Одна из основных черт личности безопасного типа. Типологические черты личности безопасного типа поведения

Одним из видов социальной опасности является так называемое деструктивное поведение, причиняющее вред человеку и обществу в целом. Выделяют следующие типы подобного поведения: * аддитивное - это стремление к уходу от реальности путем изменения психологического состояния с помощью одурманивающих веществ; * антисоциальное - противоправное, не соответствующее этике и нормам морали современного общества; * суицидное - склонность к самоубийству, которая обусловлена рядом факторов: изоляцией от общества, беспомощностью (физической, правовой, интеллектуальной), неверием в будущее, потерей собственной независимости; * конформистское - приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество; * нарцистическое - самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему; * фанатическое - слепая приверженность какой-либо идее; * аутическое - затруднение социального, общественного контактов, оторванность от реальной действительности; * девиантное - не соответствующее социальным и моральным нормам

В качестве причин деструктивного поведения можно назвать: * ощущение дискомфортного состояния в обществе (сложности во взаимоотношениях с родными, мелкие ссоры, разного рода неудачи и т. д.); * нарастание количества событий, имеющих большое значение для конкретной личности и отражающихся на ее безопасности; * изменение экологической обстановки, увеличение потока противоречивой и неоднозначной информации; * необходимость принимать жизненно важные решения уже на ранних возрастных ступенях (в школьном возрасте).

К типологическим чертам ЛБТП относятся мотивы поведения, целевые установки и способы деятельности. Мотивы: общинно-коллективистские, побуждающие человекагражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи, исключающие получение корысти из затруднений, слабости окружающих людей и не допускающие хищнического отношения к природе. Целевые установки: постоянное продуцирование потенциала безопасности существования человека (включая самого себя), природы и общества. Способы деятельности: минимизация внутренних угроз, произведенных (сознательно или бессознательно) самому себе, и предотвращение (ограничение) активности, содержащей опасность для людей и среды обитания.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средой обитания, можно выделить основные черты ЛБТП: * альтруистические, общественно-коллективистские мотивы поведения; * бережное отношение к окружающему миру; * грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности; * предвидение опасностей, влияющих на человека; * организаторские способности в личной и коллективной безопасной жизнедеятельности; * наличие правовых и физических навыков защиты природы, людей, самого себя от угроз, исходящих от внешних источников и от себя лично.

Выделяют следующие условия формирования ЛБТП: * осознание единства природы и человека в энергетическом плане и понимание каждым своей роли в обеспечении безопасной жизни на планете, в стране, коллективе, семье; * овладение практическими навыками поведения в ситуациях взаимодействия с людьми и природой; * умение использовать собственные ресурсы для безопасного существования в повседневной жизнедеятельности и в экстремальной обстановке.

Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека

Работа мозга имеет рефлекторный характер. Влияние на человека страха или опасности определяется действием трех психофизиологических механизмов. 1. Безусловно-рефлекторный механизм проявляется в том, что некоторые раздражители (темнота, появление чувства страха перед другим человеком, незнание, как действовать в ситуации, и т. д.) служат безусловными сигналами, на которые психика реагирует состоянием испуга или паники различной степени. По мере адаптации к такого рода воздействиям безусловные рефлексы ослабевают, эмоции страха тормозятся, а затем полностью исчезают. 2. Условно-рефлекторный механизм действует тогда, когда человек получил некоторый отрицательный опыт и у него выработался условный рефлекс на те элементы ситуации, которые сами по себе безопасны, но сопутствовали ранее действию реальной опасности. Если страх раньше был связан с тем или иным элементом действительной опасности, то он может вызываться практически любым фактором. Учитель БЖ должен использовать в своей практике процесс торможения данного рефлекса у школьника, создавать компенсаторные педагогические условия для исключения его влияния.

3. Действие интеллектуального механизма проявляется в том, что чувство страха может быть следствием мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации, воспоминания о пережитой угрозе и т. д. Внезапность возникновения ситуации, дефицит информации, усталость, переутомление - все это факторы, усугубляющие небезопасное поведение человека. Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждают человека поступать неправильно. Человек же, наученный правильно действовать в ситуациях, способных вызвать страх, в состоянии адаптироваться, превозмочь его. Он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации и при этом способен оказать помощь другим.

Психологическая устойчивость предполагает: * наличие стойких альтруистических общинно-коллективистских мотивов поведения; * знание особенностей окружающего мира; * безболезненное осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе; * знание физических основ окружающих опасностей; * знание особенностей своей психики и соматики (от гр. soma - тело); * способность видеть особенности психики и соматики другого человека.

Социальная сторона ЛБТП характеризуется: * рациональной и гуманистической активностью человека в обществе; * умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения; * умением гармонично общаться с другими людьми; * постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные психолого-педагогические условия: * осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности; * понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности; * знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе; * овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми; * приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования; * умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей. Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов: * предвидение опасности; * избежание влияния опасности; * преодоление опасности; * создание ресурсов безопасности.

Выводы Основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются: * общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина; * бережное отношение к окружающему миру; * грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности; * наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя. Безопасное поведение предполагает: * предвидение опасности; * уклонение от опасности; * преодоление опасности; * оказание помощи.

Основное звено модели ЛБТП - предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т. д.), так и от собственного "я" (причиняемой себе, среде обитания, другим людям). Оно включает: * правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения); * организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности; * создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

Мальцев В.В., Мальцев А.Ф. аспиранты кафедры безопасность жизнедеятельности

«Образующие» личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность» . Реальным базисом личности человека является совокупность его, общественных по своей природе, отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей. Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не непосредственно личность. На первый взгляд это положение кажется противоречащим эмпирическим представлениям о личности и, более того, обедняющим их, тем не менее, оно единственно открывает путь к пониманию личности в ее действительной психологической конкретности.

