическую и моральную. Все три формы ставят целью предупреждение об угрозе или опасности, выработку поведенческой стратегии или адаптацию к угрожающим обстоятельствам. В ситуациях внутренней конфронтации «Я» образует психологические защиты, которые являют собой особые виды бессознательной активности психики, позволяющие, по меньшей мере, временно облегчить конфронтацию, сбросить напряжение, избавиться от тревоги посредством искажения действительной ситуации, видоизменения отношения к угрожающим обстоятельствам, подмены восприятия действительности в определенных жизненных условиях.

Теория психоанализа

Психоанализ понятие базируется на концепции, состоящей в том, что человеческого поведения в основном не осознается и не является очевидной. В начале двадцатого столетия З.Фрейд разработал новую структурную модель психики, которая позволила в другом аспекте рассмотреть внутреннюю конфронтацию. В этой структуре он выделил три компонента, именуемые: «оно», «Я» и «сверх-Я». Полюс влечений индивида называется «оно». Все процессы в нем проистекают бессознательно. Из «ОНО» зарождается и формируется во взаимодействии со средой и окружением
«Я», которое представляет собой сложнейший комплекс идентификаций с иными «Я». В сознательной поверхности, предсознательной и бессознательной плоскостях функционирует «Я» и выполняет психологическую защиту.

Все защитные механизмы изначально предназначаются для адаптации субъектов к требованиям внешней среды и внутренней реальности. Но вследствие нарушений развития психики, такие природные и обычные в границах семьи методы адаптации сами по себе могут становиться причиной нешуточных проблем. Всякая защита, наряду с ослаблением воздействия действительности также ее и искривляет. В случае, когда такие искривления чересчур массивны, адаптивные способы защиты трансформируются в психопатологический феномен.

«Я» считается срединной областью, территорией на которой пересекаются две реальности и накладываются одна на другую. Одной из важнейших его функций является тестирование реальности. «Я» неизменно сталкиваясь с непростыми и двойственными требованиями, которые исходят от «ОНО», внешней среды и «сверх-Я», «Я» вынужденно находить компромиссы.

Любой психопатологический феномен является компромиссным решением, неудачным стремлением самоизлечения психики, возникшим в качестве ответной реакции на болевые ощущения, порожденные внутрипсихической конфронтацией. «СВЕРХ-Я» является кладовой моральных предписаний и идеалов, реализовывает в психической регуляции несколько значимых функций, а именно контроль и самонаблюдение, поощрение и наказание.

Гуманистический психоанализ Э. Фромм разработал с целью расширения границ психоаналитического учения и акцентирования роли экономических, социологических и политических факторов, религиозных и антропологических обстоятельств в личностном формировании.

Психоанализ Фромма кратко: свою интерпретацию личности он начал с анализа обстоятельств жизни индивида и их видоизменения, начиная со Средневековья и заканчивая двадцатым столетьем. Гуманистическая психоаналитическая концепция была разработана для разрешения основных противоречий человеческого бытия: эгоизма и альтруизма, обладание и жизнь, отрицательная «свобода от» и позитивная «свобода для».

Эрих Фромм утверждал, что выход из кризисного этапа современной цивилизации лежит в создании так называемого «здорового социума», базирующегося на убеждениях и ориентирах гуманистической морали, воссоздании гармонии между природой и субъектом, личностью и социумом.

Эрих Фромм считается основоположником неофрейдизма – направления, получившего распространение, преимущественно, в США. Сторонники неофрейдизма объединили фрейдовский психоанализ с американскими социологическими учениями. Среди наиболее известных трудов по неофрейдизму можно выделить психоанализ Хорни. Последователи неофрейдизма подвергли резкой критике цепь постулатов классического психоанализа в отношении трактовки процессов, проистекающих внутри психики, но при этом сберегли важнейшие составляющие его теории (концепцию об иррациональной мотивации деятельности субъектов).

