Ii. царское наследие

Весной 1918 г. обострился продовольственный кризис, начав­шийся еще в 1915 г. Поэтому партия объявила борьбу за хлеб борьбой за социализм. В деревню были направлены продотряды, насчитывавшие к осени 1918 г. в своих рядах 72 тыс. человек. На основе опыта работы первых продотрядов была сформирована продовольственно-реквизиционная армия Народного комиссари­ата продовольствия РСФСР (продармия), численность которой к концу года превысила 29 тыс. человек. Для борьбы с кулачеством были созданы комитеты бедноты.1

Особую заботу партии и Советского правительства вызывало обеспечение продовольствием действующей армии. В связи с этим 17 сентября 1918 г. Совнарком заслушал доклад Народного комиссара продовольствия о состоянии обеспечения Красной Армии продуктами питания и принял решение о создании Цент­ральной комиссии по упорядочению обеспечения Красной Армии продовольствием и продуктами первой необходимости (Цеко-продарм). Комиссии вменялось в обязанность в кратчайший срок определить потребности армии в продовольствии, организо­вать его накопление, распределение и в последующем осуществ­лять постоянный контроль за расходом. Цекопродарм наделя­лась правом создавать в действующей армии и военных округах особые комиссии по организации обеспечения войск продоволь­ствием и продуктами первой необходимости. Эти комиссии воз­главляли назначенные Цекопродармом председатели, а чле­нами являлись представители Народного комиссариата продо­вольствия и Народного комиссариата по военным делам.

Важнейшим мероприятием в централизации обеспечения Красной Армии продовольствием явилось постановление СНК, принятое к началу уборки урожая 1918 г. и регламентировавшее порядок проведения заготовок продовольствия и фуража во фрон­товой полосе. Этим постановлением предусматривалось прове­дение заготовок силами войск под руководством фронтовых комиссий, которые утверждались СНК по представлению Цеко-продарма. Фронтовые комиссии руководили работой армейских и районных военно-продовольственных комиссий. В соответствии с постановлением дивизиям и полкам в ходе ведения боевых дей­ствий разрешалось проводить заготовки своими силами вплоть до установления прямых контактов с сетью военно-продовольствен­ных организаций.

Проведение заготовок продовольствия и фуража в прифрон­товой полосе значительно улучшило накопление продовольствен­ных ресурсов и дало возможность удовлетворить потребности не только армии, но и частично гражданского населения. Заго­товки позволили более централизованно и эффективно осуществ­лять накопление, учет и распределение продовольствия, способ­ствовали внедрению принципа соответствия системы материального обеспечения экономическому строю и возможностям эконо­мики страны.

Обеспечение Красной Армии вещевым, обозным и некоторыми предметами инженерного имущества было возложено на Отдел военных заготовок при ВСНХ, который включал кожевенно-брезентовую, обмундировочную, инженерную и обозную секции.

Свою деятельность отдел распространял на всю территорию Советской Республики, создав при местных совнархозах свои подразделения. В связи с большим объемом работ в январе 1919 г. он был реорганизован в Центральный отдел военных заготовок. Его основной задачей являлось распределение сырья между производственными главками, контроль качества и сроков выполнения заказов, организация приема и передачи имущества военному и морскому ведомствам по нарядам главных военных управлений. Деятельность Центрального отдела военных загото­вок позволила упорядочить изготовление и распределение военно­го имущества, усовершенствовать организацию обеспечения войск.

В целях наиболее эффективного использования в интересах военного ведомства всех видов путей сообщения, организации и устройства службы железнодорожных и автомобильных частей, организации транспортной, почтовой, телеграфной и телефонной служб и военных дорог было создано Управление военных сообще­ний, преобразованное в сентябре 1918 г. в Центральное управ­ление военных сообщений (ЦУПВОСО).

Таким образом, был сформирован орган управления, который обеспечивал единое планирование и организацию мероприятий по транспортному обеспечению с учетом использования всей сети путей сообщения, а также согласование и подготовку различных видов транспорта в целях создания наиболее благоприятных ус­ловий для перевозок личного состава и материальных средств. Это давало определенные предпосылки для осуществления прин­ципа комплексного использования всех видов транспорта.

Начало формированию железнодорожных войск было положено постановлением Реввоенсовета Республики, которое было объяв­лено в приказе Главнокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики от 5 октября 1918 г. Этим приказом учреж­далась должность начальника железнодорожных войск, созда­вался его штаб, началось формирование первых 16 отдельных же­лезнодорожных рот. Во фронтах вводились командир железнодо­рожных войск и штаб.

В ходе наступательных операций железнодорожные войска производили восстановительные работы только первой очереди. Работы второй очереди выполняли ремонтно-восстановительные формирования (поезда) Наркомата путей сообщения (НКПС). Следует отметить, что в годы гражданской войны воинскими перевозками занимались как органы НКПС, так и органы военных сообщений. Эксплуатацию и обслуживание железных дорог. Осуществляли не только ремонтно-восстановительные поезда НКПС, но и отдельные роты железнодорожных войск. Этот метод работы подтвердил свою жизнеспособность и в годы Великой Отечественной войны. Он не потерял своей актуаль­ности и в современных условиях.

В 1918 г. были созданы и первые 10 автомобильных колонн Красной Армии (по 10 автомобилей в каждой). Автомобильными колоннами ведали ЦУПВОСО и Главное военно-инженерное управление. В октябре 1918 г. в ЦУПВОСО был организован отдел по службе полевых железных дорог и автомобильных колонн, который решал и организационно-технические вопросы автомобильной службы. Ремонт автомобильной техники и обес­печение автомобильным имуществом осуществлял автоотдел Главного военно-инженерного управления. Непрерывно воз­раставшие задачи автомобильной службы потребовали создания в ЦУПВОСО отдела военных дорог и тыла с двумя отделениями: автоорганизационным и автоэксплуатационным.1

Таким образом, в 1918 г. были созданы специальные войска тыла - железнодорожные и автомобильные. И хотя их вклад в победу в годы гражданской войны был относительно невелик, они определили свое место в общей системе тылового обеспече­ния войск.

Заключение.

