Основатель педологии. Зарождение педологии как науки

Педология в России начала развиваться в начале прошлого столетия. Основоположником российской педологии принято считать А.П. Нечаева.

Позже к нему присоединился В.М. Бехтерев и другие ученые, а к 1920 году эта наука находилась на вершине своего развития. Под педологией принято понимать такое научное течение, которое объединяет в изучении развития детей разные науки – биологию, психологию, медицину и пр.

Из истории

Педология – это наука о детях, таков дословный перевод этого наименования. Она состоит из нескольких основных компонентов, к которым относится изучение мыслительного и физиологического развития ребенка с учетом особенностей его организма (конституции) и возраста. Основателем педологии явился С. Холл. Он создал в конце 1880-х годов первую лабораторию педологии.

Отметим, что ряд ученых связывает начало рассматриваемой нами науки с трудами врача из Германии Д. Тидемана, который занимался изучением развития душевных способностей у детей. Позже представитель этой же страны – физиолог Г. Прейер – стал также исследовать развитие душевных качеств в детях. Но все-таки общепризнанным первопроходцем педологии является Холл, благодаря стараниям которого в Америке за несколько лет было создано около 30 лабораторий, всесторонне изучающих развитие детей.

В нашей стране педология прошла долгий путь становления – целых 15 лет педологи боролись за то, чтобы их система стала частью процесса образования. Потом они начали проводить активное тестирование детей, а на основании результатов формировали учебные классы по тем или иным параметрам, прежде всего по уровню интеллектуального развития.

В разных регионах было создано несколько педологических институтов. Но после 1920 года, с приходом советской власти, принципы педологии стали неугодны политике партии, которая провозглашала уход от экспериментов и возвращение к традиционным методам обучения. Среди главных причин, по которым педология не устраивала правящую верхушку, были следующие:

  • По итогам тестирования чаще всего одаренными признавали ребятишек, рожденных во «враждебных» семьях, – детей священников, белогвардейцев и т.п., а крестьянские дети обычно относились к разряду дефективных учащихся.
  • Переоценка природных способностей учеников и недооценка культурно-исторических составляющих при воспитании детей.

Советская власть в итоге сделала категорический вывод, что педологическая практика для нашего народного образования является неуместной. Было создано даже специальное постановление, в котором говорилось об «извращениях» педологии и которое целиком ликвидировало это движение. Тесты было приказано запретить, а все педологи переквалифицировались в педагогов.

Труды, над которыми педологи работали много лет, полностью изымались из обихода и сжигались. Данную учебную дисциплину исключили из курсов в педтехникумах и институтах, ликвидировали целые лаборатории и даже кафедры.

При этом учебники таких известных педологов, как Блонский, Соколов и другие, были категорически запрещены и изъяты из библиотек. Но на этом советская власть не остановилась: многих ученых репрессировали или вовсе казнили.

Однако отметим, что истребить педологию полностью партийным деятелям не удалось. У нее возникло новое течение, которое стало называться педагогическая антропология. Позже она разделилась на несколько обособленных друг от друга научных течений: возрастную психологию, педагогическую психологию и возрастную физиологию, которые в комплексе и составляют педологию.

Получается, что ее нельзя назвать полноценной наукой, но нельзя отнести и к разряду «лженаук». На том этапе она была лишь определенного рода научным течением, которому искусственным образом не дали развиться и сформироваться в полноценную науку со своими предметом, объектом, методами, целями и задачами.

Критика и реальность

Говоря о педологии, нельзя не отметить ее тесную взаимосвязь с психологией и педагогикой. Эта связь просматривается даже в том, что обе эти науки используют одни и те же методы: эксперимент, наблюдение, тесты и анализ статистики. Есть некоторые ученые, которые и вовсе критикуют рассматриваемую нами науку, утверждая, что ее можно назвать лишь отраслью педагогики или психологии.

После того как педология начала развиваться в Америке, ее появление произошло и в Европе, где она «пошла вглубь» и стала заниматься разработкой методологии для педагогики. Примечательно, что термин «педология» многие воспринимали и в настоящее время воспринимают как синоним гигиены воспитания, педагогической психологии, педагогики и прочих научных отраслей.