Важный факт заключается в том, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. На уровне личности они отнюдь не образуют простого пучка, лучи которого имеют свой источник и центр в субъекте. Представление о связях между деятельностями как о коренящихся в единстве и целостности их субъекта является оправданным лишь на уровне индивида. На этом уровне (у животного, у младенца) состав деятельностей и их взаимосвязи непосредственно определяются свойствами субъекта – общими и индивидуальными, врожденными и приобретенными прижизненно. Например, изменение избирательности и смена деятельности находятся в прямой зависимости от текущих состояний потребностей организма, от изменения его биологических доминант. Другое дело – иерархические отношения деятельностей, которые характеризуют личность. Их особенностью является их «отвязанность» от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности. Иначе говоря, «узлы», соединяющие отдельные деятельности, завязываются не действием биологических или духовных сил субъекта, которые лежат в нем самом, а завязываются они в той системе отношений, в которые вступает субъект. Наблюдение обнаруживает те первые «узлы», с образования которых у ребенка начинается самый ранний этап формирования личности. Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность человека.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они-то и образуют так называемые кризисы развития – кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции. Внутренние движущие силы этого процесса лежат в исходной двойственности связей субъекта с миром, в их двоякой опосредованности – предметной деятельностью и общением. Ее развертывание порождает не только двойственность мотивации действий, но благодаря этому также и соподчинения их, зависящие от открывающихся перед субъектом объективных отношений, в которые он вступает. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складывания личности. На этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.

В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный, то подростковый возрасты как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий (вспомним феномен «горькой конфеты» и подобные ему), второй раз – когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется в виду какая-то особая перестройка сознания. Возникает задача – понять необходимость этой перестройки и то, в чем именно она состоит. В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственных содержаний и значений, приобретающих в зависимости от мотивов деятельности тот или иной смысл, теперь открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше движение образно представить себе как движение в горизонтальной плоскости, то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов – становление личности.

Однозначно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому, прослеживая последовательные его сечения, как правило, замечаются лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удаления, то переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития.

Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознаваемых чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело – самосознание осознание своего Я. Оно есть результат, продукт становления человека как личности, данный аспект проявляется в действиях во время сложных, либо чрезвычайных ситуаций. Личность, наученная действовать в сложных ситуациях под воздействием страха, в состоянии адаптироваться к нему и психологически чаще выходит победителем из экстремальной ситуации, при этом оказав помощь другим людям. Если ум и воля в какой-то степени подчинены человеку и регулируемые, то эмоции зачастую возникают и действуют на поведение непроизвольно, помимо воли и желаний. Следовательно, можно предположить, что, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, формируя его ум и волю, можно научить его на сознательном уровне понимать и контролировать такую эмоцию, как страх. Этим занимаются все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, добиться комфортного состояния при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, паникой и т. д., то есть спутниками страха?

Содержание личности безопасного типа включает в себя возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По вышерассмотренным качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой-то степени ограничены. Личность безопасного типа отличается определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях. «Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стойкие общинно-коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности».

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность безопасного типа, в социальном аспекте, выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно-правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами и др. Михайлов Л.В. определяет, что «основными чертами личности безопасного типа можно назвать: общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина; бережное отношение к окружающему миру; грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности; наличие навыков защиты от угроз природы, людей, исходящих от внешних источников и из самого себя». А «содержание поведения личности безопасного типа определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретения комфортного уровня взаимодействия личности и сред обитания человека: предвидение опасности; уклонение от опасности; преодоление опасности».

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономность личности – это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Таким образом, общая цель формирования личности безопасного типа должна сводиться не только к выработке навыков и умений, позволяющих правильно строить свое поведение и таким образом снижать уровень исходящих от себя угроз, а также осуществлять профилактику опасностей, окружающих человека в современном мире, но воспитанию духовности. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности – ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Тема:

Формирование личности безопасного типа поведения на уроках ОБЖ на основе использования технологии решения конкретных ситуаций

I . Информация об опыте

1.1. Условия возникновения и становления опыта

К сожалению, нет еще в мире системы, способной полностью защитить своих маленьких граждан. Нет стопроцентной гарантии того, что ребенок будет в абсолютной безопасности: дома, на улице, в школе, на детской площадке, перед экраном телевизора или компьютера. Возникает все больше и больше опасностей, на которые необходимо реагировать быстро и эффективно.

Проведённая диагностика знаний ПДД показала, что правила пешеходов знают в 1 классе- 25% обучающихся, во 2 классе- 30%, в 3 классе -37%, в 4 класс- 39 %. Для проверки знаний использовался диагностический материал по теоретической части курса ПДД (приложение 1).

Эти неутешительные данные заставили задуматься и над другими вопросами, знают ли дети правила поведения в доме, на улице, на водоёмах, при пожаре, правила оказания первой медицинской помощи, как относятся к урокам ОБЖ.

Диагностика отношения обучающихся к предмету с помощью теста-рисунка «Твое отношение к уроку ОБЖ».

С целью оценки уровня мотивации и познавательной активности обучающихся был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой), направленный на изучение уровней познавательной активности, который также показал слабую заинтересованность детей в изучении предмета ОБЖ.

Передо мною встал вопрос: «Как на уроках ОБЖ повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, научить их безопасному поведению, сформировать личность безопасного типа».

1.2.Актуальность

Формирование личности безопасного типа является прямым социальным заказом общества.