Строительство Красной Армии, которая основывалась на совершенно новых принципах,не свойственных армии царской России,являлось сложным и трудным процессом,успех которого вился фундаментом многих будущих побед России. В этот сложный период шло зарождение всех родов войск: артиллерии, бронетанковых, воздушных, военно-морских; в это время росли командиры, которые одержали победу в Великой Отечественной Войне. В ходе успешных действий Красной армии в период гражданской войны родились новые имена Героев России, таких как В.И. Чапаев, Н.А Щорс, С.М. Буденный, С.С. Вострецов, на примере которых воспитывались следующие поколения российского офицерства. Строительство Красной Армии проходило одновременно со становлением нового российского государства и во многом это были связанные процессы, стимулирующие скорость создания нового строя. Очень хорошо, что мы живем в то время, когда многие, ранее неизвестные страницы истории, становятся открытыми для нас и мы становимся ближе к нашим прадедам.

Политическую точку в революции 1905 года поставил указ Николая II от 3 июня 1907 года (т.н. «Третьеиюньский переворот»), окончательно превративший Думу из законодательного органа в совещательный. На парламентаризме в России - в классическом его понимании - был поставлен крест. Этап революции сменился этапом реакции. Но сами революционные события мало зависели от политических решений, продолжая неравномерно развиваться вплоть до начала Первой мировой войны.

Ни один из вопросов, поставленных революцией, не был разрешен. В стране вспыхивали крестьянские волнения, бастовали заводы и фабрики. Это не были уже массовые единовременные выступления, благодаря чему складывалось впечатление о бунте, пошедшем на спад.

Но стоило правительству затронуть принципиальную проблему, "болевую точку" общества, сопротивление возникало вновь. Так было с попыткой Столыпина решить аграрный вопрос . Расстрел войсками бастующих рабочих на приисках Лены в 1912 году (погибло более 500 человек) был встречен массовыми забастовками протеста по всей России.

Достигнутое к 1908-1913 гг. равновесие больше походило на противостояние противников, не решающихся первыми нажать на курок. В событиях 1905 года армия ярко продемонстрировала, на чью сторону она может встать. Это делало противостояние еще более опасным. Тем, кто ищет причины Гражданской войны в октябре 1917 года следует задуматься об этом состоянии общества, уже разделенном на два лагеря - шансы на примирение еще сохранялись, но с ходом времени их становилось все меньше. Время не лечило - каждый год, не приносящий разрешения давно назревших вопросов, подтачивал авторитет власти и лишь усиливал моральные позиции революционеров. Их призывы к свержению власти как единственному методу выхода из тупика обретали благодатную почву во всех слоях общества - что и выразилось в феврале 1917 года, когда лишь единицы, буквально единицы, высказались в поддержку императора.

Нельзя сказать, что царское правительство бездействовало. Но там, где гордиев узел назревших противоречий следовало рубить с плеча, оно лишь слегка надрезало, причиняя боль. А скорее предпочитало эволюционные методы, долженствующие разрешить вопрос в перспективе.

Сегодня много говорят об экономическом рывке России 1909-1913 годов. Действительно, среднегодовой прирост промышленной продукции составил 8,9%, что только на 0,1% было ниже показателя 1893-1900. А в целом за 1890-1913 объём продукции тяжелой промышленности вырос в 7 раз, так же выросла переработка хлопка, в четыре раза - производство сахара и т.д.

И в целом не оставляет сомнений, что продолжающийся промышленный рост повлек бы за собой постепенный рост образования - предприятиям все больше требовались бы грамотные рабочие. Рост образования потребовал бы новых общественных отношений, в перспективе как-нибудь подступились бы и к решению аграрного вопроса - если бы события заставили себя подождать.

Но история не любит ждать опоздавших. О Первой мировой говорят, что она была не нужна России. Это так же верно, как и то, что мнения России в этом вопросе никто не спрашивал. Она была неизбежна, участие нашей страны закладывалось всей предшествующей внешней политикой. И к ней страна оказалась не готова.

Война разрушила все перспективные планы, привела к стагнации в промышленности и катастрофе в сельском хозяйстве. К хаосу на транспорте, инфляции, росту цен на основные товары и безудержному росту государственного долга. За годы войны он вырос на 8 млрд. руб., достигнув к 1917 году 11,3 млрд. руб.

Транспорт не справлялся с перевозками. Предприятия испытывали острую нехватку металла, топлива, сырья. Сельское хозяйство лишилось миллионов рабочих рук. В городах начались перебои с продовольствием.

«Выпуск бумажных денег достиг двойной суммы нашего металлического запаса, поезда приходили с запаздыванием на два часа, хлеб вздорожал на 5 коп. на фунт и риттиховская разверстка дала лишь половину ожидавшегося подвоза», - вспоминал член ЦК кадетской партии А.С.Изгоев.

В этих условиях правительство предпринимало ряд мер по государственному регулированию экономики. В мае 1915 года было создано «Особое совещание» по усилению снабжению действующей армии главнейшими видами боевого довольствия. К августу 1915 «Особых совещаний» было уже пять: по обороне; по обеспечению топливом путей сообщения (учреждений; предприятий, работающих на оборону); по перевозке топлива, продовольствия и военных грузов; по продовольственному делу; по устройству беженцев.

Согласно Положению о совещаниях, утвержденному Николаем II 17 августа 1915 г., «Особые совещания» являлись «высшим государственным установлением», имели право требовать содействия всех общественных и правительственных организаций, устанавливать предельные цены, срок и очерёдность исполнения заказов, налагать секвестр, проводить реквизици» и т.д. «Особые совещания» имели свои отраслевые органы, такие, как «Металлургический комитет», «Центральное бюро по закупке сахара» и другие.

Практически одновременно с «Особыми совещаниями» были созданы «Военно-промышленные комитеты», которые, являясь объединениями фабрикантов, осуществляли мобилизацию частной промышленности для военных нужд. Правда, до Февральской революции ВПК получили от казны заказы на сумму около 400 млн. руб., но выполнили менее половины .

В производстве вооружений к 1916 году удалось добиться определенных успехов, но одновременно с милитаризацией промышленности вызревала новая проблема - стремительно рушился товарный рынок, в частности - рынок продовольствия.

В 1914-15 годах в России появилась карточная система распределения продовольствия. В 1915 году правительством были установлены «твердые цены» на хлеб. В 1916 году была введена продразверстка, или "риттиховская разверстка", по имени министра земледелия А.А.Риттиха. Впоследствии уже Временное правительство, продолжая попытки урегулировать снабжение городов продовольствием, установило хлебную монополию, нормы потребления для крестьян, предписывая сдавать все продукты сверх нормы государственным закупщикам. В деревни отправились первые вооруженные отряды.

