Хасан ибн али - последний праведный халиф. Правление аль-Хасана ибн Али (40–41 гг

Преемник: имам шиитов-имамитов
- Предшественник: Преемник: Личная информация Имя при рождении:

Аль-Хасан ибн Али ибн Абу Талиб

Редактирование Викиданных К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Аль-Хасан ибн Али аль-Кураши (араб. الحسن بن علي بن أﺑﻲ طالب ‎; 1 марта (06240301 ) - 5 марта ) - внук пророка Мухаммада , сын его двоюродного брата Али и дочери Фатимы . Пятый халиф (с января по июль г.) и второй имам шиитов. Шииты утверждают, что к смерти Хасана был причастен Муавия ибн Абу Суфьян, а исполнителем была его жена.

Биография

Во время халифата своего отца Али ибн Абу Талиба, участвовал в битве при Сиффине . После трагической смерти отца в 661 году Хасан был провозглашен халифом Арабского Халифата, но через несколько месяцев, понимая, что у него нет достаточных сил и средств для противодействия Муавии I , передал последнему власть. После своего отречения он уехал в Медину со своим братом Хусейном .

Согласно условиям договора, после смерти Муавии власть в халифате должна была перейти обратно к Хасану . По мнению шиитов, это условие не могло устраивать Муавию, желавшего видеть наследником своего сына Язида I , что и послужило причиной предполагаемого отравления имама .

Хадисы

Сказал Посланник Аллаха , мир ему и милость Аллаха, в момент когда Хасан Ибн Али, да будет доволен им Аллах, находился рядом с ним: «Воистину, этот мой сынок - господин, и случится, что Аллах приведет к согласию через него две огромные группы из мусульман» .

Напишите отзыв о статье "Хасан ибн Али"

Примечания

Литература

  • Али-заде, А. А. Хасан ибн Али: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • Большаков О. Г. . - М .: Восточная литература, 1998. - Т. 3. Между двух гражданских войн (656-696). - С. 90-109.

Отрывок, характеризующий Хасан ибн Али

– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.

Аль-Хасан ибн Али ибн Аби Талиб (арабский : الحسن ابن علي ابن أبي طالب , 624-670 ), широко известный как Хасан или Хасан , был старшим сыном Али и Мухаммед «s дочери Фатимы , и был старше брат Хусайна . Мусульмане уважают его как внука исламского пророка Мухаммеда . Среди шиитов , Хасан почитается в качестве второго имама . Хасан утверждал, халифат после смерти отца, но отрекся после шести или семи месяцев до Muawiyah I , основателя династии Омейядов, чтобы закончить первый Фитна . Аль-Хасан был известен жертвуя бедный, его доброту к бедным и холопам, а также за его знания, терпимость и отвагу. Для остальной части его жизни, Хасан жил в Медине , пока он не умер в возрасте 45 лет и был похоронен в Жаннат аль-Баки кладбище в Медине. Его жена Джада Бинт Аль Ашэт , обычно обвиняют в отравлении его.

Рождение и ранние годы жизни

Когда Аль-Хасан родился в год 624 н.э., Мухаммад зарезал барана для бедных по случаю его рождения, и выбрал название «Аль-Гасан» для него. Fatimah обрил голову и дал вес его волос в серебре, как милостыню. Согласно шиитской веры, их был единственный дом, который архангел Гавриил позволил иметь дверь во дворе аль-Масджид ан-Набави (المسجد النبوي , «Мечеть Пророка»). Оба шиитские и суннитские мусульмане считают Аль-Хасан принадлежит к бейт (арабский язык : بيت , «Бытовой») Мухаммада, Ахль аль-Киса » (أهل الكساء ,„Люди плаща“), и участники Событие Mubahalah .

Есть много повествований, показывая уважение Мухаммеда к его внукам, в том числе заявления о том, что два его внуки будут « sayyedā šabāb (мастера молодости) Рай», и что они были имамы «стоят ли они вверх или присесть». Он также предсказал, что по сообщениям Хасан бы заключить мир между двумя фракциями мусульман.

Случай с Mubahalah

обоснование Али для правопреемства Хасана

По Donaldson не была существенная разница между идеей имамата , или божественного правом, выраженной каждым имамом , обозначающим его преемником и другие идеями преемственности в первом. Али, видимо, не смог назначить преемника, прежде чем он умер, однако, в ряде случаев, как сообщается, выразил мысль, что „только Пророка Bayt имели право управлять сообщества “, и Хасан, которого он назначил его наследнику, должно быть, очевидный выбор, так как он в конечном итоге будет выбран людьми, чтобы быть следующим халифом.

Сунниты, с другой стороны, отказаться от имамата на основе их интерпретации стиха 33:40 из Корана , который говорит, что Мухаммад , как Khatam ан-Nabiyyin (арабский : خاتم النبيين , «Печать Пророков») , «не является отцом кого -либо из ваших людей»; и именно поэтому Бог позволил сыну Мухаммада умереть в младенчестве. Вот почему Мухаммад не назначает преемника, так как он хотел, чтобы оставить преемственность быть разрешился «мусульманской общины на основе коранического принципа консультаций (Шура)». Вопрос Маделунг предлагает вот почему члены семьи Мухаммеда не должны наследовать другие (кроме пророческого) аспектов характера Мухаммада, таких как хуке (арабский : حكم , Rule), Хикма (арабская : حكمة , мудрость), и Имамат (арабский : إمامة , лидерство). Поскольку суннитской концепции «истинного халифата» само по себе определяет его как «последовательность Пророка во всех отношениях, за исключением его пророческой», Маделунг далее спрашивает: «Если Бог действительно хотел, чтобы показать, что он не должен быть преемником любого из его семьи, почему Он не позволил своим внукам и другие родственники умирают, как и его сыновей?»