Неофрейдисты сделали акцент на исследовании межличностных взаимоотношений с целью найти ответы на вопросы о существовании человека, о должном образе жизни личности и о том, что ей нужно делать.

Психоанализ Хорни заключается в наличии трех основополагающих стратегий поведения, которыми индивид может воспользоваться для разрешения базового конфликта. Каждой стратегии отвечает определенная базовая ориентация во взаимоотношениях с остальными субъектами:

— стратегия движения к социуму или ориентация на индивидов (соответствует уступчивый личностный тип);

— стратегия движения против социума или ориентация против субъектов (соответствует враждебный или агрессивный личностный тип);

— стратегия движения от социума или ориентация от индивидов (соответствует отстраненный или обособленный личностный тип).

Для стиля взаимодействия, ориентированного на индивидов, свойственна подневольность, неуверенность и беспомощность. Такими людьми управляет убеждение, заключающееся в том, что если индивид отступит, то его не тронут.

Уступчивый тип нуждается в любви, защите и руководстве его действиями. Он, обычно, завязывает отношения для избегания чувства одиночества, бесполезности или беспомощности. За их учтивостью может таиться подавленная потребность к агрессивному поведению.

При стиле поведения, ориентированного против субъектов, характерно доминирование, и эксплуатация. Личность действует, отталкиваясь от убеждения, что она обладает властью, поэтому ее никто не тронет.

Враждебный тип придерживается точки зрения, что социум агрессивен, а жизнь является борьбой против всех. Отсюда, враждебный тип рассматривает каждую ситуацию или любые отношения с позиции, что он будет иметь от этого.

Карен Хорни утверждала, что этот тип способен вести себя корректно и дружелюбно, но при этом в конечном итоге его поведение всегда устремлено к обретению власти над окружением. Все его действия направлены на рост собственного статуса, авторитета или удовлетворение персональных амбиций. Таким образом, в данной стратегии обнаруживается потребность эксплуатировать окружение, получать социальное признание и восторг.

Обособленный тип пользуется защитной установкой – «мне все равно» и руководствуется принципом, что если он отстранится, то не пострадает. Для этого типа свойственно следующее правило: ни при каких обстоятельствах не дать увлечь себя. И неважно о чем идет речь – либо о любовных отношениях, либо о работе. Вследствие этого они теряют подлинную заинтересованность в окружении, сродняются с поверхностными наслаждениями. Для данной стратегии присуще стремление к уединению, самостоятельности и самодостаточности.

Вводя такое разделение стратегий поведения, Хорни отмечала, что понятие «типы» используется в концепции для упрощенного обозначения индивидов, характеризующихся наличием определенных черт характера.

Психоаналитическое направление

Наиболее мощным и многообразным течением в нынешней психологии является психоаналитическое направление, родоначальником которого считается психоанализ Фрейда. Наиболее известными трудами в психоаналитическом направлении являются индивидуальный психоанализ Адлер и аналитический психоанализ Юнг.

Альфред Адлер и Карл Юнг в своих трудах поддержали теорию о бессознательном, но стремились ограничить роль интимных побуждений в толковании человеческой психики. Вследствие чего бессознательное приобрело новое содержание. Содержанием бессознательного по А. Адлеру, являлось устремление к власти как инструменту, компенсирующему чувство неполноценности.

Психоанализ Юнга кратко: Г. Юнг укоренил понятие «коллективное бессознательное». Он считал бессознательную психику насыщенной структурами, которые приобретенными индивидуально не могут быть, однако являются подарком далеких предков, тогда как Фрейд полагал, что в бессознательную психику субъекта могут входить явления, ранее вытесненные из сознания.