Критике педологию подвергали по нескольким пунктам.

  • Во-первых, в свое время у нее не было высококвалифицированных практиков, которые бы могли доказать состоятельность своих взглядов и применяемых методов.
  • Во-вторых, цель – всесторонне изучить ребенка – не всегда может быть достигнута.
  • В-третьих, массовое тестирование детей при плохом адаптировании методик может показывать недостоверные, а порой и прямо противоположные действительности результаты.

Можно долго рассуждать о том, правы ли были лидеры партийной верхушки, которые в нашей стране решили назвать педологию извращением, или нет, но это, пожалуй, бессмысленно. Историю переделать не получится.

Да, в какой-то степени были перегибы, но все это можно было решить конструктивными методами, о которых, похоже, советская власть не догадывалась, устраивая репрессии во всех сферах общественной жизни. Скорее всего, свои ошибки педологи смогли бы осознать и преодолеть сами, но эта идея никому из партии в голову не пришла.

Между тем ряд ученых считает, что на момент распада у педологии в России будущего как такового не было, поэтому советская власть лишь послужила толчком к неминуемому процессу. Сформировать комплексный подход к изучению ребенка у педологов не получилось.

Причина проста: педология основывалась на тех науках, которые в начале прошлого века в России не достигли своей зрелости или хотя бы становления. Это, например, педагогика и психология. А еще одной важной науки – социологии – в России тогда не было и вовсе, поэтому отсутствовала сама возможность построить хорошие междисциплинарные связи.

Новая жизнь

Лишь во второй половине прошлого столетия о педологии в России снова вспомнили. Система тестирования вновь стала использоваться в образовании, психологии и педагогике. Вторую жизнь российской педологии дали труды П.П. Блонского, А.Б. Залкинда и других.

Но справедливости ради нужно отметить, что предмет педологии тогда, в момент ее появления в России, точно сформулирован не был. Ученые просто стремились комплексно изучать детей, учитывая все возможные факторы. Если брать положения данной науки в широком смысле, то все основные педологические принципы сводятся к четырем основным:

  • Каждый ребенок – это целостная система, и он не может рассматриваться отдельно как психологический или физиологический объект.
  • Детей можно понять, только учитывая тот факт, что они непрерывно находятся в процессе развития.
  • Любого ребенка нужно изучать с учетом той среды, в которой он растет и воспитывается, ведь она оказывает огромное влияние на его психику.
  • Наука о детях должна быть не только теоретической, но и иметь практические методики.

Педология как наука в нашей стране утвердилась и в 1960-е годы стала широко применяться в детских учреждениях: школах, садиках, подростковых клубах. А в столицах России – Москве и Ленинграде – появились даже целые институты педологии, сотрудники которых занимались изучением детей от рождения до юности.

Для каждого ученого-педолога было бы отрадно, что сегодня эта репрессированная наука получает новую жизнь. В частности, в Москве выходит журнал «Педология. Новый век», в котором публикуются лучшие материалы, относящиеся к данному научному течению. Многотысячными тиражами переиздаются труды педологов, основываясь на которых новые исследователи детского мира строят свои научные гипотезы и проводят эксперименты.

Современная российская педология развивается прежде всего в рамках так называемых детских исследований. Ученые занимаются рассмотрением антропологии детства, взяв за основу детскую психологию и педагогику.

Существует специальная исследовательская группа, которая работает в Москве на базе Российского государственного гуманитарного университета. По своей сути главное назначение их исследований – междисциплинарный подход к изучению личности ребенка. Кстати, большинство из этих исследователей являются не педагогами или психологами, а историками. Автор: Елена Рагозина

от греч. pais - дитя + logos -слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основателем П. признан амер. психолог С. Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик. - О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде "Человек как предмет воспитания" предвосхитил появление П.: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях".

На Западе П. занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником рос. П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический ин-т в СПб. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.

Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. П. Блонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.

П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить 4 основных принципа.

1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только "по частям" (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

В 1930-е гг. началась критика многих положений П. (проблем предмета П., био- и социоге-неза, тестов и др.), приняты 2 постановления ЦК ВКП(б). В 1936 г. П. была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории; П. вымарали из учебных программ всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Выготский объявлен "эклектиком", Басов и Блонский - "пропагандистами фашистских идей".

Постановления и последовавшая обвальная "критика" варварски, но мастерски извратили саму суть П., вменив ей в вину приверженность биогенетическому закону, теории 2 факторов (см. Конвергенции теория), фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой и наследственностью (это слово должно было звучать ругательно). На самом деле, считает В. П. Зин-ченко, педологов погубила их система ценностей: "Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценили прежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство".

Ряд работ Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. - М., 1935), работы Выготского и его сотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Труды Н. М. Ще-лованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина (см. Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и ныне действующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте, а психологические исследования Блонского Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и прикладных проблем возрастной и педагогической психологии в нашей стране. При этом реальный психологический смысл исследований и их педологическое оформление долгое время не позволяли отделить одно от другого и по достоинству оценить их вклад в психологическую науку. (И. А. Мещерякова.)

Добавление: Несомненно, гос. произвол в отношении отечественной П. сыграл решающую роль в ее трагическом конце, но обращает на себя внимание тот факт, что и в др. странах П. в конце концов прекратила свое существование. Судьба П. как поучительный пример недолговечного проекта комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа. (Б. М.)

ПЕДОЛОГИЯ

течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и педагогии экспериментальной. Связано прежде всего с именем С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. Основатели педологии - С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и пр. В России педология широко распространилась еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов.

В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях; целью ставилось помочь развитию всех его потенций. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, хотя эти подходы связывались между собой чисто механически.

Однако предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки, не был определен, и попытки найти специфику педологии были безуспешны, хотя в исследованиях отечественных педологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития.

В 1936 году педология в СССР была объявлена "псевдонаукой" и прекратила существование. Результатом разгрома педологии было торможение развития психологии педагогической и возрастной, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая "бездетность" педагогии).

Педология

Словообразование. Происходит от греч. pais - дитя и logos - слово, наука.

Специфика. Возникла в конце ХIХ в. под действием эволюционных идей. Связана прежде всего с именем С.Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его потенций.

Педология

от греч. pais, paidos - дитя и... logos - учение, знание; букв. наука о детях), направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Возникла в кон. XIX в. Распространение педологии в России в 1920-30-е гг. сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. Многие работы, выполненные в русле педологии, содержали ценный материал по проблемам детства. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) педология была объявлена "псевдонаукой" и прекратила свое существование. Результатом разгрома педологии явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая "бездетность" педагогики).

Педология

греч. pais (paidos) - дитя + logos - наука, учение) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX - XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Основатели П. - С. Холл, Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и др. Содержание П. составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, однако эти подходы оказались связанными между собой чисто механически. В России П. получила широкое распространение еще в начале XX в. К концу 20-х годов в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов (П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.). Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее представителей, определен не был. Попытки найти специфику П., несводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели, хотя в исследованиях ученых, работавших в области П., был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в П. было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) П. была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование. Результатом разгрома П. явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики). А.В.Петровский

Педология

Течение в педагогике и психологии конца XIX – начала XX вв., использовавшее психологические, анатомо-физиологические, биологические и социальные особенности ребенка в его обучении и воспитании. В СССР была запрещена как «буржуазная» наука, что в определенной степени затормозило развитие педагогической и психологической наук.