царствовать

После того, как Али был убит Аль-Хасан стал халифом Уммы , таким образом, следовал обычаю, установленный Абу Бакр . Он выступил на Аль-Масджид Аль Муаззов миллиарда-Куфы (арабский : المسجد المعظم بالكوفة , «Большая мечеть в Аль-Куфах») , в котором он высоко оценил достоинство его семьи, цитируя стихи из Корана» по этому вопросу: «Я из семьи Пророка , от которого Аллах снял нечистоты и кого Он очищенный , чья любовь, которую Он сделал обязательным в Своей книге , когда Он сказал:» Всякий, кто совершает хороший поступок, мы должны увеличить хорошее в нем. «Выполнение хороший поступок является любовь к нам, семье Пророка.» Кайс ибн Саад был первым, кто ему в верности. Кайс то предусмотрено условие, что Байа (арабский : بيعة , Клятва верности) должен быть основан на: на Коране, то Сунна (арабский : سنة , Поступки, поговорка и т.д.) Мухаммад, и на условии джихад (арабский : جهاد , борьба) против тех, кто объявил Халяль (арабский : حلال , Законный) , что было Харам (арабский : حرام Незаконное). Хасан, однако, пытался избежать последнего условия, говоря, что это было неявно включено в первых двух, как если бы он знал, как Jafri выразился, с самого начала, иракцы отсутствие "резолюции во время испытаний, и, таким образом, Хасан хотел «избежать приверженности крайнего стенда, который может привести к полной катастрофе.»

Хасан и Муавия

Как только новость о выборе Хасана достигла Муавия, который дрался Али в халифате, он осудил выбор, и объявил о своем решении не признавать его. Письма, которыми обмениваются Аль-Хасан и Муавии, прежде чем их войска столкнулись друг с другом были безрезультатными. Тем не менее, эти письма, которые записаны в Маделунге и книгах Джафри, в дать полезные аргументы, касающиеся права халифата, которые приведут к возникновению в шиитском (арабском языке : شيعة , партия) (от «Али и дом Мухаммада). В одном из своих длинных писем к Муавию, в которой он вызвал его клятву верности ему, Хасан использовал аргумент своего отца, Али, которой последний выдвинул против Абу Бакр после смерти Мухаммеда. Али сказал: «Если бы курайшиты могли претендовать на лидерство над Ансар на том основании, что Пророк принадлежал курайшитов, то члены его семьи , которые были ближе всего к нему во всех отношениях, были более высокой квалификацией для руководства сообщества «.

Ответ Муавия на этот аргумент тоже интересно. Для Муавии, признавая превосходство Muhammad семьи «s, далее утверждал, что он будет охотно следовать просьбу аль-Хасана были не его собственный превосходный опыт в управлении:" ... Вы просите меня решить этот вопрос мирным путем и сдаться, но ситуация в отношении вас и меня сегодня как между вами [вашей семьи] и Абу Бакра после смерти Пророка ... у меня есть длительный период правления [вероятно, имея в виду его губернаторства], и я более опытный, лучше политики и старше в возрасте, чем вы... Если теперь ввести в повиновение мне, вы будете присоединиться к халифату после меня «.

В своей книге, Развитие Истоки и раннего шиитского ислама , Jafri приходит к выводу, что большинство мусульман, которые стали известны как сунниты впоследствии, «поставил религиозное лидерство в совокупности сообщества (Ахль аль-Сунна валь Джамаа), представленный алимов , как хранитель религии и выразитель Корана и Сунны Мухаммада, принимая государственную власть в качестве связующего... а меньшинство мусульман, с другой стороны, не может найти удовлетворение их религиозных устремления, кроме харизматического руководства из числа людей в доме Пророка, Ахль аль-бейт , как единственные выразители Корана и пророческой Сунне, хотя это меньшинство тоже должно было принять государства власть. Эта группа была названа шииты «.

Облицовочные войска

Был более соответствующий без результата, так застопорились переговоры, Муавия вызвал всех командиров своих сил в Аш-Шам , регион, который простирается от Сирии и южной Анатолии на севере, в Палестине и Трансиордании на юге, и начал подготовку к войне. Вскоре после того, как он провел свою армию из шестидесяти тысяч человека, через Месопотамию до Маскиным, на Тигре границе Мосула , к Sawad . В то же время, он пытался вести переговоры с Аль-Хасан, отправляя молодых письма наследника просят его отказаться от своего требования. По Джафри, Муавия надеялся либо заставить Hasan прийти к соглашению; или атаковать иракские силы, прежде чем они успели укрепить свое местоположение. Тем не менее, Jafri говорит, Муавие знало, что если Хасан был побежден и убит, он все еще представляет угрозу; ибо, другой член клана Хашим может просто утверждать, что его преемник. Должен ли он отречься от престола в пользу Муавия, однако, такие претензии не будут иметь никакого веса и положение Муавия будет гарантированы. Согласно Джафри эта политика оказалась правильной, ибо даже десять лет спустя после смерти Аль-Хасан, когда «иракцы обратились к своему младшему брату, Аль-Хусайна, относительно восстания, Аль-Хуссейн приказал им ждать до тех пор, а Муавия был жив благодаря мирному договору Аль-Хасана с ним.