Говоря о действиях большевиков в 1917-1918 гг. и далее очень важно выделить проблемы и пути их разрешения, доставшиеся им в наследие от предыдущих властей и проблемы, созданные самой молодой Советской властью. К сожалению, современная "массовая история" склонна все беды, неудачи и непопулярные меры по их преодолению приписывать исключительно большевистскому перевороту, что мало соответствует истиному положению вещей. Многие процессы зародились задолго до Октября, они развивались по нарастающей еще при царской администрации, затем при Временном правительстве и достались большевикам в динамике, далеко не достигнув своего пика.

Тем важнее проследить историю их зарождения и развития.

В этой работе, говоря об экономике, мы сосредоточимся преимущественно на продовольственной проблеме. По ряду причин: прежде всего тенденции, породившие острую нехватку продуктов питания в Российской империи 1914-1917 гг., являлись общими для всей экономики, а продовольственная проблема, как мы увидим ниже, втягивала в свою орбиту и вопросы транспортного сообщения, и ценообразования, и многие другие. Соответственно и методы ее разрешения в значительной мере являлись для царского правительства стереотипными, аналогичные им принимались во всех остальных сферах. Таким образом продовольственная проблема может служить для нас отличным примером процессов, происходящих с других секторах экономики.

Во-вторых, нехватка продовольствия являлась одной из самых резонансных для общества тем обсуждения периода войны. На основании анализа газетных публикаций нетрудно проследить, как реагировало общественное мнение на возникшие трудности и как воспринимало предлагаемые правительством меры по их разрешению.

Наконец, именно продовольственная проблема явилась непосредственной причиной восстания в Петрограде 1917 года, ставшего прологом Февральской революции. Впоследствии же, по мере стагнации и развала промышленности, борьба за хлеб стала одной из главнейших задач власти.

Все это заставляет выдвинуть продовольственную проблему на первый план в анализе экономических процессов рассматриваемого нами периода.


Примечания:

Подробнее об этом см. "Краткий курс истории русской революции", Глава 18. Война или реформы? Был ли у Столыпина шанс реформировать Россию? http://users.livejournal.com/_lord_/1353833.html

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней». Ст. "Россия накануне Первой мировой войны"

«Социализм, культура и большевизм». А. С. Изгоев. Из сборника статей о русской революции «Из глубины» (1918). http://ricolor.org/history/ir/ig/3

См. БСЭ, «Особые совещания»

См. БСЭ, «Военно-промышленные комитеты»

9. 1914-1917 гг.: Продовольственный кризис

О продовольственном кризисе, разразившемся в годы Первой мировой войны в России, нам известно по преимуществу как о перебоях с поставками хлеба в крупных городах, в основном в столице, в феврале 1917 года. Существовали ли подобные проблемы ранее и сохранились ли они позже? Если дальнейшим усилиям Временного правительства по снабжению городов продуктами первой необходимости просто уделяется мало внимания, то работы, посвященные возникновению и развитию продовольственного кризиса в царской России можно пересчитать по пальцам.

Закономерным результатом такого бессистемного подхода является представление о внезапно возникших перебоях в феврале 1917 и полном крахе снабжения и разрухе после Октябрьской революции как о разных, не связанных между собой явлениях. Что, конечно, оставляет широкое пространство для самых крайних, подчас совершенно конспирологических трактовок. Автору доводилось читать ряд работ, где доказывалось, что "хлебный бунт" в Петрограде зимой 1917 года явился результатом заговора, умышленного создания дефицита с целью вызвать народные волнения.

В действительности продовольственный кризис, вызванный рядом как объективных, так и субъективных причин, проявился в Российской империи уже в первый год войны. Фундаментальное исследование рынка продовольствия этого периода оставил нам член партии эсеров Н.Д.Кондратьев, занимавшийся вопросами продовольственного снабжения во Временном правительстве. Его работа «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции» была издана в 1922 году тиражом в 2 тыс. экземпляров и быстро стала библиографической редкостью. Переиздана она была лишь в 1991 году, и сегодня, благодаря массиву приведенных Кондратьевым данных, мы можем составить впечатление о процессах, происходивших в империи в период с 1914 по 1917 гг.

Материалы анкетирования, которое проводило "Особое совещание" по продовольствию, дают картину зарождения и развития кризиса снабжения. Так, по результатам опроса местных властей 659 городов империи, проведенного 1 октября 1915 года, о недостатке продовольственных продуктов вообще заявили 500 городов (75,8%), о недостатке ржи и ржаной муки - 348 (52,8%), о недостатке пшеницы и пшеничной муки - 334 (50,7%), о недостатке круп - 322 (48,8%).

Материалы анкетирования указывают общее число городов в стране - 784. Таким образом, данные "Особого совещания" можно считать наиболее полным срезом проблемы по Российской империи 1915 года. Они свидетельствуют, что как минимум три четверти городов испытывают нужду в продовольственных товарах на второй год войны.

Более обширное исследование, также относящееся к октябрю 1915 года, дает нам данные по 435 уездам страны. Из них о недостатке пшеницы и пшеничной муки заявляют 361, или 82%, о недостатке ржи или ржаной муки - 209, или 48% уездов.

Таким образом перед нами черты надвигающегося продовольственного кризиса 1915-1916 гг., который тем опаснее, что данные обследования приходятся на осень - октябрь месяц. Из самых простых соображений понятно, что максимальное количество зерна приходится на время сразу после сбора урожая - август-сентябрь, а минимальное - на весну и лето следующего года.

Рассмотрим процесс возникновения кризиса в динамике - определим момент его возникновения и этапы развития. Другое анкетирование дает нам результаты опроса городов по времени возникновения продовольственной нужды.

По ржаной муке - базовому продукту питания в Российской империи - из 200 прошедших анкетирование городов 45, или 22,5% заявляют, что возникновение недостатка пришлось на начало войны.

14 городов, или 7%, относят этот момент на конец 1914 года.

Начало 1915 года указали 20 городов, или 10% от общего числа. Дальше наблюдаем стабильно высокие показатели - весной 1915 года проблемы возникли в 41 городе (20,2%), летом в 34 (17%), осенью 1915-го - в 46, или 23% городов.

Аналогичную динамику дают нам опросы по недостатку пшеничной муки - 19,8% в начале войны, 8,3% в конце 1914-го, 7,9% в начале 1915 года, 15,8% весной, 27,7% летом, 22,5% осенью 1915 года.