Юнг в дальнейшем развивает концепцию о двух полюсах бессознательного – коллективном и личном. Поверхностный слой психики, охватывающий все содержания, которые имеют связь с личным опытом, а именно забытые воспоминания, вытесненные побуждения и желания, позабытые травматические впечатления, Юнг именовал личным бессознательным. Зависит оно от личной истории субъекта и пробуждаться может в фантазиях и сновидениях. Коллективным бессознательным он называл сверхличную неосознаваемую психику, включающую влечения, инстинкты, которые в личности представляют природное создание, и архетипы, в которых обнаруживается человеческая душа. Коллективное бессознательное содержит национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также определенное наследство, которое было приобретено от животных людьми. Инстинкты и архетипы играют роль регулятора внутренней жизни индивида. Инстинкт обусловливает специфическое поведение субъекта, а архетип определяет конкретное образование сознательных содержаний психики.

Юнг выделил два человеческих типа: экстравертивный и интровертивный. Первый тип характеризуется направленностью во вне и увлеченностью социальной активностью, а второй – внутренней направленностью и сосредоточенностью на персональных влечениях. В последующем Юнг такие влечения субъекта именовал термином «либидо» также как и Фрейд, но при этом Юнг не отождествлял с половым инстинктом понятие «либидо».

Таким образом, психоанализ Юнг являет собой дополнение классического психоанализа. Юнга философия психоанализа оказала довольно серьезное влияние на дальнейшее развитие психологии и психотерапии, наряду с антропологией, этнографией, философией и эзотерикой.

Адлер, трансформируя исходный постулат психоанализа, в качестве фактора личностного развития выделил чувство неполноценности, вызываемое, в частности, физическими дефектами. В качестве ответной реакции на такие ощущения появляется стремление компенсировать его, с целью получения превосходства над другими. Источник неврозов, по его мнению, скрывается в комплексе неполноценности. Он был в корне не согласен с утверждениями Юнга и Фрейда о превалировании персональных бессознательных инстинктов человеческом поведении и его личности, которые противопоставляют индивида социуму и отчуждают от него.

Психоанализ Адлера кратко: Адлер утверждал, чувство общности с социумом, стимулирующее общественные взаимоотношения и ориентирование на других субъектов, является главной силой, обуславливающей человеческое поведение и определяющей жизнь индивида, а вовсе не врожденные архетипы или инстинкты.

Однако существует нечто общее, связывающее три концепции индивидуальный психоанализ Адлер, аналитическую психоаналитическую теорию Юнга и классический психоанализ Фрейда – все перечисленные концепции утверждали, что индивид обладает некоторой внутренней, присущей исключительно ему одному натурой, которая воздействует на личностное формирование. Только Фрейд отдавал определяющую роль половым мотивам, Адлер отмечал роль социальных интересов, а Юнг придавал решающее значение первичным типам мышления.

Еще одним убежденным последователем психоаналитической теории Фрейда был Э.Берн. В ходе дальнейшего развития идей классического психоанализа и разработки методики лечения нервно-психических недугов, Берн сфокусировал внимание на так называемых «трансакциях», которые формируют фундамент межличностных отношений. Психоанализ Берн: он рассматривал три состояния «эго», а именно ребенок, взрослый и родитель. Берн предположил, что в процессе любого взаимодействия со средой, субъект всегда пребывает в одном из перечисленных состояний.

Введение в психоанализ Берн – эта работа была создана для объяснения динамики психики индивида и анализа проблем, переживаемых пациентами. В отличие от коллег-психоаналитиков, Берн считал важным доводить анализ проблем личности до истории жизни ее родителей и прочих предков.

Анализу разновидностей «игр», применяемых индивидами в ежедневном общении, посвящено введение в психоанализ Берн.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.

Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.

Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.

Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.

Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.

Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.

Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.

Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.

Современный психоанализ

Современный психоанализ взрос на ниве концепций Фрейда. Он представляет собой постоянно развивающиеся теории и методы, призванные распахнуть самые сокровенные стороны человеческого естества.

Более чем за столетний период своего существования психоаналитическое ученье претерпело множество кардинальных изменений. На базе монотеистической теории Фрейда сформировалась сложная система, которая охватывает разнообразные практические подходы и научные точки зрения.