Как новости армии Муавия достигли Hasan, он послал кого - то свои местные правитель приказывать им, чтобы получить готовые изложить, а затем обратился к народу Куфов с войной речью: " Бог был предписан Джихад для его создания и назвал его отвратительным долг «. Там не было никакого ответа на первый, так как некоторые вожди племен, уплачиваемые МУАВИИ, неохотно двигаться. Компаньоны Хасана ругали их, спрашивая ли они не будут отвечать на сын пророк дочери «s? Обращаясь к Хасану они заверили его в своей покорности, и сразу же отправился в лагерь для военнопленных. Аль-Хасан восхищался ими, а затем присоединился к ним на Ан-Nukhayla, где люди собираются вместе в больших группах.

Хасан назначил «Убайда ибн аль-Аббаса в качестве командира своего авангарда двенадцати тысяч человек, чтобы перейти к Маскиным. Там ему сказали, чтобы вернуться Муавия до Аль-Хасан прибыл с основной армией. Ему посоветовали не бороться, если не нападал, и что он должен проконсультироваться с Кайс ибн Саада , который был назначен вторым в команде, если он был убит.

Хасан Проповедь и его последствия

В то время как авангардная Аль-Хасан ждет его прибытия в Маскиным, Хасан сам сталкивается с серьезной проблемой в Шабате вблизи Аль-Мадаин , где он дал проповедь после утренней молитвы, в которой он объявил, что он молился Бог , чтобы быть наиболее искренний Его творение к Его творению; что он не имел никакого негодования, ни ненависти по отношению к любому мусульманину, и он не хочет зла и вреда никому; и что «все они ненавидели в обществе было лучше, чем то, что они любили в расколе.» Он был, продолжал он, глядя после того, как их интересов, лучше, чем они сами; и велел им не подчиняться «все приказы отдал их.»

Некоторые из войск, принимая это как знак того, что Аль-Хасан готовился бросить борьбу, восстали против него, разграбили его палатку, захватывая даже молитвенный коврик из - под него. Хасан кричал лошадь и поскакал в окружении своих сторонников, которые держали назад тех, кто пытался связаться с ним. В то время как они проходили мимо Шабата, однако аль-Джарра ибн Синан, хариджитов , удалось устроить засаду Hasan и ранил его в бедро кинжалом, в то время как он кричал: " Аллах Величайший ты стал! Кафир (Arabic : كافر , Infidel) как отец перед вами «. Абдаллах ибн аль-Hisl прыгнул на него, а также другие присоединились к аль-Джарра был подавлен, и он умер. Хасан был доставлен в Аль-Мадаин, где он ухаживает его губернатор, Саад ибн Масуд аль-Thaqafi Новость об этом нападении, будучи распространяемой Муавии, далее деморализована уже обескураженную армия Al -Hasan, и привел к широкому дезертирству из его войск.

Хасан Vanguard в Аль-Маскине

Когда Убайд Аллах с Куфы авангард прибыл аль-MASKIN , где уже достигло Муавие, последний послал гонец сказать им, что он получил письмо от Хасана с просьбой о перемирии и что он просил Kufans не атаковать, пока он не закончит свои переговоры с Хасаном. Претензии Muawiyyah была, вероятно, не соответствуют действительности; но он имел веские основания полагать, что он мог бы сделать Hasan поддаться. В Kufans, однако, оскорбил представителя Муавия и поносил его. Затем Муавия послали посланник посетить Убайд Аллах в частном порядке, и поклясться ему, что Хасан просил МУАВИЕ к перемирию, и что МУАВИЕ предлагали Убайд Аллах 1,000,000 дирхамов , половина из которых будет выплачена сразу, а другая половину в Куфе, при условии, что он подошел к нему. Убайда Аллах принял и пустынный ночью в лагерь Муавия в. Муавия были очень довольны и выполнили свое обещание ему.

На следующее утро, в Kufans ждали Убайд Аллах выйти и вести утреннюю молитву. Тогда Кайс ибн Саад взял на себя ответственность и, в своей проповеди, сурово осудил Убайд Аллах, его отец и брат. Люди кричали: « Слава Богу , что Он удалил его от нас, встать с нами против наших врагов.» Полагая, что дезертирство «Убайда Аллаха сломало дух своего противника, Муавия послали Busr с отрядом, чтобы заставить их отказаться. Кайс атаковал и выгнал его обратно. На следующий день Busr напал с большим отрядом, но хранился снова. Муавия в настоящее время направило письмо Кайса предлагая взятки, но Кайс ответил, что он «никогда бы не встретиться с ним, кроме как с копьем между ними.» Как новости о бунте против Хасана и того, что он был ранеными прибыли, однако, обе стороны воздержалась от борьбы ждать дальнейших новостей.

Договор с МУАВИЕМ

Муавия, который уже начал переговоры с Аль-Хасаном, ныне послал посланник высокого уровня, в то время как высказываясь в засвидетельствовал письма назначить Hasan его преемник и дать ему все, что он хотел. Хасан принял предложение в принципе и послал «Амр ибн Салима аль-Хамдань аль-Arhabl и его собственный брат-в-закон Мухаммад ибн аль-Ash"ath обратно Муавии как его переговорщики вместе с посланцами последним. Муавия затем написал письмо о том, что он делает мир с Хасаном на том основании, что Хасан будет наследовать царство после него. Он поклялся, что он не будет стремиться причинить ему вред; и что он даст ему 1,000,000 дирхамов из казны (Bayt аль-маль) ежегодно, наряду с налогом на земельном участке Fasa и Darabjird, что Хасан должен был послать свои собственные налоговые агенты для сбора. Письмо было засвидетельствовано четыре посланников и датировано в августе 661.