Опросы по крупам, овсу и ячменю показывают аналогичные пропорции - начало войны приводит к недостатку продуктов примерно в 20 процентах опрошенных городов, по мере того, как первые истерические реакции на начало войны стихают, к зиме замирает и развитие продовольственного кризиса, но уже к весне 1915 года происходит резкий всплеск, стабильно нарастающий далее. Характерно, что мы не видим снижения динамики (или видим крайне незначительное снижение) к осени 1915 года - времени сбора урожая и максимального количества зерна в стране.

Что означают эти цифры? В первую очередь они свидетельствуют, что продовольственный кризис зародился в России с началом Первой мировой войны в 1914 году и получил свое развитие в дальнейшие годы. Данные опросов городов и уездов в октябре 1915 свидетельствуют о перетекании кризиса в 1916 год, и далее. Нет никаких оснований предполагать, что февральский кризис с хлебом в Петрограде явился обособленным явлением, а не следствием все развивающегося процесса.

Интересна нечеткая корреляция возникновения нужды в городах с урожаями, или отсутствие таковой. Это может свидетельствовать не о недостатке зерна, а о расстройстве системы распределения продуктов - в данном случае, хлебного рынка.

Действительно, Н.Д. Кондратьев отмечает, что зерна в период 1914-1915 гг. в стране было много. Запасы хлебов, исходя из баланса производства и потребления (без учета экспорта, который практически прекратился с началом войны), он оценивает следующим образом (в тыс. пуд.):

1914-1915 гг.: + 444 867,0

1915-1916 гг.: + 723 669,7

1916-1917 гг.: - 30 358,4

1917-1918 гг.: - 167 749,9

Хлеб в России, таким образом, был, его было даже больше, чем требовалось, исходя из обычных для страны норм потребления. 1915 год и вовсе оказался весьма урожайным. Дефицит возникает лишь с 1916 года и развивается в 17 и 18-м. Конечно, значительную часть хлеба потребляла отмобилизованная армия, но явно не весь.

Чтобы получить дополнительную информацию о динамике продовольственного кризиса, взглянем на рост цен на хлеб за этот период. Если средние осенние цены на зерно Европейской России за 1909-1913 годы принять за 100 процентов, в 1914 году получаем рост в 113% для ржи и 114% для пшеницы (данные для Нечерноземья). В 1915 году рост составил уже 182% для ржи и 180% для пшеницы, в 1916 – 282 и 240 процентов соответственно. В 1917 году – 1661% и 1826% от цен 1909-1913 годов.

Цены росли по экспоненте, несмотря на избыточность 1914 и 1915 годов. Перед нами яркое свидетельство либо спекулятивного роста цен при избыточности продукта, либо роста цен в условиях давления спроса при низком предложении. Это вновь может свидетельствовать о крахе обычных методов распределения товаров на рынке – в силу тех или иных причин. Которые мы и рассмотрим подробнее в следующей главе.


Примечания:

Н.Д. Кондратьев, «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции». М.: «Наука», 1991. Стр. 161.

Там же, стр. 162.

Там же, стр. 161.

Там же, стр. 141

Н.Д. Кондратьев, «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции». М.: «Наука», 1991. Стр. 201

Там же, стр. 201

Там же, стр. 206

Там же, стр. 212

12. Экономическая политика Временного правительства

Февральская революция поставила перед новой властью вопрос взаимодействия со старыми органами управления и создания собственных управляющих структур. Этот процесс с первых же дней пошел по пути «демократизации» - только за период с февраля по сентябрь сменилось 3 центральных структуры, управляющих продовольственной политикой. На местах чехарда с переформированием царских продовольственных органов и созданием новых превратилась в настоящее бедствие. Ситуация только усугублялась общим послереволюционным хаосом и возникшим двоевластием.

27 февраля 1917 года в Таврическом дворце была создана Продовольственная комиссия Временного комитета Госдумы и Совета рабочих и солдатских депутатов. Некоторое время она пыталась наладить взаимодействие со старыми региональными структурами. Однако уже 2 марта Комиссия распорядилась губернским и земским управам организовать, как подчеркивалось, «на широко демократических основаниях» новые продовольственные органы – губернские продовольственные комитеты. На них, в свою очередь, возлагалась задача организации комитетов уездных, волостных, мелкорайонных и т.д.

9 марта 1917 года начавшая было складываться продовольственная структура подверглась первой реорганизации – постановлением Временного правительства на место упраздненного «Особого совещания по продовольствию», а также вместо ранее созданной Продовольственной комиссии учреждался Общегосударственный продовольственный комитет.

В дальнейшем под влиянием во многом чисто политических факторов – формирования коалиционного правительства – постановлением от 5 мая 1917 года высшим органом по регулированию снабжения продовольствием было объявлено специально созданное Министерство продовольствия.

Местные отделения высшего продовольственного органа подвергались за этот период неоднократному реформированию – как в силу изменений в центральных структурах власти, так и под воздействием меняющейся конъюнктуры. Процесс их организации, запущенный Продовольственной комиссией 2 марта, был скорректирован уже 25 марта Временным положением о местных органах «впредь до образования демократического местного самоуправления» . При этом органы, которые сложились до 25 марта, должны были подвергнуться реорганизации.

В апреле 1917 года с целью ускорения организационного процесса и осуществления лучшей связи с центром, были созданы дополнительные управляющие структуры – институт эмиссаров с большими полномочиями. К осени 1917-го, так и не установив единовластие, Министерство продовольствия ввело в дополнение к прежним институт особоуполномоченных, обличенных широкими правами в сфере осуществления заготовок.

Все эти попытки централизации натыкались на море вызванных революцией проблем и противоречий. «После революции, - отмечает Кондратьев, - сразу наметилась относительная слабость центральной власти и «автономия» мест». В итоге «в некоторых местах продолжали действовать дореволюционные продовольственные органы, в других – органы, возникшие самочинно, в третьих – органы, возникшие по приказу 2 марта, наконец, в четвертых – органы, возникшие по закону 25 марта» .

Широко давала о себе знать политика «демократизации»: «Наряду с пестротой местных органов обнаружился факт, в особенности в голодающих районах, частой смены персонального состава продовольственных комитетов на почве политической борьбы. Все это вело к тому, что продовольственная сеть находилась в состоянии как бы перманентной реорганизации» .