Современный психоанализ являет собой комплекс подходов, связанных общим предметом анализа. Таким предметом служат неосознаваемые стороны психического бытия субъектов. Общая цель психоаналитических трудов заключается в освобождении индивидуумов от разнообразных бессознательных пределов, порождающих мучение и блокирующих прогрессивное развитие. Первоначально развитие психоанализа шло исключительно в качестве метода излечения от неврозов и учения о неосознаваемых процессах.

Современный психоанализ выделяет три направления, взаимосвязанных между собой, а именно психоаналитическая концепция, образующая фундамент для разнообразных практических подходов, прикладной психоанализ, устремленный на исследование культурных явлений и решение общественных задач и клинический психоанализ, направленный на оказание помощи психологического и психотерапевтического характера в случаях личностных затруднений либо нервно-психических нарушений.

Если во время Фрейдовского творчества были особо распространены концепция влечений и теория инфантильного полового влечения, то сегодня бесспорным лидером в области психоаналитических представлений выступают эго-психология и концепция объектных отношений. Наряду с этим постоянно трансформируются техники психоанализа.

Современная психоаналитическая практика вышла уже далеко за пределы лечения невротических состояний. Невзирая на то, что симптоматика неврозов, как и прежде, считается показанием для использования классической техники психоанализа, современное психоаналитическое учение находит адекватные способы оказания помощи индивидам с разнообразной проблематикой, начиная от обыденных затруднений психологического характера и заканчивая тяжелыми психическими расстройствами.

Наиболее популярными ответвлениями современной психоаналитической теории считаются структурный психоанализ и неофрейдизм.

Структурный психоанализ — это направление современного психоанализа, базирующееся на смысле языка для оценки бессознательного, характеристики подсознательного и с целью лечения психоневрологических заболеваний.

Неофрейдизмом также именуют направление в современной психоаналитической теории, возникшее на фундаменте реализации постулатов Фрейда о бессознательной эмоциональной мотивации деятельности субъектов. Также всех последователей неофрейдизма объединяло стремление переосмыслить теорию Фрейда в сторону ее большей социологизации. Так, например, Адлер и Юнг отвергли биологизм Фрейда, инстинктивизм и половой детерминизм, также придавали бессознательному меньшее значение.

Развитие психоанализа, таким образом, привело к возникновению многочисленных модификаций, которые изменили содержание ключевых понятий концепции Фрейда. Однако всех последователей психоанализа связывает признание суждения о «сознательном и бессознательном».

Психоанализ – это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в.

В основе данного психологического направления лежит концепция бессознательного З. Фрейда. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на сеансе гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Перед пробуждением ей была дана установка забыть о том, что это внушение было проведено. После пробуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.

Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истиной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного .

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения исопротивления .

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов – потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых ошибочных действиях. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

Становление взглядов З. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.

Однако очень немногие последователи З. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др.

Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа –индивидуальную психологию , в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.

Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие«психосоциальная идентичность» : устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.

К. Юнг , один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа –аналитическую психологию . Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человекаколлективного бессознательного . По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в видеархитипов , которые унаследованы от предков.

А согласно К. Хорни , неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство«коренной тревоги» . Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

Как иронизируют ученые, Фрейд был на 50% прав и на 100% неправ. И действительно, в публикациях, кинофильмах, книгах о нем высказывают противоположные мнения, а психоанализ вообще называют лженаукой. Но при всем этом Фрейд был и остается центральной фигурой современной психотерапии. Мировая психология уже почти 100 лет ссылается на этого великого человека. А мы ежедневно употребляем связанные с его теорией слова: фаллический символ, Эдипов комплекс или «оговорочка по Фрейду».

В статье рассказываем о предыстории и истории психоанализа, его ключевых постулатах, этажах личности и о том, почему Фрейда называют гениальным пиарщиком.