Когда Хасан прочитал письмо, он отметил: «Он пытается обратиться к моей жадности к вопросу, который, если бы я желал этого, я бы не отдаться ему.» Тогда он послал Абдаллах ибн аль-Харис, мать которого, Hind, была сестрой Муавия, в к Муавии, поручив ему: «Иди к своему дяде и сказать ему:. Если вы дарите безопасность людей, я клятву верности к вам» После чего, Муавия дал ему чистый лист бумаги с его печатью на дне, приглашая Hasan, чтобы писать на нем все, что он желал.

По Джафри , историки, как Якуби и Аль-Масуди не упоминают условия мирного договора на всех. Другие историки, такие как Dinawari , Ибн Абд аль-Барр и Ибн аль-Асир записи различных счетов, условий и сроков черного листа, посланного Муавией к Hasan в заблуждение в Табари счет «ы. Наиболее полный отчет, который объясняет различные неоднозначные счета других источников, в соответствии с Джафри, дается Ибн Асам Аль-Куфи , которые должны быть приняты его от Аль Мадаини . Маделунг вид «s близка к тому, что из Джафри, когда он предусматривает, что Хасан сдался царствование над мусульманами Муавии на том основании, что«он действовать согласно Книге Бога , в Сунне Его Пророка и поведения из праведников халифы . Муавия не должен иметь право назначить своего преемника, но что там должен быть избирательный совет (Шура), люди будут в безопасности, где бы они ни были, по отношению к их личности, их имущества и их потомства; Муавия не будет искать какой - либо неправильно против Хасана тайно или открыто, а не запугать ни одного из своих товарищей.» Письмо свидетельствует Абдаллах ибн аль-Харис, и Амр ибн Салим и переданные им Муавие для него, чтобы принять признание его содержания и подтвердить свое согласие. Хасан, таким образом, сдал свой контроль над Ираком в Раби II 41 / августа 661 после царствования семи месяцев.

Отречение и отставка

После мирного договора с Аль-Хасан, Муавия отправился с войском в Куфе, где на церемонии публичной капитуляции Хасан поднялся и напомнил народу, что он и Аль-Хусайн были единственными внуками Мухаммеда, и что он сдался царствование к Муавию в интересах общества:. «о, люди, конечно, это был Бог, который привел вас первым из нас, а кто избавлен вы кровопролития последних из нас, я заключил мир с Муавием и я не знаю, статься ли это не для суда, и что вы можете наслаждаться себя на некоторое время ,»заявил Хасан.

В своей собственной речи Муавия сказал им, что причина, почему он боролся с ними не было, чтобы заставить их молиться, поститься, совершать паломничество, и дать милостыню, учитывая, что они уже делают те, но быть их Amir (командир или руководитель), и Бог даровал ему, что против их воли. По некоторым данным, он также сказал: «Я сделал соглашение с Хасаном, является ничтожным. Он лежит растоптал под ногами.» Потом он закричал: «Защита от Бога растворена от тех, кто не выйдет и клятвы верности, конечно, я стремился отомстить за кровью. Усман , может Бог убить его убийца, и вернул царствование тем, кому она принадлежит несмотря на злобу некоторых людей. Мы предоставляем отсрочку три ночи. Кто не клялись в верности тогда не будет иметь никакой защиты и не помилование «. Люди кинулись со всех сторон, чтобы дать обет верности.

Хотя до сих пор кемпинг вне Куфе, Муавия столкнулись восстание хариджитов. Он послал кавалерийский отряд против них, но они были отбиты. Муавия ныне послал после Хасана, который уже уехал в Медину, и приказал ему вернуться и бороться против хариджитов. Хасан, который достиг аль-Qadisiyyah писал в ответ: «Я отказался от борьбы с вами, несмотря на то, что это был мой законное право, ради мира и примирения сообщества Как вы думаете, я буду бороться вместе с вами.? "

В девяти-летний период между отречением Хасана в AH 41 (661 н.э.) и его смертью в AH 50 (670 CE), Аль-Хасан удалился в Аль-Медине, стараясь держаться в стороне от участия в политической жизни за или против Муавия. Несмотря на то, что, тем не менее, он считался главным домовладения Мухаммада, по бану Хашим самих и сторонников Али, которые возлагали свои надежды на его окончательном наследовании Муавии. Иногда, шииты, в основном из Куфы, пошли к Хасану и Хусейну в небольших группах, и попросили их быть их лидеры, запрос, к которому они отказались отвечать. Хасан был процитирован, комментируя «Если Муавия был законным преемником халифата, он получил его И если бы я имел это право, я тоже прошел его на него. Так что дело заканчивается.»

Маделунг цитирует Аль-Белазурь , как говорят, что Хасан, на основе его условий мира с Муавием, направил сборщик налогов Fasa и Darabjird. Халиф был, однако, поручил Абдуллу ибн Амира , теперь снова губернатор Аль - Басре , подстрекать Basrans в знак протеста, что эти деньги принадлежат им по праву завоевания. И что они преследовали мытарь Хасана из двух провинций. Согласно Маделунгу, однако, что Хасан посылал мытарь из Аль-Медины в Иран , после того, как только составив равнину, что он не будет вступать в Муавие в борьбе с хариджитами, совершенно невероятно. В любом случае, как Муавия стало известно, что Хасан не поможет своему правительству, отношения между ними стали хуже. Хасан редко, если когда - либо посетил Муавии в Дамаске , Аль-Шам, хотя он, как говорят, принял дары от него.

Семейная жизнь

Близость Хасана Мухаммада была такова, что, например, когда Мухаммад хотел проклясть с Najrani христиан, Хасан был с ним. [ Коран 3:61 ] Мухаммад также сказал: «кто его беспокоит, волновал меня,» или «Хасан от меня, и я от него.»