Безопасность является неотъемлемым критерием развития любого государства. В настоящее время человечество постоянно сталкивается с угрозами природных и техногенных катастроф, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельство связано с неумением населения предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях.

Поэтому вопросы формирования личности безопасного типа выходят на первый план. Не вызывает сомнений потребность обучения подрастающего поколения безопасному для себя и окружающих поведению. Эта задача стала ключевой на уроках ОБЖ. В ее успешном разрешении заинтересованы все субъекты образовательного процесса: обучающиеся, родители (законные представители), государство, общество. В процессе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия :

    между отсутствием заинтересованности в изучении основ безопасности

жизнедеятельности у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;

    между традиционным подходом к организации и проведению уроков ОБЖ и широкими возможностями использования технологии решения конкретных ситуаций (ситуационных заданий), позволяющих повысить эффективность преподавания предмета;

    между беспечным отношением к вопросам безопасности некоторых школьников, родителей и учителей и высокой значимостью культуры безопасного поведения в жизни.

Р азрешение указанных противоречий через применение современных образовательных технологий приведет не только к совершенствованию преподавания ОБЖ, но и позитивному изменению уровня знаний и умений, необходимых для формирования личности безопасного типа.

1.3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования личности безопасного типа посредством широкого использования в учебном процессе технологии решения конкретных ситуаций , выстраивания алгоритмов действий в условиях повседневной жизни и чрезвычайных ситуаций.

1.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2012 года по январь 2015 г., с момента выявления противоречий между имеющимся и желаемым уровнем сформированности у обучающихся безопасного поведения в школе, дома, на улице и т.д., не только в чрезвычайных ситуациях, но и в обычной обстановке.

1.5. Диапазон

1.6. Теоретическая база опыта

Проблема формирования навыков безопасной жизнедеятельности рассматривалась в отечественной педагогической науке с позиций здорового образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Новые вызовы времени обуславливают необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы - разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования.

В основу педагогического опыта взяты:

    теоретическое осмысление проблемы формирования культуры безопасности личности и здорового образа жизни Анастасовой Л.П., Анисимовым В.В., Виленским, Смирновым А.Т., Хренников Б.О. и др.;

    результаты философских, психолого-педагогических, социологических исследований по проблемам безопасности личности (И.А. Баева, П.В. Векленко, Г.В. Грачева, А.А. Деркача и др.);

    технология решения конкретных ситуаций педагогов новаторов А.М.Смолкина, А.М.Зобова, Ю.С. Арутюнова и др.

Для разработки темы опыта были использованы следующие понятия:

    культура безопасности личности;

    личность безопасного типа;

    ситуация, ситуационные задачи.

Культура безопасности – это совокупность материально – технических объектов, духовных, нравственных, личностных, информационных и иных явлений, созданных человеком и имеющих прямое или косвенное отношение человеку, направленных на обеспечение такого состояние внутренней и внешней среды, при котором возможна нормальная жизнедеятельность человека и всего человечества. Цель культуры безопасности – безопасность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека - достигается через формирование личности безопасного типа.

Личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей».

Практические конкретные ситуации начали использоваться в Школе бизнеса и Школе права Гарвардского университета в 40–50 гг. Спустя четверть века в СССР появились публикации, в которых представлялась информация о педагогах-новаторах, использующих этот метод: А.М.Смолкин, А.М.Зобов, Ю.С. Арутюнов, А.А. Соловьева и другие. Ими была дана точная формулировка понятия «ситуация».

Ситуация – положение, обстановка, совокупность обстоятельств, содержащая условия, противоречия, в которых развивается какая-либо деятельность индивида, группы, требующая конкретного разрешения, но не имеющая мгновенного однозначного решения для выхода из создавшегося положения.

Различают конкретные и базовые ситуации. Конкретные ситуации существуют в разнообразных сферах деятельности в любом учреждении. Их возникновение связано, в первую очередь, с проявлением проблем, умением или неумением их разрешать, личностями участников.

Базовые ситуации отличаются степенью обобщенности подобных конкретных ситуаций, которые могут быть отнесены к одному виду.

Ситуационные задачи по учебной функции классифицируются следующим образом: ситуация-проблема, ситуация-оценка, ситуация-иллюстрация, живая ситуация .

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования, позволил выделить следующие уровни формирования личности безопасного типа:

    первый уровень (1-4-е классы) - безопасность школьника;

    второй уровень (5-9-е классы) - безопасность личности;

    третий уровень (10-11-е классы)-безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Для эффективного формирования культуры личности безопасного типа необходимо работать в следующих направлениях:

Морально-психологическая безопасность;

Физическая безопасность;

Экологическая безопасность;

Безопасность в чрезвычайных ситуациях;

Правовая безопасность;

Информационная безопасность;

Медицинская безопасность.

Все направления тесно связаны между собой. Уроки, мероприятия, проводимые в рамках того или иного направления, дополняют и расширяют знания учащихся.

1.7. Новизна

Новизна опыта состоит в создании системы применения технологии решения конкретных ситуаций для формирования личности безопасного типа на уроках ОБЖ.

1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть реализован в общеобразовательном учреждении на всех ступенях обучения при организации уроков ОБЖ как по программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» авторов А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов, В.А. Васнев (Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы. /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М. Просвещение, 2013), так и по другим программам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы. /под редакцией В.Н. Латчука. - М.: Дрофа, 2010).

II . Технология опыта работы

Цели данного педагогического опыта - формирование:

    потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации;

    навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим;

    сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

    выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;

    развивать у детей чувство ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

    стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и вырабатывать умения и навыки безопасного поведения в реальной жизни;

    создать условия формирования у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности личности в образовательном процессе школы - многоступенчатый педагогический процесс, в котором происходит достижение триединой цели: обучение, воспитание, развитие.