И, наконец, чтобы получить полное представление о происходящем на местном уровне, нужно упомянуть, что «далеко не все продовольственные органы, в особенности мелкотерриториальные, т.е. наиболее близкие к населению, <были> в состоянии подняться до понимания общегосударственных задач и эмансипироваться от чисто-местных интересов» . То есть, получив в свои руки местную власть, они элементарно отказывались кормить города и армию – мотивируя это вполне естественным «самим не хватает».

Все эти прелести постреволюционной действительности накладывались на крайне сложное продовольственное положение в стране. «Наследие, которое мы получили, - вспоминал министр Временного правительства кадет И.Шингарев, - заключалось в том, что никаких хлебных запасов в распоряжении государства не осталось» .

Соответственно, первыми действиями новой власти в области продовольственного обеспечения стали реквизиции. 2 марта Продовольственная комиссия Временного комитета Госдумы распорядилась на местах, не останавливая заготовки хлеба по разверстке, немедленно приступить к реквизиции хлеба у крупных земельных собственников и арендаторов всех сословий, у торговых предприятий и банков .

Распоряжением от 3 марта особо подчеркивалась необходимость продолжать ранее полученные в соответствии с риттиховской разверсткой распоряжения по заготовками продовольствия «впредь до выполнения уполномоченными данных им нарядов».

Встречались и курьезные попытки стабилизировать положение с продовольствием – так, 7 марта 1917 года местным органам было предложено рассмотреть вопрос о запрете выпечки для продажи сдобных булок, куличей, пряников, пирогов, тортов, пирожных и печенья – для сбережения муки.

25 марта 1917 года Временное правительство приняло закон о государственной монополии на хлеб. В соответствии с ним государство, во-первых, полностью упраздняло хлебный рынок, беря зерно под свой контроль, выступая как единственный покупатель (заготовитель) с одной стороны и монопольный торговец с другой. Во-вторых, государство декларировало вмешательство в жизнь индивидуального хозяйства, определяя его нормы потребления – весь хлеб вне нормы подлежал сдаче государству по твердым ценам. И в третьих, учитывая сложную продовольственную обстановку и введение официальной карточной системы, государство вмешивалось в жизнь конечного покупателя, декларируя нормы его потребления.

Для крестьянских хозяйств нормы потребления хлеба определялись следующим образом: на семью владельца, а также на рабочих, получающих от него довольствие, выделялось 1 ? пуда зерна на душу в месяц (чуть больше 20 кг. – Д.Л.). Для взрослых рабочих одиночная норма повышалась до 1 ? пуда. Кроме того семье оставлялось разных круп исходя из норматива 10 золотников (около 43 грамм – Д.Л.) на душу в день. Объем круп, впрочем, можно было увеличить за счет сокращения хлебов .

Кроме того, в хозяйстве оставлялось зерно на семена (исходя из площади обрабатываемой земли и способа сева), а также овес, ячмень и другие злаки для прокорма скоту, исходя из видов и количества скота. Также еще 10 процентов от общей суммы зерна, которая должны остаться в хозяйстве, возвращалась хозяевам на всякий случай.

Все остальное зерно подлежало отчуждению в пользу государства. Закон от 25 мая 1917 года говорил, что в случае обнаружения скрываемых запасов хлеба, подлежащих сдаче государству, запасы эти отчуждались по половинной твердой цене. А в случае отказа от добровольной сдачи хлебных запасов государству, они отчуждаются принудительно .

Понятно, что сельские жители отнюдь не приветствовали подобные меры со стороны властей, тем более, что нормы потребления, объявленные законом о хлебной монополии, в дальнейшем подвергались лишь сокращению. Уже попытки учета наличного зерна в деревнях встретили, как пишет Кондратьев, «крайне недоброжелательное отношение населения». «В некоторых случаях население не допускало учета, вступая на путь эксцессов, иногда кровавых» . Что же говорить о сдаче «хлебных излишков» государству.

Между тем ситуация с хлебом в стране планомерно катилась в пропасть. Разрушение старых продовольственных органов, хаос в создании новых, недовольство крестьян хлебной монополией отнюдь не способствовали ее улучшению. Растущие трудности с заготовкой зерна требовали исключительных мер. 20 августа 1917 года министр продовольствия распорядился всеми средствами – вплоть до применения оружия – взять в деревне хлеб . Интересно, что его распоряжение распространялось (видимо, для начала) на «крупных владельцев, а также производителей ближайших к станциям селений». Хотя такая избирательность могла быть вызвана и трезвой оценкой возможностей Временного правительства.

Система распределения, введенная в городах и поселениях городского типа исходила из норм получения продовольствия по карточкам в 30 фунтов (12 кг.) муки и 3 фунтов (1,2 кг.) крупы в месяц на душу населения. Для лиц, занятых тяжелым физическим трудом, устанавливался дополнительный паек в 50% от основного . Однако карточная система по-прежнему оставалась распределительной, а не уравнительной – все указанные нормы являлись «предельными», т.е. отмечали верхний порог того, что население могло приобрести по карточкам.

26 июня приказом министра продовольствия нормы потребления городских жителей подверглись сокращению до 25 фунтов муки и 3 фунтов крупы в месяц. 6 сентября была сокращена предельная норма потребления для сельских жителей. Им оставалось до 40 фунтов (16 кг.) зерна в месяц и до 10 золотников крупы в день . В дальнейшем сокращения применялись еще несколько раз.

Все это, однако, уже не могло спасти ситуацию. Находящееся в непрерывном кризисе Временное правительство теряло контроль над экономикой. «Министр иностранных дел Терещенко подсчитал, что из 197 дней существования революционного правительства 56 дней ушло на кризисы. На что ушли остальные дни, он не объяснил», - иронично отмечал впоследствии Л.Д.Троцкий .

Страна неудержимо стремилась к полной потере управления, анархии и развалу. Причины разные политические силы склонны были искали где угодно – в происках оппонентов, в разрушительном влиянии германских шпионов и так далее, и тому подобном. «Кривая хозяйства продолжала резко клониться вниз. Правительство, Центральный исполнительный комитет, вскоре и вновь созданный предпарламент регистрировали факты и симптомы упадка как доводы против анархии, большевиков, революции. Но у них не было и намека на какой-нибудь хозяйственный план. Состоявший при правительстве для регулирования хозяйства орган не сделал ни одного серьезного шага. Промышленники закрывали предприятия. Железнодорожное движение сокращалось из-за недостатка угля. В городах замирали электрические станции. Печать вопила о катастрофе. Цены росли. Рабочие бастовали слой за слоем, вопреки предупреждениям партии, советов, профессиональных союзов», - отмечает Троцкий.