Это связанно, что Хасан провел большую часть своей юности в «решениях и unmaking браков», так что «эти простые нравы приобрели ему титул mitlaq , в разводящихся супругах, который включал«Али в серьезной вражде.» По словам его внука, Абдулла ибн Хасаном, он обычно имел четыре свободных жен, предел, допускаемый законом. История распространяться на эту тему и привела к предложениям, которые он имел 70 или 90 жен в своей жизни, вместе с гаремом 300 наложниц. Согласно Маделунгу , однако, эти отчеты и описание «по большей части расплывчаты, не хватают имен, конкретных особенностей и поддающейся проверке деталей, они, кажется, вышли из репутации аль-Хасан как mitlaq , теперь интерпретируются как привычные и чудовищная причина развод, некоторые явно с клеветническими намерениями «. Жизнь в доме своего отца, «Хасан был не в состоянии войти в любые браки, не организованных или одобренных им,» говорит Маделунг. Согласно Ebn Saa"d (стр. 27-28), Хасан имел 15 сыновей и 9 дочерей из шести жен и трех названных наложниц. Многие из этих детей умерли в первые годы их жизни. Говорят, что большинство из этих браков имело политическое намерение в интересах своего отца, потому что он дал часть своей Куня (арабский : كنية , Ник), «Абу Мухаммад» (арабский : أبو محمد , «Отец Мухаммада»), к первому сыну от первого свободно избранного жены после смерти «Али, Ḵawla бинт Manzur, дочери Fazāra начальника и бывшей жены Мухаммада ибн Талхой . Он, видимо, хотел, чтобы этот сын его главным наследником. Тем не менее, после того, как Мухаммад умер, Аль-Хасан выбрал своего второго сына от Ḵawla, которая называется «Хасан», как его наследник.

Смерть и последствия

Ранние источники почти согласны, что Хасан был отравлен его жена Джада Бинт Аль Ашэт, по наущению Муавии и умер в год 670 CE. Маделунг и Donaldson дополнительно связаны другие версии этой истории, предполагая, что Аль-Хасан, возможно, был отравлен другой жены, дочери Сухайль ибн Амра , или, возможно, один из его слуг, ссылаясь на ранние историки, такие как Аль-Вакиди и Al -Mada"ini . Маделунг считает, что известные ранним исламским историк аль-Табари подавлены этой историей из - за беспокойство за веру простых людей. Аль-Хасан сказал, что отказался назвать своего подозреваемого Аль-Хусайна, опасаясь, что тот человек был бы убит в отместку. Он был 38 лет, когда он отрекся от правления к Муавию, который был 58 лет в то время. Эта разница в возрасте указывает на серьезное препятствие для Муавии, который хотел назначить своего сына Язида, как его наследник. Это было маловероятно в связи с условиями, на которых отрекся Аль-Хасан в Муавии; и принимая во внимание большую разницу в возрасте, Муавия бы не надеялся, что Аль-Хасан, естественно, умереть перед ним. Следовательно, Муавие естественно заподозрить иметь руку в убийстве, который удаляется препятствием правопреемства своего сына Язида.

Родился в Медине в 3-ем году месяца шабан (январь-февраль 625) или 15-го числа месяца рамадан (1 марта). Известно несмотря на то, что отец хотел назвать его Харб , Пророк нарек неизвестным во время джахилийи (Аравия до Пророка) именем Хасан, дал ему браслет Абу Мухаммада и и при этом прочитал на ухо младенце азан; на 7-мой день рождения совершил жертвоприношение акика (принести жертву в честь благодарности рождения ребенка) и распорядился раздать всем беднякам серебро равному весу волос Фатимы. В источниках говорится оттого, что он был похожим на Пророка, Абу Бакр любя звал его: "О похожий на Посланника и не похожий на Али ", а Али на это улыбался.

Хасан (да будет доволен им Аллах), как и его брат Хусейн, не занимал действующего места в важных текущих событиях во время первого халифа. Во время приемничества Османа вместе с братом Саид б. Асом участвовал в походе в Хорасан, еще позже со стороны отца и снова вместе с братом был наставлен охранять от мятежников и носить воду в дом Усмана.

Хасан, после того, как отец стал халифом, и против него восстали Талха б. Убайдаллах и Зубайр б. Аввам, вместе с Аммар б. Йасиром пошел в Куфу, что бы уговорить куфийцев встать на сторону отца. Находился рядом с отцом в битве Джамал и Сиффин. После того, как Али пал шахидом, Убайдаллах б. Аббас б. Абдальмутталиб призвал куфийцев к признанию его как халифа и по одному преданию в тот же день, по другому через два дня избрал себя в Куфе. Незадолго до смерти Али, на вопрос Хасану по избранию ответил: "Я это и не прикажу, и не запрещу "; но шииты верят что Али сделал его своим наследником.

Услышав, что Али пал шахидом и Хасан возвелся в халифы Муавиййа б. Абу Суфйан начал тяжелую деятельность, что бы перетянуть на свою сторону его сторонников и куфийцев. В команду Абдаллах б. Амира приготовил войско состоящее из сил Сирии, Палестины и аль-Джазиры. И Абдаллах б. Амир направляясь в Медину восстал перед войском Хасана вышедшему за город и Муавиййа окружил Анбар, сказав что он не был намерен с ними воевать, а что даже сам Хасан сказал, что если войны перейдут к нему он помилует им жизнь. После этих слов большинство решило воздержаться от войны; Хасан возвратясь в Медину вынужден был сообщить Абдаллах б. Амиру условия передачи халифата Муавиййи.