Процесс обучения, а именно сообщение системы знаний, умений, навыков, играет важную роль в формировании личности безопасного типа. В нем можно выделить следующие этапы:

1 этап: формирование понятийно – категорийного аппарата. Решение проблемы взаимопонимания выступает на первый план – без понимания не появится возможности формирования культуры безопасности личности.

2 этап : этап систематизации знаний – формирование «картины мира» и роль каждого человека в картине мир. На данном этапе формирования личности безопасного типа ребенок должен увидеть, что существуют причинно-следственные взаимосвязи, в том числе существуют определенные последствия и у поступков конкретного человека. Очень важно убедить учащегося в верности картины мира, тех механизмов, которые объясняют процессы, опасности и угрозы, которые окружают человека.

3 этап : макропрактика человека ( макро... (от греч. makrós - большой, длинный), часть сложных слов, соответствующая по значению словам"большой", "крупных размеров" (противоположно ) – объект формирования личности безопасного типа, которая используя свои знания, различные данные о процессах, проходящих в окружающем мире, используя знания безопасного существования, моделирует различные ситуации, где существует необходимость применения знаний. В процессе моделирования ситуаций учащийся воспроизводит определенные заданные ситуации и пытается решить задачи с позиции безопасности и минимизации последствий.

Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал.

Решение этих проблем становится возможным, если применять методики развивающего характера, в том числе технологию решения конкретных ситуаций.

Данная технология отличается высокой вовлеченностью обучаемых в учебный процесс, побуждает школьников быть активными. На таком уроке учащиеся самостоятельно принимают решения (известно, что знания, которые ученики добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт ). Она обеспечивают направленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивает запоминание главного на уроках, возбуждает интерес к изучаемому предмету и вырабатывают потребность в самостоятельном приобретении знаний.

Для того чтобы провести занятие с использованием ситуационных задач, необходимо правильно поставить общие учебные цели. Их можно свести примерно к следующим:

выработать умение анализировать ситуацию, расшифровывать причинно-следственных связей, развивать творческое мышление, сформировать умение самостоятельно принимать решения.

Технология решения конкретных ситуаций для формирования личности безопасного типа в отличие от деловых игр не имеет строго регламентированных правил поведения, сценария и критериев оценивания. При проведении занятия многое зависит от творческой личности ведущего и активности участников.

Различают 3 уровня применения конкретных ситуаций:

I уровень –учитель в качестве факта или примера приводит конкретную ситуацию, предлагая решить ее. Школьники активно приступают к поиску решения, педагог помогает анализировать данную ситуацию и предлагает свой, т.е. правильный оптимальный вариант решения. Это является своеобразной подготовкой для применения этого метода.

II уровень –педагог вводит конкретную ситуацию и также призывает индивидуально ее разрешить. Дается некоторое время на обдумывание, затем выслушивается 2–3 школьника с их разрешениями. После этого учитель анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были достаточны и/или недостаточны и почему. Если среди школьных ответов не было правильного решения, приводит свое – оптимальное. Но попытка разрешения ситуации состоялась. Таким образом, начинается постепенное внедрение этого метода.

III уровень – высший уровень по использование конкретных ситуаций, возможен только в том случае, если учитель отлично знаком со школьными возможностями и наверняка уверен, что конкретный ученик даст оптимальный ответ. Поэтому он называет фамилию и при этом говорит, что школьник N приведет правильное решение. После решения конкретных можно приступать непосредственно к практическому занятию.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе применения решения ситуацинных заданий на уроках ОБЖ во 2-11классах основана на использовании различных способов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.

    В начальной школе обучающимся предлагаются следующие ситуации:

-ситуация-оценка – реальная ситуация с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить «правильно–неправильно» и предложить свое адекватное решение.

-ситуация-иллюстрация – ситуации, изображённая на картинках.

По результатам предварительного изучения исходного состояния знаний, умений и навыков обучающихся учитель делает вывод о возможности усложнения ситуационных заданий.

    В основной и старшей школе задание усложняется: обучающимся предлагаются следующие ситуации:

-ситуация-проблема – реальная проблема, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения;

Ж ивая ситуация – ситуация берется из жизни школьников, но никому не известно принятое решение. Это решение надо найти, а саму ситуацию необходимо описать в той последовательности, в которой она происходила в жизни. Здесь уместно использовать такой метод, как разыгрывание ролей.

- классическая ситуация – ситуация может быть взята из литературы, практики, может быть искусственно сконструирована. Классическая ситуация должна быть описана по всем канонам ситуации. Объем неограничен. Четкость изложения обязательна. В конце не ставится вопросительный знак. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение.

Анализ обучающимися (любой ступени обучения) конкретной ситуации – это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, и для оптимального и оперативного ее разрешения.

Содержание образования во 2-11 классах определяют программы по ОБЖ: Л.П.Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой, которая входит в концепцию и программу для начальных классов « Школа России» М.: Просвещение, 2009 г. и А.Т. Смирнова для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 классов, М.: Просвещение, 2010 г.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

Прежде всего, формирование личности безопасного типа реализуется в рамках урока традиционной формы, на котором используются активные формы и методы обучения, к которым можно отнести тестовые задания, игровую деятельность, проблемные ситуации, групповую и парную работу, так или иначе связанные с технологией решения конкретных ситуаций.

Для того чтобы провести занятие с использованием технологии решения конкретных ситуационных задач, необходимо правильно поставить общие учебные цели. Их можно свести примерно к следующим целям: выработать умение анализировать ситуацию, расшифровывать причинно-следственные связи, развивать творческое мышление, сформировать умение самостоятельно принимать решения.