«Август и сентябрь, - по его словам, - становятся месяцами быстрого ухудшения продовольственного положения. Уже в корниловские дни хлебный паек был сокращен в Москве и Петрограде до полуфунта (200 грамм – Д.Л.) в день. В Московском уезде стали выдавать не свыше двух фунтов в неделю. Поволжье, юг, фронт и ближайший тыл - все части страны переживают острый продовольственный кризис. В текстильном районе под Москвой некоторые фабрики уже начали голодать в буквальном смысле слова. Рабочие и работницы фабрики Смирнова - владельца как раз пригласили в эти дни государственным контролером в новую министерскую коалицию - демонстрировали в соседнем Орехове-Зуеве с плакатами: "Мы голодаем", "Наши дети голодают", "Кто не с нами, тот против нас". Рабочие Орехова и солдаты местного военного госпиталя делились с демонстрантами своими скудными пайками..."

Троцкий, описывая ситуацию в России накануне Октябрьской революции, возлагает вину за развал и хаос преимущественно на Временное правительство. Но при всех недостатках этого действительно малодееспособного руководящего органа, нельзя все же не заметить, что наблюдаемые им процессы берут свое начало отнюдь не с Февраля, а со дня вступления России в Первую мировую войну. Все дальнейшее их развитие абсолютно логично и последовательно вытекает из тех мер и действий, которые предпринимались царскими властями и, позже, Временным правительством, с целью стабилизировать ситуацию.

Нужно констатировать, что эти меры были явно недостаточны, половинчаты, содержали множество непродуманных шагов, таких, как запреты вывоза продовольствия или эксплуатация железнодорожного транспорта «на убой». Подавление частного рынка продовольствия и отсутствие даже попыток заменить его государственной системой распределения – вплоть до Временного правительства. Как ни странно это прозвучит, но царские власти в стране с жестко централизованной монархической фирмой правления встали на путь централизации и контроля в экономике, видимо, не очень представляя себе, как функционирует экономика собственной страны. И мало представляя, как осуществлять над ней централизованный контроль. И в результате непрофессиональных, непродуманных и бессистемных действий довели государство до хаоса.

Сформировавшееся после Февральской революции двоевластие (которое, при желании, можно охарактеризовать и как отсутствие власти) лишь усугубляло нарастающую катастрофу.

Хаос, поглотивший Россию, наступил задолго до прихода к власти большевиков. За несколько месяцев до Октябрьской революции московская кадетская газета «Русские ведомости» писала: «По всей России разлилась широкая волна беспорядков... Стихийность и бессмысленность погромов... больше всего затрудняют борьбу с ними... Прибегать к мерам репрессии, к содействию вооруженной силы... но именно эта вооруженная сила, в лице солдат местных гарнизонов, играет главную роль в погромах... Толпа... выходит на улицу и начинает чувствовать себя господином положения» .

«Саратовский прокурор доносил министру юстиции Малянтовичу…: «Главное зло, против которого нет сил бороться, это солдаты... Самосуды, самочинные аресты и обыски, всевозможные реквизиции - все это, в большинстве случаев, проделывается или исключительно солдатами, или при их непосредственном участии». В самом Саратове, в уездных городах, в селах «полное отсутствие с чьей-либо стороны помощи судебному ведомству». Прокуратура не успевает регистрировать преступления, которые совершает весь народ» .

Такова была ситуация в стране накануне Октябрьской революции. Крах экономики, крах политики, крах правоохранительных органов и армии, практический крах государства.


Примечания:

Н.Д. Кондратьев, «Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции». М.: «Наука», 1991., стр. 178

Там же, стр. 180 - 181

Там же, стр. 181

Там же, стр. 182

Там же, стр. 182

Там же, стр. 206

Там же, стр. 206

Там же, стр. 298

Там же, стр. 209

Там же, стр. 211

Там же, стр. 210

Там же, стр. 212

Там же, стр. 299

Там же, стр. 299

Л.Д. Троцкий. История русской революции. Том второй. Октябрьская революция. Цит. по эл. версии

В ноябре 1917 года Ленин потребовал установить рабочий контроль над заводами и фабриками. В знак протеста предприниматели стали закрывать свои предприятия. Власть ответила на это жестко: началась экспроприация частных заводов и фабрик. Вскоре этот процесс обрел массовый и обязательный характер.

К середине 1918 года в руки государства перешли все крупные предприятия важнейших отраслей промышленности. Национализированы железные дороги, речной и морской транспорт, внешняя торговля. Практически вся экономика страны стала государственной. Ею начал управлять новый хозяйственный орган – Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Ликвидированы частные банки. В стране остался только один банк – Народный банк, подчиняющийся государству.

Весной 1918 года резко ухудшилась ситуация с хлебом. Главная причина в том, что крестьяне не желали продавать хлеб государству по низким ценам. Другая причина – мирный договор с Германией, согласно которому от России отторгались богатые хлебные районы страны.

Продовольственный кризис грозил перерасти в политический, который мог подорвать авторитет большевиков. И власти приступили к решительным действиям. Было решено силой отбирать хлеб у крестьян. Власти установили норму потребления хлеба, а все «излишки» подлежали насильственному изъятию. А тех, кто прятал хлеб, объявляли врагами народа. В стране установилась продовольственная диктатура. Но большевики опасались, что и эти жесткие меры могут обернуться против них. Поэтому они сделали ставку на раскол деревни, противопоставив бедноту остальным крестьянам.

Причины Гражданской войны и военной интервенции в России и их итоги

Гражданская война, развернувшаяся на территории бывшей Российской империи практически сразу же после Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, осложненная иностранной военной интервенцией, представляет собой ожесточенную вооруженную борьбу за власть между представителями различных социальных слоев и групп расколотого российского общества, возглавляемых многочисленными политическими партиями и объединениями, стоящими на зачастую противоположных платформах.

Особенностью гражданской войны в России, хронологические рамки которой остаются до сих пор предметом научной дискуссии, являлось, прежде всего, широкомасштабное участие иностранных держав, оказывающих как прямое, так и значительное косвенное влияние на ход вооруженной борьбы противоборствующих сил внутри страны. Вооруженная поддержка странами Антанты российского белого движения имела существенное значение для развязывания и затягивания кровавых событий этого трагического периода в истории нашего Отечества. Важнейшей из причин иностранной интервенции в России была невозможность найти консенсус в позициях и программах разнородных политических организаций, прежде всего по вопросу о политическом устройстве страны и формах организации государственной власти.