Начался в 1907г. Этот этап связан с развитием психодиагностики, тестологии, появлением педологии. Для этого этапа характерна разработка различного диагностического инструментария: тесты, анкеты, опросники. По закону министерства образования Франции, в пригороде Парижа, была создана лаборатория для массового обследования детей. Бине и Симон (Великобритания) предложили понятие интеллектуального возраста и понятие биологического возраста. На основании этих 2 понятий был введён коэффициент интеллектуального развития. Iq=M age (интеллектуальный возраст)/Ch age(биологический). Это достаточно простой метод, которым могли пользоваться учителя. Использование этих тестов стало инструментом социальной селекции, поскольку дети из обеспеченных семей могли готовиться к тестированию. В классах для умственно-отсталых детей оказались дети из неблагополучных семей. Бине и Симон считали, что Iq величина постоянная, неизменная. Их тесты были достаточно популярны.

В это же время возникает педология – комплексная наука о ребенке, включающая элементы педагогики, психологии, педиатрии, психиатрии, анатомии, физиологии, гигиены и другие. В конце 19 столетия эта комплексная наука возникла в результате работ Меймана, Стенли, Болдуина. Их идеи нашли поддержку в России (Кащенко, Нечаев, Выготский). В 1901 г. В Петрограде открылась первая лаборатория экспериментальной педагогической психологии. Первый всесоюзный съезд педологов приветствовал Николай Бухарин (соратник Ленина). Он считал, что педологи должны вытеснить педагогику. Основные методы педологии: тестирование, анкетирование, опросы, причем, считалось, что тесты могут составлять школьные учителя. В 26 – 27 гг. все школьники СССР выполнили тестированные задания по всем предметам (тесты достижений). Основная мысль педологии: дети различны, каждый из них требует разных методов, приёмов, средств (а это противоречило идеологии партии).

Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял Педология как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что Педология была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов.

Все же можно выделить 4 основных принципа:

1. Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только "по частям" (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.


3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

В 1936 г. педология была разгромлена. Учебники, результаты исследований были сожжены. Педологи были уничтожены. Iq у детей интеллигенции был выше (а по идеологии партии должно быть у рабочих). В 1936 г. запретили слово тест вообще. Приход к власти нацистских режимов в ряде стран Европы привёл к тому, что власти не были заинтересованы в педологических исследованиях. Арийцы выше всех и индивидуальность не нужна. Тестология, психодиагностика стали развиваться в русле экспериментальной психологии, и педология прекратила своё существование.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

Кафедра Психологии

Решедько Елена Николаевна

Возникновение и развитие педологии. Судьба отечественной педологии.

Контрольная работа по истории психологии
студентки 5 курса заочной формы обучения
по специальности 050706.65 Педагогика и психология

Проверил: ст. преп.
Репникова А.Р.

Г. Южно-Сахалинск
2011 г.

Содержание
Введение………………………………………………………… ……………………...3
1. Становление педологии как науки……….……………………………………….4
2. Деятельность отечественных ученых в области педологии и судьба отечественной педологии……………………………………….…………… ….……7
2.1. А.П. Нечаев……………………………………………………………… …….….7
2.2. В.М. Бехтерев………………………………………………………… …………..8
2.3. Л.С. Выготский……………………………………………………… ………….10
2.4. П.П. Блонский………………………………………………………… ………...11
2.5. Закат отечественной педологии………………… ………………………………14
Заключение…………………………………………………… ……………………..15
Список используемой литературы…………..…………………………………. ….16

Введение
Педология – наука о комплексном подходе к изучению физического и умственного развития ребенка в связи с его конституцией и особенностями поведения. Не хотелось бы вслед за многими историками искать корни этой науки далеко на Западе, и тем более за океаном. Ведь педология возникла не на пустом месте. Ее распространение в России было подготовлено идеями и трудами К.Д.Ушинского (1824 - 1870) и П.Ф. Лесгафта (1837 - 1909) по педагогической антропологии, а книга К.Д.Ушинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" вобрала в себя все то основное, что позже раскрылось в педологии. Да, и звучание самого наименования этой науки достаточно показательно: слово "педология" представляет собой "усеченный" вариант термина "педагогическая антропология".
Педология включала сведения о конституции ребенка, его биологическом возрасте, особенностях поведения и систему тестов, оценивающих уровень развития и профессиональную направленность (профиль) способностей.
Каждая наука имеет свои циклы развития и не терпит волюнтаристских окриков или подталкиваний в спину. Официальный запрет педологии в СССР имел ряд отрицательных последствий в судьбах не только отдельных личностей, но и педагогики, психологии ребенка, как областей теоретических знаний в целом. При предоставлении демократических свобод педологии она, несомненно, нашла бы новый путь своего развития, преодолела возникшие трудности и влилась в состав интегративноантропологических наук.