Конкретные ситуационные задания могут быть использованы на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при закреплении изученного материала, а также при контроле знаний, умений и навыков обучающихся.

Конкретные ситуационные задания предлагаются:

- в виде устного задания;

- в виде тестового задания (с вариантами ответов):

В виде карточек с иллюстрациями на бумажном и электронном носителях;

В виде игровой формы.

Так, на уроке в начальной школе при изучении темы «Правила безопасного поведения дома, на дорогах, на водоёмах» используются такие виды ситуационных заданий, которые помогают вовлекать в работу весь класс, учат детей правильно выбирать решение в условиях чрезвычайных ситуациях, «проигрывать» их (приложение 2).

Ситуация-оценка

    Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

Ситуация-проблема

    Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?

Сельским детям порой сложно ориентироваться в городе, поэтому на уроках ОБЖ целесообразно проигрывать ситуации, связанные с поездками в город с родителями. Используется такая форма работы, как инсценировка ситуации.

Ситуация-проблема

    Вы вошли в общественное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Ваши действия по соблюдению личной безопасности в салоне?

Ситуация-иллюстрация

    Найдите пешехода-нарушителя».

Задание: найдите, кто из пешеходов нарушил правила перехода проезжей части. Какие ошибки он допустил? Кто из пешеходов правильно переходит дорогу? Объясните, почему.

Если на уроке применяется ситуация-иллюстрация, то обязательно используются информационно-коммуникационные технологии: показ готовых презентаций и презентаций, созданных обучающимися, использование материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и других образовательных сайтов.

При изучении темы « Правила пожарные без запинки знайте. Правила пожарные строго соблюдайте!» используются ситуации-иллюстрации с заданиями типа: «Горит телевизор», «На человеке загорелась одежда». В игровой форме обучающимся необходимо вызвать пожарную службу и передать сообщение о пожаре (приложение 3).

Таким образом, вырабатывается умение анализировать ситуацию, развивается логическое и творческое мышление, умение самостоятельно принимать решение.

В основной школе ситуационные задания применяются при изучении следующих тем:

    чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их последствия и мероприятия, проводимые государством по защите населения (приложение 4);

Ситуация-проблема

Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма и поняли, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия.

    здоровый образ жизни, профилактика вредных привычек (приложение 5);

Ситуация-проблема

Вы часто работаете на компьютере. Перечислите основные правила работы, которые помогут вам сохранить здоровье.

    практические занятия по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим (приложение 6).

    Ситуация-проблема

Вы путешествуете на пароходе и видите утопающего, которому необходимо спасение с помощью спасательного круга. Ваши действия по спасению утопающего?

    Живая ситуация

Играя в волейбол, ваш товарищ сильно ударился головой о пол, получив при этом сотрясение мозга. Ваши действия по оказанию первой медицинской помощи до приезда «скорой помощи»?

На практических занятиях по медицине конкретные ситуации помогают учащимся правильно оказывать помощь при ранениях (наложение повязки, кровоостанавливающего жгута), травмах (наложение шины), ожогах.

На таких уроках школьникам приходится по очереди выступать в роли лидера и брать на себя ответственность не только за правильность своих действий, но и за организацию работы группы учащихся для оказания экстренной помощи пострадавшему. Они должны действовать быстро, грамотно и чётко. Ведь их задача, хоть и в игровой форме, но поддержать жизнь пострадавшего и не дать развиваться в организме тяжёлым нарушениям до прибытия врача.

    Живая ситуация

На пляже в солнечный день девочка побледнела, появилась головная боль, шум в ушах, головокружение, слабость, тошнота. Что случилось с девочкой?

А) Пищевое отравление; Б) Обморок; В) Солнечный удар.

Выберите правильный диагноз и окажите первую медицинскую помощ ь.

В основной и средней школе целесообразно применение классических ситуаций, взятых из жизни. Обучающиеся самостоятельно конструируют ситуацию (например, пожар в доме, дом попадает в зону объявленного затопления), комментируют свои действия по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации или сохранения жизни и здоровья.

Формирование личности безопасного типа успешно реализуется и на нетрадиционных уроках:

    урок-экскурсия (например, экскурсия в пожарную часть с. Гостищево) (приложение 7);

    урок-конкурс «Юный спасатель» (приложение 8);

    уроки-встречи с инспектором дорожного движения, инспектором по делам несовершеннолетних, участковым, медицинскими работниками;

    урок-праздник «А ну-ка, мальчики»;

    урок-игра («Туши пожар, пока в беду не попал») (приложение 9);

    урок–пресс-конференция. Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится задача, например, обсудить последствия той или иной природной или техногенной катастрофы и меры их профилактике.

Нетрадиционные уроки в сельской малочисленной школе можно проводить, объединяя, например,1-4 классы, 5-7 классы, 8-11 классы.

Ситуационные задания усложняются с каждым годом, по мере взросления детей. В 9-11 классах они важны при подготовке к экзаменам по ОБЖ и подготовке к олимпиаде по ОБЖ.

Использование технологии решения конкретных ситуаций помогает оптимизировать процесс обучения, учит ребенка думать, быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, активно, творчески пользоваться своими знаниями и умениями для решения жизненных проблем.

Конкретные ситуационные задачи позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка.

Через решение конкретных ситуационных задач учащиеся самостоятельно учатся получать новые знания, конструируют свои знания из внешних (информации) и внутренних (опыт, мотивы, ценности) элементов, учатся практически применять изученное. Ведь практические навыки необходимы каждому человеку для полного развития собственных возможностей.