Немалое значение в радикализации противоборствующих сил в стране имела насильственная узурпация власти большевистской партией в ходе Октябрьского вооруженного переворота, а затем активное сопротивление значительной части населения страны проводимой большевиками политики. Огромное влияние на расширение масштабов гражданской войны оказала бескомпромиссная борьба национальных политических организаций. Эта борьба привела к фактическому распаду некогда единой государственно-политической системы Российской державы. Дезинтеграция государственной власти и управления в годы гражданской войны достигла беспрецедентного уровня.

Одним из первых актов II Всероссийского съезда Советов стал Декрет о мире, принятый 26 октября 1917 года. Всем воюющим народам и их правительствам предлагалось начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире и заключить перемирие сроком не меньше чем на три месяца. Решение этой задачи было возложено на Народный комиссариат по иностранным делам, который возглавил Л.Д. Троцкий. Одновременно Верховному Главнокомандующему действующей армией генералу Н.Н. Духонину поручалось обратиться к «командованию неприятельских армий с предложением немедленного приостановления военных действий в целях открытия мирных переговоров».

21 ноября 1917 года между командованием австро-германских войск и русского Западного фронта был подписан договор о временном прекращении военных действий, а 2 декабря Россия и страны Четверного союза (Болгария, Германия, Австро-Венгрия, Турция) заключили договор о перемирии.

Правительства держав Антанты, отказавшись признать Временное рабочее и крестьянское правительство Советской России, начали устанавливать связи с теми республиками, которые не поддерживали большевиков. На конференции в Париже 9 декабря 1917 года представители Антанты договорились об установлении связи с демократическими правительствами Кавказа, Сибири, Украины и казачьих областей. Великобритания и Франция подписали соглашение под названием «Условия конвенции, согласованной в Париже 23 декабря 1917 г.». Она предусматривала включение во французскую зону действий Украины, Бессарабии и Крыма, а в английскую -- Кавказа и казачьих областей. На дальнем Востоке Япония с целью защиты своих подданных 1 января 1918 года ввела во Владивостокский порт свои военные корабли. Президент США В. Вильсон 8 января направил конгрессу послание («14 пунктов Вильсона»). Оно предусматривало необходимость эвакуации германских войск с русской территории, признания де-факто существующих правительств Финляндии, Эстонии, Литвы и Украины, созыва в этих республиках национальных собраний. В послании отмечалось, что необходимо «предусмотреть для Великороссии возможность федеративного объединения с ними».

28 февраля 1918 года в Брест-Литовске возобновились мирные переговоры. 3 марта российская делегация, которую возглавил большевик Г.Я. Сокольников, подписала мирный договор с Четверным союзом. «Съезд признает необходимым, - говорилось в резолюции VII экстренного съезда партии большевиков, - утвердить подписанный советской властью тягчайший, унизительнейший мирный договор с Германией». На IV Чрезвычайном Всероссийском съезде советов 15 марта договор был ратифицирован абсолютным большинством голосов. По договору России предстояло очистить от своих войск провинции Восточной Анатолии, округа Ардагана, Карса и Батума, Эстляндию, Лифляндию, Аландские острова и Украину, демобилизовать армию, заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать подписанный ею договор с державами Четверного союза.

На Украине демаркационная линия не была определена. Германия, воспользовавшись этим, а также договором с Украинской Народной Республикой, продолжила наступление. В апреле германские войска совместно с украинскими частями заняли Крым, а в начале мая - Ростов-на-дону.

Главы правительств Великобритании, Франции и Италии, обсудив в марте 1918 года в Лондоне сложившуюся в России обстановку, приняли решение с целью оказания помощи Восточной России начать союзную интервенцию с привлечением Японии и США. Мурманский Совет, который возглавлял А.М. Юрьев (Алексеев), опасаясь возможного наступления германских и финских войск, с согласия наркома иностранных дел Троцкого 2 марта подписал с союзными миссиями «словесное соглашение» о совместных действиях англичан, французов и русских по обороне Мурманского края. В соответствии с этим документом в начале марта в Мурманске высадился десант союзников. Правительство Великобритании заявило о своем согласии поддержать и Г.М. Семенова. В начале апреля во Владивостоке появились японские и английские десанты с целью «обеспечения жизни и собственности иностранных подданных». Эти действия держав Антанты стали первыми шагами по развертыванию военной интервенции в России.

В ожесточенной вооруженной борьбе, длившейся пять лет, большевики сумели удержать власть в своих руках. Были ликвидированы все государственные формирования, возникшие после распада Российской империи, за исключением Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии. Партия большевиков, провозгласив установление диктатуры пролетариата, в действительности установила свою диктатуру. Руководство большевистской партии решало все важнейшие вопросы государственной, экономической, военной и культурной жизни. Формально провозгласив демократию (пролетарскую), большевики вели непримиримую борьбу со своими идейными противниками, осуществляли радикальную национализацию промышленности и банков, запретили торговлю, ввели продразверстку и трудовую повинность. Все это сопровождалось грубым произволом и насилием на местах, что вызвало недовольство и сопротивление части населения, в том числе и вооруженное. На стороне противников большевиков, проповедовавших идеи мировой революции, выступили страны Антанты, что явилось одной из причин затягивания войны. Она характеризовалась бескомпромиссностью и ожесточенностью борющихся сторон. Общая сумма ущерба России составила 50 млрд. золотых рублей.

В соответствии с приложениями к Брест-Литовскому мирному договору и добавочному договору от 27 августа 1918 года страны Четверного союза имели право на вывоз из России сырого и обрубленного леса, одной четверти добытой нефти в Бакинской области, а также угля из Донбасса. Однако Германия и ее союзники воспользовались не только этим правом, но и соглашениями с другими республиками. К осени 1918 года в Австро-Венгрию и Германию было вывезено около 2 млн. пудов сахара, 9132 вагона хлеба, 22 148 вагонов продовольствия, более 200 тыс. лошадей и крупного рогатого скота. С дальнего Востока интервентами было вывезено более З млн. шкурок ценной пушнины, из Грузии - 26 млн. пудов марганца, из Азербайджана - около 30 млн. пудов нефти, из Крыма - З млн. пудов, зерна, 120 тыс. пудов льна, 63 тыс. пудов шерсти, с Севера - лес на сумму более 1 млн. фунтов стерлингов, около 2 млн. пудов льна, 98 тыс. пудов марганцевой руды. Велики были и человеческие жертвы. Всего с учетом погибших от голода и эпидемий они составили более 13 млн. человек.