Воздвинутые условия были таковы:

1. Из-за мести никто из иракцев не будет схвачен.

2. Все должны быть обезопасены от незаинтересованности народом.

3. Будут прощены все совершенные преступления.

4. Налог Ахваза будет выплачиваться ему раз в год.

5. Брату Хусейну будет выплачено 2 миллиона дирхама.

6. Они тоже будут на равне с хашимитами и Бани Абд аш-Шамс.

Абдаллах б. Амир понес условия Хасана Муавиййе и он собственноручно подписавшись вернул Хасану (25 раби" аль-авваль 41/29 Июль 661).

Хасан довольный тем, что все его условия были приняты, распорядился что бы Кайс б. Саад передал все полномочия Муавиййе и возвратился в Медину. В это время хоть и некоторые люди, такие как Хусейн и Худжр б. Ади были против договора Хасана с Муавиййей, который унизил всех мусульман, Хасан не отступаясь от своего решения вместе с людьми пошел из Медины в Куфу и подтвердил договоренность пришедшим туда Муавиййей.

В истории Ислама 41 год в честь этого договора был назван "ам аль-джамаа" (год объединения). Таким образом Хасан, не смотря на то, что брат Хусейн яростно выражал недовольство, договорившись с Муавиййей, как и указывал Пророк (Бухари, "Сулх", 9; "Фитан", 20) предупредил пролитие крови среди мусульман и люди хоть и короткий срок жили в мире и спокойствии. После этого Хасан ушел с семьей в Медину и оставшуюся часть жизни провел там отдалясь от политики. Только в конце, судя по рассказам под предлогом женитьбы Йазид б. Муавиййа, обманув жен, Хасан был отравлен со стороны Джада бинт Аш"ас б. Кайс и умер 28 сафар 49-го года (7 апреля 669).

Перед смертью он попросил брата Хусейна похоронить его рядом с Пророком, если же это невозможно, то похоронить его на Джаннат аль-Баки рядом с матерью, так как Марван б. Хакем выступил против первой просьбы, после проведения похоронного намаза правителем Медины Саид б. Асом, был похоронен рядом с матерью на Джаннат аль-Баки.

Личность

Известный по прозвищам "избранный, осторожный, умный" и "внук" Хасан, обладал добрым характером, был щедрым, спокойным, серьезным и избегал политики и раздора. Существуют разные данные о сроке его пребывания халифом; некоторые писатели утверждают, что 4 месяца 3 дня, другие говорят, что 6 месяцев 3 дня. По договоренности с Муавиййей сделанной 25 раби" аль-авваль 41 (29 июля 661), больше всего подходит второе утверждение. Хасан напрямую от Пророка, мамы и отца передал 13 хадисов. И от него передали сын Хасан с Сувайд б. Гафала, Абу-ль-Хавра ас-Саади, Шааби, Хубайра б. Йарим, Асбаг б. Нубата и Мусаййаб б. Наджаба.

Вспоминаемый под прозвищем "Митлак " (часто разводимый) говорится, что при жизни Хасан женился около 100 раз; а по шиитскому писателю Ибн Шахрашубу еще было 250 или 300 наложниц. И только по отдельному расследованию сделанным Бакир Шариф аль-Кураши, который отрицает данные рассказы, говорит, что он совершил только 13 браков.

Спорно также и число детей; рассказывается что детей было 12, 15, 16, 19, 20, 22 девочек мальчиков. В источниках названы эти имена детей: Зайд, Хасан, Касим, Абу Бакр, Абдаллах, Амр, Абдаррахман, Хусейн, Мухаммад, Йакуб, Исмаиль и Тал-ха. Историки считают, что род продолжают дети под именами аль-Мусанна и Зайд. Тем кто был из рода Хасан давалось звание "шариф". В истории образованы многие роды такие как идриситы, рассииты, саадиты и существующие по сегодняшний день филалииты (Марокко) и хашимиты (Иордания).

В источниках приводится, что Пророк называл их "господинами рая ", также говорится, что он очень любил двух внуков и обращался с молитвами:"О Аллах ! Я их люблю и ты их тоже люби ", исполнял все их желания, играл с ними, катал их на спине, даже во время совершения намаза, если они забирались на спину, не вставал с саджды пока они сами не слезали и также в очень многих рассказах передается о его сильной любви к ним.

Хасан, вместе со своим братом Хусейном, один из тех, кто донес до нашего времени род Пророка. Любовь и великодушие, которые испытывал Посланник к Хасану и Хусейну продолжалась и после его смерти. Например во время своего халифата Умар, определил им доход размером как для участников сражения Бадр. Как и во всем исламском мире, так и среди турков в лице любимых внуков Посланника Хасан и Хусейн всегда высокопочитались, были любимы и значимы, их имена стали самыми распространенными.

По мнению некоторых суннитских ученых Хасан после смерти отца, за прошедшее время до передачи халифата Муавиййе б. Абу Суфйану, принят как пятый и последний халиф из "Хулафа ар-Рашидин" (праведных халифов) (Шавкани, стр.606). В шиитской же культуре Хасан был наречен самим Али вторым имамом и является четвертым из 14 "масум-и пак" (Чар-дех Масум-и Пак) и ему самому приписывают множество сверхъестественных особенностей. И только некоторые шиитские общины встали против него из-за заключения перемирия с Муавиййей и критиковали его. В сегодняшних странах как Иран и Ирак, в первые дни (11 дней) месяца мухаррам вместе с показами церемоний поминания, а в 28 сафар проводятся религиозные обряды как по случаю смерти Пророка и Хасана.