Преобладающие виды деятельности в рамках авторской дидактической системы:

    поисковая деятельность. Учебное познание строится как система задач, учитель организует учебно-познавательную деятельность учащихся по следующему алгоритму: 1) осознание проблемности конкретной ситуации; 2) нахождение личностно-значимых способов разрешения конкретной ситуации; 3) анализ конкретной ситуации; 4) решение.

    исследовательская деятельность как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению конкретной ситуации по следующим этапам:1) изучение конкретной ситуации; 2) выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию; 3) выдвижение гипотез возникновения конкретной ситуации; 4) осуществление плана исследования конкретной ситуации; 5)практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.

    проектная деятельность , обеспечивающая самостоятельное получение результата в специально организованных учителем условиях дифференциации образовательного пространства (спроектировать конкретную ситуации и возможные выходы из нее, используя ИКТ);

Средства обучения

Оптимальный выбор средств учебно-воспитательной работы в соответствии с поставленными целями обусловлен следующим подходом: средства тесно связаны с приёмами и методами и применяются в единстве с ними. В определении средств автор опыта исходит из того, что к средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления и т. п.)

Раздаточный материал:

    тексты разноуровневых контрольных и самостоятельных работ;

    тестовые задания открытой и закрытой форм;

    систематизированная картотека с карточками для индивидуальной и дифференцированной работы;

    сборники олимпиадных заданий по ОБЖ;

    коллекция (презентации) творческих работ учащихся, которая постоянно пополняется.

III . Результативность опыта

Для оценки результативности опыта по формированию личности безопасного типа использовались следующие показатели:

    мотивация к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

    уровень познавательной активности старшеклассников;

    наличие/отсутствие детского травматизма в школе,

    наличие/отсутствие дорожно-транспортных происшествий с участием школьников.

При осуществлении работы по теме опыта была достигнута динамика положительной мотивации к изучению предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводилась с помощью теста-рисунка «Твое отношение к уроку ОБЖ». Результаты вы видете на таблице.

Динамика изменения отношения к предмету ОБЖ за три года

Начальная школа

Отношение

2013

2014

2015

Отрицательное

Нейтральное

34%

29%

23%

Положительное

64,3%

71 %

77%

Основная школа

Отношение

2012

2013

2014

2015

Отрицательное

16%

12 %

9 %

Нейтральное

36 %

33%

33%

22%

Положительное

48 %

55%

68 %

78%

Средняя школа

Отношение

2014

2015

Отрицательное

4,9%

Нейтральное

31.4%

21,6%

Положительное

63,7%

78,4%

Для оценки уровня мотивации и познавательной активности старшеклассников был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой), направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. В каждом учебном году проводился контрольный срез. Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на контрольных срезах показывает, что у учащихся происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к учению. Изменения можно проследить в таблице.

Динамика изменения уровня познавательной активности

Основная школа

Уровень

познавательной

активности

2002-2013

2013-2014

2014-2015

тестируемых

7 класс

8 класс

9 класс

1-й уровень

15,2 %

31,3%

45,1%

2-й уровень

37,1%

41,2%

26,5%

3-й уровень

35,2 %

15,7%

19,6%

4-й уровень

12,5 %

11,8%

8,8%

Средняя школа

Уровень

познавательной

активности

2013-2014

2014-2015

тестируемых

10 класс

11класс

1-й уровень

31,3%

45,1%

2-й уровень

41,2%

26,5%

3-й уровень

15,7%

19,6%

4-й уровень

11,8%

8,8%

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на воспитание личности безопасного типа, обеспечение успешного обучения школьников ОБЖ на основе применения технологии решения конкретных задач, создании условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

    Познавательная активность учащихся на уроках ОБЖ к 11 классу изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения технологии решения конкретных ситуаций, т.е. формируется личность безопасного типа.

    Применение технологии решения конкретных ситуаций способствует достижению высоких результатов в развитии познавательной активности в процессе обучения, что также является обязательным условием формирования личности безопасного типа.

    Основным критерием результативности опыта являются, прежде всего, данные о том, что в течение последних лет в школе не было случаев детского травматизма, дорожно-транспортных происшествий с участием школьников, нет школьников, состоящих на учете в РОВД Яковлевского района.

Литература:

1. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/ -Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Латчук В.Н. Примерные билеты и ответы по основам безопасности жизнедеятельности для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.

3. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах и задачах с картинками. – Волгоград: Учитель, 2006.

4. Попова Г.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы: Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками. – Волгоград: Учитель, 2006.

5. Суслов В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты 4-5 класс: учебно-методическое пособие – Ростов н/Д: Легеон, 2010.

6. Тетушкина Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий.- Волгоград: Учитель, 2009.

7. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Шершнев Л.И. Курс ОБЖ в концепции национальной безопасности России библиотека. // Институт Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки Работников Образования. Оренбургский Государственный Педагогический Университет URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t42_179.htm (дата обращения 12.11.2008).

9. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник ситуативных задач. 10-11 классы: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013.

СВ- ROM . Правила движения для школьников . В.Л. Шмундяк . Тесты разработаны под руководством Государственной инспекции безопасности дорожного движения города Москвы и кафедры безопасности Московского института открытого образования и рекомендованы к использованию в средних и среднеспециальных учебных заведениях.

Скачать выпуск "Безопасность и охрана труда" №4,2016

А.А. Челтыбашев,

заведующий кафедрой специальных дисциплин Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, доцент, кандидат педагогических наук E- mail: [email protected]

И.П. Карначёв,

профессор кафедры специальных дисциплин Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, ведущий научный сотрудник филиала «Научно-исследовательская лаборатория ФБУН Северо-Западного научного центра гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора (Кировск), доктор технических наук

Э.Б. Сусленкова,

директор Мурманского филиала ФГБОУ ВО СПБу ГПС МЧС РФ, доцент кафедры общетехнических дисциплин, кандидат педагогических наук

В статье рассматриваются подходы к определению личности безопасного поведения на основе комплексного анализа литературных источников. Определена характеристика человека являющегося «человеком безопасного типа поведения».