Что такое психоанализ

Психоанализ - это основанная Зигмундом Фрейдом метапсихологическая теория, объединяющая несколько психотерапевтических школ и направлений. Базовые постулаты психоанализа сформировались в конце XIX века на границе практической медицины, психологической теории и ее практического применения. Сегодня термин «психоанализ» употребляется в тройственном смысле:

  • Как философское учение о структуре душевной жизни, взаимодействии отдельных подструктур.
  • Как психологическая теория об исследовании бессознательных процессов, которые невозможно изучить другим путем.
  • Как психотерапевтический метод лечения неврозов и оздоровления психики.

По Фрейду воспоминания о событиях раннего детства (особенно неприятных) прячутся глубоко-глубоко в нас. Мы не можем их вспомнить, но и забыть тоже не можем. Вытесненные события никогда не оставляют в покое, они ограничивают, отравляют жизнь, портят отношения, вызывают болезненные симптомы. Фрейд не просто выяснил причины повторяющихся психических проблем, но придумал метод, который помогает распутать клубок мучительных детских тайн и разобраться с «призраками» прошлого. И назвал этот метод психоанализом.

Ключевые постулаты психоанализа:

  1. Человек не есть полноправный хозяин своего ума – мысли, опыт, познание, мышление во многом предопределяются внутренними и иррациональными процессами, неподвластными сознанию.
  2. Как только человек пытается осознать эти влечения, психика включает защитные механизмы отрицания, переноса, вытеснения, проекции, рационализации.
  3. Конфликты между сознательным и бессознательным восприятием реальности способны спровоцировать психоэмоциональные нарушения, неврозы, фобии, сексуальные отклонения и расстройства (фригидность или импотенция, например).
  4. Сознательные и бессознательные желания, страхи, влечения напрямую воздействуют на наши сновидения.
  5. Индивидуальное развитие предопределяется не только , но и событиями раннего детства.
  6. Все пять фаз психосексуального развития оставляют свой отпечаток в виде болезненных переживаний, установок, черт характера, ценностей.

Психоанализ Фрейда стал первой в современной психологии системой, которая рассматривала не отдельные аспекты проблемы человека, а человека как целостную личность. Психоаналитический метод не гарантирует исцеления или исправления ситуации, но помогает:

  • Получить работающие инструменты того, чтобы проникнуть в свою психику и сделать бессознательные процессы более явными.
  • Проработать личные бессознательные и скорректировать психику.
  • Выявить ранее недоступный бессознательный материал так, чтобы изучить и изменить его с помощью сознания.
  • Расшифровать и истолковать все противоречия, возникающие в сознании, отношениях.
  • Исследовать и интегрировать свой собственный бессознательный опыт для того, чтобы перестать «наступать на те же грабли».
  • Исследовать клиентские запросы: Что со мной происходит? Почему это со мной происходит? И благодаря этому ответить на главный вопрос: Что с этим делать?

В XXI веке Зигмунд Фрейд признается одним из наиболее упоминаемых психоаналитиков, а психоанализ вызывает к себе всеобщий интерес. Причем одинаковый интерес в виде психотерапевтического опыта и в виде критики большинства постулатов.

Критика теории Фрейда

Академическая психология в XXI веке предпочитает не упоминать Фрейда в качестве надежного источника. Объясняется это тем, что весь психоанализ, по сути, построен на десятке клинических случаев из практики Фрейда. Но это не главное. Вот основные поводы для критики:

  • Свои наблюдения Фрейд вел бессистемно, работал на основании записей, сделанных через несколько часов после окончания сеанса терапии. Поэтому велика вероятность того, что при воспроизведении беседы ученый интерпретировал данные по своему усмотрению.
  • Нет научных подтверждений идеи о том, что мальчики подсознательно вожделеют матерей и недолюбливают отцов. Как и доказательств тому, что женщины завидуют мужским половым органам.
  • Взгляд ученого на активность «мужского» и пассивность всего «женского» вызывает гнев у настроенных общественных деятелей.
  • Считается, что ученый проигнорировал психические силы, не имеющие физиологического источника. Отсюда обращение Фрейда к сексуальности и всему, что с ней связано.
  • Фрейдизм называют «замкнутой системой», которая игнорирует любые опровержения.