1. Становление педологии как науки.
Педология имела сравнительно длинную предысторию, стремительную и законченную историю. Существуют противоречивые точки зрения на отправную дату в истории педологии. Ее относят либо к XVIII в. и связывают с именем Д.Тидемана, либо к XIX в. в связи с работами Л.А.Кетле и приурочивают к выходу в свет сочинений великих педагогов Ж.Ж.Руссо, Я.А.Коменского и др. "Мудрейшие воспитатели учат детей тому, – писал Ж.Ж.Руссо во "Введении к "Эмилю" в 1762 г., – что важно знать взрослому, не принимая в расчет того, чему в состоянии научиться дети. Они ищут постоянно в ребенке человека, не раздумывая о том, чем бывает он, прежде чем стать человеком".
Первоисточники педологии, таким образом, находятся в довольно далеком прошлом, а если учесть их и как почву для педагогической теории и практики, то – в очень далеком прошлом.
Отметим, то обстоятельство, что к моменту оформления педологии как самостоятельного научного направления слишком небогатым был запас знаний и в экспериментальной педагогической психологии, и в психологии детского возраста, и в тех биологических науках, которые могли бы лежать в основе представлений об индивидуальности человека. Это относится, прежде всего, к состоянию лишь зарождающейся генетики человека.
Основателем педологии признан американский психолог С.Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик - О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление педологии: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».
На Западе педологией занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др.
Основоположником российской педологии явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В.М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический институт в Петербурге. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.
Предмет Педология., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П.П. Блонский, М. Я . Басов, Л.С. Выготский, С.С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику педологии, не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.
Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что педология была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить четыре основных принципа:

    Ребенок - целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).
    Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.
    Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.
    Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.
Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Ленинграде и Москве действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

2. Деятельность отечественных ученых в области педологии и судьба отечественной педологии.
2.1. А.П. Нечаев
Одной из первых отечественных педологических работ считается исследование А.П.Нечаева, а затем его школы. В его "Экспериментальной психологии в ее отношении к вопросам школьного обучения" намечались возможные пути экспериментально- психологического исследования дидактических проблем. А.П.Нечаев и его ученики изучали отдельные психические функции (память, внимание, суждение и т.д.). Под руководством профессора Нечаева в 1901 г. в Петербурге была организована лаборатория экспериментальной педагогической психологии, осенью 1904 г. были открыты первые в России педологические курсы, а в 1906 г. созван I Всероссийский съезд по педагогической психологии со специальной выставкой и кратковременными педологическими курсами.
В Москве также начала развиваться работа в этой области. Г.И.Россолимо в 1911 г. основал и на собственные средства содержал клинику нервных болезней детского возраста, преобразованную в специальный Институт детской психологии и неврологии. Результатом работ его школы явилась оригинальная методика "психологических профилей", в которой Г.И. Россолимо пошел дальше А.П.Нечаева по пути дробления психики на отдельные функции: для составления полного "психологического профиля" предлагается исследовать 38 отдельных психических функций, до десяти опытов на каждую психологическую функцию. Методика Г.И. Россолимо быстро привилась, использовалась в виде "массового психологического профиля". Но его работы также ограничивались только психикой, не касаясь биологических особенностей онтогенеза ребенка. Господствующим методом исследования школы Россолимо был эксперимент, подвергшийся критике со стороны современников за "искусственность лабораторной обстановки". Критике подверглась также характеристика ребенка, даваемая Г.И. Россолимо, с дифференциацией детей только по полу и возрасту без учета их социальной и классовой принадлежности