В то время как население развивающихся стран подвергается болезням от хронического недоедания, население промышленно развитых стран страдает болезнями, также связанными с питанием, но в ином смысле. Населению развитых стран угрожают болезни, возникающие вследствие переедания, излишнего потребления калорийной пищи. Часть населения мира гибнет раньше времени от того, что никогда не может поесть досыта, а другая часть, образно выражаясь, «объедается до смерти».

В развитых странах суточный рацион, приходящийся на душу населения, превышает 3100 ккал, а в развивающихся не достигает и 2200 ккал. При этом, например, в 1969 - 1971 гг. потребление белков на душу населения в развитых странах составляло 96 г в сутки, а в развивающихся странах - 58 г. Калорийность и количество животных белков в суточном рационе населения некоторых районов мира показаны на рис. 2. Потребление в развитых странах высококалорийной пищи, особенно продуктов, богатых углеводами и насыщенными жирами, при малоподвижном образе жизни значительной части населения часто приводит к ожирению. Главными болезнями населения развитых стран, связанными с избыточным питанием, являются диабет, гипертония, заболевания сердечнососудистой системы. Именно эти болезни приводят к ухудшению состояния здоровья и росту смертности населения промышленно развитых стран. В других регионах мира одна из главных причин высокого уровня смертности населения - голод.

Мировой продовольственный кризис в сущности не что иное, как недостаточная обеспеченность населения развивающихся стран продовольствием. Очевидно, развивающиеся страны, преодолевающие трудные проблемы, нельзя обвинять в том, что они недостаточно развиты в экономическом отношении. Главная вина за это лежит на развитых в промышленном отношении капиталистических государствах, которые еще недавно строили свое благополучие в значительной мере на беспощадной эксплуатации колоний.

При рассмотрении вопроса о мировом продовольственном кризисе необходимо прежде всего уяснить, что же произошло в 1972 г. Какими причинами вызван хотя и не самый глубокий, но все же наиболее значительный в истории человечества продовольственный кризис? Стихийными бедствиями? Крайне неблагоприятными погодными условиями? Всеобщим экономическим кризисом? Политическими и экономическими махинациями? Неверной социально-экономической политикой соответствующих государств? Или ростом народонаселения земли, достигшим максимального предела? На эти разные по содержанию вопросы можно было бы дать разные по содержанию и в какой-то определенной мере правильные ответы, однако поиски корней этих проблем как по существу, так и в логическом и историческом плане следует начинать с рассмотрения сущности колониализма и международного разделения труда в мировом капиталистическом хозяйстве.

Развивающиеся страны начинали самостоятельное национальное развитие в условиях, когда их экономика была ориентирована на достижение одной цели - обслуживание метрополии. Поэтому с получением независимости они сразу же столкнулись с неоколониалистическими стремлениями капиталистического мира, с беспощадными законами капиталистического

рыночного хозяйства, с грабительской политикой многонациональных корпораций, с ухудшением соотношений международного обмена. Перед руководством развивающихся стран одновременно встали проблемы внутреннего снабжения населения продовольствием, ряд социальных и других проблем. Нельзя утверждать, что и другие субъективные или объективные обстоятельства не способствовали возникновению сложного положения в развивающихся странах. Но несомненно одно - при детальном и глубоком рассмотрении отдельных частных явлений мы неизменно возвращаемся к колониальному наследству как к основной причине, обусловившей все трудности.

В возникновении мирового продовольственного кризиса, помимо основных причин, определенную роль сыграли и такие усугубляющие факторы, как неблагоприятные погодные условия, в частности засуха в обширных районах Африки. В специальном исследовании ФАО о развитии сельскохозяйственного производства в период 1952-1972 гг. нет прямых указаний на глобальное отрицательное влияние погодных условий. В то же время в анализе подчеркивается, что такие положительные и отрицательные факторы, влияющие на сельскохозяйственное производство, как, например, расширение орошаемых площадей, вовлечение в производство менее плодородных земель, совершенствование техники и технологии возделывания сельскохозяйственных культур, эпидемии сельскохозяйственных животных, стихийные бедствия, капризы погоды и т. д., в рассматриваемом периоде глобально уравновешивали друг друга. Капризы погоды в течение 1 - 2 лет в принципе не могут вызвать устойчивого голода в масштабах всего мира.

В мировой продовольственной проблеме 1972 год явился поворотным. Одновременное сокращение производства сельскохозяйственной продукции в ряде стран мира привело к резкому росту цен, обострению инфляции, что катастрофически повлияло на продовольственное положение мира. За предшествовавшие два десятилетия впервые было отмечено абсолютное сокращение мирового производства продовольствия. Производство зерновых, включая пшеницу и другие хлебные злаки, а также рис, сократилось по сравнению с предшествующим годом на 33 млн. т. Потеря такого количества зерна вызвала немалые трудности, поскольку производство зерна во всем мире должно возрастать ежегодно примерно на 25 млн. т, чтобы обеспечить продовольственные потребности 80 млн. человек, составляющих прирост населения мира.

Вследствие неожиданного сокращения производства зерна в 1972 г. возник значительный дефицит продовольствия, причем именно в тот период, когда североамериканские государства, и прежде всего США, еще проводили политику ограничения сельскохозяйственного производства. Впервые за десятилетие имел место случай, когда в целом ряде крупных зернопроизводящих стран одновременно отмечались неблагоприятные погодные условия. Вследствие этого запасы зерна в важнейших странах - экспортерах пшеницы сократились с 49 млн. т в 1971 - 1972 гг. до 29 млн. т в 1972 - 1973 гг. Мировые запасы риса практически были исчерпаны. Всего этого было достаточно для того, чтобы возникло катастрофическое положение в мире. Это нетрудно понять даже без детального рассмотрения проблемы использования запасов зерна.

По материалам книги "Мировая продовольственная проблема", 1979 г.

— Источник—

Шаркань П. Мировая продовольственная проблема: Сокр. пер. с венгр./Науч. Ред. В. В. Милосердов.- М.: Экономика, 1982.- 216 с.

Post Views: 412