Известными критиками психоаналитической теории считают В. Набокова, Пьера Жане, Эриха Фромма, В. Лейбина, Л. Стивенсона, Г. Айзенка. Психологическое направление вообще признает психоанализ лженаукой, а некоторые критики коверкают фамилию ученого, называют его « Fraud »-«Мошенник» (перевод с англ.).

Однако психоаналитическое направление в психологии сегодня считается самым мощным. Фрейд основал его и оставил после себя 24 тома научных работ. Его вклад в психологическую науку трудно переоценить. Недаром ведь А. Эйнштейн называл его «Коперником бессознательного».

Предыстория психоаналитической теории

Главным «пиар-ходом» Фрейда считают его авторство в открытии бессознательного. Но о том, что сознание не единолично «управляет» психикой, говорили еще ученые Античности. Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий целитель Гиппократ, наблюдая за эпилепсией, предположил присутствие внесознательной системы управления. В XI веке арабский ученый Аль-Хасан при изучении визуальных иллюзий описал умственную деятельность, которая не осознается человеком. Эти теории стали базой психоанализа.

Начиная с раннехристианского периода , темы женской , полового влечения, самоудовлетворения, сексуального воспитания замалчивались или изучались в рамках патологии. К концу XIX века религия перестала «успокаивать», а проблема невротичности и сексуальности стали захватывать мир. В это же время европейские психиатры стали активно публиковать работы о сексуальных аномалиях. Сама категория «секс» стала принципиально новой, поскольку с точки зрения религии все желания удовольствия сводились к грехам плоти. Иногда доходило до абсурда. К примеру, в светских салонах драпировались канделябры, ножки роялей – любые предметы, отдаленно напоминающие фаллические символы.

Фрейд не был новатором в теме исследования сексуальности или теории о бессознательном. Свои познания он почерпнул из трудов французского психиатра Пьера Жане, своего научного наставника – знаменитого невропатолога Ж. Шарко. Другими источниками для фрейдовской теории стали «учение о монадах» Вильгельма Лейбница эволюционное учение Дарвина, биоэнергетический закон Геккеля, теория сновидений К. Каруса.

Действительно, открытие психоанализа не было результатом исследований одного только Зигмунда Фрейда. Но в своих открытиях он пошел дальше своих учителей. Новаторской стала сама психоаналитическая теория. На ее основе были построены психодрамма, НЛП, транзактный анализ и другие направления, которые признают главенство бессознательного.

Фрейд разработал основные термины психоанализа и описал:

  • Структурную модель психики.
  • Психосексуальные фазы развития.
  • (у мальчиков), (у девочек).
  • Защитные механизмы психики.
  • Метод свободных ассоциаций.
  • Технику толкования сновидений.
  • переноса и контрпереноса.
  • Идеи детской сексуальности.

Известными последователями фрейдистских идей признаны австрийский врач Й. Брейер, австро-американский психоаналитик Т. Райк, американский психоаналитик Карен Хорни. Позже от психоаналитической базы «отпочковались» теория о «чувстве неполноценности» А. Адлера, «аффективные расстройства» В. Штекеля, аналитическая психология К. Юнга.

Революционная и скандальная для того времени теория Фрейда до сих пор влияет на развитие науки, подвергается критике, провоцирует новые разоблачения, вызывает споры и обсуждения. Ученого можно критиковать или восхищаться, но не уважать его вклад в науку невозможно.