2.2. В.М. Бехтерев
Основателем и творцом педологии в СССР называют и В.М.Бехтерева, который еще в 1903 г. высказал мысль о необходимости создания особого учреждения для изучения детей – педагогического института в связи с созданием Психоневрологического института в Петербурге. Проект института был внесен в Русское общество нормальной и патологической психологии. В число отделов кроме психологического был включен и педологический отдел для экспериментальных и иных исследований, создавался научный центр изучения личности. В связи с основанием отдела педологии у В.М.Бехтерева появилась идея создания Педологического института, который существовал сначала как частное учреждение (на средства, пожертвованные В.Т.Зиминым). Директором института был К.И.Поварнин. Институт материально был плохо обеспечен, и В.М.Бехтереву пришлось подать ряд записок и заявлений в правительственные инстанции. По этому поводу он писал: "Цель учреждения была настолько важна и осязательна, что задумываться над созданием его даже на скромные средства не приходилось. Нас интересовали только задачи, положенные в основу этого учреждения".
Ученики Бехтерева отмечают, что он считал насущными для педологии следующие проблемы: изучение законов развивающейся личности, использование школьного возраста для образования, применение ряда мер предупреждающих аномальные развития ограждение от упадка интеллекта и нравственности, развития самодеятельности личности.
Благодаря неутомимости В.М.Бехтерева для осуществления этих идей был создан ряд учреждений: педологический и обследовательский институты, вспомогательная школа для дефективных, отофонетический институт, воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей, институт морального воспитания, детская психиатрическая клиника. Все эти учреждения он объединил научно-лабораторным отделом – Института по изучению мозга, а также – научно-клиническим – Паторефлексологическим институтом.
Общая схема биосоциального изучения ребенка по Бехтереву следующая:
1) введение рефлексологических методов в область изучения ребенка;
2) изучение вегетативной нервной системы и связи ЦНС и желез внутренней секреции;
3) сравнительное изучение онтогенеза поведения человека и животных;
4) исследование полного развития отделов головного мозга;
5) изучение среды;
6) влияние социальной среды на развитие;
7) детская дефективность;
8) детская психопатия;
9) неврозы детского возраста;
10) рефлексология труда;
11) рефлексологическая педагогика;
12) рефлексологический метод в обучении грамоте.
Работа в перечисленных выше детских учреждениях велась под руководством профессоров А.С. Грибоедова, П.Г. Бельсксго, Д.В. Фелдерга. Ближайшими сотрудниками в области педологии были вначале К.И. Поварин, а затем Н.М. Щелованов. За 9 лет существования первого Педологического института с весьма немногочисленным составом сотрудников было опубликовано 48 научных работ.
и т.д.................