Внук Посланника Аллаха, старший сын Али и Фатимы и не желая пролития крови мусульман, Хасан как человек отрекшийся от халифата, создал широкую литературу. По источникам исламской литературы и биографическим произведениям мы можем увидеть сделаные им другие отдельные работы. В сочинениях хадисов в различных разделах Бухари и Муслим присутствуют множество преданий о том, как много говорил Посланник о Хасане и Хусейне (Бухари, "Фадаиль асхаб ан-Наби", 18, 22; Муслим, "Фадаиль ас-сахаба", 32, 56, 58-61, 67). В двух произведениях открыты по одному отдельные главы об особенных чертах характера Хасана и Хусейна и сохранены похвальные слова Посланника сказаные про обоих. И в Тирмизе открыты главы под названием "Манакиб аль-Хасан ва-ль-Хусейн" и "Манакиб ахл байт ан-Наби" и здесь рядом с другими частями передаются свыше 20-ти преданий.



Хасан ибн Али ибн Абу Талиб (да будет доволен ими обоими Аллах), внук Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы (да будет доволен ими обоими Аллах) – пятый праведный халиф, отказавшийся от власти во избежание кровопролитий и ради окончания смуты в мусульманской умме.

Во время халифата своего отца Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), участвовал в битвах Джамаль и Сиффин. После трагической смерти отца был провозглашен халифом. Однако спустя несколько месяцев Хасан вступил в переговоры с Муавией Ибн Абу Суфьяном(да будет доволен ими обоими Аллах) для того, чтобы передать ему власть. Хасан понял, что если он противопоставит имеющиеся у него силы и средства правителю Шама, который сконцентрировал в своих руках большую власть, это приведет к большому кровопролитию и уничтожению многочисленных мусульман. После своего отречения он уехал со своим младшим братом в Медину.

Ибн Хаджар аль-Хайтами, описывая его недолгое пребывание во главе халифата и передачу власти, в своей книге «Ас-Саваик аль-мухрика» пишет:

«Он является последним праведным Халифом, как об этом свидетельствуют слова его деда Пророка (мир ему и благословение Аллаха). По согласованию с джаматом Куффы он был провозглашен правителем мусульман после того, как его отец пал шахидом от рук хавариджей. Его правление длилось всего шесть месяцев и несколько дней, но он был истинным халифом и справедливым имамом. Он полностью оправдал то, о чем предвещал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) своими словами:

الْخلَافَة بعدِي ثَلَاثُونَ سنة

«После меня халифат просуществует тридцать лет ». (Имам Ахмад)

Поистине, те шесть месяцев и несколько дней, в течение которых халифом мусульман был Хасан (да будет доволен им Аллах), являются завершающим периодом тридцатилетнего праведного правления халифатом. Поэтому его нахождение во главе халифата однозначно является законным. С этим согласился весь джамаат Куффы, и нет никакого сомнения в его подлинности (истинности). Это признал и сам Муавия (да будет доволен им Аллах) и сначала уступил ему. Хасан(да будет доволен им Аллах)сам об этом говорил:

إِن مُعَاوِيَة نَازَعَنِي حَقًا وَهُوَ لي دونه

«Муавия оспаривал то, что по праву принадлежит мне, а не ему ».

По истечении шести месяцев своего правления он с сорокатысячным войском вышел навстречу Муавии. Когда оба войска встретились с глазу на глаз, Хасан (да будет доволен им Аллах) понял, что ни одна из сторон здесь не выйдет победителем, пока большая часть противоборствующей стороны не будет истреблена. Поэтому он написал Муавии письмо, в котором обещал передать ему власть и требовал от него отказаться от всех претензий к жителям Медины, Хиджаза и Ирака по делам, которые были во время правления его отца (Али Ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)), и погасить все его долги. Муавия принял все эти условия, кроме некоторых. Переговоры продолжались до тех пор, пока Муавия не отправил к Хасану чистый кусок пергамента и сказал ему: «Напиши на нем всё, что ты хочешь, а мы это выполним».

От Хасана аль-Бассри (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Хасан Ибн Али (да будет доволен ими обоими Аллах) встретил Муавию войсками, подобными высоким горам. Тогда Амр ибн аль-Асс (да будет доволен им Аллах) сказал Муавии: «Я вижу эти войска. Ты не станешь правителем, пока не встретишь их такими же войсками».На это Муавия (да будет доволен им Аллах) –поистине,(ваЛлахи) он был лучшим из этих двух людей, то есть он был лучше Амра ибн аль-Асса – ответил ему словами: «Если эти убьют этих, а эти – этих, кто будет заботиться о делах мусульман, кто будет в ответе за их жён, кто будет отвечать за их гибель и за эти потери»?

Затем он отправил к Хасану двух людей из Курейшитов из рода Бану Абд аш-шамс, Абдуррахмана ибн Самурата и Абдуррахмана ибн Амира, и сказал им: Вы идите к этому человеку, поговорите с ним, выслушайте, чего он хочет, и передайте ему наши требования». Они пришли к Хасану (да будет доволен им Аллах) и сказали всё, что им было поручено. Тогда Хасан ибн Али (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал им:

إِنَّا بَنو عبد الْمطلب

دمائهاقد أصبْنَا من هَذَا المَال وَإِن هَذِه الْأمة قد عامت فِي

««Мы – потомки Абдульмутталиба. Поистине, мы, будучи у власти, получили это имущество (они предлагали ему имущество). И поистине, эта умма (оба войска) проливала много крови, и их может сохранить только имущество (если раздать имущество несогласным, этим их можно успокоить)».