Базовые идеи психоанализа

Главная идея психоанализа базируется на утверждении: в психической природе человека не бывает случайностей или непоследовательностей, а любые события прошлого влияют на будущее. Отсюда утверждение о том, что основная причина неврозов или взрослого человека – это бессознательные детские фантазии или забытые события детства.

Исходя из теории взаимосвязи прошлого и настоящего, Фрейд разделял психику на три области.

Три в одном: Ид, Эго, Супер-Эго

По фрейдовской теории личность человека – это взаимодействие трех психических инстанций:

Ид (в переводе с латыни – «Оно»): совокупность и влечений, подпитывающих энергией любые действия. Это архаичная структура психики, подконтрольная базовым инстинктам (основные – агрессия и секс) и базовым . Иррациональное Ид подчиняется «принципу удовольствия» и стремится получить максимальный кайф из каждого момента. Однако, если бы человеком управляло бы только Оно, он ничем бы не отличался от животных. Поэтому в период взросления и взаимодействия ребенка с окружающим миром формируется вторая структура личности – Эго.

Эго (в переводе с латыни – «Я»): рациональный посредник между «хочу» и «надо». Это сознательный психический мир человека, который защищает от вредного влияния извне и оттормаживает инстинкты, чтобы отвечать требованиям социума. Эго планирует, рассуждает, оценивает, запоминает, реагирует на физическое и социальное воздействие. То есть сознательная жизнь протекает именно в Эго. В отличие от природы Ид, Эго пытается отсрочить свои глубинные порывы до тех пор, пока не найдет подходящую возможность для разрядки. Эго по мнению Фрейда стремится к удовольствию. Но избегает неудовольствия.

Супер-Эго (в переводе с латыни – «сверх-Я »): внутренний ограничитель, не дающий желаниям проявиться напрямую. Это судья, цензор, хранилище моральных установок и системы ценностей, которые совместимы с общепринятыми нормами – «филиал» общественной морали в голове человека. Супер-Эго отсутствует в только что родившемся организме, но проявляется в момент, когда ребенок начинает отличать хорошее от плохого. Это двойственная структура, разделенная на Совесть и Эго-Идеал. Совесть формируется во время воспитания и связана с неодобрением всего, что принято считать «непослушанием». Эго-идеал связан с или , поскольку формируется из одобрения и высоких оценок значимых людей.

Такая многослойность психики делит психоанализ на два проблемно-теоретических направления. Первое связано с медицинской терапией неврозов, личностных расстройств. Во время клинического психоанализа добываются основные познания о больной или здоровой психике. Второе направление формируется на основе практического опыта, применяется в повседневной психотерапии и взаимодействует с другими терапевтическими теориями: , рефлексотерапией, телесной терапией.

Либидо, сексуальность и агрессия: основные мотивы наших действий

Сексуальность и агрессия издавна путешествовали из сказки в сказку под видом богинь, богов, королев, рыцарей, драконов, богатырей и красавиц. Но в научной теории они появились относительно недавно. Согласно идеям Фрейда человеком движут именно инстинкты:

Либидо (влечение, желание). Базовое психоаналитическое понятие первоначально использовалось как синоним неосознанного сексуального побуждения. Перенаправленная (сублимированная) энергия сексуальности может трансформироваться в полезную деятельность, а подавленная способна спровоцировать патологические изменения психики.

Агрессия (или инстинкт смерти). Проблема агрессивного поведения интересовала Фрейда меньше. Но подавленная агрессия подобно подавленной сексуальности способна вызвать , невротические заболевания, личностные расстройства.