ПЕДОЛОГИЯ , наука о растущем и развивающемся ребенке и подростке, изучающая за- кономерности развития в определенной социально-исторической классовой среде. Некоторые авторы считают первым провозвестником педологических идей Тидемана, написавшего в 1787 г. «Наблюдения о развитии душевных способностей у детей», а начало П. как науки ведут с конца 19 в., когда Стенли Холл в 1893 г. на педагогическом конгрессе в Чикаго организовал секцию изучения ребенка; в следующем году в Эдинбурге организовалась ассоциация по изучению ребенка, а в 1899 г. в Париже-общество для психологического изучения ребенка, издававшее журнал «Педолог». Однако, как это можно видеть из дальнейшего изложения, все это имеет еще весьма мало общего с П. в нашем советском понимании, и потому мы имеем все основания считать П.. молодой наукой, вызванной к жизни Октябрьской революцией и потребностями воспитания: здоровых, активных и сознательных строителей социализма. До последнего времени в понятие П. вкладывалось различными авторами" совершенно разное содержание, отражавшее механистическое, идеалистическое и эклектическое понимание П. Так напр. имели хождение такие определения: «Педология-наука о-росте, конституции и поведении типичного-массового ребенка в различные эпохи и фазы детства» (Блонский). «Педология-это научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих ребенка каждый со своей особой стороны» (Басов), «Педология-синтез психоневрологических наук о развивающемся ребенке» (Залкинд). «Педология-детская психология» (Корнилов), «Педология-детская рефлексология» (Бехтерев), «Педология-теория педагогического процесса» (Моложавый), «Педология-часть педагогики» (Крупенина). В этих определениях, как можно видеть, совершенно вылущено классовое содержание П. как социальной науки, и она трактуется совершенно оторванно от ее соц.-политической направленности и требований соц. строительства. Грубым биологизированием были попытки трактовки П. как биологической науки или «биосоциальной». Не менее ошибочным являлось определение П. как механического соединения биологии детского организма и детской психологии. П. не механически объединяет данные тех наук, на к-рых она основана, а берет их в новом качественном своеобразии, используя их в плане всестороннего изучения ребенка, причем основным в этом изучении является социальное поведение ребенка и подростка. Взаимоотношения П. с педагогикой определяются тем, что П. изучает возрастные закономерности развития детей > что является одной из необходимых предпосылок правильной организации педагогического процесса. Наряду с голым биологизированием, игнорированием социальных факторов как основного определяющего момента развития ребенка, имела место недооценка активной роли детей в педагогическом процессе (Аркин, Арямов). Левацкая теория «отмирания школы» приводила к отрицанию П. как науки и тем самым к отрицанию необходимости учета возрастных особенностей детей для педагогического процесса (Шульгин, Крупенина). Лишь в упорной, непримиримой борьбе на два фронта-с механицизмом и меныневиствующим идеализмом, нашедшими для себя особо благодарную почву в такой но- вой созидающейся науке, как П., в результате последовательного проведения принципа партийности в П. удалось изжить те извращения как правооппортунистического, так и левацкого порядка, к-рые отличали П. на протяжении ряда лет, и наметить подходы к четкому марксистско-ленинскому пониманию П. Однако и сейчас П. находится в начальном стадии своего методологического оформления. По своему содержанию П. лишь намечает в настоящее время основные вопросы, подлежащие изучению, лишь разграничивая свою область от других дисциплин. Поэтому законченной характеристики методов и содержания П. сейчас дать нельзя. Основными методологическими принципами педологического изучения ребенка являются: принцип изучения конкретного ребенка в условиях конкретной классовой среды и соц. строительства в СССР, принцип целостного изучения всех отдельных сторон и процессов развития во всех их связях и опосредствованиях под углом зрения классового развития личности, принцип изучения отдельных периодов развития и закономерности перехода их из одного в другое. На основе этих принципов и происходит изучение ребенка - психологическое, антропометрическое и пр. Однако в каждом из этих направлений необходимо иметь в виду ограниченное, несамодовлеющее значение. В этих направлениях П. имела особо много извращений (переоценка методов тестов, вульгарный конституционализм, грубая корреляция между данными антропометрического исследования и умственного развития и т. д.). Лишь на основе целостного изучения развития ребенка создается педологическая характеристика, к-рая обеспечивает правильную организацию педологического процесса. Основные задачи, стоящие перед П. на этом пути, можно сформулировать следующим образом: определение учебно-воспитательной емкости каждого возрастного периода (отсюда огромное значение возрастной