Ключевые слова: безопасное поведение, качества личности, формирование нового человека.

Organizational-pedagogical conditions of formation of human security type of conduct of students through study of "safety"

A.A. Cheltybashev,

associate professor, department of special disciplines of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire Service of EMERCOM of Russia, Ph.D

I.P. Karnachev,

leading researcher of the branch «Cola Research Laboratory SZNTC Hygience and Public Healthy» (Kirovsk), professor of the department of special disciplines of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire EMERCOM of Russia, Dr. Of Sci. (Techn.)

E.B. Suslenkova,

chef of the Murmansk branch of FGBOU in jack-fire Service of EMERCOM of Russia, associate professor, Ph.D.

The article discusses approaches to the definition of safe behavior on the basis of the individual analysis of literary sources. Determined human characteristics are "safe man-like behavior."

Keywords: safe behavior, personality traits, the formation of the new man.

В настоящее время приходится констатировать факт, что безопасность человека начинается с того, что сам человек является активным участником обеспечения своей безопасности и безопасности других людей. Поэтому важнейшей особенностью новых подходов к безопасности XXI века является способность каждого человека действовать в секторе безопасности от имени других людей, а также от своего имени .

Существует обобщённое понятие: «личность безопасного типа поведения» - человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. Для такой личности характерны поисковая активность, коллективистская мотивация, осознание единства всего живого, понимание своего места в обществе, коллективе, семье, чувство уверенности в собственных силах для решения возникающих проблем, навыки гармоничного общения, стремление помогать другим людям, готовность к сопереживанию, отсутствие страха перед мнимыми угрозами, страданий из-за мелочей и неудобств личной жизни. Это – человек, способный таким образом выстраивать свою жизнь и деятельность, чтобы не наносить ущерба себе, другим людям, окружающему миру, и одновременно способный противостоять угрозам, осуществлять специфическую деятельность по обеспечению безопасности, другими словами, это – человек, овладевший основами культуры безопасности .

По утверждению проф. Л.А. Михайлова, личность безопасного типа поведения должна отличаться гарантирующим безопасность жизнедеятельности уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях . По его мнению, содержание поведения определяется наличием трех основных компонентов, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия сред обитания для человека, а именно:

  1. предвидение опасности от среды и от собственного «Я» -
  2. избежание влияния опасности - для достижения которого человек должен знать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций; знать свои возможности по преодолению опасности; уметь правильно оценить ситуацию и распределить свои силы и возможности на период избежание влияния опасностей;
  3. Исследователи в области безопасности жизнедеятельности указывают на большое количество разнообразных составляющих, присущих «безопасной» личности. На рис. 1 представлена та часть этих составляющих, которая составят, по нашему мнению, структуру личности безопасного типа поведения . Таким образом, основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются: общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина; бережное отношение к окружающему миру; грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности; наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя. В свою очередь безопасное поведение предполагает: предвидение опасности; уклонение от опасности; преодоление опасности; оказание помощи.


Рис. 1 . Компоненты структуры личности безопасного типа поведения

Предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т.д.), так и от собственного «я» включает правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности), а также ее последствия. Правовая направленность поведения включает в себя организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности, а также создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

На основе проведенного нами комплексного анализа литературных источников предлагается определять личность безопасного типа поведения, как - личность, безопасную для себя, окружающих и среды обитания, готовую к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, а в случае необходимости, к защите себя, социума и природы от внешних угроз, основными чертами которой являются: общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина, бережное отношение к окружающему миру, грамотность во всех областях безопасности жизнедеятельности, наличие навыков защиты от угроз, исходящих от внешних источников и самого себя.

Для увеличения количества людей обладающих безопасным типом поведения нами проводились занятия со студентами 1-го курса обучения специальностей «Судебная экспертиза» и «Пожарная безопасность» Мурманского филиала ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС РФ. После проведения данного цикла занятий студенты стали рассматривать опасные ситуации в более широком ракурсе, называя не только ЧС техногенного характера, но и аварийную ситуацию на производстве, нарушение норм охраны труда и т.д. Можно констатировать, что проведение дополнительных занятий способствует формированию личности безопасного типа поведения в большей мере, чем традиционное информирование об опасных ситуациях. Это свидетельствует, что создание специальных условий для формирования личности безопасного типа поведения повышает не только личную безопасность людей, но и способствует формированию потенциально безопасного общества.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. В ходе проведенного комплексного анализа литературных источников по проблеме исследования определено понятие «личности безопасного типа поведения» и показано, что сформированность данной личности определяется закреплением в сознании основных компонентов, единство и реальность которых обуславливают приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания человека. Такими компонентами являются предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.

2. Очевидна необходимость применения комплексной работы по формированию личности безопасного типа поведения, и в первую очередь, посредством специального обучения.