Механизмы самозащиты

Психологическая защита – это механизмы самообмана, которые помогают нам «прятать» нежелательные воспоминания, уменьшать травматичные переживания, не осознавать собственные желания, которые противоречат нашему мнению о самих себе. К ним относятся:

  • Вытеснение: забываем то, что причиняет психологический дискомфорт.
  • Проекция: неосознанно приписываем собственные переживания, чувства, желания другим людям.
  • Сублимация: трансформируем нерастраченную энергию в разные виды деятельности (творчество, спорт).
  • Отрицание: игнорируем очевидные факты, защищая психику от травм.
  • Регрессия: приспосабливаемся к травмирующей ситуации, мысленно возвращаясь в детство (плачем, капризничаем, прячемся).
  • Рационализация: пытаемся разглядеть разумные доводы в ситуации провала или дискомфорта для того, чтобы сохранить .
  • Реактивное образование: подменяем поведения и чувства противоположными по смыслу (ненависть вместо ).

Психоанализ и психотерапия: в чем разница?

Психоанализ не является синонимом психотерапии. Это разные понятия. Более того, сторонники психоанализа называют его отдельной дисциплиной, не имеющей никакого отношения к психотерапии или психологии. А среди сходных дисциплин называют литературу, лингвистику, кибернетику, медиа.

Отец-основатель психоанализа подчеркивал его исследовательско-теоретическую природу. Позднее внутри этой теории образовалось несколько психотерапевтических школ и направлений. Но главная цель психоанализа не изменилась. Он дает возможность пациенту исследовать свою психику через погружение в бессознательное, открыть для себя внутренний мир.

Девять фактов о психоанализе:

  1. Сеанс психоанализа – таинство, в котором участвуют только клиент и психоаналитик.
  2. Личность психоаналитика – один из главных инструментов в психоаналитической работе. Он должен вызывать полное доверие у пациента, чтобы совместно переживать самые потаенные конфликты и трагедии.
  3. Положение пациента лежа на кушетке – еще одно отличие психоанализа от других методов психотерапии, где пациент и психолог располагаются лицом друг к другу.
  4. Психоанализ отличается личностной ориентированностью. В центре исследования находится личность в целом с ее «хорошими» и «плохими» проявлениями.
  5. Психоаналитический сеанс сразу не даст заметного облегчения пациенту. Наоборот, болезненные процессы могут обостряться и доставлять дополнительные страдания.
  6. Работа идет по всем направлениям: с личностными расстройствами, психологическими проблемами, со всеми, кто хочет получше понять себя. Психоаналитики не работают только с психически больными людьми, которые нуждаются в медикаментозном лечении.
  7. Опытный психоаналитик может реконструировать события прошлого по обрывочным воспоминаниям, фрагментам сновидений, поведенческим , оговоркам, забытым намерениям. Но на это понадобится время.
  8. Частота сеансов: 1-5 в неделю. Длительность терапии: от 4 до 7-10 лет.
  9. При длительном взаимодействии с психоаналитиком, пациент может испытывать разные чувства к аналитику (в том числе сексуальное влечение). Но это – один из важных этапов работы с бессознательным, описанный как реакция переноса и контрпереноса.

Сегодня доказано, что Фрейд во многом ошибался, и большинство его постулатов сегодня признаются несостоятельными. Признавать ученого гением или нет, личное дело каждого. Но нерационально делать две вещи: а) всерьез воспринимать все первоначальные теории; б) недооценивать вклад Фрейда в психологию, философию и медицину. Все же в свое время психоанализ стал революцией в психологии.

Психоанализ - это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX - первой трети XX в.
В основе данного психологического направления лежит концепция бессознательного З. Фрейда. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на сеансе гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Перед пробуждением ей была дана установка забыть о том, что это внушение было проведено. После пробуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.
Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истиной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного.
Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.
Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.
В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения - метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе применяется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.
Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.
Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы - это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.
Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов - потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых ошибочных действиях. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.
Становление взглядов З. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.
Однако очень немногие последователи З. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др.
Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа - индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.
Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие «психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.
К. Юнг, один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа - аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта - они существуют уже при рождении в виде архитипов, которые унаследованы от предков.
А согласно К. Хорни, неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство «коренной тревоги». Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

Лекция, реферат. 4. Психоанализ как одно из направлений в психологии - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.