Далее послы Муавии сказали: «Вам предлагается (они предлагали обеспечивать каждый год необходимым имуществом, едой и одеждой всех тех, кого он упоминал), от вас также требуется вот это и это, и вас просят вот об этом и этом». Хасан спросил их: «Кто мне за всёэто будет отвечать»? Они ответили: «Мы за это тебе и ответим». Чтобы ни просил Хасан, они отвечали: «Мы гарантируем выполнить это». И на этом они заключили мирный договор». (Бухари)

Возможно, Муавия вначале отправлял к Хасану послов, а Хасан в ответ на это написал ему письмо, в котором изложил вышеуказанные требования.

А после того, как между ними был заключен мир, Хасан написал к Муавии другое письмо следующего содержания:

«Во имя Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том свете. Это то, на чем заключили мирный договор между собой Хасан ибн Али и Муавияибн Абу Суфьян (да будет доволен ими всеми Аллах).Они договорились, что Хасан передаёт ему власть над мусульманами с условием, что он будет править согласно Книге Аллаха, Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сире праведных халифов. Муавия не имеет права назначать никого своим преемником, а правителя после него выберет Шура (совет) мусульман, посоветовавшись между собой. Также договорились, что в будущем всех людей, где бы они ни находились, на земле Аллаха, в Шаме, Ираке или в Хиджазе, он оставит в безопасности и проявит к ним милость. Также договорились, что соратникам Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)и его сторонникам предоставляются гарантии безопасности их самих, их имущества, женщин и детей, где бы они ни находились. Также договорились, что Муавия ибн Абу Суфьян берёт на себя перед Аллахом обязательство не причинять тайно или явно никакого зла Хасану, его брату Хусайну и никому из числа Ахль аль-байт – родственников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы не испытывал страха никто из них в любой точке земли. Об этом свидетельствуют такой-то и такой-то, сын такого-то, и достаточно Аллаха этому свидетелем».

После того, как был заключен мирный договор, Муавия попросил Хасана поговорить с собравшимися людьми и объявил им, что он присягнул Муавии и передал ему власть. Хасан принял его просьбу, поднялся на минбар (кафедру), воздал хвалу Всевышнему Аллаху, потом благословил Его пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и далее сказал:

«О люди, поистине, самой лучшей проницательностью является богобоязненность, а самым худшим безумием является разврат…», а закончил свою речь словами: «…вы знаете, что Всевышний Аллах посредством моего деда вёл вас по правильному пути, спас вас от заблуждений и невежества и возвысил вас после того, как вы были унижены, Аллах также его посредством увеличил вашу численность после того, как вы были малочисленными. Поистине, Муавия оспорил то, что по праву принадлежит мне, а не ему. Но я увидел, что, хотя вы присягали мне на верность, для сохранения Уммы и прекращения смуты будет лучше оставить в покое того, кто меня не беспокоит, и воевать против того, кто будет со мной воевать. Я посчитал, что будет лучше, если я помирюсь с Муавией и прекращу войну, которая была между нами. Поистине, я присягнул ему и считаю, что это будет лучше, чем кровопролитие. И этим я не желал ничего, кроме вашего исправления и сохранения».

Прекратив смуту и заключив мирный договор, Хасан выявил еще один муджизат нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Произошло событие, о котором он предвещал в своих словах:

(إِن ابْني هَذَا سيد وسيصلح الله بِهِ بَين فئتين عظيمتين من الْمُسلمين)

«Этот мой сын– саййид (господин), посредством него Аллах примирит две большие группы мусульман ». (Бухари)

Ад-Дулаби также передает от Хасана Ибн Али:

إِن كَانَت جماجم الْعَرَب بيَدي يسالمون من سالمت ويحاربون من حَارَبت فتركتها ابْتِغَاء وَجه

الله وحقن دِمَاء الْمُسلمين

«Поистине, в моих руках была власть над арабами, и они были готовы на мир с тем, с кем я мирно живу, и воевать с тем, с кем я воюю, но вместе с этим я оставил это ради Аллаха и сохранения мусульман от кровопролития ».

И эти события, при которых Хасан Ибн Абу Талиб (да будет доволен ими обоими Аллах) передал власть Муавии (да будет доволен им Аллах), произошли в сорок первом году хиджры в месяце Раби уль-Авваль. Есть и другое мнение, что это происходило в месяце Джумада уль-Авваль. Когда он отказался от власти и заключил мирный договор, его сподвижники говорили ему: «Какой позор для мусульман!» А он на это отвечал:

– «Аль-ар хайр мин ан-нар» – «В любом случае позор лучше огня».الْعَار خير من النَّار

Дело дошло до того, что один человек сказал ему: «Ассаламу алайка – мир тебе, о тот, который унизил мусульман». На это он ответил:

«Я не являюсь человеком, унизившим мусульман, но я не пожелал убивать вас ради власти».

После этого он оставил столицу халифата Куффу и поселился в Медине. Прожив в Медине девять с половиной лет, старший внук пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) Хасан ибн Али(да будет доволен ими обоими Аллах)перешёл в мир иной. Он пал шахидом, отравленный ядом, от рук врагов ислама в 51 году хиджры. Джаназа-намаз по нему делал Саид Ибн Аль-Асс, так как он был наместником Муавии в Медине. Он похоронен рядом со своей бабушкой Фатимой бинт Асад (да будет доволен ими обоими Аллах). Он прожил на этом свете сорок семь лет, из которых семь прожил вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), потом тридцать лет – со своим отцом Али ибн Абу Талибом (да будет доволен им Аллах), далее шесть месяцев он был халифом, а остальные девять с половиной лет провел в Лучезарной Медине, да будет доволен им Аллах».

Мухаммад Султанов