Литература:

  1. Лызь Н. А. Безопасность как характеристика личности / Н.А. Лызь, А.В. Непомнящий // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2002. № 5. - С. 138-142.
  2. Маралов В.Г. Психологические особенности взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у старших школьников и студентов / В.Г. Маралов, Е.Ю. Малышева, О.В. Нифонтова, Е.Л. Перченко, И.А. Табунов // Вестник ЧГУ. 2012. № 3. Т.1. – С. 145 – 150.
  3. Михайлов Л.А. Психолого-педагогические подходы к формированию качеств личности безопасного типа / Л.А. Михайлов, У.З. Ахмадуллин, Е.С. Васильев // Вестник ВЭГУ. 2008. № 1. - С. 103-107.
  4. Челтыбашев А.А. Организационно-педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения у студентов через изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/ А.А. Челтыбашев, И.П. Карначёв, Е.Ю. Александрова // Безопасность жизнедеятельности. 2016. №9. - С. 55- 63.
Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них Губанов Вячеслав Михайлович

4.4. Социальные характеристики личности безопасного типа поведения

Социальная сторона ЛБТП характеризуется:

Рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;

Умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;

Умением гармонично общаться с другими людьми;

Постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:

Осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;

Понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;

Знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;

Овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;

Приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;

Умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

Предвидение опасности;

Избежание влияния опасности;

Преодоление опасности;

Создание ресурсов безопасности.

Предвидение опасности предполагает:

Знание опасностей, окружающих человека;

Знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;

Предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);

Предвидение опасности от собственного «я» (себе, среде обитания, другим людям);

Планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.

Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.

Учитель БЖ обязан формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само– и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:

Оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);

Формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.

Общая цель формирования ЛБТП – выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:

Приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;

Формирование экологического мировоззрения;

Обучение действиям в условиях природных катаклизмов;

Развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;

Формирование готовности отстаивать интересы Отечества.

Основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются:

Общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

Бережное отношение к окружающему миру;

Грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности;

Наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя.

Безопасное поведение предполагает:

Предвидение опасности;

Уклонение от опасности;

Преодоление опасности;

Оказание помощи.

Основное звено модели ЛБТП – предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т. д.), так и от собственного «я» (причиняемой себе, среде обитания, другим людям). Оно включает:

Правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);

Организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности;

Создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины деструктивного поведения?

2. Дайте характеристику различных типов деструктивного поведения.

3. Перечислите психолого-педагогические условия формирования качеств ЛБТП.

4. Назовите основные черты личности безопасного типа поведения.

5. Что входит в понятие «личность безопасного типа поведения»?

6. Охарактеризуйте психофизиологический аспект ЛБТП.

7. Раскройте содержание компонентов поведения личности безопасного типа.

8. Назовите психолого-педагогические условия формирования ЛБТП.

Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С. В. Белова. М., 2000.

Безопасность России. М., 2001.

Горшкова В. В. Проблема субъекта в педагогике. Хабаровск, 1993.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. Н.Сухобской. М.,1981.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 1–4 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 5–6 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 7–9 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Из книги Правовые аспекты деятельности энергослужбы предприятий и организаций [Термины, определения, основные понятия] автора Красник Валентин Викторович

СХЕМА № 23. Порядок и условия безопасного производства работ в

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 4 Теоретическая модель личности безопасного типа поведения Главная цель педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности – формирование и развитие личности безопасного типа поведения (ЛБТП). Именно в школе осуществляется основная подготовка

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

4.2. Типологические черты личности безопасного типа поведения К типологическим чертам ЛБТП относятся мотивы поведения, целевые установки и способы деятельности.Мотивы: общинно-коллективистские, побуждающие человека-гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной

Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна

4.3. Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека. Психика любого индивидуума представляет собой одну из форм

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 2. Правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами Правовое регулирование в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными

Из книги Правила дорожного движения Российской Федерации (по состоянию на 1 апреля 2013 года) автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 7. Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Характеристики квартиры Самые важные факторы, которые влияют на стоимость одного квадратного метра, – это площадь кухни, ванной комнаты, высота потолков, количество комнат, наличие лоджий и балконов, а также этаж.В первую очередь маленькая кухня, а во вторую – крошечная

Из книги Парадоксы правового регулирования в России автора Туманов Михаил Владимирович

Из книги Сексуальное поведение и насилие автора Сидоров Павел Иванович

Приложение 2 Дорожная разметка и ее характеристики к Правилам дорожного движенияРоссийской ФедерацииДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (по ГОСТ Р 51256-99 и ГОСТ Р 52289-2004)

Из книги Избранные труды по финансовому праву автора Коллектив авторов

110. Три типа завещаний по источникам римского права В древнем праве были в употреблении два рода завещаний: завещание составляли или перед лицом всего народа в куриальных собраниях, созывавшихся для этой цели дважды в год, или перед вступлением в поход, то есть тогда,

Из книги Настольная книга судьи по квалификации преступлений: практическое пособие. автора Рарог Алексей Иванович

6.2. Неправовые характеристики поведения человека: составляющие, добродетели и проступки, определение и их влияние на человека Возникновение отрицательных последствий в жизнедеятельности человека, совершившего или совершающего проступки, споров не вызывает, считается

Из книги Маги криминала автора Данилов Александр Александрович

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ Глава

Из книги автора

Глава II Финансовые правоотношения договорного типа

Из книги автора

Финансовые правоотношения договорного типа На первый взгляд кажется, что понятия «финансовый» и «договор» несовместимы. Традиционно считается, что финансовое право пользуется односторонне-властным методом, в силу чего финансовые правоотношения договорными быть не

Из книги автора

§ 2. Вина и ее основные характеристики Уголовное право нашей страны всегда основывалось на принципе субъективного вменения, который в действующем УК приобрел статус законодательного. Согласно этому принципу лицо подлежит уголовной ответственности только за те

Из книги автора

Характеристики эмоционального состояния человека - Моя жена очень любит животных.- А моя вегетарианка.Поведение человека, равно как и проявление его намерений во многом зависят от характера и эмоционального состояния личности. Модная сегодня теория