П., устанавливающей определенные показатели степени социального развития на различных возрастах), определение наиболее продуктивных методов внесения нового учебного материала в ребенка в разные возрасты при разных социальных, классовых, национальных и индивидуальных особенностях ребенка. Исторические постановления ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе 1931 и 1932 гг. поставили перед П. новые ответственные задачи. Политехнизация школы требует от П. народу с педологическим анализом новых программ школ и педологическим обоснованием активных методов преподавания отдельных предметов в связи с возрастными особенностями умственного развития детей и обоснованием методов организации детей в школе и рационализации педагогических процессов, в первую очередь изучения детского труда в школьных мастерских и на производстве, выработки педологических норм детского труда, обоснования методов производственного обучения в целях правильного чередования умственного и физич. труда учащихся на основе подчинения производственного труда детей учебно-воспитательным целям, изучения технической деятельности и творчества детей. Наряду с этим П. должна дать обоснование методов общественно-политического воспитания в школе, сознательной дисциплины, изучить содержание, формы и методы пионерской работы, художественного воспитания, участия детей в общественной работе и т. д. Выполнение всех этих задач требует значительного роста педологических кадров. Уже в наст, время они насчитываются в большом числе. Их подготовка идет в наст. время как из среды врачей по линии факультетов охраны материнства и детства, так и из педагогов по линии педологических отделений пед. ин-тов. Научно-исследовательская работа в П. также идет по обеим линиям-врачебной (институты Охраны здоровья детей) и педагогической. В 1928 г. имел место I педологич. съезд; педологич. секции работали на ряде съездов - 03Д, психоневрологических (последняя в 1930 г. на съезде по поведению человека). См. также Охрана здоровья детей и подростков. Лит.: Артемов В., Изучение ребенка, М.-Л., 1929; он же, Детская экспериментальная психология, М.-Л., 1929; Басов М., Общие основы педологии, М.-Л., 1931; А р я м о в И., Основы педологии, М., 1930; БлонскийП., Методика недологического обследования детей школьного возраста, М.-Л., 1927; о н ж е, Педология в массовой школе первой ступени, М., 1930; о н ж е, Возрастная педология, М.-Л., 1930; В е р к и н И., Указатель литературы по вопросам изучения ребенка, Путь к просвещ., 1923, № %; Дернова-Ермолен-к о А., Рефлексологические основы педологии и педагогики, М., 1929; Дурново А. и Дьяков Н., Педологическая работа в консультациях для детей раннего возраста, М.-Л., 1930; Залкинд А., Педология в СССР, М., 1929: он же, Основные вопросы педологии, М., 193 0; Исае в А., Основные вопросы педологии детского дома, М.-Л., 1930; М о-л о ж а в ы й С. и М о л о ж а в а я Е., Педологические пути дошкольного воспитания, М.-Л., 19.1; Проблемы школьной педологии, под ред. П.Блонского, М., 1928; Соловьев Несовременная литература по вопросам педологии, Вестн. просвещ., 1924, № 4; Труды 1-го Всесоюзного съезда по изучению поведения человека, Л., 19 30. Периодич.изд.-Педология, М.,с 1927. ПЕЙРОНИ (Peyronie-La Peyronie Francois de, 1678-1747), знаменитый франц. хирург. Родился в Монпелье. Будучи совсем молодым, посвятил себя хирургии, усовершенствовавшись в к-рой в Париже у Марешаля, вернулся на родину, где основал курсы для изучения анатомии и хирургии, доставившие ему широкую известность и назначение старшим хирургом в Hotel de Dieu, а затем в б-це Charite в Париже. В 1717 г. еще при жизни своего учителя Марешаля назначается его заместителем в качестве лейб-хирурга короля Людовика XV. Вместе с своим учителем вступает в ожесточенную борьбу с парижскими врачами за уравнение хирургии в правах с другими специальностями и выходит из этой борьбы победителем, добившись признания за хирургией прав самостоятельной специальности. В 1743 г. основал «Academie de Chirurgie», приравненную к факультетам ун-та. С этих пор хирургия прочно становится на ноги и окончательно порывает с сословием цирульников (см. Хирургия, история). В 1731 г. П. выбирается членом Academie des sciences. Наряду с огромной организационной работой и ожесточенной борьбой за завоевание прав хирургии П. также вел большую научную работу, оставив ряд крупных трудов по различным отделам хирургии. Будучи блестящим техником. П. одним из первых решился на такие большие и сложные операции, как напр. резекция кишок при гангрене и т. п. Все свое огромное состояние П. поел е смерти своей завещал основанным им учреждениям. В1864 г.на родине П. в Монпелье ему был воздвигнут памятник. Работы П. опубликованы преимущественно в «Memoires de l"Academie royale de chirurgie» (Р., с 1743), основателем которых был П., в «Memoires de l"Academie des sciences», «Мё-moires de l"Academie des sciences de Montpel-lier», в «Journal de Trevoux».